Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по политологии»

/ Политология
Контрольная,  3 страниц

Оглавление

Задание 1
Прочитайте статью: Э.Я. Баталов. Русская идея и американская мечта // США – Канада: экономика, политика, культура. 2000. №11. С. 3-20.

Ответьте письменно на следующие три вопроса:

 

–    В чем заключались концепции «Русской идеи» во второй половине XIX века?
        Разные мыслители по своему трактовали Русскую идею. Так, для Достоевского смысл Русской идеи есть прежде всего выражение того, «во что мы ве¬руем». Это «убеждения», выражающие наше национальное самосознание, в ко¬тором находит воплощение «народное начало». И пусть они покажутся кому-то «прописями». Ф.М. Достоевский писал: «По нашему мнению, честному человеку не следует краснеть за свои убеждения, даже если б они были и из прописей, особенно если он в них верует».  По другому трактует Русскую идею Соловьев. «...Идея нации, настаивает он, есть не то, что она сама думает о себе во времени». Идея нации есть «то, что Бог думает, о ней в вечности». Так что Русская идея – это не убеждения, как полагает Достоевский, а «мысль, которую... скрывает за собою» историче¬ский факт существования России, «идеальный принцип, одушевляющий это огромное тело». Этот принцип имеет трансцендентный характер. Он не может быть выдуман человеком, он может быть им только от¬крыт, как открывают истину, как открывают объективный закон.
        Так же рассуждали и другие мыслители, которые вслед за Соловьевым толковали Русскую идею в религиозно-провиденциалистском духе. Бердяев писал, что «меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России». По И. Ильину «Россия – есть живая духовная система со своими историческими дарами и заданиями. Мало того – за нею стоит некий божественный исторический за¬мысел, от которого мы не смеем отказываться и от которого нам и не удалось бы отречься, если бы мы даже того и захотели. И все это выговаривается рус¬ской идеей».
Из вышесказанного следует, что в представлении большинства протагонистов Русской идеи она есть не что иное, как замысел и указание Творца относительно «смысла существования России во всемирной истории», ее «задания», «пути», «места в мире». При этом и Н. Бердяев, и Вяч. Иванов, и И. Ильин, и многие другие мыслители, придерживавшиеся провиденциалистско-эсхатологической «линии Соловьева», одновременно видят в Русской идее (и тут они следуют уже за Достоевским) выражение национального (народного) кредо, «некоторый строй характеристических моментов народного самосознания», «са¬моопределение собирательной народной души» и т.п. Реальная, земная чело¬веческая мысль входит в соприкосновение с божественным замыслом и пости¬гает его. Пусть не полностью и не без противоречий.   Основа традиционной парадигмы Русской идеи – представление о России как стране, «посланной» в мир для выполнения определенной духовной миссии и о русских как уникальном народе обладающем комплексом черт, соответствующих этой миссии.

–    Какие современные интерпретации Русской идеи существуют?
Современные интерпретации Русской идеи отличаются от рассмотренных выше. Так, одна из современных интерпретаций – понимание под русской идеей идеологии. В частности, так понимал Русскую идею Б.Н. Ельцин. «В истории России в XX в., – говорил он, – были разные периоды – монархизм, тоталитаризм, перестройка, наконец, демокра¬тический путь развития. На каждом этапе была своя идеология». Сегодня, по заключению президента, «у нас ее нет», и пробел этот следует восполнить.
        Еще одна распространенная интерпретация Русской идеи – отождест¬вление ее с концепцией, или стратегией, национального развития. Харак¬терный пример – доклад «Русская идея: демократическое развитие России», подготовленный в середине 90-х годов под руководством профессоров М. Раца, М. Ойзермана и др.
        Широко распространено представление о Русской идее как общенацио¬нальном социально-политическом идеале. При «разработке» русской идеи, по словам академика Л. Абалкина, исходным должно стать представление о некоем идеале, о том, какой мы хотели бы видеть Россию. Это тем более важно, что впереди долгий путь, измеряемый жизнью одного-двух поколений, и без идеала жизнь теряет, смысл. А смысл жизни – непреходящая ценность в рос¬сийской национальной идее.
        Русскую идею нередко истолковывают узко и прямолинейно, сводя к той или иной «руководящей идее», «основополагающему принципу», призванному объединить россиян,  задать обществу устойчивый вектор движения. В этой связи говорят об «идее общего блага людей»; «единой спасительной идее» пра¬вославия; «здоровье, единении и милосердии»; опоре на собственные силы.
        Еще одна линия интерпретации Русской идеи – отождествление ее с программой конкретных действий в экономике, социальной сфере, политике и культуре; с общенациональной целью, с системой ценностей и ценностных ориентаций и т.п. Встречаются и вовсе экзотические интерпретации. Вообще, когда знакомиться с толкованиями Русской идеи, распространив¬шимися в последние годы в нашем обществе, складывается впечатление, что нет таких сфер и продуктов деятельности духа, разума и рассудка, с которы¬ми не увязывалась бы тем или иным образом или даже не отождествлялась Русская идея. По сути ее содержание истолковывается многими как своеобразный ответ на «проклятый» русский вопрос – «что делать?»

–    Чем вызван интерес к Русской идее на рубеже ХХ- XXI веков?
        Интерес к Русской идее был вызван несколькими причинами, а не только крахом советской официальной идеологии, как часто принято считать. Причина была серьезней: разрушение всей идеосферы, существовавшей в советском обществе на протяжении почти семи десятилетий. Политические и нравственные ценности, жизненные уста¬новки, социальные идеалы – все или почти все, что создавалось в течение долгих лет и усиливалось гражданами поколение за поколением в процессе социализации, оказалось дискредитированным, низвергнутым, растоптанным. Образовавшийся вакуум ощущался тем острее и болезненнее, что советская официальная идеология решала проблему общенациональной идентичности и исторического целеполагания в предельно ясной, понятной, можно даже ска¬зать примитивной форме: мы – советский народ, новая социальная общность; «мы рождены, чтоб сказку сделать былью», перестроить мир на основе прин¬ципов равенства и справедливости; мы – первопроходцы, прикладываем путь в коммунизм – «светлое будущее человечества». И вот теперь – пустота, запол¬нить которую и хотят с помощью Национальной идеи.

 

Тест.



150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!