Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Уголовное право»»

/ Уголовное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Практическое занятие № 1

Задача № 1

Желая отомстить Гаврилову за невозврат долга, Танюшина познакомилась с Тереховым и Шинько и уговорила их совершить убийство Гаврилова за определенную сумму, передав в качестве аванса 15 тыс. руб. Была намечена дата убийства и разработан план его осуществления. За день до назначенной даты Терехов и Шинько пришли в органы милиции и рассказали о сговоре.

          Дайте уголовно-правовую оценку действиям Танюшиной, Терехова и Шинько.

Задача № 2

Юсупов с целью убийства нанес удары чугунной сковородой по голове и другим частям тела  Гришиной. После этого, он закрыл снаружи входную дверь строительного вагончика, в котором осталась потерявшая сознание потерпевшая, поджег его. Отойдя около 500 метров от вагончика Юсупов одумался, вернулся на место происшествия и спас женщину из огня. Согласно заключению судебно – медицинской экспертизы Гришиной был причинен вред здоровью средней тяжести.

Подлежит ли Юсупов уголовной ответственности?

Задача № 3

Горохов (14 лет) и Мироненко (16 лет) вооружившись детскими пластмассовыми пистолетами, ворвались ночью в дом 70 – летнего Иванова, полагая, что он днем получил около 8 000 руб. пенсии. Ивановувидел вооруженных Горохова и Мироненко испугался и отдал им все имеющиеся в доме деньги – 1700 рублей.

Совершили ли Горохов и Мироненко оконченное преступление? Как квалифицировать их действия.

Задача № 4

В автобусе в час пик Скрыпченко вытащил из сумки Зверевой кошелек с крупной суммой денег, положил его к себе в карман и стал продвигаться к выходу, намериваясь на ближайшей остановке сойти. Зверева обнаружив пропажу кошелька указала на Скрыпченко как на лицо, похитившее ее кошелек. Находящиеся рядом пассажиры заставили Скрыпченко показать содержимое карманов и таким образом он был изобличен в совершении хищения. В кошельке находилось 5900 руб.

Решите вопрос об ответственности Скрыпченко.

Задача № 5

Чижов, желая отомстить Панину за нанесенные оскорбления, купил у незнакомого мужчины пистолет и патроны. Зная, каким путем возвращается Панин с работы, Чижов приготовил оружие и устроил засаду в подъезде дома, в котором располагалась квартира обидчика. При появлении Панина Чижов прицелился в него, нажал на спусковой крючок, но выстрела не последовало из-за неисправности спускового механизма.

          Дайте юридическую оценку действиям Чижова

 

Тема 12 Соучастие в преступлении

Лекционное занятие – 4часа.

Семинарское занятие – 4 часа.

Практическое занятие – 2 часа

Самостоятельная работа – 8 часов

Учебные вопросы семинарского занятия № 1

1.       Понятие и значение соучастия в уголовном праве.

2.       Объективные и субъективные признаки соучастия.

3.       Виды соучастников.

Учебные вопросы семинарского занятия № 2

1.       Формы соучастия.

2.       Ответственность соучастников, ее основания и пределы

3.       Укрывательство как форма прикосновенности к преступлению

Литература

1.              О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29  : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru 

2.              О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 N 12  : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru 

3.              О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru 

4.              Алексеев С.В. Структура субъективных признаков группового преступления : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru 

5.              Балеев С.А. О понятии соучастия в преступлении в действующем уголовном законе : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru 

6.              Есаков Г. Квалификация совместного совершения преступления с лицом, не подлежащим уголовной ответственности: новый поворот в судебной практике : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru 

7.              Карлов В.П. Проблемы квалификации при убийстве матерью новорожденного ребенка, совершенном в соучастии с другим лицом : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru 

8.              Кошаева Т.О. Судебная практика по уголовным делам о совершении преступлений в составе преступной группы : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

9.              Луньков, Д.А.Место и название института посредственного причинения вреда требуют уточнения : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

10.           Питецкий В.В. Виды исполнителя преступления : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

11.           Радачинский С. Юридическая природа провокации преступления : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

Задание для работы в часы самоподготовки

1.              Изучить рекомендованную к данной теме литературу.

2.              Законспектировать в рабочих тетрадях п.1,2,3 списка литературы, касающихся признаков соучастия.

Рекомендации для самостоятельной работы

Изучая формы соучастия, следует учитывать дискуссионность и сложность этого вопроса. Многие ученые, классифицируя формы соучастия, исходят из требования логической полноты классификации.

Необходимо детально разобраться в законодательном определении соучастия, а также в его объективных и субъективных признаках (ст. 32 УК РФ). К объективным признакам соучастия относятся количественный и качественный. Более подробно следует остановиться на характеристике качественного признака, который состоит в совместном участии двух или более лиц в совершении одного и того же преступления. Совместность преступной деятельности может возникнуть только как результат соглашения между двумя или более лицами. Совместность выражается, прежде всего, во взаимной обусловленности преступных действий соучастников, в направленности действий каждого соучастника на совершение одного и того же преступления, в общности преступного результата и в наличии причинной связи между поведением каждого соучастника и общим преступным результатом. К субъективным признакам соучастия можно отнести взаимную осведомленность соучастников о преступном характере их поведения и согласованность воли соучастников в отношении общего для всех преступного результата.

Необходимо  уяснить, что существует два вида и четыре формы соучастия. Виды соучастия в преступлении: простое (соисполнительство) и сложное (при наличии в преступной группе организатора, подстрекателя или пособника); формы соучастия: соучастие без предварительного сговора, соучастие с предварительным сговором, организованная группа и преступное сообщество (ст. 35 УК РФ). После этого необходимо дать характеристику указанным видам и формам соучастия.

Следует обратить внимание на следующие особенности групповых преступлений. Предварительный сговор имеет место, если участники преступной группы согласовали свои действия по совершению преступления до начала выполнения его объективной стороны. На устойчивость, сплоченность и организованность преступного формирования указывают: продолжительность его существования во времени; наличие длительных и прочных связей между соучастниками, специфических правил общения (преступная субкультура), жесткой дисциплины и субординации; предварительное планирование преступлений; тщательные подбор и вербовка соучастников; обеспечение мер по сокрытию преступлений, создание коррупционных связей и т.д.

Следует определить, какие совместно действующие лица могут быть признаны соучастниками в преступлении и какова доля ответственности каждого из них за содеянное. В зависимости от характера выполняемых действий соучастники классифицируются на четыре вида: исполнители, организаторы, подстрекатели и пособники. Обратить внимание на особенности каждого из названных видов соучастников. Исполнителем может быть признано не только лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, но и лицо, совершившее общественно опасное деяние посредством использования лиц, не обладающих признаками субъекта преступления (например, при вовлечении в преступную деятельность малолетних детей или психически больных лиц). Организатором признается лицо, организовавшее преступление или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими. В данном определении требуют дополнительного разъяснения понятия организации и руководства. Организация включает в себя поиск соучастников, их сплочение, подготовку к совершению преступления, которая складывается из выработки плана его совершения, распределения ролей между соучастниками, обучения их наиболее эффективным способам совершения и сокрытия преступлений. Руководство заключается в даче указаний другим соучастникам и контроле за их исполнением, в осуществлении мер, направленных на поддержание жесткой дисциплины. Подстрекателем признается лицо, которое склонило другое лицо (сформировало у него решимость) к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или иным способом. Принципиально важным является то, что подстрекательство может иметь место лишь в отношении конкретного лица и конкретного преступления. Пособник - это лицо, содействующее совершению преступления. Раскрывая сущность пособничества, надо остановиться на двух его видах - интеллектуальном и физическом. Определяющими в рамках рассмотрения данного вопроса являются положения уголовного закона об особенностях квалификации деяний соучастников (ст. ст. 33, 34 УК РФ).

Изучение данного вопроса должно быть основано на том, что добровольный отказ при соучастии является обстоятельством, освобождающим от уголовной ответственности, либо обстоятельством, смягчающим наказание. Добровольный отказ одного из соучастников не освобождает от ответственности остальных. Необходимо четко разграничить правовые основания освобождения от уголовной ответственности, с одной стороны, организатора и подстрекателя, а с другой - пособника. Эксцесс исполнителя - это совершение исполнителем такого преступления, которое не охватывалось умыслом других соучастников. Именно по этой причине за эксцесс ответственность несет только исполнитель (ст. 36 УК РФ). В соответствии с теорией уголовного права различают два вида эксцесса: количественный и качественный.

Тематика рефератов, докладов и сообщений

1.              Проблемы уголовно-правовой оценки деятельности посредника в уголовном праве РФ.

2.              Проблемы уголовно-правовой оценки деятельности провокатора в уголовном праве РФ.

3.              Проблемы уголовно-правовой оценки организатора в уголовном праве РФ.

4.              Конкуренция части и целого при неоконченном преступлении и соучастии.

Вопросы для самоконтроля

1.              Дайте понятие соучастия.

2.              Соисполнитель – это…

3.              Дайте понятие приискания орудий преступления

4.              Дайте определение и приведите пример количественного эксцесса.

Практическое занятие

Задача №1

Лаптев, студент 4-го курса, на вечеринке в студенческом общежитии, угрожая расправой, склонил первокурсника Мохова подлить в вино спирт его сокурснице Фроловой с целью привести ее в состояние опьянения и изнасиловать. Опасаясь угроз со стороны Лаптева, Мохов уговорил Фролову выпить «вина», отчего она вскоре опьянела и, находясь в беспомощном состоянии, была изнасилована Лаптевым.

          Можно ли привлечь к уголовной ответственности Лаптева и Мохова?

Задача № 2

Пеликамов и Цигломенов долгое время обучали подростка  Савельева (17 лет) различным приемам и способам совершения карманныхъ краж, затем приняли у него «экзамен» и сказали, что теперь он вор  «высшей категории».

Решите вопрос об уголовной ответственности Пеликамова и Цигломенова.

Задача № 3

Зайцева по настоянию своего сожителя Воробьева решила избавиться от своей 6- летней дочери. Вместе они уговорили Никольского за 200 000 руб. увезти девочку из города, убить, а труп закопать в лесу. Никольский увез ребенка к своей дельней родственнице, давно мечтавшей взять ребенка на воспитание.

Как следует квалифицировать действия Зайцевой, Воробьева и Никольского?

Задача № 4

В семье Ивановых сыновья 16 – летний Александр и 17- летний Игорь в присутствии отца обсуждали возможность быстрого обогащения путем совершения хищения. Отец в разговор не вступал, только молча выслушал сказанное. Через 2 дня Александр и Игорь совершили грабеж, были задержаны и привлечены к уголовной ответственности. На допросе они сказали, что отец в семье имеет большой авторитет, и если бы он высказал свое отрицательное отношение к планам совершить хищение, то они отказались бы от своего преступленного намерения.

Квалифицируйте действия Александра и Игоря. Подлежит ли отец уголовной ответственности?

Задача № 5

Денисов зная о намерении участников разбойного нападения завладеть чужим имуществом, доставил их на автомобиле к месту совершения преступления, и согласно договоренности дожидался их возвращения, после чего с похищенным отвез участников нападения обратно.

Квалифицируйте действия Денисова.

Задача № 6

Между распивающими спиртное Матвеевым и Федюшиным возникла ссора, переросшая в обоюдную драку. В ходе драки Матвеев свалил Федюшина на землю и нанес ему руками, а также ногами обутыми в сапоги, удары в голову и по лицу, причинив ему открытый перелом костей нижней челюсти и рану правой надбровной дуги. Затем к дерущимся подбежал Степанов и нанес Федюшину несколько ударов по голове деревянной скалкой, причинив ему многочисленные переломы костей черепа с кровоизлиянием в вещество головного мозга. По заключению судебно – медицинской экспертизы смерть наступила от перелома костей свода черепа. Остальные повреждения отнесены экспертом к категории тяжких, так как для лечения требовалось бы проведение пластической операции ввиду того, что повреждения были неизгладимы.

Имеются ли в действия Матвеева и Степанова признаки соучастия? Квалифицируйте их действия

Тема 13 Множественность преступлений

Лекционное занятие – 4часа.

Семинарское занятие – 4 часа.

Практическое занятие – 2 часа

Самостоятельная работа – 8 часов

Учебные вопросы семинарского занятия № 1

1.              Понятие и признаки множественности преступлений.

2.              Понятие единого сложного преступления, отличие от множественности преступлений.

 

Учебные вопросы семинарского занятия № 2

1.              Совокупность преступлений

2.              Рецидив преступлений.

 

Литература

1.              Бриллиантов, А. Проблемы применения дефиниции «рецидив преступлений» : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

2.              Воробьева, Т.О. Судимость как неотъемлемый признак рецидива : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

3.              Гарбатович, Д. Отдельные проблемы квалификации множественности преступлений : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

4.              Герасимова, Ю.Р. К вопросу о совокупности преступлений : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

5.              Дядюн К.В. Проблемы ответственности за рецидив преступлений в аспекте принципов справедливости и гуманизма : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

6.              Елинский,  А.В. Вопросы судимости и рецидива в практике Конституционного Суда РФ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

7.              Малков, В. К вопросу о формах и видах множественности преступлений по уголовному праву России : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

8.              Мальцев, В.В. Рецидиву и судимости - адекватное выражение в уголовном законе : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

9.              Пудовочкин, Ю. Признаки совокупности преступлений в современной судебной практике : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

10.           Рогова, Н. Отдельное (единичное) преступление как составная часть совокупности преступлений : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

11.           Чикин, Д.С. К вопросу о понятии длящегося преступления и моменте его окончания : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

Задание для работы в часы самоподготовки

1.              Изучить рекомендованную к данной теме литературу.

Рекомендации для самостоятельной работы

Понятие множественности преступлений отсутствует в уголовном законе. Для изучения вопросов о понятии и содержании форм множественности преступлений следует обратиться к положениям ст. 17 и ст. 18 УК РФ. Закон различает две формы множественности преступлений: совокупность и рецидив преступлений. Множественность преступлений следует уметь отличать от единичного (единого) преступления как простого, так и сложного. К единичному (единому) сложному преступлению относятся продолжаемые, длящиеся, составные преступления, а также преступления с альтернативными последствиями, с альтернативными действиями (бездействием) и с двойной формой вины.

Множественность преступлений представляет собой повышенную общественную опасность. Особое внимание следует уделить конкретным формам множественности, с которыми закон связывает определенные правовые последствия.

Так, совокупность всегда влияет на квалификацию преступлений, не являясь одновременно отягчающим обстоятельством. Кроме того, наличие совокупности преступлений является основанием назначения наказания по правилам ст. 69 УК РФ.

Рецидив, в отличие от совокупности, является отягчающим обстоятельством (п. «а» ч. 1 ст. 63 УК) и не влияет на квалификацию преступлений. Вместе с тем существуют специальные правила назначения наказания при рецидиве преступлений (ст. 68 УК). Кроме того, вид рецидива преступлений учитывается судом при определении режима исправительного учреждения.

Тематика рефератов, докладов и сообщений

1.              Проблема повторности в уголовном праве

2.              Закрепление института рецидива преступлений в уголовном законодательстве различных государств

3.              Рецидив преступлений: теория и практика

4.              Понятие совокупности преступлений

Вопросы для самоконтроля

1.              Дайте понятие и определите признаки рецидива

2.              Дайте определение идеальной совокупности.

3.              Дайте определение реальной совокупности.

4.              Дайте определение множественности.

Практическое занятие № 1

Задача № 1

          Трусов, встретив на улице Королеву и угрожая ей финским ножом, потребовал у нее деньги. Королева заявила, что денег у нее при себе нет. Обыскав Корлеву и не обнаружив денег, Трусов снял с ее головы норковую шапку и с места преступления скрылся, но вскоре был задержан. В процессе следствия было установлено, что двумя годами ранее Трусов совершил вымогательство, за которое не был привлечен к уголовной ответственности.

          Определите форму и вид множественности преступлений.

Задача № 2

Ранее судимый за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью Тычков во время распития спиртного поссорился с Жидковым и нанес ему несколько ударов в шею ножом. От полученных телесных повреждений Жидков скончался на месте.

Мать потерпевшего в это время находилась на кухне и происходящего не видела, но услышав шум, окликнула сына. Тычков, с целью скрыть убийство Жидкова вошёл в кухню и нанес потерпевшей несколько ударов ножом в шею и другие части тела, причинив ей тяжкий вред здоровью, от которого она скончалась на месте.

Квалифицируйте содеянное Тычковым. Имеется ли множественность преступлений в действиях Тычкова? Если да, то какой формы и какого вида.

Задача № 3

Буланова с целью совершения кражи зашла в магазин обуви. Положив в сумку левый сапог, она незаметно вынесла его из секции и спрятала на улице. Возвратившись в магазин, она таким же образом вынесла правый сапог, однако на улице была задержана работниками милиции.

          Дайте оценку действиям Булановой.

Задача № 4

Яковлев, являясь лицом без определенного места жительства, в период с 4 по 7 февраля 2007 года из клеток, расположенных на огороженной территории дачного участка, украл 2 кроликов, принадлежащих Луневу, причинив уму ущерб 2 450 рублей. А 19 февраля 2007 года по предварительному сговору с Овчаренко, из сарая, расположенного на дачном участке, принадлежащем Данилову, похитил мультикультиватор «Крот», стоимостью 20 000 рублей.

Квалифицируйте содеянное. Наличествует ли множественность преступлений в действиях Яковлева. Изменится ли решение, если первое деяние будет признано судом малозначительным.

Задача № 5

Петровская, отбывая наказание в виде лишения свободы сроком 2 года за совершение кражи с проникновением в хранилище, получила разрешение на краткосрочный выезд за пределы исправительного учреждения общего режима для устройства своего малолетнего сына у родственников. По истечении установленного срока Петровская к месту отбывания наказания не вернулась.

Имеется в действиях Петровской множественность преступлений? Если да, то какой формы, вида?

Практическое занятие № 2

Задача № 1

Кравчук, имея судимость за причинение тяжкого вреда здоровью (ч.1 ст. 111 УК РФ) совершил убийство.

Какой вид рецидива имеет место в этой ситуации?

Задача № 2

Воробьева, имеющая судимость за насильственный грабеж, совершенный в несовершеннолетнем возрасте, совместно с Сомовым и Веселкиным, вооружившись пистолетом марки «ТТ» совершила разбойное нападение на инкассатора.

Квалифицируйте содеянное.

Определите вид рецидива в действиях Воробьевой.

Задача № 3

Ларин, находясь в состоянии алкогольного опьянения в заброшенном саду напал на Павлову избил ее и, угрожая убийством, изнасиловал, после чего, продолжая удерживать потерпевшую и вновь угрожая расправой, снова изнасиловал.

Квалифицируйте содеянное. Наличествует ли множественность преступлений в действиях Ларина? Изменится ли решение, если известно, что повторно Ларин совершил насильственные действия сексуального характера.

Задача № 4

Ананян незаконно приобрел огнестрельное оружие — обрез у неустановленных лиц и в течение 6 месяцев хранил его у себя дома иод кроватью.

Дайте оценку действиям Ананяна.

Имеется ли в его действиях совокупность преступлений?

Изменится ли решение, если будет известно, что Ананян приобрел обрез в целях совершения убийства?

Задача № 5

Викторов, работая разнорабочим на продовольственном складе, решил вынести 160 кг. муки с целью дальнейшей перепродажи. Ежедневно Викторов выносил по 10-15 кг. муки. На четвертый день действия Викторова были пресечены охранником склада.

Квалифицируйте действия Викторова. Имеется ли в действиях Викторова множественность преступлений? Изменится ли решение, если станет известно, что Викторов выносил муку на продажу по просьбе различных лиц?

 

Тема 14 Понятие и цели наказания. Система и виды наказаний

Лекционное занятие – 4часа.

Семинарское занятие – 4 часа.

Самостоятельная работа – 8 часов

Учебные вопросы семинарского занятия № 1

1.              Понятие наказания. Наказание и уголовная ответственность.

2.              Цели наказания.

3.              Понятие и принципы построения системы уголовных наказаний, ее значение. Виды наказания. Основные и дополнительные виды наказания.

Учебные вопросы семинарского занятия № 2

 

1.              Наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы.

2.              Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы.

3.              Смертная казнь.

Задание для работы в часы самоподготовки

1.              Изучить рекомендованную к данной теме литературу.

2.              Законспектировать в рабочих тетрадях п. 3,4 списка литературы.

 

Литература

1.              Приказ Минюста РФ от 20.05.2009 N 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

2.              Приказ Минюста РФ от 11.10.2010 N 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

3.              Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

4.              Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

5.              Аганова А.А. Характеристика наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград в советский период / А.А. Аганова // Российский криминологический взгляд. – 2010. № 2. – С. 381-384.

6.              Безверхов А.Г. О законодательном закреплении дефиниции уголовного наказания : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

7.              Верина Г. Ограничение свободы как вид уголовного наказания в свете законодательных новелл : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

8.              Петин, И.А. Конституционная направленность целей наказания и задач уголовного законодательства : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

9.              Сердюк Л.В.Социальная справедливость как принцип и как цель в практике применения уголовного закона : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

10.           Становский А.М.Некоторые вопросы, возникающие при применении условного осуждения : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

11.           Ткачевский, Ю.М. Российская прогрессивная система исполнения уголовных наказаний : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

Рекомендации для самостоятельной работы

Уголовное наказание представляет собой реакцию государства на совершенное лицом преступление. Для самого же преступника наказание – это уголовно-правовое последствие совершенного им преступления. Понятие наказания определяется в ч. 1 ст. 43 УК РФ: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица». Необходимо уяснить основные признаки уголовного наказания: 1. Наказание есть мера государственного принуждения. Прежде всего, наказание есть принуждение, его назначение и исполнение осуществляется вопреки воле осужденного. Наказание всегда назначается от имени государства, Российской Федерации, т.е. носит публичный характер, и выражает официальное порицание преступника и его деяния. Наказание есть государственное принуждение, его назначение и исполнение является исключительной прерогативой уполномоченных на то государственных органов.

2. Наказание назначается только судом. Уголовное наказание - это особая мера государственного принуждения, она назначается только судом. В соответствии с ч. 1 ст. 49 Конституции РФ никто не может быть признан виновным в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

3) Наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, оно имеет личный (индивидуальный) характер. В соответствии с принципом вины (ст. 5 УК РФ) уголовная ответственность наступает только за виновно совершенное деяние. Невиновное причинение вреда исключает уголовную ответственность и наказание.

4) Наказание заключается в лишении или ограничении прав и свобод виновного лица.

Содержание наказания заключается в лишении субъекта предусмотренных уголовным законом каких-либо материальных или духовных благ, которое причиняет ему страдания.

В УК предусмотрены помимо наказаний и иные меры уголовно-правового характера. В действующем законодательстве нет отдельной нормы, закрепляющей понятие «иных мер уголовно-правового характера». Под ними можно понимать все меры государственного принуждения, предусмотренные УК РФ, но не являющие наказанием, назначаемые судом лицу, совершившему общественно опасное деяние, содержащее признаки состава преступления, наряду либо вместо наказания. К ним можно отнести условное осуждение (ст. 73 УК РФ), условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ), отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем (ст. 82 УК РФ), принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ), принудительные меры медицинского характера (ст. 97 УК РФ).

Цели наказания целесообразно рассматривать в связи с историческим развитием уголовно-правовой доктрины. Необходимо охарактеризовать основные абсолютные и утилитарные теории наказания и, основываясь на этом, объяснить определение целей наказания в действующем УК РФ. Наказание преследует три основные цели: восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.

Рассматривая систему наказаний – т.е. определенным образом упорядоченный перечень видов наказаний, предусмотренных уголовным законом за совершение преступлений. Необходимо учитывать, что в системе наказаний наиболее ярко проявляется характер и направленность уголовной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от социально-экономического и политического устройства государства, состояния преступности, уровня общественного правосознания и т.д.

Подсистемы, объединяющие виды наказания, могут быть сгруппированы (классифицированы) по различным основаниям.

Наказания подразделяются, прежде всего, по двум подсистемам: наказания: связанные с изоляцией от общества и не связанные. В уголовной статистике это первый показатель структуры судимости.

К наказаниям, связанным с изоляцией от общества, относятся: арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. Остальные тринадцать видов наказания не связаны с изоляцией от общества.

Многообразие и разнообразие системы наказаний позволяет суду тщательно индивидуализировать наказание при его назначении, а органам уголовно-исполнительной системы — исполнять. Она отвечает принципам законности, личной и виновной ответственности, справедливости и гуманизма. Система наказаний — единственная в УК РФ и не конкурирует с системой мер безопасности, как в большинстве зарубежных государств.

Тематика рефератов, докладов и сообщений

1.              Наказание как средство обеспечения общественной безопасности

2.              Смертная казнь: «за» и «против».

3.              Цели уголовного наказания

4.              Принцип индивидуализации уголовного наказания

Вопросы для самоконтроля

1.              Дайте определение наказания.

2.              Назовите виды наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы. Охарактеризуйте их

3.              Назовите виды наказания, связанные с ограничением или лишением свободы. Охарактеризуйте их

 

Тема 15 Назначение наказания

Лекционное занятие – 4часа.

Семинарское занятие – 4 часа.

Практическое занятие – 2 часа

Самостоятельная работа – 8 часов

Учебные вопросы семинарского занятия № 1

1.              Общие начала назначения наказания.

2.              Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

3.              Императивное и дискреционное смягчение наказания (ст. 62, 64, 65 и 66 УК РФ).

4.              Усиление наказания при рецидиве (ст. 68 УК РФ).

Учебные вопросы семинарского занятия № 2

1.              Назначение наказания по совокупности преступлений (ст. 69 УК РФ).

2.              Назначение наказания по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ).

3.              Назначение наказания при соучастии в преступлена (ст. 67 УК РФ),

4.              Исчисление сроков наказания и зачет наказания.

Задание для работы в часы самоподготовки

1.       Изучить рекомендованную к данной теме литературу.

2.       Законспектировать в рабочих тетрадях п. 2 списка литературы

 

Литература

1.              Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

2.              Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания» : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

3.              Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

4.              Агзамов, И.М. Концептуальные идеи развития института условного неприменения наказания / И.М. Агзамов // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2010. – № 5. – С. 84-88.

5.              Артеменко, Н. Технологии назначения уголовного наказания: теоретические и правоприменительные проблемы : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

6.              Благов Е. Назначение наказания в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

7.              Дядькин, Д. Конкуренция норм о назначении наказания в виде ограничения свободы с нормами об условном осуждении : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

8.              Дядюн, К.В. Проблемы ответственности за рецидив преступлений в аспекте принципов справедливости и гуманизма : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

9.              Жевлаков, Э. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

10.           Колоколов, Н.А. Назначение наказания лицу, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

11.           Осокин, Р.Б., Курсаев А.В. Влияние смягчающих или отягчающих наказание обстоятельств, относящихся к личности исполнителя, на ответственность других соучастников: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2011. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

12.           Плаксина, Т. Проблемы назначения наказания за особо тяжкие преступления против жизни в свете новой редакции ст. 62 УК РФ / Т. Плаксина, В. Хохлов // Уголовное право. – 2010. – № 2. – С. 57-62.

13.           Леньшин, Д.И. Уголовные наказания за преступления экстремистской направленности: проблемы законодательного закрепления и реализации : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

14.           Сивов, В.В. Проблемы назначения наказания в виде ограничения по военной службе : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

15.           Соколов, И Проблемы назначения уголовного наказания в виде ограничения свободы : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

16.           Хун, А.З. Учет личности виновного при назначении наказания : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

17.           Юдин, В.В. К вопросу о формализации общих начал назначения наказания : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

Рекомендации для самостоятельной работы

Знание общих начал назначения наказания, и правильное их понимание позволяют назначить во всех смыслах справедливый приговор, удовлетворяющий обе стороны уголовного процесса.

Общие начала назначения наказания – это основополагающие идеи (требования), которыми должен руководствоваться суд, определяя наказание лицу, признанному виновным в совершении конкретного преступления (преступлений).

Общие начала назначения наказания определены в ст. 60 УК РФ.

В соответствии с законом общими началами назначения наказания являются законность, справедливость, индивидуальность.

При изучении отягчающих и смягчающих обстоятельств целесо образно уделить внимание не столько запоминанию их перечня сколько уяснению их смысла и значения.

Применительно к ст. 64 УК необходимо уяснить основания её применения и возможности индивидуализации наказания, предоставленные этой статьей суду.

При изучении темы нельзя забывать ст. 71 и 72 УК, которы имеют большое практическое значение.

Тематика рефератов, докладов и сообщений

1.              Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств

2.              Классификация отягчающих обстоятельств: соотношение с категориями преступлений

3.              Судейское усмотрение при назначении наказания

4.              Конкуренция норм Общей и Особенной части УК РФ при назначении наказания.

Вопросы для самоконтроля

1.              Назовите общие начала назначения наказания. Охарактеризуйте их.

2.              Дайте определение обстоятельств, отягчающих наказание их значение для назначения наказания.

3.              Правила назначения наказания при совокупности преступлений, при совокупности приговоров.

 

Практическое занятие

Задача № 1

Судимый за разбой Вилкин совершил (ч.1 ст. 105 УК РФ).

Какое минимальное наказание может назначить Вилкину суд с учетом положений ст. 68 УК РФ.

Задача № 2

За совершенное разбойное нападение (ч.2 ст. 162 УК РФ) суд, сославшись на ст. 64 УК РФ, назначил наказание в виде лишения свободы  на срок 3 года и лишил лицо воинского звания полковник.

Мог ли судья назначить такое наказание, мотивируйте решение.

Задача № 3

При назначении наказания Макарову за покушение на кражу бутылки дорого коньяка из магазина самообслуживания суд учел в качестве смягчающего обстоятельства совершение преступления Макаровым впервые. Вместе с тем, Макаров совершил покушение на кражу, по его собственным словам, «из спортивного интереса». Он получает высокую заработную плату и имел достаточно средств для оплаты похищенной бутылки коньяка.

Правильно ли поступил суд?

Задача № 4

Нигде не работающий, не имеющий среднего образования и профессии 18 – летний Сидоров за 8 эпизодов разбойных нападений и вымогательств ( 2 эпизода  - ч.2 ст. 162 УК РФ, 4 эпизода – ч.3. ст. 162 УК РФ, 2 эпизода – ч. 2 ст. 163 УК РФ) был осужден к лишению свободы  на срок 8 лет условно (с применением ст. 73 УК РФ). Суд учел в качестве смягчающего обстоятельства нетрудоспособность матери Сидорова (её возраст 62 года), смерть отца, и то что на его иждивении помимо матери, находилась старшая сестра, которой Сидоров оплачивал очное обучение в ВУЗе.

Правильно ли суд истолковал ст. 61 УК РФ?

Задача № 5

15 летний Фаготов за плату в 500 долларов США согласился убить мирового судью. С этой целью он, вооружившись охотничьим ружьем, занял позицию на чердаке дома напротив подъезда дома, в котором проживал судья, но был обнаружен и задержан. У него было изъято оружие, при производстве обыска в квартире Фаготова были обнаружены 500 долларов США, детальный план местности с обозначением позиции Фаготова, материалы наблюдения за судьей, фотографии судьи.  Фаготов в содеянном раскаялся, активно способствовал изобличению организатора преступления, содействовал его задержанию. Действия Фаготва квалифицированы по ч. 1 ст. 30, п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Какое максимальное и минимальное наказание суд может назначить Фаготову? Возможна ли индивидуализация наказания, если возможно, то каким образом.

 

Тема 16 Освобождение от уголовной ответственности и наказания

Лекционное занятие – 6 часов.

Семинарское занятие – 4 часа.

Практическое занятие – 2 часа

Самостоятельная работа – 8 часов

Учебные вопросы семинарского занятия № 1

1.              Понятие и правовые последствия освобождения от уголовной ответственности. Понятие освобождения от наказания. Отличие  освобождения от уголовной ответственности от освобождения от наказания.

2.              Социальная обусловленность освобождения от уголовной ответственности. Виды освобождения от уголовной ответственности.

3.              Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.

4.              Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.

5.              Освобождение от уголовной ответственности по амнистии.

6.              Специальные виды освобождения от уголовной ответственности

Учебные вопросы семинарского занятия № 2

1.              Виды освобождения от наказания.

2.              Условное осуждение. Условно-досрочное освобождение.

3.              Замена наказания более мягким видом.

4.              Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки. Освобождение от наказания по болезни.

5.              Отсрочка осужденным беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем

6.              Давность исполнения приговора. Освобождение от наказания в связи с амнистией или помилованием.

7.              Понятия амнистии и помилования. Причины, основания, содержание, форма и правовое значение актов об амнистии и помиловании.

8.              Судимость: понятие, значение, погашение и снятие.

Задание для работы в часы самоподготовки

1.       Изучить рекомендованную к данной теме литературу.

 

Литература

1.              О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью. Постановление Правительства РФ от 06.02.2004 N 54 : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

2.              О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

3.              О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.  Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 N 8: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

4.              Давыденко, В.М. Особенности применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

5.              Исянаманов, И.С. Прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям как отягчающее наказание обстоятельство : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

6.              Коробов П.В Условные и безусловные виды освобождения от уголовной ответственности : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

7.              Коробов, П.В. Институт помилования и дифференциация уголовной ответственности : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

8.              Крылов,  Е. И вновь гуманизация? : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

9.              Романовский,  Г. Химическая кастрация педофилов : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

10.           Шуваткин, А.В. Проблемы разрешения вопросов, связанных с исполнением наказания в виде лишения свободы : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

 

 

Рекомендации для самостоятельной работы

Главной особенностью освобождения от уголовной ответственности является то, что уголовное преследование прекращается в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не установлена приговором суда. В силу ст. 49 Конституции РФ эти лица считаются невиновными. В то же время, основания прекращения уголовного преследования в связи с освобождением от уголовной ответственности не являются реабилитирующими. Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 октября 1996 г. № 18-П отметил, что при освобождении от уголовной ответственности «вопрос о виновности остается открытым». Поэтому есть веские основания согласиться с JI.B. Головко, который полагает, что освобождение от уголовной ответственности следует считать институтом не материального, а процессуального уголовного права. Освобождение от уголовной ответственности — это прекращение уголовного преследования или отказ от уголовного преследования ввиду его нецелесообразности по основаниям и при наличии условий, предусмотренных уголовным законом. Процессуальной формой освобождения от уголовной ответственности является акт применения права — постановление следователя, дознавателя, прокурора, постановление или определение суда (судьи) о прекращении уголовного дела или преследования или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (последнее только по основанию истечения срока давности). Освобождение от ответственности возможно до вынесения приговора или после его отмены (например, в порядке надзора).

По общему правилу освобождение от уголовной ответственности является окончательным и не влечет применения каких-либо мер принуждения. Отменено оно может быть только в связи с отменой акта о прекращении уголовного преследования в связи с его незаконностью или необоснованностью в момент вынесения. Единственное исключение — освобождение от ответственности несовершеннолетних (ст. 90 УК) является условным и влечет применение мер государственного принуждения.

Необходимо уяснить, какие виды освобождения применяются по усмотрению суда, а какие суд обязан применить.

При характеристике освобождения от уголовной ответственности по основанию, указанному в ч. 1 ст. 75 УК, следует различать основание (деятельное раскаяние как причина утраты лицом общественной опасности) и условия освобождения (совершение впервые, преступления небольшой или средней тяжести). Нужно учитывать, что для применения этой статьи в практике не требуется наличия всех указанных в этой статье форм деятельного раскаяния в их совокупности, достаточно наличия любой из этих форм. Практика исходит из того, что ч. 2 ст. 75 УК, отсылая к «условиям, предусмотренным частью первой» (в ст. 28 УПК более точно говорится не об «условиях», а об «основаниях»), отсылает к деятельному раскаянию как таковому (его формам), но не к требованию, чтобы преступление было совершено «впервые». Позиция судов по этим вопросам представляется вполне обоснованной и в теоретическом аспекте, хотя некоторое ученые активно ее критикуют.

Для применения ст. 76 УК требуется наличие как основания (примирение), так и дополнительного условия освобождения (заглаживание вреда). Следует учитывать, что ст. 76 УК не применяется по делам частного обвинения, по этой категории дел суд не может, а должен прекратить преследование.

Гуманизация законодательства в части, затрагивающей интересы предпринимателей, в последние годы стала устойчивым вектором российской правовой политики. Федеральный закон N 420-ФЗ внес обширные изменения в УК РФ, УПК РФ и ряд других законов. Под предлогом "противодействия злоупотреблениям... при расследовании преступлений экономической направленности" в ст. 76¹УК РФ установлены новые правила прекращения уголовного преследования и в отношении подозреваемых, обвиняемых в совершении ряда неналоговых экономических преступлений, призванные существенно улучшить их положение.

Теперь лицо, обвиняемое в совершении экономического преступления, освобождается от уголовной ответственности при соблюдении четырех условий (ч. 2 ст. 76¹ УК РФ):

1) совершено преступление из предусмотренного законом перечня;

2) данное преступление совершено впервые;

3) возмещен ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления (перечислен в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления);

4) перечислено в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба (полученного дохода).

Круг преступлений, на дела о которых распространяются новые правила прекращения уголовного преследования, определен в ч. 3 ст. 28¹ УПК РФ и ч. 2 ст. 76¹ УК РФ УК РФ. Он включает в себя 20 составов.

Освобождение от наказания возможно только в отношении осужденных одновременно с осуждением или после него. Необходимо различать:

1)              освобождение от наказания без его назначения (в отношении несовершеннолетних; по амнистии, если лицо возражало против прекращения уголовного дела; в связи с изменением обстановки);

2)              освобождение от назначенного наказания в полном объеме;

3)              освобождение от неотбытой части наказания.

Необходимо также усвоить различия между условным и безусловным освобождением от наказания.

Применительно к каждому виду освобождения от наказания нужно уяснить основания, условия и последствия освобождение. Следует уяснить вопрос о том, какие виды освобождения от наказания суд применяет по своему усмотрению, а какие — обязан применить.

Характеризуя условно-досрочное освобождение, необходимо уяснить, имеет ли осужденный право на такое освобождение. Следует уделить внимание возможной мотивировке отказа в условно-досрочном освобождении.

Характеризуя освобождение от наказания по болезни, следует учитывать его значительные отличия от иных видов освобождения от наказания в части возможности применения его до осуждения (по существу речь идет о приостановлении уголовного преследования в связи с невозможностью реализации права на защиту, но закон называет это освобождением от наказания, а Верховный Суд РФ требует соблюдения терминологии закона).

Изучая конституционные институты амнистии и помилования, следует учитывать, что они призваны решать задачи, выходящие за рамки задач уголовного права. Акты об амнистии и помиловании нередко издаются для решения политических, административных, нравственных и иных задач, не имеющих прямого отношения к задачам уголовного права.

До недавнего времени считалось, что амнистия и помилование являются абсолютными и неограниченными прерогативами верховной власти. В наше время имеет место тенденция к их ограничению. Действующий УК РФ в ст. 85 ограничил право Президента осуществлять помилование, указав, что оно возможно только в отношении осужденного, исключив тем самым правовую возможность вмешательства Президента в предварительное расследование и судебное: разбирательство. Постановление Конституционного Суда от 5 июля 2001 г. ограничило полномочия Государственной Думы в части объявления амнистии.

 

Тематика рефератов, докладов и сообщений

1.              Условные и безусловные виды освобождения от уголовной ответственности

2.              Сроки давности в уголовном праве

3.              Болезнь – как основание освобождения от наказания

4.              Химическая кастрация педофилов.

Вопросы для самоконтроля

1.              Назовите правовые последствия освобождения от уголовной ответственности, освобождения от наказания.

2.              Вспомните, какие сроки должны истечь для освобождения от уголовной ответственности.

3.              Дайте понятие условно – досрочного освобождения от отбывания наказания.

 

Практическое занятие

Задача № 1

Мамедов, осужденный за изнасилование малолетней к 15 годам лишения свободы, после отбытия наказания, освободился из колонии в сентябре 2007 года. В октябре 2007 года от трудового коллектива, в котором работал Мамедов, в суд поступило ходатайство о досрочном снятии с него судимости на том основании, что он примерным поведением и отношением к труду доказал свое исправление.

Какое решение должен принять суд?

Задача № 2

Осужденный условно к лишению свободы за хулиганство  Денежкин в течение испытательного срока систематически пьянствовал, нарушал трудовую дисциплину, за что и был уволен с работы. За неделю до окончания испытательного срока уголовно – исполнительная инспекция на основании этих фактов направила в суд представление об отмене условного осуждения.

Имеются ли основания для отмены условного осуждения?

 

Задача № 3

Кабалин участвовал в подготовке взрыва в составе террористической организации. Разочаровавшись в идеях террористов, он добровольно обратился в ФСБ с сообщением о готовящемся акте терроризма, благодаря чему взрыв был предотвращен. Следователь вынес постановление об освобождении Кабалина от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 205 УК РФ и 28 УПК РФ.

Задача № 4

Уваров, обвиняемый в совершении кражи (ч.3 ст.158 УК РФ), совершил побег из - под стражи (ч.1 ст.313 УК РФ). Его местонахождение установлено через 6 лет.

Подлежит ли Уваров уголовной ответственности за кражу и за побег из – под стражи?

Задача № 5

Ваньков, управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения и совершил наезд на Котова, который от полученных травм скончался (ч.2 ст. 264 УК РФ), Постановлением дознавателя потерпевшей по делу была признана супруга Котова, которая получив с Ванькова 200 000 руб., обратилась к дознавателю с заявлением о прекращении уголовного дела в отношении Ванькова.

Подлежит ли данное уголовное дело прекращение в силу ст. 76 УК РФ

Задача № 6

Айвазова, имевшая 9 – летнего сына, осуждена к 5 годам лишения свободы с применением отсрочки отбывания наказания, в силу ст. 82 УК РФ. Через 4 недели ее сын погиб в результате ДТП.

Каковы правовые последствия смерти ребенка?

 

Тема 17 Уголовная ответственность несовершеннолетних. Иные меры уголовно-правового характера

Лекционное занятие – 2 часа.

Семинарское занятие – 2 часа.

Практическое занятие – 2 часа

Самостоятельная работа – 8 часов

Учебные вопросы семинарского занятия

1.              Несовершеннолетний как участник уголовно-правовых отношений. Уголовные наказания в отношении несовершеннолетних: виды и особенности назначения.

2.              Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности. Освобождение несовершеннолетних от наказания.

3.              Принудительные меры воспитательного воздействия: понятие, значение и применение. Судимость несовершеннолетних.

4.              Иные меры уголовно-правового характера

 

Задание для работы в часы самоподготовки

1.       Изучить рекомендованную к данной теме литературу.

2.       Законспектировать п. 5,6,7 списка литературы.

Литература

1.              О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

2.              О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста.  Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 22 : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

3.              О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 N 8 : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

4.              О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 20 : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

5.              Об исчислении срока погашения судимости. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18.03.1970 N 4 : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

6.              О практике применения судами принудительных мер медицинского характера. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 N 6 : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

7.              О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами Приказ Минздрава РФ N 133, МВД Росси N 269 от 30.04.1997 : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

8.              Алексеева, Л.А., Антохина, Н.Ю. Понятие, виды и особенности принудительных мер медицинского характера : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

9.              Будякова, Т.П.Несовершеннолетний преступник как особая жертва: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

10.           Галкин, В. Теоретические проблемы освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

11.           Горшенин, А.А. Виды принудительных мер воспитательного воздействия: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

12.           Давыденко, В.М Особенности применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

13.           Давыденко, В.М. Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа как мера уголовно-правового воздействия: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

14.           Кряжев, В. Принудительная госпитализация: время не ждет! : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

15.           Лопашенко, Н. Уголовно-правовая и уголовно-процессуальная конфискация (анализ соотношения на основе судебной практики) : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

16.           Предеина, Л.В. Институт уголовного наказания несовершеннолетних в России: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

17.           Рыжаков, А.П. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

18.           Симанович, А.А. Понятие и особенности уголовного наказания несовершеннолетних : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

19.           Тетюев, С.В. Судебно-психологические экспертизы в отношении несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых в уголовном судопроизводстве (некоторые проблемы теории, нормативной регламентации и практики) : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

20.           Устинов, А.В. Конфискация имущества и нормы международного права: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

21.           Шиловская, А.Л. Оптимизация системы санкций в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

 

Рекомендации для самостоятельной работы

При изучении темы следует уяснить, какие нормы об ответственности несовершеннолетних применяются к лицам, не достигшим совершеннолетия на момент совершения преступления, а какие — на момент применения нормы.

Характеризуя освобождение несовершеннолетних от ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, следует учитывать, что освобождение от ответственности является условным в отличие от безусловного освобо ждения от наказания.

Для лучшего понимания темы целесообразно ознакомиться с положениями УПК, регламентирующими применение норм об освобождении несовершеннолетних от ответственности и от наказания.

Распространенной ошибкой при изучении темы является то, что обучаемыми не уделяет должного внимания уяснению оснований (в частности, ч. 2 ст. 97 УК) и целей (ст. 98 УК) применения принудительных мер медицинского характера. По этой причине нередко неправильно понимается соотношение этих мер с уголовной ответственностью.

Тематика рефератов, докладов и сообщений

1.              Понятие и особенности уголовного наказания несовершеннолетних

2.              Уголовно-правовая и уголовно-процессуальная конфискация: соотношение понятий.

3.              Снижение возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних: «за» и «против»

4.              Принудительные меры воспитательного воздействия.

Вопросы для самоконтроля

1.              Дайте определение несовершеннолетнего.

2.              Каковы особенности назначения наказания несовершеннолетним.

3.              Дайте понятие иных мер уголовно – правого характера.

4.              Какова правовая природа конфискации имущества

Практическое занятие

Задача № 1

Судом первой инстанции 14 летний Девяшин осужден по п. «г» ч. 2 ст. 112 УК РФ к 2 годам лишения свободы в воспитательной колонии.

Оцените решение суда.

Задача № 2

16 – летний Зурабов 20 марта 2003 года причинил по неосторожности смерть Баталиеву. Преступление раскрыто не было. 21 апреля 2004 года Зурабов совершил хулиганские действия с применением оружия. В ходе расследования последнего преступления Зурабов был изобличен и в совершении предыдущего преступления. В результате он был привлечен к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 109, ч.1.ст. 213 УК РФ.

Оцените решение суда.

Задача № 3

Страдающий олигофренией в степени дебильности Шолин точил ножи, клал кирпичи, ремонтировал и устанавливал сантехническое оборудование, стиральные машины, выделывал шкуры и выполнял иную несложную работу. В отношении его было возбуждено уголовное дело о незаконном предпринимательстве и не уплате налогов. С помощью эксперта суд, рассматривая вопрос о применении к Шолину принудительных мер медицинского характера, установил, что умственная отсталость Шолина, лишает его возможности осознавать общественную опасность своих действий. Вместе с тем, Шолин не представляет опасности для себя и окружающих и не нуждается в принудительном лечении.

Какое решение должен принять суд.

Задача № 4

Павлов совершил ряд убийств с особой жестокостью. С помощью эксперта установлено, что Павлов страдает расстройством влечений, выраженным в степени не исключаемым вменяемость. Суд применил ст. 22 УК РФ.

Можно ли применить к Павлову принудительные меры медицинского характера? Если можно, то, какие меры?

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!