Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Трудовое право»»

/ Трудовое право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

Практическое занятие 3.

Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов. 

Субъекты трудового права России (2 часа)

1.     Понятие и классификация субъектов трудового права.

2.     Физические лица как субъекты трудового права.

3.     Юридические лица как субъекты трудового права.

4.     Публичные образования (государство) как субъекты трудового права.

 

Методические рекомендации

 

Вопросу о субъектах трудового права следует уделить особое внимание. Трудовое право определяет правовое положение многих субъектов. Можно выделить основные пары субъектов: работодатель – работник (первичный производственный коллектив); работодатель (его представители) – трудовой коллектив или работники (их представители). Важно уяснить, что отношения между первой парой субъектов определяются производственной функцией трудового права, строятся на основе подчинения работника внутреннему трудовому распорядку, хозяйской власти работодателя и имеют целью эффективное использование наемного труда. Отношения между второй парой субъектов носят характер взаимодействия равных партнеров и определяются защитной функцией трудового права. На коллективном уровне трудовой коллектив как объединение работников с целью защиты своих интересов имеет разные возможности взаимодействия с работодателем. В рамках социального партнерства взаимодействуют работники (их представители) и работодатель, объединения работодателей. Представителем интересов работников во многих случаях выступает профсоюз. Студентам необходимо изучить правовое положение профсоюзов, их права.  

 

Задачи

Задача 1. Николаев, учащийся общеобразовательной школы (14 лет), был принят на работу в ООО «Мегус» доставщиком пиццы. Через неделю после начала работы его отец пришел в организацию и потребовал уволить сына как несовершеннолетнего. После разговора с ним руководитель ООО «Мегус» вызвал к себе Николаева и объяснил ему, что, так как обо всем узнали его родители, он не может нарушать трудовое законодательство, оставив его на работе и выплачивая ему заработную плату. 

Обладает ли Николаев трудовой правосубъектностью?

Правомерен ли был его прием на работу?

Имеет ли право руководитель организации отказать ему в продолжении работы и в выплате заработной платы?

 

Задача 2. После института Никитина Т.Н. проработала 2 года в НИИ, затем уволилась и стала работать в Центре научно-технической информации по договору возмездного оказания услуг. Руководитель Центра не выполнил в отношении Никитиной ряд своих устных обещаний, и поэтому, проработав в ЦНТИ 3 месяца, она устроилась на другую работу. Является ли Никитина Т.Н. субъектом трудового права. Входят ли эти 3 месяца в трудовой стаж, и должны ли ей сделать запись в трудовую книжку?

 

Задача 3. Анисимова была принята в члены ООО «Кедр» на основе договора о сотрудничестве. В течение полутора лет она работала в должности секретаря-референта, подчинялась внутреннему трудовому распорядку, ей был оплачен больничный лист и отпуск. По истечении полутора лет Анисимова решила уволиться по собственному желанию, ей была возвращена незаполненная трудовая книжка и сообщено, что она исключена из членов ООО «Кедр». Анисимова обратилась в суд с заявлением об установлении факта трудовых отношений и внесении записи в трудовую книжку. Какое решение должен принять суд, какие юридически значимые обстоятельства он должен выяснить? Чем отличается правовой статус работника и лица, работающего по гражданско-правовому договору? Возможно ли досудебное рассмотрение этого спора?

 

 

Практическое занятие 4.

Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов. 

Субъекты трудового права России (2 часа)

1.     Работник  как субъект трудового права.

2.     Работодатель как субъект трудового права. Правосубъектность работодателя. Классификация работодателей.

3.     Коллектив работников организации. Профессиональные союзы и их роль в правовом регулировании трудовых отношений. 

 

Задачи

Задача 1.      Директор завода сварочного оборудования обратился в комитет по труду и социальным вопросам областная администрации с просьбой запретить деятельность профсоюза, созданного на предприятии. При этом он ссылалась на то, что профсоюз нигде не зарегистрирован, чем нарушена ст. 8  Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Кроме того, директор пояснял, что профсоюзная организация вмешивается в его компетенцию, требуя согласования с ней oтдельных локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а также запрещая ему увольнять некоторых работников. 

Какой порядок создания профессиональных союзов установлен действующим законодательством? Где и  в каком порядке регистрируются профсоюзные организации? Кто и при каких условиях может запретить деятельность профсоюза? Выходит ли профсоюзная организация, созданная на заводе, за пределы своей компетенции в требованиях к директору?

 

Задача 2. После прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра, установленного для профессий работников, обеспечивающих движение поездов, Иванову, с детства страдавшему эпилепсией, было отказано в приеме на работу в качестве дежурного стрелочного поста.  Правомерно ли установление такого запрета?

 

Задача 3. Для подготовки проекта новых правил внутреннего трудового распорядка предприятия его руководитель пригласил адвоката одной из юридических фирм, поручив ему подготовить и представить проект на утверждение конференции трудового коллектива. Вправе ли работодатель назначить своим представителем перед трудовым коллективом лицо, не являющееся работником данного предприятия? Каковы полномочия работодателя при назначении своего представителя?

 

Задача 4. Государственный инспектор труда отказался обучать строительную фирму основам охраны труда, мотивируя это тем, что в организации не создан фонд оплаты труда и не утверждено штатное расписание. С какого момента работодатель становится субъектом трудовых правоотношений? Решите возникший спор.

 

Задача 5. По трудовому договору с ООО «Локомотив» бригада рабочих обязалась привести в порядок футбольное поле и отремонтировать трибуны за три недели. Работа бригады длилась всего 14 дней. По окончании работы во время расчета бригадир Сергеев потребовал выплатить всем членам бригады за сверхурочные работы. Директор ООО «Локомотив» отказался выполнить требование, ссылаясь на то, что договор был заключен непосредственно с Сергеевым как бригадиром, а состав и фамилии членов бригады указаны не были. Сергеев обратился в суд с требованием взыскать вознаграждение за сверхурочные работы. Какое решение должен вынести суд?

 

 

Управление самостоятельной работой студента – 6 часов.

Задания для самостоятельной работы

(6 часов)

Задание 1. Решите задачи.

 

Задачи

 

Задача 1. Сергеев отказался подписывать контракт с филиалом ЗАО «Березка», потребовав, чтобы в качестве работодателя был указан не филиал, а акционерное общество в целом. Он полагал, что только в этом случае приобретает право на получение оговоренных в коллективном договоре дополнительных социально-бытовых льгот. Руководитель филиала разъяснил Сергееву, что обособленные подразделения, к которым относится филиал, обладают правами заключения гражданско-правовых и трудовых договоров.

Проанализируйте правовой статус обособленного подразделения с точки зрения трудовой и гражданской правосубъектности. Будут ли распространяться на Сергеева нормы коллективного договора ЗАО «Березка»?

 

Задача 2. Главный бухгалтер организации Петров с разрешения генерального директора поступил работать по совместительству в акционерное общество. Через четыре месяца генеральному директору стало известно, что Петров работает также в производственном кооперативе. Генеральный директор потребовал от руководителя акционерного общества увольнения Петрова.

Обоснованны ли его требования?

 

Задача 3.      Пациентам психиатрической клиники была прописана трудовая терапия в виде вязания изделий из шерсти. Впоследствии эти вещи реализовывались руководством клиники. Опекун одного из больных обратился в суд о взыскании заработной платы, причитающейся, по его мнению, пациенту за проделанную работу. 

Какое решение должен вынести суд?

 

Задача 4.    Супруга слесаря Белкина обратилась к директору завода «Прогресс», где тот работал, и просила оказать воздействие на мужа, который пропивает почти всю заработную плату. Директор распорядился ежемесячно выдавая заработную плату Белкина его супруге. Узнав об этой Белкин обратился в КТС завода с требованием отменить это распоряжение,  так как в организации работает он, а не его супруга. 

Может ли быть ограничена трудовая дееспособное работника при вышеизложенных обстоятельствах? Сформулируйте решение КТС.

 

Задание 2. Напишите эссе на тему: «Трудовой коллектив как субъект трудового права» или выберите альтернативную тему, указанную  в списке эссе к модулю 2.

 

Задание 3. Ответьте на вопросы для самоконтроля

1.              Раскройте понятие «субъект трудового права».

2.              Что следует понимать под правовым статусом субъекта трудового права?

3.              Дайте классификацию субъектов трудового права и их видов.

4.              Какова характеристика гражданина как субъекта трудового права?

5.              Охарактеризуйте работодателя как субъекта трудового права.

6.              Трудовой коллектив как субъект трудового права.

7.              Профсоюзные органы как субъекты трудового права.

8.              Какие еще можно выделить субъекты трудового права?

 

Модуль 3. Трудовые правоотношения и производные от них виды правоотношений

 

Теоретические занятия (лекции) - 2 часа.

Лекция. Трудовые правоотношения и производные от них виды правоотношений

Тип лекции - информационная лекция.

Структура лекции (вопросы):

1. Понятие трудового отношения.

2. Стороны трудового отношения.

3. Содержание трудового отношения.

Основные тезисы лекции:

 

1. Реализация (осуществление) технологического процесса на практике именуется ведением техпроцесса. Ведение технологического процесса – это сложная система общественно значимых связей работодателя и работников в производственном цикле получения полуфабрикатов, изделий, товаров, оказания услуг, выполнения работ. Эта система и составляет содержание трудового отношения.

Трудовое отношение опосредуется социальными нормами, в том числе и нормами законодательства о труде. В производственных коллективах также действуют обычаи, традиции, нормы общественных организаций, например религиозные и др.

Социальные нормы -  это установленные определенными структурами гражданского общества, государством правила поведения людей, обеспеченные общественно значимым механизмом реализации. Среди них следует выделять систему социально – трудовых правил, которые программируют поведение участников процесса труда, в частности работодателя и работника.

Социально – трудовые нормы содержат информацию о правилах, в которых программируется, заранее задается вариант общественно значимого возможного или обязательного поведения наемного работника и работодателя в организации, а также последствия несоблюдения этих правил. Применение, исполнение, использование участниками совместного, подчиненного работодателю труда социально – трудовых норм обычно называется их реализацией.

В Трудовом кодексе РФ трудовые отношения определяются как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату определенной работы на условиях предусмотренных локальными нормами, законодательством о труде (ст. 15).

2. Сторонами трудового отношения, как правило, являются работодатель и работник. Реже – коллектив работников. Еще в ст. 30 КЗоТ РСФСР было закреплено, что трудовые отношения могут возникать у работодателя как «с отдельными лицами, так и группами их (артели и пр.)»

Определение стороны трудового отношения нашло закрепление в ст. 20 Трудового кодекса РФ. Работодатель – физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

3. Содержанием трудового отношения в литературе называют совокупность прав и обязанностей его сторон. Точнее было бы говорить не о суммативном объединении прав и обязанностей, а об их системе. Любое трудовое отношение – это социальная система, состоящая из определенных элементов, составных частей. Было бы ошибочным рассматривать ее как стабильное сочетание (объединение) элементов. Тем более, если к ее элементам относить права и обязанности сторон. Дело в том, что трудовое отношение как система динамично, дискретно. О его стабильности можно судить только на определенный период времени. На практике у сторон трудового отношения перманентно возникают новые права и обязанности, частично или полностью погашаются уже существующие. Во многом это зависит от технологического процесса труда (основного и дополнительных). Работодатель не только совершенствует техпроцесс, но и в зависимости от цели производства осуществляет замену предмета, орудий труда, меняет  работников, ставит перед ними ежедневно задачи, которые они должны решать в течение производственного цикла или отдельной его операции. В зависимости от этого изменяется и круг обязанностей работника, объем и содержание требований работодателя, которые предъявляются им к работнику.

Ведение технологического процесса в организации - не абстракция, а реальность, обуславливающая содержание трудового отношения. Это конкретные отношения работодателя и подчиненных ему наемных работников. С этих позиций они и должны составлять содержание трудового отношения. Права и обязанности сторон в системе трудового отношения выполняют роль социального механизма, который обеспечивает его динамику.

Фактическое содержание  трудового отношения объективируется в трудовой деятельности работодателя и наемного работника: трудовых действиях (бездействии), взаимодействии в процессе производства, трудовых поступках и проступках, которые так или иначе опосредуются в социально- трудовых нормах, в том числе и в законодательстве о труде.

Трудовое действие  - это правовая форма проявления трудовой деятельности участников наемного труда,  предполагающего использование наемным работником предмета и  орудия  труда, необходимого для его обработки с целью получения запрограммированного работодателем производственного результата. Это  активное, результативное участие наемного работника в ведении технологического процесса по указанию и под контролем работодателя, его представителей. 

Трудовое бездействие  также является  важным    элементом  процесса наемного труда. Его следует отличать от правонаруше­ния. При изготовлении товара, выполнении работ, оказании услуг действующим  законодательством труде, локальными нормативными правовыми актами, в том числе и документами техпроцесса, предусматриваются запреты, смысл которых сводится к соблюдению работником правил, запрещающих ему выполнять определенные трудовые действия, воздерживаться от их выполнения.

Трудовое бездействие так же как и трудовое действие – это правомерное поведение наемного работника, обеспечивающее эффективность, результативность его участия в ведении технологического процесса.

Трудовое взаимодействие субъектов наемного совместного труда – особая правовая форма трудовой деятельности. Трудовое взаимодействие предполагает сотрудничество равных по статусу участников процесса производства. Оно возникает, развивается и реализуется по схеме «работник - работник» или «представители работников -  работодатель (его представители)». Трудовое взаимодействие проявляется в координации, взаимопомощи, взаимозаменяемости  работников в необходимых случаях в процессе  их трудовой деятельности. В локальных нормативных правовых актах (должностных инструкциях, положениях о структурных подразделениях организации и др.)  нередко предусматривается специальный раздел об отношениях должностных лиц с другими работниками, равными им по статусу.  В прошлом веке на всех, а в настоящее время на средних и крупных предприятиях, например, закрепляются такие отношения и в специальных положениях о соревновании работников и коллективов, в положении о наставничестве и т.п.

Трудовой проступок в отличие от других видов трудовой деятельности   нарушает требования  трудоправовых  норм.   Это  не всегда трудовое правонарушение, но обычно отступление (отклонение) от внутреннего трудового распорядка организации, неисполнение или ненадлежащее выполнение наемным работником своих трудовых обязанностей. Трудовой проступок, влекущий за собой применение работодателем мер пресечения и мер защи­ты,  не  всегда  является   трудовым  правонарушением  наемно работника.   Выпуск бракованной  продукции – основание для отстранения работника от дальнейшего выполнения им своей трудовой функции.  Но причиной брака  могут быть и  неради­вость наладчика, ремонтировавшего данный станок и поставка некачественного сырья, и использование некачественного инструмента.

Стало быть, социально – трудовые нормы регулируют не абстрактные, сформулированные наукой, а вполне конкретные по форме и содержанию связи, возникающие в процессе наемного труда. Они составляют вполне понятное и работнику и работодателю, и студенту, и преподавателю содержание трудового отношения, обретающее свою «плоть и кровь» в формах трудовой деятельности в конкретных трудовых действиях, взаимодействии, трудовых поступках и проступках.

 

Практические и семинарские занятия - 4 часа.

 

Практическое занятие 5.

Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов. 

Трудовые правоотношения и производные от них виды правоотношений (2 час)

 

Вопросы к практическому занятию

 

1.     Понятие и содержание трудовых правоотношений

2.     Основания возникновения трудовых правоотношений.

3.     Стороны трудового правоотношения.

 

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо проанализировать существующие теории трудовых правоотношений, сформулировать свою позицию по данному вопросу. При определении содержания трудовых правоотношений необходимо обратиться к положениям теории права о структуре правоотношений. Определение трудового правоотношения соотнести с определением трудовой договор. Выделяя особенности трудового правоотношения, необходимо сравнить его с гражданским правоотношением. Основания возникновения трудового правоотношения – это юридические факты, закрепленные законом и подтвержденные документально. В некоторых случаях при возникновении трудового правоотношения необходим не один юридический факт, а наступление нескольких, в теории права это называется сложным фактическим составом.

Задачи

Задача 1. АО «Три кита» одним из дополнительных видов деятельности решило избрать проведение ремонтных работ, причем ремонт будут выполнять не штатные работники, а специально приглашенная бригада. Оплата их труда будет осуществляться в виде процента от прибыли за проведенные ремонтные работы. Договор заключен с руководителем бригады, однако работники бригады потребовали заключение индивидуального трудового договора с каждым из них. Является ли бригада субъектом трудовых отношений?

 

Задача 2. Лукина работала по трудовому договору секретарем-машинисткой в общественном объединении «Экологическое движение Сибири» в течение 2 месяцев. Поскольку заработная плата ей не выплачивалась, она обратилась в суд с иском о выплате заработной платы. В ходе разбирательства было установлено, что приказа о приеме на работу нет, запись в трудовую книжку не внесена. Действителен ли трудовой договор? Необходима ли регистрация общественного объединения в качестве юридического лица?

 

Задача 3. Кладовщик Иванов привлечен к уголовной ответственности за кражу дорогостоящего инструмента по месту работы. В процессе судопроизводства он признан невменяемым, а как ответчик по гражданскому иску – недееспособным. Встал вопрос о возможности его увольнения за указанные действия по Трудовому кодексу РФ. Решите дело.

 

Задача 4. Индивидуальный предприниматель Мансурян осуществляет деятельность по розничной продаже продуктов питания. Непосредственную деятельность по продаже товаров ведут пять человек, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и заключившие с Мансуряном гражданско-правовые договоры оказания услуг. Конкретное время осуществления деятельности по продаже продуктов каждым из непосредственных продавцов определяется графиком, утверждаемым Мансуряном. Размер оплаты услуг зависит от количества реализованного в розницу товара.

Определите природу отношений между Мансуряном и непосредственными продавцами товаров.

 

Вопросы для самоконтроля

1.      Какова система правоотношений в трудовом праве?

2.      Что следует понимать под трудовым правоотношением?

3.      Кто является субъектами трудовых правоотношений?

4.      Каково содержание трудового правоотношения?

5.      С какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение и прекращение трудового правоотношения?

 

Практическое занятие 6.

Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов.

Трудовые правоотношения и производные от них виды правоотношений (2 час)

 

Вопросы к практическому занятию

1.Классификация отношений в сфере труда.

2.Тенденции изменения состава правоотношений, включенных в предмет трудового права.

3.Общая характеристика отношений, непосредственно связанных с трудовыми.

 

Методические рекомендации

 

Центральным в предмете трудового права является трудовое отношение, легальное определение которого впервые закреплено в ст. 15 ТК РФ. Студентам необходимо уяснить, что входит в содержание трудового отношения, каковы основания его возникновения, в том числе сложные юридические факты (избрание по конкурсу, назначение на должность и т.д ст. 16 ТК РФ). При решении задач следует исходить из отличительных признаков отношений в сфере труда в сравнении с, например, гражданско-правовыми отношениями, возникающими на основании договора подряда, оказания услуг и т.п. (длительность, регулирование процесса труда, подчинение внутреннему трудовому распорядку организации, наличие субординационных связей у работника, включение в коллектив организации).

 

Задачи

Задача 1. Морозов на конференции территориального объединения профсоюзов был избран председателем данного объединения профсоюзов. На следующий день советом территориального объединения профсоюзов были утверждены условия трудового договора с председателем профсоюзного объединения. Данные условия не устроили Морозова, который отказался подписывать трудовой договор. Совет территориального объединения профсоюзов предложил Морозову написать заявление об увольнении по собственному желанию, отработав месяц на условиях, определенных советом территориального объединения профсоюзов.

Дайте правовую оценку действиям сторон.

Задача 2. Между Смирновым и ООО «Центр бытовых услуг» был заключен трудовой договор о выполнении работы в качестве уборщика производственных помещений. Через три месяца при проведении проверки качества работ было установлено, что фактически работа постоянно выполнялась женой Смирнова, а сам Смирнов к работе не приступал.

Охарактеризуйте возникшие правоотношения.

 

Задача 3. При поведении проверки правил соблюдения продажи алкогольных напитков в ООО «Весна» было установлено, что к продаже алкоголя был допущен несовершеннолетний Левитин. Генеральный директор ООО «Весна» пояснил, что Левитину действительно не исполнилось восемнадцати лет, однако он уже вступил в брак и две недели назад у него родился ребенок.

Оцените доводы генерального директора.

Задача 4. Родители тринадцатилетнего Федорова обратились в орган опеки и попечительства за получением согласия на заключение Федоровым трудового договора с ООО «Мир меховых изделий», согласно которому Федоров в период летних каникул выполняет работу по раздаче рекламных буклетов данного общества. В обоснование своей просьбы Федоровы указали, что они являются многодетной семьей с уровнем доходов ниже прожиточного минимума, заработная плата Федорова окажет существенную помощь семье, а характер работы и условия ее выполнения (два часа в день) не обременительны для несовершеннолетнего.

Сформулируйте заключение органа опеки и попечительства.

Задача 5. Карташов был принят на работу в Хабаровский филиал Санкт-Петербургского института управленческих кадров в должности старшего бухгалтера. Через два года Карташов был извещен о том, что должность старшего бухгалтера филиала подлежит сокращению, а вакансий в филиале не имеется. Карташов обратился к ректору института с просьбой предоставить ему имеющуюся вакансию бухгалтера института в Санкт-Петербурге, указав, что данная работа может выполняться им ввиду наличия специального образования, а сам Карташов имеет родственников в Санкт-Петербурге, которые готовы обеспечить его жильем. Ректор института отказал в удовлетворении просьбы Карташова, указав, что стороной трудового договора — работодателем является Хабаровский филиал института, поэтому сам институт не обязан предлагать Карташову имеющиеся у него вакансии.

Оцените доводы сторон.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.      Дайте характеристику правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству.

2.      Что собой представляет социально-партнерское правоотношение?

3.      Раскройте содержание следующих видов правоотношений: по профессиональной подготовке кадров, по надзору и контролю в сфере охраны труда и соблюдению трудового законодательства, по материальной ответственности сторон по трудовому договору, по разрешению трудовых споров.

 

Управление самостоятельной работой студента – 6 часов.

Задания для самостоятельной работы

(6 часов)

 

Задание 1. Составьте классификацию отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, дайте полную  характеристику двух из них.

Задание 2. Выделите основные признаки трудовых отношений.

Задание 3. Решите задачи.

 

Задача 1.      По трудовому договору с ООО «Локомотив» бригада  рабочих обязалась привести в порядок футбольное поле и отремонтировать трибуны. Работа длилась 14 дней. По окончании работы во время расчета бригадир Сергеев потребовал выплатить всем членам бригады вознаграждение за сверхурочные работы. Директор ООО «Локомотив» отказался выполнить требование, ссылаясь на то, что дого1вор был заключен непосредственно с Сергеевым как бригадиром, а состав и фамилии членов бригады указаны не были. Сергеев обратился в суд с требованием взыскать вознаграждение за сверхурочные работы.

Какое решение должен вынести суд?

 

Задача 2. Яковлева работала в организации уборщицей, получая оплату не реже одного раза в месяц. Она выполняла работу в установленные часы: часть помещений по указанию коменданта убирала до начала, а остальное – по окончании рабочего дня организации. Через два года Яковлева обратилась с заявлением о предоставлении ей ежегодного отпуска. Директор организации отказал Яковлевой в предоставлении отпуска, ссылаясь на то, что она работает по договору подряда; трудовой договор с ней не заключался и приказ о приеме на работу не издавался, поэтому у нее нет права на отпуск.

В каком правоотношении состоит Яковлева с данной организацией?

 

Задача  3. Каковы основания возникновения трудовых правоотношений  у директора организации, председателя городского суда, генерального директора акционерного общества, доцента кафедры университета, государственного служащего Федеральной государственной службы?

 

Модуль  4. Источники трудового права Российской Федерации

 

Теоретические занятия (лекции) - 2 часа.

Лекция 4. Источники трудового права России

Тип лекции - информационная лекция.

Структура лекции (вопросы):

Основные тезисы лекции:

 

1.              Понятие источников трудового права.  Нормообразование и правотворчество.         2. Форма трудового права. Нормативные правовые акты. 3. Виды нормативных правовых актов. 4. Трудовой кодекс Российской Федерации. 5. Роль судебной практики в урегулировании социально-трудовых отношений. 6. Особенности нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 

1.              В литературе прошлого века употребились как синонимы термины: «источники трудового права», «нормы советского трудового права», «нормативные акты советского трудового права». В настоящее время используются такие понятия как «источники трудового права», и «форма трудового права». Чтобы правильно определить значение этих терминов, необходимо разграничить понятие и роль в формировании, совершенствовании трудового права нормообразования и нормотворчества. 

Социологическая школа трудового права нормообразование трактует как процесс формирования правовых идей, взглядов в современном гражданском обществе и его отдельных структурах о необходимости нормативного урегулирования социально- трудовых отношений государством, работодателем. В нормообразовании находит свое выражение идеология собственника средств производства работодателя, трудового коллектива, определенных структур гражданского общества (политических партий, общественных организаций), государства. Трудовая идеология отражает ценностное отношение участников сферы труда, к ее реальной действительности и представляет совокупность их взглядов, идей о необходимости, принципах, формах, методах нормативного урегулирования трудовых отношений. Идеологические воззрения и представления субъектов социально- трудовых отношений, взаимодействуя конкурируют между собой, модифицируются в определенные нормы. Эти нормы объективны. Они существуют иногда вопреки воле людей, занятых в процессе труда.

Нормотворчество предполагает осознание субъектом трудового права, государством, формулирование, закрепление в определенных нормах уже сложившихся  правил (норм) жизнедеятельности участников социально-трудовых отношений. Они опосредуются обычаями, традициями, моралью, правом.

Правотворчество – вид нормотворчества. Применительно к трудовому праву – это организационно оформленная процедурная деятельность государственных, хозяйствующих и иных субъектов по установлению, изменению или отмене нормативно-правовых актов либо отдельных норм в пределах предоставленных им полномочий.

Правотворчество в сфере труда проявляется в формах: 1) законодательной деятельности; 2) правотворческой деятельности государственных органов;                          3) нормотворческой деятельности субъектов Российской Федерации; 4) локального нормотворчества организаций, работодателей - физических лиц.

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений регулируется ст. 6 ТК РФ.

К ведению федеральных органов государственной власти отнесено принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации Федеральных законов и иных нормативно- правовых актов. В ч.1 ст. 6 закреплен  перечень таких актов, устанавливающих основные направления государственной политики в сфере труда; обеспеченный государством уровень трудовых прав, свобод, гарантий работникам; порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений; порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; принципы и порядок осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, а также органов власти, осуществляющих указанный надзор и контроль; порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей; виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения; систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда; особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. Если социально- трудовые отношения не урегулированы федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то на уровне субъекта РФ могут приниматься нормативные правовые акты и по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации. Такие нормы действуют до тех пор пока не будет принят соответствующий федеральный закон или иной нормативно – правовой акт. Нормы трудового права, установленные на уровне субъекта РФ, не могут противоречить федеральным либо снижать федеральный уровень трудовых прав и гарантий.

Результаты нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти опосредуются в определенных нормативно - правовых актах.

2.              Нормы трудового права существуют в определенной форме. До их объективации, т.е. внешнего проявления, о норме права можно говорить только как о результате нормообразования. Форма трудового права – это система нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые разрабатываются и принимаются в процессе правового нормотворчества органами государственной власти, организациями, работодателями – физическими лицами.

В форме трудового права следует различать нормативно – правовые акты; правовые акты, содержащие нормы трудового права и индивидуальные акты с элементами нормативного содержания.

Нормативный правовой акт всегда содержит правило должного поведения (норму) участников совместного труда. Эта норма рассчитана на неоднократное применение и на неопределенный круг лиц, которые окажутся субъектами регулируемых социально- трудовых отношений.

Нормативный правовой акт – это разновидность правового акта. Правовым актом, т.е. актом обязательным для исполнения субъектами трудового права, на которых он рассчитан могут быть индивидуальные акты – акты применения норм трудового права, соглашения сторон социально – трудовых отношений. Так, по соглашению работодателя и трудового коллектива может быть разработан и принят коллективный договор. Статья 40 ТК РФ определяет коллективный договор как правовой, а не нормативно-правовой акт, регулирующий социально – трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Такой правовой акт может содержать  нормы трудового права, например, формы, системы оплаты труда в организации; пособия и компенсации и другие нормы, установленные по соглашению сторон (ст.41 ТК РФ).

Индивидуальные правовые акты, т.е. акты применения норм трудового права, также в ряде случаев включают в себя нормы трудового права. В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений может осуществляться путем заключения изменения дополнения трудовых договоров. В трудовом договоре работник по соглашению с работодателем может, например, предусмотреть особый режим своего рабочего времени, отличный от установленного в организации для данной категории работников; особые условия оплаты труда.

3.              Социально – трудовые отношения регулирует целый ряд нормативных правовых актов. В теории права выделяют определенные виды нормативных правовых актов. Известны и критерии такого деления: содержание нормативного правового акта; процедура его принятия; орган, принимающий такой акт; круг лиц, на которых распространяется его действие и др. В статье 5 ТК РФ определены следующие виды нормативных правовых актов, регулирующих социально – трудовые отношения: 1) трудовое законодательство (включающее законодательство об охране труда), состоящее из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; 2) иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; 3) указы Президента Российской Федерации; 4) постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, 5) нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 6) нормативные правовые акты органов местного самоуправления. В основу данной классификации положен орган, принимающий нормативно-правовой акт о труде. По этому же основанию законодатель выделяет и локальные нормативные правовые акты (ст. 8 ТК РФ). Вряд ли обоснованно этот вид нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исключать из перечня нормативно – правовых актов, закрепленных в ст. 5 ТК РФ. Локальные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, разрабатываются и принимаются работодателем, за исключением работодателей – физических  лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно (документы технологического процесса), с учетом мнения представительного органа работников, совместно, либо по согласованию с ним (ч.2, 3 ст. 8 ТК РФ).

Нормы трудового права любого вида нормативных правовых актов не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, международным правовым актам, принятым МОТ (Международной организацией труда), ООН (Организацией объединенный наций), Советом Европы, Российской Федерацией по соглашению со странами СНГ и дальнего зарубежья (международные договоры, соглашения). Частью 5 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливается, что общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В том случае, если международным договором Российской Федерации закреплены иные права, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это положение продублировано в ст. 10 ТК РФ.

Приведенная система нормативных правовых актов характеризуется соответствующей субординацией, запретом ухудшать положение работников в актах нижестоящих органов государственной власти и управления. Так, все российские нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не могут противоречить Трудовому кодексу РФ. В тоже время допускается на любом уровне нормотворческой деятельности улучшать правовое положение работников, начиная с локальных актов и заканчивая федеральными законами. В необходимых случаях  ТК РФ могут вноситься соответствующие изменения уже нашедшие закрепление в иных нормативных правовых актах, выработанные судебной практикой.

4.              Трудовой кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001г. и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г., а 31 декабря 2001 г. он был опубликован в Российской газете. Сроки принятия, одобрения  подписания и вступления в силу (1 февраля 2002 г.) ТК РФ уже свидетельствующий о той спешке, в которой этот важнейший закон принимался. Это мнение еще более укрепляется, если ознакомиться с разработкой и принятием ТК РФ Государственной Думой Российской Федерации.

В Государственной Думе РФ вначале рассматривались три проекта ТК РФ: правительственный проект, проекты депутатов Государственной Думы Т.Г. Авилиани и А.Г. Голова. Последние два проекта ТК РФ в процессе обсуждения были отклонены.

На заседании совета Государственной Думы 6 февраля 2001г. был принят для обсуждения законопроект ТК РФ, подготовленный депутатами Государственной Думы А.В. Селивановым, М.В. Баржановой, И.В. Лисиненко и др. Также поступил на обсуждение и проект Трудового кодекса, подготовленный 10 депутатами Государственной Думы (проект О.В. Шеина).

В это же время обсуждается проект ТК РФ, который был внесен восемью депутатами Государственной Думы третьего созыва.

Такое множество внесенных в Государственную Думу проектов ТК РФ, которые по ряду важнейших положений противоречили друг другу, побудили Государственную Думу 15 марта 2001г. создать рабочую группу для подготовки согласованного проекта ТК РФ. В ее состав были включены авторы ранее представленных проектов ТК РФ. Согласованный проект обсуждался в Государственной Думе с 5 июля 2001г. Всего в процессе обсуждения было предложено около четырех тысяч поправок, поступивших из 72 регионов Российской Федерации. До 1 октября 2001 г. рассмотрены и надлежащим образом в соответствии с требованиями регламента Государственной Думы оформлены только 2350 поправок.

Учитывая, что к концу года проект ТК РФ должен быть рассмотрен и принят, работа с предложенными поправками шла почти в авральном порядке. До 1 октября 2001 г. был установлен срок внесения поправок в ТК РФ, а 19 декабря 2001г. уже состоялось его рассмотрение во втором, практически в основном, обсуждении.

Окончательный проект Трудового кодекса Российской Федерации был принят 21 декабря 2001 г. Следовательно, для серьезного обсуждения окончательного варианта проекта ТК РФ у депутатов было всего лишь 2-3 дня. Совершенно обоснованно ряд депутатов Государственной Думы предложил снять проект ТК РФ с обсуждения и принятия, поскольку 20 декабря в 16 часов им принесли 368 страниц проекта, а в 20 часов  еще 11 страниц изменений к нему.

Поэтому не случайно в ТК РФ вносились изменения и дополнения, начиная уже с 25 июля 2002 г.  Его практически новая редакция была принята Федеральным законом от 30 июня 2006 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Объяснить неэффективность ТК РФ 2001 г. нельзя ссылками на быстро меняющую социально - экономическую обстановку в стране. Ее анализ показывает, что каких – либо особых, неожиданных для законодателя изменений в этот период не происходило, которые бы побудили законодателя за столь короткий период внести изменения в почти ¾ статей ТК РФ.

Анализ разработки и принятия ТК РФ позволяет сделать ряд выводов, которые характерны для любого вида нормотворчества в сфере социально – трудовых отношений. Во-первых, до принятия  нормативного правового акта, а тем более закона, необходим социологический подход к изучению целей, задач, практического значения принятия такого нормативного правового акта. Использование возможностей трудоправовой социологии и логики трудового права – важное условие эффективности работы нормотворческого органа.

Во-вторых, в настоящее время нельзя говорить  о разработке и принятии в сфере труда  нормативных правовых актов не обращаясь к детальному изучению уже сложившихся систем локальных нормативных правовых актов и практики их применения в отдельных организациях.

В-третьих, в процессе нормотворчества должна исследоваться практика правоприменительных органов, судов. Принятие упомянутого закона от 30 июня 2006 г. во многом обусловлено позицией Верховного Суда РФ, которая в последствии нашла отражение в ряде постановлений Пленума Верховного Суда  Российской Федерации в  том числе и «О принятии судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

5.              Судебная практика в регулировании социально – трудовых отношений выполняет две функции.  Во-первых, ее обобщение на уровне Верховного Суда РФ, как уже отмечалось ранее, способствует совершенствованию действующего законодательства о труде. В процессе применения норм трудового права судами выявляются их недостатки, которые сказываются на результатах правоприменения. В ряде случаев в процессе применения норм трудового права судами выявляются его пробелы, темнота, неполнота, двусмысленность, синонимия, коллизии отдельных норм.

Во-вторых, постановления Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судебных органов. Их решения не могут противоречить требованиям Верховного Суда РФ. В противном случае они будут отмечены вышестоящими судебными инстанциями.

В-третьих, любой правоприменитель, в том числе и работодатель, понимает, что в случае трудового спора и его разрешения в судебном порядке будет учитываться мнение Верховного Суда РФ. Хотя для него требования Верховного Суда не имеют законной силы, т.е. не являются нормами права, косвенно они определяют поведение работодателя в разрешении трудового спора, возникшего у него с работником.

Трудовой кодекс РФ не включает акты судебных органов власти о применении трудового законодательства в систему нормативно – правовых актов, содержащих нормы трудового права. В Российской Федерации не признается прецедент, который характерен для систем общего права Великобритании и США. 

 Несколько иную роль выполняют постановления Конституционного Суда РФ. В случае признания Конституционным судом нормы, противоречащей Конституции Российской Федерации, в дальнейшем она утрачивает свою юридическую силу. Нормотворческий орган обязан на основании решения Конституционного Суда РФ внести соответствующие изменения в законодательство о труде, в том числе и в Трудовой кодекс РФ. Однако это не дает достаточных оснований для признания решений Конституционного Суда прецедентом. Согласно праву судебного прецедента каждый суд обязан следовать решению более высокого по положению суда. В Англии апелляционные суды (кроме Палаты Лордов) связаны своими прежними решениями. В англо-саксонской правовой системе принципы общего (прецедентного) права считаются нормами трудового права, имеющими обязательную юридическую силу.

В Российской Федерации решения Конституционного суда не являются нормами, на основании которых осуществляется правоприменительная деятельность в сфере трудовых отношений.

6.              Нормативно – правовые акты, регулирующие социально- трудовые отношения имеют свою специфику.

Во-первых, в разработке, принятии и применении нормативных правовых актов о труде участвуют профессиональные союзы. Так, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принимаются объединениями работодателей и профессиональными союзами совместно (ст.45 ТК РФ), работодателем и трудовым коллективом в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ), работодателем с учетом мнения выборного представительного органа трудового коллектива (ч. 2 ст. 8), работодателем по согласованию с профсоюзным органом («представительным органом работников» - ч. 3 ст. 8 ТК РФ).

В отдельных организациях возможно (если это установлено коллективным договором) совместное принятие нормативных правовых актов работодателем и трудовым коллективом, его выборным представительным органом – профкомом.

Во-вторых, для трудового права всегда было характерно принятие нормативных правовых актов государственным специализированным функциональным органом управления, занимающимся вопросами труда и заработной платы. Такой орган в разные этапы развития государства именовался по – разному: НКТ СССР,  НКТ союзных республик, Государственный комитет по вопросам труда и заработной платы, Министерство труда и занятости РФ, Министерство труда и социального развития РФ. В настоящее время функции этого органа несколько расширены. Им принимаются нормативные правовые акты не только по труду и заработной плате, но и социальному обеспечению граждан. В литературе и Государственной Думе обсуждается необходимость создания Министерства труда Российской Федерации, т.е. органа который бы занимался нормотворчеством исключительно в сфере труда.

Ежемесячно Министерство труда и социального развития издает специальный журнал – Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации, в котором публикуются принятые им нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В-третьих, значительное место среди трудового законодательства занимают локальные нормативные правовые акты, которые принимаются и действуют в отдельных организациях. Среди них особое место занимают документы технологического процесса.

В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права различаются как общие и специальные, т.е. распространяющие свое действие на всех работников или на определенные их категории (женщины; несовершеннолетние работники; инвалиды; лица, работающие в отдельных отраслях хозяйства (железнодорожном, ввозном транспорте и т.п.)

 

 

Практические и семинарские занятия - 4 часа.

 

Практическое занятие 7.

Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов.

Источники трудового права Российской Федерации. Роль коллективных договоров и соглашений в сфере труда в системе источников трудового права (2 час)

 

Вопросы к практическому занятию

 

1.Понятие источников трудового права.  2. Классификация источников трудового права. 3. Виды нормативных правовых актов. Трудовой кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.

 

Методические рекомендации

Главная задача при изучении данной темы – изучение норм трудового права по соответствующим законодательным источникам. Определив источники трудового права как результат правотворческой деятельности наделенных соответствующими правомочиями органов, то есть конкретные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые и смежные с ними отношения, необходимо провести соотношение трудового права и трудового законодательства, выделив их общее, различие, взаимодействие и противоречие.

При характеристике каждого из вида источников необходимо выделять их особенность, исходя из специфики регулирования социально-трудовых отношений. Изучая действие законов и иных нормативных актов, следует учитывать, что они имеют свои временные и пространственные пределы, а также, как правило, распространяется на круг лиц (субъектов права).

Все источники в зависимости от действия нормативных актов по кругу лиц можно разделить на два вида: общие и специальные. Это деление отражает начала единства и дифференциации правового регулирования. Эти два вопроса взаимосвязаны и взаимообусловлены. Опираясь на теоретические положения о единстве и дифференциации правового регулирования социально-трудовых отношений, необходимо усвоить принцип деления норм законодательства о труде на общие и специальные, раскрыть значимость такого деления, привести примеры общих и специальных норм.

Задачи

Задача 1. Коллективным договором ОАО «Промгидромаш» сотрудникам, работающим на условиях ненормированного рабочего времени, установлен дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней. В связи с ухудшением финансового положения директором предприятия принято решение о сокращении продолжительности дополнительного отпуска данной категории работников до 3-х календарных дней. Обосновывая законность действий директора, юрисконсульт пояснил работникам, что принятое решение не ухудшает их положение по сравнению с установленным законодательством, кроме того, оно одобрено профсоюзным органом предприятия. Правомерны ли действия администрации предприятия?

 

Задача 2. В адрес сельскохозяйственного предприятия «Заря» было направлено представление прокурора, в котором содержалось требование о немедленном расторжении трудовых договоров с гражданами Китая. Основаниями послужило то, что трудовые договоры с указанными работниками были заключены на неопределенный срок, а также то, что у предприятия «Заря» нет права на использование иностранной рабочей силы, поскольку изначально указанные граждане были приглашены на работу в Российскую Федерацию иным предприятием – крестьянско-фермерским хозяйством «Рассвет». Не согласившись с мнением прокурора, предприятие «Заря» обжаловало решение прокуратуры в суд, сославшись на положения Конституции РФ, уравнивающей права граждан РФ и иностранцев и нормы Трудового кодекса. Дайте оценку ситуации. Какими нормативными актами регулируются трудовые отношения иностранных граждан?

 

Задача 3. В связи с уклонением от предоставления декларации о доходах Старикову было отказано в приеме на работу на должность начальника отдела внешнеэкономических связей Администрации Омской области. В своей жалобе на действия Администрации Стариков указал, что при трудоустройстве им были представлены все документы, перечисленные в соответствующей норме Трудового кодекса. Сославшись на положения ТК, запрещающие требовать при приеме на работу документы, не предусмотренные законодательством, Стариков требовал признать действия Администрации незаконными, направленными на дискриминацию в зависимости от имущественного положения. Обоснована ли позиция Старикова? Какими нормативными актами регулируются трудовые отношения государственных служащих субъектов Российской Федерации?

 

Задача 4. Не получив в полном объеме расчета при увольнении, Пушнова обратилась в комиссию по трудовым спорам с заявлением о выплате недостающей части заработной платы. В ходе разбирательства было установлено, что при заключении трудового договора ей была установлена заработная плата в два раза превышающая предусмотренную штатным расписанием. На протяжении всего периода работы на предприятии заработная плата выплачивалась Пушновой в размере, предусмотренном трудовым договором. Однако после подачи заявления об увольнении директор распорядился снизить ей заработную плату до размеров, установленных штатным расписанием, мотивируя это необходимостью приведения всех отношений по оплате труда в соответствии с законодательством. Какое решение должна вынести комиссия по трудовым спорам?

 

Задача 5. У бухгалтера производственного кооператива Макаровой, работающей по трудовому договору, выявлена недостача на 7 000 рублей, а у кладовщика Есиповой, члена кооператива, – на 12 000 рублей. На заседании правления кооператива председатель предложил уволить обеих по п. 7 ст. 81 ТК. Однако Макарова и Есипова возражали против увольнения: Макарова сослалась на то, что нарушение совершено ею впервые, а Есипова – на то, что она беременна. Каким образом следует поступить членам правления кооператива? Какими нормативными правовыми актами регулируется труд лиц, работающих в кооперативных организациях?

 

 

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!