За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Оглавление
Введение с.3
Работа по первоисточникам с.8
Заключение с.15
Словарь понятий с.16
Литература с.17
Введение
Для философии тема человека является постоянной и центральной. Часть философии, в которой подробно рассматривается проблематика человека, называется философской антропологией. Вопрос о том, что такое человек, для этой части философии – основной вопрос. Такое представление о человеке можно сформулировать лишь в рамках междисциплинарного исследования усилиями многих наук (антропологии, анатомии, физиологии, психологии и др.). Философия в отличие от других наук о человеке стремится к постижению человека как целостного существа, взятого в единстве всех его сущностных сил.
Вопрос о сущности и природе человека присутствует во всех философских школах и направлениях.
Проблема человека была уже обозначена в философии древнего мира. В ту эпоху основой философского мышления был космоцентризм. С позиции космоцентризма все существующее рассматривалось как единственный и необъятный Космос, а человек представлялся как его органическая часть, живущая по его законам. Подлинная мудрость человека состояла в том, чтобы жить в согласии с огромным и таинственным миром Космоса.
Древнегреческий философ Сократ в своей философии обращается к теме отдельного человека и тем самым отделяет человека от Космоса.
Сократ считал, что главным смыслом жизни человека является его постоянное самопознание. Другие философы смысл жизни видели в иных ценностных ориентациях. Так, для Эпикура – это стремление к удовольствиям, для Диогена – аскетизм и др. Аристотель подчеркивал в человеке его социальные качества и характеризовал его как «политическое животное» с разумной душой.
Проблема человека рассматривалась и в древневосточных философских системах. Так, в древнекитайской философии (конфуцианство) активно осмысливалась тема взаимоотношений гражданина и государства. В философии индийского буддизма центральной стала тема страданий человека и поиск путей их преодоления.
В философии средневековья господствовал теоцентризм как тип мировоззрения. Здесь Бог рассматривался как центр мироздания, а человек как одно из его созданий. Все зло в мире произошло от свободной воли человека. Зло есть результат греха, результат произвольных поступков под влиянием плотского начала. Спасение человека возможно, но лишь через смирение и покорность Богу.
Философия средних веков считала, что человек представляет собой существо, промежуточное между животными и ангелами. Будучи единством души и тела, человек изначально раздвоен (двусоставен) и поэтому сочетает в себе и высокое, и низкое. Тело его (плоть) бренно, смертно, а душа бессмертна. Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему и тем самым – в спасении себя.
Философия эпохи Возрождения давала совсем другую трактовку человека, превратив его в предмет культа и поклонения. В это время утверждался антропоцентризм как тип философского мировоззрения, означавший светский подход к пониманию человека.
Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в древности. Гуманизм эпохи Возрождения носил оптимистический характер, поскольку содержал в себе веру в силы и возможности человека. Человек, с позиций данной эпохи, красив, добродетелен и свободен.
В философии Нового времени человек исследовался с позиций механицизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже является механизмом, сложной машиной. Эта машина представляется порождением длительной эволюции природы. Главное качество человека – это его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменить мир с помощью силы знания. Подобное восприятие человека является рационалистическим. Наиболее полно оно было представлено в творчестве французских просветителей XVIII века. Важным положением рационалистической антропологии была идея о необходимости такого переустройства общества, чтобы в нем смогли полностью раскрыться все задатки и способности человека.
В немецкой классической философии характерным был деятельностный подход к пониманию человека. Он представлялся Творцом истории, мира культуры и рассматривался в основном как духовное существо. История общества представлялась историей становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории – гуманизм как состояние человечности, преодоления отчужденности и обретение свободы.
Специфическими были взгляды на человека еще одного представителя немецкой классической философии – Фейербаха, выступившего с позиций антропологического материализма. Человек, по мнению Фейербаха, является высшим проявлением жизненной силы природы, вместе с тем он есть существо, порабощенное внешним миром, и потому является несвободным.
В философском учении Фейербаха о человеке нашла свое воплощение идея необходимости преобразования мира на человеческих, т. е. разумных и справедливых началах.
В философии марксизма человек рассматривался с позиций социоцентризма как типа философского мировоззрения; признавалась социальная обусловленность человека, а основной формой существования человека является его трудовая деятельность (практика). Человек по своей природе универсален, т.е. богат и всесторонен с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности.
Важной заслугой марксизма, и прежде всего Маркса, является философский анализ проблемы отчуждения. Маркс в своих работах («Капитал» и др.) детально исследовал экономическую сферу, где зарождается отчуждение человека, которое в эпоху капитализма становится всеобщим. Оно пронизывает отношение человека к его труду и к собственности, к предметам, которым он пользуется.
Человек построил сложнейший социальный механизм, но получилось так, что его творение стоит теперь над ним и подавляет его. Человеку противостоят ставшие мощными его же собственные силы, воплощенные в созданных человеком машинах, вещах и отношениях, силы, отныне отчужденные от него и довлеющие над ним. Он попал под власть своего создания и больше не властен над самим собой.
Проблема человека занимала важное место в русской религиозной философии. Будучи по своей сути православной, она обращалась в первую очередь к душе человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. В конечном счете призвание (миссию) человека она видела в достижении гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.
Другим направлением в русской философской мысли, рассматривавшим проблему человека, была «этика жизни» или «живая этика», разработанная представителями буддистской мысли. Наиболее видным представителем этого направления являлся русский художник и философ Н.К. Рерих. Согласно Рериху, наша планета вступила в эпоху Огня. В этот период возрастает роль психической энергии и вообще космической энергии. Человек, по Рериху, является точкой, в которой происходит своеобразная стыковка Земли с Космосом, где земной мир соприкасается с высшим космическим сознанием. Будучи вселенским существом, человек обладает практически неисчерпаемыми запасами космической энергии, еще не освоенной в полной мере. Эта энергия и придает ему высокую духовность, сообщает силы для борьбы со Злом и Тьмой мира.
Большой интерес к теме человека проявляла и зарубежная философия XX века. В ней наблюдалось многообразие философских трактовок и концепций по этой проблеме.
В заключение этого вопроса важно отметить, что краткий обзор проблемы человека в истории философии свидетельствует о необычайной сложности этой проблемы и неоднозначной ее трактовке различными философами.
Работа по первоисточникам
Ф. НИЦШЕ
1.Что есть благородство и почему благородный человек в глазах обывателя является глупцом?
Благородный человек лишен своекорыстия. Если же обыватели убеждаются в отсутствии своекорыстных умыслов и прибылей, то благородный человек кажется им каким-то глупцом: они презирают его в его радости и смеются над блеском его глаз. Высшая натура согласно Ф. Ницше оказывается менее разумной, ибо благородный, великодушный, самоотверженный уступает на деле собственным влечениям и в лучшие свои мгновения дает разуму передышку.
2. Как в работе и скуке проявляет себя благородство и пошлость?
Для благородства скука предстает как то неприятное безветрие души, которое предшествует счастливому плаванию и веселым ветрам; он должен вынести ее, должен переждать в себе ее действие. Это как раз и есть то, чего никак не могут требовать от себя более убогие натуры! Отгонять от себя скуку любым путем – пошло, столь же пошло, как работать без удовольствия.
3.Какую оценку позиции реалиста дает Ницше? В понимании Ницше и в представлении реалиста «действительность» объективна или субъективна?
Реалисты пишет Ф. Ницше охотно стараются выдать свою пустоту за гордость и украшение. В самом разоблаченном состоянии реалисты предстают в высшей степени страстными и темными существами, сродни рыбам. Действительность субъективна: в каждом ощущении, в каждом чувственном впечатлении реалиста явлен обломок этой старой любви, и равным образом сюда вплетены фантастика, предрассудки, неразумие, неведение, страх.
4.Согласны ли Вы с Ницше, что жестокость и беспощадность способствует утверждению жизни?
Нет, не согласна. Благородство проявляется прежде всего в том, что сильная личность, утверждающая жизнь, не применяет силу, жестокость против слабых.
5.Какова природа гуманности, человечности и «человеческого достоинства» по Ницше?
В основе природы гуманности, человечности и «человеческого достоинства» по Ницше лежат заблуждения. Человек воспитан своими заблуждениями: во-первых, он всегда видел себя лишь в незаконченном виде, во-вторых, он приписывал себе измышленные свойства, в-третьих, он чувствовал себя относительно животного мира и природы в ложной иерархической последовательности, в-четвертых, он всегда открывал себе новые скрижали блага и на время принимал их как нечто вечное и безусловное, так что на первом месте стояло то одно, то другое человеческое стремление и состояние и облагораживалось вследствие этой оценки.
М. БУБЕР
1.Что является предметом философской антропологии? В чем его специфика по сравнению с классической философией?
Философская антропология не рассчитывает свести все проблемы философии к человеческому бытию. Она стремится только к познанию самого человека. Поэтому и задача ее совершенно иная, чем на всех других путях человеческой мысли, ибо в качестве предмета философской антропологии человеку в самом точном смысле слова предлежит он сам.
2.Какова роль самопознания и одиночества в философском познании человека?
Самопознание и одиночество помогает человеку лучше познать философский смысл вещей. Наилучшим образом подготовлен к познанию человек, ощущающий себя одиноким, т.е. тот, кто по складу ли характера, под влиянием ли судьбы, или вследствие того и другого остался наедине с собой и своими проблемами, кому удалось в этом опустошенном одиночестве встретиться с самим собой, в собственном «Я» увидеть человека, а за собственными проблемами – общечеловеческую проблематику.
3.Какие два фактора бытия человека XX в. пробудили интерес к антропологической проблематике?
Первый из этих факторов имеет преимущественно социологическую природу. М. Бубер имеет ввиду в виду прогрессирующий распад прежних органических форм прямого человеческого сожительства. К таким формам относится семья, ремесленный союз, сельская и городская общины.
Второй фактор можно определить как фактор истории духа, точнее – души.
4.В чем особенность кризиса последнего столетия? Происходит ли обострение этого кризиса сегодня?
На протяжении последнего столетия человек все глубже погружался в пучину кризиса. Отличительная особенность этого кризиса – перемена в отношении человека к вещам и связям, созданным его трудом или при его косвенном участии. Эту особенность можно было бы определить как отторжение человека от его творения. Человек отныне не может совладать с миром, который есть создание его рук. Этот мир сильнее его творца, он обособился от него и встал к нему в отношение элементарной независимости.
В силу обострения прежде всего глобальных проблем сегодня обострение этого кризиса.
Б.П. ВЫШЕСЛАВЦЕВ
1.Что, по мнению Б.П. Вышеславцева, выражает высшую сущностную составляющую человека?
Высшую сущностную составляющую человека по мнению Б.П. Вышеславцева выражает духовное сознание, сознательное «я», «мыслящее Я», Духовная личность, как творец культуры, – не есть, однако, последнее, высшее и глубочайшее в существе человека. Об этой последней глубине трудно что-либо сказать, кроме того, что это – я сам, человек «в себе», самость. Самость есть последняя и высшая седьмая мистическая ступень в существе человека.
2.Что делает человека «богоподобным»? В чем заключается и проявляется его «богоподобие», по Вышеславцеву?
Иерархическая структура человека показывает нам, что он несет в себе все ступени космического бытия: он есть «мертвая материя», живая материя, одушевленный организм, животное сознание. Космические элементы и земная животно-растительная жизнь содержатся в нем, проницают его и стоят с ним во взаимодействии. Человек предполагает и содержит в себе все «дни творения» и всю ту космическую иерархию бытия, которая в них развертывается. В этом смысле он микрокосмос, малый мир, связанный с большим миром. Но он еще и нечто большее: микротеос, «малый бог», связанный с Великим Богом. Когда закончено сотворение природы и человека, начинается творчество, исходящее от самого человека, в силу того, что он есть духовная личность и свобода. Это и делает его «богоподобным».
3.Как проявляется творческое начало человека?
Бог дал человеку господство над всею землею. Именно эта способность в природе человека, то, что он включает в себя низшие ступени бытия, делает его свободу творческой свободой.
4.Каким образом, по мнению автора, человек выражает себя как личность? Что есть личностное в человеке?
Прежде всего личность способна любить, и в этом ее богоподобие, ибо Бог есть любовь и человек есть любовь. Где нет любви, там искажены все черты образа Божия. Личность стремится к бессмертию, и в этом есть богоподобие, ибо бессмертие человека связано с вечностью Божией. Сродство с Богом состоит в том, что человек украшен и жизнью, и логосом, и мудростью, и всеми прекрасными и божественными ценностями.
ХЕНГСТЕНБЕРГ ХАНС-ЭДУАРД
1. Почему является важным решение проблемы человеческой природы?
Потому что если считать, что о человеке можно говорить лишь как о таковом, тогда исключается вопрос о том, существует ли постоянная сущность или постоянная природа человека, остается лишь вопрос: может ли эта постоянная природа или сущность быть тем, чем она является, вне реального отношения к реальным обстоятельствам, в которых она себя реализует. На подобный вопрос следует дать отрицательный ответ. «Сущность» есть то, что она есть, лишь в связи с соответствующими реальностями. В том случае, когда этот момент упускают, понятие человеческой природы приобретает «вневременной» характер, что в настоящее время справедливо отвергается, ибо подобное представление с необходимостью ведет к одностороннему априоризму.
2.В чем, по мнению автора, заключается постоянство человеческой природы?
Постоянство человеческой природы заключается в том, что человек создал для себя новый мир за счет современной, определяемой наукой и техникой формы своего бытия, и этот новый мир, в свою очередь, воздействует на все его бытие-в-мире. Таким образом, если человеческой природе свойственно постоянство, то это может быть лишь «постоянство-в-изменении».
3. Что такое «сочувствующая объективность»?
«Сочувствующая объективность» человеческого существа – это когда мы совершенно бескорыстно радуемся при виде хорошо развивающегося растения, животного и особенно человеческого существа. Здесь речь идет о некоем внутреннем «согласии» с тем, чем является в своей основе созерцаемый объект. Подобное чувство вызывается желанием, чтобы этот объект полностью достиг того, что заложено в его биологическом или духовном проекте. Это есть доброжелательность в самом широком смысле слова, сочувствие жизни другого, причем можно в конечном счете доказать, что именно в этом лежат корни всех значительных моральных отношений и ценностей.
4. В чем принципиальное отличие человека от мира животных?
Способность принять «плохое предрешение», направленное против объективности, возможность встать на позицию необъективности открывает перед человеком такое измерение индивидуального развития, которое у животного отсутствует, а именно возможность утраты смысла собственной жизни. Ненависть внутренне разрушает ненавидящего и «совершенно ни к чему не пригодна». Животное может отставать в развитии, дегенерировать, некоторые виды могут вымирать, однако оно в результате своих действий не может привести свою природу к вырождению.
М. МАМАРДАШВИЛИ
1.В чем, по мнению Мамардашвили, заключается тайна существования человека?
Тайна человека заключается в самом человеке. Самые большие проблемы, перед которыми стоит человек – это те загадки, которые он сам-собой-себе-задан. То есть самой большой проблемой для человека является, конечно, человек. Это связано не с тем, что человеческие глубины непознаваемы, что это тайна и мрак, а, очевидно, с тем, что человек есть такое существо, которое вообще существует, только задавая вопросы.
2.В чем состоит, по Мамардашвили, искусственность и безосновность феномена человека?
Человек есть, очевидно, искусственное существо. Как в смысле необходимости создания им органов своем жизни, которая не вытекает ни из каких заданных биологических механизмов и не гарантируется никакими природными процессами в своем осуществлении, так и в смысле проблемности существования его в так называемой второй природе или созданной им среде из каких-то особых двойных объектов, которые имеют одновременно и свойства объектов, предметов природы, и в то же время природой не создаются, а создаются человеком. Человек создан этой средой, и дело в том, что существование его в этой среде – проблематично в том смысле, что эта среда не может существовать, воспроизводиться и продолжать свое существование сама собой. Она должна в каждый момент дополняться воспроизводством какого-то усилия со стороны человека. Без этого мир умирает.
3.Что такое «личностное действие» в понимании Мамардашвили?
В нашем языке, в нашей психологической развитости совокупность навыков узнавания того, что мы называем личностным действием. Личностное действие – это то, для чего не надо указывать никаких причин, что невыводимо из того, как принято в данном обществе, невыводимо и совершилось не потому, что в данной культуре такой навык и так уговорились считать, поступать, делать.
4.Что такое «дырявое бытие», по Мамардашвили, и какое отношение оно имеет к феномену человека?
«Дырявое бытие», по Мамардашвили – это род бытия, который содержит в себе дыры, скажем так, дырявое бытие, запрашивающее какое-то усилие от человека, и без воспроизводства этого усилия не существующее: оно как бы провисает в пустоте и падает, а с другой стороны, мы имеем вот это существо, которое это усилие совершает, как существо незавершенное, ни на чем в природе не основанное.
5.Какова роль философствования в жизни человека?
Результатом философствования всегда является личность, хотя и не в том смысле, что она предмет философствования. Это как бы материал движения и средства, а в целом философия есть часть той протоплазмы, которой питаются и в которой воссоздаются человеческие феномены.
Заключение
Многовековой опыт развития философии убеждает, что существует центральная философская тема, вокруг которой группируются все другие темы, проблемы, вопросы философии. Это тема о человеке. «Человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлением для человека», – писал древнегреческий мыслитель Эмпедокл. С древности люди задумывались над собственной природой. «Познай самого себя» – это изречение со времен Сократа стало девизом многих философских произведений. Тот же Сократ любил повторять, что его интересуют не деревья в лесу, а люди в городах. «Что такое человек и каково его истинное назначение. Это основной вопрос – последняя цель всей человеческой мысли», – отмечал русский философ С.Л. Франк.[1]
Помимо естественного интереса человека к познанию самого себя, существует ряд причин, позволяющих считать тему о человеке центральной философской темой. Дело прежде всего в том, что в рамках философского знания возникает потребность свести разнообразные темы к единому центру. Надо учесть, что всеохватность, присущая философии, неравнозначна раздробленности и разбросанности. Следовательно, философии необходим центр, способный соединить разнообразную проблематику в единое целое. Будучи по преимуществу рациональной формой знания, философия стремится к стройности, систематичности, обоснованности. Поэтому ей необходим единый отправной и конечный пункт, к которому, словно лучи, сходились бы все темы философии: необходима центральная философская тема. Таковой и является проблема человека.
Словарь понятий
антропологизм – учение, считающее естественнонаучную медицинскую антропологию универсальной наукой о человеке
Бог – высший предмет религиозной веры, рассматриваемый всегда более или менее как личность, считается сущностью, наделенной «сверхъестественными», т.е. необыкновенными, свойствами и силами; в самом широком смысле – сущность, наделенная всеми совершенствами
любовь – в широком смысле стремление к друг другу, предполагающее в своем существовании уважение друг друга и даже способствующее этому
рационализм – философское учение, представители которого преувеличивают роль абстрактно-логических и недооценивают роль чувственных компонентов сознания
экзистенциализм – философия существования, направление в философии иррационализма, возникшее в начале ХХ в.
1. Введение в философию: Учебное пособие / Под ред. И.Т. Фролова. М., 2003
2. История философии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. М., 1997
3. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия ХХ века. М., 2001
4. Радугин А.А. Философия: Учебник. М., 1997
5. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. М., 2000
6. Удовиченко Е.М. Философия (элементарный курс): Учебное пособие. Магнитогорск, 2004
7. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!