Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по политологии»

/ Политология
Контрольная,  3 страниц

Оглавление

Задание 1
           Прочитайте статью: Н. Петро. О концепции политической культуры, или основная ошибка советологии // Политические исследования. 1998. №1. С. 36-51
    Ответьте письменно на следующие три вопроса:

 

Как автор характеризует неучтенные советологией уровни рассмотрения политической культуры советского народа?
Исследование оппозиционных коммунистическим политико-культурных ценностей делает необходимым сосредоточение сразу на трех уровнях рас¬смотрения российского общества. Выбор первого из них заставляет отказать¬ся от концепции «нового советского человека», который якобы возник в рос¬сийском обществе, считает Н. Петро. Это связано с тем, что почти в каждой сфере жизни, исповедуя какую-либо религию или проявляя любовь к «деревенской прозе», простые советские люди демонстрировали довольно определенное неприятие комму¬нистических ценностей. Желание сохранить альтернативную ценностям офи¬циальной идеологии религиозную, культурную и национальную идентич¬ность, возникшее у самих русских уже при прежнем режиме, объясняет не¬ожиданное воскрешение в настоящее время таких символов дореволюцион¬ной эпохи, как трехцветное знамя, сине-белый флаг Св. Андрея, двухглавый орел, эмблема Св. Георгия, храм Христа Спасителя и исконное название се¬верной столицы.
Другой уровень анализа политической культуры «советского наро¬да», оказавшийся неучтенным советологией это неформальные каналы пере¬дачи запрещенной информации, например, о реальной цене коллективиза¬ции, религиозных преследованиях, ужасах ГУЛАГа или деятельности общест¬венной оппозиции режиму. Рассекреченные российские архивы могут многое рассказать о подпольных организациях, распространявших эту информацию внутри Советской России, также как и об участии в этом процессе русской эмиграции.
Еще один уровень касается в наибольшей мере касающийся сферы политики, – это оппозиция режиму, существовавшая как внутри страны, так и за ее предела¬ми. В 1960-х и 1970-х годах поиск альтернативы коммунистическому строю породил движение за «гражданские права» и политическое диссидентство. В 1980-х он способствовал перестройке. В начале 1990-х энергии такого поиска хватило на то, чтобы победить ослабевающий аппарат репрессий и вывести на общественную сцену «неформальные» политические организации, создав тем самым предпосылки к возникновению нового общественно-полити¬ческого строя.

В чем заключаются четыре наиболее существенных недостатка теории политической культуры Г. Алмонда?
К недостаткам теории политической культуры Г. Алмонда относится одностороння зависимость методологии Алмонда от бихевиоризма, поведенческого подхода в политической науке. Бихевиористы считали, что политика должна изучаться методами точных наук, и, соответственно, предметом политического анализа следует стать эм¬пирически измеренное поведение. Социологическая выборка, интервьюиро¬вание, математическая обработка полученных данных, статистический анализ являются необходимыми компонентами научного анализа политического по¬ведения, формирующегося якобы независимо от нормативных или культур¬ных ориентации индивида. Когда в середине 70-х годов бихевиоризм подвергся критике, ведущим ис¬следователям политической культуры, опиравшимся на поведенческий под¬ход, вменялась в вину именно попытка создания «научной теории демокра¬тии». Оппоненты полагали, что поведенческий подход к политиче¬ской культуре как раз не является научным, ибо согласно ему именно межлично¬стные отношения определяют долгосрочную поддержку той или иной политики.
Еще одним недостатком политико-культурных исследований является односторонняя приверженность бихевиоризму. Поддержка официальной поли¬тики населением доказывалась просто существованием и функционировани¬ем конкретных властных институтов. Так, легко было заявить, что органы власти в Советском Союзе в своей деятельности выражают ценностные пред¬почтения народных масс, ибо обосновать обратное невозможно.
К этой методологической ошибке добавлялась и другая: зачастую реальность существования опре¬деленной политической культуры доказывалась на примере характерного для нее типа поведения, а последний в свою очередь объяснялся спецификой той же самой политической культуры.
Наконец, четвертым недостатком модели гражданской культуры было признано и преувеличение прочности связи между политическими институтами и поли¬тической культурой, что просто оставляло непонятным существование в системе альтернативных политико-культурных ценностей. В коммунистических обществах, по этой логике, вообще отсутствовали какие-либо культурные ценности, отличные от государственных.

Почему интерпретирующий подход к политической культуре более предпочтителен по мнению автора?
Не смотря на то, что доминирующими подходами к политической культуре оставались «поведенческий» и «субъективистский» в науке постепенно получил призна¬ние иной подход, называемый «символистским» или «интерпретационным». Его развивали такие ученые, как А.Вилдавский, Л.Диттмер, Х.И.Виарда и Р.Такер. Интерпретивисты давали более широкое определение культуре, чем их оппоненты-бихевиористы. Согласно Такеру, такое расширенное толкование призвано было переориентировать науку о политической культуре с анализа политических систем как отражения форм поведения к их восприятию как комплексов реальных и идеальных культурных образцов. Другими словами, интерпретивисты предполагали, что образцы политических действий граждан и их настроения оказывают влияние друг на друга, и политическая культура формируется путем их сочетания.
Интерпретирующий подход к политической культуре открывает новые и лучшие, на взгляд Н. Петро, перспективы для оживления в том числе и постсовет¬ских исследований, устраняя два основных недостатка господствующего под¬хода – представления, во-первых, об однородной и стабильной, а не мно¬голикой и изменчивой политической культуре, во-вторых, о возможности из¬мерить степень распространения тех или иных ценностей в обществе посред¬ством количественного анализа образцов поведения. Абсолютная уверенность в прогнозах по¬литических изменений едва ли допустима, однако пророчества со¬ветологии сбывались бы чаще, если бы ее представители распознали значение символов российской политической и культурной альтернативы.

 

Тест.



150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!