Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по философии»

/ Общая философия
Контрольная,  17 страниц

Оглавление

Оглавление

 

 

 

Введение                                                                                   с.3

 

Работа по первоисточникам                                                    с.8

 

Заключение                                                                               с.15

 

Словарь понятий                                                                       с.16

 

Литература                                                                               с.17

 

 


Введение

 

Для философии тема человека является постоянной и центральной. Часть философии, в которой подробно рассматривается проблематика человека, называется философской антропологией. Вопрос о том, что такое человек, для этой части философии – основной вопрос. Такое представление о человеке можно сформулировать лишь в рамках междисциплинарного исследования усилиями многих наук (антропологии, анатомии, физиологии, психологии и др.). Философия в отличие от других наук о человеке стремится к постижению человека как целостного существа, взятого в единстве всех его сущностных сил. 

Вопрос о сущности и природе человека присутствует во всех философских школах и направлениях. 

Проблема человека была уже обозначена в философии древнего мира. В ту эпоху основой философского мышления был космоцентризм. С позиции космоцентризма все существующее рассматривалось как единственный и необъятный Космос, а человек представлялся как его органическая часть, живущая по его законам. Подлинная мудрость человека состояла в том, чтобы жить в согласии с огромным и таинственным миром Космоса. 

Древнегреческий философ Сократ в своей философии обращается к теме отдельного человека и тем самым отделяет человека от Космоса. 

Сократ считал, что главным смыслом жизни человека является его постоянное самопознание. Другие философы смысл жизни видели в иных ценностных ориентациях. Так, для Эпикура – это стремление к удовольствиям, для Диогена – аскетизм и др. Аристотель подчеркивал в человеке его социальные качества и характеризовал его как «политическое животное» с разумной душой. 

Проблема человека рассматривалась и в древневосточных философских системах. Так, в древнекитайской философии (конфуцианство) активно осмысливалась тема взаимоотношений гражданина и государства. В философии индийского буддизма центральной стала тема страданий человека и поиск путей их преодоления. 

В философии средневековья господствовал теоцентризм как тип мировоззрения. Здесь Бог рассматривался как центр мироздания, а человек как одно из его созданий. Все зло в мире произошло от свободной воли человека. Зло есть результат греха, результат произвольных поступков под влиянием плотского начала. Спасение человека возможно, но лишь через смирение и покорность Богу.

Философия средних веков считала, что человек представляет собой существо, промежуточное между животными и ангелами. Будучи единством души и тела, человек изначально раздвоен (двусоставен) и поэтому сочетает в себе и высокое, и низкое. Тело его (плоть) бренно, смертно, а душа бессмертна. Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему и тем самым – в спасении себя.

Философия эпохи Возрождения давала совсем другую трактовку человека, превратив его в предмет культа и поклонения. В это время утверждался антропоцентризм как тип философского мировоззрения, означавший светский подход к пониманию человека.

Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в древности. Гуманизм эпохи Возрождения носил оптимистический характер, поскольку содержал в себе веру в силы и возможности человека. Человек, с позиций данной эпохи, красив, добродетелен и свободен.

В философии Нового времени человек исследовался с позиций механицизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже является механизмом, сложной машиной. Эта машина представляется порождением длительной эволюции природы. Главное качество человека – это его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменить мир с помощью силы знания. Подобное восприятие человека является рационалистическим. Наиболее полно оно было представлено в творчестве французских просветителей XVIII века. Важным положением рационалистической антропологии была идея о необходимости такого переустройства общества, чтобы в нем смогли полностью раскрыться все задатки и способности человека.

В немецкой классической философии характерным был деятельностный подход к пониманию человека. Он представлялся Творцом истории, мира культуры и рассматривался в основном как духовное существо. История общества представлялась историей становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории – гуманизм как состояние человечности, преодоления отчужденности и обретение свободы.

Специфическими были взгляды на человека еще одного представителя немецкой классической философии – Фейербаха, выступившего с позиций антропологического материализма. Человек, по мнению Фейербаха, является высшим проявлением жизненной силы природы, вместе с тем он есть существо, порабощенное внешним миром, и потому является несвободным.

В философском учении Фейербаха о человеке нашла свое воплощение идея необходимости преобразования мира на человеческих, т. е. разумных и справедливых началах.

В философии марксизма человек рассматривался с позиций социоцентризма как типа философского мировоззрения; признавалась социальная обусловленность человека, а основной формой существования человека является его трудовая деятельность (практика). Человек по своей природе универсален, т.е. богат и всесторонен с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности.

Важной заслугой марксизма, и прежде всего Маркса, является философский анализ проблемы отчуждения. Маркс в своих работах («Капитал» и др.) детально исследовал экономическую сферу, где зарождается отчуждение человека, которое в эпоху капитализма становится всеобщим. Оно пронизывает отношение человека к его труду и к собственности, к предметам, которым он пользуется.

Человек построил сложнейший социальный механизм, но получилось так, что его творение стоит теперь над ним и подавляет его. Человеку противостоят ставшие мощными его же собственные силы, воплощенные в созданных человеком машинах, вещах и отношениях, силы, отныне отчужденные от него и довлеющие над ним. Он попал под власть своего создания и больше не властен над самим собой.

Проблема человека занимала важное место в русской религиозной философии. Будучи по своей сути православной, она обращалась в первую очередь к душе человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. В конечном счете призвание (миссию) человека она видела в достижении гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.

Другим направлением в русской философской мысли, рассматривавшим проблему человека, была «этика жизни» или «живая этика», разработанная представителями буддистской мысли. Наиболее видным представителем этого направления являлся русский художник и философ Н.К. Рерих. Согласно Рериху, наша планета вступила в эпоху Огня. В этот период возрастает роль психической энергии и вообще космической энергии. Человек, по Рериху, является точкой, в которой происходит своеобразная стыковка Земли с Космосом, где земной мир соприкасается с высшим космическим сознанием. Будучи вселенским существом, человек обладает практически неисчерпаемыми запасами космической энергии, еще не освоенной в полной мере. Эта энергия и придает ему высокую духовность, сообщает силы для борьбы со Злом и Тьмой мира.

Большой интерес к теме человека проявляла и зарубежная философия XX века. В ней наблюдалось многообразие философских трактовок и концепций по этой проблеме.

В заключение этого вопроса важно отметить, что краткий обзор проблемы человека в истории философии свидетельствует о необычайной сложности этой проблемы и неоднозначной ее трактовке различными философами.


Работа по первоисточникам

 

Ф. НИЦШЕ

1.Что есть благородство и почему благородный человек в глазах обывателя является глупцом?

Благородный человек лишен своекорыстия. Если же обыватели убеждаются в отсутствии своекорыстных умыслов и прибылей, то благородный человек кажется им каким-то глупцом: они презирают его в его радости и смеются над блеском его глаз. Высшая натура согласно Ф. Ницше оказывается менее разумной, ибо благородный, великодушный, самоотверженный уступает на деле собственным влечениям и в лучшие свои мгновения дает разуму передышку.

2. Как в работе и скуке проявляет себя благородство и пошлость?

Для благородства скука предстает как то неприятное безветрие   души, которое предшествует счастливому плаванию и веселым ветрам; он должен вынести ее, должен переждать в себе ее действие. Это как раз и есть то, чего никак не могут требовать от себя более убогие натуры! Отгонять от себя скуку любым путем – пошло, столь же пошло, как работать без удовольствия.

3.Какую оценку позиции реалиста дает Ницше? В понимании Ницше и в представлении реалиста «действительность» объективна или субъективна?

Реалисты пишет Ф. Ницше охотно стараются выдать свою пустоту за гордость и украшение. В самом разоблаченном состоянии реалисты предстают в высшей степени страстными и темными существами, сродни рыбам. Действительность субъективна: в каждом ощущении, в каждом чувственном впечатлении реалиста явлен обломок этой старой любви, и равным образом сюда вплетены фантастика, предрассудки, неразумие, неведение, страх.

4.Согласны ли Вы с Ницше, что жестокость и беспощадность способствует утверждению жизни?

          Нет, не согласна. Благородство проявляется прежде всего в том, что сильная личность, утверждающая жизнь, не применяет силу, жестокость против слабых.

5.Какова природа гуманности, человечности и «человеческого достоинства» по Ницше?

В основе природы гуманности, человечности и «человеческого достоинства» по Ницше лежат заблуждения. Человек воспитан своими заблуждениями: во-первых, он всегда видел себя лишь в незаконченном виде, во-вторых, он приписывал себе измышленные свойства, в-третьих, он чувствовал себя относительно животного мира и природы в ложной иерархической последовательности, в-четвертых, он всегда открывал себе новые скрижали блага и на время принимал их как нечто вечное и безусловное, так что на первом месте стояло то одно, то другое человеческое стремление и состояние и облагораживалось вследствие этой оценки.

 

М. БУБЕР

1.Что является предметом философской антропологии? В чем его специфика по сравнению с классической философией?

Философская антропология не рассчитывает свести все проблемы философии к человеческому бытию. Она стремится только к познанию самого человека. Поэтому и задача ее совершенно иная, чем на всех других путях человеческой мысли, ибо в качестве предмета философской антропологии человеку в самом точном смысле слова предлежит он сам.

2.Какова роль самопознания и одиночества в философском по­знании человека?

Самопознание и одиночество помогает человеку лучше познать философский смысл вещей. Наилучшим образом подготовлен к познанию человек, ощущающий себя одиноким, т.е. тот, кто по складу ли характера, под влиянием ли судьбы, или вследствие того и другого остался наедине с собой и своими проблемами, кому удалось в этом опустошенном одиночестве встретиться с самим собой, в собственном «Я» увидеть человека, а за собственными проблемами – общечеловеческую проблематику.

3.Какие два фактора бытия человека XX в. пробудили интерес к антропологической проблематике?

Первый из этих факторов имеет преимущественно социологическую природу. М. Бубер имеет ввиду в виду прогрессирующий распад прежних органических форм прямого человеческого сожительства. К таким формам относится семья, ремесленный союз, сельская и городская общины.

Второй фактор можно определить как фактор истории духа, точнее – души.

4.В чем особенность кризиса последнего столетия? Происходит ли обострение этого кризиса сегодня?

На протяжении последнего столетия человек все глубже погружался в пучину кризиса. Отличительная особенность этого кризиса – перемена в отношении человека к вещам и связям, созданным его трудом или при его косвенном участии. Эту особенность можно было бы определить как отторжение человека от его творения. Человек отныне не может совладать с миром, который есть создание его рук. Этот мир сильнее его творца, он обособился от него и встал к нему в отношение элементарной независимости.

В силу обострения прежде всего глобальных проблем сегодня обострение этого кризиса.

 

Б.П. ВЫШЕСЛАВЦЕВ

1.Что, по мнению Б.П. Вышеславцева, выражает высшую сущ­ностную составляющую человека?

Высшую сущ­ностную составляющую человека по мнению Б.П. Вышеславцева выражает духовное сознание, сознательное «я», «мыслящее Я», Духовная личность, как творец культуры, – не есть, однако, последнее, высшее и глубочайшее в существе человека. Об этой последней глубине трудно что-либо сказать, кроме того, что это – я сам, человек «в себе», самость. Самость есть последняя и высшая седьмая мистическая ступень в существе человека.

2.Что делает человека «богоподобным»? В чем заключается и проявляется его «богоподобие», по Вышеславцеву?

Иерархическая структура человека показывает нам, что он несет в себе все ступени космического бытия: он есть «мертвая материя», живая материя, одушевленный организм, животное сознание. Космические элементы и земная животно-растительная жизнь содержатся в нем, проницают его и стоят с ним во взаимодействии. Человек предполагает и содержит в себе все «дни творения» и всю ту космическую иерархию бытия, которая в них развертывается. В этом смысле он микрокосмос, малый мир, связанный с большим миром. Но он еще и нечто большее: микротеос, «малый бог», связанный с Великим Богом. Когда закончено сотворение природы и человека, начинается творчество, исходящее от самого человека, в силу того, что он есть духовная личность и свобода. Это и делает его «богоподобным».

3.Как проявляется творческое начало человека?

Бог дал человеку господство над всею землею. Именно эта способность в природе человека, то, что он включает в себя низшие ступени бытия, делает его свободу творческой свободой.

4.Каким образом, по мнению автора, человек выражает себя как личность? Что есть личностное в человеке?

Прежде всего личность способна любить, и в этом ее богоподобие, ибо Бог есть любовь и человек есть любовь. Где нет любви, там искажены все черты образа Божия. Личность стремится к бессмертию, и в этом есть богоподобие, ибо бессмертие человека связано с вечностью Божией. Сродство с Богом состоит в том, что человек украшен и жизнью, и логосом, и мудростью,  и всеми прекрасными  и божественными ценностями.

 

ХЕНГСТЕНБЕРГ ХАНС-ЭДУАРД

1. Почему является важным решение проблемы человеческой природы?

Потому что если считать, что о человеке можно говорить лишь как о таковом, тогда исключается вопрос о том, существует ли постоянная сущность или постоянная природа человека, остается лишь вопрос: может ли эта постоянная природа или сущность быть тем, чем она является, вне реального отношения к реальным обстоятельствам, в которых она себя реализует. На подобный вопрос следует дать отрицательный ответ. «Сущность» есть то, что она есть, лишь в связи с соответствующими реальностями. В том случае, когда этот момент упускают, понятие человеческой природы приобретает «вневременной» характер, что в настоящее время справедливо отвергается, ибо подобное представление с необходимостью ведет к одностороннему априоризму.

2.В чем, по мнению автора, заключается постоянство человеческой природы?

Постоянство человеческой природы заключается в том, что человек создал для себя новый мир за счет современной, определяемой наукой и техникой формы своего бытия, и этот новый мир, в свою очередь, воздействует на все его бытие-в-мире. Таким образом, если человеческой природе свойственно постоянство, то это может быть лишь «постоянство-в-изменении».

3. Что такое «сочувствующая объективность»?

«Сочувствующая объективность» человеческого существа – это когда мы совершенно бескорыстно радуемся при виде хорошо развивающегося растения, животного и особенно человеческого существа. Здесь речь идет о некоем внутреннем «согласии» с тем, чем является в своей основе созерцаемый объект. Подобное чувство вызывается желанием, чтобы этот объект полностью достиг того, что заложено в его биологическом или духовном проекте. Это есть доброжелательность в самом широком смысле слова, сочувствие жизни другого, причем можно в конечном счете доказать, что именно в этом лежат корни всех значительных моральных отношений и ценностей.

4. В чем принципиальное отличие человека от мира животных?

Способность принять «плохое предрешение», направленное против объективности, возможность встать на позицию необъективности открывает перед человеком такое измерение индивидуального развития, которое у животного отсутствует, а именно возможность утраты смысла собственной жизни. Ненависть внутренне разрушает ненавидящего и «совершенно ни к чему не пригодна». Животное может отставать в развитии, дегенерировать, некоторые виды могут вымирать, однако оно в результате своих действий не может привести свою природу к вырождению.

 

М. МАМАРДАШВИЛИ

1.В чем, по мнению Мамардашвили, заключается тайна сущест­вования человека?

          Тайна человека заключается в самом человеке. Самые большие проблемы, перед которыми стоит человек – это те загадки, которые он сам-собой-себе-задан. То есть самой большой проблемой для человека является, конечно, человек. Это связано не с тем, что человеческие глубины непознаваемы, что это тайна и мрак, а, очевидно, с тем, что человек есть такое существо, которое вообще существует, только задавая вопросы.

2.В чем состоит, по Мамардашвили, искусственность и безосновность феномена человека?

Человек есть, очевидно, искусственное существо. Как в смысле необходимости создания им органов своем жизни, которая не вытекает ни из каких заданных биологических механизмов и не гарантируется никакими природными процессами в своем осуществлении, так и в смысле проблемности существования его в так называемой второй природе или созданной им среде из каких-то особых двойных объектов, которые имеют одновременно и свойства объектов, предметов природы, и в то же время природой не создаются, а создаются человеком. Человек создан этой средой, и дело в том, что существование его в этой среде – проблематично в том смысле, что эта среда не может существовать, воспроизводиться и продолжать свое существование сама собой. Она должна в каждый момент дополняться воспроизводством какого-то усилия со стороны человека. Без этого мир умирает.

3.Что такое «личностное действие» в понимании Мамардашвили?

В нашем языке, в нашей психологической развитости совокупность навыков узнавания того, что мы называем личностным действием. Личностное действие – это то, для чего не надо указывать никаких причин, что невыводимо из того, как принято в данном обществе, невыводимо и совершилось не потому, что в данной культуре такой навык и так уговорились считать, поступать, делать.

4.Что такое «дырявое бытие», по Мамардашвили, и какое отношение оно имеет к феномену человека?

«Дырявое бытие», по Мамардашвили – это род бытия, который содержит в себе дыры, скажем так, дырявое бытие, запрашивающее какое-то усилие от человека, и без воспроизводства этого усилия не существующее: оно как бы провисает в пустоте и падает, а с другой стороны, мы имеем вот это существо, которое это усилие совершает, как существо незавершенное, ни на чем в природе не основанное.

5.Какова роль философствования в жизни человека?

Результатом философствования всегда является личность, хотя и не в том смысле, что она предмет философствования. Это как бы материал движения и средства, а в целом философия есть часть той протоплазмы, которой питаются и в которой воссоздаются человеческие феномены.


Заключение

 

          Многовековой опыт развития философии убеждает, что существует центральная философская тема, вокруг которой группируются все другие темы, проблемы, вопросы философии. Это тема о человеке. «Человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлением для человека», – писал древнегреческий мыслитель Эмпедокл. С древности люди задумывались над собственной природой. «Познай самого себя» – это изречение со времен Сократа стало девизом многих философских произведений. Тот же Сократ любил повторять, что его интересуют не деревья в лесу, а люди в городах. «Что такое человек и каково его истинное назначение. Это основной вопрос – последняя цель всей человеческой мысли», – отмечал русский философ С.Л. Франк.[1]

          Помимо естественного интереса человека к познанию самого себя, существует ряд причин, позволяющих считать тему о человеке центральной философской темой. Дело прежде всего в том, что в рамках философского знания возникает потребность свести разнообразные темы к единому центру. Надо учесть, что всеохватность, присущая философии, неравнозначна раздробленности и разбросанности. Следовательно, философии необходим центр, способный соединить разнообразную проблематику в единое целое. Будучи по преимуществу рациональной формой знания, философия стремится к стройности, систематичности, обоснованности. Поэтому ей необходим единый отправной и конечный пункт, к которому, словно лучи, сходились бы все темы философии: необходима центральная философская тема. Таковой и является проблема человека.


Словарь понятий

 

антропологизм – учение, считающее естественнонаучную медицинскую антропологию универсальной наукой о человеке

 

Бог – высший предмет религиозной веры, рассматриваемый всегда более или менее как личность, считается сущностью, наделенной «сверхъестественными», т.е. необыкновенными, свойствами и силами; в самом широком смысле – сущность, наделенная всеми совершенствами

 

любовь – в широком смысле стремление к друг другу, предполагающее в своем существовании уважение друг друга и даже способствующее этому

 

рационализм – философское учение, представители которого преувеличивают роль абстрактно-логических и недооценивают роль чувственных компонентов сознания

 

экзистенциализм – философия существования, направление в философии иррационализма, возникшее в начале ХХ в.



[1] Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 15

 

Список использованной литературы

1.    Введение в философию: Учебное пособие / Под ред. И.Т. Фролова. М., 2003

2.    История философии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. М., 1997

3.    Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия ХХ века. М., 2001

4.    Радугин А.А. Философия: Учебник. М., 1997

5.    Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. М., 2000

6.    Удовиченко Е.М. Философия (элементарный курс): Учебное пособие. Магнитогорск, 2004

7.    Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!