Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по муниципальному праву»

/ Муниципальное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ.

Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

ВКР / дипломные работы от 5 тыс. руб.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Тема 1. Понятие  муниципального права и местного самоуправления 

1.1.        Понятие, система и основные категории муниципального права.

1.2.        Муниципальное право в системе российского права.

1.3.        Предмет и метод муниципально-правового регулирования.

1.4.        Субъекты муниципального права: понятие и статус.

1.5.        Муниципально-правовые нормы и институты.

1.6.        Понятие, значение и сущность местного самоуправления.

1.7.        Источники муниципального права: виды и классификация.

Задачи и проблемные вопросы:

    1. В Уставе одной из областей было закреплено, что в сельских районах области и в городах областного значения образуются территориальные органы государственной власти. Глава администрации города не согласился с таким решением, утверждая, что нарушается право его жителей на самоуправление. По его мнению, в городах областного значения не могут быть созданы территориальные органы государственной власти; должны быть сформированы только органы местного самоуправления. Юридически проанализируйте сложившуюся ситуацию. Каков порядок реализации права на местное самоуправление? Каков порядок формирования муниципальных образований, если в границах одного муниципального образования имеется другое муниципальное образование?

     2. Администрация города Саратова обратилась в областной суд с жалобой на действия областной Думы и просила признать постановление областной Думы “О дате проведения выборов в представительный орган города Саратова и образовании территориальной (муниципальной) комиссии” противоречащим закону и вследствие этого недействительным. Определением судьи областного суда в принятии заявления отказано на основании п. 1 ст. 134 ГПК РФ. При этом судья исходил из того, что согласно ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанный спор подведомствен арбитражному суду. Правильно ли поступил судья? Что является предметом данного спора?

     3. Тамбовская городская Дума приняла новый Устав, которым отменила всенародные выборы мэра (главы) города, четырежды проводившиеся в областном центре. Главой города становится председатель городской Думы, избираемый (назначаемый) из состава депутатов городской Думы. Глава администрации города назначается на должность на пять лет по контракту по результатам конкурса. Соответствует ли принятое решение Конституции РФ и федеральному закону? Какие действия могут предпринять граждане по защите своего избирательного права и права на местное самоуправление?

     4. В чем заключается главная идея, суть местного самоуправления?

     5. В чем состоит общее и особенное в определениях местного самоуправления, данных в Европейской Хартии местного самоуправления и в российском законодательстве?

     6. Какова роль местного самоуправления в государственно-правовой системе России?

     7. Дайте понятие «муниципального образования» и назовите его виды.

     8. Каковы основные проблемы развития местного самоуправления в современной России?

Рекомендуемые нормативные правовые акты

     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Официальный текст – М.; 2006 (далее – Конституция Российской Федерации).

     Европейская Хартия местного самоуправления. Принята членами Европейского Совета 15 октября 1985 года. Ратифицирована Россией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. №55-ФЗ // Народный депутат. 1993. №11. Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 1998. №12. Ст.553; №36. Ст. 4466 (далее – Европейская Хартия местного самоуправления).

     Декларация «О принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества Независимых Государств» от 29 октября 1994 г. // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств. 1995. №6. С.85-89.

 

     Нормативные акты под порядковыми номерами  из предлагаемых в пособии  списков:

     Федеральные законы - № 9, 11.

     Правовые акты Конституционного Суда РФ - № 6, 8.

     Указы Президента РФ - № 4, 15, 19, 20.

     Правовые акты Правительства РФ и министерства юстиции РФ - № 3, 5, 7, 12, 22.

     Законы и иные правовые акты Тамбовской области - № 1 - 3, 12, 13.

     Муниципальные правовые акты города Тамбова - № 1, 2, 13.

Список дополнительной литературы

Автономов А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления (очерки). – М.: Формула права. 2002.

Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации. - М.,  2005.

 Берг О. Субъекты муниципального и гражданского права // Законность. 2001. №2.

Бойцова Л.В. Местное самоуправление как разновидность публичной власти // Юридический мир. 2003. №4.

Бурмистров А.С. Местное сообщество как субъект самоуправления // Правоведение. 2000. №5. С. 36 – 42.

Бялкина Т.М., Карасева М.В. О предметах муниципального и финансового права // Журнал российского права. 1998, №1.

Васильев В. И. О предмете муниципального права // Журнал российского права. 2006. №5. С. 23 - 35.

Васильев В.И. Местное самоуправление. - М., 1999.

Васильев В. И. Местное самоуправление: закон и практика // Журнал российского права. 2001. №8.

Выдрин И.В. О проблеме отрасли муниципального права // Рос­сийский юридический журнал, 1995, №2.

Дмитриев Ю.А., Ковалев В.Е. Муниципальное право: проблемы становления отрасли // Право и жизнь. 1994. №4.

Исаева М. К вопросу о природе муниципальной власти // Право и жизнь. - М., 1996. №9.С. 33-38.

Кокотов А.Н. Муниципальное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Правоведение. 2004. №3. С. 44-62.

Костюков А.Н. Муниципальное право в системе российского права: стагнация или развитие, а может быть, новая роль? // Государство и право. 2003. №9. С. 9 – 16.

Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права: Монография. – М., 2004.

Краснов М.А. Введение в муниципальное право. - М., 1993.

Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия / Институт государства и права РАН. - M., 1999.

Остром В. Демократия и самоуправление // Государство и право. 1994. №4.

Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении. – М., 2004.

Стенограмма Круглого стола «Проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели российского местного самоуправления»  // Местное право. 2004. №1 - 2.

Таболин В.В., Черногор Н.Н. Место и роль муниципального права в системе российского права // Местное право. 2002. №3-4. С. 9-12.

Цветкова Г.А. Местное самоуправление: социальная сущность и содержание (Теоретические парадигмы и практический опыт России). – Орел. Изд-во ОРАГС. 2000.

 

Смотрите также литературу к теме №3

 

 

 

 

 

Тема 2. История местного самоуправления в России

2.1. Местное самоуправление в России: основные этапы развития.

2.2.        Становление и развитие местного самоуправленияв дореволюционной России.

2.3.        Организация местной власти в советский период развития России. 

2.4.        Основные этапы и тенденции развития местного самоуправления в современной России. 

2.5.        Развитие местного самоуправления и муниципальное право в зарубежных странах (Европы и Америки).

2.6.        Основные теории развития местного самоуправления. 

2.7.        Муниципальные системы и модели местного самоуправления в  

          зарубежных странах.

 

Задания и проблемные вопросы:

1.    Когда и где возникло местное самоуправление в его современном понимании?

2.    Каковы особенности и модели развития местного самоуправления в России в период до 1917 года (вечевая система управления, крестьянская община, казачье самоуправление, земское и городское самоуправление)?

3.    Проанализируйте Положение о губернских и земских учреждениях 1864 г. и Городовое положение 1870 г. и ответьте на вопросы: - какие предметы ведения были у земских и городских органов управления? – какие органы по решению местных дел могли создаваться на губернском, городском и земельном уровнях? – какие должности существовали на в создаваемых органах, кем и какими способами они замещались?

4.    Какие изменения произошли в земском и городском самоуправлении после принятия Положения о губернских и земских учреждениях 1870 г. и Городового положения 1891 г.? Способствовали ли новые положения прогрессу самоуправления? Обоснуйте ответы ссылками на статьи нормативных актов.

5.    В чем суть и каковы особенности организации местной власти в советский период развития России?

6.    Сделайте анализ советских конституций 1918, 1924, 1936, 1977 (1978) годов и дайте общую характеристику конституционного статуса органов местной власти по каждой из них (со ссылками на статьи).

7.    В чем суть и содержание государственно-правовых изменений в организации местной власти, произошедших в 1993 г.?

8.    В чем отличие англосаксонской системы самоуправления от континентальной?

9.    Каковы основные полномочия органов местного самоуправления за рубежом?

10.                     Назовите источники финансирования местного самоуправления за рубежом?

 

Рекомендуемые нормативные правовые акты 

     Федеральные законы - № 1, 6, 8 - 10, 14.

     Указы Президента РФ - № 3, 8, 15, 19, 20.

     Постановления Правительства РФ - № 2, 3, 5.

     Законы и иные правовые акты Тамбовской области - № 1, 3.

Список дополнительной литературы и  историко-правовых материалов

     Конституция РСФСР. Принята 10 июля 1918 года // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву / Отв. ред. А.И. Лукьянов – М., 1984.

     Конституция СССР. Принята 31 января 1924 года // Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов – М., 1997.

     Конституция СССР. Принята 5 декабря 1936 года - М., 1975.

     Конституция СССР. Принята 7 октября 1977 года - М., 1977.

     Конституция РСФСР. Принята 12 апреля 1978 года - М., 1978.

     Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. //  Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 406-417.

    Положение о губернских и уездных земских учреждениях 12 июня 1890 г. - Полное собрание законов — III. T. X. № 16927.

      Закон СССР от 9.04.1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета (далее – Ведомости СНД и ВС) СССР. 1990. №. 16. Ст. 267.

     Закон РСФСР от 29.07.1971 г. (в ред. от 3.08.1979 г.) «О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1971. № 31. Ст. 354; 1972. № 51. Ст. 1206; 1973. № 23. Ст. 505; 1979. № 32. Ст. 786.

     Закон РСФСР от 29.07.1971 г. (в ред. от 3.08.1979 г.) «О районном Совете народных депутатов РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1971. № 31. Ст. 354; 1972. № 51. Ст. 1206; 1973. № 23. Ст. 505; 1979. № 32. 

     Закон РСФСР от 3.08.1979 г. «О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1979. № 32. Ст. 784.

     Закон РСФСР от 27.10.1960 г. (в ред. от 12.12.1979 г.) «О порядке отзыва депутата местного Совета народных депутатов РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1979. №51. Ст.1273.

     Положение об организации работы с наказами избирателей в РСФСР. Утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6.05.1982 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1982. №19. Ст.587.

     Положение о постоянных комиссиях местных Советов народных депутатов РСФСР. Утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3.03.1983 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1983. №10. Ст.18.

     Ачкасов В.А. Опыт местного самоуправления на Западе // Правоведение. 1998. №4. С.43 - 48.

Абрамов В.Ф. Демократическая практика российского земства // Политические исследования. 1995. №3.

     Барабашев Г.В. Самоуправление в начале пути // Народный депутат. 1990. № 4.

     Барабашев Г.В. Муниципальные органы США и Великобритании // Местное самоуправление. – М.; 1996.

     Блудов А. Городское самоуправление в Тамбовской губернии на рубеже ХIХ – ХХ вв.: дела и люди // Наш город Тамбов. 2005, 7,14,21 февраля№6-8.

     Васютин Ю.С., Емельянов Н.А. Местное самоуправление в зарубежных странах. Учебное пособие. – Москва-Тула. 1998.

     Виталь Дюран Э. Местные органы власти во Франции. - Издание посольства Франции в России. – М.; 1996.

     Волвенко А.А. Земская реформа (1864-1888) // Государственное и местное управление. 1998. №1. С. 49-58.

     Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. - М., 1990.

     Герасименко Г.А. Земства и Советы // Свободная мысль. 1993. № 4. С. 97-106.

     Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России // Государство и право. 1996. № 2. С. 142-152.

     Государственное управление и самоуправление в России: Очерки истории / Отв. ред. В.П. Семьянинов – М.; 1995.

     Дементьев А.Н. О «системе Советов» и земских учреждений в России: возможные исторические параллели // Государство и право. 1996. №8.

     Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран. – М., 2001.

     Емельянов Н.А. Местное самоуправление в дореволюционной России. – Тула. 1997.

     Еремян В.В. Особенности генезиса местного самоуправления в Латинской Америке // Правоведение. 2000. №1. С. 59 – 68.

     Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России (ХП - начало XX вв.). Учебное пособие. - М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1999.

     Ефремова Н.Н., Лаптева Л. История земств и перспективы развития местного самоуправления // Государство и право. 1993. №11. С. 150-153.

     Земское самоуправление в пореформенной России (1864-1918). Документы  и материалы: Учебное пособие / Отв. ред. А.П. Зиновьев. – М.: ГАУ. 1995.

     Земское и городское самоуправление в дореволюционной России / Отв. ред. В.И. Фадеев. - М., РАН. ИНИОН, 1996.

    Ильинский И.П. Социалистическое самоуправление народа. - М., 1987. 

    Институты самоуправления: историко-правовое исследование / Отв. ред. Л.С. Мамут. – М., 1995.

     История местного самоуправления в России: Хрестоматия / Сост. Ю.В. Кириллов. – Обнинск: Институт муниципального управления, 1996.

    Кнемайер Ф.Л. Организация местного самоуправления в Баварии (Ос­новные структуры, особенности, недостатки) // Государство и  право. 1995. №4.

     Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993. — 133 с  

     Лаптева А.Е. Об истории земских учреждений в России // Государство и право. 1993. № 8. С. 122-131.

   .Лаптева Л.Е., Ефремова Н.Н. Организация и практика земских учреждений России // Государство и право. 1993. №2.

   Лаптева Л.Е., Шутов А.Ю. Из истории земского, городского и сословного местного самоуправления в России - М.: Изд-во РАГС, 1999.

    Лукьянов А.И. Развитие законодательства о советских представительных органах власти. – М.: 1978.

    Местные советы народных депутатов. - М., 1988. — 783 с.

 

    Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор) - М.: Юридическая литература,  1994.

     Местное самоуправление в России: Отечественный исторический опыт: Сборник документов (1861-1917 гг.) / Под общ. ред. А.Я. Сливы. Сост.: А.В. Гильченко и др.; МОНФ.  - М.. 1998.

     Местное самоуправление в Германии (на примере положения об общинах земли Баден-Вюртенберг). - М., 1996.    

     Органы власти штатов и местные органы управления в США. - М., 1990.

     Органы местного самоуправления в зарубежных странах. Сравнительное исследование: научный аналитический обзор. - М.:ИНИОН, 1994.

     Правовое регулирование местного самоуправления в США (обзор)  // Реферативный журнал. Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература Серия 4. Государство и право, 1993, №2.

     Саломатин А.Ю. Государственное и муниципальное управление в США (от эпохи модернизации к постмодернизационному обществу и государству): Курс лекций. – Пенза: ИИЦ ПГУ. 2004. – 99 с.

     Сорокин А.С. Основные тенденции развития и правовое регулирование деятельности органов муниципального управления в США. – М.: 1994.

    Турко Н.Г. Муниципальные органы зарубежных стран.- М., 1993.

    Устименко Ю. Америка: многообразие городского самоуправления // Российская Федерация. 1996. №16.

     Харлоф .  Местные органы власти в Европе // Перевод с англ.  и предисловие В.И. Камышанова - М.; 1992.

     Цейтлин Р.С., Сергеев С.А. История государственного управления и муниципального самоуправления. Учебное пособие. – М.: Омега-Л. 2003.

     Черкасов А.И. Сравнительное местное самоуправление: теория и практика. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998.

     Черник И.Д. Некоторые проблемы местного самоуправления в ФРГ // Вестник государственной службы. 1993. №12.

     Чихладзе Л.Т. Историко-теоретические аспекты развития местного самоуправления и муниципального управления в государствах Европы // Право и политика. 2005. №№9, 12; 2006. №1.

 

Тема З. Понятие, принципы и гарантии местного самоуправления

      3.1. Понятие, содержание и многозначность местного самоуправления.

      3.2. Местное самоуправление как основа конституционного строя.

      3.3. Местное самоуправление как право граждан на
  самостоятельное решение вопросов местного значения.

     3.4. Местное самоуправление как форма народовластия.

     3.5. Местное самоуправление как система общественных отношений.

     3.6.  Понятие, значение и система принципов местного самоуправления.   

    3.7. Правовое оформление и реализация принципов местного самоуправления.

    3.8. Гарантии местного самоуправления: понятие и система.

Задачи и проблемные вопросы:

     1. Глава муниципального (сельского) района внес для рассмотрения и принятия районному Совету депутатов проект Структуры и порядок формирования органов и должностных лиц местного самоуправления района. Глава администрации (губернатор) области предложил сначала согласовать предложения по структуре органов местного самоуправления в соот­ветствующих областных комитетах и управлениях, а также установил рай­ону предельную численность муниципальных служащих — 30 человек и утвердил соответствующий фонд заработной платы. Как следует отнестись к действиям главы администрации (губернатора) области? Охарактеризуйте принцип само­стоятельности решения населением вопросов местного значения.

     2. В соответствии с решением городского Совета города глава администрации города получил крупный кредит на реконструкцию муниципального деревообрабатывающего завода. Планировалось окупить расходы в течение одного года, а за счет прибыли выполнить капитальный ремонт городской теплосети. Однако из-за резкого падения спроса на продукцию завод обанкротился. Руководство города обратилось к губернатору области с требованием компенсировать указанные потери за счет областного бюджета, предупредив, что иначе ветхие теплосети выйдут из строя. Губернатор ответил, что ремонт муниципальных теплосетей относится к функциям местного самоуправления и их ремонт должен финансироваться из местного бюджета. Правомерна ли позиция губернатора области? Кто несет ответственность за материальный ущерб, вызванный решением органа местного самоуправления? Охарактеризуйте принцип самостоятельного решения населением вопросов местного значения под свою ответственность.

     3. Выделите сущность и определите многозначность ролей местного самоуправления в современном обществе.

     4. Что означает утверждение: местное самоуправление – институт гражданского общества?

     5. Выделите в Конституции Российской Федерации и в Европейской Хартии местного самоуправления положения (нормы), закрепляющие принципы местного самоуправления, и составьте сравнительный перечень.

     6. Как может и должна выражаться государственная поддержка местного самоуправления?

     7. Какой из принципов местного самоуправления вы считаете самым важным?

     8. В чем, на ваш взгляд, заключаются основные проблемы местного самоуправления в настоящее время?

Нормативные правовые акты

     Конституция Российской Федерации.

     Европейская Хартия местного самоуправления.

     Федеральные законы - № 8, 9, 13, 16, 20, 26, 55, 56.

     Правовые акты Конституционного Суда РФ - № 6, 8.

     Указы Президента РФ - № 7, 15, 19, 20.

     Постановления Правительства РФ - № 2, 3, 7.

     Законы и иные правовые акты Тамбовской области - № 1, 12, 14.

     Муниципальные правовые акты города Тамбова - № 1, 2.

Список дополнительной литературы

    Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. № 2. С. 3-33.

    Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 5. С. 24-45.

     Гарантии прав местного самоуправления в Российской Федерации. - М., ИНИОН, 1994.

     Декларация о принципах местного самоуправления в Российской Федерации // Народный депутат. 1993. №12.

     Еремин А.В. Право граждан на местное самоуправление // Правоведение. 1998. №3. С.40 – 43.

     Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. – М.: Муниципальная власть. 1999.

     Замотаев А.А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства // Российская юстиция. 1996. №6.

     Из судебной практики: определения Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся конституционных прав населения на местное самоуправление // Государство и право. 1995. № 7. С. 11-18; 1996. №6. С.3-7.

     Кузьмина В., Никитенко Н. Местное самоуправление: понятие и содержание // Регионология. 1998. №1.

     Местное самоуправление: российский вариант. - М., ИНИОН. 1993. - 68с.

     Нольде Б.Э. Основные теории местного самоуправ­ления: происхождение и развитие. -  М., 1996.

    Путин В.В. Местное самоуправление – основа гражданственности и народовластия. Выступление на сессии Конгресса муниципальных образований 11.11.2003 г. Москва // Журнал российского права. 2003. №12.

     Сергеев А.А. Новое понимание конституционных принципов местного самоуправления //  Научные труды. Выпуск 5. Том 1 / РАЮН. – М.: Издательская группа «Юрист», 2005. С. 474 – 476.

      Усманова Р.М. Местное самоуправление как часть социального управления //  Научные труды. Выпуск 5. Том 1 / РАЮН. – М.: Издательская группа «Юрист», 2005. С. 490 – 492.

     Фадеев В. Система гарантий местного самоуправления // Право и жизнь. - М., 1995. №5. С. 184-217.

     Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление // Журнал российского права. 2005. №4.

     Цветкова Г.А. Местное самоуправление: социальная сущность и содержание (Теоретические парадигмы и практический опыт России). – Орел. Изд-во ОРАГС. 2000.

     Чиркин В.Е. Современные модели местного самоуправления // Российский юридический журнал. 1995. №3.

Тема 4. Основы местного самоуправления

          4.1. Понятие и виды основ местного самоуправления.

          4.2. Социальные (демографические) основы местного самоуправления.

4.3.        Конституционно-правовые основы местного самоуправления.

4.4.        Организационные основы местного самоуправления.

4.5.        Территориальные основы местного самоуправления.

4.6.        Экономические основы местного самоуправления.

4.7.        Политико-идеологические основы местного самоуправления

 

Задачи и проблемные вопросы: 

     1. Жители поселка Лесной, численность населения которого составляет 750 человек, обратились к представительному органу муниципального образо­вания – сельский Совет с заявлением о предоставлении им права на осуществление в поселке местного самоуправления. В их просьбе было отказано в связи с небольшой численностью населения и недостаточностью у поселка финан­совых ресурсов. Жители поселка обжаловали это решение в суд. Решите дело. Охарактеризуйте порядок создания и преобразования муниципальных образований.

      2. Представительный орган Петровского района принял решение укруп­нить муниципальные образования - сельсоветы путем объединения двух из них в одно. Общественное объединение ветеранов одного из муниципальных образований обжаловал это решение в суд, указав, что мнения жителей сельсовета никто не спрашивал. Решите дело. Охарактеризуйте порядок установления и изменения границ муници­пального образования.

     3. В границах муниципального района имеются муниципаль­ные образования районного значения в поселках и сельсоветах. Представительный орган – районный Совет принял пятилетнюю программу благоустройства населенных пун­ктов района, в которой определены виды и объем конкретных работ и их финансирование как из районного, так и из местных бюджетов. Право­мерно ли принятие данной программы? Охарактеризуйте правовой статус муниципальных образований, действующих в границах территории му­ниципального района, и степень их подчиненности органам и должностным лицам местного самоуправления района.

     4. Как соотносятся понятия «административно-территориальное деление» субъекта РФ и «территориальная организация местного самоуправления»?

     5. Как соотносятся понятия «муниципальное образование», «поселение» и «населенный пункт»?

     6. Назовите и охарактеризуйте существующие модели территориальной организации местного самоуправления.

Нормативные правовые акты 

     Конституция Российской Федерации.

     Европейская Хартия местного самоуправления.

     Федеральные законы - № 8, 9, 15, 16. 26, 28, 29, 33, 36, 63, 69, 70, 74.

     Правовые акты Конституционного Суда РФ - № 1, 5, 7.

     Указы Президента РФ - № 2, 8, 15, 19, 20.

     Правовые акты Правительства РФ и министерства юстиции РФ - № 2, 3, 5, 7, 12, 22, 23.

     Законы и иные правовые акты Тамбовской области - № 1, 2, 4 - 7, 13.

     Муниципальные правовые акты города Тамбова - №1.

Список дополнительной литературы

     Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. - М.: ИНФРА-М, 2000.

     Анисимов А.П. Зонирование территорий городских и сельских поселений: виды и правовое значение // Право и экономика. 2004. №6.

    Бялкина Т.М. Законодательство области о местном самоуправлении. Воронеж. 1996. 

    Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. - М., 1996.

    Гришина О.В. Границы муниципальных образований и закрепление их на местности (на примере Московской области) // Журнал российского права. 2005. №7.

     Горохов Б. Споры, связанные с определением территорий муниципальных образований // Вопросы местного самоуправления. 2004. №1.

     Красюкова А.С. К вопросу о границах земель поселений // Юрист. 2006. №7. С. 25 – 26.

    Лапин В.А., Любовный Э.Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. – М., 2005.

    Мускеева Л.И. О территориальных и организационных основах местного самоуправления  // Управа: местное самоуправление. 2004. №10. С. 52 – 55.

    Савранская О. Территориальные основы местного самоуправления // Городское управление. 1997. № 4 С. 48-55.

    Семенова Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления // Экономист. 1997. №5.

    Сокол-Номоконов Э.Н., Макаров А.В. О некоторых аспектах формирования территориальных основ местного самоуправления в Российской Федерации в условиях правовой реформы // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. №6.

     Споры по вопросам образования и упразднения муниципальных образований. – Обнинск. Институт муниципального управления. 2003.

     Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации. - М.; 1996.

    Фейгин М.З. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. – Саратов. 1999.

     Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления. Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 1997.

     Смотрите также литературу к темам №№5, 6, 11.

 

Тема 5. Система местного самоуправления

5.1. Понятие системы местного самоуправления и ее состав.

5.2. Территориальная организация (структура) и уровни местного самоуправления.

5.3. Понятие, классификация и виды организационно-правовых форм местного  самоуправления.

5.4. Органы местного самоуправления: понятие и виды.

5.5. Взаимоотношения органов местного  самоуправления и органов государственной власти: правовые основы и формы.

Задачи и проблемные вопросы:

     1. Во время обсуждения проекта Устава города отдельные депутаты предложили включить в качестве элементов системы местного самоуправления следующее: собрания, сходы граждан, трудовые коллективы, городскую администрацию, городскую Думу, общественные организации, местные референдумы. Проанализируйте предложение депутатов.

     2. Для социально-экономического развития территории муниципального образования депутаты поселкового Совета приняли решение о введении местного налога на право торговли. В качестве плательщиков налога установили весь круг хозяйствующих субъектов. Прокурор района опротестовал данное решение. Юридически проанализируйте ситуацию.

     3. Коллегия областного комитета по культуре возложила государственные полномочия по сохранению памятников истории, находящихся в государственной собственности, на отделы культуры администраций городов и районов с передачей им соответствующих финансовых ресурсов и установлением системы отчетности. Правомерны ли действия коллегии областного комитета по культуре? Охарактеризуйте порядок условия наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

     4. Представительный орган муниципального образования – Ивановский сельский Совет внес дополнения в Устав сельсовета, которыми установил порядок созыва и проведения собрания и сходов граждан, принятия ими решений, пределы их компетенции. Законодательный орган области принял поста­новление, в котором указал на неправомерность установления указанных норм в Уставе и их недействительность, пока не будет принят областной закон по этим вопросам. Постановление какого органа правомерно? Охарактеризуйте соотношение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в регулировании отношений, возникающих в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

     5. Как соотносятся понятия «система местного самоуправления» и «структура местного самоуправления»?

     6. Охарактеризуйте территориальную модель местного самоуправления в двухуровневом муниципальном образовании.

     7. Каковы формы и направления взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти?

     8. В чем, на ваш взгляд, заключаются основные проблемы проведения реформы местного самоуправления в Российской Федерации?

Нормативные правовые акты 

     Конституция Российской Федерации.

     Европейская Хартия местного самоуправления.

     Федеральные законы - № 9, 10, 12, 13, 16, 18, 19, 20, 56, 58, 59.

     Правовые акты Конституционного Суда РФ - № 1 - 3, 5.

     Указы Президента РФ - № 3 - 5, 19, 20.

     Правовые акты Правительства РФ и министерства юстиции РФ - № 2 - 4, 7, 12, 22.

     Законы и иные правовые акты Тамбовской области - № 1 – 7, 12 – 23, 28.

     Муниципальные правовые акты города Тамбова - № 1, 10, 12, 13, 58 – 62.

   

Список дополнительной литературы

     Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. № 2. С. 3-33.

Бабичев И.В. Как сформировать оптимальную структуру местной власти? // Муниципальная власть. 2001. № 11-12.

Бабичев И. Правовой перекос: максимум полномочий у мэра, минимум – у представительного органа // Российская Федерация сегодня. 1998. № 14.

Бабичев И.В.Стенограмма круглого стола «Проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели российского местного самоуправления // Местное право. 2004. № 1-2.

Берг О.В. Система «сдержек и противовесов» в местном самоуправлении // Государственная власть и местное самоуправление. 2001. №1.

Берг О. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты // Журнал российского права. 2001. №4.

     Бланкенагель А. Местное самоуправление против государственного управления в Российской Федерации // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 1997. № 1. С. 127-130.

     Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. 2004. №3. С. 11 – 20.

    Воробьев Н.И. О некоторых вопросах совершенствования системы местного самоуправления // Вестник Тамбовской областной избирательной комиссии. 2000, февраль, №1 (13). С. 82 – 83.

    Герасимов А.В. Местное самоуправление как система // Ленинградский юридический журнал. 2005. №2(3). С. 54 – 67.

    Голосова С.А. Местное самоуправление и государственная власть. Теоретические аспекты их соотношения // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. №5.

     Горохов Б. Споры, связанные с определением территорий муниципальных образований // Вопросы местного самоуправления. 2004. №1.

     Еремин А.Р. О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. №10. С. 35 - 43.

    Игнатюк Н.А. Система органов местного самоуправления // Журнал российского права.- М., 1998. №6.

     Красюкова А.С. К вопросу о границах земель поселений // Юрист. 2006. №7. С. 25 – 26.

     Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 1994. – 166 

    О системе взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления // Городское управление. 1997. № 4. С. 42-45.

    Савранская О. Территориальные основы местного самоуправления // Городское управление. 1997. № 4 С. 48-55.

      Сайфитдинова Р.Ф. Соотношение государственной власти и местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. №2.

      Сахарнова В.Н. Проблемы определения территориального уровня местного самоуправления // Журнал российского права. 2001. №10.

 Синцов В.Н. О возможности формирования органов местного самоуправления органами государственной власти и их должностными лицами // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. №5.

     Сокол-Номоконов Э.Н., Макаров А.В. О некоторых аспектах формирования территориальных основ местного самоуправления в Российской Федерации в условиях правовой реформы // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. №6.

Соловьев С.Г. Модели организации системы муниципальной власти: проблемы теории и практики // Современное право. 2006. №7. С. 32 – 35.

Уваров А.А. Система местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2002, № 2.

Чиркин В.Е. Современные модели местного самоуправления // Российский юридический журнал. 1995. №3.

Чиркин В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт // Журнал российского права. 1997. №8.

Тема 6. Правовая основа местного самоуправления

          6.1. Понятие и состав правовой основы местного самоуправления.

          6.2. Международно-правовые и конституционные основы местного самоуправления

          6.3. Федеральные нормативные правовые акты о местном самоуправлении

          6.4. Региональные нормативные правовые акты о местном самоуправлении

          6.5. Муниципальные правовые акты: понятие и система

          6.6. Устав муниципального образования: понятие, значение, принятие

Задачи и проблемные вопросы:

     1. Городской Совет после принятия Устава города на местном референдуме обратился в областную Думу для регистрации. Областная Дума отказала, сославшись на то, что этим должно заниматься орган юстиции. Каков порядок регистрации и вступления в силу устава муниципального образования?

     2. В Устав города Приозерска, принятый его представительным органом, были внесены следующие дополнения, из-за которых отдел юстиции отказал в государственной регистрации Устава: порядок выборов депутатов городского Совета, отличающийся от областного закона; наделение граждан, не проживающих в городе, но имеющих на его
территории в собственности объекты недвижимости и уплачивающих налоги в городской бюджет, активным и пассивным избирательным правом; право изъятия у собственников земельных участков для муниципальных нужд. Обоснован ли юридически отказ в регистрации Устава муниципального образования?

     3. Прокурор района внес на рассмотрение районного Совета представление об устранении нарушений закона в деятельности районной администрации, выразившихся в несоответствии многих правовых актов, издаваемых главой администрации, федеральному и областному законодательству. Как должен и может отреагировать на прокурорское представление районный Совет?

    4. Каково значение Европейской Хартии местного самоуправления в системе источников российского муниципального права?

    5. Каков состав правовой базы местного самоуправления на муниципальном уровне?

    6. Каковы ценность и значение Устава муниципального образования?

    7. В чем, на ваш взгляд, заключаются основные проблемы правового обеспечения местного самоуправления в настоящее время?

Нормативные правовые акты

     Конституция Российской Федерации.

     Европейская Хартия местного самоуправления. 

     Федеральные законы - №  9 – 12, 16, 18, 19, 26, 28, 29, 32, 33, 36, 70.

     Правовые акты Конституционного Суда РФ - № 2, 5, 7.

     Указы Президента РФ - № 2, 8, 15, 19, 20.

     Правовые акты Правительства РФ и министерства юстиции РФ - № 2 – 5, 7, 23.     

     Законы и иные правовые акты Тамбовской области - № 1 – 12.

     Муниципальные правовые акты города Тамбова - № 1, 56 – 59.

Список дополнительной литературы

     Антонова Н.А. Юридическое значение актов муниципальных органов // Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. С.А. Авакьяна. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

     Бабичев И.В., Калантарова Н.Р. Уставы муниципальных образований (сравнительный анализ) // Местное право. 2000. № 11-12.

     Бабун Р. Нормативно-правовая база городского самоуправления // Городское управление. 1997. № 2. С. 16-18.

    Барабашев  Г.В. О хартиях местного самоуправления в США // Государство  право. 1994. № 5. С. 126-134.

    Белкин А.А., Бурмистров А.С. Институт местно­го самоуправления в документах Конституционного Суда РФ (1996 - 1998 гг.) // Правоведение. СПб.. 1999, № 1.

     Берг О. О структуре модельного законодательства субъекта Российской Федерации в области местного самоуправления // Хозяйство и право. 2000. №3.

     Борисов А.С. Подготовка проектов нормативных правовых актов в правотворческих органах муниципальных образований // Юрист.1999. №4. С. 28-29.

     Бялкина Т.М. Законодательство области о местном самоуправлении. – Воронеж. Изд-во ВГУ. 1996.

     Бялкина Т.М. Законодательство субъектов РФ об уставах муниципальных образований // Государство и право. 1997. №6.

     Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления // Журнал российского права. 2002. №4.

     Васильев В.И. Законодательная  основа муниципальной реформы. – М.: Формула права, 2005

     Васильев В.И. Каким быть главному закону о местном самоуправлении? // Журнал российского права. 2001. №12.

     Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // Журнал российского права. 2004. №1.

     Васильев В.И. Уставы муниципальных образований. Новое в местном самоуправлении // Журнал российского права. - М., 1998. №2. С. 20-31.

     Васильев М.А. Основы нормотворчества в муниципальных образованиях: естественные начала и правовые императивы. – Обнинск: Институт муниципального управления. 2001.

     Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. – М.; 1996

     Замотаев А. О государственной регистрации уставов муниципальных образований // Городское управление. 1997. № 4. С. 39-41.

     Иванченко О.А. Совершенствование процедуры государственной регистрации уставов муниципальных образований // Журнал российского права. 2003. №9.

     Кабышев С.В., Козюк М.Н. Муниципальное правотворчество: научно-методическое  пособие.  – М.: Формула права, 2000.

     Киричук С.М. Законодательные основы муниципального управления: реализация Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // Право и экономика. 2005. №11.

     Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Сборник научных трудов. – М., 2004.

     Медведев С. Условие вступления в силу уставов муниципальных  образований // Законность. 2004. №8.

     Мелентьев А. Муниципальные правовые акты // Законность. 2005. №6.

     Модельный регламент представительного органа местного самоуправления (думы) муниципального образования // Журнал российского права. М., 2000. № 19. С. 72-93.

     Мотякова О.А. К вопросу о регистрации уставов муниципальных образований // Местное право. 2001. №12.

     Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова – Нижний Новгород, 2002.

     Овчинников И. Правовые основы местного самоуправления // Российская юстиция. 1995. №12.

      Печерский В. Местное нормотворчество и прокурорский надзор // Законность. 1993. № 10.

     Савранская О. Правовые основы местного самоуправления // Социологические исследования. - М., 1997.  №1. С. 111-119.

     Савранская О. Устав муниципального образования: некоторые типовые ошибки // В сб. Местное самоуправление: проблемы и пути их решения. – СПб. 2000.

     Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 – 432 с.

     Сергеев А. Приостановление действия актов органов местного самоуправления // Законность. 2003. №10.

     Сергеев А.А. Система правовых основ местного самоуправления. – Воронеж, 1999.

     Сурков Д. Регистрация уставов муниципальных образований // Законность. 2000. №1.

     Хачатурян Б. Уставное нормотворчество муниципальных образований дальневосточных субъектов Российской Федерации // Право и экономика. 2004. №3.

 

Тема 7. Формы непосредственного осуществления гражданами местного  самоуправления

 7.1. Институты (формы) непосредственной демократии в системе
    местного самоуправления: понятие и виды.

 7.2. Референдум и иные голосования в системе местного самоуправления.

 7.3. Собрание, сход и конференция жителей в системе местного самоуправления.

 7.4. Правотворческая инициатива и публичные слушания.

 7.5. Опросы и обращения граждан в системе местного самоуправления.

 7.6. Территориальное общественное самоуправление.

 

Задачи и проблемные вопросы:

     1. В одном из сельсоветов Ступинского района Московской области был проведен местный референдум. На референдум был вынесен следующий вопрос: “Согласны ли вы с созданием на территории Щелкановского сельского округа муниципального образования, в котором соответствующее местное сообщество без участия Совета депутатов и администрации Ступинского района осуществляло бы деятельность по решению установленных законодательством вопросов местного значения под свою ответственность за счет собственных ресурсов”. На данный вопрос положительно ответили 67 % избирателей. Какое решение было принято (за что проголосовали избиратели)? Каким образом исполняется решение, принятое на местном референдуме?

     2. Комитет территориального общественного самоуправления обратился в Сельсовет (местную администрацию) с просьбой о предоставлении ему прав юридического лица. Председателю комитета было заявлено, что этот вопрос может решить районный Совет по согласованию с сельской администрацией. Каков порядок предоставления прав юридического лица органам территориального общественного самоуправления населения?

     3. Председатель комитета общественного самоуправления микрорайона «Северный» на одной из сессий городского Совета предложил депутатам утвердить перечень вопросов, по которым Совет может принимать решения только по согласованию с органами территориального общественного самоуправления. Несколько депутатов высказались против этого предложения, аргументируя это тем, что будет ограничена компетенции городского Совета, что противоречит действующему законодательству. Каково Ваше мнение по данному вопросу? Каковы формы учета мнения населения при принятии решений органами местного самоуправления?

     4. Инициативная группа граждан поселка Георгиевский внесла, в соответствии с Уставом поселка, в представительный орган – поселковый Совет в качестве правотворческой инициативы проект решения о прекращении строительства завода переработки бытовых отходов. Глава поселка, председательствующий на заседаниях Совета, через три месяца вернул инициативной группе указанный проект решения, мотивируя решение нецелесообразностью прекращения строительства завода, так как ввод его в действие позволит полностью обеспечить жителей работой и получить крупный источник пополнения местного бюджета. Правомерны ли действия главы поселка (муниципального образования)? Охарактеризуйте порядок и условия реализации  правотворческой инициативы граждан.

      5. Жители одного из домов города Комсомольск создали товарищество собственников жилья  для совместного обеспечения эксплуатации дома, благоустройства прилегающей территории и решения других общих задач. Товарищество по поруче­нию жителей дома обратилось к главе администрации города с просьбой дать, в соответствии с уставом города, согласие на регистрацию комитета в качестве юридического лица и открытие в банке расчетного счета. Глава администрации ответил отказом, мотивируя тем, что он не был уведомлен о собрании жителей дома, с ним не был согласован проект Устава ТСЖ, и прежде чем просить статус юри­дического лица, следует поработать и доказать делами свою дееспособность. Правомерны ли действия главы администрации города? Охарактеризуйте порядок организации и реализации права на территориальное общественное самоуправление.

     6.  Житель поселка Монино обратился в местную администрацию с просьбой об улучшении транспортного обслуживания. Администрация отказалась рассмотреть просьбу, объяснив это тем, что к рассмотрению принимаются только коллективные обращения граждан. Правомерны ли действия местной администрации?

     7. В Сосновском районе инициативная группа в количестве 15 человек, образовавшаяся с целью проведения местного референдума, обратилась через семь месяцев после завершения населением выборов главы района в муниципальную (районную) избирательную комиссию района, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатай­ством о регистрации группы. В ходатайстве формулировка вопроса, выно­симого на референдум, была дана в следующей редакции: «Согласны ли Вы отозвать Ю.М. Иванова с должности главы Сосновского района?». Избирательная комиссия отказала в регистрации инициа­тивной группы. Каковы правовые основания для отказа в регистрации инициативной группы? Охарактеризуйте порядок реализации инициативы проведения местного референдума.

         8. В чем сходство и отличие схода, собрания и конференции граждан?

         9. Какие формы муниципальной прямой (непосредственной) демократии являются, на ваш взгляд, наиболее эффективными?

        10. Как соотносятся территориальное общественное самоуправление и деятельность товарищества собственников жилья?

        11. Какова роль играют гражданские инициативы и общественные объединения (организации) граждан в системе местного самоуправления?

Нормативные правовые акты 

     Конституция Российской Федерации.

     Европейская Хартия местного самоуправления. 

     Федеральные законы - № 9, 13, 16, 20, 21, 29, 32, 55, 56, 58 – 60, 71, 99.

     Правовые акты Конституционного Суда РФ - № 1, 2, 3.

     Указы Президента РФ - № 6, 15, 19, 20.

     Постановления Правительства РФ - № 5, 7.

     Законы и иные правовые акты Тамбовской области - № 1, 4 – 7, 46.

     Муниципальные правовые акты города Тамбова - № 1, 2, 58 – 64, 98, 99.

Список дополнительной литературы

     Авакьян С. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Сборник научных трудов. – М., 2004.

     Агафонкин Д.Б. Проведение собраний и конферен­ций жителей Москвы. - Конституционное и муници­пальное право. - М., 1998. № 1. С. 35-37.

     Алехичева А.В. Правовое регулирование института отзыва депутата, должностного лица // Журнал российского права. 2006. №8. С. 144 – 148.

     Анисимов А.П. О некоторых новеллах законодательства о порядке проведения публичных слушаний // Журнал российского права. 2006. №7. С. 23 – 27.

     Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Правовое содержание института референдума и его место в системе непосредственной демократии в Российской Федерации // Право и жизнь. 1995. №7.

     Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии в современной России (система и процедуры). – М.: «Формула права», 2006.

     Коток В.Ф. Наказы избирателей в социалистическом государстве. М., 1967.

     Курячая М.М. Право на референдум в системе публично-политических прав граждан Российской Федерации. Монография / отв. Ред. С.А. Авакьян. – М.: Изд-во МГУ, 2006.

     Маркарян Г. Общественное территориальное самоуправление // Законность. 2005. №6.

     Курманов Э.Р. Эволюция форм участия населения в местном самоуправлении: от Советов до наших дней // Юридический мир. 2005. №3.

     Нифанов А.Н. Институты народовластия в системе муниципального управления. – Ростов н/Д., 2000.

     Нудненко Л.А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления – институт конституционного права России // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 2001. №1.

     Прохоров В.Г., Кашо В.С. Органы территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления // Государство и право. 1992. № 7. С. 46-53.

     Пылин В.В. Народовластие в системе местного самоуправления (государственно-правовые проблемы теории и практики). – СПб. , 1998.

     Реформа местного самоуправления в Российской Федерации. Муниципальные выборы: практика, проблемы: Сборник. – М., 2005.

     Сергеев А.А. Институт местного референдума в законодательстве РФ //

Государственная власть и местное самоуправление. 2004. №2.

      Сергеев А.А. Территориальное общественное самоуправление как форма муниципальной демократии // Правоведение. – М.; 2004. №5. С. 27 – 34.

     Ситникова Е.Ю. Развитие правовых институтов местного самоуправления на современном этапе. – М.; 2005.

     Территориальное общественное самоуправление: опыт деятельности. - М.: МОНФ, 1999.

     Территориальное общественное самоуправление: демократия, политика, власть: сборник трудов третьей ежегодной Всероссийской конференции. - М.; 2002.

     Федотов В.Н., Федотов А.В. Территориальное общественное самоуправление: теория и практика. – М.: Компания Спутник, 2006.

      Халин И.Н. Особенности организации и проведения местных референдумов // Журнал о выборах. 2005. №6. С. 32 – 35.

      Чиркин В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт // Журнал российского права. 1997. №8.

      Шугрина Е.С. Институт отзыва выборных лиц местного самоуправления. В сб.: Социокультурные исследования - 1997. Новосибирск, 1997. С. 87-95.

      Шугрина Е.С. Свободный и императивный мандат депутата. В сб.: Актуальные вопросы правоведения в современный период. - Томск. 1995.

     Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления. Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 1997.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!