Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по политологии»

/ Политология
Контрольная,  3 страниц

Оглавление

Задание 1
Прочитайте статью: В.Ф. Калина. Принципы федерализма на российской почве // Социально-гуманитарные знания. 2000. №1. С. 235-251
    Ответьте письменно на следующие три вопроса:

 

 

–В состоят негативные последствия процесса децентрализации в России?
Реализация любого прогрессивного явления нередко сопровождается негативными тенденциями, поэтому за¬дачей политического руководства становится осуществ¬ление его с минимальными издержками. Это имел в виду академик Е.М. Примаков, выступая в бытность свою гла¬вой российского Правительства на Всероссийском сове¬щании по вопросам развития федеративных отношений 26 января 1999 г. Он отметил ряд опасных тенденций, создающих серьезные препятствия для российского фе¬дерализма: придание в ряде регионов явочным порядком административным границам фактического статуса госу¬дарственных, попытки одностороннего изменения адми¬нистративных границ, создание искусственных преград на границах субъектов Федерации для свободного передви¬жения внутри страны продовольствия, товаров и услуг, запрет на вывоз за пределы субъекта Федерации важней¬ших продуктов и т.д.
Таким образом, процессы децентрализации на россий¬ской почве оказались отягощенными опасностью эконо¬мической дезинтеграции, вызванной последствиями рас¬пада СССР, сложностями трансформации планово-рас¬пределительной системы, глубоким системным кризисом, затрудняющим образование единого рыночного простран¬ства, значительными различиями экономического потен¬циала и фактического статуса субъектов Российской Фе¬дерации. Все это при многочисленных ошибках и слабос¬ти федерального Центра, вынужденного проводить поли¬тику политического маневрирования, при отсутствии дей¬ственной правовой системы привело к подрыву единого экономического пространства России, ослаблению стра¬тегического курса на осуществление реформ. Воспользо¬вавшись этим, ряд субъектов Федерации взяли курс на проведение политики «бюджетного сепаратизма», что объективно лишает федеральный Центр возможности кон¬центрации усилий на решении стратегических задач раз¬вития федеративных отношений и региональной поли¬тики.

–Какие проблемы единства системы государственной власти выделяет автор?
Принцип единства системы государственной вла¬сти Российской Федерации основывается на конституци¬онном положении о том, что ее единственным источни¬ком является многонациональный народ России. Любое государство сильно единством власти. В федеративном государстве, в отличие от унитарного, возникает комплекс проблем, связанных с обеспечением сочетания суборди¬нации властных структур с гарантией самостоятельнос¬ти органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Федеративная система отрицает прямое подчинение законодательных органов власти субъектов федерации высшему законодательному органу федерации. Однако это вовсе не отрицает единства системы законодатель¬ной власти, которая в Российской Федерации имеет свою специфику. Она проявляется в том, что, как и во всех фе¬дерациях, требования федеральной конституции и фе¬дерального законодательства обязательны для всех субъектов Федерации, которые должны в своей законо¬творческой деятельности строго им следовать. В то же время законотворческая деятельность субъектов Россий¬ской Федерации осуществляется не только по предме¬там их непосредственного ведения, но и по предметам совместного ведения с Российской Федерацией. Субъек¬ты Федерации оказывают существенное влияние на федеральный законотворческий процесс: их законодатель¬ные (представительные) органы являются субъектами права законодательной инициативы в Федеральном Со¬брании; от позиции первых лиц субъектов Федерации, являющихся членами Совета Федерации, во многом за¬висит судьба принимаемых федеральных законов.
Однако стройность теоретической модели не всегда вписывается в российскую политическую и правовую ре¬альность. Есть основания опасаться того, что в ближай¬шей перспективе могут возникнуть проблемы именно в сфере единства системы власти. Об этом свидетельству¬ют, по крайней мере, два обстоятельства, которые отчет¬ливо прослеживаются и имеют тенденцию к усилению.
Во-первых, власть, и прежде всего центральная, теря¬ет поддержку граждан государства, которые в ее лице не находят необходимой защиты своих интересов и консти¬туционных прав. Усиливающееся в этой связи влияние региональных властных структур, значительно укреплен¬ное выборностью глав исполнительной власти, не только не компенсирует ослабления федерального центра, а напротив, стимулирует рост и без того уже подошедшего к опасной отметке уровня регионального сепаратизма.
Во-вторых, сама центральная власть, и прежде всего ее законодательная ветвь, при росте влияния региональ¬ных элит на процесс ее формирования постепенно утра¬чивает способность решительно отстаивать общенацио¬нальные интересы. При этом президент и федеральное правительство вынуждены лавировать, постепенно сдавая позиции. Весь мировой опыт федерализма свидетельству¬ет об опасности такого пути для целостности федерации.

–Какие задачи необходимо решить, чтобы Россия стала подлинной федерацией?
Россия сегодня, являясь федерацией de jure, еще не стала ею de facto. У нас только создаются предпосылки для ее перерастания в подлинную федерацию. Но для этого предстоит решить ряд чрезвычайно сложных задач.
В экономической и социальной областях – это выравнивание экономического потенциала и уровня жиз¬ни регионов. Вопрос особый, требующий специального рассмотрения. Субъекты Федерации должны быть эко¬номически самодостаточными. При наличии дотационных и депрессивных регионов вопрос равноправия остается риторическим.
Необходимо решить проблему суверенитета и тес¬но связанную с ней проблему создания механизма обеспечения гарантий государственной целостности Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации такого механизма нет, более того, имеются положения, препятствующие его созданию.
Необходимо обеспечить верховенство федераль¬ного права. Для этого должен быть создан механизм ре¬ализации права. До сих пор у Федерации нет рычагов воз¬действия на те субъекты Федерации, которые нарушают федеральное законодательство.
Необходимо целенаправленное преодоление гипер¬трофированной асимметрии. Для этого требуется про¬ведение взвешенной и научно обоснованной региональ¬ной политики.
Необходимо стремиться к территориальному прин¬ципу построения Федерации. Но при этом ни в коем слу¬чае нельзя пользоваться насильственными методами. Вопрос видимо будет решаться в перспективе путем орга¬нического укрупнения регионов, прообразом которого се¬годня выступают межрегиональные экономические ассо¬циации.
Взять под контроль федерального законодательства нынешнюю практику заключения договоров и согла¬шений между федеральным центром и регионами.

 

Тест.



150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!