Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Уважаемые студенты!
По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова, могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.
Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.
Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru
При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.
Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.
С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru
Задание 66.
Внимательно изучите приведенную ниже схему и постарайтесь в
ходе обсуждения вопросов конституционных гарантий местного
самоуправления использовать отдельные его элементы в качестве
аргументов «за» укрепление этих основ (гарантий).
154
Ме ждународный опы т мес тного самоуправления 1
Страна Принцип закрепления местного
самоуправления в конституционных
актах страны
Порядок формирования органов
местного самоуправления и сроки
полномочий
Венгрия • Гл. X Конституции Венгерской Респуб-
лики «Местное самоуправление».
• Ст. 41 «(I) В состав территории Венгер-
ской Республики входят столица, а также
области, города и общины.
• (2) Столица подразделяется на районы;
районы могут создаваться в городах».
• Ст. 42 «Сообщества избирателей в об-
щинах, городах, столице и ее районах, а
также в областях имеют право на сво-
бодное ведение дел на местном уровне».
• Местное самоуправление определяется
как независимое и демократическое ве-
дение общественных дел в сообществе
местных избирателей и как осуществле-
ние государственной власти в интересах
населения.
• Ст. 43 «(I) Органы местного самоуправ-
ления имеют равные основные права. Их
обязанности могут различаться.
• (2) Права и обязанности органов мест-
ного самоуправления определяются за-
коном».
• Законное осуществление полномочий
органов местного самоуправления нахо-
дится под защитой суда; органы местно-
го самоуправления могут обращаться в
Конституционный суд с целью обеспече-
ния уважения своих прав.
Ст. 44 «(I) Граждане избиратели осу-
ществляют свободное местное само-
управление посредством избираемых
ими представительных местных орга-
нов (муниципальных советов) и по-
средством местных референдумов.
(2) Мандат участников местных выбор-
ных органов – четыре г.».
- Территория Венгерской республики
состоит из столицы и областей, городов
и коммун. Каждая коммуна (город или
деревня) становится местной админи-
стративной единицей и имеет свой
собственный выборный представитель-
ный орган.
- На 1992 год в Венгрии было 3092
коммун, 3133 самоуправляющихся
общин.
- Коммуна – базовая единица системы
местного самоуправления. Деревни,
насчитывающие менее 1000 жителей,
имеют секретариат коммунального
района.
- На региональном уровне существует
административный контроль.
Велико-
британия
Соединенное Королевство не имеет пи-
саной Конституции.
Организация деятельности местных об-
щин в Англии и Уэльсе регламентирова-
на Законами о местном самоуправлении
1972 и 1975 г.г.; в Шотландии – законами
о шотландском местном самоуправлении
1972 и 1975 г.г.
Соединенное Королевство подразделяет-
ся на 4 региона: Англию, Уэльс, Шот-
ландию и Северную Ирландию.
• Англия: административная структура
Лондона включает Советы Лондона
(32) и Корпорацию Лондонского Сити.
В крупных городах действуют окруж-
ные советы. В остальной части Англии
два уровня общин: советы графств (от
130 тыс. до 1,5 млн. человек) и окруж-
ные советы (71 совет имеет население
менее 75 тыс. человек). Насчитывается
также 8000 приходских советов.
• Уэльс: советы графств и округов.
Существует более 700 приходских
советов.
1 При подготовке данных таблиц использованы документы Координационного
комитета по местным и региональным властям Совета Европы «Структура и функ-
ционирование системы демократии на местном и региональном уровне», Страс-
бург, 1992 год, а также материалы Американской ассоциации адвокатов.
155
Страна Принцип закрепления местного
самоуправления в конституционных
актах страны
Порядок формирования органов
местного самоуправления и сроки
полномочий
• Шотландия: на островной части соб-
ственная система местной власти, на
неостровной – региональные и окруж-
ные советы.
• Северная Ирландия: функции мест-
ных органов власти выполняются ок-
ружными советами.
• Осуществляется реформа местных
органов власти.
• Советы графств и советы лондонских
районов переизбираются раз в четыре г.
В советах городских районов треть
депутатских мандатов переизбирается
каждые три или четыре г.
• Политическим руководителем совета
является Лидер – руководитель группы
той политической партии, которая
имеет большинство в Совете.
Испания - Статус местных общин закреплен в
испанской Конституции 1978 г. (ст. 137–
152).
Деятельность местной администрации
регулируется Законом 1985 г. «О мест-
ных общинах»; Королевскими Законода-
тельными декретами 1986 г. (об имуще-
стве местных общин, территориальном
разграничении, функционировании право-
вого режима, вознаграждении должност-
ных лиц местной администрации и т.д.);
Королевским декретом 1990 г. об эконо-
мическом участии государства в инвести-
циях местных общий; законом 1988 г. «О
местных финансах»; органическим зако-
ном о силах безопасности ч т.д.
• Также действуют специальные законы:
«О коммуне Мадрида» 1963 г.; «О ком-
муне Барселоны» 1960 г.; Закон «Об
экономическом и финансовом режиме
территорий Сеуты и Мелильи» 1955 г.
• В территориальном отношении Испа-
ния делится на Автономные сообщест-
ва (Мурсийской области, Каталонии,
Балле д'Арана и др., всего 17), провин-
ции (всего 50), коммуны (8082). Ком-
мун с числом жителей менее 1000 –
4862, более 100 тыс. жителей – 55.
• В провинции работает Провинциаль-
ный Совет (председатель и депутаты) и
административная комиссия (председа-
тель и одна треть депутатов).
• В Коммунах: муниципальный совет в сос-
таве председателя и советников, а также ад-
министративная комиссия (мэр и советники).
• Срок мандата избранных местных
органов власти – четыре г.
• Политический руководитель местной
общины председательствует во всех
коллегиальных органах; отвечает за
исполнение решений.
• Конституцией предусмотрено участие
граждан в референдумах (на местном
уровне во всенародных опросах).
Швеция В Швеции существует три конституци-
онных акта. Один из них. Закон «О прав-
лении» (1974), обеспечивает местным и
региональным общинам конституцион-
ные гарантии. Ст. 1 Закона; «В Швеции
суверенитет исходит от народа. Нацио-
нальный шведский суверенитет основы-
вается на свободе мнения и на всеобщем
и равном голосовании. Он осуществляет-
• Швеция подразделяется на регионы
(их 24), региональные советы (23),
муниципалитеты (286) и приходы (яв-
ляются местными единицами церков-
ной администрации).
• Члены муниципальных советов и
собраний региональных советов изби-
раются на три г. во время проведения
парламентских выборов.
156
Страна Принцип закрепления местного
самоуправления в конституционных
актах страны
Порядок формирования органов
местного самоуправления и сроки
полномочий
ся посредством представительного и
парламентского строя и самоуправлени-
ем территориальных общин».
«Королевство включает в себя первич-
ные местные единицы управления (му-
ниципалитеты) и советы регионов. Право
на решение в них осуществляется изби-
рательными собраниями. Муниципалите-
ты и советы регионов могут взимать
налоги, идущие на финансирование осу-
ществляемых ими функций» (ст.7).
Деятельность муниципалитетов и сове-
тов регионов регулируется Законом
1991 г. «О местных властях».
• На местном уровне решения прини-
мает Муниципальный совет исполни-
тельным органом является избираемая
им муниципальная исполнительная
комиссия.
• Исполнительные комиссии могут
проводить муниципальные референду-
мы (носят консультативный характер).
Проводятся также консультации с
пользователями услуг.
• В Швеции нет органа, осуществляю-
щего административный контроль за
действиями местных органов власти
(действует судебный контроль). Общи-
ны назначают собственных комиссаров
по проверке счетов.
США Принцип «самоуправления» принимался
творцами Конституции за аксиому. Ре-
шающим признаком самоуправления
является не то, как оценивают его посто-
ронние, а то, как оценивают его управ-
ляемые. Бьют против штата Иллинойс,
333, США, 640,652 (1947).
Уровни управления в США: федераль-
ный, штатов и местный.
Местное самоуправление осуществляется
на уровне графства, города, района.
Самоуправление в США предусматрива-
ет право на администрацию, определение
типа правления и разработку и осущест-
вление программ, но при условии соблю-
дения конституции штата и других зако-
нодательных ограничений.
Нет единой системы местных органов
власти, т.к. местное самоуправление
осуществляется в соответствии с зако-
нодательством штата. Графство – наи-
более крупная административно- тер-
риториальная единица штата (от 254 в
Техасе до 3 в штате Делавер). Сильно
различаются по размеру (графство Лос-
Анжелес – 7 млн. человек, графство
Говард в Арканзасе – 11 тыс. человек)
и административному весу. Районы и
малые города (тауны и тауншипы –
имеются в 21 штате).
Специальные округа (создаются легис-
латурами штатов для осуществления
управления по конкретным вопросам –
школьные, транспортные, парковые
округа и т.д.). Действуют четыре ос-
новные формы управления на местном
уровне; мэр-совет (избранный мэр и
однопалатный представительный ор-
ган), совет-управляющий (совет назна-
чает управляющего-менеджера», комис-
сионное городское самоуправление
(законодательная и исполнительная
власть осуществляется одним органом –
комиссией из 5–7 человек), общее соб-
рание (например таун-митинг в танун-
шипах, проводимый раз в год для при-
нятия бюджета).
157
Задание 67.
В Великобритании местные органы имеют лишь те полномочия,
которые непосредственно предоставляются им парламентскими
статутами, что отражает типично британский подход к местному
управлению как инструменту национальной политики. Для получе-
ния каких-либо дополнительных полномочий местные органы в Ве-
ликобритании вправе обратиться в парламент с просьбой об изда-
нии им необходимого «частного» закона. Подобная процедура за-
частую является слишком длительной и сложной. Требуемые пол-
номочия порой могут быть приобретены и более легким способом.
Достаточно лишь обратиться к государственному секретарю соот-
ветствующего департамента, который вправе издать указ (впослед-
ствии подлежащий утверждению парламентом), предоставляющий
местному органу соответствующие полномочия.
В странах континентального права получил распространение и
принцип «негативного регулирования», в соответствии с кото-
рым местные органы вправе осуществлять все действия, прямо не
запрещенные законом. Объем и содержание полномочий местных
органов здесь, таким образом, обусловливаются остаточным сво-
бодным пространством, которое по закону не предоставлено госу-
дарственным органам. Так, в п. 2 ст. 28 Основного закона ФРГ пре-
дусмотрено, что «общинам должно быть предоставлено право регу-
лировать в рамках закона под собственную ответственность все де-
ла местного сообщества». Комментируя данную статью, Федераль-
ный конституционный суд указал, что коммунальным органам долж-
но быть гарантировано право заниматься всеми местными делами,
которые по закону не предоставлены другим органам управления. В
еще более развернутом виде данный принцип закрепляется в консти-
туциях земель. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 137 Конститу-
ции земли Гессен общины являются на своей территории исключи-
тельными обладателями всех полномочий местного публичного
управления, осуществляемого на основе их собственной ответствен-
ности. Они могут решать любую задачу публичной власти, кроме
случаев, когда решение этих задач возложено на другие ведомства в
общественных интересах специальным предписанием закона.
Компетенция местных органов охватывает в первую очередь фи-
нансово-экономические полномочия, главными из которых являются
принятие местного бюджета, местное планирование, регулирование
деятельности в сфере муниципального хозяйства. Местные органы
158
отвечают также за коммунальное обслуживание населения, охрану
окружающей среды. В эту же группу полномочий входят развитие
транспорта и регулирование дорожного движения, санитария, кана-
лизация, очистка улиц и т.д. К полномочиям в социальной сфере от-
носится строительство дешевого жилья для бедных, школ, больниц,
библиотек и т.д. Местные органы несут ответственность за охрану
общественного порядка, устанавливая правила поведения в общест-
венных местах, распоряжаясь местными полицейскими силами1.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие отличия в правовом регулировании деятельности мест-
ного самоуправления в указанных выше странах и Российской Фе-
дерации Вы видите?
2. Что положительного из данного опыта функционирования ме-
стного самоуправления, его правового обеспечения можно исполь-
зовать в нашей стране?
Задание 68.
Реализовать в полном объеме в интересах населения большинст-
во полномочий местных органов невозможно без оздоровления их
социально- экономической деятельности, комплексного развития
территории проживания местных сообществ. Для этого реализуют-
ся различные модели и сценарии. Так, по мнению американского
экономиста Г. Палвера (Висконсинский университет), всеобъем-
лющая стратегия местного развития должна включать пять основ-
ных направлений.
1. Расширение возможностей городских коммун (communities)
оставлять у себя получаемый на их территориях доход. Здоровая
местная экономика ограничивает отток долларов за пределы города.
Этот отток происходит, когда местные жители делают покупки в
крупных региональных торговых центрах, проводят отпуска вне
коммуны, вкладывают средства в бизнес вне города или оплачива-
ют труд приезжающих на работу из пригородов. Конечно, нельзя
сохранить все средства внутри города. Для увеличения доли ос-
тающегося в коммуне дохода местные власти должны содейство-
вать возрождению центральной части городов, созданию программ
подготовки кадров, жилищному строительству и т. д.
1 Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор).
С. 21–22.
159
2. Повышение эффективности действующих фирм и содействие
росту малого бизнеса для создания новых рабочих мест. По данным
Массачусетского технологического института и Бруклинского ин-
ститута, 40–60% новых рабочих мест создается в результате расши-
рения малого бизнеса. Местные власти часто не уделяют должного
внимания уже существующим в их городах фирмам. Дальновидные
же представители городских властей поддерживают контакты с ме-
стными компаниями, учитывая их интересы и планы, предприни-
мают усилия по повышению конкурентоспособности местной эко-
номики.
3. Содействие созданию новых предприятий в малых городах
(для уменьшения оттока средств из коммун и создания новых рабо-
чих мест). Для этого местные власти должны использовать про-
граммы предоставления банковских кредитов.
4. Привлечение фирм, товары или услуги которых продаются вне
города, что приносит доход в местный бюджет. Этот доход тратится
на другие товары и услуги, потребляемые внутри города, создавая
новый доход и увеличивая занятость.
5. Расширение финансовой помощи от вышестоящих государст-
венных структур (графств, штатов и федерального правительства) 1.
Несложно предположить, что эти и другие рекомендации в об-
ласти стратегии социально-экономической деятельности местных
органов во многом приемлемы и для развития местного самоуправ-
ления в Российской Федерации, укрепления финансовых основ его
функционирования.
Вопросы для обсуждения:
1. Как можно закрепить в законодательстве и реализовать на
практике указанные выше рекомендации?
2. Какими законодательными актами РФ установлены финансо-
во-экономические основы деятельности местного самоуправления?
Задание 69.
В сентябре 1997 г. был принят Федеральный Закон «О финансо-
вых основах местного самоуправления в Российской Федерации»,
который детализировал положения ст. 132 Конституции РФ и нор-
1 Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор).
С. 65-66.
160
мы ст. 9 Европейской Хартии местного самоуправления в финансо-
во-экономической сфере деятельности местных сообществ.
Федеральный Закон «О финансовых основах»:
• определял основные принципы организации финансирования
местных органов;
• устанавливал источники формирования и направления исполь-
зования финансовых ресурсов местного самоуправления;
• уточнял основы бюджетного процесса в муниципальных обра-
зованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с
финансовыми институтами.
Вопросы для обсуждения:
1. Как на практике заработал данный федеральный закон? (при-
ведите примеры).
2. Какие изменения в него вносились в последующем?
Задание 70.
Общероссийские органы и организации в сфере
мес тного са моуправления1
Конгресс муниципальных
образований РФ2
Совет по местному
самоуправлению в РФ
Совет по вопросам
местного самоуправления
при Правительстве РФ
Ст. 67 Закона от 6 октября 2003 г.
№ 1Э1-ФЗ. Указ Президента РФ от
22 октября 1998 г. № 1281 «О Кон-
грессе муниципальных образова-
ний Российской Федерации»
Постановление Прави-
тельства РФ от 4 октября
2003 г. № 614 «О Совете
по вопросам местного
самоуправления при Пра-
вительстве Российской
Федерации:
Общероссийская организация, пред-
ставляющая интересы муниципаль-
ных образований. Создается по ре-
шению советов муниципальных
образований субъектов РФ при ус-
ловии, что в состав Конгресса вхо-
дят советы муниципальных образо-
Указ Президента РФ от 13
ноября 1998 г. № 1373 «О
Совете по местному са-
моуправлению в Россий-
ской Федерации» (в ред.
указов Президента РФ от
30 января 1999 г. № 163,
25 сентября 1999 г
№ 1271, 1 сентября 2000 г.
№ 1606)
Совещательный орган,
образованный для:
• предварительного рас-
смотрения вопросов ме-
стного самоуправления;
1 Прокофьев Е.А. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Волтерс
Клувер, 2009. С. 32. В структуре ряда федеральных органов государственной вла-
сти созданы органы, занимающиеся вопросами местного самоуправления, в част-
ности в Администрации Президента РФ имеется Управление по вопросам местного
самоуправления, в обеих палатах Федерального Собрания РФ созданы комитеты
по местному самоуправлению.
2 Конгресс муниципальных образований РФ предлагает Президенту РФ канди-
датуры в состав делегации РФ для участия в деятельности Палаты местных и ре-
гиональных властей Европы консультативного органа Совета Европы по вопросам
регионального управления и местного самоуправления.
161
Конгресс муниципальных
образований РФ2
Совет по местному
самоуправлению в РФ
Совет по вопросам
местного самоуправления
при Правительстве РФ
Координационный центр
при Президенте РФ, обес-
печивающий:
• рассмотрение важней-
ших вопросов развития
местного самоуправле-
ния;
• подготовку предложе-
ний по ним Президенту
РФ
• выработки предложений
по решению основных
проблем развития местно-
го самоуправления;
• обеспечения взаимодей-
ствия федеральных орга-
нов исполнительной вла-
сти органов исполнитель-
ной власти субъектов РФ
и органов местного само-
управления
ваний не менее двух третей субъек-
тов РФ в соответствии с учреди-
тельным договором как некоммер-
ческая организация в форме ассо-
циации. В состав Конгресса могут
входить иные объединения муници-
пальных образований. Цели:
• эффективная реализация прав
граждан на местное самоуправле-
ние;
• координация деятельности муни-
ципальных образований РФ;
3) обеспечение взаимодействия
муниципальных образований с фе-
деральными органами государст-
венной власти и международными
организациями органов местного
самоуправления
Деятельность Конгресса осуществ-
ляется на основе Устава, принятого
19 июня 1998 г. (с изм. от 14 января
2000 г.). Высшими органами Кон-
гресса являются:
– Сессия (созывается не реже одно-
го раза в год);
– Правление (избирается на Сессии
и проводит заседания не реже од-
ного раза в три месяца);
– Президент (избирается Сессией и
является высшим должностным
лицом Конгресса);
– Секретарь (назначается Сессией и
является единоличным исполни-
тельным органом Конгресса);
– Ревизионная комиссия (избирает-
ся Сессией)
Председателем Совета
является Президент РФ.
В состав Совета входят: –
председатель Совета,
– заместитель председа-
теля Совета,
– секретарь Совета,
– члены Совета.
Совет формируется на
представительной основе.
При этом не менее поло-
вины его членов должны
быть выборными должно-
стными лицами местного
самоуправления.
Состав Совета утвержда-
ется Президентом РФ.
Члены Совета участвуют
в его работе на общест-
венных началах.
Заседания Совета прово-
дятся не реже одного раза
в три месяца.
Решения Совета носят
рекомендательный харак-
тер
Председателем Совета
является заместитель
председателя Правитель-
ства РФ. В состав Совета
входят:
– председатель Совета
– заместитель председа-
теля Совета,
– ответственный секре-
тарь Совета,
– члены Совета.
Совет формируется на
представительной основе,
и его состав утверждается
Правительством РФ по
представлению председа-
теля.
Члены Совета участвуют
в его работе на общест-
венных началах.
Заседания Совета прово-
дятся не реже одного раза
в три месяца.
Решения Совета носят
рекомендательный харак-
тер
Деятельность Конгресса обеспечи-
вает Управление делами Президен-
та РФ.
Имущество и средства Конгресса
образуются за счет членских и це-
левых взносов членов Конгресса,
даров, пожертвований и иных по-
ступлений в денежной или матери-
альной форме со стороны юриди-
ческих и физических лиц
Деятельность Совета
обеспечивает Главное
территориальное управ-
ление
Администрации Прези-
дента РФ
Организационно-
техническое обеспечение
деятельности Совета осу-
ществляет Министерство
экономического развития
и торговли РФ
162
Вопросы для обсуждения:
1. Приведите примеры работы указанных выше органов и дайте
свою оценку (выскажите свое мнение) эффективности их деятель-
ности.
2. Что, на Ваш взгляд, в работе этих органов необходимо изме-
нить?
Задание 71.
По мнению А.А. Джагарян и Н.В. Джагарян1, по своему функ-
циональному назначению институт местного самоуправления на-
правлен на решение целого комплекса жизненно важных задач го-
сударственно-организованного общества и, в частности, позволяет:
1) расширить индивидуальные (субъективно-личностные) возмож-
ности граждан в решении вопросов, напрямую касающихся качест-
ва их повседневной жизни; 2) обеспечить относительную само-
стоятельность местных сообществ в определении путей дости-
жения социально значимых целей на конкретной территории с уче-
том особенностей сложившегося образа жизни, исторических и
иных местных традиций; 3) децентрализовать систему публичного
управления в государстве и тем самым повысить эффективность
публичной власти в изменяющихся социальных условиях. Являясь
территориальной формой самоорганизации демократического об-
щества, местное самоуправление выступает необходимым проявле-
нием общегосударственного политико-правового режима демокра-
тии и в то же время определяет глубину проникновения демократи-
ческих начал в систему социального устройства народа, обеспечи-
вает целостность и полноту демократического правления.
Вопросы для обсуждения:
1. В какой мере Вы согласны с представленной точкой зрения и
как Вы понимаете положения о том, что МСУ:
а) выступает необходимым проявлением общегосударственного
политико-правового режима демократии;
б) определяет глубину проникновения демократических начал в
местную жизнь?
1 Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Конституционно-правовые основы финансово-
экономического обеспечения местного самоуправления в России: теория, практика и
тенденции развития / Ин-т права и публичной политики. М.: Акварель, 2011. С. 12.
163
2. Каким образом на практике можно реализовать указанные
выше задачи МСУ (расширить возможности граждан обеспечить
самостоятельность местных сообществ и др.)?
3. Какие еще задачи в деятельности МСУ Вы считаете главными
на современном этапе российских реформ?
Задание 72.
Местное самоуправление – необходимый элемент основ консти-
туционного строя Российской Федерации как демократического
правового социального государства. Основные начала его сущност-
ных характеристик, включая организационный, функциональный,
территориальный аспекты, а также общие принципы взаимоотно-
шений местного самоуправления и органов государственной власти
Российской Федерации и ее субъектов, установлены самой Консти-
туцией России. Они образуют конституционный статус местного
самоуправления, который в силу конституционных принципов вер-
ховенства и прямого действия Основного закона (ч. 2 ст. 4, ч. 1 и 2
ст. 15 Конституции Российской Федерации) имеет руководящее
значение для текущего правового регулирования, определяет нор-
мативное содержание отраслевых статусов муниципальных образо-
ваний, включая их финансовую и гражданскую правосубъектность.
Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и
основные юридические характеристики финансово-экономических
условий существования местного самоуправления. Она: а) предусмат-
ривает самостоятельность населения во владении, пользовании и рас-
поряжении муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130); б) провоз-
глашает принцип рапного признания и защиты муниципальной собст-
венности наряду с частной, государственной и иными формами собст-
венности (ч. 2 ст. 8); п) предполагает возможность нахождения в му-
ниципальной собственности земли и других природных ресурсов как
подлежащих использованию и охране в качестве основы жизни и дея-
тельности народов, проживающих на соответствующей территории
(ст. 9); г) устанавливает полномочия органов местного самоуправления
по самостоятельному управлению муниципальной собственностью,
формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, уста-
новлению местных налогов и сборов (ч. 1 ст. 132); д) вводит в каче-
стве необходимого условия наделения органов местного само-
управления отдельными государственными полномочиями требова-
ние одновременной передачи им необходимых материальных и фи-
164
нансовых ресурсов (ч. 2 ст. 132); е) гарантирует право местного са-
моуправления на компенсацию дополнительных расходов, возник-
ших в результате решений, принятых органами государственной
власти (ст. 133). Конституционное закрепление общих принципов
финансово-экономических основ местного самоуправления имеет
для него обеспечительно-гарантирующее значение и по своей сути
и назначению вторично по отношению к конституционным целям и
задачам муниципальной власти. Именно воплощенные в местном
самоуправлении и опосредованные его функционированием соци-
альные ценности и блага определяют характер и меру их ресурсного
обеспечения, а не наоборот.
В принципе правовой механизм финансово-экономического
обеспечения той или иной формы публичной власти является про-
изводным от ее социально-правовой природы. Соответственно, ос-
новные (генеральные) черты механизма финансово-экономического
обеспечения муниципальной власти детерминированы конституци-
онными характеристиками сущности местного самоуправления,
особенностями его конституционной природы1.
Вопросы для обсуждения:
1. Что на Ваш взгляд означает тезис о том, что финансово-
экономическое обеспечение муниципальной власти детерминиро-
вано конституционными характеристиками МСУ?
2. Каким может быть Ваш комментарий приведенных выше ос-
новных юридических характеристик финансово-экономических ус-
ловий существования МСУ?
3. Как на практике реализуются в РФ (в т.ч. в Вашем районе, го-
роде, поселении) данные положения (характеристики) о пользова-
нии, распоряжении МСУ собственностью, финансовыми средства-
ми и т.д.?
Задание 73.
Местное самоуправление находится в прямой связи с государст-
вом, которая определяется по крайней мере следующими социаль-
но-правовыми факторами: а) сущностной однородностью отноше-
1 Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Конституционно-правовые основы финансово-
экономического обеспечения местного самоуправления в России: теория, практика
и тенденции развития / Ин-т права и публичной политики. М.: Акварель, 2011.
С. 11–12.
165
ний народовластия вне зависимости от его реализационных форм и,
соответственно, внутренней согласованностью государственной и
муниципальной демократии; б) суверенной природой государствен-
ной власти, которая, будучи воплощением и выражением воли на-
рода, осуществляет руководство социальным взаимодействием и
развитием и, в частности, организует и обеспечивает местное само-
управление; в) единством конституционного целеполагания госу-
дарственной и муниципальной власти как различных форм публич-
ной власти народа; г) территориальным единством государства,
вся территория которого выступает основой для осуществления не
только государственной власти, но и местного самоуправления;
д) системной общностью объектов воздействия государственной и
муниципальной власти (имеется в виду, что местные сообщества
соотносятся с народом как часть и целое); е) социально-целевым
единством материально-ресурсной базы государственной и муни-
ципальной власти, которая, в сущности, представляет собой достоя-
ние народа и обеспечивает полноту реализации интересов его само-
го и образующих его частей как на общегосударственном, гак и на
местном уровне (законодательное же разграничение государствен-
ной и муниципальной собственности, производимое в целях мате-
риального обеспечения надлежащей реализации публично-властных
функций на конкретном территориальном уровне, ни в коей мере не
отрицает их принадлежности к общему институту публичной соб-
ственности народа); ж) единством экономического пространства
государства и общим на всей его территории порядком экономиче-
ских отношений, которые предполагают, в частности, свободное
внутригосударственное движение товаров, работ и услуг; з) равен-
ством прав и свобод человека и гражданина независимо от места
жительства на территории государства и вытекающей из этого
обязанностью всех публично-властных субъектов обеспечивать
реализацию и гарантирование правового статуса личности в объеме,
не меньшем, чем он установлен Конституцией и законодательством.
Государственная и муниципальная власти, таким образом, явля-
ются двумя составляющими целостного механизма публичного
управления государственно-организованным обществом. Государст-
венная власть суверенно-властным образом направляет и организу-
ет процесс общественного развития. Местное самоуправление обес-
печивает решение вопросов местного значения на всей территории
государства и, соответственно, в отношении всех проживающих в
166
ее пределах граждан. Следовательно, как институт народовластия
реализует общегосударственную функцию решения определенных
категорий дел, характеризующих жизнеустройство всего народа1.
Вопросы для обсуждения:
1. Постарайтесь дать более подробную характеристику 2–3 фак-
торам (приведенным выше), свидетельствующим о связи государст-
ва и МСУ.
2. В какой мере местное самоуправление является продолжением
государственных дел на местном уровне? (обоснуйте свою точку
зрения).
Задание 74.
В большинстве стран управление на местах осуществляется спе-
циальными органами местного или муниципального самоуправле-
ния.
Основные черты местного самоуправления:
• выборность их органов;
• самостоятельность в решении вопросов местного значения;
• ответственность за их выполнение;
• право принимать CBQH нормативные акты;
• наличие собственной материальной и финансовой базы;
• государственный контроль над их деятельностью.
Органы местного самоуправления действуют в законодательно
установленных рамках.
Система местного самоуправления строится на основе суще-
ствующего в стране административно-территориального деления.
Эта система включает в себя несколько звеньев – от двух до пяти.
Наиболее распространенной является дву- (Дания и др.) и трехзвен-
ная (Италия, Индия и др.) структура.
По-разному строятся взаимоотношения центральных и местных
органов. В ряде стран (Италия, Германия, Франция) существует
прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим. В иных
странах прямое подчинение юридически отсутствует (США, Вели-
кобритания).
1 Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Конституционно-правовые основы финансово-
экономического обеспечения местного самоуправления в России: теория, практика
и тенденции развития / Ин-т права и публичной политики. М.: Акварель, 2011.
С. 13–14.
167
Наряду с этим существуют такие формы соподчиненности, как
координация деятельности местных органов, контроль над их дея-
тельностью со стороны специальных государственных органов. Так,
в Великобритании местные органы подконтрольны МВД. В некото-
рых странах создаются специальные министерства, ведомства по
делам местного самоуправления. В таких странах, как Франция,
Италия, в административно-территориальные единицы назначаются
полномочные представители правительства, которые осуществляют
административный контроль над деятельностью органов местного
самоуправления.
В зарубежных государствах существует множество организаци-
онных форм построения местного самоуправления. Так, в США ос-
новными административно-территориальными единицами штатов
являются графства (более 3 тыс.), которые различаются размером
территории и численностью населения. В некоторых штатах граф-
ства делятся на тауны и тауншипы – компактные городские и сель-
ские поселения. Кроме того, в штатах имеются особые подразделе-
ния – специальные округа, в которых создаются органы управления
для решения тех вопросов местной жизни, которые не входят в
компетенцию местных органов. К таким вопросам относят пожар-
ную охрану, жилищное строительство, транспортные услуги, водо-
снабжение.
Во Франции территориальными коллективами являются комму-
ны, департаменты, заморские территории.
Объем полномочий и способ предоставления прав муници-
пальным органам в разных странах неодинаков. В некоторых стра-
нах (Франция) законодательство подробно регламентирует компе-
тенцию местных выборных органов и следит за тем, чтобы они не
превышали свои полномочия.
Компетенция – это только тот круг прав, который прямо указан
в законе. В некоторых странах (Германия) определенный круг во-
просов перечислен в законе, но в ряде случаев вышестоящая власть
допускает как бы выход за рамки этих полномочий, и так называе-
мые остаточные полномочий могут использоваться местными орга-
нами самоуправления.
Полномочия (компетенцию) органов самоуправления можно ус-
ловно разделить на первоначальную и вторичную. Первоначаль-
ная – та, которую можно назвать местными делами: чистота улиц,
правильность застройки, система школьного образования, органы
168
здравоохранения, парки, скверы, забота об обездоленных, престаре-
лых и т.д. Вторичная компетенция – то, что местные органы вы-
полняют чаще всего, как бы по поручению вышестоящих органов:
учет избирателей, призывников, мероприятия оборонного характера
и т.д.
Объем компетенции местных органов зарубежных государств
постоянно и постепенно увеличивается, в том числе в таких важ-
нейших сферах, как просвещение, дорожное строительство, комму-
нальное хозяйство. В некоторых случаях органы местного само-
управления могут обращаться в законодательные органы с прось-
бами, петициями об издании законов или других актов, которые
предоставили бы им дополнительные права.
Компетенция муниципальных органов, их полномочия клас-
сифицируются на следующие группы:
• в сфере финансово-экономической деятельности;
• области охраны общественного порядка;
• области коммунального обслуживания, благоустройства и ох-
раны окружающей среды;
• социальной сфере1.
Вопросы для обсуждения:
1. Какова компетенция власти на местном уровне в Российской
Федерации – сравните компетенции органов местной власти в Рос-
сии и других странах?
2. Как бы Вы охарактеризовали первоначальную и вторичную
компетенцию органов МСУ в РФ?
Задание 75.
Системно-институциональный анализ структуры Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправле-
ния в Российской Федерации», пишут И. Овчинников и А.Н. Писа-
рев2, позволяет выделить следующие группы общественных отно-
шений, составляющих предмет правового регулирования нормами
муниципального права России как отрасли права:
1 Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право зарубежных
стране: учебник / М.Б. Смоленский, С.В. Рыбак. М.: КНОРУС, 2011. С. 137–139.
2 Овчинников И.И. Муниципальное право России: Учебник / И.И. Овчинников,
А.Н. Писарев. М.: Эксмо, 2007. 544 с. (Российские юридическое образование).
С. 16–18.
169
1) общественные отношения, возникающие в связи с правовым
закреплением и регулированием территориальных, финансово-
экономических, организационных и правовых основ местного само-
управления и государственных гарантий его осуществления;
2) общественные отношения, связанные с правовой регламента-
цией деятельности граждан по осуществлению местного само-
управления в различных организационно-правовых формах, опре-
деляемых законодательством;
3) общественные отношения, возникающие в связи с правовым
закреплением и регулированием предметов ведения, полномочий
органов местного самоуправления по решению вопросов местного
значения, отдельных государственных полномочий, которыми они
могут наделяться, их ответственности за исполнение таких полно-
мочий.
Вопросы для обсуждения:
1. Каким образом Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» регулирует указанные выше группы общественных от-
ношений? (приведите примеры оп каждой группе)
2. Какие еще законодательные акты Российской Федерации уча-
ствуют в регулировании данных общественных отношений? (пере-
числите их)
Задание 76.
Ш. Шугрина, опираясь на труды различных ученых, выделяет
следующие особенности местного самоуправления1:
1) правовая оформленность;
2) осуществление управления в интересах населения, для насе-
ления;
3) разрешение местных дел, удовлетворение потребностей, кото-
рые преимущественно необходимы в повседневной жизни;
4) баланс государственных и местных интересов;
5) собственные предметы ведения МСУ должны иметь собствен-
ные ресурсы в виде самостоятельного местного бюджета и муници-
пальной собственности;
1 Шургина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. 2-е изд.,
перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. С. 7–10.
170
6) реальные возможности принимать решающее участие в управ-
лении делами общества.
Вопросы для обсуждения:
1. Наполните содержанием приведенные выше особенности
МСУ на примере двух-трех положений, указанных выше.
2. Продолжите приведенный выше список особенностей местно-
го самоуправления и дайте краткую характеристику предложенным
Вами дополнительно особенностям.
Задание 77.
В.Б. Зотов к обязательным составляющим устава местного обра-
зования относит1:
– наименование муниципального образования;
– перечень вопросов местного значения;
– формы и порядок участия населения в решении вопросов мест-
ного значения;
– структуру органов МСУ и порядок их формирования;
– виды и порядок принятия актов МСУ.
Вопросы для обсуждения:
1. Из каких еще разделов должен состоять устав муниципального
образования?
2. Дайте краткую характеристику (двум-трем по выбору студен-
та) разделам устава муниципального образования.
Задание 78.
Полномочия муниципальных образования города Москвы долж-
ны быть существенно расширены, заявил 30 мая 2012 г. Мэр г. Мо-
сквы С. Собянин в ходе VI съезда Совета муниципальных образо-
ваний города Москвы. По его мнению, в настоящее время потенци-
ал системы местного самоуправления столицы используется недос-
таточно. Расширение полномочий, считает С. Собянин, позволит
жителям Москвы оказывать больше влияния на ситуацию в городе.
Муниципальные образования получат больше возможностей для
управления ресурсами, выделяемыми на решение проблем районов
столицы. «Муниципальные образования должны получить право
согласования всех адресных перечней капитального ремонта много-
1 Зотов В.Б. Система муниципального управления в схемах: учебное пособие //
В.Б. Зотов. Изд. 3-е, доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2011. С. 34.
171
квартирных домов, благоустройства дворовых территорий и город-
ских районных парков», – заявил Мэр Москвы, подчеркнув, что без
согласия муниципальных образований эти проекты вообще не
должны реализовываться.
По словам С. Собянина, депутаты должны войти в состав комис-
сий, которые осуществляют открытие, начало и приемку работ по
ремонту и благоустройству, а также контролируют качество работ и
их соответствие проектной документации и интересам граждан. Го-
родские органы власти при этом будут задавать общие рамки, вы-
делять лимиты финансирования, проводить конкурсные процедуры.
«А что делать, как делать – принимать решения должны вы сами, по
крайней мере это должно быть полностью согласовано с муници-
пальными собраниями», – заявил Мэр Москвы.
Кроме того, С. Собянин предложил закладывать в бюджет целе-
вые деньги в объеме 5 млрд. рублей для решения различных про-
блем районов и реализации индивидуальных проектов благоустрой-
ства. Реализовывать эти средства муниципалитеты будут самостоя-
тельно. «Местное самоуправление будет участвовать в контроле за
ресурсами, которые в несколько раз превышают сегодняшние раз-
меры местных бюджетов», – подчеркнул Мэр Москвы, добавив, что
в полной мере новые полномочия вступят в силу в 2013 г., однако
кое-что удастся сделать и в текущем, 2012 г. С. Собянин уточнил,
что Правительством Москвы было принято решение увеличить ли-
мит финансирования работ по благоустройству города на 4 млрд.
рублей, которые будут распределены между районами.
В 2012 г. общий объем бюджетов 125 муниципальных образова-
ний Москвы составляет 6 млрд. 800 млн. рублей, которые направ-
ляются на работу с детьми, опеку и попечительство, развитие мас-
сового спорта и другие вопросы местного значения. Из городского
бюджета выделяется свыше 26 млрд. рублей на ремонт многоквар-
тирных домов, благоустройство дворовых территорий, парков,
бульваров и скверов.
Также муниципальным образованиям будет предоставлено право
согласования проектов строительства объектов, обслуживающих
жителей конкретных районов, в том числе магазинов, рынков, спор-
тивных сооружений, гаражей и других. У муниципальных образо-
ваний появится право вето в сфере строительства: если две трети
депутатов не согласуют сооружение какого-либо объекта, его не
будут строить.
172
С. Собянин также предложил ввести практику регулярного отче-
та глав управ перед муниципальными собраниями о результатах
своей работы. Мэр Москвы отметил, что муниципальным собрани-
ям необходимо дать право двумя третями голосов выражать недо-
верие главе управы. Отчитываться перед депутатами нужно и гла-
вам таких районных учреждений, как поликлиники, инженерные
службы и МФЦ.
В результате реформы, считает Мэр Москвы, муниципальные
образования получат не только больше прав, но и обязанностей.
«Ответственность за ситуацию в районе теперь будет делиться ме-
жду управами и местным самоуправлением 50 на 50», – заявил
С. Собянин. Проект реформы местного самоуправления, по его сло-
вам, должен пройти общественное обсуждение и утверждение в ор-
ганах власти.
Вопросы для обсуждения:
1. Какова Ваша точка зрения на работу местного самоуправления
в г. Москве?
2. Какими дополнительными правовыми актами необходимо
подкрепить инициативы С. Собянина (в т.ч. какие из них можно
ввести в действие распоряжениями администрации, а какие потре-
буют принятия актов органов представительной власти)?
Задание 79.
В Бюджетном послании Президента России (июнь 2011) о бюд-
жетной политике в 2012–2014 гг. в т.ч. говорится: «Требуется обес-
печить эффективную децентрализацию полномочий между уровня-
ми публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления. Созданные решением Президента Рос-
сийской Федерации рабочие группы по правовым вопросам пере-
распределения полномочий между федеральными органами испол-
нительной власти, органами исполнительной власти субъектов Рос-
сийской Федерации и органами местного самоуправления, по фи-
нансовым и налоговым вопросам, по межбюджетным отношениям
должны подготовить до конца текущего г. предложения, преду-
сматривающие в том числе меры по увеличению доли доходов ре-
гиональных и местных бюджетов в структуре консолидированного
бюджета Российской Федерации, соответствующие новому распре-
делению полномочий. При необходимости нужно внести изменения
173
в структуру налоговой системы и в бюджетное законодательство
Российской Федерации».
Вопросы для обсуждения:
1. Каким образом были реализованы на практике приведенные
выше получения Президента РФ?
2. Что реально изменилось в сфере бюджетных отношений за
прошедшее с июня 2011 г. время?
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!