Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по политологии»

/ Политология
Контрольная,  3 страниц

Оглавление

Прочитайте статью: Е.Н. Тарасова “Государство как институт политической системы” // Социально-политический журнал. - 1994. - №1-2. С. 68-81 
Какой из подходов: нормативный, институциональный или социологический - преобладает в объяснении автором перехода от общества без государства к обществам с государством?
    В объяснении автором перехода от общества без государства к обществам с государствами преобладает институциональный подход, т.е. толкование государства как воплощение власти, как ее института, имеющего сложную природу и существующего в форме иерархической структуры. Как же произошел переход от обществ без государства с обществами с государствами? Развитие производительных сил предопределило появление прибавочного продукта и возможности регулирования условий жизнедеятельности, использования части общественного продукта на накопление. Это породило социальную дифференциацию, когда идет процесс консолидации лиц, овладевших этим прибавочным продуктом, в однородную социальную группу, которая стремится к господству над остальной частью общества. Возникают иерархические группы, связанные между собой отношениями господства и подчинения. А это неизбежно порождает разделение труда между ними, при котором господствующие группы начинают выполнять функции организации и контроля над экономической деятельностью, а подчиненные становятся работниками, создающими общественный продукт. Возникающее противоречие между управляющими и производителями продукта, а также неравенство между ними в сфере господства и подчинения разрешается различными методами - от переговоров до насилия. Отношения между управляющими и управляемыми заключаются в рамки политического сообщества, где и институционализируются роли носителей власти и им подчиненных. Таким образом, процесс институционализации политической власти сплетен воедино с процессом возникновения и развития государства. Именно государственным органам принадлежит исключительное право на принятие политических решений, именно государство является последней инстанцией, где нормы обретают силу закона. Оно обладает, как говорил М. Вебер, исключительным правом на легитимное насилие. Поэтому, видимо, можно согласиться с распространенным утверждением, что государство - это и есть институт политической власти.1 Однако общество не было бы стабильным в политическом отношении, если бы функционирование правящей элиты не опиралось на согласие остальной части населения. В механизме достижения этого согласия важное место занимают традиции, обычаи, привычки и средства манипулирования сознанием людей, убеждающие их в том, что интересы правящего меньшинства совпадают с интересами общества.2
Перечислите все возможные факторы возникновения государства. Какие из них, на Ваш взгляд, свидетельствовали о развитии этатистских представлений о государстве, и какие - антиэтатистских?
    К возможным факторам возникновения государства может быть отнесено следующее: развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль. В результате развития производства и всего общества, появления прибавочного продукта, укрупнения человеческих общностей, расширения хозяйственных и иных связей, в том числе военных столкновений, у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и образовании для этого специальных органов - государства; возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации. Эту точку зрения наиболее детально обосновывает марксизм. Он хотя и признает за государством функцию управления, выполнения общих дел, но все же на первый план в деятельности государства ставит функцию классового подавления; внешний фактор - завоевание одних народов другими (важную роль этому фактору придавали Ф. Оппенгеймер и Л. Гумплович); демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами - все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей этнически близких людей, проживающих на определенной территории; психологические (рациональные и эмоциональные) факторы.
Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека; экологический фактор создает предпосылки для появления социально-экономического неравенства, предрасполагая к определенным видам хозяйственной деятельности - ирригации, скотоводству, земледелию и т.д.; антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Государство возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь справедливые, нравственные начала.
    Некоторые мыслители пытались связать возникновение государства с реальным воплощением нравственного духа (Д. Джентиле), с выражением в нем идей разума, свободы и права, “шествием Бога в мире” (Гегель) и т.д. Многочисленные исследования государства показали, что оно возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых вряд ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.   
    Ряд из этих факторов (демографические, психологические, антропологические) свидетельствуют о развитии этатистских представлений о государстве, т.е. о позитивном отношении к государству. Другие факторы (внешние, экономические, связанные с марксистской теорией) рассматривают государство как нравственное и социальное зло, т.е. на основе антиэтатистских представлений о государстве.1
Каковы отношения государства с другими элементами политической системы? 
    Государство занимает ведущее место и играет доминирующую роль в политической системе общества. Как политическая организация, оно является не только первой по времени возникновения, но и единственной, которая присутствует на всех этапах истории политической системы общества, выступая при этом в различных формах, изменяя свое содержание , функции, цели и т.д. Сохранение и упрочение политической власти возможно лишь тогда, когда государство интегрирует интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить консолидацию общественных сил, их сотрудничество, гражданское согласие, оно взаимодействует с другими субъектами политической системы как ее основа, придавая обществу устойчивость и способность к развитию. Отношения государства с другими элементами политической системы должны строиться на основе партнерства, взаимодействия, учета реалий политического плюрализма, поиска согласованных усилий в решении проблем и других принципов.

 

Тест.



150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!