Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Трудовое право»»

/ Трудовое право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Модуль 6. Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства

 

Теоретические занятия (лекции) - 2 часа.

Лекция 6. Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства

Тип лекции - информационная лекция.

Структура лекции (вопросы):

Основные тезисы лекции:

1. Правовое регулирование обеспечения трудовой занятости

2. Государственная политика в сфере занятости и трудоустройства

3. Понятие занятости

1. Правовое регулирование обеспечения трудовой занятости. Традиционно проблемы занятости и трудоустройства включались в программу курса «Трудовое право», а в КЗоТ имелась глава III-А «Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд» (состоящая, кстати, всего из трех статей). Статья 2 ТК и сегодня называет в числе принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений такой принцип, как защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.

В определенной степени самостоятельность этих двух отраслей подтверждается Классификатором правовых актов, утвержденным Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. (в ред. от 5 октября 2002 г.), а также ст. 1 ТК.

База для данной самостоятельной отрасли права формируется и путем принятия на разных уровнях нормативных актов, направленных на регулирование вопросов занятости и трудоустройства. Так, например, Правительство РФ своим распоряжением от 6 мая 2003 г. одобрило Концепцию действий на рынке труда на 2003 - 2005 гг. Концепция определяет основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан.

Анализ правовой базы в области занятости свидетельствует о полноте системы законодательства о занятости, однако оно громоздко и не совсем эффективно.

Сам по себе вопрос о месте норм о содействии трудовой занятости и их месте в системе права вызывает определенные затруднения в юридической науке. Закон не может достичь преследуемой цели, если сознательно или неосознанно не соблюдается лицами, которым он адресован, а также не всегда ведется полный учет его нарушений.

Анализ законодательства России с начала XX в. по настоящее время свидетельствует, что законодательство о занятости населения всегда состояло из правовых норм, не относящихся к какой-то одной отрасли права.

Правовые нормы, регулирующие отношения в сфере содействия трудовой занятости населения в настоящее время, содержатся также в законодательстве различных отраслей права. Примерами могут служить Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральный закон от 24 декабря 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» и др.

С середины 1990-х гг. институт обеспечения (содействия) занятости (без термина «трудовой» и т.п.) стали признавать и в литературе. В настоящее время это делают многие учебники по трудовому праву. Правда, в разной интерпретации и с неодинаковым содержанием. При этом забывая добавить слова: «трудовой занятости, основанной на трудовом договоре (имеющей целью заключение такового)». Кроме того, нередко отождествляют институт обеспечения (содействия) занятости с институтом трудоустройства, по сути, объединяя их. Так, К.Н. Гусов и В.Н. Толкунова пишут об «институте содействия занятости и трудоустройства», при этом выделяя в качестве самостоятельного еще один – «институт подготовки кадров и повышения квалификации на производстве».

Это давало возможность специалистам в области трудового права считать правоотношения по трудоустройству и занятости или предшествующими трудовым (А.Д. Зайкин), или производными от трудовых (Л.А. Сыроватская) и включать их в предмет трудового права. А.Д. Зайкин, например, выделял правоотношения по трудоустройству и занятости как единство трех взаимосвязанных, но разных видов отношений, которые являются «факультативными спутниками» трудовых и являются отношениями, предшествующими трудовым, возникающими до их появления.

В современной научной литературе применительно к правоотношениям по содействию занятости и трудоустройству часто используется формулировка «правоотношения, тесно связанные с трудовыми». Авторы при этом часто опираются на высказывание Н.Г. Александрова о том, что поскольку такие правоотношения предполагают существование в настоящем, будущем или в прошлом трудовых правоотношений, то без трудовых правоотношений «бытие этих (производных) отношений было бы лишено смысла или вообще невозможно». Действительно, часть отношений в сфере содействия трудовой занятости населения являются тесно связанными с трудовыми, но это только правоотношения по содействию в обеспечении занятости и трудоустройства, как они именуются в одном из учебников, изданных после вступления в силу Трудового кодекса РФ.

Природа пособия по безработице, его история возникновения и развития, мировая практика предоставления, несомненно, делают такое пособие «составной частью отношений по социальному обеспечению». В науке также высказаны мнения, что право социального обеспечения регулирует выплату пособия по безработице, а трудовое право занимается проблемами занятости и трудоустройства.

В сферу трудового права входят правовые нормы, направленные на предотвращение необоснованного прекращения трудового договора, правила заключения трудового договора, охраны трудовых прав работающих граждан. Однако некоторые из перечисленных отношений входят не только в сферу трудового права. Например, отношения по трудоустройству инвалидов с намерением заключить трудовой договор можно отнести как к трудовому праву, так и к праву социального обеспечения. Действительно, в силу действующего законодательства одной из мер социальной защиты выступает реабилитация, которая включает и профессиональную. Трудоустройство - один из элементов профессиональной реабилитации. Однако ст. 1 ТК РФ относит отношения по трудоустройству у данного работодателя к предмету трудового права.

В этой связи представляется более правильной позиция тех авторов, которые предлагают рассматривать трудоустройство инвалидов в двух аспектах: и с точки зрения социального обеспечения, и как гарантию в сфере занятости. В последнем случае речь идет о трудоустройстве как форме содействия трудовой занятости.

Приведенные примеры лишний раз свидетельствуют о многоотраслевом регулировании отношений в сфере содействия трудовой занятости населения. Это не могло не сказаться на содержании действующего Закона о занятости населения в России и странах СНГ.

Взаимосвязь с правовыми нормами трудового законодательства имеют следующие статьи Закона о занятости в РФ: ст. 8, подтверждающая право граждан на выбор места работы и говорящая об оформлении решения о приеме на работу путем заключения трудового договора; ст. 21 (п. 5) - о включении в коллективный договор конкретных мер по обеспечению, сохранению занятости, ст. 24 (п. п. 2, 3) - о заключении и расторжении срочного трудового договора на общественных работах и об оплате труда на этих работах; ст. 21 (п. п. 2, 3) - об условиях массового увольнения работников.

Непосредственную связь с правовыми нормами гражданского права имеет ст. 2 Закона о занятости в РФ, относящая к числу занятых граждан следующих лиц: занимающихся предпринимательской деятельностью; занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам; выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющихся членами производственных кооперативов (артелей); являющихся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. Аналогичная взаимосвязь с правовыми нормами трудового законодательства имеется и в законах о занятости стран СНГ.

Статья 11 Закона о занятости, упоминающая о праве граждан на защиту своих интересов путем обжалования решений, действий, бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в суд, корреспондирует со ст. 46 Конституции РФ и дает основание для обращения к гражданскому процессуальному праву и ГПК РФ по поводу выяснения механизма реализации права на судебную защиту прав граждан.

Нормы финансового права необходимы для претворения в жизнь ст. 22 Закона, определяющей источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения.

Наибольшее количество статей Закона о занятости (ст. ст. 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35) являются правовыми нормами, относящимися к праву социального обеспечения. Именно они регулируют отношения, связанные с условиями, порядком назначения и выплаты пособия по безработице, стипендии, досрочной пенсии безработным.

Реализовать все сказанное в данном Законе и подзаконных нормативных правовых актах невозможно без привлечения отраслевого законодательства, особенно когда Закон содержит отсылки к федеральным законам. Такие отсылки имеют место в: п. 1 ст. 3 по поводу принятия решения о признании инвалида безработным; ст. 11 «Право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц»; п. 2 ст. 13 - об установлении квоты для приема на работу инвалидов; п. 4 ст. 30 - о выплате дополнительного пособия по безработице пострадавшим на ЧАЭС; ст. 37 - по поводу добровольного страхования на случай потери работы.

Если в кодексах содержатся правовые нормы, имеющие значение для всех безработных граждан (например, ст. 19.7 КоАП, ст. ст. 80, 85, 87, 89, 90, 93 СК РФ; ст. 122 ГПК РФ), то по отношению к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, необходимые правовые нормы содержатся в Федеральных законах: от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; Закон от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и др.

Большая разбросанность взаимосвязанных правовых норм не только затрудняет их применение, но и приводит к их несогласованности. Так, в 2003 г. в ст. 29 (п. 1) Закона о занятости появился перечень уважительных причин увольнения по собственному желанию, при наличии которых безработные получают пособие по безработице в большем размере и более длительный период, чем все остальные граждане, расторгнувшие трудовой договор по собственной инициативе. Это уже не первый такой перечень. Вспомним, что первый из них (для исчисления непрерывного стажа) содержится в разъяснении Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 9 июля 1980 г., второй (для выплаты пособия по беременности и родам женщинам, получившим листок нетрудоспособности в течение месяца со дня увольнения) - в п. 9 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883. Сравнительный анализ этих перечней дает основание утверждать, что самым удачным из приведенных перечней является тот, который содержится в ст. 29 (п. 1) Закона о занятости, хотя непонятно, почему к основаниям расторжения трудового договора по собственному желанию отнесено увольнение в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений: это противоречит ст. 83 ТК РФ.

На сегодняшнем этапе развития общества мы наблюдаем ситуацию, когда постепенно формируется практически новая отрасль права, включающая в себя отношения по трудоустройству и занятости. На наш взгляд, уже можно говорить о выделении из трудового права значительного круга общественных отношений, тесно связанных с трудом, которые могут составить основу самостоятельной отрасли законодательства о занятости и трудоустройстве (как в свое время произошло с правом социального обеспечения).

В пользу этого тезиса свидетельствует наличие большого количества нормативного материала, специфический предмет правового регулирования (законодательство о занятости и трудоустройстве регулирует вопросы, отличные от трудового законодательства, имеет при этом и специальных субъектов - это не работники, а люди, ищущие работу или потерявшие ее).

Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что законодательство о занятости реально выступает комплексным и межотраслевым, нормы которого содержатся в нормативных правовых актах различных отраслей права (конституционного, трудового, финансового, гражданского, жилищного, права социального обеспечения).

2. Государственная политика в сфере занятости и трудоустройства. Базовыми принципами государственной политики в сфере занятости необходимо считать полную свободу при осуществлении выбора вида занятости, которая исходит из исключительного права человека (гражданина) самостоятельно распоряжаться личными способностями к осуществлению трудовой деятельности. Принципом политики занятости является невозможность любого принуждения к осуществлению трудовой деятельности, за исключением случаев, которые описаны в действующем законодательстве, а также главенство активной политики занятости и ориентированность на существование полной и продуктивной государственной политики в данной области. К принципам также относятся:

- обеспечение одинаковых возможностей людей в использовании их способности к трудовой деятельности и выборе разновидности занятости;

- приоритет прав российских граждан на получение свободных рабочих мест;

- ориентированность пассивной политики в сфере занятости на общественную защищенность безработных людей;

- направленность на ускорение процесса поиска работы, на установление условий увеличения значения конкурентоспособности людей с ограниченными возможностями на рынке труда.

Последним главным принципом можно назвать систематизацию способов по обеспечению занятости, которые используются всеми участниками рынка труда.

Определенные задачи государства, которые изменяются в зависимости от экономической ситуации нашего общества на данном этапе, существующего в это время состояния рынка труда, были описаны в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.). В ней указано, что для роста рынка труда в данный промежуток времени нужно не только изменять в сторону усовершенствования трудовое законодательство Российской Федерации, но и стимулировать мобильность рабочей силы, увеличивать качество помощи государственных услуг в области содействия занятости общества.

С целью увеличения значения мобильности рабочей силы необходимо в среднесрочной перспективе принять меры для отказа от административных ограничений миграции рабочей силы внутри государства, образования действенного механизма информированности граждан о возможностях трудоустройства в разных регионах России, создания экономических условий, способствующих беспрепятственной миграции рабочей силы; создания механизмов, способствующих доступности найма и покупки жилья.

 

3. Само понятие занятости Законом «О занятости населения в Российской Федерации» толкуется определительно к каждому отдельному гражданину. Согласно статье 1 Закона о занятости занятость - это деятельность граждан:

- связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей;

- не противоречащая законодательству Российской Федерации;

- приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Термин «заработок» означает вознаграждение за труд, которое получают граждане, работающие по трудовому договору (контракту). Этот заработок включает в себя тарифную ставку или оклад, а также премии, иные поощрительные выплаты, которые установлены в централизованном порядке или в отраслевом тарифном соглашении, коллективном договоре, индивидуальном трудовом договоре.

Понятие «трудовой доход» применяется, как правило, в других случаях, когда речь идет о вознаграждении за личный труд граждан, занимающихся предпринимательством, самостоятельно обеспечивающих себя работой, получающих вознаграждение по гражданско - правовым договорам и т.п.

В указанной статье также декларируется исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Заметим, что здесь приводится право граждан в измененном виде по сравнению с текстом статьи 37 Конституции РФ. Там право работников изложено значительно шире. Согласно пункту 1 статьи 37 труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Далее в статье 1 Закона о занятости содержится очень важное для многих граждан положение о том, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной ответственности и иной ответственности, отвечающее тексту пункта 1 статьи 37 Конституции РФ, где сказано, что труд свободен.

В то же время вызывает большие сомнения фраза о том, что принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Дело в том, что в пункте 2 упомянутой статьи 37 сказано о том, что «принудительный труд запрещен». Поэтому принятие какого-либо закона, предусматривающего принуждение к труду в той или иной форме, при тех или иных обстоятельствах будет противоречить Конституции РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции.

К занятым, не имеющим права на регистрацию в качестве безработных, статьей 2 Закона о занятости отнесены следующие категории граждан. Во-первых, граждане, работающие по трудовому договору (контракту) на предприятиях, в учреждениях, организациях, у частных лиц, независимо от форм собственности, а также в международных и иностранных организациях как на территории России, так и за рубежом. К ним принадлежат и «граждане, выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени (неполная рабочая неделя или неполный рабочий день), а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 настоящего Закона)».

Также  занятыми считаются лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, например, таковым признается глава крестьянского (фермерского) хозяйства. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства.

В-третьих, к занятым отнесены граждане, «выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей)». Гражданско - правовые договоры (договоры подряда) относятся к области не трудового, а гражданского права. Поэтому отношения, возникающие между сторонами таких договоров, одной из которых является гражданин, считающийся занятым, регламентируются ГК РФ (см., например, договор комиссии (глава 51 ГК РФ), агентский договор (глава 52 ГК РФ) и т.д.).  

В-четвертых, к занятым отнесены граждане, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел.

В-пятых, к занятым отнесены граждане, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения.

В-шестых, к занятым гражданам отнесены граждане, временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами. При этом если речь идет об отпуске, то подразумевается не только очередной, но и учебный отпуск, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до исполнения ему трех лет, отпуск без сохранения заработной платы (как вынужденный, так и предоставленный по желанию работника).

Временное отсутствие на работе может быть также вызвано: выполнением государственных и общественных обязанностей (например, участием гражданина в судебном заседании в качестве свидетеля, эксперта, переводчика); нахождением работника на обследовании в медицинском учреждении, служебной командировке; участием во внедрении изобретений или рационализаторских предложений не только на своем, но и на другом предприятии; пребыванием на военных сборах.

В седьмых, к занятым отнесены граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Таким образом, реализация права граждан на занятость и трудоустройство в вышеперечисленных формах соответствует в целом международной классификации, рекомендованной Резолюцией Международной конференции статистиков труда 1993 г. В международной статистике все население подразделяется на экономически активное (обеспечивает предложение труда на рынке товаров и услуг) и экономически неактивное. И безработные, и занятые относятся к экономически активному. Деление по таким категориям имеет практическое значение для учета уровня экономической активности и безработицы, количества занятых и безработных, оценки предложения труда и его динамики. Однако существует недостаток такой классификации - за ее пределами остается многочисленная, но оказывающая большое влияние на состояние социальной жизни общества группа. Эти лица выполняют не относящуюся к видам занятости деятельность, но не менее социально важную, а именно ведут домашнее хозяйство, ухаживают за детьми и за нетрудоспособными родственниками, осуществляют иную неоплачиваемую деятельность. Учет их в официальной статистике способствовал бы более объективным и достоверным данным о состоянии рынка труда, совершенствованию государственной политики.

 

Практическое занятие 11.

Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов. 

Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства

(2 час)

 

Вопросы к практическому занятию

1.     Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

2.      Понятие занятости.

3.     Правовой статус безработных граждан.

 

Методические рекомендации

При изучении данной темы, прежде всего, следует уяснить, что Конституция РФ (ст. 37), провозглашая принцип свободы труда, не закрепляет возможность получения каждым гарантированной работы. Вместе с тем, предоставляя каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, Конституция гарантирует право на защиту от безработицы.

Отношения по занятости и трудоустройству предшествуют собственно трудовым. Включение в предмет трудового права группы отношений, связанных с обеспечением занятости, обусловлено формированием в новых экономических условиях России рынка труда и появлением такого негативного явления, как безработица. Именно в отношениях по занятости и трудоустройству появляется конкретный работодатель, с которым работнику предстоит заключить трудовой договор. По этой причине отношения по занятости и трудоустройству входят в предмет трудового права. Правовую основу регламентации отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства, составляют ст. ст. 34, 37 Конституции, гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Конституционным нормам должны соответствовать положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области занятости и трудоустройства. Специальным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области занятости и трудоустройства, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями. Первая глава названного Закона посвящена общим положениям, в ней даны понятия «занятость», «безработный», «подходящая работа», а также определены основные направления государственной политики в области занятости и основополагающие права органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во второй главе рассматриваемого Закона перечислены основные права граждан в области занятости. В третьей главе данного Закона определены основные государственные гарантии в области занятости. Четвертая глава указанного Закона посвящена вопросам регулирования и организации занятости населения. В пятой главе названного Закона помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения. В шестой главе этого Закона имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсациям, а также подготовке и переобучению граждан. В седьмую главу Закона включены две нормы об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости и ответственности за нарушение его положений. Нельзя не заметить, что вопросы осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения и привлечения к ответственности за нарушение установленных им правил не имеют достаточной правовой регламентации. В связи, с чем нарушение прав и свобод граждан в области занятости и трудоустройства зачастую проходит незамеченным для правонарушителей. Данная глава нуждается в разработке норм, которые могут составить правовую основу контроля за соблюдением законодательства о занятости и привлечения к ответственности за его нарушения.

 

Задача 1. Гражданка Царицына, проработавшая долгое время медсестрой, вынуждена была уволиться по собственному желанию в связи с необходимостью ухода за ребенком четырех лет, который серьезно заболел. Через два месяца ребенку стало значительно лучше, однако семейный доход уменьшился, поэтому она обратилась в орган службы занятости с целью поиска работы и за назначением пособия по безработице. Однако инспектором районного центра занятости ей было отказано в получении статуса безработной и назначении пособия в связи с тем, что она уволилась с прежней работы по собственной инициативе.

Прав ли инспектор? Если нет, то куда и в каком порядке можно обжаловать его решение?

 

Задача 2. Центр занятости выдал гражданину Щуршалову направление для поступления на работу в строительный трест «Домострой» на вакантное место инженера по технике безопасности, ранее заявленное этим трестом в службу занятости. Однако, обратившись с этим направлением в отдел кадров стройтреста, Шуршалов получил отказ в приеме на работу в связи с тем, что на это место неделю назад был принят другой квалифицированный работник, который сам обратился к руководству стройтреста.

Имел ли право строительный трест принимать на заявленное место работника без направления службы занятости? Дайте мотивированный ответ инспектора службы занятости. 

 

Задача 3. Житель Москвы заключил срочный трудовой договор с организацией во Владивостоке, где получил временную регистрацию по месту проживания. После истечения срока трудового договора он обратился за регистрацией в качестве безработного во Владивостокский районный центр занятости, который в регистрации ему отказал.

Оцените правомерность действий центра занятости. 

 

Вопросы для самоконтроля 

1.  Назовите нормативно-правовые акты, регулирующие занятость в Российской Федерации и раскройте их содержание.

2.  Раскройте содержание государственной политики в области содействия занятости населения.

3.  Назовите категории занятых граждан.

4.  Раскройте порядок признания гражданина безработным.

5.  Охарактеризуйте правовой статус безработного гражданина.

 

Практическое занятие 12.

Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов. 

Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства

(2 час)

 

Вопросы к практическому занятию 

1.Порядок назначения и сроки выплаты пособий по безработице.

2. Размер пособия по безработице.

3. Понятие подходящей работы и значение этого термина.

4. Понятие и организация общественных работ.

 

Задачи

Задача 1.     Безработный Смирнов в течение трех месяцев не получал пособия по безработице. На все его обращения в районный и городской центры занятости за пособием ему отвечали, что нет денег, т. к. они не перечислены из федерального бюджета. Смирнов подал исковое заявление в районный суд с просьбой взыскать в его пользу с районного центра занятости пособие по безработице за 3 месяца и дополнительно взыскать 10 000 рублей в виде компенсации морального вреда. Представитель центра занятости в суде пояснил, что иск нужно предъявлять к Министерству финансов РФ, т. к. деньги не поступили по их вине.

Какой орган несет ответственность перед безработным Смирновым?

 

Задача 2.     Неработающий Иванов обратился в орган службы занятости для регистрации его в качестве безработного. Орган службы занятости в регистрации отказал, ссылаясь на то, что он относится к категории занятого населения, поскольку является учредителем общественной организации «Свобода слова».

Правомерен ли отказ Иванову в регистрации его в качестве безработного? Какие категории граждан считаются безработными?

 

Задача 3.     Руководитель организации Крымов (58 лет) был уволен в связи со сменой собственника организации. В связи с невозможностью самостоятельно трудоустроиться он обратился в орган службы занятости для регистрации в качестве безработного. Учитывая, что Крымову до пенсии по старости осталось менее двух лет, орган службы занятости предложил ему досрочно перейти на пенсию по старости. Он от этого предложения отказался и просил зарегистрировать его в качестве безработного и выплачивать ему пособие по безработице.

Правомерны ли предложение службы занятости и отказ от него Крымова?

В каком случае орган службы занятости может предложить безработному досрочный выход на пенсию?

 

 

Практическое занятие 13.

Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов.

Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства

(2 час)

 

Вопросы к практическому занятию

1.  Субъекты, участвующие в обеспечении занятости граждан в РФ.

2.  Основные функции органов, осуществляющих содействие занятости населения. Права и обязанности органов службы занятости в сфере труда. 3.Содействие занятости граждан, нуждающихся в особой социальной защите.

 

Задачи

Задача 1. Студент пятого курса Колокольников, обучающийся по очной форме в негосударственном образовательном учреждении, обращался в различные организации с целью поиска работы по специальности, но везде получал отказ. Тогда он обратился в городской центр занятости с просьбой признать его безработным и подыскать подходящую работу. Какое решение должен принять центр занятости? Какие категории граждан не могут быть признаны безработными?

 

Задача 2. Гражданин Иноземцев обратился в районный центр занятости с целью поиска работы. Представив все необходимые документы, через 11 дней он был признан безработным, ему было назначено соответствующее пособие. Однако через два месяца выяснилось, что Иноземцев – инвалид III группы и получает пенсию по инвалидности. Служба занятости прекратила выплату пособия, мотивировав это тем, что Иноземцев получает пенсию по инвалидности, и, кроме того, обратилась в суд иском о взыскании выплаченных сумм. Какое решение должен принять суд? Назовите функции службы занятости?

 

Задача 3. Гражданка Васильева после ликвидации предприятия «Фараон» была безработной в течение года. После годичного срока выплаты пособия по безработице она устроилась на работу с испытательным сроком на три месяца. По окончании испытательного срока была уволена как не справившаяся с испытанием, в связи с чем обратилась в службу занятости. Может ли Иванова быть признана безработной? Имеет ли она право на пособие по безработице и в каком размере? Дайте ответ.

 

Задача 4. Безработный Сикайло при регистрации в качестве безработного в центре занятости предоставил справку о заработной плате с последнего места работы, равной 20 000 рублей в месяц. Однако за первый месяц он получил пособие в размере 2800 рублей. Сикайло обратился в центр занятости с заявлением пересчитать пособие, чтобы оно соответствовало 75 % его среднего заработка. Как определяется размер пособия по безработице?

 

Задача 5. Гражданка Ефимова, проработавшая в НИИ «Тяжмашбумтранс» более 20 лет в качестве бухгалтера-экономиста, была уволена по сокращению штатов. Обратившись в службу занятости, она получила предложение поступить на работу в фирму «Солнцедар», расположенную в том же районе города, на должность главного бухгалтера с окладом почти вдвое выше прежнего, но по срочному трудовому договору на год. Ефимова сочла предложенную работу неподходящей, так как прежний ее трудовой договор был бессрочным. Можно ли считать подходящей предложенную Ефимовой работу?

 

Задача 6. Ранее не работавший и не имеющий специальности Свидельский обратился в районный центр занятости, где был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы. Там ему предложили получить профессию фрезеровщика в учебном комбинате и выдали соответствующее направление. Свидельский отказался, заявив при этом, что с 3-м разрядом, который там дают после окончания обучения, работу он не найдет никогда. Через два дня инспектор центра предложила ему временную работу, связанную с ремонтом городских улиц. Свидельский обещал подумать, но через 10 дней пришел в центр занятости и объявил, что такая работа его не устраивает, и потребовал признать его безработным. Инспектор сказала ему, что в соответствии с законодательством безработным он признан быть не может. Свидельский обжаловал решение службы в прокуратуру. В роли прокурора дайте мотивированный ответ заявителю.

 

Задача 7. Бывшая домохозяйка Смирнова при регистрации в качестве безработного получила два варианта подходящей работы. Оба раза на собеседование она приходила к работодателям неряшливо одетая, в состоянии алкогольного опьянения. Работодатели оформляли отказ и сообщали о ее поведении в центр занятости, который принял решение об отказе в регистрации Смирновой в качестве безработной. Дайте правовую оценку этой ситуации.

 

Задача 8. Соседки по дому Захарова и Дмитриева решили обраться в районный центр занятости с целью трудоустройства. Захарова длительное время не работала, т. к. занималась воспитанием несовершеннолетней дочери. Дмитриева была уволена неделю назад из организации в связи с ее ликвидацией. На 11-й день после обращения обе были признаны безработными. Через 15 дней Захарова получила пособие по безработице, а Дмитриевой объяснили, что право на пособие у нее возникнет через три месяца после увольнения. Законны ли действия центра занятости?

 

Задача 9. Орган службы занятости предложил безработному экономисту Сидорову участвовать в общественных работах. Сидоров отказался от участия, указав, что они не соответствуют его квалификации экономиста. Поскольку с момента регистрации Сидорова в качестве безработного прошло 4 месяца, орган службы занятости за отказ от участия в общественных работах прекратил выплату пособия по безработице. Правомерны ли действия органа службы занятости? Каков порядок привлечения граждан к общественным работам? Каков порядок приостановления и прекращения выплаты пособия по безработице?

 

Задача 10. Орган службы занятости снизил безработному Трифонову размер пособия по безработице на 20 % за отказ от 2-х вариантов подходящей работы на оставшийся период выплаты пособия (6 месяцев). Считая такое решение незаконным, Трифонов обжаловал его в судебном порядке. Какое решение должен вынести суд по спору? В каких случаях допускается снижение размера пособия по безработице и на какой срок?

 

 

Задания для самостоятельной работы

(6 часа)

 

Задание 1. Выясните, какими отличительными чертами характеризуется политика занятости, проводимая в субъекте РФ, в котором вы проживаете. Какие нормативные правовые акты составляют правовую основу этой политики?

Задание 2. Составьте таблицу основных прав безработного, его обязанностей и последствий невыполнения этих обязанностей.

Задание 3. Решите задачи.

Задачи

 

Задача  1.    Гражданка Васильева после ликвидации предприятия «Фараон» была безработной в течение года. После годичного срока выплаты пособия по безработице она устроилась на работу с испытательным сроком три месяца. После окончания испытательного срока была уволена как не справившаяся с испытанием, в связи с чем обратилась в службу занятости.

Может ли Иванова быть признана безработной? Имеет ли она право на пособие по безработице и в каком размере? Дайте ответ юриста.

 

Задача 2.      Гражданка Царицына, проработавшая долгое время медсестрой, вынуждена была уволиться по собственному желанию в связи с необходимостью ухода за ребенком четырех лет,  который серьезно заболел.  Через два месяца ребенку стало значительно лучше, однако семейный доход уменьшился, поэтому она обратилась в орган службы занятости с целью поиска работы и за назначением пособия по безработице. Однако инспектором районного центра занятости ей было отказано в получении статуса безработной и назначении пособия в связи с тем, что она уволилась с прежней работы по собственной инициативе.

Прав ли инспектор? Если нет, то куда и в каком порядке можно обжаловать его решение?

 

Задача 3.      Гражданка Ефимова, проработавшая в НИИ «Транссиб» более 20 лет в качестве бухгалтера-экономиста, была уволена по сокращению штатов. Обратившись в службу занятости, она получила предложение поступить на работу в фирму «Солнцедар», расположенную в том же районе города, на должность главного бухгалтера с окладом почти вдвое выше прежнего, но по срочному трудовому договору на год. Ефимова сочла предложенную работу неподходящей, так как прежний ее трудовой договор был бессрочным.

Можно ли считать подходящей предложенную Ефимовой работу?

 

Задача 4.      Центр занятости выдал гражданину Шишову направление для поступления на работу в строительный трест «Домострой»  на  вакантное место  инженера по технике безопасности,  ранее заявленное этим трестом  в службу занятости. Однако, обратившись с этим направлением в отдел кадров стройтреста, Шишов получил отказ в приеме на работу в связи с тем, что на это место неделю назад был принят другой квалифицированный работник, который сам обратился к руководству стройтреста.

Имел ли право строительный трест принимать на заявленное место работника без направления службы занятости? Дайте мотивированный ответ инспектора службы занятости.

 

Задача 5. Табакова, 42 лет, была уволена за нарушение трудовой дисциплины. Она обратилась в службу занятости и была признана безработной, однако в течение 12 месяцев не была трудоустроена. Служба занятости по истечении этого периода перестала выплачивать пособие. В течение следующих шести месяцев Табаковой так и не удалось найти работу, и она потребовала возобновить выплату пособия. Однако служба занятости отказала ей в этом. Табакова обратилась к юристу за разъяснениями.

Какой ответ должен дать юрист?

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!