Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Уважаемые студенты!
По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова, могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.
Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.
Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru
При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.
Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.
С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru
Задание 36.
В целях оценки эффективности деятельности местного само-
управления, а также повышения его работоспособности и ответст-
венности, руководителей органов местного самоуправления, Прези-
дент России издал Указ № 607 от 28.04.2008 «Об оценке эффектив-
ности деятельности органов местного самоуправления городских
округов и муниципальных районов», содержащий, в частности, сле-
дующие индикационные показатели:
1) отношение среднемесячной номинальной начисленной зара-
ботной платы работников муниципальных учреждений к среднеме-
сячной номинальной начисленной заработной плате работников
крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций
городского округа (муниципального района);
1 Климантова Г.И. Муниципальное управление в /Москве и Российской Феде-
рации: перспективы развития. Монография. М., 2011.
103
2) доля населения, охваченного профилактическими осмотрами;
3) число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет:
• на дому – всего, в том числе от инфаркта миокарда, от инсульта;
• в первые сутки в стационаре – всего, в том числе от инфаркта
миокарда, от инсульта;
число случаев смерти детей до 18 лет:
• на дому;
• в первые сутки в стационаре
4) доля амбулаторных учреждений, имеющих медицинское обо-
рудование в соответствии с табелем оснащения;
5) доля детей в возрасте от трех до семи лет, получающих дошко-
льную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в
организациях различной организационно-правовой формы и формы
собственности, в общей численности детей от трех до семи лет;
6) доля детских дошкольных муниципальных учреждений от
общего числа организаций, в том числе субъектов малого предпри-
нимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком
учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих
средства бюджета городского округа (муниципального района) на
оказание таких услуг, и т.д.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие еще показатели эффективности деятельности местного
самоуправления Вы предложили бы включить в данный Указ Пре-
зидента России?
2. В какой мере, на Ваш взгляд, данные показатели характеризу-
ют сегодня положение в местном самоуправлении?
3. Какие решения Президент РФ полномочен принимать по ре-
зультатам оценки эффективности деятельности органов местного
самоуправления, не вторгаясь при этом в их полномочия?
Задание 37.
Гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также
муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля г., сле-
дующего за отчетным, обязан представлять представителю нанима-
теля (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязатель-
ствах имущественного характера. Они являются сведениями кон-
фиденциального характера, если не отнесены ФЗ к сведениям, со-
ставляющим государственную и иную охраняемую ФЗ тайну.
104
Не допускается использование сведений о доходах, об имущест-
ве и обязательствах имущественного характера муниципального
служащего для установления или определения его платежеспособ-
ности, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований
(взносов) в фонды религиозных или других общественных объеди-
нений, иных организаций, а также физических лиц. Муниципаль-
ный служащий, виновный в разглашении указанных сведений в от-
ношении других муниципальных служащих или в использовании
этих сведений в целях, не предусмотренных законодательством,
несет юридическую ответственность1.
Вопросы для обсуждения:
1. Что положительного, и что отрицательного заложено в данных
нормах закона?
2. Какие изменения в действующем законодательстве РФ о му-
ниципальной службе по данной проблематике произошли в послед-
ние годы?
Задание 38.
Важным элементом (формой) непосредственной демократии на
местном уровне являются сходы граждан.
Общее собрание (сход) граждан по месту жительства осуществ-
ляет следующие полномочия:
• обсуждает вопросы городской жизни, имеющие существенное
значение для населения данных территорий, проекты решений ор-
ганов городского (местного) самоуправления, внесенные на их рас-
смотрение, выражает по ним свои мнения и дает предложения го-
родскому Совету, администрации города и ее должностным лицам;
• рассматривает сообщения, доклады и отчеты о работе депута-
тов городского Совета, руководящих работников городской адми-
нистрации и ее территориальных подразделений;
• принимает решения о добровольном принятии жителями обще-
ственных обязанностей по участию в благоустройстве, охране об-
щественного порядка, сохранении жилого фонда, охране природы,
памятников истории и культуры, оказании помощи нуждающимся;
• принимает решения о создании и избрании органов территори-
ального общественного самоуправления, об утверждении положе-
ний (уставов) этих органов, одобрении программы их деятельности,
1 Четвериков В.С. Муниципальное право: Учебное пособие. … С. 120.
105
использовании имущества и средств, находящихся в распоряжении
органов общественного самоуправления, заслушивает и утверждает
отчеты этих органов;
• решает вопросы о добровольных взносах и пожертвованиях
граждан на общественные нужды;
• рассматривает иные вопросы жизнедеятельности соответст-
вующих территорий1.
Вопросы для обсуждения:
1. Приведите примеры проведения подобного рода собраний
(сходов) и их решений (из собственных наблюдений и из сообще-
ний СМИ).
2. Что подпадает под категорию «иные вопросы жизнедеятель-
ности соответствующих территорий?
3. Существуют ли вопросы местной жизни населения, по кото-
рым сходы (собрания) не полномочны принимать решения? Какие
это вопросы?
Задание 39.
Одним из ключевых вопросов обеспечения деятельности МСУ
является вопрос наличия у него собственности, позволяющей как
обеспечить нормальную деятельность местного самоуправления,
так и его доходную базу.
В собственности муниципальных образований может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения установленных ФЗ
вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного само-
управления, в случаях, установленных ФЗ и законами субъектов
Федерации;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности
органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления, муниципальных служащих, работников муници-
пальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативны-
ми правовыми актами представительного органа муниципального
образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право реше-
ния, которых предоставлена органам местного самоуправления фе-
1 Четвериков В.С. Муниципальное право: Учебное пособие. … С. 53.
106
деральными законами и которые не отнесены к вопросам местного
значения.
В собственности поселений могут находиться:
1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и во-
доснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топ-
ливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;
2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные
транспортные инженерные сооружения в границах населенных
пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего
пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооруже-
ний федерального и регионального значения, а также имущество,
предназначенное для их обслуживания;
3) жилищный фонд социального использования для обеспечения
малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся
в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на усло-
виях договора социального найма, а также имущество, необходимое
для содержания муниципального жилищного фонда;
4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные
для транспортного обслуживания населения в границах поселения;
5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвида-
ции последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, пред-
назначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;
7) имущество библиотек поселения;
8) имущество, предназначенное для организации досуга и обес-
печения жителей поселения услугами организаций культуры;
9) объекты культурного наследия (памятники истории и культу-
ры) независимо от категории их историко-культурного значения в
соответствии с законодательством РФ;
10) имущество, предназначенное для развития на территории по-
селения физической культуры и массового спорта;
11) имущество, предназначенное для организации благоустрой-
ства и озеленения территории поселения, в том числе для обустрой-
ства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;
12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых
отходов и мусора;
13) имущество, включая земельные участки, предназначенное
для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
107
14) имущество, предназначенное для официального опубликова-
ния (обнародования) муниципальных правовых актов, иной офици-
альной информации;
15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собствен-
ности поселения в соответствии с федеральными законами;
16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения;
17) имущество, предназначенное для создания, развития и обес-
печения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
местного значения на территории поселения;
18) имущество, предназначенное для организации защиты насе-
ления и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природ-
ного и техногенного характера;
19) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности
людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.
В собственности муниципальных районов могут находиться.
1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения
поселений в границах муниципального района;
2) автомобильные дороги общего пользования между населен-
ными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооруже-
ния вне границ населенных пунктов «в границах муниципального
района, за исключением автомобильных дорог общего пользования,
мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерально-
го и регионального значения, а также имущество, предназначенное
для их обслуживания;
3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначен-
ные для транспортного обслуживания населения между поселения-
ми на территории муниципального района;
4) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвида-
ции последствий чрезвычайных ситуаций на территории муници-
пального района;
5) имущество, предназначенное для организации охраны обще-
ственного порядка на территории муниципального района муници-
пальной милицией, и т.д.1
Вопросы для обсуждения:
1. Покажите на конкретном примере практики работы муници-
пального самоуправления, в котором Вы проживаете, как работает
муниципальная собственность, какие типы объектов собственности
1 Четвериков В.С. Муниципальное право: Учебное пособие. … С. 121–124.
108
еще существуют в Вашем муниципальном образовании, для каких
целей они используются.
Задание 40.
Одним из важнейших признаков (условий функционирования)
местного самоуправления является достаточность собственных фи-
нансовых средств и наличие права ими распоряжаться.
Правовое регулирование финансовых основ МСУ – это сово-
купность конституционных и муниципальных норм права, регла-
ментирующих специфические управленческие отношения в МО по
осуществлению принципов организации местных финансов, источ-
ников формирования, направлений использования финансовых ре-
сурсов МСУ, регулированию основ бюджетного процесса в МО и
взаимоотношений органов МСУ с финансовыми институтами, а
также обеспечению гарантий финансовых прав органов МСУ.
Финансовые ресурсы МСУ состоят из средств местного бюдже-
та, внебюджетного и валютного фондов, средств на компенсацию
дополнительных расходов, возникающих в результате решений,
принятых органами государственной власти, получаемых кредит-
ных ресурсов, дотаций и субвенций от органов государственной
власти, а также средств органов ТОСУ.
В переходный период при формировании и утверждении проек-
тов бюджетов муниципальных районов на 2006, 2007 и 2008 гг.
средства районных фондов финансовой поддержки поселений мо-
гут распределяться с использованием показателей фактических до-
ходов и расходов за отчетный период или прогнозируемых на пла-
новый период доходов и расходов бюджетов поселений. В переход-
ный период дотации из региональных фондов финансовой под-
держки муниципальных районов (городских округов), предусмот-
ренных в бюджетах субъектов РФ, могут распределяться с исполь-
зованием показателей фактических или прогнозируемых доходов и
расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов):
1) в 2006 г. – в размере до 100% от общего объема средств ука-
занных фондов;
2) в 2007 г. – в размере до 80% от общего объема средств ука-
занных фондов;
3) в 2008 г. – в размере до 50% от общего объема средств ука-
занных фондов.
109
В Европейской хартии о МСУ самая большая ст. 9 посвящена
источникам финансирования органов МСУ. Для обеспечения фи-
нансовой основы организации и деятельности МСУ предлагается
руководствоваться следующими основными положениями.
1. Органы МСУ имеют право в рамках национальной экономиче-
ской политики государства на обладание достаточными собствен-
ными финансовыми средствами, которыми они могут самостоя-
тельно распоряжаться при реализации своих функций и задач.
2. Финансовые средства органов МСУ должны быть достаточны
для осуществления определенных законом полномочий.
3. Часть финансовых средств органов МСУ должна поступать за
счет местных сборов и налогов, ставки которых органы МСУ впра-
ве устанавливать в пределах, определенных законом.
4. Финансовые источники, на которых основываются средства
органов МСУ, должны быть разнообразными и гибкими, чтобы
быть адекватными изменениям в расходах, возникающих при осу-
ществлении компетенции местных органов.
5. Правовыми мерами обеспечивается защита финансово-
неустойчивых органов МСУ за счет ввода процедур финансового вы-
равнивания или иных эквивалентных мер, предназначенных для кор-
ректировки результатов неравномерного распределения потенциаль-
ных источников финансирования местных органов и соответственно
их расходам. Однако эти процедуры и меры не должны ограничивать
свободу выбора органов МСУ в пределах их компетенции.
6. Порядок предоставления перераспределяемых средств необ-
ходимо определенным образом согласовывать с органом МСУ1.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие еще положения Европейской Хартии местного само-
управления необходимо указать, аргументируя финансовые основы
деятельности местного самоуправления?
2. Как на практике РФ реализуются данные основные положения?
3. Что в нашей стране следует относить к источникам финанси-
рования МСУ?
Задание 41.
Говоря о форме непосредственного осуществления местного са-
моуправления, В. Чиркин пишет: «Население муниципального об-
1 Четвериков В.С. Муниципальное право: Учебное пособие. … С. 136–137.
110
разования может осуществлять местное самоуправление и участ-
вовать в нем непосредственно (например, путем принятия решений
на местном референдуме), а также через избранные органы (пред-
ставительный орган, главу администрации муниципального образо-
вания) и подчиненных в конечном счете им муниципальных долж-
ностных лиц и служащих.
Формы непосредственного осуществления населением местного
самоуправления – это местный референдум, муниципальные выбо-
ры, голосование по отзыву депутата, выборного должностного ли-
ца, по вопросам изменения границ или преобразования муници-
пального образования. Детально все эти вопросы регулируются за-
конами субъектов РФ.
Местный референдум – голосование избирателей за проект или
против проекта какого-либо решения по вопросам местного значе-
ния. Решение о проведении местного референдума принимается
представительным органом муниципального образования по ини-
циативе граждан либо по совместной инициативе представительно-
го органа и главы администрации. Если референдум назначен по
инициативе граждан, предварительно необходимо собрать в под-
держку инициативы подписи избирателей – не менее 5% избирате-
лей (участников референдума) муниципального образования»1.
Вопросы для обсуждения:
1. Дайте определение другим формам непосредственного осуще-
ствления населением местного самоуправления.
2. Как на практике работают данные формы непосредственной
демократии (местный референдум, муниципальные выборы и т.д.).
Приведите примеры.
Задание 42.
Структуру органов местного самоуправления, – пишет В. Чир-
кин, – «составляют представительный орган местного самоуправле-
ния, глава муниципального образования, местная администрация
(исполнительно-распорядительный орган муниципального образо-
вания), контрольный орган и иные органы, предусмотренные уста-
вом муниципального образования, если они обладают собственны-
ми полномочиями по вопросам местного значения. Наличие в этой
1 Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник / 6-е изд. перераб. и
доп. М.: Норма, 2008. С. 482.
111
структуре представительного органа, главы администрации и мест-
ной администрации (исполнительно-распорядительного органа)
обязательно (за исключением мелких муниципальных образований,
где, например, полномочия представительного органа выполняет
сход граждан).
Представительный орган муниципального образования (напри-
мер, городская Дума в Твери, городской Совет депутатов в Реутове)
формируется неодинаково в муниципальных городских и сельских
поселениях и в муниципальных районах. В поселениях он состоит
из депутатов, избираемых гражданами. В муниципальных районах
представительный орган также может избираться гражданами (при
этом депутатов от одного поселения, входящего в район, должно
быть не более 2/5 общего состава), а может состоять по должности
из глав поселений, входящих в муниципальный район, и из депута-
тов, избранных непрямыми выборами, – представительными орга-
нами поселений из их числа1. В отношении отдельных поселений
также должна соблюдаться пропорция, указанная выше. Срок пол-
номочий депутатов – не менее двух и не более пяти лет; срок пре-
бывания в представительном органе муниципального района глав
администраций (по должности) зависит от срока их полномочий.
Численность депутатов представительного органа связана с числен-
ностью населения муниципального образования: не менее семи че-
ловек при населении менее 1000 человек, 10 – при населении 1–
10 тыс.»2
Вопросы для обсуждения:
1. Приведите примеры, как устроено местное самоуправление, в
котором Вы живете.
2. К какому виду демократии относится делегирование депута-
тов нижестоящими органами местного самоуправления в выше-
стоящие представительные органы местного самоуправления?
3. Как решается вопрос представительства в органе местного са-
моуправления муниципального района, если число избирателей од-
ного населенного пункта района составляет более 40% числа изби-
рателей всех остальных населенных пунктов района?
1 По выборочной статистике приблизительно в 40% муниципальных районов
применяется последний способ (по существу, делегирование). Он используется в
Ставропольском крае, Татарстане, Тыве и др.
2 Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник / 6-е изд., перераб. и
доп. М.: Норма, 2008. С. 482.
112
Задание 43.
Зачастую граждане пытаются реализовать свои инициативы на
местном уровне в следующих формах:
Правотворческая инициатива граждан – это внесение гражда-
нами в представительный орган или должностному лицу местного
самоуправления (к компетенции которого относится решение) про-
екта муниципального правового акта. Число граждан, имеющих
право инициативы, определяется уставом муниципального образо-
вания или законом субъекта РФ, но оно не может быть более 3%
избирателей муниципального образования. Проект должен быть
обязательно рассмотрен теми, к кому он обращен. Подавшим про-
ект должна быть обеспечена возможность обосновать свои предло-
жения.
Территориальное общественное самоуправление – самооргани-
зация граждан по месту жительства на части территории муници-
пального образования для самостоятельного осуществления своих
инициатив (например, по вопросам благоустройства). Территори-
альное общественное самоуправление может быть создано в рамках
подъезда жилого дома, в доме, квартале и т. д. Для создания терри-
ториального общественного самоуправления созывается собрание
граждан. Оно принимает свой устав, который подлежит государст-
венной регистрации. Для осуществления совместных инициатив
органов нескольких территориально общественных самоуправлений
созывается конференция их представителей.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения,
представительного органа или главы администрации. На них обсу-
ждаются проекты правовых актов по вопросам местного значения.
В обязательном порядке на публичные слушания должны выно-
ситься проекты устава муниципального образования, бюджета, про-
грамм развития муниципального образования, вопросы о преобра-
зовании муниципального образования1.
Для обсуждения вопросов местного значения и информирования
населения о деятельности органов местного самоуправления и
должностных лиц на части территории муниципального образова-
ния могут проводиться собрания граждан, конференции граждан
1 См., например, постановление главы Сочи о проведении общественных слу-
шаний по обсуждению материалов об оценке воздействия на окружающую среду
строительства олимпийских объектов (РГ. 2008. 12 сент.; 26 дек.).
113
(собрания делегатов). Для выяснения мнения населения при приня-
тии решений органами местного самоуправления, его должностны-
ми лицами может проводиться опрос граждан, результаты которого
имеют рекомендательный характер. Предусмотрена возможность
обращения граждан к органам местного самоуправления и должно-
стным лицам, они обязаны дать ответ в установленный срок1.
Вопросы для обсуждения:
1. Приведите примеры: а) правотворческой инициативы граждан;
б) организации ТОС; в) проведения публичных слушаний.
2. В какой еще форме можно «самовыразиться» по вопросам ме-
стного значения в рамках закона?
3. Какие формы организации местных инициатив (конференции,
сходы, опросы граждан по месту жительства) в каких видах муни-
ципальных образований более эффективны?
Задание 44.
Муниципальные выборы проводятся для избрания депутатов
(членов представительного органа), а также выборных должност-
ных лиц местного самоуправления (там, где они избираются непо-
средственно гражданами) на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании2. Все лица избира-
ются на срок не более пяти лет. Избирательный залог на муници-
пальных выборах также отменен. Кандидатов на выборах в органы
местного самоуправления могут выдвигать не только граждане и
партии, но и общественные объединения, движения. В соответствии
с постановлением Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2004 г.
субъект РФ самостоятельно определяет порядок выборов в органы
местного самоуправления. В 2009 г. поправками к законодательству
установлено, что среди общественных объединений только партии
вправе выдвигать кандидатов на муниципальных выборах, есть и
самовыдвижение. При избрании представительных органов приме-
няются в разных субъектах РФ пропорциональная, мажоритарная
системы и иногда разновидность кумулятивного голосования (о нем
1 Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник / 6-е изд. перераб. и
доп. М.: Норма, 2008. С. 488–489.
2 Мэры многих городов (в том числе крупных) по их уставам избираются не
гражданами, а муниципальными представительными органами.
114
сказано выше) с принципом относительного большинства1. Выборы
в муниципальные собрания обычно проходят при небольшом числе
соперничающих кандидатов. В Москве на выборах 2008 г. было
1,5 человека на одно место2. При выборах мэров муниципальных
образований состязательность гораздо выше. По результатам выбо-
ров в подавляющем большинстве органов муниципальных образо-
ваний доминирует «Единая Россия» (в Москве на выборах 2008 г.
она получила 70% мест)3, 4.
Вопросы для обсуждения:
1. Каков Ваш личный опыт участия: а) в муниципальных выбо-
рах; б) голосовании по отзыву депутатов?
2. Насколько, на Ваш взгляд, данные процедуры соответствуют
Европейской Хартии местного самоуправления, и что еще Россий-
ской Федерации имеет смысл заимствовать из этого международно-
го документа?
Задание 45.
К формам непосредственной демократии согласно ст. 3 Консти-
туции РФ относятся референдумы, в том числе и местные референ-
думы, свободные выборы, собрания (сходы) граждан, территори-
альное общественное самоуправление. Например, в Уставе Москвы
в ст. 79 закреплена и такая форма непосредственной демократии,
как обращения и петиции граждан. Жители Москвы, обладающие
избирательным правом, осуществляют гражданскую инициативу
путем внесения в Городскую Думу петиций с предложениями о
принятии законодательных актов города, отмене или изменении
ранее принятых правовых актов города, в том числе о проведении
городского референдума, за подписью не менее 10 тыс. граждан.
Инициативная группа в составе не менее 50 человек регистриру-
ет гражданскую инициативу о внесении петиции в Думу и получает
официальный образец подписного листа.
Предложения, содержащиеся в петиции, вносятся в повестку за-
седаний Думы без голосования, а также направляются Думой мэру.
1 В Москве, однако, об этой разновидности избирательной системы на по-
следних выборах муниципальных собраний в 2008 г. отказались.
2 См.; РГ. 2008. 4 марта.
3 Преображенская площадь. 2008. 7–10 марта.
4 Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник / 6-е изд. перераб. и
доп. М.: Норма, 2008. С. 486–487.
115
Дума и мэр принимают по ним решения в пределах своих компе-
тенций в двухмесячный срок со дня официального внесения пети-
ции. Также к формам непосредственной демократии относятся мир-
ные демонстрации (ст. 80 Устава), имеющие уведомительный ха-
рактер. Собрания (сходы) граждан как непосредственная форма де-
мократии проводятся для решения вопросов организации и осуще-
ствления МСУ в пределах дома, улицы, микрорайона, поселка,
сельского поселения (территориальной общины). Как правило, соб-
рание (сход) граждан осуществляет функции представительного
органа местного самоуправления в тех случаях, когда его избрание
нецелесообразно в силу малочисленности населения, проживающе-
го на данной территории. Оно проводится также для выборов орга-
нов территориального общественного самоуправления. В отдель-
ных случаях могут проводиться конференции граждан, порядок
проведения которых регулируется такими же правовыми нормами.
Основу осуществления гражданами РФ права на МСУ составля-
ют собрания (сходы) граждан.
Право участия в собраниях (сходах) по законодательству имеют
граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста. Однако при анализе
уставов МО установлено, что в них часто встречается и иной воз-
растной ценз – участвовать в собрании (сходе) могут жители, дос-
тигшие 16-летнего возраста.
Собрание считается правомочным, если в нем принимают уча-
стие большинство жителей квартир, домов, подъездов, улиц или
большинство граждан поселка. Решение принимается также боль-
шинством голосов присутствующих.
Собрания (сходы) граждан по участкам городской территории
созываются по мере необходимости. Инициатива проведения соб-
рания может исходить непосредственно от населения, депутатов,
избранных на территории города (района), главы городского само-
управления, глав администраций районов, органов территориально-
го общественного самоуправления.
Собрание (сход) для решения вопроса о создании органа терри-
ториального общественного самоуправления, проведения выборов в
этот орган, а также для заслушивания внеочередного отчета депута-
та городского (районного) представительного органа местного са-
моуправления может быть созвано также инициативной группой
граждан из числа постоянных жителей данной территории в соста-
116
ве, как правило, не менее 10% от числа проживающих на данном
участке городской территории.
Вопросы повестки дня собрания (схода) определяются инициа-
тором (инициаторами) созыва и утверждаются на собрании боль-
шинством голосов присутствующих граждан. Для ведения собрания
избираются председатель и секретарь.
Принятие решения о проведении общегородской конференции
избирателей, о представительстве на конференцию и вносимых для
рассмотрения вопросах осуществляется городским Советом1.
Вопросы для обсуждения:
Приведите конкретные примеры из собственной практики реали-
зации различных форм непосредственной демократии.
Задание 46.
Устав муниципального образования, – пишет А. Акмалова, –
один из наиболее традиционных актов местного самоуправления.
Хартии вольностей в Англии, уставные грамоты в Русском центра-
лизованном государстве XVI–XVII вв. и другие источники посте-
пенно формировали опыт создания подобных актов местного само-
управления. К концу XX в. мировая муниципальная практика имела
в своем распоряжении огромное разнообразие уставов, различаю-
щихся как по форме, так и по содержанию. Так, только в США
можно встретить четыре основных типа уставных документов, ос-
нованием для классификации которых является характер функций
местного самоуправления:
1) устав общего типа – разрешает осуществлять органам местно-
го самоуправления самые разнообразные функции;
2) классифицированный устав – регламентирует функции в зави-
симости от численности населения муниципального образования;
3) устав необязательный – предполагает, что органы местного
самоуправления имеют право менять формы деятельности в зави-
симости от реальных обстоятельств;
4) уставы «местных правил» – наиболее гибкий тип устава, пре-
доставляющий органам местного самоуправления наибольшую сво-
боду в выборе форм деятельности.
Устав муниципального образования является одним из правовых
средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного
1 Четвериков В.С. Муниципальное право: Учебное пособие. … С. 51–52.
117
самоуправления. Правовое значение устава муниципального обра-
зования заключается в том, что он является правовым актом, кото-
рым городское, сельское, а также иное поселение фиксирует свой
статус муниципального образования, т.е. предметы ведения, права,
обязанности и компетенцию органов местного самоуправления,
обеспечивающие осуществление местного самоуправления населе-
нием данного муниципального образования.
Устав муниципального образования, как правило, начинается с
преамбулы, в которой, как в разъясняющей части, находят отраже-
ние те нормативные правовые акты, на основании которых был раз-
работан данный устав муниципального образования, а также его
роль, цели и задачи. Преамбула может иметь и другой вид, напри-
мер, как в Европейской Хартии местного самоуправления или Дек-
ларации «О принципах местного самоуправления в государствах-
участниках Содружества». Примерный текст преамбулы может
иметь следующее содержание: «Собрание представителей муници-
пального образования (наименование муниципального образования),
руководствуясь Конституцией Российской Федерации, выражая
волю и интересы жителей муниципального образования, утвер-
ждая права и свободы человека и гражданина, желая сохранить и
неуклонно развивать духовные, культурные (и иные исторические и
местные) обычаи и традиции, стремясь к наилучшей организации и
устройству на принципах демократии, добиваясь большей эффек-
тивности в деятельности органов власти, обеспечения законности
действий всех органов и должностных лиц, принимает настоящий
устав муниципального образования». При написании подобного
текста в нем перечисляются все основные причины, по которым
был создан и принят устав муниципального образования.
Устав – это своеобразный свод норм, регламентирующих жизнь
муниципального образования1.
Вопросы для обсуждения:
1. Приведите свои исторические примеры написания уставов ме-
стного самоуправления.
2. Какие основные главы содержит Устав муниципального обра-
зования, а какие чаще являются «факультативными»?
1 Акмалова А.А. Муниципальное право России: учебник. М.: ИКФ, ЭКСМОС,
2002. С. 78–79.
118
Задание 47.
Закон об основных принципах организации местного самоуправ-
ления 2003 г. содержит положения о правовой основе местного са-
моуправления, принципах его территориальной организации (тер-
риториальная основа) и об экономической основе местного само-
управления.
Правовую основу местного самоуправления составляют обще-
признанные принципы и нормы международного права, междуна-
родные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, феде-
ральные конституционные законы, другие федеральные законы, ак-
ты федеральных органов исполнительной власти, изданные в соот-
ветствии с Конституцией РФ и законами.
Федеральное законодательство устанавливает лишь основные
принципы местного самоуправления, детально оно регулируется
актами субъектов РФ. Эти акты тоже входят в понятие правовой
основы местного самоуправления. К их числу относятся конститу-
ции (уставы), законы, иные нормативные акты субъектов РФ.
Конкретную организацию местного самоуправления в каждом
муниципальном образовании определяют его правовые акты, преж-
де всего устав муниципального образования. Устав принимается
представительным органом муниципального образования (в боль-
шинстве случаев так на практике) или путем местного референдума.
Уставы подлежат обязательной государственной регистрации1.
Муниципальное образование – это городское или сельское посе-
ление, муниципальный район, городской округ либо внутригород-
ская территория федерального значения2.
1 C 2008 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ действует также
федеральный регистр муниципальных правовых актов. РГ. 2008. 19 сент.
2 В зарубежных странах принято различать общинное и региональное местное
самоуправление, первое в единицах, которые сложились естественно-истори-
ческим путем как объединения людей для совместной жизни (села, города), второе
на территориях, границы которых установлены «сверху», актами государственной
власти при «районировании» территории (области, округа, районы и др.). Считает-
ся, что в общинных единицах всегда может быть только местное самоуправление
(избранные советы и мэры общин, последние утверждаются затем правительством
в качестве государственных служащих, выполняя при необходимости полномочия
государственных органов). В региональных звеньях могут быть только назначен-
ные государственные чиновники общей компетенции (префекты, губернаторы и
др.), назначенные чиновники и избранные населением советы, только избранные
119
Вопросы для обсуждения.
1. Перечислите основные правовые акты, регламентирующие
деятельность местного самоуправления в РФ.
2. Дайте определения основным базовым понятиям местного са-
моуправления, опираясь на базовый закон.
3. Расскажите о сложностях реализации Федерального закона от
06.10.2003 г. № 13 131-ФЗ «Об общих принципах организации ме-
стного самоуправления в Российской Федерации», возникавших на
разных этапах его применения в РФ.
4. В чем состояла суть недавней реформы местного самоуправ-
ления в Российской Федерации?
Задание 48.
В России существуют около 155 тыс. поселений (от крупных,
миллионных городов до деревень с населением 30–50 человек),
другие территориальные единицы. Муниципальные образования
имеют свои названия, которые сложились исторически. Законом
установлен порядок определения «нормализованных названий гео-
графических объектов». В зависимости от рода географических
объектов новые названия устанавливаются либо законом, либо поста-
новлением правительства, либо федеральным органом исполнитель-
ной власти, уполномоченным для этого (кроме названий субъектов
РФ, порядок изменения которых установлен Конституцией РФ).
В муниципальных образованиях действуют избираемые населе-
нием органы (дума, совет, мэр и др.), и в более крупных поселениях
(не в мелких деревнях), и в муниципальных районах действуют ме-
стные назначенные территориальные органы (отделы, отделения)
федеральных министерств и ведомств (по вопросам исключитель-
ных предметов ведения Федерации) и отделы, отделения исполни-
тельных органов субъекта РФ. Такие отделы и отделения являются
органами государственной власти (соответственно, федеральной
или, как считается, государственной власти субъектов РФ). В субъ-
ектах РФ есть также небольшое число территориальных единиц, где
такие органы не избираются, а управление осуществляется органа-
ми, должностными лицами, назначенными главой администрации,
правительством субъекта РФ. Таковы 10 административных окру-
советы (в последнем случае государственные полномочия выполняют «делегату-
ры» министерств на местах их управления и отделы).
120
гов в Москве (Восточный, Северо-Западный и др.), во главе кото-
рых стоят префекты; пять административных округов в Омске (Ок-
тябрьский, Центральный и др.); отдельные территориальные едини-
цы в других субъектах РФ. Территориальные единицы, где сущест-
вуют «свои» выборные органы, являются муниципальными образо-
ваниями, в них существует местное самоуправление – публичная
власть народа, местного территориального публичного коллектива;
другие остаются только административно-территориальными еди-
ницами. Хотя местное самоуправление создается в рамках традици-
онных административно-территориальных единиц (сел, городов,
районов), юридически понятия административно-территориальной
единицы и муниципального образования необходимо различать1. В
то же время поселения, как правило, в России являются муници-
пальными образованиями, где осуществляется местное самоуправ-
ление – публичная власть населения, народа муниципального обра-
зования (местного территориального публичного коллектива) по
вопросам местного (а не государственного) значения. Некоторые
муниципальные образования имеют в названии слово «националь-
ный» (например, Азовский немецкий национальный район в Ом-
ской области, есть национальные поселения вепсов в Карелии, татар
в Ульяновской области и т. д.), но они не отличаются по своему ста-
тусу от других муниципальных единиц такого же рода.
Понятие местного самоуправления. Основы местного само-
управления определены в ст. 12 Конституции РФ, посвященной ос-
новам конституционного строя, а также в гл. 8 «Местное само-
управление» Конституции РФ. Ст. 12 устанавливает, что в России
гарантируется местное самоуправление, создаваемое в городских,
1 Не все административно-территориальные единицы в субъектах РФ являются
муниципальными образованиями. Административно-территориальное образование
(административно-территориальная единица) рассматривается теперь в законода-
тельстве как географический объект со своими границами. Теперь создано более
25 тыс. муниципальных образований, и определение их границ завершено. В раз-
личных субъектах РФ число муниципальных образований неодинаково. В некото-
рых малонаселенных автономных округах их около десяти, а то и меньше, в одном
из крупнейших по территории, но малонаселенном субъекте РФ Хабаровском крае
17 муниципальных районов (есть еще шесть городов), в Пензенской области 26
муниципальных районов, 10 городов, 14 населенных пунктов областного значения,
в Пермском крае 48 муниципальных районов, шесть городских округов, одна тер-
ритория с особым статусом (Коми), в других субъектах РФ различных муници-
пальных образований несколько сотен (например, 341 в Самарской области).
121
сельских поселениях и на других территориях. Оно самостоятельно
в пределах своих полномочий, а органы местного самоуправления
не входят в систему органов государственной власти. В гл. 8 указа-
но, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное ре-
шение населением вопросов местного значения, владение, пользо-
вание и распоряжение муниципальной собственностью.
Эти положения детализированы Федеральным законом от 6 ок-
тября 2003 г. «Об общих Принципах организации местного само-
управления в Российской Федерации»1 с учетом норм международ-
ного права. В нем говорится: местное самоуправление – это форма
осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах,
установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в оп-
ределенных случаях – основными законами субъектов РФ, само-
стоятельное и под свою ответственность решение населением во-
просов местного значения непосредственно (например, путем мест-
ного референдума) и (или) через органы местного самоуправления,
исходя из интересов населения и с учетом исторических и иных ме-
стных условий2.
Вопросы для обсуждения.
1. Каким в РФ образом был учтен международный опыт органи-
зации местного самоуправления?
2. Как менялось законодательство о местном самоуправлении в
нашей стране?
3. Какими признаками обладает местное самоуправление в на-
шей стране?
1 Закон вступил в силу с 2006 г. для тех. административно-территориальных
образований, которые готовы к введению местного самоуправления, для остальных
с 2009 г. Выборы муниципальных органов проведены почти повсеместно, но не все
они готовы осуществлять предоставленные Законом 2003 г. полномочия (по обес-
печению образования, здравоохранения и т. д.). До этого должны быть проведены
необходимые подготовительные работы, изменено финансовое законодательство.
Финансовые ресурсы многих сельских муниципальных районов недостаточны,
поэтому они предлагают вновь объединить их с городскими округами (например,
Муромский район, где собственные средства составляют лишь 4,7% от необходи-
мого, с Муромом, где есть производство). РГ. 2006. 24 янв. В настоящее время
лишь несколько процентов муниципальных образований имеют доходную базу,
достаточную для выполнения своих обязанностей перед населением. Этим объяс-
няется новый срок для вступления закона в силу в некоторых субъектах РФ 2009 г.
2 Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник / 6-е изд. перераб. и
доп. М.: Норма, 2008. С. 484–485.
122
Задание 49.
Очевидно, – пишет А. Широков, – что масштабная реформа ме-
стного самоуправления не может быть проведена в предельно огра-
ниченные сроки, поэтому даже первой редакцией нового Федераль-
ного закона «Об общих принципах организации местного само-
управления в Российской Федерации» было предусмотрено его
вступление в силу в полном объеме с 1 января 2006 г., а затем этот
срок продлен до 1 января .2009 г.1.
При этом был учтен опыт реформы, связанной с принятием од-
ноименного Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ,
когда на проведение всех необходимых мероприятий было отпуще-
но, считая по наиболее длительному – проведению муниципальных
выборов, сначала шесть, затем шестнадцать месяцев2, а закон счи-
тался вступившим в силу со дня его официального опубликования,
то есть через три дня после его принятия. Основные мероприятия
переходного периода были обозначены в самых общих чертах. Не
все, но многие издержки названной реформы были связаны, в том
числе и с этой поспешностью.
Необходимо отметить, что продление переходного этапа до 1 ян-
варя 2009 г. было мерой скорее вынужденной, чем изначально не-
обходимой, но не до конца продуманной. Ведь в сумме переходный
период составил, считая от даты принятия закона (6 октября 2003 г.)
более пяти лет. Опыт ряда субъектов Российской Федерации, даже
тех, где требовалось провести наиболее серьезные изменения в сис-
теме местного самоуправления (мы имеем в виду полномасштаб-
ную территориальную реформу и всеобъемлющее разграничение
имущества), показывает, что это было возможно сделать в первона-
чально установленные сроки3.
Вопросы для обсуждения.
1. В чем состояла основная проблема при введении в действие
данного закона?
1 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организа-
ции местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 83, ч. 1.
2 Федеральный закон от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 58, ч. 1.
3 Широков А.Н. Местное самоуправление в современной России: конституци-
онные основы, законодательное регулирование и практическая реализация /
А.Н. Широков, С.И. Коркова. М.: КноРус, 2009. С. 415.
123
2. Какие положения закона оказались невыполнимыми и потре-
бовали дальнейшей коррекции?
Задание 50.
Пробелы правового регулирования в сфере обеспечения общест-
венной безопасности муниципальными органами складываются вокруг
нескольких проблемных вопросов. Одним из них является вопрос са-
мостоятельности деятельности органов местного самоуправления1.
Конституция Российской Федерации (ст. 12) устанавливает, что
местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоя-
тельно. Органы местного самоуправления не входят в систему ор-
ганов государственной власти.
Полномочиям органов местного самоуправления в области за-
щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанав-
ливаются Федеральным закон № 68-ФЗ от 21.12.1994 (п. 2 ст. 11).
Под органами местного самоуправления понимаются избирае-
мые непосредственно населением и (или) образуемые представи-
тельным органом муниципального образования органы, наделенные
собственными полномочиями по решению вопросов местного значе-
ния (абз. 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации»).
Не трудно заметить, что полномочия органов местного само-
управления очень сходны с компетенцией и федеральных органов
исполнительной власти, и органов исполнительной власти субъек-
тов Федерации. По сути дела органы местного самоуправления при-
званы решать те же самые общие для всех органов в данной сфере
задачи, но с учетом знания местных особенностей и возможностей.
Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно:
– осуществляют подготовку и содержание в готовности необхо-
димых сил и средств для защиты населения и территорий от чрез-
вычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и дейст-
виям в этих ситуациях;
– принимают решения о проведении эвакуационных мероприя-
тий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
1 См., например, Суворов И.В. Правовое регулирование независимости и само-
стоятельности органов местного самоуправления в обеспечении общественной
безопасности // Административное право и процесс. 2008. № 5.
124
– осуществляют в установленном порядке сбор и обмен инфор-
мацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информиро-
вание населения, в том числе с использованием специализирован-
ных технических средств оповещения и информирования населения
в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения
или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
– осуществляют финансирование мероприятий в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– создают резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неот-
ложные работы, а также поддерживают общественный порядок при
их проведении; при недостаточности собственных сил и средств
обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъек-
тов Российской Федерации;
– содействуют устойчивому функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях;
– создают при органах местного самоуправления постоянно дей-
ствующие органы управления, специально уполномоченные на ре-
шение задач в области защиты населения и территорий от чрезвы-
чайных ситуаций.
Так же как и органы власти Российской Федерации, органы ме-
стного самоуправления обязаны содействовать федеральному орга-
ну исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуа-
ций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке
специализированных технических средств оповещения и информи-
рования населения в местах массового пребывания людей, а также в
предоставлении имеющихся технических устройств для распро-
странения продукции средств массовой информации, выделении
эфирного времени в целях своевременного оповещения и информи-
рования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населе-
ния в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В субъектах Российской Федерации – городах федерального зна-
чения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного
самоуправления внутригородских муниципальных образований в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
125
определяются законами субъектов Российской Федерации – городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Так, например, в Законе Самарской области от 28.11.2005 «О за-
щите населения и территорий Самарской области от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера» гл. 3 и 4 посвяще-
ны полномочиям органов государственной власти и местного само-
управления в этой сфере.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы обратить
внимание на то, что органы власти субъектов Федерации могут пе-
редавать часть своих полномочий федеральным органам власти пу-
тем заключения соответствующего соглашения.
В качестве примера можно привести Постановление Правитель-
ства РФ от 27.10.2007 № 712 «Об утверждении Соглашения между
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обо-
роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий-
ных бедствий и правительством Калининградской области о пере-
даче друг другу осуществления части своих полномочий в решении
вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуа-
ций природного и техногенного характера и ликвидации их послед-
ствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципаль-
ного и регионального характера, организации тушения пожаров си-
лами Государственной противопожарной службы, организации
осуществления на межмуниципальном и региональном уровне ме-
роприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спаса-
ния людей на водных объектах».
Анализ чрезвычайных ситуаций (в первую очередь с учетом
произошедших техногенных ситуаций и лесных пожаров) в 2008–
2010 гг. позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых. Очевидно, что вмешательство федеральных сил сле-
дует осуществлять, несмотря на отсутствие заявок от органов мест-
ного самоуправления, и вводить режим чрезвычайной ситуации из
федерального центра. Тем более, что точные метеорологические
данные (сведения о длительности антициклона и об аномальных
температурах) находятся у федеральных органов (применительно к
лесным пожарам)1.
1 Какителашвили М.М. К вопросу об участии органов местного самоуправле-
ния в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных
126
Вопросы для обсуждения.
1. Необходимо ли разграничивать полномочия федерального
центра, субъектов Федерации и местного самоуправления в вопро-
сах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?
Если да, то какие компетенции в этой сфере необходимо закрепить
за органами государственной власти, а какие за местным само-
управление?
2. Необходимо ли ввести ответственность органов местного са-
моуправления за недостатки в организации защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций? Если да, то какие виды от-
ветственности и за какие недостатки Вы видите необходимым вве-
сти в законодательство РФ?
3. Известны ли Вам примеры самостоятельных (не являющихся
исполнением выраженных в той или иной форме предписаний
«сверху») инициатив органов местного самоуправления по органи-
зации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?
Задание 51.
В конце 2011 г. в Российском государстве и обществе возобно-
вилась дискуссия о перераспределении полномочий между Россий-
ской Федерацией и ее субъектами, в т.ч. по вопросам межбюджет-
ных отношений, налоговой политики и т.д.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предлагает пе-
редать регионам право распоряжаться федеральным имуществом, а
также в перспективе самим собирать налоги1. «Мне кажется, в пере-
распределении полномочий надо идти смелее и дальше», – сказала
она, выступая на Госсовете, очередное заседание которого посвяще-
но децентрализации власти. Матвиенко, в частности считает, что ре-
гионам надо передать федеральное имущество, которое не является
стратегическим. «Зачем Росимуществу из Москвы заниматься этим
вопросом, да еще неэффективно и не заинтересованно?» – спросила
она. «Я считаю, необходимо передать регионам управление гос-
имуществом, в том числе и федеральным, которое не используется
под федеральные функции, за исключением стратегического иму-
ситуаций природного и техногенного характера // Новое в российском и междуна-
родном праве. Выпуск XIV. Коллектив авторов: Бессарабов В.Г., Глотов С.А., Ка-
люжная Л.Г., Войтехов М.Я., и др. / Под ред. д.ю.н., проф. С.А. Глотова. М.: Меж-
дународный юридический институт, 2011. С. 97–100.
1 http://ria.ru/economy/20111226/526819170.html
127
щества», – сказала Матвиенко. «Сегодня практически в каждом
субъекте Федерации десятилетиями стоят недостроенные здания,
неиспользуемые земли. В первую очередь, именно региональные
власти заинтересованы в вовлечении этих объектов в хозяйствен-
ный оборот, привлечении инвесторов», – добавила «Матвиенко.
Она также поддержала идею, которую озвучил президент РФ
Дмитрий Медведев, о возможности передачи в будущем на уровне
регионов функций налогового администрирования. Президент РФ
Дмитрий Медведев, оглашая послание Федеральному Собранию,
сказал, что в Госдуму будет внесен пакет законопроектов по децен-
трализации власти. Его реализация позволит провести серьезное
перераспределение властных полномочий и бюджетных ресурсов в
пользу регионов и муниципалитетов. По словам президента, допол-
нительные доходы регионов и муниципалитетов от перераспреде-
ления налоговых ресурсов могут составить до триллиона рублей.
«Это создаст лучшую мотивацию наращивать налоговую базу,
лучше, больше их собирать. А если еще определенную часть остав-
лять в регионах, это умножит усилия местных властей, их заинтере-
сованность», – подчеркнула глава верхней палаты парламента.
Вопросы для обсуждения.
1. Каково Ваше отношение к высказанным предложениям по де-
централизации власти в нашей стране и изменения системы меж-
бюджетных отношений Центр – регионы?
2. Какие полномочия, на Ваш взгляд, следует передать от феде-
ральных властей региональным?
3. Как это повлияет на отношения субъект Федерации 0 муници-
палитеты, что здесь, на Ваш взгляд, необходимо «децентрализо-
вать»?
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!