Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по философии»

/ Общая философия
Контрольная,  20 страниц

Оглавление

Оглавление

 

 

Введение                                                                                             3

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФОВ                                              12

 

АНАЛИЗ ТЕКСТА МОНТЕНЯ                                                        14

 

РАБОТА НАД ПОНЯТИЯМИ И ПЕРСОНАЛИЯМИ                     18

 

Список литературы                                                                            20                                                      

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. В учении Платона софия – это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с Софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий – философией.

В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обыденным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким образом, прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного сознания, его ограниченности.

Итак, любовь к истине и мудрости, тщательный отбор, сопоставление наиболее ценных достижений разума постепенно становится самостоятельным родом деятельности. В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIIIV веков до н.э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VIIV веков до н.э.). Слово «философия» было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем». Ценившие именно такое знание древнегреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Гераклит).

Кроме познания мира любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о целях человеческой жизни и ее разумном устройстве. Ценность мудрости усматривалась и в том, что она позволяет принимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Считалось, что мудрость призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, образ жизни. Важность этого жизненно-практического аспекта мудрости глубоко понимали и первые философы, и великие мыслители более позднего времени.

Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим векам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой ранней философской мысли было и понимание того, что мудрость – не что-то готовое, что можно открыть, затвердить и использовать. Она – стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Это путь, который каждый из нас, даже приобщаясь к мудрости великих, к опыту веков и наших дней, все же должен пройти и сам.

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (вторая пол. VI в. – начало V в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины».

Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н.э.).

Однако совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes – мастер, художник). Главная задача философа, считали они, – научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.

Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь //ты не потерял рога// следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427– 347 до н.э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384–322 до н.э.), задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341–270 до н.э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения;  когда мы  есть,  то смерти  еще нет,  а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют». Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие – на землю; одни обращаются к богу, другие – к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере. Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIXXX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.

Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).

Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).

Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Подведем итог. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Философское знание имеет определенную структуру. Это означает, что внутри философии выделяются отдельные разделы, или части, различающиеся, прежде всего, своей тематикой. По мере развития философии сложилась относительно общепризнанная структура философского знания, которую принято считать традиционной, или классической. Она рассматривается в качестве более или менее обязательного образца для всякой целостной философской концепции.

В реальном существовании философии структура философских учений не является неизменной. Она меняется в зависимости от многих факторов: от характера исторической эпохи, от особенностей культуры того или иного общества, от понимания актуальных целей и задач философии и т.д. Немалую роль играют и личные пристрастия философа, который вправе уделять особое внимание одним разделам философии и придавать гораздо меньшее значение другим.

Целесообразно рассмотреть структуру философского знания прежде всего с точки зрения традиционных, или классических, представлений. Такие представления задают определенный стандарт того, как в принципе должна быть структурирована философия. С этой точки зрения основными частями, или разделами, философского знания являются следующие:

философская онтология, или учение о бытии;

Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией! Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

гносеология, или философское учение о познании;

Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? И др.

философская антропология, или философское учение о человеке;

Философская антропология – раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической, науки. В мировой литературе под культурной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще.

социальная философия;

Социальная философия – раздел философского знания, изучающий наиболее общие характеристики общественной жизни. Предпосылкой социальной философии является признание того факта, что общество есть особое образование, отличное от природы. Следовательно, общественная жизнь подчиняется собственным закономерностям, отличающимся от закономерностей природы. Общество – это совместное бытие людей. В чем состоят основы этого бытия? При каких условиях общество сохраняет свою целостность и жизнеспособность? Каковы фундаментальные характеристики общественной жизни? Как соотносится общество и личность? – таковы основные вопросы социальной философии.

философия истории;

Философия истории – изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? – таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества. Иногда вместо термина «философия истории» употребляют термин «историософия». В первом приближении их можно считать синонимами.

этика, или философское учение о морали и нравственности, о добре и зле;

Этика – учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории – добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. В ее задачи входит также уяснение природы морали и нравственности, их происхождения и функций. Этика тесно связана с философской антропологией, социальной философией, философией истории, эстетикой.

эстетика, или философское учение о красоте, о прекрасном и безобразном, о смысле и предназначении искусства;

Эстетика – учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и др. Эстетика осмысливает проявления эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствознанием.

история философии.

История философии рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепций с культурой и особенностями общества. В задачу истории философии входит также сопоставление различных учений, выявление в них того, что может представлять ценность для современности и будущего.

            Функции к философии как типу мировоззрения и философии   науке,  можно   выделить методологическую, мировоззренческую, познавательную,  воспитательную, т.е. духовно-гуманистическую, и критическую  функции философии.                                                       

            Формируя  представление  об  устройстве  мира и  месте нем  человека,  обосновывая  ценности  и   цели  человеческой жизни,  вырабатывая  принципы   практического  взаимодействия с  миром  и  т.д., философия  выполняет  мировоззренческую  функцию.

            Велика роль философии в качестве  методологической функции.  Методология  –  это  система исходных  принципов, обобщенных  способов  (методов)  организации и  построения теоретической деятельности, а также учение  об этой  системе. Среди  разнообразия  методов можно  выделить такие, которые используются только одной  наукой.  Эти методы  называют частнонаучными. Соответственно общенаучные  методы  те, которые  используются  целым  рядом,  определенной  группой наук,  философия  же  являет  собой всеобщий  метод, ибо  ее предметом  исследования  в  данном  случае выступают  наиболее универсальные  принципы  мышления, всякого познания.  Это вовсе  не  значит, что  философия в  силу всеобщности  своего метода способна  давать  истинное  знание  в конкретной  научной области.  Философские  методы, будучи  универсальными, являются  необходимым   условием  решения разнообразных конкретных  задач, но не подменяют собой  специальных частнонаучных  методов, а  конкретизируются ими.  В силу  этого философия  выполняет  методологическую  функцию  для  всего научного познания.

            Выполняя  познавательную  функцию,   философия  выявляет  наиболее  общие  идеи, представления,  формы опыта,  на которых  базируется та  или иная  конкретная культура  или общественно-историческая  жизнь  людей в  целом. Их  называют универсалиями  культуры.  Важное  место  среди них  занимают философские  категории, к  которым относят  такие универсальные  понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различие, причина  – следствие,  случайное –  необходимое,  часть  –  целое, элемент  – структура.

            В  философии сформировался жесткий   категориальный   аппарат:  логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д. Язык  философии –  не образы,  не картинки,  а категории, понятия. Философия обычно сводит дело к логичности,  к доказательствам.  Положения  философии  не  просто утверждаются, а выводятся,  доказываются в  соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме. Ни один ученый, будь он  историк, естествоиспытатель,  экономист, литературовед, не может  обойтись без  этих понятий.  Эти понятия приложимы не к одной  какой-то области,  а к  любым явлениям. Вот почему  их относят  к предельным  основаниям, универсальным  формам   культуры.

    Философия  как  наука  имеет большую  практическую значимость. Она помогает личности ясно судить о том, что происходит вокруг в  природе, в  обществе и  в сознании  людей. Эти знания базируются  на основаниях,  пришедших из  глубины веков,  из  них состоит  фундамент современной  науки. Философия показывает и сокращает путь к ИСТИНЕ.

Философское  видение  мира,  характеризуется  свободным  исследованием  основных  проблем  бытия, человеческого познания,  смысла и  цели жизни  и других проблем.  Философия  даже в  самом начале  своего существования  являлась  по  преимуществу рационально-теоретическим  осмыслением  бытия,  в отличие  от преимущественно  образно-эмоционального  мифологического или религиозного сознания, уповающего на веру  при поиске ответов  на  принципиальные  вопросы  бытия. Центральными   в   любых   философских  школах   были  проблемы   взаимоотношения   человека   с   миром,   обществом и самим собой,  выявление сущности  человека, особенностей его существования, цели и смысла  жизни, законов познания мира  человеком. Это  многообразие проблем  и  привело к  довольно раннему  выделению внутри философии ее отдельных  частей –  онтологии, гносеологии, антропологии и др. Многообразие  ответов  на  каждый из  этих коренных вопросов  рождало  множество  школ  и  направлений.

Философия как способ  и форма  духовной деятельности людей является одной  из наиболее  древних частей общей  духовной  культуры человечества. Философствование, т.е. осмысление основополагающих, коренных, принципиально важных проблем  природы,  общества и мышления, вопросов существования человека и смысла его жизни, предназначения и цели развития общества и каждого отдельного человека во все времена  было присуще  людям.  Ответы  на  эти вопросы,  полученные за тысячи  лет  существования  философии можно оценивать по-разному. Объясняется это  тем, что  в истории человечества неоднократно изменялись приоритеты этих вопросов. Одни из них становились центральными  и их исследование  привлекало большинство  философов, другие вопросы уходили на задний  план или  совсем переставали  интересовать  философию. Наконец,  в философии всегда возникали новые проблемы, ставились новые вопросы.

Как только радикально  менялась жизнь  общества, в нем  возникали  проблемы, требующие своего философского осмысления. Изменения в материальной  и духовной культуре  каждого народа  и каждого  человека заставляют людей заново переосмысливать  бытие, вносить коррективы в представления обо всем существующем. Философия  неоднократно  ставила также вопросы, которые затем становились предметом исследования естествознания  или  искусства, морали  или политики, права  или религии. Это бесконечное,  существующее в течение тысячелетий рождение основных и новых проблем в  ходе философского  отражения мира,  вызвано к жизни  особенностями самой философии, которую всегда интересуют центральные, коренные  проблемы бытия. Кроме того, во все  времена философия  стремится использовать наиболее общие методы и способы познания, те методы, которые философия самостоятельно разрабатывает или берет их из других областей духовного производства,  в  первую  очередь и  главным   образом, из естествознания. Поэтому достаточно давно возникла традиция   рассматривать философию как  одну из  наук, которыми   располагает   человечество.  Эта   традиция  особенно усилилась  в ХVIII – ХIХ в.,  когда для  многих людей  понятия  философия  и   наука  стали   казаться  тождественными. В действительности   связь    между   философией  и  наукой  существует,   но  философское   знание  может выступать как  в  научной,  так  и  в донаучной  и заведомо  ненаучной  форме, не переставая  в  то   же  время быть философией. Более того, исследования философских  школ показывают,  что  граница  между   научностью  и   ненаучностью  в философии   не   проходит   по  традиционному   делению  философов   на  материалистов   и  идеалистов   и  определяется  не  ответом  на  тот  основной,  по словам  Ф. Энгельса, об отношении сознания к бытию, а его вторую сторону – как вопрос о тождестве мышления и бытия в процессе познания объективного мира.

 


ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФОВ

 

Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) – немецкий мыслитель-иррационалист, который дал пролог к новой культурно-философской ориентации, заложив фундамент «философии жизни». В творчестве и личной судьбе Ницше наиболее драматично отразился кризисный характер переходной эпохи в конце XIX – начале XX вв., выразившийся в разочаровании и пессимизме, в тотальной утрате веры в разум и религию. Три этапа принято различать в творчестве Ницше.

На первом – он, в основном, находился под влиянием идей Шопенгауэра и Вагнера и занимался эстетической проблематикой. Главные его книги этого времени – «Происхождение трагедии из духа музыки» и «Несвоевременные размышления», а также «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм».

Второй этап – изучение проблем человеческого познания, интерес к позитивизму и «положительным» наукам – естествознанию, математике, химии, истории, экономике. Главные труды: «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Веселая наука». В этих работах продолжается резкая критика морали современного Ницше общества.

Третий этап – период зрелого Ницше или собственно ницшеанский, проникнутый идеей «воли к власти», или в более точном переводе – «воли к мощи». Главные работы этого периода: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Антихристианин». На этом этапе философская концепция Ницше приобретает относительно завершенный вид, разрабатывается культурно-этический идеал в виде идеи о «сверхчеловеке» и о «вечном возвращении», развивается идея «переоценки всех ценностей».

Лев Шестов (1866-1938 гг.) – один из самых оригинальных мыслителей нового времени, а из русских философов – один из самых известных на Западе. Его можно назвать язвительным критиком господствующих догм. За это его в свое время даже объявили антифилософом, настолько всеобъемлюще выглядела его критика, в том числе и разума. Шестов – религиозный мыслитель. Свою задачу он видел в том, чтобы, показав как бы сквозь увеличительное стекло все недостатки философии и науки, обратить человека к вере. Кроме того, Шестов – ярко экзистенциальный мыслитель, в центре размышлений которого и ситуация подпольного человека Достоевского, и умирание Ивана Ильича из рассказа Толстого, и грехопадение Кьеркегора; т.е. «пограничные ситуации» человеческой жизни.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, представитель классического периода античной философии. Учился у Платона, но не стал его прямым последователем; воспитатель Александра Македонского. Оказал самое сильное, по сравнению со всеми жившими до него философами, влияние на развитие человеческой мысли, в особенности благодаря созданной им философской системе классификации научных дисциплин. По содержанию Аристотель делил их на теоретические (математику, физику и психологию), практические (этику, политику, экономику) и поэтические (технику, эстетику, риторику или педагогику).

Основу этой системы составляют логика и метафизика. Логика, созданная Аристотелем и названная им «аналитикой» (название «логика» было введено стоиками), – это учение об основных логических законах, о понятии, суждении, умозаключении, о методах доказательства или опровержения. Учение о категориях (сущность, отношение, место, время, качество, количество, действие, страдание, обладание, положение) стоит на границе между логикой и метафизикой. В метафизике – учении о «началах и причинах» – Аристотель различает вещество (материю) и форму (силу, мышление), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность. Высшая действительность – Бог: мысль мысли, чистая форма, недвижимый двигатель.

В своих политических взглядах Аристотель исходит из понимания человека как «общественного животного», в сферу жизни которого входят семья, общество, государство. Государство (как и экономику) Аристотель рассматривает реалистически: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом управлять людьми – такими, каковы они есть, и прежде всего заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи. Цель государства видится Аристотелю в благой жизни всех его членов, для этого граждане должны быть добродетельными. Правосудие и дружба – основа нормального государственного устройства.

Для этических воззрений Аристотеля характерно понимание природы добродетели как середины между двумя крайностями. Например, дружба, будучи добродетелью, находится между себялюбием и самоотречением. Добродетель – это порыв к прекрасному, соединенный с рассуждением. Отсюда к добродетели следует отнести, во-первых, выбор правильных средств, то, что является предметом рассудительности, и, во-вторых, следование добропорядочной цели – правильному предмету желания. Деятельность души сообразно добродетели приносит благо, удовольствие и счастье.

Основные сочинения Аристотеля: «Органон», «Метафизика», «Физика», «О животных», «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».

Мамардашвили М.К. (1930-1990 гг.) – Российский и грузинский философ, доктор философских наук, профессор. Окончил философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1954 г.). Работал в редакциях журналов «Вопросы философии» (в 1968-1974 гг. – зам. главного редактора); «Проблемы мира и социализма» (в Праге); в Институте международного рабочего движения; в различных вузах страны (МГУ, ВГИКе, ТГУ и др.). В 1974 г. был уволен с преподавательской работы по идеологическим причинам. С 1980 г. научный сотрудник Института философии АН Грузии (Тбилиси). Умер скоропостижно в дороге из Москвы в Тбилиси в ноябре 1990 г.

Мишель де Монтень (1533-1529 гг.) – французский мыслитель, юрист, политик. Изучал философию в Гийеньском колледже и университете города Бордо. Продолжил обучение в Тулузском университете. Член парламента Бордо (с 1557 г.). Дважды становился мэром Бордо. Интеллектуально сформировался под воздействием идей стоицизма и скептицизма (школы древнегреческой философии). В стоицизме Мир, Космос представляются одушевленными, вся действительность пронизана высшим разумом – Логосом, божественной вселенской силой; душа человека, являясь частью мировой души, телесна и проницает все тело, со смертью отделяется от тела, переставая быть носителем личностных свойств; счастье как цель жизни человека возможно, когда она приведена в согласие с природой, Логосом; для жизни более значимы душевные добродетели, нежели внешние обстоятельства и материальное благополучие. Что касается скептиков, основное влияние на Монтеня они оказали своей гносеологической позицией: признавая недостоверность знания, основанного на свидетельствах органов чувств, скептики не допускали возможности достоверного знания и не верили в возможность рационального обоснования норм поведения.

Основное сочинение – «Опыты» (в трех книгах), изданное в 1580-1588 гг., в 1676 г. были внесены Ватиканом в «Индекс запрещенных книг». Не стремясь к созданию собственной философской системы, Монтень выступил основоположником жанра философско-морализаторского эссе. Был общеизвестен как глубокий знаток и тонкий интерпретатор классической традиции: в его «Опытах» были содержательно использованы более 3000 цитат античных и средневековых авторов. Целью творчества Монтеня было написание своего рода «учебника жизни»: по мнению философа, «нет ничего более прекрасного и оправданного, чем хорошо и честно исполнить роль человека». Предметом большинства эссе Монтеня являлось поведение человека в экстремальных ситуациях, раскрывающее как самые причудливые движения его души, так и самые разнообразные патологии его характера.

 

2. АНАЛИЗ ТЕКСТА МОНТЕНЯ

 

Монтень рассматривает человека как наивысшую ценность. Он верит в неисчерпаемые человеческие возможности и с большой долей скепсиса относится к божественному провидению. По меткому замечанию французского историка педагогики Ж. Шампо, Монтень «предпочитает снять перед Богом шляпу, но не становиться на колени».[1] Монтень видит в ребенке не уменьшенную копию взрослого, как это считалось в средневековой педагогике, а особое природное индивидуальное существо. Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем «разъедает» общество. Невелика хитрость родить детей, писал Монтень; но едва они появились на свет, как на родителей наваливается куча самых разнообразных забот, хлопот и тревог, как же их вырастить и воспитать.

При этом склонности детей в раннем возрасте проявляются слабо и неотчетливо, задатки их обманчивы и неопределенны, поэтому составить себе на этот счет определенное суждение очень трудно. Трудно преобразовать то, что вложено в человека самой природой. От этого и происходит, считал Монтень что, «вследствие ошибки в выборе правильного пути, зачастую тратят даром, труд и время на натаскивание детей в том, что они не в состоянии усвоить. Я считаю, что в этих затруднительных обстоятельствах нужно неизменно стремиться к тому, чтобы направить детей в сторону наилучшего и полезнейшего, не особенно полагаясь на легковесные предзнаменования и догадки, которые мы извлекаем из движений детской души».[2]

Детям сообщают разнообразные знания, в них вливают их, словно воду в воронку, и наша обязанность состоит лишь в повторении того, что они слышали. «Я хотел бы, – пишет Монтень, – чтобы воспитатель вашего сына отказался от этого обычного приема и чтобы с самого начала сообразуясь; душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставив ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему отведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дороги ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он слушал также своего питомца».[3]

Пусть наставник заставит ребенка пройтись перед ним и таким образом получит возможность судить о его походке, а следовательно, и о том, насколько ему самому нужно умерить себя, чтобы приспособиться к силам ученика. Не соблюдая здесь соразмерности, можно испортить все дело; уменье отыскать такое соответствие и разумно его соблюдать – одна из труднейших задач, какие только можно назвать. Способность снизойти до влечений ребенка и руководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной.

Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, но отличаются и по силе и по своему характеру, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания. Учитель должен спрашивать с ученика не только слова затвержденного урока, но смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. Учитель, объясняя что-либо ученику, должен показать ему, считал Монтень, это с сотни разных сторон и применит ко множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это.

«Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что он ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние; пусть принципы Аристотеля не становятся неизменными основами его преподавания, равно как не становятся ими и принципы стоиков или эпикурейцев. Пусть учитель изложит ему, чем отличаются эти учения друг от друга; ученик же, если это будет ему по силам, пусть сделает выбор самостоятельно или, по крайней мере, останется при сомнении».[4]

Истина и доводы разума принадлежат всем, и они не в большей, мере достояние тех, кто высказал их впервые, чем тех, кто высказал их впоследствии. Пчелы перелетают с цветка на цветок для того, чтобы собрать нектар, который они целиком претворяют в мед; ведь это уже больше не тимьян или майоран. Точно так же и то, что человек заимствует у других, будет преобразовано и переплавлено им самим, чтобы стать его собственным творением, то есть собственным его суждением. Его воспитание, его труд, его ученье служат лишь одному: образовать его личность. Это важнейшая мысль Монтеня, которую будут реализовывать многие педагоги, в том числе и в современный период.

 

1.ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ МОНТЕНЯ «ВОЗВЫСИТЬСЯ» ДО ФИЛОСОФИИ, ПОЧЕМУ ДЛЯ ЭТОГО НЕДОСТАТОЧНО СТАТЬ «УЧЕНЫМ»?

Возвыситься до философии, даже став ученым недостаточно. Потому, что трудно преобразовать то, что вложено в человека самой природой. От этого и происходит, считал Монтень что, «вследствие ошибки в выборе правильного пути, зачастую тратят даром, труд и время на натаскивание детей в том, что они не в состоянии усвоить. Я считаю, что в этих затруднительных обстоятельствах нужно неизменно стремиться к тому, чтобы направить детей в сторону наилучшего и полезнейшего, не особенно полагаясь на легковесные предзнаменования и догадки, которые мы извлекаем из движений детской души».[5] Ребенка из хорошей семьи обучают наукам, имея в виду воспитать из него не столько ученого, сколько просвещенного человека, не ради заработка (ибо подобная цель является низменной и недостойной милостей и покровительства муз и к тому же предполагает искательство и зависимость от другого) и не для того, чтобы были соблюдены приличия, но для того, чтобы он чувствовал себя тверже, чтобы обогатил и украсил себя изнутри.

2.СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С УТВЕРЖДЕНИЕМ, ЧТО МОНТЕНЬ «ХОРОШО ЗАПОЛНЕННОЙ ГОЛОВЕ» (РАБЛЕ) ПРЕДПОЧИТАЛ «ПРАВИЛЬНО ВЫРАБОТАННЫЙ РАЗУМ» (МОНТЕНЬ)?

Да согласен. Это подтверждает выражение Монтеня, что «мы трудимся лишь над тем, чтобы начинить свою память, оставляя разум и совесть праздными. Иногда птицы, найдя зерно, уносят его в своем клюве и, не попробовав, скармливают его птенцам; так и наши педанты, натаскав из книг знаний, держат их на кончиках губ, чтобы тотчас же освободиться от них и пустить их по ветру». Монтень, в отличие от Рабле, поставил во главу угла своей программы воспитания требования своей моральной философии; знание у него подчинено выработке способности суждения. И тем не менее в педагогических воззрениях Монтеня и Рабле много общего. Монтень стоит за гармоническое развитие всех заложенных в человеке способностей, за воспитание безрелигиозное, в основу которого положено правило ни в чем не полагаться на авторитет, а все проверять разумом и опытом. Монтень рассматривал воспитание как могучее средство развить, укрепить, усовершенствовать человеческую природу. В этом пафос новой педагогической программы, выставляемой Монтенем, основная цель которой – воспитание людей здоровых, честных, простых, близких к природе, к естественности. «Montaigne первый ясно выразил мысль о свободе воспитания»[6], – отметил у себя в дневнике Л.Н. Толстой. Эта программа воспитания, в которой ни единым словом не упомянута религия, отвергала культивировавшиеся католической церковью схоластические штампы и тем самым отвечала передовым запросам нового времени. Многие из выдвинутых Монтенем принципов воспитания были восприняты впоследствии Фр. Бэконом, Локком, Руссо; некоторые из них сохранили свое значение до наших дней.

 

3.РАЗДЕЛЯЕТЕ ЛИ ВЫ МНЕНИЕ МОНТЕНЯ, ЧТО ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ФИЛОСОФИИ КАК МУДРОСТИ – «ЭТО НЕИЗМЕННО РАДОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ»? ОБОСНУЙТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ.

            Автор работы разделяет данное мнение Монтеня. Любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о целях человеческой жизни и ее разумном устройстве. Ценность мудрости усматривалась и в том, что она позволяет принимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Считалось, что мудрость призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, образ жизни. Важность этого жизненно-практического аспекта мудрости глубоко понимали и первые философы, и великие мыслители более позднего времени. Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим векам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой ранней философской мысли было и понимание того, что мудрость – не что-то готовое, что можно открыть, затвердить и использовать. Она – стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Это путь, который каждый из нас, даже приобщаясь к мудрости великих, к опыту веков и наших дней, все же должен пройти и сам.

 

3. РАБОТА НАД ПОНЯТИЯМИ И ПЕРСОНАЛИЯМИ

 

Гносеология – учение о познании

 

Метафизика – (от греч. меtta ta physika – то, что за физическим) – название сочинения Аристотеля, в котором рассматривается то, что познаваемо нами только после природы (потому что лежит позади нее), но само по себе является первым; поэтому метафизику называют также «первофилософией» со времени поздней античности и средних веков – вообще название соответствующих философских дисциплин. В этом смысле метафизика – основная философская наука, в которой коренятся все философские дисциплины. Она является той наукой, которая делает темой изучения существующее как таковое, подвергает исследованию элементы и основные условия всего существующего вообще и описывает значительные, важные области и закономерности действительного, т.е. она является наукой, которая во всей смене явлений и выражений ищет постоянное и связь

 

Стоицизм – название связано с афинским портиком) возник в конце IV века до н.э. и просуществовал до III века н.э. В течении стоицизма принято выделять три периода: древняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп), Средняя Стоя (Посидоний), Поздняя Стоя (Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий). Этика у стоиков непосредственно соседствует с «физикой», учением о природе. Человеческая субъективность становится коррелятом Космоса, волюнтаризм (от. лат. воля) соседствует с фатализмом (от лат. роковой). Согласно стоикам, Бог не отделен от мира, он наполняет мир, как мед пчелиные соты. Но это не личный Бог, это и огонь, и душа, и логос. Бог – пневма, огненное дыхание, пронизывающее мир. Мир – это единый организм, части его – «органы» – не ведают единого плана строения этого организма, он для них выступает как судьба, слепой и неотвратимый рок. Мир един, гармоничен, целостен, он наделен смыслом и подобием самосознания, он как бы постоянно погружен в себя, сосредоточен на себе, занят самоуглублением

 

Платон (427 – 347 гг.) – принадлежал к знаменитому аристократическому роду в Афинах. Философско-этические взгляды Платона изложены в многочисленных диалогах, главное действующее лицо которых, как правило, его учитель Сократ. Платон занимался этикой, политикой, проблемами знания, искусством, религией 

 

Пифагор (580–500 до н.э.) древнегреческий философ, математик. Согласно Пифагору числа одновременно являются принципами мира

 

Гераклит (ок. 530–470 гг. до н.э) жил в городе Эфесе, недалеко от Милета – места пребывания Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. Гераклит отрицал существование неизменного единого бытия, лежащего за миром многого. Становление, небытие не есть лишь форма перехода из одного мира в другой. Становление присуще самой первооснове вещей. Так, первоосновой Гераклит считал огонь – подвижное начало, подчиняющееся внутреннему закону – логосу



[1] Цит. по: Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999. С. 125

[2] Монтень М. О воспитании детей // Монтень М. Опыты: В 3-х кн. Кн. 1 и 2. СПб., 1998. С. 183

[3] Там же. С. 184

[4] Монтень М. Указ. соч. С. 186

[5] Монтень М. Указ. соч. С. 183

[6] Толстой Л.Н. Собр. соч. в 20 т. Т. 19. М., 1965. С.241

 

Список использованной литературы

1.     Введение в философию: Учебное пособие / Под ред. И.Т. Фролова. М., 2003

2.     Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999

3.     Монтень М. О воспитании детей // Монтень М. Опыты: В 3-х кн. Кн. 1 и 2. СПб., 1998

4.     Толстой Л.Н. Собр. соч. в 20 т. Т. 19. М., 1965 

5.     Удовиченко Е.М. Философия (элементарный курс): Учебное пособие. Магнитогорск, 2004

6.     Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учебное пособие. М., 1998

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!