Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по медицине»

/ Медицина
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов.

Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.

Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

 

Тема № 8

Менеджмент в здравоохранении Управление стоматологическим учреждением в условиях рынка

 

Введение. Понятие  «менеджмент» и «менеджер» вошло в жизнь населения России относительно недавно, но идеология менеджмента, как одного из наиболее эффективных направлений управления давно используется широко в коммерческих организациях, эффективно работающих государственных и муниципальных предприятиях. По утверждению классика менеджмента Питера Друкера «Редко, если вообще когда-либо, какой-нибудь новый основанный институт так быстро доказывал свою необходимость, как развивался менеджмент с начала нынешнего столетия».

В бывшем СССР менеджмент не признавался, а все трактовки сводились к следующему определению по этому поводу (Философская энциклопедия, 1964): «Менеджеризм – современная буржуазная теория управления. М. объявляет своей целью создание науки, формирующей «основные принципы управления», пригодные для любой человеческой организации. Практическое применение этих принципов позволит якобы устранить противоречия капитализма и обеспечит его процветание».

По мнению ведущих американских специалистов, менеджмент – это не управление предметами, а организация и управление трудом людей, это система ежедневного и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализация продукции и услуг с целью получения максимальной прибыли (материальной, интеллектуальной и духовной). Итак, менеджмент  это искусство управлять интеллекту­альными, финансовыми, сырьевыми, материальными ре­сурсами в целях наиболее эффективной производственной деятельности.

Основу управленческой деятельности составляют способы воздействия управляющих на объекты управления. В странах, где сформировались рыночные отношения, они получили широкое развитие, что нашло своё отра­жение в названиях исторических этапов эволюции процесса уп­равления. Вопросы менеджмента в здравоохранении стали приоб­ретать всё большую актуальность в последнее десятилетие, что связано с новой ориентацией экономики России на развитие рынка и рыночных отношений. Это потребовало децентрализации государственной власти на уровне регионов и реформы управления отраслей народного хозяйства, в т. ч. и здравоохране­ния. Эти процессы существенно меняют роль руководите­лей, обусловливая рост их самостоятельности в решении вопросов функционирования и развития управляемых объ­ектов. При этом одновременно возрастает ответственность руководства за достижение поставленных задач.

С исторической точки зрения в развитии науки менеджмента известны четыре основных периода (рис. 6.1.). С позиции современных школ менеджмента известны четыре основные школы:

ŒШкола научного управления (основатель Фредерик Уинслоу Тейлор – 1885-1915);

Школа административного управления (основатель Анри Файоль – 1841-1950);

ŽШкола человеческих отношений (основатель Е. Мейо – 1880-1949);

Школа современного менеджмента (развивается в США, Японии, Франции, Германии и пр.)

Рис. 6.1. Периоды развития науки об управлении (исторический подход)

Коренное реформирование здравоохранения в России в течение последних десяти лет, введение системы обязательного и добровольного медицинского страхования неизбежно сопро­вождаются развитием рыночных отношений (Стародубов В. И. и др., 1997; Щепин О. П. 1998; Вялков А. И., 1998-2003). Важной предпосылкой появления и развития альтернативных государственным медицинских организаций является разгосударствление различных секторов народного хозяйства. В условиях развития рынка в здравоохранении наиболее естественно в такие отношения вошли стоматологи (Бутова В. Г. и др., 1999). В конце 80-х — начале 90-х годов в крупных городах России появилось множество частных стоматологических кабинетов, кооперативов, центров и фирм, предлагающих населению платные медицинские услуги на коммерческой основе. В этих условиях вопросы совре­менного менеджмента и маркетинга в стоматологии начали приобретать особую актуальность, которая сохраняется до настоящего вре­мени, несмотря на ряд опубликованных работ, посвященных данной проблеме (Леонтъев В. К., 1995-2003).

 

6.1. Основные функции менеджмента

К числу элементов, одинаково необходимых для любой модели управления, следует отнести информационную систе­му поддержки решений, основными функциями кото­рой являются анализ и прогноз ситуации в условиях разной степени неопределенности. Маркетинговая информационная система является важной частью системы поддержки управленческих решений. Ее роль в системе маркетингового управления заключа­ется в определении потребностей в информации для марке­тингового управления, ее получении и современном предо­ставлении менеджерам для принятия решений. Маркетинговое же управление направлено на решение задачи воздействия на уровень, временные рамки и структуру спроса на услуги таким образом, чтобы учреждение достигло поставленной цели.

Целевой подход служит основой стратегического управления и планирования, предполагает выбор, обоснование и реализа­цию четких и конкретных долгосрочных или краткосрочных целей, которые выступают как ориентиры при руководстве стоматологическим учреждением. Ясно, что целевой подход предопределяет успешность управления, поскольку позволяет однозначно направить деятельность стоматологического учреждения на потребности пациентов, сосредоточить усилия коллектива на решении самых важных задач, установить объективные критерии оценки работы. Деятельность стомато­логической фирмы может быть успешной только при условии четкого видения целей. Не только руководитель фирмы, но и все сотрудники должны ясно представлять себе, что нужно делать для достижения желаемого результата.

Системный подход, по классификации М. X. Мескона, предполагает в управлении стоматологическим учреждением взаимосвязь многих составляющих: целей, задач, структуры, кадров, технологии, — тесно переплетающихся с внешним миром (системой финансирования, снабжения, трудовыми ресурсами, государственными органами, а также косвенными факторами — состоянием экономики, политики, социальной сферы и т.п.).

При очевидных достоинствах и целевого, и системного подхода необходимо помнить о двух важных аспектах. Во-первых, в нашей отечественной стоматологии, как целевой, так и системный подход приме­нялись весьма своеобразно. Цели устанавливались «сверху», часто формировались совершенно нереально или неопределенно - (типа «усовершенствовать», «улучшить» и т.п.), а в интерпретации системного подхода почти всегда подразделялись на «главные» и «второстепенные». Во-вторых, в мировом менеджменте достаточно давно обсуждаются ограничения этих подходов, главные из кото­рых — стандартность, унифицикация методов, приемов и рекомендаций.

Ситуационный подход учитывает специфику каждого стома­тологического учреждения — в этом его значение, — поэтому пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Ситуационный подход внес большой вклад в управление, поскольку содержит рекомендации, каса­ющиеся применения научных положений на практике в зави­симости от сложившихся условий. Ситуационный подход предполагает наличие основных внутренних и внешних факто­ров, которые воздействуют на функционирование стоматоло­гического учреждения.

Из этого может быть выведены основные параметры  концепции стоматологического менеджмента, которые рассматривают разделение функциональных областей управления по прин­ципу соотношения внешней и внутренней среды, в противовес принципу соподчиненности управленческих систем, господствовавших ранее в теории и практике здравоохранения России.

Управленческие функции в менеджменте. Трактовка управления как процесса, представляющего собой целостную совокупность функций, имеет давнюю историю. Фактически с самого начала формирования основ менеджмента в 20-х годах прошлого века, когда Анри Файолем был разработан первый перечень, и до сих пор создаются различные класси­фикации, отличающиеся только числом и наименованием управленческих функций. Но сейчас речь должна идти не столько о классификациях, сколько о содержании и реализа­ции этих функций в управлении стоматологическим учреж­дением.

Так, статистический учет применяется, как правило, в «урезанном» виде, в форме оперативного, когда из сложного комплекса операций по сбору, подготовке, изучению информации для управления ЛПУ изъяты такие важные элементы, как интерпретация, анализ, систематиза­ция, оценка. Это, так же как и не налаженные каналы обрат­ной информационной связи, низводит статистический учет на уровень техни­ческой работы, лишая его управленческого смысла. Поэтому важной задачей становится развитие в современных стомато­логических учреждениях функции управленческого учета, дополненного различными аналитическими атрибутами, оперирующего не только сведениями о том, что было, но и оценочными данными будущих периодов.

Областью функционального совершенствования управле­ния является планирование и прогнозирование (рис. 6.2).

По своему существу функция планирования означает заблаговременное принятие решения по поводу того, что предстоит сделать. Менеджмент открывает в этом аспекте определенную перспективу, расши­ряя наше понимание процесса планирования в его взаимосвязи с другими управленческими функциями. Менеджмент предла­гает четкие способы оценки целей, распределения ресурсов, внутренней и внешней координации. Здесь разработаны моде­ли планов, позволяющих стоматологическим учреждениям найти решение насущных проблем, уменьшить фактор неопре­деленности будущего, адаптироваться к динамичным измене­ниям. Эти планы, как правило, конкретны, состоят из ряда последовательных этапов.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 6.2. Функции, составляющие процесс менеджмента

 

После того, как в процессе планирования были определены цели и задачи, основной функцией менеджмента является переключение на совершенствование организации, которая способна выполнить эти задачи. В этом контексте важное значение приобретает функция организации. Повысить чувствительность и быстроту реакции руководства стоматологической клиники на ново­введения, сосредоточиться на проблемах будущего позволяет освоение новых для нас категорий: делегирования полномо­чий, адаптивной организационной структуры, а также совре­менное восприятие традиционных понятий, таких, как инте­грация, централизация.

Следующей функцией менеджмента является руководство. Т. е. после составления планов и создания стоматологической организации, способной воплотить их в жизнь, следующей логически обоснованной функцией менеджмента является стимулирование необходимых усилий для выполнения требуемой работы. Руководство включает следующие виды деятельности:

ü    Отдача приказов.

ü    Наблюдение за выполнением.

ü    Личный пример.

ü    Мотивирование.

ü    Обмен информацией.

ü    Разработка должностных инструкций.

Последующие действия концентрируются на координации. Координация – это действие по синхронизации врачей и прочего персонала, а так же их действий таким образом, что бы они слаженно взаимодействовали для достижения целей, поставленных перед стоматологической клиникой.

В нынешних условиях смены приоритетов в управлении ЛПУ стоматологического профиля, ощутимо меняет свое содержание контроль, составляющий существенную часть процесса управления (контроль синонимы обратная связь, обеспечение выполнения). Контроль это международный термин в области менеджмента и применяется в том же смысле этого слова, что и в кибернетике. Контроль можно определить как регулирование действий в соответствии с требованиями плана. По своей сути, контроль непосредственно связан с функцией планирования. Из основной функции администра­тивно-командных органов, которой подчинялись все осталь­ные управленческие процессы, контроль постепенно обретает истинное значение, сформулированное в менеджменте. Контроль обеспечивает достижение целей стоматологического учреждения, он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулиро­вания успешной деятельности. Суть контроля как управленче­ской функции заключается не в поиске виновных и их наказа­нии, а в открытом выявлении проблем и поиске их оптималь­ного решения для реализации принципа «при минимальных затратах достичь максимальных результатов».

Приведенный нами краткий обзор функций в отечествен­ном управлении и менеджменте дает основание заключить, что, предлагая концепцию управления как комплексного процесса взаимосвязанных функций, менеджмент помогает создать эффективную действующую модель руководства совре­менным стоматологическим учреждением, где каждая функ­ция обретает четко обоснованный метод реализации. Таким образом, в менеджменте на деле решается проблема восста­новления управленческих функций, значительно деформиро­ванных в прежней командно-административной системе управления стоматологией.

 

6.2. Реализация системного подхода менеджмента в стоматологии

Потребность в управлении возникает тогда, когда происходит объеди­нение людей для совместного выполнения какой-либо дея­тельности. При этом суть управления не зависит от величи­ны системы: будет ли это группа в несколько человек (частный стоматологический кабинет) или объединение значительного числа стоматологических поликлиник в некую корпоративную систему, где работает 150 ─ 200 врачей-стоматологов. Сутью управления является «наиболее эффективное достижение поставленных системой целей». Эта форму­лировка может считаться определением управления как вида человеческой деятельности. Ключевым словом в определении является «цель».

Философское определение «цели» звучит так: «Цельрезультат осознанной деятельности человека или группы лю­дей». Его можно отнести к любой деятельности человека. В этом смысле можно говорить о всеобщности управления. Любая деятельность человека, будь то познавательная или предметная, включает в себя 3 основных элемента:

1.    субъект тот, кто имеет интерес, ставит цели и достигает их;

2.    объект тот (или что), кто включается в деятельность в качестве её предмета;

3.    способы или технологии деятельности, которые зависят от свойств элементов и их связей, объединяющих всё в еди­ное целое.

В управленческой деятельности также имеются:

ü    субъект управления тот, кто управляет, воздействует (в ЛПУ это администрация, орган управления);

ü    объект управления те, кем (или чем) управляют (на уров­не ЛПУ это неразрывно связанные друг с другом про­изводственные процессы и ресурсы).

Технологии в управлении отражают способы воздействия субъекта на объект управления. Поскольку управление многоаспектно и имеет несколько уровней, то его взаимоотношения возможно рассматривать на основе представленной модели. (рис. 6.3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 6.3. Взаимодействия субъекта и объекта управления в стоматологии

 

Система управления ЛПУ стоматологического профиля включает не­посредственно 2 уровня (стратегический и тактический) аппарата управления: главного врача со своими специальными службами (АХЧ, бухгалтерия и т. д.) и за­местителей главного врача и 3-й (оперативный) — низовой уровень заве­дующие отделениями ЛПУ. Должности этого уровня не включены в номенклатуру аппарата управления, но, работая непосредственно с исполнителями, они осуществляют управленческие функции.

Объект управления отра­жает производственные процессы, определяемые типом ЛПУ (отделение челюстно-лицевой хирургии, стоматологическая поликлиника и т.д.), в основании которого лежат ресурсы, обеспечивающие работу конвейера по производству стоматологических услуг.

Субъект управления ЛПУ стоматологического профиля. Система управле­ния любого объекта по существу имеет 3 уровня:

ü    стратегический,

ü    тактический,

ü    оперативный.

Название уровней отражает приоритетные задачи каждого из них; но при этом следует под­черкнуть, что по отношению к своим задачам каждый уровень выполняет все три вида деятельности.

Задачами стратегического уровня являются:

Äобеспечение достижения поставленных целей в заплани­рованных объёмах и в обозначенные сроки;

Äсовершенствование деятельности ЛПУ стоматологического профиля;

Äразработка новых целей на основе прогноза ситуации во внешней среде и учёта возможностей стоматологического учреждения.

Таким образом, на стратегическом уровне лежит ответст­венность за последствия принятых решений, определяющих ус­пех стоматологического учреждения в будущем.

Тактический уровень ответственен за оптимальное распре­деление ресурсов с выбранной стратегией, организацию и кон­троль достижения текущих результатов по отдельным направ­лениям деятельности стоматологического учреждения.

Оперативный уровень обеспечивает эффективное выпол­нение производственных (технологических) процессов в отдельных подразделени­ях учреждения, что определяется соответствием, как со стандартами с технологий, так и с оптималь­ным использованием ресурсов.

Объект управления. Осуществление производственных процессов в условиях рыночных отношений приобретают боль­шую ориентированность на удовлетворение пациента получае­мыми услугами, т.к. услуга становится предметом купли и про­дажи. Это повышает требования к качеству оказания медицинской помощи и ставит вопрос о стоимости производи­мых услуг. В связи с этим возникает необходимость использо­вания стандартов как измерителей оказания медицинской помо­щи. При этом кроме технологических стандартов выполнения операций и процедур, касающихся диагностики, лечения, реаби­литации и профилактики стоматологических заболеваний, должны быть разработаны стандарты оказания стоматологической помощи при различных нозологиях с учётом стоимости проводимых процедур, т. е. медико-экономи­ческие или клинико-экономические стандарты.

Не останавливаясь подробно на ресурсах, куда включают кадры, финансы, основные фонды и материально-техническое оснащение расходными материалами и медикаментами, скажем, что именно объект управле­ния станет предметом рыночных отношений. Поэтому вопросы приобретения, использования и развития ресурсов становится важ­нейшей специальной задачей системы управления стоматологического учреждения.

Среди про­чих самым сложным для управления признаны кадры боль­шие    различия    в    профессиональной    подготовке, демографических параметрах, личностных особенностях, выра­женный динамизм в потребностях предопределяют выделение специальной функции управления работы с кадрами, задача и функция которой по праву должны стать предметом специ­ального рассмотрения. Это существенно повлияло на переориентацию интересов стоматологических уч­реждений на потребителя, а внутри учреждения измени­ло характер взаимоотношений между руководством и ис­полнителями в сторону большего интереса руководителей к нуждам и потребностям работников.

Каждый руководитель стоматологического учреждения, независимо от его величины, должен обладать практическими навыками менеджмента

&           Технические навыки это способность пользоваться методами, процессами и технологическими приемами в определенной области.

&           Личностные навыки это способность сходиться с другими людьми, понимать их, мотивировать их и увлекать их за собой в процессе работы.

&           Концептуальные навыки это умственные способности охватывать весь комплекс отношений на рабочем месте, взаимосвязь между людьми, отделами и различными подразделениями учреждения и даже между отдельно взятой организацией и окружающей средой, в которой эта организация существует.

В определенной мере на успешное управление стоматологической поликлиникой влияет, насколько верно ее руководители представляют свое учреждение, как систему (конвейер по производству стоматологических услуг), имеющую вход и выход. И насколько они склонны к проведению преобразований (рис. 6.4).

 

 

 

 

 

 

 

 

Овал: Взаимосвязь входа ─ выхода                                                                                                               

 

 

 

 

Вход

 

Преобразование

(подвержено влиянию

менеджмента)

 

 

 

Выход

Поток человеческих/материальных ресурсов/ технологий

 

 


Рис. 6.4. Стоматологическая поликлиника, как объект менеджмента

 

Естественно, что процесс преобразований должен быть направлен на достижение более высоких результатов деятельности стоматологического учреждения, как с точки зрения непосредственно имеющих отношение к медицинской деятельности и удовлетворению потребностей пациентов, так и с точки зрения достижения оптимальных экономических параметров производства. Преобразования должны положительно влиять, как на выполнения валовых показателей производства услуг и другой продукции (зубные протезы, конструкции и т.п.), показателей качества, так и на эффективность использования всех видов ресурсов.

Примерами классических организационных принципов управления, представляющих цен­ность и сегодня, являются принципы управления, разработан­ные Анри Файолем.

1. Власть и ответственность. Первая определяется фор­мальным фактором должностью, из неё как следствие выте­кает степень ответственности. Однако немалое значение в этом отношении играет личность. Она может, как увеличивать, так и снижать проявление власти и степень ответственности. Сов­падение личности и должности создает нормальную рабочую обстановку. Несоответствие личности своей должности, как правило, приводит к появлению неформального лидера, что со­провождается конфликтными ситуациями.

2. Единоначалие. У подчиненного один начальник, т. е. сотрудник должен получать приказ от одного руководителя. В наших стоматологических учреждениях в силу очень нечёткой организационной связи, зачастую по одному и тому же вопросу, заведующему отделением распоряжения может давать и заместитель, и глав­ный врач. При этом последний нарушает принцип управления. Такая нечёткость, как правило, вызывает неудовлетворённость у работников.

3. Единство руководства. Оно преследует наличие для од­ного вида или совокупности видов деятельности, объединённых одной целью, одного руководителя и одного плана.

4. Централизация. Под ней понимают ту или иную сте­пень рассредоточения власти. В отношении существующей в современном здравоохранении России системы управления мы говорим, что она отличается чрез­мерной централизацией, и, в некоторых случаях сочетается с превышением полномочий. Не­обходимо подчеркнуть, что в разных учреждениях степень цен­трализации может отличаться существенно, т.к. в управлении каждое решение определяется состоянием самой системы: её ре­сурсов, в первую очередь кадровых.

5. Линейное управление. Поскольку оно основано на вертикальных иерархических связях, то число уровней может быть различным. Общая тенденция развития управления выявляет снижение уровней по вертикали, однако А. Файоль говорил, что влияние вертикали можно сокращать, но не уходить от неё без надобности.

6. Порядок. Его обеспечивает организационная структура, что позволяет реализовать этот принцип как «всему своё мес­то» и «всё на своём месте».

7. Стабильность. Суть организации в её стабильности. Ча­стая смена, например, отдельных руководителей, как правило, дезорганизует систему управления стоматологической организацией.

8. Инициатива. Под ней А. Файоль понимал «обдумывание и выполнение плана». Этот принцип в первую очередь направлен на стратегический уровень, т.к. отражает ориентир на будущее.

К принципам управления развития организации можно отнести сле­дующие принципы А. Файоля:

9. Дисциплина. В нашем сознании она интерпретируется как обязательное подчинение предписаниям руководства. А вот определение А. Файоля: «Дисциплина это уважение соглаше­ний, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения». На современном уровне развития реализация этого принципа обеспечивается созданием системы поддержки, направленной на возрастание у исполнителя прилежания и энергичности, не­обходимых для достижения запланированного результата.

10. Справедливость. Под ней понимается «лояльность и преданность персонала, обеспечение сочетания доброты и справедливости со стороны администрации к подчинённым». Этот принцип демонстрирует не только использование управ­ления как одного из интенсифицирующих факторов, но и идею гуманизации управления.

11. Подчинение индивидуальных интересов общим. По А. Файолю, это значит: «если двое расходятся во мнении, то администрация должна их примирить».

12. Корпоративный дух. Этот термин получил широкое распространение в последнее десятилетие, но своего наиболь­шего развития он достиг в Японии. В интерпретации А. Файоля он звучит так: «В единении - сила».

При переходе к рынку в стоматологии происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти над рыночными взаимоотношениями, отношениями собственности, базирующимися на экономических методах. Основной элемент системы стоматологической помощи представлен медицинскими учреждениями, являющимися конечным получателем средств и оказывающими непосредственно медицинские услуги населению.

Стоматологическую помощь населению могут оказывать медицинские учреждения с любой формой собственности, имеющие соответствующие лицензии. Порядок оказания стоматологической помощи населению, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджета, определяется совместно с территориальными органами управления здравоохранения и фондами обязательного медицинского страхования.

Миссия ЛПУ стоматологического профиля заключается в максимальном удовлетворении потребности населения в плановой и экстренной стоматологической помощи по широкому набору стоматологических специализаций и на уровне качества, которое подтверждает статус ЛПУ в системе здравоохранения. Располагая технологиями и высококвалифицированным персоналом, каждое ЛПУ стоматологического профиля стремится укрепить себя в качестве клинической базы для подготовки врачебных кадров и проведения медико-биологических исследований. Стоматологические учреждения стремятся повышать свою экономическую жизнеспособность путем использования современных методов планирования и управления. Цель менеджеров, работающих в том или ином ЛПУ — интегрировать в свою практику методы финансирования и организации стоматологической помощи, предлагаемые реформой здравоохранения, научиться нести всю полноту финансовых рисков и пользоваться экономическими стимулами, которые вытекают из деятельности в условиях регулируемой конкуренции на рынке стоматологических услуг. Из пассивного просителя финансовых средств ЛПУ должны трансформироваться в некоммерческие организации, способные формировать объем финансовых ресурсов для модернизации оборудования, обновления технологий и т.п., для чего менеджеру (главному врачу) необходимо систематизировать свои действия при решении тех или иных проблем управления ЛПУ (рис. 6.5.).

Рис. 6.6. Функциональная структура региональной стоматологической поликлиники

Наиболее рациональной, на наш взгляд, является пошаговая методика планирования управления ЛПУ стоматологического профиля.

     Шаг 1. Опишите задачу/проблему

     Шаг 2. Определите желаемый результат (его видение)

·         Каким должен быть  конечный  результат  реализации  проекта?

·         Как узнать добились ли Вы его?

·         Например:

·         Как будет выглядеть Ваше рабочее окружение в будущем?

·         Как Вы будете действовать в качестве лидера?

·         Какими методами будет работать созданная Вами команда?

·         Как изменится восприятие Вас Вашими партнерами?

·         Какие организационные   и  медицинские  технологии  будут внедрены Вами для достижения конечного результата? и т.п.

     Шаг 3.  Добейтесь  системного понимания существующей ситуации, используя схему анализа взаимодействующих сил.

     Шаг 4. Разработайте план действий, критерии оценки, даты выполнения.

Для обеспечения адекватного управления при решении проблем стратегического, тактического и ситуационного плана, необходимо овладеть методикой системного  анализа  стоматологического  учреждения или стоматологического подразделения ЛПУ, где работает менеджер, а так же особенностями управления учреждением в рыночных условиях.

Общая цель:

Изучить основные понятия и термины менеджмента, принципы, функции и элементы управления. Изучить четыре основные школы менеджмента, а так же роль типичных представителей в развитии теории управления. Уметь формулировать цели, выбирать приоритетность функций по уровням управления. Знать алгоритм классического цикла управления и основные факторы, влияющие на эффективность управленческого решения.

 

Конкретные цели:

 

Знать

Уметь

1.  основные понятия концепции менеджмента;

2.  основные функции управления;

3.  виды принимаемых решений;

4.  основные факторы, влияющие на эффективность управленческого решения.

1.    четко формулировать цели и задачи, стоящие перед стоматологической организацией;

2.    разрабатывать алгоритм цикла управления;

3.    разрабатывать критерии достижения конечного результата.

 

Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:

1. Охарактеризуйте основные исторические этапы развития менеджмента.

2. Объясните основные функции процесса управления.

3. Система стоматологической организации.

4. Менеджмент: сущность, уровни, методика, эффективность.

5. Охарактеризуйте особенности управления стоматологическим предприятием.

 

План практического занятия:

1. Контроль исходного уровня знаний.

2. Выполнение учебных задач: составление алгоритма цикла управления.

3. Контроль практических навыков.

4. Выходной контроль уровня знаний.

 

Выполнение учебных задач по теме

«Менеджмент в здравоохранении»:

 

Задача № 1. Прежде чем перейти к освоению темы «менеджмент»проверьте себя и ответьте на вопросы следующей анкеты.

(В каждом из 13 вопросов отметьте тот вариант ответа, ко­торый соответствует Вашим привычкам, характеру и мироощущению. Далее, пользуясь таблицей – ключом, подсчитайте сумму баллов, на­бранных Вами в ходе испытания).

 

Анкета № 1.

 

1. Вас назначили на руководящую должность и Вам предстоит руководить группой сотрудников, которые несколь­ко старше Вас по возрасту. Чего Вы больше всего опасались бы в этом случае?

а) что можете оказаться менее осведомлёнными в сути дела, чем они?

б) что Вас будут игнорировать и оспаривать Ваши ре­шения?

в) что не удастся выполнить работу на том уровне, как Вам хотелось бы?

2. Если Вас в каком-либо деле постигнет крупная не­удача, то:

а) постараетесь ли Вы утешиться, пренебрегая ею, если считаете случившееся несущественным ("подумаешь, бывает и хуже")?

б) начнёте лихорадочно раздумывать: а нельзя ли свалить вину на кого-нибудь другого или, в крайнем случае, на обсто­ятельства?

в) анализируете причины неудач, оценивая, в чём был Ваш собственный промах и как исправить дело?          '

г) опустятся ли у Вас от случившегося руки, испытываете ли Вы отчаяние, впадаете ли в депрессию?

3. Какое из нижеперечисленных сочетаний качеств и черт наиболее подходит к Вам?

а) скромный, общительный, снисходительный, впечатли­тельный, добродушный, медлительный, послушный;

б) приветливый, настойчивый, энергичный, находчивый, требовательный, решительный;

в) работящий, уверенный в себе, сдержанный, старатель­ный, исполнительный, логичный.

4. Считаете ли Вы, что большинство людей:

а) любит работать хорошо и старательно?

б) добросовестно относится к работе только тогда, когда их труд оплачивается должным образом?

в) трактует работу как необходимость, не более? 5. Руководитель должен быть ответствен за:

а) поддержание хорошего настроения в коллективе (тогда и с работой не будет хлопот);

б) отличное и своевременное выполнение заданий (тогда и подчинённые будут довольны).

6. Представьте себе, что Вы являетесь руководителем ка­кой-либо организации и должны в течение недели представить "наверх" план определённых работ. Как Вы поступите:

а) составите проект плана, доложите о нём начальству и попросите исправить, если что не так?

б) выслушаете мнение подчинённых специалистов, после чего составите план, принимая только те из высказанных пред­ложений, которые согласуются только с Вашей точкой зрения?

в) поручите составить проект плана подчинённым и не станете вносить в него никаких существенных поправок, послав для согласования в вышестоящую инстанцию своего заместите­ля или другого компетентного работника?

г) проект разработаете совместно со специалистами, после чего доложите о плане руководству, обосновывая и отстаивая его положения?

7. На Ваш взгляд, наилучших результатов достигает тот руководитель, который:

а) бдительно присматривает, чтобы все подчинённые точ­но выполняли свои функции и задания;

б) подключает подчинённых к решению общей задачи, ру­ководствуясь принципом "доверяй и проверяй";

в) заботится о работе, но за суматохой дел не забывает и о тех, кто её выполняет.

8. Работая в каком-либо коллективе, считаете вы ответствен­ность за свою собственную работу равнозначной ответственности за итоги работы всего коллектива в целом?

а) да;

б) нет.

9. Ваш взгляд либо поступок встречен критически дру­гими. Как Вы будете вести себя?

а) не поддаваясь мгновенной защитной реакции, не поспе­шите с возражениями, а сумеете трезво взвесить все "за" и "против";

б) не спасуете, а постараетесь доказать преимущества сво­его воззрения;

в) в силу вспыльчивого характера не сумеете скрыть свою досаду и, возможно, обидитесь и разгневаетесь;

г) промолчите, но взгляда своего не измените и поступать будете по-прежнему.

10. Что лучше решает воспитательную задачу и приносит "наибольший успех"?

а) премирование, поощрение;

б) наказание;

11. Хотели бы вы:

а) чтобы другие видели в Вас хорошего друга?

б) чтобы никто не усомнился в Вашей честности и реши­мости оказать помощь в нужный момент?

в) вызывать у окружающих восхищение Вашими качест­вами и достижениями?

12. Любите ли вы принимать самостоятельно решение?

а) да;

б) нет.

13. Если вы должны принять важное решение или дать заключение по тому или иному ответственному вопросу, то:

а) стараетесь ли сделать это безотлагательно, а сделав, не возвращаетесь ли снова и снова к этому делу?

б) делаете ли это быстро, но потом долго мучаетесь со­мнениями: "а не лучше ли было вот так, или так..."?

в) стараетесь ли не делать никаких шагов как можно дольше?

Теперь, когда Вы познакомились с вопросами, ответили на каждый, используя нижеприведённую таблицу, определите на­бранное число очков. Правильный ответ Вы получите в том случае, если на все вопросы ответите с полной откровенностью.

Ключ для подсчета баллов

 

№ п/п

а

б

в

г

1.                

а – 0

б – 2

в – 4

г – 0

2.                

а – 2

б – 0

в – 6

 

3.                

а – 0

б – 3

в – 2

 

4.                

а – 6

б – 2

в – 0

 

5.                

а – 3

б – 5

 

 

6.                

а – 3

б – 0

в – 1

г – 0

7.                

а – 2

б – 6

в – 4

 

8.                

а – 6

б – 7

 

 

9.                

а – 6

б – 2

в – 0

г – 0

10.             

а – 3

б – 0

 

 

11.             

а – 3

б – 5

в – 0

 

12.             

а – 3

б – 0

в – 2

 

13.             

а – 6

б – 3

в – 0

 

 

 

РЕЗЮМЕ:

1. Если вы набрали более 51 балла, значит у вас много задатков стать хорошим руководителем с современным стилем поведения. Вы верите в людей, в их знания и добрые качества, требовательны к себе и своим подчинённым, не станете терпеть в своём коллективе без­дельников и бракоделов и не будете стараться завоевать дешёвый ав­торитет. Для добросовестных сотрудников вы будете не только началь­ником, но и хорошим товарищем, который в трудных ситуациях сделает всё возможное для оказания им помощи и поддержки словом и делом.

2. Если вы набрали от 36 до 50 баллов, то вы бы могли руково­дить определёнными работами и объектами, но нередко сталкивались бы с трудностями (и тем чаще, чем меньше очков Вы сумели набрать по нашей шкале). Старались бы быть для своих подчинённых опеку­ном, но иногда бы могли выместить на них своё дурное настроение и гнев; оказывали им помощь и давали бы разного рода советы, не взи­рая на то, ощущается ли в них необходимость.

3. Вы набрали меньше 36 баллов. Скажем откровенно, что у вас мало шансов одержать успех в качестве руководителя. Разве только у вас хватит силы воли пересмотреть многие свои взгляды и отказаться от укоренившихся привычек. Прежде всего, потребуется обрести веру в людей и в себя.

 

Задача № 2. (Составьте в рамках алгоритма классического цикла управления – обоснование управленческое решение).

Вариант 1. Вы - главный менеджер на крупной фирме по производству всемирно известных пломбировочных материалов. У фирмы имеются многочисленные фабрики по всему миру. Она достигла большого объема продаж. Появилась возможность открыть еще фабрику в одной из стран СНГ, и от вас зависит решение - подписать новый контракт или нет. С одной стороны, строительство данной фабрики обеспечит новыми рабочими местами этот регион, тем самым решится актуальная для этого региона проблема безработицы; с другой - это принесет большой доход вашей фирме. Однако вы, занимаясь производством и продажей крупных партий пломбировочных материалов, до сих пор не были убеждены в том, что хирургический метод лечения кариеса по Блэку приводит к потере зуба в течение 5-12 лет. Недавно вам в руки попал отчет об исследовании, в котором была установлена прямая связь между широким применением хирургических методов лечения кариеса и уровнем разрушения зубов.

ü    Каково будет ваше решение?

ü    Подпишите вы новый контракт или нет?

ü    Почему?

 

Вариант 2. Вы - менеджер на фирме, производящей программные продукты для ПЭВМ для стоматологических учреждений. На одной из презентаций вы знакомитесь с молодой дамой (молодым человеком), которая(ый) недавно была (был) управляющей(им) на фирме-конкуренте. По какой-то причине она (он) была (был) уволена(ен) и, теперь держит обиду на эту фирму. Вы можете начать ухаживать или, наоборот, принять ухаживания.  Или можете взять ее (его) на работу. В ином случае, можете просто пообещать взять ее (его) на работу. Обида так сильна, что она (он) с удовольствием расскажет обо всех планах конкурента.

ü    Пойдете ли вы на тот, или иной шаг?

ü    Почему?

 

Вариант 3. Вы - менеджер по производству на фирме, выпускающей холодильники для стоматологических учрежэдений. Недавно вы узнали, что конкурирующая фирма придала своим холодильникам свойство, которого в ваших холодильниках нет, но которое окажет большое влияние на сбыт. Например, в холодильниках «NO FROST» теперь можно хранить расходные материалы и медикаменты  не только в вакуумной упаковке, но и обычные, не боясь их усыхания. На ежегодной специализированной выставке фирмы-конкурента будет офис для гостей, и на одном из приемов для своих дилеров глава фирмы расскажет им об этом новом свойстве холодильника и о том, каким образом это было достигнуто. Вы можете послать своего сотрудника на этот прием под видом нового дилера, чтобы узнать о нововведении.

ü    Пойдете ли вы на такой шаг?

ü    Почему?

 

Вариант 4. История менеджмента хранит имена выдающихся менеджеров. Эти люди, обладая незаурядными способностями, талантом и энергией добивались значительных результатов в организации компаний и управлении ими. Одним из таких менеджеров является Ли Якокка. Руководя автомобилестроительной компанией «Форд», он во многом способствовал ее процветанию, однако в итоге был безосновательно уволен владельцем этого предприятия Генри Фордом, который завидовал авторитету Ли Якокки и не мог терпеть рядом с собой такую сильную личность.

Ли Якокко болезненно переживал свое увольнение и лишь через некоторое время, успокоившись, принял предложение руководства компании «Крайслер» возглавить ее. Между тем финансово-экономическое положение этой компании было катастрофическим. «Крайслер» по всем статьям уступал своим основным конкурентам на автомобильном рынке США: фирмам «Дженерал Моторз» и «Форд».

Обладая богатым опытом, незаурядными способностями, энергией и другими присущими современному менеджеру качествами.  Ли Якокка принялся за, казалось бы, безнадежное дело. Были проведены мероприятия по совершенствованию системы управления производством, поиску необходимых финансовых средств, усилению взаимодействия сбытовых служб компании с производственными подразделениями, ужесточен контроль за работой.

Ли Якокка установил себе символическую заработную плату в 1 долл. вплоть до стабилизации положения компании, которое в итоге через несколько месяцев действительно выправилось и «Крейслер» вновь заняла свое прочное место на автомобильном рынке.

1. В чем вы видите заслугу Ли Якокка как менеджера в стабилизации положения компании «Крейслер»?

2. Как можно оценить действия Ли Якокки по установлению себе символического уровня оплаты труда:

ü    красивый жест,

ü    недостаточно продуманное решение;

ü    хорошо просчитанный шаг менеджера.

Аргументируйте свои ответы.

 

Вариант 5. Профессор американского университета Британской Колумбии Лоуренс Дж. Питер, будучи наблюдательным человеком, в результате длительных размышлений пришел к казалось бы парадоксальному умозаключению, которое в теории управления получило название «Принцип Питера». Суть принципа сводится к тому, что, по мнению его автора, некомпетентность в профессиональных делах встречается повсеместно. Поэтому естественно предположить, что только компетентность должна вознаграждаться более высокой должностью, а некомпетентность следует рассматривать как преграду к продвижению по службе.

Отсюда, как считает Л. Дж. Питер, если компетентность служит основанием, а некомпетентность - препятствием для продвижения по служебной лестнице, любой работник остановится в конечном счете на уровне своей некомпетентности. Результат этого - испорченная работа, отчаяние коллег по службе и подрыв эффективности деятельности компания. Принцип Питера спорен, но и не лишен оснований.

Особую остроту уровень компетентности имеет для менеджеров, которые отвечают за работу не только свою, но и коллектива. Некомпетентность менеджера может непосредственно отразиться на результатах деятельности фирмы.

Вопросы

ü    Согласны ли вы с Лоуренсом Дж. Питером? Постарайтесь найти аргументы в защиту своей позиции.

ü    Как решать проблему некомпетентности менеджеров в России?

ü    Предложите комплекс мер по возможному исключению ее из практики работы российских компаний.

 

Литература:

1.    Дьяченко В.Г., Галеса С.А.  Управление стоматологической помощью в новых экономических условиях. Хабаровск. 2004. 586 с.

2.    Дьяченко В.Г. с соавт. Менеджмент в здравоохранении. Учебно-методическое пособие/Под ред. проф. В.Г. Дьяченко.- Изд. центр Дальневосточного государственного медицинского университета.- Хабаровск, 2005.  544 с.

3.    Друкер Питер. Задачи менеджмента в XXI веке». 2005. 

4.    Кудрявцев А.А. Менеджмент в здравоохранении. Изд. СП бГУ. 2004

5.    Камынина, Н. Н. и др. Менеджмент и лидерство : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / Н. Н. Камынина, И. В. Островская, А. В. Пьяных и др. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 528 c.

6.    Примеры менеджмента медицинских услуг. Ситуационные задачи по курсу "Управление здравоохранением". - Под ред. Ракича Д.С., Лонгеста Б.Б., Дарра К. - Хабаровск, 1998, 226 с.

7.    Лисицин Ю.П. Учебник «Общественное здоровье и здравоохранение»: Издательство: ГЭОТАР-Медиа – 507 с.

 

Итоговый контроль уровня знаний студентов

 

Вопросы

1.     

Менеджмент: определение, основные этапы развития.

2.     

Дайте характеристику основным школам менеджментв.

3.     

Субъект и объект управления в здравоохранении.

4.     

Составные части схемы контуров управления.

5.     

Тенденции, характерные для развития менеджмента в 90-х годах.

6.     

Общие принципы управления.

7.     

Что лежит в основе планирования в условиях рынка?

8.     

С чем связана объективная необходимость использования экономических методов в управлении здравоохранением?

9.     

Назовите основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения на период до 2010 - 2015 гг.

10.                     

Укажите важнейшие направления (пути) использования экономических методов управления.

11.                     

Основные функции управления.

12.                     

Виды принимаемых решений.

13.                     

Алгоритм классического цикла управления.

14.                     

Основные факторы, влияющие на эффективность управленческого решения. 





0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!