Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по философии»

/ Общая философия
Контрольная,  11 страниц

Оглавление

Оглавление

 

 

Задание 1. Проблема человека в философии Ф. Ницше                  с.3

 

Задание 2. Проблема человека в философии Э. Фромма                с.4

 

Задание 3. Проблема человека в философии М. Мамардашвили   с.8

 

Задание 4. Проблема человека в философии Р. Ротри                    с.9

 

 

 

 

 


Ф. Ницше

1.Что есть благородство и почему благородный человек в глазах обывателя является глупцом?

Согласно мнению Ф. Ницше благородный человек лишен своекорыстия. При этом если простые люди или как их называет Ницше убеждаются в отсутствии своекорыстных умыслов и прибылей, то благородный человек кажется им каким-то глупцом. Поэтому обыватели презирают его. Высшая натура согласно Ф. Ницше оказывается менее разумной, ибо благородный, великодушный, самоотверженный уступает на деле собственным влечениям и в лучшие свои мгновения дает разуму передышку. 

2. Как в работе и скуке проявляет себя благородство и пошлость?

Скука как неприятное безветрие души, пишет Ницше, которое предшествует счастливому плаванию и веселым ветрам; он должен вынести ее, должен переждать в себе ее действие.

По мнению Ницше отгонять от себя скуку любым путем – пошло, столь же пошло, как работать без удовольствия. 

3.Какую оценку позиции реалиста дает Ницше? В понимании Ницше и в представлении реалиста «действительность» объективна или субъективна?

Реалисты, пишет Ф. Ницше охотно стараются выдать свою пустоту за гордость и украшение. В самом разоблаченном состоянии реалисты предстают в высшей степени страстными и темными существами, похожими на рыб. Действительность субъективна: в каждом ощущении, в каждом чувственном впечатлении реалиста можно увидеть последствия  старой любви, и сюда вплетены фантастика, предрассудки, неразумие, неведение, страх. 

4.Согласны ли Вы с Ницше, что жестокость и беспощадность способствует утверждению жизни?

          Нет, не согласен. Благородство проявляется прежде всего в том, что сильная личность, утверждающая жизнь, не применяет силу, жестокость против слабых.

5.Какова природа гуманности, человечности и «человеческого достоинства» по Ницше?

В основе природы гуманности, человечности и «человеческого достоинства» по Ницше лежат заблуждения. Человек воспитан своими заблуждениями: во-первых, он всегда видел себя лишь в незаконченном виде, во-вторых, он приписывал себе измышленные свойства, в-третьих, он чувствовал себя относительно животного мира и природы в ложной иерархической последовательности, в-четвертых, он всегда открывал себе новые скрижали блага и на время принимал их как нечто вечное и безусловное, так что на первом месте стояло то одно, то другое человеческое стремление и состояние и облагораживалось вследствие этой оценки.

 

Э. Фромм

1.На какие трудности указывает Э. Фромм в определении человека, его сущности? 

Человек – не вещь, а живое существо, указывает Э. Фромм, которое можно понять только в длительном процессе его развития. Самый главный аспект в определении человека состоит в том, что его мышление может простираться за пределы удовлетворения его потребностей.

Проблема определения сущности человека заключается в том, что поведение отдельных личностей и даже целых наций совершенно не соответствует соображениям разума, ибо многие граждане оказываются жертвами демагогии и очень быстро забывают, как, прислушиваясь к советам демагогов, они нанесли ущерб своей стране и другим странам.

2.Достаточно ли определять человека, по мнению Фромма, через его социальные роли? 

          Нет, не достаточно. Люди рисуют самые невероятные картины, связывая их со своей персоной. А при случае с готовностью говорят о себе: «я – учитель», «я – рабочий», «я – врач». Но такое сообщение о профессии или роде деятельности не дает нам никакой информации о самом человеке и не является ответом на вопрос: «Кто он?» или «Кто я?» 

3.Какие две группы страстей выделяет Фромм, как он их подразделяет? 

Для определения человека можно выбрать разные критерии, например два рода страстей и влечений. Первый род влечений биологического происхождения распространяется практически в равной мере на всех людей. Сюда относится потребность выживания, с которой связаны потребность в пище и питье, потребность в безопасности, в какой-то форме социальной защищенности и, наконец (в значительно меньшей степени), потребность в сексе.

Страсти другого рода имеют не биологические корни, и потому они у всех людей разные. Их возникновение связано с различными социальными структурами. К ним относятся любовь, радость, солидарность, зависть, ненависть, ревность, соперничество, стяжательство и т.д.

4.Что (какую страсть) он считает самой «ужасной»?

Самой ужасной из всех человеческих страстей Фромм считает стремление более сильного использовать другого человека как средство достижения своих эгоистических целей. Это не что иное, как утонченная форма каннибализма. В обществе периода неолита еще не существовало такой формы эксплуатации. А современному человеку кажется почти невероятным, что в какой-то исторический период человечество вообще не знало эксплуатации. Однако такое время было. В первобытных культурах земледельцы и охотники совсем не стремились создавать больше вещей, чем нужно было для поддержания жизни рода. Частная собственность не могла стать капиталом и не способствовала увеличению власти. Эта фаза мышления отражается в ветхозаветных легендах. Продукты более позднего времени – урожай, орудия труда – не исчезают и не портятся, как манна небесная, их можно накапливать, и тот, кто больше накопит, становится более могущественным. И только когда излишки превысили уже некоторый предел, власть имущие утратили необходимость силой заставлять других людей работать на себя и довольствоваться минимальной частью произведенного продукта. После победы патриархального государства основной эксплуатируемой частью населения были рабы, рабочие и женщины.

5.Как он характеризует индустриальное общество с точки зрения ценностей? С чем Вы согласны, с чем – нет?

Основные ценности индустриального общества находятся в конфликте с благоденствием человека, пишет Э. Фромм.

Первая ценность – овладение природой. Способ освоения природы в индустриальном обществе отличается от аграрного общества. Особенно с той поры, как в освоение природы была привнесена техника. Применение техники для производства вещей основано на использовании интеллектуального потенциала. Техника – это всего лишь дополнение к разуму, отцовский эрзац материнского лона.

Второе место в системе ценностей индустриального общества занимает использование человека – силой, или подкупом, или, чаще всего, комбинацией того и другого. 

Третья ценность состоит в том, что торговля должна быть прибыльной. В индустриальном обществе стремление к прибыли не столько выражение личной жажды наживы, сколько показатель экономически грамотного поведения. Здесь все производство идет не ради потребления, хотя большинство товаров должно иметь определенную потребительскую стоимость (или покупательную), но производство развивается исключительно ради прибыли. Проблема прибыльности освещается порой совершенно неверно считает Э. Фромм, с чем можно вполне согласиться: например, когда стремление к прибыли рассматривается наряду с жадностью и включается в группу психологических черт личности. Это явное заблуждение. На самом деле встречаются такие случаи, но не они выступают определяющими в индустриальном обществе, где прибыль – это всего лишь мера успешности экономического поведения и тем самым мера профессиональной пригодности.

Четвертая классическая ценность индустриального общества – конкуренция. Опыт показывает, что усиливающаяся централизация и укрепление отдельных предприятий ведут к тому, что соперничество крупных концернов и фирм переходит в сотрудничество, а конкуренция остается скорее уделом отдельных мелких торговцев. Сегодня нашей экономической торговле в целом недостает эмоциональных отношений между продавцом и покупателем. Раньше существовала совершенно особая эмоциональная связь между торговцем и его клиентом. Торговец проявлял живой интерес к клиенту, и процесс купли-продажи означал больше, чем просто финансовую операцию. Торговец ощущал известное удовлетворение, когда продавал клиенту именно то, в чем тот нуждался и что соответствовало его вкусам. Сегодня такое отношение к клиенту – это скорее исключение, чем правило, такое встретишь разве что в маленьких старомодных лавчонках. А в современных дорогих универмагах улыбки персонала – это лишь внешняя оболочка равнодушия, в них нет ни грамма искренности, просто за эти улыбки они получают свое высокое жалованье. Хотя наверное это все таки лучше, чем грубость продавцов советской эпохи. Надо думать, что Фромм в силу понятных причин просто не мог произвести такое сравнение.

Наконец, в-пятых, следует добавить, что в нашем веке значительно снизилась способность к сопереживанию. Да и способность страдать – тоже почти исчезла. Люди воспринимают свои страдания как некую данность, как хронический больной, привыкший к своей боли, замечает ее лишь тогда, когда интенсивность ее превосходит обычную меру. Но не следует забывать, что страдание – это, пожалуй, единственный аффект, который свойствен всем людям, и даже, возможно, всем живым существам, обладающим способностью ощущать. Поэтому страждущий человек находит утешение в человеческой солидарности, когда узнает о всеобщем характере страдания.

 

М. Мамардашвили

1.В чем, по мнению Мамардашвили, заключается тайна сущест­вования человека?

          Тайна человека заключается в самом человеке. Самые большие проблемы, перед которыми стоит человек – это те загадки, которые он сам-собой-себе-задан. То есть самой большой проблемой для человека является, конечно, человек. Это связано не с тем, что человеческие глубины непознаваемы, что это тайна и мрак, а, очевидно, с тем, что человек есть такое существо, которое вообще существует, только задавая вопросы.

2.В чем состоит, по Мамардашвили, искусственность и безосновность феномена человека?

Человек есть, очевидно, искусственное существо. Как в смысле необходимости создания им органов своем жизни, которая не вытекает ни из каких заданных биологических механизмов и не гарантируется никакими природными процессами в своем осуществлении, так и в смысле проблемности существования его в так называемой второй природе или созданной им среде из каких-то особых двойных объектов, которые имеют одновременно и свойства объектов, предметов природы, и в то же время природой не создаются, а создаются человеком. Человек создан этой средой, и дело в том, что существование его в этой среде – проблематично в том смысле, что эта среда не может существовать, воспроизводиться и продолжать свое существование сама собой. Она должна в каждый момент дополняться воспроизводством какого-то усилия со стороны человека. Без этого мир умирает.

3.Что такое «личностное действие» в понимании Мамардашвили?

В нашем языке, в нашей психологической развитости совокупность навыков узнавания того, что мы называем личностным действием. Личностное действие – это то, для чего не надо указывать никаких причин, что невыводимо из того, как принято в данном обществе, невыводимо и совершилось не потому, что в данной культуре такой навык и так уговорились считать, поступать, делать.

4.Что такое «дырявое бытие», по Мамардашвили, и какое отношение оно имеет к феномену человека?

«Дырявое бытие», по Мамардашвили – это род бытия, который содержит в себе дыры, скажем так, дырявое бытие, запрашивающее какое-то усилие от человека, и без воспроизводства этого усилия не существующее: оно как бы провисает в пустоте и падает, а с другой стороны, мы имеем вот это существо, которое это усилие совершает, как существо незавершенное, ни на чем в природе не основанное.

5.Какова роль философствования в жизни человека?

Результатом философствования всегда является личность, хотя и не в том смысле, что она предмет философствования. Это как бы материал движения и средства, а в целом философия есть часть той протоплазмы, которой питаются и в которой воссоздаются человеческие феномены.

 

Р. Рорти

1.Почему Р. Рорти не устраивает кантианская теория морали?

В отличие от Канта Р. Рорти считал, что необходима известная проницательность, чтобы понять смысл каждого долга и знать, чем руководствоваться в любой ситуации. При этом всеобщая обязанность поступать правильно, т.е. поступать должным образом исходя из должного основания, сама по себе ничего не говорит о способности индивида выполнить данную обязанность. Исполнительная мораль – доведение доброй воли до осуществления в конкретных намерениях и действиях – не может, как представлял Кант, гарантироваться особыми моральными способностями, без которых и раньше, в общем, обходились, действуя эффективно и правильно. Если мораль как исполнительна, так и законодательна, если она действенна так же, как и праведна, то различия в практической способности становятся морально значимыми.

2.Что Р. Рорти понимает под морально значимыми способностями у человека?

К морально значимым способностям у человека Р. Ротри относил

когнитивные и интеллектуальные способности: проницательность, предотвращающая вред, удовлетворяющая потребности и приносящая благо;           предвидение и «боковое» зрение, активная установка на сравнительное  и систематическое мышление, распределяющая приоритеты согласно решениям на основе принципа рефлективного равновесия; воображение и сообразительность,  изобретательность, остроумие; детализированное и контекстуализированное чувство меры и приоритетов; открытость по отношению к новации и коррекции, которая вместе с тем надежна против искуса смятения перед отдаленными и просто воображаемыми возможностями; способность избирать и идти на сотрудничество.

Черты характера и исполнительности: развитая понятливость;                   лояльная  объективность,   сознание  собственных границ; энергия, настойчивость и способность конструктивно относиться к конфликту и поражению; деятельная способность поступать в согласии с суждением о наилучшем; чувство правомерности, способствующее видению и прояснению побудительных причин; чувство времени (культурно и контекстуально изменчивого), такта и экспрессивности;  нужно уметь видеть, когда надавить, а когда воздержаться, когда сблизиться, а когда отойти, когда слушать, а когда советовать;

Навыки: ряд навыков, дающих возможность соответствующего исполнения достойных намерений. Многие из них приобретены и значительно варьируются в зависимости от общественных потребностей и индивидуальной ситуации.

3.В чем трагедия существования «соломонов» этого мира?

          Для обыкновенного человека проблема заключается в том, что он обнаруживает себя в ситуации, в которой достижение значимого результата представляет угрозу для его дел, его собственной цельности или его морально оправданных интересов. Проблема обыкновенного человека такова: в каком случае мы правы, осуждая кого-то за отход от наилучшей альтернативы выбора? Соломона во всех случаях отличает от обычного человека то, что его обреченность на исключительные утраты каждый раз вытекает из его добродетелей, а не вызывается просто случайным стечением обстоятельств. Один из критериев, определяющих эта добродетели, заключается в том, что они обычно предполагают в качестве результата деятельности развитие или содействие ему. Одна из причин того, что Соломон добровольно принимает на себя трудности, связана с развитием его умения и талантов: у него есть неплохое основание полагать, что, пройдя через испытания, он станет более опытным и подготовленным. Тем не менее кажется проблематичным, что Соломон, выходя за пределы уязвимости и страданий простолюдина, должен претерпевать значительные потери в силу добродетельности своих добродетелей.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!