Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по муниципальному праву»

/ Муниципальное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов.

Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.

Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Задание 66.

Внимательно изучите приведенную ниже схему и постарайтесь в

ходе обсуждения вопросов конституционных гарантий местного

самоуправления использовать отдельные его элементы в качестве

аргументов «за» укрепление этих основ (гарантий).

154

Ме ждународный опы т мес тного самоуправления 1

Страна Принцип закрепления местного

самоуправления в конституционных

актах страны

Порядок формирования органов

местного самоуправления и сроки

полномочий

Венгрия • Гл. X Конституции Венгерской Респуб-

лики «Местное самоуправление».

• Ст. 41 «(I) В состав территории Венгер-

ской Республики входят столица, а также

области, города и общины.

• (2) Столица подразделяется на районы;

районы могут создаваться в городах».

• Ст. 42 «Сообщества избирателей в об-

щинах, городах, столице и ее районах, а

также в областях имеют право на сво-

бодное ведение дел на местном уровне».

• Местное самоуправление определяется

как независимое и демократическое ве-

дение общественных дел в сообществе

местных избирателей и как осуществле-

ние государственной власти в интересах

населения.

• Ст. 43 «(I) Органы местного самоуправ-

ления имеют равные основные права. Их

обязанности могут различаться.

• (2) Права и обязанности органов мест-

ного самоуправления определяются за-

коном».

• Законное осуществление полномочий

органов местного самоуправления нахо-

дится под защитой суда; органы местно-

го самоуправления могут обращаться в

Конституционный суд с целью обеспече-

ния уважения своих прав.

Ст. 44 «(I) Граждане избиратели осу-

ществляют свободное местное само-

управление посредством избираемых

ими представительных местных орга-

нов (муниципальных советов) и по-

средством местных референдумов.

(2) Мандат участников местных выбор-

ных органов – четыре г.».

- Территория Венгерской республики

состоит из столицы и областей, городов

и коммун. Каждая коммуна (город или

деревня) становится местной админи-

стративной единицей и имеет свой

собственный выборный представитель-

ный орган.

- На 1992 год в Венгрии было 3092

коммун, 3133 самоуправляющихся

общин.

- Коммуна – базовая единица системы

местного самоуправления. Деревни,

насчитывающие менее 1000 жителей,

имеют секретариат коммунального

района.

- На региональном уровне существует

административный контроль.

Велико-

британия

Соединенное Королевство не имеет пи-

саной Конституции.

Организация деятельности местных об-

щин в Англии и Уэльсе регламентирова-

на Законами о местном самоуправлении

1972 и 1975 г.г.; в Шотландии – законами

о шотландском местном самоуправлении

1972 и 1975 г.г.

Соединенное Королевство подразделяет-

ся на 4 региона: Англию, Уэльс, Шот-

ландию и Северную Ирландию.

• Англия: административная структура

Лондона включает Советы Лондона

(32) и Корпорацию Лондонского Сити.

В крупных городах действуют окруж-

ные советы. В остальной части Англии

два уровня общин: советы графств (от

130 тыс. до 1,5 млн. человек) и окруж-

ные советы (71 совет имеет население

менее 75 тыс. человек). Насчитывается

также 8000 приходских советов.

• Уэльс: советы графств и округов.

Существует более 700 приходских

советов.

1 При подготовке данных таблиц использованы документы Координационного

комитета по местным и региональным властям Совета Европы «Структура и функ-

ционирование системы демократии на местном и региональном уровне», Страс-

бург, 1992 год, а также материалы Американской ассоциации адвокатов.

155

Страна Принцип закрепления местного

самоуправления в конституционных

актах страны

Порядок формирования органов

местного самоуправления и сроки

полномочий

• Шотландия: на островной части соб-

ственная система местной власти, на

неостровной – региональные и окруж-

ные советы.

• Северная Ирландия: функции мест-

ных органов власти выполняются ок-

ружными советами.

• Осуществляется реформа местных

органов власти.

• Советы графств и советы лондонских

районов переизбираются раз в четыре г.

В советах городских районов треть

депутатских мандатов переизбирается

каждые три или четыре г.

• Политическим руководителем совета

является Лидер – руководитель группы

той политической партии, которая

имеет большинство в Совете.

Испания - Статус местных общин закреплен в

испанской Конституции 1978 г. (ст. 137–

152).

Деятельность местной администрации

регулируется Законом 1985 г. «О мест-

ных общинах»; Королевскими Законода-

тельными декретами 1986 г. (об имуще-

стве местных общин, территориальном

разграничении, функционировании право-

вого режима, вознаграждении должност-

ных лиц местной администрации и т.д.);

Королевским декретом 1990 г. об эконо-

мическом участии государства в инвести-

циях местных общий; законом 1988 г. «О

местных финансах»; органическим зако-

ном о силах безопасности ч т.д.

• Также действуют специальные законы:

«О коммуне Мадрида» 1963 г.; «О ком-

муне Барселоны» 1960 г.; Закон «Об

экономическом и финансовом режиме

территорий Сеуты и Мелильи» 1955 г.

• В территориальном отношении Испа-

ния делится на Автономные сообщест-

ва (Мурсийской области, Каталонии,

Балле д'Арана и др., всего 17), провин-

ции (всего 50), коммуны (8082). Ком-

мун с числом жителей менее 1000 –

4862, более 100 тыс. жителей – 55.

• В провинции работает Провинциаль-

ный Совет (председатель и депутаты) и

административная комиссия (председа-

тель и одна треть депутатов).

• В Коммунах: муниципальный совет в сос-

таве председателя и советников, а также ад-

министративная комиссия (мэр и советники).

• Срок мандата избранных местных

органов власти – четыре г.

• Политический руководитель местной

общины председательствует во всех

коллегиальных органах; отвечает за

исполнение решений.

• Конституцией предусмотрено участие

граждан в референдумах (на местном

уровне во всенародных опросах).

Швеция В Швеции существует три конституци-

онных акта. Один из них. Закон «О прав-

лении» (1974), обеспечивает местным и

региональным общинам конституцион-

ные гарантии. Ст. 1 Закона; «В Швеции

суверенитет исходит от народа. Нацио-

нальный шведский суверенитет основы-

вается на свободе мнения и на всеобщем

и равном голосовании. Он осуществляет-

• Швеция подразделяется на регионы

(их 24), региональные советы (23),

муниципалитеты (286) и приходы (яв-

ляются местными единицами церков-

ной администрации).

• Члены муниципальных советов и

собраний региональных советов изби-

раются на три г. во время проведения

парламентских выборов.

156

Страна Принцип закрепления местного

самоуправления в конституционных

актах страны

Порядок формирования органов

местного самоуправления и сроки

полномочий

ся посредством представительного и

парламентского строя и самоуправлени-

ем территориальных общин».

«Королевство включает в себя первич-

ные местные единицы управления (му-

ниципалитеты) и советы регионов. Право

на решение в них осуществляется изби-

рательными собраниями. Муниципалите-

ты и советы регионов могут взимать

налоги, идущие на финансирование осу-

ществляемых ими функций» (ст.7).

Деятельность муниципалитетов и сове-

тов регионов регулируется Законом

1991 г. «О местных властях».

• На местном уровне решения прини-

мает Муниципальный совет исполни-

тельным органом является избираемая

им муниципальная исполнительная

комиссия.

• Исполнительные комиссии могут

проводить муниципальные референду-

мы (носят консультативный характер).

Проводятся также консультации с

пользователями услуг.

• В Швеции нет органа, осуществляю-

щего административный контроль за

действиями местных органов власти

(действует судебный контроль). Общи-

ны назначают собственных комиссаров

по проверке счетов.

США Принцип «самоуправления» принимался

творцами Конституции за аксиому. Ре-

шающим признаком самоуправления

является не то, как оценивают его посто-

ронние, а то, как оценивают его управ-

ляемые. Бьют против штата Иллинойс,

333, США, 640,652 (1947).

Уровни управления в США: федераль-

ный, штатов и местный.

Местное самоуправление осуществляется

на уровне графства, города, района.

Самоуправление в США предусматрива-

ет право на администрацию, определение

типа правления и разработку и осущест-

вление программ, но при условии соблю-

дения конституции штата и других зако-

нодательных ограничений.

Нет единой системы местных органов

власти, т.к. местное самоуправление

осуществляется в соответствии с зако-

нодательством штата. Графство – наи-

более крупная административно- тер-

риториальная единица штата (от 254 в

Техасе до 3 в штате Делавер). Сильно

различаются по размеру (графство Лос-

Анжелес – 7 млн. человек, графство

Говард в Арканзасе – 11 тыс. человек)

и административному весу. Районы и

малые города (тауны и тауншипы –

имеются в 21 штате).

Специальные округа (создаются легис-

латурами штатов для осуществления

управления по конкретным вопросам –

школьные, транспортные, парковые

округа и т.д.). Действуют четыре ос-

новные формы управления на местном

уровне; мэр-совет (избранный мэр и

однопалатный представительный ор-

ган), совет-управляющий (совет назна-

чает управляющего-менеджера», комис-

сионное городское самоуправление

(законодательная и исполнительная

власть осуществляется одним органом –

комиссией из 5–7 человек), общее соб-

рание (например таун-митинг в танун-

шипах, проводимый раз в год для при-

нятия бюджета).

157

Задание 67.

В Великобритании местные органы имеют лишь те полномочия,

которые непосредственно предоставляются им парламентскими

статутами, что отражает типично британский подход к местному

управлению как инструменту национальной политики. Для получе-

ния каких-либо дополнительных полномочий местные органы в Ве-

ликобритании вправе обратиться в парламент с просьбой об изда-

нии им необходимого «частного» закона. Подобная процедура за-

частую является слишком длительной и сложной. Требуемые пол-

номочия порой могут быть приобретены и более легким способом.

Достаточно лишь обратиться к государственному секретарю соот-

ветствующего департамента, который вправе издать указ (впослед-

ствии подлежащий утверждению парламентом), предоставляющий

местному органу соответствующие полномочия.

В странах континентального права получил распространение и

принцип «негативного регулирования», в соответствии с кото-

рым местные органы вправе осуществлять все действия, прямо не

запрещенные законом. Объем и содержание полномочий местных

органов здесь, таким образом, обусловливаются остаточным сво-

бодным пространством, которое по закону не предоставлено госу-

дарственным органам. Так, в п. 2 ст. 28 Основного закона ФРГ пре-

дусмотрено, что «общинам должно быть предоставлено право регу-

лировать в рамках закона под собственную ответственность все де-

ла местного сообщества». Комментируя данную статью, Федераль-

ный конституционный суд указал, что коммунальным органам долж-

но быть гарантировано право заниматься всеми местными делами,

которые по закону не предоставлены другим органам управления. В

еще более развернутом виде данный принцип закрепляется в консти-

туциях земель. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 137 Конститу-

ции земли Гессен общины являются на своей территории исключи-

тельными обладателями всех полномочий местного публичного

управления, осуществляемого на основе их собственной ответствен-

ности. Они могут решать любую задачу публичной власти, кроме

случаев, когда решение этих задач возложено на другие ведомства в

общественных интересах специальным предписанием закона.

Компетенция местных органов охватывает в первую очередь фи-

нансово-экономические полномочия, главными из которых являются

принятие местного бюджета, местное планирование, регулирование

деятельности в сфере муниципального хозяйства. Местные органы

158

отвечают также за коммунальное обслуживание населения, охрану

окружающей среды. В эту же группу полномочий входят развитие

транспорта и регулирование дорожного движения, санитария, кана-

лизация, очистка улиц и т.д. К полномочиям в социальной сфере от-

носится строительство дешевого жилья для бедных, школ, больниц,

библиотек и т.д. Местные органы несут ответственность за охрану

общественного порядка, устанавливая правила поведения в общест-

венных местах, распоряжаясь местными полицейскими силами1.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие отличия в правовом регулировании деятельности мест-

ного самоуправления в указанных выше странах и Российской Фе-

дерации Вы видите?

2. Что положительного из данного опыта функционирования ме-

стного самоуправления, его правового обеспечения можно исполь-

зовать в нашей стране?

Задание 68.

Реализовать в полном объеме в интересах населения большинст-

во полномочий местных органов невозможно без оздоровления их

социально- экономической деятельности, комплексного развития

территории проживания местных сообществ. Для этого реализуют-

ся различные модели и сценарии. Так, по мнению американского

экономиста Г. Палвера (Висконсинский университет), всеобъем-

лющая стратегия местного развития должна включать пять основ-

ных направлений.

1. Расширение возможностей городских коммун (communities)

оставлять у себя получаемый на их территориях доход. Здоровая

местная экономика ограничивает отток долларов за пределы города.

Этот отток происходит, когда местные жители делают покупки в

крупных региональных торговых центрах, проводят отпуска вне

коммуны, вкладывают средства в бизнес вне города или оплачива-

ют труд приезжающих на работу из пригородов. Конечно, нельзя

сохранить все средства внутри города. Для увеличения доли ос-

тающегося в коммуне дохода местные власти должны содейство-

вать возрождению центральной части городов, созданию программ

подготовки кадров, жилищному строительству и т. д.

1 Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор).

С. 21–22.

159

2. Повышение эффективности действующих фирм и содействие

росту малого бизнеса для создания новых рабочих мест. По данным

Массачусетского технологического института и Бруклинского ин-

ститута, 40–60% новых рабочих мест создается в результате расши-

рения малого бизнеса. Местные власти часто не уделяют должного

внимания уже существующим в их городах фирмам. Дальновидные

же представители городских властей поддерживают контакты с ме-

стными компаниями, учитывая их интересы и планы, предприни-

мают усилия по повышению конкурентоспособности местной эко-

номики.

3. Содействие созданию новых предприятий в малых городах

(для уменьшения оттока средств из коммун и создания новых рабо-

чих мест). Для этого местные власти должны использовать про-

граммы предоставления банковских кредитов.

4. Привлечение фирм, товары или услуги которых продаются вне

города, что приносит доход в местный бюджет. Этот доход тратится

на другие товары и услуги, потребляемые внутри города, создавая

новый доход и увеличивая занятость.

5. Расширение финансовой помощи от вышестоящих государст-

венных структур (графств, штатов и федерального правительства) 1.

Несложно предположить, что эти и другие рекомендации в об-

ласти стратегии социально-экономической деятельности местных

органов во многом приемлемы и для развития местного самоуправ-

ления в Российской Федерации, укрепления финансовых основ его

функционирования.

Вопросы для обсуждения:

1. Как можно закрепить в законодательстве и реализовать на

практике указанные выше рекомендации?

2. Какими законодательными актами РФ установлены финансо-

во-экономические основы деятельности местного самоуправления?

Задание 69.

В сентябре 1997 г. был принят Федеральный Закон «О финансо-

вых основах местного самоуправления в Российской Федерации»,

который детализировал положения ст. 132 Конституции РФ и нор-

1 Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор).

С. 65-66.

160

мы ст. 9 Европейской Хартии местного самоуправления в финансо-

во-экономической сфере деятельности местных сообществ.

Федеральный Закон «О финансовых основах»:

• определял основные принципы организации финансирования

местных органов;

• устанавливал источники формирования и направления исполь-

зования финансовых ресурсов местного самоуправления;

• уточнял основы бюджетного процесса в муниципальных обра-

зованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с

финансовыми институтами.

Вопросы для обсуждения:

1. Как на практике заработал данный федеральный закон? (при-

ведите примеры).

2. Какие изменения в него вносились в последующем?

Задание 70.

Общероссийские органы и организации в сфере

мес тного са моуправления1

Конгресс муниципальных

образований РФ2

Совет по местному

самоуправлению в РФ

Совет по вопросам

местного самоуправления

при Правительстве РФ

Ст. 67 Закона от 6 октября 2003 г.

№ 1Э1-ФЗ. Указ Президента РФ от

22 октября 1998 г. № 1281 «О Кон-

грессе муниципальных образова-

ний Российской Федерации»

Постановление Прави-

тельства РФ от 4 октября

2003 г. № 614 «О Совете

по вопросам местного

самоуправления при Пра-

вительстве Российской

Федерации:

Общероссийская организация, пред-

ставляющая интересы муниципаль-

ных образований. Создается по ре-

шению советов муниципальных

образований субъектов РФ при ус-

ловии, что в состав Конгресса вхо-

дят советы муниципальных образо-

Указ Президента РФ от 13

ноября 1998 г. № 1373 «О

Совете по местному са-

моуправлению в Россий-

ской Федерации» (в ред.

указов Президента РФ от

30 января 1999 г. № 163,

25 сентября 1999 г

№ 1271, 1 сентября 2000 г.

№ 1606)

Совещательный орган,

образованный для:

• предварительного рас-

смотрения вопросов ме-

стного самоуправления;

1 Прокофьев Е.А. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Волтерс

Клувер, 2009. С. 32. В структуре ряда федеральных органов государственной вла-

сти созданы органы, занимающиеся вопросами местного самоуправления, в част-

ности в Администрации Президента РФ имеется Управление по вопросам местного

самоуправления, в обеих палатах Федерального Собрания РФ созданы комитеты

по местному самоуправлению.

2 Конгресс муниципальных образований РФ предлагает Президенту РФ канди-

датуры в состав делегации РФ для участия в деятельности Палаты местных и ре-

гиональных властей Европы консультативного органа Совета Европы по вопросам

регионального управления и местного самоуправления.

161

Конгресс муниципальных

образований РФ2

Совет по местному

самоуправлению в РФ

Совет по вопросам

местного самоуправления

при Правительстве РФ

Координационный центр

при Президенте РФ, обес-

печивающий:

• рассмотрение важней-

ших вопросов развития

местного самоуправле-

ния;

• подготовку предложе-

ний по ним Президенту

РФ

• выработки предложений

по решению основных

проблем развития местно-

го самоуправления;

• обеспечения взаимодей-

ствия федеральных орга-

нов исполнительной вла-

сти органов исполнитель-

ной власти субъектов РФ

и органов местного само-

управления

ваний не менее двух третей субъек-

тов РФ в соответствии с учреди-

тельным договором как некоммер-

ческая организация в форме ассо-

циации. В состав Конгресса могут

входить иные объединения муници-

пальных образований. Цели:

• эффективная реализация прав

граждан на местное самоуправле-

ние;

• координация деятельности муни-

ципальных образований РФ;

3) обеспечение взаимодействия

муниципальных образований с фе-

деральными органами государст-

венной власти и международными

организациями органов местного

самоуправления

Деятельность Конгресса осуществ-

ляется на основе Устава, принятого

19 июня 1998 г. (с изм. от 14 января

2000 г.). Высшими органами Кон-

гресса являются:

– Сессия (созывается не реже одно-

го раза в год);

– Правление (избирается на Сессии

и проводит заседания не реже од-

ного раза в три месяца);

– Президент (избирается Сессией и

является высшим должностным

лицом Конгресса);

– Секретарь (назначается Сессией и

является единоличным исполни-

тельным органом Конгресса);

– Ревизионная комиссия (избирает-

ся Сессией)

Председателем Совета

является Президент РФ.

В состав Совета входят: –

председатель Совета,

– заместитель председа-

теля Совета,

– секретарь Совета,

– члены Совета.

Совет формируется на

представительной основе.

При этом не менее поло-

вины его членов должны

быть выборными должно-

стными лицами местного

самоуправления.

Состав Совета утвержда-

ется Президентом РФ.

Члены Совета участвуют

в его работе на общест-

венных началах.

Заседания Совета прово-

дятся не реже одного раза

в три месяца.

Решения Совета носят

рекомендательный харак-

тер

Председателем Совета

является заместитель

председателя Правитель-

ства РФ. В состав Совета

входят:

– председатель Совета

– заместитель председа-

теля Совета,

– ответственный секре-

тарь Совета,

– члены Совета.

Совет формируется на

представительной основе,

и его состав утверждается

Правительством РФ по

представлению председа-

теля.

Члены Совета участвуют

в его работе на общест-

венных началах.

Заседания Совета прово-

дятся не реже одного раза

в три месяца.

Решения Совета носят

рекомендательный харак-

тер

Деятельность Конгресса обеспечи-

вает Управление делами Президен-

та РФ.

Имущество и средства Конгресса

образуются за счет членских и це-

левых взносов членов Конгресса,

даров, пожертвований и иных по-

ступлений в денежной или матери-

альной форме со стороны юриди-

ческих и физических лиц

Деятельность Совета

обеспечивает Главное

территориальное управ-

ление

Администрации Прези-

дента РФ

Организационно-

техническое обеспечение

деятельности Совета осу-

ществляет Министерство

экономического развития

и торговли РФ

162

Вопросы для обсуждения:

1. Приведите примеры работы указанных выше органов и дайте

свою оценку (выскажите свое мнение) эффективности их деятель-

ности.

2. Что, на Ваш взгляд, в работе этих органов необходимо изме-

нить?

Задание 71.

По мнению А.А. Джагарян и Н.В. Джагарян1, по своему функ-

циональному назначению институт местного самоуправления на-

правлен на решение целого комплекса жизненно важных задач го-

сударственно-организованного общества и, в частности, позволяет:

1) расширить индивидуальные (субъективно-личностные) возмож-

ности граждан в решении вопросов, напрямую касающихся качест-

ва их повседневной жизни; 2) обеспечить относительную само-

стоятельность местных сообществ в определении путей дости-

жения социально значимых целей на конкретной территории с уче-

том особенностей сложившегося образа жизни, исторических и

иных местных традиций; 3) децентрализовать систему публичного

управления в государстве и тем самым повысить эффективность

публичной власти в изменяющихся социальных условиях. Являясь

территориальной формой самоорганизации демократического об-

щества, местное самоуправление выступает необходимым проявле-

нием общегосударственного политико-правового режима демокра-

тии и в то же время определяет глубину проникновения демократи-

ческих начал в систему социального устройства народа, обеспечи-

вает целостность и полноту демократического правления.

Вопросы для обсуждения:

1. В какой мере Вы согласны с представленной точкой зрения и

как Вы понимаете положения о том, что МСУ:

а) выступает необходимым проявлением общегосударственного

политико-правового режима демократии;

б) определяет глубину проникновения демократических начал в

местную жизнь?

1 Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Конституционно-правовые основы финансово-

экономического обеспечения местного самоуправления в России: теория, практика и

тенденции развития / Ин-т права и публичной политики. М.: Акварель, 2011. С. 12.

163

2. Каким образом на практике можно реализовать указанные

выше задачи МСУ (расширить возможности граждан обеспечить

самостоятельность местных сообществ и др.)?

3. Какие еще задачи в деятельности МСУ Вы считаете главными

на современном этапе российских реформ?

Задание 72.

Местное самоуправление – необходимый элемент основ консти-

туционного строя Российской Федерации как демократического

правового социального государства. Основные начала его сущност-

ных характеристик, включая организационный, функциональный,

территориальный аспекты, а также общие принципы взаимоотно-

шений местного самоуправления и органов государственной власти

Российской Федерации и ее субъектов, установлены самой Консти-

туцией России. Они образуют конституционный статус местного

самоуправления, который в силу конституционных принципов вер-

ховенства и прямого действия Основного закона (ч. 2 ст. 4, ч. 1 и 2

ст. 15 Конституции Российской Федерации) имеет руководящее

значение для текущего правового регулирования, определяет нор-

мативное содержание отраслевых статусов муниципальных образо-

ваний, включая их финансовую и гражданскую правосубъектность.

Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и

основные юридические характеристики финансово-экономических

условий существования местного самоуправления. Она: а) предусмат-

ривает самостоятельность населения во владении, пользовании и рас-

поряжении муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130); б) провоз-

глашает принцип рапного признания и защиты муниципальной собст-

венности наряду с частной, государственной и иными формами собст-

венности (ч. 2 ст. 8); п) предполагает возможность нахождения в му-

ниципальной собственности земли и других природных ресурсов как

подлежащих использованию и охране в качестве основы жизни и дея-

тельности народов, проживающих на соответствующей территории

(ст. 9); г) устанавливает полномочия органов местного самоуправления

по самостоятельному управлению муниципальной собственностью,

формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, уста-

новлению местных налогов и сборов (ч. 1 ст. 132); д) вводит в каче-

стве необходимого условия наделения органов местного само-

управления отдельными государственными полномочиями требова-

ние одновременной передачи им необходимых материальных и фи-

164

нансовых ресурсов (ч. 2 ст. 132); е) гарантирует право местного са-

моуправления на компенсацию дополнительных расходов, возник-

ших в результате решений, принятых органами государственной

власти (ст. 133). Конституционное закрепление общих принципов

финансово-экономических основ местного самоуправления имеет

для него обеспечительно-гарантирующее значение и по своей сути

и назначению вторично по отношению к конституционным целям и

задачам муниципальной власти. Именно воплощенные в местном

самоуправлении и опосредованные его функционированием соци-

альные ценности и блага определяют характер и меру их ресурсного

обеспечения, а не наоборот.

В принципе правовой механизм финансово-экономического

обеспечения той или иной формы публичной власти является про-

изводным от ее социально-правовой природы. Соответственно, ос-

новные (генеральные) черты механизма финансово-экономического

обеспечения муниципальной власти детерминированы конституци-

онными характеристиками сущности местного самоуправления,

особенностями его конституционной природы1.

Вопросы для обсуждения:

1. Что на Ваш взгляд означает тезис о том, что финансово-

экономическое обеспечение муниципальной власти детерминиро-

вано конституционными характеристиками МСУ?

2. Каким может быть Ваш комментарий приведенных выше ос-

новных юридических характеристик финансово-экономических ус-

ловий существования МСУ?

3. Как на практике реализуются в РФ (в т.ч. в Вашем районе, го-

роде, поселении) данные положения (характеристики) о пользова-

нии, распоряжении МСУ собственностью, финансовыми средства-

ми и т.д.?

Задание 73.

Местное самоуправление находится в прямой связи с государст-

вом, которая определяется по крайней мере следующими социаль-

но-правовыми факторами: а) сущностной однородностью отноше-

1 Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Конституционно-правовые основы финансово-

экономического обеспечения местного самоуправления в России: теория, практика

и тенденции развития / Ин-т права и публичной политики. М.: Акварель, 2011.

С. 11–12.

165

ний народовластия вне зависимости от его реализационных форм и,

соответственно, внутренней согласованностью государственной и

муниципальной демократии; б) суверенной природой государствен-

ной власти, которая, будучи воплощением и выражением воли на-

рода, осуществляет руководство социальным взаимодействием и

развитием и, в частности, организует и обеспечивает местное само-

управление; в) единством конституционного целеполагания госу-

дарственной и муниципальной власти как различных форм публич-

ной власти народа; г) территориальным единством государства,

вся территория которого выступает основой для осуществления не

только государственной власти, но и местного самоуправления;

д) системной общностью объектов воздействия государственной и

муниципальной власти (имеется в виду, что местные сообщества

соотносятся с народом как часть и целое); е) социально-целевым

единством материально-ресурсной базы государственной и муни-

ципальной власти, которая, в сущности, представляет собой достоя-

ние народа и обеспечивает полноту реализации интересов его само-

го и образующих его частей как на общегосударственном, гак и на

местном уровне (законодательное же разграничение государствен-

ной и муниципальной собственности, производимое в целях мате-

риального обеспечения надлежащей реализации публично-властных

функций на конкретном территориальном уровне, ни в коей мере не

отрицает их принадлежности к общему институту публичной соб-

ственности народа); ж) единством экономического пространства

государства и общим на всей его территории порядком экономиче-

ских отношений, которые предполагают, в частности, свободное

внутригосударственное движение товаров, работ и услуг; з) равен-

ством прав и свобод человека и гражданина независимо от места

жительства на территории государства и вытекающей из этого

обязанностью всех публично-властных субъектов обеспечивать

реализацию и гарантирование правового статуса личности в объеме,

не меньшем, чем он установлен Конституцией и законодательством.

Государственная и муниципальная власти, таким образом, явля-

ются двумя составляющими целостного механизма публичного

управления государственно-организованным обществом. Государст-

венная власть суверенно-властным образом направляет и организу-

ет процесс общественного развития. Местное самоуправление обес-

печивает решение вопросов местного значения на всей территории

государства и, соответственно, в отношении всех проживающих в

166

ее пределах граждан. Следовательно, как институт народовластия

реализует общегосударственную функцию решения определенных

категорий дел, характеризующих жизнеустройство всего народа1.

Вопросы для обсуждения:

1. Постарайтесь дать более подробную характеристику 2–3 фак-

торам (приведенным выше), свидетельствующим о связи государст-

ва и МСУ.

2. В какой мере местное самоуправление является продолжением

государственных дел на местном уровне? (обоснуйте свою точку

зрения).

Задание 74.

В большинстве стран управление на местах осуществляется спе-

циальными органами местного или муниципального самоуправле-

ния.

Основные черты местного самоуправления:

• выборность их органов;

• самостоятельность в решении вопросов местного значения;

• ответственность за их выполнение;

• право принимать CBQH нормативные акты;

• наличие собственной материальной и финансовой базы;

• государственный контроль над их деятельностью.

Органы местного самоуправления действуют в законодательно

установленных рамках.

Система местного самоуправления строится на основе суще-

ствующего в стране административно-территориального деления.

Эта система включает в себя несколько звеньев – от двух до пяти.

Наиболее распространенной является дву- (Дания и др.) и трехзвен-

ная (Италия, Индия и др.) структура.

По-разному строятся взаимоотношения центральных и местных

органов. В ряде стран (Италия, Германия, Франция) существует

прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим. В иных

странах прямое подчинение юридически отсутствует (США, Вели-

кобритания).

1 Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Конституционно-правовые основы финансово-

экономического обеспечения местного самоуправления в России: теория, практика

и тенденции развития / Ин-т права и публичной политики. М.: Акварель, 2011.

С. 13–14.

167

Наряду с этим существуют такие формы соподчиненности, как

координация деятельности местных органов, контроль над их дея-

тельностью со стороны специальных государственных органов. Так,

в Великобритании местные органы подконтрольны МВД. В некото-

рых странах создаются специальные министерства, ведомства по

делам местного самоуправления. В таких странах, как Франция,

Италия, в административно-территориальные единицы назначаются

полномочные представители правительства, которые осуществляют

административный контроль над деятельностью органов местного

самоуправления.

В зарубежных государствах существует множество организаци-

онных форм построения местного самоуправления. Так, в США ос-

новными административно-территориальными единицами штатов

являются графства (более 3 тыс.), которые различаются размером

территории и численностью населения. В некоторых штатах граф-

ства делятся на тауны и тауншипы – компактные городские и сель-

ские поселения. Кроме того, в штатах имеются особые подразделе-

ния – специальные округа, в которых создаются органы управления

для решения тех вопросов местной жизни, которые не входят в

компетенцию местных органов. К таким вопросам относят пожар-

ную охрану, жилищное строительство, транспортные услуги, водо-

снабжение.

Во Франции территориальными коллективами являются комму-

ны, департаменты, заморские территории.

Объем полномочий и способ предоставления прав муници-

пальным органам в разных странах неодинаков. В некоторых стра-

нах (Франция) законодательство подробно регламентирует компе-

тенцию местных выборных органов и следит за тем, чтобы они не

превышали свои полномочия.

Компетенция – это только тот круг прав, который прямо указан

в законе. В некоторых странах (Германия) определенный круг во-

просов перечислен в законе, но в ряде случаев вышестоящая власть

допускает как бы выход за рамки этих полномочий, и так называе-

мые остаточные полномочий могут использоваться местными орга-

нами самоуправления.

Полномочия (компетенцию) органов самоуправления можно ус-

ловно разделить на первоначальную и вторичную. Первоначаль-

ная – та, которую можно назвать местными делами: чистота улиц,

правильность застройки, система школьного образования, органы

168

здравоохранения, парки, скверы, забота об обездоленных, престаре-

лых и т.д. Вторичная компетенция – то, что местные органы вы-

полняют чаще всего, как бы по поручению вышестоящих органов:

учет избирателей, призывников, мероприятия оборонного характера

и т.д.

Объем компетенции местных органов зарубежных государств

постоянно и постепенно увеличивается, в том числе в таких важ-

нейших сферах, как просвещение, дорожное строительство, комму-

нальное хозяйство. В некоторых случаях органы местного само-

управления могут обращаться в законодательные органы с прось-

бами, петициями об издании законов или других актов, которые

предоставили бы им дополнительные права.

Компетенция муниципальных органов, их полномочия клас-

сифицируются на следующие группы:

• в сфере финансово-экономической деятельности;

• области охраны общественного порядка;

• области коммунального обслуживания, благоустройства и ох-

раны окружающей среды;

• социальной сфере1.

Вопросы для обсуждения:

1. Какова компетенция власти на местном уровне в Российской

Федерации – сравните компетенции органов местной власти в Рос-

сии и других странах?

2. Как бы Вы охарактеризовали первоначальную и вторичную

компетенцию органов МСУ в РФ?

Задание 75.

Системно-институциональный анализ структуры Федерального

закона «Об общих принципах организации местного самоуправле-

ния в Российской Федерации», пишут И. Овчинников и А.Н. Писа-

рев2, позволяет выделить следующие группы общественных отно-

шений, составляющих предмет правового регулирования нормами

муниципального права России как отрасли права:

1 Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право зарубежных

стране: учебник / М.Б. Смоленский, С.В. Рыбак. М.: КНОРУС, 2011. С. 137–139.

2 Овчинников И.И. Муниципальное право России: Учебник / И.И. Овчинников,

А.Н. Писарев. М.: Эксмо, 2007. 544 с. (Российские юридическое образование).

С. 16–18.

169

1) общественные отношения, возникающие в связи с правовым

закреплением и регулированием территориальных, финансово-

экономических, организационных и правовых основ местного само-

управления и государственных гарантий его осуществления;

2) общественные отношения, связанные с правовой регламента-

цией деятельности граждан по осуществлению местного само-

управления в различных организационно-правовых формах, опре-

деляемых законодательством;

3) общественные отношения, возникающие в связи с правовым

закреплением и регулированием предметов ведения, полномочий

органов местного самоуправления по решению вопросов местного

значения, отдельных государственных полномочий, которыми они

могут наделяться, их ответственности за исполнение таких полно-

мочий.

Вопросы для обсуждения:

1. Каким образом Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации» регулирует указанные выше группы общественных от-

ношений? (приведите примеры оп каждой группе)

2. Какие еще законодательные акты Российской Федерации уча-

ствуют в регулировании данных общественных отношений? (пере-

числите их)

Задание 76.

Ш. Шугрина, опираясь на труды различных ученых, выделяет

следующие особенности местного самоуправления1:

1) правовая оформленность;

2) осуществление управления в интересах населения, для насе-

ления;

3) разрешение местных дел, удовлетворение потребностей, кото-

рые преимущественно необходимы в повседневной жизни;

4) баланс государственных и местных интересов;

5) собственные предметы ведения МСУ должны иметь собствен-

ные ресурсы в виде самостоятельного местного бюджета и муници-

пальной собственности;

1 Шургина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. 2-е изд.,

перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. С. 7–10.

170

6) реальные возможности принимать решающее участие в управ-

лении делами общества.

Вопросы для обсуждения:

1. Наполните содержанием приведенные выше особенности

МСУ на примере двух-трех положений, указанных выше.

2. Продолжите приведенный выше список особенностей местно-

го самоуправления и дайте краткую характеристику предложенным

Вами дополнительно особенностям.

Задание 77.

В.Б. Зотов к обязательным составляющим устава местного обра-

зования относит1:

– наименование муниципального образования;

– перечень вопросов местного значения;

– формы и порядок участия населения в решении вопросов мест-

ного значения;

– структуру органов МСУ и порядок их формирования;

– виды и порядок принятия актов МСУ.

Вопросы для обсуждения:

1. Из каких еще разделов должен состоять устав муниципального

образования?

2. Дайте краткую характеристику (двум-трем по выбору студен-

та) разделам устава муниципального образования.

Задание 78.

Полномочия муниципальных образования города Москвы долж-

ны быть существенно расширены, заявил 30 мая 2012 г. Мэр г. Мо-

сквы С. Собянин в ходе VI съезда Совета муниципальных образо-

ваний города Москвы. По его мнению, в настоящее время потенци-

ал системы местного самоуправления столицы используется недос-

таточно. Расширение полномочий, считает С. Собянин, позволит

жителям Москвы оказывать больше влияния на ситуацию в городе.

Муниципальные образования получат больше возможностей для

управления ресурсами, выделяемыми на решение проблем районов

столицы. «Муниципальные образования должны получить право

согласования всех адресных перечней капитального ремонта много-

1 Зотов В.Б. Система муниципального управления в схемах: учебное пособие //

В.Б. Зотов. Изд. 3-е, доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2011. С. 34.

171

квартирных домов, благоустройства дворовых территорий и город-

ских районных парков», – заявил Мэр Москвы, подчеркнув, что без

согласия муниципальных образований эти проекты вообще не

должны реализовываться.

По словам С. Собянина, депутаты должны войти в состав комис-

сий, которые осуществляют открытие, начало и приемку работ по

ремонту и благоустройству, а также контролируют качество работ и

их соответствие проектной документации и интересам граждан. Го-

родские органы власти при этом будут задавать общие рамки, вы-

делять лимиты финансирования, проводить конкурсные процедуры.

«А что делать, как делать – принимать решения должны вы сами, по

крайней мере это должно быть полностью согласовано с муници-

пальными собраниями», – заявил Мэр Москвы.

Кроме того, С. Собянин предложил закладывать в бюджет целе-

вые деньги в объеме 5 млрд. рублей для решения различных про-

блем районов и реализации индивидуальных проектов благоустрой-

ства. Реализовывать эти средства муниципалитеты будут самостоя-

тельно. «Местное самоуправление будет участвовать в контроле за

ресурсами, которые в несколько раз превышают сегодняшние раз-

меры местных бюджетов», – подчеркнул Мэр Москвы, добавив, что

в полной мере новые полномочия вступят в силу в 2013 г., однако

кое-что удастся сделать и в текущем, 2012 г. С. Собянин уточнил,

что Правительством Москвы было принято решение увеличить ли-

мит финансирования работ по благоустройству города на 4 млрд.

рублей, которые будут распределены между районами.

В 2012 г. общий объем бюджетов 125 муниципальных образова-

ний Москвы составляет 6 млрд. 800 млн. рублей, которые направ-

ляются на работу с детьми, опеку и попечительство, развитие мас-

сового спорта и другие вопросы местного значения. Из городского

бюджета выделяется свыше 26 млрд. рублей на ремонт многоквар-

тирных домов, благоустройство дворовых территорий, парков,

бульваров и скверов.

Также муниципальным образованиям будет предоставлено право

согласования проектов строительства объектов, обслуживающих

жителей конкретных районов, в том числе магазинов, рынков, спор-

тивных сооружений, гаражей и других. У муниципальных образо-

ваний появится право вето в сфере строительства: если две трети

депутатов не согласуют сооружение какого-либо объекта, его не

будут строить.

172

С. Собянин также предложил ввести практику регулярного отче-

та глав управ перед муниципальными собраниями о результатах

своей работы. Мэр Москвы отметил, что муниципальным собрани-

ям необходимо дать право двумя третями голосов выражать недо-

верие главе управы. Отчитываться перед депутатами нужно и гла-

вам таких районных учреждений, как поликлиники, инженерные

службы и МФЦ.

В результате реформы, считает Мэр Москвы, муниципальные

образования получат не только больше прав, но и обязанностей.

«Ответственность за ситуацию в районе теперь будет делиться ме-

жду управами и местным самоуправлением 50 на 50», – заявил

С. Собянин. Проект реформы местного самоуправления, по его сло-

вам, должен пройти общественное обсуждение и утверждение в ор-

ганах власти.

Вопросы для обсуждения:

1. Какова Ваша точка зрения на работу местного самоуправления

в г. Москве?

2. Какими дополнительными правовыми актами необходимо

подкрепить инициативы С. Собянина (в т.ч. какие из них можно

ввести в действие распоряжениями администрации, а какие потре-

буют принятия актов органов представительной власти)?

Задание 79.

В Бюджетном послании Президента России (июнь 2011) о бюд-

жетной политике в 2012–2014 гг. в т.ч. говорится: «Требуется обес-

печить эффективную децентрализацию полномочий между уровня-

ми публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и

местного самоуправления. Созданные решением Президента Рос-

сийской Федерации рабочие группы по правовым вопросам пере-

распределения полномочий между федеральными органами испол-

нительной власти, органами исполнительной власти субъектов Рос-

сийской Федерации и органами местного самоуправления, по фи-

нансовым и налоговым вопросам, по межбюджетным отношениям

должны подготовить до конца текущего г. предложения, преду-

сматривающие в том числе меры по увеличению доли доходов ре-

гиональных и местных бюджетов в структуре консолидированного

бюджета Российской Федерации, соответствующие новому распре-

делению полномочий. При необходимости нужно внести изменения

173

в структуру налоговой системы и в бюджетное законодательство

Российской Федерации».

Вопросы для обсуждения:

1. Каким образом были реализованы на практике приведенные

выше получения Президента РФ?

2. Что реально изменилось в сфере бюджетных отношений за

прошедшее с июня 2011 г. время?

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!