Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Земельное право»»

/ Экологическое и земельное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Задача 1
ООО «ТехноХим» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО Научно-производственное объединение «НИИ», Росреестру о признании отсутствующим права собственности на имущество.
Между истцом и ответчиком заключен договор купли-продажи на объекты - хозяйственная фекальная канализация, канализация кислых стоков, производственный водопровод, наружные сети канализации.
По мнению истца, запись в ЕГРП нарушает его право, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, поскольку право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, а движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество. Тем самым оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Кроме того, истец отмечает, что спорные объекты – канализация и водопроводы, предназначены только для обслуживания зданий. При этом самостоятельного хозяйственного назначения, в отличие от муниципальных систем канализации и водо- проводов, они не имеют. В случае ликвидации зданий, к которым они подведены, либо монтажа новых канализаций и водопроводов, полезная ценность спорных объектов будет утрачена.
Решите дело. Возможно, ли к указанной ситуации применить принцип единства судьбы земельного участка и здания на нем расположенного. Являются ли спорные объекты недвижимым имуществом? Являются ли канализация и водопроводы принадлежностью земельного участка?
 
Задача 2
ООО «Вектор» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в непринятии решения по заяв- лению ООО «Вектор» о разделе в измененных границах земельного участка, в связи с истре- бованием у ООО «Вектор» документов, подтверждающих согласие правообладателей объектов недвижимого имущества, расположенных в границах исходного земельного участка на раздел земельного участка.
Общество в обоснование своих требований ссылалось на то, что к заявлению были приложены все необходимые документы для приобретения прав на земельный участок: правоустанавливающие документы на земельный участок, учредительные документы юридического лица, кадастровый паспорт, выписки из ЕГРП на недвижимое имущество.
Ответчик иск не признал, сославшись, что ранее, по заказу ТУ Росимущества по области за счет средств федерального бюджета были проведены землеустроительные работы по межеванию спорного земельного участка, ранее предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Управлению строительства УВД области. Следовательно, в силу закона, а именно ст.18 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ является собственностью Российской Федерации.
Решите дело. Какие земельные участки относятся к федеральной собственности? В ка- ком порядке осуществляется раздел земельного участка? Какие документы необходимо представить для приобретения прав на земельный участок?

Задача 3
Арендодатель обратился в арбитражный суд с иском к арендатору о признании незаключенным договора аренды земельного участка. В обоснование своих требований арендодатель указал на то, что договор аренды земельного участка, заключенный сроком на
11 месяцев не прошел государственную регистрацию, а согласно закону субъекта Федерации, на территории которого находится земельный участок, все договоры аренды недвижимого имущества подлежат государственной регистрации независимо от сроков аренды.
Решите дело.
В каких случаях осуществляется государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними?
Какие субъекты наделены правом издавать нормативные акты по вопросам определения круга прав на недвижимое имущество и видов сделок с ним, подлежащих обязательной государственной регистрации? Какие нормативные акты устанавливают это право?

Задача 4
Железнов С.А. обратился в суд с жалобой к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и обязать поставить на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером, согласно представленному межевому плану.
В обосновании заявленных требований Железнов указал, что он обратился в ФГБУ
«ФКП Росреестра» с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка из числа земель сельскохозяйственного назначения, образованного путем выдела из земельного участка с кадастровым номером в счет доли в праве общей долевой собственности, с приложением копий свидетельства о праве на наследство по закону, доверенности, газеты,
 
межевого плана земельного участка, проекта межевания земельных участков, решения об утверждении проекта межевания.
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» Железнову было отказано в осуществлении кадастрового учета в связи с тем, что граница земельного участка, считается не согласованной, поскольку границы вновь образуемого земельного участка пересекают границы земельного участка, входящего в единое землепользование.
Указанным решением ему было рекомендовано согласовать местоположение границ образуемого земельного участка с правообладателями смежных земельных участков (земли государственной собственности и единое землепользование).
Решите дело. В каких случаях предусмотрено обязательное согласование местоположение границ земельного участка при образовании земельных участков с уточ- нением границ исходного земельного участка?

Задача 5
Кадастровый инженер С.А. Иванов, действующий также от имени Палаты имущественных и земельных отношений муниципального района Республики Татарстан обратился в суд с жалобой на решение отдела по муниципальному району филиала ФГБУ
«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что он является кадастровым инженером, и им проведены кадастровые работы по образованию земельного участка сельскохозяйственного назначения, относящегося к землям государственной собственности. Распоряжением Палаты имущественных и земельных отношений муниципального района Республики Татарстан ему поручено провести межевание данного земельного участка и представить в ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Татарстан» необходимые документы для постановки образуемого земельного участка на государственный кадастровый учет.
Им было подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с приложенными документами. Решением Кадастровой Палаты в осуществлении государственного кадастрового учета было отказано по тем основаниям, что представленные для кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям законодательства. А именно межевой план по форме и содер- жанию не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России № 412 от 24 ноября 2008 года: в приложении к межевому плану отсутствует документ, подтверждающий обеспечение доступа для измененного земельного участка, предусмотренный п.64 Приказа Минэкономразвития России № 412 от 24 ноября 2008 года.
Иванов возражая, указал, что документ об обеспечении доступа к измененному земельному участку в состав межевого плана включать не требуется, поскольку измененный земельный участок и земельный участок, посредством которого обеспечивается доступ, относятся к землям государственной собственности.
Решите дело.

Задача 6
А.Б. Сергеев обратился в суд с жалобой о признании незаконным решения Отдела по муниципальному району филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан о при- остановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости.
В   обоснование   своих   доводов   указал,   что   по   договору   подряда   между  ООО
«Недвижимость» и A.M. Камаевой, кадастровым инженером Сергеевым, работающим в ООО
«Недвижимость», были проведены кадастровые работы по образованию трёх земельных участков путём раздела земельного участка и был сформирован межевой план, который вместе с заявлением был представлен в отдел филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая
 
палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан для постановки образованных земельных участков на государственный кадастровый учет.
Решением начальника отдела филиала ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» по Республике Татарстан осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено на основании п.2 ч.2 ст.26 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В обоснование принятого решения указано: границы образуемого земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером №16:05:011004:45, прошедшего государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 года. Рекомендовано: согласовать границы образуемого земельного участка с правообладателем земельного участка с кадастровым номером №16:05:011004:45.
Кроме того, по мнению Сергеева кадастровые работы по образованию земельных участков были проведены путем раздела исходного земельного участка и согласование границ в данном случае не обязательно. Согласно ст.39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» № 221, согласование границ обязательно в случае, если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы, или уточняется местоположение границ смежных земельных участков.
Кроме того, оба земельных участка имеют уточненные границы. Каких-либо кадастровых ошибок в отношении земельных участков не выявлено и они не имеют общей границы. Выявленное пересечение этих земельных участков находится в установленной для данной категории земель погрешности определения площади и местоположения координат поворотных точек границ земельного участка. Данное пересечение составляет не более 19 см, в то время как, согласно Методическим рекомендациям по проведению объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром от 17 февраля 2003 года, средняя квадратическая погрешность положения межевого знака относительно ближайшего пункта исходной геодезической сети для земель поселений составляет 0,2 метра, а предельная ошибка равна этому удвоенному значению.
Решите дело. Раскройте понятие уточненные границы земельного участка. Допустимо ли по действующему законодательству пересечение границ земельных участков?

Тема 3. История земельного права. Тема 4. Источники земельного права

Земельно-правовой    строй    в    дореволюционной    России.    Общая    характеристика.
Феодальное право на землю в России. Отмена крепостного права по реформе 1861 г.
Столыпинские реформы и их значение для развития России.
Земельно-правовой строй в России после Октябрьской революции. Периоды национализации земли 1917-1930-х гг. Декрет «О земле» 1917 г. Декрет ВЦИК «О соци- ализации земли» 1918 г. О землеустройстве Земельный кодекс РСФСР 1922 г.
Регулирование земельных отношений в период 1940-1980-х гг. Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. Земельный кодекс РСФСР 1970 г.
Перестройка земельных отношений в СССР (1989-1991 гг.). Демонополизация государственной собственности на землю.
Земельная реформа в Российской Федерации. Цели, задачи, противоречия, экономические, организационно-правовые основы. Правовое обеспечение первого этапа земельной реформы (1991-1996 гг.). Правовое обеспечение второго этапа земельной реформы (1997-2001 гг.).
Современное земельное право России.
Понятие и особенности источников земельного права. Система источников земельного права.

31
 
Конституционные основы земельного права.
Законы как источники земельного права. Соотношение федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации как основной отраслевой источник земельного права.

История развития земельного права России (Основные этапы)

Регулирование земельных отношений осуществлялось на всех этапах развития человеческого общества. Целью его были реализация связанных с землей интересов отдельных индивидуумов и групп людей, а также разрешение возникающих при этом противоречий. Особенно усилилась потребность в регулировании земельных отношений при капитализме. С возникновением новых отраслей производств появилась необходимость в це- левом перераспределении земельных ресурсов и их эффективном использовании в целях ускорения социально-экономического развития общества.
История российского земельного права - это история государственных, политических и экономических преобразований. Государство и гражданское общество определяли свои взгляды на земельный режим и переводили его на язык права в соответствии с тем уровнем знаний, который был присущ конкретному времени. Право России признавало землю недвижимым имуществом, на которое распространялось общее гражданское законодательство и положения о вещных правах.
С момента создания Российской империи и утверждения сословного строя долгое время земельные отношения в стране сохранялись с незначительными изменениями до тех пор, пока общество не испытало в середине XIX века значительное потрясение - аграрную реформу.
К середине XIX столетия земельный строй России представлял собой средневековый феодальный земельный строй с нарождающимися элементами капиталистических земельных отношений, проявляющихся в множественности форм землевладения и разнообразии их правового регулирования. Бурное развитие экономики в России вело ее к отмене  крепостного права и проведению земельной реформы. Содержание крестьянской реформы излагалось в Положении от 19 февраля 1861 гола «О крестьянах, вышедших из крепостной
 
зависимости». Законы 26 июля 1863 года и 18 января 1866 года уравняли статус удельных и по- мещичьих крестьян и объединили их в одно крестьянское сословие.
Реформа собственности на землю осуществлялась двумя путями: 1)В порядке рыночных отношений (купли-продажи земли);
2) В порядке выкупа крестьянами у помещиков в собственность своей усадебной оседлости.
В результате реформы, повлекшей отмены крепостного права, была создана сложная система общинной и семейной круговой поруки (сельская община отвечала перед государством за каждого домохозяина, а он отвечал перед общиной за членов своей семьи). Реформа 1861 года сохраняла исторически сложившиеся две основные формы землевладения: общинное (на большей территории России) и подворное (в западной ее части). 18 мая 1862 года утверждается Крестьянский поземельный банк, который упрощал получение земельных участков крестьянами на праве личной собственности, не распространенной среди этого сословия.
Таким образом, начиная с 1861 года, крестьяне или единолично, или в рамках земельных общин выступают в качестве носителей прав и обязанностей на землю по законодательству.
Реформа 1861 года на грани двух эпох российской истории феодализма и капитализма была для страны самой значимой из всех проводимых реформ. Радикальные изменения земельного строя России начались после поражения революции 1905 года. Важным событием в экономической и социальной жизни страны,  в  первую  очередь  деревни, явилась Столыпинская реформа,  начатая  в  1906   году.   Основным   направлением реформы были реорганизация крестьянского хозяйства и изменения содержания прав крестьян на землю. Реформа была направлена на переход от права общей собственности на землю среди крестьян, к праву личной собственности главы хозяйства. Основными правовыми актами Столыпинской аграрной реформы являлись Указ от 9 ноября 1906 года
«О новом льготном порядке выдела из общины» и Закон Государственной Думы от 14 июня 1910 года. В перспективе, по мысли П.А. Столыпина, в России должен был сложиться многочисленный класс крепких сельских хозяев, который впоследствии станет надежной опорой власти и сумеет вместе с помещичьим хозяйством обеспечить процветание аграрного сектора экономики. Реформу предполагалось осуществить в более длительные сроки, чем были отпущены историей. В перспективе ее последствия могли благотворно сказаться на всем экономическом облике страны. Ее неудача была обусловлена тем, что она проводилась в условиях сохранения помещичьего землевладения и для его сохранения.
В исторический промежуток времени от отмены крепостного права до 1917 года законодательство предоставило крестьянскому сословию права на землю, право владения  ею. Право распоряжаться земельным участком состояло в возможности заключать все виды сделок и совершать иные действия, предусмотренные гражданским законодательством для недвижимости. Право использовать земельный участок ограничивалось обязанностью не нарушать права собственников соседних участков и сервитуты. Закон предоставлял право выкупа земель для государственных нужд.
В результате данных преобразований в России сложились следующие формы крестьянского землепользования: общинная, отруба и хутора.
Правовой режим земель в дореволюционной России определялся правовым положением землевладельцев, в том числе сословным положением частных лиц, владевших или пользовавшихся землей.
Категории земель:
Государственные, удельные, кабинетские, или дворцовые, монастырские, церковные, майоратные, частновладельческие, посессионные, общественные.
Если проанализировать эти реформы не с классовых позиций, то можно увидеть и по- ложительные стороны этих реформ.
 
Реформа была направлена на создание из крестьян мощного слоя собственников. В сек- ретном правительственном документе, подготовленном по этому поводу, говорилось
«Крепкое, проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство служит оплотом порядка и спокойствия. Достижение этой цели позволит раз и навсегда положить конец мечте о госу- дарственном и социальном перевороте».
Если бы действительно Столыпинская реформа закончилась успешно, если бы крестьян сделали богатыми и зажиточными, то, возможно, революции бы не было. Но, увы, землевладельцы не захотели поступиться своими землями, выход из общин был очень медленным, и вышло из них к моменту Октябрьской революции менее четверти крестьян. При этом образовалась значительная прослойка безземельных крестьян, которая состояла
«из пьяных и убогих» (по выражению П. А. Столыпина).
К 1917 г. реформа, начатая Столыпиным, не была завершена. Наряду с правом частной собственности на землю существовало, и право собственности общины на надел.
В России земельный вопрос всегда отличался особой остротой.
Актуальность его отмечалась не только в дореволюционный период, но и в советское
время.
Если обратиться к истории, то можно прийти к выводу, что земельный вопрос в Рос-
сии по-настоящему никогда решен не был.
Становление и развитие земельного права в России после 1917 г. связано, прежде всего, с принятием 26 октября 1917 года Декрета «О земле» - помещичья собственность отменялась немедленно и без всякого выкупа. Земля переходила в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов.
19 февраля 1918 года был принят Декрет «О социализации земли», который предусматривал коллективные формы хозяйствования.
30 октября 1922 года принят Земельный кодекс РФ, который закрепил право всех граждан РСФСР обрабатывать землю своим трудом. В нем регулировались трудовое землепользование, имевшее бессрочный характер, трудовая аренда земли и т.д
15 декабря 1928 года ВЦИК СССР принял Общие начала землепользования и зем- леустройства, в котором было закреплено понятие единого государственного земельного фонда и определен правовой режим его отдельных категорий.
13 декабря 1968 г. были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союз- ных республик 1968 г. впервые были выделены категории земель водного фонда и земель населенных пунктов, был посвящен раздел государственному земельному кадастру.
1 декабря 1970 г. был принят Земельный кодекс РСФСР. Земельный кодекс РСФСР 1970 г., разделив земли России на шесть категорий, предусмотрел в их числе земли населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов) и, по сути, разделил их на два подвида: земли городов и земли сельских населенных пунктов (разд. III, гл. XIX-XXI названного Кодекса).
25 апреля 1991 года принят Земельный кодекс РСФСР. Земли России делятся уже на семь категорий. Земельный кодекс РСФСР, принятый в апреле 1991 года, ввел ряд статей, касающихся права собственности (ст. ст. 3, 6-11). В частности, ст. 7 перечисляла цели, для которых земля может предоставляться в собственность граждан (для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства; садоводства; животноводства; иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства), предусмотрела случаи передачи в собственность земельных участков для этих целей бесплатно и за плату.
Кодекс ввел странные с точки зрения общепризнанных понятий гражданского законодательства виды собственности: коллективная совместная собственность и кол- лективно - долевая собственность. В целом кодекс естественно остался на позициях Конституции. Земля в собственность могла предоставляться исключительно гражданам и толь- ко для сельскохозяйственных целей, не считая случаев предоставления участков для
 
индивидуального жилищного строительства. Что касается купли-продажи и других сделок с землей, то Кодекс просто отсылал к ст. 12 Конституции РСФСР
Таким образом, земельная реформа - это коренное изменение земельного строя, существовавшего до конца 1990 года в бывшем Союзе ССР и РСФСР. Он основывался на праве исключительной собственности государства на землю. Как показала практика, жизнь, такая единственная форма собственности привела к отторжению тружеников деревни от земли, не обеспечила ее рационального использования, правильного и эффективного ведения организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства и наращивания темпов его развития.
Целя и задачи, суть земельной реформы определялись следующими направлениями:
1) Первый этап - переход от национализации земли к ее денационализации, разгосу- дарствлению.
Разгосударствление земли означает ее денационализацию путем приватизации, то есть путем передачи определенной части в частную собственность граждан - физических лиц (как в сельской местности, так и в населенных пунктах). Сюда можно отнести личные подсобные хозяйства, то есть приусадебные участки колхозников; собственников жилых домов в городах, поселках, сельских населенных пунктах, собственников дач; собственников индивидуальных и коллективных гаражей и других граждан. Намечалось также создать коллективно-долевую и коллективно-совместную собственность граждан-колхозников и ра- ботников совхозов путем реорганизации этих хозяйств. Право землепользования граждан (постоянное и временное) и юридических лиц полностью сохранялось. Были поставлены цели закрепить и развить новую реформу права на землю: право пожизненного наследуемого владения ею; развивать аренду земли как самостоятельное, более демократичное и доступное право на землю, отличное от права пользования (заключения договора аренды, арендная плата за землю и т.д.). Земельная реформа не считалась самоцелью. Главное - дать земле хорошего хозяина, хозяйственника. Также предполагалось осуществить путем  реорганизации колхозов и совхозов создание множества новых хозяйствующих субъектов на земле, Эти цели первого этапа были поставлены до принятия Конституции РФ 12 декабря 1993 года.
2)Второй этап - приватизация земли. Цели второго этапа сводились к улучшению использования земли, укреплению новых хозяйственных формирований на ней и подъему сельскохозяйственного производства. Главные задачи земельной реформы все более отчетливо прорисовываются в развитии земельного законодательства. Основные законодательные этапы этой реформы показывают, как меняются ее цели и идеологические обоснования. Земельная реформа - важнейшая часть экономической реформы, проводимой в нас- тоящее время в России и имеющей целью формирование рынка земли.
3)Третий этап - децентрализация права собственности на землю. Конституция РФ в ст.9 и ст.36 закрепила все формы собственности на землю: частная, государственная, муниципальная, и иные формы собственности. Государственная и муниципальная собственность, в отличие от частной, являются публичной собственностью. Основной Закон закрепляет право частной собственности в числе основных прав человека и утверждает свободу собственника в осуществлении владения, пользования и распоряжения землей, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Новый Гражданский кодекс РФ в соответствии с Конституцией РФ законодательно закрепил формы права собственности и других прав на землю, посвятив регулированию этих отношений гл. 17, состоящую из 28 статей (260-287). В соответствии с Указом Президента РФ «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» после I июля 1994 года продолжалась приватизация земель.
Правительство РФ 1 февраля 1995 года приняло постановление «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев». В нем были даны рекомендации по указанным вопросам впредь до принятия нового Земельного кодекса
 
РФ.   Не   реорганизованным   колхозам   и  совхозам,  а        также перешедшим к долевой собственности на землю, было рекомендовано провести дополнительную инвентаризацию; при  необходимости  уточнить круг лиц,        имеющих    праве    на        земельную    долю    и имущественный пай;  выдать «долевикам» свидетельство о праве собственности на их доли и паи. Были разработаны и утверждены образцы документов: договоров купли-продажи, сдачи в аренду, залога, дарения; документов о внесении  паевых  взносов в  уставной капитал    коммерческих    организаций,    новые    дополнительные    образцы    форм
свидетельства о праве собственности на земельную долю, имущественный пай и др.
Для дальнейшего развития и более активного проведения земельной, а также аграрной реформ, важное значение имел Указ Президента РФ от 28 февраля 1996 года «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования», в котором предусматривался залог земельных участков и строений с целью развития  сельскохозяйственного  производства гражданами и сельскохозяйственными коммерческими организациями всех организационно-правовых форм. Немаловажное значение имел Указ Президента РФ от 7 марта 1996 года «О реализации конституционных прав граждан на землю», который способствовал реализации земельной реформы. В нем были предусмотрены меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли; свободное распоряжение ими в различных формах для развития сельскохозяйственного производства; не ограничены размеры приусадебных участков, специалистам сельского хозяйства предоставлено право на получение земли, предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельское хозяйство.
Третий этап завершился принятием 25 октября 2001 г. Земельного кодекса РФ и вве- денного в действие 30 октября 2001 года РФ.
Прежде всего, нужно отметить, что в ЗК РФ особое внимание уделено правовому регулированию охраны земель. Предусмотрено осуществление взаимосвязанного комплекса мер, призванных сохранить наши земли, повысить их плодородие, восстановить их. Земельный кодекс РФ закрепил систему правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю, что особенно важно в условиях рыночных отношений. Кодекс разрешил проблему разграничения публичной собственности на землю. В нем предусмотрены критерии и принципы разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. Урегулированы вопросы частной собственности на землю, предусмотрены меры по всестороннему соблюдению и реализации прав частных земельных собственников, закреплены их гарантии, механизм правовой зашиты. Усилен механизм судебной зашиты прав земельных собственников при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. С точки зрения создания привлекательных условий для иностранных инвестиций в России, важны нормы, предоставляющие иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства право иметь в собственности земельные участки.
Конкретизированы и развиты нормы, определяющие содержание таких прав на  землю, как постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, сервитут, аренда земельных участков и безвозмездное срочное пользование земельными участками. Актуальны с практической точки зрения нормы, регулирующие вопросы аренды земельных участков. Земельный кодекс отразил особенности регулирования арендных отношений поводу земли. Развиты нормы, касающиеся сервитутов (частных, публичных).
Подробно регулируются вопросы приобретения прав на землю урегулированы вопросы перехода прав на земельный участок, правовой режим земель населенных пунктов исходя из территориального зонирования. Урегулированы также вопросы застройки территорий городских и сельских населенных пунктов, непосредственно связанные с использованием земель.
 
Юридическая сила всех законов и иных нормативных правовых актов определяется в зависимости от компетенции издавшего их органа государственной власти и роли нормативного правового акта в системе законодательства.
Особого внимания заслуживает вопрос об иерархии федеральных законов, о приоритете действия одного федерального закона в отношении другого. Некоторые разъяснения по этому поводу содержатся в решениях Конституционного Суда РФ. Так, в определении Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. № 182-0 «По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» говорится, что в ст. 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае — федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. Аналогичная позиция была высказана и развита Конституционным Судом РФ в иных решениях. В постановлении Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положе- ний статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» эта позиция была уточнена. Конституционный Суд РФ указал, что в отношении федеральных законов как актов одинако- вой юридической силы применяется правило «последующий закон отменяет предыдущие», означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
Конституционные принципы регулирования земельных отношений закреплены в Конституции РФ, которая обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции РФ имеют непосредственное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.
В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В совместном ведении Федерации и ее субъектов находятся: вопросы владения, пользования и «распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»); разграничение государственной собственности, в том числе на землю (п. «г»); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д»): земельное законодательство (п. «к»). По предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Предусмотрено прямое действие федеральных законов на всей территории РФ. Специальным указанием на прямое действие федеральных законов подчеркивается, что в Российской Федерации не признается установление субъектами РФ каких-либо дополнитель- ных условий для вступления в силу федеральных законов.
В случае отсутствия федерального закона, регулирующего вопросы, отнесенные к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, субъект Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Однако после принятия федерального закона субъект РФ обязан издавать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответствующие федеральному закону.
В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию земельных отношений. Так, в ст. 114 Конституции (п. «в») сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой
 
государственной политики в области экологии, что, естественно, имеет прямое отношение к обеспечению охраны земель.
Правительство РФ осуществляет также управление федеральной собственностью, т.е. вправе управлять землями, находящимися в федеральной собственности.
Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления, которые согласно ст. 12 не входят в систему органов государственной власти, в сфере регулирования земельных отношений. Согласно ч. 2 ст. 131 Конституции изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в которой могут находиться и земли (ч. 1 ст. 132 Конституции).
В ст. 74 Конституции выражен принцип приоритета обеспечения интересов охраны природы, в том числе охраны земель в сфере регулирования единого экономического пространства, единого рынка. Часть 1 ст. 9 Конституции предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма закрепляет два важнейших принципа правового регулирования земельных отношений: принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования использования и охраны земель и принцип обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов.
Учитывая роль и значение земли в жизни общества, особенности земли как природного объекта, в ч. 3 ст. 36 Конституции специально установлено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Это означает, что земельные отношения должны регулироваться особым специальным федеральным законодательным актом — Земельным кодексом РФ.
Конституция РФ (ст. 67) определяет также сферу действия земельного законодательства — это территория Российской Федерации, включающая в себя территории ее субъектов. Кроме этого, земельное законодательство регулирует отношения, связанные с использованием земель, занятых внутренними водами и территориальным морем. В ст. 67 Конституции предусмотрено также, что границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.
Конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. Важнейшее значение имеют положения Конституции о том, что граждане вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Очень важное значение для регулирования земельных отношений имеет положение ч. 3 ст. 35 Конституции о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В земельном законодательстве должны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда это допускается только по решению суда, а не какого-либо иного органа. Кроме того, предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Значение этой конституционной нормы заключается в том, что частный земельный участок может быть изъят при соблюдении следующих условий: изъят только для государственных нужд, убытки должны быть возмещены собственнику до момента фактического изъятия, размер возмещенных убытков должен быть равноценным, т.е. справедливым, соответствующим рыночным ценам за данный земельный участок. Эти положения должны быть закреплены в земельном законодательстве.
Большое значение для защиты права частной собственности на землю имеет конституционное определение пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина. Они могут быть согласно ч. 3 ст. 55 Конституции ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
 
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других - обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Задача 1
Законом области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории области» закреплено, что в поселении, являющемся административным центром области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исполнительным органом государственной власти области.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 «Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом области», утвержденного Постановлением Правительства области, таким уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром области, является Министерство по управлению государственным имуществом области.
Между тем, положения части 2 статьи 8-1 и части 1 статьи 54-3 Закона об особенностях регулирования земельных отношений предоставляют уполномоченному исполнительному органу государственной власти области право заключать соглашение с органами местного самоуправления о распоряжении ими земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром области.
Соответствует ли норма закона области федеральному законодательству?

Задача 2
Положением о природном парке «Валаамский архипелаг» утв. Правительством Республики Карелия, установило, что он создан в границах уникальной исторической и природно-ландшафтной территории «Валаам», которая имеет статус единой и целостной особо ценной историко-культурной и природной территории Российской Федерации и Республики Карелия и находится в ведении органов государственной власти Республики Карелия.
Учитывая, особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное значение территории, Положение содержит ряд ограничений оборотоспособности таких земельных участков: земли в границах природного парка предоставляются юридическим и физическим лицам только в пользование местным жителям острова Валаам, в том числе насельникам (монашествующие, послушники, трудники) монастыря, постоянно проживающим на территории парка, предоставлено право получать для выращивания сельхозпродукции во временное пользование земельные участки, на территории природного парка из состава свободных земель, не входящих в состав охранных зон и территории историко-культурных памятников, без права возведения на них зданий и сооружений, отчуждения, передачи, дарения, продажи или использования для иных целей.
Соответствует ли Положение федеральному законодательству? Какие принципы земельного права направлены на охрану особо охраняемых территорий?

Тема 5. Охрана земель и их правовые основы

Понятие, цели и задачи охраны земель. Нормативные основы охраны земель. Субъекты и объекты правоотношений по охране земель.
Обязанности собственников, землепользователей, землевладельцев и других субъектов по охране земель.
Формы государственной и муниципальной поддержки по стимулированию охраны земель.
 
Обеспечение охраны природных ресурсов и особенно земли в наши дни находится в ряду важнейших задач государства и общества. Не случайно Концепция национальной безопасности Российской Федерации среди важнейших задач обеспечения национальной безопасности России называет обеспечение жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире.
К числу приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности Концепция национальной безопасности Российской Федерации относит: борьбу с загрязнением природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; борьбу с радиоактивным загрязнением; создание экологически чистых технологий; рациональное использование природных ресурсов. Поскольку решение проблем экологической безопасности требует значительного ресурсообеспечения, постольку необходимо осуществление стабильного финансирования, источники которого должны закладываться в бюджеты всех уровней.
Предельно допустимые концентрации - один из экологических нормативов, определяющий критерии качества компонентов окружающей природной среды.
Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих почву, устанавливаются для оценки ее состояния в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. С учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий. Нормативы совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.
Помимо п.5 ст.13 Кодекса правовую основу нормирования предельно допустимых концентраций составляют ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», и другие, в том числе подзаконные, нормативные правовые акты. К таким актам относится, например, постановление Правительства РФ от 24.07.2000 г. N 554, которым утверждено Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 12.12.2005 г. N 31, которым утверждены Гигиенические нормативы ГН2.1.7.2033-05 «Предельно допустимая концентрация (ПДК)О-(1,2,2-триметилпропил) метилфторфосфоната (зомана) в почве территорий санитарно-защитных зон и зон защитных мероприятий объектов хранения и уничтожения химического оружия» и др..
В соответствии с п.8 ст.13 Кодекса в целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
К условиям для совершения конкретных действий в области экономического стимулирования участников земельных отношений, обеспечиваемым НК РФ, можно отнести, например, возможность установления и использования льгот по налогам и сборам (ст.56), регулирование порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора (ст.63,64), налогового кредита (так, одним из оснований для предоставления инвестиционного налогового кредита является проведение организацией технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами - ст.67) и др.
 
 

Цель и содержание охраны земель

 
Меры защиты земель

Меры по охране земель

 
Мелиорация земель

Запреты, установленные земельным законодательством:

 
Нарушенные земли

Восстановление нарушенных земель

 
Государственный земельный надзор

Органы, осуществляющие государственный земельный надзор

 
Виды земельного контроля

Задача 1
Иванов А.А. обратился в суд с иском к Романову Г.Д об устранении нарушения права на благоприятную окружающую среду и просил обязать ответчика прекратить стоянку, ремонт, обслуживание, хранение, эксплуатацию автомобиля, прицепа и прекратить производство тротуарной плитки. В обоснование иска Иванов указал на то, что постоянно проживает с семьей в доме, расположенном на земельном участке, смежным с участком ответчика и принадлежащим ему на праве собственности.
В судебном заседании было установлено, а также подтверждено результатами выездного судебного заседания, что на огороженном земельном участке, размещается большегрузный автомобиль, к нему прицеп, где визуально виден дым, исходящий от автомобиля, слышен звук работающего двигателя, а расстояние от места для стоянки автомобиля, принадлежащего ответчику до жилого дома истца составляет 3 метра.
Ответчик иск не признал. В обосновании своих возражений указал на то, что жилой дом на земельном участке построен им для его семьи, которая в нем проживает только в летнее время. Является предпринимателем и использует автомобиль для оказания транспортных услуг. Также указал, что все ремонтные работы он производит самостоятельно, поскольку является механиком по образованию, снимает двигатель, для чего ему нужно подъемное устройство, которое он имеет на своем земельном участке. Что же касается изготовления тротуарной плитки, то изготавливает ее для личных нужд.
Решите дело. Определите меры охраны земель в указанной ситуации? Как осуществляется оценка характера и уровня загрязнения земель? Какие меры ответственности могут быть применены к предпринимателю?

Задача 2
Администрация МО «Западное сельское поселение» обратилось в суд с иском о при- знании за муниципальным образованием права собственности на признанные невостребованными земельные доли ответчиков в праве собственности ТОО «Название» на земельный участок площадью 9000 га, расположенный на территории сельского поселения.
В обоснование своих требований истец указывает на то, что постановлением главы администрации района 1994 году было передано в коллективную долевую собственность ТОО «Название» 9000 га сельскохозяйственных угодий. Ответчики являются собственниками долей в праве общей собственности на земельный участок из земель
 
сельскохозяйственного назначения, предоставленный ТОО. Их доли являются невостребованными. Список невостребованных долей был утвержден решением общего собрания собственников долей от 05.10.2011 года и опубликован в местной газете.
Кроме того, рост сорной травы и не использование указанных земель по целевому использованию ведет к их деградации.
Представители собственников долей с требованиями не согласились, указав на то, что сдали земельные доли в аренду сельскохозяйственной организации на 5 лет, которая не использовала их по назначению.
Решите дело. Что понимается под невостребованными земельными долями. Какой порядок установлен для признания права собственности на земельные доли, в случае не использования их по целевому назначению?

Задача 3
Прокуратура области обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации района 2009 года, на основании которого Уварову С.С. был предоставлен в аренду на 11 месяцев земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для размещения пруда.
В 2011 году администрация района изменила вид разрешенного использования на сельскохозяйственное производство.
В ходе судебного рассмотрения было установлено, что на основании оспариваемого постановления органом местного самоуправления передан Уварову во владение и пользование не только земельный участок, но и водный объект расположенный на нем.
Решите дело. При каких условиях можно признать недействительным ненормативный правовой акт. Каким законодательством регулируются имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов.



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!