Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»»

/ Уголовное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

ТЕМА 1. Понятие, назначение и система уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальное законодательство.

 

Семинар 1 -  2 часа

ПЛАН

1.Понятие и сущность уголовного процесса. Соотношение понятий «уголовный процесс», «уголовное судопроизводство», «уголовное преследование», «правосудие».

2.Назначение (задачи) уголовного процесса и способы их достижения. Соотношение задач уголовного процесса и задач отдельных стадий.

3.Понятие и система стадий уголовного процесса. Классификация и общая характеристика отдельных стадий уголовного процесса.

4.Понятие и содержание уголовно-процессуальных отношений. Уголовно-процессуальная форма и ее значение для решения задач уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальные функции и их реализация на различных этапах судопроизводства.

 

Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:

1.     Исторические типы уголовного процесса. Типология российского уголовного судопроизводства.

2.     Уголовно-процессуальные гарантии.

3.     Соотношение уголовного процесса с другими отраслями права и учебными дисциплинами.

4.     Основные этапы развития уголовно-процессуальной науки.

 

Методические рекомендации по подготовке к семинару

При изучении первого вопроса следует учитывать, что понятие уголовного процесса является дискуссионным и в учебной литературе можно встретить множество его определений. Термин «уголовный процесс» можно встретить в УПК, однако в ст.5 он не раскрывается в качестве основного понятия. Рекомендуется выписать в тетрадь три-четыре определения, данные в учебниках разных авторов, и сравнить их, выделив общие признаки и отличия.

Практически все ученые включают в понятие «уголовный процесс» деятельность уполномоченных органов и должностных лиц. Поэтому, анализируя данное понятие, обратите внимание на  разное его значение для достижения задач уголовного процесса, деятельности органов предварительного расследования и суда. Ответьте на вопрос: кто является главным субъектом уголовно-процессуальной деятельности и почему?

При подготовке и ответе на вопрос рекомендуется так же обратить внимание на соотношение уголовно-процессуальной и административной деятельности, уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, которое удобнее проводить по линиям сходства и отличия этих разновидностей государственной деятельности.

Анализируя соотношение понятий «уголовный процесс», «правосудие», «уголовное судопроизводство», «уголовное преследование», следует обратиться к ст. 118 Конституции РФ  (в ней раскрывается понятие правосудия) п.п. 55, 56 ст. 5 УПК (раскрываются понятия «уголовное судопроизводство» и «уголовное преследование»). Необходимо разобраться, какие отличия и сходства есть в этих понятиях, какие из них  шире или уже по содержанию и чем.

Одним из признаков уголовно-процессуальной деятельности является форма ее осуществления – только в рамках уголовно-процессуальных отношений. С привлечением ранее полученных знаний теории права о правоотношениях необходимо уяснить понятие, содержание, специфику и состав уголовно-процессуальных отношений.

При изучении второго вопроса необходимо, прежде всего, проанализировать положения ст. 6 УПК, обратив особое внимание на соотношение ч. 1 и ч. 2 ст. 6 УПК. Следует учитывать, что в юридической литературе  положения ч. 2 ст. 6 УПК рассматриваются по-разному: либо как продолжение перечня задач, сформулированного в ч. 1 ст. 6 УПК, либо как способы достижения задач, обозначенных в ней. Определитесь, какая из точек зрения, на ваш взгляд, более предпочтительна, и попытайтесь ее аргументировать.

Наиболее полный ответ на вопрос предполагает сравнительный анализ задач уголовного права и уголовного процесса. Сравните постановку задач в ст. 2 УК[1] и ст. 6 УПК, сделайте выводы. Кроме того, рекомендуется проследить трансформацию задач уголовного процесса от УПК РСФСР к УПК РФ, для этого необходимо провести сравнительный анализ ст. 2 УПК РСФСР[2] и ст. 6 УПК РФ.

Дополнительным вопросом, который  следует подготовить для обсуждения на семинаре,  является соотношение категорий «задачи» отрасли права и ее «принципы» (с учетом  того, что ст. 6  УПК помещена в главу «Принципы уголовного судопроизводства»).

При изучении третьего вопроса, помимо уяснения понятия стадии уголовного процесса, основных, характеризующих стадию признаков и перечня стадий, важно обратить внимание и на значение для судопроизводства разделения его на стадии. Раскрывая классификации стадий, определитесь с ответом на вопрос: в чем проявляется исключительность стадий кассационного и надзорного производства, а также производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам?

При изучении четвертого вопроса необходимо учитывать, что в теории уголовного процесса существует понимание процессуальной формы в «узком» смысле этого слова (порядок производства отдельных следственных, процессуальных действий, порядок их оформления; порядок принятия и оформления процессуальных решений по делу) и в «широком» смысле (порядок построения уголовного процесса и прохождения уголовного дела от начальной его стадии и до исполнения приговора; порядок и формы досудебного производства, производства по делу в суде).

Соблюдение формы - одно из условий законности производства по уголовному делу. При подготовке к ответу попытайтесь сформулировать ответы на вопросы: для чего необходима процессуальная форма и каковы последствия ее нарушения?

Далее необходимо учитывать, что уголовно-процессуальными функциями принято считать основные направления уголовно-процессуальной деятельности. Единого мнения о количестве таких функций не существует и в учебной литературе можно столкнуться с различным их перечнем. На наш взгляд, изучая данный вопрос, можно остановиться на рассмотрении трех общепризнанных функций: обвинения, защиты, разрешения дела (на основе принципа состязательности).

 

 

Рекомендуемая литература:

1.    Уголовно- процессуальный кодекс РФ. М., 2013.

2.    Безлепкин Б.Т Комментарий к Уголовно – процессуальному кодексу РФ. М., 2010.

3.    Колоколов Н.А. Уголовное судопроизводство: теория и практика. Научно-практическое пособие М., 2010.

4.    Башкатов Л.Н. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. М., 2011.

5.     Калинин В.Н. О взаимосвязи уголовного и уголовно-процессуального права // Следователь. 2006. № 7. С. 12.

6.     Смирнов Г.К. Основные научные школы уголовного процесса: становление и перспективы  // Следователь. 2006. № 11. С.17.

7.     Хашимов Р.А.   Категория «цель» в уголовном процессе: Автореф. дис… канд. юрид. наук.  Челябинск, 2006.

 

Семинар 2 - 2 часа

ПЛАН 

1.Понятие источника уголовно-процессуального права. Правовая основа формирования системы источников. Место и значение подзаконных нормативно-правовых актов и судебных решений в уголовном процессе.

2.Характеристика источников уголовно-процессуального права (вопрос разделяется на подвопросы, посвященные отдельным источникам).

3.Действие уголовно-процессуального  закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:

1.     Применение аналогии в уголовном процессе.

2.     Пути разрешения коллизий между нормами УПК, между УПК и другими законами.

3.     Развитие уголовно-процессуального законодательства в решениях Конституционного суда РФ.

4.     Толкование норм уголовно-процессуального права.

5.     Значение судебного прецедента в уголовном процессе.

6.     Виды уголовно-процессуальных норм и их структура.

7.      

Методические рекомендации по подготовке к семинару

При изучении первого вопроса необходимо, прежде всего, использовать ранее изученный (в рамках курса «Теория права и государства») материал  о понятии «источник права» и существующей системе источников. Для уяснения правовой основы формирования системы источников уголовно-процессуального права необходимо ознакомиться с содержанием ст. 15, ст. 71 Конституции РФ, ст. 1, 7 УПК.

Рекомендуется так же сравнить нормы ст. 1, 7 УПК  с правилами Уголовного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Гражданско-процессуального кодекса РФ и сделать выводы о сходствах и различиях правового регулирования системы источников права в различных его отраслях.

При изучении второго вопроса надлежит помнить, что законодательно к источникам уголовно-процессуального права отнесены только законы (Конституция РФ, УПК, иные федеральные законы, не противоречащие УПК) и общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В то же время в юридической литературе нередко встречаются более объемные системы источников.

Рекомендуется сравнить три-четыре учебника разных авторов по данному вопросу и составить схему представленных в них источников. Попытайтесь так же ответить на вопрос: почему, несмотря на предельно четкую законодательную регламентацию источников уголовно-процессуального права, в юридической литературе встречаются более широкие подходы к системе источников?

В системе источников необходимо правильно определить иерархию процессуальных норм, закрепленных в федеральных и федеральных конституционных законах.

Так же следует иметь в виду, что предписания ч. 1, 2 ст. 7 УПК РФ, устанавливающие приоритет УПК над другими федеральными законами, не имеют абсолютного характера. Правильное разрешение коллизий невозможно без учета правил, сформулированных  в многочисленных решениях Конституционного Суда РФ, краткую сущность которых можно уяснить, ознакомившись с п. 2 определения Конституционного Суда от 8.11.2005 г. № 439-О (Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 2).

Важно уяснить, какое значение для уголовного судопроизводства имеют решения Конституционного Суда, постановления Пленума Верховного Суда, решения Верховного Суда по конкретным уголовным делам, подзаконные нормативно-правовые акты (в т.ч. ведомственные нормативные акты МВД и Генеральной прокуратуры)

При изучении третьего вопроса необходимо уяснить роль и значение каждого источника уголовно-процессуального права, составить общее представление о каждой группе источников.

Следует обратить особое внимание на то, что приоритет по отношению к внутригосударственному законодательству имеют только межгосударственные договоры, тогда как по отношению к межправительственным и межведомственным УПК РФ имеет большую юридическую    силу.

Роль и значение решений Конституционного Суда можно уяснить на основе ранее изученных положений курса «Правоохранительные органы», касающихся его полномочий. Следует иметь в виду, что признавая то или иное положение УПК не соответствующим Конституции, высший судебный орган по-разному воздействует на систему процессуальных норм (предписывает напрямую применять Конституцию, обязывает изменить норму УПК, ориентирует на применение других норм УПК). Ознакомившись с резолютивной частью постановления Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 г. № 5-П (Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 4), можно увидеть пример создания новых правил производства по уголовным  делам на период, пока УПК не приведен в соответствие с Конституцией РФ.

Так же необходимо обратить внимание на такое явление правовой действительности, как определения Конституционного Суда «с позитивным содержанием», в которых на основе ранее вынесенных решений выявляется конституционно-правовой смысл уголовно-процессуальных норм (фактически осуществляется толкование норм УПК.

Характеризуя федеральные законы как источник уголовно-процессуального права, необходимо учитывать, что в некоторых нормах УПК имеются прямые ссылки на другие федеральные законы (например, ст. 25, п. 1 ч. 1 ст. 40, ст. 95 УПК), либо содержатся правила, применение которых без учета норм других законов затруднительно, либо невозможно (например, п. 1 ч. 1 ст. 241 УПК). Рекомендуется при подготовке к ответу обратиться непосредственно к тем или иным законам и найти в них нормы, относящиеся к производству по уголовному делу. Особое внимание следует уделить общей характеристике УПК как федерального закона, регулирующего уголовно-процессуальную деятельность.

УПК не содержит нормы о процессуальной аналогии. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда возможные пробелы в уголовно-процессуальном регулировании могут быть восполнены в правоприменительной практике на основе процессуальной аналогии. Начатое производство по делу не может быть прервано ввиду отсутствия норм, регулирующих совершение того или иного процессуального действия или принятие процессуального решения.

При изучении четвертого вопроса необходимо обратить внимание на общий порядок вступления в силу федеральных законов.

Изучая содержание правил действия УПК, следует иметь в виду, что при производстве по одному и тому же делу могут быть последовательно применены различные нормы, как действовавшие в начале производства, так и принятые позже. Однако применение новых норм к «длящимся» процессуальным действиям и решениям иногда порождает проблемы в практической деятельности.

Необходимо подготовить аргументы по вопросу: почему уголовно-процессуальный закон, в отличие от уголовного закона, не имеет обратной силы ни в каких случаях.

Уяснение правил действия УПК в пространстве невозможно без знания норм, регулирующих понятие «территория РФ». Она включает в себя материковую часть, острова, внутренние морские воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ; ст. 1 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации).

Следует иметь в виду, что положения ч. 2 ст. 2 УПК РФ применяются с ограничениями, установленными  международными соглашениями по морскому торговому судоходству.

При подготовке рекомендуется провести сравнительный анализ правил действия в пространстве УК и УПК.

Изучение правил действия УПК по кругу лиц предполагает обзорное ознакомление с нормами ст. 52 и 53 глав УПК, а также положениями международного права, устанавливающими круг лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью.

 

Рекомендуемая литература:

1.Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Ге­неральной Ассамблеей ООН // Права человека: Сборник международных ак­тов. М., 1990. С. 28-34.

2. Европейская конвенция «По предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания». // Права человека. Основные международные документы. М., 1990.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах (вступил в силу 23 марта 1976 г.) // Права человека. Основные международные документы. М., 1990.

4. Определение Конституционного Суда от 5.12.2004г. № 447-О  // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. 2005. № 10.

5. Определение Конституционного Суда от 8.11.2005г. № 439-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 2.

6. Постановление Конституционного Суда от 29.06.2006г. № 13-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 27. Ст. 2804.

7.Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. № 29. Ст. 2757.

8.Колобкова Л. Эффективность норм уголовно-процессуального законодательства // Законность.  2007.  № 6. С. 18.

9. Костанов Ю. УПК РФ - закон над законами? // СПС «Гарант».

10.   Мачинский В. Конституция и УПК: коллизия законов //Законность. 2005. № 6.

11.   Стукалова Т.В. Стандарты Совета Европы по правам человека в сфере российского уголовного судопроизводства // Следователь. 2006. № 10.

12.   Соболев И.В. Судебный порядок заключения под стражу подозреваемых и обвиняемых в УПК РФ и международно-правовые стандарты // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2009. – №  1.

13.   Уланова Ю.Ю. Влияние постановлений Европейского суда по правам человека на судебную практику об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу // Российский судья. – 2010. – №  4.

 

Задачи

Задача 1

Найдите конституционные нормы, регламентирующие отношения в сфере уголовного судопроизводства, определите их роль, назначение и место в системе уголовно-процессуального права.

Дайте анализ норм Конституции РФ, относящихся к деятельности правоохранительных органов в сфере уголовной юрисдикции.

Задача 2

В производстве следователя находилось уголовное дело по обвинению Самойленко в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 158 УК РФ. 24 июня 2001 г. Самойленко был привлечен в качестве обвиняемого, 1 июля 2002 г. вступил в действие новый УПК РФ.

Каким законом должен руководствоваться следователь при производстве дальнейшего расследования?

Задача 3

В процессе судебного разбирательства суд пришел к заключению, что закон (иной нормативный акт), принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Нормами Конституции РФ или законом (нормативным актом) субъекта федерации должен руководствоваться суд?

Задача 4

 Находящийся по делам торговой фирмы на территории РФ гражданин США совершил злостное хулиганство, за что был задержан и доставлен в ОВД. Следователь следственного отделения возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 213 УК РФ (грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением предметов, используемых в качестве оружия) и задержал гражданина США в порядке ст. 91, 92 УПК РФ. Потерпевший с ножевым ранением в область живота доставлен в больницу, где ему сделана операция.

На допросе задержанный заявил, что он является гражданином иностранного государства, на территории РФ находится по служебным делам, а поэтому требует передать его властям США, где и будет нести ответственность за содеянное, пояснив далее, что законы РФ на него не могут распространяться.

Какое решение должен принять следователь в этой ситуации?

Задача 5

Следственным Комитетом РФ расследуется уголовное дело по обвинению Василькова и других в бандитизме, убийствах, изнасилованиях, которые совершались в разных краях и областях Российской Федерации. Возникла необходимость допросить по делу свидетелей, проживающих в настоящее время в Риге, Таллине, Ташкенте, Акмолинске.

Как должен поступить следователь в ситуации, когда эти свидетели являются гражданами РФ, и в ситуации, когда они являются гражданами Латвии, Литвы, Узбекистана, Казахстана?

Задача 6

 Министр внутренних дел Российской Федерации издал приказ, регламентирующий порядок производства задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, который затрагивает права, свободы и законные интересы граждан.

Является ли этот приказ источником уголовно-процессуального права?

 

 

ТЕМА 2. Принципы уголовного судопроизводства. 

Семинар 4 часа

ПЛАН 

      1. Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства. Система принципов уголовного судопроизводства и ее развитие. (Соотношение принципов и общих условий отдельных стадий, принципов и частных норм.)

      2. Сущность  и  содержание отдельных принципов уголовного процесса:

        - принцип разумного срока уголовного судопроизводства; законность при производстве по уголовному делу; осуществление правосудия только судом; уважение чести и достоинства личности; неприкосновенность личности; охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве; неприкосновенность жилища; тайна переписки, телефонных и иных пере-говоров, почтовых телеграфных и иных сообщений; презумпция невиновности; состязательность сторон; обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту; свобода оценки доказательств; язык уголовного судопроизводства; обжалование процессуальных действий и решений органов предварительного расследования и суда.

Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:

1.     Разрешение коллизий процессуальных норм на основе принципа законности.

2.     Признание виновным по решению суда и прекращение уголовных дел по «нереабилитирующим» основаниям на стадии предварительного расследования (принцип осуществления правосудия только судом).

3.     Правовые средства обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства (принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводств).

4.     Развитие презумпции невиновности в советском и российском уголовном процессе.

5.     Действие принципа состязательности на досудебном производстве.

6.     Теория формальной оценки доказательств как противоположность свободы оценки.

 

Методические рекомендации по подготовке к семинару

Знание принципов уголовного процесса, как и любого другого вида деятельности, имеет большое значение, поскольку позволяет в целом ориентироваться в природе уголовно-процессуальной деятельности.

При изучении первого вопроса, как и при изучении первой темы, можно столкнуться с тем, что понятие «принцип» и «системы принципов», в зависимости от источника, различаются. Важно вычленить из определений и уяснить для себя основные признаки, раскрывающие суть принципов уголовного процесса.

Необходимо также помнить, что принцип всегда регулирует соотношение двух групп правовых норм, находящихся в состоянии конкуренции. При этом одна из них - доминирующая, представляет собой основное, ведущее начало, определяет главное содержание и название принципа. Вторая система норм выступает как исключение из общего правила. Поэтому можно сказать, что всякий принцип – это правило с исключениями.

На примере отдельных статей УПК следует проследить взаимосвязь и соотношение принципов с другими нормами. Рекомендуется обратиться к ст. 15 и 244 УПК, ст. 12 и п. 10 ст. 5 УПК, ст. 10 и 92, 108 УПК.

Уясняя систему принципов, следует остановиться на вопросах о возможности отнесения к принципам тех положений, которые не вошли в содержание гл. 2 УПК, о том, действуют ли все принципы  во всех без исключения стадиях.

В рамках подготовки необходимо рассмотреть и различные классификации принципов, приведенные в юридической литературе, определить, какие их принципов нашли свое отражение в Конституции РФ.

При подготовке второго вопроса необходимо в отношении каждого принципа, помимо его определения, уяснить нормативную основу, его значение для уголовного судопроизводства, возможные последствия несоблюдения, проследить развитие принципа в других нормах УПК.

Принцип разумного срока уголовного судопроизводства включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора. При определении разумного срока учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства.

Следует учитывать, что  частично содержание принципа законности рассматривалось при изучении второй темы. Прежде всего обратите внимание на общеправовое содержание данного принципа. Применительно к положениям ч. 3, 4 ст. 7 УПК, следует уяснить установленные Конституцией и УПК последствия нарушения  закона, как для допустимости доказательств, так и для легитимности действий и решений, не связанных с доказыванием (проследить такие последствия можно на примере ст. 88, 94, 221, 237 УПК).

Рассматривая содержание принципа осуществления правосудия только судом,  следует обратить внимание на проблему соотношения полномочий суда по признанию виновным и полномочий следователей и дознавателей по прекращению уголовных дел по «нереабилитирующим» основаниям (п. 3 ч. 1 ст. 24, ст. 25 УПК и др.). Кроме того, необходимо учитывать, что к исключительной компетенции суда относится не только признание виновным и назначение наказания, но и применение предусмотренных уголовных законом мер медицинского характера и воспитательного воздействия.

При изучении содержания принципа уважения чести и достоинства личности следует обратить внимание на содержание понятий насилие, пытка (в т.ч.  установленное Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания  от 10 декабря 1984 г.). Рекомендуется так же найти конкретные проявления этого принципа в ст. 179, 181,182, 184, 202, 241 УПК РФ.

Попытайтесь самостоятельно разобраться в отличиях между запрещенным в уголовном процессе насилием и совершением процессуальных действий помимо воли и желания лица, например, проводимые принудительно освидетельствование (ст. 179 УПК), личный обыск (ст. 184 УПК), отобрание образцов  для сравнительного  исследования (ст. 202 УПК) и др.

При изучении содержания принципа неприкосновенности  личности  обратите внимание на содержание понятия «неприкосновенность личности», на способы, цели и условия ее ограничения в уголовном процессе.

При изучении содержания принципа охраны прав и свобод человека и гражданина обратите внимание на то, что меры безопасности, о которых идет речь в ч. 3 ст. 11 УПК принято именовать процессуальными, т.к. они установлены кодексом. Ознакомившись с содержанием ст. 166, 186, 193, 241, 278 УПК составьте перечень этих мер. Кроме того, ознакомьтесь с содержанием ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации № 34. Ст. 3534) и дополните ранее составленный перечень непроцессуальными мерами безопасности.

При изучении содержания принципа неприкосновенности жилища  учитывайте, что понятие жилища сформулировано в п. 10   ст. 5 УПК и уточняется в определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. № 166-О (Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. № 6).

Следует иметь в виду, что во всех случаях ограничение неприкосновенности жилища является средством к обнаружению и проверке доказательств. В то же время, установленный УПК порядок распространяется на случаи проникновения в жилище для осуществления следственных процессуальных действий, при производстве по уголовному делу. Следовательно, проникновение в жилище для производства оперативно-розыскных действий, задержания преступника, обезвреживания террористов  и т.д. регулируется иными законодательными актами, и правила УПК  на подобные случаи не распространяется.

Так же следует продумать ответ на вопрос о действии принципа в случаях производства в жилище действий, не предусмотренных   ст. 12 УПК (например, проверка показаний  на месте, следственный эксперимент).

При изучении содержания принципа тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений  следует учитывать, что контроль почтово-телеграфных отправлений и переговоров предусмотрены одновременно как следственные действия (ст. 185, 186 УПК) и оперативно-розыскные мероприятия. Подумайте над вопросом: по каким признакам отличаются одноименные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия?

Рассматривая принцип презумпции невиновности, необходимо обратить внимание на понятие презумпции как правовой категории, на установленную в ст. 49 Конституции РФ «формулу» презумпции невиновности и правила, из нее вытекающие. Подумайте над вопросами: что является фактическим и юридическим основанием признания виновным и как они взаимосвязаны; действует ли презумпция невиновности в стадии исполнения приговора и в исключительных стадиях уголовного процесса?

Рекомендуется так же обратить внимание на содержание данного принципа, отраженною в международных правовых актах (п. 2 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; п. 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 1 принципа 36 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме).

При изучении принципа состязательности важно обратить внимание на его развитие в уголовно-процессуальном законодательстве. Принцип состязательности в соответствии с идеями судебно-правовой реформы внес существенные коррективы в форму уголовного судопроизводства. Если до последнего времени принцип состязательности в определенной степени находил реализацию лишь в судебном разбирательстве, то теперь он провозглашен применительно ко всему уголовному судопроизводству.

Уяснение содержания принципа невозможно без возвращения к ранее изученному вопросу о понятии и содержании уголовно-процессуальных функций (тема № 1).

Изучая принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту, необходимо помнить, что содержание данного принципа заключается не только в предоставлении подозреваемому и обвиняемому защитника. Реализация права на защиту возможна и другими средствами: возможностью представлять доказательства, заявлять ходатайства о проведении следственных действий, направленных на обнаружение доказательств оправдывающего характера, и т.д.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1.Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания  от 10 декабря 1984 г. // Российская юстиция. 1995. №4. С. 49.

2. Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004г. №119-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. № 34. Ст. 3534.

3. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 23. Ст. 2199.

4. Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. №166-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. № 6.

 

Дополнительная:

1.     Александров А.С., Александрова И.А., Кучерук Д.С. Презумпция невиновности обвиняемого против неотвратимости ответственности // Следователь. - 2011. - № 3. - С. 34-39.

2.      Апостолова Н.Н. Неотвратимость уголовной ответственности и дискреционные начала уголовного судопроизводства // Государство и право . - 2011. - № 4. - С. 107-110.

3.     Белоносов В.О., Колесников Е.В. Принцип законности при производстве по уголовному делу и его интерпретация Конституционным Судом РФ // СПС «Гарант».

4.Доля Е. Принцип законности в уголовном судопроизводстве: онтоло-гический, гносеологический и правовой аспекты // Законность. - 2010. - № 1. - С. 3-8.

5.Давлетов А.А., Барабаш А.С.  Место и роль публичности в уголовном судопроизводстве // Российский юридический журнал. - 2011. - № 4. - С. 125-136.

6.Иванов М. Состязательность и права сторон в уголовном судопроизводстве // Законность. 2006. № 6. С. 52.

7.Карамышева О.В.  Позиции ЕСПЧ по вопросам нарушения разумных сроков и справедливости судебного разбирательства в РФ // Уголовный процесс. - 2011. - № 6. - С. 56-63.

8.Курохтин Ю.А. Актуальные проблемы реализации конституционного принципа состязательности в уголовном процессе // Российская юстиция. 2006. № 3.      С. 22.

9.Махмутов М. Принцип процессуальной экономии - начало положено // Законность. - 2010. - № 12. - С. 35-36.

10.  Мириев Б.А. Принцип законности в системе принципов уголовного процесса // Российский следователь. - 2010. - № 22. - С. 6-9.

11.  Пономаренков В.А. Принципы и стандарты российского уголовного судопроизводства: проблемы соотношения // Правовая политика и правовая жизнь. - 2011. - № 3. - С. 56-60.

12.       Решняк М.Г. Реализация принципа презумпции невиновности в уголовном судопроизводстве: теория и практика // Российская юстиция. - 2010. - № 9. - С. 34-37.

13.       Рябцева Е.В. Принцип разумности как основа уголовно-процессуальной деятельности // Российская юстиция. - 2011. - № 3.  С. 30-33.

14.       Тарнавский О.А. Принципы уголовного судопроизводства как концептуальные основы защиты прав и законных интересов потерпевшего // Право и государство: теория и практика. - 2011. - № 11.      С. 124-127.

15.       Телегина И.В. Уважение чести и достоинства личности как принцип уголовного судопроизводства // Следователь. 2007. № 2. С. 32.

16.       Шевченко С.В. Особенности изменений в системе принципов уголовного судопроизводства // Российская юстиция. - 2011.- № 5.  С. 25-27.

 

Задачи

Задача 1

 По делу о сбыте поддельных векселей следователь провел обыск в офисе коммерческой организации, через которую осуществлялось обналичивание похищенных денег. При этом в сейфе коммерческого директора Васильева были обнаружены несколько писем, пришедших на его имя, от подозреваемого Балканяна.

Указанные письма были изъяты и приобщены к делу в качестве вещественных доказательств. В обвинительном заключении следователь, наряду с другими доказательствами виновности, сослался на них.

В ходе предварительного слушания на стадии подготовки к судебному заседанию адвокат Возжаев заявил ходатайство об исключении этих писем из числа доказательств, поскольку само их изъятие без судебного решения является нарушением тайны переписки.

Какое решение по заявленному ходатайству должен принять судья?

Какие гарантии соблюдения конституционных прав граждан установлены уголовно-процессуальным законодательством?

Задача 2

 Комендант общежития строителей Бандура в целях борьбы с пьянством произвел осмотр личных вещей рабочих. Для участия в осмотре он пригласил уборщицу Тихонову и работника клуба Глаголева. В отсутствие рабочих эти лица осмотрели их вещи, шкафы, постели. Был составлен акт, в котором указывалось, что при проверке вещей в тумбочке Зубрилина найдена бутылка самогона, а под подушкой Тюрина – пакет с коноплей.

Комендант составил акт осмотра, который подписали Тихонова и Глаголев, названные понятыми.  Данный акт вместе с обнаруженным наркотиком Бандура передал участковому для привлечения Тюрина к ответственности.

Законны ли действия коменданта общежития?

В чем состоят гарантии неприкосновенности жилища граждан и какими законами они установлены?

Задача 3

 Мамедов, Литовченко и Свиргун были задержаны по подозрению в совершении ряда разбойных нападений на квартиры граждан. При допросе в качестве подозреваемого Мамедов заявил, что желает давать показания на азербайджанском языке, так как сам по национальности азербайджанец и на родном языке ему легче изъясняться. Ходатайство Мамедова поддержал и его защитник. Однако следователь отказал в предоставлении переводчика подозреваемому, сославшись на ст. 18 УПК РФ, согласно которой таковой предоставляется лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу. При этом следователь пояснил, что Мамедов владеет русским языком достаточно хорошо, так как более 8 лет проживает в Хабаровске, окончил высшее учебное заведение на территории России.

Не согласившись с отказом следователя, Мамедов и его защитник направили жалобу прокурору.

Проанализируйте описанную ситуацию с точки зрения действия принципа национального языка судопроизводства?

Каково содержание принципа национального языка судопроизводства?

Задача 4

 По приговору Амурского областного суда от 5 декабря 2010 г. Михальцов осужден по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ на 15 лет лишения свободы. Не согласившись с приговором, осужденный подал кассационную жалобу. До начала рассмотрения дела в суде кассационной инстанции Михальцов заявил ходатайство о назначении ему защитника.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ от 24 января 2011 г. в приговор оставлен без изменения, а в удовлетворении ходатайства отказано по тем основаниям, что обязательное участие защитника по назначению суда, согласно ст. 51 УПК РФ, предусмотрено лишь при указанных в этой статье определенных условиях и лишь в суде первой инстанции.

Проанализируйте описанную ситуацию с точки зрения действия принципа обеспечения обвиняемому права на защиту.

Задача 5

К судье районного суда Желтухину обратился редактор местного телевидения с просьбой разрешить корреспонденту Ломову и съемочной группе присутствовать на судебных заседаниях, снимать и освещать по телевидению ход и результаты процесса, на котором будет рассматриваться уголовное дело по обвинению группы должностных лиц администрации в хищении денежных средств и получении взяток.

Судья отказал в допуске представителей телевидения, пояснив, что освещение процесса в средствах массовой информации будет являться нарушением принципа презумпции невиновности, а съемка в зале заседания может негативно повлиять на ход процесса.

Законно ли решение судьи?

Раскройте содержание принципа презумпции невиновности.

Задача 6

 В постановлении от 17 сентября 2011 г. о прекращении уголовного дела следователь Иванов указал, что виновность Петрова в совершении кражи из квартиры Сергеева собранными по делу доказательствами доказана, но учитывая обстоятельства, указанные в ст. 75 УК (освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием), виновный может быть освобожден от уголовной ответственности.

Петров, не возражая против прекращения дела по этому основанию, тем не менее, в своем заявлении на имя прокурора Сидорова просил отменить постановление, поскольку следователь Иванов назвал его виновным в совершении преступления. В соответствии же с принципом презумпции невиновности решение вопроса о виновности отнесено только к компетенции суда.

Можно ли в данном случае говорить о нарушении принципа презумпции невиновности?

 

 

ТЕМА 3. Участники уголовного судопроизводства. 

 

Семинар- 6  часов

ПЛАН

1. Понятие, общая характеристика и классификация участников уголовного судопроизводства.

      2. Суд как участник уголовного процесса –  полномочия и состав.

      3. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование: - понятие, функции и полномочия прокурора; следователь – понятие, функции и полномочия. Элементы процессуальной самостоятельности следователя;  руководитель следственного органа – понятие, функции и полномочия;   органы дознания и их функции в уголовном процессе,  дознаватель и руководитель подразделения дознания – понятие, функции и полномочия.

      4. Понятие  и процессуальное положение потерпевшего. Частный обвинитель.

      5. Понятие и  процессуальное положение подозреваемого и обвиняемого.

6. Защитник подозреваемого, обвиняемого:

      7. Понятие и процессуальное положение гражданского истца. и гражданского ответчика.

8. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя – понятие и процессуальное положение. Виды представительства в уголовном процессе, соотношение прав представителя и представляемого.

9.  Иные лица, участвующие в уголовном процессе:

- понятие и процессуальное положение свидетеля. Понятие и содержание свидетельского иммунитета; понятие, процессуальное положение и основные отличия эксперта и специалиста; понятие и процессуальное положение переводчика и понятого.

10. Отводы и самоотводы участников уголовного судопроизводства (основания и процессуальный порядок разрешения).

 

Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:

1.     Преодоление обвинительного уклона в деятельности суда.

2.     Соотношение понятий прокурор и государственный обвинитель. Реализация надзорной функции прокурора.

3.     Проблемы обеспечения процессуальной самостоятельности следователя.

4.     Развитие законодательства о процессуальных правах участников уголовного судопроизводства.

5.     Участие потерпевшего в уголовном преследовании: пределы и проблемы.

6.     Дискуссионные вопросы о круге лиц, допускаемых в качестве защитников. Правовые позиции Конституционного и Верховного Судов РФ.

7.     Злоупотребление правами как способ защиты и проблемы его преодоления.

8.     Свидетель или подозреваемый? Проблемы обеспечения прав лица, заподозренного в совершении преступления.

9.     Последствия нарушения прав участников уголовного процесса.

10.   Является ли Президент РФ участником уголовного процесса? Функции и перечень иных участников уголовного судопроизводства.

 

Методические рекомендации по подготовке к семинару

Тема «Участники уголовного процесса» является ключевой для дальнейшего изучения курса. Без четкого представления о понятии и правовом положении участников уголовного процесса невозможно успешное усвоение материала последующих разделов и тем.

При изучении первого вопроса следует учитывать, что приведенное в п. 58 ст. 5 понятие «участники уголовного судопроизводства» не в полной мере отражает все признаки данной правовой категории. Рекомендуется обратиться  к учебной литературе по теме и на основе ее анализа сформулировать перечень черт, включаемых разными авторами в данное понятие.

В рамках вопроса о классификации участников уголовного судопроизводства, важно обратить внимание на главы «Суд», «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения», «Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты», «Иные участники уголовного судопроизводства». В них все лица, вовлеченные в уголовный процесс, разделены на группы в соответствии с выполняемыми функциями. Исходя из этого основного положения, классификация участников уголовного процесса имеет существенную практическую значимость.

Следует отметить, что количество иных участников уголовного судопроизводства не является исчерпывающим. Круг иных лиц, участвующих в уголовном процессе, значительно шире. Рекомендуется ознакомиться с содержанием ст. 103, 104, 106, 123, 141, 182 УПК и выяснить, какие лица, не обозначенные в разд. 2 УПК, в них упоминаются. Можно ли этих лиц именовать участниками уголовного процесса?

В учебной литературе можно встретить другие классификации участников уголовного процесса.

Рассматривая классификации, важно понять, по каким признакам конкретные участники уголовного судопроизводства будут отнесены к той или иной классификационной группе. Уяснение этого вопроса будет способствовать четкому пониманию функций каждого участника процесса.

Изучение второго и всех последующих вопросов, касающихся правового положения конкретных участников уголовного судопроизводства, возможно построить по следующей схеме: 1. Понятие участника. 2. Правовое регулирование процессуального положения участника (нормативная основа). 3. Порядок вовлечения участника в уголовный процесс. 4. Права и обязанности.

Характеризуя суд как участника уголовного процесса, необходимо остановиться на его понятии и функциях. При этом необходимо провести четкое разделение полномочий суда, образующих функцию осуществления правосудия, с полномочиями, образующими функцию судебного контроля. Раскрыть роль и значение обеих функций суда с учетом содержания принципа состязательности. Кроме того, необходимо дать характеристику составам суда.  Рекомендуется обратиться к ранее изученным темам курса («Правоохранительные органы», «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность»), в которых рассматривались понятия судебная власть, судебное звено, судебные инстанции и т.д.

Следует иметь в виду, что изучение норм о подсудности уголовных дел предусмотрено в последующих разделах курса и не охватывается данной темой.

Изучая понятие «прокурор», следует провести  комплексный анализ положений ч. п. 6, 31 ст. 5, ч. 1, 6 ст. 37 УПК, ст. 54 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», позволяющих уяснить не только функции прокурора, но и круг должностных лиц, входящих в данное понятие.

Характеризуя полномочия прокурора, следует обратить внимание на соотношение надзорных полномочий прокурора и полномочий по уголовному преследованию и четко разделить полномочия по надзору за органами дознания и предварительного следствия.

Изучая процессуальное положение следователя, обратите внимание на круг иных полномочий (помимо предварительного следствия), о наличии которых указано в п. 41 ст. 5 УПК. На основе изучения ч. 1 ст. 144, ст. 146,148,  п. 7 ч. 3 ст. 151, ч. 1, 5 ст. 152, ч. 4 ст. 415, 457 УПК составьте перечень «иных» полномочий следователя.

При изучении полномочий следователя учитывайте, что объем процессуальных прав и обязанно­стей следователей не зависит от их ведомственной принадлежности. Закон лишь разграничивает их компетенцию (подследственность) в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение в квали­фикации преступления (ст. 151 УПК).

Изучая процессуальное положение руководителя следственного органа, следует обратить внимание на то, что законодатель не определил  на понятийном уровне (п. 381 ч. 1 ст. 39 УПК) функции данного участника. В то же время перечень его полномочий позволяет выделить в качестве таковых уголовное преследование и ведомственный контроль за деятельностью следователей.

Рекомендуется провести сравнительный анализ полномочий прокурора по надзору за дознавателями и руководителя следственного органа по контролю за следователями. Так же следует обратить внимание на соотношение полномочий руководителя и процессуальной самостоятельности следователя.

Изучая понятие и функции органов дознания, следует иметь в виду, что слово «орган» в русском языке означает государственное или общественное учреждение. Из этимологии этого слова следует, что орган дознания есть учреждение расследования. Однако в УПК слово «орган» употребляется также в значении «должностное лицо» (п. 24 ст. 5, ч. 1 ст. 40 УПК).

Характеризуя полномочия должностных лиц, указанных в ч. 2    ст. 40 УПК, необходимо учитывать, что они не могут быть названы полноценным органом дознания, поскольку наделены лишь одним из полномочий последнего.

Изучая понятие и полномочия дознавателя, обратите внимание на приведенное в п. 7 ст. 5 УПК определение, из которого вытекает, что дознаватели в уголовном процессе могут быть двух видов:

      1) лица, состоящие в должности дознавателя;

      2) лица, не состоящие в должности дознавателя, но которые уполномочены на  выполнение процессуальных функций со стороны начальника органа дознания.

Хотя УПК не проводит разделения полномочий между первой и второй группой дознавателей (штатные и нештатные), в юридической литературе неоднозначен подход к объему процессуальной самостоятельности последних. Некоторые авторы обосновывают точку зрения, согласно которой нештатные дознаватели обязаны утверждать у начальника органа дознания не только обвинительный акт, но и другие решения по делу.

Процессуальное положение дознавателя рекомендуется изучать при одновременном его сравнении с полномочиями следователя. При этом следует учитывать, что в круг иных полномочий дознавателя (помимо производства дознания) так же включено производство неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Изучая вопросы семинара, посвященные отдельным участникам, следует обратить внимание на фактическую и юридическую составляющие в понятии каждого из них. Важно уяснить, с какими фактами (обстоятельствами), относящимися к преступлению или расследованию, законодатель связывает возможность появления того или иного участника, после чего определить тот момент, когда у лица появляется статус участника и тот процессуальный документ,  который его фиксирует.

Рассматривая процессуальное положение отдельных участников, не стоит механически заучивать права и обязанности. Следует определить, какие права существуют у каждого их участников стороны обвинения и защиты, а какие определяют специфику того или иного участника. Важно не только уяснить объем прав, но и определить механизм и субъектов их реализации.

Применительно к правам отдельных участников судопроизводства помимо конспекта лекции и материала учебника рекомендуется ознакомиться с решениями высших судебных органов, дающих ответы на следующие вопросы:

1. О круге лиц, которые могут быть признаны потерпевшими в случае смерти потерпевшего (Определение Конституционного Суда РФ № 131-О от 18.01.2005 г. // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 3).

2. О недопустимости привлечения представителей органов Федерального казначейства и Министерства финансов потерпевшими по возбуждаемым уголовным делам (Письмо Федерального казначейства от 27.07.2006 г. № 42-7.1-15/9.2-311 // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. 2006 г. № 38; Письмо Минфина РФ от 9.08.2006 г. № 08-04-14/4048 // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. 2006 г. № 44).

3. Об ознакомлении потерпевшего с постановлениями о продлении срока предварительного следствия, привлечении в качестве обвиняемого и  с решением о назначении экспертизы (Определение Конституционного Суда РФ № 430-О от 4.11.2004 г. // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. №2).

 

Рекомендуемая литература:

1.Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 23. Ст. 2102.

2. Федеральный закон  «Об оперативно-розыскной деятельности». Ст.13.

3. Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005. №131-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. №3.

4.Письмо Минфина РФ от 9.08.2006 г. № 08-04-14/4048 // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. 2006. № 44.

5. Трунов И.Л. Защита прав личности в уголовном процессе. М., 2005.

6.     Божьев В. Усиление процессуальных мер по обеспечению потерпевшему доступа к правосудию // Законность.  2007. № 7. С. 2.

7.Долгушин Д.А. Адвокат и его деятельность в процессе избрания меры пресечения в виде домашнего ареста и заключения под стражу // Общество и право. – 2009. – №  1.

8.     Зайцев О.А., Смирнов П.А.   Подозреваемый в уголовном процессе. М., 2005.

9.     Калинин А. Применение положений ст. 51 Конституции РФ // Законность. 2006. № 6. С. 49.

10.  Ковтун Н.Н. Следственный судья в уголовном судопроизводстве: за и против // Российская юстиция. – 2010. – №  9.

11.  Кругликов А.П. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция. 2006. № 6. С. 43.

12.  Круглов С.В. Развитие правового положения потерпевшего в уголовном процессе // Следователь. 2006. № 1. С. 54.          

13.  Кудрявцев В.Л. и др. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и некоторые формы ее реализации в контексте деятельности адвоката-защитника (законодательство, правовые позиции КС РФ; теория) // Российская юстиция. 2006.   № 4. С. 25.

14.  Мельников В.Ю. Участие защитника в обеспечении прав подозреваемого и обвиняемого, в отношении которых применены меры принуждения // Адвокатская практика. – 2006. – №  5.

15.  Тетюев С.В. Место педагога (психолога) в системе участников уголовного судопроизводства // Следователь. 2007. № 1. С. 18.

16.   Чекулаев Д. Процессуальные права потерпевших на досудебных стадиях уголовного процесса // Законность. 2007. № 2. С. 19.

17.   Шейфер С., Бобров А. Процессуальная самостоятельность следователя: мнение практиков // Законность.  2006. № 5. С. 31.

18.   Шумилин С.Ф.  Полномочия следователя: механизм и проблемы реализации. М., 2006.

19.   Щенина Т.Е. Актуальные проблемы участия адвоката-защитника при применении отдельных мер уголовно-процессуального принуждения к обвиняемой-женщине // Адвокатская практика. – 2010. – №  4.

 

 

Задачи

Задача 1

 1) Абаканским городского судом Республики Хакасия ранее судимый Ветров признан виновным в покушении на кражу и осужден к 9 годам лишения свободы.

В судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Республики Хакасия поступила апелляционная жалоба жены осужденного, в которой она  просила  снизить наказание Ветрову, поскольку оно является чрезмерно суровым.

Суд отказал в рассмотрении жалобы, сославшись на то, что она подана ненадлежащим субъектом.

2) Южноуральский городской суд Челябинской области не удовлетворил жалобу гражданки Семеновой на постановление дознавателя, отказавшего в возбуждении уголовного дела по факту нанесения ей телесных повреждений, признав постановление законным и обоснованным.

В рассмотрении кассационной жалобы Семеновой было отказано со ссылкой на ч. 4 ст. 354 УПК Российской Федерации, предоставляющую право апелляционного и кассационного обжалования судебного решения лишь указанным в данной норме лицам, к числу которых Семенова не относится.

Оцените обоснованность отказа судов.  

Какими признаками должно обладать лицо, чтобы именоваться участником уголовного процесса?  

Задача 2

Постановлением судьи Кировского районного суда помощнику прокурора Кировского района Иванову было отказано в допуске в судебное заседание по уголовному делу в отношении Д. для участия в качестве государственного обвинителя, как не наделенному соответствующими полномочиями. В обоснование своей позиции судья сослался на ч. 6 ст. 37 УПК РФ, согласно которой полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Законно ли постановление судьи?  

Как закон трактует понятие «прокурор»?

Задача 3

Ситуация 1. Клинков, выследив, когда все члены семьи Лебедевых ушли из квартиры, вскрыл замок, проник в квартиру и, собрав ценные вещи, пытался уйти с ними, но был задержан в дверях хозяином квартиры. Все вещи оказались целыми. Возбуждено уголовное дело и ведется предварительное расследование.

Ситуация 2. Получив информацию о готовящемся покушении на директора ООО «Римелт» Филатова, сотрудники уголовного розыска задержали на месте предполагаемого преступления Короткова, у которого обнаружен пистолет марки ТТ, фотография Филатова, листок с записями о времени и месте его передвижений за последние десять дней, деньги в сумме 120 000 рублей. По данному факту возбуждено уголовное дело и ведется расследование

Может ли кто-либо быть потерпевшим в этом случае?

Какие виды вреда влекут за собой признание потерпевшим и каково их содержание?

Задача 4

На почве личных неприязненных отношений между Саратовым и Польским, последний поджег дачный домик потерпевшего, причинив ему значительный ущерб. В отношении Польского возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 167 УК РФ, а Саратов признан потерпевшим по делу.

Дом Саратова был застрахован, и в период расследования страховая компания «Инкомстрах» компенсировала потерпевшему ущерб от пожара. Юрист компании «Инкомстрах» направил следователю заявление с требованием признать ее гражданским истцом по регрессным требованиям к обвиняемому.

Следователь отказал в удовлетворении ходатайства, сославшись на ч. 1 ст. 44 УПК РФ и разъяснив, что гражданским истцом может являться только лицо, которому непосредственно преступлением причинен вред.

Оцените обоснованность требований о признании гражданским истцом и решение следователя.

 Какие отличия существуют между процессуальным положением потерпевшего и гражданского истца?

Задача 5

15 ноября, около 23.30 час, несовершеннолетние Зубов и Шаталов на перекрестке улиц Муравьева-Амурского и Шеронова остановили автомобиль «Нисан-АД», попросив водителя Чеканова подвезти их. Подъехав к дому 39 по ул. Малиновского, они напали на водителя и нанесли несколько ножевых ранений. Завладев автомобилем, они некоторое время катались по городу, пока не были обнаружены экипажем вневедомственной охраны. Неоднократным требованиям остановиться они не подчинились и пытались уйти от преследования. На Амурском бульваре Зубов, не справившись с управлением, на высокой скорости выехал за бордюрный камень и врезался в мачту городского освещения. От полученных травм он скончался на месте, а Шаталов с множественными переломами доставлен в больницу.

В ходе расследования дела потерпевший Чеканов заявил ходатайство о признании родителей Зубова гражданскими ответчиками.

Примите решение по заявленному ходатайству.

Дайте классификацию участников процесса.

Задача 6

Ситуация 1. Фомин задержан по подозрению в разбойном нападении. Ему было разъяснено право иметь защитника, после чего Фомин заявил, что желает иметь защитником своего двоюродного брата Елкина, имеющего высшее юридическое образование. Следователь разъяснил, что Елкин на данном этапе расследования защитником по делу не может быть допущен.

Ситуация 2. В судебном заседании подсудимый Ивлев заявил, что отказывается от услуг адвоката Седова и желает, чтобы его интересы защищал ранее допущенный в качестве защитника его отец, имеющий высшее юридическое образование. Судья отказал в удовлетворении ходатайства подсудимого, разъяснив, что лицо, не наделенное статусом адвоката, не может принимать участие в качестве защитника.

Правильно ли разъяснение следователя и судьи?

Кто может быть защитником по уголовному делу?

Задача 7

Адвокат Мухин стал свидетелем грабежа, совершенного в отношении его знакомого Суворова, когда они вместе шли по улице. Суворов попросил Мухина об оказании ему юридической помощи как потерпевшему в уголовном деле. Между Суворовым и Мухиным было заключено соглашение. Однако, когда Мухин явился к следователю, в производстве которого находилось данное уголовное дело, следователь отказал Мухину в допуске к участию в деле, мотивируя свое решение тем, что Мухин должен быть допрошен в качестве свидетеля по данному делу.

Можно ли допросить адвоката Мухина в качестве свидетеля по делу Суворова?

 Вправе ли Мухин быть представителем потерпевшего Суворова по данному делу?



[1]  ст. 2. УК РФ Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

[2] ст. 2 УПК РСФСР. Задачи уголовного судопроизводства

Задачами советского уголовного судопроизводства являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Уголовное судопроизводство должно способствовать укреплению социалистической законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений, охране интересов общества, прав и свобод граждан, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции СССР, Конституции РСФСР и советских законов, уважения правил социалистического общежития.

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!