Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Юридическая психология»»

/ Психология
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Тема 14. Психология допроса

 

Материалы к практическому занятию

Задание1

1.     В чем заключаются описанные ниже «ловушки»?

2.     Какова их психологическая природа?

 

А. Порфирий Петрович беседует с Раскольниковым.

«— Вы хотите меня официально допрашивать, со всею    обстановкой? —

резко спросил Раскольников.

       Зачем же-с? Покамест это вовсе не требуется. Вы не так поняли. Я, видите ли, не упускаю случая и... и со всеми закладчиками уже разговаривал... от иных отбирал показания... а вы, как последний... Да вот, кстати же! — вскрикнул он, чему-то внезапно обрадовавшись,— кстати вспомнил, что ж это я!..— повернулся он к Разумихину,— вот ведь ты об этом Николашке мне тогда уши промозолил... ну, ведь и сам знаю, сам знаю,— повернулся он к Раскольникову,—что парень чист, да ведь что ж делать, и Митьку вот  пришлось обеспокоить... вот в чем дело-с, вся-то суть-с: проходя тогда по лестнице... позвольте: ведь вы в восьмом часу были-с?

      В восьмом,— отвечал Раскольников, неприятно почувствовав в ту же секунду, что мог бы этого и не говорить.

       Так проходя-то в восьмом часу-с, по лестнице-то, не видали ль хоть вы, во втором-то этаже, в квартире-то отворенной — помните? — двух работников или хоть одного из них? Они красили там, не заметили ли? Это очень, очень важно для них!..

          Красильщиков? Нет, не видал...— медленно и как бы роясь в воспоминаниях отвечал Раскольников, в тот же миг напрягаясь всем существом своим и замирая от муки поскорей бы отгадать, в чем именно ловушка, и не просмотреть бы чего? — Нет, не видал, да и квартиры такой, отпертой, что-то не заметил... а вот в четвертом этаже ( он уже вполне овладел ловушкой и торжествовал) — так помню, что чиновник один переезжал из квартиры... напротив Алены Ивановны... помню... это я ясно помню... солдаты диван какой- то выносили и меня к стене прижали... а красильщиков — нет, не помню, чтобы красильщики были... да и квартиры отпертой нигде, кажется, не были. Да, не было...

       Да ты что же! — крикнул вдруг. Разумихин, как бы опомнившись и сообразив,—да ведь красильщики мазали в самый день убийства, а ведь он за три дня там был? Ты что спрашиваешь-то?

      Фу! Перемешал! — хлопнул себя по лбу Порфирий.— Черт возьми, у меня с этим делом ум за разум заходит! — обратился он, как бы даже  извиняясь, к Раскольникову,— нам ведь так бы важно узнать, не видал ли кто их, в восьмом-то часу, в квартире-то, что мне и вообразись сейчас, что вы тоже могли бы сказать... совсем перемешал!

        Так надо быть внимательнее,—угрюмо заметил Разумихин» ( Ф. М. Достоевский. Поли. собр. соч., т. 6. Л., 1973, стр. 205).


Б. В повести М. Горького «Трое» описывается такой эпизод. Допрашивая Илью Лунева, убийцу купца Полуэктова, следователь пытается « поймать» его на том, что он знал о связи своей сожительницы с убитым.

«— А вы давно знакомы с ней?

     Больше года...

     Значит, познакомились до ее знакомства с Полуэктовым?

«Умная ты собака!» — подумал Илья и спокойно ответил:

       Как я могу это знать, ежели того, что она... с покойником жила, не знал?»

Тогда следователь попытался поставить еще одну «ловушку»:

«— Видел вас кто-нибудь на месте,— у лавочки?

     Тот же полицейский видел... он даже прогонял меня оттуда... толкал...

      Это прекрасно! — с одобрением воскликнул следователь и небрежно, не глядя на Лунева, спросил:

     Вы о времени у полицейского спрашивали до убийства или уже после? Илья понял вопрос. (...) Он ответил вопросом:

      А как я могу про это знать?» (М. Горький. Полн. собр. соч., т. 5. М., 1970, стр. 161, 163).

 

Дополнительный вопрос

Каковы    процессуальные    и    этические    условия    применения                          психо- логических «ловушек» в  следственной тактике?

 

Задание 2

1.              На учете каких психологических закономерностей основано применение приема, изложенного следователем Матесом, героем новеллы Карела Чапека « Бесспорное доказательство», отрывок из которой приведен ниже?

2.     Каковы условия эффективности этого приема?

«(...) У меня такой метод: я сижу и даю человеку выболтать все, что он заранее придумал, делаю вид, что верю ему, даже помогаю выговориться и жду, когда у него сорвется случайное невольное словечко. Для этого надо быть психологом. Иные следователи стараются запутать обвиняемого, то и дело прерывают его, сбивают с толку, так что человек наконец сознается и в том, что он убил императрицу Елизавету. А я ищу полной ясности, хочу действовать наверняка. Вот почему я сижу и терпеливо выжидаю, пока среди упорного вранья и уверток, которые на юридическом языке называются показаниями, случайно мелькнет частица правды» (К. Чапек. Собр. соч. в 7- ми т., т. 1. М., 1974, стр. 334).

 

Задание 3

1.     Оцените прием допроса, описанный ниже.

2.     Какова его психологическая сущность?

«...Самый  верный  способ  изобличить  допрашиваемого  во   лжи —                                                                                                                         это заставить  его  несколько  раз  повторить  свой  рассказ.  Если  его      показания


ложные, он рано или поздно неизбежно допустит какую-нибудь неточность, отойдет от первоначального варианта. Только человек, обладающий феноменальной памятью, может до мельчайших подробностей помнить свою легенду, вновь и вновь рассказывая ее внимательному, терпеливому следователю. К тому же это оказывает на допрашиваемого известное психологическое воздействие. Вынужденный все время повторять ложные показания, допрашиваемый начинает сам сомневаться в правдоподобности своей версии» (О. Пинто. «Друг или враг?» М., 1959, стр. 69—70).

 

Задание 4

В рассказе « Исчезновение» Л. Шейнин следующим образом описывает один из допросов обвиняемого Глотника, который убил свою жену Елену Доленко («Елочку») :

«Я начал с того, что пристыдил Глотника за его поведение, тут же, однако, сообщив, что его заявление направлено адресату. Я не упрекал его за жалобу, но отметил, что он стал на путь клеветы, а это еще никому не  помогало. Откровенно рассказав Глотнику причины, по которым мы пришли к выводу о его виновности, я предложил ему хоть на минуту мысленно поставить себя на наше место и честно сказать, как бы действовал он. Глотник слушал все это внимательно, и было заметно, что переживания последнего года дались ему нелегко.

Я сказал ему и об этом и нарисовал, психологическую картину его состояния в течение этого времени — ужас совершенного, страх перед расплатой, необходимость сокрытия следов преступления, постоянная и страшная необходимость всегда и при всех играть любящего мужа, надломленного загадочным исчезновением любимой жены, надежда на то, что дело в конце концов заглохнет, потом новая тревога – в связи с расследованием дела о красителях, потом радость, что нет худа без добра и именно дело о красителях само собой « спишет» дело об исчезновении жены, потом новый приступ страха, когда выяснилось, что нет, не « списали» и этого дела, потом улики и его отрицания, улики и его ложь, и опять улики, и опять ложь.

Видимо, это была очень точная схема того, что пережил Глотник, потому что он слушал меня, широко раскрыв глаза, удивленный тем, что я говорю с ним задушевно и тепло, хотя только что прочитал его клеветническую жалобу. Потом он начал тихо плакать и вдруг, вскочив с кровати и рванув свою белую больничную рубаху, закричал:

       Да, я, я убил Елочку!.. Пишите, скорей пишите протокол, пока я не передумал!..

Голомысов налил стакан воды и дал его Глотнику. Стуча зубами о края стакана, он сделал несколько глотков, облил свою рубаху и снова, весь дрожа, закричал:

      Пишите, скорей пишите, а то я боюсь, что передумаю, духу не хватит, боюсь!.. Боюсь!..

Надо было видеть и слышать, как он выкрикивал это слово « боюсь», чтобы понять, как действительно боится этот несчастный, опустошенный всей своей нелепой и грязной жизнью человек, что у него «духу не хватит», да, не хватит духу  сбросить  со  своей  совести  чистосердечным  признанием,  как    рывком,


страшный груз преступления, который он нес столько месяцев...» (Л.   Шейнин.

«Записки следователя». М., 1968, стр. 254—255).

Вопросы

1.        Какие психологические закономерности лежат в основе описанного состояния обвиняемого?

2.                Дайте     психологический     анализ     поведения                  следователя,                           ис- пользовавшего такое состояние в тактике допроса обвиняемого.

 

Задание 5

А.Ф. Кони в работе «Память и внимание» писал:

«Для характеристики влияния темперамента на показание, т. е. на рассказ о том, как отнесся свидетель к тому или другому явлению или событию, можно, в виде примера, представить себе отношение обладателей различных темпераментов к одному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самую смерть вследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или что таковой раздался слишком поздно. Сангвиник, волнуясь, скажет: « Это была ужасная картина — раздался раздирающий крик, хлынула кровь,— мне послышался даже треск ломаемых костей, эта картина стоит пред моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа». Меланхолик скажет: « При мне вагон трамвая раздавил несчастную женщину; и - вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров — и все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратной потере — и картина осиротелой семьи с болью возникает в моей душе». Холерик, негодуя, скажет: « Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно начать звонить, и предупредить тем рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго судить». А флегматик расскажет: « Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа народа, что-то смотрят; я привстал в пролетке и вижу — лежит какая-то женщина поперек рельсов,— вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее!» (А.Ф. Кони. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4. М., 1967, стр. 89).

Вопросы

1.         Каким образом особенности темперамента свидетелей влияют на восприятие и оценку ими события преступления?

2.         Какие еще личностные особенности свидетелей и каким образом оказывают влияние на восприятие ими события преступления?

Литература

Аминов И.И. Занимательная психология для юристов. – М., 2001.

Глазырин  Ф.В.,   Шиханцов   Г.Г.   Практикум   по  судебной                              психологии

(психология предварительного расследования). – Мн., 1977.

Психологическая      подготовка      сотрудников      ОВД:                                            Учебно-метод. материалы. – М., 1989.


Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физвоспитание» / В.Л. Марищук и др. – М., 1984.

Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей: Пособие для учащихся. – М., 1998.

Пекелис В.Д. Твои возможности человек! – М., 1984.

Постоев В.И., Туманов В.Д. Тренинг профессиональной наблюдательности, внимания и памяти сотрудников органов внутренних дел: Методическая разработка. – Домодедово, 1996.

 

 

Тема 15. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста

 

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию

1.     Что такое управление? Перечислите основные принципы и функции управления.

2.     Какое значение имеют организационно-управленческие вопросы в деятельности юриста? На примере знакомой Вам юридической специальности проиллюстрируйте свой ответ.

3 Какими индивидуально-психологическими качествами должен обладать руководитель правоохранительного органа, юридической службы?

4.     Что представляет собой с психологической точки зрения процесс принятия решения?

5.     Виды решений, их краткая характеристика.

6.     Какие этапы проходит принятие решения на основе анализа име- ющейся информации?

7.     Назовите факторы, влияющие на принятие решений юристом.

8.     В каких ситуациях принимаются решения, как влияют эти ситуации на содержание решений?

9.     Что такое риск? Опишите его правовые и психологические аспекты.

10.     В чем состоит феномен "сдвига риска", к каким последствиям может приводить данное явление при принятии групповых решений?

11.     Какие приемы и методы выработки решений Вам известны? Дайте им краткую характеристику.

 

Литература

Китов А.И. Психология управления. – М., 1979.

Розанова В.А. Психология управления: Учеб.-практ. пособие. – М., I996.

Романов В.В. Юридическая психология. – М., 1998.

Шепель В.М. Управленческая психология. – М., 1984.

 

Тема 16. Психологические особенности судопроизводства

 

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию

1.        Какие психологические факторы влияют на процесс оценки дока- зательств, познания истины в суда?


2.     Дайте психологическую характеристику коммуникативным процессам, имеющим место в ходе судебного разбирательства дел.

3.       Какими  психологическими  особенностями  характеризуется  допрос в

суде?

4.        Что такое ретроактивное торможение, как оно может влиять на

показания свидетелей в суде?

5.     Какой с психологической точки зрения должна быть обстановка в зале суда в ходе судебного разбирательства дел?

6.     Какие требования предъявляются к речи участников судебных прений?

7.     Перечислите известные вам приемы психологического воздействия судебного оратора на внимание присутствующих в зале судебного заседания.

8.     Какие психологические факторы могут оказывать влияние на процесс принятия решений составом суда?

 

Литература

Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М., 1996.

Кони А.Ф.  Обвиняемые и свидетели. Свидетели на суде // Избр. произ.: В

2 т. – М., 1959. – Т. I.

Резниченко   И.М.  Психологические   вопросы   подготовки   и  судебного разбирательства гражданских дел. – Владивосток, 1983.

Poманов В.В. Юридическая психология: Учеб. – М., 1993.

Сергеич П. Искусство речи на суде. – М., 1988.

Эффективность правосудия и проблема устранения судебных ошибок. –

М., 1975. – Ч. II.

 

ВОПРОСЫ  ДЛЯ  ПОДГОТОВКИ  К ЗАЧЕТУ

 

1. Объект и предмет психологии. Основные категории психологической науки.

3.         Отрасли психологической науки и их характеристика. Место и роль юридической психологии в системе подготовки следователей.

4.    Основные категории психологии. Возможности и особенности их применения в процессуальной деятельности следователя.

5.       Понятие " психика", ее сущность и учет в процессуальной деятельности следователя.

6.         Основные формы проявления психики ( применительно к деятельности следователя) и их взаимосвязь.

7.    Понятия "психика" и "сознание". Их взаимосвязь и отличие. Отражательная и регулятивная функции психики и их проявление в деятельности следователя.

8.       Сущность психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД. Цели и задачи психологической подготовки следователей. Методика ее организации и проведения.

9.    Психологическая характеристика условий деятельности следователя.

10.     Профессиограмма деятельности следователя ( виды деятельностей, перечень знаний, умений и навыков, требования к личности следователя).


11.                   Основные виды следственной деятельности ( познавательная, конструктивная,         воспитательная,         коммуникативная,                   организаторская, удостоверительная, прогностическая) и их характеристика.

12.        Особенности  разновидностей  действий  участников  уголовного    процесса

(рефлекторные, действия-помехи, противодействие).

13.                  Психолого-педагогические аспекты процессуальной деятельности следователя. Их характеристика и особенности.

14.        Понятие профессионального мастерства следователя и психологические условия его формирования.

15.      Понятие о личности в психологии. Психологическая структура личности. Индивидуально-психологические особенности личности следователя.

16.        Психические явления, их характеристика и особенности проявления у участников уголовного процесса.

17.    Сущность, характеристика и особенности проявления психических процессов в деятельности следователя.

18.    Ощущение и восприятие. Особенности проявления ощущения и восприятия в деятельности следователя. Оценка их возможностей, методика развития и совершенствования.

19.          Воображение. Роль воображения и возможности его применения в практической деятельности следователя. Способы и приемы его развития у следователя.

20.           Понятие " внимание" и " наблюдательность". Характеристика свойств внимания и особенности проявления наблюдательности в процессуальной деятельности следователя. Методика их развития и самосовершенствования.

21.     Понятие " память" и ее виды. Сущность, характеристика и индивидуальные особенности памяти следователя. Способы и приемы развития памяти у следователя.

22.     Понятие " мышление" и его особенности. Способы и приемы его развития в системе профессиональной подготовки и практической деятельности следователя.

23.      Понятие и характеристика психических состояний личности у участников уголовного процесса. Их учет в профессиональной деятельности следователя.

24.       Понятие об эмоциях и чувствах, их свойства. Аффекты, особенности их проявления и учет в деятельности следователя.

25.    Характеристика психических свойств личности. Их учет в профессиональной подготовке и деятельности следователя.

26.       Понятие " темперамент" личности, его виды и их характеристика. Учет следователем особенностей проявления темперамента у участников уголовного процесса.

27.    Понятие "характер" личности. Учет следователем особенностей проявления характера у участников уголовного процесса.

28.            Понятие " направленность" личности, ее характеристика и формы проявления. Методика исследования направленности личности у участников уголовного процесса следователем.


29.            Понятия " способности" и " опыт" личности. Основные психолого- педагогические характеристики способностей и опыта личности следователя. Методика их развития и самосовершенствования.

30.     Использование основных психологических методов изучения личности при производстве следственных действий.

31.          Психологическая диагностика как раздел психологической науки. Ее сущность, цели, задачи и методика проведения. Возможности использования психодиагностики следователем в уголовном процессе.

32.           Методы психологической диагностики, их использование и оценка результатов в профессиональной подготовке и деятельности следователей.

33.    Виды психологических методов изучения личности и требования к ним (дать характеристику некоторым психодиагностическим методикам по своему выбору).

34.      Использование следователем основных психологических методов изучения групп и коллективов при производстве следственных действий.

35.    Понятие и характеристика визуальной психодиагностики и ее использование в профессиональной подготовке и деятельности следователя.

36.      Невербальная коммуникация. Их характеристика, оценка и использование следователем при проведении следственных действий.

37.            Психолого-педагогическая культура следователя, формы проявления. Основные направления ее формирования и развития.

38.          Сущность и особенности профессиональной деформации следователя. Психолого-педагогические аспекты ее предупреждения и профилактики.

39.    Сущность и методы психологической саморегуляции, разгрузки, релаксации. Их использование в профессиональной подготовке и деятельности следователя.

40.    Психологические особенности коллектива следователей.

41.               Понятие " психологический потенциал" коллектива следственного подразделения, возможности его развития и совершенствования.

42.    Предмет и задачи криминальной психологии.

43.    Причины и мотивы преступного поведения.

44.    Психология криминальной среды и криминальной субкультуры.

45.    Психологические аспекты исследования личности обвиняемого.

46.    Психология потерпевшего.

47.     Психологическая характеристика личности преступника, ее оценка и учет в деятельности следователя.

48.    Цели и задачи судебно-психологической экспертизы.

49.                 Психологические особенности и характеристика формирования антиобщественного поведения личности и группы.

50.    Психология преступных группировок (их направленность, структура, состав, групповые нормы поведения).

51.     Характеристика межличностных отношений в преступных группировках ( в зависимости от видов совершаемых преступлений).

52.    Психологические приемы и способы разобщения преступных группировок.

53.          Понятие и характеристика внеколлективного поведения. Объективные причины и субъективные условия его возникновения.

54.     Сущность и характеристика внеколлективного поведения. Психологические особенности действий сотрудников ОВД по предупреждению и пресечению асоциальных форм внеколлективного поведения.


55.                   Понятие " общение" как социально-психологическое явление. Профессиональное общение ( функции, виды, способы, приемы и средства) следователя.

56.              Конфликт    как    категория    психологии:    общее    понятие,                 причины возникновения и стадии конфликта.

57.         Структура конфликта ( объект, субъект, механизм зарождения, стадии конфликта). Природа конфликтов в следственных аппаратах ОВД.

58.       Пути предупреждения и разрешения конфликтов на разных стадиях его развития. Приемы выхода из конфликтных ситуаций, возникающих в процессе деятельности следователя.

59.    Основные обстоятельства и факторы, влияющие на проведение переговоров с преступниками.

60.         Основные  психологические  приемы    переговоров   с   преступниками ( в индивидуальном и групповом вариантах).

61.      Структура психологического анализа  на предварительном следствии  ( цель,

условия, особенности объекта).

62.    Психологические механизмы выдвижения версий по уголовному делу.

63.     Психологические аспекты допроса свидетеля и потерпевшего следователем, результаты их использования в уголовном процессе.

64.             Психологические   аспекты    допроса    подозреваемого   и                обвиняемого следователем, результаты их использования в уголовном процессе.

65.     Способы и приемы снятия психологических барьеров во время проведения первоначальных следственных действий.

66.      Психологические    особенности    составления    субъективного              портрета подозреваемого.

67.    Психология следственного эксперимента.

68.    Психология опознания.

69.    Психология обыска.

70.    Психология очной ставки.

71.    Психология осмотра места происшествия.

72.    Психология проверки показаний на месте.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!