Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по философии»

/ Общая философия
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Тема 2.3. Философия Нового времени

1. Научная революция и философия XVII века.

2. Эмпиризм и рационализм – основные направления философии Нового времени.

 

Литература: основная [2 (Глава 5), 3 (Глава 1.4), 5 (Главы 4–5)]; дополнительная [13 (Лекция № 3), 20 (Глава 5), 24 (Книга 1), 25 (Т. 3. Новое время)].

 

Методические указания

Новое время знаменует собой появление капиталистического способа производства, заинтересованного в развитии науки и техники как условия получения прибыли. В этот период проходит научная революция, начиная с публикации Н. Коперником в 1543 году трактата «Об обращении небесных сфер» и кончая «Математическими началами натуральной философии» И. Ньютона, опубликованными в 1687 году. За те сто пятьдесят лет, которые отделяют Коперника от Ньютона, меняется не только образ мира (отказ от концепции Птоломея), изменяется отношение между наукой и обществом, наукой и философией. Успехи науки (особенно астрономии) оказали свое влияние на философию – она все более начинает принимать образ науки.

Одним из первых на этот путь вступил Ф. Бэкон. Он пересмотрел всю историю науки и обнаружил очень слабое ее влияние на повседневную жизнь. «Наука должна и может изменить условия человеческой жизни, – заявляет Бэкон. – Это – инструмент, сконструированный человеком в целях достижения всеобщего братства и прогресса» (Цит. по: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. – СПб., 1996. – С. 161–162). После этих слов становится понятным, что Бэкон хочет построить философию по канонам науки. Раз наука обратилась к поиску знаний, способных решить повседневные задачи, то и философия замышляется им как метод получения практических знаний. Таким методом становится индукция. Соответственно, его философия открывает эмпирическое направление. Однако было бы ошибкой считать, что Бэкон всего лишь сориентировал философию на разработку методов научного познания. Замысел его носит более фундаментальный характер. Он пытается вдохнуть новую жизнь в метафизическую традицию античных мыслителей. Его индукция призвана познать все множество (конечное!) сущностей (форм). Он следует установке Платона и Аристотеля, что предметом философии являются вечные и неизменные сущности. Им Бэкон придает сверхнаучный характер, ибо в его классификации наук особое место занимает практическая магия. Вместе с тем он порывает с платоново-аристотелевской традицией отрывать сущности от их субстрата. Бэкон берет в неразрывном единстве сущность (форму) с самим предметом или явлением (натурами). Правда, для этого он жертвует целевой причиной, что сужает область философии. Напрашивается вывод, что Бэкон закладывает основы эпистемного (научного) образа философии. Из любомудрствования она превращается в методологию научного познания.

В том же духе понимал философию Р. Декарт – основатель рационализма философии Нового времени. Он внес несомненный вклад в разработку проблемы конструктивных способностей человеческого ума. Без его врожденных идей трудно представить появление кантовского априоризма. Примирение декартовского дуализма посредством Бога позволило по-новому взглянуть на соотношение мира идей и мира вещей.

Последующее преодоление декартовского дуализма пантеизмом Б. Спинозы привело к отождествлению Абсолюта с субстанцией. Обозначилась возможность найти ответы на все мучащие философов вопросы и открыть все тайны бытия посредством постижения субстанции (Бога-природы). Казалось, еще одно усилие и воплотится в жизнь мечта Бэкона о победе всесильной науки. К тому же французские просветители объявили образование своеобразным архимедовым рычагом преобразования социальных порядков.

Однако не все столь безоблачно было в эпистемном царстве философии. Дж. Беркли, воспользовавшись успехами науки в области физиологии и психологии, неожиданно поставил философию на грань катастрофы. Перспектива превращения всех знаний в комплекс ощущений грозила такой субъективацией картины мира (солипсизмом), которая даже софистам не снилась. Мыслители стали осознавать, что сведение философии до роли только научной методологии может породить иллюзию неограниченных возможностей науки. Одним из первых на это обстоятельство обратил внимание И. Кант.

Контрольные вопросы 

 1. Какую роль сыграла наука в судьбе философии Нового времени?

 2. Что такое идолы в философии Ф. Бэкона?

 3. Что понимал Бэкон под формами?

 4. Какой метод познания доминирует в философии Бэкона?

 5. В чем отличие и в чем сходство философии Бэкона и философии Аристотеля?

 6. В чем заключается рационализм философии Р. Декарта?

 7. Какие правила метода Декарта вы знаете?

 8. Каким образом Декарт приходит к дуализму?

 9. Какую роль играет Бог в философии Декарта?

10. Какой основной лозунг можно начертать на знамени эмпиризма и, соответственно, рационализма?

 

Тема 2.4. Немецкая классическая философия

1. Трансцендентальная философия И. Канта.

2. Система и метод философии Г. В. Ф. Гегеля.

 

Литература: основная [2 (Глава 8), 5 (Глава 6)]; дополнительная [10 (Глава 2.6), 13 (Лекция № 3), 20 (Глава 7), 25 (Т.4. От романтизма до наших дней. Часть II)].

 

Методические указания

Основной труд И. Канта «Критика чистого разума» направлен на выявление границ науки. Наука имеет дело с опытом, который оформляется благодаря априорным формам чувственности. Сами по себе чувственные данные слепы. Чтобы чувственные данные стали знаниями, они должны соединиться с априорными категориями рассудка. Сами по себе эти категории пусты, поэтому их нельзя рассматривать на манер декартовских врожденных идей. Сфера науки, по Канту, – это область деятельности рассудка. Однако есть еще человеческий разум. Разум поставляет принципы (стремление к целокупности знания) и идеи (понятия, которым в созерцании не может быть представлен никакой предмет). Разум рождает идеи свободы, души, Бога. Попытка определить реальность этих идей средствами науки приводит к антиномиям. По всем законам логики противоречие – свидетельство ложности утверждения и оно должно быть изгнано из научного оборота. Изгнать-то можно, но эти идеи являются не пустыми фикциями, а выражают важнейшие моменты человеческого существования. В этой ситуации Кант находит остроумный выход – переводит решение проблемы в область практического разума. Есть такие проблемы, заявляет Кант, которые неподвластны логике науки и могут быть разрешены лишь в сфере нравственности. Именно в области морали обретают истинностное выражение идеи свободы, бессмертия души и божественного существования. Несмотря на весь агностицизм Канта, нельзя отрицать, что он пытается оспорить правомерность сведения философии к науке («...мы не можем признать, что метафизика как наука действительно существует»), так как многие мировоззренческие проблемы не могут быть разрешены средствами науки. И хотя нередко Канта причисляют к родоначальникам позитивизма, в действительности он остро почувствовал ущербность эпистемного образа философии.

Иной подход к философии у Гегеля. Он согласен с Кантом, что существующая метафизика не может претендовать на научный характер. Нужна совершенно иная философия, которая бы сняла недостатки предшествующей метафизики. Основной из них, по Гегелю, заключается в том, что прежняя метафизика искала конечные сущности, вечные определенности мысли. Это всего лишь проявление рассудочного мышления. Рассудочное есть лишь первая сторона логического. Второй стороной логического является диалектическое или отрицательно-разумное. А третьей – спекулятивное или положительно-разумное. Так Гегелем формулируется диалектика как «имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограничены, т. е. содержат отрицания самих себя». В свою очередь, «спекулятивное или положительно-разумное, постигает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе». Стержнем своей философии Гегель считает логику. Сначала он эту логику представляет как стихию чистого мышления, затем отчуждает её в природу, а потом она уже шествует в стихии духа. Так оформляется гегелевский панлогизм. В конечном итоге самодвижение духа венчается философией, как «мыслящей себя идеей». Если прояснить смысл гегелевской философии, то она сводится к законченной системе теоретических определений, т. е. к науке.

Контрольные вопросы

 1. В чем априоризм Канта?

 2. Каково различие рассудка и разума у Канта?

 3. В чем суть коперниковского переворота Канта в философии?

 4. Что такое феномен и ноумен в философии Канта?

 5. В чем причина возникновения антиномий?

 6. Каким образом в структуре практического разума разрешает Кант антиномии?

 7. Что такое абсолютная идея Гегеля?

 8. Что такое триада у Гегеля?

 9. Какова система философии Гегеля?

10. Покажите этапы развития объективного и абсолютного духа.

11. Как представлял себе Гегель исторический прогресс?

12. В чем противоречие между системой и методом в философии Гегеля?

13. В чем проявляется панлогизм философии Гегеля?

 

Тема 2.5. Постклассическая философия XIX – начала XX века

1. Философия марксизма.

2. Классический позитивизм.

3. Иррационализм и «философия жизни».

Литература: основная [2 (Главы 10–12), 3 (Главы 1.7, 1.8), 5 (Глава 7,
1–4, 15)]; дополнительная [20 (Главы 8–10), 24 (Книга 1), 25 (Т. 4. Главы 4.5, 5.2, 5.5, 7.1–7.3
), 29, 38].

 

Методические указания 

При рассмотрении философии марксизма надо обратить внимание на раннего Маркса, когда он рассматривал проблемы отчуждения и реализацию человеком своей родовой сущности. Сравнить либерально-демократическое воззрение Маркса на коммунистическое общество и политэкономическую  модель построения коммунистической формации. Обратить внимание на то, что марксистская концепция материалистического объяснения истории не в полной мере учитывала роль духовного фактора. Следует показать, что многие идеи марксизма были порождены образом капитализма XIX века и не смогли учесть удивительную приспособляемость этого способа производства к изменяющимся историческим реалиям. Исторические судьбы марксизма по-прежнему остаются одной из дискуссионных тем.

Если вернуться к европейской философии, то после Гегеля она пошла по пути пересмотра важнейших положений классической философии. Если гегелевская философия зиждется на уверенности в разумности мира, то уже А. Шопенгауэр начинает сомневаться в этом. Его воля к жизни носит в природе инстинктивный характер (иррациональный), а в человеческом поведении она обретает рассудочный характер, становясь сгустком вожделений. Единственное что остается человеку – это парализовать волю к жизни. Жизнь – страдание, история – слепой случай, прогресс – иллюзия, таков неутешительный вывод Шопенгауэра.

В чем-то ему вторит С. Кьеркегор, хотя истоки его рассуждений иные. Он выступает от лица единичного, который важнее рода. Во всем природном мире царит необходимость, в человеческой жизни – свобода. Человек – это экзистенция (существование), обреченная на выбор и страшащаяся этого выбора. Если страх характеризует отношение человека к миру, то отношение к самому себе – отчаяние. Отчаяние – это вина человека, внутренне не принимающего самого себя. Отчаяние – вечное умирание без конца. От этого изнуряющего состояния не может избавить даже Бог, «поскольку Бог помогает лишь так, как это может сделать свобода». Страх, отчаяние, вина становятся в философии Кьеркегора способами проявления сокровенного Я. Если в классической философии судящей инстанцией является разум, то у датского мыслителя эта функция переходит к эмоциям. Все более сказывается недоверие разуму. Эта тенденция еще более проявилась в философии жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей и др.). Следует обратить внимание на волю к власти Ницше, на возвеличивание им биологического начала в человеке, на его устремленности к некоему сверхчеловеку, способному придать духовное содержание тому обществу, где Бог умер. Это направление на первый план выдвигает понятие жизни, противоположное омертвляющим процедурам научного мышления, неспособного уловить подлинный аромат реальных процессов.

 

Контрольные вопросы

 1. Как понимал К. Маркс родовую сущность человека на раннем этапе своего творчества?

 2. Что такое отчуждение по Марксу?

 3. Назовите основные положения историко-материалистической концепции Маркса.

 4. Насколько современен Маркс в наше время?

 5. Как развивается человеческий дух по О. Конту?

 6. Каково предназначение философии с точки зрения классического позитивизма?

 7. Что такое воля к жизни в философии А. Шопенгауэра?

 8. Какими путями можно противостоять инстинкту воли к жизни?

 9. В чем выражается нигилизм философии Ф. Ницше?

10. Перечислите основные положения философии жизни.

 

Тема 2.6. История русской философии

1. Философия П. Я. Чаадаева.

2. «Западничество» и «славянофильство» в русской философии XIX века.

3. Философские идеи Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

4. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.

5. Христианский экзистенциализм Н. А. Бердяева.

 

Литература: основная [5 (Глава 8)]; дополнительная [11, 14, 15 (Раздел «Россия»), 11, 20].

 

Методические указания

При изучении этой темы надо обратить внимание на возрождение софийного образа философии в трудах российских мыслителей. Уже в творчестве славянофилов идея всецелого разума возвращает философии целостность проявления всех способностей человеческого духа. Такой подход позволил русским философам добиться органического единства рационализма, религиозности, духовности, нравственности и глубинных эстетических переживаний. При всей полемике славянофилов с западниками следует помнить, что последние были далеки от простого копирования  западного пути развития и отстаивали самобытный путь России. Особого внимания заслуживает устремленность русской философии к решению предельных вопросов человеческого бытия. Это четко проявляется в философических размышлениях П. Я. Чаадаева, в философии всеединства Вл. Соловьева, в философии свободы Н. А. Бердяева. Особого разговора заслуживает творчество Вл. Соловьева, который своими идеями (Софии, русской идеи, Мировой души, достижения царство Божия на Земле и т. д.) во многом определил судьбу русской философии XX века. Не стоит проходить мимо философских достижений двух выдающихся русских писателей  – Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Достоевский велик своим даром провидения, ибо он поставил проблемы (подпольного человека, иррациональности человеческой природы, притягательности и одновременно обременительности свободы, трагичности человеческого существования по ту сторону добра и зла, самоуничтожающей сущности идеи коммунизма и т. д.), ставшие эпицентром судеб людей XX века. Л. Н. Толстой велик своей идеей непротивления злу насилием, сумев за ее религиозным содержанием, увидеть действенный социально-политический смысл.

 

Контрольные вопросы 

1. Что такое всецелый разум русской философии?

2. Можно ли считать, что русская философия берет свое начало от П. Я. Чаадаева?

3. Назовите основные идеи А. С. Хомякова и И. В. Киреевского.

4. Почему А. И. Герцена, В. Г. Белинского и других революционных демократов называли западниками?

5. Прав ли Бердяев в своем утверждении, что каждый роман Достоевского решает одну из философских проблем? Покажите это на  примере творчества Достоевского.

6. Действительно ли идея непротивления злу насилием Л. Н. Толстого становится эффективным средством решения социально-политических проблем?

7. Историк русской философии В. В. Зеньковский считает, что в философии Вл. Соловьева Абсолют с трещиной. Прав ли Зеньковский и что он имел в виду?

8. Что такое три свободы и восьмой день творения в философии Н. А. Бердяева?

 

Тема 2.7. Западная философия XX века

1. От логического позитивизма к философии науки.

2. Философия экзистенциализма.

 

Литература: основная [2 (Глава 14), 5 (Глава 7)]; дополнительная [12, 13 (Лекция № 5), 15 (Книга 3, Ч.1. Глава 7; Ч.2. Глава 6; Книга 4. Глава 1), 10, 22, 25 (Т. 3. Ч. 7. Глава 9; Ч. 10. Главы 21–23; Ч. 11. Главы 25–27; Ч. 15. Главы 38–39)].

 

Методические рекомендации

В XX веке позитивизм вступил в третью стадию своей эволюции – неопозитивизм. Второй стадией был махизм. Студент должен иметь общее представление о втором этапе, чтобы не потерять главную нить анализа. Махисты переключились на выработку научных процедур, позволяющих уйти от понятий, мешающих исследовательской деятельности. Так появились элементы мира и принцип экономии мышления. Махисты повели атаку на устойчивый понятийный каркас научного знания из-за боязни онтологизации знания. В действительности под огнем критики оказались философские понятия.

Во многом эту идею поддержали неопозитивисты. Студент должен сфокусировать свое внимание на основном девизе этого направления: «Наука сама по себе является философией». В нем выражено убеждение, что только наука способна дать истинностное знание, пригодное для решения всех проблем. Поэтому свою основную задачу представители неопозитивизма (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел и др.) видели в поиске безусловно истинностных элементов в конгломерате человеческих идей и мнений. Для этого они провели демаркацию науки от ненауки с помощью принципа верификации. Следует запомнить, что верифицируемость являлась принципом осмысленности языковых выражений. Студент должен показать, что принцип верифицируемости в конечном счете стал своеобразным бумерангом для самой науки. Так возникла потребность в принципе фальсификации К. Поппера. Студент должен понять суть определения фальсифицируемости и, главное, обратить внимание на то, что фальсификация является критерием демаркации эмпирических наук, но не критерием осмысленности. Поэтому для Поппера метафизика (философия) хотя и не является наукой, но не является набором бессмысленных высказываний. Более того, Поппер говорит о позитивном влиянии философских идей на развитие науки. Освободив философию от обвинений в бессмысленности, Поппер способствовал возрождению интереса к ней среди историков науки. Особенно он проявился при рассмотрении истории становления науки. Так Т. Кун показал, что философская методология выступает предварительным условием научного исследования, она явно включена в научные теории и неявно присутствует во всех научных результатах. Метафизика (философия) заняла достойное место в парадигме Т. Куна. В дальнейшем усилиями П. Фейерабенда, И. Лакатоса и др. была окончательно развенчана программа неопозитивистов по дискриминации философии.

Важно отметить, что если неопозитивизм получил распространение среди естественно-научной интеллигенции, то экзистенциализм стал одним из выразителей умонастроения западных гуманитариев XX века. Теоретические предпосылки экзистенциализма стали формироваться еще в XIX веке в учениях Кьеркегора, «философов жизни» (о чем было сказано выше). Однако потребовались определенные социальные условия, чтобы предпосылки обрели четкие формы одного из влиятельнейших философских направлений XX века. Такими условиями явились две мировые войны, которые воочию подтвердили бессмысленность человеческого бытия. Студент должен вычленить два направления экзистенциализма и знать их основных представителей. Необходимо знать значение основных понятий экзистенциальной философии: экзистенция, свобода, экзистенциалы, проект, выбор, пограничная ситуация  и др. В настоящее время влияние экзистенциализма явно упало. Следует подумать над причинами падения интереса к экзистенциализму в наши дни.

 

Контрольные вопросы 

 1. Какие этапы эволюции прошел позитивизм?

 2. Что такое принцип верификации и какую роль отводили ему неопозитивисты?

 3. Почему принцип верификации не оправдал надежды неопозитивистов?

 4. Что понимает под принципом фальсификации К. Поппер?

 5. Как соотносятся фальсифицируемость и осмысленность выражений языка?

 6. Как представлял себе логику развития науки К. Поппер?

 7. Как развивается наука с точки зрения Т. Куна и какую роль в этом играют ненаучные формы человеческого духа?

 8. Почему потерпела крах попытка неопозитивистов очистить науку от всего ненаучного и объявить науку философией самой по себе?

 9. Что такое сциентизм?

10. Каковы философские предпосылки возникновения экзистенциализма?

11. Каковы социальные предпосылки формирования экзистенциализма?

12. Чем различаются светский (атеистический) и религиозный экзистенциализм?

13. Назовите крупнейших представителей этих направлений.

14. Охарактеризуйте основные понятия философии существования.

15.Согласны ли вы с утверждение Ж.-П. Сартра, что экзистенциализм – это гуманизм?

 

Тема 3. Бытие

3.1. Формы бытия и атрибутивные свойства материи 

1. Историко-философское изменение представлений о бытии.

2. Уровни бытия.

3. Материя как философская категория.

4. Атрибутивные свойства материи.

 

Литература: основная [1 (Раздел IV), 2 (Часть II, Глава 2), 3 (Глава 2.1), 5 (Т. 9), 6 (Раздел IV, Главы 1–2)]; дополнительная [39 (С. 391–406)].

 

Методические рекомендации 

При раскрытии этой темы следует привлечь историко-философский материал, показывающий становление категории бытия. Важно выделить основное смысловое содержание этого понятия, которое сохраняется на всем протяжении истории. Чаще всего обращаются к подлинному. Студент должен показать, как это значение бытия проявляется на различных этапах развития философии.

Бытие тесно связано с его видами отрицания: ничто и небытие. Студент должен вычленить эти разные аспекты отрицания бытия и показать их роль в развитии самого бытия. При рассмотрении уровней бытия особое внимание следует обратить на бытие человека и суметь показать его отличие от бытия духовного и бытия социального. Разделение универсума на объективную и субъективную реальность конкретизируется в категориях материи и сознания.

Студенту следует показать историческое изменение представлений о материи и объяснить их причины. Надо охарактеризовать вещественно-суб­стратную, философско-гносеологическую и субстанциально-аксиологическую концепции материи.

Есть несколько уровней организации материи. Следует найти для них качественные характеристики. Специального разговора заслуживают биологический и социальный уровни организации материи.

Материя имеет атрибутивные свойства: движение, пространство, время. Следует обратить внимание на несводимость высших форм движения к сумме низших и на отличие субстанциальной концепции пространства-времени от реляционной. На конкретных примерах следует показать специфику пространственно-временной организации на биологическом и социальном уровнях.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое бытие?

2. Почему в истории философии менялось представление о бытии?

3. Каковы отличительные особенности каждого из уровней бытия?

4. Охарактеризуйте два вида отрицания бытия.

5. Как исторически менялось представление о материи?

6. В чем ошибочность редукции высших форм движения материи к сумме низших? Покажите на примерах.

7. В чем различие субстанциальной и реляционной концепций пространства-времени?

8. Дайте примеры экзистенциального переживания пространства-времени.

 

Тема 3.2. Системность и самоорганизация 

1. Синергетика. Хаос и порядок. Неравномерность и нелинейность незамкнутых природных систем.

2. Системность. Понятия система, элемент, структура. Форма и содержание, сущность и явление.

3. Детерминационные связи бытия. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

4. Развитие. Законы развития. Диалектика как система.

 

Литература: основная [1 (Раздел IV), 2 (Часть II. Главы 4–5)].

Методические рекомендации 

Одна из центральных философских проблем сводится к поиску ответа на вопрос: «Как возникают материальные системы с различными уровнями организации?». На этот вопрос ответ искала диалектика. В последние годы начала складываться синергетика, изучающая закономерности саморганизации материальных систем. Основоположники синергетики (И. Пригожин, А. Хакен) считают, что стремление к хаосу характерно для закрытых систем, природные же процессы принадлежат к незамкнутым системам, которым присущи неравномерность и нелинейность. Если неравномерность и нелинейность являются естественным состоянием природных процессов, то столь же естественным является принцип самоорганизации. Тем самым принцип самоорганизации относится к атрибутивным свойствам материи.

Важную роль в решении проблемы самоорганизации, самодвижения материи сыграла диалектика. Студент должен четко представлять различные этапы развития диалектики. Следует различать объективную и субъективную диалектику. Диалектику чаще всего рассматривают как развивающуюся систему универсальных связей. Студент должен знать значение понятия система. Многообразие разнообразных связей в системе фиксируются в универсальных, структурных и детерминационных принципах. Каждый их них конкретизируется соответствующими категориями. Студент должен знать их отличительные признаки. Душой диалектики является принцип развития. Надо знать его значение и соответствующие законы диалектики, раскрывающие природу, механизм и направление процесса развития.

В наши дни диалектика не всеми признается единственным подлинно научным методом познания и преобразования действительности. Студент должен знать основные аргументы противников диалектики и самостоятельно судить об их убедительности.

 

Контрольные вопросы 

1. Что такое синергетика?

2. Что такое диалектика?

3. Перечислите этапы становления диалектики.

4. Какие принципы диалектики вы знаете?

5. Определите методологическую функцию каждого из законов диалектики.

6. В чем различие между взаимодействием противоположностей и противоречием?

7. Что такое мера в законе перехода количественных изменений в качественные?

8. Что такое диалектическое отрицание и чем оно отличается от формально-логического?

9. Прав ли К. Поппер, что из противоречия может следовать что угодно, поэтому диалектика не имеет реального позитивного смысла?

 

Тема 4. Сознание 

1. Генезис форм отражения в живой природе.

2. Загадка возникновения человека.

3. Структура сознания.

4. Сознание и бессознательное.

 

Литература: основная [1 (Глава IX), 2 (Часть II. Глава 3), 3 (Глава 2.1), 5 (Глава 11)]; дополнительная [9 (Очерки 1–2)].

 

Методические рекомендации

Фундаментальным принципом материи является отражение. Следует знать его определение и различные формы отражения в живой природе. Важно найти отличительные особенности психики животных применительно к их интеллекту, орудийной и языковой деятельности. Далее стоит остановиться на том качественном изменении психики животных, которое стало предпосылкой развития человеческого сознания. Важно показать роль труда и языка в формировании человеческого сознания. Студент должен знать структуру сознания. Отдельного внимания требует проблема бессознательного. Надо знать структуру человеческой психики по З. Фрейду. Желательно иметь представление об эволюции фрейдизма в творчестве А. Адлера, К. Г. Юнга, Э. Фромма.

Современная компьютерная технология затрагивает проблему моделирования человеческого сознания. Она носит дискуссионный характер и у студента есть возможность поразмышлять над специфическими особенностями человеческого и машинного сознания.

 

Контрольные вопросы 

1. Что такое сознание?

2. В чем отличие психики животных от сознания человека?

3. Какие факторы сыграли решающую роль в возникновении сознания?

4. Какова структура сознания?

5. Что такое самосознание?

6. Как З. Фрейд представлял человеческую психику?

7. Что понимал под коллективным бессознательным К. Г. Юнг?

8. Назовите некоторые бессознательные потребности по Э. Фромму.

 

Тема 5. Познание

1. Познание как философская проблема.

2. Многообразие форм духовно-практического освоения мира.

3. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Их формы.

4. Проблема истины. Объективность истины. Диалектика относительной и абсолютной истины. Конкретность истины.

5. Теоретический и эмпирический уровни научного познания.

 

Литература: основная [1 (Раздел III), 2 (Часть II. Глава 6), 3 (Глава 2.2), 5 (Глава 12)]; дополнительная [21 (Глава 1), 29 (Глава 2)].

 

Методические рекомендации

Следует четко понимать философское содержание проблемы познания, заключающееся в противостоянии объекта и субъекта познания и многообразных трудностях получения знания. Эти сложности обусловлены не только сложностью и многомерностью объективного мира, но и спецификой субъективного отражения действительности человеком.

Центральная проблема гносеологии заключается в вопросе: как человек, пронизанный субъективными переживаниями и личностными впечатлениями, может получить объективное знание? Здесь окажутся весьма уместными историко-философские знания о становлении гносеологии.

Существует многообразие духовно-практического освоения мира. Надо различать мифологическое, нравственное, эстетическое, научное и другие формы освоения мира. При выделении ступеней познания следует обратить внимание на специфику каждой из них.

Так как познавательный процесс разворачивается в отношении незнание-знание, то встает проблема истины. Следует подчеркнуть гносеологический статус истины. В истории философии имели место несколько концепций истины. Надо их охарактеризовать и показать, что истинностные характеристики приложимы к отношению предмета познания, заданного человеческой практикой, к конструктивно построенным утверждениям теории. Человек имеет дело не с миром самим по себе, а с действительностью, опосредованной практической общественно-исторической деятельностью и, соответственно, эту реальность он воспринимает через призму культурно-исторических смыслов своего опыта и теоретических конструкций науки. В таком случае объективность истины будет заключаться в ее интерсубъективности, а не в некой независимости содержания знания ни от человека, ни от человечества. При рассмотрении абсолютной и относительной истины нельзя абсолютную истину сводить к сумме относительных. Подумайте почему. Надо также помнить, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Однако это положение требует к себе диалектического подхода.

Особого внимания заслуживает проблема критерия истины. Одним из них является логическая непротиворечивость. Однако универсальным критерием истины является практика. Студент должен знать определение практики.

В научной деятельности выделяют эмпирический и теоретический уровни. Надо знать их основное различие. Следует также различать общелогические методы научного познания, а также формы и методы эмпирического и теоретического познания. Неверно полагать, что эмпирический и теоретический уровни научного познания являются простой аналогией чувственной и рациональной ступеням познания.

Отдельного разговора заслуживает социально-гуманитарное познание. Эта проблема носит дискуссионный характер и студенту стоит поразмышлять над ней, исходя из специфики будущей профессии.

 

Контрольные вопросы

 1. В чем заключается философское содержание проблемы познания?

 2. Назовите рубежные этапы развития гносеологии.

 3. Что такое трансцендентальный субъект в теории познания Канта?

 4. Охарактеризуйте основные формы чувственного и рационального познания.

 5. Какие виды интуиции вы знаете?

 6. Как следует понимать объективную истину?

 7. Какие виды концепций истины вы знаете?

 8. Как следует понимать выражение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна»?

 9. Каковы отличительные черты эмпирического и теоретического уровней научного познания?

10. Что такое практика и какова ее роль в познании?


Тема 6. Природа как предмет философского осмысления

1. Исторические формы отношения человека к природе.

2. Жизнь как ценность.

3. Современные экологические проблемы.

4. Идея ноосферы в концепции устойчивого и безопасного развития.

 

Литература: основная [3 (Глава 2.5), 6 (Раздел VII)]; дополнительная [8 (Глава IX), 23, 28 (Лекция 1), 34, 43 (Ч. 2. Глава XXI)].

 

Методические рекомендации

Природа – это совокупность естественных условий существования человечества. Человеческое общество и противостоит природе и включено в нее. Необходимо различать естественную и искусственную окружающую среду или, иначе – первую и вторую.

Вопрос о взаимоотношении общества и природы является ключевым для человечества. В разные исторические эпохи он имел разное звучание. Студент должен показать, как исторически менялось отношение человека к природе, начиная с античности и кончая сегодняшним днем.

Различие между живой и неживой природой носит фундаментальный характер. Студент должен знать основные признаки живого. В результате эволюции Земли возникла биосфера, включающая в себя верхнюю часть земной коры и нижнюю часть атмосферы. Существование биосферы является непременным условием сохранения жизни на Земле. В связи с этим неплохо поразмышлять над провозглашенным А. Швейцером принципом благоговения перед жизнью.

Современные экологические проблемы настоятельно требуют перехода человека от идеи господства над природой к идее партнерских отношений. Во весь голос потребность в новой ценностной переориентации человечества по отношению к природе зазвучала благодаря деятельности Римского клуба. Студенту желательно знать основные этапы становления этой международной общественной организации. Глобальный, планетарный характер экологических проблем рождает новые формы международного сотрудничества для сохранения жизни на Земле. Студент должен ориентироваться в этом вопросе.

Представление о жизни как определенной стадии эволюции не только Земли, но и космоса формировалось в начале XX века представителями русского космизма К. Циолковским, В. Вернадским, А. Чижевским. Эта  идея наиболее полно воплотилась в творчестве В. Вернадского, который рассматривал в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитар­ную) реальности, исследовал проблему перехода биосферы в ноосферу. Студенту следует знать основные ее характеристики.

 

Контрольные вопросы 

1. Как менялось отношение к природе в ходе исторического процесса?

2. В чем отличие живой природы от неживой?

3. Как вы понимаете принцип благоговения перед жизнью?

4. С чем связано обострение противоречий в системе общество-природа в современную эпоху?

5. Охарактеризуйте основные идеи Римского клуба.

6. В чем актуальность идеи В. И. Вернадского о ноосфере?

7. Вычлените социально-философский и этико-гуманистический аспекты экологических проблем.

 

Тема 7. Общество как развивающаяся система

1. Генезис историко-философских воззрений на общество.

2. Структура общества.

3. Субъекты и движущие силы исторического развития.

4. Философия истории.

 

Литература: основная [2 (Часть II, Главы 9–10), 3 (Глава 2.4), 5 (Главы 13–15)]; дополнительная [8 (Раздел 1–2), 28 (Лекции 2–3), 30 (Ч. 1), 33 (Разделы III), 34 (Главы 2, 8, 11)].

 

Методические рекомендации 

Общество – обособившаяся от природы исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. В истории философии существует многообразие воззрений на общество. В античности общество отождествлялась с государством и чаще всего рассматривалось как результат естественного неравенства людей. В Средневековье получила распространение эсхатологическая концепция, в которой природа и судьба общество объяснялись божественным провидением. В Новое время к анализу общества все более привлекают земные основания. Т. Гоббс выдвигает концепцию договорного возникновения государства, Ш. Монтескье дух народа и характер общественного развития связывает с климатом, почвой и другими естественными факторами. Важную роль в становлении социальной философии сыграл Гегель своей идеей хитрого Разума. Гегель вводит в оборот понятие объективного закона общественного развития. Маркс гегелевской идее придает материалистический характер и выдвигает концепцию формационного развития общества. Студент должен знать основные понятия формационного подхода к анализу общества, так как она оказала существенное влияние на последующие концепции. Бесспорно влияние Маркса на концепцию индустриального развития общества, которая была весьма популярна в 60-е годы XX века. Постепенно она трансформировалась в концепцию постиндустриального общества, где решающая роль отводится науке. В наши дни она постепенно переросла в информационное общество.

Наряду с теориями, в большей мере апеллирующими к материально-экономическим факторам общественного развития, существуют концепции, опирающиеся на приоритетную роль духовного фактора в общественном развитии. В связи с этим заслуживают внимания идеи О. Шпенглера и А. Тойнби. Их культурно-цивилизационный подход реализует идею прерывности общественного развития, отсутствия кумулятивности в историческом процессе.

Уходящий XX век ознаменовался, с одной стороны, идеей конца истории (Ф. Фукуяма), а, с другой стороны, провозглашением грядущего столкновения цивилизаций (С. Хантингтон).

Студенту необходимо знать основные положения этих концепций и самостоятельно судить об их достоинствах и недостатках.

Анализ общества предполагает выделение его структуры. Это задача не вызывает особых трудностей у студентов. Следует обратить внимание на раскрытие специфических черт каждой из четырех сфер общества. При рассмотрении материально-производственной сферы общества надо уделить внимание науке как непосредственной производительной силе общества. При анализе социальной сферы определенные трудности встают в связи с определением нации. Политическая сфера затрагивает область властных отношений в связи с чем встает вопрос о соотношении социальной и политической сфер. Духовная сфера общества является совокупностью духовных явлений взятая в единстве с ее носителями, творцами, трансляторами. Главным элементом духовной сферы является общественное сознание. Следует уметь отделить общественное сознание от суммы индивидуальных сознаний и раскрыть структуру общественного сознания.

Ход исторического процесса зависит от объективных условий и субъективных факторов. Отсюда вырастает проблема движущих сил исторического развития. Уже анализ многообразия концепций общественного развития выявил различные подходы к вычленению тех сил, которые творят историю. Среди них доминирующее положение занимают народные массы и выдающиеся личности. Сложная диалектика их взаимодействия не должна остаться вне внимания студента.

Исторический процесс интересует философию с точки зрения своего смысла, поэтому все концепции общественного развития вольно или невольно затрагивают эту тему. Студенту следует вычленить это содержание и попытаться ответить на вопрос о смысле истории.

 

Контрольные вопросы 

 1. Что такое общество?

 2. Охарактеризуйте основные воззрения на природу общества и закономерности его развития.

 3. В чем различие формационной и цивилизационной концепций развития общества?

 4. Как следует понимать утверждение, что наука становится непосредственной производительной силой общества?

 5. Согласны ли вы с мнением, что этнос есть нация?

 6. Охарактеризуйте основных субъектов социальных отношений.

 7. Назовите основные признаки государства.

 8. Охарактеризуйте основные уровни общественного сознания.

 9. Каковы отличительные признаки морали?

10. Что такое религия?

11. Имеет ли история смысл?

 

Тема 8. Личность. Проблема свободы и ответственности

1. «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Структура личности.

3. Закономерности формирования личности.

4. Свобода и ответственность личности.

 

Литература: основная [2 (Часть II. Глава 1), 5 (Глава 10)]; дополнительная [16 (Раздел «Так называемое зло. К естественной истории агрессии»), 28 (Лекция 4), 36 (Часть 3), 41].

 

Методические рекомендации 

При всей близости понятий человек, индивид, личность, индивидуальность следует более строго различать их смысловые особенности. Человек – это родовое понятие, с помощью которого отличают людей от всех остальных видов живого. Индивид – элемент рода. Личность – конкретный человек в единстве его биологических, психологических и социальных характеристик. Индивидуальность – то особенное, что отличает каждого из нас. При рассмотрении человека встает проблема соотношения социального и биологического в нем. На этот счет существует большое число версий. Часть из них дана в предложенном списке литературы. (К. Лоренц, Э. Фромм и др.). Студент должен иметь о них представление и самостоятельно выбирать наиболее убедительную концепцию.

Проблема структуры личности также многовариантна. На этот счет существуют различные схемы. При всем их многообразии в структуре личности следует выделить биологическую и психологическую подструктуры, а также подструктуры, выражающие уровень социализации личности и ее направленность. В единстве этих подструктур только и можно раскрыть суть личности. Возможно, студент на этот счет имеет собственное мнение и его представление о структуре личности иное. Здесь главное – обосновать свою позицию, так как в литературе существует большое число воззрений по этому вопросу (См. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. – М., 1999).

Формирование личности начинается в семье. Семья играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. Студент должен раскрыть многообразные функции семьи в воспитательном процессе. Формирование личности опосредовано социальной средой. Важнейшее влияние оказывают различные социальные общности, среди которых заслуживают внимания первичные коллективы. В них проходит ограничение детского эгоизма и воспитывается способность к коллективистскому самоопределению личности (В. А. Петровский). В этом случае сила механизмов социально-психологического воздействия не имеет самодавлеющего характера и личность развивается как свободный самодостаточный субъект социальных отношений. Естественно встает проблема свободы и ответственности личности. Свобода – это способность осуществлять такую самодетерминацию, которая ограничивает деструктивные проявления внешней детерминации и привносит в существующую реальность черты нового, конструктивного, отвечающие родовой сущности человека. Мерой свободы в таком случае выступает ответственность личности.

 

Контрольные вопросы 

1. Раскройте соотношение понятий человек, индивид, личность, индивидуальность.

2. Каково соотношение биологического и социального в человеке?

3. Какова структура личности?

4. Раскройте роль биологической и психологической подструктур в судьбе личности.

5. Покажите роль семьи в воспитании детей.

6. Что такое коллективистское самоопределение личности?

7. Как вы понимаете свободу?

8. Бремя свободы. Феномен бегства от свободы.

9. В чем заключается проблема отчуждения человека?

 

Тема 9. Человек в мире культуры. Запад, Восток,
Россия в диалоге культур
 

1. Аксиологическое и технологическое истолкование культуры.

2. Преемственность и взаимовлияние культур в историческом процессе.

3. В поисках «русской идеи».

 

Литература: дополнительная [8 (Глава X), 33 (Раздел 1), 37 (Главы 4, 19, 25)].

 

Методические рекомендации 

Существует множество определений культуры. При всем многообразии этих дефиниций чаще всего вырисовываются два подхода: технологический или аксиологический. Представители первого к культуре относят все, на чем лежит печать человеческой деятельности. Представители второго считают, что культура вбирает в себя те результаты человеческой деятельности, которые способствуют реализации человеком своей родовой сущности. Студент должен оценить достоинства или недостатки каждого из этих подходов и определиться в выборе наиболее приемлемого варианта.

Проблема преемственности культуры уже затрагивалась в теме «Общество», поэтому студенту следует привлечь тот материал и рассмотреть его под углом зрения культуры. Актуальность этой проблемы во многом определяется сегодняшним выбором стратегии развития нашей страны.

Культура и цивилизация – весьма близкие по смыслу понятия. Некоторые авторы противопоставляют их, считая, что цивилизация – это угасшая (умершая) культура. В силу дискуссионности этой проблемы студент должен знать аргументы каждой стороны и самостоятельно судить об их убедительности.

Одной из форм самосознания нашего народа выступает русская идея. Поиск ее всегда был характерен для русской интеллигенции, начиная с истоков ее существования (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев и др.) и кончая сегодняшним днем. Любопытные соображения на этот счет можно найти в рекомендованном учебном пособии «Философия истории». Каждый студент должен в связи с этим решить для себя два вопроса: а) нужна ли для нашей страны русская идея?; какой смысл она должна нести?

 

Контрольные вопросы 

1. В чем специфика философского анализа культуры?

2. Назовите формы существования культуры.

3. В чем различие технологической и аксиологической  концепций культуры?

4. Какие существуют подходы к пониманию цивилизации?

5. В чем отличие цивилизаций Запада и Востока?

6. Какова специфика Российской цивилизации?

7. Что вы понимаете под русской идеей?

Тема 10. Человек в информационно-технотронном мире 

1. «Информационное общество» как результат развития постиндустриального общества.

2. Революционизирующее воздействие информационной технологии на все сферы жизни современного общества.

3. Социально-философские оценки последствий возникновения «глобальной электронной цивилизации».

 

Литература: основная [2 (Заключение), 3 (Главы 2.6–2.8)]; дополнительная [31 (Главы 13–24), 32].

 

Методические рекомендации 

Человечество стоит на пороге информационной цивилизации. В развитых странах основные сферы общественной жизни опираются на достижения фундаментальных наук, становясь все более наукоемкими. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию. Информация становится ценным продуктом и основным товаром.

Информационно-компьютерная революция подготавливает базу для глубоких социальных изменений, которые охватывают хозяйственную жизнь и труд, социальные отношения, процесс урбанизации области образования и политики. Грядет такое время, когда изменится традиционное представление о работе с такими обязательными атрибутами как прибытие на свое место к началу рабочего времени, пребывание в рабочем коллективе, посещение производственных совещаний и т. п. Человек все это сможет делать, не выходя из своего дома. На смену современному городу,  этому монстру придет современная деревня, где большинство будет трудиться в дачных условиях.

Все это окажет существенное влияние на духовно-культурную сферу. Электронные средства индивидуального пользования позволят любому человеку получить необходимую информацию в кратчайшие сроки. Многие естественные человеческие функции найдут свое замещение в искусственных помощниках. Изменяется понятие общение. Человек находит верного друга в лице компьютера, с которым гораздо интереснее, чем с людьми. Это неминуемо должно сказаться на психологии человека. Для примера можно сослаться на мнение Карпова о причинах поражения Каспарова в матче с Крамником. Карпов считает, что Каспаров настолько попал под обаяние аналитических возможностей компьютерных программ, что где-то потерял уверенность при принятии собственных решений за шахматной доской. Следовательно, компьютер может парализовать человеческую волю. Но, с другой стороны, возможность каждому открыть свой сайт в Интернете рождает иллюзию творчества, так как твои мысли становятся достоянием миллионов без всякого предварительного рецензирования со стороны специалистов и оправданного ограничения распространения любой информации.

Все эти проблемы заслуживают самого пристального внимания студента.

 

Контрольные вопросы 

1. Каковы основные черты информационного общества?

2. С какими процессами связано становление информационного общества?

3. Каково воздействие информационных технологий на социальную структуру общества?

4. Каково влияние распространения возможностей сети интернет на изменение условий труда и быта?

5. Виртуальная реальность: плюсы и минусы.

 

Тема 11. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
Человечество перед лицом глобальных проблем
 

1. Общественный прогресс и его критерии.

2. Глобальные проблемы современности: сущность, причины и пути разрешения.

Литература: основная [2 (Часть II. Глава 10), 3 (Глава 2.7)]; дополнительная [8 (Глава XIII), 27 (С. 427–504), 37 (Часть V), 38 (Ч. 5), 40 (Ч. 5)].

 

Методические рекомендации

При всей многозначности цивилизации современное человечество не может не задумываться о перспективах своего развития. Встает проблема общественного прогресса и его критериев. Идея общественного прогресса зародилась в Новое время на гребне наступающей Французской буржуазной революции. В то время общественный прогресс связывали с развитием просвещения. Гегель общественный прогресс связал с осознанием понятия свободы. Марксизм выделил в качестве определяющего условия общественного прогресса развитие производительных сил общества. В эпоху научно-технического прогресса выяснилось, что развитие самих по себе производительных сил не гарантирует человеческого счастья. Стали обращаться к более синтетическим показателям общественного прогресса: качество жизни, образ жизни. Они в свою очередь наполнялись более конкретным содержанием: продолжительность жизни, детская и материнская смертность, уверенность в будущем, чувство удовлетворенности жизнью и т. д. Одним из интегральных выражений общественного прогресса выступает счастье людей.

В данной теме стоит подвести итог существующих глобальных проблем и путей их разрешения. Частично об этом шла речь выше. Студент должен организовать существующие знания по этому вопросу и обозначить пути их решения.

 

Контрольные вопросы

1. Как понимался общественный прогресс в истории философии?

2. Общественный прогресс – это реальность или иллюзия?

3. Какие можно выделить критерии общественного прогресса?

4. Что угрожает современному человечеству? Какое будущее ждет человечество?



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!