Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Уважаемые студенты!
Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.
Срок исполнения заказа от 1-го дня.
Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru
С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru
ГЛОССАРИЙ
«А»
Агролесомелиорация земель - состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относятся следующие виды мелиорации земель: противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях; полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения; пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений. Статья 7 ФЗ «О мелиорации земель».
Акты земельного законодательства – ст. 2 ЗК РФ включает в состав земельного законодательства Земельный кодекс, федеральные законы и законы субъектов РФ.
Арендная плата – одна из форм платы за землю, существенное условие договора аренды земельного участка. Арендная плата устанавливается как в форме периодических и единовременных платежей, так и в иных формах, в том числе оказания услуг, передачи вещи, доли от получаемой продукции и т.д. Орган государственной власти устанавливает принципы определения арендных платежей за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
«Б»
Безвозмездное срочное пользование – один из видов прав на земельный участок. По договору безвозмездного срочного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает земельный участок (часть земельного участка) в безвозмездное пользование на определенный срок другой стороне, а последняя обязуется использовать земельный участок (часть земельного участка)в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, соблюдать земельное, природоресурсное, природоохранное, градостроительное и иное законодательство и вернуть земельный участок (часть земельного участка) в состоянии, пригодном для его дальнейшего целевого использования.
Бесхозяйный земельный участок – земельный участок, собственник которого от него отказался посредством подачи заявления об отказе от земельного участка в орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Бечевник – полоса суши шириной не более 20 м вдоль берегов водных объектов, предназначенная для общего пользования (без использования транспорта).
«В»
Вещные права на земельные участки – право собственности на земельный участок и производные от него следующие иные права: право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и сервитут.
Внутрихозяйственное землеустройство - мероприятия по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (п. 1 ст. 68 ЗК).
Возмещение вреда, причиненного земельным правонарушением – обязанность лиц, по вине которых был причинен вред. Это гражданско-правовая ответственность за совершение различных земельных правонарушений (самовольного занятия земельного участка, самовольного строительства, захламления, загрязнения земельного участка и проч.). Вред подлежит возмещению в полном объеме (убытки и упущенная выгода). Вред, причиненный земле, исчисляется по методикам, а при их отсутствии по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния земли, в том числе с учетом восстановительных и рекультивационных работ.
Выбор земельного участка для строительства – первая стадия процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Правовое регулирование осуществляется ст. 31 ЗК.
Выкуп земельного участка – применяется в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок выкупа земельного участка установлен ст. 49 и 55 ЗК и ст. 279 – 282 ГК.
«Г»
Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд – предусмотренные земельным законодательством меры защиты собственников и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, при изъятии у них земельных участков. Правовую основу составляет ст. 63 ЗК.
Генеральный план поселения – главный градостроительный документ поселения, определяющий в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселений, зонирование территорий поселений, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию. Это перспективный градостроительный документ, определяющий на 10-15 лет территориальное устройство поселения.
Гидромелиорация земель – состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений. К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель. Статья 6 ФЗ «О мелиорации земель».
Государственная кадастровая оценка земель – одна из экономических характеристик земель, определяет стоимость земель различного целевого назначения для установления ставок земельного налога, размера арендной платы, применяется в иных установленных законом случаях. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Государственные природные заказники – один из видов особо охраняемых природных территорий. В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.
Государственные природные заповедники – один из видов особо охраняемых природных территорий. В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» это природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения с правами юридического лица, имеющие целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Государственный кадастр недвижимости – систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» недвижимом имуществе, а также сведения о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственный кадастровый учет земельных участков ведется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Государственный земельный контроль – один из видов земельного контроля, осуществляемый в соответствии со ст. 71 ЗК специально уполномоченными государственными органами. Основная задача такого контроля заключается в проверке соблюдения земельного законодательства, требований охраны и использования земель всеми субъектами земельных отношений.
Государственный кадастровый учет земельных участков - действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Государственный мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель, является составной частью государственного мониторинга окружающей среды. Ведется на основе ст. 67 ЗК и Положения об осуществлении государственного мониторинга земель, утв. постановлением Правительства.
Градостроительный регламент – согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
«Д»
Дачный земельный участок – земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Статья 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Деградация земель сельскохозяйственного назначения – ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий (ст. 1 ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»).
Дендрологические парки и ботанические сады – одна из категорий особо охраняемых природных территорий; природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, осуществления научной, учебной и просветительской деятельности.
Добровольный отказ от земельного участка – одно из оснований прекращения права собственности на земельный участок посредством подачи заявления об отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права (ст. 53 ЗК РФ). При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи (ст. 225 ГК).
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения заявление об отказе от указанного права подается в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.
«Е»
Единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости – один из принципов земельного законодательства, предусмотренный пп.5 п. 1 ст. 1 ЗК. Правовое выражение этот принцип находит в ст. 35, 36, 40 ЗК.
«З»
Заявление о предоставлении земельного участка – письменное заявление, направляемое дееспособным гражданином или юридическим лицом, заинтересованными в получении земельного участка, в соответствующий исполнительные органы государственной власти или в органы местного самоуправления. В заявлении указываются: предполагаемое местоположение земельного участка, площадь, цель использования земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Закон устанавливает перечень дополнительных документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка. Например, технико-экономическое обоснование, соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, документы, подтверждающие права на здания, строения, сооружения и т.п.
Зеленая зона – пригородная зеленая зона, составная часть пригородной зоны города, выполняющая санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которой запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду.
Земельная доля – объект земельных отношений, но ст. 6 ЗК не выделяет ее в качестве самостоятельного объекта земельных отношений. Статья 15 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет земельную долю как долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельное правонарушение – виновное, противоправное действие или бездействие, посягающее на установленный порядок использования и охраны земель, причиняющее вред или создающее реальную угрозу причинения вреда земле, собственнику земельного участка, землевладельцу, землепользователю.
Земельные отношения - отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земельные участки, изъятые из оборота – земельные участки, которые не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами гражданско-правовых сделок и которые находятся в федеральной собственности. Перечень таких земель установлен п. 4, п. 8 ст. 27 ЗК.
Земельные участки общего пользования – земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК).
Земельные участки, ограниченные в обороте – земельные участки, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и находятся в государственной или муниципальной собственности. Перечень таких земельных участков установлен п. 5 ст. 27 ЗК.
Земельный участок – один из объектов земельных отношений; часть земной поверхности земли, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК).
Земельный налог – одна из форм платы за землю; устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности.
Землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения (п. 3 ст. 5 ЗК).
Землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования (п. 3 ст. 5 ЗК).
Землеустройство - включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Статья 68 ЗК и ФЗ «О землеустройстве».
Земли дендрологических парков и ботанических садов – один из видов земель в составе земель особо охраняемых природных территорий. Земли дендрологических парков и ботанических садов находятся в государственной собственности и предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование дендрологическим паркам и ботаническим садам, а также научно-исследовательским и образовательным учреждениям.
Земли водного фонда – ст. 102 ЗК; одна из категорий земель в Российской Федерации. К землям водного фонда относятся земли. покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах и земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Земли водоохранных зон водных объектов - территории, примыкающие к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.
Земли государственных природных заказников – входят в состав земель особо охраняемых природных территорий. Земли в пределах территории, объявленной государственным природным заказником, находятся в государственной собственности.
Земли государственных природных заповедников – входят в состав земель особо охраняемых природных территорий; являются федеральной собственностью и предоставляются заповедникам как государственным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земли государственных природных заповедников полностью изъяты из оборота.
Земли закрытого административно-территориального образования (земли ЗАТО) – расположены в пределах границ закрытого административно-территориального образования. ЗАТО – это имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Земли запаса – самостоятельная категория земель; земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель. Использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию в порядке ст. 8 ЗК.
Земли лесного фонда – самостоятельная категория земель; к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) – ст. 101 ЗК. Отсюда определяется состав земель лесного фонда: лесные и нелесные земли.
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов - предназначены для лечения и отдыха населения и относятся к землям особо охраняемых природных территорий. Ими являются территории, обладающие природными лечебными ресурсами, благоприятным климатом и пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
Земли населенных пунктов – в соответствии со ст. 83 ЗК это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территории.
Земли национальных парков – относятся к землям особо охраняемых природных территорий, являются федеральной собственностью и не подлежат приватизации. Земельные участки в пределах границ национальных парков предоставляются им как учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование.
Земли обороны и безопасности - земли, предназначенные для обеспечения деятельности вооруженных сил РФ, войск Пограничной службы, других войск, воинских формирований, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ и охране государственной границы, безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях.
Земли особо охраняемых территорий и объектов – одна из категорий земель в Российской Федерации. К землям особо охраняемых территорий и их объектов относятся земли, которые имеют особо ценное значение (природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное) и которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота. Состав земель данной категории определен ст. 94 ЗК.
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения – одна из самостоятельных категорий земель в Российской Федерации. Это земли, расположенные за пределами черты поселения и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации промышленных и иных специальных объектов.
Земли сельскохозяйственного назначения – одна из категорий земель в Российской Федерации. Это земли за чертой поселения, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земля – природный объект (основа жизни) и природный ресурс (основа деятельности), выполняет экологическую и социально-экономическую функции, а также политическую функцию. Земля может выступать в качестве объекта недвижимости, права собственности и иных прав.
Зонирование градостроительное – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (ст.1 Градостроительного кодекса РФ).
«И»
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд – одно из оснований прекращения прав на земельные участки. Исключительные случаи изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд определены ст. 49 ЗК. К ним относятся: 1) выполнение международных обязательств Российской Федерации; 2) размещение следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иные обстоятельства в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Инвентаризация земель – мероприятия по уточнению или установлению местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявлению неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.
«К»
Кадастровая стоимость земельного участка – устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. До установления кадастровой стоимости земельного участка применяется нормативная цена земли.
Кадастровый номер земельного участка – номер земельного участка, присвоенный ему в результате его государственного кадастрового учета. Кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера земельного участка в этом квартале.
Кадастровый паспорт земельного участка – выписка из государственного кадастра недвижимости, содержащая необходимые сведения о земельном участке. Выдается органом кадастрового учета для целей регистрации прав на земельные участки и сделок с ними.
Категория земель – термин «категория» имеет греческое происхождение и обозначает признак, совокупность признаков либо группу предметов, объединенных общностью каких-нибудь признаков. Понятие «категория земель» используется в земельном законодательстве в отношении группы земель, объединенных целевым назначением. Подразделение земель на определенные категории имеет своей задачей упорядочение их использования в интересах настоящего и будущего поколений.
Консервация земель - изъятие земель из оборота и использования в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий. Допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом.
Консервации подлежат земли, имеющие просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов; земли, загрязненные радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Конфискация земельного участка – одно из оснований принудительного прекращения права собственности на земельный участок, при котором земельный участок безвозмездно изымается у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления.
Крестьянское (фермерское) хозяйство - представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции) основанную на личном участии. КФХ осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Членами фермерского хозяйства могут быть:
супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;
граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.
Культуртехническая мелиорация земель - состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды: расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха; расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов; мелиоративная обработка солонцов; рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы; проведение иных культуртехнических работ. Статья 8 ФЗ «О мелиорации земель».
«Л»
Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. ЛПХ может вестись как индивидуально, так и совместно. При совместном ведении ЛПХ участниками могут быть только члены семьи гражданина, проживающие с ним или нет.
Льготы по земельному налогу – освобождение (полное или частичное) отдельных категорий лиц, использующих земельные участки, от обязанности уплачивать земельный налог. Налоговый кодекс РФ освобождает от уплаты земельного налога ряд предприятий и организаций. Установление льгот по оплате земельного налога и решение вопроса о полном освобождении от оплаты земельного налога относится к компетенции представительных органов местного мамойправления.
«М»
Межевание земельного участка – мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Межевание объектов землеустройства – работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определением их координат.
Межевание территории населенного пункта – одна из форм рациональной организации территории городского или сельского поселения и осуществляется посредством мероприятий по определению границ застроенных и подлежащих застройке территорий в соответствии с градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки в целях обеспечения права населения на благоприятную среду жизнедеятельности и упорядочения использования земель поселения.
Мелиорация земель - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. Статья 2 ФЗ «О мелиорации земель».
Муниципальный земельный контроль – один из видов земельного контроля (ст. 72 ЗК), осуществляемый органами местного самоуправления.
«Н»
Нецелевое использование земельного участка – использование земельного участка с нарушением целевого назначения категории земель, в составе которой он находится, и его целевого (разрешенного) использования.
Нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Статья 25 Закона РФ «О плате за землю». Взамен нормативной цены земли Земельный кодекс РФ вводит кадастровую стоимость земельного участка, который является аналогичным по содержанию.
Нормы предоставления земельных участков – предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Порядок определения норм предоставления земельных участков определен ст. 33 ЗК.
«О»
Обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Общественный земельный контроль – один из видов земельного контроля (ст. 72 ЗК), осуществляемый органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями, гражданами. Задача общественного земельного контроля заключается в проверке соблюдения установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих предусмотренные земельным законодательством права и интересы граждан и юридических лиц, а также соблюдения требований использования и охраны земель.
Объекты земельных отношений – земля, земельный участок и части земельных участков (ст. 6 ЗК). Земельная доля является объектом земельных отношений только в силу ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
Ограничения прав на землю – установленные нормативным правовым актом условия и запреты на осуществление определенных видов хозяйственной и иной деятельности, как правило, стесняющих правообладателя земельного участка при осуществлении его права на земельный участок. Статья 56 ЗК устанавливает ограничения прав на землю в зависимости от местоположения земельных участков (охранные, санитарно-защитные зоны, памятники природы, истории и культуры и проч.). Отсюда, особые условия использования земельных участков, охраны окружающей среды, начала и завершения застройки и т.п.
Охрана земель - деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, граждан и их объединений, направленная на сохранение земли, в том числе по сохранению и повышению плодородия почв, предотвращению их загрязнения, захламления и истощения.
«П»
Платность использования земли – один из принципов земельного законодательства (пп.7 п.1 ст. 1 ЗК). Предусмотрено две формы платы за землю: земельный налог и арендная плата. Элементом экономического регулирования земельных отношений является и оценка земли (кадастровая стоимость и рыночная стоимость земельного участка).
Пожизненное наследуемое владение – вещное право на земельный участок; является одним из древнейших прав на земельный участок. Это право окончательно сформировалось во времена Римской Империи. История возникновения права пожизненного наследуемого владения на территории Российского государства берет свое начало с XIV в. Следует отметить, что после 1917 г. институт пожизненного наследуемого владения (чиншевое право) в России утратил свою актуальность. Титул пожизненного владения был закреплен в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. Субъектом этого права мог быть только гражданин. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФ не допускается. При этом право пожизненного наследуемого владения, приобретенное гражданами до введения ЗК, сохраняется.
Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком – вещное право на землю; явилось следствием становления и развития послереволюционного законодательства, начиная с Декрета «О земле» 1917 г. и более четко регламентировалось в Основах земельного законодательства 1968 г. В период проведения реформ 80 – 90-х гг. изменился порядок и принципы землепользования граждан. Им предоставляется возможность приватизировать земельные участки, находящиеся в их бессрочном пользовании. Поэтому основной категорией субъектов права постоянного пользования остаются юридические лица, как правило, государственные и муниципальные предприятия и учреждения. С принятием ЗК РФ земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются (ст. 23). Это положение касается всех граждан и юридических лиц. В порядке исключения названы три категории субъектов, земельные участки которым могут быть предоставлены на рассматриваемом праве: 1) государственные и муниципальные учреждения; 2) федеральные казенные предприятия; 3) органы государственной власти и местного самоуправления.
Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Право собственности на землю – рассматривается как правовой институт и, как субъективное право. Право собственности на землю как правовой институт имеет комплексный характер, правовые нормы, регулирующие отношения по владению, пользованию и распоряжению земельным участком закреплены в земельном, гражданском и ином законодательстве. Субъективное право собственности на землю предполагает возможность собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком.
Правовое зонирование – деятельность органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований.
Правовой режим земель – может рассматриваться в четырех аспектах: 1) правовой режим земель (общий правовой режим); 2) правовой режим определенной категории земель (особенный правовой режим) 3) правовой режим видов земель определенной категории (специальный правовой режим); 4) правовой режим конкретного земельного участка либо части земельного участка (конкретный правовой режим).
Правовой режим земель представляет собой установленный правовыми нормами порядок использования и охраны земель в зависимости от их целевого назначения. Так, правовой режим земель поселений – установленный нормами земельного и градостроительного законодательства порядок использования и охраны земельных участков в пределах черты поселения, определяющий права и обязанности субъектов прав на землю посредством планирования, территориального зонирования и регулирования застройки для обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности населения и устойчивого развития поселения.
Пригородные зоны – в состав пригородных зон включаются земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений (п.1 ст. 86 ЗК). На территории пригородной зоны осуществляется зонирование, для каждой зоны (сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города, зеленые зоны), входящей в состав пригородной зоны определяется режим использования.
Принципы земельного законодательства - основополагающие начала, которые определяют содержание земельного законодательства и права. Статья 1 ЗК РФ закрепляет основные принципы земельного права и законодательства. Перечень принципов не является исчерпывающим. Федеральными законами устанавливаются и иные принципы. Например, принципы ведения государственного земельного кадастра (ФЗ «О государственном земельном кадастре»), принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения (ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Производственный земельный контроль – один из видов земельного контроля (ст. 73 ЗК); осуществляется в отношении конкретного земельного участка (части земельного участка) его собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами в ходе их хозяйственной деятельности на данном земельном участке (части земельного участка).
Публичная собственность на землю – земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Ст. 16 – 19 ЗК РФ.
Публичный земельный сервитут – вещное право на земельный участок; устанавливается нормативным правовым актом, если это необходимо для обеспечения интересов государства (Российской Федерации и субъекта РФ), органа местного самоуправления или населения муниципального образования. Обязательным условием установления публичного сервитута является его обсуждение с населением путем общественных слушаний (ст. 23 ЗК). Перечень государственных, муниципальных и общественных нужд, для которых может устанавливаться публичный сервитут определен в п.3 ст. 23 ЗК и является исчерпывающим.
«Р»
Разграничение государственной собственности на землю – ранее осуществлялось в порядке установленном ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. В настоящее время разграничение осуществляется в порядке ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ». Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.
Разрешенное использование земельного участка – использование земельного участка в соответствии с его конкретным целевым использованием, т.е. это вид использования конкретного земельного участка, который определяется при его предоставлении, налагает определенные права и обязанности на лиц, использующих земельные участки, и может изменяться в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством.
Резервирование земельных участков – одно из оснований для отказа в предоставлении земельного участка в частную собственность (п.4 ст. 28 ЗК), предполагает (на перспективу) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Резервирование осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 70.1 ЗК, п.7 ст. 90 ЗК, п.5 ст. 95 ЗК, п. 3 ст. 102 ЗК.
Резервные земли для развития города (территории резерва) – являются составной частью пригородной зоны города, предназначены в соответствии с градостроительной документацией для развития города (застройки, расширения черты города). Определение генеральным планом резервных территорий и включение их в черту города не является резервированием территорий.
Реквизиция земельного участка – является временным изъятием земельного участка у его собственника по решению уполномоченных исполнительных государственных органов в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз, в том числе стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий, при условии возмещения собственнику земельного участка причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции. Статья 51 ЗК РФ.
Рекультивация земель – мероприятия по восстановлению нарушенного состояния земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв. Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Рыночная стоимость земельного участка – наиболее вероятная цена, по которой земельный участок может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Рыночная стоимость земельного участка зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей; от ожидаемой величины, срока и вероятности получения дохода от земельного участка за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании без учета доходов от иных факторов производства, привлекаемых к земельному участку для предпринимательской деятельности; от изменения его целевого назначения, разрешенного использования, прав иных лиц на земельный участок, разделения имущественных прав на земельный участок; от его местоположения и влияния внешних факторов.
Рыночная стоимость земельного участка не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности. При определении рыночной стоимости принимаются во внимание: целевое назначение и разрешенное использование; преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности оцениваемого земельного участка; перспективы развития района, в котором расположен земельный участок; ожидаемые изменения на рынке земли и иной недвижимости; текущее использование земельного участка.
«С»
Садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Самовольное занятие земельного участка – правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность. Выражается в использовании земельного участка без правовых оснований (отсутствие правоустанавливающего документа, без разрешения собственника, без документов на осуществление определенной хозяйственной деятельности).
Самовольное строительство – правонарушение, за которое установлена административная ответственность. Выражается в строительстве на земельном участке, не отведенном в установленном порядке для этих целей, либо без разрешения на строительство или с нарушением градостроительных норм и правил.
Сельскохозяйственные организации – организации, осуществляющие в качестве своей основной деятельности производство сельскохозяйственной продукции, могут иметь различные формы собственности и организационно-правовые формы. Основным видом сельскохозяйственной организации является сельскохозяйственный кооператив (производственный и потребительский). Сельскохозяйственный производственный кооператив может быть двух видов: колхоз и коопхоз. Сельскохозяйственный потребительский кооператив в зависимости от вида деятельности может быть перерабатывающим, сбытовым, обслуживающим, садоводческим и др.
Сельскохозяйственные угодья – составная часть земель сельскохозяйственного назначения, подлежат приоритетной охране. К ним относятся: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Порядок их использования определен ст. 79 ЗК.
Сервитут - одно из вещных прав; право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом, в том числе земельным участком. Основной принцип установления сервитута: должен быть наименее обременительным для недвижимого имущества, в отношении которого он установлен. Подлежит государственной регистрации. Земельный сервитут может быть частным и публичным; срочным и постоянным. Порядок установления земельного сервитута регулируется ст. 23 ЗК и ст. 274-277 ГК.
Служебный земельный надел - земельный участок, предоставленный в безвозмездное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе транспорта, лесного хозяйства и промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков, как правило, для сельскохозяйственного использования на время установления трудовых отношений. Служебный земельный надел предоставляется по решению органа управления организации на основании заявления работника. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений с организацией. В порядке исключения п.п. 3-6 ст. 47 ЗК предусматривает случаи, когда право на земельный надел сохраняется.
Состав земель в Российской Федерации – определен ст. 7 ЗК РФ. В зависимости от целевого назначения все земли в Российской Федерации подразделяются на следующие семь категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
«Т»
Территориальная зона – часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и объектов недвижимости. В соответствии со ст. 1 градостроительного кодекса РФ это зона, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Территориальное землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности. При проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ: образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, межевание объектов землеустройства.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. Осуществляется посредством разработки и принятия документации о территориальном планировании. Существует несколько видов документации о территориальном планировании: 1) документы территориального планирования Российской Федерации (схемы территориального планирования Российской Федерации); 2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации (схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации); 3) документы территориального планирования муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов).
«У»
Убытки собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков – выраженные в денежной форме имущественные потери лиц, использующих земельные участки, в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, временным занятием земельных участков, ограничением их прав, изменением целевого назначения земельного участка. Подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода.
Участники земельных отношений – ст. 5 ЗК РФ; являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В конкретных земельных отношениях они выступают как собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, обладатели сервитутов.
«Ф»
Фонд перераспределения земель – относится к землям сельскохозяйственного назначения. Создан в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота. Формируется в порядке ст. 80 ЗК.
Формирование земельного участка – одна из самостоятельных стадий процедуры предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта. Содержание работ по формированию земельного участка образуют: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
Формы платы за землю – земельный налог и арендная плата.
Формы собственности на землю – понятие, применяемое в законодательстве и правовой литературе, обозначающее виды собственности на землю в зависимости от субъекта права: частная собственность, государственная (федеральная и субъектов РФ) собственность и муниципальная собственность.
«Ц»
Целевое назначение земли – главная цель использования земли определенной категории, устанавливаемая земельным законодательство Российской Федерации. Это критерий, который положен в основу деления земель в Российской Федерации на категории.
«Ч»
Частная собственность на землю – собственность граждан и юридических лиц на земельные участки. Ст. 15 ЗК РФ.
Планы практических (семинарских) занятий
Цель занятия: определить специфические черты земельных отношений как предмета земельного права, методы, систему и принципы земельного права.
Вопросы:
1. Земля как природный объект, природный ресурс и недвижимость. Земельные отношения как предмет земельного права: понятие и особенности.
2. Концепции земельного права. Соотношение земельного права с конституционным, экологическим, гражданским, административным и другими отраслями права.
3. Метод земельного права. Система земельного права.
4. Принципы земельного права.
Темы докладов:
Тема: Источники земельного права
Цель занятия: определить круг источников земельного права.
Вопросы:
Методические указания
При изучении темы студентам следует обратить внимание на специфику земельных отношений, которую определяют особенности земли. Земля может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, земля это компонент природной среды, составная часть окружающей природной среды. В этом смысле земля выполняет экологическую функцию.
Во-вторых, земля содержит в себе полезные свойства, которые могут быть использованы человеком в процессе своей хозяйственной деятельности. В этом аспекте земля является природным ресурсом, служит основой для деятельности человека и выступает как основное средство производства в сельском и лесном хозяйстве, как территориальный базис для размещения зданий, строений, сооружений. В этом проявляется социально-экономическая функция земли.
В-третьих, согласно ст. 130 ГК РФ земельные участки являются недвижимым имуществом, в этом качестве они вовлекаются в гражданский оборот, могут быть предметом гражданско-правовых сделок.
Предметом земельного права являются земельные отношения. Согласно п. 1 ст. 3 ЗК РФ под земельными отношениями понимаются отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Таким образом, следует обратить внимание на то, что законодатель подчеркивает приоритетность земли как природного объекта и природного ресурса.
С учетом специфики земельных отношений строится способ воздействия на участников этих отношений. Специфика метода правового регулирования земельных отношений заключается в сочетании императивного метода и диспозитивного метода. Императивный метод проявляется в сфере управления использованием и охраной земель (ведение государственного кадастра, государственного мониторинга земель, землеустройства и проч.).
Диспозитивный метод правового регулирования проявляется допускает вариантность поведения субъектов земельных отношений. Он проявляется в сфере владения, пользования и распоряжения земельными участками, в том числе совершении гражданско-правовых сделок.
Основу правового регулирования земельных отношений определяют принципы земельного права. Статья 1 ЗК РФ закрепляет основные принципы земельного права и законодательства. Перечень принципов не является исчерпывающим. Федеральными законами устанавливаются и иные принципы. Например, принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения (ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Система земельного права представляет собой его внутреннюю структуру т.е. совокупность правовых институтов, расположенных в определенной последовательности по их значимости и объему правового регулирования земельных отношений. Общая часть земельного права включает наиболее важные институты, имеющие значение для всей земельно-правовой отрасли. Это право собственности на землю, иные права на земельные участки, управление в сфере использования и охраны земель, охрана земель, правовое регулирование платы за землю и оценка земли, ответственность за нарушения земельного законодательства.
Особенная часть включает институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель (земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений; земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда: земли запаса).
Земельное право тесно связано с иными отраслями российского права: конституционным, административным правом, экологическим, природоресурсными и другими отраслями права.
При изучении вопроса о соотношении земельного права со смежными отраслями права следует особое внимание уделить проблеме его соотношения с гражданским правом. Для ответа на этот вопрос студентами необходимо ознакомиться с научной литературой, в частности, исчерпывающий анализ различных научных позиций дан в статье Ф.Х. Адиханова «Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений в условиях рынка земли»(см. список литературы).
Земельное право как наука исследует основные тенденции развития законодательства, противоречия в правовом регулировании через систему научных взглядов, мнений.
Источниками земельного права являются нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Следует обратить внимание на то, что земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
При анализе источников земельного права необходимо использовать различные классификации: по юридической силе, по объему правового регулирования и т.п.
Нормативные правовые акты
Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Росс.газ. 1993. 25 декабря.
Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. №2395-1 в ред. ФЗ от 3 марта 1995 г. №27 с изм. ФЗ от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ // СЗ РФ. 1995. №10. Ст. 823; 2007. № 27. Ст.3213.
Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. с изм. от 24 июня 2008 г. № 161-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2008. № 30 (ч.2). Ст. 3617.
Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. с изм от 14 июля 2008 г. № 118-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2008. № 279. Ст. 3418.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ с изм. от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594; 2008. №27. Ст. 3126.
Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ с изм. от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801; 2007. № 27. Ст. 3213.
Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ с изм. от 10 мая 2007 г. № 69-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст.4147; 2007. № 21. Ст. 2455.
Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. с изм. от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 21.
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ с изм. от 5 февраля 2007 г. № 11-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018; 2007. № 7. Ст. 832.
Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ. // СЗ. РФ. 2006. № 50. Ст. 5278
Федеральный закон от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 27. Ст. 3213.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4017.
Федеральный закон от 21 июля 2008 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» // СЗ РФ. 2008. № 30 (часть1). Ст.3597.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 6 в ред. от 25 октября 1992 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» // БВС РФ. 1992. № 7; 1997. № 1.
Постановление Пленума ВАС РФ №11 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» //ВВАС РФ. 2005. №5.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 ноября 1997 г. № 21 «Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости» // ВВАС РФ. 1998. №1.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. №61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» // ВВАС РФ. 2001. №5.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // ВВАС. 2001. № 4.
Литература
Адиханов Ф.Х. Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений в условиях рынка земли // Государство и право. 2001. № 1.
Боголюбов С.А. Единое российское правовое пространство и земельная реформа // Журнал российского права. 2001. № 11.
Витрянский В.Я. Правовое регулирование имущественных (обязательственно-правовых) отношений в Земельном кодексе Российской Федерации // Экологическое право. 2003. №1.
Волков Г.А. Принципы земельного права России. М., 2005.
Галиева Р. Субъекты и объекты земельных прав // Российская юстиция. 2002. № 10.
Галиновская Е.А. Вопросы систематизации земельного законодательства // Журнал российского права. 2000. № 7.
Голиченков А.К. Новый Земельный кодекс Российской Федерации: история, отличительные черты, значение // Экологическое право. 2003. № 1.
Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике // Государство и право. 1994. № 1.
Дягтерев А.В. Земля- объект земельных и гражданских правоотношений // Право и экономика. 2005. №2.
Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенденции развития. М.,1999.
Краснов Н.И. Земельная реформа и земельное право в современной России // Государство и право. 1993. № 2.
Крассов О.И. Юридическое понятие «земельный участок» // Экологическое право. 2004. № 2.
Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе. Одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (протокол №12 от 17 февраля 2003 г.)
Мисник Н.Н. К понятию земельного участка // Государство и право. 2005. № 10.
Предмет земельного права в условиях рынка. Научная дискуссия на Ломоносовских чтениях // Вестник МГУ. Серия 11. Право.1992. № 5.
Уваров А. Некоторые аспекты регулирования земельных отношений органами местного самоуправления // Хозяйство и право. 2003. № 6.
Суханов Е.А. Земля как объект гражданского права // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1992. № 5.
Сыродоев Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. 2001. № 4.
Сыродоев Н.А. Земля как объект гражданского оборота // Государство и право. 2003. № 8.
Сыродоев Н.А. Земельный кодекс Российской Федерации в системе российского законодательства // Экологическое право. 2003. № 1.
Чмыхало Е.Ю. Правовое регулирование земельных отношений на региональном уровне // Журнал российского права. 1999. № 3/4.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!