Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Уголовный процесс»»

/ Уголовное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

ТЕМА 3. Участники уголовного судопроизводства. 

 

Семинар- 6  часов

ПЛАН

1. Понятие, общая характеристика и классификация участников уголовного судопроизводства.

     2. Суд как участник уголовного процесса –  полномочия и состав.

     3. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование: - понятие, функции и полномочия прокурора; следователь – понятие, функции и полномочия. Элементы процессуальной самостоятельности следователя;  руководитель следственного органа – понятие, функции и полномочия;   органы дознания и их функции в уголовном процессе,  дознаватель и руководитель подразделения дознания – понятие, функции и полномочия.

     4. Понятие  и процессуальное положение потерпевшего. Частный обвинитель.

     5. Понятие и  процессуальное положение подозреваемого и обвиняемого.

6. Защитник подозреваемого, обвиняемого:

     7. Понятие и процессуальное положение гражданского истца. и гражданского ответчика.

8. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя – понятие и процессуальное положение. Виды представительства в уголовном процессе, соотношение прав представителя и представляемого.

9.  Иные лица, участвующие в уголовном процессе:

- понятие и процессуальное положение свидетеля. Понятие и содержание свидетельского иммунитета; понятие, процессуальное положение и основные отличия эксперта и специалиста; понятие и процессуальное положение переводчика и понятого.

10. Отводы и самоотводы участников уголовного судопроизводства (основания и процессуальный порядок разрешения).

 

Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:

1.    Преодоление обвинительного уклона в деятельности суда.

2.    Соотношение понятий прокурор и государственный обвинитель. Реализация надзорной функции прокурора.

3.    Проблемы обеспечения процессуальной самостоятельности следователя.

4.    Развитие законодательства о процессуальных правах участников уголовного судопроизводства.

5.    Участие потерпевшего в уголовном преследовании: пределы и проблемы.

6.    Дискуссионные вопросы о круге лиц, допускаемых в качестве защитников. Правовые позиции Конституционного и Верховного Судов РФ.

7.    Злоупотребление правами как способ защиты и проблемы его преодоления.

8.    Свидетель или подозреваемый? Проблемы обеспечения прав лица, заподозренного в совершении преступления.

9.    Последствия нарушения прав участников уголовного процесса.

10.  Является ли Президент РФ участником уголовного процесса? Функции и перечень иных участников уголовного судопроизводства.

 

Методические рекомендации по подготовке к семинару

Тема «Участники уголовного процесса» является ключевой для дальнейшего изучения курса. Без четкого представления о понятии и правовом положении участников уголовного процесса невозможно успешное усвоение материала последующих разделов и тем.

При изучении первого вопроса следует учитывать, что приведенное в п. 58 ст. 5 понятие «участники уголовного судопроизводства» не в полной мере отражает все признаки данной правовой категории. Рекомендуется обратиться  к учебной литературе по теме и на основе ее анализа сформулировать перечень черт, включаемых разными авторами в данное понятие.

В рамках вопроса о классификации участников уголовного судопроизводства, важно обратить внимание на главы «Суд», «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения», «Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты», «Иные участники уголовного судопроизводства». В них все лица, вовлеченные в уголовный процесс, разделены на группы в соответствии с выполняемыми функциями. Исходя из этого основного положения, классификация участников уголовного процесса имеет существенную практическую значимость.

Следует отметить, что количество иных участников уголовного судопроизводства не является исчерпывающим. Круг иных лиц, участвующих в уголовном процессе, значительно шире. Рекомендуется ознакомиться с содержанием ст. 103, 104, 106, 123, 141, 182 УПК и выяснить, какие лица, не обозначенные в разд. 2 УПК, в них упоминаются. Можно ли этих лиц именовать участниками уголовного процесса?

В учебной литературе можно встретить другие классификации участников уголовного процесса.

Рассматривая классификации, важно понять, по каким признакам конкретные участники уголовного судопроизводства будут отнесены к той или иной классификационной группе. Уяснение этого вопроса будет способствовать четкому пониманию функций каждого участника процесса.

Изучение второго и всех последующих вопросов, касающихся правового положения конкретных участников уголовного судопроизводства, возможно построить по следующей схеме: 1. Понятие участника. 2. Правовое регулирование процессуального положения участника (нормативная основа). 3. Порядок вовлечения участника в уголовный процесс. 4. Права и обязанности.

Характеризуя суд как участника уголовного процесса, необходимо остановиться на его понятии и функциях. При этом необходимо провести четкое разделение полномочий суда, образующих функцию осуществления правосудия, с полномочиями, образующими функцию судебного контроля. Раскрыть роль и значение обеих функций суда с учетом содержания принципа состязательности. Кроме того, необходимо дать характеристику составам суда.  Рекомендуется обратиться к ранее изученным темам курса («Правоохранительные органы», «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность»), в которых рассматривались понятия судебная власть, судебное звено, судебные инстанции и т.д.

Следует иметь в виду, что изучение норм о подсудности уголовных дел предусмотрено в последующих разделах курса и не охватывается данной темой.

Изучая понятие «прокурор», следует провести  комплексный анализ положений ч. п. 6, 31 ст. 5, ч. 1, 6 ст. 37 УПК, ст. 54 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», позволяющих уяснить не только функции прокурора, но и круг должностных лиц, входящих в данное понятие.

Характеризуя полномочия прокурора, следует обратить внимание на соотношение надзорных полномочий прокурора и полномочий по уголовному преследованию и четко разделить полномочия по надзору за органами дознания и предварительного следствия.

Изучая процессуальное положение следователя, обратите внимание на круг иных полномочий (помимо предварительного следствия), о наличии которых указано в п. 41 ст. 5 УПК. На основе изучения ч. 1 ст. 144, ст. 146,148,  п. 7 ч. 3 ст. 151, ч. 1, 5 ст. 152, ч. 4 ст. 415, 457 УПК составьте перечень «иных» полномочий следователя.

При изучении полномочий следователя учитывайте, что объем процессуальных прав и обязанно­стей следователей не зависит от их ведомственной принадлежности. Закон лишь разграничивает их компетенцию (подследственность) в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение в квали­фикации преступления (ст. 151 УПК).

Изучая процессуальное положение руководителя следственного органа, следует обратить внимание на то, что законодатель не определил  на понятийном уровне (п. 381 ч. 1 ст. 39 УПК) функции данного участника. В то же время перечень его полномочий позволяет выделить в качестве таковых уголовное преследование и ведомственный контроль за деятельностью следователей.

Рекомендуется провести сравнительный анализ полномочий прокурора по надзору за дознавателями и руководителя следственного органа по контролю за следователями. Так же следует обратить внимание на соотношение полномочий руководителя и процессуальной самостоятельности следователя.

Изучая понятие и функции органов дознания, следует иметь в виду, что слово «орган» в русском языке означает государственное или общественное учреждение. Из этимологии этого слова следует, что орган дознания есть учреждение расследования. Однако в УПК слово «орган» употребляется также в значении «должностное лицо» (п. 24 ст. 5, ч. 1 ст. 40 УПК).

Характеризуя полномочия должностных лиц, указанных в ч. 2    ст. 40 УПК, необходимо учитывать, что они не могут быть названы полноценным органом дознания, поскольку наделены лишь одним из полномочий последнего.

Изучая понятие и полномочия дознавателя, обратите внимание на приведенное в п. 7 ст. 5 УПК определение, из которого вытекает, что дознаватели в уголовном процессе могут быть двух видов:

     1) лица, состоящие в должности дознавателя;

     2) лица, не состоящие в должности дознавателя, но которые уполномочены на  выполнение процессуальных функций со стороны начальника органа дознания.

Хотя УПК не проводит разделения полномочий между первой и второй группой дознавателей (штатные и нештатные), в юридической литературе неоднозначен подход к объему процессуальной самостоятельности последних. Некоторые авторы обосновывают точку зрения, согласно которой нештатные дознаватели обязаны утверждать у начальника органа дознания не только обвинительный акт, но и другие решения по делу.

Процессуальное положение дознавателя рекомендуется изучать при одновременном его сравнении с полномочиями следователя. При этом следует учитывать, что в круг иных полномочий дознавателя (помимо производства дознания) так же включено производство неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Изучая вопросы семинара, посвященные отдельным участникам, следует обратить внимание на фактическую и юридическую составляющие в понятии каждого из них. Важно уяснить, с какими фактами (обстоятельствами), относящимися к преступлению или расследованию, законодатель связывает возможность появления того или иного участника, после чего определить тот момент, когда у лица появляется статус участника и тот процессуальный документ,  который его фиксирует.

Рассматривая процессуальное положение отдельных участников, не стоит механически заучивать права и обязанности. Следует определить, какие права существуют у каждого их участников стороны обвинения и защиты, а какие определяют специфику того или иного участника. Важно не только уяснить объем прав, но и определить механизм и субъектов их реализации.

Применительно к правам отдельных участников судопроизводства помимо конспекта лекции и материала учебника рекомендуется ознакомиться с решениями высших судебных органов, дающих ответы на следующие вопросы:

1. О круге лиц, которые могут быть признаны потерпевшими в случае смерти потерпевшего (Определение Конституционного Суда РФ № 131-О от 18.01.2005 г. // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 3).

2. О недопустимости привлечения представителей органов Федерального казначейства и Министерства финансов потерпевшими по возбуждаемым уголовным делам (Письмо Федерального казначейства от 27.07.2006 г. № 42-7.1-15/9.2-311 // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. 2006 г. № 38; Письмо Минфина РФ от 9.08.2006 г. № 08-04-14/4048 // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. 2006 г. № 44).

3. Об ознакомлении потерпевшего с постановлениями о продлении срока предварительного следствия, привлечении в качестве обвиняемого и  с решением о назначении экспертизы (Определение Конституционного Суда РФ № 430-О от 4.11.2004 г. // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. №2).

 

Рекомендуемая литература:

1.    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 23. Ст. 2102.

2.     Федеральный закон  «Об оперативно-розыскной деятельности». Ст.13.

3.     Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005. №131-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. №3.

4.    Письмо Минфина РФ от 9.08.2006 г. № 08-04-14/4048 // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. 2006. № 44.

5.     Трунов И.Л. Защита прав личности в уголовном процессе. М., 2005.

6.    Божьев В. Усиление процессуальных мер по обеспечению потерпевшему доступа к правосудию // Законность.  2007. № 7. С. 2.

7.    Долгушин Д.А. Адвокат и его деятельность в процессе избрания меры пресечения в виде домашнего ареста и заключения под стражу // Общество и право. – 2009. – №  1.

8.    Зайцев О.А., Смирнов П.А.   Подозреваемый в уголовном процессе. М., 2005.

9.    Калинин А. Применение положений ст. 51 Конституции РФ // Законность. 2006. № 6. С. 49.

10. Ковтун Н.Н. Следственный судья в уголовном судопроизводстве: за и против // Российская юстиция. – 2010. – №  9.

11. Кругликов А.П. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция. 2006. № 6. С. 43.

12. Круглов С.В. Развитие правового положения потерпевшего в уголовном процессе // Следователь. 2006. № 1. С. 54. 

13. Кудрявцев В.Л. и др. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и некоторые формы ее реализации в контексте деятельности адвоката-защитника (законодательство, правовые позиции КС РФ; теория) // Российская юстиция. 2006.   № 4. С. 25.

14. Мельников В.Ю. Участие защитника в обеспечении прав подозреваемого и обвиняемого, в отношении которых применены меры принуждения // Адвокатская практика. – 2006. – №  5.

15. Тетюев С.В. Место педагога (психолога) в системе участников уголовного судопроизводства // Следователь. 2007. № 1. С. 18.

16.  Чекулаев Д. Процессуальные права потерпевших на досудебных стадиях уголовного процесса // Законность. 2007. № 2. С. 19.

17.  Шейфер С., Бобров А. Процессуальная самостоятельность следователя: мнение практиков // Законность.  2006. № 5. С. 31.

18.  Шумилин С.Ф.  Полномочия следователя: механизм и проблемы реализации. М., 2006.

19.  Щенина Т.Е. Актуальные проблемы участия адвоката-защитника при применении отдельных мер уголовно-процессуального принуждения к обвиняемой-женщине // Адвокатская практика. – 2010. – №  4.

 

 

Задачи

Задача 1

 1) Абаканским городского судом Республики Хакасия ранее судимый Ветров признан виновным в покушении на кражу и осужден к 9 годам лишения свободы.

В судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Республики Хакасия поступила апелляционная жалоба жены осужденного, в которой она  просила  снизить наказание Ветрову, поскольку оно является чрезмерно суровым.

Суд отказал в рассмотрении жалобы, сославшись на то, что она подана ненадлежащим субъектом.

2) Южноуральский городской суд Челябинской области не удовлетворил жалобу гражданки Семеновой на постановление дознавателя, отказавшего в возбуждении уголовного дела по факту нанесения ей телесных повреждений, признав постановление законным и обоснованным.

В рассмотрении кассационной жалобы Семеновой было отказано со ссылкой на ч. 4 ст. 354 УПК Российской Федерации, предоставляющую право апелляционного и кассационного обжалования судебного решения лишь указанным в данной норме лицам, к числу которых Семенова не относится.

Оцените обоснованность отказа судов.  

Какими признаками должно обладать лицо, чтобы именоваться участником уголовного процесса?  

Задача 2

Постановлением судьи Кировского районного суда помощнику прокурора Кировского района Иванову было отказано в допуске в судебное заседание по уголовному делу в отношении Д. для участия в качестве государственного обвинителя, как не наделенному соответствующими полномочиями. В обоснование своей позиции судья сослался на ч. 6 ст. 37 УПК РФ, согласно которой полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Законно ли постановление судьи?  

Как закон трактует понятие «прокурор»? 

Задача 3

Ситуация 1. Клинков, выследив, когда все члены семьи Лебедевых ушли из квартиры, вскрыл замок, проник в квартиру и, собрав ценные вещи, пытался уйти с ними, но был задержан в дверях хозяином квартиры. Все вещи оказались целыми. Возбуждено уголовное дело и ведется предварительное расследование.

Ситуация 2. Получив информацию о готовящемся покушении на директора ООО «Римелт» Филатова, сотрудники уголовного розыска задержали на месте предполагаемого преступления Короткова, у которого обнаружен пистолет марки ТТ, фотография Филатова, листок с записями о времени и месте его передвижений за последние десять дней, деньги в сумме 120 000 рублей. По данному факту возбуждено уголовное дело и ведется расследование

Может ли кто-либо быть потерпевшим в этом случае?

Какие виды вреда влекут за собой признание потерпевшим и каково их содержание?

Задача 4

На почве личных неприязненных отношений между Саратовым и Польским, последний поджег дачный домик потерпевшего, причинив ему значительный ущерб. В отношении Польского возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 167 УК РФ, а Саратов признан потерпевшим по делу.

Дом Саратова был застрахован, и в период расследования страховая компания «Инкомстрах» компенсировала потерпевшему ущерб от пожара. Юрист компании «Инкомстрах» направил следователю заявление с требованием признать ее гражданским истцом по регрессным требованиям к обвиняемому.

Следователь отказал в удовлетворении ходатайства, сославшись на ч. 1 ст. 44 УПК РФ и разъяснив, что гражданским истцом может являться только лицо, которому непосредственно преступлением причинен вред.

Оцените обоснованность требований о признании гражданским истцом и решение следователя. 

 Какие отличия существуют между процессуальным положением потерпевшего и гражданского истца?

Задача 5

15 ноября, около 23.30 час, несовершеннолетние Зубов и Шаталов на перекрестке улиц Муравьева-Амурского и Шеронова остановили автомобиль «Нисан-АД», попросив водителя Чеканова подвезти их. Подъехав к дому 39 по ул. Малиновского, они напали на водителя и нанесли несколько ножевых ранений. Завладев автомобилем, они некоторое время катались по городу, пока не были обнаружены экипажем вневедомственной охраны. Неоднократным требованиям остановиться они не подчинились и пытались уйти от преследования. На Амурском бульваре Зубов, не справившись с управлением, на высокой скорости выехал за бордюрный камень и врезался в мачту городского освещения. От полученных травм он скончался на месте, а Шаталов с множественными переломами доставлен в больницу.

В ходе расследования дела потерпевший Чеканов заявил ходатайство о признании родителей Зубова гражданскими ответчиками.

Примите решение по заявленному ходатайству.  

Дайте классификацию участников процесса.

Задача 6

Ситуация 1. Фомин задержан по подозрению в разбойном нападении. Ему было разъяснено право иметь защитника, после чего Фомин заявил, что желает иметь защитником своего двоюродного брата Елкина, имеющего высшее юридическое образование. Следователь разъяснил, что Елкин на данном этапе расследования защитником по делу не может быть допущен.

Ситуация 2. В судебном заседании подсудимый Ивлев заявил, что отказывается от услуг адвоката Седова и желает, чтобы его интересы защищал ранее допущенный в качестве защитника его отец, имеющий высшее юридическое образование. Судья отказал в удовлетворении ходатайства подсудимого, разъяснив, что лицо, не наделенное статусом адвоката, не может принимать участие в качестве защитника.

Правильно ли разъяснение следователя и судьи?

Кто может быть защитником по уголовному делу?

Задача 7

Адвокат Мухин стал свидетелем грабежа, совершенного в отношении его знакомого Суворова, когда они вместе шли по улице. Суворов попросил Мухина об оказании ему юридической помощи как потерпевшему в уголовном деле. Между Суворовым и Мухиным было заключено соглашение. Однако, когда Мухин явился к следователю, в производстве которого находилось данное уголовное дело, следователь отказал Мухину в допуске к участию в деле, мотивируя свое решение тем, что Мухин должен быть допрошен в качестве свидетеля по данному делу.

Можно ли допросить адвоката Мухина в качестве свидетеля по делу Суворова?

 Вправе ли Мухин быть представителем потерпевшего Суворова по данному делу?

 

 

ТЕМА 4. Доказательства и доказывание в уголовном процессе

Семинар 4  часов

ПЛАН

1. Понятие  и значение доказательств в уголовном процессе. Единство содержания и формы в понятии доказательств. Свойства доказательств.

2. Предмет и пределы доказывания по уголовным делам. Соотношение обстоятельств, подлежащих доказыванию, и иных обстоятельств, имеющих значение по делу. Особенности предмета доказывания по отдельным категориям дел.

3. Классификация доказательств и ее практическое значение.

4. Источники доказательств и их характеристика:

5. Процесс доказывания.  Его этапы и их характеристика

- собирание доказательств как этап процесса доказывания. Участие в собирании доказательств подозреваемого, обвиняемого, защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и иных участников судопроизводства;

- проверка и оценка доказательств, как этапы процесса доказывания. Свобода оценки доказательств и роль внутреннего убеждения в оценке доказательств. Правила оценки доказательств. Признание доказательства недопустимым;

- использование данных,  полученных в результате  оперативно-розыскной деятельности, в процессе доказывания.

 

Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:

1. Развитие уголовно-процессуальных взглядов по вопросу о понятии доказательств.     

2. Достижение объективной истины в процессе доказывания.

3. Показания участников уголовного судопроизводства и протоколы, их фиксирующие, как источники доказательств.

4. Соотношение заключений эксперта и специалиста как источников доказательств.

5. Нарушение закона как основание признания доказательств недопустимыми.

6. Участие защитника в доказывании: проблемы теории и практики.

7. Использование в доказывании материалов, полученных до возбуждения уголовного дела.

8. Проблемы вовлечения результатов оперативно-розыскной деятельности в процесс доказывания.

 

Методические рекомендации по подготовке к семинару

При изучении данной темы необходимо исходить из того, что работа с доказательствами ведется на всех стадиях уголовного процесса, причем она составляет основу деятельности суда, прокурора, следователя, органов дознания. Все итоговые решения, принимаемые в связи с расследованием  и судебным рассмотрением уголовного дела, базируются только на собранных и оцененных доказательствах.

Учение о доказательствах (теория доказательств) всецело базируется на постулате познаваемости реальной действительности происходящих явлений, каковыми являются преступления, поскольку материя обладает уникальными свойствами отражения.

При изучении первого вопроса следует учитывать, что понятие доказательств трансформировалось на всем протяжении развития науки уголовного процесса. В законодательных актах  и научных работах прошлых лет  применительно к доказательствам использовались такие термины, как «факты», «фактические данные», «сведения о фактах». Определяя доказательства, как «любые сведения», в ст. 74 УПК законодатель подчеркивает информационную составляющую доказательств, не упуская из виду процессуальную форму фиксации этих сведений.

Уясняя содержание юридических свойств доказательств (относимость, допустимость, достоверность и достаточность), обратите внимание на те из них, которые заключены в понятии доказательств. Попытайтесь сформулировать ответ на вопрос: почему такие свойства, как достоверность и достаточность, не отражены в понятии, установленном ч. 1 ст. 74 УПК?

При изучении второго вопроса первого семинара необходимо обратить внимание на соотношение уголовно-правового и процессуального значения отдельных обстоятельств, подлежащих доказыванию. Кроме того, следует иметь в виду, что обстоятельства п.п. 1, 2   ч. 1 ст. 73 УПК нередко в юридической литературе именуют «главным фактом», позволяющим ответить на основной вопрос уголовного дела. Характеризуя входящие в предмет доказывания обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, влекущие освобождение от уголовной ответственности и наказания, нельзя не учитывать, что ч. 1 ст. 74 УПК предписывает устанавливать наличие или отсутствие соответствующих обстоятельств.

Успешному усвоению материала способствует анализ соотношения различных предметов доказывания: общего (ст. 74 УПК) и специальных (ст. 421, 434 УПК).

В рамках сопоставления норм ст. 73, ч. 1 ст. 74 УПК РФ попытайтесь ответить на вопрос: что следует относить к «иным обстоятельствам, имеющим значение для уголовного дела», установление которых необходимо наряду с предметом доказывания?

Изучая классификацию доказательств, следует иметь в виду,  что работа с доказательствами предполагает четкое знание их классификаций, т.е. деление их на прямые и косвенные, первоначальные и производные, обвинительные и оправдательные и т.д.

При подготовке ответа обратите внимание, что каждое доказательство может быть классифицировано по различным основаниям. Необходимо составить четкое представление, по каким основаниям и на какие классификационные группы делятся доказательства. Обратите внимание на соотношение первоначальных и производных доказательств и условия успешного использования последних в доказывании, на особенности использования косвенных доказательств для установления обстоятельств преступления.

При изучении четвертого вопроса необходимо составить четкое представление о понятии и специфике каждого источника доказательств в уголовном процессе, учитывая, что их перечень является исчерпывающим. Обратите внимание на соотношение показаний, как источника доказательств, и протоколов, в которых они зафиксированы. На основе изучения ст. 276, 281 УПК РФ сформулируйте ответ на вопрос: имеют ли протоколы допроса самостоятельное доказательственное значение, могут ли они заменить непосредственное восприятие показаний в суде?

Изучая содержание заключений  и показаний эксперта и специалиста, выделите основные черты сходства и различия между данными источниками доказательств. При этом рекомендуется обратиться к содержанию предыдущей темы, в рамках которой изучалось понятие и процессуальное положение данных участников.

Обратите внимание на такой сложный вопрос теории доказательств, как соотношение вещественных доказательств (в форме документов) и иных документов – доказательств. Важно уяснить основные этапы процессуального оформления вещественных доказательств и правила их хранения. При этом рекомендуется ознакомиться с определением Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 г. № 97-О (Вестник Конституционного Суда РФ. 2005., № 5).

Изучение пятого и последующих вопросов должно быть направлено на усвоение таких понятий, как доказывание, элементы доказывания, субъекты доказывания, цели  доказывания, способы доказывания. В процессуальной литературе этим понятиям уделяется серьезное внимание, поскольку они составляют сердцевину деятельности органов, осуществляющих уголовный процесс, по собиранию, проверке и оценке доказательств. В то же время в юридической литературе не наблюдается единства взглядов на вопрос о соотношении познания и доказывания по уголовному делу.

Изучая способы собирания доказательств, следует учитывать их неразрывную связь с субъектами доказывания.  Поскольку производство следственных действий не является единственным способом собирания доказательств следователем, дознавателем, судом, необходимо определиться с содержанием понятия «иные процессуальные действия» (ч. 1 ст. 86 УПК). Следует так же учитывать, что вопрос о правах защитника по собиранию доказательств (в т.ч. путем опроса лиц с их согласия) остро обсуждается в юридической литературе, и единства мнений по нему не достигнуто.

При уяснении содержания оценки доказательств как этапа процесса доказывания следует обратить внимание на критерии допустимости доказательств, сформулированные в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 6.02.2007 № 5 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 5). Необходимо учитывать, что в юридической литературе ведется дискуссия о необходимости выделения нарушений закона, влияющих на допустимость, так называемых «существенных» и не влекущих признание их недопустимыми. Обратите также внимание на порядок признания доказательств недопустимыми на различных стадиях уголовного процесса.

При подготовке ответа следует повторить содержание принципа свободы оценки доказательств (тема 3)

Характеризуя значение результатов ОРД, следует иметь в виду, что доказательствами в уголовном процессе признаются не сами по себе данные, полученные в результате ОРД (они отсутствуют в перечне доказательств, допускаемых в уголовном процессе, в ч. 2 ст. 74 УПК), а сформированные с их помощью и в соответствии с УПК процессуальные доказательства. Необходимо знать, что законом предусмотрены две формы использования в доказывании данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности:

- для подготовки и осуществления следственных и судебных
действий;

- для формирования доказательств.

 

Рекомендуемая литература:

1. Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 №97-О     // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. №5.

2. Балакшин В. «Асимметрия» правил оценки допустимости доказательств // Законность. 2007. № 3. С. 2.

3. Балакшин В. Понятие доказательств в уголовном процессе // Законность. 2005. № 2. С. 43.

4. Будников В.Л. Признание обвиняемым своей вины не является доказательством // Российская юстиция. 2007. № 4. С. 44.

5. Кухта А.А.  Доказывание истины в уголовном процессе : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. д-ра наук. 12.00.09. Нижегород. правовая акад. - Н.Новгород, 2010.

6. Дикарев И. Признание доказательств недопустимыми по инициативе суда // Законность. 2007. № 3. С. 14.

7. Доказательства, доказывание и использование результатов оперативно-розыскной деятельности: Учеб. пособие. М., 2006.

8. Жук М. Последствия признания судом доказательств по уголовному делу недопустимыми // Законность. 2007. № 7. С. 39.

9. Лазарева В.А.   Доказывание по уголовному делу в условиях состязательности // Уголовный процесс. - 2010. - № 1. - С. 3-7.

10.  Осипков Е.Н. Проблемные вопросы оценки доказательств на стадии подготовки к судебному заседанию // Следователь. 2007. № 4.      С. 31.

11.  Панькина И.Ю. Некоторые аспекты эволюции теории доказывания в уголовном судопроизводстве России // Следователь. 2007. № 4.       С. 33.

12.  Таранко Д. Хранение, оценка и досрочная реализация вещественных доказательств по делам о контрабанде // Законность. 2007. № 8.   С. 31.

 

Задачи

Задача 1

По уголовному делу были проведены следующие следственные и процессуальные действия: осуществлен осмотр места происшествия и осмотр предметов; вынесено постановление о приобщении к делу вещественных доказательств; сделан осмотр вещественных доказательств; принято решение о признании пострадавшего потерпевшим; допрошены потерпевший и двое свидетелей; задержан и допрошен подозреваемый; назначена судебная экспертиза и приобщены к делу заключение эксперта, справка о наличии судимости, характеристика; вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, предъявлено это постановление и допрошен обвиняемый; объявлено обвиняемому об окончании следствия, отправлено уведомление потерпевшему и гражданскому истцу об окончании следствия; ознакомлены обвиняемый и его защитник с материалами дела, о чем составлен протокол.

Определите виды доказательств и источники их получения в данном уголовном деле.

 

Задача 2

Служебно-розыскная собака с места кражи, совершенной в сельском магазине, привела сотрудников милиции к палатке, где жили строители дороги. Оперуполномоченный приказал всем находившимся в помещении вагончика выстроиться в ряд. Здесь она с рычанием набросилась на строителя дороги Амерова. В вагончике под кроватью Амерова был обнаружен мешок, в котором находились похищенные в магазине продукты питания, спиртные напитки и деньги.

На основании собранной по делу совокупности доказательств Амеров был привлечен в качестве обвиняемого. В обвинительном заключении следователь упомянул о выборке Амерова служебно-розыскной собакой. Ни на предварительном следствии, ни в суде Амеров виновным себя не признал и утверждал, что собака ошиблась, т.к. кто-то ночью уходил из палатки в его сапогах. Суд в обвинительном приговоре указал наряду с другими доказательствами следующее: ''Виновность подсудимого подтверждается также протоколом следственного действия по судебной одорологии''.

Проанализируйте изложенное с позиции понятия доказательств, содержащегося в законе.

Назовите источники доказательств в уголовном процессе.

Задача 3

Расследуя дело о нарушении правил дорожного движения, повлекшем гибель людей, следователь усомнился в правильности показаний одного из свидетелей, который якобы с большого расстояния в сумерках видел детали происшествия и номер автомашины, сбившей потерпевших. На запрос следователя отделение гидрометеослужбы представило справку, где содержались сведения о времени захода солнца, положении и фазе Луны, температуре воздуха, облачности, осадках, направлении ветра во время, которое интересует следователя.

Можно ли считать эту справку доказательством по делу в соответствии с определением понятия доказательств в законе?

Какие способы собирания доказательств предусмотрены законом?

Задача 4

В ходе судебного разбирательства по уголовному делу в отношении Перешвили адвокаты подсудимого заявили ходатайство о признании ряда доказательств недопустимыми, поскольку, по их утверждению, следователем были фальсифицированы результаты отдельных следственных действий. Для подтверждения данного факта они потребовали вызвать в суд и допросить в качестве свидетеля адвоката Чернышеву, которая защищала интересы Перешвили в период предварительного расследования.

Суд отказал адвокатам подсудимого в удовлетворении ходатайства, поскольку защитник подозреваемого, обвиняемого не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по уголовному делу, а, следовательно, его показания не могут являться допустимым доказательством.

Дайте оценку обоснованности ходатайства защитников и решения судьи.

Какие обстоятельства влекут недопустимость показаний участников уголовного процесса?

Задача 5

22 июня Колесов, управлявший в состоянии наркотического опьянения автомобилем, был задержан сотрудниками ГИБДД и был доставлен в дежурную часть ОВД, где в присутствии понятых у него был изъят флакон с жидкостью розового цвета, в котором находилось наркотическое средство - кустарно приготовленный препарат из эфедрина объемом 14 мл.

Колесов был обвинен в незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотического средства в крупном размере, а также в незаконной перевозке наркотических средств в крупном размере, т.е. преступлении, предусмотренном п. «в» ч. 3 ст. 228 УК РФ. Поскольку обстоятельства приобретения наркотика установить не представилось возможным, а обвиняемый отказался от дачи показаний, следователь указал в обвинительном заключении: «Колесов при неустановленных следствием обстоятельствах, в неустановленном месте, в неустановленное время и у неустановленного лица незаконно приобрел без цели сбыта для собственного употребления наркотическое средство - кустарно приготовленный препарат из эфедрина общим объемом не менее 14 мл, которое хранил при себе в карманах одежды, носил и перевозил в принадлежащей ему автомашине».

Была ли достигнута цель доказывания органами, осуществлявшими предварительное расследование?

Нужно ли устанавливать все признаки расследуемого события?

Каков характер истины, устанавливаемой в уголовном процессе?

Задача 6

Адвокат Мудрин, осуществляющий защиту Живодерова, узнав о допросе следователем соседа обвиняемого - Мухина, руководствуясь ч. 2 ст. 86 УПК РФ, провел собственный опрос этого лица в целях выяснения всего, что известно Мухину Е.И. по данному делу.  Кроме того, руководствуясь этой же нормой закона, в целях установления законности проведения в ходе предварительного расследования осмотра места происшествия, адвокат встретился с двумя  лицами, участвовавшими в данном следственном действии в качестве понятых и с их согласия опросил обоих о том, как именно производился осмотр, что обнаружено и изъято следователем.

Вправе ли был адвокат опрашивать указанных лиц?

К каким источникам доказательств относятся сведения, получаемые защитником  в порядке ст. 86 УПК?

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!