Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по политологии»

/ Политология
Контрольная,  3 страниц

Оглавление

Прочитайте статью: Г.И. Авцинова. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления // Социально-гуманитарные знания. 2000. №3. С. 90-104.
        Ответьте письменно на следующие три вопроса:

 

–    Какие основные тенденции в развитии идей социальной государственности выделяет автор?
        Можно выделить две основные тенденции в развитии идей социальной государственности. В англо-американском варианте разрабатывалась модель регулирующего государства, которая была сформулирова¬на В. Вильсоном в книге “Конституционное государство” (1902). Согласно В. Вильсону, регулирующее государство мини¬мизирует антагонизм между богатством и бедностью, ог¬раждая человека от гибельной конкуренции, сглаживая социальную биполярность. Правительство не вмешива¬ется в экономику, но регулирует имущественное и иное социальное неравенство, выравнивая условия деятель¬ности индивидов, предоставляя им примерно одинаковые жизненные шансы и возможности для самореализации. Содержание регулирующей функции зависит от зап¬росов общества, изменяется в соответствии с ними. Англо-американ¬ский вариант социальной государственности концентри¬ровался на анализе условий предупреждения монополизации прав и свобод какой-¬либо социальной группой или структурой, на выработке механизмов властного рассредоточения, разграничения государства и гражданского общества. В этом варианте государство сильно своей “слабостью”. В концепции регулирующего государства не было чет¬кого ответа на вопрос, каким образом, добиваясь вырав¬нивания условий жизнедеятельности индивидов, не на¬рушать их права и свободы. Со всей остротой встала про¬блема пределов вмешательства государства. Однако кор¬ректировка принципа невмешательства, позиции власти быть только “ночным сторожем”, наблюдающим за со¬блюдением “правил игры” политическими силами, име¬ла большое позитивное значение. Идеи необходимости активной позиции власти способствовали практическому поиску возможных каналов, форм, направлений государ¬ственного регулирования.
        Другая тенденция в развитии идей социальной госу¬дарственности относится к континентальной Европе. Здесь государство как политический институт всегда выс¬тупало более активным фактором общественной жизни, чем это было в США и Великобритании. Ж. Ж. Руссо од¬ним из первых подверг критике разрыв между государством и гражданским обществом, высказал идею их гармониза¬ции. Наиболее последовательно евро-континентальное по¬нимание этой проблемы было выражено в концепции правового государства, которая в ХХ в. пролонгировалась в теорию и практику социально-правового государства.

–    Каковы предпосылки возникновения социальных государств?
        В послевоенное время, примерно в 60-х гг. ХХ в., возникли социальные государства. Их необходимой мате¬риальной предпосылкой явился высокий уровень эконо¬мического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечить прожиточный минимум каждому нуждающе¬муся, иметь достаточно средств для социальной защиты человека. Политическими предпосылками эффективно¬го функционирования социальных государств стали раз¬деление властей, создание парламентской системы с демократическими выборами, наличие оппозиции, действующей на основе закона и реализующей свой критический потенциал по отношению к правящим груп¬пировкам, наличие независимого суда, средств массовой информации. Необходимо подчеркнуть важность юридических предпосылок, особенно развитого социального законодательства (“Закон о помощи бедным” (1661) в Англии, “Новый закон о помощи бедным” (1834) в Англии, единая система социального обеспечения в форме со¬циального страхования в Германии с 1881 года и др.). Духовными предпосылками соци¬альной государственности является доминирование в обществе отношения к человеку как к высшей ценности, уважение и охрана достоинства каждой личности, ее пра¬ва на жизнь, свободное развитие, реализацию своих спо¬собностей. Такое общество базируется на взаимной от¬ветственности, законопослушности, толерантности.

–    В чем состоит специфика отношения государства к гражданам России?
        Становление социального государства в современной России сопряжено с большими трудностями. Реформи¬рование экономики не привело к разделению собствен¬ности и власти, средний класс, гражданское общество находятся в процессе формирования, политические сво¬боды не стали средством обеспечения экономической свободы. Стремительно и масштабно происходят процес¬сы люмпенизации. Асоциальные слои продуцируют асо¬циальную мораль, тиражируют ее не только в своей сре¬де, но и распространяют на общество в целом. Государ¬ство не выполняет в полной мере свои основные функ¬ции обеспечения безопасности граждан, их экономичес¬кого благосостояния, прав и свобод. Сегодня оно, не яв¬ляется надежным барьером на пути криминальных струк¬тур. Налицо регресс многих социально-гражданских цен¬ностей, деформация многих социальных отношений. Кон¬статацию тенденций, не приближающих, а удаляющих сегодня Россию от модели социально-правовой государ¬ственности, можно было продолжать. Но продуктивнее обозначить направления, реализация которых позволит со сдержанным оптимизмом смотреть в будущее.
        Современное российское государство – переходное. Становление социально-правового государства в Рос¬сии – процесс длительный и сложный. Его специфика в том, что он не будет, подобно Западному, разделен на два этапа – правовой и социальный, а должен представ¬лять единый, целостный, по возможности органичный процесс. Конституция РФ 1993 г. впервые в истории оте¬чественного правового развития признала, что “основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” (ч. 2 ст. 17). Вместе с тем государ¬ство берет на себя функцию не только защиты и обеспе¬чения, но и их законодательного формулирования. Кон¬ституция РФ содержит законодательное закрепление широкого перечня прав и свобод, что идет в русле совре¬менной международной конституционной практики.
        Становление социально-правового государства связа¬но с решением комплекса задач. Выделим приоритетные, на наш взгляд, направления. Необходима глубокая кор¬ректировка политического курса реформ в направлении создания благоприятных условий жизнедеятельности ши¬роких социальных слоев, разработки и реализации долго¬срочных программ в сфере образования, культуры, здра¬воохранения. Это даст возможность сформировать поли¬тику, идеологию, психологию общенационального согла¬сия, сообщество граждан с соответствующими ценност¬ными ориентациями. Кооперативная организация обще¬ства при сохранении гибких и подвижных границ между корпорациями коррелируется с национальными традици¬ями служения общественному идеалу, солидаризма (“до¬говорный корпоративизм”), сохраняя базовую инфраструк¬туру экономики, может способствовать развитию цивили¬зованных рыночных отношений в потребительском секто¬ре. Двигателем и гарантом данного курса с большей со¬циальной ориентированностью должно стать государство. Кейнсианские и неокейнсианские экономические модели, ориентированные на расширение внутреннего рынка и ре¬гулирующую, контролирующую роль государства как га¬ранта справедливости, наиболее предпочтительны для России.

 

Тест.



150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!