Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Уважаемые студенты!
Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.
Срок исполнения заказа от 1-го дня.
Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru
С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru
Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния.
Их влияние на поведение человека
Упражнения к практическому занятию
1. Знакомство с классификационными характеристиками чувств.
Задание: определите, какие из перечисленных чувств относятся к
нравственным, какие к интеллектуальным, праксическим, и какие к
эстетическим?
Вдохновение, угрызение совести, чувство товарищества, удивление, чувство прекрасного, восхищение, чувство долга, чувство иронии, злорадство, чувство комического, чувство юмора; уверенность, чувство справедливости, чувство трагического, сомнение, чувство стыда, зависть, недоумение, энтузиазм, страсть к творчеству.
2. Знакомство с классификационными характеристиками эмоций и чувств.
Задание: подразделите по признакам продолжительности и силы следующие переживания:
любовь к искусству, грусть, гнев, горе, ужас, раздражение, печаль, страх, страсть к коллекционированию, любознательность, злость, подавленность, угрызение совести, любопытство.
3. Выявление взаимозависимости эмоциональных и познавательных процессов.
Задание: разделите листок бумаги вертикальной чертой пополам, в левой части поставьте знак “+”, в правой части знак “-”.
Вспомните за последние две недели события, произошедшие с вами, и кратко опишите их в соответствующих графах. Положительные события в графе со знаком “+”, отрицательные - в другой графе.
Какие из событий запомнились более ярко?
4. Первая помощь в острой стрессовой ситуации.
1. В острой стрессовой ситуации не следует принимать ( пытаться принимать) никаких решений. Исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни.
2. Сосчитайте до десяти.
3. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.
Дальнейшие события могут развиваться в двух направлениях.
А. Стрессовая ситуация застигла вас в помещении.
4. Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из помещения. Например, у вас всегда есть возможность пойти в туалет или в какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один.
5. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
6. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд от одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
7. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо?
8. Набрав воды в стакан ( в крайнем случае — в ладони), медленно, сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
9. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова.
Б. Стрессовая ситуация застигла вас где-либо вне помещения.
10. Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.
11. Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите.
12. Найдите какой-нибудь мелкий предмет ( листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.
13. Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею - пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу.
14. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос; сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.
В качестве первой помощи этого вполне достаточно. В день, когда вы попадаете в острую стрессовую ситуацию, не принимайте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности.
Не повредят умеренные занятия спортом или прогулка - словом любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения, но, опять же, не переусердствуйте.
Литература
Аминов И.И. Занимательная психология для юристов. – М. 2001.
Анохин П.К. Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности
// Проблемы высшей нервной деятельности. – М., 1949.
Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979.
Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта: Метод. пособие. – М., 1983.
Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности.
Использование знаний о них юристом в практической деятельности
Материалы к практическому занятию
1. Знакомство с типами телосложения, а также выявление типичных и индивидуальных особенностей телосложения человека (по Э. Кречмеру).
Задание 1.1: обратите внимание на критерии, отличающие один тип телосложения от другого: длина конечностей, торса, мышечный покров и его тонус, форма отдельных частей тела, жировые отложения и т.д. Можно воспользоваться набором фотографий.
Тип строения тела Телесные черты Психологические особенности
Пикничес кий (округлый
) Широкое лицо, высокий, выпуклый лоб, часто двойной подбородок, склонность к облысению, короткая шея, чувствительные пальцы рук, слабая мускулатура, склонность к ожирению. Эмоционален: эмоции колеблются между печалью и радостью. Реалистичен во взглядах, без затруднений контактирует с окружающими, отзывчив, добросердечен.
Психологические подтипы: веселые болтуны; спокойные юмористы; сентиментальные тихони; беспечные любители жизни; активные практики.
Астениче ский (слабый) Лицо в форме вытянутого или укороченного яйца, острый, угловатый профиль, выдающийся вперед нос, подбородок покатый, узкое, худое лицо, узкие, покатые плечи, длинная шея, плоская грудная клетка, длинные узкие руки. Замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до равнодушия, упрям, редко меняет взгляды и установки. С трудом приспосабливается к окружению. Отличается высокомерием, желанием не походить на других, быть лучше всех, сдержанностью, серьезностью, поверхностной общительностью.
Психологические подтипы: тонко чувствующие натуры; идеалисты мечтатели; холодные властные натуры; эгоисты; « сухари»; безвольные натуры.
Атлетичес Грубые черты лица, высокая Спокоен, маловпечатлителен,
кий средняя часть лица, широкие отличается не очень гибким
(сильный) брови, мощный подбородок, мышлением, сдержанностью в
массивный грубый облик, мимике и жестах, с трудом
широкие плечи, узкие бедра, приспосабливается к
сильноразвитая грудь, грубые переменам.
руки, несколько неуклюжий Психологические подтипы:
облик. тонко чувствующие натуры;
идеалисты мечтатели;
холодные властные натуры;
эгоисты; « сухари»; безвольные
натуры.
Задание 1.2. способствует закреплению знаний о типах телосложения и
их использованию при психологическом наблюдении людей.
Каждому участнику предлагается дать описание телосложения любого человека, заведомо знакомого другим членам группы. Важно, чтобы в описание включались только признаки телосложения. Рекомендуется дать описание вначале общих, а затем индивидуальных особенностей телосложения.
Через 5-7 мин производится проверка выполнения задания. Каждый зачитывает составленный им портрет телосложения, а остальные должны определить кто это, а затем проанализировать степень соответствия телесного портрета психологическим характеристикам, обратившись к графе 3 таблицы.
2. Анализ результатов преступной деятельности.
Задание: что можно сказать по приведенным ниже отрывкам из рассказа И. Бодунова и Е. Рысса « Благородный разбойник» и романа А. и Г. Вайнеров
«Гонки по вертикали» об общем уровне развития преступников ( Пантелеева и Дедушкина), основных свойствах их темпераментов, степени развития эмоционально-волевой сферы?
А. «(...) Ограбили молодую хорошенькую актрису. Ей позвонили в дверь, когда она была одна дома. Леня сказал, что он из ГПУ, и показал какую-то карточку, которую она, конечно, не разглядела. Он был в кожаной тужурке и в кожаной фуражке — так в то время часто одевались сотрудники ГПУ. Она удивилась, какие могут быть у ГПУ дела к ней, но дверь беспрекословно открыла. Вошли двое. Дверь аккуратно закрыли и заперли. Потом Пантелеев очень вежливо поклонился и сказал:
— Позвольте представиться, Леня Пантелеев. Тут уж актриса поняла, что впустила бандитов. Актеры — народ общительный. Ростовцев раз двести рассказывал своим коллегам о том, как его ограбили, и показывал записку, оставленную грабителями. Слух о Пантелееве шел уже по Ленинграду.
У актрисы хватило выдержки гостеприимно сказать:
— Заходите, Леня. Что-то вы зачастили к актерам. Любите театр?
— Люблю, — сказал Пантелеев,— но актеров навещаю только по необходимости. Я надеюсь, вы не будете поднимать шум, тогда мы вас и связывать не станем.
— Не буду,— сказала актриса.
После этого они дружной компанией пошли по квартире. Актриса была небогата, и ценностей у нее было не много. Все, что было, поместилось в карманах. (...)
— Мало зарабатываете,— сказал укоризненно Пантелеев.— При вашем таланте можно было бы и побольше приобрести, а так, знаете, неудобно: выходит, вроде мы с Митей себе в убыток работаем. Ну, правда, шуба у вас хорошая.
Пантелеев подошел к шкафу и открыл его. Действительно, шуба висела здесь. Это была хорошая котиковая шуба, на которую актриса долго копила деньги, разъезжая по концертам и во многом себе отказывая.
Сохраняя по-прежнему шутливый тон, актриса сказала:
— Ленечка, неужели вы у меня заберете шубу? Сейчас зима, а у меня и театр, и концерты. Потом, честно вам скажу, это единственная дорогая вещь, которая у меня есть.
Пантелеев улыбнулся. Ему нравились выдержка и хладнокровие актрисы.
— Ну как, Митя?—спросил он.—Действительно нехорошо обижать женщину.
— Что ж,— сказал Гавриков,— я нс возражаю.
— Купите у нас свою шубу. Цена — два поцелуя. Один ему, другой мне. Актриса, смеясь, поцеловала обоих в лоб, и они ушли, оставив ей шубу»
(И. Бодунов, Е. Рысс. «Записки следователя». М., 1966, стр. 170-171).
Б. В романе « Гонки по вертикали» так описаны кражи, совершенные неким Дедушкиным. Отперев дверь с помощью отмычки, Дедушкин проник в квартиру Репниных, где в ящике письменного стола обнаружил сберегательные книжки (далее — отрывок из романа, текст от первого лица):
«Вот они — три сберегательные книжки. Анна Федоровна Репнина, срочный вклад — четыре тысячи рублей; Николай Иванович Репнин, срочный вклад — две тысячи рублей; Николай Иванович Репнин, счет № 7911 — четы- реста двадцать три рубля 72 копейки.
На книжках — штамп с адресом и телефоном сберкассы.
Анну Федоровну — обратно в стол. Два Николая Ивановича. Один положил две тысячи рублей в сберкассу на Суворовском бульваре 15 сентября 1966 года, больше записей нет, значит, он там был один раз пять лет назад — растит на серых полях сберкнижки « срочные» проценты. У второго Николая Ивановича четыреста двадцать три рубля и 72 копейки на счете и эта цифра — итог двадцать шестой операции в этой книжке, открытой в кассе на улице Горького. Значит, там его могут знать, значит, и этого Николая Ивановича швырнем обратно в ящик.
Чтобы забрать вклад, нужен образец подписи. (...) В доме он наверняка есть. (...)
Во втором ящике стола, запертом на хилый врезной замочек — его пришлось ковырнуть стамеской,— лежали паспорта Николая Ивановича Репнина и супруги его Анны Федоровны. (...)
Здесь же, на письменном столе, стоял телефон. (...)
— Сберкасса? Здравствуйте! Это ваш вкладчик Репнин. Мой счет номер
24685. У меня срочный вклад на две тысячи. Я вас прошу приготовить мне
деньги, я после обеда заеду. Нет, не только проценты, я все снимаю. Кстати, голубушка, если вас не затруднит, произведите мне расчет заранее — мне в автомагазин обязательно до четырех надо поспеть. Ну конечно, очень уж охота до праздников машину получить... Спасибо вам, родненькая...
В паспорте, в самом низу странички, есть пункт четвертый: « Подпись владельца». (...)
Я взял паспорт и расчетную книжку и вышел из квартиры, тихо притворив за собой дверь с взломанным замком. (...)
... Потом я зашел на почту, сел за столик в углу и целый час подряд учился писать «Репнин».
За десять минут до открытия сберкассы я был уже у дверей и к окошку подошел первым, тут же заполнил квиточек на красной, расходной стороне, а паспорт Репнина вместе со сберкнижкой держал на всякий случай в руке, и когда расписывался — «Репнин» — старался не вспоминать прочерк отдельных букв, потому что тогда обязательно завалился бы, этого ни в коем случае нельзя было делать — есть вещи, которые надо обязательно делать быстро, почти механически, в одной надежде на инстинкт, поскольку, стоит на миг задуматься, тут тебе сразу и придет конец.
Контролер, молодая некрасивая девчонка, встала к ящику за моей карточкой. (...)
— Вам мой паспорт не нужен? — спросил я, протягивая серую мятую книжечку. Она взглянула па паспорт мельком — фамилия, имя, отчество, роспись внизу страницы, и пальцы мои в этот момент не дрожали, потому что весь я будто окаменел. Кивнула и подала мне жестяную бирку с номером:
— В кассу! (...)
— Распишитесь еще раз! — сказала она (кассир).— Подпись нечеткая...
— У меня прямо беда — до пятидесяти лет подпись неустоявшаяся. Я специально для всех бухгалтерских расчетов с собой паспорт ношу. Давайте еще раз подпишусь аккуратнее...
Показал паспорт, еще раз расписался, она открыла стол и стала считать деньги.
— Получите! Две тысячи триста одиннадцать рублей...» ( Л. и Г. Вайнеры.
«Гонки по вертикали». М., 1974, стр. 256—262).
Дополнительные вопросы:
1. Попытайтесь предсказать поведение Пантелеева и Дедушкина при их задержании, в ходе допроса и других следственных действий.
2. Каковы возможности метода анализа результатов преступной деятельности для выявления особенностей личности преступника?
3. Психодиагностика личности.
Задание: в новелле Карела Чапека « Эксперимент профессора Роусса» рассказывается об использовании модного в прошлом метода «ассоциативного эксперимента» для разоблачения человека по имени Суханек, подозреваемого в убийстве шофера такси Чепелки ( тело Чепелки нигде не нашли, а его автомобиль со следами крови оказался в сарае Суханека).
«По знаку начальника полиции полицейский ввел Ченека Суханека, мрачного субъекта, на лице которого было написано: « Подите вы все к... меня
голыми руками не возьмешь». Видно было, что Суханек твердо решил стоять на своем.
— Подойдите,— строго сказал профессор Ч. Д. Роусс.— Я не буду вас допрашивать. Я только буду произносить слова, а вы должны в ответ говорить первое слово, которое вам придет в голову. Понятно? Итак, внимание! Стакан.
— Дерьмо! — злорадно произнес Суханек.
— Слушайте, Суханек! — быстро вмешался начальник полиции.— Если вы не будете отвечать как следует, я велю отвести вас на допрос, и вы пробудете там всю ночь. Попятно? Заметьте это себе. Ну, начнем сначала.
— Стакан,— повторил профессор Роусс.
— Пиво,— проворчал Сухапек.
— Вот это другое дело,—сказала знаменитость.— Теперь- отлично. Суханек подозрительно покосился на него. Нс ловушка ли вся эта затея?
— Улица,— продолжал профессор.
— Телеги,— нехотя отозвался Суханек.
— Надо побыстрей. Домик.
— Поле.
— Токарный станок.
— Латунь.
— Очень хорошо.
Суханек, видимо, уже не имел ничего против такой игры.
— Мамаша.
— Тетка.
— Собака.
— Конура.
— Солдат.
— Артиллерист.
Перекличка становилась все быстрее. Суханека это забавляло. Похоже на игру в карты, и о чем только не вспомнишь!
— Дорога,— бросил ему Ч. Д. Роусс в стремительном темпе.
— Шоссе.
— Прага.
— Бероун.
— Спрятать.
— Зарыть.
— Чистка.
— Пятна.
— Тряпка.
— Мешок.
— Лопата.
— Сад.
— Яма.
— Забор.
— Труп! Молчание.
— Труп! — настойчиво повторил профессор.— Вы зарыли его под забором. Так?
— Ничего подобного я не говорил! — воскликнул Суханек.
— Вы зарыли его под забором у себя в саду,— решительно повторил Роусс.— Вы убили Чепелку по дороге в Бероун и вытерли кровь в машине мешком. Куда вы дели этот мешок?» (К. Чапек. Собр. соч. в 7- ми т., т. 1. М. 1974, стр. 340—341).
Роусс оказался прав. Труп Чепелки, обернутый в окровавленный мешок, был зарыт под забором в саду у Суханека.
Вопросы:
1. Какова психологическая сущность этого метода психодиагностики?
2. Насколько он эффективен?
3. Какие другие методы психодиагностики личности существуют в судебной психологии?
3. Составление психологической характеристики личности.
Задание: психологическая характеристика составляется по приведенной ниже схеме. Выводы и оценки, которые даются в характеристике, должны быть обоснованы фактическими данными.
Примерная схема составления психологической характеристики личности
1. Биографические данные.
Фамилия, имя, отчество, год и место рождения. Национальность.
Образование. Профессия. Семейное положение.
2. Сведения об условиях формирования личности.
Положение в коллективе. Материальные условия жизни в семье. Если составляется характеристика обвиняемого, то указать, какое им совершено преступление и при каких обстоятельствах.
Поведение в коллективе. Поддается ли воспитанию.
3. Структура личности.
Особенности психических процессов и состояний. Восприятие: особенности восприятия; наблюдательность.
Внимание: произвольное, непроизвольное, его свойства ( концентрация, объем, устойчивость, распределение, переключаемость).
Память: наиболее развитый вид; качества ( прочность, точность, готовность).
Мышление: способность к анализу и синтезу; решение проблемных задач; наиболее развитый вид мышления.
Речь: словарный запас; качества ( содержание, выразительность, точность); культура; жаргон.
Воображение: наиболее развитый вид.
Чувства и эмоции: внешнее выражение; преобладающие формы проявления; постоянство, направленность, глубина; наличие аффектов; поведение в экстремальных условиях.
Воля: сила, твердость, настойчивость.
Направленность. Потребности ( материальные, духовные). Влечения. Интересы ( широта, устойчивость). Мировоззрение ( взгляды, идеалы, убеждения).
Темперамент. Тип. Наиболее развитые положительные и отрицательные качества.
Характер. Отношение к труду, обществу в целом. Отношение к другим людям ( общителен, необщителен, груб или вежлив, скрытен или нет и т. д.). Отношение к себе. Основные черты характера ( дисциплинированность, принципиальность, самостоятельность, выдержанность, негативизм, упрямство, внушаемость и т. д.). Сила характера, его цельность, определенность, устойчи- вость. Моральная воспитанность.
Способности. Общие и частные. Склонности. Одаренность.
4. Заключение.
Что можно ожидать от данного лица, в какие условия жизни и труда его необходимо поставить.
Литература
Аминов И.И. Занимательная психология для юристов. – М., 2001.
Глазырин Ф.В., Шиханцов Г.Г. Практикум по судебной психологии
(психология предварительного расследования). – Минск, 1977.
Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. – М., 1987.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!