Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Юридическая антропология»»

/ Общее право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Тема 1. ПРОБЛЕМАТИКА АНТРОПОЛОГИИ ПРАВА 

Контрольные вопросы 

1.   Предмет антропологии права (юридической антропологии). 

2.   Место антропологии права (юридической антропологии) в системе наук о человеке (антропологии). 

3.   Основные понятия и термины антропологии права. 

4.   В чем специфика и отличие антропологии права и этнологии права? 

 

Тема 2. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АНТРОПОЛОГИИ ПРАВА 

Контрольные вопросы 

1.   Философы-просветители XVIII в. о правах человека (П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Ш.А. Монтескье). 

2.  Эволюционисты ХК в. о структуре первобытного общества (Дж. Фрезер, Л.Г. Морган, Э. Тайлор). 

3.  Отличительные черты французской юридической антропологии (КЛеви-Строс, Н.Рулан). 

4.   Назовите отечественных исследователей, заложивших основы антропологии права в России. 

Тема 3. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ АРХАИЧЕСКОГО ПРАВА

Контрольные вопросы

1.   Понятия «матриархат» и «патриархат» (правовой аспект).

2.   Виды табу. Значение табу в первобытном обществе.

3.   Что такое миф? Чем являлся миф в рамках первобытного общества?

4.   Объясните понятия: тотем, магия, ритуал.

5.   Объясните значение терминов «обряд» и «обычай».

6.   Что такое возрастные группы и тайные союзы в первобытной и традиционной культуре?

7.   Охарактеризуйте с правовой точки зрения положение вождя (лидера) в племени, общине, социальной группе.

Тема 4. ВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПРАВА ЛИЧНОСТИ

Контрольные вопросы                                                                                                            

1.    Основные различия конфуцианства и даосизма в понимании прав и обязанностей человека

2.    Кто такие легисты?

3.    Что такое шариат и адат?

4.    Объясните понятия: сунну, иджму, кийяс, фетва.

 

Тема 5. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРАВОВОЙ АККУЛЬТУРАЦИИ

Контрольные вопросы

1.  Что такое правовая аккультурадия?

2.  Что такое правовая декультурация?

3.  Каковы возможные варианты соотношения местного права и права страны-колонизатора?

4.  Каковы исторические особенности этого процесса на Кавказе?

5.  Каковы проявления адата (на примере чеченского общества)?

Тема 6. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Контрольные вопросы

1.  Перечислите основные законодательно-правовые кодексы в России в Х1-ХУ11 вв.

2.  Что такое «классовое право» (на примере советских Конституций)?

3.  Перечислите основные неимущественные права личности.

4.  Какими законодательными актами сопровождалось развитие гражданских прав в постсоветский период?

 

Тема 7. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПРАВОВОГО ЧЕЛОВЕКА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Контрольные вопросы

1.           Раскройте понятие современного гуманитарного права.

2.           Каковы основные положения Всеобщей декларации прав человека?

3.           Основные положения Женевских конвенций.

4.           Как изменялся за последние полвека статус Европейского суда?

 

Тема 8. ПРЕДЕЛЫ ЛИЧНОСТНЫХ ПРАВ

Контрольные вопросы

1.           В чем заключается кризис современной европейской парной семьи?

2.           Наблюдается ли прогресс в законодательном оформлении прав сексуальных меньшинств?

3.           Что такое соматические права человека?

4.           Каковы правовые и этические аспекты проблемы трансплантации органов и клонирования?

5.           Каковы основные правовые и этические проблемы эвтаназии? В каких странах она узаконена?

6.           Какими правовыми нормами защищен человек после смерти?

 

4.2.  Тематика рефератов (контрольных работ)

 

1)             Г. Дж. Самнер-Мэн и И.Я. Бахофен основоположники юридической антропологии.

2)             Ф. Боас: биография и основные научные труды.

3)             Дж. Мак-Леннан и Л.Г. Морган: сравнительно-правовой анализ научных концепций.

4)             Б. Малиновский: биография и основные научные труды.

5)             Дж. Фрезер — этнограф и исследователь истории права. Концепция табу.

6)             К. Леви-Строс и структурная антропология.

7)             Норбер Рулан — представитель современной французской юридической антропологии.

8)             М. М. Ковалевский и истоки российской юридической антропологии.

9)      Н. Н. Миклухо-Маклай и методология полевых исследований.

10)   Табу в первобытных обществах (по работам Э.Тайлора и Дж.Фрезера).

11)   Правовой феномен тайных союзов и обществ в первобытной культуре.

12)   Вождь и границы его прав в первобытном обществе.

13)   Тотемизм.

14)   Обряды и ритуалы.

15)   Магия как образец девиантного поведения.

16)   Тотемизм и тотемная организация.

17)   Обычай и обычное право.

18)   Проблема взаимоотношений права и государства в юридической антропологии.

19)   Эволюция правовых систем.

20)   Личное и общественное в конфуцианстве.

21)   Даосизм о естественном праве и всеобщем равенстве.

22)   Шариат.

23)   Права и свободы личности.

24)   Женевская конвенция и права военнопленных.

25) Право человека на эвтаназию.

26) Право человека на альтернативную службу (проблемы и пути решения).

27) Проблема смертной казни.

28) Правовое бытие современной Европы.

29) Правовые и этические аспекты проблемы клонирования

30) Экспансия европейского права в колониальной Африке.

 

4.3.  Тестовые задания

5.    1.        Юридическая антропология изучает:

6.       а)      историю судебных органов;

7.       б)     современные социально-экономические проблемы коренных народов;

8.       в)      правовое бытие человека на всех стадиях развития этого бытия.

9.    2.       Юридическую антропологию также называют:

10.   а)      этнологией права;

11.   б)     потестарной этнографией;

12.   в)      антропологией права.

13.                    3.       Автором труда «Право природы и людей» (1672 г.) был:

14.  а)      Д. Дидро;

15.  б)      Ж.-Ж. Руссо;

16.  в)      С. де Пуфендорф.

17.                    4.       Основоположником школы структурной антропологии является:

18.  а)      Л.Г.Морган;

19.  б)      К Леви-Строс;

20.  в)      Ф.Энгельс.

21.                    5.       М.М. Ковалевский является автором классических трудов по исследованию быта и тради­ционной культуры:

22.   а)      народов Дальнего Востока;

23.   б)      племен Новой Гвинеи;

24.   в)      народов Кавказа.

25.                    6.       Представители эпохи Просвещения рассматривали первобытного человека как:

26.   а)      «доброго дикаря»;

27.   б)      «мудрого наставника»;

28.   в)      «кровожадного дикаря».

29.                    7.        Антрополог Ф.Боас развивал в своих работах принципы:

30.  а)      эволюционизма;

31.  б)      культурного плюрализма;

32.  в)      культурного изоляционизма.

33.                    8.       Термин «табу» заимствован из языка:

34.   а)      североамериканских индейцев оджибвэ;

35.   б)      населения островов Тонга;

36.   в)      южных славян.

37.                    9.       Что означает слово «тотем» ?

38.   а)      родственную связь между двумя людьми;

39.   б)      охотник;

40.   в)      вождь.

41.                    10.     Тайные союзы в первобытном обществе возникают на основе:

42.   а)      парной семьи;

43.   б)      мужских и женских «домов»;

44.   в)      советов старейшин.

45.                    11.     Официальной идеологией императорского Китая во II в. н.э. признается:

46.  а)      синтоизм;

47.  б)      даосизм;

48.  в)      конфуцианство.

49.                    12.     Какое из идеологических направлений в Древнем Китае представляется наиболее демокра­тичным по отношению к личности?

50.  а)      конфуцианство;

51.  б)      легизм;

52.  в)      даосизм.

53.                    13.     Слово «шариат» происходит от слова:

54.  а)      путь;

55.  б)      закон.

56.                    14.      Что не входит в перечень пяти столпов ислама, обязательных для всех мусульман?

57.   а)      джихад (священная война);

58.   б)     саум (пост);

59.   в)     закат (милостыня).

60.                    15.     Правовая аккультурация это:

61.    а)     уничтожение традиционных правовых институтов;

62.    б)     процесс прививки чуждых элементов цивилизации традиционным обществам;

63.    в)     отказ от принятия новых форм гражданского права.

64.                    16.      Правовая аккультурация имеет характер:

65.    а)     разделения культур;

66.    б)     диалога культур;

67.    в)     конфликта культур.

68.                    17.Кому принадлежат слова: «...ни единой силой оружия предлежит побеждать народы, в неприступных горах живущие, но паче правосудием и справедливостью нужно приобрести их к себе уверенность» ?

69.   а)      генералу А.П.Ермолову;

70.   б)     Екатерине II;

71.   в)     имаму Шамилю.

72.                    18.      Как называется древнейший свод российских законов?

73.   а)      Новогородская Судная Грамота;

74.   б)     «Русская Правда»;

75.   в)     «Повесть временных лет».

76.                    19.     Кому принадлежит высказывание: «...Марксизм ставит проблему общества, но не ставит
проблему человека, для него человек есть функция общества, техническая функция эконо­
мики...»?

77.   а)      В.И. Ленину;

78.   б)     И.В.Сталину;

79.   в)      Н.А. Бердяеву.

80.                    20.     Конституция РСФСР:

81.   а)      провозглашает всеобщее равенство граждан республики;

82.   б)      лишает прав лишь отдельных лиц;

83.   в)      лишает прав отдельных лиц и групп населения.

84.                    21.     Какая из российских конституций впервые вводит понятие «гражданин»?

85.   а)      1918 г;

86.   б)     1924 г.;

87.   в)      1936 г.

88.                    22.     Как в России называют омбудсмена?

89.  а)      Генеральный прокурор;

90.  б)      Уполномоченный по правам человека;

91.  в)      Председатель Конституционного суда.

92.  

93.                    23.     Всемирный день прав человека (день принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 г.)
ежегодно отмечается:

94.  а)      10 декабря;

95.  б)      22 июня;

96.  в)      1 сентября.

97.                    24.     Участниками Женевских конвенций по состоянию на 31 марта 1997 г. являлись:

98.  а)      все государства Европы;

99.  б)      только страны Западной Европы;

100.                в)       188 государств.

101.                25.     Европейский суд по правам человека заседает:

102.                а)       в Лозанне;

103.                б)       в Страсбурге;

104.                в)       в Амстердаме.

105.                26.     Однополые браки разрешены:

106.а)     в Голландии;

107.б)     в Мексике;

108.в)     в Испании.

109.                27.     «Соматические» права это:

110.                а)       права непрямых наследников;

111.                б)       права людей с ограниченными физическими способностями;

112.                в)       права человека распоряжаться своим телом.

113.                28.     Конвенция Овьедо посвящена:

114.                а)       правам человека и достоинству человеческой личности в связи с применением биологии
и медицины;

115.                б)       правам жертв межнациональных конфликтов;

116.                в)       правам пострадавших от стихийных бедствий или техногенных катастроф.

117.                29.     Гражданский пакт солидарности, фактически узаконивший совместное проживание людей
одного пола (1999 г.), был принят:

118.                а)       в Люксембурге;

119.                б)       в Бельгии;

120.                в)       во Франции.

121.                30.     В Германии выращивание человеческого эмбриона вне организма человека для иных, нежели
беременность, целей:

122.                а)       разрешено с ведома матери;

123.                б)       разрешено при согласии матери и специальной медицинской комиссии;

124.                в)       карается лишением свободы до трех лет.

125.                31. Основоположником теории эволюционизма в антропологической науке являлся:

126.                а) Самнер-Мэн

127.                б) Бахофен

128.                в) Морган

129.                г) Энгельс

130.                д) Малиновский

131.                32. С точки зрения антропологии права:

132.                а) процесс социогенеза опережает процесс антропогенеза

133.                б) процесс антропогенеза опережает процесс социогенеза

134.                в) данные процессы развиваются одновременно

135.                33. К признакам варварства по мнению Моргана и Энгельса относятся:

136.                а) охота и собирательство

137.                б) промискуитет

138.                в) моногамная семья

139.                г) патриархальная семья

140.                д) племенная собственность

141.                34. «Антропологическим ренессансом» назван период в развитии антропологической науки:

142.                а) 18 век

143.                б) вторая половина 19 в.

144.                в) современный период

145.                35. Классификация табу, предложенная Дж. Фрэзером включает в себя:

146.                а) две разновидности

147.                б) три разновидности

148.                в) четыре разновидности

149.                г) пять разновидностей

150.                36. Признаки обычая в традиционном обществе:

151.                а) повторяемость

152.                б) неизменность

153.                в) спонтанность

154.                г) нормативность

155.                д) обязательность

156.                37. К пережитому правовому порядку относятся:

157.                а) мифы

158.                б) обычаи

159.                в) ритуалы

160.                г) эпосы

161.                д) обряды

162.                е) магия

163.                38. С точки зрения Мосса в примитивном обществе внешнюю схожесть с правом и исторически первый образец девиантного поведения демонстрирует

164.                а) тотем

165.                б) табу

166.                в) ритуал

167.                г) магия

168.                39. Большим количеством участников характеризуется:

169.                а) обряд

170.                б) магическое действие

171.                в) ритуал

172.                40. С точки зрения Б.Малиновского в традиционном обществе «укрепляет и кодифицирует веру»:

173.                а) миф

174.                б) мононормы

175.                в) тотем

176.                г) обряд

177.                д) ритуал

 

4.4. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1)                Предмет юридической антропологии (юридической антропологии).

2)      Основные понятия и термины юридической антропологии.

3)      Философы-просветители XVIII в. о правах человека (Гольбах, Гельвеций, Руссо, Монтескье).

4)             Эволюционисты XIX в. о структуре первобытного общества (Дж.Фрезер, Л.Г. Морган, Э.Тайлор).

5)             Отличительные черты французской юридической антропологии (К Леви-Строс, Н. Рулан).

6)             Понятия «матриархат» и «патриархат» (правовой аспект).

7)             Виды табу. Значение табу в первобытном обществе.

8)      Что такое миф? Чем являлся миф в рамках первобытного общества?

9)      Объяснить понятия: тотем, магия, ритуал, обряд.

10)   Что такое возрастные группы и тайные союзы в первобытной и традиционной культуре?

11)   Охарактеризовать с правовой точки зрения положение вождя (лидера) в племени, общине,
социальной группе.

12)   Основные различия конфуцианства и даосизма в понимании прав и обязанностей человека.

13)   Что такое шариат и адат?

14)   Дать определение «позитивного» права.

15)   Что такое «классовое право»? (на примере советских конституций).

16) Перечислить основные неимущественные права личности.

17) Раскрыть понятие современного гуманитарного права.

18)   Назначение и функции Европейского суда по правам человека.

19)   В чем заключается кризис современной европейской парной семьи?

20) Каковы основные правовые и этические проблемы эвтаназии. В каких странах она узаконена?

21) Какими правовыми нормами защищен человек после смерти?

 

 

1.    ГЛОССАРИЙ

 

Автократия (от греч. autokrateia — самодержавие) — система управления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть.

Адат — название обычного права в странах мусульманского Востока и Кавказа.

Англосаксонское (англо-американское) право — система права, действующая в Англии, а позднее в государствах, исторически связанных с английской правовой системой (США, Австралия, Канада и др.), характеризующаяся отсутствием рецепции римского права, разделения на частное и публичное, отсутствием или слабым развитием кодификации.

Анимизм — вера в существование душ и духов, в потусторонние существа. По Э.Тейлору, первоначальная форма религиозности; характерная для первобытных народов вера в то, что все явления внешнего мира имеют собственную душу.

Антропосоциогенез — параллельный процесс возникновения человека и человеческого общества.

Бигмен — мужчина, пользующийся особым влиянием и фактически являющийся лидером в общине.

Билль (англ. bill) — в Англии, США и ряде других англоязычных стран законопроект, выносимый на рассмотрение законодательных органов, а также название некоторых консти­туционных актов.

Варварские правды — обычное право германских племен, записанное в период между началом V и серединой XI вв. К варварским правдам относятся: Вестготская правда (самая ранняя часть записана во второй половине V в.), Бургундская правда (конец V - начало VI вв.), Салическая правда (записана в начале VI в.), Рипуарская правда (VI-VII вв.), Алеманнская правда (конец VIVIII вв.), Баварская правда (середина VIII в.), Саксонская правда (начало К в.) и др.

Верования первобытные, первобытные религиозные понятия, религия примитивных обществ, первобытная религия — религиозные воззрения, свойственные раннему периоду общественного и культурного развития человечества.

Военная демократия — термин, введенный Л.Морганом для обозначения власти военного вождя при сохранении ряда традиций родового (первобытнообщинного) строя. Военная демократия характеризует общину (военно-племенной союз) на стадии разложения родового строя и формирования протогосударства.

Вождество — форма социально-экономической организации и организации власти в эпоху далеко зашедшего разложения первобытного общества.

Геронтократия — власть старейших.

Гинекократия — господство женщины в семье и обществе, то же, что и матриархат или материнское право.

Гиперогамия — вступление в брак с лицом высшего статуса.   Гипогамия — вступление в брак с лицом низшего статуса.

Демократия — форма государственного устройства, основанная на принципах признания народа в качестве источника власти, выборности представительных органов и лиц. Современными принципами демократии являются: верховенство конституции и закона, политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемые права человека, разделение властей.

Дуальная организация — взаимобрачная организация двух родов или, позднее, фратрий. В более широком смысле двоичная, или бинарная, организация общества, а также ее отражение в духовной культуре, универсальным образом распространенные в первобытном обществе.

Естественное право — право, общее для всех людей (народов), определяющееся самой природой человека и потому независящее от законодательного признания или непризнания в конкретном государстве.

Имамат — согласно шиитской государственно-правовой концепции, институт осуществ­ления государственной и духовной власти, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя, стоящего над государством и обществом. Например, Конституция Ирана 1979 г. рассматривает факиха (руководителя) в качестве гаранта того, что все государственные институты не будут отклоняться от предписаний ислама. Статья 57 Конституции: «Государственное управление в Исламской республике Иран осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти, действующими под контролем руководителя и вождя нации».

Инициация — переход индивида из одного статуса в другой, з частности, включение в некоторый замкнутый круг лиц (в число полноправных членов племени, в мужской союз, эзотерический культ, круг жрецов, шаманов и т.п.), и обряд, оформляющий этот переход.

Каста — замкнутая общность людей, исторически восходящая к их профессиональной специализации, а нередко и к этнической принадлежности.

Клан — часто употребляется как синоним слова «род». У народов Северной Европы—только отцовский род или родовое ядро общины.

Конфликт — столкновение сторон или мнений, спор между индивидами или группами. Конфликты могут быть межличностными, межгрупповыми и внутригрупповыми.

Конфуцианство — интеллектуальное течение в Китае, со временем превратившееся в государственную религию, основателем которого был Конфуций (552-479 гг. до н.э.). Конфу­цианство уподобляло государство большой семье, а императора и подданных — отцу и его детям. Оно отрицательно относилось к правлению через законы, противопоставляя им высокие нравственные принципы, обязательные и для правителя, и для подданных.

Кросскузенный брак — брак с дочерью брата матери или дочерью сестры отца.

Культ — установленные традицией действия, путем которых достигается помощь сверхъестественных сил человеку.

Культурная атропология — сравнительное исследование культур общностей или обществ; изучение влияния географических, исторических, социальных и психологических факторов на развитие культуры, ее характерные черты и специфику изменения.

Магия — вера в возможность особыми, необычными способами воздействовать на окружающее и связанные с этим действия.

Матриархат—термин, предполагающий существование на определенных стадиях развития первобытного общества доминирующего положения женщин в хозяйстве и социальной структуре, а также отражение этих начал в духовной жизни.

Миф — 1) словесный повествовательный текст; 2) система представлений о мире (модель мира). Миф в последнем значении восстанавливается на основе данных этнографии, археологии, лингвистики, психологии и других наук.

Моногамия — единобрачие.

Мусульманское право (шариат) — одна из мировых систем права, сложившаяся в Арабском халифате в VII-X вв. Основное содержание мусульманского права — вытекающие из Корана (ислама) правила поведения правоверных мусульман и санкции за невыполнение этих предписаний. Действие мусульманского права распространяется только на отношения между мусульманами. Достаточно сложным является отношение между религиозным мусульманским правом и правом мусульманских государств, которое может носить светский характер. Турция в 1926 г. полностью отказалась от этого права. В Индии, Пакистане сохраняется его действие в отношении прежде всего мусульман. В Иране, Объединенных Арабских Эмиратах мусульманское право признается основой законодательства, признается его действие в гражданском праве и иных отраслях, действуют шариатские суды.

Национальные религии (или национально-государственные религии) — религии, сложившиеся в рамках определенных государств или этнических общностей и не получившие заметного распространения у других народов. Примерами служат религии древних народов — ассирийцев, вавилонян, греков, египтян, кельтов, инков, римлян и др. Современные примеры — даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм — в Японии.

Нация (от лат. natio — племя, народ) —тип этноса, исторически возникшая общность людей с определенным самосознанием. Ж.-Ж. Руссо и его последователи понимали под нацией сообщество граждан, являвшихся единственным источником и носителем суверенитета.

Обряд — действие или ряд действий, совершаемых в религиозных целях; установлены обычаем или зафиксированы письменно.

Общество первобытное — первая в истории человечества общественно-экономическая формация.

Община — форма социальной организации, коллективного существования людей.

Обычное право — совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившаяся в обществе и закрепленных традицией, получивших санкцию государственной власти. Переходной ступенью к современному праву являются писанные сборники норм обычного права. Примеры записи обычного права — Законы Ману, Законы Двенадцати таблиц, Салическая правда. В настоящее время обычное право имеет существенное значение в странах Азии, Африки, Океании.

Организация половозрастная—деление общества по принцшг/ пола и возраста, возникшее на основе естественного разделения труда и игравшего важную роль в первобытном обществе.

Организация родовая — организация зрелого первобытного общества, называемая так но его структурообразующей ячейке — роду, т.е. коллективу, принадлежность которого определяется унилинейно только по одной, материнской или отцовской, линии и внутри которого нормами экзогамии запрещены брачные союзы.

Ортокузенный брак — брак с дочерью брата отца или сестры матери.

Парный брак — предположительно древнейшая существовавшая в первобытном обществе форма брака. Отличался от позднейшей моногамной семьи тем, что основанная на нем семья не составляла особой экономической ячейки.

Патриархат—форма социальной организации, при которой мужчина играет доминирующую роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни.

Племя—тип этнической и социальной общности первобытного общества. Характеризуется делением на роды, наличием племенной территории, племенного языка, самосознания, обще­племенными обрядами и обычаями.

Позитивное право — право, действующее в данный момент. Исторически его понятие сложилось благодаря школе естественного права, по концепции которой действующее право, изменяющееся по воле законодателя, противопоставлялось естественному праву как общему для всех народов, вечному и неизменному, определяемому природой человека.

Полигамия (греч. poly—много +gamos — брак) — многобрачие; форма брака, разрешающая иметь более одного супруга.

Пословица — в современном употреблении общеизвестное, образное, афористически сжатое изречение с поучительным смыслом, основанном на жизненном опыте или каких-то правилах общественного бытия. Пословицы относятся к старейшему жанру народной поэзии. Как правило, в них отражается опыт, повторенный настолько часто, что он сгустился до уровня народной мудрости. В пословицах фиксируются общественные нормы и заповеди.

Промискуитет — ничем не ограниченная свобода отношений между людьми.

Род — группа кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка по одной линии (материнской или отцовской) и носящих общее родовое имя.

Социогенез — процесс возникновения и становления человеческого общества.

«Суд божий» — древнейший способ судебного доказательства, опиравшийся на представ­ление о возможности призвать участие божества к возникающему между людьми спору. Этот способ присутствует в Кодексе Хаммурапи, Законах Ману, варварских правдах. Важнейшие формы «божьего суда»: судебный поединок, испытание огнем, испытание водой, испытание жребием. В Западной Европе вытеснение «суда божьего» из законов активно происходило в XIII- XIV вв., однако его рецидивы и пережитки сохранились до XVII в.

Табу—религиозно-магический запрет, нарушение которого карается болезнью или смертью, насылаемыми либо абстрактной сверхъестественной силой, либо конкретными духами и богами. Объектами табу могли быть вещи, слова, действия, места, животные, люди и т.д.

Территориальная соседская община — исторический тип коллективности, основанный на совместном проживании на данной территории и подчинении единой государственной власти.

Тотем — в первобытных верованиях — животное, растение, предмет или явление природы, служившие объектом религиозного культа рода или племени и считавшиеся его родоначальником или охранителем.

Тотемизм — комплекс верований в сверхъестественное родство между группами людей и определенными тотемами, в возможность постоянного воплощения тотемов в новорожденных членов рода, в то, что можно магическим путем воздействовать на тотем для достижения изобилия и материального благополучия своего рода.

Фетишизм — вера в сверхъестественные свойства определенных неодушевленных предметов.

Фратрия — группировка нескольких родов одного племени в результате разделения одною из родов. Группировка родов в две фратрии была наиболее распространенной формой дуальной организации.

Шаманизм (от эвенкийского — «вышедший из себя») — вера в способность определенных людей в экстатическом состоянии общаться с духами.

Шариат — свод мусульманских правовых и теологических нормативов; провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественного установления. Формируется в Средние века в Арабском халифате, получает распространение в так называемом «Мусульманском мире» («Мир ислама»). В настоящее время является непосредственно действующим правом в Иране, Судане, Пакистане и ряде других мусульманских стран.

Эволюция — непрерывный и последовательный процесс развития простых форм в более сложные.

Экзогамия — запрещение вступать в брак внутри своей группы и предписание браков с членами другой или нескольких групп.

Эндогамия — вступление в брак внутри определенной общности.

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!