Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по муниципальному праву»

/ Муниципальное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов.

Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.

Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Задание 36.

В целях оценки эффективности деятельности местного само-

управления, а также повышения его работоспособности и ответст-

венности, руководителей органов местного самоуправления, Прези-

дент России издал Указ № 607 от 28.04.2008 «Об оценке эффектив-

ности деятельности органов местного самоуправления городских

округов и муниципальных районов», содержащий, в частности, сле-

дующие индикационные показатели:

1) отношение среднемесячной номинальной начисленной зара-

ботной платы работников муниципальных учреждений к среднеме-

сячной номинальной начисленной заработной плате работников

крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций

городского округа (муниципального района);

1 Климантова Г.И. Муниципальное управление в /Москве и Российской Феде-

рации: перспективы развития. Монография. М., 2011.

103

2) доля населения, охваченного профилактическими осмотрами;

3) число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет:

• на дому – всего, в том числе от инфаркта миокарда, от инсульта;

• в первые сутки в стационаре – всего, в том числе от инфаркта

миокарда, от инсульта;

число случаев смерти детей до 18 лет:

• на дому;

• в первые сутки в стационаре

4) доля амбулаторных учреждений, имеющих медицинское обо-

рудование в соответствии с табелем оснащения;

5) доля детей в возрасте от трех до семи лет, получающих дошко-

льную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в

организациях различной организационно-правовой формы и формы

собственности, в общей численности детей от трех до семи лет;

6) доля детских дошкольных муниципальных учреждений от

общего числа организаций, в том числе субъектов малого предпри-

нимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком

учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих

средства бюджета городского округа (муниципального района) на

оказание таких услуг, и т.д.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие еще показатели эффективности деятельности местного

самоуправления Вы предложили бы включить в данный Указ Пре-

зидента России?

2. В какой мере, на Ваш взгляд, данные показатели характеризу-

ют сегодня положение в местном самоуправлении?

3. Какие решения Президент РФ полномочен принимать по ре-

зультатам оценки эффективности деятельности органов местного

самоуправления, не вторгаясь при этом в их полномочия?

Задание 37.

Гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также

муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля г., сле-

дующего за отчетным, обязан представлять представителю нанима-

теля (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязатель-

ствах имущественного характера. Они являются сведениями кон-

фиденциального характера, если не отнесены ФЗ к сведениям, со-

ставляющим государственную и иную охраняемую ФЗ тайну.

104

Не допускается использование сведений о доходах, об имущест-

ве и обязательствах имущественного характера муниципального

служащего для установления или определения его платежеспособ-

ности, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований

(взносов) в фонды религиозных или других общественных объеди-

нений, иных организаций, а также физических лиц. Муниципаль-

ный служащий, виновный в разглашении указанных сведений в от-

ношении других муниципальных служащих или в использовании

этих сведений в целях, не предусмотренных законодательством,

несет юридическую ответственность1.

Вопросы для обсуждения:

1. Что положительного, и что отрицательного заложено в данных

нормах закона?

2. Какие изменения в действующем законодательстве РФ о му-

ниципальной службе по данной проблематике произошли в послед-

ние годы?

Задание 38.

Важным элементом (формой) непосредственной демократии на

местном уровне являются сходы граждан.

Общее собрание (сход) граждан по месту жительства осуществ-

ляет следующие полномочия:

• обсуждает вопросы городской жизни, имеющие существенное

значение для населения данных территорий, проекты решений ор-

ганов городского (местного) самоуправления, внесенные на их рас-

смотрение, выражает по ним свои мнения и дает предложения го-

родскому Совету, администрации города и ее должностным лицам;

• рассматривает сообщения, доклады и отчеты о работе депута-

тов городского Совета, руководящих работников городской адми-

нистрации и ее территориальных подразделений;

• принимает решения о добровольном принятии жителями обще-

ственных обязанностей по участию в благоустройстве, охране об-

щественного порядка, сохранении жилого фонда, охране природы,

памятников истории и культуры, оказании помощи нуждающимся;

• принимает решения о создании и избрании органов территори-

ального общественного самоуправления, об утверждении положе-

ний (уставов) этих органов, одобрении программы их деятельности,

1 Четвериков В.С. Муниципальное право: Учебное пособие. … С. 120.

105

использовании имущества и средств, находящихся в распоряжении

органов общественного самоуправления, заслушивает и утверждает

отчеты этих органов;

• решает вопросы о добровольных взносах и пожертвованиях

граждан на общественные нужды;

• рассматривает иные вопросы жизнедеятельности соответст-

вующих территорий1.

Вопросы для обсуждения:

1. Приведите примеры проведения подобного рода собраний

(сходов) и их решений (из собственных наблюдений и из сообще-

ний СМИ).

2. Что подпадает под категорию «иные вопросы жизнедеятель-

ности соответствующих территорий?

3. Существуют ли вопросы местной жизни населения, по кото-

рым сходы (собрания) не полномочны принимать решения? Какие

это вопросы?

Задание 39.

Одним из ключевых вопросов обеспечения деятельности МСУ

является вопрос наличия у него собственности, позволяющей как

обеспечить нормальную деятельность местного самоуправления,

так и его доходную базу.

В собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных ФЗ

вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных

государственных полномочий, переданных органам местного само-

управления, в случаях, установленных ФЗ и законами субъектов

Федерации;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности

органов местного самоуправления и должностных лиц местного

самоуправления, муниципальных служащих, работников муници-

пальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативны-

ми правовыми актами представительного органа муниципального

образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право реше-

ния, которых предоставлена органам местного самоуправления фе-

1 Четвериков В.С. Муниципальное право: Учебное пособие. … С. 53.

106

деральными законами и которые не отнесены к вопросам местного

значения.

В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и во-

доснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топ-

ливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные

транспортные инженерные сооружения в границах населенных

пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего

пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооруже-

ний федерального и регионального значения, а также имущество,

предназначенное для их обслуживания;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения

малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся

в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на усло-

виях договора социального найма, а также имущество, необходимое

для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные

для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвида-

ции последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, пред-

назначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) имущество библиотек поселения;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обес-

печения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культу-

ры) независимо от категории их историко-культурного значения в

соответствии с законодательством РФ;

10) имущество, предназначенное для развития на территории по-

селения физической культуры и массового спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустрой-

ства и озеленения территории поселения, в том числе для обустрой-

ства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых

отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенное

для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

107

14) имущество, предназначенное для официального опубликова-

ния (обнародования) муниципальных правовых актов, иной офици-

альной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собствен-

ности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

17) имущество, предназначенное для создания, развития и обес-

печения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов

местного значения на территории поселения;

18) имущество, предназначенное для организации защиты насе-

ления и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природ-

ного и техногенного характера;

19) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности

людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.

В собственности муниципальных районов могут находиться.

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения

поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги общего пользования между населен-

ными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооруже-

ния вне границ населенных пунктов «в границах муниципального

района, за исключением автомобильных дорог общего пользования,

мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерально-

го и регионального значения, а также имущество, предназначенное

для их обслуживания;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначен-

ные для транспортного обслуживания населения между поселения-

ми на территории муниципального района;

4) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвида-

ции последствий чрезвычайных ситуаций на территории муници-

пального района;

5) имущество, предназначенное для организации охраны обще-

ственного порядка на территории муниципального района муници-

пальной милицией, и т.д.1

Вопросы для обсуждения:

1. Покажите на конкретном примере практики работы муници-

пального самоуправления, в котором Вы проживаете, как работает

муниципальная собственность, какие типы объектов собственности

1 Четвериков В.С. Муниципальное право: Учебное пособие. … С. 121–124.

108

еще существуют в Вашем муниципальном образовании, для каких

целей они используются.

Задание 40.

Одним из важнейших признаков (условий функционирования)

местного самоуправления является достаточность собственных фи-

нансовых средств и наличие права ими распоряжаться.

Правовое регулирование финансовых основ МСУ – это сово-

купность конституционных и муниципальных норм права, регла-

ментирующих специфические управленческие отношения в МО по

осуществлению принципов организации местных финансов, источ-

ников формирования, направлений использования финансовых ре-

сурсов МСУ, регулированию основ бюджетного процесса в МО и

взаимоотношений органов МСУ с финансовыми институтами, а

также обеспечению гарантий финансовых прав органов МСУ.

Финансовые ресурсы МСУ состоят из средств местного бюдже-

та, внебюджетного и валютного фондов, средств на компенсацию

дополнительных расходов, возникающих в результате решений,

принятых органами государственной власти, получаемых кредит-

ных ресурсов, дотаций и субвенций от органов государственной

власти, а также средств органов ТОСУ.

В переходный период при формировании и утверждении проек-

тов бюджетов муниципальных районов на 2006, 2007 и 2008 гг.

средства районных фондов финансовой поддержки поселений мо-

гут распределяться с использованием показателей фактических до-

ходов и расходов за отчетный период или прогнозируемых на пла-

новый период доходов и расходов бюджетов поселений. В переход-

ный период дотации из региональных фондов финансовой под-

держки муниципальных районов (городских округов), предусмот-

ренных в бюджетах субъектов РФ, могут распределяться с исполь-

зованием показателей фактических или прогнозируемых доходов и

расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов):

1) в 2006 г. – в размере до 100% от общего объема средств ука-

занных фондов;

2) в 2007 г. – в размере до 80% от общего объема средств ука-

занных фондов;

3) в 2008 г. – в размере до 50% от общего объема средств ука-

занных фондов.

109

В Европейской хартии о МСУ самая большая ст. 9 посвящена

источникам финансирования органов МСУ. Для обеспечения фи-

нансовой основы организации и деятельности МСУ предлагается

руководствоваться следующими основными положениями.

1. Органы МСУ имеют право в рамках национальной экономиче-

ской политики государства на обладание достаточными собствен-

ными финансовыми средствами, которыми они могут самостоя-

тельно распоряжаться при реализации своих функций и задач.

2. Финансовые средства органов МСУ должны быть достаточны

для осуществления определенных законом полномочий.

3. Часть финансовых средств органов МСУ должна поступать за

счет местных сборов и налогов, ставки которых органы МСУ впра-

ве устанавливать в пределах, определенных законом.

4. Финансовые источники, на которых основываются средства

органов МСУ, должны быть разнообразными и гибкими, чтобы

быть адекватными изменениям в расходах, возникающих при осу-

ществлении компетенции местных органов.

5. Правовыми мерами обеспечивается защита финансово-

неустойчивых органов МСУ за счет ввода процедур финансового вы-

равнивания или иных эквивалентных мер, предназначенных для кор-

ректировки результатов неравномерного распределения потенциаль-

ных источников финансирования местных органов и соответственно

их расходам. Однако эти процедуры и меры не должны ограничивать

свободу выбора органов МСУ в пределах их компетенции.

6. Порядок предоставления перераспределяемых средств необ-

ходимо определенным образом согласовывать с органом МСУ1.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие еще положения Европейской Хартии местного само-

управления необходимо указать, аргументируя финансовые основы

деятельности местного самоуправления?

2. Как на практике РФ реализуются данные основные положения?

3. Что в нашей стране следует относить к источникам финанси-

рования МСУ?

Задание 41.

Говоря о форме непосредственного осуществления местного са-

моуправления, В. Чиркин пишет: «Население муниципального об-

1 Четвериков В.С. Муниципальное право: Учебное пособие. … С. 136–137.

110

разования может осуществлять местное самоуправление и участ-

вовать в нем непосредственно (например, путем принятия решений

на местном референдуме), а также через избранные органы (пред-

ставительный орган, главу администрации муниципального образо-

вания) и подчиненных в конечном счете им муниципальных долж-

ностных лиц и служащих.

Формы непосредственного осуществления населением местного

самоуправления – это местный референдум, муниципальные выбо-

ры, голосование по отзыву депутата, выборного должностного ли-

ца, по вопросам изменения границ или преобразования муници-

пального образования. Детально все эти вопросы регулируются за-

конами субъектов РФ.

Местный референдум – голосование избирателей за проект или

против проекта какого-либо решения по вопросам местного значе-

ния. Решение о проведении местного референдума принимается

представительным органом муниципального образования по ини-

циативе граждан либо по совместной инициативе представительно-

го органа и главы администрации. Если референдум назначен по

инициативе граждан, предварительно необходимо собрать в под-

держку инициативы подписи избирателей – не менее 5% избирате-

лей (участников референдума) муниципального образования»1.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение другим формам непосредственного осуще-

ствления населением местного самоуправления.

2. Как на практике работают данные формы непосредственной

демократии (местный референдум, муниципальные выборы и т.д.).

Приведите примеры.

Задание 42.

Структуру органов местного самоуправления, – пишет В. Чир-

кин, – «составляют представительный орган местного самоуправле-

ния, глава муниципального образования, местная администрация

(исполнительно-распорядительный орган муниципального образо-

вания), контрольный орган и иные органы, предусмотренные уста-

вом муниципального образования, если они обладают собственны-

ми полномочиями по вопросам местного значения. Наличие в этой

1 Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник / 6-е изд. перераб. и

доп. М.: Норма, 2008. С. 482.

111

структуре представительного органа, главы администрации и мест-

ной администрации (исполнительно-распорядительного органа)

обязательно (за исключением мелких муниципальных образований,

где, например, полномочия представительного органа выполняет

сход граждан).

Представительный орган муниципального образования (напри-

мер, городская Дума в Твери, городской Совет депутатов в Реутове)

формируется неодинаково в муниципальных городских и сельских

поселениях и в муниципальных районах. В поселениях он состоит

из депутатов, избираемых гражданами. В муниципальных районах

представительный орган также может избираться гражданами (при

этом депутатов от одного поселения, входящего в район, должно

быть не более 2/5 общего состава), а может состоять по должности

из глав поселений, входящих в муниципальный район, и из депута-

тов, избранных непрямыми выборами, – представительными орга-

нами поселений из их числа1. В отношении отдельных поселений

также должна соблюдаться пропорция, указанная выше. Срок пол-

номочий депутатов – не менее двух и не более пяти лет; срок пре-

бывания в представительном органе муниципального района глав

администраций (по должности) зависит от срока их полномочий.

Численность депутатов представительного органа связана с числен-

ностью населения муниципального образования: не менее семи че-

ловек при населении менее 1000 человек, 10 – при населении 1–

10 тыс.»2

Вопросы для обсуждения:

1. Приведите примеры, как устроено местное самоуправление, в

котором Вы живете.

2. К какому виду демократии относится делегирование депута-

тов нижестоящими органами местного самоуправления в выше-

стоящие представительные органы местного самоуправления?

3. Как решается вопрос представительства в органе местного са-

моуправления муниципального района, если число избирателей од-

ного населенного пункта района составляет более 40% числа изби-

рателей всех остальных населенных пунктов района?

1 По выборочной статистике приблизительно в 40% муниципальных районов

применяется последний способ (по существу, делегирование). Он используется в

Ставропольском крае, Татарстане, Тыве и др.

2 Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник / 6-е изд., перераб. и

доп. М.: Норма, 2008. С. 482.

112

Задание 43.

Зачастую граждане пытаются реализовать свои инициативы на

местном уровне в следующих формах:

Правотворческая инициатива граждан – это внесение гражда-

нами в представительный орган или должностному лицу местного

самоуправления (к компетенции которого относится решение) про-

екта муниципального правового акта. Число граждан, имеющих

право инициативы, определяется уставом муниципального образо-

вания или законом субъекта РФ, но оно не может быть более 3%

избирателей муниципального образования. Проект должен быть

обязательно рассмотрен теми, к кому он обращен. Подавшим про-

ект должна быть обеспечена возможность обосновать свои предло-

жения.

Территориальное общественное самоуправление – самооргани-

зация граждан по месту жительства на части территории муници-

пального образования для самостоятельного осуществления своих

инициатив (например, по вопросам благоустройства). Территори-

альное общественное самоуправление может быть создано в рамках

подъезда жилого дома, в доме, квартале и т. д. Для создания терри-

ториального общественного самоуправления созывается собрание

граждан. Оно принимает свой устав, который подлежит государст-

венной регистрации. Для осуществления совместных инициатив

органов нескольких территориально общественных самоуправлений

созывается конференция их представителей.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения,

представительного органа или главы администрации. На них обсу-

ждаются проекты правовых актов по вопросам местного значения.

В обязательном порядке на публичные слушания должны выно-

ситься проекты устава муниципального образования, бюджета, про-

грамм развития муниципального образования, вопросы о преобра-

зовании муниципального образования1.

Для обсуждения вопросов местного значения и информирования

населения о деятельности органов местного самоуправления и

должностных лиц на части территории муниципального образова-

ния могут проводиться собрания граждан, конференции граждан

1 См., например, постановление главы Сочи о проведении общественных слу-

шаний по обсуждению материалов об оценке воздействия на окружающую среду

строительства олимпийских объектов (РГ. 2008. 12 сент.; 26 дек.).

113

(собрания делегатов). Для выяснения мнения населения при приня-

тии решений органами местного самоуправления, его должностны-

ми лицами может проводиться опрос граждан, результаты которого

имеют рекомендательный характер. Предусмотрена возможность

обращения граждан к органам местного самоуправления и должно-

стным лицам, они обязаны дать ответ в установленный срок1.

Вопросы для обсуждения:

1. Приведите примеры: а) правотворческой инициативы граждан;

б) организации ТОС; в) проведения публичных слушаний.

2. В какой еще форме можно «самовыразиться» по вопросам ме-

стного значения в рамках закона?

3. Какие формы организации местных инициатив (конференции,

сходы, опросы граждан по месту жительства) в каких видах муни-

ципальных образований более эффективны?

Задание 44.

Муниципальные выборы проводятся для избрания депутатов

(членов представительного органа), а также выборных должност-

ных лиц местного самоуправления (там, где они избираются непо-

средственно гражданами) на основе всеобщего, равного и прямого

избирательного права при тайном голосовании2. Все лица избира-

ются на срок не более пяти лет. Избирательный залог на муници-

пальных выборах также отменен. Кандидатов на выборах в органы

местного самоуправления могут выдвигать не только граждане и

партии, но и общественные объединения, движения. В соответствии

с постановлением Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2004 г.

субъект РФ самостоятельно определяет порядок выборов в органы

местного самоуправления. В 2009 г. поправками к законодательству

установлено, что среди общественных объединений только партии

вправе выдвигать кандидатов на муниципальных выборах, есть и

самовыдвижение. При избрании представительных органов приме-

няются в разных субъектах РФ пропорциональная, мажоритарная

системы и иногда разновидность кумулятивного голосования (о нем

1 Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник / 6-е изд. перераб. и

доп. М.: Норма, 2008. С. 488–489.

2 Мэры многих городов (в том числе крупных) по их уставам избираются не

гражданами, а муниципальными представительными органами.

114

сказано выше) с принципом относительного большинства1. Выборы

в муниципальные собрания обычно проходят при небольшом числе

соперничающих кандидатов. В Москве на выборах 2008 г. было

1,5 человека на одно место2. При выборах мэров муниципальных

образований состязательность гораздо выше. По результатам выбо-

ров в подавляющем большинстве органов муниципальных образо-

ваний доминирует «Единая Россия» (в Москве на выборах 2008 г.

она получила 70% мест)3, 4.

Вопросы для обсуждения:

1. Каков Ваш личный опыт участия: а) в муниципальных выбо-

рах; б) голосовании по отзыву депутатов?

2. Насколько, на Ваш взгляд, данные процедуры соответствуют

Европейской Хартии местного самоуправления, и что еще Россий-

ской Федерации имеет смысл заимствовать из этого международно-

го документа?

Задание 45.

К формам непосредственной демократии согласно ст. 3 Консти-

туции РФ относятся референдумы, в том числе и местные референ-

думы, свободные выборы, собрания (сходы) граждан, территори-

альное общественное самоуправление. Например, в Уставе Москвы

в ст. 79 закреплена и такая форма непосредственной демократии,

как обращения и петиции граждан. Жители Москвы, обладающие

избирательным правом, осуществляют гражданскую инициативу

путем внесения в Городскую Думу петиций с предложениями о

принятии законодательных актов города, отмене или изменении

ранее принятых правовых актов города, в том числе о проведении

городского референдума, за подписью не менее 10 тыс. граждан.

Инициативная группа в составе не менее 50 человек регистриру-

ет гражданскую инициативу о внесении петиции в Думу и получает

официальный образец подписного листа.

Предложения, содержащиеся в петиции, вносятся в повестку за-

седаний Думы без голосования, а также направляются Думой мэру.

1 В Москве, однако, об этой разновидности избирательной системы на по-

следних выборах муниципальных собраний в 2008 г. отказались.

2 См.; РГ. 2008. 4 марта.

3 Преображенская площадь. 2008. 7–10 марта.

4 Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник / 6-е изд. перераб. и

доп. М.: Норма, 2008. С. 486–487.

115

Дума и мэр принимают по ним решения в пределах своих компе-

тенций в двухмесячный срок со дня официального внесения пети-

ции. Также к формам непосредственной демократии относятся мир-

ные демонстрации (ст. 80 Устава), имеющие уведомительный ха-

рактер. Собрания (сходы) граждан как непосредственная форма де-

мократии проводятся для решения вопросов организации и осуще-

ствления МСУ в пределах дома, улицы, микрорайона, поселка,

сельского поселения (территориальной общины). Как правило, соб-

рание (сход) граждан осуществляет функции представительного

органа местного самоуправления в тех случаях, когда его избрание

нецелесообразно в силу малочисленности населения, проживающе-

го на данной территории. Оно проводится также для выборов орга-

нов территориального общественного самоуправления. В отдель-

ных случаях могут проводиться конференции граждан, порядок

проведения которых регулируется такими же правовыми нормами.

Основу осуществления гражданами РФ права на МСУ составля-

ют собрания (сходы) граждан.

Право участия в собраниях (сходах) по законодательству имеют

граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста. Однако при анализе

уставов МО установлено, что в них часто встречается и иной воз-

растной ценз – участвовать в собрании (сходе) могут жители, дос-

тигшие 16-летнего возраста.

Собрание считается правомочным, если в нем принимают уча-

стие большинство жителей квартир, домов, подъездов, улиц или

большинство граждан поселка. Решение принимается также боль-

шинством голосов присутствующих.

Собрания (сходы) граждан по участкам городской территории

созываются по мере необходимости. Инициатива проведения соб-

рания может исходить непосредственно от населения, депутатов,

избранных на территории города (района), главы городского само-

управления, глав администраций районов, органов территориально-

го общественного самоуправления.

Собрание (сход) для решения вопроса о создании органа терри-

ториального общественного самоуправления, проведения выборов в

этот орган, а также для заслушивания внеочередного отчета депута-

та городского (районного) представительного органа местного са-

моуправления может быть созвано также инициативной группой

граждан из числа постоянных жителей данной территории в соста-

116

ве, как правило, не менее 10% от числа проживающих на данном

участке городской территории.

Вопросы повестки дня собрания (схода) определяются инициа-

тором (инициаторами) созыва и утверждаются на собрании боль-

шинством голосов присутствующих граждан. Для ведения собрания

избираются председатель и секретарь.

Принятие решения о проведении общегородской конференции

избирателей, о представительстве на конференцию и вносимых для

рассмотрения вопросах осуществляется городским Советом1.

Вопросы для обсуждения:

Приведите конкретные примеры из собственной практики реали-

зации различных форм непосредственной демократии.

Задание 46.

Устав муниципального образования, – пишет А. Акмалова, –

один из наиболее традиционных актов местного самоуправления.

Хартии вольностей в Англии, уставные грамоты в Русском центра-

лизованном государстве XVI–XVII вв. и другие источники посте-

пенно формировали опыт создания подобных актов местного само-

управления. К концу XX в. мировая муниципальная практика имела

в своем распоряжении огромное разнообразие уставов, различаю-

щихся как по форме, так и по содержанию. Так, только в США

можно встретить четыре основных типа уставных документов, ос-

нованием для классификации которых является характер функций

местного самоуправления:

1) устав общего типа – разрешает осуществлять органам местно-

го самоуправления самые разнообразные функции;

2) классифицированный устав – регламентирует функции в зави-

симости от численности населения муниципального образования;

3) устав необязательный – предполагает, что органы местного

самоуправления имеют право менять формы деятельности в зави-

симости от реальных обстоятельств;

4) уставы «местных правил» – наиболее гибкий тип устава, пре-

доставляющий органам местного самоуправления наибольшую сво-

боду в выборе форм деятельности.

Устав муниципального образования является одним из правовых

средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного

1 Четвериков В.С. Муниципальное право: Учебное пособие. … С. 51–52.

117

самоуправления. Правовое значение устава муниципального обра-

зования заключается в том, что он является правовым актом, кото-

рым городское, сельское, а также иное поселение фиксирует свой

статус муниципального образования, т.е. предметы ведения, права,

обязанности и компетенцию органов местного самоуправления,

обеспечивающие осуществление местного самоуправления населе-

нием данного муниципального образования.

Устав муниципального образования, как правило, начинается с

преамбулы, в которой, как в разъясняющей части, находят отраже-

ние те нормативные правовые акты, на основании которых был раз-

работан данный устав муниципального образования, а также его

роль, цели и задачи. Преамбула может иметь и другой вид, напри-

мер, как в Европейской Хартии местного самоуправления или Дек-

ларации «О принципах местного самоуправления в государствах-

участниках Содружества». Примерный текст преамбулы может

иметь следующее содержание: «Собрание представителей муници-

пального образования (наименование муниципального образования),

руководствуясь Конституцией Российской Федерации, выражая

волю и интересы жителей муниципального образования, утвер-

ждая права и свободы человека и гражданина, желая сохранить и

неуклонно развивать духовные, культурные (и иные исторические и

местные) обычаи и традиции, стремясь к наилучшей организации и

устройству на принципах демократии, добиваясь большей эффек-

тивности в деятельности органов власти, обеспечения законности

действий всех органов и должностных лиц, принимает настоящий

устав муниципального образования». При написании подобного

текста в нем перечисляются все основные причины, по которым

был создан и принят устав муниципального образования.

Устав – это своеобразный свод норм, регламентирующих жизнь

муниципального образования1.

Вопросы для обсуждения:

1. Приведите свои исторические примеры написания уставов ме-

стного самоуправления.

2. Какие основные главы содержит Устав муниципального обра-

зования, а какие чаще являются «факультативными»?

1 Акмалова А.А. Муниципальное право России: учебник. М.: ИКФ, ЭКСМОС,

2002. С. 78–79.

118

Задание 47.

Закон об основных принципах организации местного самоуправ-

ления 2003 г. содержит положения о правовой основе местного са-

моуправления, принципах его территориальной организации (тер-

риториальная основа) и об экономической основе местного само-

управления.

Правовую основу местного самоуправления составляют обще-

признанные принципы и нормы международного права, междуна-

родные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, феде-

ральные конституционные законы, другие федеральные законы, ак-

ты федеральных органов исполнительной власти, изданные в соот-

ветствии с Конституцией РФ и законами.

Федеральное законодательство устанавливает лишь основные

принципы местного самоуправления, детально оно регулируется

актами субъектов РФ. Эти акты тоже входят в понятие правовой

основы местного самоуправления. К их числу относятся конститу-

ции (уставы), законы, иные нормативные акты субъектов РФ.

Конкретную организацию местного самоуправления в каждом

муниципальном образовании определяют его правовые акты, преж-

де всего устав муниципального образования. Устав принимается

представительным органом муниципального образования (в боль-

шинстве случаев так на практике) или путем местного референдума.

Уставы подлежат обязательной государственной регистрации1.

Муниципальное образование – это городское или сельское посе-

ление, муниципальный район, городской округ либо внутригород-

ская территория федерального значения2.

1 C 2008 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ действует также

федеральный регистр муниципальных правовых актов. РГ. 2008. 19 сент.

2 В зарубежных странах принято различать общинное и региональное местное

самоуправление, первое в единицах, которые сложились естественно-истори-

ческим путем как объединения людей для совместной жизни (села, города), второе

на территориях, границы которых установлены «сверху», актами государственной

власти при «районировании» территории (области, округа, районы и др.). Считает-

ся, что в общинных единицах всегда может быть только местное самоуправление

(избранные советы и мэры общин, последние утверждаются затем правительством

в качестве государственных служащих, выполняя при необходимости полномочия

государственных органов). В региональных звеньях могут быть только назначен-

ные государственные чиновники общей компетенции (префекты, губернаторы и

др.), назначенные чиновники и избранные населением советы, только избранные

119

Вопросы для обсуждения.

1. Перечислите основные правовые акты, регламентирующие

деятельность местного самоуправления в РФ.

2. Дайте определения основным базовым понятиям местного са-

моуправления, опираясь на базовый закон.

3. Расскажите о сложностях реализации Федерального закона от

06.10.2003 г. № 13 131-ФЗ «Об общих принципах организации ме-

стного самоуправления в Российской Федерации», возникавших на

разных этапах его применения в РФ.

4. В чем состояла суть недавней реформы местного самоуправ-

ления в Российской Федерации?

Задание 48.

В России существуют около 155 тыс. поселений (от крупных,

миллионных городов до деревень с населением 30–50 человек),

другие территориальные единицы. Муниципальные образования

имеют свои названия, которые сложились исторически. Законом

установлен порядок определения «нормализованных названий гео-

графических объектов». В зависимости от рода географических

объектов новые названия устанавливаются либо законом, либо поста-

новлением правительства, либо федеральным органом исполнитель-

ной власти, уполномоченным для этого (кроме названий субъектов

РФ, порядок изменения которых установлен Конституцией РФ).

В муниципальных образованиях действуют избираемые населе-

нием органы (дума, совет, мэр и др.), и в более крупных поселениях

(не в мелких деревнях), и в муниципальных районах действуют ме-

стные назначенные территориальные органы (отделы, отделения)

федеральных министерств и ведомств (по вопросам исключитель-

ных предметов ведения Федерации) и отделы, отделения исполни-

тельных органов субъекта РФ. Такие отделы и отделения являются

органами государственной власти (соответственно, федеральной

или, как считается, государственной власти субъектов РФ). В субъ-

ектах РФ есть также небольшое число территориальных единиц, где

такие органы не избираются, а управление осуществляется органа-

ми, должностными лицами, назначенными главой администрации,

правительством субъекта РФ. Таковы 10 административных окру-

советы (в последнем случае государственные полномочия выполняют «делегату-

ры» министерств на местах их управления и отделы).

120

гов в Москве (Восточный, Северо-Западный и др.), во главе кото-

рых стоят префекты; пять административных округов в Омске (Ок-

тябрьский, Центральный и др.); отдельные территориальные едини-

цы в других субъектах РФ. Территориальные единицы, где сущест-

вуют «свои» выборные органы, являются муниципальными образо-

ваниями, в них существует местное самоуправление – публичная

власть народа, местного территориального публичного коллектива;

другие остаются только административно-территориальными еди-

ницами. Хотя местное самоуправление создается в рамках традици-

онных административно-территориальных единиц (сел, городов,

районов), юридически понятия административно-территориальной

единицы и муниципального образования необходимо различать1. В

то же время поселения, как правило, в России являются муници-

пальными образованиями, где осуществляется местное самоуправ-

ление – публичная власть населения, народа муниципального обра-

зования (местного территориального публичного коллектива) по

вопросам местного (а не государственного) значения. Некоторые

муниципальные образования имеют в названии слово «националь-

ный» (например, Азовский немецкий национальный район в Ом-

ской области, есть национальные поселения вепсов в Карелии, татар

в Ульяновской области и т. д.), но они не отличаются по своему ста-

тусу от других муниципальных единиц такого же рода.

Понятие местного самоуправления. Основы местного само-

управления определены в ст. 12 Конституции РФ, посвященной ос-

новам конституционного строя, а также в гл. 8 «Местное само-

управление» Конституции РФ. Ст. 12 устанавливает, что в России

гарантируется местное самоуправление, создаваемое в городских,

1 Не все административно-территориальные единицы в субъектах РФ являются

муниципальными образованиями. Административно-территориальное образование

(административно-территориальная единица) рассматривается теперь в законода-

тельстве как географический объект со своими границами. Теперь создано более

25 тыс. муниципальных образований, и определение их границ завершено. В раз-

личных субъектах РФ число муниципальных образований неодинаково. В некото-

рых малонаселенных автономных округах их около десяти, а то и меньше, в одном

из крупнейших по территории, но малонаселенном субъекте РФ Хабаровском крае

17 муниципальных районов (есть еще шесть городов), в Пензенской области 26

муниципальных районов, 10 городов, 14 населенных пунктов областного значения,

в Пермском крае 48 муниципальных районов, шесть городских округов, одна тер-

ритория с особым статусом (Коми), в других субъектах РФ различных муници-

пальных образований несколько сотен (например, 341 в Самарской области).

121

сельских поселениях и на других территориях. Оно самостоятельно

в пределах своих полномочий, а органы местного самоуправления

не входят в систему органов государственной власти. В гл. 8 указа-

но, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное ре-

шение населением вопросов местного значения, владение, пользо-

вание и распоряжение муниципальной собственностью.

Эти положения детализированы Федеральным законом от 6 ок-

тября 2003 г. «Об общих Принципах организации местного само-

управления в Российской Федерации»1 с учетом норм международ-

ного права. В нем говорится: местное самоуправление – это форма

осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах,

установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в оп-

ределенных случаях – основными законами субъектов РФ, само-

стоятельное и под свою ответственность решение населением во-

просов местного значения непосредственно (например, путем мест-

ного референдума) и (или) через органы местного самоуправления,

исходя из интересов населения и с учетом исторических и иных ме-

стных условий2.

Вопросы для обсуждения.

1. Каким в РФ образом был учтен международный опыт органи-

зации местного самоуправления?

2. Как менялось законодательство о местном самоуправлении в

нашей стране?

3. Какими признаками обладает местное самоуправление в на-

шей стране?

1 Закон вступил в силу с 2006 г. для тех. административно-территориальных

образований, которые готовы к введению местного самоуправления, для остальных

с 2009 г. Выборы муниципальных органов проведены почти повсеместно, но не все

они готовы осуществлять предоставленные Законом 2003 г. полномочия (по обес-

печению образования, здравоохранения и т. д.). До этого должны быть проведены

необходимые подготовительные работы, изменено финансовое законодательство.

Финансовые ресурсы многих сельских муниципальных районов недостаточны,

поэтому они предлагают вновь объединить их с городскими округами (например,

Муромский район, где собственные средства составляют лишь 4,7% от необходи-

мого, с Муромом, где есть производство). РГ. 2006. 24 янв. В настоящее время

лишь несколько процентов муниципальных образований имеют доходную базу,

достаточную для выполнения своих обязанностей перед населением. Этим объяс-

няется новый срок для вступления закона в силу в некоторых субъектах РФ 2009 г.

2 Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник / 6-е изд. перераб. и

доп. М.: Норма, 2008. С. 484–485.

122

Задание 49.

Очевидно, – пишет А. Широков, – что масштабная реформа ме-

стного самоуправления не может быть проведена в предельно огра-

ниченные сроки, поэтому даже первой редакцией нового Федераль-

ного закона «Об общих принципах организации местного само-

управления в Российской Федерации» было предусмотрено его

вступление в силу в полном объеме с 1 января 2006 г., а затем этот

срок продлен до 1 января .2009 г.1.

При этом был учтен опыт реформы, связанной с принятием од-

ноименного Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ,

когда на проведение всех необходимых мероприятий было отпуще-

но, считая по наиболее длительному – проведению муниципальных

выборов, сначала шесть, затем шестнадцать месяцев2, а закон счи-

тался вступившим в силу со дня его официального опубликования,

то есть через три дня после его принятия. Основные мероприятия

переходного периода были обозначены в самых общих чертах. Не

все, но многие издержки названной реформы были связаны, в том

числе и с этой поспешностью.

Необходимо отметить, что продление переходного этапа до 1 ян-

варя 2009 г. было мерой скорее вынужденной, чем изначально не-

обходимой, но не до конца продуманной. Ведь в сумме переходный

период составил, считая от даты принятия закона (6 октября 2003 г.)

более пяти лет. Опыт ряда субъектов Российской Федерации, даже

тех, где требовалось провести наиболее серьезные изменения в сис-

теме местного самоуправления (мы имеем в виду полномасштаб-

ную территориальную реформу и всеобъемлющее разграничение

имущества), показывает, что это было возможно сделать в первона-

чально установленные сроки3.

Вопросы для обсуждения.

1. В чем состояла основная проблема при введении в действие

данного закона?

1 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организа-

ции местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 83, ч. 1.

2 Федеральный закон от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 58, ч. 1.

3 Широков А.Н. Местное самоуправление в современной России: конституци-

онные основы, законодательное регулирование и практическая реализация /

А.Н. Широков, С.И. Коркова. М.: КноРус, 2009. С. 415.

123

2. Какие положения закона оказались невыполнимыми и потре-

бовали дальнейшей коррекции?

Задание 50.

Пробелы правового регулирования в сфере обеспечения общест-

венной безопасности муниципальными органами складываются вокруг

нескольких проблемных вопросов. Одним из них является вопрос са-

мостоятельности деятельности органов местного самоуправления1.

Конституция Российской Федерации (ст. 12) устанавливает, что

местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоя-

тельно. Органы местного самоуправления не входят в систему ор-

ганов государственной власти.

Полномочиям органов местного самоуправления в области за-

щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанав-

ливаются Федеральным закон № 68-ФЗ от 21.12.1994 (п. 2 ст. 11).

Под органами местного самоуправления понимаются избирае-

мые непосредственно населением и (или) образуемые представи-

тельным органом муниципального образования органы, наделенные

собственными полномочиями по решению вопросов местного значе-

ния (абз. 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации»).

Не трудно заметить, что полномочия органов местного само-

управления очень сходны с компетенцией и федеральных органов

исполнительной власти, и органов исполнительной власти субъек-

тов Федерации. По сути дела органы местного самоуправления при-

званы решать те же самые общие для всех органов в данной сфере

задачи, но с учетом знания местных особенностей и возможностей.

Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно:

– осуществляют подготовку и содержание в готовности необхо-

димых сил и средств для защиты населения и территорий от чрез-

вычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и дейст-

виям в этих ситуациях;

– принимают решения о проведении эвакуационных мероприя-

тий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

1 См., например, Суворов И.В. Правовое регулирование независимости и само-

стоятельности органов местного самоуправления в обеспечении общественной

безопасности // Административное право и процесс. 2008. № 5.

124

– осуществляют в установленном порядке сбор и обмен инфор-

мацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информиро-

вание населения, в том числе с использованием специализирован-

ных технических средств оповещения и информирования населения

в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения

или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

– осуществляют финансирование мероприятий в области защиты

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– создают резервы финансовых и материальных ресурсов для

ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неот-

ложные работы, а также поддерживают общественный порядок при

их проведении; при недостаточности собственных сил и средств

обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъек-

тов Российской Федерации;

– содействуют устойчивому функционированию организаций в

чрезвычайных ситуациях;

– создают при органах местного самоуправления постоянно дей-

ствующие органы управления, специально уполномоченные на ре-

шение задач в области защиты населения и территорий от чрезвы-

чайных ситуаций.

Так же как и органы власти Российской Федерации, органы ме-

стного самоуправления обязаны содействовать федеральному орга-

ну исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в

области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуа-

ций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке

специализированных технических средств оповещения и информи-

рования населения в местах массового пребывания людей, а также в

предоставлении имеющихся технических устройств для распро-

странения продукции средств массовой информации, выделении

эфирного времени в целях своевременного оповещения и информи-

рования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населе-

ния в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

В субъектах Российской Федерации – городах федерального зна-

чения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного

самоуправления внутригородских муниципальных образований в

области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

125

определяются законами субъектов Российской Федерации – городов

федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Так, например, в Законе Самарской области от 28.11.2005 «О за-

щите населения и территорий Самарской области от чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера» гл. 3 и 4 посвяще-

ны полномочиям органов государственной власти и местного само-

управления в этой сфере.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы обратить

внимание на то, что органы власти субъектов Федерации могут пе-

редавать часть своих полномочий федеральным органам власти пу-

тем заключения соответствующего соглашения.

В качестве примера можно привести Постановление Правитель-

ства РФ от 27.10.2007 № 712 «Об утверждении Соглашения между

Министерством Российской Федерации по делам гражданской обо-

роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий-

ных бедствий и правительством Калининградской области о пере-

даче друг другу осуществления части своих полномочий в решении

вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуа-

ций природного и техногенного характера и ликвидации их послед-

ствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других

неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципаль-

ного и регионального характера, организации тушения пожаров си-

лами Государственной противопожарной службы, организации

осуществления на межмуниципальном и региональном уровне ме-

роприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спаса-

ния людей на водных объектах».

Анализ чрезвычайных ситуаций (в первую очередь с учетом

произошедших техногенных ситуаций и лесных пожаров) в 2008–

2010 гг. позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых. Очевидно, что вмешательство федеральных сил сле-

дует осуществлять, несмотря на отсутствие заявок от органов мест-

ного самоуправления, и вводить режим чрезвычайной ситуации из

федерального центра. Тем более, что точные метеорологические

данные (сведения о длительности антициклона и об аномальных

температурах) находятся у федеральных органов (применительно к

лесным пожарам)1.

1 Какителашвили М.М. К вопросу об участии органов местного самоуправле-

ния в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных

126

Вопросы для обсуждения.

1. Необходимо ли разграничивать полномочия федерального

центра, субъектов Федерации и местного самоуправления в вопро-

сах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?

Если да, то какие компетенции в этой сфере необходимо закрепить

за органами государственной власти, а какие за местным само-

управление?

2. Необходимо ли ввести ответственность органов местного са-

моуправления за недостатки в организации защиты населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций? Если да, то какие виды от-

ветственности и за какие недостатки Вы видите необходимым вве-

сти в законодательство РФ?

3. Известны ли Вам примеры самостоятельных (не являющихся

исполнением выраженных в той или иной форме предписаний

«сверху») инициатив органов местного самоуправления по органи-

зации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?

Задание 51.

В конце 2011 г. в Российском государстве и обществе возобно-

вилась дискуссия о перераспределении полномочий между Россий-

ской Федерацией и ее субъектами, в т.ч. по вопросам межбюджет-

ных отношений, налоговой политики и т.д.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предлагает пе-

редать регионам право распоряжаться федеральным имуществом, а

также в перспективе самим собирать налоги1. «Мне кажется, в пере-

распределении полномочий надо идти смелее и дальше», – сказала

она, выступая на Госсовете, очередное заседание которого посвяще-

но децентрализации власти. Матвиенко, в частности считает, что ре-

гионам надо передать федеральное имущество, которое не является

стратегическим. «Зачем Росимуществу из Москвы заниматься этим

вопросом, да еще неэффективно и не заинтересованно?» – спросила

она. «Я считаю, необходимо передать регионам управление гос-

имуществом, в том числе и федеральным, которое не используется

под федеральные функции, за исключением стратегического иму-

ситуаций природного и техногенного характера // Новое в российском и междуна-

родном праве. Выпуск XIV. Коллектив авторов: Бессарабов В.Г., Глотов С.А., Ка-

люжная Л.Г., Войтехов М.Я., и др. / Под ред. д.ю.н., проф. С.А. Глотова. М.: Меж-

дународный юридический институт, 2011. С. 97–100.

1 http://ria.ru/economy/20111226/526819170.html

127

щества», – сказала Матвиенко. «Сегодня практически в каждом

субъекте Федерации десятилетиями стоят недостроенные здания,

неиспользуемые земли. В первую очередь, именно региональные

власти заинтересованы в вовлечении этих объектов в хозяйствен-

ный оборот, привлечении инвесторов», – добавила «Матвиенко.

Она также поддержала идею, которую озвучил президент РФ

Дмитрий Медведев, о возможности передачи в будущем на уровне

регионов функций налогового администрирования. Президент РФ

Дмитрий Медведев, оглашая послание Федеральному Собранию,

сказал, что в Госдуму будет внесен пакет законопроектов по децен-

трализации власти. Его реализация позволит провести серьезное

перераспределение властных полномочий и бюджетных ресурсов в

пользу регионов и муниципалитетов. По словам президента, допол-

нительные доходы регионов и муниципалитетов от перераспреде-

ления налоговых ресурсов могут составить до триллиона рублей.

«Это создаст лучшую мотивацию наращивать налоговую базу,

лучше, больше их собирать. А если еще определенную часть остав-

лять в регионах, это умножит усилия местных властей, их заинтере-

сованность», – подчеркнула глава верхней палаты парламента.

Вопросы для обсуждения.

1. Каково Ваше отношение к высказанным предложениям по де-

централизации власти в нашей стране и изменения системы меж-

бюджетных отношений Центр – регионы?

2. Какие полномочия, на Ваш взгляд, следует передать от феде-

ральных властей региональным?

3. Как это повлияет на отношения субъект Федерации 0 муници-

палитеты, что здесь, на Ваш взгляд, необходимо «децентрализо-

вать»?

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!