Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Трудовое право»»

/ Трудовое право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

 

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА

 

П Л А Н

1. Понятие и основные принципы социального партнерства.

2. Стороны социального партнерства. Правовой статус представителей работников и работодателей в социальном партнерстве.

3. Уровни и формы социального партнерства.

4. Органы социального партнерства.

5. Коллективные переговоры и порядок их ведения.

6. Условия и порядок формирования единого представительного органа для ведения коллективных переговоров.

7. Понятие, содержание и структура коллективного договора.

8. Порядок разработки коллективного договора, его заключения, изменения и регистрации.

9. Понятие, виды, содержание и структура соглашений, порядок их разработки.

10. Ответственность сторон социального партнерства.

 

 

Методические рекомендации

 

Приступая к изучению данной темы, студенту необходимо понять, что социальное партнерство представляет собой сложное общественное явление, которое рассматривается в общественно-политическом, экономическом, социальном и правовом аспекте. В этой связи необходимо особое внимание  уделить рассмотрению этого явления в правовом аспекте. При этом важно иметь в виду, что в науке российского трудового права нет единой концепции социального партнерства.

Легальное определение социального партнерства в сфере использования несамостоятельного труда дается в ст. 23 ТК РФ. В соответствии с данной статьей социальное партнерство в сфере труда представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Из этого определения следует, что социальное партнерство может быть как двусторонним (между работниками и работодателем или их представителями), так и трехсторонним с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления. Целью социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей, то есть принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников. К сожалению, указанное выше определение не закрепило правового положения о необходимости согласования государственных и местных интересов в отношении социальных партнеров с государственными органами власти и органами местного самоуправления.

Переходя к изучению правовых принципов социального партнерства, изучающему необходимо опираться на общетеоретические знания, полученные ранее, при изучении принципов трудового права. Принципы социального партнерства закреплены в ст. 24 ТК РФ. Основными принципами социального партнерства являются: 1) равноправие сторон; 2) уважение и учет интересов сторон; 3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; 4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; 5) соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 6) полномочность представителей сторон; 7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; 8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств; 9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; 10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; 11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; 12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Студенту необходимо не только знать перечисленные выше принципы, но и раскрыть их содержание на основе правовых норм, закрепленных в конвенциях и рекомендациях МОТ, а также в действующем трудовом законодательстве.

Следует иметь в виду, что указанный в ст. 24 ТК РФ перечень принципов социального партнерства не является исчерпывающим. В качестве иных принципов можно выделить принцип примирительности разрешения разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства и другие, закрепленные в главе 61 ТК РФ.

Рассматривая вопрос о сторонах социального партнерства и правовом статусе представителей работников и работодателей в социальном партнерстве необходимо, прежде всего, уяснить, что сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. В соответствии с частью 2 ст. 25 ТК РФ в качестве стороны социального партнерства могут выступать органы государственной власти и местного самоуправления. Это бывает в случаях, когда они выступают в качестве работодателей или представляют работодателей. Однако, по общему правилу, органы государственной власти и органы местного самоуправления не признаются стороной социального партнерства. Они выполняют особую роль в системе социального партнерства, которая проявляется в следующем. Во-первых, они участвуют в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений. Во-вторых, они осуществляют своеобразное посредничество, помогают сторонам достичь соглашения и заключить взаимоприемлемые договорные правовые акты. В-третьих, их участие в системе социального партнерства дает возможность учитывать интересы общества в целом, или отдельных групп населения, проживающих на той или иной территории и координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать централизованное и договорное регулирование. В качестве органов государственной власти и местного самоуправления выступают соответствующие органы исполнительной власти.

Анализ правового статуса представителей работников и работодателей необходимо проводить на основе тщательного изучения ст.ст. 29-34 ТК РФ.

Прежде всего, необходимо ознакомиться с содержанием ст. 29 ТК РФ, которая определяет перечень представителей работников. В соответствии с содержанием этой статьи интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Интересы работников в пределах организации (на локальном уровне) при осуществлении социального партнерства представляет первичная профсоюзная организация, а работников филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения организации профсоюзные организации и их органы, действующие в этих подразделениях. Важно иметь ввиду то, что первичная профсоюзная организация может представлять интересы не только своих членов, но и работников, которые не являются членами профсоюзной организации. Такое представительство возможно в следующих случаях: при проведении коллективных переговоров; заключении или изменении коллективного договора; при разрешении коллективных трудовых споров. Представительство профсоюзными организациями работников, не являющихся членами профсоюза, может осуществляться только в организации (у работодателя – индивидуального предпринимателя), на других уровнях оно невозможно.

В соответствии с частью 1 ст. 31 ТК РФ от имени работников при отсутствии первичной профсоюзной организации (либо её малочисленности) могут выступать как представительный орган работников, так и специально избранные работники – представители. Решение этого вопроса о представителе, а также о составе представительного органа, его наименовании, сроке полномочий должно осуществляться на общем собрании (конференции) работников тайным голосованием. Однако наличие выборных представителей работников не должно использоваться для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей, поскольку часть вторая указанной статьи провозглашает сотрудничество принципом отношений между  профсоюзами и другими представительными органами работников.

Интересы работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководители организации; работодатели – индивидуальные предприниматели (лично) или уполномоченные ими лица. То есть представителем от работодателя может являться, по общему правилу, единоличный исполнительный орган юридического лица. В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллегиальный исполнительные органы, следует руководствоваться уставом, которые определяют компетенцию органов управления. Если в уставе упоминания о представительстве в системе социального партнерства нет или конкретный представитель не указан, то работодателя представляет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении интересы работодателя может представлять по доверенности (в соответствии с приказом или уставом организации) руководитель структурного подразделения либо иное уполномоченное лицо.

При участии в социальном партнерстве на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединением работодателей признается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Для того чтобы более детально разобраться с правовым статусом представителей работодателей изучающему необходимо ознакомиться с содержанием Конвенций МОТ № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» и № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров, а также ФЗ РФ от 30 октября 2002 г. «Об объединениях работодателей». Необходимо уяснить, что объединения работодателей выступают только в качестве субъектов исполнителей воли работодателей, но они не являются стороной социального партнерства.

Специальные правила о представительстве работодателей установлены в отношении представительства федеральных государственных учреждений, государственных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Такие работодатели не могут создавать объединения. Их интересы могут представлять только исполнительные органы государственной власти (министерства, ведомства, службы, комитеты и т.п.) и исполнительные органы местного самоуправления.

Для усвоения сути и значения социального партнерства в сфере использования несамостоятельного труда важное значение имеет изучение вопроса об уровнях и формах социального партнерства. В этой связи, прежде всего, необходимо ознакомиться с содержанием ст. 26 ТК РФ, которая предусматривает следующие уровни социального партнерства: федеральный; межрегиональный; региональный; отраслевой; территориальный; локальный.

В соответствии со ст. 27 ТК РФ социальное партнерство осуществляется в формах: 1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; 2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, 3) участия работников, их представителей в управлении организацией; 4) участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Помимо указанных выше основных форм социального партнерства действующее законодательство и сложившаяся практика предусматривают и используют также такие формы социального партнерства как: а) создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных органов; б) участие социальных партнеров в управлении внебюджетными социальными фондами; в) рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти предложений профессиональных союзов.

Практическая работа по регулированию социально-трудовых отношений осуществляется органами социального партнерства, создаваемыми в соответствии со ст. 35 ТК РФ. Такими органами являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они создаются на всех уровнях социального партнерства и могут быть двухсторонними и трехсторонними.

Комиссии создаются по решению сторон на равноправной основе для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением.

В целях более глубокого понимания роли и значения указанных комиссий в правовом механизме социального партнерства студенту необходимо ознакомиться с ФЗ РФ от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», а также с законом или иным нормативных правовым актом, определяющим правовой статус аналогичной комиссии в субъекте Российской Федерации, где обучается студент. Необходимо разобраться с задачами, которые выполняют эти комиссии, их правами, формами  участия в разработке и принятии нормативных правовых актов различного уровня.

Особое внимание следует уделить вопросам, связанным с порядком ведения коллективных переговоров. Необходимо уяснить, кто имеет право проявить инициативу по проведению коллективных переговоров по поводу подготовки, заключения и изменения коллективного договора, соглашения. Следует разобраться с процедурой вступления сторон в переговоры и ограничениями, которые допускаются в отношении лиц, представляющих интересы работодателей, при ведении коллективных переговоров.

Одним из наиболее сложных является вопрос о порядке  ведения переговоров и заключения коллективного договора при наличии в организации двух и более первичных профсоюзных органов. В этой связи очень важно разобраться с процедурой создания единого представительного органа для ведения коллективных переговоров. Студенту необходимо детально изучить содержание ст. 37 ТК РФ.

Поскольку в ходе коллективных переговоров нередко возникают разногласия, процедура разрешения которых регламентируется ст. 38 ТК РФ важно обратить внимание на основные стадии её реализации.

Рассматривая и анализируя различные переговорные процедуры студенту необходимо обратить внимание на гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, участвующим в коллективных переговорах. Эти гарантии делятся на общие и дополнительные. К общим гарантиям и компенсациям относятся: 1) освобождение лиц, участвующих в переговорах, от основной работы на все время коллективных переговоров, определяемых соглашениями сторон, но не более трех месяцев; 2) сохранение средней заработной платы на все время коллективных переговоров, определяемых соглашением сторон, но не более трех месяцев. Дополнительные гарантии предусмотрены только для представителей работников.

Представители работников в период коллективных переговоров без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство (выборного органа первичной профсоюзной организации не могут быть: а) подвергнуты дисциплинарному взысканию; б) переведены на другую работу; в) уволены по инициативе работодателя. Но при  этом следует иметь в виду, что перечисленные выше дополнительные гарантии не применяются в отношении представителей работников, если они совершают проступки, за которые в соответствии с действующим трудовым законодательством возможно наложение дисциплинарного взыскания (например, прогуливают в дни переговоров, появляются на переговорах в состоянии алкогольного опьянения и т.п.).

Среди актов социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в рамках организации важнейшее место принадлежит коллективному договору. Современный коллективный договор по своему значению является своеобразным трудовым кодексом, регулирующим труд работников в конкретной организации. В соответствии с частью первой ст. 40 ТК РФ коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей.

Коллективный договор может заключаться как на уровне организации в целом, так и на уровне обособленных структурных подразделений. Однако, необходимо помнить, что в любом случае стороной коллективного договора выступает работодатель.  Исходя из правоприменительной практики, возможны три варианта сочетания коллективных договоров, заключаемых с одним работодателем: 1) заключается коллективный договор, положения которого распространяются на всех работников организации, в том числе работников обособленных структурных подразделений; 2) заключается один коллективный договор, положения которого распространяются на всех работников организации и в то же время заключаются коллективные договоры в обособленных структурных подразделениях; 3) коллективные договоры заключены только в обособленных структурных подразделениях, но нет общего коллективного договора для организации в целом.

Содержание коллективного договора составляют согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации и включенные в текст коллективного договора. Все условия, составляющие содержание коллективного договора делятся на: обязательственные, нормативные, организационно-правовые и информационные.

Обязательственные условия предусматривают необходимость осуществления конкретных мер, различными субъектами социально-трудовых отношений, направленных на совершенствование организации труда, улучшение охраны труда (например, обязательство работодателя внедрить новую технику, закупить новое оборудование и т.п.).

Нормативные условия (положения) коллективного договора по своей сути являются локальными нормами трудового права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников данной организации либо её структурной единицы, работников, работающих у индивидуального предпринимателя. Нормативные условия призваны решать три группы правовых вопросов: 1) когда законодательство прямо предусмотрело колдоговорной порядок их решения; 2) когда существует явный пробел в законодательстве, но его решение колдоговорным путем не противоречит общим принципам права и законодательства; 3) когда общие положения законодательства уточняются (конкретизируются) применительно к особенностям данной организации (структурного подразделения)[1].

Организационно-правовые условия, определяют порядок начала переговоров, их ведения, порядок разрешения разногласий, срок действия коллективного договора, регламентируют процедуры внесения изменений и дополнений в коллективный договор и т.п.

Информационные условия знакомят работников организации с отдельными правовыми положениями, закрепленными в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права.

Заканчивая изучение вопроса о понятии, содержании и структуре коллективного договора, студенту  следует обратить внимание на ст. 43 ТК РФ, определяющую сроки, сферу действия коллективного договора, условия сохранения его действия при реорганизации, смене формы собственности, а также распоряжении трудового договора с руководителем организации.

Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (часть 1 ст. 45 ТК РФ).

По числу сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двухсторонними (когда в переговорах участвуют представители работников и работодателей) и трехсторонними (когда кроме названных выше представителей в заключении соглашения участвуют представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, не являющихся работодателями или их представителями.

В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений соглашения подразделяются на следующие виды: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Студенту необходимо четко усвоить понятие соглашения, важнейшие вопросы по которым в них могут включаться взаимные обязательства, виды соглашений, содержание и структуру. Особое внимание следует уделить порядку разработки проекта соглашения и заключения, а также процедуре внесения в его содержание изменений и дополнений.

Во время сдачи зачета и экзамена студенты не всегда полно и аргументировано излагают вопрос об ответственности сторон социального партнерства. В этой связи студенту необходимо тщательно изучить правовые положения, закрепленные в ст.ст. 54 и 55 ТК РФ и в статьях 5.27 – 5.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В ходе их анализа следует установить виды возможных правонарушений в сфере социального партнерства и установленную за них ответственность в виде административного штрафа с указанием пределов его размера.

Следует также иметь в виду, что за виновное неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению представители работодателя могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности по нормам трудового законодательства.

 

Задачи

1. Профсоюзный комитет производственного кооператива “Валенок” обратился к председателю правления Летягину с предложением о заключении коллективного договора. Соответствующее решение было принято на собрании членов первичной профсоюзной организации, объединяющей 10 рабочих основного производственного цеха — членов кооператива и 14 наемных работников.

Летягин вынес рассмотрение вопроса на заседание правления. В отрицательном решении этого органа было отмечено, что коллективные договоры в кооперативах не заключаются.

(Обсуждение можно инсценировать).

Дайте оценку законности позиции каждой из сторон возникшего конфликта.

2. На химкомбинате действовали две профсоюзные организации, входящие в разные общероссийские профобъединения. Перед началом переговорной процедуры по заключению коллективного договора 16 работников компьютерного центра создали и зарегистрировали свой самостоятельный профсоюз и избрали профком. На конференции обсуждались три проекта коллективного договора, все были утверждены и подписаны генеральным директором и председателями соответствующих профкомов.

Комитет по труду и занятости областной администрации, куда договоры были представлены для регистрации, возвратил эти акты, указав на необходимость представления только одного коллективного договора.

Обоснован ли отказ? Каков порядок заключения коллективных договоров в организациях с несколькими профсоюзами?

3. В государственном университете было разработано положение о социальной поддержке работников университета. В нем, в частности, предусматривалось предоставление матерям (членам профсоюза), имеющим детей в возрасте от 3 до 5 лет, дополнительного семидневного отпуска с сохранением заработной платы и молодым преподавателям беспроцентных займов и субсидий на приобретение жилья.

Руководствуясь  этим положением, ректор  отказал в предоставлении дополнительного отпуска преподавателю Ершовой,  поскольку она не состояла в профсоюзе, а доценту Карасеву в выдаче денежной суммы, так как он не является преподавателем.

Последовали заявления в суд. Суд в удовлетворении исков отказал, сославшись на то, что подобные правила могут устанавливаться лишь в коллективном договоре, зарегистрированном в установленном порядке.

Прав ли суд? Какие приложения могут разрабатываться дополнительно к коллективному договору?

 

4. В коллективный договор трикотажной фабрики в июне было внесено дополнение, предусматривающее выплату межразрядной разницы. В связи с этим группа рабочих электроцеха обратилась с заявлением к директору о выплате межразрядной разницы за работы, выполненные в марте и апреле.

Подлежит ли удовлетворению это требование? В каком порядке вносятся изменения и дополнения в коллективный договор?

5. После курсовой подготовки Гаврилову была присвоена квалификация токаря 4-го разряда. Отработав месяц, он подал заявление об увольнении по собственному желанию. Директор ему в этом отказал и разъяснил, что согласно коллективному договору после окончания обучения необходимо отработать на заводе два года.

Действительно ли такое условие коллективного договора?

6. При заключении коллективного договора профсоюзный комитет мебельной фабрики предложил включить пункты, устанавливающие преимущественное право приема на работу детей ветеранов труда, устную форму заключения договора о полной материальной ответственности, увольнение работников по инициативе работодателя только с согласия профкома.  Директор отказался принять такие условия, полагая, что они противоречат действующему законодательству.

Как разрешить этот спор?

7. В коллективный договор завода радиодеталей были включены следующие пункты: 1) в целях оказания помощи подшефному колледжу отработать на строительстве учебного корпуса каждым работником 50 человеко-дней; 2) предоставлять новаторам и передовикам производства отпуска летом; 3) к нарушителям трудовой дисциплины применять следующие санкции: перенесение отпуска на осеннее или зимнее время, непредоставление льготных путевок в дома отдыха. Считая, что данные пункты коллективного договора противоречат действующему законодательству, работники сборочного цеха обратились за разъяснением в профсоюзную юридическую консультацию.

Составьте ответ юридической консультации.

8. При обсуждении проекта коллективного договора профком завода алюминиевых конструкций предложил включить в приложение к договору дополнительно шесть должностей работников с ненормированным рабочим днем для предоставления им дополнительного отпуска. Директор возразил и указал в протоколе разногласий, что выполнение обязанностей по этим должностям не требует ненормированного рабочего дня.

Кем и какое постановление должно быть принято по протоколу разногласий?

9. Профсоюзный комитет частного маслозавода поставил перед собственником завода вопрос о снятии начальника отдела снабжения с занимаемой должности в связи с тем, что он не обеспечил выполнение условий коллективного договора о приобретении спецодежды и других средств индивидуальной защиты работников. Отсутствие их было причиной нескольких несчастных случаев.

Какое решение может быть принято заводчиком? Какие вы знаете виды ответственности за неисполнение обязательств по коллективному договору?

10. При проверке исполнения обязательств по коллективному договору на заводе бытовой химии установлено, что профком не выполнил обязательств по организации работ на строительстве жилья на общественных началах, в связи с чем директор был вынужден пригласить временных работников, на оплату труда которых произвела затраты, не предусмотренные сметой. Директор завода сделал представление обкому профсоюза о наказании в дисциплинарном порядке председателя профкома.

Какое решение должно быть принято обкомом профсоюза? Составьте его проект.

11. При проверке соблюдения законодательства о труде в организации “Маяк” государственным правовым инспектором труда было выявлено следующее: 1) коллективный договор утверждался по структурным подразделениям с января по март; 2) на момент проверки часть обязательств работодателем и профкомом не выполнена; 3) в содержание коллективного договора включены следующие условия: лишение всех членов бригады месячных и квартальных премиальных выплат, если один из членов бригады нарушит трудовую дисциплину; явка всех работников на работу не менее чем за 15 мин до начала смены. Считая это нарушением действующего законодательства, инспектор потребовал внесения соответствующих изменений в коллективный договор.

Обоснованно ли такое требование?

12. Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в одном из пунктов заключенного на очередной год соглашения зафиксировала правило о разрешении всех разногласий между работодателями и работниками только путем переговоров и отказ от применения забастовок. Со ссылкой на это соглашение генеральный директор организации “Эра” обратился в областной суд с заявлением о признании незаконной забастовки рабочих филиала “Рекорд”, требующих выплаты задолженности по заработной плате и осуществления мероприятий по технике безопасности, предусмотренных коллективным договором.

Каким должно быть постановление областного суда?

13. Областное объединение работодателей и совет областной организации ФНПР заключили соглашение по социально-трудовым отношениям, одним из условий которого была выплата выходного пособия при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников в размере трехмесячного среднего заработка.

В предпоследнем пункте было сказано, что работодатели, не участвовавшие в заключении соглашения, могут к нему присоединиться, а не желающие это сделать вправе в течение 30 календарных дней со дня опубликования данного акта в областной газете представить мотивированный отказ. При его отсутствии условия соглашения будут распространяться на них автоматически.

Последний пункт определял, что соглашение вступает в силу со дня официального опубликования. Оно появилось на страницах областной газеты 1 апреля.

Через две недели государственный инспектор труда оштрафовал директора трикотажной фабрики Пискунова, который отказался выплачивать выходное пособие в размере, превышающем средний месячный заработок. В объяснении директор указал, что фабрика не является членом объединения работодателей, поручения подписывать соглашение руководству объединения не давала. А раз он (директор) в переговорах не участвовал, то установки соглашения для него не обязательны.

Какое решение будет принято органом, которому придется рассматривать жалобу директора фабрики на действия инспектора?

 Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль договоров и соглашений в области правового регулирования труда?

2. Скольких субъектов коллективных договоров и соглашений вы можете назвать?

3. Каков порядок разработки и принятия коллективного договора на предприятии?

4. Как классифицируются условия коллективного договора?

5. Какие приложения составляют неотъемлемую часть коллективного договора?

 

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ.
ПОСТАНОВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ

 Конвенция МОТ № 87 (1948 г.) “О свободе ассоциации и защите права на организацию” // Международная организация труда. Конвенции, документы, Материалы. М., 2009.

Конвенция МОТ № 98 (1949 г.) “О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров” // Международная организация труда. Конвенции, документы, Материалы. М., 2009.

Конвенция МОТ № 91 (1951 г.) «О коллективных договорах» // Международная организация труда. Конвенции, документы, Материалы. М., 2009.

Конвенция МОТ № 154 (1981 г.) «О содействии коллективным переговорам» // Международная организация труда. Конвенции, документы, Материалы. М., 2009.

Рекомендация МОТ № 91 «О коллективных договорах» // Международная организация труда. Конвенции, документы, Материалы. М., 2009.

Рекомендация МОТ № 163 «О содействии коллективным переговорам» // Международная организация труда. Конвенции, документы, Материалы. М., 2009.

ФЗ от 12 января 1996 г. “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”  с последующими изменениями // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148; 2002. № 13. Ст. 1093, № 30. Ст. 3029, 3033; 2008. № 30. Ст. 3616.

ФЗ от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2218.

ФЗ от 30 октября 2002 г. «Об объединениях работодателей» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4741; 2005. № 50. Ст. 5243.

Положение о порядке подготовки и заключения Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений: Утв. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. // САПП РФ. 1994. № 29. Ст. 2680.

Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2007 г. «Об утверждении порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению» // БТ СЗ 2007. № 7; 2008. № 9.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013  годы // БТ СЗ. 2011. № 1.

Макет федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения. Утв. пост. Минтруда РФ от 9 октября 2003 г. // БМТ РФ. 2003. № 11.

Макет коллективного договора. Утв. пост. Минтруда РФ от 9 октября 2003 г. // БМТ РФ. 2003. № 11.

 

 

С П Е Ц И А Л Ь Н А Я   Л И Т Е Р А Т У Р А

Гусов К.Н. Общая ценность коллективного договора как акта социального партнерства // Известия МГИУ. 2006. № 2.

Догадов В. М. Этапы советского коллективного договора // Изв. АН СССР. Отд. экономики и права. 1948. № 1.

Ершова Е.А. Коллективные договоры – вид нормативных правовых договоров, содержащих нормы права // Трудовое право. 2008. № 10.

Жарков Б. Н. Профсоюзы и коллективные договоры в капиталистических странах. М., 1983.

Корпоративные соглашения в сфере социально-трудовых отношений / Под ред. К.Д. Крылова. М., 2005.

Лушникова М. В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства (сравнительно-правовое исследование). Ярославль, 1997.

Москаленко Г. К. К вопросу о первом коллективном договоре в России // Вопросы истории. 1961. № 6.

Нуртдинова А. Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в современной России. М., 1998.

Сошникова Т.Л.. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Трудовое право. 2008. № 12.

Урсалова О. В. Из истории правового регулирования коллективных договоров в России // Правоведение, 2002. № 3.

Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации. Омск, 2005.

Шебанова А.И.  Новое в правовом регулировании коллективных переговоров // Вопросы трудового права. 2006. № 11.

Шебанова А.И. Коллективный договор // Вопросы трудового права. 2006. № 12.



[1] Смирнов О.В., Снигирева И.О. Указ. соч. С. 187.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!