Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по философии»

/ Общая философия
Контрольная,  32 страниц

Оглавление

                                  Содержание:

                                                                                       

 

Введение: предмет, структура и специфика философского знания 3

 

Знакомство с философами: Фрейд, Фромм, Ясперс                                  16

 

Анализ первоисточника                                                                               23

 

Заключение                                                                                                  26

 

Работа над понятиями и персоналиями                                                      28

 

Используемая литература                                                                           32

 


Введение: предмет, структура и специфика философского знания

 

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остро актуальной. 

Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы «растопыренные» пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума. 

Можно было бы сказать, что философия – это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово «философия» восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие. 

Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать, как это, по сути дела, предлагают позитивизм и разных оттенков агностицизм, в том числе и неокантианство, особенно позитивистского толка. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.

Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении – это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п. 

«Ее задача – не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство».[1] 

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания, проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем. 

Функции к философии как типу мировоззрения и философии   науке,  можно   выделить методологическую, мировоззренческую, познавательную,  воспитательную, т.е. духовно-гуманистическую, и критическую  функции философии.

          Формируя  представление  об  устройстве  мира и  месте нем  человека,  обосновывая  ценности  и   цели  человеческой жизни,  вырабатывая  принципы   практического  взаимодействия с  миром  и  т.д., философия  выполняет  мировоззренческую  функцию.                                                     

          Велика роль философии в качестве  методологической функции.  Методология  –  это  система исходных  принципов, обобщенных  способов  (методов)  организации и  построения теоретической деятельности, а также учение  об этой  системе. Среди  разнообразия  методов можно  выделить такие, которые используются только одной  наукой.  Эти методы  называют частнонаучными. Соответственно общенаучные  методы  те, которые  используются  целым  рядом,  определенной  группой наук,  философия  же  являет  собой всеобщий  метод, ибо  ее предметом  исследования  в  данном  случае выступают  наиболее универсальные  принципы  мышления, всякого познания.  Это вовсе  не  значит, что  философия в  силу всеобщности  своего метода способна  давать  истинное  знание  в конкретной  научной области.  Философские  методы, будучи  универсальными, являются  необходимым   условием  решения разнообразных конкретных  задач, но не подменяют собой  специальных частнонаучных  методов, а  конкретизируются ими.  В силу  этого философия  выполняет  методологическую  функцию  для  всего научного познания,                                                

          Выполняя  познавательную  функцию,   философия  выявляет  наиболее  общие  идеи, представления,  формы опыта,  на которых  базируется та  или иная  конкретная культура  или общественно-историческая  жизнь  людей в  целом. Их  называют универсалиями  культуры.  Важное  место  среди них  занимают философские  категории, к  которым относят  такие универсальные  понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различие, причина  – следствие,  случайное –  необходимое,  часть  –  целое, элемент  – структура. В  философии сформировался жесткий   категориальный   аппарат:  логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д. Язык  философии –  не образы,  не картинки,  а категории, понятия. Философия обычно сводит дело к логичности,  к доказательствам.  Положения  философии  не  просто утверждаются, а выводятся,  доказываются в  соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме. Ни один ученый, будь он  историк, естествоиспытатель,  экономист, литературовед, не может  обойтись без  этих понятий.  Эти понятия приложимы не к одной  какой-то области,  а к  любым явлениям. Вот почему  их относят  к предельным  основаниям, универсальным  формам   культуры.

Философия  как  наука  имеет большую  практическую значимость. Она помогает личности ясно судить о том, что происходит вокруг в  природе, в  обществе и  в сознании  людей. Эти знания базируются  на основаниях,  пришедших из  глубины веков,  из  них состоит  фундамент современной  науки. Философия показывает и сокращает путь к ИСТИНЕ.

Задумываясь над ролью философии в духовной жизни общества не бесполезно познакомиться с тем, как оценивали ее значение авторитетные представители мировой культуры.

Аристотель называл философию «главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить».[2] Для Сенеки философия основное средство развития гражданских качеств личности, нравственно-духовной доблести и интеллектуальной силы.[3] 

При всем преувеличении значимости философии в жизни общества и Аристотель, и Сенека правильно отмечали лидирующее положение философской мысли в духовной культуре, а замечания Сенеки о нравственной пользе философии сохраняют свое значение и по сей день.

В свою очередь, выдающийся английский мыслитель Бэкон обращал внимание на оживляющее душу исследователя значение философской любознательности и широты мышления. «Тот, кто б философии и в изучении общих законов видит пустое и бессмысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во вес остальные профессии и искусства».[4]

И нельзя пройти мимо проницательного суждения русского философа Г. Челпанова: «Мне кажется, что мы можем сказать, не боясь преувеличений, что философский интерес движет вперед науку, хотя бы сами представители науки и отрицали это. Интерес к разрешению высших проблем бытия дает жизнь науке, и, может быть, самой важной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний».[5]

Не накопительство важных, но, в сущности, бессмысленных, без осознавшего себя человека, сведений, а проникновение в тайны мироздания, в закономерности человеческого бытия, в жизненные силы личности, позволяющие ей бросать вызов как бесчеловечности на Земле, так и безмолвию враждебного космоса, является высшим предназначением пытливого разума. И им, несомненно, движет именно философский интерес, а не утилитарная польза и торгашеская выгода.

«Прорицание не дело философии, – пишет Хайдеггер, – но не ей плестись в хвосте событий с запоздалым всезнайством».[6]

Не будучи оракулом, философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях. Так было на всех крутых поворотах истории, во все переломные исторические эпохи. К этому сводится задача и современной философии.

Исследуя мир в целом и положение человека в нем, философия выполняет мировоззренческую функцию. Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность?

Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения. Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека. К таким мировоззренческим принципам относятся утверждения: Мир «не создан никем из богов, никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем»; «Мир не бессмыслен и абсурден, но находится в бессмысленном состоянии»; «В действительности существуют только атомы и пустотам; «Ничто не возникает из несуществующего, и ничто не переходит в несуществующее»; «Природа должна быть нашим руководителем; разум следует ей и советует нам это»; «В мире нет ничего, что не было бы частью единого, природы»; «Мир – материален, и в материальности – его единство»; «В природе и обществе господствует развитие. Нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого».

Мировоззренческие принципы различаются как идеалистические и материалистические в зависимости от того, что е них ставится на первое место: сознание или материя. Их же можно классифицировать как диалектические и антидиалектические в зависимости от того, признается в них развитие или отрицается. Возможны и другие классификации принципов. Диапазон подходов современной философии поистине безграничен, что позволяет говорить о принципиальном плюрализме мнений, сообщающихся по принципу взаимной дополнительности и применяемых по когнитивной ситуации.

Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической жизнью, с жизненными (экзистенциальными) установками познающего человека. Так, мировоззренческий принцип: «Бога нет, все дозволено» оправдывает бесчеловечность и аморализм, беззаконие и преступность. Утверждение «Ничто в мире не совершается помимо воли богов» порождает безволие, примиренческое отношение к происходящему. Лево-радикальный лозунг: «Кто был никем, тот станет всем» опасен произволом в социально-культурном отношении. Овладение достижениями мировой культуры – длительный исторический процесс, и чудес здесь не бывает.

Еще более опасен призыв «обогащаться», возведенный в мировоззренческий принцип. В нем начисто игнорируются социальная справедливость и гуманизм.

Жизнеутверждающий заряд несет в себе положение: «Труд создал самого человека». Жизнь человека протекает в системе ценностей, которые для него – ориентиры в выборе своей судьбы. Философия имеет прямое отношение к теоретическому осмыслению мира ценностей. В античное время главное внимание уделялось полисным ценностям. Лишь позднее, в эпоху эллинизма, индивидуум становится, по словам Протагора, мерой всех вещей. Однако эта мысль таила в себе угрозу релятивизма и индивидуалистического произвола, которые требовалось чем-то уравновесить. Принятие обществом тех или иных ценностей как приоритетных своим следствием имеет разработку соответствующей системы норм, регулирующих поведение людей и их взаимоотношения. К этим нормам относятся нравственные, правовые, политические и т.д. Влияет философия и на разработку религиозных идей.

Ориентация индивидов на систему ценностей и подчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к культуре и выработке у них гражданских качеств. Умение жить в обществе – это не дар природы, а культурное достояние. Во-первых, оно не естественно, а искусственно, в известной мере надприродно и даже подчас противоприродно. А во-вторых, оно личностно, достояние личной жизни индивида.

Ценностный аспект философии развивается вместе с ней из эпохи в эпоху. В философии Гегеля семья, гражданское общество и государство рассматриваются не только как восходящий ряд социальных явлений, но и как шкала ценностей. Высшая ценность – государство, ибо, по его мнению, в нем воплощается полнота абсолютной идеи, оно – шествие Бога по земле. Так, государство возводится в культ для законопослушных граждан Германий.

Абсолютизация этатизма таит в себе угрозу не меньшую, чем абсолютизация индивидуализма. Последний ведет к беспредельному произволу индивидуума и как следствие к атомизации общества и к его деструкции; первое же – к беспредельному произволу государства, становящегося угрозой и личному бытию, и бытию окружающих народов.

Милитаризованное немецкое государство дважды в XX в. развязывало мировые войны, причинившие громадный ущерб миллионам людей.

Русские мыслители XIXXX вв. в качестве важнейшей ценности выдвигали соборность. Соборность это органическая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания сообщества. Соборность – противоположна как разъедающему общество индивидуализму, так и государственному тоталитаризму.

Навязываемые государственными властями надчеловечные идеалы становятся идолами, мешающими общественному прогрессу и нормальной жизни. К таким идолам относятся и различные утопии глобального переустройства жизни человечества по какому-то новому проекту или образцу.

К сожалению, не так просто освободиться от навязчивых политических мифов, от политических утопий и упований, простыми и радикальными средствами в одночасье решить все частные и глобальные проблемы настоящего и прошлого. И свободное философское осмысление всей сложности мироустройства и проблем современности, всей неоднозначности происходящих процессов и поливариантности линий мирового развития помогает освободиться и от мифов и от упрощенных подходов (рецептов) к решению проблем.

Философия не может избавить общество от порождаемых социально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой – для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

И третья функция философии – методологическая. Философия может выступать как в виде научных, так и ненаучных знаний. И в своем отношении к науке она далеко не всегда ее союзник. Такие современные философские школы, как неотомизм и экзистенциализм занимают особую позицию по отношению к науке. Неотомисты, не отвергая значение естествознания, подводят под него такую методологическую базу, согласно которой господствующее положение в системе знаний должна занимать религия. В свою очередь экзистенциализм считает науку силой опасной для человечества. Всеми средствами его представители развенчивают науку, выявляя негативные стороны научного прогресса.

Тем не менее, и неотомизм, и экзистенциализм выполняют методологическую функцию, разрабатывая свое понимание методов познания, достижения истины. И даже этот пример показывает, что в целом на всем протяжении своего исторического развития философия полезна науке. Систематическое занятие наукой возможно лишь тогда, когда она мировоззренчески оправдана и утверждена в статусе общественной ценности.

Конечно, наука не может ждать, когда философия снизойдет до мировоззренческого и аксиологического обоснования научных изысканий, но тем не менее без общекультурного оправдания положение ученых в обществе становится весьма шатким. Даже схоластические положения Фомы Аквинского о том, что у природы имеются собственные законы, изучать которые полезно и не опасно для Священного Писания, добавляло уверенности естествоиспытателям в мрачные годы инквизиции.

С развитием науки философия специализируется на логико-гносеологических проблемах, на изучении языка и логики научного исследования, на методах познания и особенностях научного знания. Философия разрабатывает методологию естественнонаучного и социального познания. Тем самым она во всем объеме обнаруживает свою методологическую функцию.

Философия и сама способна формулировать научные проблемы и вносить определенный вклад в решение этих проблем. Она много сделала для атомистического учения, которое на протяжении веков оказалось путеводной нитью для химиков и физиков. Работами философов был подготовлен закон сохранения и превращения энергии. Декарт выдвинул положение о постоянстве количества движения в природе. Немецкий идеалист Шеллинг обратил внимание на взаимопревращение энергии из одной формы в другую и на ее фундаментальное единство. Эта предварительная работа способствовала успеху Майера и Джоуля в обосновании неуничтожимости энергии и эквивалентности ее взаимопревращений.

Философское знание интегративно по своей сути, поскольку философия исследует Универсум, т.е. то, что в каждой вещи универсально, что прикрепляет каждую вещь к целому. Отмечая эту черту философии, М.М. Бахтин характеризовал ее как «метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)».[7] В философском  знании слиты две  парадигмы – научная  (стремление к познанию объективной истины и открытость для критики всех полученных результатов) и ценностная – постулирование целей для человеческой деятельности, исходных оснований мировоззрения, которые не могут быть опровергнуты или подтверждены чисто логическими аргументами. Не обладая точностью математических истин или чувственной подтверждаемостью истин физических, философия тем не менее в своем поиске целостности мира имеет определенную логику исследования.  Как правило, философское исследование начинается с онтологии (учения о бытии, его формах, способах и уровнях) и антропологии (учения о человеке), развивается через гносеологию (учение о познании) и далее через социальную философию в широком смысле слова. Так, если вы хотите понять, что есть мир и какою ваше место в нем, то вы попытаетесь первым делом ответить на вопрос: «Откуда появилось все то, что существует»? Это онтологический вопрос. В зависимости от ответа на этот и другие вопросы, связанные с предельными основаниями бытия, вы будете строить саму теорию. Если вы хотите обосновать принципы поведения или практическую философию, то должны определить общие принципы устройства социума, которые, в свою очередь, опираются на предельные основания бытия, задаваясь при этом вопросом о том, а откуда мы вообще можем что-либо знать.

Таким образом, структура философского знания включает в себя в качестве своих важнейших разделов онтологию, гносеологию и социальную философию. К онтологическим вопросам относятся вопросы о соотношении бытия и небытия, объективно-предметного и субъективного бытия, вопрос об уровнях бытия – существующее в возможности и существующее в действительности. Если конкретизировать эти вопросы, то это такие вопросы, как: Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? Является ли мир в своем существе неизменным, или он постоянно развивается? Развивается произвольно или по определенным законам? В этом разделе рассматривается пространство, время, движение, системность как важнейшие формы бытия.

Гносеология – это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, типы познавательных отношений, виды знания, условия достоверности и истинности знания. Главная гносеологическая категория – это истина, а главная проблема можно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления? В этом разделе рассматриваются следующие вопросы: Что является источником наших знаний о мире и каким методом мы получаем новое знание? Чем научное знание отличается от других видов знания? Каковы критерии истины? Какими познавательными способностями обладает человек? и т.д.

Социальная философия это раздел философского знания, изучающий наиболее общие законы и ценности общественного бытия и социального познания. Основные проблемы этого раздела природа общества, его специфика, стадии и движущие силы человеческой истории, общество как целостная система, общественные идеалы и перспективы человеческого общества, специфика познания общества и его истории. Основными компонентами социальной философии в широком смысле слова являются философия истории, общая социология, этика, эстетика, аксиология, философская антропология.

Современная философия, как общемировоззренческое и общеметодологическое знание, многогранна и плюралистична – с философской точки зрения можно рассмотреть любую сферу человеческой деятельности и человеческого бытия. Поэтому в структуру философского знания, помимо перечисленных разделов, включают и другие виды философских исследований:

Философию естествознания (философию науки и техники);

Философию религии (не совпадающую с религиоведением);

Философию истории   (в более развернутом виде как отдельную дисциплину);

Философию искусства;

Эстетику – в целом философские учения о красоте, о прекрасном;

Этику – философию морали и нравственности;

Историю философии, изучаемую как отдельную дисциплину.

          Ряд других, которые сложились как потребность развития современного знания, к примеру: философия бизнеса, философия образования, философия науки и техники и пр.[8]


Знакомство с философами: Фрейд, Фромм, Ясперс

 

З. Фрейд был создателем психоанализа. Формирование психоанализа – сначала как ответвления психиатрии, а потом как явления культуры и специально философии – приходится на последние десятилетия XIX и начало XX столетия. Это направление представляет собой настолько широкий спектр идей и исследовательских программ, что даже сегодня, когда границы между разными образованиями культуры (между разными науками, наукой и философией, философией и литературой, не говоря уж о границах между разными философскими школами и программами) стали весьма условными, его почти невозможно «причесать под одну гребенку». Психоанализ – это современная медицинская профессия, сродни психиатрии, причем профессия массовая (число психоаналитиков в западных странах скорей всего превышает число зубных врачей, и даже юристов). Психоаналитики имеют свои кабинеты и собственные клиники, их готовят в медицинских институтах, они получают вполне «конвертируемые» дипломы врача. В нашей стране эта профессия еще недавно была довольно экзотической, сродни знахарству или «народной медицине», но теперь положение радикально изменилось. На другом полюсе психоанализа – профессиональные литераторы, особенно те, кто специализируется на биографиях; самые известные среди них – это Цвейг Стефан и Ирвинг Стоун (я добавил бы сюда также и Томаса Манна), хотя влияние психоанализа в той или иной степени ощутимо буквально во всей современной литературе. В «промежутке» между этими полюсами – множество авторов, которых обычно относят к числу философов или социологов, спектр которых также очень широк. Некоторые из них организовывались в достаточно самостоятельные философские школы и кружки – такова, например, «франкфуртская школа» неомарксистов. Другие сами стали вдохновителями достаточно самостоятельных ответвлений психоанализа (например, Ж. Лакан и Ж. Деррида). Наконец, видные представители других современных течений в философии также проявляют большой интерес к психоанализу и даже развертывают оригинальные психоаналитические концепции (таковы французские философы – экзистенциалист Ж.-П. Сартр и эпистемолог Г. Башляр).

Возникновение психоанализа по праву связывают с именем Зигмунда Фрейда (1856–1939), австрийского врача, психопатолога, психолога. Более того, классический психоанализ очень часто называют фрейдизмом.

          В статье «Моя жизнь и психоанализ» Зигмунд Фрейд писал: «Я родился 6 мая 1856 г. в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии. Моими родителями были евреи, и сам я остаюсь евреем. О моих предках с отцовской стороны я знаю, что они некогда обитали в рейнских землях, в Кельне; в связи с очередным преследованием евреев в ХIV или ХV веках, семейство перебралось на Восток, и на протяжении ХIХ в. оно переместилось из Литвы через Галицию в немецкоязычные страны, в Австрию».[9] Вся жизнь Фрейда связана с Австрией – сначала Австро-Венгрией, затем, после распада «лоскутной империи» в результате первой мировой войны, с Австрийской республикой. Точнее говоря, исключая прошедшее в Моравии и в Лейпциге раннее детство и вынужденную эмиграцию в старости, Фрейд провел свою жизнь в Вене. Здесь он окончил сначала гимназию, а потом медицинский факультет Венского университета, здесь им был создан психоанализ.

          Фрейд начинал свою научную деятельность как специалист в области физиологии и неврологии. Тяжелое материальное положение заставило его оставить «чистую науку». Он становится врачом-психиатром и обнаруживает, что знание анатомии и физиологии практически ничем не может помочь при лечении неврозов. В 1885–1886 гг. он получает стипендию и полгода стажируется в Париже у знаменитого Шарко в клинике Сальпетриер. Вернувшись в Вену, Фрейд становится практикующим врачом. Первоначально он пытался – вслед за французскими учителями – применять в терапевтических целях гипноз, но вскоре убедился в его ограниченной применимости. Постепенно Фрейд отрабатывает собственную психотерапевтическую технику, метод «свободных ассоциаций». В 1895 г. он публикует вместе с венским врачом Брейером «Исследования по истерии», являющиеся первым изложением психоаналитической теории. В конце 1899 г. выходит фундаментальная работа Фрейда «Толкование сновидений», которая до сих пор является «библией» психоанализа. Затем появляются многочисленные книги и статьи Фрейда по самым разным вопросам медицинской психологии, вокруг Фрейда постепенно собирается кружок последователей, который в 1908 г. превращается в «Венское психоаналитическое общество». Психоанализ выходит из «подполья», несмотря на резкую критику со стороны большинства психиатров. В 1908 г. происходит I Международный психоаналитический конгресс, в 1909 г. Фрейд и его ученик К. Юнг отправляются пропагандировать психоанализ в США. В 1910 г. создается доныне существующая Международная психоаналитическая ассоциация. До самой своей смерти Фрейд руководил постоянно возраставшей армией единомышленников и последователей. До сих пор труды Фрейда являются теоретическим основанием для подавляющего большинства психоаналитиков. В 1938 г. после аншлюса Австрии гитлеровской Германией Фрейд эмигрировал в Англию, где и умер 23 сентября 1939 г.

          Фрейд написал огромное количество книг и статей; поэтому отметим только важнейшие его работы: «Тотем и табу» (1913), «По ту сторону принципа удовольствия» (1919), «Я и Оно» (1923), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Недовольство культурой» (1929), «Новые вводные лекции в психоанализ» (1933), «Почему война?» (1932), «Моисей и монотеизм» (1939).[10]

Эрих Фромм (1900–1980) немецко-американский философ, психолог, социолог, основоположник неофрейдизма, ученый-гуманист, поборник социального прогресса. В его творчестве выделяются два периода: годы жизни в Германии до эмиграции 1933 года и за рубежом (в США, Мексике, Швейцарии). Учился Фромм в Гейдельберге, где К. Ясперс преподавал психологию, Г. Риккерт – философскую аксиологию, А. Вебер – социологию, под руководством которого была защищена диссертация «Об иудейском Законе. К социологии еврейской диаспоры». На мышление Фромма глубокое воздействие оказали этика Аристотеля и Спинозы, социология Маркса. Ранние занятия психоанализом, очевидно, были причиной того, что философские проблемы человека, соотношения индивида и общества, общества и государства, человеческого общежития и социальных институтов, познания социальных ценностей Фроммом ставятся и осмысливаются как проблемы социально-психологические. В середине 20-х гг. ХХ в. он знакомится с учением буддизма и с этого времени до конца жизни в своей религиозной практике ориентируется прежде всего на буддизм в его дзен-буддийской («чань») версии доктора Судзуки, у которого Фромм учился в последний период жизни. Образование Фромм завершил как психоаналитик.

          Основные работы Фромма: «Пути из больного общества», «Бегство от свободы», «Душа человека», «Анатомия человеческой деструктивности» и др.

Вступив в начало ХХI века и подводя итоги столетнего философского развития, мы можем, мне думается, среди наиболее выдающихся мыслителей назвать немецкого философа Карла Ясперса (1883–1969).

          Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 года; его отец, юрист, впоследствии – директор банка, происходил из семьи купцов и крестьян, мать из местного крестьянского рода. В семье чтили традиции и порядок, но в религиозном отношении для отца был характерен индифферентизм, который в юности разделял и его сын.

          В 1901 году Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет. Однако проучившись три семестра, он перешел на факультет медицинский, который окончил в 1908 году; в 1909 году Ясперс получил степень доктора медицины. Интерес к медицине, помимо прочих мотивов, сформировался у молодого Ясперса, вероятно, из-за его врожденной болезни: у него было неизлечимое заболевание бронхов, постоянно провоцировавшее сердечную недостаточность. Диагноз этой опасной болезни, которая, как правило, сводит людей в могилу не позднее тридцатилетнего возраста, был поставлен Ясперсу уже в 18 лет. Вот почему молодой человек, по своему характеру склонный к общению, к дружбе, рано узнал тоску одиночества. Тем не менее во все периоды жизни, в том числе и в годы студенчества, у Ясперса были немногие, но близкие друзья; так, на медицинском факультете он дружил с одаренным студентом Эрнстом Майером, братом своей будущей жены Гертруды Майер. Характерно, что и брат, и сестра живо интересовались философией, причем Гертруда Майер изучала философию профессионально. Ясперс познакомился с ней в 1907 году, а спустя три года молодые люди поженились. С тех пор одиночество не мучило Ясперса: в жене он нашел не только любящую душу, но и близкого по духу человека. В значительной мере интерес к философии развился у молодого естествоиспытателя ведь медицина принадлежала к естественным наукам – не без влияния его жены, и «философствование на уровне экзистенции», о котором позднее так много писал Ясперс, составляло одну из самых больших духовных радостей в его семейной жизни.

          Окончив медицинский факультет и получив профессию врача психиатра, Ясперс с 1909 по 1915 год работал научным ассистентом в психиатрической и неврологической клинике в Гейдельберге. Здесь он написал свою первую большую работу «Всеобщая психопатологию» (1913), которую защитил в качестве диссертации, и получил степень доктора психологии. Методологическую базу этой работы составили метод описательной психологии, как его развивал ранний Гуссерль (более позднего Гуссерля с его методом «созерцания сущностей» Ясперс не принял), и «понимающая психология» В. Дильтея. Эта работа имела большое значение и для дальнейшего философского мышления Ясперса, поэтому ниже мы остановимся на ней подробнее. После защиты диссертации Ясперс начал читать лекции по психологии в Гейдельбергском университете.

          В 1919 году Ясперс издал плод многолетнего труда – «Психологию мировоззрений», которая затрагивала уже собственно философские проблемы и принесла ее автору широкую известность. Два года спустя Ясперс становится профессором философии в Гейдельбергском университете.

          В 1931–1932 годах вышло трехтомное сочинение Ясперса «Философия», над которым он работал больше десяти лет. Здесь нет изложения философской системы в традиционно академическом стиле, а сделана попытка систематизации и упорядочения всех тех идей и размышлений, которые составляли содержание экзистенциального философствования мыслителя. Ясперс становится одним из ведущих философов Германии, и его право занимать философскую кафедру ни у кого больше сомнений не вызывает.

          Однако с приходом национал социализма наступает тяжелый, драматический период в жизни философа. В 1937 году его отстраняют от преподавания и лишают права издавать в Германии свои работы: женатый на еврейке, Ясперс терял все права на своей родине. Находясь на пенсии, в тревожном ежедневном ожидании «стука в дверь», философ долгие восемь лет продолжает работать – писать «в стол». И только в 1945 году, после разгрома нацизма, Ясперс возвращается к преподаванию – сначала в Гейдельберге, а затем, с 1947 года, в Базельском университете. Публикуются работы философа, часть которых была написана в годы вынужденного молчания: «Об истине» (1947), «Вопрос о вине» (1946), «Ницше и христианство» (1946), «О европейском духе» (1946), «Истоки истории и ее цель» (1948), «Философская вера» (1948). На первый план выходят проблемы философско-исторические и мировоззренческие: как преодолеть те катаклизмы, которые постигли европейскую цивилизацию в ХХ веке? Какие духовные ориентиры остаются у европейского человека и как их обрести в современном индустриальном обществе?

          В послевоенные годы Ясперс – один из духовных лидеров Германии. Он обращается к соотечественникам не только в своих книгах и статьях, но и в выступлениях по радио, и везде его главная мысль как спасти человечество от тоталитаризма, этой главной опасности ХХ века, ввергающей людей в кровавые революции и истребительные войны. Обращение к гуманистическим традициям к Лессингу, Гете, Канту вот один путь, который видится здесь Ясперсу; другой – более серьезный, более надежный путь для всех, кто утратил непосредственную жизнь в традиционной ее форме и пробудился к автономии, к духовной самостоятельности, обретение философской веры. «Наше будущее и Гете» (1947), «Разум и антиразум в нашу эпоху» (1950), «Об условиях и возможностях нового гуманизма» (1962) – вот работы, в которых философ обращается к ценностям старой бюргерской культуры в Германии, пытаясь их обновить и отчасти ограничить, «привив» к ним опыт «кризисного сознания» Киркегора и Ницше, но в то же время сохранив их непреходящую правду.


Анализ отрывка из первоисточника: З. Фрейд «Будущее одной иллюзии»

 

1.Что нам дает возможность считать религиозные представления иллюзиями?

           В одном из писем Ромену Роллану, написанном в 1923 г., Зигмунд Фрейд подчеркнул, что большую часть жизни посвятил разрушению иллюзий как своих собственных, так и всего человечества. И это действительно так, ибо на протяжении более чем четырех десятилетий Фрейд пытался разоблачать иллюзии, широко распространенные в западной культуре и разделяемые многими людьми. Он подверг переосмыслению ранее сложившиеся представления о психосексуальном развитии детей, выступил против картезианского отождествления психики с мышлением, пересмотрел взаимоотношения между сознанием и бессознательным, сорвал маску лицемерия с пуританской морали, нанес чувствительный удар по самовлюбленности и самонадеянности человеческого «Я». Выступив с психоаналитическим учением о человеке и культуре,    Фрейд предпринял попытку развенчания и такой древней, оказывающей значительное воздействие на людей иллюзии, какой, по его мнению, является религия. Этому и посвящено анализируемое в настоящей работе произведение Фрейда «Будущее одной иллюзии».

          Написанная Фрейдом в семидесятилетнем возрасте и опубликованная в 1927 г., данная работа представляет собой размышления человека критически относящегося к любым догмам, в том числе и религиозного характера, о психологическом значении для жизнедеятельности людей по возможностях развития культуры, свободной от религиозных верований. Для самого Фрейда как основателя психоанализа и практикующего врача-невропатолога обращение к осмыслению религиозной проблематики не было чем-то неожиданным, навеянным преклонным возрастом, когда склонность к раздумьям о смысле жизни и философским обобщениям является вполне естественной. Скорее напротив, «Будущее одной иллюзии» может быть рассмотрено как естественное выражение того интереса к исследованию происхождения и существа религиозных верований, который Фрейд проявлял на протяжении всей своей многолетней творческой деятельности.

Религиозные учения, пишет З. Фрейд, они все – иллюзии, доказательств им нет, никого нельзя заставить считать их истинными, верить в них. Некоторые из них настолько неправдоподобны, настолько противоречат всему нашему в трудах добытому знанию о реальности мира, что мы вправе с необходимым учетом психологических различий сравнивать их с бредовыми идеями. О соответствии большинства из них действительному положению вещей мы не можем судить. Насколько они недоказуемы, настолько же и неопровержимы. Мы знаем еще слишком мало для того, чтобы сделать их предметом более близкого критического рассмотрения. Загадки мира лишь медленно приоткрываются перед нашим исследованием, наука на многие вопросы еще не в состоянии дать никакого ответа. Именно и дает нам возможность считать религиозные представления иллюзиями.

2.В чем, по Фрейду, заключается главная причина возникновения религии?

            Рассматривая культуру не только с точки зрения наличия в ней определенных средств получения и распределения благ, но и под углом зрения ее «психологического арсенала», включающего в себя нравственные предписания, идеалы, творения искусства и религиозные представ­ления, Фрейд сосредоточивает свое внимание на раскрытии природы и выявлении ценностей последних. Он пишет об онтологических и гносео­логических предпосылках, лежащих в основе олицетворения, обожествления человеком внешних природных сил, говорит об истоках формирова­ния и становления христианства в западной культуре. В контексте исследуемых им проблем наиболее важен для него вопрос о психологи­ческом значении религиозных представлений и их реальной ценности в жизни людей.

          Фрейд исходит из того что вера в бога представляет собой иллюзию, которая в действительности является реализацией бессознатель­ного желания человека, испытывающего страх перед возможными опас­ностями, встречающимися на его жизненном пути.

Фрейда вовсе не интересуют метафизические вопросы о том что та­кое бог или религия сами по себе, в отрыве от человека. Его не инте­ресует и оценка истинности религиозных учений. Перед ним стоит иная задача прежде всего и главным образом он пытается понять религию в плане ее психологической значимости для человека, поэтому ему представляется вполне достаточным показать, что религиозные учения по своей психологической природе являются не чем иным, как иллю­зиями.

3.Почему Фрейд сравнивает религию с детскими неврозами навязчивости?

З. Фрейд придерживался точки зрения, согласно которой религия аналогична дет­скому неврозу и человечество способно преодолеть невротическую стадию своего развития. В своем большинстве, пишет З. Фрейд, эти детские неврозы спонтанно преодолеваются по мере роста, такова в особенности судьба детских навязчивых неврозов. Точно таким же образом следовало бы предположить, что человечество как целое в своем многовековом развитии впадает в состояния, аналогичные неврозам, причем по тем же самым причинам, а именно потому, что в эпохи невежества и интеллектуальной немощи оно добилось необходимого для человеческого общежития отказа от влечений за счет чисто аффективных усилий. Последствия происшедших в доисторическое время процессов, подобных вытеснительным, потом долгое время преследуют культуру. Поэтому согласно З. Фрейду религию в таком случае можно было бы считать общечеловеческим навязчивым неврозом, который, подобно соответствующему детскому неврозу, коренится в Эдиповом комплексе (совокупность неосознаваемых представлений и чувств, сконцентрированных вокруг бессознательного влечения к родителям противоположного пола, и ревности, желании избавиться от родителя одного и того же, что и у индивида, пола), в амбивалентном отношении к отцу.


Заключение

 

Рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIIIV вв. до н.э., свидетельствующее о появлении научных знаний. Слово «философия» было синонимом зарождающейся теоретической мысли. Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и единый в своей основе. Она изучает общие принципы бытия и познания, отношение человека к миру и самому себе; исследует всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему понимания и взглядов на мир и место в нем человека; изучает познавательное, целостное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Философия всегда носила конкретно-исторический характер, поэтому с изменениями в общественной жизни происходили изменения ее предмета.

Философия, отражая рефлексию предельных оснований всех видов человеческой деятельности, а) подытоживает, синтезирует ее достижения, формирует миропонимание; б) обозначает, обосновывает векторы индивидуального и социального творчества, задает мироотношение. Из данного определения следует, что выполнение традиционных функций философии обеспечивается ее теоретико-практической сущностью.

Теоретический фрагмент философии – осмысление открывающейся человеку познавательной, социальной и природной реальности в ходе ее духовного, практического и практически-духовного освоения, установление рубежей, горизонтов достигнутого в каждую эпоху с целью его преобразования (приумножения, преодоления) – ответствен за выработку (разработку) нормативно-ценностной основы убеждений людей. В этом рефлективном плане складывается картина мира: онтологические допущения, гипотезы существования; принципы, пути познания; место человека в границах природного и общественного целого; смыслы, ценности, приоритеты, жизненные установки; идеалы; целеполагание, целесообразность и т. п.

Практический фрагмент философии – деятельностная проекция картины мира – определяет настроенность эмоционально-волевой сферы, принадлежность субъекта к заданным видам (само) созидания. В этом праксиологическом плане оформляются типы жизнедеятельности, осуществляется их апробация, вхождение должного (возможного) в сущее (действительное); целеобразование; волевые, веровательные интенции; программы самореализации; гражданские позиции; реальный смысл, предназначение жизни и т.п.


Работа над понятиями и персоналиями

 

Антропология – учение о человеке.

 

Гносеология – учение о познании.

 

Метафизика – основная философская наука, в которой коренятся все философские дисциплины. Она является той наукой, которая делает темой изучения существующее как таковое, подвергает исследованию элементы и основные условия всего существующего вообще и описывает значительные, важные области и закономерности действительного, т.е. она является наукой, которая во всей смене явлений и выражений ищет постоянное и связь.

 

Неокантианствофилософское течение, развивавшее отдельные принципы учения Иммануила Канта.

 

Онтология – учение о бытии, его формах, способах и уровнях.

 

Позитивизм (от лат. positivous – положительный) – направление в философии, исходящее из того, что только положительные, конкретные науки могут дать настоящее знание, тем самым умаляется специфика собственно философского знания или это знание уподобляется конкретно-научному, позитивному.

 

Экзистенциализм – философия существования, направление в философии иррационализма, возникшее в начале ХХ в.

 

Экзистенция понятие, обозначающее внутренне бытие человека, осознавшего свою абсолютную уникальность, сделавшего выбор в пользу защиты, сохранения и развития его как высшей, подлинной ценности. Экзистенция, как внутреннее бытие, связана созерцательно – чувственным отношениям к вещам, предметности и вовлекающая человека в неподлинное бытие, закрывающее путь к себе самому

 

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – древнегреческий мыслитель, был одним из величайших философов древности и вошел в историю прежде всего как ученый-энциклопедист.

 

Бэкон Ф. (1561–1626) – английский государственный деятель и философ. Является родоначальником современного англ. эмпиризма, указал путь для бурного развития естественных наук, хотя сам в какой-то мере остался в путах средневековой метафизики. Важнейшую задачу науки Бэкон видел в покорении природы и целесообразном преобразовании культуры на основе познания природы. Для этого, считал он, человеку необходимо отказаться от предрассудков и ложных представлений (идолов). Единственно надежным источником познания, по Бэкону, является опыт (наблюдение и эксперимент), а единственно правильным методом познания – индукция, которая ведет к познанию законов

 

Гегель Г. (1770–1831) – выдающийся немецкий философ. Свою весьма своеобразную философию Гегель считал завершением всей западной истории философии.

 

Декарт Р. (1596–1650) – французский философ, математик и естествоиспытатель. Декарта называют «отцом» новой философии, т.к. он является основателем современного рационализма, убежденным в философской суверенности разума.

 

Пифагор (580–500 до н.э.) древнегреческий философ, математик. Согласно Пифагору числа одновременно являются принципами мира.

 

Сенека Луций Анней (ок. 4–65 гг.) – древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма; талантливейший оратор своего времени.

 

Фома Аквинский (род. 1225–1274) – первый схоластический учитель церкви, «князь философии»; с 1879 признан официальным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Учился в Кёльне, Болонье, Риме, Неаполе; Фома первый проводит четкую и резкую границу между верой и знанием. Как теолог понимал бытие Бога в смысле христианской религии и разделял идею творения мира из ничего и бессмертия души, которая как «чистая форма» не может быть разрушена. Однако она не существует до земной жизни, а создается Богом.

 

Хайдеггер М. (1889–1976) – немецкий философ-экзистенциалист, с 1928 по 1945 – профессор во Фрайберге, затем в Брейсгау. Ученик и последователь Гуссерля, от которого он, однако, постепенно отходил все дальше и дальше. В основу своей философской системы Хайдеггер положил анализ человеческого существования. Результатом этого анализа было создание им т.н. фундаментальной онтологии, которая предполагает личность как целое (в сущности, непознаваемой) экзистенции человека, который, однако, сначала находит себя не в экзистенции, а в заброшенности. С точки зрения фундаментальной онтологии Хайдеггера практически необходимые в жизни человека вещи в пределах бытия-в-мире выступают как «имеющиеся под рукой», а вещи, которые имеют для человека лишь теоретическое значение, которые только созерцаются, выступают просто как «наличные».

 

Шеллинг Фридрих (1775–1854) – немецкий философ; преподавал в Йене, Вюрцбурге, Эрлангене, Мюнхене и Берлине. С позиций немецкого идеализма (являясь вместе с Фихте и Гегелем главным его представителем) он развивает его в направлении романтики; из-за многочисленных изменений в своих взглядах он назван «философским Протеем». Примыкая к Канту, но более всего к Спинозе и Фихте, он создал спекулятивную натурфилософию иерархии естественных сил («потенций»).



[1] Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 422

[2] Аристотель. Соч.: В. 4 т. Т. 1. С. 102

[3] Сенека Л. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986. С. 106

[4] Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 112

[5] Челпанов Г. Введение в философию. М., 1992. С. 12

[6] Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 120

[7] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1986. С. 384

[8] Удовиченко Е.М. Философия (элементарный курс): Учебное пособие. Магнитогорск, 2004. С. 15

[9] Фрейд З. Основные принципы психоанализа. М., 1998. С. 23

[10] Новейший философский словарь // Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998. С. 778-779

 

Список использованной литературы

1.    Аристотель. Соч.: В. 4 т. Т. 1

2.    Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1986 

3.    Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1

4.    Новейший философский словарь // Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998

5.    Сенека Л. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986

6.    Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2 

7.    Удовиченко Е.М. Философия (элементарный курс): Учебное пособие. Магнитогорск, 2004

8.    Фрейд З. Основные принципы психоанализа. М., 1998

9.    Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

10.Челпанов Г. Введение в философию. М., 1992

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!