Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Уважаемые студенты!
Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.
Срок исполнения заказа от 1-го дня.
Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru
С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru
1. Понятие защиты трудовых прав и свобод. Способы защиты трудовых прав и свобод.
2. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законода- тельства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудо- вого права.
3. Самозащита работниками трудовых прав.
4. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.
5. Ответственность за нарушение трудового законодательства
Приступая к изучению способов защиты трудовых прав субъектов трудовых и иных тесно связанных с ними отношений, следует учитывать, что в статье 352 ТК РФ перечислены только основные способы защиты трудовых прав работников.
Первый среди обозначенных основных способов – государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства. Государст- венный надзор и контроль представляет собой деятельность компетентных органов, направленную на обеспечение реализации государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, за- щиту прав и интересов работников и работодателей. Контроль осуществляет- ся в основном государственными органами в процессе руководства подчи- ненными учреждениями, организациями.
Надзор осуществляется специальными органами в отношении, как правило, не подчиненных организаций. Система органов, осуществляю- щих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства опреде- ляется в статье 353 ТК РФ.
Основные усилия в своей деятельности государственные органы долж- ны направлять не на фиксирование уже совершенных на- рушений трудового законодательства, а на их предупреждение.
Студенту необходимо разобраться и уяснить, какие органы от имени государства осуществляют надзор и контроль над соблюдением зако- нодательства о труде и охране труда. Это особенно важно, поскольку в ходе проведения административной реформы некоторые из них упразднены. Приступать к изучению самозащиты трудовых прав работника необходимо с юридического анализа Конституции Российской Федерации, где говорится о возможности защищать свои права всеми способами, не за-
прещенными законом .
Следует уяснить, какие, по мнению законодателя, способы за- щиты являются основными (указаны в ст. 352 ТК РФ), а какие можно отнести к дополнительным.
Далее необходимо понять сущность и способы самозащиты работни- ками своих трудовых прав, ее пределы и соотнести понимание самозащиты в Трудовом кодексе и в Гражданском кодексе (ст. 14 ГК РФ).
№ 1. Для решения проблем задержки выплаты заработной платы и по- гашения возникшей в этой связи задолженности между профсоюзным коми- тетом и администрацией ОАО было подписано соглашение, в соответствии с которым работодатель обязывался по установленному графику погасить за- долженность по заработной плате, а работники принимали на себя обязатель- ство не организовывать в период погашения долга акции протеста (забастов- ки, пикетирования, собрания и т.д.), а также не требовать повышения зара- ботной платы.
Правомерно ли заключение такого соглашения? Каковы правовые по- следствия невыполнения одной из сторон своих обязательств? Имеет ли пра- во работник отказаться от выполнения своих служебных обязанностей в це- лях самозащиты?
№ 2. Контролер отдела вневедомственной охраны Коростылев работал на проходной мясоперерабатывающего завода. За халатное отношение к сво- им обязанностям, которое позволяло работникам завода выносить через про- ходную мясопродукты, он был переведен на ту же должность на другой объ- ект обслуживания – проходную завода железобетонных изделий.
Коростылев отказался выйти на работу, мотивируя это тем, что согла- сия на перевод не давал и при оформлении трудового договора принимался на работу именно на мясоперерабатывающий завод.
Прав ли Коростылев? Имела ли администрация право перевести его на работу на завод железобетонных изделий? В каких случаях работник имел право отказаться от выполнения работы?
№ 3. Казакова работала уборщицей в АО «Новинка» с 2000 г. В апреле 2012 г. она обратилась к директору с просьбой перевести ее на другую, более легкую работу по состоянию здоровья (в связи с беременностью). Директор отказал Казаковой в ее просьбе, мотивируя это тем, что в организации на данный момент нет для нее подходящей работы.
Правомерны ли действия директора?
Какие гарантии в области охраны труда существуют для женщин?
№ 4. Забастовка авиадиспетчеров признана судом незаконной. Двое ра- ботников были уволены работодателем за нарушением трудовой дисциплины
– отсутствие на работе в течение одного дня в ходе забастовки, семи работ- никам (в т.ч. председателю профкома, двум членам забастовочного комитета) объявлен выговор.
Работники решили объявить забастовку с требованием восстановить уволенных работников на работе.
Правомерны ли действия работодателя и работников?
№ 5. 16 февраля 2012 г. начальник цеха объявил выговор двум ра- ботницам, опоздавшим на работу после окончания обеденного перерыва на 30 мин. Работницы обжаловали дисциплинарное взыскание в государ- ственную инспекцию труда, ссылаясь на то, что впервые нарушили трудо- вую дисциплину, а ранее неоднократно поощрялись; кроме того, опозда- ние не повлекло за собой никаких неблагоприятных последствий.
Имеет ли право начальник цеха применять к работникам меры дис- циплинарных взысканий? Какие меры может принять инспекция?
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002
г. в ред. от 23.04..2012 г. // СПС «КонсультантПлюс6327.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 г. в ред. от 03.05.2012 г. // СПС «КонсультантПлюс».
3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. в ред. от 21.11.2011 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 08.02.2012 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992. – № 8. – Ст. 366; СЗ РФ. – 2011. –№
45. Ст.
4. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Феде- ральный закон от 12.01.1996 г. в ред. от 28.12.2010 г. // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 148; 2004. – № 27. – Ст. 2711; 2011. – № 1. – Ст. 16
66
5. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 г. в ред. от 18.07.2011 //СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270; 2011. № 30. (ч. 1). Ст. 4588.
6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 г. в ред. от 02.05.2012 г. // СЗ РФ. – 1999 г. – № 42. – Ст. 5005; 2012. – № 19. – Ст. 2274.
7. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 г. в ред. от 06.12.2011 г. // СЗ РФ. – 2007. – № 41. – Ст. 4849; 2011. – № 50. – Ст. 7347.
8. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посред- ника (процедуре медиации: Федеральный закон от 27.07.2010 // СЗ РФ. – 2010. – № 31. – Ст. 4162.
9. О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осущест- влении правосудия: Постановление Пленума ВС РФ от 31.10.1995 г. // СПС «КонсультантПлюс».
10.Об утверждении Методических рекомендаций по планированию государ- ственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации меро- приятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: Приказ Роструда от 28.10.2010 г. № 455 в ред. от 30.08.2011 г. // СПС «КонсультантПлюс».
1. Виговский Е.В. О полномочиях Федеральной инспекции труда. Каждый работник имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом // Административное право. 2009.
№ 4; СПС «КонсультантПлюс».
2. Кошлев Д.А. Федеральная инспекция труда: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства // Трудовое право. 2009. № 12; СПС «КонсультантПлюс».
3. Миронов В.И. Инспекция вместо суда. Отказ суда не всегда препятствует обращению в инспекцию труда // Трудовое право. 2010. № 1; СПС «Кон- сультантПлюс».
4. Уржинский К.К. Пробелы в трудовом законодательстве и некоторые про- блемы защиты прав в сфере труда // Трудовое право в России и за рубе- жом. 2010. № 1; СПС «КонсультантПлюс».
5. Феофилактов А.С. Особенности компенсации морального вреда как спосо- ба защиты трудовых прав работника // Трудовое право. 2010. № 1; СПС
«КонсультантПлюс».
6. Хныкин Г.В. Некоторые аспекты защиты прав и законных интересов ра- ботников и работодателей от законодателя // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. № 1; СПС «КонсультантПлюс».
7. Шебанова А.И. Защита социально-трудовых отношений в условиях эконо- мического кризиса в России // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. № 1; СПС «КонсультантПлюс».
1. Понятие и виды трудовых споров. Причины возникновения трудовых спо- ров.
2. Общая характеристика органов по разрешению трудовых споров, Подве- домственность трудовых споров.
3. Принципы рассмотрения трудовых споров.
4. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров:
5. Понятие коллективных трудовых споров. Их предмет, стороны и виды.
6. Порядок разрешения коллективных трудовых споров:
7. Забастовка. Реализация права на забастовку.
8. Исполнение решений по индивидуальным и коллективным трудовым спо- рам.
Изучение данной темы следует начинать с Конституции Российской Фе- дерации, где закреплено право работников на индивидуальные и коллектив- ные споры. Студенту необходимо дать юридический анализ ст. 37 Конститу- ции Российской Федерации, а также указать юридические гарантии реализа- ции ст. 46 Конституции Российской Федерации о праве всех граждан на су- дебную защиту его прав и свобод. Раскрыть сущность права на защиту тру- довых и иных социальных прав и правовой механизм их реализации. Обра- тить внимание на то, что охраняемый законом интерес является интересом материальным и возникает он в связи с действием норм трудового права.
Необходимо уяснить, какие виды трудовых споров предусмотрены зако- нодательством.
Одним из важных вопросов в данной теме является вопрос о подведом- ственности. Следует хорошо знать, какими нормативными актами определя- ется подведомственность органов по рассмотрению трудовых споров а также принципы их деятельности.
Студент должен дать определение подведомственности юрисдикционно- го органа и указать, что она определяется законодательным актом как круг трудовых споров о праве, на рассмотрение и разрешение которых управо- мочен орган. Именно по кругу тех трудовых споров, которые каждый юрис- дикционный орган вправе рассматривать и разрешать, проводится разграни- чение подведомственности каждого органа в области рассмотрения споров. Решение органа по трудовому спору только тогда имеет юридическую силу, когда оно вынесено по подведомственному ему вопросу.
Очень важно знать порядок образования и деятельности Комиссии по трудовым спорам.
Обращение в КТС не лишает работника права на судебную защиту. Необходимо особенно подробно осветить вопрос о принудительном по-
рядке исполнения решения КТС, в случае неисполнения их работодателем добровольно.
Следует выделить те трудовые споры, которые непосредственно разре- шаются в суде, указать, кто может обратиться в суд с исковым заявлением по этим вопросам и в какие сроки.
При рассмотрении трудового спора в суде его сторонами выступают ра- ботник и организация, наделенная правом юридического лица. В судопроиз- водстве допускается участие не только представителей сторон, но и предста- вителей профессиональных союзов и трудовых коллективов.
При обращении в суд работник освобождается от судебных расходов. Студенту необходимо знать, что в целях защиты материальных интере-
сов работника допускается немедленное исполнение решений КТС и суда по этим делам.
В случае неисполнения решения суда добровольно, возбуждается испол- нительное производство по инициативе: истца или прокурора, профсоюзного органа, если они выступали в защиту работника.
Принудительное исполнение решений судов по трудовым спорам осу- ществляется через судебного исполнителя.
Необходимо знать, в каких случаях на должностное лицо, виновное в не- законном увольнении или переводе на другую работу, суд возлагает обязан- ность возместить материальный и моральный вред, который взыскан судеб- ным решением в пользу работника с организации.
Студенту следует дать понятие явного нарушения закона, указать, где дается такое понятие и определить размер возмещения вреда должностным лицом, на основании приказа которого произведено изменение или прекра- щение трудового правоотношения.
Необходимо усвоить, в каких случаях за незаконное увольнение работ- ника с работы или отказ в приеме на работу, неисполнение решение суда о восстановлении его на работе должностные лица наказываются в уголовном порядке и административном порядке.
Не всегда студент знает, на основании каких правовых норм, суд может удовлетворить иск работника о возмещении морального вреда.
Право на коллективные трудовые споры с использованием установлен- ных законодательством способов их разрешения, включая право на забастов- ку, закреплено в ст. 37 Конституции России.
Следует хорошо знать, что является предметом коллективного трудового спора и между какими субъектами возникают разногласия.
Предметом коллективного трудового спора являются неурегулированные разногласия по поводу установления или изменения условий труда и его оп- латы или объема социальных льгот, а также разногласия, которые возника- ют при заключении или изменении колдоговора или иных соглашений о труде.
69
Предметом спора являются законные интересы и права трудового коллек- тива организации, по поводу которых возникли разногласия.
Следует знать, что понимается под социально-экономическими условия- ми труда, в связи с установлением или изменением которых могут возник- нуть коллективные трудовые споры.
Необходимо запомнить, какие коллективные трудовые споры могут быть отнесены к процедурным спорам и какие к материальным спорам.
Следует знать, какой установлен порядок рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора.
Важно понять как реализуется конституционное право на забастовку. Для этого уяснить, кто может возглавлять забастовку. Каким образом, и ка- ким органом принимается решение о признании забастовки незаконной.
Детального изучения требует вопрос об ответственности сторон трудо- вого спора. Следует обратить внимание, что сторона коллективного трудово- го спора и органы представляющие интересы сторон имеют разную ответст- венность.
№ 1. Калининградский областной суд признал незаконной предупредительную забастовку, проведенную членами профсоюза докеров ООО «Морской торговый порт «Калининград», сославшись на нарушение работниками ч. 2 ст. 410 ТК РФ. Суд не признал надлежащими доказательствами наличия кворума на собрании показания свидетелей - участников собрания и видеозапись собрания, указав, что данное обстоятельство может подтверждаться только подлинными листами регистрации с подписями участников собрания или бюллетенями для голосования.
Оцените законность судебного акта.
№ 2. В коллективном договоре ОАО "Взлет" в одном из пунктов было за- фиксировано правило, согласно которому работники обязались не прово- дить забастовки для разрешения коллективных трудовых споров в течение срока действия коллективного договора, если работодатель выполняет принятые на себя обязанности. Тем не менее работники провели одноднев- ную забастовку в поддержку требований о повышении заработной платы. Директор обратился в суд с требованием о признании забастовки незаконной, ссылаясь на нарушение работниками коллективного договора.
Разрешите спор.
Какое решение должен принять суд, если аналогичная норма содер- жится в областном трехстороннем соглашении?
№ 3. Зинченко обратился в КТС предприятия, где он работал, с заявлением об отмене приказа директора об объявлении ему выговора за нарушение трудо- вой дисциплины. Однако КТС отказалась принять заявление, пояснив Зинчен-
70
ко, что им не был соблюден досудебный порядок разрешения трудового сора, установленный ч. 1 ст. 381 и ч. 2 ст. 385 ТК РФ, и потребовала представления доказательств принятия им мер по урегулированию спора при непосредствен- ных переговорах с работодателем.
Какие доказательства должны быть представлены Зинченко? Права ли КТС?
№ 4. Токарь Фирсов обратился в суд с иском к ЗАО о взыскании стоимости куртки, украденной из гардероба. По его мнению, работодатель не принял не- обходимых мер для обеспечения сохранности имущества своих работников: гардеробщик отлучался с места работы, не заперев дверь.
В судебном заседании представитель ОАО пояснил, что производство по делу следует прекратить, поскольку работником не соблюден предусмотрен- ный ТК РФ досудебный порядок разрешения спора: он не обращался с соответ- ствующим заявлением к работодателю.
Как должен поступить суд?
1. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 г. в ред. от 06.12.2011 г. // СЗ РФ. – 2007. – № 41. – Ст. 4849; 2011. – № 50. – Ст. 7347.
2. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от
17.12.1998 г. в ред. от 18.07.2011 //СЗ РФ. – 1998. – № 51. – Ст. 6270; 2011. –
№ 30. (ч. 1). – Ст. 4588.
3. Об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечи- ваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта (филиалах, представительствах), деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных инте- ресов общества: приказ МПС РФ от 27.03.2003 г. // Российская газета. – 2003.
– 16 апр.
4. Об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг) в судо- строительной промышленности, обеспечиваемых в период проведения забас- товок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важ- ных интересов общества: Приказ Минпромторга РФ от 28.06.2011 г. № 870 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника: утв. постановлением Минтруда РФ от 14.08.2002 г. // Бюллетень Минтруда РФ. – 2002. – № 8.
6. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже: утв. постановлением Минтруда РФ от 14.08.2002 г. // Бюллетень Минтруда РФ. – 2002. – № 8.
7. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Банк ВТБ 24" на нарушение конституционных прав и свобод по- ложением абзаца второго части третьей статьи 445 Гражданского процессу-
ального кодекса Российской Федерации и статьей 397 Трудового кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2010 г. № 1650-О-О // СПС «КонсультантПлюс».
1. Андрияхина А.М., Гущина К.О. Защита трудовых прав граждан: Практиче- ское пособие. М.: Дашков и К, 2008; СПС «КонсультантПлюс».
2. Калашников С.В. Применение российскими судами норм международного права при рассмотрении трудовых споров // Трудовое право. 2010. № 1; СПС «КонсультантПлюс».
3. Куренной А.М. Трудовые споры: понятие и общая характеристика правового регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 4; СПС «КонсультантПлюс».
4. Куренной А.М. Правовое регулирование коллективных трудовых споров: научно-практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2010; СПС
«КонсультантПлюс».
5. Матненко М.В. Развитие третейского урегулирования разногласий в трудовых отношениях // Трудовое право. 2009. № 11; СПС «Консуль- тантПлюс».
6. Миронов В.И. Истечение срока судебной защиты не исключает воз- можности предъявления новых исковых требований, для которых сроки не установлены // Трудовое право. 2011. № 7; СПС «Консуль- тантПлюс».
7. Настольная книга судьи по трудовым спорам: учебно-практическое пособие / Г.А. Жилин, В.В. Коробченко, С.П. Маврин и др.; под ред. С.П. Маврина. М.: Проспект, 2011; СПС «КонсультантПлюс».
8. Офман Е., Станкова У. Постановление Верховного Суда и Трудовой кодекс РФ // Трудовое право. 2011. № 5; СПС «КонсультантПлюс».
9. Пилипенко Н.С. Теоретико-правовые подходы к исследованию поня- тия "индивидуальный трудовой спор" // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 2; СПС «КонсультантПлюс».
10.Сенников Н.М. Теория и практика разрешения споров с участием профсоюзов//Трудовое право. 2007. №8.
11.Третейское регулирование трудовых отношений [Интервью с В.И. Мироновым] // Трудовое право. 2009. № 12; СПС «КонсультантП- люс».
12.Трудовые споры: учебное пособие / под ред. В. А. Сафонова, Е. Б. Хохлова. – Москва: Проспект, 2011; СПС «КонсультантПлюс».
План семинара
1. Понятие международно-правового регулирования труда. Международное трудовое право.
2. Международная организация труда. Принципы и задачи деятельности.
3. Источники международно-правового регулирования труда. Акты между- народной организации труда (МОТ).
4. Основные права человека в области труда.
Правовые основы международного регулирования трудовых отноше- ний вырабатывались многими поколениями в течение длительного периода времени.
Студентам необходимо усвоить, что согласно общепризнанному мне- нию, существующему в науке трудового права, международно-правовое ре- гулирование труда представляет собой регламентацию с помощью междуна- родных актов вопросов, связанных с применением наемного труда, улучше- нием его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.
Наиболее важные нормы правового регулирования труда закреплены в международных актах, принятых ООН, Международной организацией труда, Советом Европы, Европейским Союзом, Содружеством независимых госу- дарств (СНГ). Содержание этих актов – концентрированное выражение опы- та международного сообщества, результат многолетнего отбора наиболее ценных и универсальных положений национальных систем трудового права, итог нахождения компромиссных юридических формул. Поэтому их изуче- ния является обязательным элементом при подготовке к семинарским заня- тиям.
При ознакомлении с международными правовыми актами следует опи- раться на положения Конституции РФ, в соответствии с которыми общепри- знанные принципы и нормы международного права и международные дого- воры являются элементом правовой системы нашего государства и при опре- деленных условиях имеют приоритет по сравнению с национальным законо- дательством (статья 15). Из этого конституционного положения можно сде- лать вывод, что определенная часть международных стандартов в сфере тру- да, имеющие формально-юридическое выражение в международных актах, приобретают значение внутреннего российского правоположения и должны применяться судами, а также иными органами и организациями непосредст- венно, наравне с нормами российского законодательства.
Необходимо обратить внимание на то, что источники международно- правового регулирования труда включают весьма разнообразные элементы. В научной литературе их принято классифицировать по следующим крите- риям: органу, принявшему нормативный акт; юридической силе этих актов;
характеру трудовых прав и интересов (индивидуальные и коллективные); виду международных норм.
Следует усвоить материал о Международной организации труда (МОТ) и выявить причины ее создания. При изучении деятельности МОТ нужно вы- явить как осуществляется ее правотворческая деятельность в современный период. С этой целью необходимо обратиться к конвенциям, рекомендациям и другим документам, исходящим от лица МОТ.
№ 1. В организации «Зенит» сложилась практика, когда заработную пла- ту выдавали в натуральной форма (пачки бумаги). Когда работники обрати- лись к руководителю с заявлением о прекращении таких действий, они полу- чили ответ, что натуральная форма оплаты труда предусмотрена действую- щим законодательством и в действиях руководителя не т нарушений.
Какие акты Международной организации труда и почему можно исполь- зовать работникам, чтобы отстоять свою позицию?
№ 2. Начальник станции технического обслуживания автомобилей, рас- положенной в г. Ачинске, отказал механику Чавчавадзе в приеме на работу на том основании, что он плохо знает русский язык и поэтому не может должным образом обслуживать клиентов.
Имеет ли в данном случае место дискриминация при приеме на работу? Обоснуйте свое мнение ссылкой на международное и национальное за-
конодательство.
№ 3. Группа работников обратилась в прокуратуру с жалобой на работо- дателя в связи с тем, что руководитель и его заместители препятствовали созданию профсоюзной организации. Свое мнение руководство мотивирова- ло тем, что профсоюзная организация может быть создана при наличии на предприятии работающих более, чем сто человек.
Какой ответ следует дать работникам? Сошлитесь на международные акты о правах профессиональных союзов.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с изм. от 25.03.2004 г.
// Российская газета. 1993. № 237; 2004. № 62.
2. Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамб- леей ООН 10.12.1948 г. // Права человека. Основные международные до- кументы: Сб. документов. М., 1990.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных пра- вах от 19.12.1966 г. // Права человека. Основные международные доку- менты: Сб. документов. М.: Международные отношения, 1989.
74
4. Об основополагающих принципах и правах в сфере труда: Декларация МОТ от 18 июня 1998 г. // Российская газета. 1998. 16 декабря.
5. Относительно защиты заработной платы: Конвенция МОТ от 1 июля 1949 г.
№ 95 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1995. - № 5.
6. Галиева Р.Ф. Основополагающие принципы трудового законодательства /
Р.Ф. Галиева // Юрист. 2003. № 3.
7. Гликман О.В. Механизм контроля за соблюдением обязательств государств- членов Международной организации труда (МОТ) // Юрист- международник. 2003. № 4.
8. Гликман О.В. Нормотворческая деятельность Международной организации труда // Московский журнал международного права. 2003. № 4.
9. Гомьен Д. Европейская конвенция о правах человека и Европейская соци- альная хартия: право и практика. – М.: Изд-во Моск. независ. ин-та между- нар. права. 1998.
10.Киселев А.В. Трудовой кодекс России: согласие и диссонансы с Европей- ской социальной хартией // СПС КонсультантПлюс. 2011.
11.Лкуьянова Г.И. Трудовые отношения в современной Франции // Трудовое право. 2005. № 1.
12.Мачульская Е.Е. Понятие и содержание договора трудового найма по зако- нодательству Великобритании // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 11, Право. 1997.
№ 4.
13.Международная организация труда: конвенции, документы, материалы
(справ. пособие). – М.: Дело и Сервис, 2007.
14.Черняева Д.В. Новейшие тенденции развития трудового права Великобри- тании // Труд за рубежом. 2006. № 3.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа студента, проводимая плано- мерно и систематически, является одним из основных элементов учебного процесса. Она тематически связана с аудиторной работой и призвана расши- рять знания, получаемые на лекционных и семинарских занятиях.
Цель самостоятельной работы – помочь студентам приобрести глубо- кие и прочные знания по трудовому праву, сформировать умения самостоя- тельно приобретать, расширять и углублять такие знания, а также применять их на практике.
Задачи самостоятельной работы:
– освоить теоретический материал по трудовому праву;
– применить полученные знания для анализа предложенных в задачах ситуаций и выработки правильного решения;
75
– применить полученные знания и умения для формирования собст- венной позиции при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ.
Основными средствами выполнения поставленных задач является са- мостоятельная работа с законодательством о труде, учебной и научной лите- ратурой, конспектами лекций, участие в научно-исследовательской работе на кафедре.
Самостоятельная работа студентов контролируется и проверяется пре- подавателем.
Самостоятельная работа студентов выражается в следующих формах: изучение теоретического курса при подготовке к семинарам, зачету и экза- мену; анализе и составлении юридических документов (актов социального партнерства, локальных нормативных актов).
Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения выража- ется также в подготовке курсовых и контрольных работ на основе методиче- ских указаний, изданных отдельно.
Анализ содержания конкретного соглашения или коллективного до- говора является одной из форм самостоятельной работы студентов. Ана- лиз содержания соглашения или коллективного договора осуществляется в письменной форме и сдается преподавателю на проверку.
Для осуществления данной работы студенты самостоятельно нахо- дят текст соглашения или коллективного, используя справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», материалы информационных ре- сурсов сети Интернет либо обращаются на кафедру, где поучают соответ- ствующий текст одного из актов социального партнерства.
В случае большого объема соглашения или коллективного договора допускается содержательный анализ части документа по согласованию с преподавателем.
Анализ содержания соглашения или коллективного договора дол- жен осуществляться по следующим критериям:
1. Наименование сторон и их представителей, срок действия доку- мента;
2. Структура соглашения или коллективного договора;
3. Определение условий, входящих в содержание соглашения или коллективного договора в зависимости от таких групп, как: нормативные, организационные, обязательственные, информационные;
4. Соотношение условий, входящих в содержание соглашения или коллективного договора, с соответствующими положениями законода- тельства. Наличие (отсутствие) условий, ухудшающих положение работ- ников по сравнению с действующим законодательством;
5. Соотношение условий соглашения или коллективного договора между собой. Наличие (отсутствие) противоречивых положений;
6. Выделение наиболее интересных условий, выработанных сторо- нами (отличных от законодательных), улучшающих положение работни- ков. Необходимо сделать вывод о ценности соглашения или коллективно- го договора как регуляторов социально-трудовых отношений;
7. Анализ условий соглашения или коллективного договора на предмет прав и обязанностей сторон. Вывод о наличии (отсутствии) усло- вий, устанавливающих обязанности работников.
8. Оценка юридической техники соглашения или коллективного до- говора: однозначность формулировок, соответствие законодательству, грамотность, стилистика и т.п.
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществ- ляется, кроме трудового законодательства, иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективными договорами, соглаше- ниями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. То есть локальные нормативные акты в сфере трудовых отношений являются частью системы трудового законодательства. Принятые в соответ- ствии с законодательством, локальные нормативные акты имеют обязатель- ную силу для судов при рассмотрении трудовых споров.
Исходя, из иерархии нормативных правовых актов закон объявляет лишенными юридической силы все локальные нормативные правовые акты работодателя, ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством, а также коллективным договором или соглашениями (ст. 8 ТК РФ). Иначе говоря, Трудовой кодекс РФ устанавливает приоритет кол- лективного договора, соглашения над локальным нормативным актом. Если в локальном нормативном акте работодатель решает те же вопросы, которые уже решены в коллективном договоре, соглашении, то такой локальный акт не может противоречить коллективному договору, соглашению. Эту пози- цию ТК РФ нужно учитывать при разработке проекта локального норматив- ного акта.
Недействительными являются также локальные акты, принятые рабо- тодателем без учета мнения или с нарушением порядка учета мнения пред- ставительного органа работника, когда на работодателя возложена соответ- ствующая обязанность. Это очень важно, особенно при формировании затрат по налогообложению.
При разработке проекта локального нормативного акта студентам не следует смешивать локальные нормативные акты с организационно- распорядительной документацией и индивидуальными правоприменитель-
ными актами работодателя. Необходимо уяснить признаки локальных норма- тивных актов:
1) Волевое содержание, т.е. в нем отражена воля работодателя и (или)
профсоюза.
2) Внутриорганизационный характер. Локальными нормативными ак- тами, содержащими нормы трудового права, являются лишь те, которые ре- гулируют трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, скла- дывающиеся в данной конкретной организации. В соответствии со ст. 13 ТК РФ локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудово- го права, действуют в пределах этой организации. Именно в организации происходит разработка, согласование и принятие локальных норм трудового права.
3) Стабильность локальных правовых актов - необходимое условие для регулирования длящихся общественных отношений в сфере труда.
4) Локальные акты рассчитаны на многократное применение.
5) Локальные акты обеспечиваются государственным принуждением.
6) Производный от законодательства характер означает, что все ло- кальные акты возникают в силу непосредственного указания закона. Закон указывает, что по данному вопросу должен быть принят локальный правовой акт.
Следует обратить внимание на то, что, исходя из положений, записан- ных в ТК РФ, различают два вида локальных нормативных актов.
Первый - акты, разрабатываемые и принимаемые работодателем само- стоятельно.
Второй - акты, принимаемые совместно (коллективный договор) или с учетом мнения выборного представительного (обычно профсоюзного) орга- на, представляющего интересы работников организации.
Например, ряд вопросов решается с учетом мнения представительного органа работников. Это может быть выборный профсоюзный орган первич- ной профсоюзной организации. В таком порядке решаются, в частности, сле- дующие вопросы:
а) установление порядка проведения аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ);
б) установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);
в) принятие локальных нормативных актов, устанавливающим системы оплаты труда (ст. 135 ТК РФ);
г) утверждение формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ); д.) определение систем нормирования труда (ст. 159 ТК РФ);
е) принятие локальных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);
ж) утверждение правил внутреннего трудового распорядка организа- ции (ст. 190 ТК РФ);
з) определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня необходимых профессий и специальностей (ч. З ст. 196 ТК РФ).
78
При разработке проекта локального нормативного акта студенты должны иметь в виду, что эти акты издаются в виде правил, положений, ин- струкций, приказов, решений.
Локальные нормативные акты, как правило, являются объемными до- кументами со сложной структурой, в которых можно выделить информаци- онную и содержательную части.
Информационная часть включает в себя, как минимум, наименование организации; наименование вида документа; дату регистрации; регистраци- онный номер. Включаются также и такие реквизиты, как заголовок к тексту и отметка о наличии приложений.
Содержание локальных нормативных актов обусловлено норматив- ными правовыми актами более высокой юридической силы, на которые ори- ентируются составители. Приступая к составлению текста локальных норма- тивных актов, следует определиться с его структурой - выделить обязатель- ные разделы. Текст внутри разделов обычно делится на пункты и подпункты. Например, Положение о структурном подразделении организации оп- ределяет правовой статус, задачи, функции, права, обязанности подразделе-
ния. Поэтому текст Положения должен включать соответствующие разделы.
В локально- нормативном акте должны быть точно определены время и порядок введения в действие, а также время прекращения его действия. Здесь же должен быть установлен порядок доведения до сведения работников ин- формации о введении локального нормативного акта и его содержании.
К обязательным локальным нормативным актам, которые должны быть у каждого работодателя, относятся:
- штатное расписание;
- график отпусков;
- табель учета рабочего времени;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положение об оплате труда и премировании.
Студент самостоятельно определяется с вопросом, проект какого ло- кального нормативного акта он будет разрабатывать, затем согласовывает свой выбор с преподавателем.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!