Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Социальная педагогика»»

/ Педагогика
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

 

ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Лекция. Тема 1. Социальная педагогика как область научного знания

План

1.                    Выделение социальной педагогики в отдельную область научного знания.

2.                   Объект и предмет исследования социальной педагогики.

3.                   Различные подходы к определению предмета социальной педагогики.

4.                   Определение предмета социальной педагогики П. Наторпа.

5.                   Место социальной педагогики в структуре других наук.

6.                   Взаимосвязь социальной педагогики с педагогикой и социологией.

Основная литература

1.     Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие / Л.И. Аксенова. – М.: Академия, 2001.

2.     Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. трудов / М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 3. – С. 168–184.

3.     Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие /А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

4.     Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

5.     Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

6.     Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

 

Вопросы для самоконтроля

1.     Какую область педагогической науки изучает социальная педагогика?

2.     Когда социальная педагогика выделилась в отдельное направление педагогики?

3.     Почему П. Наторп считается родоначальником социальной педагогики как науки?

4.     Что является предметом социальной педагогики как науки?

5.     Докажите, что социальная педагогика как область научного знания базируется на педагогике, социологии и социальной психологии.

 

Лекция. Тема 2. Теоретико-методологические основы

социальной педагогики

План

1.                   Понятия «методологический подход», «принцип».

2.                   Методологические подходы к исследованию проблем социальной педагогики.

3.                   Принципы социальной педагогики: классификации В.И. Андреева, М.А. Галагузовой, В.А. Никитина и др.

4.                   Взаимосвязь принципов социальной педагогики.

5.                   Влияние методологических подходов, принципов на определение целей, задач, исследование сущности и содержания социально-педагогической деятельности, ее техноло-гии, методы, формы.

6.                   Категориально-понятийный аппарат социаль-ной педагогики: социализация, социум, социальная среда, социальная адаптация, социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обучение, социально-педагогическая поддержка.

Основная литература

1.       Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. трудов / М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 3. – С. 168–184.

2.       Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

3.       Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

4.       Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

5.       Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

 

Дополнительная литература

1.       Бочарова В.Г. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике / В.Г. Бочарова, Г.Н. Филонов. – М.: Аргус, 1994.

2.       Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учеб. пособие / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3.       Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

Вопросы для самоконтроля

1.       Дайте определение понятиям «методологический подход» и «принцип».

2.       В чем специфика общепедагогических принципов в контексте социальной педагогики?

3.       Что такое «категория»? Назовите собственные и заимствованные категории социальной педагогики.

 

Для самостоятельной работы

Теоретико-методологические основы

 социальной педагогики

План

 

1.       Развитие философских взглядов на сущность и содержание социального воспитания.

2.       Становление социальной педагогики как отрасли научного знания.

3.       Объект, предмет, задачи социальной педагогики как науки.

4.       Взаимодействие социальной педагогики с другими науками.

Темы  докладов

1.                   Исторические этапы развития социальной педагогики в России.

2.                   Становление социальной педагогики за рубежом.

Литература

1.       Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики / И.Н. Андреева. – М.: Владос, 2000.

2.       Бим-Бад Б.М.  Образование в контексте социализации / Б.М. Бим-Бад,  А.В. Петровский // Педагогика. – 1996. – №1. – С. 3–8.

3.       Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. тр. // Понятийный аппарат педагогики и образования / М.А. Галагузова. – Вып. 3. – Екатеринбург, 1998. 

4.       История социальной педагогики / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

5.       Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

6.       Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

7.       Социальная педагогика / авт. коллектив Р.А. Литвак, А.З. Иоголевич, Ю.Г. Грибанова, И.А. Филиппова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1994.

8.       Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

 

Лекция. Тема 3. Социализации как категория

социальной педагогики

План

1.   Социализации как основная категория социальной педагогики.

2.   Этапы социализации (Г.М. Андреева, А.В. Петровский), их содержание.

3.   Соотношение стихийного и организованного в процессе социализации.

4.   Воспитание – как организованная социализация. Позитивная и негативная социализация. Ресоциали-ация и десоциализация.

5.   Понятие «кризисная социализация» (Х. Ремшмидт). Институты и агенты социализации. Механизмы социализации.

6.   Классификации факторов социализации личности А.В. Мудрика (мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы).

7.   Характеристика мегафакторов (космос, планета, глобальные природные явления), макрофакторов (страна, этнос, экономика, политика), мезофакторов (регион, тип поселения, религия, средства массовой информации), микрофакторов (семья, группа сверстников, соседи).

 

Основная литература

1.       Бим-Бад Б.М. Образование в контексте социализации / Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский // Педагогика. – 1996. – №1. – С. 3–8.

2.       Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

3.       Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

4.       Социология молодежи: учебник / под ред. В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2005.

Дополнительная литература

5.     Димухаметов Р.С., А.К. Пермяков . Фасилитация как механизм в работе педагога с одаренными детьми  // Междунар. науч.-практ. конференц. «Педагогическая составляющая подготовки специалистов по социальной защите детства»,  2011 г. Челябинск-Костанай-Одесса: Изд-во ЧГПУ, 2011. – С. 139-146.

6.     Димухаметов Р.С. Конвенция «О правах ребенка» – основополагающий документ современной социальной политики России в отношении детей // Общественный диалог: социальная  защита и поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Всероссийская научно-практическая конференция, 12–13 ноября 2013 г.: сб. материалов / под. Ред. Р.С. Димухаметова и Н.О. Яковлевой. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ. – 2013. – 

7.     Димухаметов Р.С. Краткий словарь социального педагога Костанай: Департамент образования, ИПКиППК, 1998. – 72 с.

8.     Димухаметов Р.С. Обновление научных основ педагогики повышения квалификации: Принцип фасилитации: Моногр.  Алматы: МОиН РК, РИПКСО, Центр пед. исслед. РИПКСО, 2005. – 115 с.

9.     Димухаметов Р.С. Фасилитация одаренности: через озарение к множенственности истины // В ж-л «Одаренный ребенок», 2013, № 4

10.  Димухаметов Р.С. Фасилитация одаренности: через озарение к множенственности истины //  «Одаренный ребенок», 2013, № 4

11.    Димухаметов Р.С., В.В. Латюшин, Е.Б. Быстрай, Н.А. Соколова. Саморазвитие и самореализация личности школьника на основе толерантного сознания и поведения: моногр.- Челябинск, Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та,  2009. – 315 с.

12.  Димухаметов Р.С., Литвак Р.А. Словарь по социальной педагогике и социальной работе . - Челябинск: ЧГАКИ, 2009. – 154 с.

13.  Димухаметов Р.С., Мунарбаева Б.Г. Модель креативной фасилитационной образовательной среды как отражение парадигмы современного образования // Социально-педагогическая культура российского общества: интеграция прошлого и настоящего. Сборник труд. участников Междунар. науч.-практ. конференции / Под общ. Ред. ак. В.П. Казначеева – М.: «Перспектива», 2014 г. –  С. 87-94.

14.  Димухаметов, Р.С.  Фасилитация как механизм социализации [Текст] / Р. С. Димухаметов, Е. Ю. Парунова // Социальная политика и социология. - 2011. - № 9. - С. 178-188.

15.  Димухаметов, Р.С.Парунова Е.Ю. Настольная книга фасилитатора: учеб. пособие - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2010. – 384 с.

16.  Димухаметов, Р.С. Конвенция ООН о правах ребенка. Общечеловеческие ценности – основа формирования профессионально-педагогической культуры: учеб. пособие; 2-е изд., испр. и доп. / Р.С. Димухаметов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2014. – 208.

17.  Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека: учеб. пособие / С.И. Розум. – СПб: Речь, 2006.

18.  Фролов С.С. Социология: учеб. / С.С. Фролов. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002.

19.  Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. 

 

Вопросы для самоконтроля

1.       Что такое социализация? Какова специфика исследования социализации в социальной педагогике в отличие от социологии и социальной психологии?

2.        Что явилось основаниями для выделения этапов социализации Г.М. Андреевой, А.В. Петровским? Каково содержание отдельных этапов социализации, по мнению Г.М. Андреевой,  А.В. Петровского?

3.        Как различные исследователи классифицируют факторы социализации (К. Бронфенбреннер, А.В. Мудрик, М.А. Галагузова)?

4.       Что такое институты и агенты социализации? Приведите примеры и поясните их.

 

Семинар 1

Тема: Социализация как категория социальной педагогики

План

1.       Общее и отличия в трактовке социализации в социологии, социальной психологии, социальной педагогике.

2.       Социальная педагогика о соотношении стихийного и организованного в процессе социализации.

3.       Позитивная и негативная социализация. Ресоциализация и десоциализация. Влияние «кризисной социализации» на формиро-вание личности ребенка.

4.       Факторы социализации личности.

5.       Социальная адаптация как механизм социализации.

 

ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ – совокупность четырех составляющих:

· стихийная социализация

· относительно направляемая социализация

· относительно социально контролируемая

· более или менее сознательного самоизменения человека

 

Литература

1.   Гальперин П.Я. История психологии: ХХ век: хрестоматия / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – М., 2002.

2.   Головина Н.Ф. Социализация и воспитания ребенка: учеб. пособие / Н.Ф. Головина. – СПб., 2004.

3.   Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие / И.С. Кон. – М.: Академия, 2003.

 

Упражнение по социальной адаптации

Список стрессовых ситуаций:

1.       вынужденный переезд на новое место жительства;

2.       выход на пенсию;

3.       развод;

4.       пьянство одного из членов семьи;

5.       плохие бытовые условия;

6.       потеря большой суммы денег;

7.       старение;

8.       внезапная смерть близкого человека;

9.       сложная и опасная хирургическая операция;

10.        война;

11.        тюремное заключение;

12.         вы являетесь заложником террористов;

13.         серьезная профессиональная неудача.

Вопросы:

1.       К какому типу: а) временные, б) изменившиеся в) постоянные – относятся сложившиеся условия (возможны ли оба варианта)?

2.       Оцените уровень экстремальности ситуации по пятибалльной шкале. От чего зависит восприятие данных ситуаций как экстремальных?

3.       По какому типу проходит адаптация после указанных стрессовых событий: (М) – временная мобилизация ресурсов; (И) Глубинные изменения личности?

4.       Что произойдет, если тип адаптационного процесса не соответствует характеру условий среды?

5.       Какие изменения происходят с личностью в случае адаптации к изменившимся условиям, насколько продуктивны эти изменения (проанализировать 3 ситуации на выбор)?

6.        Есть ли такие ситуации, когда внутренние изменения вообще не желательны?

 

Тема 4. Концепции социализации

и социального воспитания

План

1.       Причины возникновения различных концепций социализации и социального воспитания.

2.       Адаптивная концепция социализации.

3.       Когнитивная концепция социализации.

4.       Ролевая теория социализации.

5.       Концепция социального научения.

6.       Психоаналитическая концепция социализации.

7.       Психодинамическая концепция. Критическая концепция социализации.

Основная литература

1.       Гальперин П.Я. История психологии: ХХ век: хрестоматия / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – М., 2002.

2.       Головина Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие / Н.Ф. Головина. – СПб.: Речь, 2004.

3.       Хьелл Л. Теории личности  / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005.

Самостоятельная работа студента по теме

1.Используя вышеуказанную литературу, заполнить таблицу «Концепции социализации личности»:

 

Название концепции

Авторы концепции

Время разработки концепции

Основные факторы социализации личности

Основные положения концепции

 

2.Подготовить  реферат по одной из концепций социализации личности.

 

Тема 5. Социальное воспитание как категория

 социальной педагогики

План

 

1.     Понятие социального воспитания.

2.     Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в  воспитательных организациях.

3.     Принципы социального воспитания.

4.     Функции социального воспитания.

5.     Методы социального воспитания.

6.     Институциональная классификация воспитания.

7.     Этапы и содержание воспитательного воздействия общества на личность.

8.     Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях.

9.     Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании.

Основная литература

1.   Головина Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие / Н.Ф. Головина. – СПб.: Речь, 2004.

2.   Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Пед. об-во России, 2000.

3.   Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

4.   Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

Дополнительная литература

1.       Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание школьников как фактор социализации: моногр. / Г.Я. Гревцева. – СПб.: СМИО-Пресс; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005.

2.       Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение социального воспитания. Можно ли сказать, что любое воспитание социально? Аргументируйте свою позицию.

2. Выделите компоненты социального воспитания.

3. Каковы функции социального воспитания?

4. Поясните, что предполагает индивидуальный дифференцированный, личностный, возрастной, гендерный, подходы в социальном воспитании.

5. Каковы методы социального воспитания?

 

Семинар 3

Тема: Социальное воспитание как категория

 социальной педагогики

План

1.                                                                                                                                                                                                                                  Принципы и функции социального воспитания.

2.                                                                                                                                                                                                                                  Методы социального воспитания. Этапы и содержание воспитательного воздействия общества на личность.

3.                                                                                                                                                                                                                                  Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях.

4.                                                                                                                                                                                                                                  Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании.

 

 

 

 

 

Концепция социального воспитания  (2 часа)

Деловая игра «Алгоритм» проводится методом мозговой атаки

 

План

1.                   Вступительная беседа ведущего

2.                   Объяснение хода деловой игра

3.                   Работа на нулевом туре

4.                  Обсуждение проблемы (прохождение 5 туров)

5.                  Подведение итогов наработанного материала в МГ (микрогруппах)

6.                  Коллективное обсуждение в соответствии с планом рассмотрения проблемы.

7.                  Подведение итогов, поощрение лучших игроков.

Задания микрогруппам:

Стол А: Личность XXI века. Какой вы ее видите?

Стол В: Разработать концепцию «Школа – правовое пространство»

Стол С: Разработать концепцию «Школа – инструмент мира и ненасилия»

Стол D: Содержание, формы и методы деятельности социального педагога и педагога-психолога в модели «Школа – пространство культуры мира, права и ненасилия»

Стол Е: Выработать нормы взаимоотношений субъектов образовательного процесса в модели «Школа – пространство культуры мира, права и ненасилия»

Литература

1.       Головина Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие / Н.Ф. Головина. – СПб.: Речь, 2004.

2.       Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Пед. об-во России, 2000.

3.       Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

4.       Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

 

Лекция. Тема 6. Социальное обучение как категория

социальной педагогики

План

1.       Понятие социального обучения.

2.       Социальные ценности, нормы, правила, роли, статусы как содержание социального обучения.

3.       Компоненты социального обучения.

4.       Возрастные этапы и содержание социального обучения.

5.       Средства, методы социального обучения.

Основная литература

1.       Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. трудов / М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 3. – С. 168–184.

2.       Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

3.       Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

Дополнительная литература

1.       Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: учеб. пособие /  Е.Е. Сапогова. – М.: Академический проект, 2004.

2.       Фролов С.С. Социология: учебник / С.С. Фролов – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение социального обучения. Какое обучение можно назвать социальным? Аргументируйте свою позицию.

2. Выделите компоненты социального обучения. Охарактеризуйте их.

3. Что относится к средствам социального обучения?

4. Каковы методы социального обучения?

 

Самостоятельная работа

Тема: Социальное обучение как категория

социальной педагогики

План

1.       Социальные ценности как содержание социального обучения.

2.       Социальные роли как содержание социального обучения.

3.       Социальные нормы, правила как содержание социального обучения.

4.       Народная сказка как средство социального обучения.

5.       Игра как средство социального обучения.

6.       Детская субкультура как средство социального обучения.

 

Литература

1.       Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. трудов / М.А. Галагузова. – Вып. 3. – Екатеринбург, 1998.

2.       Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред.  М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

3.       Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

4.       Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Академический проект, 2004.

5.       Фролов С.С. Социология: учебник / С.С. Фролов – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002.

 

Лекция. Тема 7. Историко-социологический анализ детства.

 Социализация детей в современном мире

План

1.       Детство как объект исследования в социологии и социальной педагогике.

2.       Восприятие детства в первобытном обществе, в античное время.

3.       Изменение отношения к ребенку, к семейному воспитанию в эпоху средневековья.

4.       Формирование отношения к ребенку как к личности в эпоху

5.       Просвещения. Детство в период капитализма, выделение подросткового возраста.

6.       Развитие ребенка в социуме.

7.       Основные теории развития ребенка: биологическая, социологическая, психоаналитическая, бихевиористическая, фокальная.

8.       Особенности социализации детей в современном мире.

9.       Отличие социализации детей от социализации взрослых.

10.    Социально-экономическое положение детей в современном российском обществе.

11.    Понятие детской субкультуры.

Основная литература

1.       Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Владос, 2000.

2.       История социальной педагогики: хрестоматия /под ред.  М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

3.       Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие / И.С. Кон. – М.: Академия, 2003.

4.        Щеглова С.Н. Социология детства: учеб. пособие / С.Н. Щеглова. – М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1996.

5.       Цымбаленко С. Кто они, подростки 90-х? / С. Цымбаленко, С. Щеглова  // Воспитание школьника. – 1996. – № 1–3.

6.       Конвенция о правах ребенка // Педагогический энциклопедический словарь.  – М.: БРЭ, 2003. – С. 508–515.

7.       Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Учительская газета. – 2002. – № 31.

Дополнительная литература

1.       Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Академический проект, 2004.

2.       Социология молодежи: учеб. / под ред. В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2005.

Вопросы для самоконтроля

1.       Каковы особенности отношения общества к детству в первобытном и рабовладельческом обществе? Выделите причины такого отношения.

2.       С каким историческим явлением связаны коренные изменения по отношению к детству?

3.       В какой исторический период ребенок начинает рассматриваться как самостоятельная личность?

4.       С какими объективными причинами связано выделение  подросткового возраста?

5.       Выделите существенные признаки, характеризующие положение детей в современном обществе

6.       В чем состоит отличие социализации детей от социализации взрослых?

7.       Что такое детская субкультура? Каковы ее проявления?

 

 

Самостоятельная работа

Тема: Историко-социологический анализ детства

План

1.       Восприятие детства в первобытном обществе, в античное время.

2.       Изменение отношения к ребенку, к семейному воспитанию в эпоху Средневековья.

3.       Формирование отношения к ребенку как к личности в эпоху Просвещения.

4.       Детство в период капитализма, выделение подросткового возраста. Развитие ребенка в социуме.

5.       Социально-экономическое положение детей в современном российском обществе.

Литература

1.       История социальной педагогики: хрестоматия / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

2.       Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие / И.С. Кон. – М.: Академия, 2003.

3.       Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Академический проект, 2004.

4.       Щеглова С.Н. Социология детства: учеб. пособие / С.Н. Щеглова. – М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1996.

5.       Конвенция о правах ребенка // Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 2003. – С. 508–515.

 

Лекция. Тема 8. Социально-педагогическая деятельность как категория

социальной педагогики

План

 

1.     Понятие «социально-педагогическая деятельность».

2.     Сравнительная характеристика понятий «педагогическая деятельность» и «социально-педагогическая деятельность».

3.     Принципы деятельности социального педагога.

4.     Функции социально-педагогической деятельности.

5.     Содержание социально-педагогической деятельности.

6.     Задачи социально-педагогической деятельности на современном этапе, исходя из положений Закона Российской Федерации «Об образовании», Конвенции ООН «О правах ребенка», нормативно-правовых актов системы образования.

 

Основная литература

1.       Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. трудов / М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 3. – С. 168–184.

2.       Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Нов. шк., 1996.

3.       Конвенция о правах ребенка // Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 2003. – С. 508–515.

4.       Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

5.       Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

6.       Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

Дополнительная литература

1.       Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001.

2.            Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.

3.       Шишковец Т.А. Справочник социального педагога  / Т.А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2005.

 

Вопросы для самоконтроля

1.       Дайте определение социально-педагогической деятельности и выявите ее отличия от педагогической деятельности.

2.       Назовите и охарактеризуйте основные принципы деятельности социального педагога?

3.       Назовите и охарактеризуйте функции социально-педагогической деятельности?

4.       Какие виды социально-педагогической деятельности выделяются в современной педагогической литературе?

 
Задание для самостоятельной работы по теме

На основе анализа 5 главы «Социальные гарантии прав граждан на образование» Закона Российской Федерации «Об образовании», Конвенции ООН «О правах ребенка», выделить задачи и направления социально-педагогической деятельности, подтверждая ссылками на конкретные статьи этих документов. Оформить в виде письменной работы.

 

Самостоятельная работа

Тема: Социально-педагогическая деятельность

как категория социальной педагогики

План

1.       Сущность и содержание социально-педагогической деятельности.

2.       Принципы деятельности социального педагога.

(таблица для работы в микрогруппах)

Задание: Обсудите  в микрогруппе один из принципов социальной педагогики, заполните таблицу и подготовьте развернутое сообщение

 

 

 

пп

 

Принцип социальной педагогики

Его сущность

Как его реализовать в содержании на этапах:

Проблемы на этапах реализации

исследования

организационном

соц. пед. деятельности

             

 

 

3.       Функции социально-педагогической деятельности.

4.       Задачи социально-педагогической деятельности на современном этапе.

5.       Методы и технологии социально-педагогической деятельности (общая характетистика).

 

 

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея,  внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения.

Правило – предельно лаконичная инструкция. По мере необходимости конкретное правило можно развернуть в подробную инструкцию, снабдить комментариями, иллюстрациями. Вследствие своей компактности они удобны в обращении.

 

 

Литература

1.       Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социаль-ной педагогики: сб. науч. Тр. / М.А. Галагузова. – Вып. 3. – Екатеринбург, 1998.

2.       Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Нов. шк., 1996.

3.       Конвенция о правах ребенка // Педагогический энциклопе-дический словарь. – М.: БРЭ, 2003. – С. 508–515.

4.       Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

5.       Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

6.       Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

 

Лекция. Тема 9. Социально-педагогическая сущность и содержание

 понятия социальной адаптации

План

1.       Понятие социальной адаптации. Адаптивность, адаптированность, дезадаптация.

2.       Уровни адаптированности личности.

3.       Классификации видов социальной адаптации: социально-психологическая, социально-культурная, социально-педагогическая, социально-бытовая, социально-трудовая, адаптация к экстремаль-ным, меняющимся, постоянным, изменившимся условиям.

4.       Модели и механизмы социальной адаптации.

 

Основная литература

1.       Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека: учеб. пособие / С.И. Розум. – СПб.: Речь, 2006.

2.       Соколова Н.А. Теория и практика социально-педагогической поддержки адаптации подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей: моногр. / Н.А. Соколова. – Челябинск: ИНО УрО РАО, 2005.

 

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте основные этапы развития понятия «адаптация». Какова сущность понятия «социальная адаптация»?

2. Почему А.А. Реан считает, что адаптация – развивающий процесс?

3. Разведите понятия «адаптация», «адаптивность», «адаптированность».

4. Каковы основные характеристики моделей социальной адаптации, предложенных Р. Мертоном.

5. Докажите и подтвердите примерами, что выявление вида социальной адаптации и модели, по которой ребенок адаптируется, позволяет социальному педагогу определить стратегию работы с ребенком.

 

Вариативная часть

Тема реферат ______________________________________________________

__________________________________________________________________

(выбирается самостоятельно, см. раздел «Темы рефератов»)

1.                   Изучение литературных источников по теме реферата

2.                   Обоснование актуальности, целей и задач исследования

3.                   Определение структуры реферата (план)

4.                   Работа над отдельными параграфами

5.                   Составление библиографического списка

6.                   Сбор фактического материала (проведение анкетирования, тестирования и пр.)

7.                   Работа со словарями, справочниками, уточнение понятий

8.                   Литературное оформление отдельных параграфов, редактирование

9.                   Выступление перед группой, на студенческой Универсиаде

 

 

 

Лекция. Тема 10. Содержание и методы социально-педагогического исследования

План

 

1.       Понятие «метод», «методология».

2.       Теоретические и эмпирические методы социально-педагогического  исследования: анализ литературы, документов, обобщение, наблюдение и его виды, эксперимент и его виды, опросные методы (анкетирование, интервьюирование, опрос), тестирование, праксиметрические методы (изучение продуктов деятельности), метод экспертных оценок, мягкие методики.

3.       Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в выборе методик и проведении процедуры исследования.

4.       Основания выбора методов исследования детей.

5.       Специфика использования методик социально-педагогического  исследования для младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Основная литература

1.       Загвязинский В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2005.

2.       Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред.    М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

3.       Филлипова И.А. Методика социально-педагогического исследования:  учеб. пособие / И.А. Филиппова. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1989.

4.       Щеглова С.Н. Социология детства: учеб. пособие / С.Н. Щеглова. – М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1996.

Дополнительная литература

1.       Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие / И.Ф. Девятко. – М.: Университет, 2002. – 296 с.

2.       Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учеб. пособие / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш,     Т.Б. Фатхи. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3.       Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001.

Вопросы для самоконтроля

1.       Раскройте взаимосвязь понятий «методология» и «метод».

2.       Какие методы социально-педагогического исследования относятся к теоретическим, а какие  к эмпирическим?

3.       Определите зависимость выбора методов диагностики в социальной педагогике от возрастных особенностей детей.

4.       Выделите основные методические принципы диагностики детей в социальной педагогике.

 

Задание для самостоятельной работы по теме

Разработайте программу социально-педагогического исследования по теме «Ценностные ориентации современных подростков», включающей цель, объект, предмет, задачи, методы, базу, этапы исследования, а также анкету для подростков с использованием основных методических принципов построения и проведения опросных методик.

 

Семинар 5

Тема: Содержание и методы

социально-педагогического исследования

План

1.       Содержание и этапы социально-педагогического исследо-вания.

2.       Общая характеристика методов социально-педагогического исследования (теоретические, эмпирические).

3.       Характеристика анализа документов, литературы, моделирования, проектирования как теоретических методов исследования.

4.       Характеристика наблюдения, эксперимента, опросных методик как эмпирических методов исследования.

5.       Специфика использования диагностических методик в зависимости от возрастных особенностей детей.

 

Практические задания:

· Самостоятельная разработка «мягкой методики» для дошкольников и младших школьников (рисуночный и устный варианты).

· Разработка анкеты для изучения ценностных ориентаций  подростков с учетом всех требований, предъявляемых к анкетам для детей данного возраста.

Методические принципы разработки анкет для детей и подростков

1.       Вопросы должны быть понятны всем опрашиваемым, независимо от знаний и уровня развития.

2.       Должно быть адекватное понимание терминов, употребляемых в анкете ребенком и исследователем.

3.       Необходимо учитывать возрастные особенности восприятия детьми некоторых тем.

4.       Вопросы для детей должны иметь дополнительные пояснения и обращение к личному опыту.

5.       Вопросы не должны внушать представления о «хороших» и «плохих» ответах.

6.       В процессе заполнения анкеты необходимо создать психологически комфортную для ребенка обстановку.

7.       Социально-демографический блок должен быть помещен в начале анкеты.

8.       Вопросы должны быть объединены в блоки по тематическому или проблемному принципам.

9.       Анкета должна быть привлекательна для ребенка, поэтому важно ее художественное оформление.

Литература

1.       Загвязинский В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2005.

2.       Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред.  М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

3.       Филлипова И.А. Методика социально-педагогического исследования: учеб. пособие / И.А. Филиппова. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1989.

4.       Щеглова С.Н. Социология детства: учеб. пособие / С.Н. Щеглова. – М.: Изд-во ин-та молодежи, 1996.

 

Лекция. Тема 11. Семья как фактор социализации ребенка

План

1.       Понятие «семья». Характеристика современной семьи. Классификации семей.

2.       Функции семьи: репродуктивная, первичной социализации, воспитательная, психотерапевтическая и рекреационная, хозяйственно-трудовая и экономическая, коммуникативная, гедонистическая.

Роль семьи в социализации ребенка.

1.       Семейное воспитание как вид социального воспитания.

2.       Типы семейного воспитания.

3.       Диагностика семейных отношений и семейного воспитания.

4.       Деятельность социального педагога с семьей: образовательный, психологический, посреднический компоненты.

5.       Принципы деятельности социального педагога с семьей.

6.       Формы социально-педагогической помощи семье: краткосрочные, долгосрочные, универсальные.

 

Семинар

Тема 11. Социально-педагогическая деятельность с семьей

План

Основная литература к теме 11

1.       Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 1999.

2.       Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

3.       Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

4.       Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

5.       Черняк Е.М. Социология семьи: учеб. пособие / Е.М. Черняк. – М.: ИТК «Дашков и Кº», 2003.

Дополнительная литература к темам 11, 12

1.       Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1988.

2.       Марковская И.М. Тренинг  взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб.: Речь, 2000.

3.       Спиваковская А.И. Психотерапия: игра, детство, семья /     А.И. Спиваковская. – М.: Академия, 1999. – Т.1–2.

4.       Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви / В.А. Сухомлинский. – М.: Мол. гвардия, 1981.

5.       Торохтий В.С. Методика оценки психологического здоровья семьи / В.С. Торохтий. – М., 1996.

6.       Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Питер, 1999.

Вопросы для самоконтроля

1.       Выделите основные проблемы современной семьи.

2.       Чем современная семья отличается от семьи прошлого?

3.       Каково содержание основных функций семьи?

4.       Как семья влияет на формирование и развитие личности ребенка?

5.       Охарактеризуйте содержание основных компонентов социально-педагогической деятельности с семьей.

6.       От чего зависит выбор социальным педагогом форм помощи семье?

7.       Каковы принципы деятельности социального педагога с семьей?

 

Задание для самостоятельной работы по теме

Разработать программу социально-педагогической деятельности с семьей по одной из следующих тем: «Социально-педагогическая деятельность с неполной семьей», «Социально-педагогическая деятельность с многодетной семьей», «Социально-педагогическая деятельность с семьей мигрантов», «Социально-педагогическая деятельность с семьей, осущест-вляющей опеку и попечительство». Должны быть раскрыты цель, задачи, направления, этапы, содержание, методы деятельности, кадровое сопровождение программы. 

Самостоятельная работа

Тема: Социально-педагогическая деятельность с детьми

с ограниченными возможностями здоровья

План

1.       Физические отклонения как вид отклонений в развитии. Причины возникновения физических отклонений в развитии.

2.       Классификация людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии (недуг, ограниченная возможность, инвалидность).

3.       Проблемы детей с ограниченными возможностями в сфере здоровья, образования, общения, адаптации в обществе, профессионального самоопределения.

4.       Технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: медицинская, психологическая, социально-педагогическая, бытовая реабилитация; профилактика здоровья детей.

 

Литература

1.       Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие / Л.И. Аксенова. – М.: Академия, 2001. 

2.       Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Академия, 1999.

3.       Кащенко В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. – М.: Академия, 1999.

4.       Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога /  Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001.


 

 

Лекция. Тема 13. Проблема нормы и отклонения от нормы

 в социальной педагогике

План

 

1.       Понятия «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике.

2.       Социально-историческая сущность понятия нормы и отклонения от нормы.

3.       Виды нормы (предметная, социальная, индивидуальная, возрастная, социально-психологическая).

4.       Критерии нормы и отклонения от нормы (классификации     М. Раттера, Гиппенрейтер).

5.       Характеристика физических, психичес-ких, педагогических, социальных отклонений и их влияния на процесс социализации ребенка.

Основная литература

1.       Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003.

2.       Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / Ю.А. Клейнберг. – М.: Сфера, 2001.

3.       Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие /     Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

4.       Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

Дополнительная литература

1.       Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие /     А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Академия, 1999.

 

Вопросы для самоконтроля

1.       Что такое норма и отклонение от нормы?

2.       Охарактеризуйте основные виды отклонений.

3.       Приведите примеры позитивных и негативных отклонений.

4.       Какими критериями можно руководствоваться при опреде-лении нормы и отклонения?

 

Лекция. Тема 14. Отклоняющееся поведение детей и подростков

как социально-педагогическая проблема

План

1.       Причины отклоняющегося поведения: внешние условия физической среды, социально-экономические, биологические факторы, особенности развития личности в подростковом возрасте, внутриличностные причины.

2.       Классификация видов отклоняющегося поведения детей и подростков: социологическая, правовая, педагогическая, психологическая.

3.       Теории отклоняющегося поведения: социологические (Э. Дюркгейм, И. Гоффман, Р. Мертон,     Н.Дж. Смелзер, Т. Парсонс  и др.), биологические (Ч. Ламброзо,    Э. Кречмер, У. Пирс и др.), культурологические (Д. Миллер,  А. Коэн и др.), психологические теории (А. Адлер, М. Герберт,    З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон и др.), теория «фокального» взросления (Д. Коулмен).

4.       Понятие, причины и характеристика аддиктивного поведения детей и подростков.

5.       Виды аддикции.

6.       Понятие, причины и характеристика делинквентного поведения детей и подростков.

7.       Понятие, причины и характеристика суицидального поведения детей и подростков.

 

 

Не для всех!

 

Эксклюзивное задание для творческого саморазвития

(шанс для получения полуавтомата)

Разработка программ социализации и воспитания учащихся

на различных возрастных этапах

Примечание:

Конечный образовательный продукт представляется к экзамену

 

Программа социализации детей с 1 по 11 классы

1-ая ступень «Старт», 2-ая – «Надежда», 3-ья - «Перспектива»

Социализация младших школьников

Направление социализации _______________________________________

Таблица 1

 

Цель

Содержание

Диагностическая и коррекционно-развивающая работа

 

 

 

 



Таблица 2

 

Социальные институты

Я сам

Семья

Школа

Внешкольные учреждения

Общественные объединения

 

Содержание и виды деятельности

 

 

 

 

 

 

 

На 1-ом этапе разрабатываются общие подходы социализации личности ребенка на первой стадии. На следующих этапах – по одному из направлений с 1 по 11 классы, например:

1.         Духовно-нравственная социализация

2.         Правовая социализация

3.         Интеллектуальная социализация

4.         Полоролевая социализация

5.         Экономическая социализация

6.         Эстетическая социализация

7.         Спортивно-оздоровительная социализация

8.         Поликультурная социализация

9.         Семейная социализация

10.     Экологическая социализация

11.     Политехническая и трудовая социализация

12.     Коммуникативная социализация

13.     Религиозная социализация и пр.

 

 

Лекция. Тема 15.

Социально-педагогическая виктимология

План

 

1.       Содержание социально-педагогической деятельности с детьми отклоняющегося поведения.

2.       Содержание социально-педагогической деятельности с семьей, воспитывающей детей и подростков отклоняющегося поведения.

3.       Основные технологии социально-педагогической деятельности с детьми отклоняющегося поведения (профилактика, коррекция, реабилитация).

4.       Понятие виктимологии, виктимогенности, виктимности и виктимизации.

5.       Факторы виктимизации.

6.       Содержание работы с различными группами детей, ставшими жертвами неблагоприятных условий социализации: сироты, инвалиды, беспризорные, мигранты.

 

Основная литература

Основная литература к темам 14, 15, 16

1.       Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003.

2.       Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / Ю.А. Клейнберг. – М.: Сфера, 2001.

3.       Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие /  Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

4.       Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

5.       Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

Дополнительная литература

1.       Кащенко В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. – М.: Академия, 1999.

2.       Социология молодежи: учеб. / под ред. В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2005.

3.       Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Академия, 1999.

4.       Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!