Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Уважаемые студенты!
По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова, могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.
Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.
Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru
При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.
Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.
С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru
Задание 80.
Среди основных направлений налоговой политики и формирова-
ния доходов бюджетной системы в 2012–2014 гг. есть и такие1:
Следует завершить подготовку к введению местного налога на
недвижимость. По завершении кадастровой оценки объектов капи-
тального строительства необходимо вводить указанный налог по
мере готовности тех субъектов Российской Федерации, где такая
оценка была проведена, чтобы этот налог можно было начать взи-
мать уже в 2012 г. При этом необходимо, чтобы введение нового
налога, с одной стороны, обеспечило более справедливое распреде-
ление налоговой нагрузки между объектами недвижимого имуще-
ства с разной рыночной стоимостью, а с другой стороны, было со-
циально приемлемым и осуществлялось с учетом сложившегося
уровня доходов населения, не привело к росту налоговой нагрузки
на малообеспеченных граждан. Требуется приступить к инвентари-
зации установленных федеральным законодательством льгот по ре-
гиональным и местным налогам и оценке их эффективности. Речь
идет в первую очередь о льготах по налогу на имущество организа-
ций и по земельному налогу. Возможная отмена таких льгот – это
не только переход к более справедливому способу распределения
собственных налоговых доходов между субъектами Российской
Федерации и муниципальными образованиями, но и способ повы-
шения налоговой автономии региональных и местных властей, а
значит, и ответственности за принимаемые ими решения.
Вопросы для обсуждения:
1. Как на практике были реализованы данные предложения?
2. Что изменилось в налоговой политике за прошедшее с июня
2011 г. время?
1 Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012–2014 гг.
174
Задание 81.
В настоящее время ведется работа по созданию перечней госу-
дарственных и муниципальных услуг, – говорится в Бюджетном
послании Президента России (июнь 2011) о бюджетной политике в
2012–2014 гг. Принципиально важно не свести их всего лишь к спи-
скам основных направлений деятельности учреждений. Люди
должны понимать, какие именно услуги, в каком объеме и какого
качества они вправе получать за счет бюджетных средств, учиты-
ваемых в соответствующих бюджетах. Расширение самостоятель-
ности и усиление ответственности учреждений резко повышают
требования к нормативной базе по их финансированию. Она должна
учитывать различия в качестве и результативность предоставляе-
мых услуг. Ориентации бюджетных расходов не на содержание се-
ти учреждений, а на обеспечение результативности их деятельности
в высокой степени способствует конкуренция учреждений с негосу-
дарственными, прежде всего, социально ориентированными неком-
мерческими организациями. Поддержка подобной деятельности
должна вестись как посредством государственных и муниципаль-
ных закупок оказываемых ими услуг, которые должны рационально
сочетаться с государственными (муниципальными) заданиями для
государственных (муниципальных) бюджетных и автономных уч-
реждений, так и с помощью грантовых механизмов, позволяющих
поощрять разнообразные инициативы. Надо внимательно проанали-
зировать нормы законодательных и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, которые определяют возможности
участия некоммерческих организаций в предоставлении государст-
венных и муниципальных услуг. Если существующие нормы сни-
жают конкурентоспособность этих организаций в указанной сфере,
их надо исключить.
Вопросы для обсуждения:
1. Как реально осуществляется в Вашем муниципалитете данная
политика оптимизации бюджетных расходов?
2. Что изменилось в деятельности указанных выше учреждений
(организаций)?
Задание 82.
Прочитайте разд. VI «Межбюджетные отношения» Бюджетного
послания Президента России о бюджетной политике в 2012–2014 гг.
175
Вопросы достижения устойчивых темпов экономического роста,
проведения модернизации экономики, оказания адресной социаль-
ной поддержки гражданам не могут быть решены без участия субъ-
ектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Органы государственной власти субъектов Российской Федера-
ции и органы местного самоуправления должны иметь больше воз-
можностей влиять на формирование инвестиционного климата и
решение социальных вопросов. Но для этого им необходима проч-
ная финансовая основа.
До 1 декабря 2011 г. должны быть подготовлены предложения
по децентрализации полномочий, в том числе в налоговой сфере и
сфере межбюджетных отношений, между федеральным, региональ-
ным и муниципальным уровнями власти.
Полномочия, в большей степени отвечающие целям и задачам
органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
стоило бы передать на региональный уровень; полномочия, отве-
чающие целям и задачам органов местного самоуправления, – на
муниципальный уровень. Соответственно этому должны опреде-
ляться как расходные обязательства, так и источники доходов. Ра-
боту необходимо вести по следующим направлениям.
Переход с 2012 г. к осуществлению финансового обеспечения
полиции за счет средств федерального бюджета сопровождается
предложением о передаче субъектам Российской Федерации феде-
ральных государственных учреждений в сферах образования, здра-
воохранения, культуры, сельского хозяйства. Аргументируется это
тем, что федеральные органы государственной власти должны за-
ниматься правовым регулированием в соответствующих сферах, а
не управлением имуществом.
В целях определения реальных возможностей по финансовому
обеспечению работы учреждений, предлагаемых к передаче на ре-
гиональный уровень, необходимо провести детальные расчеты.
Следует определиться с формами, механизмами и объемами пре-
доставления региональным бюджетам субсидий и других форм
поддержки из федерального бюджета.
Государственные программы Российской Федерации могли бы
определять общие для всех уровней власти направления и приори-
теты государственной политики, а их реализация на региональном
уровне – поддерживаться, как правило, одной субсидией, предос-
тавляемой в рамках соответствующей государственной программы.
176
Для дополнительного стимулирования деятельности субъектов
Российской Федерации по наращиванию регионального налогового
потенциала требуется активнее использовать механизм финансово-
го поощрения регионов, достигших наилучших результатов в сфере
развития предпринимательства, привлечения инвестиций и, как
следствие, обеспечивающих увеличение поступлений доходов в
бюджеты всех уровней. На эти цели Правительству Российской Фе-
дерации необходимо предусматривать в федеральном бюджете до-
тации в размере не менее 10 млрд. рублей ежегодно.
Следовало бы также увеличить долю субсидий, распределяемых
между бюджетами субъектов Российской Федерации до начала фи-
нансового года федеральным законом о федеральном бюджете, ко-
торая в настоящее время составляет около 15 процентов от их об-
щего объема.
Целесообразно закрепить за субъектами Российской Федерации
право самостоятельно определять объемы расходов, осуществляе-
мых за счет соответствующих субвенций, по каждому из установ-
ленных направлений их расходования.
В условиях экономического роста и улучшения ситуации на
рынке заимствований следует рассмотреть возможность последова-
тельного сокращения поддержки региональных бюджетов за счет
бюджетных кредитов и перехода к преимущественному использо-
ванию рыночных механизмов покрытия дефицитов бюджетов субъ-
ектов Российской Федерации, а объем предоставляемых бюджет-
ных кредитов в очередном финансовом г. увязывать с предполагае-
мым объемом возвращаемых бюджетных кредитов.
Необходимо повысить значимость выравнивания бюджетной
обеспеченности муниципальных образований по сравнению с суб-
сидированием и одновременно усилить ответственность за выпол-
нение показателей оценки эффективности деятельности органов
местного самоуправления.
С 1 января 2012 г. вступают в силу внесенные в законодательст-
во Российской Федерации изменения, касающиеся разграничения
полномочий между органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления в об-
ласти охраны здоровья, которые предусматривают передачу вопро-
сов оказания медицинской помощи населению в ведение органов
государственной власти субъектов Российской Федерации. Это тре-
177
бует соответствующего перераспределения источников доходов
между региональными и местными бюджетами.
В последующем целесообразно увеличить нормативы долей на-
логов, направляемых на формирование местных бюджетов, а также
повысить требования к порядку определения объемов дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образо-
ваний и пропорции соотношения дотаций и субсидий, предостав-
ляемых местным бюджетам из региональных бюджетов.
Вопросы для обсуждения:
1. Какими правовыми актами регламентируется порядок пере-
распределения средств между бюджетами разных уровней, предос-
тавления субсидий, стимулирования деятельности субъектов Рос-
сийской Федерации по наращиванию регионального налогового по-
тенциала?
2. Какие правовые акты надо принять дополнительно (какие из-
менения внести в действующие правовые акты) для повышения эф-
фективности использования субсидий, субвенций?
178
Раздел III
Тестовые задания и контрольные вопросы
Вариант 2
Тема 1. Понятие, предмет и особенности
муниципального права
1. Муниципальное право как отрасль российского права, его осо-
бенности
2. Предмет и метод муниципального права
3. Myниципально-правовые нормы и институты
4. Муниципально-правовые отношения
5. Источники муниципального права
6. Муниципальное право как наука
7. Муниципальное право как учебная дисциплина
Тестовые задания
1. К основным особенностям муниципального права как са-
мостоятельной отрасли права относятся:
а) наличие источников муниципального права;
б) система права, ее особенности;
в) наличие предмета и метода;
г) наличие основных установок и принципов
Ответ: А.
2. К примерам, свидетельствующим о комплексном характе-
ре муниципального права, творческом характере норм муници-
пального права, об относительной «молодости» муниципально-
го права по сравнению с другими отраслями российского права,
относятся:
а) количественные и качественные показатели развития муници-
пального права, его статус и состояние на сегодняшний день;
б) многозначность термина, местное самоуправление как мате-
риальная основа формирования муниципального права, особенно-
сти его конституционного строя, нормативно-правовые формально-
юридические, научно-теоретические основы формирования отрасли
муниципального права;
179
в) характер отрасли права, отрасли российского законодательст-
ва, характер правовой науки, юридической дисциплины, объектив-
ные условия формирования правовой отрасли;
г) все ответы верны
Ответ: Б.
3. Материальные и процессуальные нормы, управомочи-
вающие, обязывающие и запрещающие нормы, а так же импе-
ративные и диспозитивные нормы служат для взаимосвязи:
а) норм муниципального права и нормативно-правовых актов о
местном самоуправлении;
б) норм муниципального права и нормативно-правовых актов
субъектов РФ;
в) норм административного и муниципального права и норма-
тивно-правовых актов о местном самоуправлении;
г) акты управления деятельностью на местах.
Ответ: А.
4. К основным источникам муниципального права относятся:
а) нормативные акты субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы
президентов республик, постановления правительств субъектов РФ;
б) нормативные акты муниципальных образований, нормативные
акты представительных органов местного самоуправления, норма-
тивные акты глав муниципальных образований;
в) оба ответа верны;
г) нет верного ответа.
Ответ: В.
5. К основным видам субъектов муниципального права относят:
а) физические лица;
б) юридические лица;
в) население края;
г) население через должностных лиц, а так же население город-
ских, сельских поселений.
Ответ: Г.
6. Наука муниципального права – это:
а) самостоятельная отрасль права, представляющая собой сово-
купность правовых норм, регулирующих общественные отношения
в системе местного самоуправления;
б) система теоретических знаний, раскрывающих закономерно-
сти становления и развития отрасли муниципального права;
в) научная отрасль знаний;
180
г) совокупность нормативно-правовых документов определенной
отрасли.
Ответ: Б.
7. Муниципальная наука – это:
а) совокупность знаний о различных проявлениях местного са-
моуправления и муниципального права как отрасли права;
б) наука, изучающая основы местного самоуправления;
в) совокупность системных терминов муниципального права;
г) система общих нормативных установок в отрасли права.
Ответ: А.
8. К источникам науки муниципального права относятся:
а) теоретические, нормативно-правовые (формально-юридичес-
кие), правоприменительные;
2) общественные, государственные;
3) теоретические, научные, формальные;
4) теоретические, общественные, правоприменительные.
Ответ: А.
9. Определить основные этапы развития науки муниципаль-
ного права:
а) вечевая демократия, крестьянское общинное самоуправление
(XV–XVII вв.), вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.
(самоуправление на местах), вторая половина XIX века – первая
половина XX вв. (земские и городские реформы, советы народных
депутатов, с 1993 г. по наше время (переход к новой модели мест-
ного самоуправления);
б) V–VI вв. (формирование власти на местах), VII–XV вв. (фор-
мирование базовой структуры местного самоуправления, XVI–
XVIII вв. (застой в научной обоснованности), XVIII век и по сего-
дняшний день (процесс реформирования системы местного само-
управления на основе Закона местного самоуправления;
в) вечевая демократия, крестьянское общинное самоуправление
(XV–XVII вв.), вторая половина XVIII – первая половина XX вв.
(самоуправление на местах), вторая половина XX века по наше вре-
мя (земские и городские реформы, советы народных депутатов);
г) все ответы неверны.
Ответ: А.
181
10. Сопоставить между собой предложенные ответы и опре-
делить, к какой отрасли права относятся те или иные правоот-
ношения:
1) гражданин Н., знакомясь со списками участников областного
референдума, не обнаружил в них своей фамилии и написал заявле-
ние на имя председателя городской комиссии референдума о необ-
ходимости внести дополнение в список;
2) гражданин К. решил выдвинуть свою кандидатуру на пост мэ-
ра города и обратился в городскую избирательную комиссию с
просьбой зарегистрировать инициативную группу по сбору подпи-
сей в свою поддержку;
3) в целях реализации областной целевой программы «Семья»
губернатор области издал постановление, которым обязал всех глав
районных администраций составить списки проживающих в их
районах многодетных семей, насчитывающих пять или более детей;
4) глава районной администрации издал постановление о прове-
дении аттестации муниципальных служащих в управлении жилищ-
но-коммунального хозяйства администрации и утвердил состав ат-
тестационной комиссии;
5) постановлением городского муниципального совета был вве-
ден целевой сбор на содержание местной милиции.
А) связанные непосредственно с осуществлением населением
местного самоуправления;
Б) связанные с отношениями в сфере избирательного характера;
В) связанные с организацией и деятельностью органов местного
самоуправления;
Г) отраслевые отношения, связанные с муниципальным хозяйст-
вом;
Д) связанные с определением и разграничением компетенции как
по «вертикали» (между органами местного самоуправления и госу-
дарством), так и по «горизонтали» (между различными органами
местного самоуправления и органами ТОС);
Ответ: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г, 5-Д
11. Какие основные группы общественных отношений со-
ставляют предмет муниципального права:
а) отношения, определяющие систему самоорганизации населе-
ния, характеризующие закономерности социально-политической
организации муниципальной власти, имущественные муниципаль-
ные отношения, связанные с формированием и распределением
182
бюджетных и внебюджетных средств местного самоуправления,
личные неимущественные отношения и так далее;
б) отношения, связанные с формированием и распределением
бюджетных и внебюджетных средств местного самоуправления,
личные неимущественные отношения;
в) отношения, определяющие систему самоорганизации населе-
ния, отношения, характеризующие закономерности социально-
политической организации муниципальной власти, отношения, свя-
занные с политическим и конституционным устоем в стане;
г) иные муниципальные отношения.
Ответ: А.
12. Сущность метода правового регулирования муниципаль-
но-правовых отношений проявляется в:
а) урегулировании отношений, возникших на муниципальном
уровне;
б) используются специальные юридические средства и способы воз-
действия норм муниципального права на общественные отношения;
в) имеет императивный характер;
г) имеет диспозитивный характер.
Ответ: Б.
13. К федеральным законам о местном самоуправлении, из-
данным после принятия федерального закона «Об общих прин-
ципах организации местного самоуправления в РФ» относят:
а) закон «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в ре-
зультате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО»,
«Об основах муниципальной службы в РФ»
б) федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ»
в) закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»,
закон «О финансовых основах местного самоуправления РФ», «Об
основах муниципальной службы в РФ»
г) Конституция РФ.
Ответ: А.
14. Определите, правоотношения, не относящиеся к муници-
пальной отрасли права:
а) гражданин Н., знакомясь со списками участников областного
референдума, не обнаружил в них своей фамилии и написал заявле-
ние на имя председателя городской комиссии референдума о необ-
ходимости внести дополнение в список;
183
б) гражданин К. решил выдвинуть свою кандидатуру на пост мэ-
ра города и обратился в городскую избирательную комиссию с
просьбой зарегистрировать инициативную группу по сбору подпи-
сей в свою поддержку;
в) в целях реализации областной целевой программы «Семья»
губернатор области издал постановление, которым обязал всех глав
районных администраций составить списки проживающих в их
районах многодетных семей, насчитывающих пять и более детей;
г) глава районной администрации издал постановление о прове-
дении аттестации муниципальных служащих в управлении жилищ-
но-коммунального хозяйства администрации и утвердил состав ат-
тестационной комиссии;
д) постановлением городского муниципального совета был вве-
ден целевой сбор на содержание местной милиции;
е) гражданин Н., подал в суд иск с обжалованием решения крае-
вого суда по делу о необоснованном завышении тарифов департа-
ментом по ценам и тарифам Краснодарского края.
Ответ: Е
Контрольные вопросы
1. Какие основные группы общественных отношений составляют
предмет муниципального права? В чем их специфика?
2. В чем особенность метода правового регулирования муници-
пально-правовых отношений?
3. Перечислите конституционные положения, касающиеся мест-
ного самоуправления.
4. Назовите федеральные законы о местном самоуправлении, из-
данные после принятия Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации».
5. Что такое наука муниципального права? В чем ее отличие от
отрасли муниципального права?
Тема 2. Зарубежный и отечественный опыт
местного самоуправления
1. Организация местной власти в советский период.
2. Особенности развития местного самоуправления в Россий-
ской Федерации на современном этапе.
3. Муниципальные системы зарубежных стран.
184
Задания для студентов
1. Характерные черты организации и деятельности местных
Советов на основании норм Конституции СССР 1936 г.:
а) советы стали избираться сроком на два г. в ходе всеобщих,
равных, прямых, тайных выборов;
б) советы принимают решения и дают распоряжения в пределах
прав, предоставленных им законами СССР и РСФСР;
в) советы избирают в качестве своих исполнительных и распоря-
дительных органов исполнительные комитеты в составе председа-
теля, его заместителей, секретаря и членов;
г) все ответы верны.
Ответ: Г
2. Характерные черты организации и деятельности местных
Советов на основании норм Конституции СССР 1977 г.:
а) народ осуществляет свою власть через Советы народных де-
путатов, составляющие политическую основу страны;
б) все государственные органы подконтрольны и подотчетны
Советам;
в) срок полномочий местных Советов составляет два с полови-
ной года;
г) содействуют укреплению обороноспособности страны;
д) все ответы верны.
Ответ: Д
3.Основные причины реформирования местных органов
власти в конце 80-х гг.:
а) местные Советы так и не обрели качеств органов, самостоя-
тельно решающих вопросы местной жизни, фактически реализую-
щих свои конституционные полномочия, позволяющие осуществ-
лять не только нормотворческую, но и управленческую функцию;
б) реальная власть на местах находилась в руках аппарата пар-
тийных органов, волю которых выполняли Советы;
в) аппарат исполнительных комитетов видел в депутатах своих
общественных помощников;
г) все ответы верны.
Ответ: Г.
185
4. Общие черты Указов Президента Российской Федерации о
местном самоуправлении (октябрь – декабрь 1993 г.) и Консти-
туции РФ 1993 г.:
а) функции местных Советов были возложены на местную адми-
нистрацию – исполнительные органы в системе местного само-
управления;
б) функции местных Советов были возложены на администра-
цию субъектов Российской Федерации в лице ее представителей на
местах;
в) представительными органами в системе местного самоуправ-
ления являлись местные Советы.
Ответ: А
5. Основные задачи, которые призвано решать местное само-
управление в Российской Федерации на основании Федераль-
ного закона «Об общих принципах организации местного само-
управления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.:
а) обеспечение благоустроенной среды проживания населения;
б) повышение эффективности деятельности в области социаль-
но-экономического развития;
в) участие в укреплении государственности;
г) все ответы верны.
Ответ: Г.
6. Государства, относящиеся к англосаксонской системе ор-
ганизации местного самоуправления:
а) Канада;
б) США;
в) Великобритания;
г) Франция.
Ответ :А, Б, В.
7. Государства, относящиеся к континентальной (француз-
ской) системе организации местного самоуправления:
а) Италия, Франция, Польша, Болгария;
б) Франция, Люксембург, Нидерланды;
в) Франция, Австралия;
г) Франция, Япония.
Ответ: А.
8. Государства со смешанным типом местного самоуправления:
а) США;
б) Италия;
186
в) Австрия, Германия, Япония;
г) Германия.
Ответ: В
9. Преимущества англосаксонской модели местного само-
управления:
а) местные дела полностью передаются в руки населения адми-
нистративно-территориальных единиц и избранных ими органов;
б) ведет к максимальной децентрализации в управлении государ-
ством;
в) прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим от-
сутствует;
г) исполнительные коллегиальные органы общей компетенции
не создаются.
Ответ: А.
Задание 1
Назовите основные причины реформирования местных органов
власти в конце 80-х гг. Дайте характеристику Закону СССР «Об
общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» от
9 апреля 1990 г. Проведите сравнительный анализ данного закона и
Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Рос-
сийской Федерации» от 6 июля 1991 г. (в редакции законов РФ от
22 октября 1992 г., 28 апреля 1993 г., Федерального закона от 28 ав-
густа 1995 г.).
ОТВЕТ
Главной причиной реформ конца 80-х гг. является переход от
социалистического строя к капитализму.
Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и ме-
стного хозяйства» является основой для формирования местного
самоуправления в современном его понимании. Все последующие
нормативные правовые акты, а именно ФЗ-131 установил четкие
правовые, территориальные, организационные и экономические
принципы организации местного самоуправления в Российской Фе-
дерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Задание 2
Каковы основные причины принятия Федерального закона от 6
октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации ме-
стного самоуправления в Российской Федерации» и каково его ос-
новное содержание?
187
Задание 3
В чем существо поселковой реформы местного самоуправления
в контексте Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 –ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации»?
Задание 4
Назовите государства, относящиеся к англосаксонской, конти-
нентальной (французской) системам организации местного само-
управления, а также государства со смешанным типом местного
самоуправления. Заполните сравнительную таблицу:
ОТВЕТ:
Англосаксонский тип местного самоуправления (США, Велико-
британия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и т.д.).
Французский тип (Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Испа-
ния, Португалия и т.д.).
Смешанный тип (Германия, Австрия, Япония и др.)
Признаки
для сравнения
Англосаксонская
система местного
самоуправления
Континентальная
(французская) модель
местного самоуправления
Смешанный тип
местного
самоуправления
Нормативные ос-
новы
Характеристики
местного самоуправ-
ления
полномочия, фактиче-
ски делегированные
местным органам
управления, рассмат-
риваются в качестве
эквивалента нацио-
нального суверенитета
на местном уровне. В
их число могут вхо-
дить полномочия на
принятие законов и
законодательных ак-
тов, взимание налогов
и сборов, обеспечение
обслуживания.
сочетание прямого госу-
дарственного управления
на местах и местного
самоуправления.
Имеет элементы
как англосаксон-
ской, так и конти-
нентальной
Территориальные
единицы
Штаты, земли провинции, коммуны
Виды органов мест-
ного самоуправления
Представительные и
исполнительные орга-
ны, должностные
лица, комиссии (коми-
теты)
Представительные и ис-
полнительные органы,
должностные лица, ко-
миссии (комитеты)
Представительные
и исполнительные
органы, должност-
ные лица, комис-
сии (комитеты)
Порядок формирова-
ния исполнительных
органов, представи-
тельных органов
непосредственно насе-
лением избираться
некоторые должност-
ные лица
представительные органы
власти создаются не во
всех административно-
территориальных едини-
цах
188
Проанализируйте преимущества и недостатки англосаксонской и
континентальной (французской) модели местного самоуправления.
Задание 5
Какая из названных моделей и почему, на ваш взгляд, более под-
ходит для России?
ОТВЕТ:
Россию, можно отнести к смешанному типу, т.к. ей присуще
черты и англосаксонской и континентальной моделей.
Англосаксонская Континентальная
Преимущества высокая степень автономии
местного самоуправления,
выборность, контроль прежде
всего со стороны населения;
отсутствие на местах специ-
альных государственных
уполномоченных, контроли-
рующих органы местного
самоуправления;
сочетание местного само-
управления и местных адми-
нистраций (органов государ-
ственной власти местного
уровня), выборности и на-
значаемости; определенная
иерархия системы управле-
ния, в которой местное само-
управление является ниже-
стоящим звеном по сравне-
нию с вышестоящим госу-
дарственным;
Недостатки отсутствие местных админи-
страций (органов государст-
венной власти местного
уровня)
ограниченная автономия
местного самоуправления;
наличие на местах специаль-
ных государственных упол-
номоченных, контролирую-
щих органы местного само-
управления.
Постарайтесь высказать ваше мнение по данному вопросу.
Контрольные вопросы
1. Какие органы земского самоуправления создавались в уездах и
губерниях России, какими органами осуществлялось городское са-
моуправление?
2. Как избирались земские и городские органы?
3. Как строились взаимоотношения земских и городских учреж-
дений с государственной властью?
4. Какими местными делами заведовали земские и городские ор-
ганы самоуправления?
5. Какие изменения в положение земских и городских органов
самоуправления внесли контрреформы 90-х годов?
189
6. В чем сущность советской системы, существовавшей в нашем
государстве с 1918 г. по 1990 г.? Можно ли считать местные Советы
народных депутатов органами самоуправления народа?
Тема 3. Сущность местного самоуправления
1. Местное самоуправление в системе народовластия.
2. Основные теории о сущности и природе местного самоуправ-
ления.
3. Принципы местного самоуправления.
4. Функции местного самоуправления.
5. Организационные формы осуществления местного само-
управления (общая характеристика).
6. Ассоциации и союзы муниципальных образований, их виды,
функции, организация работы.
7. Государственная поддержка местного самоуправления, ее ос-
новные направления и формы.
Тестовые задания
1. На основе анализа признаков местного самоуправления,
закрепленных в Конституции РФ, федеральном законе «Об об-
щих принципах организации местного самоуправления в РФ»,
определите, какие из перечисленных ниже утверждений верны:
а) местное самоуправление является одним из способов осуще-
ствления народом принадлежащей ему государственной власти;
б) местное самоуправление – это деятельность населения по са-
мостоятельному решению всех вопросов на территории муници-
пального образования;
в) органы местного самоуправления и органы государственной
власти образуются на основе единых принципов, закрепленных фе-
деральным законодательством;
г) местное самоуправление является одной из основ конституци-
онного строя России;
д) основным субъектом местного самоуправления являются
представительные органы, избираемые населением на основе все-
общего равного прямого избирательного права при тайном голосо-
вании;
190
е) органы государственной власти не вправе вмешиваться в ре-
шение вопросов местного значения, отнесенных законодательством
к ведению местного самоуправления;
ж) органы местного самоуправления несут ответственность за
свою деятельность только перед населением данного муниципаль-
ного образования;
з) население муниципального образования самостоятельно реша-
ет вопрос о видах органов местного самоуправления, их структуре,
наименовании, компетенции.
Ответ: Б, Г.
2. К основным принципам местного самоуправления относят:
а) легитимности, гласности, смежности, равенства всех перед за-
коном и судом, уголовной ответственности;
б) правовые и нормативные принципы;
в) народовластия, социального благополучия, демократизма,
верховенства закона, разграничения, легитимности, гласности, объ-
ективности, дифференциации, двойного подчинения;
г) двойного подчинения, ответственности, отраслевой деятель-
ности, субъективности.
Ответ: В.
3. Соответствуют ли принципы местного самоуправления,
закрепленные российским законодательством, принципам Ев-
ропейской Хартии местного самоуправления:
а) да, соответствуют;
б) нет, так как принципы не сформулированы в Европейской
Хартии;
в) нет, не соответствуют, имеются серьезные противоречия.
Ответ: А.
4. Назовите, что из перечисленного ниже относится к органи-
зационной системе местного самоуправления:
а) администрация области;
б) городская налоговая инспекция;
в) городской муниципальный совет;
г) староста села;
д) городской фонд социальной поддержки малоимущих граждан;
е) трудовой коллектив городского муниципального транспортно-
го предприятия;
ж) собрание (сход) граждан;
з) профсоюзная организация;
191
и) городской совет ветеранов Великой Отечественной войны;
к) глава муниципального образования;
л) митинг.
Ответ: А, Ж, К
Ответ: Б.
5. К основным направлениям государственной поддержки
местного самоуправления относятся (исходя из Основных по-
ложений государственной политики в области развития мест-
ного самоуправления РФ от 15 октября 1999 г. и иные акты):
а) формирование правовой основы местного самоуправления;
формирование финансово-экономической основы местного само-
управления;
б) организационно-методическая поддержка местного само-
управления и формирование системы государственного контроля за
деятельностью местного самоуправления; информационная под-
держка и информационное обеспечение деятельности местного са-
моуправления;
в) создание системы подготовки и переподготовки кадров для
органов местного самоуправления
г) все ответы верны.
Ответ: Г.
6. Как характеризует местное самоуправление Конституция РФ:
а) в РФ признается и гарантируется местное самоуправление, ко-
торое в пределах своих полномочий самостоятельно и не входит в
систему органов государственной власти;
б) местное самоуправление входит в систему органов государст-
венной власти;
в) в РФ не признается и гарантируется местное самоуправление,
которое в пределах своих полномочий самостоятельно и не входит в
систему органов государственной власти;
г) верно а и б;
Ответ: А
7. К основному содержанию концепции дуалистической при-
роды местного самоуправления относятся:
а) предложение услуг муниципалитета своим жителям;
б) благосостояние граждан;
в) симбиоз общественной и государственной теории, согласно
которой муниципальные органы сохраняют автономию в местных
делах;
192
г) совокупность аналитической программы местного управления.
Ответ: В.
8. Какие органы местного самоуправления создаются в му-
ниципальных образованиях:
а) представительный орган муниципального образования, глава
муниципального образования, местная администрация, контроль-
ный орган муниципального образования, иные органы местного са-
моуправления;
б) орган местного самоуправления, представительные ведомства,
администрация муниципального округа;
в) все органы, относящиеся к деятельности местной администра-
ции и ее подчиненных;
г) все ответы верны.
Ответ: А.
9. Государственная поддержка местного самоуправления
осуществляется как:
а) отработка форм взаимодействия органов государственной вла-
сти и органов местного самоуправления; обеспечение правовых,
финансовых и ресурсных гарантий прав местного самоуправления;
б) обеспечение разработки правовой основы для деятельности
местного самоуправления, создающей условия для выполнения его
функций; создание необходимых условий для формирования разви-
той системы местного самоуправления;
в) обеспечение постепенного перехода от централизованного го-
сударственного управления к децентрализованному управлению
путем передачи муниципальным образованиям полномочий и ре-
сурсов для самостоятельного решения вопросов местного значения;
г) все ответы верны.
Ответ: Г.
Задача 1
Губернатор области издал распоряжение «О чрезвычайных ме-
рах по стабилизации социально-экономической ситуации в г. Про-
копьевске», которым вводился особый режим управления в городе.
Сущность особого режима заключалась в том, что персональная
ответственность за выправление положения дел в городе возлага-
лась на руководителей департаментов, комитетов и управлений об-
ластной администрации, курирующих соответствующие отрасли
экономики и социальной инфраструктуры.
193
Законно ли данное распоряжение губернатора, и каким образом
органы государственной власти субъектов РФ могут влиять на по-
ложение дел в муниципальных образованиях?:
а) Да, органы государственной власти могут прямо влиять на по-
ложение дел;
б) нет, органы государственной власти могут прямо влиять на
положение дел;
в) да, при этом органы государственной власти субъектов РФ
могут влиять на положение дел путем издания приказов;
г) нет верного ответа.
Ответ: Г.
Задача 2
Администрация области внесла на рассмотрение областной думы
проект постановления «О совершенствовании структуры управле-
ния областью», которым предусматривалась упразднить представи-
тельный орган в городе – областном центре, а его функции передать
областной думе. Обосновывалось это необходимостью сокращения
расходов на содержание аппарата управления. Систему местного
самоуправления в городе должны были представлять избираемый
населением глава города, а также городская и районные (в районах
города) администрации.
Может ли областная дума принять такое постановление, какие
органы в системе местного самоуправления являются обязатель-
ными?:
а) нет, так как устанавливается перечень полномочий админист-
рации в сфере управления, куда входит ведение данного дела; к
обязательным органам относятся: представительный орган муници-
пального образования, глава муниципального образования, местная
администрация;
б) да, так как устанавливается перечень полномочий админист-
рации в сфере управления, куда не входит ведение данного дела; к
обязательным органам относятся: представительный орган муници-
пального образования, глава муниципального образования, местная
администрация;
в) да, дума вправе принять такое постановление;
г) нет, не может; к обязательным органам относятся: территори-
альный орган муниципального образования, мэр муниципального
образования, местная администрация.
Ответ: Б.
194
Задача 3
Губернатор края издал постановление «О создании ассоциации
местного самоуправления края», в которую объединялись все му-
ниципальные образования края. На первом собрании членов ассо-
циации, созванном краевой администрацией, представителям мест-
ного самоуправления был предложен проект ее устава. В качестве
основной задачи ассоциации было названо объединение усилий ор-
ганов местного самоуправления края для реализации планов эконо-
мического и социального развития края, оказание помощи и под-
держки органам государственной власти края. Представителем ас-
социации по предложению губернатора был избран первый замес-
титель губернатора. Устав ассоциации местного самоуправления
поступил на регистрацию в управление юстиции края.
Может ли управление юстиции зарегистрировать данный ус-
тав, в каком порядке создаются союзы и ассоциации муниципаль-
ных образований?:
а) да, так как органы местного самоуправления вправе создавать
ассоциации в целях координации своей деятельности, подлежащие
регистрации;
б) нет, так как согласно ст. 10 закона «Об общих принципах ор-
ганизации местного самоуправления» ассоциациям муниципальных
образований не могут передаваться полномочия органов местного
самоуправления;
в) да, так как ассоциации объединяются именно муниципальные
образования, органы местного самоуправления вправе создавать
ассоциации в целях координации своей деятельности, подлежащие
регистрации, порядок создания союзов и ассоциаций устанавлива-
ется в порядке регистрации в органах Юстиций;
г) нет верного ответа.
Ответ: В.
Контрольные вопросы
1. Назовите различные виды социального управления. В чем от-
личие самоуправления от других видов управления? Чем отличает-
ся местное самоуправление от иных видов самоуправления? В чем
выгоды и преимущества местного самоуправления?
2. Какое место занимает местное самоуправление в системе на-
родовластия? Как характеризует местное самоуправление Консти-
туция РФ?
195
3. Какие основные теории о природе и сущности местного само-
управления вы знаете? Что представляет собой концепция дуали-
стической природы местного самоуправления?
4. Для чего необходимо изучение принципов и функций местно-
го самоуправления? Каким образом они воплощаются в практиче-
ской деятельности органов местного самоуправления?
5. Какое значение для осуществления местного самоуправления
имеют формы прямого волеизъявления граждан? Какие органы ме-
стного самоуправления создаются в муниципальных образованиях?
6. Для чего необходима государственная поддержка местному
самоуправлению? Каким образом она осуществляется?
7. Для каких основных целей и задач создаются ассоциации и
союзы муниципальных образований? Каков порядок их создания,
формы деятельности?
Тема 4. Формы прямого волеизъявления граждан
в системе местного самоуправления
1. Местный референдум.
2. Муниципальные выборы.
3. Собрания (сходы) граждан.
4. Территориальное общественное самоуправление населения.
5. Народная правотворческая инициатива, обращения граждан
в органы местного самоуправления и другие формы участия насе-
ления в осуществлении местного самоуправления.
Задания для студентов
1. Местный референдум-это:
а) это голосование избирателей, посредством которого принима-
ется решение по вопросам федерального значения;
б) утверждение публично-властных решений путем общего пря-
мого голосования жителей, постоянно или преимущественно про-
живающих в границах муниципального образования (его отдельных
территорий), по вопросам местного значения;
в) утверждение публично-властных решений путем голосования
жителей, постоянно или преимущественно проживающих в грани-
цах муниципального образования (его отдельных территорий), по
вопросам местного значения;
г) все ответы верны.
Ответ: Б.
196
2. Основные стадии местного референдума:
а) подготовка референдума;
б) проведение референдума;
в) реализация решения, принятого на референдуме;
г) все ответы верны.
Ответ: Г.
3. Подготовку и проведение выборов депутатов представи-
тельных органов и глав муниципальных образований в Крас-
нодарском крае осуществляют:
а) избирательная комиссия муниципального образования;
б) территориальные избирательные комиссии;
в) участковые избирательные комиссии.
г) все ответы верны
Ответ: Г.
4. Решение схода граждан, в котором имеется представи-
тельный орган, считается принятым, если за него проголосова-
ло более:
а) половины участников схода;
б) половины жителей муниципального образования;
в) 1/3 участников схода;
г) 1/3 жителей муниципального образования.
Ответ: А.
5. Нуждаются ли итоги местного референдума в утверждении:
а) не нуждаются;
б) да, итоги референдума нуждаются в утверждении представи-
тельным органом муниципального образования;
в) да, итоги референдума нуждаются в утверждении админист-
рацией муниципального образования;
г) да, итоги референдума нуждаются в утверждении админист-
рацией субъекта Российской Федерации, в состав которого входит
муниципальное образование.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!