Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Задание 1
Прочитайте статью: Н.Г. Зяблюк. Политический плюрализм: контуры американской модели // США – Канада: экономика, политика, культура. 1999. №5. С. 3-18.
Ответьте письменно на следующие три вопроса:
В чем суть сущность и содержание мэдисоновской теории фракций?
Джеймс Мэдисон наиболее полно изложил свою, воплощенную в конституции США, теорию фракций. Мэдисона, как и других «отцов-основателей», сильно волновала проблема политической деятельности фракции большинства, которая в условиях республиканского правления, когда решения принимаются большинством голосов, способна и может принести в жертву своему преобладающему эгоистическому интересу как общественное благо (общественные интересы), так и права других граждан. Предотвращение такой опасности Мэдисон видел в социальном, политическом и конституционном плюрализме. Излагая в этой связи преимущества, которые даст объединение штатов в союз, Мэдисон разъясняет, что на обширной территории будет больше разнообразных социальных групп, интересов, фракций, а чем их больше, тем лучше, ибо тем эффективнее будут они, вступая в активные отношения, в борьбу друг с другом, взаимно уравновешивать, контролировать и нейтрализовывать друг друга, уменьшая тем самым возможности для одновременного возникновения у большинства общего эгоистического интереса и превращения его во всесильную фракцию. В свою очередь, конституционный плюрализм призван препятствовать образованию фракции большинства и ее вредной деятельности непосредственно в органах государственной власти. Переведенный на уровень структуры этих органов и устройства взаимоотношений между ними, мэдисоновский постулат многообразия фракций специфически трансформировался в составную часть концепции сдержек и противовесов, дополнившей принцип разделения властей. В объединенной американской республике власть сначала разделена между автономными правительствами штатов и федерации, а затем часть власти, предназначенная каждому правительству, распределяется между отдельными его ветвями (законодательной, исполнительной и судебной). Автономные правительства будут контролировать друг друга, и в то же время каждое контролирует самое себя в силу того, что отношения между его ветвями построены на комбинациях относительной самостоятельности и определенной взаимозависимости. Взаимоконтроль создает барьеры и уравновешивает притязания, поэтому фракция, захватившая власть в какой-то одной ветви, встретит сопротивление других ветвей и не сможет превратиться в господствующую. Чтобы в случае необходимости такое сопротивление было максимально эффективным, конституция определила и максимально возможную в рамках взаимозависимости степень относительной самостоятельности каждой ветви (президент не имеет права распустить конгресс и назначить досрочные выборы, конгресс не может выразить недоверие правительству и отправить его в отставку), что является характерной особенностью именно американской модели устройства органов государственной власти. Таким образом, вывод, который можно сделать из анализа воплощенной в конституцию мэдисоновской теории фракций: состоит в том, что уже при своем рождении новая политическая система США, предусмотревшая разделение властей, снабженная механизмом сдержек и противовесов, была, помимо других своих назначений, ориентирована и на активные отношения с разнообразными, часто сталкивающимися между собой групповыми интересами. Регулирование этих сталкивающихся интересов, считал Мэдисон, составляет главную задачу законодательства.
Перечислите факторы, обеспечивающие плюралистичность американской политической системы. Охарактеризуйте каждый из них.
Одним из важнейших факторов, обеспечивающих плюралистичность американской политической системы, являются политические партии. Партийная система в США появилась вопреки воле «отцов-основателей», которые, как известно, отрицательно, если не враждебно, относились к партиям и не считали их нужными. Однако развитие событий американской истории привело к тому, что партии возникли и в конечном счете сформировались в том виде, в каком они только и могли быть дееспособными именно при этой конституции. Такие факторы конституционного устройства, как федерализм, система разделения властей при высокой степени самостоятельности каждой ветви, фиксированные сроки выборов и, соответственно, пребывания в должности главы Белого дома и членов конгресса, различный электорат президента, сената и палаты представителей предопределили децентрализованный (коалиционный и фракционный) характер американских партий и отсутствие в них твердой партийной дисциплины. В силу этих особенностей всего лишь две партии обеспечивают американской политической системе такую высокую степень плюралистичности, на какую, возможно, неспособна иная многопартийная система европейского образца. Еще одним фактором, обеспечивающим широкую плюралистичность американской политической системы была высокая степень относительной самостоятельности законодательной и исполнительной ветвей власти. Это исключало правительственные кризисы, что само по себе уже является благом для заинтересованных групп, поскольку у них нет повода опасаться того, что налаженные отношения с теми или иными подразделениями конгресса или правительства могут преждевременно рухнуть из-за неустойчивой политической обстановки. Большая самостоятельность конгресса не только и не просто сама по себе обеспечивает высокий уровень плюралистичности политической системы, но эта самостоятельность в той или иной мере, явно или незримо, фактически или потенциально «воплощена» в его формальных и неформальных структурах, в должности конгрессмена и т.п.
Какова структура и роль заинтересованных групп в тройных союзах?
Американское общество, считает автор статьи, располагает всесторонне развитой, богатейшей по количественным и качественным параметрам структурой экономических, политических, профессиональных, социальных и всевозможных других хорошо организованных групп. В структуре заинтересованных групп большой процент составляют так называемые «гражданские лобби», или группы в защиту общественных интересов [Public Interest Groups], в научной литературе обычно объединяемые общим понятием «движение в защиту общественных интересов». Весьма многообразен спектр этих организаций по своим конкретным целям, различна степень их присутствия и активности на политической сцене, но наиболее заметными по масштабам, по вкладу, внесенному в фрагментацию и конфликтность политического процесса, были организации, выступавшие в защиту окружающей среды, интересов потребителей, за структурные реформы в конгрессе и правительственных ведомствах, против слишком сильной, по их мнению, подверженности этих институтов влиянию частных корпоративных интересов и потому неспособных эффективно защищать общественные интересы. В активе этих организаций успешная лоббистская деятельность в пользу принятия законов и подзаконных актов о защите окружающей среды, о стандартах безопасности автомобилей, о создания Комиссии по безопасности потребительских товаров, о технике безопасности и охране здоровья на производстве, о финансировании президентских избирательных кампаний из государственных фондов, об усилении отчетности и гласности в деятельности правительственных ведомств. В 70-е годы защитники потребителей и окружающей среды сумели ослабить сплоченность и пробивную силу сельскохозяйственного тройного союза, поскольку вынудили государственные органы сделать процесс принятия решений в этой области более открытым.
Тест.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!