Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Уважаемые студенты!
По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова, могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.
Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.
Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru
При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.
Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.
С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru
Тема № 10
Анализ системы производства медицинских услуг
Введение. Современные подходы к пониманию основных процессов развития стоматологических заболеваний, и в частности этиологии и патогенеза кариеса, в значительной степени стали доступными лишь с внедрением в стоматологию важнейших научных методологий, таких как знания по теории систем, системном подходе и системном анализе, теории вероятности и логики. Основоположниками системного подхода являются: Л. фон Берталанфи, А. А. Богданов, Г.Саймон, П.Друкер, А.Чандлер.
Анализ и обобщение результатов большого числа исследований в области стоматологии, показывает, что до настоящего периода данные результаты не имели системного обобщения, отсутствовала их научно-практическая оценка с учетом иерархии организации и оказания стоматологической помощи на индивидуальном, групповом и популяционном (государственном) уровне, в том числе в сопоставлении с зарубежными научными разработками.
Система (определение) - совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность или единство (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Общее определение системы, как единство входа, процессора и выхода
Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений).
Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.
Основные принципы системного подхода:
ü Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
ü Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
ü Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
ü Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
ü Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.
Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.
Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:
1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;
4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;
6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;
7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой;
8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.
Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу.
9.1. Система производства медицинских услуг в стоматологии
Практический врач-стоматолог нового XXI столетия в значительной степени повысит свой профессиональный уровень, если включит в структуру своих знаний основу системного подхода к пониманию этиологии стоматологических заболеваний, патогенеза их развития, и, соответственно, к обоснованию внедрения в свою практику новейших методов профилактики, диагностики и лечения данных заболеваний с учетом современных технологий.
Система производства стоматологических услуг в нашем понимании - это совокупность объектов, взаимодействующих подразделений для достижения общих целей в условиях действия социальных, политических и экономических факторов. Любая система, в т.ч. и стоматологической помощи населению работает в единой организационной среде российского здравоохранения (рис. 9.2).
Рис. 9.2. Система производства стоматологических услуг
ü Структура — способ взаимодействия элементов системы посредством определенных связей (картина связей и их стабильностей).
ü Процесс — динамическое изменение системы во времени.
ü Системный эффект — такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей.
С точки зрения системного подхода стоматологическое учреждение любой формы собственности ‒ это производственный конвейер, результатом функционирования которого является производство товара или услуги.
По мнению академика РАМН В.К. Леонтьева в настоящее время в России насчитывается более 10,4 тыс. муниципальных и государственных стоматологических учреждений, в динамике их число неуклонно снижается. Одновременно произошел рост частных и негосударственных стоматологических организаций, в ряде случаев значительный. Негосударственный сектор представляет более чем 7 тыс. стоматологических организаций различных форм собственности:
ü Частные стоматологические поликлиники и кабинеты (подавляющее большинство).
ü Приватизированные стоматологические организации (ряд стоматологических поликлиник в различных регионах страны).
ü Акционированные, но не приватизированные стоматологические учреждения различных ведомств.
Число негосударственных стоматологических учреждений в России быстро приближается к числу государственных, хотя по числу работающих в негосударственном секторе их в 3-4 раза меньше, чем в государственном из-за их маломощности. Следует отметить, что большинство вновь организуемых учреждений коммерческого сектора на Дальнем Востоке России представлены малыми предприятиями с числом персонала от 5 до 25 человек. Однако именно эти стоматологические предприятия и формируют конкурентную среду производства стоматологических услуг в условиях рынка.
Развитие рыночных отношений в экономике России, либерализация цен на товары и услуги, влекущие за собой удорожание медицинской помощи, обострили проблему взаимоотношений производителей и потребителей на рынке, как по ценовым, так и по качественным характеристикам. Значительная часть населения Дальнего Востока все чаще и чаще отдает предпочтение не государственным учреждениям при выборе ЛПУ и врача-стоматолога, следовательно, пациенты предпочитают получать качественную стоматологическую помощь в коммерческом секторе стоматологии региона (Дьяченко В.Г. Галеса С.А., 2004). В конечном итоге, стоматологическое учреждение производит продукцию (товар; услугу), которые реализуются на рынке по двум основным характеристикам: цена и качество (рис. 9.3).
Рис. 9.3. Основные параметры производимой продукции в стоматологии
Существуют определенные отличия между товаром и услугой (рис. 9.4).
Рис. 9.4. Определение различных вариантов продукции стоматологических ЛПУ (товар; услуга)
Система ЛПУ стоматологического профиля, как в государственном, так и в коммерческом секторе должна решать определенные задачи для достижения цели/результата функционирования отечественного здравоохранения. В частности, с точки зрения обеспечения достаточного уровня стоматологического здоровья населения региона система стоматологических учреждений должна стремиться к достижению определенных результатов деятельности. Однако эти показатели не всегда являются критериями здоровья.
Тенденции развития стоматологии на Дальнем Востоке России в последние годы ставит перед органами управления сложный комплекс проблем, который требует научных подходов и теоретически осмысленных и взвешенных решений. Применять в ДВФО общепринятые для России методики планирования и прогнозирования стоматологической помощи населению, а в конечном итоге и нормирования стоматологии, следует с определенной долей осторожности.
Кроме показателей стоматологического здоровья, которые косвенно характеризуют и являются отражением производства стоматологических услуг того или иного уровня качества, а также эффективности работы ЛПУ стоматологического профиля, необходимо рассмотреть и спланировать работу системы с точки зрения условий стандартизации и выполнения стандартов, которые определяют как качество, так и эффективность. Эти условия следующие:
1. Структура системы (стандарт структуры).
2. Технологии системы (стандарт процесса производства).
Система организация стоматологической помощи населению должна соответствовать общим принципам функционирования систем, которые заключаются в следующем:
ü цель работы системы,
ü задачи работы системы,
ü субъекты функционирования системы,
ü обязанности/функции субъектов системы,
ü ответственность субъектов системы,
ü контроль субъектов системы,
ü права субъектов системы, в рамках которых они функционируют
ü время, в течение которого система функционирует
Рис. 9.5. Два основных субъекта функционирования производственной системы
Любая система, в том числе и система производства стоматологических услуг, должна работать в единой организационной технологии, которая соответствует определенным принципам современного менеджмента. Но, поскольку система производства стоматологических услуг относится к категории открытых систем, то при системном анализе следует учитывать состояние объектов окружающей среды (рис. 9.6.).
Рис. 9.6. Организационная среда производства медицинских услуг
При переходе к новой модели менеджмента в стоматологии три основные понятия, применявшиеся в прошлом, приобретают новые, дополнительные оттенки. Вот эти понятия: клиент (потребитель медицинских услуг), технологический процесс и результат.[1]
Термин «потребитель» применяется для обозначения роли, которую играет физическое или юридическое лицо при получении стоматологической услуги или произведенного товара (зубного протеза). Потребитель определяет, чего он ожидает от услуги или товара. К сожалению, оттенки понятий, связанные с коммерцией и включенные в новое толкование этого понятия, представляют собой барьер на пути понимания для некоторых специалистов по управлению здравоохранением и населения. В качестве субъектов, обозначаемых этим понятием, могут быть и пациенты, и врачи, и отдельные подразделения ЛПУ стоматологического профиля и ЛПУ в целом.
Потребители (пациенты) часто представляют собой внешнюю по отношению к системе производства стоматологических услуг сторону, и поэтому о них говорят как о внешних потребителях. В стоматологических учреждениях также имеются внутренние потребители, например, лечебные отделения являются клиентами рентгенологического отделения, лаборатории, аптеки, административно-хозяйственного отдела и т. д. Таким образом, понятие «потребитель» применяется нами весьма специфическим образом. Понятие «технологический процесс» относится к видам деятельности или действиям, регулярно повторяющимся с целью превращения исходных материалов, предоставляемых поставщиками, в готовую продукцию, получаемую потребителями (клиентами). Один из последователей Каору Ишикавы в Японии, Генуги Тагучи поддержал идею последнего по разделению потребителей на внутренних и внешних.[2]
Например, пациент может получить медицинскую помощь в связи с переломом нижней челюсти в отделении челюстно-лицевой хирургии больницы. Пациент является «потребителем» всего того, что делается для фиксации, вправления и обезболивания нижней челюсти - «внешний потребитель». Все, что происходит между «доставкой сломанной челюсти» пациентом-поставщиком и получением зафиксированной шиной нижней челюсти пациентом-потребителем, может быть определено как технологический процесс (конвейер) оказания медицинской помощи. «Внутренним потребителем» в данном примере может являться врач операционного блока, который находится на следующем этапе оказания медицинской помощи (если пациенту требуется оперативное вмешательство) после врача приемного отделения. Заметим, что употребление понятия «технологический процесс» шире, чем ряд современных понятий этого термина, и содержит ряд структурных элементов.
Понятие «результат» включает в себя как технически конечную продукцию, так и суждение о пользе, полученной потребителем, получившим эту конечную продукцию. Термин «исход», хотя и применяется широко в медицине и стоматологии, не имеет точной взаимосвязи с понятием «результат», «конечная продукция технологического процесса» или «выгода, извлеченная из технологического процесса». Этот термин по иному определяется пациентом (или другими потребителями в данном процессе) в отношении производимой стоматологической услуги или товара - под оценкой выгоды пациентами, как правило, подразумеваются как ожидания, так и ценность, установленные им для себя. С позиции непрерывного улучшения качества и эффективности стоматологической помощи понятие «результат» применяется для обозначения как технического выхода данного процесса, так и выгоды, определенной потребителем медицинских услуг.
9.2. Применение системного анализа в стоматологии
Объекты анализа в технологиях производства стоматологических услуг имеют различную природу в зависимости от конкретной поставленной задачи и цели планирования. Это связано в значительной мере со сложностью производственной системы в стоматологии. Характерными признаками сложных систем, к которым относится и система стоматологического ЛПУ, являются:
ü сложность моделей процессов;
ü большая размерность задач управления;
ü иерархичность структуры;
ü агрегирование частей;
ü множественность связей элементов;
ü неопределенность состояний;
ü чувствительность к помехам (отклонениям).
Сущность системного подхода раскрывается в методике его организации, т. е. выделении объекта системного анализа (структуры, процесса, результата), границы раздела внешней и внутренней среды ЛПУ, целевой функции и структуры ЛПУ, описания и критериев оценки состояния ЛПУ, классификации элементов и способов их агрегирования. Для проведения системного анализе, необходимо систематизировать методы сбора информации (рис. 9.7).
Рис. 9.7. Систематизация методов сбора информации
Учитывая поливалентность взаимодействия процессов материально-духовного мира, аналитики вынуждены всегда предварительно определять условия экономического анализа и уточнять их для обоснования управленческих решений, рассматривать процесс анализа относительно конкретного объекта, выделенного из множества (врач-стоматолог, кабинет, отделение, служба, процесс сбыта или страхования и т.п.). В соответствии с рассмотренным принципом производственные технологии всех видов в стоматологии могут рассматриваться на основе единого методического подхода, что обеспечивает универсализацию действий менеджеров в обширной предметной области своей профессиональной деятельности. Для проведения системного анализа очень важно иметь четкое представление об организации стоматологической помощи и модели производства стоматологических услуг (рис. 9.8).
Рис. 9.8. Система организации стоматологической помощи населению
Любая система должна решать определенные задачи для достижения цели/результата ее функционирования. Условия, которые определяют эффективность работы системы следующие:
1. структура системы
2. технологии системы (процесс производства)
3. программа достижения результата функционирования системы или сам результат.
На основании исследования этих трех основных условий функционирования системы и строится ее анализ - сравнение фактических и теоретически спрограммированных (смоделированных) результатов деятельности. Системный анализ - это анализ деятельности не отвлеченного объекта, а системы в целом, во всем многообразии условий, связей, зависимостей не только внутри самой системы, но и с ее внешним окружением. Поскольку система ЛПУ стоматологического профиля является системой «открытого типа», то она рассматривается с точки зрения органических взаимоотношений внутренней среды ЛПУ с внешней средой
Анализ системы необходимо начинать с анализа ее структуры. Следует отметить, что структурно можно рассматривать систему здравоохранения региона, муниципального образования, отдельную службу или ЛПУ независимо от формы собственности, подразделения ЛПУ и т.п.
Анализ структуры стоматологического учреждения (подразделения).
Структура представляется двумя основными разделами, это основные фонды системы стоматологической помощи или стоматологических учреждений и ресурсы.
1.Основные фонды (здания, сооружения, оборудование).
Анализу подвергается состояние зданий и сооружений, техники, автотранспорта, технологического оборудования, сетей и пр. по итогам истекшего года на соответствие стандартам (СНИПам, техническим и пр.).
2.Ресурсы:
ü материальные,
ü кадровые,
ü финансовые,
В процессе этого анализа изучаются возможности ресурсной базы по обеспечению технологических процессов избранного стоматологического учреждения/подразделения.
В результате структурного анализа системы должны быть получены
ответы на следующие вопросы:
ü существуют ли условия, которые могут представлять опасность для пациента и персонала?
ü имеется ли достаточное количество ресурсов с соответствующим качеством для обеспечения реализуемых организационных и медицинских технологий?
ü имеет ли место нерациональное использование ресурсов?
Анализ медицинских и организационных технологий (процесса) системы стоматологической помощи, учреждения (подразделения ЛПУ).
Внедрение индустриальных подходов в стоматологию создает условия для использования функционально-стоимостного анализа (ФСА). В самом общем виде система ФСА заключается в том, что вся система стоматологической помощи расчленяется на составные (подсистемы всех порядков), выделяется функциональное содержание каждой из них, анализируются затраты (стоимостные, материальные, трудовые) и связанные с этим процессы, оценивается целесообразность всех функций и способов их осуществления, разрабатывается оптимальные вариант функций и структура системы ЛПУ стоматологического профиля, оптимальные методы их осуществления и соответственно определяются оптимальные затраты на производство услуг.
Этапы анализа организационных и медицинских технологий.[3]
1 этап. Анализ начинается с описания применяемых технологий с выделением наиболее перспективных по программе достижения запланированных результатов. Кроме того, производится анализ устаревших или неэффективных технологий, которые не позволяют добиться даже удовлетворительных результатов. В этом разделе следует привести структурное описание примера эффективных и неэффективных технологий с указанием затрат ресурсов, необходимого материально-технического обеспечения.
2 этап. Следующим этапом анализа должно стать рассмотрение вариантов альтернативных технологий и вероятностная оценка их экономической эффективности по сравнению с традиционными. Менеджер должен подготовить стандартный пакет документов по выбранному им варианту стоматологической и/или организационной технологии.
3 этап. Анализ процесса по соблюдению соответствия реализуемых стоматологических технологий стандартам КСГ. На этом этапе менеджер проводит исследования реализуемых технологий на основе анализа медицинской документации, заключений экспертов, экспертных комиссий ЛПУ на соответствие существующим стандартам стоматологической помощи ЛПУ соответствующей категории и оформляет их в виде таблиц, графиков, рисунков с соответствующими разъяснениями.
4 этап. Анализ процесса по соблюдению соответствия техническим стандартам, где проводится исследование соблюдения соответствия реализуемых технологий стандартам содержания зданий, сооружений, техники, оборудования, систем жизнеобеспечения ЛПУ стоматологического профиля.
5 этап. Анализ процесса по соблюдению соответствия экономическим стандартам. В результате анализу подвергаются:
· зарплата, надбавки, материальная помощь и т.п. (стандарт ЕТС и инструкции Министерства финансов РФ),
· нормативы расходования ресурсов,
· нормативы по обеспечению медицинских технологий (расходы лекарств, питания, белья, расходных материалов и пр.),
· нормативы объемов работы медицинского и прочего персонала,
· нормативы хранения и расходования лекарств, дез. средств, рентгеновской пленки, перчаток, шприцев и т.п.
6 этап. Определение перечня организационных и медицинских технологий, которые могут быть реализованы при заключении договоров между ЛПУ и страховыми медицинскими организациями/компаниями (управлениями здравоохранения территории и муниципальных образований).
Анализ результатов деятельности ЛПУ (подразделения).
Анализ результатов деятельности проводится с учетом состояния и динамики стоматологического здоровья обслуживаемого населения. Целью этого анализа является определение соответствия фактических результатов ─ запланированным (нормативным, прогнозным и т.п.).
Основу модели конечных результатов (МКР) составляют обобщенные качественные показатели, характеризующие результаты деятельности органов управления, службы стоматологии и учреждений стоматологического профиля. При этом результаты, достигнутые стоматологической службой (ЛПУ) за некоторый период (месяц, квартал, год, пятилетку и пр.) сопоставляют с моделью конечных результатов. Обычно используются две разновидности показателей:
ü показатели результативности, в максимальной степени отражающие конечный результат деятельности (заболеваемость, смертность, летальность, сохранность и восстановление трудоспособности, ранний выход на инвалидность и пр.),
ü показатели дефектов деятельности (относительное число жалоб и заявлений, выявление пациентов с запущенными стадиями заболеваний, смертность детей на дому от пневмонии и пр.).
Анализ результатов деятельности по госпитальным отделениям (отделениям челюстно-лицевой хирургии) проводится с позиции сравнения состояния выписанного пациента в числе всех случаев лечения. В качестве МКР используется несколько показателей:
ü процент выписанных с ухудшением,
ü процент госпитальной летальности,
ü процент расхождения клинических и патолого-анатомических диагнозов и другие.
Анализ результатов деятельности амбулаторно-поликлинических подразделений в стоматологии проводится с позиции сравнения результата конкретного пролеченного пациента в числе всех случаев лечения. В качестве МКР могут быть использованы следующие показатели:
ü процент посещений с профилактической целью и показатели уровня эффективности реализованных программ профилактики стоматологической патологии;
ü процент выявленных запущенных случаев по стоматологическим нозологиям или группам нозологий;
ü показатель первичного выхода на инвалидность и многие другие.
Анализ результатов деятельности станций (отделений) скорой и не-
отложной медицинской помощи по причинам, связанным с патологией зубочелюстной системы проводится с позиции сравнения результата обслуживания конкретного пациента в числе всех обращений на ССМП. В качестве МКР могут использоваться следующие показатели:
ü число повторных обращений на ССМП пациентов стоматологического профиля,
ü своевременность выезда бригад,
ü число жалоб и заявлений пациентов стоматологического профиля,
ü число случаев своевременной доставки в отделения челюстно-лицевой хирургии и др.
Анализ расходов на единицу произведенных услуг (пролеченный больной в стационаре, случай диспансеризации, лечения, профосмотра в стоматологической поликлинике, случай обслуживания ССМП и пр.). Анализ проводится по сравнению со стандартным показателем на единицу произведенных услуг по отдельным подразделениям, отделениям и кабинетам стоматологического профиля. Этот анализ дает возможность выявить случаи перерасхода средств на устранение некачественного лечения, проводимого ранее, в настоящее время и может быть использован при определении эффективности деятельности как отдельного врача, мед. сестры, так и подразделения, отделения и ЛПУ стоматологического профиля в целом.
Анализ эффективности расходования ресурсов проводится по следующим параметрам:
ü эффективность использования основных фондов, т.е. соответствие мощности основных фондов объему выполняемых работ с соответствующим уровнем качества медицинской помощи по всем типам ЛПУ.
ü эффективность использования персонала, т.е. соответствие числа и квалификации сотрудников - объему работы с помощью хронометража и других методов,
ü эффективность использования технологического оборудования, т.е. процент неиспользуемого оборудования, коэффициент загрузки и т.п.,
ü эффективность использования финансовых ресурсов, т.е. исследование полезности финансовых затрат на те или иные виды деятельности медицинского и прочего персонала, покупку оборудования, расходных материалов и т.п.
В конечном итоге, анализ результатов деятельности должен стать основой для разработки мер оперативного и стратегического характера по повышению эффективности деятельности ЛПУ стоматологического профиля, его подразделения, отдельного врача-стоматолога, зубного техника и т.п.
Общая цель:
Изучить основные понятия и принципы формирования и управления кадрами отрасли здравоохранения. Уметь формулировать цели, выбирать приоритетность функций при реализации управления кадрами ЛПУ для достижения высокого уровня качества производства стоматологических услуг
Конкретные цели:
Знать |
Уметь |
1. основные тенденции формирования системы производства стоматологических услуг; 2. особенности использования системного анализа; 3. основные факторы, влияющие на системность управления ЛПУ; 4. формирование составляющих частей системного анализа ЛПУ. |
1. четко формулировать цели и задачи, стоящие перед руководством ЛПУ по системному анализу; 2. разрабатывать алгоритм проведения системного анализа ЛПУ; 3. формировать критерии достижения результата, стоящего перед руководством ЛПУ стоматологического профиля в рамках проведения системного анализа. |
Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:
1. Дайте определение системе производства стоматологических услуг |
2. Что такое понятие целостности производственной системы? |
3. Дайте определение понятию «структура». 4. Дайте определение понятию «процессор». 5. Дайте определение понятию «результат». 6. Что такое окружающая среда стоматологического ЛПУ? |
План практического занятия:
1. Контроль исходного уровня знаний.
2. Выполнение учебных задач.
3. Контроль практических навыков.
4. Выходной контроль уровня знаний.
Выполнение учебных задач по теме:
«Анализ системы производства медицинских услуг»
Задача № 1. Стоматологическое учреждение «Дента», собственником которого является ОАО РЖД в течение 2012 года испытывает определенные затруднения в получении запланированной прибыли и привлечении инвестиций. Годовой план производства в размере 120 000 УЕТ (плановый объем финансовых поступлений 42 млн.720 000 руб.) был недовыполнен. Фактическое выполнение производственного плана за 2012 год составило 76419 УЕТ (фактический объем финансовых поступлений составил 27 млн. 205 164 руб.). За счет неритмичности производства, простоя технологического оборудования из-за высокого уровня износа, высокого уровня брака в работе врачей-стоматологов (повторное исполнение работ из-за ненадлежащего качества, которое составило более 12% от всего объема произведенной продукции – стоматологических услуг), уровень недополученной прибыли составил более 12 млн. руб. за 2012 год.
Структурный компонент характеризуется износом основных фондов до 56%, износ медицинского оборудования - 78%. Штатное расписание укомплектовано физическими лицами на 76%.
Попытки администрации стоматологического учреждения покрыть убытки за счет производства прямых платных услуг и средств ДМС не увенчались успехом, поскольку значительная часть потенциальных клиентов предпочла обращаться в частные стоматологические клиники, открывшиеся в Хабаровске в 2010-2012 году, поскольку последние использовали более высокие стоматологические технологии и работали на новом стоматологическом оборудовании. Стоматологическое учреждение «Дента», ОАО РЖД в связи с формированием убыточной деятельности и низкой эффективностью использования основных производственных фондов не смогло в течение 2012 года заменить запланированных 20% вышедшего из строя технологического оборудования и отправить на усовершенствование 5 из 17 штатных врачей-стоматологов и т.п.
По сводной ведомости учета работ по обслуживанию контингентов рабочих и служащих предприятий ОАО РЖД за 2007 год получены следующие результаты:
Принято больных всего |
Принято первичных всего |
запломбировано зубов |
всего санировано по плану и по обращению |
профилактическая работа |
выработано УЕТ |
|||||||||
всего |
кариес |
пульпит |
периодонтит |
осмотрено в плановом порядке |
из них нуждается в санации |
из них санировано |
||||||||
посещений |
зубов |
посещений |
зубов |
посещений |
зубов |
посещений |
зубов |
|||||||
12145 |
8029 |
9157 |
14245 |
4101 |
9220 |
3528 |
4322 |
1519 |
703 |
1857 |
8413 |
8410 |
6529 |
76419 |
Наблюдательный совет стоматологического учреждения «Дента», ОАО РЖД предложил администрации учреждения провести системный анализ, на основании которого принять обоснованные управленческие решения, в основе которых лежала бы идеология привлечения средств сторонних инвесторов. Инвесторами могли бы выступать, по мнению членов наблюдательного совета: венчурные инвестиционные фонды, частные инвесторы или публичная эмиссия акций. Если планируется привлечение средств за счет публичной эмиссии акций, то бизнес-план должен содержать сведения об ЛПУ, о стратегии маркетинга, продаж, производства и о финансовых перспективах, что поможет успешнее продать стоматологическое учреждение «Дента» ОАО РЖД инвесторам.
Задание:
ü провести системный анализ ситуации в стоматологическом учреждении «Дента», ОАО РЖД;
ü сформировать рейтинг проблем;
ü разработать управленческое решение.
Задача № 2. Руководитель частного стоматологического учреждение ИЧП «ДЕНТАЛ» К. обнаружил, что теряет свою долю стоматологического рынка, хотя в течение трех последних лет удавалось многое ... В частности, быстро обновлять технологии, отвечая на запросы потребителей, повышать эффективность внедрение международных стоматологических стандартов и др. Однако в течение последнего год руководитель и владелец ИЧП «ДЕНТАЛ» К. заботился исключительно о своих сотрудниках, их нуждах и потребностях, удовлетворяя все их запросы и вовсе не думал о своевременности выполнения планов лечения пациентов, что периодически приводило к сбоям в работе и вызывало недовольство клиентов.
Сведения об ИЧП «ДЕНТАЛ»:
Стоматологическое предприятие расположено в центре краевой столицы на оживленной транспортной магистрали. Режим работы: с 8.00 до 20.00, суббота с 9.00 до 18.00. График работы двухсменный.
Основные фонды изношены на 34%, медицинское технологическое оборудование - на 18%, кадрами врачей и ассистентов штатное расписание укомплектовано на 100%.
Наименование и количество кабинетов врачебного приема:
Всего - 3 кабинета, в том числе:
· стоматолога общей практики - 2 по 2 кресла в каждом;
· стоматолога-гигиениста - 1 с 1 креслом.
Количество штатных должностей врачей-стоматологов:
· 6 должностей.
Число посещений к врачам за отчетный год и число выработанных УЕТ:
· всего посещений – 23357,
· выработано УЕТ – 34650.
· в том числе посещений к врачу-стоматологу-гигиенисту – 4327;
· выработано УЕТ – 5671.
Финансовые показатели деятельности ИЧП «ДЕНТАЛ» в 2010 – 2012 гг.
№ п/п |
Наименование данных |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
у.е. |
у.е. |
у.е. |
||
1. |
Выручка от реализации стоматологических услуг (без НДС, акцизов и др. платежей) |
63000 |
58800 |
54300 |
2. |
Затраты на производство услуг |
44140 |
41865 |
39561 |
3. |
Прочие и внереализованные доходы |
– |
– |
– |
4. |
Прочие и внереализованные расходы |
– |
– |
– |
5. |
Прибыль до налогообложения |
18860 |
17560 |
16720 |
6. |
Налоги: |
|
|
|
|
а) Налог на прибыль |
4530 |
4320 |
4190 |
|
б) ЕСН |
9020 |
8920 |
8850 |
|
Итого: |
13550 |
13240 |
13040 |
|
Доля к выручке |
21,5% |
22,5% |
24,3% |
Руководитель и владелец ИЧП «ДЕНТАЛ» в 2011 г. пригласил для анализа ситуации аудиторскую фирму «Аудит-консалтинг», консультанты которой выяснили, что клиентов не устраивают параметры качества произведенных стоматологических услуг (гарантия на пломбированный зуб на 0,5 года), все больше раздражают задержки с выполнением услуг, и поэтому они переходят в конкурирующие фирмы. Далеко не всех пациентов устраивает сроки ожидания, величина оплаты или график приема. Согласно полученным аудиторами данных, только 82,3 % от числа обратившихся в ИЧП «ДЕНТАЛ» соглашаются продолжить лечение и записываются на лечебный прием.
Задание:
ü провести системный анализ ситуации в стоматологическом учреждении «Дента», ОАО РЖД;
ü сформировать рейтинг проблем;
ü разработать управленческое решение.
Задача № 3. Владелец частного стоматологического учреждение ИЧП «Нафталин» К. обнаружил, что теряет свою долю стоматологического рынка, хотя в течение трех последних лет удавалось многое ... В частности, быстро обновлять технологии, отвечая на запросы потребителей, повышать эффективность внедрение международных стоматологических стандартов и др. Однако в течение последнего год руководитель и владелец ИЧП «Нафталин» К. заботился исключительно о своих сотрудниках, их нуждах и потребностях, удовлетворяя все их запросы и вовсе не думал о своевременности выполнения планов лечения пациентов, что периодически приводило к сбоям в работе и вызывало недовольство клиентов.
Сведения об ИЧП «Нафталин»:
Стоматологическое предприятие расположено на окраине областной столицы на оживленной транспортной магистрали. Режим работы: с 8.00 до 20.00, суббота с 9.00 до 18.00. График работы двухсменный.
Основные фонды изношены на 12%, медицинское технологическое оборудование - на 5%, кадрами врачей и ассистентов штатное расписание укомплектовано на 100%.
Наименование и количество кабинетов врачебного приема:
Всего - 4 кабинета, в том числе:
· стоматолога общей практики - 3 по 2 кресла в каждом;
· стоматолога-гигиениста - 1 с 1 креслом.
Количество штатных должностей врачей-стоматологов:
· 8 должностей.
Число посещений к врачам за отчетный год и число выработанных УЕТ:
· всего посещений – 29375,
· выработано УЕТ – 39675.
· в том числе посещений к врачу-стоматологу-гигиенисту – 5120;
· выработано УЕТ – 5801.
Финансовые показатели деятельности ИЧП «Нафталин» в 2010 – 2012 гг.
№ п/п |
Наименование данных |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
у.е. |
у.е. |
у.е. |
||
6. |
Выручка от реализации стоматологических услуг (без НДС, акцизов и др. платежей) |
63000 |
68800 |
74300 |
7. |
Затраты на производство услуг |
44140 |
48865 |
54561 |
8. |
Прочие и внереализованные доходы |
22321 |
24335 |
26765 |
9. |
Прочие и внереализованные расходы |
25431 |
28546 |
32145 |
Руководитель и владелец ИЧП «Нафталин» выяснил, что клиентов не устраивают параметры качества произведенных стоматологических услуг (гарантия на пломбированный зуб на 0,5 года), все больше раздражают задержки с выполнением услуг, и поэтому они переходят в конкурирующие фирмы в центре города. Далеко не всех пациентов устраивает расположение ИЧП, сроки ожидания приема врача, величина оплаты или график приема. Согласно полученным аудиторами данных, только 92,1 % от числа обратившихся в ИЧП «Нафталин» соглашаются продолжить лечение и записываются на лечебный прием.
Задание:
ü провести системный анализ ситуации в стоматологическом учреждении «Дента», ОАО РЖД;
ü сформировать рейтинг проблем;
ü разработать управленческое решение.
Задача № 4. Руководитель государственного стоматологического учреждение «Стомадент» Р. Рассмотрел динами прибыли за последние годы и пришел к неутешительному выводу о том, что её уровень падает… По неизвестной причине не удавалось реализовать планы по обновлению технологий и отвечать на запросы потребителей, повышать эффективность внедрение международных стоматологических стандартов и др. В то же время в течение последних лет руководитель Р. заботился исключительно о своих сотрудниках, их нуждах и потребностях, удовлетворяя все их запросы и вовсе не думал о своевременности выполнения планов лечения пациентов, что периодически приводило к сбоям в работе и вызывало недовольство клиентов.
Сведения об ГУЗ «Стомадент»:
Стоматологическое предприятие расположено в учебном корпусе вуза на оживленной транспортной магистрали. Режим работы: с 8.00 до 17.00, суббота с 9.00 до 14.00. График работы полуторасменный.
Основные фонды изношены на 78%, медицинское технологическое оборудование - на 75%, кадрами врачей и ассистентов штатное расписание укомплектовано на 72%, коэффициент совместительства 1,7.
Наименование и количество кабинетов врачебного приема:
Всего - 12 кабинетов, в том числе:
· стоматолога общей практики - 3 по 2 кресла в каждом;
· стоматолога-хирурга - 1 (1 кресло)
· стоматолога терапевта - 6 (по 1 креслу)
· стоматолога-ортопеда - 2 (по 1 креслу)
· стоматолога-гигиениста - 1 с 1 креслом.
Количество штатных должностей врачей-стоматологов: 18 должностей.
Число посещений к врачам за отчетный год и число выработанных УЕТ:
· всего посещений –79375,
· выработано УЕТ – 91567.
Финансовые показатели деятельности ГУЗ «Стомадент» в 2010 – 2012 гг.
№ п/п |
Наименование данных |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
у.е. |
у.е. |
у.е. |
||
10. |
Выручка от реализации стоматологических услуг (без НДС, акцизов и др. платежей) |
98000 |
68834 |
54345 |
11. |
Затраты на производство услуг |
54140 |
58865 |
64561 |
12. |
Прочие и внереализованные доходы |
22321 |
24335 |
26765 |
13. |
Прочие и внереализованные расходы |
5431 |
8546 |
9145 |
Руководитель ГУЗ «Стомадент» выяснил, что клиентов не устраивают параметры качества произведенных стоматологических услуг (гарантия на пломбированный зуб на 0,5 года), все больше раздражают задержки с выполнением услуг, и поэтому они переходят в конкурирующие ЛПУ в центре и других районах города. Далеко не всех пациентов сроки ожидания приема врача, величина оплаты или график приема. Согласно полученным данным внутриведомственной экспертизы, только 92,1 % от числа обратившихся в ГУЗ «Стомадент» соглашаются продолжить лечение и записываются на повторный лечебный прием.
Задание:
ü провести системный анализ ситуации в стоматологическом учреждении «Дента», ОАО РЖД;
ü сформировать рейтинг проблем;
ü разработать управленческое решение
Литература.
1. Лисицин Ю.П. Учебник «Общественное здоровье и здравоохранение»: Издательство: ГЭОТАР-Медиа – 507 с.
2. Ельсиновская С.О. Эффективное управление ресурсами медицинского учреждения. СПбГИЗУ. 2008. 456 с.
3. Дьяченко В.Г., Галеса С.А. Управление стоматологической помощью в новых экономических условиях. Учебное пособие. Хабаровск. 2004. 586 с.
4. Дьяченко В.Г., Галёса, С. А., Пьетрок М. Т., Павленко И. В. Общая врачебная практика в стоматологии. Учебное пособие/Под. ред. проф. В. Г. Дьяченко. Моска-Тверь. Изд.»Триада», 2009. 312 с.
5. Стоматологическая деятельность. М. Новгород. 2003. 191 с. Орехова Л.Ю., Кудрявцева Т.В.
6. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. М. «Дело». 2003. – 273 с.
Итоговый контроль уровня знаний студентов
Вопросы |
|
1. |
Дайте характеристику термину «Системный анализ». |
2. |
Дайте характеристику системе производства стоматологических услуг? |
3. |
Дайте характеристику основных производственных проблем в стоматологии. |
4. |
Какое влияние на уровень качества медицинской помощи России оказывает хронический дефицит врачебных кадров в ЛПУ? |
5. |
Опишите систему взаимоотношений между внутренней и внешней средой ЛПУ. |
6. |
В чем заключается основа функционирование системы управления стоматологическим учреждением? |
7. |
Назовите основные методы сбора информации для системного анализа ЛПУ. |
8. |
Дайте характеристику товару/ услуге стоматологического ЛПУ. |
9. |
В чем заключается результативность функционирования системы производства стоматологических услуг? |
10. |
Дайте характеристику структуры ЛПУ |
11. |
Дайте характеристику процессуальному компоненту ЛПУ |
12. |
Перечислите и дайте краткую характеристику этапам анализа организационных и медицинских технологий |
[1] Ishikawa К. What is Total Quality Control? The Japanese Way. — London: Prentice Hall, 1985.
31Genichi Taguchi (p. 1924) разрабатывал методы эффективности процессов проектирования и производства новых рыночных продуктов, он упростил статистические методы обеспечения качества, сделав их понятными каждому. (прим. авторов).
[3] А) Стандарты организационных технологий (порядки ): Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению Российской Федерации при стоматологических заболеваниях и Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2009 г. N 946н, «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями».
Б) Стандарты медицинских технологий (протоколы), такие как:
ü Протокол ведения больных "Гингивит"
ü Протокол ведения больных "Острый некротический язвенный гингивит Венсана"
ü Протокол ведения больных "Болезни пульпы зуба"
ü Протокол ведения больных "Болезни периапикальных тканей"
ü Протокол ведения больных "Кариес зубов"
ü Протокол ведения больных "Полное отсутствие зубов (полная вторичная адентия)"
ü Протокол ведения больных "Частичное отсутствие зубов (частичная вторичная адентия)" и др. (прим. авторов).
ü
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!