Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Земельное право»»

/ Экологическое и земельное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Вопросы для подготовки  к  экзамену

1.    Понятие, предмет, метод земельного права. Земельное право как отрасль права, наука, учебная дисциплина.

2.    Принципы и система земельного права.

3.    Соотношение земельного права с конституционным, административным, гражданским, экологическим и природоресурсными отраслями права.

4.    Правовое регулирование земельных отношений в России до 1917 года.

5.    Правовое регулирование земельных отношений в советский период.

6.    Понятие, общая характеристика и классификация источников земельного права.

7.    Конституционные основы земельного права.

8.    Понятие и виды земельно-правовых норм. Механизм реализации земельно-правовых норм.

9.    Понятие и виды земельных правоотношений.

10.Субъекты, объекты, содержание земельных правоотношений.

11.Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений.

12.Понятие, общая характеристика и содержание права собственности на землю.

13.Право публичной собственности на землю: право собственности Российской Федерации, право собственности субъектов РФ, право  собственности муниципальных образований.

14.Право частной собственности на землю в РФ.

15.Иные, кроме права собственности,  права на земельные участки в РФ (общая характеристика).

16.Право пожизненного наследуемого владения земельным участком: понятие, содержание, основания возникновения и прекращения).

17.Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком: понятие, содержание, основания возникновения и прекращения).

18.Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

19.Договор аренды земельного участка.

20.Безвозмездное (срочное) пользование земельным участком: понятие, содержание, основания возникновения и прекращения).

21.Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.

22.Правовые основы платы за землю. Государственная кадастровая оценка земель. Рыночная стоимость земель. Нормативная цена земли.

23.Виды платы за землю: земельный налог, арендная плата.

24.Понятие, содержание и виды управления в сфере использования и охраны земель.

25.Система органов государственного управления земельным фондом в РФ.

26.Гражданско-правовые сделки с земельными участками. Ограничение оборотоспособности земельных участков.

27.Состав земель в Российской Федерации, порядок отнесения земель или земельных участков к категориям и перевода из одной категории в другую.

28.Понятие «правовой режим земель» и его элементы и виды.

29.Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предварительного согласования места размещения объектов.

30.Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с предварительным согласованием места размещения объектов.

31.Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством.

32.Приобретение прав на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение.

33.Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

34.Основания прекращения прав на землю (общая характеристика).

35.Основания и порядок прекращения прав на землю в связи с совершением земельного правонарушения.

36.Изъятие (выкуп) земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

37.Возмещение убытков собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства.

38.Защита прав на землю. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных  или муниципальных нужд.

39.Государственный земельный кадастр: понятие, содержание, принципы и порядок     его ведения.

40.Мониторинг земель: понятие, содержание, порядок ведения.

41.Контроль за использованием и охраной земель в РФ.

42.Землеустройство как функция государственного управления.

43.Правовые меры охраны земель в Российской Федерации.

44.Понятие, состав и виды земельных правонарушений (общая характеристика).

45.Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения   (общая характеристика).

46.Понятие и общая характеристика земель сельскохозяйственного назначения. Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

47.Особенности правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения.

48.Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения.

49.Юридические лица как субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения.

50.Крестьянское (фермерское) хозяйство как субъект прав на земли сельскохозяйственного назначения.

51.Граждане и их объединения как субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения.

52. Понятие и состав земель поселений. Зонирование земель поселений. Общая характеристика правового режима земель поселений.

53.Правовые требования к планировке и застройке земель поселений.

54.Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения: понятие и общая характеристика правового режима.

55.Особенности правового режима земель промышленности, энергетики.

56.Особенности правового режима земель транспорта.

57.Особенности правового режима земель обороны и безопасности.

58.Понятие и состав земель особо охраняемых территорий и  их объектов. Общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий и  их объектов.

59.Особенности правового режима земель особо охраняемых  природных территорий.

60.Особенности правового режима земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

61.Особенности правового режима земель природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения.

62.Земли лесного фонда: понятие, состав, особенности правового режима.

63.Земли водного фонда: понятие, состав, особенности правового режима.

64.Международно-правовое регулирование отношений в сфере использования и охраны земель.

65.Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах.

 

1.5.2. Тематика курсовых и дипломных работ

1.    Предмет земельного права.

2.    Принципы земельного права.

3.    Земельные  реформы в России.

4.    Источники земельного права.

5.    Конституционные основы земельного права.

6.    Объекты земельных правоотношений.

7.    Право публичной собственности на землю.

8.    Право частной собственности на землю.

9.    Вещные права лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

10.Сервитуты в земельном праве.

11.Договор  аренды земельного участка.

12.Договор купли-продажи земельного участка.

13. Правовое регулирование приватизации земельных участков.

14.Ограничение прав на землю.

15. Изъятие (выкуп) земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

16. Принудительное прекращение прав на земельные участки.

17. Правовое регулирование оборота земельных участков.

18. Предоставление земельных участков, находящихся в публичной собственности, для целей строительства.

19. Организационно-правовые основы рационального использования и охраны земель в Российской Федерации.

20. Правовое регулирование платности землепользования в Российской Федерации.

21. Государственное управление земельными ресурсами в Российской Федерации.

22.Правовое регулирование мониторинга в Российской Федерации.

23.Правовое регулирование землеустройства в Российской Федерации.

24. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

25. Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств.

 

26. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения.

27. Правовой режим земель населенных пунктов.

28. Правовой режим земель промышленности.

29. Правовой режим земель энергетики.

30. Правовой режим земель транспорта.

31. Правовой режим земель обороны и безопасности.

32. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

33. Правовой режим земель лесного фонда.

34. Правовой режим земель водного фонда.

35. Правовой режим использования и охраны недр.

36. Правовое регулирование недропользования в Российской Федерации.

37. Государственное управление в сфере использования и охраны недр.

38.Правовая охрана недр в Российской Федерации.

39.Правовое регулирование охраны недр и окружающей среды при разработке месторождений угля (на примере Кемеровской области).

40. Правовой режим использования и охраны вод.

41. Правовой режим использования и охраны лесов.

42. Международно-правовое регулирование охраны и использования природных ресурсов.

2. Методические рекомендации по изучению

дисциплины для студентов

 

 

 

Для успешного усвоения учебного материала по земельному праву  студентам предлагается воспользоваться учебно-методическим комплексом, подготовленным преподавателями кафедры экологического права, трудового права и гражданского процесса Кемеровского госуниверситета. Под учебно-методическим обеспечением практических заня­тий по земельному праву понимается совокупность специальных учебно-методических материалов, которые рекомендуются студен­там для подготовки и проведения практических занятий для дости­жения поставленных целей и задач. К основным указанным мате­риалам относятся: а) материалы лекции по общему курсу земель­ного права; б) тексты учебных дел (задач), выбранных для решения на практических занятиях, как правило, в виде практикумов или распечаток; в) подборка материалов учебных дел (задач); г) тексты нормативных правовых актов, как правило, в виде сборников, ис­точников официального опубликования или их копий, из расчета не менее 1 текста на 2-х студентов; д) соответствующие учебные пособия и учебники.

Домашнее задание включает: а) наименование темы и основных вопросов этой темы по Почасовому плану проведения практических занятий; б) тексты (номера по Практикуму) учеб­ных дел (задач), которые необходимо решить к следующему практическому занятию; при этом следует особо обратить внима­ние  на то, что учебные дела (задачи) должны быть ре­шены письменно; в) рекомендации  по перечню необходимых для решения заданных учебных дел (задач) норма­тивных правовых актов; г) рекомендации  по пе­речню необходимых для решения учебных дел (задач) актов су­дебной практики (решения по конкретным делам, акты высших органов судебной власти и др.); д) рекомендации  по основным литературным источникам, которые содержат тео­ретические основы решения домашних учебных дел (задач). 

Как показывает практика, особую сложность у студентов вызывает решение задач. В связи с этим студентам рекомендуется ознакомиться  с методикой решения учебных дел.  

МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ 

 

1. Под методикой решения учебных дел (задач) понимается система методических положений и приемов разбора конкретно­го учебного дела (задачи), которая должна обеспечить: а) пра­вильное решение дела по существу; б) юридическую обосно­ванность решения со ссылкой на конкретные правовые нормы; в) учет сложившейся судебной практики; г) логичность и пос­ледовательность изложения доводов, каждый из которых дол­жен отталкиваться от предыдущего (базироваться на нем, быть связанным с ним и т.п.); д) максимально краткую и точную формулировку промежуточных выводов и итогового решения (ответов на поставленные вопросы). 

  2. К основным методическим положениям и приемам, необходимым для решения учебного дела, относятся следующие: 

2.1.Прежде чем приступать к решению дела, установите ха­рактер возникших правоотношений.

2.2.С учетом характера и видов правоотношений определите круг нормативных правовых актов, подлежащих применению.

2.3.Определите круг материалов судебной практики поданной категории дел по принципу: «если не нашел ответ в за­коне - попытайся найти его в судебной практике; если закон требует пояснений — поясни его примером" из судебной практики». 

2.4.Определите теоретические основы решения дела. Сос­тавьте перечень литературных источников, минимально необхо­димых для усвоения теоретических положений для правильного решения учебного дела. 

2.5.Сформулируйте основные положения в обоснование ка­ждого этапа решения дела и ответов на поставленные вопросы. Обоснуйте их ссылками на закон и судебную практику. Логиче­ски правильно расположите их.

2.6.Кратко и четко сформулируйте промежуточные выводы (по отдельным вопросам), а затем итоговые (как правило, они должны совпадать с ответами на поставленные в учебном деле во­просы).

2.7.Подготовьте материалы, оформляющие (завершающие) решение учебного дела (задачи), а именно проекты актов органов исполнительной власти, судебной власти.

2.8.Составьте перечень основных нормативных правовых актов, минимально необходимых для решения учебного дела (за­дачи).

Каждый преподаватель вправе сформировать иную (свою) систему методических положений и приемов решения учебного дела (задачи) при условии, что ее использование позволяет дос­тичь цели и задач практического занятия.

 

ОБРАЗЕЦ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ

 

Задача

В соответствии с Постановлением Правительства РФ было подписано соглашение с Международным банком реконструкции и развития о безвозмездном гранте для финансирования Проекта «Сохранение биоразнообразия» в размере 20,1 млн долл.США.

Фирма, которой было поручено текущее администрирование Проекта, объявила тендер (конкурс) на участие в выполнении ра­бот по Проекту. При уточнении технического задания на выпол­нение работ по подразделу Проекта «Современная нормативная база охраны и рационального использования ресурсов живой природы и биоразнообразия» между экспертами возникли разно­гласия в отношении содержания терминов «биологическое разно­образие» и «биологические ресурсы» (далее — «биоразнообразие», «биоресурсы»).

Первый эксперт считал, что эти термины следует понимать исходя из духа и буквы Национального доклада Российской Фе­дерации «Сохранение биологического разнообразия в России: вы­полнение Россией обязательств по Конвенции о биологическом разнообразии» 1997 г. Эксперт ссылался на то, что согласно вве­дению к данному документу «...авторы избегали использования неофициальной информации, по ключевым вопросам сохранения биоразнообразия были привлечены специалисты и материалы из министерств и ведомств, которые отвечают на национальном уровне за отдельные аспекты проблемы, в том числе из Минсель­хозпрода России, Госкомэкологии России, Рослесхоза, РАН, Го-скомзема России, Миннауки России и др.».

Второй эксперт призывал использовать устоявшиеся науч­ные термины и определения, ссылаясь, в частности на работу Н.Ф. Реймерса.

Третий эксперт указывал, что цели и характер исследований  имеют правовую направленность (обнаружение пробелов в законодательстве, обоснование рекомендаций органам исполнитель­ной власти по его применению и пр.). Следовательно, единст­венно возможным путем является опора на так называемые «легальные», т. е. сформулированные в законе, термины и опре­деления. При этом он ссылался на то, что: а) такие определения имеются в Конвенции «О сохранении биоразнообразия» от 5 ию­ня 1992 г.; б) Конвенция вступила в силу в 1993 г.; в) Россия в 1995 г. ее ратифицировала и, следовательно, данная конвенция стала частью правовой системы России, источником права.

Является ли названный Национальный доклад, иные аналогич­ные документы (например, ежегодные Государственные доклады о состоянии окружающей среды) источниками земельного права?

Является ли источником земельного права Конвенция «О со­хранении биоразнообразия» 1992 г. и иные международные договоры ?

Какое определение терминов «биоресурсы» и «биоразнообразие» в данной (или аналогичной) ситуации предложили бы Вы?

 

Решение

 

1. Установление характера правоотношений. Можно разли­чить следующие виды правоотношений: а) связанных с порядком подготовки актов органов федеральной исполнительной власти, признаваемых источниками российского права, в том числе зе­мельного; б) связанных с признанием международных договоров источниками права; в) связанных с признанием конкретного международного договора источником земельного права; г) эколо­гические (в широком смысле слова), а в их числе — связанные с сохранением биоресурсов и биоразнообразия.

2. Определение круга нормативных правовых актов, подлежа­щих применению. Исходя из определения характера правоотношений для решения данного спора необходимо использовать следу­ющие группы нормативных правовых актов:

2.1. Конституцию Российской Федерации 1993 г. как акт, обладающий высшей юридической силой, прямым действием и применяющийся на всей территории Российской Федерации.

2.2. Акты, определяющие порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а именно: Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государ­ственной регистрации  1997 г.  (далее — Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполни­тельной власти).

2.3. Акты, определяющие место международных договоров Российской Федерации в системе российского права, порядок их заключения, ратификации и вступления в силу.

2.4. Акты, устанавливающие факт признания Российской Федерацией конкретного международного договора частью правовой системы РФ, источником национального права, в том числе земельного.

2.5.Акты экологического (в широком смысле слова) законо­дательства, а именно: Федеральный закон «Об охране окружаю­щей среды» 2002 г.; Земельный кодекс РФ 2001 г., Закон РФ «О недрах» 1992 г. в ред. 1995 г.; Водный кодекс Российской Феде­рации 1995 г.; Федеральный закон «О животном мире» 1995 г.; Лесной кодекс Российской Федерации 1997 г. и др.

3. Определение теоретических основ решения спора. Теорети­ческой основой решения данного спора являются три группы на­учных положений.

3.1. Первая из них касается понятия «источник права». Оно в теории права традиционно рассматривается в двух значениях, как собственно источник права (место нахождения норм права, «резервуар», в котором они пребывают) и как форма права (то, в чем норма права выражается внешне, в объективной реальности; то, что придает ей формальную определенность, стабильность и пр.). При этом подчеркивается, что термин «форма права» явля­ется менее удачным, так как является весьма многозначным), что оба этих термина могут употребляться в одном и том же значе­нии1.

Таким образом, в теории права под юридическими источ­никами или формами права понимаются официальные формы выражения и закрепления (а также изменения или отмены) пра­вовых норм, действующих в данном государстве1.

3.2. Вторая группа относится к понятию «источник земель­ного права». Это понятие является частным по отношению к понятию «источник права». В силу этого ему присущи все основ­ные общие черты источников российского права. Однако оно об­ладает рядом особенностей (далее идет изложение основных по­ложений со ссылкой на любой доступный источник, лучше – на учебник земельного права МГУ или иной учебник и (или) монографию)

3.3. Третья группа относится к понятию международного до­говора, порядку распространения содержащихся в нем правил для регулирования национальных отношений, в данном случае — земельных (далее идет изложение основных положений со ссыл­кой на любой доступный источник, лучше на учебник по теории права, международного права или монографию — по аналогии с п. З.1.).

 

 

1 См.: Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 1. М, 1981. С. 81; 315; Т. 2. М.. 1982. С. 212-213: Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М., 1998. С. 133.

 

 

 

 

 

 

4. Определение круга материалов судебной практики по данной категории споров. Материалов, характеризующих судебную прак­тику по данным вопросам, не найдено.

5. Обоснование решения спора и или ответов на поставленные вопросы. С учетом: а) определения и уточнения характера воз­никших правоотношений; б) выбора соответствующих нормативных правовых актов; в) опираясь на имеющиеся в теории права взгляды по возникшим проблемам предлагается следующее ре­шение возникшего спора:

5.1. Применительно к вопросу: Являются ли названный На­циональный доклад, иные аналогичные документы (например, ежегодные государственные доклады о состоянии окружающей среды) источниками земельного права?

5.1.1.В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 15)   правовую   систему   Российской   Федерации   образуют:

а) Конституция Российской Федерации как акт, имеющий выс­шую юридическую силу, прямое действие и применяющийся на всей территории Российской Федерации; б) законы и иные пра­вовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации; в) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

При этом: а) законы подлежат официальному опубликова­нию; неопубликованные законы не применяются; б) любые нор­мативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обя­занности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения; в) если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

5.1.2.Как следует из материалов дела, Национальный доклад был подготовлен рядом федеральных органов исполнительной власти и является совместным актом этих органов, подготовленным в рамках выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о биологическом разнообразии, во исполнение Постановления Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 669 «О мерах по выполнению Конвенции о биологическом разнообра­зии» (СЗ РФ, 1995, Ко 28, ст. 2690).

Согласно п. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (да­лее - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Пре­зидента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Согласно п. 2 названных Правил нормативные правовые ак­ты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструк­ций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Таким образом, анализируе­мые Правила содержат исчерпывающий перечень форм («видов») нормативных правовых актов. Такой формы («вида») как «док­лад» они не содержат.

Исследуемое Положение содержит также ряд специальных правил принятия, опубликования и регистрации нормативных правовых актов (пп. 3-9, 10-19). Рассматриваемый Доклад этим правилам не соответствует.

Следовательно, хотя названный Национальный доклад и издан на основе и во исполнение указанного выше постановле­ния Правительства и опубликован, но по форме («виду»), про­цедурам принятия, опубликования и регистрации он не может быть признан нормативным правовым актом - источником права.

5.2. Применительно к вопросу: Является ли источником зе­мельного права Конвенция «О сохранении биоразнообразия» 1992 г. и иные международные договоры?

5.2.1.Конвенция вступила в силу в 1993 г.

5.2.2.Федеральным законом от 17 февраля 1995 г. «О рати­фикации Конвенции о биологическом разнообразии» названная Конвенция была ратифицирована и вступила в силу для Россий­ской Федерации.

5.2.3.Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» (ст. 31) меж­дународный договор подлежит выполнению Российской Феде­рацией с момента вступления его в силу для Российской Феде­рации.

5.2.4. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 15) такие международные договоры Российской Федерации являют­ся составной частью ее правовой системы.

Следовательно, Конвенция «О сохранении биоразнообра­зия» 1992 г. подлежит выполнению Российской Федерацией, яв­ляется составной частью ее правовой системы и применительно к данному спору - источником земельного права.

5.3. Применительно к вопросу: Какое определение терминов «биоресурсы» и «биоразнообразие» в данной (или аналогичной) ситуации предложили бы Вы?

В данной ситуации наиболее правильным было бы исполь­зование определений, данных в Конвенции о биологическом раз­нообразии.

6. Итоговые выводы.

6.1.Названный Национальный доклад, иные аналогичные документы (например, ежегодные Государственные доклады о состоянии окружающей среды) источниками земельного права не являются.

6.2.Конвенция «О сохранении биоразнообразия» 1992 г. яв­ляется источником земельного права. Иные международные до­говоры - источник земельного права, если они вступили в силу и признаны Российской Федерацией в порядке, предусмотрен­
ном Федеральным законом «О международных договорах Рос­сийской Федерации».

6.3.В данной ситуации наиболее правильным было бы использование определений, данных в Конвенции о биологическом разнообразии.

          7.Материалы, подготовленные по итогам решения задачи.
По итогам решения задачи предлагается использовать следу­ющие термины и определения:

«биологическое разнообразие» — вариабельность живых орга­низмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разно­образие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем)

«биологические ресурсы» - включают генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотиче­ские компоненты экосистем, имеющие фактическую или потен­циальную полезность или ценность для человечества

Поскольку данные определения содержат ряд терминов, также нуждающихся в определениях, следует дать их из того же источника, а именно:

 

 «генетические ресурсы» — генетический материал, представ­ляющий фактическую или потенциальную ценность

«генетический материал» — любой материал растительного, животного, микробного или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности

«Экосистема» - динамичный комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также их неживой.окружающей среды, взаимодействующих как единое функциональное целое

 

8. Законодательство

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. С изм. и доп., внесенными указами Президента РФ от 9 янв. 1996 г. № 20, от 10 февр. 1996 г. № 173, от 9 июня 2001 г. № 679, от 25 июля 2003 г. № 841 и Федераль­ным конституционным законом от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ // Росс, газ., 1993, 25 дек., СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 152; № 7, ст. 676; 2001, № 24, ст. 2421; 2003, № 30, ст. 3051; 2004, № 13, ст. 1110.

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о биологи­ческом разнообразии» от 17 февр. 1995 № 16-ФЗ // СЗ РФ, 1995, № 8, ст. 601.

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О при­родных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местно­стях и курортах». С изм. и доп., внесенными Федеральным за­коном № 122-ФЗ от 22 авг. 2004 г. // СЗ РФ, 1995, № 9, ст. 713; 2004, № 35, ст. 3607

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об осо­бо охраняемых природных территориях». С изм. и доп., внесен­ными Федеральным законом от 30 дек. 2001 г. № 196-ФЗ, от 29 дек. 2004 г. № 199-ФЗ // СЗ РФ, 1995, № 12, ст. 1024; 2002, № 1(ч. 1), ст. 2; 2005, № 1 (ч. 1), ст. 25.

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О живот­ном мире». С изм. и доп., внесенными федеральными законами № 148-ФЗ от 11 нояб. 2003 г., от 2 нояб. 2004 г. № 127-ФЗ, от 29 дек. 2004 г. № 199-ФЗ // СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1462; 2003, № 46 (ч. 1), ст. 4444; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 1 (ч. 1), ст. 25.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О меж­дународных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995, № 29, ст. 2757.

Федеральный закон от 30 нояб. 1995 г. № 187-ФЗ «О конти­нентальном шельфе Российской Федерации». С изм. и доп., вне­сенными федеральными законами от 10 февр. 1999 г. № 32-ФЗ, от 8 авг. 2001 г. № 126-ФЗ, от 22 апр. 2003 г. № 50-ФЗ, от 30 ию­ня 2003 г. № 86-ФЗ, от 11 нояб. 2003 г. № 148-ФЗ и от 22 авг. 2004 г. № 122-ФЗ // СЗ РФ, 1995, № 49, ст. 4694; 1999, № 7, ст. 879; 2001, № 33 (ч. 1), ст. 3429; 2003, № 17, ст. 1555; № 46, (ч. 1), ст. 4444; 2004, № 35, ст. 3607. 

Федеральный закон от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государ­ственном регулировании в области генно-инженерной деятель­ности». С изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 12 июля 2000 г. № 96-ФЗ // СЗ РФ, 1996, № 28, ст. 3348; СЗ РФ, 2000, № 29, ст. 3005.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 янв. 1997 г. № 22-ФЗ. С изм. и доп., внесенными федеральными законами от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ, от 10 дек. 2003 г. № 171-ФЗ, от 21 дек. 2004 г. № 172-ФЗ, от 29 дек. 2004 г. № 199-ФЗ // СЗ РФ, 1997, № 5, ст. 610; 2002, № 30, ст. 3033; 2003, № 50, ст. 4857; 2004, № 52 (ч. 1), ст. 5276; 2005, № 1 (ч. 1), ст. 25.

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». С изм. и доп., внесенными федеральными законами от 30 дек. 2001 г. № 196-ФЗ и от 22 авг. 2004 г. № 122-ФЗ // СЗ РФ, 1999, № 18, ст. 2222; 2004, № 35, ст. 3607.

Федеральный закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». С изм. и доп., внесенными федеральными законами от 22 авг. 2004 г. № 122-ФЗ, от 29 дек. 2004 г. № 199-ФЗ и от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ // СЗ РФ, 2002, № 2, ст. 133; 2004, № 35, ст. 3607; № 27, ст. 2711; 2005, № 19, ст. 1752.

Указ Президента РФ от 4 февр. 1994 г. № 236 «О государст­венной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // САПП РФ, 1994, № 6, ст. 436.

Постановление Правительства РФ от 23 сент. 1996 г. № 1130 «О подписании соглашений между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития» // СЗ РФ, 1996, № 40, ст. 4671.

Постановление Правительства РФ от 13 авг. 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых ак­тов федеральных органов исполнительной власти и их государст­венной регистрации». С изм. и доп., внесенными постановлени­ями Правительства РФ от 11 дек. 1997 г. № 1538 г., от 6 нояб. 1998 г. No 1304, от 11 февр. 1999 г. № 154 и от 30 сент. 2002 г. № 715 // СЗ РФ, 1997, № 33, ст. 3895; № 50, ст. 5689; 1998, № 47, ст. 577I; 1999, № 154; 2002, № 40, ст. 3929.

 

9. Литература.

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. T.I. M., 1981; Т. 2. 1982.

Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М., 1998.

Первый Национальный доклад Российской Федерации «Со­хранение биологического разнообразия в России: выполнение Россией обязательств по Конвенции о биологическом разнообра­зии». М., 1997.

 

 

 

 

 

 

3.Учебно-методические материалы

3.1. Методические рекомендации для преподавателей

 

Особое внимание преподавателей должно быть сосредоточено на проведении первого (вводного) занятия. От того, как оно будет проведено, зависит восприятие студентами не только данного преподавателя, но и учебной дисциплины в целом. В свою очередь успех или неуспех вводного занятия во многом предопределен не столько уровнем теоретических знаний преподавателя, сколько его методическими навыками, наличием опыта проведения занятий такого рода, це­ленаправленной подготовкой к нему.

I. Подготовка к первому (вводному) практическому занятию.

Она включает: а) определение (уточнение) и уяснение препода­вателем цели, задач и форм проведения практических занятий по земельному праву; б) уточнение почасового плана занятий для каждой учебной группы на основе Примерного почасового плана занятий, утвержденного кафедрой; в) определение форм проведения занятий; г) подбор конкретных учебных задач; д) оп­ределение порядка обеспечения студентов (учебных групп) не­обходимыми учебно-методическими материалами в случае, если предполагается использовать но­вые материалы, не вошедшие в опубликованные учебные посо­бия.

1.1. Подготовка преподавателя к первому (вводному) заня­тию начинается с определения (уточнения) и уяснения им цели, задач и форм проведения практических занятий (как вводного, так и всех последующих) по земельному праву. Здесь следует ис­ходить из того, что практическое занятие не тождественно семи­нарскому занятию (теоретическому семинару).

1.1.1. Цель практического занятия - научить студентов рабо­тать с земельным законодательством.

1.1.2. Такая цель предопределяет постановку следующих за­дач: а) активизировать теоретические знания студентов примени­тельно к конкретной практической ситуации (вопросу, спору и т.п.); б) научить студентов применять эти знания при решении практических дел, прежде всего — верно определять характер воз­никших правоотношений; в) научить студентов работать с зако­нодательством: находить правовые нормы, соответствующие воз­никшим правоотношениям, правильно читать и комментировать их и на этой основе — верно применять их; г) научить студентов правильно составлять основные типовые документы, оформляю­щие решение (консультацию, экспертизу и т.п.) по делам, спо­рам, связанным с применением земельного законодательства.

1.1.3. Занятия могут проводиться в следующих формах: а) ре­шение учебных дел (задач) с упором на практическую работу с текстами законодательных и иных нормативных правовых актов (основная форма); б) деловые игры (подготовка и проведение учебных судебных заседаний и т.п.); в) иные формы, позволяю­щие решать указанные выше цели и задачи практических заня­тий. В отдельных (исключительных) случаях практические заня­тия могут быть заменены на теоретические семинары с подготов­кой студентами докладов и (или) на встречу с приглашенными практическими работниками, с обязательным последующим об­суждением поставленных проблем.

 

2. Проведение первого (вводного) занятия. По содержанию первое (вводное) занятие, как правило, делится на четыре состав­ные части: организационную, информационную, методическую, заключительную.

2.1. Организационная часть вводного занятия предполагает:

а) представление преподавателя студентам; б) определение студента (как правило, старосты группы), с которым в дальнейшем будут решаться организационные вопросы; в) знакомство с составом группы, на основе поименного списка группы (список готовится заранее или составляется по поручению преподавателя старостой группы в начале занятия); г) установление преподавателем правил, которые будут действовать в случаях, если студен­ты опаздывают на занятия, пропускают занятия, не выполняют
домашних заданий и т.п.; д) установление преподавателем системы контроля знаний в течение семестра (контрольные, тестирование и т.п.) и др.                                                                                     

2.2. Информационная часть первого (вводного) занятия предполагает:  а)  предоставление  студентам  систематизированных сведений об учебном курсе (дисциплине), по которому будут вестись практические занятия; б) доведение преподавателем до студентов целей, задач, форм и порядка проведения практиче­ских занятий; в) информирование преподавателем студентов о формах контроля по итогам практических занятий (зачет, экза­мен); о порядке их проведения (форма приема: по билетам (вопросам), без билетов (вопросов), структура билетов (напри­мер, наличие в них не только теоретических вопросов, но и учебных дел (задач) и т.п.; г) информирование преподавателем студентов об учебно-методическом обеспечении практических занятий.

Под учебно-методическим обеспечением практических заня­тий по земельному праву понимается совокупность специальных учебно-методических материалов, которые рекомендуются студен­там для подготовки и проведения практических занятий для дости­жения поставленных целей и задач. К основным указанным мате­риалам относятся: а) материалы лекции по общему курсу земель­ного права; б) тексты учебных дел (задач), выбранных для решения на практических занятиях, как правило, в виде практикумов или распечаток; в) подборка материалов учебных дел (задач); г) тексты нормативных правовых актов, как правило, в виде сборников, ис­точников официального опубликования или их копий, из расчета не менее 1 текста на 2-х студентов; д) соответствующие учебные пособия и учебники.

2.3. Методическая часть первого (вводного) занятия предпола­гает: а) знакомство студентов с методикой решения учебных дел (задач); б) применение этой методики к решению «пробного» учебного дела (задачи).

2.4, Заключительная часть первого (вводного) занятия отво­дится для того, чтобы: а) подвести итоги; б) дать студентам до­машнее задание.

2.4.1. При подведении итогов занятия целесообразно: а) ак­центировать внимание студентов на тех основных теоретических положениях, которые были использованы для решения учебных дел (задач); б) напомнить студентам, как эти теоретические зна­ния помогли решить конкретные практические вопросы; в) об­ратить внимание студентов на наиболее типичные ошибки при работе с законодательством: при определении характера возник­ших правоотношений, нахождении соответствующих правовых норм, их прочтении и комментировании; г) обратить внимание студентов на наиболее типичные ошибки при составлении ос­новных типовых документов.

2.4.2. Домашнее задание включает: а) наименование темы и основных вопросов этой темы по Почасовому плану проведения практических занятий; б) тексты (номера по Практикуму) учеб­ных дел (задач), которые необходимо решить к следующему практическому занятию; при этом следует особо обратить внима­ние студентов на то, что учебные дела (задачи) должны быть ре­шены письменно; в) рекомендации преподавателя по перечню необходимых для решения заданных учебных дел (задач) норма­тивных правовых актов; г) рекомендации преподавателя по пе­речню необходимых для решения учебных дел (задач) актов су­дебной практики (решения по конкретным делам, акты высших органов судебной власти и др.); д) рекомендации преподавателя по основным литературным источникам, которые содержат тео­ретические основы решения домашних учебных дел (задач).

 

 

 

3.2.Практикум по дисциплине

 

Семинар 1.

 Предмет и система  земельного права

Цель занятия: определить специфические черты земельных отношений как предмета земельного права, методы, систему и принципы земельного права.

Вопросы:

 

1.     Земля как природный объект, природный ресурс и недвижимость. Земельные отношения как предмет земельного права: понятие и особенности.

2.    Концепции земельного права. Соотношение земельного права с конституционным, экологическим, гражданским, административным и другими отраслями права.

3.    Метод земельного права. Система земельного права.

4.    Принципы земельного права.

 

Темы докладов:

 

1.    Исторический опыт земельных реформ в России.

2.    Проблемы разграничения гражданского и земельного законодательства в регулировании земельных отношений.

3.    Концепции земельного права.

 

 Источники земельного права

 

Цель занятия: определить круг источников земельного права.

Вопросы:

1.    Понятие и система источников земельного права.

2.    Конституционные основы земельного права.

3.    Законодательные акты как источник земельного права. Земельный кодекс Российской Федерации.

4.    Подзаконные акты Российской Федерации.

5.    Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

6.    Нормативные правовые акты органов местного самоуправления

7.    Нормативные договоры как источники земельного права.

8.    Государственные стандарты, строительные, санитарные, природоохранные нормы и правила, иные специальные нормы и правила.

 

Нормативные  правовые акты и  литература:

 

Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Росс.газ. 1993. 25 декабря.

Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. №2395-1 в ред. ФЗ от 3 марта 1995 г. №27 с изм. ФЗ от  26 июня 2007 г. № 118-ФЗ // СЗ РФ. 1995. №10. Ст. 823; 2007. № 27. Ст.3213.

             Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. с изм. от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2007. № 27. Ст. 3213.

Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. с изм от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2007. № 27. Ст. 3213.

          Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ с изм. от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594; 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5498.

          Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ с изм. от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801; 2007. № 27. Ст. 3213.

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ с изм. от 10 мая 2007 г. № 69-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст.4147; 2007. № 21. Ст. 2455.

            Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. с изм. от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 21.

          Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ с изм. от 5 февраля 2007 г. № 11-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018; 2007. № 7. Ст. 832.

          Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ. // СЗ. РФ. 2006. № 50. Ст. 5278

          Федеральный закон от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 27. Ст. 3213.     

          Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4017.

          Федеральный закон от 21 июля 2008 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» // СЗ РФ. 2008. № 30 (часть1). Ст.3597.

 

         

Акты судебных органов

 

            Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 6 в ред. от 25 октября 1992 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» // БВС РФ. 1992. № 7; 1997. № 1.

          Постановление Пленума ВАС РФ  №11 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» //ВВАС РФ. 2005. №5.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 ноября 1997 г. № 21 «Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости» // ВВАС РФ. 1998. №1.

          Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. №61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» // ВВАС РФ. 2001. №5.

         

Информационное письмо Президиума ВАС РФ  от 16 февраля 2001 г. № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // ВВАС. 2001. № 4.   

 

Литература :

Адиханов Ф.Х. Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений в условиях рынка земли // Государство и право. 2001. № 1. 

         Боголюбов С.А. Единое российское правовое пространство и земельная реформа // Журнал российского права. 2001. № 11.

        Витрянский В.Я. Правовое регулирование имущественных (обязательственно-правовых) отношений в Земельном кодексе Российской Федерации // Экологическое право. 2003. №1.

Волков Г.А. Кодификация земельного законодательства в рамках правовой реформы в России // Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций 1995-1998 гг. М., 1999. С. 78.

Волков Г.А. Принципы земельного права России. М., 2005.

Галиева Р. Субъекты и объекты земельных прав // Российская юстиция. 2002. № 10.

Галиновская Е.А. Вопросы систематизации земельного законодательства // Журнал российского права. 2000. № 7.

Голиченков А.К. Новый Земельный кодекс Российской Федерации: история, отличительные черты, значение // Экологическое право. 2003. № 1. 

Гусев Р. Общие положения Земельного кодекса. Попытка научно-практического анализа // Закон. 2002. № 3.

Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике // Государство и право. 1994. № 1.

Дягтерев А.В. Земля- объект земельных и гражданских правоотношений // Право и экономика. 2005. №2.

Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенденции развития. М.,1999.

Краснов Н.И. Земельная реформа и земельное право в современной России // Государство и право. 1993. № 2.

Крассов О.И. Юридическое понятие «земельный участок» // Экологическое право. 2004. № 2.

Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе. Одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (протокол №12 от 17 февраля 2003 г.)

Мисник Н.Н. К понятию земельного участка // Государство и право. 2005. № 10.

          Панкратов И.Ф. Новый гражданский кодекс и земельное законодательство // Законодательство и экономика. 1996. № 5-6.

Предмет земельного права в условиях рынка. Научная дискуссия на Ломоносовских чтениях // Вестник МГУ. Серия 11. Право.1992. № 5.

Уваров А. Некоторые аспекты регулирования земельных отношений органами местного самоуправления // Хозяйство и право. 2003. № 6.

            Суханов Е.А. Земля как объект гражданского права // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1992. № 5. 

            Сыродоев Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. 2001. № 4.

  Сыродоев Н.А. Земля как объект гражданского оборота // Государство и право. 2003. № 8.

 Сыродоев Н.А. Земельный кодекс Российской Федерации в системе российского законодательства // Экологическое право. 2003. № 1.

Чмыхало Е.Ю. Правовое регулирование земельных отношений на региональном уровне // Журнал российского права. 1999. № 3/4.

 

 

Семинар 2

Тема:   Право собственности на землю

Цель занятия: определить понятие, содержание, специфические черты и

формы права собственности на землю.

Вопросы:

 

1.    Понятие, содержание, специфические черты права собственности на землю. Ограничения права собственности на землю.

2.    Формы собственности на землю по законодательству Российской Федерации:

2.1.             Публичная собственность. Проблемы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

2.2.             Частная собственность

 

Тема : Иные права на земельные участки

Цель занятия: определить иные кроме права собственности права на земельные участки, уяснить их содержание.

Вопросы:

1.   Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.    

     2.   Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

3.   Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).                              

4    Право безвозмездного срочного пользования.

     5.   Аренда земельных участков.

     6.    Государственная регистрация прав на землю.

 

Нормативные правовые акты и  литература:

 

          Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // РГ. 1993. 25 декабря.   

             Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. с изм. от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2007. № 27. Ст. 3213.

Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. с изм от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2007. № 27. Ст. 3213.

          Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, в ред.24 июля 2007 г.  № 214-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594; 2007. 2007. № 31. Ст. 4011.

          Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ с изм. от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801; 2007. № 27. Ст. 3213.

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ с изм. от 10 мая 2007 г. № 69-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст.4147; 2007. № 21. Ст. 2455.

            Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. с изм. от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 21.

          Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, в ред. от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4148; 2007. № 13. Ст. 851.

       Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178, в ред. от  24 июля 2007 г. № 212-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 25;  2007. № 31. Ст. 4009.

 Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ с изм. от 5 февраля 2007 г. № 11-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018; 2007. № 7. Ст. 832.

Федеральный закон  «О государственных и муниципальных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ, в ред. от 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746; 2007. № 31. Ст. 4009.

       Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ, в ред. от 29 декабря 2006 г.№ 258-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч.1). Ст. 16.; 2007. № 1. Ст. 17.

       Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. 191-ФЗ, в ред. от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ// СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 17; 2006. № 52 (1 ч.). Ст.5498.

        Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1(часть 1). Ст. 14.

        Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2006 г. №258-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст.15; 2007. №1 (1 ч.). Ст.17.

Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ. // СЗ. РФ. 2006. № 50. Ст. 5278

          Федеральный закон от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 27. Ст. 3213.     

          Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ«О государственном кадастре недвижимости» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4017.

          Федеральный закон от 21 июля 2008 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» // СЗ РФ. 2008. № 30 (часть1). Ст.3597.         

Постановление Правительства РФ «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» от 11 ноября 2002 г. № 808 // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4587.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2006 г. № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю» // СЗ РФ, 2006. № 28. Ст. 3074.

Постановление Правительства РФ от 301 августа 2006 г. № 531 «Об утверждении правил направления копии деклараций об объекте недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано, органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества» // СЗ РФ. 2006. № 36. Ст. 3836.

Распоряжение Минимущества РФ «Об утверждении примерных форм решений о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду и договоров купли-продажи, безвозмездного срочного пользования и аренды земельных участков» от 2 сентября 2002 г. № 3070-р. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2002 г. Регистрационный № 3833 // БНА ФОИВ. 2002. № 44.

Приказ Росрегистрации от 29 августа 2006 г. № 416 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок»». Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 августа 2006 г. № 8183 // БНА. 2006. № 36.

Приказ Минэкономразвития РФ от 17 августа 2006 г. № 244 « Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества». Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 августа 2006 г. № 8182 // БНА. 2006. № 36.

Закон Кемеровской области от 4 июля 2002 г. № 49-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской в области в сфере земельных отношений» // Кузбасс. 2002. 9 июля.

Закон Кемеровской области  от 12 июля 2006 г. № 105-ОЗ «О внесении изменений в Закон КО от 4 июля 2002 г. № 49-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской в области в сфере земельных отношений» // Кузбасс. 2006. 19 июля. Приложение «Официально».

Закон Кемеровской области от 12 июля 2006 г. № 108-ОЗ «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области и внесении дополнений в статью 10 Закона Кемеровской области «О порядке решения вопросов местного значения муниципальными образованиями в переходный период» // Кузбасс. 2006. 19 июля. Приложение «Официально».

Закон Кемеровской области от 29 сентября 2006 г. № 115-ОЗ «О порядке решения вопросов местного значения муниципальными образованиями Кемеровской области в переходный период» // Кузбасс. 2006. 20 октября.

Закон Кемеровской области от 30 июля 2007 г. № 100-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере распоряжения земельными участками в административном центре Кемеровской области»// Кузбасс. 2007. 11июля. Приложение «Официально».

Распоряжение Администрации Кемеровской области от 26 июля 2002 г. № 506-р «О специальном органе исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющем отдельные полномочия в сфере земельных отношений»// Кузбасс. 2002. 1 августа.

 

Акты судебных органов

 

          Постановление Пленума ВАС РФ № 8 от 25 февраля 1998 г. «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // ВВАС РФ.1998. №10.

        Постановление Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» // ВВАС РФ. 2005. № 5.

        Информационное письмо Президиума ВАС РФ  от 16 февраля 2001 г. № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // ВВАС. 2001. № 4.

 

          Литература:

Вахаев М.Х. Дискуссионные вопросы частной собственности на землю в России // Журнал российского права. 2006. № 5.

Воинов В.В., Можаев И.С., Хаустов Д.В., Шаповалов С.Ю. Актуальные проблемы расчета платы при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования и при приобретении собственниками недвижимости находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков // Экологическое право. 2005. № 6.

Волков Г.А., Голиченков А.К., Хаустов Д.В. Проблемы совершенствования правового регулирования публичных сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений // Экологическое право. 2006. № 2.

Габучева С.А. Публичные ограничения имущественных прав на землю // Юрист. 2006. № 2.

Горбачев А.Н. Свобода совести: земельно-правовой аспект // Экологическое право. 2006. № 4.

          Добрачев Д.В. Размер арендной платы как существенное условие договора аренды земельного участка // Журнал российского права. 2005. № 7.

Жариков Ю.Г. Продажа земельных участков: аукцион и конкурс // Юридический мир. 1998. № 2.

Закройщикова Д. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками // Хозяйство и право. 2003. № 7.

Ибрагимов К.Х. Вопросы земельно-правовой собственности // Журнал российского права. 2006. № 10.

Иконицкая И.А. Некоторые теоретические вопросы права государственной собственности на землю // Журнал российского права. 2006. № 12.

          Евсегнеев В.А. Собственность на землю в фокусе интересов // Журнал российского права. 2004. № 8.

          Евсегнеев В.А. Земля как хозяйственная ценность: право и экономика. М., 2008.

          Ельникова Е.В. Право постоянного (бессрочного) пользования. Новеллы законодательства и проблемы правоприменения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. №10.

Емелькина И.А. Вопросы оборота земельных участков и прав на них // Закон. 2005. № 11.

Ерш А.В. Права арендатора на земельный участок при аренде зданий и иных сооружений // Журнал российского права. 2002. № 7.                

          Клюкин Б.Д. Договор аренды земельного участка // Закон. 2005. № 3.      

          Колов А.Ю. Вещные права на земельный участок в России. Томск, 2004.

          Копылов А.В. Вещные права на землю. М., 2000.

Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М., 2000.

          Лащенов А.В., Гаврилюк М.Н. О нормировании предельных размеров земельных участков // Государство и право. 2004. № 7.

          Малова Н.Б. Принципы разграничения государственной собственности на землю // Современное право. 2006. № 11.

          Малая Т.Н. Пределы свободы  волеизъявления завещателя по распоряжению земельным участком // Экологическое право. 2006. № 4.

          Малеина М.Н. Правовые аспекты установления и прекращения публичного земельного сервитута // Журнал российского права. 2004. № 12.

          Машукова В.А. Право собственности на землю граждан и юридических лиц // Юрист. 2005. № 3.

          Медведев С. Земельный сервитут в контексте земельного и гражданского законодательства // Хозяйство и право. 2003. № 11.

          Мищенко О. Разграничение госсобственности на землю // ЭЖ-Юрист. 2006. № 22. 

Пятков Д.В., Фролов О.В. Право ограниченного владения земельным участком: быть или не быть? // Журнал российского права. 2004. № 7. 

Романова Г.В. Гражданско-правовое регулирование договора аренды земельного участка: теория и практика // Юрист. 2006. № 1.

Сыродоев Н.А. Регистрация прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним // Государство и право. 1998. № 8.

          Федорова Н. Правовые основания заключения и расторжения договора аренды земельного участка // Право и экономика. 2003. № 2.

          Хмелева Т.И. Основные коллизии гражданского и земельного законодательства в вопросах распоряжения собственностью // Закон. 2005. № 11.

 

Задачи

 

1. Предприниматель Иванова обратилась в администрацию г. Березовский с заявлением о выкупе земельного участка, на котором находится ее магазин. Здание под магазин она приобрела у гражданина Сидоренко в 2001 году по договору купли-продажи. Администрация отказала предпринимателю на том основании, что до настоящего времени разграничение государственной собственности на землю не произведено, а потому  органы местного самоуправления не могут предоставить ей земельный участок в собственность.

          Дайте правовую оценку ситуации.

 

 

2. Тимонин, имеющий в садоводческом товариществе земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, в 1993 году приобрел  земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения для личного подсобного хозяйства. В 2003 году он обратился в органы местного самоуправления с заявлением о бесплатной приватизации  данных участков, однако получил отказ.

          Дайте правовую оценку ситуации.

 

3. В 2005 году ООО «Восход» приобрело в собственность у ОАО «Завод оптических приборов» здание площадью 2820 кв.м.

          Земля под производственным комплексом принадлежала открытому акционерному обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.

          ООО «Восход» обратилось в местную администрацию с просьбой оформить земельный участок, необходимый для использования здания, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

          Администрация в просьбе отказала и предложила обществу с ограниченной ответственностью выкупить земельный участок в собственность либо оформить его на праве аренды. ООО «Восход» расценило отказ администрации как неправомерный, поскольку полагало, что в порядке ст. 35 ЗК РФ к ним переходят права на землю, которыми обладал продавец недвижимого имущества.

          Решите дело.

 

 

4. ТОО «Ильинскналадка» обратилось в Комитета по управлению имуществом Хабаровского края с заявлением о приватизации нежилого здания, расположенного в селе Ильинка Хабаровского края. Решением № 430 от 4 ноября 1993 года здание было приватизировано. В 2001 году ТОО «Ильинскналадка» продает здание обществу с ограниченной ответственностью «Экспедиция». В августе 2002 года ООО «Экспедиция» заключило договор купли-продажи земельного участка, на котором находится здание, с муниципальным образованием «Село Ильинка» и обратилось в  учреждение юстиции с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок. Однако учреждение юстиции отказало обществу в регистрации , поскольку договор купли-продажи от имени продавца совершен муниципальным образованием, не имевшим права распоряжаться данным земельным участком.

ООО "Экспедиция" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа учреждения юстиции в регистрации права собственности общества на земельный участок площадью 3600 кв. метров, расположенный в селе Ильинка Хабаровского края, и обязании учреждения юстиции произвести указанную регистрацию.

  Решите дело.

           

                   

 

5. Между обществом "Севкабель" (арендодателем) и обществом "Инномед+" (арендатором) заключен договор от 19.12.2001 N 325 об аренде земельного участка с правом его выкупа.

Согласно названному договору арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды с правом выкупа земельный участок (кадастровый номер 78:2122:5), находящийся по адресу: Санкт-Петербург, Кожевенная линия, д. 36, литер А, площадью 3755 кв. м (далее - земельный участок).

Порядок выкупа земельного участка предусмотрен пунктом 8 договора, в силу которого арендованный участок переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей выкупной цены. Заявление арендатора о выкупе земельного участка является основанием для начала процедуры оформления его купли-продажи. Выкупная цена определяется сторонами на момент подачи заявления арендатора о выкупе земельного участка в собственность путем получения от независимого оценщика, назначаемого по согласованию сторон, заключения о его рыночной стоимости, подтвержденного рецензией государственного учреждения "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости".

Общество "Инномед+", воспользовавшись предоставленным ему по договору правом, до истечения срока действия договора - 08.10.2002 г. направило в адрес арендодателя заявление о выкупе земельного участка, однако получило отказ на том основании, что в договоре не согласована цена. 

Общество «Инномед» обратилось в  Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании права собственности на земельный участок.

Решите дело.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!