Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по политологии»

/ Политология
Контрольная,  3 страниц

Оглавление

Задание 1
Прочитайте статью: Н.Г. Зяблюк. Политический плюрализм: контуры американской модели // США – Канада: экономика, политика, культура. 1999. №5. С. 3-18
    Ответьте письменно на следующие три вопроса:

 

–В чем суть сущность и содержание мэдисоновской теории фракций?
Мэдисона, как и других «отцов-основателей», сильно волновала проблема полити¬ческой деятельности фракции большинства, которая в условиях республиканского правления, когда решения принимаются большинством голосов, способна и может принести в жертву своему преобладающему эгоистическому интересу как обще¬ственное благо (общественные интересы), так и права других граждан. Джеймс Мэдисон наиболее полно изложил свою, воплощенную в конституции США, теорию фрак¬ций. Предотвраще¬ние такой опасности Мэдисон видел в социальном, политическом и конституционном плюрализме. Излагая в этой связи преимущества, которые даст объединение штатов в союз, Мэдисон разъясняет, что на обширной территории будет больше разнообраз¬ных социальных групп, интересов, фракций, а чем их больше, тем лучше, ибо тем эффективнее будут они, вступая в активные отношения, в борьбу друг с другом, вза¬имно уравновешивать, контролировать и нейтрализовывать друг друга, уменьшая тем самым возможности для одновременного возникновения у большинства общего эго¬истического интереса и превращения его во всесильную фракцию. В свою очередь, конституционный плюрализм призван препятствовать образова¬нию фракции большинства и ее вредной деятельности непосредственно в органах го¬сударственной власти. Переведенный на уровень структуры этих органов и уст¬ройства взаимоотношений между ними, мэдисоновский постулат многообразия фрак¬ций специфически трансформировался в составную часть концепции сдержек и про¬тивовесов, дополнившей принцип разделения властей. В объединенной американской республике власть сначала разделена между автономными правительствами штатов и федерации, а затем часть власти, предназначенная каждому правительству, распреде¬ляется между отдельными его ветвями (законодательной, исполнительной и судебной). Автономные правительства будут контролировать друг друга, и в то же время каждое контролирует самое себя в силу того, что отношения между его ветвями построены на комбинациях относительной самостоятельности и определенной взаимозависимос¬ти. Взаимоконтроль создает барьеры и уравновешивает притязания, поэтому фракция, захватившая власть в какой-то одной ветви, встретит сопротивление других ветвей и не сможет превратиться в господствующую. Чтобы в случае необходимости такое со¬противление было максимально эффективным, конституция определила и максималь¬но возможную в рамках взаимозависимости степень относительной самостоятель¬ности каждой ветви (президент не имеет права распустить конгресс и назначить до¬срочные выборы, конгресс не может выразить недоверие правительству и отправить его в отставку), что является характерной особенностью именно американской моде¬ли устройства органов государственной власти. Таким образом, вывод, который можно сделать из анализа воплощенной в кон¬ституцию мэдисоновской теории фракций: состоит в том, что уже при своем рожде¬нии новая политическая система США, предусмотревшая разделение властей, снаб¬женная механизмом сдержек и противовесов, была, помимо других своих назначе¬ний, ориентирована и на активные отношения с разнообразными, часто сталкивающимися   между собой групповыми   интересами.   Регулирование   этих   сталкивающихся интересов, считал Мэдисон, составляет главную задачу законодательства.

–Перечислите факторы, обеспечивающие плюралистичность американской политической системы. Охарактеризуйте каждый из них.
К важнейшим факторам,  обеспечивающих плюралистичность американской политической системы, относятся политические партии. Партийная система в США появилась вопреки воле «отцов-основателей», кото¬рые, как известно, отрицательно, если не враждебно, относились к партиям и не счи¬тали их нужными. Однако развитие событий американской истории привело к тому, что партии возникли и в конечном счете сформиро¬вались в том виде, в каком они только и могли быть дееспособными именно при этой конституции. Такие факторы конституционного устройства, как федерализм, система разделения властей при высокой степени самостоятельности каждой ветви, фиксиро¬ванные сроки выборов и, соответственно, пребывания в должности главы Белого дома и членов конгресса, различный электорат президента, сената и палаты представителей предопределили децентрализованный (коалиционный и фракционный) характер аме¬риканских партий и отсутствие в них твердой партийной дисциплины. В силу этих особенностей всего лишь две партии обеспечивают американской по¬литической системе такую высокую степень плюралистичности, на какую, возможно, неспособна иная многопартийная система европейского образца. Также фактором, обеспечивающим широкую плюралистичность американской политической системы является высокая степень относительной самостоятельности законодательной и исполнительной ветвей власти. Это исключало правительственные кризисы, что само по себе уже является благом для заинтересованных групп, посколь¬ку у них нет повода опасаться того, что налаженные отношения с теми или иными подразделениями конгресса или правительства могут преждевременно рухнуть из-за неустойчивой политической обстановки. Большая самостоятельность конгресса не только и не просто сама по себе обеспе¬чивает высокий уровень плюралистичности политической системы, но эта самостоя¬тельность в той или иной мере, явно или незримо, фактически или потенциально «воплощена» в его формальных и неформальных структурах, в должности кон¬грессмена и т.п.

–Какова структура и роль заинтересованных групп в тройных союзах?
Общество в США, располагает всесторонне развитой, богатейшей по количественным и качественным параметрам структурой экономических, политических, профессиональ¬ных, социальных и всевозможных других хорошо организованных групп. В структуре заинтересованных групп большой процент составляют так называемые «гражданские лобби», или группы в защиту обществен¬ных интересов [Public Interest Groups], в научной литературе обычно объединяемые общим понятием «движение в защиту общественных интересов». Весьма многообра¬зен спектр этих организаций по своим конкретным целям, различна степень их при¬сутствия и активности на политической сцене, но наиболее заметными по масштабам, по вкладу, внесенному в фрагментацию и конфликтность политического процесса, были организации, выступавшие в защиту окружающей среды, интересов потребите¬лей, за структурные реформы в конгрессе и правительственных ведомствах, против слишком сильной, по их мнению, подверженности этих институтов влиянию частных корпоративных интересов и потому неспособных эффективно защищать обществен¬ные интересы. В активе этих организаций успешная лоббистская деятельность в пользу принятия законов и подзаконных актов о защите окружающей среды, о стандартах безопасности автомобилей, о создания Комиссии по безопасности потребительских товаров, о технике безопасности и охране здоровья на производстве, о финансировании пре¬зидентских избирательных кампаний из государственных фондов, об усилении отчет¬ности и гласности в деятельности правительственных ведомств. В 70-е годы защитники потребителей и окружающей среды сумели ослабить сплоченность и пробивную силу сельскохозяйственного тройного союза, поскольку вынудили государственные органы сделать процесс принятия решений в этой области более открытым.

 

Тест.



150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!