Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по социальной экологии»

/ КСЕ
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

 

Лекция 1. История возникновения и развития экологии. Введение в социальную экологию: цели, задачи, методы, объекты изучения (социоэкосистемы),  модели и основные концепции.

Определение экологии как науки. Возникновение и развитие экологии. Структура современной экологии, основные ее термины и законы.  Значение современной экологии в жизни цивилизации.

Социальная экология как наука о гармонизации взаимоотношений между обществом и природой. Структура социоэкологии, магистральные направления ее развития. Характерные особенности социоэкологии. Связь социоэкологии с другими науками. Методы социальной экологии. Поисковые и нормативные модели Римского клуба. Институт всемирных наблюдений Л. Брауна – прогнозы развития регионов планеты.

Формирование основных законов социоэкологии, их значение в настоящее время.

Социоэкосистемы как объект изучения социоэкологии. Развитие глобальной социоэкосистемы и смена принципов природопользования.

Основные понятия: экология, биоэкология, геоэкология, экология человека, прикладная экология, космическая экология; социоэкология, экология, социоэкосистемы, экосистемы, динамическое равновесие, принципы природопользования, ноосфера, иерархия социоэкосистем.

 

Лекция 2. Характеристика глобальных социально-экологических проблем современности и пути  их решения.

Понятие об экологических кризисах, катастрофах и революциях.  Особенности современного экологического кризиса. Масштабы воздействия человека на окружающую природную среду. Глобальные и региональные экологические проблемы.

Глобальные проблемы демографии в социальной экологии. Динамика численности населения в историческом аспекте. Демографические проблемы и состояние природной среды.

Использование земельных ресурсов. Истощение почв и проблемы голода. Деградация почв: водная и ветровая эрозия. Загрязнение почв в городах и сельской местности. Охрана и рациональное использование почв.

Парниковый эффект: причины, возникновения и последствия. Различные гипотезы антропогенного изменения климата. Разрушение озонового экрана. Причины возникновения озоновых дыр. Проблема кислых осадков. Действие кислых дождей на почвы и растительность. Проблема сохранения биологического разнообразия.

Основные понятия: экологические кризисы и революции, “демографический взрыв”, деградация почв, эрозия почв, “парниковый эффект”, разрушение озонового экрана, кислые осадки, биологическое разнообразие.

Лекция 3.Государственное управление природопользованием и охраной окружающей природной среды: система федеральных и региональных органов управления ООПС и система комплексного экологического  мониторинга.

Управление охраной окружающей природной среды: сущность, методы, функции. Системный подход к природоохранной политике государства.

Общая характеристика мониторинга окружающей природной Среды,  экологического  контроля, экологической экспертизы и экологического аудита. Понятие о природных кадастрах. Виды природных кадастров.

История появления и развития системы органов управления в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

Органы экологического управления в современной России, их функции.

Особенности управления охраной окружающей природной Среды и природопользованием при рыночной экономике.

Основные понятия:  экологический мониторинг, экологический  контроль, экологическая экспертиза, экологический аудит, природные кадастры, федеральные и региональные органы управления охраной окружающей природной среды.

 

Семинарское занятие №1.

 

Тема:  Социальная экология как интегральная научная дисциплина. Современный экологический кризис и пути его преодоления.

 

Вопросы для обсуждения:

1.     Возникновение и развитие экологии.

2.     Основные законы экологии.

3.     Предмет и структура социальной экологии, связь ее с другими науками.

4.     Методы и модели социальной экологии.

5.     Социоэкосистемы как объект социальной экологии.

6.     Особенности современного экологического кризиса.

 

Рекомендуемая литература:

1.     Анастасова Л.Н., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая Среда. - М., 1995.

2.     Бачинский Г.А. Социоэкология: теоретические и прикладные аспекты. – Киев, 1991.

3.     Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. - М., 1999.

4.     Горелов А.А. Экология: Учеб. пособие. – М., 1998.

5.     Комаров В.Д. Социальная экология: философские аспекты. – Л., 1990.

6.     Моисеев Н.Н. Экология в современном мире // Наука и жизнь. – 1998. - № 3.

7.     Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. - М., 2000.

8.     Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы. – М., 1989.

9.     Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. - М., 1994.

10.    Рой О.М. Социальная экология: опыт системно-аналитических исследований. – Омск, 1995.

11.    Ситаров В.А. , Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. пособие. – М., 2000.

12.    Социально-экологические системы как объект управления /Отв. Ред. Ю.Г. Марков. – Новосибирск, 1990.

 

Практические задания

1. Выберите правильный ответ.

Экология как наука возникла:

а) в Древней Греции; б) в  XVIXVII вв.  в) в IXX в.

2. Назовите  «отца» науки экологии.

а) И. Ньютон; б) Э. Геккель; в) Ч. Дарвин.

3. Выберите правильный ответ.

Основой стратегии устойчивого оберегаемого развития человечества является идея: а) партнерства б) сбалансированности между окружающей природной средой и её ресурсами, экономикой и населением Земли; в) торжества экологии как науки.

4.  Закончите предложения.

а) Космическая экология - это…б) Прикладная экология  – это … в) Промышленная экология – это … г) Сельскохозяйственная экология – это … д) Медицинская экология – это … е) Глобальная экология – это … ж) Биоэкология – это … з) Геоэкология – это … и) Экология человека – это …  

5. Выберите правильный ответ.

Социальная экология — это …     

а) элемент культуры; б) особый способ познания мира; в) интегральная междисциплинарная наука, изучающая закономерности взаимодействия общества и природы и разрабатывающая научные принципы гармонизации этого взаимодействия посредством рационального природопользования.

6. Дайте определение: “Социоэкосистема – это …”.

7. Изобразите схематически а) структуру социальной экологии; б) связь социальной экологии с другими научными дисциплинами; в) структуру социоэкосистемы.

8. Перечислите модели социальной экологии. В чем заключается сущность этих моделей?

9. Изобразите в виде схемы классификацию методов, которые используются в социальной экологии.

 

 

Семинарское занятие №2.

 

Тема:  Основные проблемы современной социальной экологии.

 

Вопросы для обсуждения:

1.     Понятие об экологических кризисах, экологических революциях и  экологических катастрофах. Пояснить на примерах сходства и различия.

2.     Характеристика глобальных экологических проблем:

      а) понятие о демографическом взрыве;

      б) краткая характеристика проблемы уменьшения пахотных угодий;

      в) понятие о парниковом эффекте;

      г) сущность проблемы разрушения озонового экрана;

      д) понятие о кислотных осадках.

3.     Государственное управление природопользованием и охраной окружающей природной среды в современной России.

     а) органы госуправления природопользованием и ООПС в современной России на федеральном уровне;

     б) органы госуправления природопользованием и ООПС в современной России на региональном уровне.

           4.   Управление качеством окружающей природной среды:

           а) понятие об экологическом нормировании, виды экологических нормативов (письменно);

           б) понятие об экологической стандартизации (письменно);

           в) сущность экологической паспортизации (письменно);

           г) понятие об экологической сертификации (письменно).

          5. Краткая характеристика:

           а) экологического мониторинга (письменно);

           б) экологического контроля (письменно) ;

           в) экологической экспертизы (письменно);

            г) экологического аудита (письменно);

           д) краткая характеристика природных кадастров (письменно).

 5. Современное российское экологическое законодательство:

    а) на федеральном уровне;

    б) на региональном уровне.

 

Рекомендуемая литература:
  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учеб. для вузов. – М., 1999.
  2. Арустамов Э.А. и др. Природопользование: Учеб. для вуз. – М., 2000.
  3. Введение в социальную экологию: Учеб.пособие. Ч.I (Урсул А.Д., Мамедов М.Н., Урсул Т.А. и др.) РАУ. Ноосферно-экологический институт. – М.: Луч, 1993. – 239 с.; Ч.II. – 1994.

4.     Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. – М., 1994.

5.     Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. – Учебник для ВУЗов. Пособие для учителей. – М., 1999.

  1. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. – М., 1998.
  2. Горелов А.А. Социальная экология. – М.: ИФРАМ, 1998.

8.     Горелов А.А. Экология: Учеб.пос. – М., 1998.

9.     Кормилицын В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии: Учеб.пос. – М., 1997.

  1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: учеб. – Ростов-н-Дону, 2000.
  2. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учеб. с справ. Пос. – М., 2000.

12.  Ситаров В.А., Пустовайтов В.В. Социальная экология: Учеб. пос. – М., 2000.

 

Практические задания

 

Задание 1. Заполните таблицу.

 

Термин

Определение термина

Экология

???

Биосфера

???

Экосистема

???

Биогеоценоз

???

Популяция

???

Абиотические факторы

???

Загрязнение антропогенное

???

Окружающая природная среда

???

Загрязняющие вещества

???

Поллютанты

???

Источники загрязнения

???

 

 

Задание 2. Расшифруйте значение:

Экологическая катастрофа – это …

Экологический кризис – это …

Экологическая революция – это…

Ответ поясните примерами.

        Задание 3. Кто является автором четырех  законов современной экологии?  

  а) Б. Коммонер; б) Э. Геккель; в) Н. Ф. Реймерс.

Задание 4. Заполните таблицу.

 

Глобальные экологические проблемы

Краткая характеристика

Демографический взрыв

Парниковый эффекте

Кислотные осадки

Разрушение озонового экрана

Уменьшение пахотных угодий

Проблема голода

 

 

 

 

Практические задания

 

Задание 1.  Дайте определение управлению природопользованием и охраной окружающей природной среды ООПС).  Из чего складывается механизм этого управления?

Задание 2.  Изобразите в виде схемы методы управления природопользованием и ООПС.

Задание 3. Свяжите между собой понятия «нормотворчество», «мониторинг», «экологический контроль», «экологическая экспертиза», «экологический аудит», «природные кадастры», эколого-экономическое прогнозирование и планирование».

Задание 4. Выберите правильный ответ.

Методы управления природопользованием и ООПС – это а) виды деятельности, воздействующие на эколого-экономические отношения; б) определенные функции управления ; в) способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и ООПС.

Задание 5. Заполните таблицу.

 

Методы управления природопользованием и охраной окружающей природной среды

 

 

Название метода

Сущность метода

Административные методы (командно-распорядительные)

Методы, которые обеспечиваются возможностью государственного принуждения

???

???

???

???

???

???

 

 

 

Задание 6. Какому понятию соответствует следующее определение: “долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, её загрязнением и происходящими с ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния природной среды и её загрязнения”.

Задание 7. Изобразите схематически виды экологического мониторинга.

Задание 8.  Заполните таблицу, используя следующие данные:

Ступени мониторинга: биологический (санитарно-гигиенический); геосистемный (природно-хозяйственный);   биосферный  (глобальный).

Объекты мониторинга:

гидросфера, атмосфера, растительность и почвенный покров, животные;

исчезающие виды животных и растений, природные экосистемы, агроэкосистемы;  приземный слой воздуха, поверхностные и грунтовые воды, промышленные и бытовые стоки и различные выбросы, радиационные излучения.

Характеризуемые показатели мониторинга:

ПДК токсичных веществ, физиологические и биологические раздражители (шумы, аллергены и пр.), предельная степень радиоизлучения;

 радиационный баланс, тепловой перегрев, состав и запыление атмосферы, загрязнение рек и водоемов, водные бассейны, круговорот воды на континентах, глобальные характеристики состояния почв, растительного покрова и животных, глобальные круговороты и баланс углекислого газа, кислорода и других веществ;

популяционное состояние видов, их структура и нарушения, урожайность сельскохозяйственных культур.

Система наземного мониторинга окружающей среды

 

Ступени мониторинга

Объекты мониторинга

Характеризуемые показатели мониторинга

Биологический (санитарно-гигиенический)

Приземный слой воздуха

Поверхностные и грунтовые воды

Промышленные и бытовые стоки и различные выбросы

Радиационные излучения

ПДК токсичных веществ

Физиологические и биологические раздражители (шумы, аллергены и пр.)

Предельная степень радиоизлучения

Геосистемный (природно-хозяйственный)

???

???

Биосферный 

(глобальный)

???

???

 

 

 Задание 9. Заполните таблицу.

 

Понятия

Смысловое определение понятия

Экологическая экспертиза

???

Экологический контроль

???

Экологический аудит

???

Природные кадастры

???

Экологические нормативы

???

Экологическая стандартизация

???

Экологическая паспортизация

???

   Экологическая сертификация

???

 

 

 


Вопросы к зачету для УЗ-300

1.     Экология: возникновение и развитие.

2.     Социальная экология: предмет, объекты и основные законы.

3.     Понятие об экологических проблемах, экологических кризисах и экологических революциях.

4.     Характеристика проблемы демографического взрыва.

5.     Характеристика парникового эффекта.

6.     Характеристика проблемы разрушения озонового экрана.

7.     Характеристика проблемы кислых осадков.

8.     Характеристика проблемы сокращения пахотных угодий.

9.     Понятие об экологическом нормировании: 3 группы экологических норм, их краткая характеристика.

10.   Понятие об экологической стандартизации и сертификации.

11.   Экологическая паспортизация, ее значение в настоящее время.

12.   Структура федеральных государственных органов, осуществляющих экологическую политику в современной России.

13.    Экологическая этика и экологическая культура; проблемы их формирования.

14.   Экологическая политика России.

15.   Качество природной среды и состояние природных ресурсов Волгограда и Волгоградской области.

16.  Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей природной среды на федеральном и региональном уровнях.

17.   Понятие об экологическом мониторинге окружающей природной среды.

18.    Экологический контроль в современной России.

Списки  рекомендуемой литературы

 

Основная литература:

 

1.     Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учеб. для вузов. – М., 1999.

2.     Арустамов Э.А. и др. Природопользование: Учеб. для вуз. – М., 2000.

3.     Введение в социальную экологию: Учеб.пособие. Ч.I (Урсул А.Д., Мамедов М.Н., Урсул Т.А. и др.) РАУ. Ноосферно-экологический институт. – М.: Луч, 1993. – 239 с.; Ч.II. – 1994.

4.     Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учеб. для студ. Пособие для учителей. – М., 1999.

5.     Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. – М., 1998.

6.     Горелов А.А. Социальная экология. – М.: ИФРАМ, 1998.

7.     Горелов А.А. Экология: Учеб.пособие. – М., 1998.

8.     Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: учеб. – Ростов-н-Дону, 2000.

9.     Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология: Учеб. пос. – М., 2000.

10.    Провадкин Г.Г.  Социальная экология: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.И. Жукова. – М.: Владос, 1998.

11.    Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учеб. с справ. Пос. – М., 2000.

12.    Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: “Академия”, 2000.

 

 

Дополнительная литература:

  1. Байдаков С.Л., Серов Г.П. Правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности. – М. Анкил, 2003.

2.     Бачинский Г.А. Социоэкология: теоретические и прикладные аспекты. – Киев, 1991.

3.     Бганба – Церера В.Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. – М., 1992

  1. Бобылев С.Н., Медведева О.Е. Экология и экономика. Пособие по региональной экологической политике. – М.: Акрополь, 2004.
  2. Бринчук  М.М., Урсул А.Д., Мастушкин М.Ю. Правовые аспекты устойчивого развития. – СТУПЕНИ, 2005.

6.     Брылев В. А.  Природные условия и природные ресурсы Волгоградской области. - Волгоград, 1996.

7.     Брылев В.А., Сагалаев В.А. Особо охраняемые природные территории. - Волгоград, 2000.

8.     Глазачев С.Н.,  Козлова О.Н. Экологическая культура. – М. 1997

9.     Государственный Доклад о состоянии окружающей природной среды  г. Волгограда в 1996 - 2006гг. – Волгоград, 1997-2007.

10.  Государственный Доклад о состоянии окружающей природной среды в РФ. - М., 2010.

11.  Государственный Доклад о состоянии окружающей природной среды Волгоградской области в 1996 - 2009гг. – Волгоград, 1997-2010.

  1. Дегтев М.И., Стрелков В.В., Дегтев Д.М. Окружающая среда и экологический мониторинг. – Екатерингбург: УрО РАН, 2004.
  2. Дмитриев А.Н., Шитов А.В. Техногенное воздействие на природные процессы Земли.- Новосибирск: Манускрипт, 2003.

14.  Кормилицын В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии: Учеб.пос. – М., 1997.

  1. Курбатова З.И., Шутилова Е.П. Экологическая экспертиза. – Великие Луки, 2004.

16.  Мамедов Н.М.  Культура, экология, образование. – М., 1990

  1. Мастушкин М.Ю. Административное управление охраной окружающей среды в России в свете административной реформы.- М.: РАГС, 2004.

18.  Материалы научно-практической конференции “Освоение и использование природных ресурсов Волгоградской области - путь устойчивого развития региона”, 15-16 декабря 2000 г. - Волгоград, 2001.

  1. Медведева Л.Н., Чмиль И.В., Пропой Г.С. Окружающая среда и здоровье: Уч. Пос. – Красноярск: РИО КГПУ, 2003.

20.  Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. – М., 1995.

  1. Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация и устойчивое развитие. – М.: РАГС, 2003.
  2. Научная основа устойчивого развития Российской Федерации. – М.: РАГС, 2002.

23.  Никанорова Е.В. и др. Медико-экологические проблемы устойчивого развития: Учеб. пос. РАГС – М., 2000.

24.  Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пос. – М., 2000.

25.  Памятники природы Волгоградской области. - Волгоград, 1997.

26.  Петров К.М. Экология человека и культура. – СПб., 1999.

27.  Поволжский экологический вестник. - Вып. 1-12.- Волгоград, 1994 - 2005.

28.  Рыбалкин Н.Г., Самотесов Е.Д. и др. Экологическое образование воспитание в России (справочное пособие). – М., 1995.

  1. Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. Системы экологического менеджмента. Методика и практика применения.  – СПб.: Конфлакс, 2002. 
  2. Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. Системы экологического менеджмента. Методика и практика применения.  – СПб.: Конфлакс, 2002. 
  3. Страхова Н.А., Соколова Г.Н., Вейсенберг И.В., Янович Е.С.   Основы экологического управления и менеджмента. – Ростов-н-Дону: РГСУ, 2003.
  4. Трифонова Т.А., Селиванова Н.В., Ильина М.Е. Экологический менеджмент: Уч. Пос.. – М.: АкадемПресс, 2005.
  5. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации: Уч. Пос./Ю.Б. Осипов, Д.Е. Дымов, Д.Г. Зилинг, В.В. Еуценко, А.В. Шевчук – М.: МГУ, 2001.
  6. Федеральный атлас «Природные ресурсы и экология России». – М., 2002.
  7. Хуторова О.Г. Учет экологических затрат. – М.: Финансы и статистика, 2005.

36.  Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.

  1. Шмаль А.Г., Шмаль Т.В. Муниципальная система экологической безопасности (настольная книга муниципального эколога). – Бронницы: МП ИКЦ БНТВ, 2005.

38.  Экологическое состояние территории России /под ред. С.А. Ушакова, Я.Г. Каца. – М., 2004.

39.  Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пос. - /под ред. Муровья Л.А. – 2000.

40.  Яницкий О.Н. Экологическое движение в России. Критический анализ. – М., 1996

  1. Яснин В.А. Формирование экологической культуры. Пос. по реиональной экологической политике. – М.: Акрополь, 2004.   

 

 

Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля

 

Варианты контрольных работ для осуществления  текущего контроля уровня знаний студентов (аттестации).

Вариант I.

 

1.     Охарактеризовать концепцию ноосферы в социальной экологии.

2.     В чем состоит суть глобальной проблемы демографического взрыва?

3.     Дать понятие экологического кризиса.

4.     Дать определение:

?       социоэкосистемы;

?       экологической этики;

?       загрязнения.

Вариант II.

 

1.     Охарактеризовать концепцию коэволюции в социальной экологии.

2.     В чем состоит суть глобальной проблемы парникового эффекта?

3.     Дать понятие экологической революции.

4.     Дать определение:

?       социальной экологии;

?       экологического сознания;

?       окружающей среды.

Вариант III.

 

1.     Сущность концепции экоразвития в социальной экологии.

2.     В чем состоит суть глобальной проблемы кислых осадков?

3.     Дать понятие экологической ситуации.

4.     Дать определение:

?       экосистемы;

?       экологической культуры;

?       здоровья.

Итоговый тест по дисциплине

1. Социальная экология - это ...

 а) интегральная междисциплинарная наука, изучающая закономерности взаимодействия общества и природы и разрабатывающая научные принципы гармонизации этого взаимодействия посредством рационального природопользования;

   б) общая теория, рассматривающая все компоненты окружающей природной Среды, в том числе и человека, как части этой Среды;

  в) междисциплинарная наука, изучающая взаимодействие организмов друг с другом.

 2. Что является объектом изучения социальной экологии?

   а) Экосистемы;

   б) Социоэкосистемы;

   в) Законы взаимодействия общества и природы.

3. Дать определение ноосферы.

   а) Ноосфера - это социосфера в рамках техносферы;

   б) Ноосфера - это часть биосферы;

  в) Ноосфера - это этап взаимодействия природы и общества, на котором разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.

4. Какая из приведенных ниже формулировок раскрывает смысл концепции экоразвития Н.Ф. Реймерса?

    а) Экоразвитие - это совместное гармоничное развитие природы и общества;

    б) Экоразвитие - это форма социально-экологического развития общества, учитывающая экологические ограничения для данного исторического момента и направленная на сохранение естественных и антропогенных условий и ресурсов Среды жизни;

   в) Экоразвитие - этотакое развитие человеческого общества, которое предусматривает консервацию природы и ее ресурсов для использования их будущими поколениями людей.

5. К глобальным экологическим проблемам относятся

   а) загрязнение атмосферного воздуха, последствия Чернобыльской аварии, загрязнение почв;

   б) проблемы загрязнения Мирового океана, трансграничный перенос загрязнителей, уменьшение биоразнообразия;

  в) демографический взрыв, разрушение озонового экрана, парниковый эффект, кислотные осадки.

 6. Глобальная социоэкосистема - это ...

   а) система, в состав которой входят все живые организмы на Земле;

   б) сформировавшаяся а пределах нашей планеты система “общество-природа”, включающая географическую оболочку Земли и все человечество;

   в) территориальная система, объединяющая все государства на Земле.

7. Какое определение раскрывает понятие “экологический кризис”?

   а) Экологический кризис - это необратимое изменение природы, в результате антропогенной деятельности;

   б) Экологический кризис - это ответная реакция человечества на состояние системы “общество - природа”;

 в) Экологический кризис - это напряженное состояние взаимоотношений между человеком и природй, характеризующееся несоответствием развития человеческого общества ресурсным возможностям биосферы.

8. Когда и где была принята концепция устойчивого развития человечества?

   а) Рио- де- Жанейро, 1992 г.;

    б) Йоханнесбург, 2002 г.;

    в) Стокгольм, 1972 г.

9. Что называют демографическим взрывом?

   а) Резкое окращение численности населения в современной России;

   б) Быстрое  увеличение численности человечества в  XX веке;

   в) Быстрое увеличение численности человечества на всем протяжении периода его существования.

10. Дать определение устойчивого развития.

   а) Устойчивое развитие - это такое развитие глобальной социоэкосистемы, при котором сохраняются все ресурсы человечества;

   б) Устойчивое развитие - развитие государств по типу ноосферы;

    в) Устойчивое развитие - это такое развитие, которое отвечает  потребностям настоящего времени, но не лишает будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.

11. Раздел, посвященный исследованию нравственных основ взаимоотношений человека и природы, определению нравственных норм и нравственного кодекса человека в его деятельности и поведении при использовании природных ресурсов и осуществлении мероприятий по сохранению биосферы носит название ...

   а) экологической этики;

   б) биоэтики;

   в) этики Земли.

12. Что такое экологическая политика?

   а) Это явление, характеризующее деятельность некоторых государственных учреждений;

   б) Это процесс создания, утверждения и принятия нормативно - правовых актов по охране окружающей природной Среды;

   в) Это деятельность государства, общественных и политических организаций по регулированию отношений общества с природой с целью защиты окружающей природной Среды и ее ресурсов.

13. Главная причина возникновения парникового эффекта - ...

   а) накопление сернистого газа в атмосфере;

   б) накопление углекислого газа в атмосфере;

   в) накопление фреона в атмосфере.

14. Перечислите специальные методы, которые используются в социальной экологии.

 а) диалектический, исторический, системный, нормативный, картографический, космический, районирования;

    б) индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщение;

 в) кибернетики, системологии, информатики, моделирования, картографирования.

15. Эколого-социальные процессы - это ...

   а) непосредсвенные связи в экосистемах;

   б) воздействие окружающей природной Среды на условия общественного производства;

   в) непосредственное воздействие общества на коружающую природную среду.

16. В современных условиях нагрузку на природу можно существенно снизить

   а) изменением структуры потребностей;

   б) “нулевым” ростом  экономики;

   в) превращением большей части планеты в заповедные территории.

17. Основное противоречие в развитии современного общества

   а)  между нынешним и прошлым поколениями;

   б) между неограниченными потребностями человека и ограниченными природными ресурсами;

   в) между нынешним и будущим поколениями.

18. Экологизация экономики предполагает

 а) переход к природосберегающим методам хозяйствования, основанным на учете природно-ресурсных затрат;

   б) нерациональное использование интеллектуального потенциала людей

   в) сохранение качества жизни.

19. Перечислите государственные органы специальной компетенции по управлению, контролю, надзору и охране окружающей природной Среды.

 а) Президент, Федеральное собрание, Государственная Дума, Правителсьво;

 б) Министерство природных ресурсов, Министерствоздравоохранения и медицинской промышленности, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство по делам ГО и ЧС, Госкомитет санэпиднадзора РФ, Госкомитет по водному хозяйству РФ, Госатомнадзор, Госкомитет по земельным ресурсам и землепользованию РФ, Госкомитет по раболовству РФ, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей Среды РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ;

   в) Законодательные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы  власти.

20. Какие Вы знаете общественные экологические организации в Волгограде?

   а) Департамент по охране окружающей природной Среды в г. Волгограде, Комитет по охране окружающей природной Среды Волгоградской области, Санэпиднадзор г. Волгограда;

   б) Областная Дума, Горсовет, городская и областная администрации;

   в) информационный центр “Волгоград - экопресс”, клуб “Экология”, “Проект - Перекресток Цивилизаций”, “Чистый город”, детский экологический парламент.

 

Тематика курсовых работ по специализации

1.   Формирование системы управления природопользованием и охраной окружающей природной среды в России в историческом аспекте.

2.   Проблемы реформирования  системы управления природопользованием и охраной окружающей природной среды в современной России.

3.   История формирования экологической политики России.

4.   Экологическая политика современной России: проблемы и перспективы.

5.   История формирования системы особо охраняемых природных территорий в России.

6.   Проблемы функционирования особо охраняемых территорий (на примере природного парка «Волго-Ахтубинская пойма»).

7.   Управление территориями с особым режимом природопользования (на примере природного парка Приэльтонья)

8.    Формирование экологической культуры населения Волгограда: управленческие аспекты.

9.    Проблемы реализации экологической политики в системе хозяйственной деятельности (... предприятия).

10.Экологическая составляющая системы управления городской территорией (на примере ... района г. Волгограда).

11.Формирование и становление системы государственного регулирования природопользования в условиях местного самоуправления.

12.Экологические проблемы местного самоуправления в г. Волгограде  в ... районе.

13.Деятельность законодательных органов  по регулированию рационального природопользования и охраны окружающей природной Среды (на  федеральном и региональном уровнях).

14.Деятельность Волгоградской областной Думы по регулированию рационального природопользования и охраны окружающей природной Среды Волгограда и Волгоградской области.

15.Роль органов власти в решении проблем взаимоотношений общества с природой.

16.Доктрина экологической безопасности современной России.

17.Здоровье населения России: федеральный и региональный аспекты.

18.Государственная политика в сфере обеспечения здоровьем.

19.Правовое обеспечение здоровья: управленческие аспекты.

20.Управление российским здравоохранением в  веке: стиль, стратегия, система.

21.Перспективы развития здравоохранения в современной России.

22.Управление наукой в России.

23.Управление образованием в России.

24.Высшее образование в современной России: перспективы развития.

25.Состояние образования и науки в России.

 

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

 

2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса

Учебная дисциплина “Социальная экология” является общеобразовательной. Поэтому к ее изучению студенты приступают на  втором курсе и обучение длится в соответствии с учебными планами один семестр.

Желательным при изучении дисциплины является наличие у студентов некоторого запаса знаний из области общей экологии.  Однако если информация, полученная в средней школе недостаточна, или забыта, ее можно восполнить, используя для самостоятельной работы списки основной и дополнительной литературы, которые имеются в настоящем учебно -  методичнеском комплексе (УМК). С помощью указанных источников, а также изучения самого курса реально заполнение существующих пробелов в знаниях.

Учебно – методический комплекс  предполагает обеспечение студентов  необходимым методическим материалом  для успешного овладения данным курсом. Поэтому в УМК расписана не только  содержательная часть дисциплины, т.е. лекции с набором обязательных для усвоения понятий (которые указаны в конце темы каждой лекции), но и подробно изложена практическая часть дисциплины, т.е. семинарские занятия.  В планах семинаров можно найти не только вопросы для обсуждения и рекомендуемую литературу как для подготовки к каждому занятию, так и для написания рефератов, но и практические задания.

Таким образом, за время, отведенное на изучение дисциплины «Социальная экология» студенты смогут освоить весь понятийный аппарат. Они обязаны  ознакомиться со значением новых для них терминов, изучить основные теории,  гипотезы, представления, модели и взгляды современной социальной экологии, объясняющие взаимодействия и взаимоотношения общества и природы.  Для этого предложены и практические задания. Они направлены в основном на закрепление студентами необходимого терминологического минимума, а также  материалов и сведений информационно - методологического характера. Эти материалы представляют собой “последнее слово” науки и рассчитаны на уровень вполне определенной аудитории.

Как содержательная, так и практическая части УМК тщательно структурированы. Такая структурность упростит ориентацию студента в массе проблем и теоретических подходов к их решению и поможет избрать верное направление в изучении разных по содержанию и объему частей дисциплины.

Как показывает опыт, при изучении дисциплины особое внимание следует обратить на  тему 4, в которой анализируются материалы, характеризующие государственное управление природопользованием и охраной окружающей природной среды и изложены сведения об экологическом мониторинге окружающей природной Среды,  экологическом  контроле, экологической экспертизе, экологическом аудите и   природных кадастрах. Специфика этих материалов проявляется в том, что они трудно воспринимаются студентами из-за достаточно сложного теоретического уровня.  Поэтому при изучении этих материалов рекомендуется шире использовать разнообразные формы занятий.

Специфика в изучении тем 6, 7 настоящего комплекса проявляется в повышенном интересе студентов к общим вопросам экологии. Поэтому по этим вопросам рекомендуется основная часть курсовых работ по специализации, над которыми студенты обязаны работать на IV курсе.

2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса

При изучении темы 7 «Экологическая политика (российский вариант)» особое внимание следует обратить на определение понятия «экологическая политика» (ЭП) и, исходя из этого определения, рассматривать принципы, цели, методы ЭП, и её субъекты.

При изучении темы 8 «Экология региона: качество природной среды и состояние природных ресурсов Волгоградской области» особое внимание следует обратить на существующие экологические проблемы Волгограда и Волгоградской области, а также на  вопросы, связанные с формирование представлений о региональных экологических программах. Необходимо также подробно рассмотреть структуру существующих общественных экологических организаций региона, которые вносят свой вклад в решение экологических проблем города и области.

2.3. Рекомендации по работе с литературой

При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на литературные источники, приведенные в списке литературы.

К основным  (базовым) источникам учебной дисциплины относятся:

 

1.     Арустамов Э.А. и др. Природопользование: Учеб. для вуз. – М., 2000.

2.     Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учеб. для студ. Пособие для учителей. – М., 1999.

3.     Горелов А.А. Социальная экология. – М.: ИФРАМ, 1998.

4.     Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология: Учеб. пос. – М., 2000.

5.     Провадкин Г.Г.  Социальная экология: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.И. Жукова. – М.: Владос, 1998.

6.     Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учеб.  справ. пос. – М., 2000.

7.     Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: “Академия”, 2000.

2.3.1. Методические указания по работе с источниками научно-популярной литературы и научной периодикой

При  изучении теоретического материала данной дисциплины необходима работа с источниками научно-популярной литературы и научной периодикой.

Цель данных методических указаний - помочь правильно организовать самостоятельную работу над этими литературными источниками,  составить содержательные конспекты  и тезисы, которые можно использовать для рефератов, докладов и сообщений.

Многие источники дополнительной рекомендуемой литературы сложны для восприятия, т.к. в них изложены специальные знания из области фундаментальных естественных наук и экологии с философским осмыслением проблематики. Эти источники отличаются обилием рассматриваемых проблем, множеством достаточно сложных терминов, новых имен,  фактов, оценок. Поэтому целесообразна  глубокая проработка таких источников, которая обеспечит успешное усвоение курса «Социальная экология»  в вузе.

·       Приступая к изучению научно-популярного источника,  необходимо отчетливо сформулировать для себя цель своей работы. Если это углубление знаний  и написание реферата –  следует поинтересоваться исторической обстановкой в период написания работы, а затем  и конкретной проблемой, изложению которой посвящен литературный источник.  К изложенному следует добавить в обязательном порядке письменную расшифровку всех терминов, которые встречаются в работе. Если пояснения каких терминов и понятий отсутствуют, следует обратиться с соответствующему словарю.

2.3.2. Краткие методические указания по подготовке  письменных домашних работ.

 

Изучение дисциплины “Социальная экология”   предполагает выполнение различных письменных работ. Одним из её видов являются письменные домашние работы. Тематика их разнообразна и приведена в планах семинарских занятий  данного учебно-методического  комплекса.

Выполнение домашней письменной работы ставит перед студентом следующие цели:

·       обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении курса “Социальная экология”;

·       развитие умений и навыков самостоятельной работы.

По дисциплине “Социальная экология” студентам (по желанию) предлагаются на выбор также темы курсовых работ по специализации. Тематика курсовых работ соответствует учебным планам и приведена в данном УМК. Студент может предложить и свой вариант темы курсовой работы, приступив к ее выполнению после согласования с преподавателем. Тема курсовой работы обозначается для каждого студента строго индивидуально (по согласованию с преподавателем).

Выполнение курсовой работы является частью учебного процесса и ставит перед студентами следующие цели:

*              обобщение, закрепление, расширение и систематизация теоретических знаний, полученных при изучении обозначенного курса;

*              развитие навыков и умений самостоятельной работы;

*              овладение методикой научного поиска в рамках раскрытия темы курсовой работы. 

Курсовая работа оценивается дифференцированно по  4-х балльной системе: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно” и “неудовлетворительно”.

Правила оформления курсовых работ также можно найти в пособии Т.Д. Арутюнян, Д.М. Зиновьевой “Библиотечно-информационные системы и технологии. Подготовка письменных работ в ВУЗе”, Волгоград, 2002 г.  

Структура курсовой работы предполагает наличие в ней следующих элементов:

                 Введения;

                 Основной части, состоящей их глав и параграфов;

                 Заключения;

                 Списка использованных источников и литературы.

Титульный лист и оглавление  оформляются аналогично оформлению их в контрольной работе. 

Во введении целесообразно обосновать актуальность темы курсовой, указать ее связь с современными проблемами науки, подчеркнув практическую значимость; степень разработанности темы, сделав обзор изученной по данной теме литературы. Во введении определяются также цель и задачи (3-5 задач, исходя из цели) данной курсовой работы; объект исследования (что, какое явление или событие исследуется), предмет исследования (что в этом явлении или событии нуждается в изучении) и, наконец, методология – т.е. какими средствами и способами решаются поставленные задачи. Содержание введения должно быть кратким - 1-2 страницы машинописного текста или примерно 10% от всей работы. Введение важная и наиболее читаемая часть работы, по введению судят о всей работе.

Основная часть работы может состоять из 2-3 глав. В каждой главе возможно подразделение текста на связанные между собой по теме и по смыслу параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать названия темы курсовой работы.

В основной части работы обычно обобщаются сведения из разных литературных источников по данной теме, излагается  критический анализ автора  (подходов, концепций, точек зрения) каких-либо положений, рассматриваемых в  работе.  При этом аргументируется авторское видение данной проблемы.

Заключение  должно содержать краткое изложение выводов по теме работы. Оно должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем целесообразно изложить итоговые результаты. Объем заключения 1 - 2 страницы машинописного текста.

Список использованных источников и литературы - содержит наименования тех книг, источников, которые были непосредственно использованы автором при работе над курсовым проектом. Правила оформления библиографического списка аналогичны оформлению его в контрольной работе.

Общий объем курсовой работы  20 - 25 страниц машинописного текста (без списка использованных источников и литературы).

Более подробные рекомендации по написанию и оформлению письменных работ  можно найти в соответствующей литературе:

1.     Арутюнян Т. Д., Зиновьева Д.М. Библиотечно-информационные системы и технологии. Подготовка письменных работ в ВУЗе. -  Волгоград, ВАГС,  2002 г.  

2.     Методические рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ (под ред. Т..М. .Жигановой, Д.М.Зиновьевой). – Волгоград, ВАГС, 1998

3.     Колесников Н.И. От конспекта до диссертации ( уч. пособие) – М. Флинта. 2002

4.     Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство – М. Инфра-М. 2002.

2.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса и практическими заданиями

 

Тестовый контроль может проводиться:

а) в рамках изучения каждой темы (в этом случае тесты даны в виде практических заданий в планах семинарских занятий и в разделе 3 данного УМК по  темам лекций). Тест для текущего тестового контроля может содержать от 10 до 20 вопросов. К каждому вопросу прилагается от 3 до 5 ответов, из которых только один может быть правильным.  Автором УМК разработан также обширный банк тестовых заданий по дисциплине «Социальная экология». Тестовые задания в электронной версии хранятся на кафедре философии и культурологии ФГОУ ВПО ВАГС:

б)     в рамках  устных срезовых контрольных работ для текущей аттестации. Для этого разработаны соответствующие тесты для компьютерного контроля в программе Unitest. Тесты содержат 20 вопросов, на каждый предложен ответ из 5 вариантов, время работы 20 минут.

в) в рамках сдачи зачета через компьютерное тестирование. Для этого также разработаны соответствующие зачетные тесты в программе Unitest. Тесты содержат 40 вопросов, на каждый предложен ответ из 5 вариантов, время работы 40 минут.

При выборе ответа на предложенный тест нужно  выбирать те, которые наиболее  четко развернуто и правильно отвечают на поставленный вопрос. При этом нужно восстановить в памяти узловые положения содержательного материала и, опираясь на них, постараться  выбрать верные ответы.

Часть практических заданий, которые имеются в планах семинарских занятий — это задания в виде составления схем и таблиц.  Схемы и таблицы необходимо составлять, используя изученные термины и понятия, на основе пройденного материала. 

 

2.5. Советы по подготовке к  зачету.

 

Логичным завершением работы над усвоением дисциплины является  зачет. Он представляет собой форму проверки знаний, умений и навыков, полученных студентами, обучающихся по специальности “Государственное и муниципальное управление”.

Зачет может проводиться в разных формах (или их сочетании):  в виде устного опроса – собеседования, в виде компьютерного тестирования и в виде письменного ответа. Для написания зачетной  работы дается 25-30 мин, что является нормой при подготовке к зачету  (0,25 час.).

 По результатам зачета по решению преподавателя в зачетку студента и в ведомость деканата выставляется “зачтено”.  Если знания студента недостаточны и неудовлетворительны, студент обязан сдать зачет повторно, согласно установленным правилам. Вопросы к зачету имеются в материалах данного УМК.

Подготовку к зачету необходимо начинать заблаговременно, постепенно отрабатывая один за другим все указанные вопросы. При этом целесообразно   вспоминать ответы на практические задания, которые выполнялись в ходе семинарских занятий, восстанавливая в памяти схемы, таблицы, материалы самостоятельно подготовленных тем, термины, смысл которых раскрыт в глоссарии.

Нужно иметь в виду, что подготовка к зачету должна быть комплексной и включать в себя использование всех типов памяти (зрительной, слуховой, двигательной, образно-ассоциативной).

Целесообразно помнить, что хотя содержание дисциплины “Социальная экология” связано с определенными понятиями, знание которых  обязательно, все же нужно не просто запоминать их смысл.  Следует больше уделять внимания всей содержательной стороне подготовки. Это означает, что совершенно необходимо вникать в сущность изучаемых явлений и процессов, анализировать их, уметь обобщить весь материал на основе изученного понятийно - терминологического аппарата и   в итоге  уметь представить определенную концепцию или гипотезу, раскрыв ее суть.

В то же время не нужно стремиться к механическому заучиванию и зазубриванию понятий, терминов, концепций и теорий. Зубрежка ограничивает память и исключает творческий подход  при ответе на нужный вопрос. Значение любого термина или определения может быть раскрыто в разных формулировках своими словами. Важно  лишь не исказить их смысл.

Студент, претендующий на высокую оценку его знаний, должен помнить, что такая оценка выставляется при демонстрации умения самостоятельного мышления и  навыка грамотного, четкого изложения изученного материала с привлечением материала из дополнительных источников. 

Ответ студента должен быть четким и лаконичным. При этом не отклоняйтесь от сути поставленного вопроса, старайтесь показать знание предмета,  широкий кругозор и эрудицию.

Зачет проводится строго по расписанию. Неявка на зачет, отказ от ответа приравниваются к неудовлетворительной оценке. При выставлении  зачета преподаватель вправе учитывать текущую успеваемость студента, участие его в научных конференциях с докладами по тематике «Социальной экологии», результаты промежуточной аттестации и пр.

Опыт приема зачета выявил, что наибольшие трудности при их проведении возникают по следующим темам:

-  Государственное управление природопользованием и охраной окружающей природной среды: система федеральных и региональных органов управления ООПС и система комплексного экологического  мониторинга;

- Управление качеством окружающей природной среды: понятие об экологическом нормировании, стандартизации, сертификации и паспортизации;

- Экологическая политика (российский вариант).

Часто затруднения возникают и по темам, выносимым на самостоятельное изучение по причине отсутствия обязательных форм промежуточного контроля по ним.  Для того, чтобы избежать трудностей при ответах по этим темам, рекомендуется  работать систематически в течение учебного семестра, достаточно уделяя времени и самостоятельной работе.

При самостоятельной работе помните наставление русского публициста Д. Писарева: “Надо учиться в школе, но гораздо больше надо учиться по выходе из школы”.

 

Темы, выносимые на самостоятельное изучение.

Тема 1. Техногенные аварии и чрезвычайные ситуации,

их экологические последствия

Понятие о техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях (ЧС), их классификация.

Понятие риска. Причины и профилактика ЧС. Характеристика и классификация ЧС техногенного происхождения. Аварии на химически опасных, радиоционно-опасных, пожаро- и взрывоопасных объектах, аварии на транспорте.

Работа над рефератом с использованием рекомендованной литературы.

           

Рекомендуемая литература:

1.     Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий. – М., 1995.

2.     Журналы “Управление риском”, “Проблемы безопасно при чрезвычайных ситуациях”.

3.     Кочуров Б.И. Экологический риск и возникновение острых экологических ситуаций /Изв. Академии наук. Сер. геогр., 1992.

4.     Лапин В.А., Попов В.М., Рыжков Ф.Н., Толмаков В.И. Безопасные взаимодействия человека с техническими системами: Учеб. пос. – Курск, 1995.

5.     Мешков Н. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в случае чрезвычайных ситуаций //Основы безопасности жизни. – №2. – 1999.

6.     Мягков С.М., Козлов К.А. Распространенность чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в России //Вест. Моск. ун-та  Сер. 5. Геогр., № 5. – 1993.

7.     Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. – М.: Библиотека журнала “Военные знания”, 1998.

8.     Эпов А.Б. Аварии, катастрофы и стихийные бедствия в России. – М., 1994.

Тема 2. Экология и здоровье

Понятие “здоровье” и “среда”. Состояние среды и уровень заболеваемости.

Влияние антропогенных загрязнителей атмосферного воздуха на здоровье населения.

Вода как фактор здоровья. Загрязнение продуктов питания; влияние нитратов, пищевых добавок на здоровье людей. Добавки в пищу животных, их последствия для здоровья людей.

Проведение дискуссии.

Вопросы для обсуждения:

1.     Возникновение экологии человека, экологической медицины и экопатологии в ХХ веке: причины и следствия.

2.     Опасность загрязнения окружающей среды для здоровья населения.

3.     Экологические проблемы здоровья жителей Волгограда.

Рекомендуемая литература:

1.     Алексеев В.П. Очерки экологии человека: Уч. пос. – М., 1998.

2.     Величковский Б.Г. Экологическая патология. //Здравоохранение РФ. - №2. – 1994.

3.     Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в РФ //Зелёный мир. Российская экологическая газета. – 1996-2002.

4.     Доклад о состоянии окружающей среды в Волгограде. – Волгоград, 1996-2002

5.     Котляков В.М. Наука. Общество. Окружающая среда. – М., 1997.

6.     Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. – М., 2000.

7.     Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека: курс лекций. – М., 1999.

8.     Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. – М.. 1995.

9.     Сидоров П.И., Соловьёв А.Г., Кирнич И.А. Токсикологические аспекты экологической патологии//Экология человека. - №1. – 1998.

10.    Экология человека. Научно-публицистический журнал. РАН, РАМН, Архангельский объединенный научный центр. – 1994-2000.

Тема 3. Экология и космос

Околоземное космическое пространство и его влияние на биосферу и человека.

Воздействие человека на околоземное космическое пространство: выброс химических веществ в результате ракетных двигателей; энергетические и динамические возмущения вследствие полётов ракет; загрязнение космическим мусором; электромагнитное излучение радиопередающих систем; проникновение загрязняющих веществ из приземной атмосферы.

Снижение техногенного воздействия на околоземное космическое пространство.

Индивидуальное собеседование.

Вопросы:

1.     Охарактеризовать околоземное космическое пространство.

2.     Влияет ли околоземное космическое пространство на человека и биосферу?

3.     Космические перспективы человека.

4.     Антропогенные воздействия на околоземное космическое пространство.

5.     Охарактеризовать наиболее опасное воздействие на околоземное космическое пространство.

6.     Перечислить меры по снижению техногенного влияния на околоземное космическое пространство.

Рекомендуемая литература:

1.     Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. – М., 2000.

2.     Власов М.Н. Антропогенное воздействие на ближайший космос // Природа. - №11. – 1998.

3.     Власов М.Н., Кричевский С. Экологическая опасность космической деятельности / Сер. “Уроки XX века”. Под ред. А. Яблокова. – М., 1999.

4.     Чижевский А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной // Русский космизм: антология философской мысли. – М., 1993.

5.     Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. – Новосибирск, 1991.

6.     Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Грезы о земле и небе. – Тула, 1986.

7.     Косыгин Ю.А. Человек. Земля. Вселенная. – М., 1995.

8.     Филиппов Е.М. Вселенная, Земля, жизнь. – Киев, 1983.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!