Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Трудовое право»»

/ Трудовое право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Тема 1. Предмет, метод и система трудового права

Методические рекомендации 

При изучении данной темы необходимо уяснить, что такое "труд", какова его роль в развитии общества, какие общественные отношения в сфере применения труда регулируются нормами трудового права. 

Отграничение трудового права от иных отраслей российского права может быть проведено по таким критериям, как предмет и метод правового регулирования. Общеизвестно, что предметом ка­ждой отрасли являются определенные общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли. 

Предмет российского трудового права составляют обществен­но-трудовые отношения и тесно связанные с ними иные общест­венные отношения. 

Для того чтобы понять изучаемые темы, прежде всего, сле­дует обратить внимание на роль труда в развитии обще­ства. В труде воздействует человек на окружающую его природу, преобразуя предметы природы, их свойства, получая новые знания, обобщая и используя эти знания для удовлетворения своих потреб­ностей. Результат труда (та или иная потребительная ценность) за­ранее осознается в качестве цели, на достижение которой направ­лено воздействие человека. Следовательно, труд как процесс, совершающийся между человеком и природой (ее материалами) пред­ставляет собой сознательную волевую деятельность, направленную на создание тех или иных материальных либо духовных ценностей. 

Необходимо уяснить и то, что средства и предметы труда выступают не только в их вещественной определенности, выражая отношение людей к природе, но и в ка­честве объектов собственности, выражая соответствующие отноше­ния между людьми (отношения собственности). Для того чтобы гра­жданин обращался с теми или иными вещами как со средствами и предметами своего труда, он должен либо сам быть их собственни­ком, либо от собственника этих средств получить к ним доступ. Следовательно, в процессе труда люди находятся не только в опре­деленных отношениях к природе, но и в тех или иных волевых общественных отношениях, связанных с этим процессом труда. Однако в некоторых случаях эта связь бывает косвенной (учащийся высшего профессионального учебного заведения получает в нем будущую специальность и квалификацию, где имеет место "учебный труд" и др.) либо при индивидуальном предпринимательстве вообще не возникает трудового отношения. Индивидуальный пред­приниматель является одновременно владельцем средств и орудий труда и организатором производства и обладает рабочей силой, которой распоряжается. Это труд самостоятельный, где нет места трудовому отношению.

Иного характера наемный труд гражданина (физического лица), обладающего рабочей силой, но не владеющего средствами и орудиями труда, в связи с чем он лишен и роли организатора про­изводства. При наемном труде гражданин приобретает статус работника, вступая с владельцем средств произ­водства (собственником, работодателем) в определенное общест­венное отношение, в котором он противостоит работодателю или его представителю (руководителю, управляющему и др.), являюще­муся и организатором производства. Данное общественное отно­шение, в которое работник вступает в связи с применением своих способностей к труду, а работодатель использует чужой труд, то есть способности к труду работника, и является трудовым отноше­нием. При этом работник трудится вместе с другими работниками у конкретного работодателя. 

Следовательно, нормами трудового права регулируются тру­довые отношения работника с работодателем, возникающие в сфе­ре применения труда, где участие работников в коллективном про­цессе труда осуществляется как их совместная трудовая деятель­ность у того или иного работодателя, то есть объектом регулирования является живой труд. В этом принципиальное отличие трудовых отношений, регу­лируемых нормами трудового права, от иных смежных отношений в сфере применения труда, как, например, возникающих на основе отдельных видов гражданско-правовых договоров (подряда, пору­чения, авторского договора и др.). 

Необходимо самым внимательным образом изучить раз­личную правовую природу трудового и смежных гражданско-правовых договоров, поскольку эти во­просы имеют не только теоретическое, но и большое практическое значение. Объектом трудового договора яв­ляется живой труд, то есть выполнение работы определенного рода (по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы, как это предусмотрено ст. 15 и 56 ТК РФ), что именуется трудовой функ­цией. Работодатель вправе поручать работнику любое задание, не выходящее за пределы трудовой функции работника, как работы особого рода по трудовому договору. Трудовой договор обусловливает зачисление работника в штат работающих в организации (или у индивидуального пред­принимателя) и подчинение его установленным правилам внутрен­него трудового распорядка, распоряжениям руководителя. На ос­нове свободы труда, закрепленной Конституцией РФ, работник ис­пользует свои личные способности к труду (ч. 1 ст. 37), в добро­вольном порядке заключая трудовой договор. При этом он обязан принимать личное участие в совместном процессе труда, а его заме­на другим работником не допускается, за исключением случаев по распоряжению работодателя. Оплата труда работника производится в соответствии с системой оплаты труда и размером заработной платы, установленным в трудовом договоре, а не в зависимости от получения конкретного результата работы. Работодатель также обязан обеспечить работнику безопасные и здоровые условия труда, предоставление ежегодного отпуска, выходных и праздничных дней, он должен соблюдать ус­тановленную продолжительность рабочего времени, обеспечивать иные условия труда, предусмотренные законодательством, соглашениями, коллективным и трудовым договором. Работа по трудовому договору вносится в трудовую книжку на основании этого договора. Возникающие на основе этого договора трудо­вые отношения, регулируются нормами трудового права, в отличие от гражданско-правового отношения, возникающего из смежных договоров, регулируемого нормами гражданского права.

В организациях, являющихся различными хозяйственными товариществами или обществами, а также произ­водственными кооперативами их работники одновременно могут быть участниками или членами этих организаций. В этих случаях с ними заключается трудовой договор, а, следовательно, возникает трудовое отношение. Таким образом, одно и то же лицо может быть участником какого-либо хозяйственного товарищества или общест­ва, получать часть прибыли, участвовать в управле­нии делами иметь другие права в соответствии с нормами гражданского права. Вместе с тем на основании трудо­вого договора это лицо является работником, обязано выполнять определенную трудовую функцию, подчиняться внутреннему трудовому распорядку и распоряжениям руководителя, участвуя в совместном процессе тру­да. Совместный труд людей обусловливает не только необходимость подчинения внутреннему трудовому распорядку организации, но требует создания безопасных условий работы и охраны жизни и здоровья работников, а также определенной их социальной защи­ты.

Трудовое право регулирует трудовые отношения всех работников (включая лиц, являющихся членами или участника­ми организаций и работающих в них по трудовому договору). Трудовые правоотношения отличаются характерными призна­ками, позволяющими отличить их от гражданских правоотноше­ний, связанных с применением труда.

Трудовые отношения занимают центральное место, но на ос­нове применения коллективного труда складываются и иные общественные отношения, составляющие предмет трудово­го права и входящие в сферу его регулирования. Эти общественные отношения принято именовать: как связанные с трудовыми или  производные от трудовых отношений. К ним относятся отноше­ния, связанные с участием работников и их представительных орга­нов, прежде всего, профсоюзов в управлении организацией, веде­нием коллективных переговоров и заключением коллективного до­говора. Эти отношения называются также организационно-управленческими и социально - экономическими. Кроме указанных вы­деляют отношения: по трудоустройству, по профессиональной под­готовке на производстве, по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде, по рассмотрению трудовых споров.

Пристальное внимание нужно уделить изучению метода правового регулирования трудовых отношений. Зная из общей теории права, что метод правового регулирования характеризуется типич­ными признаками (основными чертами) необходимо ра­зобраться какие отличительные особенности определяют своеобра­зие в проявлении этих типичных признаков (основных черт) мето­да, придавая ему отраслевой характер. Данный вопрос рекоменду­ется рассматривать применительно к основным чертам метода, используемого при регулировании трудовых отношений, сле­дующим образом: порядок возникновения, изменения и прекращения трудо­вых правоотношений; общее юридическое положение участников трудового пра­воотношения; характер установления прав и обязанностей; способы защиты прав и средства обеспечения исполнения обязанностей.

Объем централизованного регулиро­вания снижается за счет возрастания коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования. В централизованном по­рядке устанавливается минимум гарантий для работников и воз­можность их расширения в результате договорного регулирования путем достижения различных соглашений на основе трехсторонне­го сотрудничества представителей от работодателей, работников и государства, а также с помощью заключения коллективных догово­ров социальными партнерами (работниками и работодателями) и индивидуальных трудовых договоров. При изучении данных вопро­сов нужно учитывать, договорный метод труда и участие работни­ков, их представительных органов, чаще всего, профсоюзов в регу­лировании трудовых отношений и иных, тесно связанных с ними отношений. Необходимо обратить внимание на то, что установлен­ный уровень гарантий никакими соглашениями и договорами снижать­ся не может.

Освоив учебный материал темы по предмету и методу трудо­вого права, нужно перейти к изучению системы трудового права. Не только с теоретической точки зрения, но и для практиче­ской деятельности необходима определенная классификация мно­гочисленных правовых норм, регулирующих трудовые и тесно свя­занные с ними иные отношения. За основу классификации берется деление правовых норм, определяющих, во-первых, общие вопро­сы регулирования указанных отношений; во-вторых, отдельные эле­менты этих отношений. Первая группа норм составляет Общую часть, а вторая - Особенную часть трудового права.

Общая часть включает нормы-принципы, общие вопросы ор­ганизации труда, правовой статус работника как субъекта трудового права и др. Нормы Особенной части группируются в институты права: институт трудового договора, рабочего времени и т.д.

Следует от системы трудового права, как отдель­ной отрасли права, отличать систему науки трудового права, для которой она служит основным предметом изучения. Система науки трудового права подразделяется на Общую, Особенную и Специальную час­ти, но она шире системы отрасли трудового права. Система науки изучает нормы Общей и Особенной части трудового права, а также и взгляды, теории, объяснения системы трудового права, которая подвержена постоянным изменениям.

Задача 1.

Между членами территориальной организации профсоюза возник спор, на кого распространяется трудовое законодательство. Асипенко - механик электростанции, Полозян ра­ботает в потребительском кооперативе надомницей по пошиву мешков, Евсюков - капитан речного корабля, Попова работает продавцом в магазине своего мужа, Белова - свободный художник, рисует и продает свои картины, её сын Владимир во­еннослужащий, а сын Иван - член производственного кооператива, работает в нем бухгалтером, а его жена - домохозяйка.

На кого из перечисленных лиц распространяется трудовое законодательство?

Задача 2.

Строительная организация заключила договор с муниципальным образованием, согласно которому обязывалась произвести отделочные работы в течение трех месяцев с момента начала работы и сдать работу в готовом виде. После окончания срока договора и получения соответствующей оплаты за выполненную работу организация потребовала компенсацию для своих работников за неиспользован­ный отпуск пропорционально отработанному времени.

Правомерно ли требование строительной организации? В каких правоотношениях состояла они с муниципальным образованием?

Задача 3.

В федеральном унитарном предприятии между генеральным дирек­тором и выборным профсоюзным органом возникли разногласия по поводу установления тарифных ставок и должностных окладов. Генеральный директор заявил, что тарифные ставки и должност­ные оклады устанавливаются методом государственного регулиро­вания заработной платы. Председатель профсоюзного комитета считал, что размер заработной платы в виде Тарифных ставок и долж­ностных окладов определяется методом локального регулирования трудовых отношений.

Чье мнение является правильным с точки зрения метода тру­дового права?

Задача 4.

С маляром Сидоровым ООО заключило договор по окраске забора хозяйственного  участка с оплатой по окон­чании работ. Через месяц по окончании работы Сидоров по­требовал кроме оговоренной оплаты оплатить ему компенса­цию за неиспользованный отпуск.

Правомерно ли его требование? В каких отношениях с ООО находился Сидоров?

Задача 5.

Слесарь Иванов был принят на работу в инструментальный цех машиностроительного завода (ГУП) на основании трудового соглаше­ния без указания срока действия этого соглашения.

Какой вид общественного отношения возник у Иванова с унитарным предприятием? Распространяются ли на Иванова нормы трудового права?

Задача 6.

В доме культуры железнодорожников к Новому году организовали елку для де­тей. Игрушки делали вечерами члены профсоюза и их дети, электропро­водку для освещения елки сделал электромонтер дома культуры в рабочее время. Песни и пляски у елки организовывал актер театра, пригашенный руководителем дома культуры за определенную плату.

В каких отношениях с домом культуры железнодорожников находи­лись указанные лица?

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере

труда (Женева, 19 июня 1998 г.) // Российская газета. 1998. 16 декабря.

Конвенция Международной Организации Труда № 29 о принудительном или   обязательном   труде   (Женева,   10   июня   1930   г.) // Конвенции   и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957 - 1990. Том I. Женева, Международное бюро труда, 1991 г.

Конвенция Международной Организации Труда N 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 4 июня 1958г.). Конвенция ратифицирована РСФСР 4 мая 1961 г. Библиотечка Российской газеты. 1999. Вып. № 22-23

Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002г. № 1. Ст.3.

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. // Ведомости РФ. 1991. № 18. Ст. 565; 1992. № 34. Ст. 1947.

Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г.// Ведомо­сти РФ. 1993. № 16. Ст. 551.

Литература

Ершова, Е.А. Сущность, источники и формы трудового права в Российской Федерации / Е.А.  Ершова. - М.: РАП, 2008.

Хохлов Е. Б., Сафонов В. А. Трудовое право России. Юрайт, 2012.

Ершова, Е.А. Трудовое право в России. - М.: Статут, 2007.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Ю.П. Орловского. - М.: "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2009.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. - М.: Издательский Дом «Городец», 2008.

Орловский, Ю.П. 500 актуальных вопросов по Трудовому кодексу РФ: комментарии и разъяснения / Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова, Л.А. Чиканова. – М.: Юрайт-Издат, 2008.

Скачкова   Г.С.   Расширение   сферы   действия   трудового   права   и дифференциация его норм: Монография.- М.: Институт государства и права РАН, 2003.

Уржинский К.К. Пробелы в трудовом законодательстве и некоторые проблемы защиты прав в сфере труда // Трудовое право в России и за рубежом, 2010, N 1

Анишина В.И. Применение российскими судами международных трудовых норм. Учебно-методическое пособие -  M., Международная организация труда, 2003.

Актуальные проблемы трудового законодательства в условиях модернизации экономики: Монография. Отв. ред. Ю.П. Орловский.- М.: Юстицинформ, 2012.

Киселев И.Я. Трудовое право. Историко-правовое исследование- М., 2004 г.

Трудовое право России. Учебник. Под ред. А. М. Куренного.- М.: Юристъ, 2010.

Тема 2. Источники трудового права

Методические рекомендации

При изучении данных тем необходимо исходить из того, что под источниками права принято понимать "законодательство", "форму права", а точнее "внешнее выражение или способ выраже­ния права". Нормы трудового права содержатся в многочисленных зако­нах и других нормативных правовых актах. В совокупности все эти нормы составляют отрасль "трудовое законодательство" или источники трудового права.

Большое внимание следует уделить некоторым особенностям в формировании трудового законодательства, а также уяснить, что само его развитие в нынешний период обусловлено появлением ряда новых факторов экономического, социального и иного характера.

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъ­ектов находится трудовое законодательство. Как предусмотрено в ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Россий­ской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Эти законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным зако­нам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, дейст­вует федеральный закон.

Развитие трудового законодательства на базе Конституции Рос­сийской Федерации при возможных его различиях на территории субъектов РФ, должно, в целом, содействовать свободному переме­щению рабочей силы и формированию свободного рынка труда. Регламентация трудовых отношений на территории субъектов РФ не должна создавать препятствий для интеграции рынка труда, в связи с чем необходимо сближение правового регулирования тру­довых отношений на всей территории РФ.

Следует обратить особое внимание на закреплен­ные в ч. 1-5 ст. 37 Конституции важней­шие положения, которые принято рассматривать как основные на­чала (принципы) правового регулирования трудовых отношений в сфере общественной организации труда. В первую очередь необходимо выделить свободу и добровольность труда, право каждого сво­бодно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать по сво­ему желанию род деятельности и профессию при запрещении прину­дительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37). Этому положению в условиях фор­мирующегося рынка рабочей силы в Российской Федерации, в пол­ной мере соответствует свобода трудового договора. Затем нужно рас­смотреть право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом ми­нимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безра­ботицы (ч. 3 ст. 37). Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции РФ право на инди­видуальные и коллективные трудовые споры реализуется с исполь­зованием установленных Федеральным законом способов их разре­шения, включая право на забастовку. Право на отдых, как одно из основных прав каждого человека закрепляется рядом гарантий в ч. 5 ст. 37 Конституции для рабо­тающих по трудовому договору, им гарантируются установленные Федеральным законом продолжительность рабочего времени, вы­ходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Уделяя внимание тенденциям в развитии российского трудо­вого законодательства, студенты не должны забывать и о некоторых особенностях в формировании самих источников трудового права. Такой особенностью является широкое участие работников и их представительных органов, как правило, профсоюзов в формирова­нии локальных норм права. Эти локальные нормы занимают зна­чительное место в регулировании трудовых отношений и дают воз­можность, в наибольшей мере, учитывать специфику труда данного коллектива работников, работодателя, особенности отдельных категорий работников.

На современном этапе возрастает роль локальных актов в регулировании трудовых отно­шений по вопросам оплаты труда работников, их гарантийных и компенсационных выплат, иных льгот, сохранения рабочих мест и др. Особое место в системе нормативных актов о труде занимают акты-соглашения: генеральные, отраслевые и иные. Акты-соглашения разграничиваются по сфере их применения и сторонам их подписавшим. Это представительные органы: от тру­дящихся (соответствующий профсоюзный орган) и от работодате­лей (союз, ассоциация, соответствующий орган управления), как правило, с участием государственного органа. Акты-соглашения результат трехстороннего сотрудничества и как источники права играют немалую роль в регулировании трудовых отношений в сфере всех отраслей промышленности, отдельной отрасли, региона и т.д. Достигнутые в результате соглашений социальных партнеров (работников и работодателей) решения по указанным вопросам за­крепляются в соглашениях, коллективном договоре, которые являются важными источниками  - нормативными договорами.

Другой особенностью трудового права является сочетание единства и дифференциации, выражающееся более всего в наличии норм общего и специального действия (общие и специальные нормы). По своей природе трудовые отношения должны регулироваться общими нормами, определяющими единство в правовом положе­нии работников независимо от национальности, места жительства, принадлежности к общественным объединениям и дру­гих обстоятельств, несвязанных с деловыми качествами работни­ков. Единство трудового права обеспечивается действием общих норм, закрепляющих основополагающие начала (конституционные положения, принципы) применительно к работникам всех катего­рий.

Вместе с тем, общие нормы не учитывают различий в услови­ях труда той или иной отрасли как не разграничивают физиологические особенности разных субъектов (женщины, молодежь, лица с ограниченной трудоспособностью) либо местоположение организации (Крайний Се­вер и др.), а также не выделяют иные важные обстоятельства (рабо­та в чрезвычайных обстоятельствах и т.д.). Студентам необходимо обратить внимание на то, что все указанные обстоятельства являются ос­новой дифференциации и учитываются путем дополнения либо изъ­ятия или исключения из действия общих норм и отражаются в спе­циальных нормах трудового права. При изучении вопроса о единст­ве и дифференциации необходимо разобраться какие обстоятельст­ва положены в основу дифференциации те, которые учитываются законодателем (либо в коллективном договоре) путем предоставле­ния льгот и преимуществ по оплате труда, рабочему времени, вре­мени отдыха и другим показателям, либо устанавливают некоторые изъятия из общего порядка регулирования.

Уяснив все рассмотренные вопросы, можно обратиться к определению источников трудового права и видам этих источников. Для этого необходимо вспомнить, что источник права, в том числе и трудового, является следствием нормотворческой деятельности компетентных на то органов государства. Следовательно, вид этих источников и их юридическая сила находятся в прямой зависимо­сти от иерархии государственных органов и их нормотворческой компетенции. В этой связи необходимо проанализировать нормы ст. 5 ТК РФ.

Следует обратить внимание на то, что постановле­ния Пленума Верховного Суда РФ не являются источником трудового права, но эти постановления и другие разъяснения по вопро­сам судебной практики играют немаловажную роль в правоприме­нении. Решения Верховного Суда РФ как суда высшей инстанции рассматриваются, как правило, в качестве руководящих разъясне­ний. Из-за пробелов в праве эти решения могут иметь большое значение, но не имеют обязательной силы ибо судебный преце­дент не является источником права. Поэтому так важно уяснить соотношение между трудовым законодательством и судебной прак­тикой в разрешении трудовых споров.

Следует понимать, какое большое значение в совре­менных условиях придается международным нормам трудового пра­ва, принимаемым Международной Организацией Труда (МОТ). Далеко не все Конвенции МОТ ратифицированы Россией, но мно­гие вопросы Конвенций и Рекомендаций МОТ принимаются во внимание, как в нормотворческой деятельности государственных органов, так и в коллективно-договорной практике.

Задача 1.

Рассмотрите структуру и содержание Трудового Кодекса Российской Федерации. Раскройте роль локальных нормативных актов в регулировании условий труда. Раскройте значение постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Задача 2.

Иностранная организация приняла локальный нормативный акт в отношении работников - граждан Российской Федерации, работающих в филиале организации в РФ. Данный локальный нормативный акт ухудшает положение указанных работников по сравнению с действующим в РФ трудовым законодательством. Подлежит ли данный локальный нормативный акт применению на территории Российской Федерации?

            Задача 3.

Применяется ли в трудовом праве исковая давность по делам об увольнении работников по инициативе работодателя; по делам о незаконности наложения дисциплинарных взысканий; при взыскании материального ущерба, нанесенного одной из сторон трудового договора другой стороне?

Задача 4.

В каких статьях Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основ­ные трудовые права и обязанности работников? Приведите приме­ры Федеральных законов о труде и постановлений Пленумов Вер­ховного Суда Российской Федерации по трудовым делам.

Задача 4.

Найдите в Трудовом Кодексе Российской Федерации статьи, регулирую­щие: понятие трудового договора и основания прекращения этого договора; ежегодные и дополнительные отпуска; гарантии при увольнении по инициативе работо­дателя; продолжительность рабочего времени, его режим и учет.

Задача 5.

Найдите в Трудовом Кодексе Российской Федерации статьи, регулирую­щие оплату труда, выделите те из них, которые отражают нормы централизованного и договорного регулирования. Приведите примеры, где в статьях ТК закреплен порядок регулирования оплаты труда по соглаше­нию между работниками в лице их представительного органа, с одной стороны, и работодателем - с другой. Какую роль в правовом регулировании трудовых отношений играют согла­шения и коллективный договор?

Задача 6.

В каких статьях Трудового кодекса Российской Федерации закреплен по­рядок рассмотрения трудовых споров, выделите статьи о рассмот­рении индивидуальных и коллективных трудовых споров, найдите статьи, регули­рующие сроки для обращения и разрешения индивидуальных тру­довых споров.

Задача 7.

Приведите примеры общих и специальных правовых норм, регулирующих трудовые отношения. Какими нормативными актами регулируются: трудовая деятельность членов производственного кооператива; труд государственных служащих; судей?

Задача 8.

Не будет ли нарушения трудового законодательства, если организация в правилах внутреннего распорядка укажет, что единовременно может быть предоставлено не более 14 календарных дней отпуска, остальные - в удобное для работника время?

Задача 9.

Имеют ли право органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления утверждать обязательные для организаций формы статистического наблюдения по вопросам охраны труда?

Задача 10.

В соответствии со ст. 10 Трудового кодекса РФ нормы международного права имеют большую юридическую силу, чем нормы, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В связи с ратификацией Россией Конвенции N 132 Международной организации труда "Об оплачиваемых отпусках" обязан ли работодатель предоставлять одну из частей ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее трех рабочих недель?

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере

труда (Женева, 19 июня 1998г.) // Российская газета. 1998. 16 декабря.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002г. № 1. Ст.3. Раздел 1.

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991г. // Ведомости РФ. 1991. № 18. Ст. 565.

Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993г.// Ведомо­сти РФ. 1993. № 16. Ст. 551.

Литература

Актуальные проблемы трудового законодательства в условиях модернизации экономики: Монография. Отв. ред. Ю.П. Орловский.- М.: Юстицинформ, 2012.

Трудовое право России. Учебник. Под ред. А. М. Куренного.- М.: Юристъ, 2010.

Ершова, Е.А. Сущность, источники и формы трудового права в Российской Федерации. - М.: РАП, 2008.

Хохлов Е. Б., Сафонов В. А. Трудовое право России. – М.: Юрайт, 2012.

Вострецова О.А. Применение в России международных норм о труде // Законодательство. 2006. № 12.

Глухов А.В. Решения Конституционного Суда РФ в сфере труда: проблемы теории и практики. – М.: РАПЮ, 2012.

Ершов, В.В. Конституция Российской Федерации как фундаментальный нормативный правовой акт, содержащий основополагающие принципы и нормы российского права, подлежащие прямому применению // Российское правосудие. - 2009. - № 2. - С. 4-11.

Ершова, Е.А. Правовая природа постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации / Е.А.  Ершова. // Российское правосудие. - 2008. - № 11. - С. 29-39.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Ю.П. Орловского. - М.: "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2012.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. - М.: Издательский Дом «Городец», 2008.

Орловский, Ю.П. 500 актуальных вопросов по Трудовому кодексу РФ: комментарии и разъяснения / Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова, Л.А. Чиканова. – М.: Юрайт-Издат, 2008.

Рубайло Э.А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права, 2010, N 5

Хныкин Г.В. Некоторые аспекты защиты прав и законных интересов работников и работодателей от законодателя // Трудовое право в России и за рубежом, 2010, N 1

Тема 3. Принципы трудового права

Методические рекомендации

Следует обратить особое внимание на закреплен­ные в ч. 1-5 ст. 37 Конституции важней­шие положения, которые принято рассматривать как основные на­чала (принципы) правового регулирования трудовых отношений в сфере общественной организации труда. В первую очередь необходимо выделить свободу и добровольность труда, право каждого сво­бодно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать по сво­ему желанию род деятельности и профессию при запрещении прину­дительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37). Этому положению в условиях фор­мирующегося рынка рабочей силы в Российской Федерации, в пол­ной мере соответствует свобода трудового договора. Затем нужно рас­смотреть право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом ми­нимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безра­ботицы (ч. 3 ст. 37). Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции РФ право на инди­видуальные и коллективные трудовые споры реализуется с исполь­зованием установленных Федеральным законом способов их разре­шения, включая право на забастовку. Право на отдых, как одно из основных прав каждого человека закрепляется рядом гарантий в ч. 5 ст. 37 Конституции для рабо­тающих по трудовому договору, им гарантируются установленные Федеральным законом продолжительность рабочего времени, вы­ходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

В процессе изучения принципов трудового права необходимо прежде всего руководствоваться Конституцией РФ и ст. 2-4 ТК РФ. Статья 2 ТК РФ предусматривает 19 основных принципов трудового права. Необходимо подчеркнуть, что, выделение столь значительного числа принципов отрасли права дискредитирует саму идею существования фундаментальных начал правового регулирования трудовых отношений. Одни из этих принципов вообще не могут быть отнесены к основным началам отрасли, другие сформулированы неточно, третьи - дублируют права и обязанности работников. Исходя из понятия принципа права и выполняемых им функций, целесообразно сконцентрировать внимание на идеях, которые составляют основу, "фундамент" трудового права. В качестве принципов правового регулирования трудовых отношений, безусловно, признаются: свобода труда; запрещение принудительного труда; равенство прав и возможностей работников; запрещение дискриминации в сфере труда; обеспечение справедливых условий труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; государственную защиту трудовых прав и свобод.

Задача 1.

Правомерно ли в должностной инструкции предусмотреть, что указанную должность может занимать лицо, достигшее определенного возраста, если законодательством не установлен возрастной ценз по отношению к данной должности? Будет ли это нарушением ч. 2 ст. 3 ТК РФ?

Задача 2.

Директору строительной организации поступило заявление следующего содержания: «Я работал экскаваторщиком на участке №7. В настоящее время увольняюсь с работы по собственному желанию. Принес на склад спецодежду и хотел сдать, но у меня ее не приняли, объяснив это тем, что она порвана, и при расчете вычли стоимость спецодежды из зарплаты. Прошу дать указание о приеме одежды и возврате удержанной суммы».

Какими нормативными актами должен пользоваться директор при рассмотрении заявления?

Задача 3.

В каких статьях Конституции Российской Федерации закреплены основные права и свободы граждан в сфере общественной организации труда?

Задача 4.

В каких статьях Конституции Российской Федерации закреплены принципы правового регулирования отношений в области общественной организации труда в целом и принципы сферы наемного труда?

Задача 5.

Инженер по организации нормирования труда была уволена по п. 1 ст. 81 ТК РФ ввиду того, что завод как государственное унитарное предприятие был преобразован в открытое акционерное общество.

Руководствуясь какими принципами трудового права, работник может обжаловать увольнение? В какой орган?

Задача 6.

Пункт 2 ст. 81 ТК Российской Федерации предусматривает расторжение трудового договора с работником по инициативе работодателя в связи с сокращением штата или численности работников. Как Вы пони­маете ликвидацию и сокращение штата или численности, какова позиция по этому вопросу Верховного Суда РФ, отражено ли это в постановлении Пленума Верховного Суда РФ?

Задача 7.

В коллективном договоре организации установлена дополнительная гарантия для женщин, работающих в организации, являющихся одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (предоставление ежегодного дополнительного отпуска в удобное для них время). В тексте коллективного договора уточнено, что данное право распространяется только на женщин. Правомерно ли такое условие?

Задача 8.

Гражданин Российской Федерации, принимаемый на работу в г. Москве, имеет регистрацию по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации. Возможен ли прием на работу гражданина без регистрации по месту пребывания в г. Москве?

Задача 9.

Правомерно ли требование, содержащееся в объявлении коммерческой организации, оказывающей консультационные услуги в области юриспруденции, относительно замещения вакантной должности помощника юриста, к лицу, ищущему работу, о том, что возраст данного лица должен быть от 25 лет?

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере

труда (Женева, 19 июня 1998г.) // Российская газета. 1998. 16 декабря.

Конвенция Международной Организации Труда №29 о принудительном или   обязательном   труде   (Женева,   10   июня   1930   г.)  // Конвенции   и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957 - 1990. Том I. Женева, Международное бюро труда. 1991.

Конвенция Международной Организации Труда N 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 4 июня 1958 г.). Конвенция ратифицирована РСФСР 4 мая 1961 г. // 1999.  Библиотечка Российской газеты. Вып. № 22-23

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст.3.

Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2878.

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991г. // Ведомости РФ. 1991. № 18. Ст. 565; 1992. № 34. Ст. 1947.

Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993г. // Ведомо­сти РФ. 1993. № 16. Ст. 551.

Литература

Актуальные проблемы трудового законодательства в условиях модернизации экономики: Монография. Отв. ред. Ю.П. Орловский.- М.: Юстицинформ, 2012.

Анишина В.И. Применение российскими судами международных трудовых норм. Учебно-методическое пособие.-  M.: Международная организация труда, 2003.

Ершова, Е.А. Основополагающие принципы российского трудового права // Трудовое право. 2008. № 2.

Ершова, Е.А. Сущность, источники и формы трудового права в Российской Федерации. - М.: РАП, 2008.

Ершова, Е.А. Трудовое право в России / Е.А.  Ершова. - М.: Статут, 2007.

Киселев А.В. Навязывание условий гражданского договора и условий труда как последствия злоупотребления правом // КонсультантПлюс, 2010

Киселев И.Я. Трудовое право. Историко-правовое исследование. М.: 2004.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Ю.П. Орловского. - М.: "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2009.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. - М.: Издательский Дом «Городец», 2008.

Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации. Под общ. ред. Ю. П. Орловского.-М.: Инфра-М, 2007.

Орловский, Ю.П. 500 актуальных вопросов по Трудовому кодексу РФ: комментарии и разъяснения / Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова, Л.А. Чиканова. – М.: Юрайт-Издат, 2008.

Трудовое право России. Учебник. Под ред. А. М. Куренного.- М.: Юристъ, 2010.

Хохлов Е. Б., Сафонов В. А. Трудовое право России. – М.: Юрайт, 2012.

Тема 4. Субъекты трудового права.

Методические рекомендации

Изучение данной темы следует начать с ответа на вопрос: что такое трудовое правоотношение? Для этого необходимо определить, кто является участниками (субъектами) этого правоотношения, каковы их права и обязанности (содержание правоотношения) и как воз­никают трудовые правоотношения.

Субъектами трудового правоотношения являются работники (физические лица) и работодатели (юридические лица, индивидуальный предприниматель или гражданин). Чтобы стать субъек­том трудового правоотношения гражданину необходимо обладать трудовой правоспособностью и дееспособностью. Они неразрывно связаны (праводееспособность), поскольку способность к труду не­отделима от личности человека и труд может выполняться только им лично, а не его представителем, что допускается в гражданском праве.

Необходимо обратить внимание и на то, что спо­собность к труду рассматривается как фактическая способность к систематическому труду, которая наступает с достижением опреде­ленного возраста. Нужно знать в каких статьях ТК РФ установлен возраст, при достижении которого лицо может быть принято на рабо­ту и действуют ли исключения из этих правил. Бесспорно, что в отли­чие от гражданской правоспособности, возникающей с момента рож­дения, трудовая праводееспособность установлена законом при дос­тижении определенного возраста, который надлежит знать. Кроме этого, необходимо уяснить, что фактическая способность к труду (трудоспо­собность) человека зависит от его физических и умственных (психических) возможностей, но не может ограничить трудовую праводееспособность. Лица, признанные инвалидами и по рекомендации соот­ветствующих медицинских органов утратившие способность к выпол­нению данной работы, могут выполнять другие виды труда. Точно также душевнобольные, сохранившие способность к труду, обладают трудо­вой праводееспособностью, за исключением случаев, когда в связи с болезнью они полностью утратили трудоспособность, например, не в состоянии соразмерять свои действия с окружающими их людьми, не могут разумно выражать волю. Следовательно, такие различия между гражданами как трудоспособность, возраст не должны влиять на трудовую праводееспособность, поскольку все граждане обладают равной трудовой праводееспособностью. Иначе эти различия как и другие по признаку пола, национальности, иму­щественного положения и другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работников - могут выступать как дискри­минационные моменты.

Нужно обратить особое внимание на запрещение дискриминации в трудовых отношениях (ст. 37 Конституции РФ и ст. 3 ТК РФ). Нужно уяснить, что не являются дискриминацией: различия, исключения, предпоч­тения и ограничения, которые определяются свойственными дан­ному виду труда требованиями, либо обусловлены особой заботой государ­ства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Об ограничении равной для всех трудовой праводееспособности можно говорить лишь применительно к тем лицам, которые по приговору суда лишены права заниматься определенной дея­тельностью или занимать определенную должность. Во всех иных случаях необходимо выявить границы трудовой праводееспособности. Такие границы устанавливаются, исходя из интересов личности либо с уче­том общественных интересов.

Другим субъектом трудового правоотношения является работодатель. В качестве работодателя может выступать любая органи­зация, осуществляющая  деятельность, связанную с предоставлением гражданам работы. Для реализации этой деятельности организация должна обладать правоспособностью, содержание кото­рой определяется целями и задачами, поставленными при ее созда­нии.

Организация создается как юридическое лицо, правоспособность которого возникает в момент создания, то есть его государственной регистрации. С момента регистрации организация приобретает и тру­довую правоспособность в качестве работодателя. Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что участником (субъектом) трудового правоотношения в качестве работодателя  может выступать и физическое лицо.

В любом правоотношении взаимные позиции его участников (правовое положение) определяются теми субъективными правами и юридическими обязанностями, которые составляют содержание пра­воотношения. В трудовом правоотношении его содержание составля­ют определенные права и обязанности, которые приобретают его субъ­екты с момента возникновения этого правоотношения. Правам одного субъекта соответствуют обязанности дру­гого субъекта. В этой связи необходимо проанализировать ст. 21 и 22 ТК РФ, в которых закрепляются основные права и обязанности работника и работодателя.

Задача 1.

Государственный правовой инспектор труда при проверке со­блюдения трудового законодательства на муниципальном унитарном предприятии обнаружил, что на предприятии работают лица, принятые без согласия выборного профсоюзного органа. В частности, в цехах работают 7 подростков в возрасте до 16 лет, принятые на работу директором единолично. Кроме того, мастер литейного участка назначен на должность вопреки мнению трудового коллектива участка.

Допущены ли нарушения трудового законодательства директором предприятия?

Задача 2.

Супруга инженера Беляева обратилась к директору АО "Вымпел", где он работал, и просила оказать воздействие на ее мужа, который пропивает почти всю заработную плату. Директор распорядился заработную плату Беляева выдавать ежемесячно не ему, а его супруге. Узнав об этом, Беляев обратился в комиссию по трудовым спорам (КТС) с требованием отменить это распоряжение, так как в организации работает он, а не его супруга.

Может ли быть ограничена трудовая правоспособность ра­ботника при изложенных обстоятельствах? Как решить данный спор?

Задача 3.

15-летний Воробьев поступил на работу в качестве уче­ника слесаря. Его отец потребовал от директора уволь­нения своего сына, так как тот поступил на работу вопреки запрету родителей. Семья материально обеспечена, и подрос­ток, как заявил отец Воробьева, должен учиться в общеобразовательной школе и закончить 11 классов. Вызванный в кабинет директора Воробьев заявил отцу и директору завода, что он желает приобрести рабочую профессию и намеревается продолжать учебу, поступив в вечернюю общеобразовательную школу.

Как должен поступить директор? Могут ли родители потребовать прекращения трудовых правоотношений их несовершеннолетних детей?

Задача 4.

Профсоюзный комитет ЗАО поставил перед генеральным директором вопрос о наложении дисциплинарного изыскания на на­чальника цеха, который без разрешения профкома систематически привлекает рабочих к сверхурочным работам и, несмотря на неоднократные предупреждения, не выполняет мероприятия по охране труда. Генеральный директор отказался выполнить требова­ния профкома, ссылаясь на то, что начальник цеха обеспечивает выполнение производственного задания в своем цехе и не заслужи­вает дисциплинарного взыскания.

Какую юридическую силу имеет требование выборного профсоюзного органа о привлечении к ответственности руководящих работников? Какие меры может предпринять профсоюзный комитет, если считает необходимым ос­вободить данного работника от занимаемой должности?

Задача 5.

Директор ООО обратился в представительный орган первичной профсоюзной организации для получения мотивированного мнения об увольнении по п.3 ст. 81 ТК РФ товароведа Михайловой ввиду отсутствия у нее достаточного опыта и знаний. Профсоюзный орган в согласии отказал. После этого директор обратился в вышестоящий профсоюз­ный орган (территориальную организацию профсоюза) с просьбой обязать первичную профсоюзную организацию ООО дать согласие на увольнение Михайловой, поскольку она не справ­ляется со своими обязанностями.

Правильно ли действовали директор и представительный орган первичной профсоюзной организации ООО?

Задача 6.

В юридическую консультацию профсоюзов обратился член представительного органа работников ООО Кулешов с просьбой уточнить, какие полномочия у работников в области управления трудом и в сфере социального развития, а также есть ли у него права участвовать в управлении организацией. Дайте ответ Кулешову.

Задача 7.

            Ткачиха Сидорова, мать подростка Сидорова Коли, 14-ти лет, обратилась к директору ткацкой фабрики с просьбой принять ее сына на работу в июне- августе. Свою просьбу она мотивировала тем, что ее сын хочет летом подработать, а на складе готовой продукции свободна должность упаковщика и заведующий складом не возражает против приема ее сына на эту работу. Директор фабрики ответил Сидоровой, что вынужден ей отказать, так как по закону на работу могут быть приняты лица, которым исполнилось 16 лет. Кроме того, он пояснил, что упаковка тканей требует затяжки кип металлической лентой на прессе и он опасается несчастного случая.

С какого возраста возможен прием на работу? Может ли Сидорова заключить трудовой договор от имени своего сына? Соответствует ли закону отказ в приеме на работу?

Задача 8.

Вправе ли индивидуальный предприниматель уполномочить одного из своих работников во время своего отсутствия заключать трудовые договоры, а также подписывать приказы о приеме на работу и увольнении?

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966г.). Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября1973г. № 4812-VIII // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17 (1831).

Конвенция Международной Организации Труда № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу (Женева, 26 июня 1973 г.). Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1979 г. № 8955-IX // Библиотечка Российской газеты. 1999. Вып. № 22-23.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст.3. Раздел 1.

Федеральный закон от 14 апреля 1995 "Об общественных объединениях" // Российская газета. 1995. 25 мая.

Федеральный закон от 12 января 1996г. "О профессиональных союзах, их правах и гаран­тиях их деятельности" // Российская газета. 1996. 20 января.

Федеральный закон от 27 ноября 2002г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» // СЗ РФ. 2002. № 48. С. 4741.

Литература

Бондаренко Э.Н. Трудовая правоспособность, дееспособность и юридические факты // Журнал российского права. 2003. № 1.

Ершова, Е.А. Сущность, источники и формы трудового права в Российской Федерации / Е.А.  Ершова. - М.: РАП, 2008.

Зайцева О.Б. Гражданство как основание для субъектной дифференциации правового регулирования трудовых отношений  // Трудовое право в России и за рубежом, 2010, N 1

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Ю.П. Орловского. - М.: "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2009.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. - М.: Издательский Дом «Городец», 2008.

Орловский, Ю.П. 500 актуальных вопросов по Трудовому кодексу РФ: комментарии и разъяснения / Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова, Л.А. Чиканова. – М.: Юрайт-Издат, 2008.

Сойфер В.Г. Судьба и проблемы трудового коллектива // Законодательство и экономика. 2004. № 7.

Трудовое право России. Учебник. Под ред. А. М. Куренного.- М.: Юристъ, 2010.

 Харитонов М.М. Множественность лиц на стороне работодателя в трудовых обязательствах // Российский юридический журнал, 2010, N 2

Хохлов Е. Б., Сафонов В. А. Трудовое право России. – М.: Юрайт, 2012.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!