Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Римское право»»

/ Римское право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

 

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Тема 1. Римское частное право как основа истории юриспру-денции 

 

Понятие римского частного права. Публичное право и частное право. Критерии их различия. Периодизация истории развития римского частного права. Система римского частного права: ius civile, ius gentium, ius naturale. Процесс их постепен- 

 

ного сближения и слияния. Понятие и виды источников римского частного права. Законы. Порядок принятия, структура и виды. За-коны 12 Таблиц. Римские магистраты и значение их эдиктов для выработки новой системы права. Источники римского права в пе-риод принципата. Сенатусконсульты, конституции принцепса, кодификация преторских эдиктов. Источники римского права в период домината. Старое право и законы. Кодификация консти-туций императоров. Кодекс Феодосия. Римская юриспруденция. Юриспруденция понтификов. Формы деятельности римских юристов в республиканский период. Особенность деятельности римских юристов в период принципата. Закон о цитировании. Ко-дификация Юстиниана. Причины проведения, этапы кодифика-ции. Составные части кодификации. Роль римского частного права в истории права. Рецепция римского частного права.

 

Чтобы вспомнить основные моменты истории Древнего Рима, посмотрите короткий фильм "Древний Рим за 20 минут" по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=LqB2pZXEfO4. 

 

Прочитайте введение и раздел 1 в учебнике И. Б. Новиц-кого (см. в списке рекомендованных учебников). Подготовьте конспект и ответьте на контрольные вопросы. Обратите внима-ние, что по данной теме не предусмотрена лекция, однако отсут-ствие знаний о системе источников римского права и его пери-одизации существенно затруднит изучение следующих тем. 

 

Контрольные вопросы 

1.  Когда и как возникло римское государство?

2.  Что такое Pax Romana?

3.  Кто такие консулы? Патриции? Плебеи?

 

4.  От какого выражения произошло слово "республика"?

5.  "Карфаген должен быть разрушен" - что это означит?

 

10 


6.  Кто такие братья Гракхи?

 

7.  Что такое "принципат" и кто такой "принцепс"?

8.  Кто такие  Гай и Ульпиан?

9.  Что такое "jus gentium" и что такое "jus civile"?

10.  Что такое "jus publicum" и "jus privatum"?

11.  В чем состоит различие между "jus civile" и jus naturale"?

12.  Что следует понимать под источником права?

 

13.  В чем заключается принципиальное различие между цивиль-ным правом и правом народов? Когда и почему эти системы сли-ваются?

 

14.  Почему мы относим "responsa" римских юристов к источни-кам права?

15.  Какова структура Институций Гая?

16.  Из каких частей состоит Corpus Iuris Civilis?

 

17.  Как соотносятся понятия «права» и «справедливости» в рим-ском праве?

18.  Что стоит за понятием «общее право»?

 

19.  Что такое "рецепция римского права"? Какими путями она осуществлялась?

 

Практическое задание 1. 

 

1.  1. Ознакомьтесь со структурой Законов XII таблиц, Институ-ций Гая и Дигестов.

 

1.  2. Определите, где в них сосредоточены нормы: а) регулирую-щие правовой статус римских граждан; правовой статус рабов; вольноотпущенников; б) регулирующие вопросы владения и права собственности; в) регулирующие процесс защиты права.

 

1.  3. Процитируйте положения о праве народов, оформив ссылку на источники римского права в соответствии с существующими правилами.

 

1.  4. Сравните структуру Дигестов и Гражданского кодекса Рос-сийской Федерации. Выделите наиболее яркие, на ваш взгляд, черты сходства и различия.

 

Тема 2. Защита права. Лица. 

 

Понятие осуществления прав. Формы защиты частных 

прав:   самоуправство    и    государственная    защита.     Формы 

 

11 


производства по частным искам. Деление процесса (ordo) на ста-дии in iure и apud iudicem. Легисакционный процесс (per legis actionem), его формы. Формулярный процесс (per formulas). Структура преторской формулы. Экстраординарный процесс (extra ordinem), его особенности. Понятие иска (actio). Виды ис-ков. Особые средства преторской защиты частных прав. Сроки в праве. Законные сроки. Исковая давность. Приостановление и пе-рерыв течения срока исковой давности. Понятие лица (persona) в римском частном праве. Субъект права. Правоспособность. Ста-тус лица: status libertatis, status civitatis, status familiae. Утрата и ограничение правоспособности (capitis deminutio). Правовое по-ложение римских граждан. Приобретение и утрата римского гражданства. Содержание правоспособности римских граждан. Дееспособность. Умаление чести. Правовое положение рабов. Пекулий. Правовое положение латинов и перегринов. Правовое положение вольноотпущенников и патронов. Опека и попечи-тельство. Юридические лица в римском праве. 

 

Прочитайте разделы 2 и 3 в учебнике Новицкого И. Б. Подготовьте конспект и ответьте на контрольные вопросы. Найдите в Институциях Гая описание легисакционного процесса, составьте его схему. 

 

Контрольные вопросы 

1.  Как возник государственный суд в Риме?

 

2.  Что такое "ins" и "iudicium" в римском гражданском процессе?

 

3.  В чем заключаются различия легисакционного, формулярного и экстраординарного процессов?

4.  Что такое вещные и личные иски?

5.  Чем различаются иски строгого права и иски доброй совести?

6.  Что такое "иск с фикцией"?

7.  Что такое "формула" и каковы ее составные части?

 

8.  Что такое "интердикт"? Какие интердикты были известны рим-скому праву

 

9.  Что такое исковая давность? Как изменялись правила относи-тельно исковой давности от Законов XII таблиц до Дигестов Юс-тиниана?

 

10.  Что такое правоспособность в римском праве? Из каких эле-ментов она складывалась?

 

12 


11.  Что такое "статус свободы", "статус гражданства" и "семей-ный статус" и каково их влияние на правоспособность?

 

12.  Как приобреталось и как утрачивалось римское гражданство?

 

13.  Как люди становились рабами и какие способы освобождения из рабства существовали в римском праве? Что такое "рабский пекулий"?

 

14.  Кто такие перегрины, латины и колоны?

 

15.  Правовое положение совершеннолетних детей и совершенно-летних женщин в римском праве и российском праве.

 

Практическое задание 2. 

 

2.  1. Во время грозы молния ударила в дерево, которое упало на соседний участок и повредило птичник. А) возможен ли иск к хо-зяину дерева? Б) если возможен, то какой - вещный или персо-нальный? В) о чем иск? г) каким образом будет исчислена его сумма? Составьте формулу иска, выделив его части.

 

2.  2. Римский политик и оратор Марк Туллий Цицерон в своем труде "Об ораторах" раскритиковал за незнание основ права "го-родского краснобая" – адвоката, который требовал в интересах должника, против которого был предъявлен иск, чтобы в акте (иске) была сделана издавна принятая оговорка «какой сумме вы-шел срок». Почему Цицерон считал, что адвокат действует непра-вильно?

 

2.  3. Всадник Марк Сергий Красс был ранен в Тевтобургском лесу. Его выходил и спас молодой раб, Галл. Марк Сергий решил даровать свободу Галлу с тем, чтобы он получил все преимуще-ства римского гражданства. Как он должен это сделать?

 

2.  4. Луций был женат и имел небольшое поместье. Он отпра-вился на войну в надежде разбогатеть, однако попал в плен. Дру-зья выкупили его по прошествии нескольких лет, и он вернулся домой, где обнаружил, что жена его вновь вышла замуж и пере-дала право собственности на имение новому мужу. Может ли Лу-ций вернуть имущество? А жену?

 

Тема 3. Начала вещного права. Владение 

 

Понятие  вещного  права.  Виды  вещных  прав.  Понятие 

вещи (res). Классификация вещей. Понятие владения. Владение 

 

13 


(possessio) и держание (detentio). Виды владения. Установление и прекращение владения. Защита владения. Особенности владель-ческой защиты. Отличие possessorium и petitorium. Преторские интердикты. Защита добросовестного владения. Публицианов-ский иск. 

 

Прочитайте главы I-III раздела V учебника Новицкого И. 

Б. Подготовьте конспект и ответьте на вопросы. 

Контрольные вопросы 

 

1.  Какие виды вещей известны римскому праву? Найдите в Ин-ституциях Гая и Дигестах Юстиниана соответствующие фраг-менты

 

2.  В чем разница между владением и держанием?

3.  Что такое "corpus possessionis"  и "animus possessionis"?

4.  Какие способы установления владения знало римское право?

5.  Какие виды владения известны римскому праву?

6.  Какими способами защищалось владение в римском праве?

 

Практическое задание 3. 

 

3.  1. Квинт и Марий поспорили из-за участка земли. Квинт ого-родил его, однако Марий убрал ограждение и уложил камни для обозначения границы своего участка. Пока дело не дошло до ру-коприкладства, подскажите, каким правовым средством восполь-зоваться Марию.

 

3.  2. Тиберий продал Мамерку коня с условием, что приведет его Мамерку через 2дня, однако не сделал этого. Тогда Мамерк от-правил своего раба, и тот увел коня со двора Тиберия. Мамерк обратился в суд с виндикационным иском. Выиграет ли он дело?

 

3.  3. Чужая меченая кобыла прибилась к стаду, и паслась с ним все лето. В конце концов, она была отыскана хозяином. Может ли собственник накинуть на кобылу уздечку и увести ее, хотя вла-делец пастбища против? Имеет ли значение тот факт, что владе-ние кобылой было насильственным и открытым (не тайным)? Может ли быть принято во внимание встречное требование об убытке, связанном с прокормом животного, ее охраной и пр.?

 

3.  4. Гней Тапсенна арендовал у Гнея Прастины ферму. Когда же Тапсенна приехал на ферму, он обнаружил, что Прастина вывез оборудование сыроварни и разобрал амбар.

 

14 


Тема 4. Право собственности. Права на чужие вещи 

 

Понятие права собственности. Содержание права соб-ственности. Виды права собственности. Общая собственность. Первоначальные и производные способы приобретения права собственности. Прекращение права собственности. Защита права собственности. Виндикационный и негаторный иски. Ответ-ственность добросовестного и недобросовестного владельца пе-ред собственником. Понятие и виды прав на чужие вещи. Поня-тие сервитутов и виды сервитутов. Способы установления и пре-кращения сервитутного права. Защита сервитутов. Суперфиций. Эмфитевзис. Залог. 

 

Прочитайте главы III-IV раздела V учебника Новицкого И. Б. Подготовьте конспект и ответьте на вопросы. 

Контрольные вопросы 

 

1.  В чем состоит принципиальное различие между правом соб-ственности и владением?

2.  Какие виды собственности были известны римскому праву?

 

3.  Какие способы приобретения права собственности существо-вали в Древнем Риме?

 

4.  Что такое "виндикационный иск"? "Негаторный иск"?

 

5.  Что такое "сервитут"? Какие сервитуты существовали в рим-ском праве?

 

6.  Как устанавливались и прекращались сервитуты?

 

7.  Что такое "суперфиций"? Как устанавливался суперфиций? Каковы обязанности суперфициария?

 

8.  Что такое "эмфитевзис"? Каковы права и обязанности субъекта эмфитевзиса?

 

Практическое задание 4. 

 

4.  1. Прочитайте одно из писем Плиния Младшего, римского юриста, государственного деятеля и писателя.

 

"Плиний Канинию привет.

 

Ты совещаешься со мной относительно того, каким образом со-хранить и после твоей смерти деньги, которые ты пожертвовал нашим землякам на пиршество. Запрос дельный, а решение не легко. Можно отсчитать все деньги городу, но страшно, как бы

 

15 


они не разошлись. Можно дать землю, но она как общественное достояние окажется без присмотра. Не нахожу, право, ничего лучшего, чем то, что я сам сделал. Вместо пятисот тысяч налич-ными, которые я обещал на содержание свободнорожденных мальчиков и девочек, я вручил городскому уполномоченному одно из своих имений за гораздо большие деньги и то же имение, после того как на него была наложена подать, взял назад с тем, чтобы давать городу по тридцать тысяч в год. Благодаря этому и доля города в безопасности, и доход верен, и само имение всегда найдет господина, который будет его возделывать, так как доход-ность земли значительно превышает подать. Я хорошо понимаю, что израсходовал несколько больше, чем пожертвовал, так как стоимость прекрасного имения уменьшена неизбежной податью. Следует, однако, ставить общественную пользу выше частной, вечное — выше преходящего и больше заботиться о своем даре, чем о своих средствах. Будь здоров." Какое правоотношение воз-никло между Плинием и городом? Каковы их права и обязанно-сти? 

 

4.  2. Живший при императоре Константине римский гражданин Гай заключил договор с Сеем о продаже последнему лошади. По-сле получения Гаем покупной цены, но еще до момента традиции лошади она нечаянно была изуродована Титом. Мог ли Сей по-дать против Тита иск, исходя из закона Аквилия?

 

4.  3. Некий Гай купил у Марка дом, не произведя обряд манципа-ции. Через год он умер, не оставив наследников. Землю само-вольно занял Тит, против которого Марк немедленно подал вин-дикационный иск. Правомерен ли данный иск?

 

4.  4. Гнею принадлежала рабыня Пия, искусная повариха. Он на время отправил ее к своему другу Гаю, который устраивал пир. Когда же после пира он потребовал, чтобы Пию вернули, Гай со-общил, что она сбежала. Спустя год Гней увидел свою рабыню в таверне, принадлежащей Луцию, который сказал, что приобрел ее у Гая. Поскольку Гай к этому моменту умер, не оставив наслед-ников, Гней предъвил иск Луцию. Он также желал получить и ре-бенка, рожденного Пией, и все доходы, полученные Луцием от ее работы в таверне. Дайте оценку перспектив иска.

 

16 


Тема 5. Общие положения об обязательствах 

 

Понятие и содержание обязательства. Основания возник-новения обязательств. Классификация обязательств. Лица в обя-зательстве. Перемена лиц в обязательстве. Исполнение обяза-тельств. Срок имеете исполнения. Неисполнение обязательств. Просрочка исполнения. Способы обеспечения исполнения обяза-тельств: неустойка, залог, поручительство, задаток. Прекращение обязательств. 

 

Прочитайте главы I, IV, §1 и 5 главы V раздела VI в учеб-нике И. Б. Новицкого, ответьте на вопросы и подготовьте кон-спект. 

 

Контрольные вопросы 

 

1.  Что такое "обязательство" и какие виды обязательств известны в римском праве?

 

2.  Что такое "множественность лиц в обязательстве"? Чем отли-чается долевое обязательство от солидарного?

 

3.  Какие способы перемены лиц в обязательстве существовали в римском праве?

 

4.  По каким основаниям возникали и как прекращались обяза-тельства?

 

5.  Что такое "поручительство"?

 

6.  Что такое "залог"? Какие виды залога были известны римскому праву?

 

7.  Какие еще виды обеспечения обязательств существовали в римском праве?

 

Практическое задание 5. 

 

5.  1. Сравните способы прекращения обязательств в римском праве и в гражданском праве России, составьте таблицу разли-чий.

 

5.  2. Во времена императора Адриана 16-летний Луций пожелал купить в подарок матери дорогое украшение. Ювелир усомнился в его платежеспособности и тогда Марк пообещал, что в случае неуплаты Луцием денег, он сам выплатит ювелиру цену украше-ния. Луций не заплатил, и ювелир обратился с требованием об уплате к Марку. Марк же отказался платить, ссылаясь на то, что ювелир заключил сделку с малолетним без согласия его опекуна

 

17 


и, таким образом, сделка недействительна. Дайте совет спорщи-кам. 

 

5.  3. Во времена правления Клавдия Луций заключил соглашение с капитаном торгового судна Гаем о поставке последним пше-ницы из провинции Африка. Некоторое время все шло хорошо, однако случилось так, что Луций не смог вовремя расплатиться с Гаем за доставленный в очередной раз груз. Капитан согласился подождать с оплатой и доставить новую партию. Однако новая партия пшеницы погибла вместе с кораблем при шторме. Луций предъявил иск. Марк предложил зачесть долг Луция за предыду-щую партию пшеницы. Как должен поступить судья? Что изме-нилось бы, если бы дело происходило во времена императора Константина?

 

5.  4. В 79 г. н.э. Марий заключил с Бассом договор в Капуе, в со-ответствии с которым последний должен был построить для Ма-рия виллу в Стабии, на модном курорте. Строительство должно было быть окончено к ноябрьским календам. В оговоренный срок строительство не было завершено. Определите судьбу обязатель-ства.

 

 

Тема 6. Общее учение о договоре 

 

Понятие договора. Контракты и пакты. Виды контрактов. Условия действительности договора. Заключение договора. От-лагательные и отменительные условия в договоре. Сроки в дого-воре. Ответственность за неисполнение обязательств. Вина и ее формы. Убытки и их виды. 

 

Прочитайте главы II, III, § 2-4 главы V раздела VI в учеб-нике И. Б. Новицкого, ответьте на вопросы и подготовьте кон-спект. 

 

Контрольные вопросы 

1.  Что такое "контракты" и "пакты"?

2.  Какие еще виды договоров существовали в риском праве?

 

3.  Какие условия действительности договора известны римскому праву?

 

4.  Что такое "пороки воли"? Какие пороки води выделялись в римском праве?

 

18 


5.  В чем различие между условием и сроком?

 

6.  Что такое "dolus"? "Culpa lata"? "Culpa levis"? "Vis maior"?

7.  Как определялся размер ответственности в римском праве?

 

Практическое задание 6. 

 

6.  1. Прочитайте фрагмент из письма Плиния Младшего и от-ветьте, мог ли он в самом деле потребовать возмещения своих расходов на обед.

 

"Плиний Септицию Клару привет.

 

Послушай! Обещаешь быть к обеду и не приходишь! в суд — уплати до асса расходы — и не малые! приготовлены были: по кочанчику салата, по три улитки, по два яйца, пшенич-ная каша с медовым напитком и снегом (посчитаешь и его в первую очередь, потому что он растаял на блюде), маслины, свекла, горлянка и тысяча других не менее изысканных блюд."

 

6.  2. Теренций получил от дальнего родственника Септиция в наследство ферму. Впервые приехав посмотреть на хозяйство, он встретил Плавта, который сказал ему так: "Не радуйся слишком, земля эта отравлена в результате многолетней добычи меди и со-вершенно бесплодна, лучше продай ее, все равно ты дохода с нее не получишь, только расходы". Напуганный Теренций продал ферму задешево первому же случайному покупателю. Через не-делю он узнал, что Плавт враждовал с Септицием и поклялся, что выживет его наследника с фермы, да еще введет того в убыток. Дайте совет Теренцию.

 

6.  3. Марк обязался доставить Квинту, который занимался опто-выми поставками зерна в легионы, пшеницу из провинции Аф-рика в Рим к определенному сроку. Однако он не смогу выпол-нить обязательство в срок, и к моменту доставки зерна в Рим цена на него упала, та что Квинт не смог получить ожидаемую при-быль. В каком размере он может предъявить требование к Марку? Изменится ли ответ, если просрочка о стороны Марка вызвана длительным сильным штормом?

 

6.  4. Что следует считать ошибкой, порочащей договор: а) ска-зано не то, что хотел сказать, б) не сказал то, что, быть может, самое главное для договора, в) думал, что подарок, а оказалось,

 

19 


что купля-продажа, г) думал, что допустимо, а оказалось запре-щено законом? 

 

Тема 7. Реальные контракты. Вербальные и литтеральные контракты 

 

Характерные черты реальных контрактов и способы их заключения. Договор займа и его характерные черты. Договор ссуды и его отличие от займа. Договор хранения. Права и обязан-ности сторон. Договор заклада. Вербальные и литтеральные кон-тракты. 

 

Прочитайте главы I, II, III раздела VII в учебнике Новиц-кого И. Б,, подготовьте конспект и ответьте на вопросы. 

Контрольные вопросы 

 

1.  Что такое "реальные контракты"?

 

2.  Каковы существенные условия и характерные черты договора займа?

3.  Каковы права и обязанности сторон договора займа?

 

4.  Чем отличается договор ссуды от договора займа? Каковы права и обязанности сторон в договоре ссуды?

 

5.  В чем особенности договора хранения? Как распределяются права и обязанности его участников? Что такое "горестная по-клажа"?

 

6.  Что такое "стипуляция"?

 

Практическое задание 7. 

 

7.  1. Гай стипулировал Авлу трех рабов для ремонта изгороди. Однако накануне того дня, когда рабы должны были отправиться к Гаю, произошел пожар, и часть рабов, принадлежащих Авлу, погибла. Теперь ему самому нужны были рабы, и он отказался предоставить обещанных трех рабов Гаю.

 

7.  2. Гней Марций Пробус дал взаймы Публию Лукрецию Крассу верхового коня, которого Публий поставил в упряжку вместе со своими и отправил на состязания колесниц. Конь Гнея пал от напряжения. Гней возмещения вреда, но Публий отказался, по-скольку, по его мнению, его вины в гибели животного не было.

 

7.  3. Мамерк попросил своего друга Гнея сберечь для него, пока он будет в отъезде, рабыню Беренику. Когда же через полгода

 

20 


Мамерк пришел за Береникой, он стал требовать от Гнея, чтобы тот вернул также и браслеты, которые были на Беренике, когда ее привели к Гнею. Гней пояснил, что браслеты капризная Береника сама утопила в колодце. Мамерк потребовал возместить ущерб. 

 

7.  4. Гай ссудил Тицию 5 амфор лучшего греческого вина для устройства праздника в честь свадьбы сына. Впоследствии между ними возник спор, так как Гай отказался принять вино, которое ему привез Тиций, поскольку оно было из Испании.

 

Тема 8. Консенсуальные контракты и пакты Особенности консенсуальных контрактов и их отличие от 

 

реальных. Договор купли-продажи. Договор найма и его разно-видности. Договор поручения. Договор товарищества. 

 

Прочитайте главу IV раздела VII в учебнике Новицкого И. Б,, подготовьте конспект и ответьте на вопросы. 

 

Контрольные вопросы 

Каков предмет договора купли-продажи? 

 

Каковы обязанности сторон договора купли-продажи? Что такое "эвикция"? Какую ответственность нес прода- 

вец в случае эвикции вещи? 

 

Какова ответственность продавца за качество товара? Какие виды договора найма были известны римскому 

праву? 

 

Как решался вопрос о различии договора купли-продажи и подряда в римском праве? 

 

Каковы обязанности и ответственность сторон договора 

найма? 

В   чем отличие договора поручения от договора найма

услуги?

 

Что такое договор товарищества? Каковы обязанности участников договора товарищества?

 

Практическое задание 8. 

 

8.  1. В Риме большинство юношей из знатных или богатых се-мейств обучались искусству красноречия. Для этого их настав-ники использовали так называемые "контроверзы", то есть вы-мышленные судебные дела. Отстаивая интересы своих

 

21 


"доверителей", юноши овладевали и ораторским мастерством, и получали знания об основах права. Светоний в своей книге "О грамматиках и риторах" приводит, в частности, такую контро-верзу: «Однажды некие молодые люди пришли из Рима в Остию, вышли на берег, встретили рыбаков, вытягивающих сеть, и дого-ворились, что купят улов за столько-то. Заплатили деньги, долго ждали, пока вытянут сеть. Когда вытянули, в сети оказалась не рыба, а зашитая корзина с золотом. Покупатели утверждают, что улов принадлежит им, рыбаки – что им». Кому принадлежит улов? 

 

8.  2. Эмилий написал Малику, своему торговому партнеру в Иерусалиме, что "было бы славно", если бы тот приобрел для него специи "по обычной цене". Когда же Малик сообщил, что специи куплены и могут быть отправлены в любой момент, Эми-лий выразил удивление и отказался уплатить Малику их цену и забрать товар. Оцените перспективы иска и дайте совет участни-кам конфликта.

 

8.  3. Венанций, получив от отца наследство, предложил своим давним друзьям Титу и Марку совместно вести дела по торговле шерстью с Каппадокией, вложив равные суммы. Венанций про-играл в кости сначала полученное от отца наследство, а затем половину общих денег. Тит и Марк заявили, что будут требовать в суде возмещения ущерба. Венанций поручил вам ведение его дела в суде.

 

8.  4. Луций принял от Вителлия заказ на строительство виллы, составив смету, в которую входила и стоимость материалов, ко-торые приобретал Луций. Работа была закончена, однако нака-нуне того, как Вителлий должен был приехать для принятия ра-боты, дом сгорел. Вителлий отказался оплатить работу, заявив, что он не получил необходимый результат. Каковы перспективы иска Луция к Вителлию? Составьте формулу иска.

 

Тема 9. Наследственное право 

 

Понятие и виды наследования. Виды наследственного правопреемства (универсальное и сингулярное). Наследование по завещанию. Условия действительности завещания. Наследо-вание по закону. Наследование по праву представления. 

 

22 


Наследование вопреки завещанию. Обязательная доля в наслед-стве. Открытие наследства. Принятие наследства. Необходимые 

 

и  добровольные наследники. Лежачее наследство. Наследствен-ная трансмиссия. Выморочное имущество. Сингулярное право-преемство. Легаты и фидеикомиссы. Виды легатов. Универсаль-ный фидеикомисс.

 

Прочитайте раздел VIII в учебнике Новицкого И. Б,, под-готовьте конспект и ответьте на вопросы.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое универсальное и сингулярное правопреемство?

 

2. В чем особенности различных периодов развития наследствен-ного права?

 

3. Что такое завещание? В каких формах составлялось завеща-ние?

4. Можете ли вы указать условия действительности завещания?

5. Что такое "необходимые наследники"?

6. Что такое "наследственная трансмиссия"?

 

7. Перечислите очереди наследников по закону в древнем, пре-торском и юстиниановском праве.

8. Что такое открытие наследства"?

9. Каким образом происходило принятие наследства?

10. Что такое "легат"?

11. Что такое "фидеикомисс"?

 

Практическое задание 9. 

 

9.  1. Гай умер, не оставив завещания. У него остались: а) внук Май, сын умершей замужней дочери; б) брат; в) дядя по материн-ской линии; г) замужняя дочь. Кто унаследует имущество Гая по классическому праву? По праву Юстиниана?

 

9.  2. У Марка имеется подвластный сын Юлий; дочь Поппея; внук Феликс, сын Юлия; эманципированный сын Гней; жена Агриппина, беременная на 8-м месяце. Марк желает сделать наследником ребенка Агрппины. Сформулируйте завещание в соответствии с нормами классического права.

 

9.  3. Корнелий Приск оставил завещание в пользу своего брата Макрина, в котором обязал наследника передать Сексту Галлу, своему незаконнорожденному сыну от рабыни, одно из своих

 

23 


поместий по выбору Секста, либо, по его же выбору, выплатить стоимость поместья. Секст заявил, что поместье нужно содер-жать, а он беден, поэтому он хотел бы получить половину поме-стья в Остии, а за вторую половину – деньги. Макрин, не имея денег на выплату стоимости половины поместья, обратился к вам за советом. 

 

9.  4. Корнелий Лентул Нигер, умирая, составил завещание, в ко-тором указал, что наследником, который получит половину его имущества, станет тот из его детей и внуков, который более всех будет скорбеть после его смерти и проявит самую большую за-боту о достойном погребении. Остальные же унаследуют в рав-ных долях оставшуюся половину. Наследника же изберет его брат Корнелий Лентул Спинтер.

 

 

Решение задач

 

Решение задач – важнейшая часть подготовки юриста. Собственно говоря, юридическая практика и представляет собой "решение задач", то есть применение знаний о праве для разре-шения сложных жизненных ситуаций, споров и конфликтов. Ни-кому не нужен "специалист", который наизусть может цитиро-вать Дигесты Юстиниана, Гражданский кодекс РФ, постановле-ния Пленума Верховного Суда РФ, но при этом не в состоянии дать ответ на вопрос, что делать в конкретной ситуации.

 

При решении задач следует принимать во внимание не-сколько обстоятельств. Во-первых, каждая правильно решенная

 

и  оформленная задача приносит 3 балла. Таким образом, макси-мальное количество баллов можно набрать, решив все 32 задачи (темы со 2 по 9). Оставшиеся баллы набираются в ходе аттеста-ции (сдачи экзамена), максимально 48 баллов. Поскольку атте-стация также представляет собой решение задач, важно в течение всего триместра учиться отыскивать ответы и аргументировать их.

 

Во-вторых, решая казус, необходимо тщательно проана-лизировать все исходные данные. Если в описанной ситуации нет указаний на время, нужно руководствоваться Дигестами Юсти-ниана. Если же такое указание имеется, то выбираем соответству-ющий источник. При этом нужно понимать, что указание на время – это не обязательно точная дата, это моет быть ссылка на правление того или иного императора, время консульства кон-кретного лица, указание на событие (восстание Спартака, к при-меру). В этом случае сначала нужно выяснить, о каком периоде времени идет речь и какой источник права этом периоду соответ-ствует, здесь необходимо знать периодизацию римского права.

 

В-третьих, нужно установить, какие факты имеют значе-ние для поиска ответа. Это может быть указание на правовой ста-тус участников спора (вольноотпущенник, эмансипированный сын и т.п.) или на характер правоотношения (ссуда или займ,

 

наследование по завещанию или легат и т.д.). При этом нужно иметь в виду, что ситуации описываются максимально "неюри-дическими" словами, так, как это мог бы сделать человек, не об-ладающий специальными познаниями в области права. Студент должен научиться сам квалифицировать ситуации (слово "одол-жил" в задаче не обязательно означает, что был заключен именно договор займа).

 

В-четвертых, нужно сформулировать вопрос, поскольку он есть не в каждой задаче. В любом случае необходимо дать юридическую оценку возникшим отношениям и указать, какими правовыми возможностями обладают их участники.

 

В-пятых, нужно отыскать норму, регулирующую данное отношение, объяснить ее смысл, то, как она может быть приме-нена в описанной ситуации и каким будет ответ.

 

 

Далее приведен пример того, как следует решать задачи. Задача. Гней взял в долг деньги у Луция с обязательством возвращать долг равными частями каждые полгода в течение трех лет. В качестве обеспечения он передал Луцию земельный участок. Первые 2 платежа Гней внес в срок, однако третий пла-теж не совершил. Луций напомнил Гнею об их договоренности, но, поскольку Гней не заплатил и после напоминания, Луций про-дал участок, переданный в обеспечение платежа. Гней посчитал, что Луций нарушил соглашение, поскольку срок для возврата долга еще не наступил, и потребовал возмещения. Дайте совет

участникам спора.

 

Решение. Описанное обязательство предполагает испол-нение по частям. Кроме того, оно обеспечено залогом. Кредитор обратил взыскание на заложенный земельный участок (продал его) после того, как должник не исполнил часть обязательства, то есть не внес очередной платеж. Между сторонами возник спор относительно того, что в данном случае считать сроком исполне-ния обязательство, по истечении которого можно продать зало-женное имущество. Ключевой вопрос, таким образом – в какой именно момент наступает просрочка должника и право продажи предмета залога. Поскольку указаний на время в задаче нет, ру-ководствуемся Дигестами. Вопросы залога регулируются книгой 20 и отчасти 13 (книга 7). В книге 20 находим такой фрагмент:

 

"Когда в силу договора отсрочено время уплаты денег, то призна-ется, что состоялось соглашение о том, что ранее (этого срока) не может быть осуществлена (кредитором) возможность продажи залога". D. 20. 5. 4. В 13 книге: "Если, получив стипуляционное обещание (уплаты мне данных мною взаймы) 30 (частями) в срок через год, через два и через три года, я получил залог и догово-рился, что если деньги не будут уплачены в соответствующий срок, то мне разрешается продать ее, то признано, что, прежде чем наступит срок всех платежей, я не могу продать залог, так как приведенные слова". D.13.7.8.3. Из приведенных фрагментов видно, что право продажи предмета залога возникает только по-сле истечения окончательного срока исполнения обязательства, а не промежуточного платежа. Следовательно, в приведенном ка-зусе Луций преждевременно продал участок и обязан будет вер-нуть его по выполнении Гнеем обязательства.

 

Только решенная с учетом всех указанных обстоятельств задача оценивается в максимальное количество баллов. Все ре-шения оформляются письменно.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!