Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по муниципальному праву»

/ Муниципальное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ.

Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

ВКР / дипломные работы от 5 тыс. руб.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Тема  8. Выборы и иное формирование органов местного самоуправления

8.1. Понятие и способы формирования органов местного самоуправления.

Назначение на должность в системе местного самоуправления.

          8.3. Выборы органов местного самоуправления населением: понятие и система.

8.4. Муниципальный избирательный процесс: понятие и стадии.

 

Задачи и проблемные вопросы:

     1. Новосибирское областное движение “Экология и мир” зарегистрировало свой устав в Управлении Федеральной регистрационной службы по области за 29 дней до выборов, за 28 дней до выборов провело собрание и выдвинуло кандидата в депутаты городского Совета, а за 27 дней до выборов представители руководящих органов движения принесли в окружную комиссию подписные листы. Окружная избирательная комиссия отказала кандидату в регистрации по следующим основаниям: за такой короткий промежуток времени, прошедший между регистрацией, выдвижением кандидата и предоставлением всех документов на регистрацию, невозможно собрать необходимое количество подписей, следовательно, подписи либо фальсифицированы, либо сбор начат до регистрации, что является нарушением законодательства о выборах. Устав движения не содержит положений, предусматривающих участие в выборах. Правомерны ли действия окружной избирательной комиссии? Каковы основания для отказа кандидату в регистрации? Какие действия может предпринять движение в защиту своих интересов?

     2. Кандидат в депутаты городской Думы Петров, собрав необходимое число подписей в свою поддержку, представил необходимые документы в городскую избирательную комиссию с целью регистрации. Городская избирательная комиссия отказала в регистрации в связи с тем, что кандидат не открыл специальный избирательный счет в банке. Проанализируйте ситуацию. Правомерны ли действия городской избирательной комиссии?

       3. В законе «О выборах депутатов Законодательного собрания области» установлено, что кандидат в депутаты после его избрания депутатом должен будет уйти с муниципальной службы. Иванов выразил протест, заявив, что эта норма нарушает его избирательное право. Соответствует ли данное ограничение Конституции РФ и федеральному законодательству? Охарактеризуйте институт избирательных прав граждан, а также принципы проведения муниципальных выборов и местного референдума.

       4. Муниципальная избирательная комиссия отменила свое решение о регистрации  А.И. Васильева в качестве кандидата на должность главы Батайского района за использование им своего служебного положе­ния в целях избрания. Васильев А.И. обжаловал это решение избирательной комиссии в суд. Решите дело. Охарактеризуйте порядок обжалования нарушений избирательных прав.

     5. Первую сессию поселкового Совета открыл и вел руководитель инициативной группы депутатов, а обязанности секретаря сессии выполнял председатель поселковой избирательной комиссии. Дайте юридическую оценку ситуации. Кто открывает и ведет первое заседание вновь избранного представительного органа муниципального образования?

     6. За 9 месяцев до окончания срока полномочий районного Совета депутат N выехал на другое постоянное место жительства. На очередном заседании Совета одна группа депутатов предложила назначить дополнительные выборы, другая посчитала, что это должен сделать глава района, еще несколько депутатов полагали, что это должна делать муниципальная избирательная комиссия. Дайте анализ сложившейся ситуации и правильный ответ по существу проблемы.

     7. При утверждении сельским Советом схемы избирательных округов к очередным выборам среди депутатов возникли споры по поводу количества мандатов в округе. Некоторые депутаты предлагали проводить выборы только по одномандатным округам, другие выступали за выборы всех 9 депутатов по единому многомандатному (общетерриториальному) округу. Предлагалось также выбирать депутатов по трем трехмандатным избирательным округам. Дайте анализ сложившейся ситуации и юридически обоснованные рекомендации.

   8. Каковы достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем при проведении муниципальных выборов?

   9. Как понимается «всеобщее, равное и прямое избирательное право» применительно к муниципальным выборам?

   10. В чем, на ваш взгляд, заключаются основные проблемы муниципальных выборов в настоящее время?

Нормативные правовые акты

     Конституция Российской Федерации.

     Европейская Хартия местного самоуправления. 

     Федеральные законы - № 9, 13, 16, 20, 21, 29, 34, 36.

     Правовые акты Конституционного Суда РФ - № 1, 5.

     Указы Президента РФ - № 6.

     Законы и иные правовые акты Тамбовской области - № 1, 4 – 6, 12, 30, 31.

     Муниципальные правовые акты города Тамбова - № 1, 10, 60.

Список дополнительной литературы

     Алмиева А.А. Смешанная избирательная система: практика применения (при выборах в органы местного самоуправления) // Журнал о выборах. 2005. №6. С. 18 – 24.

     Борисов И.Б. Правовое регулирование электоральных процессов в контексте муниципальной реформы // Журнал о выборах. 2005.№6.С.12–18.

     Васильев В.И. Как выбрать главу муниципального образования (Сравнительный анализ избирательного законодательства) // Журнал российского права, 1997. №11. С. 13-25.

      Васильев Д.В.К вопросу об особенностях порядка формирования избирательных комиссий муниципальных образований // Научные труды. Выпуск 5. Том 1 / РАЮН – М.: Издательская группа «Юрист», 2005. С.358 –361.

      Воробьев Н.И. Выборы в органы местного самоуправления: итоги и перспективы // Вестник Тамбовской областной избирательной комиссии. 2000, сентябрь, №3 (11). С. 104 – 112.

      Воробьев Н.И. Выборы глав администраций городов и районов: итоги и перспективы // Вестник Тамбовской областной избирательной комиссии. 2000, октябрь, №4 (12). С. 105 – 112.

      Воробьев Н.И. О некоторых вопросах совершенствования законодательства о выборах органов местного самоуправления // Вестник Тамбовской областной избирательной комиссии. 2001, февраль, №1 (13). С. 84 – 85.

      Воробьев Н.И. Выборы глав администраций городов и районов: электорально-политический анализ // Вестник Тамбовской областной избирательной комиссии. 2001, октябрь, №4 (16). С. 76 – 86.

      Воробьев Н.И. Принципы местного самоуправления и перспективы демократических выборов // Современные проблемы юридической науки: Сб. науч. трудов Института права / Отв. ред. В.М. Пучнин; - Тамбов.: Изд-во  Тамбовского гос. университета им. Г.Р. Державина. – 2005. (с. 88 – 92).

      Головин В.А. Организационные основы избирательной кампании органов местного самоуправления. – Волгоград. 2005. - 336 с.

      Гришина М.В., Рауткина Н.И., Миронов Н.М. Статус избирательных комиссий муниципальных образований // Журнал о выборах. 2005. №3.

      Демьянченко Л., Миронов Н., Рауткина Н. Новеллы правового регулирования в сфере муниципальных выборов и местных референдумов // Муниципальная власть. 2005. №4. С. 14 – 19.

      Доклад Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об итогах выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. - М., 1997. №2(44). С.31-64.

      Записка Центральной избирательной комиссии РФ от 29 декабря 2005 года «Об итогах муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации в 2004 – 2005 годах» // Вестник центральной избирательной комиссии РФ. 2006. №2 (193). С. 10 – 260.    

       Колпаков Н.В. Муниципальные выборы в Москве: взгляд организатора // Журнал о выборах. 2005. №4.

      Лысенко В.И. Законодательство о выборах в местные органы самоуправления и практика его применения в зарубежных странах в 80-90-е годы: сравнительный анализ и тенденции развития // Государство и право. 1992. №12.

      О возможности использования пропорциональной избирательной системы при проведении выборов в органы местного самоуправления // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 2005. №8.

     Основные проблемы организации выборов глав местного самоуправления // Городское управление. 1996. № 5. С. 3-15.

     Пояснительная записка к модельному закону субъекта Российской Федерации «О выборах депутатов представительного органа муниципального района» // Вестник центральной избирательной комиссии РФ. 2006. №1 (192). С. 141 – 144.

      Реформа местного самоуправления в Российской Федерации: итоги муниципальных выборов в 2004 – 2005 годах. Сборник / Под общ. ред. Л.Ф. Демьянченко // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. – М., 2006. – 488 с.

     Реформа местного самоуправления и выборы // Журнал о выборах. 2005. №3.

     Сергеев А.А. О порядке формирования представительных органов муниципальных районов // Конституционное и муниципальное право. – М.; 2004. №2

     Фадеев В.И., Рауткина Н.И., Миронов Н.М. Муниципальные выборы в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Норма, 2006.

     Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995 – 1998. Электоральная статистика. – М.: Издательство «Весь мир», 1999.

      Широков А.Н., Юркова С.Н. Муниципальные выборы // Городское управление. 1996. №1.

 

Тема 9.  Органы местного самоуправления 

 9.1. Понятие и система органов местного самоуправления.

 9.2. Правовой статус представительных органов местного самоуправления

 9.3. Исполнительные органы местного самоуправления.

 9.4. Модели и правовые формы взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

 9.5. Организация работы представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

 

Задачи и проблемные вопросы:

     1. По результатам выборов в городской Думе большинство депутатов составили представители одной политической партии. На ближайшем заседании вновь избранного представительного органа было принято решение главу города впредь избирать из состава представительного органа – т.е. городской Думы, а мэра города фактически понизить до уровня главы городской администрации. Кроме того, депутаты решили, что при назначении всех работников исполнительных органов необходимо получение предварительного согласия городской Думы. Оцените законность и целесообразность решения депутатов.

     2. Депутаты предложили дополнить Устав города нормой следующего содержания: “председатель городской Думы должен осуществлять принадлежащие ему полномочия не только в период, на который избрана дума, но и в течение неопределенного времени до избрания председателя городской Думы нового созыва”. Юридически оцените данное предложение.

     3. Представительный орган города внес ряд изменений в Устав города, принятый на референдуме населением. В частности, вместо избрания главы муниципального образования населением была включена норма, устанавливающая порядок его избрания представительным органом города из состава депутатов и вступающая в силу со дня опубликования. Устав был добавлен также нормой, запрещающей муниципальным служащим заниматься какой-либо другой оплачиваемой деятельностью. Правомерно ли решение представительного органа? Охарактеризуйте статус и порядок формирования главы муниципального образования.

      4. Представительный орган поселка делегировал свои полномочия по установлению местных налогов и сборов главе муниципального образования поселка. Правомерно ли подобное решений? Охарактеризуйте институт полномочий представительного органа ме­стного самоуправления.

     5. В соответствии с Уставом в городской Совет должно быть избрано 25 депутатов. При каком количестве избранных депутатов представительный орган муниципального образования - городской Совет будет правомочен осуществлять свои полномочия?

     6. Глава администрации города своим распоряжением образовал в структуре аппарата администрации отдел по связям с общественностью и назначил его руководителя. На сессии городской Думы это распоряжение было отменено как незаконное. Тогда глава администрации обратился с иском в суд с требованием признать не соответствующим закону указанное решение городской Думы. Решите дело.

     7. Главой городского поселения (поселкового совета) был избран Петров – директор сельскохозяйственного кооператива. По решению поселкового Совета на него были возложены функции председателя Совета. На сессии был решен вопрос и об избрании освобожденного (штатного) заместителя председателя Совета и не освобожденного (без оплаты, на общественных началах) заместителя главы поселковой администрации. Допускает ли действующее законодательство подобную организацию управления делами местного значения?

     8. Губернатор области уволил мэра города за прогулы, так как мэр ушел в отпуск, не спросив разрешения у губернатора. Областной суд, рассмотрев иск мэра, принял решение о восстановлении его на работе в должности главы администрации города. Губернатор отказался выполнить судебное решение, мотивируя это тем, что уже назначил выборы главы администрации города и теперь народ сам решит, какой мэр нужен городу. Проанализируйте ситуацию. Как решить проблему в соответствии с законом?

     9.  Глава администрации области дал указание главе администрации города об увеличении штатной численности одного из отделов городской администрации и приеме на работу гражданина N. Правомерно ли такое указание и имеет ли оно юридическую силу? Каков порядок определения структуры и численности местной администрации, а также приема на работу муниципальных служащих?

     10. Какова структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании?

     11. Какие исключительные полномочия закреплены законом за представительным органом муниципального образования?

     12. Какая модель местного самоуправления более эффективна: а) глава муниципального образования возглавляет исполнительно-распорядительный орган; б) глава муниципального образования возглавляет представительный орган?

Нормативные правовые акты 

     Конституция Российской Федерации.

     Европейская Хартия местного самоуправления. 

     Федеральные законы - № 2 – 4, 9, 12, 21, 22, 26, 29, 34, 41

     Правовые акты Конституционного Суда РФ - № 1, 2, 6, 7.

     Указы Президента РФ - № 1, 5, 8 – 10, 15, 19, 20.

     Постановления Правительства РФ - № 1, 3, 8 – 10.

     Законы и иные правовые акты Тамбовской области - № 1, 2, 5 – 7, 11, 12.

     Муниципальные правовые акты города Тамбова - № 1, 3, 4, 10 – 14, 65, 66, 98, 99.

Список дополнительной литературы

    Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. № 2. С. 3-33.

     Астафичев П.А. Реализация нормотворческих полномочий представительных органов народного представительства // Правоведение. 2003. №5. С. 59 -75.

     Бондарь Н.С., Зинченко С.А. Городской Совет и администрация: проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной собственности // Государство и право. 1993. № 3. С. 86-96.

     Игнатюк Н.А. Система органов местного самоуправления // Журнал российского права. 1998. №6.

     Исполком местного совета народных депутатов. Правовое положение / Под ред. Г.В. Барабашева. - М., 1983. - 158 с.

     Представительные и исполнительные органы власти в системе местного самоуправления Российской Федерации. ИНИОН. - М., 1994. — 34 с.

     Пылин В.В. Представительные органы местного самоуправления. – М.: Манускрипт, 1998

     Садовникова Г.Д. Эволюция порядка формирования и статуса представительных органов местного самоуправления в новом законодательстве России // Журнал о выборах. 2005. №6. С. 9 – 12.

     Синцов В.Н. О возможности формирования органов местного самоуправления органами государственной власти и их должностными лицами // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. №5.

     Соловьев С.Г. Должностное лицо местного самоуправления: проблемные вопросы теории и практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. №3.

     Соловьев С.Г. Должностное лицо местного самоуправления: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2004. №8.

     Соловьев С.Г. Должностное лицо местного самоуправления: проблемные вопросы теории и практики // Правоведение. 2004. №3. С. 62 – 67.

     Соловьев С.Г. Проблемы функционального разграничения компетенции главы муниципального образования и местного представительного органа в системе муниципальной власти // Государство и право. 2004. №3. С. 32 -  35.

     Старовойтов А.А. Об административно-правовом статусе органов местного самоуправления // Ленинградский юридический журнал. 2005. №2(3). С. 68 – 72.

     Уваров А.А. О разграничении и оптимизации компетенции муниципальных органов власти // Журнал российского права. 2002 №1.

     Фадеев В.И. Представительные и исполнительные органы власти в системе местного самоуправления Российской Федерации. Научно-аналитический обзор. — М. ИНИОН РАН, 1994. 34 с.

     Черкасов А.И. Органы местного самоуправления в зарубежных странах: сравнительное исследование. – М., 1994.

. Тема 10. Муниципальная служба и муниципальные служащие 

10.1 Понятие и содержание муниципальной службы.

10.2. Муниципальный служащий: понятие и правовой статус.

10.3. Глава муниципального образования и иные должностные лица местного самоуправления.

10.4. Статус депутата (члена) выборного представительного органа и иного выборного должностного лица местного самоуправления.

Задачи и проблемные вопросы:

     1. Мэр города, избранный непосредственно населением на выборах, допускал неоднократные нарушения финансовой дисциплины. Нарушения были выявлены в ходе проверок, проведенных контрольным управлением администрации Президента Российской Федерации, и доведены до сведения Президента Российской Федерации. За допущенные нарушения финансовой дисциплины, несоблюдение норм действующего законодательства Президент своим указом освободил мэра города от занимаемой должности. Дайте правовой анализ ситуации. Конституционно ли решение Президента РФ? Какие меры могут быть применены к мэру?

      2. Генеральный директор акционерного общества, являющийся депутатом представительного органа города, с согласия прокурора города был подвергнут обыску по месту работы. Депутат, считая эти действия неправомерными, обжаловал их прокурору области. Правомерны ли действия милиции и городского прокурора? Охарактеризуйте статус депутата представительного органа муниципального образования.

      3. Житель города Зеленая долина обратился в суд с иском к администрации города, в котором просил суд отменить решение администрации о назначении нового заведующего отделом социального обеспечения и обязать администрацию назначить его на эту должность, так как он первым обратился с заявлением, имеет необходимое образование и опыт работы. В иске он также просил обязать администрацию города компенсировать ему моральный ущерб, причиненный в результате неполучения им ответа на поданное заявление. Решите дело. Охарактеризуйте институт муниципальной службы в части поступ­ления на службу, нахождения на службе, а также укажите основания ее прекращения.

     4. Муниципальный служащий Иванов был выдвинут кандидатом в депутаты городского Совета. В муниципальной (городской) избирательной комиссии ему разъяснили, что он как муниципальный служащий не вправе быть депутатом. Оцените полноту и юридическую обоснованность ответа.

      5.  В Устав района по инициативе депутатов было включено положение о том, что депутат районного Совета обладает депутатской неприкосновенностью. Дайте юридическую оценку данной норме Устава района. Имеет ли такое положение юридическую силу?

     6. Как различаются между собой понятия «муниципальная должность»

и «должность муниципальной службы»?

      7. Как подразделяются муниципальные служащие в зависимости от занимаемой должности и квалификации?

      8. Дайте классификацию муниципальных должностей по действующему законодательству.

      9.  Как должен осуществляться прием на муниципальную службу?

      10. Каковы, на ваш взгляд, проблемы современной муниципальной службы в России?

Нормативные правовые акты

     Конституция Российской Федерации.

     Европейская Хартия местного самоуправления. 

     Федеральные законы - № 9, 12, 22, 55, 56.

     Правовые акты Конституционного Суда РФ - № 2, 3.

     Указы Президента РФ - № 9, 13.

     Постановления Правительства РФ - № 2, 3, 8, 9, 11.

     Законы и иные правовые акты Тамбовской области - № 1, 5 – 11, 48, 49.

     Муниципальные правовые акты города Тамбова - № 1, 10, 12, 13, 65 – 73.

Список дополнительной литературы

      Авакьян С.А. Депутат: статус и деятельность. – М.; 1998.

     Белякова Н. Глава муниципального образования обязан соблюдать ограничения, установленные для муниципальных служащих // Законность. 2004. №11.

     Васильев В.И. О полноте статуса муниципального выборного лица // Журнал российского права. - М., 2005, №12. с. 127-135.

     Володин В.М., Немчинов А.А. Муниципальная служба. – М.: Дело и сервис, 2002.

     Замотаев А. Прекращение полномочий выборных лиц местного самоуправления // Муниципальная власть. М., 1999. №2. С. 10-12.

      Казаков С.А. Место муниципальной службы в системе государственно-служебных отношений: история и современность // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. №1.

     Калиниченко Л.А. Муниципальная служба: реальность и пути реформирования // Вестник Саратовской государственной академии права. 1996. №2.

     Калиниченко Л.А. Организация муниципальной службы. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998.

     Кокин И.А. Муниципальная служба и Трудовой кодекс в России. – Обнинск: Институт муниципального управления. 2002.

     Кокин И.А. Трудовые споры на муниципальной службе. – Обнинск: Институт муниципального управления. 2003.

     Комкова Г.Н., Шудра О.В., Южаков В.Н. Российская муниципальная служба на современном этапе: преемственность правового регулирования // Известия вузов. Правоведение. 2000. №5. С. 25-36.

     Комментарий к Федеральному закону “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” / Отв. редактор В.И. Шкатулла — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001. 463 с.

     Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. – М.: Юристъ, 1997.

     Организация муниципальной службы: Сб. нормативных актов / Сост. Ю.В. Кириллов. – Обнинск: Институт муниципального управления. 2003.

      Толкачев В.В. Муниципальная служба: пути предупреждения и пресечения коррупции // Конституционное и муниципальное право. 2006. №2. С. 40 - 42.

     Трудовые споры на муниципальной службе / И.А. Кокин. – Обнинск: Институт муниципального управления. 2003.

     Фабричный С.Ю. Особенности правового регулирования муниципальной службы // Правоведение. 2004. №5.

     Фабричный С.Ю. Перспективы правового регулирования института муниципальной службы // Конституционное и муниципальное право. 2005. №1.

     Фадеев В.И. Муниципальная служба в Российской Федерации / РАН ИНИОН. Центр социальных научно-информационных исследований. – М.: 2000. Сер. Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. 2000. №2.

     Фадеев В.И. Муниципальная служба в Российской Федерации // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учебное пособие / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. – М.: 1998.

     Шунайлова Ю. Глава муниципального образования – муниципальный служащий // Законность. 2004. №8.

Тема 11. Экономическая основа местного самоуправления

11.1. Понятие и содержание экономической основы местного самоуправления.

11.2. Муниципальная собственность: понятие, правовой статус, управление

11.3. Местные финансы и местный бюджет.

11.4. Местные налоги и сборы: понятие и состав.

11.5. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований

11.6. Муниципальный бюджетный процесс

Задачи и проблемные вопросы:

     1. Глава районной администрации принял постановление о предоставлении льготного налогообложения сельскохозяйственному кооперативу “Меркурий”, согласно которому кооператив получает льготу по налогу на прибыль в размере 100 %. Прокурор района опротестовал данное решение. Юридически оцените сложившуюся ситуацию.

    2. Городской совет на своей сессии принял решение об отчислении 10 % валютной выручки всех предприятий, расположенных на территории данного совета, в валютный фонд совета. Однако прокурор опротестовал данное решение. Решите дело.

    3. Районный Совет, установив в ходе специальной проверки, что одно из промышленных предприятий, находящееся в федеральной собственности, скрыло 12 млн. полученных доходов, решил выявленную сумму зачислить во внебюджетные фонды. Правильно ли поступил Совет?

    4. В ходе проведения камеральных проверок по правильности исчисления и уплаты налога на прибыль 19 государственных и муниципальных предприятий, 12 акционерных обществ, 16 обществ с ограниченной ответственностью и 3 страховых компаний были выявлены нарушения законодательства. В частности, было начислено 34, 2 млн. рублей финансовых санкций. Может ли выявленная сумма быть израсходована органами местного самоуправления. Куда должны быть зачислены указанные средства?

     5. Законодательный орган области – областная Дума приняла закон “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе”, в котором закреплено, что финансовое управление области направляет и координирует деятельность финансовых органов городов и районов; начальник финансового управления области назначает и освобождает от должности руководителей местных (городских, районных) финансовых служб (отделов), устанавливает численный состав их работников, фонд оплаты труда, смету расходов. В то же время в области принят и действует Устав области, который не противоречит Конституции Российской Федерации и закрепляет права органов местного самоуправления на определение своей структуры, на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Устав области также закрепляет нормы, в соответствии с которыми полномочия местного самоуправления не могут быть изъяты и ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти, а органы местного самоуправления имеют право на судебную защиту. Расценив норму областного закона как вмешательство в деятельность органов местного самоуправления, одно из муниципальных образований в лице городского Совета и администрация города обратились в суд с иском к законодательному органу области о признании указанного закона области “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе” недействительным. В какой суд следует обращаться? Что является предметом спора? Решите дело.

     6. Пензенская городская Дума своим решением установила плату за экологический ущерб, наносимый транзитным транспортом воздушному бассейну города, в размере 2 тысяч с легковых автомобилей и 3 тысяч с грузовых автомобилей, проезжающих через город Пензу. Оцените законность данного решения.

     7. Государственное предприятие решило продать неиспользуемое складское помещение и, сделав соответствующее объявление, нашло выгодного для себя покупателя. Однако глава городской администрации заявил, что оно должно быть продано в муниципальную собственность, так как город испытывает значительные трудности в хранении закупаемой для населения продукции. Руководитель предприятия с доводами администрации не согласился. Как следует решить спор?

     8. При продаже кафе “Луч”, находившегося в муниципальной собственности, ООО “Лира” было оговорено условие о невозможности изменения в течение трех лет профиля предприятия. Через год в связи с тем, что кафе оказалось на грани банкротства, директор ООО “Лира” принял решение об открытии в этом помещении продовольственного магазина. Городская администрация обратилась с иском в суд. Арбитражный суд, рассмотрев дело, признал сделку недействительной, обязал ООО “Лиру” вернуть кафе в муниципальную собственность. Взамен «Лира» должна была получить от городского фонда имущества 98 тысяч рублей, которые были заплачены ею за кафе. Правильно ли решено дело? Что может явиться основанием для такого судебного решения?

     9. Акционерное общество «Восход» обратилось в суд с иском, в котором просило отменить постановление главы муниципального образования - городской округ N., обязывающего АО «Восход» выполнить муниципальный заказ за счет материальных ресурсов исполнителя и по ценам, утвержденным указанным постановлением. Решите дело. Охарактеризуйте понятие и правовые основы муниципального заказа.

     10. Представительный орган и глава муниципального образования поселка Первомайский обратились к органам государственной власти области с ходатайством передать в собственность поселка ряд объектов, находящихся в собственности области, необходимых для решения вопросов местного значения. Каким может быть решение органов государственной власти области?

     11. Губернатор области издал постановление, в котором поручил главам муниципальных образований районов премировать из местных бюджетов лучших спортсменов по итогам областной спартакиады, а также увеличить финансирование работ по развитию физкультуры и спорта. Правомерно ли данное постановление губернатора? Охарактеризуйте порядок формирования и исполнения местных бюджетов.

     12. Глава поселка Пригородный издал постановление, в котором установил разовое внесение жителями поселка средств для финансирования строительства газопровода. Правомерно ли данное постановление? Охарактеризуйте порядок самообложения граждан, установления местных налогов и сборов.

      13. Глава администрации города издал постановление о прекращении права аренды земельного участка, предоставленного в предпринимателю N. под проектирование станции технического обслуживания автотранспорта, в связи с тем, что истек срок аренды и рабочий проект станции техобслуживания не представлен на рассмотрение градостроительного Совета при главном архитекторе города в течение четырех лет. Предприниматель, считая постановление неправомерным, обжаловали его в суд. Решите дело. Охарактеризуйте порядок предоставления  земельных участков для целей, не связанных с жилищным строительством.

      14. Глава муниципального образования поселка Дубровский издал постанов­ление о приватизации муниципального молочного завода. Губернатор области своим постановлением отменил указанное постановление главы поселка, указав, что данный завод всего лишь год назад передан из областной в муниципальную собственность для решения задач местного значения поселка. Какие нарушения действующего законодательства допущены руководителями поселка и области? Охарактеризуйте институт муниципальной собственности и порядок приватизации муниципального имущества.

       15. Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы экономической основы (экономического обеспечения) местного самоуправления?

      16. Какие местные налоги предусмотрены действующим законодательством? Сравните их количество с количеством региональных и федеральных налогов.

      17. Какая доля доходов местного бюджета формируется за счет местных налогов?

      18. Какие требования к финансовому обеспечению местного самоуправления выдвигает Европейская Хартия местного самоуправления?

Нормативные правовые акты

     Конституция Российской Федерации.

     Европейская Хартия местного самоуправления.

     Федеральные законы - № 9, 10, 15,18, 19, 26, 28 – 30, 33, 36, 64 – 71, 74.

     Указы Президента РФ - № 2, 7, 12, 15, 19, 20.

     Постановления Правительства РФ - № 2, 8, 10, 12, 14, 18, 19, 20.

     Законы и иные правовые акты Тамбовской области - №1, 14, 15, 24, 32 – 35, 51.

     Муниципальные правовые акты города Тамбова - № 1, 16 – 21, 24 – 29, 31 – 38, 41 – 51, 78, 82 – 85, 89 – 93.

Список дополнительной литературы

     Аккуратов И.Ю. К вопросу о разграничении права муниципальной и государственной собственности // Юрист. 2005. №1. С. 5 – 6.

     Алексеев О., Лапшев П. Местное самоуправление в современной России: эффективное управление муниципальными финансами. – М., 1999.

      Алимурзаев Г. Местное самоуправление и местные финансы: модель «муниципальной общины» // Российский экономический журнал.  – М.; 1998. №5.

      Альвианская Н.В. Местные бюджеты: понятие, механизм функционирования // Финансы. 1995. №9.

      Аналитическая справка о финансовых основах местного самоуправления и формировании бюджетов муниципальных образований в 1998 г. Подготовлена Управлением Президента РФ по вопросам местного самоуправления  // Городское управление. 1997. №8.

     Анимица Е., Дворядкина Е., Силин Я. Бюджет большого города. – М., 2002.

     Артеменков С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий // Законность. 2003. №5, 6.

     Атаманчук Г.В. Нам не нужны виртуальные муниципальные образования // Российская Федерация сегодня. – М., 2001. №6.

     Баринов В.Т. Муниципальные облигации. Выпуск и размещение. Практическое пособие. – М.; 1997.

     Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы. 1997. №11.

     Беседина А.С. Межбюджетные отношения в системе местного самоуправления // Право и экономика. 2005. №7.

     Васильев Ю.В. Зачем зарабатывать, если излишки отнимут? // Муниципальная власть. 2003. №1.

     Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства М.-Л., 1928. 1995 (Обнинск). 1997.

     Герасименко Н.В. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в бюджетно-налоговой сфере // Законодательство и экономика. 2003. №4.

     Герасименко Н.В. Правовые способы обеспечения эффективности системы местных налогов и сборов // Право и экономика. 2000. №4.

     Голубева Н.В. Земельный налог: комментарий к главе 31 НК РФ // Право и экономика. 2005. №№8, 9, 10.

     Горский И. Местные налоги // Народный депутат. 1991. № 13.  С. 63-68.

     Дитятковский М.Ю. Передача органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий // Право и экономика. 2006. №9.

     Данков А.Н. Бюджетные инвестиции в муниципальные ценные бумаги // Деньги и кредит. 1998, №2.

     Игудин А.Г. Проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов //  Финансы. 2000. №12. С. 15 – 17.

     К вопросу об оценке доходов местных бюджетов в рамках реализации реформы местного самоуправления. Материал Центра аналитических исследований Конгресса муниципальных образований РФ // Муниципальная власть. 2004. №1.

    Колкнева Т.Ф. Взаимоотношения государства и муниципальных образований в финансовой сфере: пути совершенствования // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. №5.

    Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности // Журнал российского права. 1997. №9. С. 77-84.

    Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал российского права. 2007. №1. С. 46-54.

    Львов Н.В., Трунов С.А. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы. 1997. №11.

     Матвиюк В.И. Бюджетные отношения: регионы и местное самоуправление  //  Финансы. 2002. №11. С. 18 – 21.

     Овчинников И. Финансовая основа местного самоуправления // Хозяйство и право. 1996. №4.

     Овчинников И. Финансы местного самоуправления: проблемы укрепления доходной базы // Хозяйство и право. 1998. №9.

     Овчинников И.И. Финансы местного самоуправления // Гражданин и право. 2003. №4/5.

     Пансков В. Муниципальные бюджеты в системе межбюджетных отношений // Российский экономический журнал. - М., 1998. №11/12.

     Пантелеев А.Ю. Формирование финансовой основы местного самоуправления // Финансы. 2005. №10.

     Пронина Л.B. Законодательная основа местных финансов // Финансы. 1998. №1.

     Пронина Л. Муниципальный заказ: о концепции и основных положениях законопроекта рассказывает один из его разработчиков // Российская Федерация сегодня. 1998. №23.

     Пронина Л.И. Совершенствование межбюджетных отношений – гарантия местного самоуправления // Юридический мир. 2000. №4; Финансы. 2000. №5.

     Пронина Л.И. Налог на недвижимость – местный налог // Финансы. 1999. №9.

     Пятков Д.В. К вопросу о передаче в муниципальную собственность объектов соцкультбыта, находящихся на балансе приватизированных предприятий // Хозяйство и право. 2003. №1.

    Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях: на примере разграничения публичной собственности. – СПб.; Юрид. Центр Пресс. 2003.

     Размещение государственных и муниципальных заказов. Сборник материалов и статей / Под общей ред. Э. Маркварта. – Обнинск. Институт муниципального управления. 1998.

     Райло Г. Перестанут ли финансы петь романсы // Муниципальная власть. 2003. №4.

     Санжанов О. К вопросу о местной казне // Хозяйство и право. 1999. №4.

    Сводная аналитическая записка Счетной палаты Российской Федерации от 13.04.2007 г. по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Обеспечение реализации Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2006 году // Муниципальная власть. 2007. Май-июнь. С.15-31

     Семенова Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления // Экономист. 1997. №5.

     Серин В.Г. Характеристика региональных и местных налогов и сборов // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. №4.

     Силин Я.П., Новикова Р.П., Водичева Л.В. Местные бюджеты – показатель состояния местного самоуправления в Российской Федерации. – Екатеринбург, 2002.

     Снятков В.В. Местные налоги и сборы и контроль за ними // Налоговый вестник. 1995. №6.

     Соломонов Е.В. Муниципальный социальный заказ: правовые аспекты // Проблемы гражданского права и процесса: Сб. науч. работ. – Вып. 9 / Под ред. Е.Л. Невзгодиной. – Омск: Омск. гос. ун - т, 2004. С. 45 – 47.

     Соломонов Е.В. Правовое регулирование муниципального заказа в Российской Федерации // Международные юридические чтения: материалы научно-практической конференции. - Омск: НОУ ВПО «Омский юридический институт», 2003. Ч.2. С. 157 - 160.

     Стрельников В.В., Третьяков С.Н. Применение норм НК РФ об установлении региональных и местных налогов // Право и экономика.2005.№4.

     Тукушева И.А. К вопросу о формировании доходной части бюджетов муниципальных образований // Юрист. 2006. №7. С. 35 – 37.

     Уваров А. Некоторые аспекты регулирования земельных отношений органами местного самоуправления // Хозяйство и право. 2003. №6.

     Уваров А. О правовых основах создания и управления муниципальной собственностью // Хозяйство и право. 1998. №10, 11.

     Фейгин М. Федеральное законодательство о финансовых основах местного самоуправления // Хозяйство и право. 1998. №11.

     Формирование и исполнение городского бюджета // Городское управление. 1998. №3.

     Цирин А.М. Субъекты права муниципальной собственности в Российской Федерации // Современное право. 2006. №7. С. 80 – 84.

     Чесноков А.А. К вопросу о месте и роли местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации // Вестник СГАП. 2000. №1.

     Чигвинцева Н.А. Муниципальная договорно-правовая политика: понятие, признаки, основные направления развития // Ленинградский юридический журнал. 2005. №2(3). С. 198 – 206.

     Шаронов А.В. Правовые вопросы государственного и муниципального заказа в Российской Федерации // Вопросы местного самоуправления. 2004. №1.

 

Тема 12. Компетенция и полномочия органов местного самоуправления 

12.1. Понятие и общая характеристика компетенции и полномочий органов местного самоуправления.

12.2. Вопросы (предметы ведения) местного значения, компетенция и полномочия органов местного самоуправления: соотношение понятий.

 12.3. Полномочия и деятельность органов местного самоуправления в финансово-бюджетной сфере.

 12.4. Полномочия и деятельность органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью и развития муниципального хозяйства.

 12.5. Полномочия и деятельность органов местного самоуправления в сфере земельных отношений, природопользования и охраны окружающей среды.

 12.6. Полномочия и деятельность органов местного самоуправления в сфере строительства, дорожного хозяйства и благоустройства территории.

 12.7. Полномочия и деятельность органов местного самоуправления  в  сфере жилищного хозяйства, энерго- газо- тепло- водоснабжения, коммунального и иного обслуживания населения.

 12.8. Полномочия и деятельность органов местного самоуправления  в  сфере транспорта, связи, информатизации, бытового и торгового обслуживания населения.

 12.9. Полномочия и деятельность органов местного самоуправления в социально-культурной сфере.

 12.10. Полномочия и деятельность органов местного самоуправления в сфере обеспечения законности, правопорядка и безопасности, охраны прав и свобод граждан.

 

Задачи и проблемные вопросы:

      1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” вопросы местного значения – “вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно”. Статьи 14, 15 и 16 названного закона дают перечни вопросов местного значения  для поселения, муниципального района и городского округа. Вправе ли муниципальное образование самостоятельно решать, какие вопросы из установленных законодательством оно принимает к своему ведению? Вправе ли оно включать в свой Устав иные вопросы местного значения, установленные законодательством Российской Федерации?

    2. Гражданка К. проживает в общежитии, находящемся на балансе фабрики “Современность”. Руководство фабрики установило размер оплаты за проживание в общежитии сверх нормативов, предусмотренных постановлением мэрии города, мотивируя это тем, что фабрика – коммерческое предприятие, а себестоимость содержания 1 м2 площади является очень высокой. Куда может обратиться гражданка К. с просьбами о помощи? Какие меры может предпринять мэрия города?

     3. Сотрудники городской административной инспекции, проводя очередной рейд по проверке исполнения правил благоустройства города, обнаружили свалку на территории, принадлежащей предприятию “Резерв”, и предложили руководству предприятия принять меры по устранению свалки. Руководство предприятия отказалось, аргументируя это следующим образом. Предприятие, решив построить автозаправочную станцию, стало арендатором этой территории. При расчистке площадки от нагромождений снега из-под снега обнажился пласт слежавшихся бытовых и промышленных отходов, которые возникли до заключения договора аренды, следовательно, предприятие “резерв” никакого отношения к свалке не имеет и устранять ее не обязано. Какие меры могут предпринять сотрудники административной инспекции?

    4. Поселковый Совет своим решением установил порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций. На этой же сессии были назначены руководители муниципальных учреждений культуры и здравоохранения. Законны ли действия Совета?

     5. Сельская администрация, учитывая мнение населения, изменила режим работы предприятий торговли и общественного питания. Правление РайПО, владельцы и руководители магазинов и кафе негативно отнеслись к данному решению, полагая, что только они вправе устанавливать время работы подведомственных им предприятий и организаций. Законны ли возражения руководителей торговых предприятий и организаций?

     6. Рязанский городской Совет принял решение, в соответствии с которым обязал редакцию газеты “Рязанская газета” ввести Совет в число учредителей, а редакцию из состава учредителей исключить. Этим же решением предписано главного редактора газеты назначать и освобождать от должности на сессии городского Совета. Законно ли данное решение? Юридически проанализируйте ситуацию.

     7. Поселковая администрация обратилась к начальнику районного отдела внутренних дел с указанием направить кандидата на должность участкового инспектора для утверждения главой администрации. Начальник отдела заявил, что поселковая администрация может контролировать работу участкового инспектора, но на должность он назначается руководителем районного отдела внутренних дел. Кто прав в сложившейся ситуации?

      8. Прокурор, обнаружив незаконное решение поселкового Совета, предложил отменить его на ближайшей сессии. Однако председатель совета с этим предложением не согласился, пояснив, что отменить решение может только вышестоящий районный совет. Тогда прокурор направил исковое заявление и соответствующие материалы в районный суд. Проанализируйте ситуацию и решите дело.

     9. Глава местной администрации решил проконтролировать выполнение ряда решений, принятых местным Советом, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории данного муниципального образования. Законны ли намерения главы местной администрации?

     10. Глава издал постановление, кото­рым установил для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм бронь по приему молодых людей, окончивших общеобразо­вательные школы города, на работу и профессиональное обучение. Правомерно ли указанное постановление? Охарактеризуйте полномочия органов местного самоуправления в отношениях с предприятиями, учреж­дениями и организациями, находящимися и не находящимися в муници­пальной собственности.

     11. Житель поселка Дорожник обратился в суд с иском о возмещении поселковой администрацией вреда, причиненного его здоровью, в результате неинформирования населения о распространении в поселке одного из социально значимых заболеваний, а также низкого качества медицинской помощи в муниципальной больнице, в которой он находился на лечении. Решите дело. Охарактеризуйте полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения.

      12. Глава администрации города своим постановлением повысил тарифы на платные медицинские услуги, оказываемые населению муниципальным лечебно-профилактическим учреждением «Стоматологическая поликлиника №1». Житель города К. обжаловала в суд данное постановление. Какое решение должен вынести суд?

     13. Три соседних сельских совета создали ассоциацию для совместного осуществления функций по охране окружающей среды. Ассоциации они передали свои полномочия в области охраны окружающей среды и установили, что постановления ассоциации по данным вопросам обязательны для исполнения всеми расположенными на их территориях предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их орга­низационно-правовых форм. Оцените правомерность принятого решения.

     14. По распоряжению главы района была закрыта районная общественно-политическая газета. Причиной такого решения послужило искажение информации от деятельности местной администрации. Правомерно ли такое распоряжение и имеет ли оно юридическую силу?

     15. Дайте определение понятий «предметы ведения», «функции», «полномочия», «компетенция», «вопросы местного значения».

     16. По каким признакам можно отличать вопросы местного и государственного значения?

     17. Целесообразна ли и почему передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий?

Нормативные правовые акты 

     Конституция Российской Федерации.

     Европейская Хартия местного самоуправления. 

     Федеральные законы - № 9, 10, 16, 20, 22, 25, 28, 29, 32, 33. 36, 56, 58, 59, 61 – 66, 68 – 71, 74 – 83, 87 – 92, 94, 97 – 101, 104, 106.

     Указы Президента РФ - № 3, 8, 10, 15, 19, 20.

     Постановления Правительства РФ - № 1 – 3, 9, 15 – 18, 20.

     Законы и иные правовые акты Тамбовской области - № 1, 4 – 6, 10 – 23, 25 – 27, 30, 32, 37 – 46.

     Муниципальные правовые акты города Тамбова - № 1, 15 – 26, 28 – 37, 40 – 49, 52 – 55, 57 – 64, 75 – 92, 94 – 101.

Список дополнительной литературы

     Анисимов А.П., Алексеев А.П. Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды: правовые вопросы //  Научные труды. Выпуск 3. Том 1 / РАЮН. – М.: Издательская группа «Юрист», 2003. С. 382 – 388.

     Боголюбов С.А. Местное самоуправление и природные ресурсы // Право и экономика. 1995. №№9 – 10.

     Бялкина Т.М. Проблемы компетенции органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2006. №10. С. 44 - 51.

     Волгин Н.А., Егоров В.К., Калашников С.В. Социальная политика в муниципальных образованиях. – М.: Альфа-Пресс, 2006.

     Гулидов П.В. Органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства: основные проблемы и перспективы реформирования // Право и политика. 2005. №12.

     Елисеев К.Ю. Охрана окружающей среды как предмет муниципальной деятельности // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. №6.

     Елисеев К.Ю. Основные направления участия органов местного самоуправления в охране окружающей среды // Научные труды. Выпуск 5. Том 1 / РАЮН. – М.: Издательская группа «Юрист», 2005. С. 391 – 395.

     Кириллов Ю. Средства массовой информации и местное самоуправление // Городское управление. 1997. № 7. С. 92-95.

     Кононов А. И. Роль и место органов самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка: (Вопросы теории и практики) // Государство и право. М., 1997. №12. С. 33-36.

     Маркварт Э., Исупова С. Размещение публичных — государственных, муниципальных – заказов // Городское управление. 1997. № 7. С. 56-64.

     Новиченко О.В. О природе полномочий органов местного самоуправления в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. №7.

     Суник Б.В. Местное самоуправление и финансирование учреждений культуры // Государство и право. 1996. № 7. С. 53-58.

    Управление муниципальными предприятиями. Круглый стол // Городское управление.1997. № 9

 

Тема 13. Ответственность и контроль в системе местного самоуправления. 

13.1. Понятие, классификация и виды ответственности в системе местного самоуправления.

13.2. Субъекты, основания и формы осуществления ответственности в системе местного самоуправления.

 13.3. Механизм (порядок) обжалования решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления.

 13.4. Понятие, значение и формы контроля в системе местного самоуправления.

 13.5. Формы и порядок защиты прав местного самоуправления.

 13.6. Защита прав местного самоуправления в отношениях с государственными органами.  

Задачи и проблемные вопросы:

     1. За невыполнение решений городского Совета мэр города направил в административную комиссию материалы для привлечения к административной ответственности директора ООО «Кирпичный завод №1», находящегося в частной собственности. Рассмотрев представленные материалы, административная комиссия оштрафовала директора завода на 30 минимумов месячной оплаты труда. Правомерно ли такое решение?

     2. ОАО «Сахарный завод» предъявил иск к районной администрации, работники которой своими неправомерными действиями причинили заводу материальный ущерб. Глава администрации заявил, что иск должен быть предъявлен непосредственному виновнику нанесения ущерба – начальнику управления сельского хозяйства. Прав ли глава администрации?

     3. Группа избирателей муниципального образования – городской округ Баранов обратилась к Законодательному Совету области с ходатайством прекра­тить полномочия их городского Совета депутатов, который неоднократно принимал решения, нарушающие федеральные законы и устав города. Какое постановление должен принять Законодательный Совет? Охарактеризуйте институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством?

     4. Главный врач городской муниципальной больницы отказался выполнить приказ начальника областного управления здравоохранения о расширении хирургического отделения, а также о предоставлении отчетности о ходе подготовки больницы к осенне-зимнему сезону. Отказ главный врач мотивировал своей самостоятельностью и подчинением только администрации города. Оцените действия главного врача. Охарактеризуйте принципы организационного обособления местного самоуправления в системе управления государством.

      5. Прокурор района внес на рассмотрение поселкового Совета протест об отмене решения о назначении досрочных выборов главы поселка в связи с тем, что оно неправомерно, поскольку после ухода главы поселка (председателя поселкового Совета) в отставку данное решение принято Советом под руководством заместителя председателя Совета, который является муниципальным служащим и не сложил в себя обязанности, не совместимые со статусом депутата. Поселковый совет отказался удовлетворить протест прокурора, в связи с чем он обратился в районный суд. Какое решение должен вынести суд?

     6. Группа депутатов районного Совета решила ознакомиться с деятельностью районной администрации, посмотреть решения, протоколы заседаний, в связи с чем обратилась к главе района (главе администрации). В ответ глава пояснил, что для ознакомления с деятельностью администрации депутаты должны иметь решение районного Совета по этому вопросу. Насколько обоснованны и правомерны действия главы администрации района?

     7. Кто имеет право обращаться в суд по вопросам защиты прав граждан на осуществление местного самоуправления?

     8. Перед кем и в каких формах несут ответственность органы и должностные лица местного самоуправления?

     9. За что и в каком порядке реализуется ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами?

     10. Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы юридической ответственности в системе местного самоуправления?

Нормативные правовые акты

     Конституция Российской Федерации.

     Европейская Хартия местного самоуправления. 

     Федеральные законы - № 9, 12, 22, 25, 26, 29, 30, 34, 36, 39 – 41, 43, 44, 55, 56, 58, 59, 99.

     Правовые акты Конституционного Суда РФ - № 3.

     Указы Президента РФ - № 9, 10, 13, 15, 19, 20.

     Постановления Правительства РФ - № 1, 3, 9, 10.

     Законы и иные правовые акты Тамбовской области - № 1, 7, 12, 22, 32, 33, 46, 47.

     Муниципальные правовые акты города Тамбова - № 1, 10, 11, 23, 32, 33, 37, 57, 59, 62, 63, 67, 83, 86, 88, 98.

Список дополнительной литературы

     Алексеев И.А. Содержание и виды муниципально-правовой ответственности // Журнал российского права. 2006. №9. С. 57 - 71.

     Алексеев И.А. Муниципально-правовая ответственность как комплексный институт юридической ответственности // Государство и право. 2006. №7. С. 90 - 99.

     Анисимов А.П. Земельно-правовая ответственность за нарушение правового режима земель поселений // Журнал российского права. 2004. №2.

     Беркович Е. Местное самоуправление: проблемы обеспечения законности и прокурорский надзор // Законность. 1997. №2; 1998. №11; 2001. №5; 2003. №9; 2004. №11;

     Бессарабов В. Прокуратура и органы местного самоуправления // Законность. 2001. №5.

     Винокуров А. Проверки законности правовых актов органов местного самоуправления // Законность. 1998. №9.

     Зайцев В., Винокуров Ю. Проверки законности правовых актов местного самоуправления // Законность. 1993. № 6. С. 14-20.

     Защита прав местного самоуправления судами общей юрисдикции Российской Федерации. Т.2. / Под ред. В.М. Жуйкова. – М.: ООО «Городец-издат». 2003.

     Защита прав местного самоуправления арбитражными судами Российской Федерации. Т.3. / Под ред. А.А. Арифулина – М.: ООО «Городец-издат». 2003.

     Коршунов С.А. Косвенный государственный контроль деятельности местного самоуправления (на примере Республики Татарстан) // Журнал российского права. 2006. №9. С.46 – 55.

     Кочеткова Н.В. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2004. №6.

     Князев С. Д. Конституционная ответственность в муниципальном праве: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. №6.

     Князев С. Д. Ответственность в муниципальном праве: вопросы теории и практики //  Научные труды. Выпуск 5. Том 1 / РАЮН. – М.: Издательская группа «Юрист», 2005. С. 605 – 608.

     Краснов М.А. Ответственность в системе народного представительства. - М., 1995. - 56 

     Краснов М.А. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона: О правовой ответственности органов местного самоуправления  // Государство и право. 1993. №6.

     Кузьмин М.А. Ответственность за неисполнение правовых актов местного самоуправления (федеральный и региональный аспекты) // Журнал российского права. 2004. №10.

     Курманов М.М. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования // Журнал российского права. 2004. №11.

   Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал российского права. 2007. №1. С. 46-54.

    Модин Н. Ответственность органов местного самоуправления за неправомерные действия // Российская юстиция. 2000. №1.

     Розенфельд  В.Г., Сергеев А.А. Муниципальное правотворчество и государственный контроль за законностью // Правоведение. СПб., 2000. №6 (233). С. 69 - 77.

     Сергеев А.А. Проблемы конституционно-правовой ответственности в системе местного самоуправления // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. – М.; 2001.

     Сергеев А.А. Проблемы конституционно-правовой ответственности выборных лиц государственной власти и местного самоуправления // Правоведение. – М.; 2003. №3. С. 55 – 65.

     Сергеев А. Судебная защита прав местного самоуправления // Законность. 2006. №2. С. 45 - 47.

     Сериков Б.Б. Ответственность муниципальных служащих – правовое регулирование // Гос. власть и местное самоуправление. 2002. №1.

     Соловьев С.Г. Муниципально-правовая ответственность местного представительного органа: содержание и актуальные проблемы // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. №2.

     Соловьев С. Механизм ответственности глав муниципальных образований // Законность. 2003. №8.

     Судебная защита прав местного самоуправления в Российской Федерации. Сборник решений федеральных судов. Выпуск 1. 1997; Выпуск 2. 1998. – М.: МОНФ.

     Судебная практика по вопросам местного самоуправления // Бюллетень Верховного суда РФ. 1996. №3, №12, с. 12 – 13; 1997. №5, с. 2, №8, с. 1; 1998. №5, с. 3; 1999. №6, с. 2, 3; 2000. №1, с. 17 - 24; 2001, №12, с. 5;  2002, №6, с. 23, №11, с. 4; 2003. №5, с. 1, №12, с. 12, 22, 25; 2004, №2, с.8, №5, с. 15, 17, №6, с. 20, 24; 2005. №1, с. 11, №3, с. 4 – 6, №7, с. 9, №12, с. 16; 2006, №2, с. 13, 21, №5, с.1, №6, с.16, №10, с. 16, №11, с 17.

     Тимофеев Н.С. К Вопросу об ответственности населения как основного субъекта местного самоуправления // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. – М.; 2001.

     Уваров А.А. Об ответственности органов местного самоуправления // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. – М.; 2001.

     Фадеев В.И. Отзыв депутата представительного органа местного самоуправления. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования и других выборных должностных лиц местного самоуправления / Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А.В. Иванченко. – М.: Норма, 1999.

     Чеботарев Г.Н. Соотношение конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности в системе местного самоуправления // Российский юридический журнал. 2002. №4.

     Черногор Н.Н. Некоторые проблемы исследования юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 1998. № 1. С. 38-41.

     Шнитенков А. Глава органа местного самоуправления как субъект должностного преступления // Законность. 2005. №8.

     Шугрина Е.С. Институт отзыва выборного лица местного самоуправления // Проблемы народного представительства / Под ред. С.А. Авакьяна. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

     Шугрина Е.С. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления // Российский юридический журнал. 2001. №1.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!