Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине "Юридическая этика"»

/ Общее право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

 


С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Тема №2: «Этика как наука о морали. Нравственность и общая культура – неотъемлемые профессиональные качества юриста»

 

ПЛАН СЕМИНАРА

1.    Понятие «этика». Происхождение термина.

2.    Соотношение понятий этика, мораль, нравственность.

3.    Цель, значение и содержание дисциплины «Профессиональная этика юриста».

4.    Понятие и значение термина «Юридическая этика».

5.    Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

6.    Нравственность и общая культура – неотъемлемые профессиональные качества юриста и сотрудника УИС.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КУРСАНТАМ

Приступая к изучению темы, прежде всего, необходимо уяснить понятие этики, происхождение термина. Далее, охарактеризуйте особенности возникновения и формирования профессиональной этики в целом и юридической этики, в частности. Выясните, во-первых, в чем различие понятий «этика», «нравственность» и «мораль», во-вторых, что такое профессиональная этика, причины ее формирования. Кратко охарактеризуйте существующие типы профессиональной этики: врачебной, педагогической, журналисткой, юридической.

Проанализируйте структуру юридической этики, ее составляющие: основные принципы, особенности различных видов юридической деятельности, юридическую деонтологию, моральные качества юриста, этику профессионального общения и этикет, моральные затруднения и моральный выбор юриста. В чем выражается специфика каждого компонента, и, какова его роль в общей структуре предмета? Сформулируйте задачи юридической этики. В чем, на ваш взгляд, выражается актуальность и необходимость изучения курсантами-юристами данного предмета наряду с другими общими и  специализированными дисциплинами? Докажите, что нравственность и общая культура – неотъемлемые профессиональные качества юриста.

Изучите темы сообщений и рефератов. Если возникло желание подготовить реферат или сообщение, то используйте предложенный список литературы или ресурсы сети «Интернет».

Готовясь к семинару, обязательно обратите внимание на проблемные вопросы. Внимательно прочитайте их и попробуйте дать свой ответ (устно) подобрав веские аргументы или примеры.

Работа со словарем в конце тетради позволит Вам закрепить новый материал и уяснить основные термины и понятия.

 
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТА

1.         Оформить в тетради (с обратной стороны) терминологический словарь по дисциплине «Профессиональная этика юриста».

2.         Самостоятельно изучить дополнительную литературу и подготовить сообщение или реферат (по желанию).

3.              Подготовиться к обсуждению проблемных вопросов:

-        Найдите точки соприкосновения между этикой и правом, этикой и педагогикой, этикой и психологией, этикой и философией;

-   Почему проблема нравственных ценностей стала актуальной в 20 веке, и особенно в России;

-   Какие необходимо принять меры, чтобы наша страна вышла из кризиса, связанного с утратой гуманистических и нравственных ценностей.

- Перечислите профессии, к которым предъявляются особые нравственные требования. Чем это объясняется?

- Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или намеренного искажения результатов научных исследований. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д. Попробуйте составить краткий кодекс профессиональной этики юриста.

 

 

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ

1.         Исторические аспекты развития этики.

2.         Понятие морали, этики, нравственности в разные времена.

3.         Общественные потребности, обусловившие возникновение морали.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 472с. Иванов В.Г. Этика. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.

2.     Захаров К.П., Черномаз В.А., Аганин Г.В., Калиничеснко В.А. Особенности и основные направления социально-правового и профессионально-этического воспитания личного состава УИС МЮ РФ на современном этапе. Владивосток, 1998.

3.     Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов н/Д. «Феникс», 1999. – 348с.

4.     Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – 3-е изд., М.: Норма, 2007. – 176 с.

5.     Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика – Ростов н/Д. «Феникс», 1999, 512с.

6.     Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие/ Ред. Г.В. Дубов, А.В. Опалев. – М., 1998.

 

 

Тема №3: «Мораль, ее происхождение, структура, функции»

 

ПЛАН СЕМИНАРА

1.    Понятие морали. Ее значение в современном мире.

2.    Теории происхождение морали. Какая, на ваш взгляд, имеет все основания существовать?

3.    Структура морали.

4.    Исторические типы и формы морали.

5.    Функции морали.

6.    Основные исторические этапы, раскрывающие сущность морали.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КУРСАНТАМ

Приступая к изучению темы необходимо уяснить понятие морали и ее значение в современном мире. Затем изучите теории происхождения морали и попробуйте определиться с тем, какая на ваш взгляд является наиболее уместной. Проанализируйте их: обратите внимание на различия в определении источников морали, назовите имена последователей той или иной концепции и их аргументы в защиту своей позиции.В рамках данной темы попытайтесь определить: в чем проявляется моральный характер профессиональной деятельности юриста? Ответ обоснуйте.

Изучая структуру морали, обязательно составьте структурно-логическую схему в тетради. Обратите внимание на специфику функций морали. Охарактеризуйте ее исторические типы и формы.

Сравните культурно-исторические типы морали: родового, рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического обществ. В чем специфические особенности каждого культурно-исторического типа морали? Как социально-экономические, политические и идеологические факторы влияют на формирование преобладающего типа морали?

В рамках последнего вопроса проанализируйте основные исторические этапы, раскрывающие сущность морали. При изучении наиболее известных этических теорий, необходимо охарактеризовать этические теории эпохи Античности (софисты, Сократ, Платон, Аристотель, эпикуреизм, стоицизм и др.), Средних веков (патристика, схоластическая этика), Нового времени (Локк, Гоббс, Вольтер, Руссо и др.) и других этапов. Отметьте, какие нравственные качества или добродетели выдвигались в качестве наиболее желаемых, как решались в рамках различных этических построений проблемы свободы (свободы воли) и необходимости, моральной автономии индивида и его включенности в социальное сообщество, и, наконец, каким образом интерпретировался нравственный идеал (удовольствие, польза, нравственное совершенство и т.д.).

При необходимости, самостоятельно поработайте с терминологическим словарем.

При желании вы можете подготовить сообщение или доклад по данной теме, предложенная тематика не является исчерпывающей.

В заключение, проработайте вопросы проблемного характера, поразмышляйте над ними и продумайте аргументированный ответ.

По окончанию подготовки к семинару проверьте, как Вы усвоили материал с помощью предложенного теста (Правильные ответы представлены в Приложении).

Не забывайте работать со словарем в конце тетради.

 
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТА

1.    Составить в тетради (с обратной стороны) структурно-логическую схему по данной теме (Оценка будет выставлена в журнал).

2.    Самостоятельно изучить дополнительную литературу и подготовить сообщение или реферат (по желанию).

3.    Подготовиться к обсуждению проблемных вопросов:

- Какими  общественными потребностями было обусловлено возникновение морали?

- Каковы особенности общественной и индивидуальной морали?

- Какое значение имеют цель, средства и результат в оценки степени нравственности деятельности человека?

- В чем особенности нравственных отношений? Дайте характеристику служебным и неслужебным отношениям.

- Какова структура морального сознания?

- В чем различие моральных принципов и моральных норм?

4. Самоконтроль знаний по теме в форме теста:

 

1.     Какой учёный стремился обосновать религиозное начало нравственности?

А) П.Кропоткин

Б) Ч.Дарвин

В) В.Соловьёв

2.     Какая из перечисленных теорий раскрывает вопрос происхождения морали на основе теории Ч. Дарвина?

А) религиозная

Б) натуралистическая

В) социально – историческая

3.     Основу структуры морали составляют:

А) нравственная деятельность

Б) нравственные идеалы

В) нравственные отношения

Г) моральное сознание

Д) моральные принципы

     

4.     Какая из функций морали заключается в регулировании и направлении в определённое русло отношений между людьми?

А) гносеологическая (познавательная)

Б) ценностно – ориентирующая

В) регулятивная

Г) воспитательная

5.     Кто из ученых является представителем «Античной этики»?

А) Сократ

Б) Фрейд

В) Ницше

Г) Аристотель

 

6. Совокупность принципов, правил и норм, которыми человек руководствуется в своём повседневном поведении - это…

А) моральные нормы

Б) моральное сознание

7. Нравственность развивается исторически с появлением человеческого общества. К какой из ниже приведённых теорий принадлежит  это определение?

А) религиозная

Б) натуралистическая

В) социально – историческая

8. Выберите представителей этики «Нового времени».

А) Гоббс, Спиноза

Б) Толстой, Ганди

В) Платон, Сократ

9. В чём заключается ценностно-ориентирующая функция морали?

А) отражает взаимоотношения людей, их поведение.

Б) участвует в воспитании человека, его личности и самосознания.

В) человек усваивает ценности выработанные обществом, формирует свои принципы, на которые ориентируется в дальнейшем.

10. Обобщённое выражение моральных требований, которые раскрывают нравственность определённого общества – это…

А) моральные принципы.

Б) моральные нормы.

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ

1.         Этика ненасилия.

2.         Этические взгляды Ф. Ницше.

3.         Характерные особенности периода Предэтики.

4.         Характерные особенности Античной этики.

5.         Характерные особенности Средневековой этики.

6.         Характерные особенности Этики Нового времени.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.         Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 472с.

2.         Гусейнов А.А. Античная этика/ А.А. Гуссейнов. – М., 2003.

3.         Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия?/ А.А. Гусейнов// Вопросы философии. – 2004. - № 3. – С. 19 – 27.

4.          Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов н/Д. «Феникс», 1999. – 348с.

5.    Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – 3-е изд., М.: Норма, 2007. – 176 с.

6.    Халиулина В.П. профессиональная этика юриста: Учеб. Пособие – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 161 с.

 

 

Тема №4: «Взаимодействие морали и права в обществе»

 

ПЛАН СЕМИНАРА

1.         «Что законно, то морально» - аргументы «за» и «против»

2.         Взаимодействие морали и права в обществе

3.         Правовая мораль

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КУРСАНТАМ

В рамках данного семинара вам необходимо самостоятельно подобрать аргументы «за» и «против» тезиса «Что законно, то морально».

Обратите внимание, что юридическая этика находится на стыке этики как отрасли собственно философского знания и отрасли права. При ответе на вопрос о соотношении морали и права укажите общие черты морали и права и их различия. Вам необходимо составит таблицу в тетради «Различия морали и права» с примерами по каждому критерию.

Порассуждайте на темы:

- могут ли правовые нормы переходить в моральные (и наоборот);

- каковы механизмы, обеспечивающие функционирование морали и права;

- почему нравственные нормы складываются стихийно и носят ненасильственный характер, а право появляется с возникновением государства и носит внешний понуждающий характер и т.д.

В рамках третьего вопроса попытайтесь определить: в чем проявляется моральный характер профессиональной деятельности юриста? Ответ обоснуйте. Приведите примеры проявления профессиональной этики в юридическом сообществе. Выделите особенные черты правовой морали юриста.

Начните проработку проблемных вопросов семинарского занятия с выделения и анализа наиболее актуальных нравственных проблем современного общества таких как: проблема насилия, взаимопонимания поколений, расслоения общества и др. Какова, на ваш взгляд, должна быть роль юристов в разрешении этих проблем? Приведите примеры участия юристов в их разрешении. Каким вы видите ваш личный вклад в разрешение этих проблем в будущем?

Изучите темы сообщений и рефератов. Если возникло желание подготовить доклад, то используйте литературу, перечисленную в списке или ресурсы сети «Интернет».

Не забывайте работать со словарем в конце тетради.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТА

1. Составить в тетради (с обратной стороны) таблицу «Различия морали и права с примерами по каждому пункту (Оценка будет выставлена в журнал).

2. Самостоятельно изучить дополнительную литературу и подготовить сообщение или реферат (по желанию).

3. Подготовиться к обсуждению проблемных вопросов:

- Каково соотношение морали и права в обществе? Обоснуйте ваш ответ.

- Охарактеризуйте общие черты морали и права.

- Перечислите отличительные особенности морали и права.

- Покажите взаимосвязь морали и права на примере основных документов, касающихся деятельности юристов.

 

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ

1.         Моральные нормы, обычаи, нравы.

2.         Соотношение норм морали и права, согласно теории права.

3.         Взаимодействие морали и права в обществе.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 472с.

2.    Иванов В.Г. Этика. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.

3. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – 3-е изд., М.: Норма, 2007. – 176 с.

4.    Учебники по «Теории государства и права» и по «Общей теории права».

5.              Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие/ Ред. Г.В. Дубов, А.В. Опалев. – М., 1998.

6.    Халиулина В.П. профессиональная этика юриста: Учеб. Пособие – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 161 с.

 

 

Тема №6: «Профессиональная мораль. Нормативно-регулятивная роль нравственных принципов в деятельности юриста УИС»

 

ПЛАН СЕМИНАРА

1.         Профессиональная мораль и ее место в системе нравственности.

2.         Особенности и структура профессиональной морали сотрудников УИС.

3.         Кодекс профессиональной этики юриста.

4.         Основные принципы профессиональной морали сотрудников УИС.

5.         Нормативно-регулятивная роль нравственных принципов в деятельности юриста УИС.                                   

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КУРСАНТАМ

Приступая к изучению темы, необходимо определить деонтологию как раздел этического знания. Выясните: 1) когда и кем разрабатывалась деонтологическая проблематика; 2) в каких профессиях востребована деонтология; 3) какова роль и значение деонтологии в структуре юридической этики. Опираясь на рекомендованную учебную литературу, раскройте содержание такого понятия как деонтологические нормы. Подумайте, в чем состоят культурно-исторические основания деонтологических норм? Ответ обоснуйте.

Попытайтесь определить место профессиональной морали в общей системе нравственности.

Определяя особенности и структуру профессиональной морали используйте деонтологические документы, регламентирующие деятельность сотрудников УИС.

В рамках третьего вопроса важно научиться различать и знать особенности деонтологических документов: присяги (клятвы), кодекса чести, декларации, конвенции. Кроме того, следует указать роль международных деонтологических документов. Вспомните: являются ли международные деонтологические документы обязательными для российской юстиции или носят рекомендательный характер?

Затем проанализируйте основные моральные принципы юриста, такие как принцип законности, принцип гуманизма и принцип справедливости. Каким образом эти принципы реализуются в профессиональной деятельности юриста? Какие нравственные качества у юристов они воспитывают? И, наконец, подумайте: какие негативные явления, и процессы в обществе будут следствием нарушения этих принципов и в чем заключаются причины нарушения этических принципов профессиональной деятельности в современном российском обществе?

Проблемные вопросы семинарского занятия имеют форму практического задания. Необходимо, опираясь на уже существующие присяги и кодексы чести (например, присяга и кодекс чести судьи, адвоката, сотрудника органов внутренних дел и т.д.) индивидуально создать присягу или кодекс чести одного из направлений юридического труда. При составлении присяги учитывайте, что этот деонтологический документ носит личный характер, он включает в себя указание на то, кому присягает будущий юрист, какие нравственные качества и принципы он обязуется демонстрировать в своей профессиональной деятельности и, наконец, какова будет ответственность в случае нарушения этих обязательств. При создании кодекса чести примите во внимание следующие вопросы, и укажите: каким должно быть понимание юристом долга, чести, ответственности, и, исходя из этого, каким должно быть поведение юриста, его отношение к закону, к профессиональной тайне,  к коллективу в котором он работает, к профессии в целом.

Не забывайте работать со словарем в конце тетради.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТА

1.         Опираясь на уже существующие присяги и кодексы чести (например, присяга и кодекс чести судьи, адвоката, сотрудника органов внутренних дел и т.д.) создайте присягу или кодекс чести одного из направлений юридического труда (оценка будет выставлена в журнал).

2.         Подготовиться к обсуждению проблемных вопросов:

- Перечислите особенности деятельности сотрудников ИУ, определяющие специфику их профессиональной морали.

- В чем состоит особенность и нравственное значение профессии юриста.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

2. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под. Общ. Ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. – М., 194.

3. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации». – М., 1992, с изменениями и дополнениями.

4.  Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.11.1995г., от 10.02.1999г., от 19.11.1999г., от 02.01.2001г., от 27.12.2000г., от 29.12.2001г., от 28.06.2002г., от 25.07.2002г., от 05.09.2002г.)

5. Кодекс профессиональной этики адвоката: Принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.// Библиотечка «Российской газеты» - 2003. - № 4. – С. 151 – 166.

6. Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Приказ №1138, от 24 декабря, 2008 г.

7. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – 3-е изд., М.: Норма, 2007. – 176 с.

8. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие/ Ред. Г.В. Дубов, А.В. Опалев. – М., 1998.

9. Халиулина В.П. профессиональная этика юриста: Учеб. Пособие – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 161 с.

 

 

Тема №8: «Нравственные требования, предъявляемые к юристу УИС. Проблемы профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов»

 

ПЛАН СЕМИНАРА

1.    Раскройте содержание основных требований, предъявляемых к нравственной культуре юриста УИС.

2.    Что понимается под профессионально-нравственной деформацией?

3.    Чем определяется необходимость рассмотрения данного вопроса в курсе изучения дисциплины «Профессиональная этика юриста»?

4.    Раскройте причины возникновения профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов.

5.    Назовите признаки профессионально-нравственной деформации. Охарактеризуйте их.

6.    В чем заключаются основные направления профилактики профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов?

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КУРСАНТАМ

Начните подготовку к семинару с характеристики основных требований, предъявляемых к нравственной культуре юриста УИС. Для аргументированного ответа на данный вопрос используйте ратифицированные международно-правовые акты и документы, регламентирующие деятельность уголовно-исполнительной системы.

Различные проблемы современного российского общества, в т.ч. развитие  профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики искажает позитивные качества личности. Проявление и развитие профессионально-нравственной деформации особенно угрожает людям, облаченным наибольшим  количеством профессиональной   ответственности и  влиянием на судьбы других людей. Именно по этой причине желательно разобраться в теории вопроса самовоспитания и постоянной деятельности по рефлексии и коррекции  собственных моральных качеств каждым юристом.

Проблема соотношения целей и средств в юридической деятельности является одной из ключевых  и сложных в понимании ее профессиональной трактовки, которая вульгаризируется расхожим выражением «цель оправдывает средства» и являющимся неприемлемым для выработки профессионального  морального  облика юриста. Обратите особое внимание формулировку решения этой моральной проблемы в юридической деятельности, отмечающей возможность использования юристом только тех мер и средств, которые предусмотрены действующим законодательством.

  Производной от проблемы выбора средств, адекватных благородным целям юридического труда является проблема  применения средств, морально неодобряемых в обществе: принуждения, даже физической силы и спецсредств в отдельных видах юридического труда. Иными словами, рассмотрите моральный аспект сопротивлению злу силой. Полезно уточнить ту позицию, которую занимали известные  моралисты, например Л.Н. Толстой, по отношению к насилию.

Что такое деформация, профессиональная деформация, профессионально-нравственная деформация? Какова структура профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов? Как проявляется профессиональная деформация юриста? Какие причины способствуют появлению профессионально-нравственной деформации? В чем заключается профилактика профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов? Эти и многие другие вопросы являются предметом рассмотрения дисциплины «Профессиональная этика юриста». Ответы на них нам предстоит выяснить в рамках данного семинарского занятия.

Ответив на предложенные теоретические вопросы, переходите к размышлению над проблемными.

Завершая подготовку к семинару, Вам предстоит выполнить письменную работу, которая заключается в анализе некоторых статей нормативно-правовых документов и вычленения из них основных нравственных требований к юристу УИС.

Ознакомившись с темами сообщений и рефератов Вы можете подготовить их, используя предложенную литературы или другие источники информации.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТА

1. Подготовьтесь к обсуждению проблемных вопросов:

- Какие из нравственных требований, предъявляемых к сотрудникам УИС, являются с вашей точки зрения, наиболее значимыми для сотрудника пенитенциарных учреждений? Почему?

- Проанализируйте материалы периодической печати, приведите примеры поведения или действий сотрудников УИС в различных служебных и жизненных ситуациях. Оцените их с точки зрения основных нравственных требований, предъявляемых к такому роду деятельности.

- Начиная с первого года обучения, курсанты и слушатели, обучающиеся в ведомственном, специализированном учебном заведении, должны получить глубокие, всесторонне обоснованные знания, свидетельствую­щие, что преимущественная ориентация на карательно-принудительные методы в обращении с осужденными ведет к повышению потенциала жес­токости всего общества, поэтому важна не степень суровости наказания, а его неотвратимость. Чрезмерно суровое наказание, жестокое обращение с лицами, лишенными свободы, не дают им возможности осознать вину, встать на путь исправления, а, следовательно, вернуться в общество граж­данами, не представляющими опасности для других. Что Вы думаете по этому поводу?

- В Российской газете от 26 сентября 1997 года было опубликовано следующее сообщение: «Осенью 1997 г. Постоянная палата по государственной информаци­онной политике Политического консультативного совета обсуждала проблемы профессиональной журналистской этики и приняла заявление, адресованное российским журналистам. В заявлении отмечены негативные процессы, связанные с деятельностью средств массовой информации (интенсивная монополизация прессы, концентрация СМИ в руках отдельных лиц и финансовых гигантов, распространение практики погони за дешевыми сенсациями, превратного истолкования фактов, недостойных способов получения информации и др.). Палата обратилась к руководителям средств массовой информации с просьбой не принимать к публикации материалы, которые, так или иначе, противоречат нравственным нормам». На какие рассуждения Вас наталкивает данная публикация?

- Каково Ваше отношение к существующему мнению «Чем больше безнравственность общества, тем больше жестких законов ему необходимо»? Как оно соотноситься с сегодняшним днем и развитием нашей системы правоохранительных органов?

2. Письменная домашняя работа (оценка будет выставлена в журнал):

Внимательно прочитайте предложенные статьи Конституции РФ и Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Подумайте и выделите основной (основные) принцип (ы), о котором идет речь в данной статье. Запишите его и аргументируйте свое мнение.

Например, в ст. 2 Конституции РФ основным является принцип гуманизма, т.к. в ней сказано, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а принцип справедливости прослеживается в «Обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина».

 

Извлеченные статьи Конституции РФ

Статья 17, Конституции РФ:

1. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19, Конституции РФ:

1. Все равны перед законом и судом.

2.               Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещается любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3.               Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20, Конституции РФ:

1. Каждый имеет право на жизнь.

2.               Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21, Конституции РФ:

1.               Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2.               Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому иди унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть, без добровольного согласия, подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

 

Извлечения из статей Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы[1]»

Статья 28. Общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия.

Сотрудник УИС при применении физической силы, специальных средств и оружия обязан:

1. предупредить, о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных; может повлечь иные тяжкие последствия. Или когда предупреждение в создавшейся обстановке является невозможным и неуместным.

2. обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным или заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи.

Статья 31. Применение огнестрельного оружия.

Запрещается применять огнестрельного оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

 

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ

1.         Проблемы профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов.

2.         Нарушение законности сотрудниками правоохранительных органов как проявление профессионально-нравственной деформации.

3.         Внеслужебные связи сотрудников УИС, как один из вариантов проявления профессионально-нравственной деформации.

4.         Причины профессионально-нравственной деформации.

5.         Проблемы профилактики профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов.

 

ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001г.

Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», 1993г.

3. Кузнецова М. Нарушение законности сотрудниками УИС как форма деструктивного поведения. // Ведомости УИС. -  2006 - №6.

4. Мораль и догма юриста: профессиональная юридическая этика. Сборник научных статей. – М.: Эксмо, 2008. – 608 с.

5. Обзор «О состоянии дисциплины и законности среди личного состава УИС в 2007 году» от 15.02.2008г.

6. Обзор  о состоянии служебной дисциплины среди личного состава по подразделениям края за 2005 год. – ФСИН России по Приморскому краю, от 26.01.2006

7. Панарин Д.А. К вопросу о неслужебных связях работников УИС с осужденными к лишению свободы // Прикладная юридическая психология №2, 2008. С.146-152.

8. Профессиональная этика сотрудника уголовно-исполнительной
системы: учеб. пособие / авт.-сост.: О. В. Андреев, М. И. Алексеева: Владим. юрид. ин-т. – 2-е изд., перераб. и доп. - Владимир, 2007.

9. Рожков О.А. Профессиональная деформация ценностно-мотивационной сферы сотрудников правоохранительных органов как фактор их криминализации // Прикладная юридическая психология, №3, 2008г. С. 112-121.

10. Халиулина В.П. профессиональная этика юриста: Учеб. Пособие – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 161 с.

 

 

Тема №9: «Деструктивные явления в среде сотрудников правоохранительных органов»

 

ПЛАН СЕМИНАРА

1.         Понятия деструктивного, аддиктивного и виктимного поведения. Примеры из профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

2.         Понятие суицида, формы суицидального поведения.

3.         Причины, провоцирующие суицидальное поведение.

4.         Этапы, ведущие к суициду.

5.         Типология суицидального поведения.

6.         Признаки высокой вероятности совершения суицида.

7.         Профилактика суицида.

8.         Личная безопасность сотрудников правоохранительных органов.

9.         Алкогольная зависимость сотрудников правоохранительных органов.

10.     Игровая зависимость сотрудников правоохранительных органов.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КУРСАНТАМ

Приступая к изучению данной темы, прежде всего, уясните понятия деструктивного, аддитивного и виктимного поведения. Выясните особенности возникновения этих деструктивных явлений, их причины. На примерах из профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, попытайтесь определить механизм возникновения данного негативного явления.

Особое внимание обратите на проблемы суицида среди представителей правоохранительных органов. Изучите понятие суицида, формы суицидального поведения, причины и типологию суицидального поведения. Подробно ознакомьтесь с признаками высокой вероятности совершения суицида. Продумайте возможные превентивные мероприятия по профилактике суицида.

Затем приступайте к изучению проблемы личной безопасности сотрудников правоохранительных органов. Подумайте почему, несмотря на проводимые воспитательные и профилактические мероприятия в структурных подразделениях есть случаи травматизма и гибели личного состава?

Завершите работу над теоретическими вопросами изучением проблемы зависимого поведения. Обратите особое внимание на алкогольную и игровую зависимость представителей правоохранительных органов.

В заключении проработайте проблемные вопросы.

Далее перейдите к выполнению творческого задания, которое нацелено на формирование необходимых профессиональных умений и навыков ведения беседы с человеком в кризисном состоянии.

При желании, вы можете провести самообследование с целью выявления симптомов наличия алкогольной зависимости, с помощью предложенной методики.

Ознакомившись с темами сообщений и рефератов, приступайте к работе над ними, если появилось желание. Помните, что предложенная тематика не ограничивает самостоятельный выбор курсанта.

Основные термины и понятия запишите в свой терминологический словарь.
 
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТА

1. Подготовиться к обсуждению проблемных вопросов:

- Какие Вы можете назвать личностные, профессиональные и социальные причины, провоцирующие аддиктивное, деструктивное и виктимное поведение сотрудников правоохранительных органов.

- Какими на Ваш взгляд умениями и навыками должен обладать юрист, чтобы суметь вовремя выявить зачатки деструктивного поведения у коллеги.

2. По материалам периодической печати и других источников приведите примеры деструктивного, аддиктивного и виктимного поведения сотрудников правоохранительных органов.

3. Подготовьтесь к ведению беседы с суицидентом, подробно изучив этот теоретический блок. Продумайте сой вариант беседы с человеком в кризисном состоянии, который вы сможете продемонстрировать на семинаре.

Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Следует принять во внимание следующее.

В беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию. Активный слушатель - это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным. Активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя.

Рекомендации по проведению беседы.

Разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе.

Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол.

Пересказать то,  что собеседник рассказал  вам, чтобы  он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей.

Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Говорить  без  осуждения  и  пристрастия,  что  способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства.

1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу службу, подразделение и т.п.», ОБЯЗАТЕЛЬНО СПРОСИТЕ: «Что происходит У НАС, из-за чего ты себя так чувствуешь?...».

НЕ ГОВОРИТЕ «Когда я был в твоем возрасте... Да ты просто лентяй!»

2.           ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным
ОБЯЗАТЕЛЬНО СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными.
Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую
очередь».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!...», ОБЯЗАТЕЛЬНО СКАЖИТЕ: «ТЫ очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!...», ОБЯЗАТЕЛЬНО
СКАЖИТЕ: «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу
это знать».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5.     ЕСЛИ ВЫ  СЛЫШИТЕ:  «Я совершил ужасный поступок...», ОБЯЗАТЕЛЬНО СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом.»   

НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»

6.     ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ:  «А если у меня  не получится? ОБЯЗАТЕЛЬНО СКАЖИТЕ: «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное». 

НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!»

 

Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы:

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП- установление эмоционального контакта с собеседником, и взаимоотношений "сопереживающего партнерства". Важно выслушать суицидента терпеливо, сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.

ВТОРОЙ ЭТАП - установление последовательности событий, которые привели  к  кризису;  снятие ощущения  безысходности.  Имеет смысл применить следующие приемы: «преодоление исключительности ситуации»; «поддержка успехами» и др.

ТРЕТИЙ ЭТАП - совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: «планирование», т.е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков; «держание паузы» - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП - окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы: «логическая аргументация», «рациональное внушение уверенности».

4. Предложенный тест вы можете использовать для выявления симптомов алкогольной зависимости. Вы можете самостоятельно обработать полученные данные и проанализировать результат исследования.

 

Скрининг-анкета на определение уровня алкоголизации личности

Цель: выявление уровня алкоголизации личности и склонности к алкоголю.

Содержание: Анкета состоит из 14 вопросов, на которые следует отвечать "ДА" или "НЕТ".

ВОПРОСЫ

1.   Первое в жизни употребление алкоголя оставило у Вас приятные воспоминания?

2.       Алкоголь для Вас - средство занять свободное время?

3.       Ваши друзья выпивают чаще 2-х раз в месяц?

4.       Разговоры о выпивке вызывают у Вас желание выпить?

5.       Приходила ли к Вам когда-нибудь мысль о необходимости сократить употребление алкоголя?

6.       Появлялось ли у Вас когда-нибудь чувство вины или досады в связи с употреблением алкоголя?

7.       Считают ли некоторые ваши знакомые, что Вы много пьете?

8.       Считают ли ваши родные, что Вы много пьете?

  Можно  ли   весело   провести   праздник  или   день   рождения, совершенно не выпивая?

 Бывает ли Вам трудно воздержаться от приема алкоголя?

 Бывали ли у Вас когда-нибудь неприятности на работе из-за употребления алкоголя?

12. Задерживались  ли  Вы  милицией  в  состоянии  алкогольного опьянения?

13.   Забывали ли Вы часть минувшего вечера после выпивки?

14.   Случалось ли Вам выпивать утром натощак, чтобы улучшить свое состояние?

 

Ответы с помощью ключа переводятся в баллы и суммируются.

 

 

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

«Да»

0

0

0

0

0

0

0

0

5

0

0

0

0

0

«Нет»

2

3

6

7

1

6

3

5

0

6

2

10

1

7

 

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

0-20 баллов - нулевой-второй уровни;

21-58 баллов - третий-четвертый уровни;

59 и более - пятый-шестой уровни

УРОВНИ АЛКОГОЛИЗАЦИИ

Нулевой - полная трезвость.

Первый - единичное или эпизодическое употребление алкоголя, сопровождающееся неприятными ощущениями.

Второй - эпизодическое употребление с эйфорией и уже хорошей переносимостью.

Третий - случаются приемы небольших доз по утрам, чтобы поднять настроение.

Возникают эксцессы на почве употребления алкоголя. Для него характерен высокий риск развития алкоголизма.

Четвертый - это формирование психической зависимости от алкоголя, сопровождающийся активным стремлением к выпивкам.

Пятый - формирование физической зависимости от алкоголя с повышенной его переносимостью, активным похмельным синдромом и стремлением пить еще и еще.

Шестой - это алкогольный распад личности: запойные пьянства, вызывающие злобность и агрессивность.

Если до третьего уровня человек нуждается лишь в мерах социального контроля, то на 4-м уровне они уже обязаны быть дополнены мерами медицинского воздействия. На 5 и 6-м уровнях человек нуждается в длительном или даже постоянном лечении и контроле извне.

 

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ

1.  Аддиктивное поведение.

2.  Виктимное поведение.

3.  Компьютерная зависимость.

4.  Пищевая зависимость.

5.  Трудоголизм.

6.  Созависимость.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Воинкова Н. А. Особые  условия профессиональной  деятельности  как причина  возможных  личностных  деформаций. // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2001 - №1(15),  с.81-83.7.

2. Кокурин А., Мокрецов А. Психологическая профилактика суицидального поведения сотрудников УИС // Ведомости УИС №3, 2008г. С.26.

3. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Эксмо, 2006. – 1008 с.

4. Методы профилактики суицидального поведения. / Под.ред. Г.В. Акопова, Н.И. Мельниченко, О.И. Ефимовой. – Самара: СамГПУ, 1998. – 157 с.

5. Обзор «О мерах по психологической профилактике суицидов сотрудников УИС», от 28.03.2007г.

6. Социально-психологическая профилактика деструктивных явлений среди сотрудников УИС. – М.: ФСИН России, ФГУ НИИ ФСИН России, 2006. – 136 с.

 

 

Тема №10: «Этика профессионального общения юриста»

 

ПЛАН СЕМИНАРА

1.    Понятия общения и профессионального (делового) общения.

2.    Специфика делового общения юриста.

3.    Коммуникативная культура юриста, ее составляющие.

4.    Этические аспекты коммуникативной культуры юриста:

- Этические аспекты общения с разными категориями лиц;

- Критика и ее этические аспекты;

- Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КУРСАНТАМ

Процесс профессионального общения занимает значительное место в деятельности юриста, поэтому крайне важно уже сейчас, осваивая азы будущей специальности, познакомится с основными принципами и правилами профессионального общения. Данная тема в курсе «Профессиональная этика юриста» находится на стыке наук, задействует знания из этики, психологии, права.  

Начните подготовку к семинарскому занятию с классификации различных ситуаций профессионального общения. В частности, необходимо выделить ситуации процессуального (делового) и непроцессуального, (обычного) общения. Однако, просто перечислить эти ситуации недостаточно. Постарайтесь всесторонне охарактеризовать их, выясните: каким правилам должен следовать юрист в той или иной ситуации (например, на допросе в ходе предварительного следствия или в деловой переписке, в конфликтной ситуации с начальством и т.д.) и, главное, чем регламентируются или задаются эти правила, нормы.

Работу над вторым вопросом семинарского занятия полезно начать с определения специфики делового общения. Из каких составляющих она складываются? Что необходимо предпринять для достижения благоприятной или комфортной психологической обстановки в деловом общении?

Во время работы над третьим вопросом дайте подробную характеристику коммуникативной культуре юриста, ее составляющим.

Особое внимание рекомендуется обратить на последний теоретический вопрос «Этические аспекты коммуникативной культуры юриста». Необходимо, прежде всего, уяснить этические аспекты общения с разными категориями лиц. Назовите и проанализируйте приемлемые методы взаимодействия юриста с руководителем, коллегами, клиентами. Разберите проблему критики и ее этических аспектов. Выясните приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений в профессиональной деятельности юриста.

Завершив проработку теоретических вопросов, перейдите к рассуждению над проблемными.

Для контроля знаний, полученных в процессе изучения данной темы, вам предлагается решить тест. Если какие-либо вопросы вызывают у вас затруднения, рекомендуем вернуться к теоретическим основам и повторить материал.

В завершении Вы можете выбрать интересующую Вас тему и подготовить сообщение или доклад.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТА

1. Подготовьтесь к обсуждению проблемных вопросов:

- Какие Вы можете назвать личностные качества юриста, улучшающие коммуникативные возможности и, наоборот, разрушающие деловое общение.

- Какие качества определяют уровень личного обаяния? Почему аргументы обаятельного собеседника обладают большей убедительностью?

- В чем состоит сущность приемов «Я-утверждение», «Мы-высказывание», «Вы-подход»?

- В чем преимущества партнерских отношений и всегда ли они уместны в профессиональном общении юриста?

- С какими этическими нарушениями в процессе критики Вам приходиться сталкиваться в курсантской жизни? Какие чувства вызывает у Вас конструктивная и неконструктивная критика, приведите примеры.

2. Осуществите контроль знаний по данной теме с помощью теста:

 

1.     В каких высказываниях речь идет о свойствах процесса общения?

А) активный одновременный или последовательный разговор двух и более людей;

Б) взаимодействие двух или более людей, при котором между ними происходит обмен информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционального) характера;

В) обмен письмами, телеграммами, Интернет-посланиями;

Г) влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера, всегда взаимное, но не равномерное.

 

2.     К каждому из пронумерованных эффектов социального восприятия найдите соответствующее определение, обозначенное буквой:

1.     Эффект стереотипизации.

2.     Эффект ореола.

3.     Эффект новизны.

4.     Эффект бумеранга.

А) какая-либо информация вызывает у аудитории или у отдельных людей реакцию, обратную ожидаемой. Это может происходить из-за того, что они не доверяют источнику информации или сама информация не соответствует изменившимся условиям;

Б) распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Информация, получаемая о человеке, накладывается на тот его образ, который уже был создан ранее, и существенно искажается;

В) более новая информация оказывается самой значительной, проявляется тогда, когда информации слишком много, в ней трудно разобраться или она очень эмоциональна;

Г) тенденция формировать некий устойчивый образ человека или какого-либо явления.

3.     Что отличает деловое общение от других его видов?

А) возникает в связи с постановкой или решением конкретных задач;

Б) строго ограничено во времени;

В) происходит в организациях в сугубо деловой обстановке;

Г) имеет конкретный результат – продукт совместной деятельности.

4.     Какие фазы присутствуют всегда в деловом общении?

А) подготовка;

Б) вхождение в контакт;

В) концентрация внимания;

Г) мотивационный зондаж;

Д) поддержание внимания и переключение;

Е) аргументация и убеждение;

Ж) перерыв в общении;

З) фиксация результата.

5.     К каждому из пронумерованных приемов эффективного слушания и понимания найдите соответствующее определение, обозначенное буквой:

1.     нерефлексивное слушание;

2.     выяснение;

3.     перефразирование;

4.     резюмирование;

5.     отражение (или маскировка) чувств.

А) краткий пересказ основных мыслей и чувств говорящего, особенно при длительных переговорах, беседах;

Б) собственная формулировка для проверки точности понимания;

В) эмоциональная реакция, высказывание по поводу чувств или состояний партнера, основанное на понимании несловесных сигналов;

Г) прямое обращение за уточнениями;

Д) максимальное сосредоточение на речи собеседника при минимальном вмешательстве в нее, внимательное молчание.

6.     На какие факторы люди обращают внимание при формировании первого впечатления о человеке, и в какой последовательности?

А) особенности общения (вежливость, грамотность и уместность высказываний, жестикуляция, соблюдение этикета общения, принятого в данном обществе и др.);

Б) характеристики внешнего облика человека, в том числе и стиль одежды;

В) предполагаемые качества личности, угадываемые на основе воспринятых признаков и прошлого опыта;

Г) осанка и признаки переживаемых эмоциональных состояний;

Д) движения, поведение.

7.     Какие признаки составляют понятие «приятный человек»?

А) физически привлекательный;

Б) модно, ярко и дорого одетый;

В) умный, эрудированный;

Г) приятный по характеру, щедрый, коммуникабельный, решительный, искренний;

Д) замкнутый, никому не навязывающий свои интересы и мнения;

Е) неконфликтный, мягкий, добрый, с чувством юмора.

 

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ

1.         Имидж делового человека.

2.         Особенности делового общения юриста.

3.         Структура процесса общения юриста.

4.         Эффективное слушание в деловом общении юриста.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Алехина И. Имидж и этикет делового человека/ И. Алехина. – М., 2001. – С. 11 – 68.

2. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Академия», 2004. – 224 с.

3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.

4. Введенская Л.А. Риторика для юристов/ Л.А. Введенская , Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д., 2002 – С. 171 – 236, 249 – 345, 415 – 473.

5. Гравицкий А. Основы деловой этики. – Ростов н/Д.: Феникс, СПб: ООО «Северо-Запад», 2007. – 180 с.

6. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 424 с.

7. Кобликов А. С. Юридическая этика: Учеб. для вузов. – 3-е изд., изм. - М.: Норма, 2007. – 176 с.

8. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. – 224 с.

9. Профессиональная этика сотрудника уголовно-исполнительной
системы: учеб. пособие / авт.-сост.: О. В. Андреев, М. И. Алексеева: Владим. юрид. ин-т. – 2-е изд., перераб. и доп. - Владимир, 2007.

10. Психология и этика делового общения: Учеб./ Ред. В.И. Лавриненко – М., 2003. – С. 122 – 200, 264 – 285, 332 – 353.

11. Рамендик Д.М. Управленческая психология: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 256 с.

 Романов В.В. Юридическая психология: Учеб. / В.В. Романов. – М., 2001. – С. 373 – 406.

13. Сокова З.К. Профессиональная этика: курс лекций. М.: ЦИ и НМО КП МВД России, 2000г. – 204 с.

Тема №11: «Этика разрешения юристом конфликтных ситуаций»

 

ПЛАН СЕМИНАРА

1.    Понятие конфликта. Сущность конфликта. Формула конфликта.

2.    Типология конфликта. Функции конфликта.

3. Основные стадии протекания конфликта.

4. Причины конфликта.

5.  Методы урегулирования конфликтов.

5.1.  Основные стили поведения в конфликтной ситуации.

5.2. Урегулирование конфликтов в ситуации общения с трудными людьми.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КУРСАНТАМ

Начните подготовку к семинарскому занятию с изучения основ конфликтологии. Уясните понятие конфликта, его сущность, разберитесь с составляющими формулы конфликта. Изучите типологию конфликтного поведения и основные функции конфликта.

Обязательно рассмотрите стадии протекания конфликтного взаимодействия, сделайте вывод, на какой из них еще возможен конструктивный выход из критической ситуации.

Особое внимание обратите на причины конфликтов. Рекомендуем рассмотреть различные классификации причин конфликтов, обратите внимание, какие критерии ставят в основу классификации разные авторы.

Уделите время на подробное знакомство с методами урегулирования конфликтов. Изучите не только стили поведения в конфликте, но и урегулирование конфликтов с трудными людьми. Обратите особенное внимание на конфликтные ситуации возможные в любом трудовом коллективе. Подумайте: в чем кроются причины конфликтов в профессиональной юридической среде?; какие стратегии поведения возможны в конфликте?; как преодолеть или свести на нет конфликтную ситуацию?

Завершая работу над вопросами семинарского занятия полезно вспомнить определение такого понятия как «морально-психологический климат в коллективе». Охарактеризуйте благоприятный и неблагоприятный морально-психологический климат. Из каких составляющих они складываются? Что необходимо предпринять для достижения благоприятной или комфортной психологической обстановки? Назовите и проанализируйте приемлемые методы взаимодействия юриста с руководителем, коллегами, клиентами.

После проработки проблемных вопросов перейдите к выполнению практической работы, оценка за которую будет выставлена в журнал. Рекомендуем Вам, на основе полученных базовых знаний конфликтологии, постоянно проводить подобный анализ конфликтных взаимодействий, в которые втянуты Вы или посторонние люди. Пытайтесь определить свой стиль конфликтного взаимодействия и стиль оппонента. Продумывайте конструктивные пути выхода из конфликта. Такой анализ позволит Вам приобрести незаменимый опыт, который пригодиться в Вашей будущей профессиональной деятельности.

Для оценки полноты и качества полученных знаний в рамках данной темы Вам предлагается тестовый контроль. При возникающих затруднениях при ответе на вопросы теста рекомендуем вернуться к теоретическому материалу и повторить его или восполнить недостающие знания.

В заключении обратите внимание на предложенную тематику сообщений и рефератов, при желании подготовьте презентацию к семинару.

 
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТА

1. Подготовьтесь к обсуждению проблемных вопросов:

- С помощью саморефлексии сделайте предположение о вашем доминирующем стиле поведения в конфликтных ситуациях. Оцените, насколько  конструктивен ваш преобладающий стиль в отношениях с разными категориями лиц (родные, руководителя, преподаватели, курсанты).

- Приведите примеры трудных людей, с которыми вы сталкиваетесь в своей жизни. Какие приемы взаимодействия вы применяете в общении с ними.

2. Выполните практическую работу по следующему алгоритму (оценка будет выставлена в журнал):

А) опишите конфликтную ситуацию, в которой вы сами были участником или наблюдали ее;

Б) выделите в данном конфликте составляющие формулы конфликта;

В) дайте обоснование функций, которые выполнял данный конфликт;

Г) определите и аргументируйте свое предположение, - к каким типам можно отнести этот конфликт;

Д) укажите, на какой стадии находился, или еще находиться анализируемый конфликт;

Е) сделайте предположение, что явилось истинной причиной данного конфликта;

Ж) определите, какой стиль поведения в конфликте выбрал каждый из участников; проанализируйте, насколько выбранный стиль является эффективным в конкретной ситуации; дайте совет участникам конфликта, какой бы стиль привел к более конструктивному взаимодействию;

З) как вы считаете, можно ли участников данного конфликта отнести к «трудным людям»; если «да», то какие рекомендации Вы можете предложить для разрешения конфликта с  данным лицом.

3. Осуществите контроль знаний по данной теме с помощью теста:

 

1. Какие из обозначенных буквами признаков свойственны в конфликтной ситуации:

1. предмету конфликта.

2. объекту конфликта.

А) реальная и актуальная конкретная причина, видимая мотивация, материальная, духовная или социальная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента;

Б) то, из-за чего возникает конфликт, - объективно существующая или воспринимаемая в качестве таковой проблема, противоречие, ради разрешения которого стороны вступают в конфликт;

В) может быть истинным или ложным, потенциальным или актуальным, реалистическим или иллюзорным;

Г) для разрешения конфликта должен быть передан одному из участников, разделен или предоставлен в совместное владение.

2. Какие из обозначенных буквами причин конфликтов являются:

1. конструктивными для группы или отдельных личностей.

2. деструктивными для группы или отдельных людей.

А) значительное ухудшение настроения участников, возможно, болезни;

Б) выявление и устранение противоречий, скрытых в спокойное время, обозначение нерешенных проблем;

В) разрушение межличностных отношений, общее нарушение системы отношений, снижение сплоченности группы;

Г) ухудшение качества совместной и индивидуальной деятельности, снижение дисциплины;

Д) каждый участник имеет возможность оценить свое реальное влияние на ситуацию в коллективе;

Е) возникновение стереотипного представления о побежденных группах и людях как врагах;

Ж) становится ясна действительная ценность норм, за которые люди готовы бороться;

З) создание новых и обновление существующих социальных норм;

И) ухудшение социально-психологического климата, увольнение сотрудников;

К) более глубокое познание друг друга участниками конфликта, а также самопознание и коррекция самооценки; адаптация и социализация индивидов в группе;

Л) активизация социальной жизни, сплочение группы перед внешней опасностью;

М) ослабление психической напряженности (особенно если исход конфликта признан удачным);

Н) разочарование в своих способностях, снижение самооценки;

О) появление социальной пассивности личности;

П) повышение авторитета участника в случае его победы;

Р) потеря прежней мотивации, разрушение ценностных ориентаций;

С) общее улучшение качества деятельности;

Т) большие материальные и эмоциональные затраты на участие в конфликте, возможны даже насилие и гибель людей.

3. Для каждой из пронумерованных стратегий поведения в конфликте найдите определение и условия ее использования:

1. Соперничество.

2. Приспособление.

3. Компромисс.

4. Уход.

5. Сотрудничество.

А) когда участники ситуации приходят к альтернативе, которая удовлетворяет интересы обеих сторон в максимально возможной в данной ситуации степени; кооперативная стратегия;

Б) проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон, и каждая из них не намерена уклоняться от ее совместного решения;

В) временная мера, которая не разрешает, а лишь замораживает конфликт с целью предупреждения разрушительного столкновения сторон;

Г) попытка учесть интересы обеих сторон в равной степени;

Д) отсутствие стремления к кооперации, достижению собственных целей, при этом ни одна из сторон не достигает успеха;

Е) принесение в жертву собственных интересов ради другого; стратегия «проигрыш (мой) – выигрыш (его);

Ж) есть тайная причина проиграть сейчас ради будущего выигрыша в чем-то другом;

З) проблема не является значимой для человека;

И) соревнование, конкуренция как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

К) конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг или статус или вовсе не обращают внимание на разницу в своих положениях;

Л) сотрудничество или конкуренция не приводят к успеху;

М) стратегия, адекватная в экстремальной или непредвиденной ситуации, для разрешения которой требуются быстрые и решительные меры;

Н) проблема имеет жизненно важное значение для человека;

О) каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы, с тем, чтобы, в конечном счете, прийти к полному согласию относительно взаимовыгодного решения;

П) стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партнеры, доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонента;

Р) возможно и выгодно принять временное решение;

С) имеется значительное неравенство участников конфликта, оппонент имеет существенно более высокий ранг, статус, потенциал;

 Т) высокая значимость межличностных отношений по сравнению с предметом разногласий, то есть для человека важнее сохранить хорошие отношения, чем выиграть;

У) вторая сторона легко идет на уступки;

Ф) сила действия одной стороны значительно превосходит силу противодействия, на которое способна другая сторона;

 Х) наличие большого авторитета для принятия решения, тогда оно считается эффективным;

Ц) стремление оказать поддержку оппоненту при получении удовлетворения от своего добросердечия;

Ш) позиция имеет не слишком большое значение, можно несколько изменить поставленную в начале цель;

Щ) позволяет сохранить взаимоотношения и не потерять все;

Ы) участник конфликта в данный момент лишен другого выбора;

Э) имеются необходимые ресурсы (в том числе – временные) для разрешения конфликта.

 

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ

1. Морально-психологический климат в коллективе.

2. Психологическая совместимость сотрудников в коллективе.

3. Конфликты в профессиональной деятельности юриста.

4. Способы урегулирования конфликтов и стратегии поведения юриста в конфликте с разными лицами.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Академия», 2004. – 224 с.

2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.

3. Гравицкий А. Основы деловой этики. – Ростов н/Д.: Феникс, СПб: ООО «Северо-Запад», 2007. – 180 с.

4. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 424 с.

5. Кобликов А. С. Юридическая этика: Учеб. для вузов. – 3-е изд., изм. - М.: Норма, 2007. – 176 с.

6.  Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. – 224 с.

7. Мокрецов А.И. Предупреждение конфликтных ситуаций в среде осужденных. Методическое пособие. – М.: ФСИН России, ФГУ НИИ ФСИН России, 2006. – 75 с.

8. Профессиональная этика сотрудника уголовно-исполнительной
системы: учеб. пособие / авт.-сост.: О. В. Андреев, М. И. Алексеева: Владим. юрид. ин-т. – 2-е изд., перераб. и доп. - Владимир, 2007.

9. Сокова З.К. Профессиональная этика: курс лекций. М.: ЦИ и НМО КП МВД России, 2000г. – 204 с.

 

 

Тема №12: «Служебный этикет и такт юриста»

 

ПЛАН СЕМИНАРА

1.    Понятие этикета и его происхождение:

- История Европейского этикета.

- Этикет в России.

2. Нормы, виды и составляющие этикета.

3. Служебный этикет и такт юриста.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КУРСАНТАМ

Данная тема находится на стыке психологии, педагогики и  профессиональной этики, что порождает межпредметный характер вопросов, тем рефератов и сообщений. Курсантам рекомендуется разобраться в отличии  моральных (этикетных) качеств личности от интеллектуальных, физических или  эмоционально-волевых. Повторите из первых тем изучаемой дисциплины нравственное значение профессии юриста в обществе, нравственную сущность юридического труда, причины повышенного внимания к этикетным качествам личности представителей юридической профессии. Именно эти  причины и  объясняют потребность в тех моральных качествах, которые являются профессионально значимыми для юристов, а именно соблюдение служебного этикета и такта.

Подготовку к заключительному семинару начните с изучения истории европейского этикета и эволюции этикета в России. Затем, уясните, к чему сводятся нормы этикета, какие выделяют виды этикета и выясните его составляющие.

Отталкиваясь от определения этикета как свода правил поведения, обеспечивающих поддержание существующих в обществе представлений о подобающем, сформулируйте определении служебного или делового этикета. Порассуждайте на тему: смысл и значение этикета в профессиональной деятельности юриста. Как вы считаете действительно важно придерживаться правил этикета или можно ими пренебречь как незначительными? Ответ обоснуйте.

Заключительный вопрос семинарского занятия имеет форму практического задания. Вам необходимо на основе изученной литературы, самостоятельно составить свод правил поведения юриста в общественных местах (например, на улице, в транспорте, в ресторане), охарактеризовать должный внешний вид юриста, правила процессуального общения, вербального и невербального (жесты, позы, мимика и т.д.) этикета.

Следующий этап подготовки к семинару сводится к размышлению над проблемными вопросами. В рамках данного семинара Вам предлагается устно подумать над некоторыми афоризмами и изречениями. Подумайте над тем, какое отношение имеют предложенные варианты к данной теме.

В завершении работы посмотрите тематику сообщений и рефератов над которыми Вы можете поработать.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТА

1.Подготовиться к обсуждению проблемных вопросов:

- Каким образом соотносятся понятия профессиональная культура, служебный этикет и профессиональный такт юриста?

- Какие основные требования включает служебный этикет и такт юриста?

- Какие общепринятые нормы поведения обязан соблюдать сотрудник правоохранительных органов в своей профессиональной деятельности?

- Какие существую правила этикета во взаимоотношениях юриста с гражданами?

- Какие правила этикета во взаимоотношениях юриста с правонарушителями должны быть основополагающими?

- Какие основополагающие правила этикета следует соблюдать сотрудникам правоохранительных органов в экстремальных ситуациях (например, захват заложников)?

2. Афоризмы и изречения, над которыми стоит поразмышлять

1.          Если тебе приятно, когда люди внимательны и чутки к твоему настроению, вкусам и слабостям, можешь быть уверен, что внимательность и чуткость, которую ты в подобных случаях выкажешь другим, будут им также приятны. (Ф. Честерфилд)

2.          Недостаточно быть добрым, нужно еще быть тактичным. (А. Амьель)

3.          Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. (Дж. Леббок)

4.          Поведение человека должно быть подобно его одежде: не слишком стеснять его и не быть слишком изысканным, но обеспечивать свободу движения и действий. (Ф. Бэкон)

5.          Никогда не доказывай своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте, - выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить. (Ф. Честерфилд)

6.          У человека нет возможности всем делать добро, но у него всегда есть возможность всем желать добра. (Ж.М. Гюйо)

7.          Талант – сила, а такт искусство. Талант знает, что делать, а такт, как делать. Талант делает человека достойным уважения, а такт – уважаемым. (М. Эбнер-Эшенбах)

8.          Хорошие манеры –лучшая защита от плохих манер тех, кто нас окружает. (Ф. Честерфилд)

9. Сострадание  -  это способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это  -  предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. (Ф.Ларошфуко)

3. Практическое задание (оценка будет выставлена в журнал):

Создайте свод практических правил-рекомендаций юристу:

- должного поведения юриста в общественных местах (например, на улице, в транспорте, в ресторане),

- охарактеризуйте должный внешний вид юриста,

- обозначьте правила процессуального общения, вербального и невербального (жесты, позы, мимика и т.д.) этикета юриста.

 

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ

1. Этикет костюма, деловой одежды.

2. Этикет поведения в общественных местах.

3. Этикет знакомства.

4.  Повседневный этике.

5.  Культура поведения за столом.

6. Этикет телефонных разговоров.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Академия», 2004. – 224 с.

2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.

3. Гравицкий А. Основы деловой этики. – Ростов н/Д.: Феникс, СПб: ООО «Северо-Запад», 2007. – 180 с.

4. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 424 с.

5. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. – 224 с.

6. Мир этикета: Энцикл./ Сост. А.П. Мирзоян. – Челябинск, 2003. С. 13 – 106, 219- 2777, 305 – 369.Мехед Т.Г., Щеглов А.В. 

7. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Курс лекций Ч.1.  -  М.: ЮИ МВД РФ, 1998.

8. Сокова З.К. Профессиональная этика: курс лекций. М; ЦИ и НМО КП МВД России, 2000.  -  204 с.

9. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2000 г. – 496 с.

10. Этика: словарь афоризмов и изречений  /Сост.: В.Н. Назаров, Е.Д.Мелешко.  -  М., 1995.


[1] Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», является основным нормативным актом, регламентирующим  деятельность УИС, определяет основные принципы деятельности УИС.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!