Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по политологии»

/ Политология
Контрольная,  3 страниц

Оглавление

Задание 1
Прочитайте статью: Э.Я. Баталов. Русская идея и американская мечта // США – Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 11. С. 3-20.

Ответьте письменно на следующие три вопроса:

 

В чем заключались концепции “Русской идеи” во второй половине XIX века?
Во второй половине XIX века трактовка Русской идеи привлекала многих мыслителей. Например, для Достоевского смысл Русской идеи есть прежде всего выражение того, “во что мы ве¬руем”. Это “убеждения”, выражающие наше национальное самосознание, в ко¬тором находит воплощение “народное начало”. И пусть они покажутся кому-то “прописями”. “По нашему мнению, честному человеку не следует краснеть за свои убеждения, даже если б они были и из прописей, особенно если он в них верует”, – писал Ф.М. Достоевский.  По-другому трактует Русскую идею Соловьев. “...Идея нации, настаивает он, есть не то, что она сама думает о себе во времени”. Идея нации есть “то, что Бог думает, о ней в вечности”. Так что Русская идея – это не убеждения, как полагает Достоевский, а “мысль, которую... скрывает за собою” историче¬ский факт существования России, “идеальный принцип, одушевляющий это огромное тело”.
Этот принцип имеет трансцендентный характер. Он не может быть выдуман человеком, он может быть им только от¬крыт, как открывают истину, как открывают объективный закон. Так же рассуждали и другие мыслители, истолковы¬вавшие – вслед за Соловьевым – Русскую идею в религиозно-провиденциалистском духе. “Меня будет интересовать, – писал Н. Бердяев, – не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России”. “Россия, – вторит ему И. Ильин, – есть живая духовная система со своими историческими дарами и заданиями. Мало того – за нею стоит некий божественный исторический за¬мысел, от которого мы не смеем отказываться и от которого нам и не удалось бы отречься, если бы мы даже того и захотели. И все это выговаривается рус¬ской идеей”.
Итак, представлении большинства протагонистов Русской идеи она есть не что иное, как замысел и указание Творца относительно “смысла существования России во всемирной истории”, ее “задания”, “пути”, “места в мире”. Но вот что примечательно: и Н. Бердяев, и Вяч. Иванов, и И. Ильин, и многие другие мыслители, придерживавшиеся провиденциалистско-эсхатологической “линии Соловьева”, одновременно видят в Русской идее (и тут они следуют уже за Достоевским) выражение национального (народного) кредо, “некоторый строй характеристических моментов народного самосознания”, “са¬моопределение собирательной народной души” и т.п. Реальная, земная чело¬веческая мысль входит в соприкосновение с божественным замыслом и пости¬гает его. Пусть не полностью и не без противоречий. Основа традиционной парадигмы Русской идеи – представление о России как стране, “посланной” в мир для выполнения определенной духовной миссии и о русских как уникальном народе обладающем комплексом черт, соответствующих этой миссии.

Какие современные интерпретации Русской идеи существуют?
К современным интерпретациям относится, в частности, понимание под русской идеей идеологии. Подобное понимание было характерно для Б.Н. Ельцина. “В истории России в XX в., – говорил он, – были разные периоды – монархизм, тоталитаризм, перестройка, наконец, демокра¬тический путь развития. На каждом этапе была своя идеология”.
Согласно Б.Н. Ельцину, у нас идеологии и пробел этот следует восполнить. Еще одна распространенная интерпретация Русской идеи – отождест¬вление ее с концепцией, или стратегией, национального развития. Харак¬терный пример – доклад “Русская идея: демократическое развитие России”, подготовленный в середине 90-х годов под руководством профессоров М. Раца, М. Ойзермана и др. Широко распространено представление о Русской идее как общенацио¬нальном социально-политическом идеале.
По словам академика Л. Абалкина, при “разработке” русской идеи исходным должно стать представление о некоем идеале, о том, какой мы хотели бы видеть Россию. Это тем более важно, что впереди долгий путь, измеряемый жизнью одного-двух поколений, и без идеала жизнь теряет, смысл. А смысл жизни – непреходящая ценность в рос¬сийской национальной идее. Русскую идею нередко истолковывают узко и прямолинейно, сводя к той или иной “руководящей идее”, “основополагающему принципу”, призванному объединить россиян,  задать обществу устойчивый вектор движения. В этой связи говорят об “идее общего блага людей”; “единой спасительной идее” пра¬вославия; “здоровье, единении и милосердии”; опоре на собственные силы.
Еще одна линия интерпретации Русской идеи – отождествление ее с программой конкретных действий в экономике, социальной сфере, политике и культуре; с общенациональной целью, с системой ценностей и ценностных ориентаций и т.п. Встречаются и вовсе экзотические интерпретации. Вообще, когда знакомиться с толкованиями Русской идеи, распространив¬шимися в последние годы в нашем обществе, складывается впечатление, что нет таких сфер и продуктов деятельности духа, разума и рассудка, с которы¬ми не увязывалась бы тем или иным образом или даже не отождествлялась Русская идея. По сути ее содержание истолковывается многими как своеобразный ответ на “проклятый” русский вопрос – “что делать?”

Чем вызван интерес к Русской идее на рубеже ХХ- XXI веков?
Интерес к Русской идее был вызван не только крушением советской официальной идеологии, как принято считать. Причина была серьезней: разрушение всей идеосферы, существовавшей в советском обществе на протяжении почти семи десятилетий. Политические и нравственные ценности, жизненные уста¬новки, социальные идеалы – все или почти все, что создавалось в течение долгих лет и усиливалось гражданами поколение за поколением в процессе социализации, оказалось дискредитированным, низвергнутым, растоптанным. Образовавшийся вакуум ощущался тем острее и болезненнее, что советская официальная идеология решала проблему общенациональной идентичности и исторического целеполагания в предельно ясной, понятной, можно даже ска¬зать примитивной форме: мы – советский народ, новая социальная общность; “мы рождены, чтоб сказку сделать былью”, перестроить мир на основе прин¬ципов равенства и справедливости; мы – первопроходцы, прикладываем путь в коммунизм – “светлое будущее человечества”. И вот теперь – пустота, запол¬нить которую и хотят с помощью Национальной идеи.

 

Тест.



150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!