Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Уважаемые студенты!
По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова, могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.
Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.
Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru
При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.
Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.
С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru
Тема № 9. Социальная поддержка и реабилитация осужденных инвалидов и престарелых.
Семинарское занятие – 2 часа.
Место проведения – учебная аудитория.
Цель занятия:
Закрепление полученных в ходе лекции и самоподготовки знаний о психофизиологических и социальных особенностях осужденных пожилого возраста и инвалидов и содержании социальной работы с ними.
Порядок проведения занятия.
При подготовке к семинару в часы самоподготовки слушатели изучают нормативные акты и литературу по разделу «Социальная поддержка и реабилитация осужденных инвалидов и престарелых». Во время занятия слушатели отвечают на вопросы по теме занятия. Преподаватель ставит акценты на концептуальном рассмотрении проблем и анализе общих механизмов возникновения социальной недостаточности у лиц пожилого возраста, и специфике социальных проблем у пожилых в пенитенциарной среде.
Вопросы для подготовки.
1. Физиологические и психологические особенности осужденных пожилого возраста.
2. Социальный портрет осужденного пожилого возраста.
3. Профилактика социальной дезадаптации престарелых осужденных в ИУ.
4. Реабилитация и ресоциализация и осужденных инвалидов в ИУ .
5. Технология оформления пенсий осужденным в период отбывания наказания в ИУ.
6. Подготовка осужденных пожилого возраста и инвалидов к освобождению.
Задача:
Осужденный С. 60 лет, образование среднее специальное. Профессия – каменщик. В ИК освоил резьбу по дереву. Страдает сердечно-сосудистым заболеванием. Инвалид 2 группы. Освобождается через 7 мес. Вдовец, с родственниками отношения натянутые, переписывается редко. До осуждения проживал один. К администрации ИК относится с недоверием. Требователен, консервативен, на контакт идет с трудом.
Вопросы:
1. Характеризуйте спектр социальных проблем, отмечаемых у осужденного.
2. Какие мероприятия социальной работы вы будете проводить по отношению к данному осужденному для подготовки его к освобождению?
3. В какие учреждения социального обслуживания населения он может быть направлен?
Список литературы:
Нормативные акты
1. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ;
2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ;
3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г. №167-ФЗ;
4. Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями от 10 января 2003 г.). // Собрание законодательства РФ. 1995. № 32.
5. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.).
Научная и учебно-методическая литература
1. Диденко А.В., Зленко К.В., Колоколова О.В., Молокова Т.М., Титов Д.С. Основы пенитенциарной социальной медицины: учеб. пособие. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2008. – 164 с.
2. Дыскин А.А.,Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан: Рук. для подготовки соц. работников/Ин-т "Открытое общество".- М.1996.-223с.
3. Журавлева Т.П. Основы гериатрии: Учебное пособие. - М.: Форум, 2003.
4. Лузгин С.А. Роль психологической и социальной служб исправительных учреждений в поддержании здоровья осужденных // Соответствие законодательства РФ в сфере медицинского обслуживания в УИС. Рязань, 2005.
5. Настольная книга специалиста: Социальная работа с пожилыми людьми. М., 1995.
6. Практическое руководство по социальной работе с различными категориями осужденных. – М.: ИД «Юриспруденция», 2008. – 240 с.
7. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учеб. Пособие / С.А. Лузгин, М.И. Кузнецов, В.Н. Казанцев и др.; Под общ. ред. Ю.И. Калинина. – 2-е изд., испр. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. – 355 с.
8. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: учеб. пособие / В.М. Морозов, В.В. Виноградов; ВЮИ ФСИН России. – Владимир, 2006. – 176 с.
9. Социальная работа с осужденными / Под ред. Жукова В.И., Галагузовой М.А. Учебное пособие. М, 2002.
10. Социальная работа: Учебное пособие / под ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
11.Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. - М., 1997.
12. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие.- 3-еизд. - М.: Изд. дом Дашков и К, 2005.
13.Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии (Антропологические аспекты): Учебник для студентов вузов. - М.: Владос, 1999.
Тема № 9. Социальная поддержка и реабилитация осужденных инвалидов и престарелых.
Практическое занятие – 4 часа.
Место проведения – исправительное учреждение.
Цель занятия:
Закрепить у слушателей полученные в ходе лекции знания об основных направлениях и содержании социальной работы с осужденными пожилого возраста и инвалидами в учреждениях УИС.
Порядок проведения занятия.
Во время занятия слушатели изучают социальные характеристики осужденных пожилого возраста и инвалидов по данным социального паспорта исправительной колонии; знакомятся с основными направлениями и методами социальной работы, проводимой с осужденными пожилого возраста и инвалидами в ИК, а также с особенностями подготовки их к освобождению.
Вопросы для подготовки.
1. Физиологические и психологические особенности осужденных пожилого возраста.
2. Социальный портрет осужденного пожилого возраста.
3. Профилактика социальной дезадаптации престарелых осужденных в ИУ.
4. Реабилитация и ресоциализация и осужденных инвалидов в ИУ .
5. Технология оформления пенсий осужденным в период отбывания наказания в ИУ.
6. Подготовка осужденных пожилого возраста и инвалидов к освобождению.
Список литературы:
Нормативные акты
1. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ;
2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ;
3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г. №167-ФЗ;
4. Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями от 10 января 2003 г.). // Собрание законодательства РФ. 1995. № 32.
5. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.).
Научная и учебно-методическая литература
Диденко А.В., Зленко К.В., Колоколова О.В., Молокова Т.М., Титов Д.С. Основы пенитенциарной социальной медицины: учеб. пособие. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2008. – 164 с.
Дыскин А.А.,Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан: Рук. для подготовки соц. работников/Ин-т "Открытое общество".- М.1996.-223с.
Журавлева Т.П. Основы гериатрии: Учебное пособие. - М.: Форум, 2003.
Лузгин С.А. Роль психологической и социальной служб исправительных учреждений в поддержании здоровья осужденных // Соответствие законодательства РФ в сфере медицинского обслуживания в УИС. Рязань, 2005.
Настольная книга специалиста: Социальная работа с пожилыми людьми. М., 1995.
Практическое руководство по социальной работе с различными категориями осужденных. – М.: ИД «Юриспруденция», 2008. – 240 с.
Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учеб. Пособие / С.А. Лузгин, М.И. Кузнецов, В.Н. Казанцев и др.; Под общ. ред. Ю.И. Калинина. – 2-е изд., испр. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. – 355 с.
Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: учеб. пособие / В.М. Морозов, В.В. Виноградов; ВЮИ ФСИН России. – Владимир, 2006. – 176 с.
Социальная работа с осужденными / Под ред. Жукова В.И., Галагузовой М.А. Учебное пособие. М, 2002.
Социальная работа: Учебное пособие / под ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. - М., 1997.
Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие.- 3-еизд. - М.: Изд. дом Дашков и К, 2005.
Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии (Антропологические аспекты): Учебник для студентов вузов. - М.: Владос, 1999.
Тема № 10. Оказание социальной помощи осужденным с психическими расстройствами.
Семинарское занятие – 2 часа.
Место проведения – учебная аудитория.
Цель занятия:
1. Закрепление полученных в ходе лекции и самоподготовки знаний о значении и целях социальной работы с осужденными, страдающими психическими расстройствами.
2. Усвоение сведений об основных принципах организации и осуществления социальной работы с осужденными, страдающими психическими расстройствами.
Порядок проведения занятия.
При подготовке к семинарскому занятию в часы самоподготовки слушатели изучают литературу по разделу «Оказание социальной помощи осужденным с психическими расстройствами». Во время занятия слушатели разбирают систему реабилитации осужденных с психическими расстройствами и место в ней социальной работы. Особое место уделяется медико-биологическому, психологическому и социальному аспектам реабилитации лиц с психическими расстройствами. Рассматривается роль общественных организаций в сфере социальной реабилитации и охраны психического здоровья осужденных.
Вопросы для подготовки.
1. Биопсихосоциальное реабилитационное направление в медицине и его основные составляющие.
2. Понятие реабилитационного потенциала и социального диагноза.
3. Медико-биологический, психологический и социальный аспекты реабилитации лиц с психическими расстройствами.
4. Медико-биологический аспект реабилитации: активная патогенетическая терапия, поддерживающая (фоновая) терапия, «долечивающая» терапия, функционально-тренирующая терапия, профилактика обострений, «профессиональная терапия», новые формы лечения, организация лечебных мероприятий.
5. Психологический аспект реабилитации: коррекция оптимального психологического контакта, коррекция профориентации, коррекция состояния фрустрации, коррекция мотивационной сферы, коррекция внутренней картины болезни, коррекция системы социально-психологических отношений.
6. Социальный аспект реабилитации: юридическая коррекция (уточнение больным своих прав, льгот), коррекция социально-бытовой ситуации (обустройство среды обитания), коррекция материальных возможностей больных (пенсия, материальная поддержка со стороны родственников, гуманитарная, спонсорская помощь), коррекция семейной ситуации (изменение системы социальных отношений к больному со стороны семьи), коррекция профессиональной деятельности (обустройство рабочего места, профессиональная ориентация, изменение объема работы), коррекция социально-средовых ситуаций (улучшение системы социально-психологических отношений к осужденному в группе, где проходит его профессиональная трудовая деятельность), коррекция системы социально-психологических отношений в иных социальных группах.
7. Роль семьи осужденного с психическим расстройством в социальной реабилитации.
8. Роль общественных организаций в сфере социальной реабилитации и охраны психического здоровья.
Ситуационные задачи:
Задача № 1.
Осужденный Н. 35 лет. Не женат. Отбывает наказание в колонии строгого режима за совершенный грабеж. В течение 10 лет употреблял наркотические препараты опийной группы. Неоднократно лечился у нарколога. Во время настоящей судимости наркотики не употребляет. Состоит под диспансерным наблюдением у психиатра-нарколога медицинской части с диагнозом «Психическое и поведенческое расстройство вследствие употребления наркотиков опийной группы». Врача посещает регулярно. Высказывает установки на полный отказ от употребления наркотиков. Однако, на приеме несколько раздражителен, фон настроения снижен. В процессе беседы с осужденным было выяснено, что его родственники отказались поддерживать с ним связи из-за его постоянной лжи и пустых обещаний прекратить употребления наркотиков. После освобождения осужденный четко не представляет себе дальнейшее существование, поскольку отсутствует жилье, хотя имеется профессия. Отмечает, что в последнее время беспокойно спит, часто снится процесс употребление наркотика.
Вопросы:
1. Как характеризуется данное состояние у осужденного с зависимостью от наркотиков?
2. Какие сферы социального функционирования осужденного больше всего требуют внимания специалиста по социальной работе?
3. В консультации каких специалистов нуждается осужденный?
4. Ваши рекомендации осужденному после освобождения в целях профилактики срывов и рецидивов заболевания.
Задача № 2.
Осужденный К. 20 лет. Не женат. Сельский житель. Инвалид с детства в связи с эпилепсией. Воспитывался в «алкогольной» семье. Старшие братья отбывают наказание в местах лишения свободы. Мать умерла. В деревне осталась тетка по линии матери, также страдающая алкоголизмом. В результате неблагоприятного течения заболевания был парализован, и обездвижен, нуждается в постоянном уходе. Определена I группа инвалидности. Готовится к освобождению от отбывания наказания в связи с тяжелым расстройством. Со слов осужденного, после освобождения будет проживать в своей деревне. Ухаживать за ним изъявила желание тетка по линии матери.
Вопросы:
1. В каких мерах социальной защиты и поддержки нуждается осужденный после освобождения?
2. Назовите документы, которые необходимо оформить данному осужденному перед освобождением.
3. Целесообразно ли передавать данного осужденного под попечительство его родственников?
Литература:
Нормативные акты
1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.). Ст. 50. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 193. - №33. – Ст. 1318; Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. - № 52. – Ст. 5086; Собрание законодательства РФ. – 1998. - №10. – Ст. 1143; 1999. - №51. – Ст. 6289; 2000. - №49. – Ст. 4740; 2003 - №2. Ст. 167; №9 – Ст. 805; № 27 – Ст. 2700.
2. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 (в ред. Федерального закона от 10.01.2003г. № 15-ФЗ, от 29.06.2004г. №58-ФЗ) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. - № 33. – Ст. 1913; - 2004. - №27. – Ст. 2711. Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 2. – Ст. 167.
3. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями от 10 января 2003 г.)
4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г.).
5. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.)
6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.) // Собрание законодательства РФ №51, 2001, ст-4831
7. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 338 «О развитии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов», п. 2. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1544.
8. Постановление Правительства Российской Федерации
от 10 августа 1996 № 965 «О порядке признания граждан инвалидами». // Собрание законодательства Российской Федерации, 19.08.96, № 34, СТ.4127; Российская газета, 21.08.96, № 158.
9. Постановление Минтруда и Соцразвития России от 18 июля 2001 года № 56 «Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессиональном заболевании // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. М.: Изд-во Юрид. лит. – 2001. - №36. – С.29-43.
10.Приказ Минюста России и Министерства общего и профессионального образования России от 9 февраля 1999 года № 31/321 (в ред. приказа Минюста России от 5 сентября 2002 года №236) «Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в ИК и тюрьмах».
11.Приказ Минздрава России от 28 июля 1997 г. № 226 «О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи»
12. Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы утверждены постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации, Минздрава Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 1/30.
13.Письмо Пенсионного Фонда РФ от 6 ноября 1997 года № 18/13-204 «О порядке оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях».
Научная и учебно-методическая литература
1. Войтенко Р.М. Социальная психиатрия с основами медико-социальной экспертизы и реабилитологии: Руководство для врачей и психологов. – СПб.: ИКФ «Фолиант», 2002. – С. 24-39, 51-66., 137-147.
2. Гурович И.Я. Психосоциальное лечебно-реабилитационное направление в психиатрии. // Социальная и клиническая психиатрия. – 2004. – Т. 14. №1. – С. 81-86.
3. Гурович И.Я., Сторожакова Я.А. Социальная психиатрия и социальная работа в психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. – 1998. - № 4.
4. Диденко А.В. Организация психиатрической помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы: Учебное пособие /Под общ. ред. В.Я. Семке. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2005. 160 с.
5. Диденко А.В., Зленко К.В., Колоколова О.В., Молокова Т.М., Титов Д.С. Основы пенитенциарной социальной медицины: учеб. пособие. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2008. – 164 с.
6. Законодательные и нормативные материалы по медико-социальной экспертизе: Уч. пособие / Сост. М.В. Коробов, Н.С. Смирнова, Л.В. Туаева. – СПб: СПбИУВЭК, 1999. – 404 с.
7. Зозуля Т.В. Основы социальной и клинической психиатрии: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 160-176.
8. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998.
9. Решетникова А. Больной освободился. Что дальше? // Преступление и наказание. - 2002. - №10. - С. 17-18.
10.Семке В.Я. Превентивная психиатрия. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1999. – С. 204-211, 345-347.
11.Справочник по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред. М.В. Коробова и В.Г. Помникова. – СПб.: Гиппократ, 2003. – 800 с.
Тема № 10. Оказание социальной помощи осужденным с психическими расстройствами.
Практическое занятие – 4 часа.
Место проведения – медицинская часть исправительного учреждения.
Цель занятия:
1. Закрепление на практике полученных в ходе лекции и самоподготовки знаний о значении и целях социальной работы с осужденными, страдающими психическими расстройствами.
2. Усвоение на практике основных принципов организации и осуществления социальной работы, медико-социальной реабилитации осужденных, страдающими психическими расстройствами.
Порядок проведения занятия.
При подготовке к практическому занятию в часы самоподготовки слушатели изучают литературу по разделу «Социальная работа с осужденными страдающими психическими расстройствами». Во время занятия слушатели совместно с врачом-психиатром медицинской части составляют программы медико-социальной реабилитации осужденных страдающих различными психическими расстройствами. Особое внимание акцентируется анализу социальной работы в ее коррекции.
Вопросы для подготовки.
1. Понятие реабилитационного потенциала и социального диагноза.
2. Медико-биологический, психологический и социальный аспекты реабилитации лиц с психическими расстройствами.
3. Медико-биологический аспект реабилитации: активная патогенетическая терапия, поддерживающая (фоновая) терапия, «долечивающая» терапия, функционально-тренирующая терапия, профилактика обострений, «профессиональная терапия», новые формы лечения, организация лечебных мероприятий.
4. Психологический аспект реабилитации: коррекция оптимального психологического контакта, коррекция профориентации, коррекция состояния фрустрации, коррекция мотивационной сферы, коррекция внутренней картины болезни, коррекция системы социально-психологических отношений.
5. Социальный аспект реабилитации: юридическая коррекция (уточнение больным своих прав, льгот), коррекция социально-бытовой ситуации (обустройство среды обитания), коррекция материальных возможностей больных (пенсия, материальная поддержка со стороны родственников, гуманитарная, спонсорская помощь), коррекция семейной ситуации (изменение системы социальных отношений к больному со стороны семьи), коррекция профессиональной деятельности (обустройство рабочего места, профессиональная ориентация, изменение объема работы), коррекция социально-средовых ситуаций (улучшение системы социально-психологических отношений к осужденному в группе, где проходит его профессиональная трудовая деятельность), коррекция системы социально-психологических отношений в иных социальных группах.
6. Роль семьи осужденного с психическим расстройством в социальной реабилитации.
7. Роль общественных организаций в сфере социальной реабилитации и охраны психического здоровья.
Литература:
Нормативные акты
1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.). Ст. 50. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 193. - №33. – Ст. 1318; Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. - № 52. – Ст. 5086; Собрание законодательства РФ. – 1998. - №10. – Ст. 1143; 1999. - №51. – Ст. 6289; 2000. - №49. – Ст. 4740; 2003 - №2. Ст. 167; №9 – Ст. 805; № 27 – Ст. 2700.
2. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 (в ред. Федерального закона от 10.01.2003г. № 15-ФЗ, от 29.06.2004г. №58-ФЗ) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. - № 33. – Ст. 1913; - 2004. - №27. – Ст. 2711. Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 2. – Ст. 167.
3. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями от 10 января 2003 г.)
4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г.).
5. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.)
6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.) // Собрание законодательства РФ №51, 2001, ст-4831
7. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 338 «О развитии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов», п. 2. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1544.
8. Постановление Правительства Российской Федерации
от 10 августа 1996 № 965 «О порядке признания граждан инвалидами». // Собрание законодательства Российской Федерации, 19.08.96, № 34, СТ.4127; Российская газета, 21.08.96, № 158.
9. Постановление Минтруда и Соцразвития России от 18 июля 2001 года № 56 «Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессиональном заболевании // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. М.: Изд-во Юрид. лит. – 2001. - №36. – С.29-43.
10.Приказ Минюста России и Министерства общего и профессионального образования России от 9 февраля 1999 года № 31/321 (в ред. приказа Минюста России от 5 сентября 2002 года №236) «Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в ИК и тюрьмах».
11.Приказ Минздрава России от 28 июля 1997 г. № 226 «О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи»
12. Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы утверждены постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации, Минздрава Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 1/30.
13.Письмо Пенсионного Фонда РФ от 6 ноября 1997 года № 18/13-204 «О порядке оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях».
Научная и учебно-методическая литература
1. Войтенко Р.М. Социальная психиатрия с основами медико-социальной экспертизы и реабилитологии: Руководство для врачей и психологов. – СПб.: ИКФ «Фолиант», 2002. – С. 24-39, 51-66., 137-147.
2. Гурович И.Я. Психосоциальное лечебно-реабилитационное направление в психиатрии. // Социальная и клиническая психиатрия. – 2004. – Т. 14. №1. – С. 81-86.
3. Гурович И.Я., Сторожакова Я.А. Социальная психиатрия и социальная работа в психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. – 1998. - № 4.
4. Диденко А.В. Организация психиатрической помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы: Учебное пособие /Под общ. ред. В.Я. Семке. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2005. 160 с.
5. Диденко А.В., Зленко К.В., Колоколова О.В., Молокова Т.М., Титов Д.С. Основы пенитенциарной социальной медицины: учеб. пособие. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2008. – 164 с.
6. Законодательные и нормативные материалы по медико-социальной экспертизе: Уч. пособие / Сост. М.В. Коробов, Н.С. Смирнова, Л.В. Туаева. – СПб: СПбИУВЭК, 1999. – 404 с.
7. Зозуля Т.В. Основы социальной и клинической психиатрии: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 160-176.
8. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998.
9. Решетникова А. Больной освободился. Что дальше? // Преступление и наказание. - 2002. - №10. - С. 17-18.
10.Семке В.Я. Превентивная психиатрия. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1999. – С. 204-211, 345-347.
11.Справочник по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред. М.В. Коробова и В.Г. Помникова. – СПб.: Гиппократ, 2003. – 800 с.
Тема № 11. Социальная работа с ВИЧ-инфицированными осужденными.
Семинарское занятие – 2 часа.
Место проведения – учебная аудитория.
Цель занятия:
1. Изучение правовых и нормативных актов по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.
2. Закрепление полученной в ходе лекции и самоподготовки информации об этиологии, эпидемиологии и особенностях клинического течения ВИЧ-инфекции.
Порядок проведения занятия.
При подготовке к семинару слушатели изучают нормативные акты и литературу. Во время семинара в ходе опроса и дискуссии проводится обсуждение представленных вопросов.
Вопросы для подготовки.
1. Правовые и нормативные документы Российской Федерации, Минюста России, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией/СПИДом.
2. Возбудитель ВИЧ-инфекции. Пути передачи инфекции.
3. Эпидемиология ВИЧ-инфекции. Распространенность заболевания в мире, в России и в пенитенциарных учреждениях.
4. Стадии болезни. Основные принципы диагностики и лечения.
Задача:
Осужденный В. 20 лет, образование среднее, не женат. В ИК выявлена ВИЧ-инфекция. Содержится в ИК общего режима, где прошел обучение по специальности слесарь-сантехник. Зарекомендовал себя положительно и через 6 мес. освобождается условно досрочно. Не желает идти на контакт с родственниками в связи с тем, т.к. боится, что они узнают о ВИЧ-инфекции. Заботит проблема трудоустройства после освобождения, переживает, что будет проблема найти работу в связи с заболеванием. Обратился за консультацией к специалисту по социальной работе в связи с проблемами установления социально-полезных связей и трудоустройством после освобождения.
Вопросы:
1. Какова тактика социально-психологического консультирования данного осужденного?
2. Какие мероприятия по подготовке к освобождению вы проведете с данным осужденным?
3. Каких специалистов необходимо пригласить для консультации осужденного?
Литература:
Нормативные акты
1. Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
2. Федеральный закон от 12.08.1996№ 112-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально -бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время».
Научная и учебно-методическая литература
1. Белозеров Е.С., Змушко Е.И. ВИЧ-инфекция. 2-е изд. – СПб: Питер, 2003.
2. ВИЧ в тюрьмах. Практическое пособие (для пенитенциарных систем новых независимых государств). – "ФорМед", Швейцария, 2001.
3. ВИЧ/СПИД и злоупотребление наркотическими средствами в России: программы снижения вреда и российская правовая система. Уильям Э. Бамлер. Лондон, 2003. – 206с.
4. ВИЧ-инфекция. Информационный бюллетень № 22 Центрального НИИ эпидемиологии, Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом. М.: 2002.
5. Глобальная программа по СПИДу. Рекомендации ВОЗ относительно ВИЧ-инфекции и СПИДа в тюрьмах. Женева, март 1993 года.
6. Гранитов В.М. ВИЧ-инфекция/СПИД, СПИД-ассоциированные инфекции и инвазии.— М.: Медкнига, Н.Новгород: Издательство НГМД, 2003.-124 с.
7. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия: Словарь-справочник для юристов.- М.: Юристъ, 1999.-478 с.
8. Диагностика и лечение ВИЧ-инфекции. Методические рекомендации для врачей. МЗ РФ, центральный НИИ эпидемиологии. Российский Федеральный научно-методический центр профилактики и борьбы со СПИДом. М.: 1999.
9. Диденко А.В., Зленко К.В., Колоколова О.В., Молокова Т.М., Титов Д.С. Основы пенитенциарной социальной медицины: учеб. пособие. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2008. – 164 с.
10.Жолус Б.И., Евстафьева И.В., Хохлов И.В. Правовые аспекты профилактики ВИЧ-инфекции в связи с потреблением психоактивных веществ // Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы: Сборник научных трудов.— М.: НИИ УИС Минюста России, 2004.- С. 202-207.
11. Клиническая диагностика и лечение ВИЧ-инфекции. Практическое руководство для студентов, врачей-интернов, клинических ординаторов и врачей всех специальностей. М.: 2001.
12. Консультирование до и после теста на ВИЧ-инфекцию. / Руководство. М.: «СПИД инфосвязь»., 2000. 159 с.
13.На пороге эпидемии. Необходимость неотложных мер в борьбе против СПИДа в России. Доклад рабочий группы США-Россия в борьбе против ВИЧ/СПИДа.- 2003.- 38 с.
14.Практическое руководство по социальной работе с различными категориями осужденных. – М.: ИД «Юриспруденция», 2008. – 240 с.
15. Предоставление лечения и помощи ВИЧ-положительным потребителям инъекционных наркотиков,- М.: СПИД Фонд Восток-Запад, 2003.- 164с.
16.Профилактика ВИЧ-инфекции в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России: Учебное пособие /Галимук Н.Ф., Диденко А.В., Молокова Т.М., Павленко А.А./ Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2005. – 88 с.
17.Профилактика ВИЧ-инфекции и других социально-значимых заболеваний: Учебная программа / Авт. – сост. Жолус Б.И. – М.: НИИ УИС Минюста России, 2004.
18. Ракова С. Основные мероприятия, направленные на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции в учреждениях УИС Минюста России. // Ведомости УИС. – 2003. - №2. – С.33-34.
19. Селиванов С.Б., Матвеев А.А., Ракова С.А. Подходы в организации мероприятий, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции в учреждениях пенитенциарной системы Министерства юстиции Российской Федерации // Материалы 3 конференции «Проблемы профилактики социально-значимых заболеваний в УИС».- Нижний Новгород.- 2002.- С. 9-11.
20.Совет Европы. Рекомендация № R (93) 6 Комитета Министров для стран — членов Совета относительно тюрем и криминологических аспектов контроля над инфекционными заболеваниями, включая СПИД, и связанные с этим проблемы
21.Стратегия ЮНЕСКО по образованию в области профилактики ВИЧ/СПИДа. 2004.
22.ЮНЭЙДС. Развитие эпидемии СПИДа: состояние на декабрь 2005 года. ВОЗ.
Тема № 13. Организация трудоустройства лиц, освобождаемых из ИУ. Деятельность организаций, осуществляющих постпенитенциарную ресоциализацию и реабилитацию бывших осужденных.
Практическое занятие – 4 часа.
Место проведения – областной центр занятости населения.
Цель занятия:
1. Закрепление полученных в ходе лекции и самоподготовки знаний о значении и целях трудоустройства осужденных освобождаемых из исправительных учреждений в плане ресоциализации и социальной реадаптации.
2. Усвоение сведений о процедуре и методике трудоустройства осужденных после освобождения из исправительного учреждения.
3. Закрепление полученных в ходе лекции и самоподготовки знаний о значении организаций, осуществляющих постпенитенциарную ресоциализацию и реабилитацию для бывших осужденных.
4. Усвоение сведений о формах и методах работы организаций, осуществляющих постпенитенциарную ресоциализацию и реабилитацию бывших осужденных.
Порядок проведения занятия.
При подготовке к семинарскому занятию в часы самоподготовки слушатели изучают литературу по разделу «Организация и методика трудоустройства лиц, освобождаемых из ИУ. Деятельность организаций, осуществляющих постпенитенциарную ресоциализацию и реабилитацию бывших осужденных». Во время занятия слушатели разбирают значение социальное значение труда осужденных в связи с необходимостью ресоциализации и адаптации к жизни на свободе. Труд рассматривается как неотъемлемый компонент социальной работы, влияющий на формирование личности и развивающий ее положительные качества в условиях мест лишения свободы и после освобождения. Рассматриваются проблемы трудоустройства и трудового воспитания осужденных в современных рыночных условиях. Подробно разбирается методика трудоустройства осужденных в соответствии с действующими нормативными актами и инструкциями. Рассматриваются формы и методы работы организаций осуществляющих постпенитенциарную ресоциализацию. Слушатели делятся региональным опытом проведения постпенитенциарной ресоциализации и реабилитации для бывших осужденных.
Вопросы для подготовки.
1. Организация социальной работы по содействию освобождающимся и освобожденным осужденным в трудоустройстве.
2. Основные причины, затрудняющие трудоустройство лиц, освобождаемых и освобожденных из ИУ (неэффективное взаимодействие ИУ и территориальных органов МВД, нежелание трудовых коллективов и их руководителей; ограничение в выборе трудовой деятельности в зависимости от характера преступления; низкий трудовой потенциал лиц, освобождаемых из ИУ).
3. Отечественный опыт по трудоустройству лиц, освобождаемых из ИУ.
4. Законодательное регулирование постпенитенциарной адаптации освобождаемых осужденных.
5. Деятельность служб социальной защиты и занятости населения по трудовому устройству освобождающихся осужденных.
6. Функции центров социальной реабилитации, домов ночного пребывания, социальных гостиниц, домов-интернатов по бытовому устройству освобождаемых осужденных. Опыт их работы.
7. Роль общественных, религиозных организаций в постпенитенциарной ресоциализации освобожденных из исправительных учреждений.
8. Анализ опыта Башкортостана, Свердловской и Орловской областей по постпенитенциарной реабилитации освобождаемых осужденных.
Литература:
1. Ананьев О.Г. Об опыте содержания и организации работы реабилитационного центра в Рязанской воспитательной колонии // Социальная работа в УИС: концепции и перспективы развития: Мат. междунар. науч.-практ. конф. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.- С. 55-60.
2. Взаимодействие с органами исполнительной власти по вопросам социальной адаптации осужденных, освобождающихся из ВК (опыт УИН Минюста России по Омской области) // Аннотированный сборник материалов передового опыта в уголовно-исполнительной системе Минюста России за 2003-2004 годы. – М.: НИИ УИС Минюста России, 2004.- С.18-20.
3. Вологодский опыт социальной работы с осужденными: актуальность в современных условиях: Сб. материалов межведомственного научного семинара. — Вологда: Ин-т права и экономики Минюста России, 2003.
4. Восстановление утраченных документов, необходимых для начисления пенсии осужденным (опыт УИН Минюста России по Костромской области) // Аннотированный сборник материалов передового опыта в уголовно-исполнительной системе Минюста России за 2003-2004 годы. – М.: НИИ УИС Минюста России, 2004.- С.26-28.
5. Дитковский А. Трудоустройство освободившихся - дело общее // Преступление и наказание. - 2004. - №1. - С. 23-24.
6. Ефимова Т. К общей цели // Преступление и наказание.–2005.-№ 1.-С. 29.
7. Жирнов В. Состояние и перспективы развития профессионального образования осужденных к лишению свободы // Ведомости УИС.- 2002.- № 4 (16) – С. 22-26.
8. Калачев А.Ю. Опыт взаимодействия администрации исправительных учреждений с городскими (районными) Центрами труда и занятости по вопросам бытового устройства лиц, освобождаемых из мест лишения свободы // Передовой опыт уголовно-исполнительной системы. - М.: ГУИН Минюста России, 1998. - Выпуск № 19. - С. 53-62.
9. Лисичкин В., Поздняков В. Достигнуты положительные результаты (о ходе эксперимента по организации психолого-педагогической и социальной работы с осужденными в УИИ Минюста России по Орловской области) // Ведомости УИС. - 2002. №4. - С. 14-17.
10.Лузгин С., Суровцев В. Центры психолого-педагогической и социальной работы с осужденными: предпосылки создания и организационно-содержательные аспекты деятельности // Ведомости УИС. - 2003. - №7. - С. 2-10.
11. Организация юридической помощи спецконтингенту, предоставление информационно-образовательных услуг (опыт УИН Минюста России по Кировской области) // Аннотированный сборник материалов передового опыта в уголовно-исполнительной системе Минюста России за 2003-2004 годы. – М.: НИИ УИС Минюста России, 2004.- С.15-17.
12. Привлечение общественных объединений к участию в исправлении осужденных и содействие в работе учреждений (опыт УИН Минюста России по Орловской области) // Аннотированный сборник материалов передового опыта в уголовно-исполнительной системе Минюста России за 2003-2004 годы. – М.: НИИ УИС Минюста России, 2004.- С.7-10.
13. Тюрьма без насилия: гуманизация условий отбывания наказаний и социальная реабилитация бывших осужденных (положительный опыт работы ГУИН Минюста России по Нижегородской области). Сборник материалов. – М.: НИИ УИС МЮ РФ, 2004. – 56 с.
14.Худасов С.И., Милованов С.И., Шиян Г.Г. Практика организации работы общественного фонда материальной помощи осужденным в учреждении УО-68/9 // Передовой опыт уголовно-исполнительной системы.- М., 1996. - Выпуск 8. - С. 23-27.
15.Шамсунов С.Х. Профессионально-техническое обучение осужденных к лишению свободы в России (социально-правовые и организационные аспекты). М.: Юрист, 2004. 80 с.
16.Шамсунов С.Х. Труд и социализация личности осужденных к лишению свободы в России: Монография. – Самара: Самарский научный центр Российской академии наук, 2005. – 376 с.
17.Шамсунов С.Х. Труд осужденных к лишению свободы в России (организационно-правовые проблемы): Моногр. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. – 304 с.
Вопросы к зачету по дисциплине
«Социальная работа в пенитенциарных учреждениях»
1. Специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
2. Принципы пенитенциарной социальной работы с осужденными.
3. Социальная работа как инструмент сохранения и развития социально полезных связей осужденных.
4. Назначение, содержание и правовое регулирование деятельности группы социальной защиты осужденных ИУ.
5. Организация взаимодействия отделов и служб ИУ, в процессе социальной работы с осужденными.
6. Классификация осужденных - клиентов социальной работы.
7. Классификация методов социальной работы, применяемых в пенитенциарных учреждениях. Содержание основных методов социальной работы.
8. Специфика социальной работы в зависимости от этапа (периода) отбывания наказания осужденными.
9. Влияние психофизиологических и социально-психологических особенностей осужденных женщин на характер социальной работы с ними.
10.Особенности правового положения и подготовки к освобождению осужденных беременных женщин и женщин с детьми.
11.Роль психофизиологических и социально-психологических особенностей осужденных пожилого возраста в социальной работе.
12.Значение психофизиологических и психологических особенностей подростков с девиантным поведением в социальной работе.
13.Мероприятия по социальной защите и помощи осужденным пожилого возраста в ИУ.
14.Социальная реабилитация осужденных инвалидов в ИУ: виды и основное содержание.
15.Пенсионное обеспечение осужденных. Трудовые пенсии и пенсии по государственному социальному обеспечению.
16.Специфика социальной работы с осужденными, страдающими психическими расстройствами. Реабилитационное направление в психиатрии.
17.Социальная работа с осужденными, страдающими зависимостью от психоактивных веществ.
18.Специфика социальной работы с осужденными, страдающими хроническими неизлечимыми соматическими заболеваниями.
19.Понятие, содержание и порядок подготовки осужденных к освобождению из ИУ. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания.
20.Особенности подготовки к освобождению несовершеннолетних осужденных.
21.Особенности подготовки к освобождению осужденных пожилого возраста и инвалидов.
22.Организация и содержание социальной работы по содействию освобождающимся и освобожденным осужденным в трудоустройстве.
23.Формы оказания помощи в бытовом устройстве лицам, освобождаемым из ИУ.
24.Функции служб социальной защиты и занятости населения в трудовом устройстве освободившихся осужденных.
25.Основные направления и формы взаимодействия социальной службы УИС с государственными, общественными и религиозными организациями в решении вопросов социальной помощи, защиты и поддержки осужденных.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!