Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
ЗАДАНИЕ № 1
С чего начинается и как происходит либерализация авторитарного режима?
На либерализацию авторитарного режима оказывает влияние ряд факторов. Кризис институтов авторитарного государства связан прежде всего с несовершенностью проблемы преемственности. Процесс принятия политических решений в авторитарном государстве как правило замыкается на одном человеке - диктаторе, лидере военной хунты, авторитарной партии или блока сил и т.д. Такая система действует, пока диктатор жив и здоров. Но по мере приближения его естественного конца члены правящей элиты, сознавая, что с уходом диктатора может образоваться вакуум власти, пытаются заранее реформировать систему принятия политических решений, устранив ее зависимость и создав полноценные органы государственной власти. Еще одним фактором ослабления авторитарного режима является рост явных и скрытых политических конфликтов внутри правящей элиты, вследствие чего режим уже не в состоянии противостоять расширению плюрализма, снижается эффективность решений, принимаемых режимом, что ведет к ослаблению его легитимности. Если с потерей авторитаризмом легитимности в обществе зарождается новая сила, приобретающая большую легитимность, начинает нарушаться политическая стабильность. Происходит снижение легитимности режима не только на уровне масс, но и на уровне элит. В правящей элите возникают течения, по-разному представляющие себе пути выхода из кризиса: сторонники “жесткой линии” и сторонники “мягкой линии”. Переход к либерализации авторитарного режима обычно начинается тогда, когда верх в элите берут сторонники “мягкой линии”, начинающие либерализацию. Процесс либерализации авторитарного режима сопровождается рядом неизбежных явлений. Прежде всего оживляется гражданское общество. Это выражается в том, что при предоставлении некоторых свобод в обществе начинает возрастать интерес к политике. Идет поиск новых идеалов и политических идентичностей. Растет правозащитное движения, появляются независимые профсоюзы. Рано или поздно неизбежно начинает формироваться открытая политическая оппозиция режиму. Отношение к ней со стороны сторонников “мягкой линии” может быть не однозначным. Есть варианты подавления оппозиции, игнорирования ее и сотрудничества с нею. Союзы с оппозицией означают возникновение в политической системе важных предпосылок демократизации. Распадается авторитарная элита, что ведет к включению в политический процесс неавторитарных сил, а это вызывает появление элементов конкуренции. Встав однажды на путь компромиссов, либеральная часть правящей элиты вынуждена идти все дальше и дальше, что приводит к первой глубокой реформе политической системы (предоставление избирательного права, введение мажоритарной избирательной модели).1
Как устанавливается демократический режим?
В отличии от предыдущего этапа происходит качественное изменение политической системы: формирование демократических политических институтов и структур, взаимодействующих на основе демократических процедур. Основными процессами установления демократии является: 1) формирование конкурентной партийной системы. Подготовка и проведение многопартийных выборов превращает партии в основных действующих лиц политического процесса. В результате выборов из десятков, а иногда сотен партий, возникающих в период либерализации, выделяются несколько, обладающих реальным весом, которые и образуют партийную систему. Конфигурация партийной системы оказывает очень большое влияние на легитимность и эффективность возникающей демократической системы. Инструментом влияния на форму партийной системы является избирательный закон, который имеет чрезвычайно важное значение для стабильности и эффективности создающейся политической системы; 2) институционализация демократических механизмов государственной власти является второй крупной проблемой, которая решается на этапе установления демократии. Один из главных вопросов, в связи с этим - соотношение между исполнительной и законодательной властью, и в первую очередь - определение объема полномочий исполнительной власти; 3) вопрос о национально-территориальном устройстве страны во многих случаях становится камнем преткновения в процессе становления демократии в тех странах, где существенно представлены этнические, религиозные или региональные субкультуры. В период становления демократии одной из основных задач в подобных обществах становится поиск институционального механизма учета интересов различных субкультур, их представительства и участия в выработке решений. При этом возможен переход от унитарного к федеративному государству; 4) при становлении демократии большое значение имеет процедура разработки конституции; 5) для долговременной стабильности и легитимности демократического режима в обществе, пережившим авторитаризм, имеет большое значение то, как пройдет период консолидации демократии, т.е. адаптация общества к новому политическому механизму, к принципиально иной модели урегулирования конфликтов.1
Какие характерные черты установления демократии, изложенные в статье, проявляются в настоящее время в России?
В Российской Федерации сложился спектр социально-политических сил. Его можно разделить на следующие блоки партий и движений. Во-первых, это партии леводемократические, социальной справедливости. Во-
вторых, партии либерально-демократической ориентации. В-третьих, праворадикальные, консервативно-
либеральные партии. В-четвертых, политические партии и движения коммунистической ориентации и социалистического выбора. Большое значение сегодня в России имеет национальный вопрос. Большинство автономных областей заявили о своем преобразовании в республики. Края и области начали открытую борьбу за равноправие субъектов Федерации. В основе этих процессов лежало желание самостоятельно распоряжаться результатами своего труда. Претензии республик и других национальных образований в России на особый статус, а тем более на выход из нее грозили полным распадом страны и междоусобицей. В этих условиях правительство РФ проводило осторожную и часто непоследовательную национально-государственную политику. Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стало подписание в Москве 31 марта 1992 г. Федеративного договора большинством субъектов Российской Федерации. Федеративный договор несколько снизил внутриполитическое напряжение в стране, но не снял его полностью. Особенно ярко это видно на примере событий в Чечне. Большое значение имеет соотношение между исполнительной и законодательной властью. Отдельные локальные конфликты, продолжающиеся и сегодня, перерастали и в серьезный внутриполитический кризис, как это произошло в сентябре-октябре 1993 г. Разработка и принятие в декабре 1993 г. Конституции РФ также явилось значительным шагом на пути демократизации российского общества.
ЗАДАНИЕ № 2
Основными элементами государства являются территория, население, власть
Территория - это пространственная основа государства, включающая землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды, где государство поддерживает свой суверенитет и защищает его. Относительная стабильность и обладающая гарантированной целостностью территория является существенным условием сохранения государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на этой территории. Население - это человеческое сообщество, проживающее на территории государства и подчиняющееся его власти. Население в границах государства представляет из себя относительно широкую общность-народ, представители которого обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Народ выполняет интегрирующие функции по отношению к входящим в него разнообразным социальным группам. Власть - выступает как отношение посредством и в результате которого политическая элита регулирует определенное поведение населения, опираясь на юридические нормы. Политическая власть получает материальное воплощение в системе органов и учреждений, образующих ее механизм. Политическая власть обладает концентрированной силой, превращающей ее в действенный фактор социального бытия. Политическая власть характеризуется способностью влиять на направление деятельности людей, социальных групп, слоев, классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых воздействий, а также с помощью авторитета, традиций, насилия. Это мощный фактор организации и регулирования совместной деятельности людей, средство упорядочения их взаимоотношений, способ обеспечения порядка и стабильности в обществе.
Тест.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!