Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Римское право»»

/ Римское право
Контрольная, 

Оглавление

 

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

Примерные вопросы для обсуждения (дискуссии): 

 

1.  Statiis familiae (семейное состояние). Строение римской семьи Приобретение и утрата patria potestas (отцовской власти).

 

2.   Adgnatio и cognatio

3.   Линии и степени родства. Свойство

4.   Личное содержание patria potestas

5.   Имущественное содержание patria potestas

6.   Характер римского брака

7.   Предварительные условия брака

 

8.   Помолвка (sponsio)

9.   Manus. ConvenUo in manum (переход во власть мужа

10.  Расторжение брака. Объективные основания

11.  Расторжение брака. Субъективные основания

12.  Имущественные отношения между супругами.

 

13.  Приданое: понятие и способы установления. Право мужа на имущество, входящее в приданое. Возврат приданого

 

14.  Предбрачный дар

15.  Внебрачные союзы. Конкубинат. Contubemium

 

16.  Отцовство. Дети законные и побочные. Узаконенные дети. Приемные дети

 

17.  Опека и попечительство

18.  Понятие и историческое развитие

 

19.  Опека несовершеннолетних. Источники опеки

20.  Полномочия опекуна. Ответственность опекуна. Совместная опека

 

Примерные темы докладов для дискуссии: 

1.    «Римская «familia» и представления римлян о собственности 

 

2.   «Определение брака и родственников в праве Древнего Рима. Цели семейного законодательства Октавиана Августа» 

 

Задания 

 

1.     Правы ли ученые, считающие, что между двумя известными в римском праве видами брака («cum manu и sine manu») существует глубокая разница? В чем эта разница, на Ваш взгляд, заключается? 

 

2.  Ответьте на приведенные вопросы:

 

а) каким способом происходило освобождение сына от власти отца по Закону XII таблиц (укажите статью Закона)? 

 

б) Клавдий женился на Люции, не получив развода с Юлией. Имело место так называемое двойное обручение. Каковы юридические последствия двойного обручения? 

 

в) Укажите имя известного римского юриста, который определял брак как «союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Исходя из этого определения, можно ли назвать институт брака частноправовым? В какой части кодификации Юстиниана содержится это высказывание? 

 

3.       Исследуя историю римского частного права профессор И.А. Покровский обращал внимание на «странность полной бесформальности брака, при формальности целого ряда других, менее важных юридических актов». Этой точки зрения придерживаются и другие ученые.

 

Можно ли согласиться с этим утверждением? Если да, то приведите соответствующие аргументы. 

 

4.       Конкубинат, распространившийся в связи с ограничениями, введенными августовским брачным законодательством, подвергся непосредственной регламентации в христианскую эпоху, когда были предусмотрены определенные требования, в отсутствие которых союз рассматривался безразличным для права, а в некоторых случаях даже незаконным.

 

Каковы эти требования? 

 

5.  В классическую эпоху помолвка не обязывала заключить обещанный брак, потому что это вступало бы в противоречие с воцарившейся свободой брачных отношений. Напротив того, такая свобода обеспечивалась тем, что


 

8 


в     качестве ничтожных рассматривались возможные stipulations poenae, которыми сопровождалась помолвка и посредством которых можно было бы требовать уплаты штрафа той стороной, которая не сдержала обещания относительно брака. Впоследствии наметилось движение в обратном направлении, когда в Риме в течение IV в. н. э. был введен институт восточного происхождения, arrha sponsalicia.

 

Что представлял собой этот институт? 

 

6.  У римского гражданина Тиберия было три внука. Один родился от подвластного сына, жившего вместе с отцом. Другой родился в семье эмансипированного сына. Третий был рожден дочерью, состоящей в правильном браке cum manu. Какой из внуков находится под властью деда?

 

7.  В римском праве различались два способа усыновления: adoptio и adrogatio. В чем состоит принципиальное различие этих способов? В чем вы видите их смысл?

 

8.  По достижении совершеннолетия усыновленный заявил, что будь его воля, он никогда бы не согласился на акт усыновления. Послужит ли это основанием для эмансипации?

 

9.  Какими способами уничтожается агнатическая связь? В каких случаях и для чего это, по вашему мнению, было необходимо?

 

10.      Римские юристы говорили, что "брак создается не сожительством, но согласием супругов" (D. 35, 1, 15; 50, 17, 30). Что это значит? Дайте правовую оценку этому высказыванию.

 

11.      Луций был женат и владел небольшим поместьем в окрестностях Рима. В скором времени он решил попытать счастья на военном поприще и отправился в один из многочисленных военных походов. Случилось однако так, что он попал в плен и провел на чужбине довольно долгое время. Будучи выкупленным друзьями, он вернулся в свое поместье, но оказалось, что жена его в это время вышла замуж и передала права собственности на поместье своему новому мужу. Может ли Луций вернуть назад свое поместье? Может ли он вернуть себе жену?

 

12.      В Институциях Гая сказано, что после перехода во власть мужа, жена "получает права дочери". Что это значит?

 

13.      По всем признакам соглашение вступить в брак является консенсуальным контрактом и становится действительным только после достижения согласия всех заинтересованных сторон (самих вступающих в брак и отцов их семейств). Ответьте на следующие вопросы: (1) Возможно ли заключение правильного брака, если согласие родителей не достигнуто?


 

9 


(2)   Возможно ли заочное заключение брака (то есть письменное или через посланника извещение о согласии одной из сторон)?

 

14.  Известно, что по общему правилу дарение между супругами ничтожно, даже если была произведена процедура манципации. Предположим, что после совершения развода муж дал нечто женщине, чтобы она вернулась. Женщина вернулась, но затем снова развелась. Имеет ли в этом случае дарение силу? Как отвечали на этот вопрос римские юристы? Что думаете по этому поводу вы?

 

15.  Lex Iulia de adulteriis coercendis устанавливал ответственность за разврат и незаконное сожительство. Что считалось развратом и какое полагалось наказание? В равной ли мере по этому закону отвечали мужчины и женщины? Ответьте также на более общий вопрос: существовало ли неравенство в правовом положении женщин в классическом римском праве и если да, то в чем оно выражалось? Какие законы, защищающие права женщин, вы знаете? В лучшую или худшую сторону изменило это положение христианство?

 

16.  В чем состоит различие между сожительством, конкубинатом и правильным браком? Прокомментируйте следующее знаменательное высказывание Павла: Concubina igitur ab uxore solo dilectu separatur. Мог ли римский гражданин иметь одновременно законную жену и конкубину?

 

17.  Какая судьба ожидала женщину, вступившую в сожительство с рабом (своим или чужим)?

 

18.  Римский историк рассказывает о случае, когда отец семейства, застигнув свою дочь в прелюбодеянии, убил ее, полагая, что он, будучи отцом, имеет право "жизни и смерти" над своими детьми. Законен ли такой поступок? Влечет ли он за собой ответственность? Что было бы, если бы на месте отца оказался муж?

 

19.  Возвращается ли приданое женщины, состоящей в браке sine manu при расторжении брака или после смерти жены, или же остается у мужа? Если возвращается, то кому? Имеет ли муж права на какие-либо удержания из приданого? Если да, то чем это определяется?

 

20.  В чем сущность следующих исков и иных средств защитs семейных прав в римском праве:

 

- Actio adiuncta filiae persona; - Actio de dote;

 

- Actio de liberis agnoscendis; - Actio de moribus mulieris;


 

 

10 


-        Actio de partu agnoscendo; 

-        Actio dotis; 

-        Actio rei uxoriae; 

-        Actio rerum amotarum? 

 

21.  В чем Вы усматриваете значение знаний по данной теме для формирования у Вас способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.

 

Заключительная часть занятия: подвести итог занятия, сделать выводы о достижении цели занятия – формировании у студентов, предусмотренных планом компетенций; выставить оценку каждому отвечавшему; ответить на вопросы обучающихся; определить основные направления работы и задачи обучающихся по разработке проблем занятия 

 

в     часы самостоятельной работы; выборочно проверить рабочие записи обучающихся по содержанию темы; уточнить время и аудиторию проведения консультаций и ликвидации текущих задолженностей.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2: «Общая теория преемства в наследственном праве 

 

Древнего Рима» 

ПТК    Тема 12 

Формируемые компетенции: ОПК-6, ПК-2, ПК-15

 

Цели:

1.  Дидактическая.

 

Изучить и проанализировать историко-правовые аспекты правового регулирования наследственных отношений в древнем Риме на различных этапах развития римского права.

 

2.  Развивающая.

 

Способствовать развитию умений: выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, конструировать вопросы,

 

устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, формулировать собственные суждения.

 

3.  Воспитывающая.

 

Способствовать воспитанию способности проявлять в деятельности следующие профессионально важные личностные качества: активность гражданской позиции, коммуникабельность, критическое отношение к социально-политической действительности, тактичность и деликатность при оппонировании собеседнику, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития права, юридической науки, цивилистики, для формирования гражданской позиции в современных условиях.


 

 

11


Задачи занятия:

 

Сформировать морально-нравственное личностное отношение к праву, и механизму его реализации

 

Закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самоподготовки студентов.

 

Развить навыки самостоятельной аналитики и креативного мышления.

 

Ход занятия

 

Понятие наследования в Древнем Риме. Наследование по цивильному праву (hereditas) и преторскому праву (bonorum possessio). Развитие наследственного права в классический период и в Новеллах Юстиниана. Наследственное преемство и его предпосылки.

 

Открытие наследства. Лежачее наследство. Принятие наследства. Момент

 

и      способы принятия наследства. Наследование по праву представления. Наследственная трансмиссия. Правовые последствия принятия наследства.

 

Знание римских правовых конструктов и римской (латинской) терминологии по данной теме как залог способности юриста правильно и эффективно толковать нормативные правовые акты в сфере наследования.

 

Примерные вопросы для обсуждения (дискуссии):

1.      Наследственное преемство и его предпосылки

2.      Понятие и основания hereditas. Предпосылки hereditas

3.      Открытие наследства. Понятие

 

4.      Соотношение между открытием наследства по завещанию и без него

5.      Отчуждение и передача права принять наследство

 

6.      Вступление в наследство. Вступление в наследство ipso iure и «aditio». Необходимые требования для aditio

 

7.      Формы вступления в наследство

8.      Отказ от наследства

 

9.      Лежачее наследство. Понятие и юридический характер

 

10.  Usucapio pro herede (приобретение по давности в качестве наследника)

 

11.  Следствия приобретения наследства

12.  Наследственное слияние и его последствия

13.  Отделение имущества покойного от имущества наследника

14.  Зашита наследства

 

15.  Специальные иски и hereditatis petition. Hereditatis petitio utilis

16.  Сонаследство. Понятие

17.  Consortium ercto поп cito

18.  Добровольный раздел наследства. Судебный раздел

 

19.  Право приращения. Понятие. Приращение в преемстве по завещанию

20.  Вопотт possessio (преторское наследование). Понятие и сущность. Виды bonorum possessio

 

Примерные темы докладов для дискуссии:

1.   Наследственное право в Риме в эпоху республики (V – I вв. до н.э.)

2.   Наследственное право в Риме в эпоху Империи и в ранней Византии

 

(I-VI вв.)

 

Задания

 

1.   Римские юристы определяли наследование как «получение в целом права, которым обладал умерший». А.М. Косарев уточняет: «Наследование есть преемство наследником прав и обязанностей наследодателя в частноправовой сфере».

 

И.А. Покровский рассматривает римское понятие наследования как «универсальное преемство», рядом с которым развивается и так называемое «преемство сингулярное». Э. Аннерс, относя институт завещательного права в римской правовой системе к уникальным явлениям античного мира, указывает на отчетливо выраженный религиозный характер римского права наследования. Другие исследователи считают, что религиозные верования были лишь отправной точкой (почвой) выработки комплекса философско-правовых представлений римлян о преемстве личности, о личной ответственности самого наследника. Не случайно Л. Миттейс писал: «Трансцендентное представление о бессмертии индивида в его потомстве было отправным пунктом римского наследственного права».

 

Как Вы считаете, какой смысл вкладывали римляне в понятие «наследование»? Какая оценка римского права наследования (с точки зрения «духа закона») Вам представляется наиболее точной?

 

2.    Укажите правильные ответы на вопросы, объясните, почему Вы считаете эти ответы правильными, заполните таблицу:

 

Ответы на

Ваши

Ссылки на

 

 

п

 

 

вопросы

рассуждения

источники

 

/п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) Три сына, т.е. несколько лиц одной и той же степени родства, призывались к принятию наследства умершего отца. Но один из сыновей отказался от своей доли. Как распределялась его доля наследства?

 

б) Что означала ответственность наследника по обязательствам наследодателя в Древнем Риме?

 

Укажите правильные ответы на вопросы, объясните, почему Вы считаете эти ответы правильными:

 

а) три сына, т.е. несколько лиц одной и той же степени родства, призывались к принятию наследства умершего отца. Но один из сыновей отказался от своей доли.

Как распределялась его доля наследства?

б)  Что   означала  ответственность  наследника  по        обязательствам


 

13


наследодателя в Древнем Риме?

 

3.  Завещатель выразил свою волю и том, чтобы опекуном его детей, минуя ближайшего агната, сделался его раб Панфил. Законно ли это? Отпускается ли тем самым этот раб на волю? Может ли раб отказаться от этой почетной обязанности?

 

4.  По смерти наследодателя, не оставившего завещания, на наследство стали претендовать бывший подвластный родственник умершего и эмансипированный сын. Кому отдаст предпочтение претор. Поясните.

 

5.  Некто отказал часть своего наследственного имущества казне на сооружение общественного здания, часть - погребальной коллегии и часть -

 

-    корпорации, в которую он входил. Какая из названных организаций не может быть отказополучателем?

 

6.  Наследодатель и наследник в равной мере были отягощены долгами. Претор разрешил кредиторам наследника удовлетворить свои требования только после того, как будут выплачены все долги кредиторам наследодателя. Не получив своего сполна, последние стали требовать возмещения из имущества самого наследника. Законно ли это требование? Что останется кредиторам самого наследника? Как следовало поступить претору?

 

7.  Не имея собственных детей, Луций решил усыновить своего внучатого племянника и назначил его в завещании наследником всего имущества. Однако вскоре после смерти Луция его жена родила сына. Имеет ли новорожденный какие-либо права на имущество своего отца? Кто и в каких долях будет наследником?

 

8.  В трактате "Об обязанностях" Цицерон рассказывает о знаменитом судебном споре Мания Курия. Проблема состояла в следующем: некто Копоний назначил Мания Курия своим наследником в случае, если у завещателя родится сын и этот сын умрет, не достигнув совершеннолетия. Однако случилось так, что у завещателя вообще не родилось никакого сына, поэтому возник спор о том, имеет ли Маний Курий право на наследство. Квинт Муций Сцевола, знаменитый правовед, считал, что Курий не может претендовать на наследство, так как в тексте завещания явно оговаривается условие, которое не реализовалось. Защитник Курия Луций Крас и солидарный с ним Цицерон считали, что здесь необходима интерпретация воли завещателя, то есть, Копоний желал видеть Курия своим наследником и в случае отсутствия сына. Какими правовыми принципами руководствовались оппоненты, выдвигая свои доводы? Как бы вы решили этот казус?

9.  Некто заказал мастеру изготовление дорогого кресла, для чего предоставил материал. Мастер выполнил заказ, однако когда он пришел на дом к заказчику, выяснилось, что тот накануне скончался. Мастер пытался продать кресло, но безуспешно. Не найдя покупателей на кресло, мастер обратился к наследникам своего покойного заказчика с просьбой приобрести кресло и оплатить заказ, тем более что материал был предоставлен самим заказчиком. Должны ли наследники оплатить работу? Что будет, если они не согласятся это сделать?

 

10.  В чем сущность следующих исков и иных средств защиты семейных прав в римском праве:

 

-  Actio hereditariae [наследственные];

- Actio in id quod [ad eum] pervenit [in id q. locupletior factus est]; - Actio Calvisiana.

- Actio ex testamento - Actio Fabiana

 

- Actio familiae erciscundae - Actio funeraria&



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!