Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по муниципальному праву»

/ Муниципальное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов.

Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.

Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ MECTHOГO САМОУПРАВЛЕНИЯ

Правовое регулирование финансовых основ МСУ – это сово-

купность конституционных и муниципальных норм права, регла-

ментирующих специфические управленческие отношения в МО по

осуществлению принципов организации местных финансов, источ-

ников формирования, направлений использования финансовых ре-

сурсов МСУ, регулированию основ бюджетного процесса в МО и

взаимоотношений органов МСУ с финансовыми институтами, а

также обеспечению гарантий финансовых прав органов МСУ.

Финансовые ресурсы МСУ состоят из средств местного бюдже-

та, внебюджетного и валютного фондов, средств на компенсацию

дополнительных расходов, возникающих в результате решений,

принятых органами государственной власти, получаемых кредит-

ных ресурсов, дотаций и субвенций от органов государственной

власти, а также средств органов ТОСУ.

В переходный период при формировании и утверждении проек-

тов бюджетов муниципальных районов на 2006, 2007 и 2008 гг.

средства районных фондов финансовой поддержки поселений мо-

гут распределяться с использованием показателей фактических до-

ходов и расходов за отчетный период или прогнозируемых на пла-

новый период доходов и расходов бюджетов поселений. В переход-

ный период дотации из региональных фондов финансовой под-

держки муниципальных районов (городских округов), предусмот-

ренных в бюджетах субъектов РФ, могут распределяться с исполь-

1 Четвериков В.С. Муниципальное право: Учеб. пособие. 4-е изд. М.: РИОР,

2009. С. 136–139.

66

зованием показателей фактических или прогнозируемых доходов и

расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов):

1) в 2006 г. – в размере до 100% от общего объема средств ука-

занных фондов;

2) в 2007 г. – в размере до 80% от общего объема средств ука-

занных фондов;

3) в 2008 г. – в размере до 50% от общего объема средств ука-

занных фондов.

В Европейской хартии о МСУ самая большая ст. 9 посвящена

источникам финансирования органов МСУ. Для обеспечения фи-

нансовой основы организации и деятельности МСУ предлагается

руководствоваться следующими основными положениями.

1. Органы МСУ имеют право в рамках национальной экономиче-

ской политики государства на обладание достаточными собствен-

ными финансовыми средствами, которыми они могут самостоя-

тельно распоряжаться при реализации своих функций и задач.

2. Финансовые средства органов МСУ должны быть достаточны

для осуществления определенных законом полномочий.

3. Часть финансовых средств органов МСУ должна поступать за

счет местных сборов и налогов, ставки которых органы МСУ впра-

ве устанавливать в пределах, определенных законом.

4. Финансовые источники, на которых основываются средства

органов МСУ, должны быть разнообразными и гибкими, чтобы

быть адекватными изменениям в расходах, возникающих при осу-

ществлении компетенции местных органов.

5. Правовыми мерами обеспечивается защита финансово-

неустойчивых органов МСУ за счет ввода процедур финансового

выравнивания или иных эквивалентных мер, предназначенных для

корректировки результатов неравномерного распределения потенци-

альных источников финансирования местных органов и соответст-

венно их расходам. Однако эти процедуры и меры не должны огра-

ничивать свободу выбора органов МСУ в пределах их компетенции.

6. Порядок предоставления перераспределяемых средств необ-

ходимо определенным образом согласовывать с органом МСУ.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие еще положения Европейской Хартии местного само-

управления необходимо указать, аргументируя финансовые основы

деятельности МСУ?

2. Как на практике в РФ реализуются данные основные положения?

67

3. Что в нашей стране следует относить к источникам финанси-

рования МСУ?

Задание 14.

Одним из ключевых вопросов обеспечения деятельности МСУ

является наличие своей собственности, позволяющей как обеспе-

чить нормальную жизнедеятельность местного самоуправления, так

и его доходную базу.

СОБСТВЕННОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ1

В собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных ФЗ

вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных

государственных полномочий, переданных органам местного само-

управления, в случаях, установленных ФЗ и законами субъектов

Федерации;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности

органов местного самоуправления и должностных лиц местного

самоуправления, муниципальных служащих, работников муници-

пальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативны-

ми правовыми актами представительного органа муниципального

образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право реше-

ния, которых предоставлен а органам местного самоуправления фе-

деральными законами и которые не отнесены к вопросам местного

значения.

В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и во-

доснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топ-

ливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные

транспортные инженерные сооружения в границах населенных

пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего

пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооруже-

ний федерального и регионального значения, а также имущество,

предназначенное для их обслуживания;

1 Четвериков В.С. Муниципальное право: Учеб. пособие. 4-е изд. М.: РИОР,

2009. С. 121–124.

68

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения

малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся

в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на усло-

виях договора социального найма, а также имущество, необходимое

для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначен-

ные для транспортного обслуживания населения в границах посе-

ления;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвида-

ции последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, пред-

назначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) имущество библиотек поселения;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обес-

печения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культу-

ры) независимо от категории их историко-культурного значения в

соответствии с законодательством РФ;

10) имущество, предназначенное для развития на территории по-

селения физической культуры и массового спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустрой-

ства и озеленения территории поселения, в том числе для обустрой-

ства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых

отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенное

для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликова-

ния (обнародования) муниципальных правовых актов, иной офици-

альной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собствен-

ности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

17) имущество, предназначенное для создания, развития и обес-

печения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов

местного значения на территории поселения;

18) имущество, предназначенное для организации защиты насе-

ления и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природ-

ного и техногенного характера;

69

19) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности

людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.

В собственности муниципальных районов могут находиться.

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения

поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги общего пользования между населен-

ными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооруже-

ния вне границ населенных пунктов в границах муниципального

района, за исключением автомобильных дорог общего пользования,

мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерально-

го и регионального значения, а также имущество, предназначенное

для их обслуживания;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначен-

ные для транспортного обслуживания населения между поселения-

ми на территории муниципального района;

4) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвида-

ции последствий чрезвычайных ситуаций на территории муници-

пального района;

5) имущество, предназначенное для организации охраны обще-

ственного порядка на территории муниципального района муници-

пальной милицией и т.д.

Вопросы для обсуждения:

1. На конкретных примерах, возможно, из практики МСУ, где

Вы проживаете, покажите, как работает муниципальная собствен-

ность во благо того или иного муниципального образования.

Задание 15.

ПОЛНОМОЧИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ (СХОДА) ГРАЖ-

ДАН1

Общее собрание (сход) граждан по месту жительства осуществ-

ляет следующие полномочия:

– обсуждает вопросы городской жизни, имеющие существенное

значение для населения данных территорий, проекты решений ор-

ганов городского (местного) самоуправления, внесенные на их рас-

смотрение, выражает по ним свои мнения и дает предложения го-

родскому Совету, администрации города и ее должностным лицам;

1 Четвериков В.С. Муниципальное право: Учеб. пособие. 4-е изд. М.: РИОР,

2009. С. 53.

70

– рассматривает сообщения, доклады и отчеты о работе депута-

тов городского Совета, руководящих работников городской адми-

нистрации и ее территориальных подразделений;

– принимает решения о добровольном принятии жителями об-

щественных обязанностей по участию в благоустройстве, охране

общественного порядка, сохранении жилого фонда, охране приро-

ды, памятников истории и культуры, оказании помощи нуждаю-

щимся;

– принимает решения о создании и избрании органов территори-

ального общественного самоуправления, об утверждении положе-

ний (уставов) этих органов, одобрении программы их деятельности,

использовании имущества и средств, находящихся в распоряжении

органов общественного самоуправления, заслушивает и утверждает

отчеты этих органов;

– решает вопросы о добровольных взносах и пожертвованиях

граждан на общественные нужды;

– рассматривает иные вопросы жизнедеятельности соответст-

вующих территорий.

Вопросы для обсуждения:

1. Приведите примеры проведения подобного рода собраний

(сходов) и их решений.

2. Поясните, что попадает в категорию «иные вопросы жизне-

деятельности соответствующих территорий»?

Задание 16 1.

Гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также

муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля г., сле-

дующего за отчетным, обязан представлять представителю нанима-

теля (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обяза-

тельствах имущественного характера. Они являются сведениями

конфиденциального характера, если не отнесены ФЗ к сведениям,

составляющим государственную и иную охраняемую ФЗ тайну.

Не допускается использование сведений о доходах, об имущест-

ве и обязательствах имущественного характера муниципального

служащего для установления или определения его платежеспособ-

ности, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований

1 Четвериков В.С. Муниципальное право: Учеб. пособие. 4-е изд. М.: РИОР,

2009. С. 120.

71

(взносов) в фонды религиозных или других общественных объеди-

нений, иных организаций, а также физических лиц. Муниципаль-

ный служащий, виновный в разглашении указанных сведений в от-

ношении других муниципальных служащих или в использовании

этих сведений в целях, не предусмотренных законодательством,

несет юридическую ответственность.

Вопросы для обсуждения:

1. Как на практике работают данные нормы закона?

2. Что положительного и что отрицательного в них заложено?

3. Какие изменения произошли в действующем законодательстве

о муниципальной службе по данной проблематике?

Задание 17.

В целях оценки эффективности деятельности МСУ, а также по-

вышения его работоспособности и ответственности руководителей

органов местного самоуправления, Президент России 28.04.2008

издал Указ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов

местного самоуправления городских округов и муниципальных

районов», который содержит ряд индикационных показателей. В их

числе:

№ Показатели

I отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной

платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной

номинальной начисленной заработной плате работников крупных и

средних предприятий и некоммерческих организаций городского ок-

руга (муниципального района)

2 доля населения, охваченного профилактическими осмотрами

3 число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет:

– на дому – всего, в том числе от инфаркта миокарда, от инсульта;

– в первые сутки в стационаре – всего, в том числе от инфаркта мио-

карда, от инсульта;

число случаев смерти детей до 18 лет:

– на дому;

– в первые сутки в стационаре

4 доля амбулаторных учреждений, имеющих медицинское оборудова-

ние в соответствии с табелем оснащения

5 доля детей в возрасте от трех до семи лет, получающих дошкольную

образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в органи-

зациях различной организационно-правовой формы и формы собст-

венности, в общей численности детей от трех до семи лет

72

№ Показатели

6 доля детских дошкольных муниципальных учреждений от общего

числа организаций, в том числе субъектов малого предприниматель-

ства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении,

услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюд-

жета городского округа (муниципального района) на оказание таких

услуг и т.д.

Вопросы для обсуждения:

1. В какой мере, на Ваш взгляд, данные показатели характеризу-

ют сегодня положение в МСУ:

2. Предложите свои добавления в приведенный Указ Президента РФ.

Задание 18.

Очевидно, – пишет А. Широков1, – что масштабная реформа ме-

стного самоуправления не может быть проведена в предельно огра-

ниченные сроки, поэтому даже первой редакцией нового Федераль-

ного закона «Об общих принципах организации местного само-

управления в Российской Федерации» было предусмотрено его

вступление в силу в полном объеме с 1 января 2006 г., а затем этот

срок продлен до 1 января 2009 г.2.

При этом был учтен опыт реформы, связанной с принятием од-

ноименного Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ,

когда на проведение всех необходимых мероприятий было отпуще-

но, считая по наиболее длительному – проведению муниципальных

выборов, сначала шесть, затем шестнадцать месяцев3, а закон счи-

тался вступившим в силу со дня его официального опубликования,

то есть через три дня после его принятия. Основные мероприятия

переходного периода были обозначены в самых общих чертах. Не

все, но многие издержки названной реформы были связаны, в том

числе и с этой поспешностью.

Необходимо отметить, что продление переходного этапа до 1 ян-

варя 2009 г. было мерой скорее вынужденной, чем изначально не-

1 Широков А.Н. Местное самоуправление в современной России: конституци-

онные основы, законодательное регулирование, практическая реализация /

А.Н. Широков, С.Н. Коркова. М.: Кнорус, 2009. С. 415.

2 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организа-

ция местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 83, ч.1.

3 Федеральный закон от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 58, ч. 1.

73

обходимой, но не до конца продуманной. Ведь в сумме переходный

период составил, считая от даты принятия закона (6 октября 2003 г.)

более пяти лет. Опыт ряда субъектов Российской Федерации, даже

тех, где требовалось провести наиболее серьезные изменения в сис-

теме местного самоуправления (мы имеем в виду полномасштаб-

ную территориальную реформу и всеобъемлющее разграничение

имущества), показывает, что это было возможно сделать в первона-

чально установленные сроки.

Вопросы для обсуждения:

1. Согласны ли Вы с точкой зрения автора?

2. Почему, на Ваш взгляд, переносились окончательные сроки

реформирования МСУ?

Задание 19.

Из позитивных направлений оптимизации расходов местных

бюджетов следует отметить следующие1:

– проведение ситуационного анализа крупнейших налогопла-

тельщиков с целью прогнозирования исполнения доходной части

бюджета;

– повышение собираемости местных налогов, а также иных на-

логов, доходы от которых зачисляются в местные бюджеты (напри-

мер, НДФЛ);

– оптимизация расходных обязательств муниципального образо-

вания, в том числе численности муниципальных служащих с учетом

реально предоставляемых муниципальных услуг;

– инвентаризация налогооблагаемой базы и базы поступления

неналоговых доходов;

– проведение инвентаризации (учета) недвижимого имущества в

поселении, принятие на баланс пригодного для хозяйственной дея-

тельности бесхозяйного имущества. Это позволяет ввести в оборот

имущество, а также обеспечить поступление в местные бюджеты

дополнительных доходов – налоговые и неналоговые (аренда и др.);

– проведение работы по упорядочению и оформлению земель-

ных участков;

– сокращение количества убыточных муниципальных унитарных

предприятий и учреждений;

1 Климантова Г.И. Муниципальное управление в Москве и Российской Федера-

ции: перспективы развития: монография. М., 2011.

74

– принятие мер по повышению собираемости платежей за жи-

лищно-коммунальные услуги путем заключения агентских догово-

ров на удержание платы ЖКУ из заработной платы сотрудников

предприятия, обязательств по рассрочке платежей;

– внедрение бюджетирования, ориентированного на результат;

– внедрение новых технологий бюджетного и бухгалтерского

учета;

– усиление финансового контроля.

Создана резервная финансовая «подушка безопасности». В горо-

де Новосибирске по каждому департаменту была проведена работа

по выявлению кредиторской задолженности подведомственных уч-

реждений, проведен анализ заключенных контрактов и договоров

по итогам прошедших конкурсов и аукционов, учтены расходы на

присвоение бюджетные обязательства учреждений на приобретение

товаров и услуг.

Меры против «конвертной» заработной платы в Гатчинском

районе Ленинградской области позволили повысить среднюю зара-

ботную плату с 3.500 до 12.600 рублей более, чем на 1200 предпри-

ятиях. Также в рамках антикризисной стратегии в районе разрабо-

тана методика определения численности органов местного само-

управления в зависимости от количества фактически предоставляе-

мых услуг во всех вопросах местного значения.

Вопросы для обсуждения:

1. Предложите свои направления повышения эффективности

расходования средств бюджета МСУ.

2. Приведите примеры подобного рода деятельности МСУ, где

Вы живете.

Задание 201

Социальная защита населения проводится на различных уров-

нях осуществления властных отношений: на уровне федеральных и

региональных органов государственной власти, а также на уровне

органов местного самоуправления. Каждый из них имеет свои воз-

можности, позволяющие наиболее полно и эффективно реализовы-

вать ее цели и задачи. Преимущества органов государственной вла-

сти состоят в том, что они акцентируют внимание на наиболее важ-

1 Акмалова А.А. Муниципальное право России: учебник. М.: ИКФ «Экмос»,

2002. С. 78–79.

75

ных стратегических направлениях социальной защиты населения

путем формирования целевых программ; привлекают высококвали-

фицированных специалистов и персонал; концентрируют матери-

ально- финансовые, людские и иные ресурсы в соответствии с мас-

штабами осуществляемых социальных программ на решении наи-

более важных задач, добиваясь таким образом большей мобильно-

сти финансирования и в результате этого определенной стабильно-

сти даже при неустойчивом бюджете.

Причем, в нашей стране долгое время социальная защита насе-

ления осуществлялась в основном на государственном уровне, и

население привыкло рассматривать социальную политику как пре-

рогативу центральных органов власти. Значительная часть вопросов

в области жилищно-коммунального обслуживания, создания усло-

вий для отдыха, социальной защиты семьи, детства, материнства,

инвалидов, а также предоставления других услуг социально неза-

щищенным категориям населения решалась отдельными предпри-

ятиями. Особенно это было характерно для тех городов, где хозяй-

ственная жизнь была сосредоточена вокруг одного промышленного

или строительного градообразующего гиганта. Предприятия обес-

печивали своих работников жильем, коммунально-бытовыми услу-

гами, услугами в сфере здравоохранения, поддерживали подшеф-

ные школы и часто создавали базу для развития социальной инфра-

структуры города или района в целом.

Однако, как показывает опыт многих стран, в том числе и Рос-

сии, одним из наиболее оперативных, эффективных и перспектив-

ных субъектов осуществления социальной защиты населения явля-

ются органы местного самоуправления.

Социальное законодательство1 основными направлениями соци-

альной защиты населения определило следующие: социальная за-

щита экономически активного населения, не имеющего работы; со-

циальная защита молодежи. В рамках данных направлений отдель-

ные регионы и муниципальные образования устанавливают собст-

венные приоритеты в работе. В Московской области это:

1 Федеральные законы «О государственной социальной помощи», «О занятости

населения в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам,

имеющим детей», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской

Федерации», «О беженцах», «О социальной защите граждан, подвергшихся воз-

действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «Об основах

социального обслуживания населения в Российской Федерации» и др.

76

• разработка ежегодных программ социальной защиты населения

и обеспечение контроля за их реализацией;

• координация работы местных органов власти по социальной

защите малоимущих граждан из внебюджетных источников;

• пенсионное обеспечение (назначение и выплата пенсий, посо-

бий, доплат);

• организация работы по реализации законодательных актов РФ

и Московской области по предоставлению льгот отдельным катего-

риям граждан;

• социальное обслуживание на дому одиноких престарелых гра-

ждан и инвалидов;

• организация бесплатного питания малоимущих граждан;

• развитие сети муниципальных учреждений социальной защиты

населения, центров социального обслуживания и приближение этих

объектов к месту жительства граждан;

• организация работы пансионатов для ветеранов труда и домов-

интернатов для проживания на полном государственном обеспече-

нии престарелых, инвалидов, а также детей-инвалидов;

• реабилитация инвалидов, интеграция их в общество, решение

вопросов профессионального обучения и занятости инвалидов, при-

способление объектов социальной защиты для использования их

инвалидами и другими немобильными группами населения;

• координация деятельности благотворительных организаций и

оказание гуманитарной помощи.

Даже краткий перечень основных направлений и приоритетов

социальной защиты населения, регламентированный федеральными

и региональными законами, показывает, что основная работа по

реализации данных актов ложится на муниципальные органы.

Вопросы для обсуждения:

1. Как, на Ваш взгляд, МСУ справляется с этой «тяжелой соци-

альной ношей»? (обоснуйте свой ответ).

2. Приведите примеры реализации успешных социальных проек-

тов в Вашем районе, МСУ.

77

Задание 21.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

право и реальная способность органов местного « самоуправления регламентировать значи-

тельную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою

ответственность и в интересах местного населения.

ст. 3 Европейской Хартии местного самоуправления

осуществляется

советами или собраниями, состоящими из

членов, избранных путем свободного,

тайного, равного и всеобщего голосования

собраниями граждан, референдумами или

любой другой формой прямого участия

граждан, где это допускается по закону

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте краткую характеристику перечисленным выше 7 при-

знакам местного самоуправления, указанным в Европейской Хар-

тии местного самоуправления.

2. Российская Федерация ратифицировала Европейскую Хартию

местного самоуправления в 1998 г. Что с этого времени, на Ваш

взгляд, сделано для ее практической реализации в России? (приве-

дите примеры).

конституционным статусом

собственной компетентностью,

полной свободой действий в преде-

лах, установленных законом

близостью к населению, гражданам

приспособленностью к местным

условиям

правом на судебную защиту

достаточными собственными фи-

нансовыми средствами и правом

ими распоряжаться

правом объединения с другими

местными органами самоуправ-

ления, сотрудничества с подоб-

ными органами других госу-

дарств

обладает

78

Задание 22.

Совет Европы и развитие местного самоуправления

Европейская Хартия местного самоуправления 15 декабря 1985 г.

Цель Хартии – обеспечение и защита прав органов местного самоуправления как наиболее

близких к населению; поддержание демократий в Европе и защита прав человека через уча-

стие граждан в деятельности самостоятельных местных органов власти.

↓ ↑

Значение местного самоуправления для демократи-

ческого развития общества.

Понятие местного самоуправления

↓ ↓

Органы местного самоуправления составляют одну из

главных основ любого демократического строя.

Право граждан участвовать в ведении государственных

дел относится к демократическим принципам, разделяе-

мым всеми государствами-членами Совета Европы.

Подлинная демократия предполагает наличие местных

органов самоуправления, которые располагают упол-

номоченными для принятия решения органами, соз-

данными демократическим путем, и которые имеют

широкую автономию в отношении своей компетенции,

порядка и средств ее осуществления и необходимых для

этого ресурсов.

Наличие облеченных реальной ответственностью ор-

ганов местного самоуправления может обеспечить эф-

фективное и одновременно приближенное к гражданину

управление.

Право граждан участвовать в управлении наиболее не-

посредственно может быть осуществлено именно на

местном уровне.

Под местным самоуправлением

понимается право и способ-

ность органов местного само-

управления регламентировать

значительную часть государст-

венных дел и управлять его,

действуя в рамках закона, в со-

ответствии со своей компетен-

цией и в интересах местного

населения. Это право осущест-

вляется советами или собра-

ниями, состоящими из членов,

избранных путем свободного,

тайного, прямого, равного и

всеобщего голосования. Советы

или собрания могут распола-

гать подотчетными им испол-

нительными органами. Это по-

ложение ни в коей мере не ис-

ключает обращения к со-

браниям граждан, референдуму

или любой другой форме пря-

мого участия граждан там, где

это допускается по закону (ст. 3

Хартии).

Принципиальные основы организации местного самоуправления.

Вопросы для обсуждения:

1. Как развивалось в последние годы (1995–2011) законодатель-

ство о местном самоуправлении в РФ?

2. В какой мере, на Ваш взгляд, российское законодательство о

местном самоуправлении вобрало в себя основные принципы и

нормы Европейской Хартии местного самоуправления?

3. Какими положениями Вы сегодня дополнили бы Европейскую

Хартию местного самоуправления?

Задание 23.

В Европейской Хартии местного самоуправления (1985) закреп-

лен ряд основ организации его деятельности.

79

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТ-

НОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Административный контроль за деятельностью органов мест-

ного самоуправления

Любой административный контроль за деятельностью органов

местного самоуправления, как правило, предназначен лишь для

обеспечения законности и соблюдения конституционных принци-

пов. Тем не менее, административный контроль может, там, где это

целесообразно, осуществляться вышестоящими органами власти

при выполнении органами местного самоуправления делегирован-

ных им задач» (ст. 8 Хартии).

Источники финансирования органов местного самоуправления

«1. Органы местного самоуправления имеют право, в рамках на-

циональной экономической политики, получать достаточные собст-

венные финансовые средства, которыми они могут свободно распо-

ряжаться при осуществлении своих функций.

2. Финансовые средства органов местного самоуправления

должны быть соразмерны предоставленным им по конституции или

закону полномочиям.

3. По меньшей мере часть финансовых средств органов местного

самоуправления должна поступать за счет местных сборов и нало-

гов, ставки которых органы местного самоуправления вправе уста-

навливать в пределах, определенных законом» (ст. 9 Хартии).

Право местных органов самоуправления па объединение

Местные органы самоуправления имеют право при осуществле-

нии своих полномочий сотрудничать и в пределах, установленных

законом, объединяться с другими органами местного самоуправле-

ния для выполнения задач, представляющих общий интерес» (ст. 10

Хартии).

Правовая защита местного самоуправления

Органы местного самоуправления имеют право на судебную защи-

ту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий

и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством стра-

ны принципов местного самоуправления» (ст. 11 Хартии).

Вопросы для обсуждения:

1. Как работают данные основы муниципального самоуправле-

ния в РФ?

2. Что изменилось в этой связи в ходе реформы местного само-

управления в 2008–2011 гг.?

80

Задание 24.

Зарубежный опыт организации деятельности местного само-

управления (местных сообществ) говорит о следующем:

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ1

Обязательные собственные полномочия (полномочия, предпи-

санные законом)

Община

Градостроительство и планирование территории.

Местные дороги.

Строительство и содержание начальных школ.

Противопожарная безопасность, предупреждение наводнений.

Обустройство водных путей и иных водных пространств.

Социальная помощь и поддержка молодежи.

Содержание кладбищ.

Создание и содержание игровых площадок.

Контроль за соответствием жилья санитарным нормам.

Ликвидация ветхого жилья.

Район

Планирование и обустройство территории в масштабах района.

Содержание природных парков и заповедников.

Сооружение и содержание межобщинных дорог.

Строительство и содержание средних и профессиональных школ.

Социальная помощь и поддержка молодежи.

Строительство и содержание больниц и поликлиник.

Бытовые отходы, сборка мусора.

Примеры делегированных полномочий (для городов-районов и ряда

крупных городов-общин; для сельских районов в некоторых землях)

ЗАГС

Статистика.

Организация выборов.

Контроль за пребыванием иностранцев.

Управление дорожным движением.

Гигиена и ветеринария.

Контроль за качеством продовольственных товаров.

Санитарный контроль за ресторанами и барами.

Примеры необязательных действий в рамках общей компетенции

1 Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах: Учеб. пособ.

М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007. С. 84.

81

Община

• Экономическое развитие.

• Управление предприятиями, производящими и распределяю-

щими газ, электричество, воду.

• Общественный транспорт.

• Жилищное строительство.

Поддержка культуры и спорта.

Район

Участие в экономическом развитии.

Строительство и содержание публичных библиотек.

Создание народных университетов.

Строительство спортивных площадок и стадионов.

Вопросы для обсуждения:

1. Какова компетенция российских органов местного самоуправле-

ния, как она корреспондируется с зарубежным опытом его организации?

2. Что положительного (отрицательного), на Ваш взгляд, в этом опыте?

Задание 25.

1. В Федеративной Республике Германия существует различие

системы органов и должностных лиц.

2. Система ландрата (земли Рейнланд-Пфальц и Саар). Глава ис-

полнительной власти района – ландрат. Он является государственным

чиновником и назначается правительством земли по представлению

районного собрания, председателем которого одновременно является.

В земле Баден-Вюртемберг та же система используется с неко-

торыми вариациями. Ландрат, глава исполнительной власти, изби-

рается районным собранием на 8 лет; он является председателем

районного собрания. При этом министерство внутренних дел земли

участвует в отборе кандидатов: собрание предлагает министерству

список из трех кандидатур и лишь после его утверждения приступа-

ет к голосованию. Заместитель ландрата является государственным

чиновником и назначается правительством земли с согласия ланд-

рата. Сам ландрат является чиновником района.

3. Южногерманская система (Бавария, восточные земли). Ланд-

рат – глава исполнительной власти, избираемый населением путем

всеобщих прямых выборов сроком на 6 лет. Он является чиновни-

ком района и председателем собрания.

4. Система директора (Direktorialverfassung – Нижняя Саксония,

Северный Рейн-Вестфалия). Главой исполнительной власти являет-

82

ся директор района (Oberkreisdirektor), избираемый собранием сро-

ком на 10 или 12 лет. В Вестфалии избранный собранием директор

утверждается правительством земли. В этих землях существует

также должность ландрата – это председатель собрания, не обла-

дающий исполнительными полномочиями.

Местные финансы. Доходы местных сообществ формируются

за счет классических источников: налоги и оборы, государственные

трансферты, доходы от экономической деятельности и плата за ока-

занные услуги, займы.

Собственные налоги общин складываются из двух основных со-

ставляющих: поземельный налог и промысловый налог. Эти налоги

собираются только общинами; ставка налога ежегодно устанавли-

вается советом общины.

Закон земли может также разрешить общинам введение налогов

и сборов на потребление. Виды сборов различны: налог на спектак-

ли, сбор за право розлива спиртных напитков, сбор с владельцев

собак и лошадей, лицензионный сбор за охоту И рыбную ловлю,

целевой налог для содержания пожарной охраны, сбор за второе

жилище, налог на моторные лодки и катера и др.

Районы не имеют исключительных собственных налогов. Однако в

соответствии с федеральной Конституцией земли обязаны обеспечить

районы собственными источниками финансирования. В большинстве

случаев земли передают районам часть или весь объем поступлений от

налога на недвижимость, формально являющийся государственным

(земельным) налогом. Кроме того, именно районам, а не общинам мо-

жет быть разрешено взимать некоторые сборы, например, за розлив

спиртных напитков и лицензионный сбор за рыбалку и охоту.

Вопросы для обсуждения:

1. Как выстроены органы местного самоуправления в нашей

стране? (Сравните с приведенным примером).

2. Какова компетенция муниципалитетов?

Задание 26.

Изучите систему органов власти, сложившуюся в г. Москве как

субъекте РФ1.

1 Прокофьев Е.В. Муниципальное право Российской Федерации: сб. учеб-метод., нормат.-

правовых и аналит. материалов. РАП. М.: Волтерс Клувер, 2009.

83

1

2

1 В соответствии со ст. 43 Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 представительные органы мест-

ного самоуправления (районные собрания), избранные населением до вступления в силу закона, осуществ-

ляют полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Аналогичное положение действует и

в отношении выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, но не более срока полномо-

чий представительного органа местного самоуправления (районного собрания). Этот срок закончился в

большинстве из 125 муниципальных районов г. Москвы в 2004 г., в связи с чем в 2004 г. были проведены

выборы депутатов муниципальных Собраний.

2 В соответствии с новой редакцией Закона от 6 октября 2003 г. № 1Э1-ФЗ в структуре (системе) ор-

ганов местного самоуправления могут быть образованы такие органы, как контрольный орган муници-

пального образования и избирательная комиссия муниципального образования. Эти органы могут быть

созданы и в муниципальных образованиях г. Москвы.

Представительный орган Исполнительно-

распорядительный

орган

Глава муниципально-

го образования

Муниципальное собрание Муниципалитет

Руководитель

муниципального

образования

Состоит из депутатов, избираемых

жителями муниципального обра-

зования на основе всеобщего

равного и прямого избирательного

права при тайном голосовании

сроком на 4 года.

Численный состав определяется

уставом муниципального образо-

вания с учетом числа избирателей:

- до 50 тыс.

- до 10 депутатов;

- от 50до 100тыс.- до15депутатов;

свыше 100 тыс. - до 20 депутатов.

Депутаты избирают из своего

состава председателя, если:

1) руководитель муниципального

образования избирается населени-

ем непосредственно и в соответст-

вии с уставом не входит в состав

муниципального Собрания;

2) уставом не предусмотрена

должность руководителя муници-

пального образования.

Полномочия председателя

.муниципального Собрания испол-

няет руководитель муниципально-

го образования, если:

- он избирается из состава муни-

ципального Собрания;

- он избирается населением непо-

средственно и в соответствии с

уставом входит в состав муници-

пального Собрания с правом

решающего голоса

Формируется руководителем

муниципалитета на основе

нормативно-правовых актов

муниципального образова-

ния. Руководителем муни-

ципалитета может быть:

1) руководитель муници-

пального образования, если:

- он избирается муници-

пальным Собранием из

своего состава;

- он избирается населением

непосредственно и в соот-

ветствии с уставом входит в

состав муниципального

Собрания с правом решаю-

щего голоса;

2) лицо, назначаемое пред-

седателем муниципального

Собрания по согласованию с

муниципальным Собранием

и осуществляющее свои

полномочия на основе

трудового контракта.

Руководитель муниципа-

литета осуществляет испол-

нительно-распорядительную

деятельность в рамках

полномочий, установленных

уставом, в соответствии с

нормативными правовыми

актами РФ, г. Москвы,

органов местного само-

управления муниципального

образования

Возглавляет деятельность по

осуществлению местного

самоуправления на террито-

рии муниципального образо-

вания и наделяется в этих

целях компетенцией по реше-

нию всех вопросов местного

значения, кроме вопросов,

отнесенных к компетенции

муниципального Собрания.

Избирается населением непо-

средственно или из состава

муниципального Собрания на

срок полномочий депутатов

муниципального Собрания и

одновременно с выборами

депутатов муниципального

Собрания.

Может одновременно зани-

мать должности:

1) председателя муниципаль-

ного Собрания и руководителя

муниципалитета, если:

– он избирается из состава му-

ниципального Собрания;

– он избирается населением

непосредственно и в соответ-

ствии с уставом входит в

состав муниципального Соб-

рания с правом решающего

голоса;

2} руководителя муниципали-

тета, если он избирается

населением непосредственно и

в соответствии с Уставом не

входит в состав муниципаль-

ного Собрания

СИСТЕМА ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В г. МОСКВЕ1

1) Устав г. Москвы от 28 июня 1Э95 г. с послед, изм. и доп. (гл. 9);

2) Закон г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56.

Иные орга-

ны и долж-

ностные

лица мест-

ного само-

управления

Образуются

(избираются)

в соответст-

вии с уставом

муниципаль-

ного образо-

вания при

соблюдении

положений

федерального

законода-

тельства и

законов

г. Москвы2

84

Вопросы для обсуждения:

1. Как устроено местное самоуправление в Москве, и в чем его

особенности?

2. Приведите пример, как работает муниципальное собрание

района, где Вы живете?

Задание 27.

Изучите правовой статус главы муниципального образования1 и

приведите примеры его реализации в конкретных муниципальных

образованиях.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!