Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Римское право»»

/ Римское право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

 

185. В римском праве действовал принцип, согласно которому брак должен заключаться по взаимному жела­нию сторон. Однако отец семейства выбрал сыну невесту вопреки его воле. Сын наотрез отказался жениться, но отец пригрозил лишить его наследства. Эта угроза приве­ла к тому, что сын согласился на нежеланный брак.

Действителен ли данный брак по цивильному и по пре-торскому праву? Можно ли в подобных случаях утверж­дать, что сделка была совершена под влиянием насилия (угрозы)? Могли ли в принципе подвластные отказаться от брака, решение о котором принял домовладыка?

186.            Римская семейная пара была захвачена в плен, и
супруги были обращены в рабов. В плену женщина забе­
ременела от своего законного мужа и родила ребенка.
Через два года родственникам удалось выкупить эту
семью из рабства, и они втроем вернулись в Рим.

Считается ли рожденный в плену ребенок законно­рожденным, т.е. рожденным в правильном браке? Как решился бы этот вопрос в древнем и в развитом римском праве? Если бы муж умер в плену, чей статус должен был наследовать ребенок? Подпадал ли рожденный в плену под отцовскую власть? Если нет, то какие последствия это могло иметь для ребенка?

187.  Отец Тиции и отец Марка договорились об их
браке. Заключению брака предшествовала помолвка, во
время которой отец Марка внес задаток в сумме 10 000
ассов. Вскоре отец Тиции нашел для нее более выгодную
партию и отказался от брака своей дочери с Марком.

Что представляла собой помолвка? В какой форме она заключалась? Как изменился ее характер в классичес­ком и постклассическом праве? Каковы последствия одностороннего разрыва помолвки? Как это расценива­лось с правовой точки зрения? Как будет решено данное дело? Как бы оно было решено, если бы отказ вступить в брак исходил от домовладыки жениха? Мог ли односто­ронний отказ от помолвки привести к бесчестью?

188.  Отец Павла и дед Гортензии собрались поже­
нить молодых людей и заключили помолвку. Через не­
сколько месяцев холостой дядя Гортензии, живший под
властью своего отца, выразил желание жениться на се­
стре Павла.

Возможен ли этот брак? Какие отношения между двумя семьями порождала помолвка? Как расценивалось убийство женихом невесты или невестой жениха?

189.  Антоний и Юлия вступали в брак. Брак был
заключен в храме посредством особого религиозного об­
ряда — совместного потребления полбы.

В какой брак вступали Антоний и Юлия — с властью мужа или без власти мужа? К какому сословию принад­лежали молодожены? Кто мог заключить брак в этой форме и какие последствия это имело для супругов и ихдетей? Когда исчез такой обряд заключения брака и с чем это связано? Какая форма вступления в брак утвердилась в развитом римском праве?

190.  Тит и Лариса вступали в брак. Брак был заклю­
чен посредством коёмпции — воображаемой покупки
женихом невесты.

В какой брак вступали молодожены — с властью мужа или без власти мужа? Какой характер имеет подоб­ная форма заключения брака — светский или религиоз­ный? К какому сословию римских граждан принадлежа­ли жених и невеста? Чем еще, кроме формы заключения брака, являлся обряд воображаемой покупки? Когда ис­чезла такая форма вступления в брак?

191.  Марий и Октавия вступили в брак без власти
мужа. Через год совместной жизни отец Мария объявил
Октавии, что теперь она состоит с Марием в правильном
браке и находится под властью своего мужа и его отца.

Правомерно ли заявление отца Мария? Мог ли не­строгий брак автоматически трансформироваться в стро­гий? Какой институт гражданского права использовался в этих целях? Как можно было избежать превращения нестрогого брака в строгий? Почему нестрогий брак пользовался в Риме большей популярностью, чем стро­гий? В чем причина вытеснения брака с властью мужа браком без власти мужа? В чем заключаются основные различия между строгим и нестрогим браком?

192.  Марк и Ливия вступили в брак. Отец Марка
эманципировал сына. Ливия получила статус матери се­
мейства. Вскоре Марк был избран на должность цензора.

Какой вид брака мог дать женщине статус матери семейства? Что это для нее означало? Могла ли получить подобный статус жена подвластного? Под чьей властью находилась женщина, вступившая в правильный брак, если ее муж сам был подвластным?

193.  Муж и жена жили в строгом браке. Через десять
лет совместной жизни муж лишился рассудка и был при­
знан умалишенным. Жена выразила желание развестись,
поскольку не хотела жить с безумным.

248

Правомерно ли требование женщины? В каких слу­чаях жена имела право на развод в браке с властью мужа? Можно ли расторгнуть брак с безумным?

194. У близких друзей — Октавия и Антония — почти одновременно родились дети (сын и дочь). Сразу же после рождения детей отцы договорились, что по до­стижении совершеннолетия их дети вступят в брак. Когда дочери Антония было 8 лет, все ее родные погибли во время наводнения. Октавий взял девочку к себе в дом в качестве будущей невестки.

Имел ли Октавий право поступать подобным обра­зом? Должен ли он удочерить девочку или оформить над ней опеку? Когда сын Октавия и дочь Антония могут вступить в брак — в день 12-летия невесты или в день 14-летия жениха? Если бы сын Октавия остался сиротой, мог ли Антоний взять его к себе в дом в качестве будуще­го зятя? Мог ли Антоний усыновить мальчика, а потом женить его на своей дочери? Почему в Риме жена должна была жить в доме мужа? Что представлял собой обряд введения невесты в дом жениха? Приводило ли это к автоматическому заключению строгого брака?

195. Марк усыновил малолетнего сына своего погиб­шего друга. Мальчик до своего совершеннолетия прожи­вал в доме Марка, а в 14 лет Марк эманципировал его. После эманципации юноша выразил желание жениться на 12-летней дочери Марка.

Возможен ли этот брак? Лица каких степеней родства не могли вступать в брак? Имел ли в этом отношении значение вид родства — агнатическое или когнатичес­кое? Как расценивался брак между родственниками? До­пускались ли браки между свойственниками? Имела ли значение эманципация для возможности заключить брак с бывшей агнаткой (агнатом)?

196. Отец Луции заставил ее выйти замуж за Павла. По желанию обоих домовладык был заключен брак с властью мужа. Через некоторое время Луция сбежала от Павла и укрылась в доме своего родного дяди. Павел обратился к претору с просьбой дать формулу иска. После того как по решению суда Луция была возвращена в дом мужа, Павел заковал ее в кандалы и посадил в домашнюю тюрьму.

Правомерны ли действия Павла? Формулу какого иска дал ему претор? Мог ли муж продать жену в кабалу, применить к ней телесные наказания и даже убить, если жена состояла с ним в строгом браке? Могла ли женщина укрыться в доме своего отца?

197. Октавия была эманципирована своим отцом и до
замужества являлась лицом своего права. Вступив в пра­
вильный брак с Тицием, она принесла в дом мужа богатое
приданое. Кроме того, к свадьбе отец подарил ей 40 рабов
и земельный участок. После свадьбы отец Тиция объявил
Октавии, что все ее имущество отныне принадлежит ему
как домовладыке и он намерен продать все принесенное
невесткой, чтобы покрыть свои долги.

Правомерно ли заявление отца Тиция? Могла ли жен­щина в принципе быть лицом своего права и иметь собст­венное имущество? Менялся ли ее статус, если она всту­пала в брак с властью мужа? Кто становился собственни­ком имущества женщины, вступившей в строгий брак? Кому принадлежали дары, полученные женщиной во время брака?

198. Марк и Лариса жили в правильном браке. Марк
был подвластным своего отца, как и его мать, двое бра­
тьев и три сестры. Детей у Марка и Ларисы не было. Во
время войны вся семья отца Марка была уведена в рабст­
во. Ларисе удалось избежать пленения, поскольку в тот
день она гостила у своего отца. Когда она узнала о судьбе
семьи своего мужа, то объявила себя вдовой и единствен­
ной наследницей всего имущества.

Правомерно ли заявление женщины? Означало ли обращение мужа в рабство автоматическое прекращение брака? Являлась ли Лариса агнаткои семьи своего мужа и какие последствия это имело с точки зрения наследствен­ного права? Если бы у Марка и Ларисы были дети, в каких долях должно было распределяться наследство между ними? Являлась ли Лариса наследницей своего отца и членов своей прежней семьи?

199.  Марий и Антония вступили в брак без власти
мужа. Через некоторое время Антония заключила с
мужем договор аренды земельного участка, подаренного
ей братом. Марий регулярно выплачивал жене арендную
плату.

Действительна ли подобная сделка? Предполагал ли брак без власти мужа возможность заключения между супругами гражданско-правовых договоров? Какие сдел­ки было запрещено совершать супругам и почему? Когда этот запрет был отменен? В чьей собственности находи­лось имущество женщины, состоявшей в браке без влас­ти мужа? На ком лежали издержки общей семейной жизни?

200. Клавдий и Луция жили в нестрогом браке. Отец Луции поссорился с Клавдием и решил, что его дочь должна развестись с мужем. По настоянию отца Луция была вынуждена вернуться в нему в дом. Клавдий обра­тился к претору с жалобой. Отец Луции также обратился к претору с просьбой дать ему формулу иска.

Какое решение примет претор? Какой интердикт за­щищал интересы мужа? Какой иск мог предъявить отец женщины, состоявшей в нестрогом браке, если он хотел вернуть дочь в свой дом? В чьей власти находилась жен­щина в браке без власти мужа? Изменялся ли ее статус в замужестве, если она была лицом своего права? В какой семье она выступала в качестве наследницы?

201. При заключении брачного договора было обу­словлено, что приданое возвращается жене в полном объеме, если развод будет инициирован мужем без вины жены.

Имела ли жена право от собственного имени заявить иск о возврате приданого? Если бы не было брачного договора, могла ли жена требовать возвращения прида­ного, если развод имел место по инициативе мужа и без ее вины? Возвращалось ли приданое жене в строгом браке? Возвращалось ли приданое, если развод был ини­циирован женой (и имела ли она право на такую инициа­тиву) или совершался по ее вине? Возвращалось ли при­даное в браке без власти мужа после смерти жены?

202. Муж и жена, жившие в нестрогом браке, разве­лись, и муж отказался вернуть жене приданое. Тесть за­явил, что приданое принадлежит ему, поскольку дочь является его подвластной. Однако женщина утверждала, что она — лицо своего права и именно ей принадлежит правомочие вчинить иск о возврате приданого.

Правомерно ли заявление женщины? Приводил ли брак без власти мужа к освобождению жены от отцов­ской власти? Мог ли муж не вернуть приданое? Кому принадлежит право на иск — бывшей жене или ее отцу? Кому принадлежит само приданое?

203. Муж и жена, состоявшие в строгом браке, раз­
велись по требованию свекра — домовладыки мужа.
При заключении брака приданое было передано именно
свекру.

Имеет ли жена право на возврат приданого? Каковы законные удержания мужа из приданого? Кто в данном случае должен выступать ответчиком по иску из прида­ного — бывший муж или его отец?

204. Женщина была выдана замуж против своей
воли. По решению домовладык мужа и жены был заклю­
чен строгий брак. В скором времени жена изменила мужу
и заявила, что не желает жить с ним.

Может ли женщина, состоящая в строгом браке, раз­вестись по своей инициативе? Если инициатива развода будет исходить от мужа или его отца, как в данном случае решится вопрос с приданым?

205. Римский гражданин был осужден в уголовном
процессе к изгнанию, лишению римского гражданства и
получил статус перегрина без отечества. Его жена, состо­
явшая с ним в строгом браке, заявила о разводе и вышла
замуж за другого.

Приводила ли утрата римского гражданства к авто­матическому прекращению брака? Если да, то почему? Правомерны ли действия женщины? Имела ли она право на развод в данном случае? С кем должны остаться дети в подобной ситуации?

206. Октавия и Тиций жили в браке без власти мужа.
У них было трое несовершеннолетних детей. Через 10 лет
совместной жизни Октавия объявила Тицию о своем же­
лании развестись с ним.

Имела ли женщина в браке без власти мужа право на развод по своей инициативе? Имел ли мужчина такое право? По чьему настоянию мог быть расторгнут нестро­гий брак? Имели ли супруги право на развод по обоюд­ной инициативе? Как римское право относилось к свободе разводов? Существовали ли какие-то ограничения для развода в браке без власти мужа? С кем оставались дети после развода — с отцом или матерью?

207.  Марк был эманципирован своим отцом и имел
статус лица своего права. Долгое время он поддерживал
близкие отношения с Клавдией, дочерью известной рим­
ской актрисы. В конце концов по настоянию матери
Клавдии Марк женился на ней.

Действителен ли подобный брак? С какими лицами было запрещено вступать в брак свободнорожденным римским гражданам? Какой закон установил этот запрет и с какой целью?

208. Павел прожил со своей женой 40 лет. Детей от
этого брака у него не было. Когда Павлу было 54 года,
его жена умерла. Во второй брак Павел не вступил.
Через три года умбр старший брат Павла, оставив его
своим   единственным   наследником   по   завещанию.
Почти одновременно Павел стал единственным закон­
ным наследником после смерти своего дяди по отцов­
ской линии.

Будет ли признано действительным завещание брата Павла? Сможет ли он реализовать свое право на законное наследство? Почему холостяки, вдовцы и вдовы брачно­го возраста были ограничены в наследственных правах?

209. Ликия и Октавий вступили во второй брак. От первого брака у Ликии было двое детей, у Октавия детей не было. Вскоре после свадьбы Октавий стал единствен­ным наследником по завещанию после смерти своего отца, а Ликия — единственной наследницей по завеща­нию после смерти своего деда.

Получат ли супруги завещанное им имущество? По­чему лица, состоявшие в браке, но бездетные, были огра­ничены в их наследственных правах? В чем специфика понятия бездетности в римском праве? Почему Ликия считалась бездетной?

210. Жена Павла Гортензия постоянно изменяла своему мужу. Павел знал об ее изменах, но не хотел разводиться с женой, так как фактически жил на средства из ее приданого. Отец Гортензии, узнав о поведении своей дочери, сообщил об этом претору.

 

       
   
 
 

 

Какой закон установил уголовную ответственность за прелюбодеяние? Какое наказание должно быть назначено Гортензии? Будет ли наказан Павел и за что? Как он дол­жен был поступить, чтобы избежать наказания? Привлека­лись ли мужчины к ответственности за прелюбодеяние? Если бы отец Гортензии, зная о прелюбодеянии дочери, не донес на нее, был бы он привлечен к ответственности?

211. Сенатор Марий долгое время проживал совмест­
но с либертинкой Ликией. У них родилось пятеро детей.

Почему Марий и Ликия не могли вступить в закон­ный брак? Что представляет собой конкубинат? Счита­лось ли конкубинатом сожительство дочери сенатора и либертина? Когда и каким правовым актом был узаконен конкубинат? Кем считались дети Мария и Ликии — за­коннорожденными или внебрачными? Являлись ли они законными наследниками своих родителей? Можно ли было узаконить таких детей? Имела ли конкубина на­следственные права после смерти своего фактического мужа?

К теме 14

212. Тиций и Ливия жили в строгом браке. У них
было пятеро детей — три сына и две дочери.

Какое место занимала Ливия в семье мужа? Что озна­чают понятия "дочь своего мужа" и "сестра своих детей"? Чем отличались отношения между матерью и детьми в браке без власти мужа? Кому принадлежит основная роль в устранении юридического отчуждения матери и детей? Совпадал ли юридический статус матери с ее фактичес­ким положением? Если Тиций умрет, кто должен стать опекуном его вдовы? Какие изменения в отношениях между матерью и детьми произошли в классическом праве? Что означает понятие "материнское имущество"?

213. В семье Павла родился сын. Поскольку в семье
было уже 9 детей и семья жила бедно, Павел принял
решение продать своего новорожденного сына в рабство.
Через несколько лет материальное положение семьи
улучшилось, и Павел захотел выкупить своего сына об­
ратно, однако собственник отказался продать ребенка
отцу.

Как решить данный казус? Имел ли право покупатель ребенка отказаться продать его обратно? Имел ли Павел право продавать в рабство своих детей? Распространя­лось ли это право на детей любого возраста и на жену (как на дочь своего мужа)? Какими случаями было огра­ничено право домовладыки на продажу в рабство своих подвластных?

214. У Марка в браке без власти мужа родилась дочь.
Поскольку Марк подозревал свою жену в измене, он не
признал новорожденную. Девочка была сброшена со скалы.

Правомерен ли поступок Марка? Что представлял собой институт эксплозии в древнем римском праве? Имел ли здесь значение вид брака, в котором состояли родители новорожденного ребенка? Если Марк сам яв­лялся подвластным, то должны ли его дети признаваться домовладыкой Марка? Когда был упразднен институт эксплозии и как он стал расцениваться?

215.  Чтобы рассчитаться с кредиторами и не стать
неоплатным должником, Октавий продал в рабство свое­
го женатого сына, несовершеннолетнего племянника и
совершеннолетнюю незамужнюю дочь. Ранее он уже три
раза продавал в рабство своего совершеннолетнего неже­
натого сына, а теперь продал его уже в четвертый раз.

Правомерны ли действия Октавия? Что по этому по­воду предписывали Законы XII Таблиц? Какие последст­вия будут иметь действия Октавия для его детей?

216.  С разрешения отца его подвластный сын посту­
пил на военную службу. Во время войны он приобрел
богатые трофеи и после возвращения с военной службы
купил имение. Его отец тем временем разорился и стал
неоплатным должником.

Вправе ли отец расплатиться с кредиторами имением сына без его согласия? Могут ли кредиторы потребовать от претора наложить взыскание на имущество сына? Как на­зывается это имущество и каково его правовое положение?

217.  Отец выделил пекулий своему подвластному
сыну. Сын сразу начал распродавать имущество, выде­
ленное в пекулий. Отец знал об этом, но не чинил сыну
никаких препятствий, поскольку сам уже почти разорил­
ся и осознавал, что все равно все его имущество должно
отойти к кредиторам.

Можно ли расценивать поведение отца как действия во вред кредиторам? Что означает понятие "трибуторный иск"?

218.  Под властью Мария находились его старший
женатый сын, два несовершеннолетних сына и совершен­
нолетняя незамужняя дочь. По решению коллегии понти­
фиков старший сын Мария получил звание Верховного
жреца, а дочь — звание весталки.

Какой характер имела отцовская власть? Каким обра­зом она могла быть отменена против воли самого домо-владыки? Кто остался под властью Мария после решения коллегии понтификов? Сохранился ли брак старшего сына после получения им звания Верховного жреца? Могла ли замужняя женщина стать весталкой?

219.  Отец, совершая обряд эманципации старшего
сына, произвел однократную мнимую продажу его в раб­
ство в присутствии семи свидетелей.

Стал ли старший сын лицом своего права в результа­те действий отца? Какие требования предъявляло ци­вильное право к процедуре эманципации старшего сына? В чем причина особой строгости при эманципации стар­шего сына? Требовалось ли согласие самого эманципиру-емого для производства эманципации?

220.  Домовладыка решил эманципировать младшего
сына, взрослую замужнюю дочь и совершеннолетнего
внука. Замужняя дочь была эманципирована в результате
троекратной мнимой продажи в рабство, внук — в ре­
зультате двукратной, а младший сын — в результате
однократной. Все эти действия производились в присут­
ствии пяти свидетелей и весовщика.

Все ли названные лица были эманципированы пра­вильно? Какие требования предъявляло цивильное право к процедуре эманципации свободных подвластных (кроме старшего сына)?

221.  Павел долгое время сожительствовал с одной из
своих рабынь и прижил с нею четверых детей. Рабыня
умерла, и Павел захотел узаконить своих внебрачных
детей.

Могли ли быть узаконены дети Павла? Что он дол­жен был сделать, чтобы узаконение стало возможным?

Какие дети подлежали узаконению? Когда возник этот институт? В каких формах производилось узаконение? Чем узаконение отличается от усыновления?

222.  Отец семейства, не имевший собственных сыно­
вей, решил усыновить своего дальнего родственника, яв­
лявшегося лицом своего права. В этих целях он произвел
троекратную манципацию своего родственника в присут­
ствии четырех свидетелей и весовщика.

Будет ли действительно усыновление с точки зрения цивильного права? В каких целях совершалось усыновле­ние (особенно усыновление правоспособных лиц муж­ского пола)? Существовало ли в римском праве удочере­ние? Какой должна была быть процедура усыновления лица своего права? Лица чужого права?

223.  Домовладыка, не имевший собственных сыно­
вей, решил усыновить мужа своей дочери, состоявшей в
браке без власти мужа. Он произвел манципацию своего
зятя в присутствии пяти свидетелей и весовщика.

Действительно ли такое усыновление? Каковы его последствия? Кем стали по отношению друг к другу муж и жена в результате этих действий отца семейства? Что он должен был сделать, чтобы избежать негативных пос­ледствий подобного усыновления?

224.  В 55 г. до Р.Х. отец решил эманципировать свою
взрослую незамужнюю дочь. Он совершил обряд эман­
ципации в присутствии пяти свидетелей и весовщика.

Действителен ли обряд эманципации? Стала ли дочь лицом своего права в результате эманципации? Каковы были бы последствия данных действий отца семейства, если бы этот казус имел место, например, в 349 г. от Р.Х.?

225.  Одной из функций римских жрецов-понтификов
являлось наблюдение за "сохранностью старинных рим­
ских патрицианских родов".

Зачем требовалось обязательное присутствие понти­фика при усыновлении?

226.  По достижении совершеннолетия усыновлен­
ный стал доказывать, что, если бы в момент усыновления
он являлся лицом своего права и был способен опреде­
лить собственную выгоду, он никогда бы не согласился с
актом усыновления.

9   Практикум по римскому частному праву

Является ли такое утверждение усыновленного осно ванием принуждения домовладыки к эманципации?

227. Муж оставил завещание, в соответствии с кото
рым опекуном его подвластной жены и троих несовер­
шеннолетних детей назначался  младший брат мужа
После смерти супруга жена оспорила завещание, заявив
что свободнорожденная женщина, имеющая троих детей'
является лицом своего права и не должна находиться под
опекой.

Правомерно ли заявление вдовы? В какой период развития римского права женщина могла иметь статус лица своего права? Как будет решен данный казус? Как он был бы решен, если бы речь шла не о свободнорож­денной римской гражданке, а о вольноотпущеннице? Какие виды опеки существовали в римском праве? Какой из них является самым древним? Над кем устанавлива­лась опека?

228. Домовладыка в завещании установил, чтобы
опекуном его детей, минуя ближайшего агната, стал
"преданный мне раб Панфил, которого я тем самым от­
пускаю на волю".

Законно ли назначение опекуном вольноотпущенни­ка, а не ближайшего агната? Будет ли действительно за­вещание домовладыки?

229. Муж составил завещание, в соответствии с кото­
рым после его смерти опекуном его жены становился ее
деверь (младший брат мужа). В момент смерти мужа его
младший брат являлся несовершеннолетним.

Мог ли несовершеннолетний агнат осуществлять опеку над взрослой женщиной?

230. Муж в завещании на случай своей смерти назна­
чил своей жене опекуна — своего родного дядю. После
смерти мужа его вдова не захотела иметь в качестве опе­
куна дядю мужа, назначенного в опекуны по завещанию.
Вдова хотела иметь опекуном своего старшего сына.

Законно ли такое желание вдовы? Имело ли оно за­щиту в цивильном или преторском праве? Какие дейст­вия должна была предпринять женщина, чтобы сменить личность своего опекуна?

231. Самовластный римский гражданин, глава семей­
ства, имевший под своей властью жену, троих совершен-
нОлетних сыновей, двух несовершеннолетних дочерей и
своего младшего брата с его женой и детьми, пристрас­
тился к азартным играм. Его пагубная страсть поставила
семью на грань разорения. Члены семьи обратились к
претору.

Какое решение примет претор? В чем суть института попечительства? Чем оно отличается от опеки? Кто мог стать попечителем? Над кем оно могло быть установле­но? В чем заключались обязанности попечителя и его ответственность?

К теме 15

232. Цицерон, рассуждая о природе вещей, писал, что
есть вещи, которые существуют, и вещи, которые мыс­
лятся. В Дигестах Юстиниана сказано, что название
"вещь" охватывает и юридическое отношение, и право,
т.е. это и право, и телесный предмет.

О каком делении вещей идет речь в приведенных высказываниях? Какое деление вещей в римском праве можно считать основным? Какие вещи относились к раз­ряду бестелесных? Почему наследство считалось бесте­лесной вещью, а право собственности — телесной?

233. Гражданин одной из латинских общин продал
члену другой латинской общины участок земли, находя­
щийся на берегу реки. Продавец уверил покупателя, что
часть реки, протекающая в границах участка, является
его частной собственностью. Покупатель поверил и за­
платил двойную цену. Вскоре выяснилось, что эта река
является непересыхающей, на ней круглый год возможно
судоходство, а потому эта вещь не может находиться в
частной собственности.

Как решить данный казус? Какие вещи в римском праве являлись внеоборотными и не могли находиться в частной собственности? Каков был правовой статус таких вещей? На какие категории они делились? Чем отличались публичные вещи от вещей, принадлежавших всем по естественному праву?

234.  Октавий по своей инициативе решил сделать
богатые дары храму Юпитера. Он привез в храм несколь­
ко мраморных статуй римских богов и пригнал стадо коз
объявив их жертвенными животными.

Стали ли вещи, подаренные Октавием, вещами боже­ственного права? Можно ли сделать вещь божественной по частной инициативе? На какие категории делились вещи божественного права? Чем они отличались друг от друга?

235.  Антоний договорился с Клавдием о продаже
тому места погребения родственников Антония. Клавдий
собирался использовать семейное кладбище под пашню.

Могли ли стороны совершить подобную сделку? К какой категории вещей относятся места погребения? По чьему волеизъявлению они становятся такими вещами? Можно ли частным волеизъявлением сделать внеоборот­ную вещь оборотной?

236. Марк договорился с Павлом о продаже ему заго­
родного имения Марка. При этом продавец хотел продать
только земельный участок, а дом и сад оставить в своей
собственности.

Можно ли заключить подобную сделку? Что входило в понятие недвижимых вещей в римском праве? Можно ли продать земельный участок без построек, посевов и насаждений на нем? Кому принадлежали недра и воздуш­ный столб над земельным участком? Какие вещи счита­лись движимыми?

237. Марий продал Тицию 10 рабов, 9 ослов, право
прогона скота на водопой, породистого скакуна, двух
собак, стадо свиней и домашнюю утварь.

Какое деление вещей являлось основным в цивиль­ном праве? Какие из перечисленных вещей являются манципируемыми, а какие — неманципируемыми? В каких формах должна производиться передача тех или иных вещей? Когда исчезло подобное деление вещей?

238. Марий готовился к приему гостей и для этого
занял у Мэвия 5 бочек вина, 2 ящика апельсинов, сереб­
ряную посуду и статую Венеры. После приема гостей
Марий вернул Мэвию все взятое взаймы.

Какие из перечисленных вещей являются родовыми, а какие — индивидуально определенными? Что вернул Марк — то же самое вино и те же самые апельсины или такое же количество вещей такого же качества? Как опре­деляются родовые вещи? Заменимы ли они? Являются ли они потребляемыми? Чья посуда была возвращена Мэвию — его собственная или Марка? Какая это вещь? К каким вещам относится статуя Венеры?

239. Клавдий договорился с Сеем о покупке 10 бочек вина, изготовленного из винограда определенного сорта, собранного на западном склоне виноградника Сея в про­шлом году. Во время перевозки вина телега сломалась, бочки упали и разбились, все вино вылилось на дорогу.

О покупке каких вещей был заключен договор — ро­довых или индивидуально-определенных? В чем специ­фика этих категорий вещей? Может ли родовая вещь по­гибнуть? Может ли родовая вещь стать индивидуально-определенной? На ком лежит риск случайной гибели ро­довой вещи? Индивидуально-определенной? Как решить данный казус?

240. Марк, решивший жениться на дочери богатого сенатора, очень хотел произвести на будущего тестя вы­годное впечатление. С этой целью он попросил у своего соседа кошелек с золотыми монетами. Во время обеда в доме будущего тестя Марк "случайно" выронил кошелек, и все могли увидеть золотые монеты. После визита в дом невесты Марк вернул деньги своему соседу.

К каким вещам принадлежат деньги — к родовым или индивидуально-определенным? Почему деньги счи­таются особой разновидностью родовых вещей? Могут ли они выступать как индивидуально-определенная вещь? В качестве какой вещи использовались деньги в данном случае?

241. Убийца, чтобы отвести от себя подозрения, под­ложил в шкатулку убитого крупную сумму денег, зная, что в ближайшее время в дом убитого должен прийти его кредитор, чтобы получить данные взаймы деньги. Как только кредитор показался на соседней улице, убийца побежал за центурионами, которые схватили кредитора "на месте преступления" и с уликой в кармане. В конце

концов преступление было раскрыто и истинный убийца привлечен к ответственности.

Будет ли кредитор привлечен к ответственности за присвоение чужой вещи? Имел ли он право самовольно забрать деньги, полагавшиеся ему по договору займа? Какая разница между утраченными и специально подбро­шенными вещами?

242. Авл Агерий купил статую Юпитера, но не огово­
рил при этом, что покупает статую вместе с пьедесталом.

Может ли он требовать выдачи ему пьедестала как принадлежности главной вещи?

243. Авл Агерий вследствие своего незнания рыноч­
ных цен слишком дешево продал партию лошадей. Спо­
хватившись, он обратился к претору с просьбой дать иск
о признании сделки недействительной, поскольку лоша­
ди были проданы и переданы посредством простой тра­
диции.

К разряду каких вещей относятся лошади (как и дру­гой рабочий скот)? Как должна была быть совершена данная сделка? Как решить этот казус по цивильному праву? Какое решение вынесет претор в соответствии с преторским правом?

244.  Нумерий Негидий использовал для постройки
конюшни бревна своего соседа, искренне полагая, что
они являются бесхозными. Через некоторое время сосед
узнал об этом и потребовал возвращения бревен.

Как будет решено дело по цивильному праву? По преторскому праву?

245.  Антоний продал Марку двух детей, рожденных
его рабыней, теленка, двух щенков, три мешка пшеницы
и два ящика винограда. Кроме того, Антоний уплатил
Марку арендную плату за наем 10 рабов, помогавших ему
собирать урожай, и вернул взятые взаймы деньги с про­
центами.

Что из перечисленных вещей можно считать плода­ми? Каков главный критерий плодов? Являются ли пло­дами дети рабыни? Теленок и щенки? Что представляют собой цивильные плоды? Являются ли плодами процен­ты по договору займа?

246. В римском праве существовал принцип "нельзя
передать другому больше прав, чем сам имеешь". В соот­
ветствии с этим тот, кто не имел права собственности, не
мог перенести его на другое лицо.

Как быть в том случае, если в числе унаследованных вещей оказывалась чужая вещь, считавшаяся украденной или потерянной?

К теме 16

247. В Сентенциях Павла есть следующее высказыва­
ние:  "Мы приобретаем  владение  и волей, и телом:
волей — непременно нашей, телом — или нашим, или
другого лица. Но голой волей мы не можем приобрести
владение, удержать же голой волей можем, как это про­
исходит в отношении зимних и летних пастбищ".

Что представляет собой институт владения в рим­ском праве? Каковы его реквизиты? Какой элемент вла­дения является основным? Каково соотношение права владения и права собственности? Как понимать принцип римского права "собственность не имеет ничего общего с владением"? Что означает выражение "блаженны вла­деющие"? Что представляют собой конструкции "вла­деющий собственник", "владеющий несобственник" и "невладеющий собственник"? Как понять высказывание "можно приобрести владение телом другого лица"?

248. Павел поймал во время охоты несколько диких
коз и отвел их на свой двор. По дороге домой Павел
нашел лук и колчан со стрелами, которые не имели клей­
ма хозяина и явно были утеряны очень давно. Эти вещи
Павел также взял себе. Кроме того, он оккупировал пус­
тующий земельный участок, примыкавший к его име­
нию.

Можно ли утверждать, что Павел стал цивильным владельцем перечисленных вещей? Какое лицо могло иметь статус цивильного владельца? Может ли Павел стать собственником приобретенных вещей? Каким об­разом? Что представляет собой узукапия? Назовите ос­новной способ защиты цивильного владения. Каким яв­ляется владение Павла — титульным или беститульным, первоначальным или производным?

 

249.  Авл Агерий передал Нумерию Негидию в пре-
карное владение свой городской дом. Сам Агерий уехал
из Рима и отсутствовал два года. Когда он вернулся в Рим
и попросил Негидия освободить дом, тот отказался, за­
явив, что стал цивильным собственником по давности.

Правомерно ли заявление Негидия? Что представля­ет собой прекарное владение? Мог ли прекарный владе­лец стать собственником вещи по давности? К чему при­равнивался отказ вернуть вещь, отданную в прекарное владение? Был ли прекарный владелец управомочен на Публицианов иск? Какими средствами защиты распола­гал Агерий?

250.  Марий договорился с Тицием о передаче владе­
ния принадлежащего Марию участка земли в провинции.
Для передачи владения оба поднялись на башню, и
Марий обвел рукой видимые очертания своего участка, а
потом на глазах Тиция покинул свое владение.

Как называется такой способ передачи владения? Какие вещи передавались подобным образом? Это произ­водный или первоначальный способ передачи? Какое действие Мария здесь является основным?

251.  Октавий договорился с Клавдием о передаче 10
мешков муки. Мука находилась в хранилище, которое
располагалось на земле Октавия, но рядом с тропой, ко­
торой пользовался Клавдий для проезда на телеге. Окта­
вий передал Клавдию ключ от хранилища.

Как называется такой способ передачи владения? Какие вещи передавались подобным образом? Что дол­жен был обеспечить отчуждатель вещи? Какую структу­ру имел этот акт? Какие еще способы передачи владения существовали в римском праве? Когда они применялись?

252. Павел во время путешествия потерял в неизвест­
ном месте золотое кольцо с драгоценным камнем. Через
год, придя в гости к своему новому знакомому, Луцию,
Павел увидел на его руке свое кольцо и потребовал воз­
врата вещи.

Правомерно ли требование Павла? Могла ли дли­тельная потеря вещи в неизвестном месте привести к утрате владения? Если бы кольцо было случайно утеряно в определенном месте или помещении, являлся бы этот

факт основанием для утраты владения? О какой утрате — добровольной или недобровольной — здесь идет речь?

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!