Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Регионоведение»»

/ Экономическая география и регионалистика
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

 

Тема 1. Регионоведение как профессия и специальность

(2 часа)

 

Лекция 1.

1. Модель специалиста-регионоведа

2. Структура учебного курса

 

Литература:

1.     Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность 350300 – регионоведение).

2.     Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. с 3-9, 21-22.

 

 

Тема 2. Регионоведение как учебная научная дисциплина

(2 часа)

 

Лекция 2.

1. Актуальность регионоведения

2. Предметная область регионоведения. Модель региона в русле различных научных дисциплин

 

Литература :

1.     Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. с. 10-28

2.     Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. – М., 2005. с.6-22 

 

 

Тема 3. Регионализация и глобализация в современном мире (4 часа)

 

Лекция 3.

1. Процессы глобализации в современном мире

2. Процессы регионализации в современном мире

 

Литература :

3.     Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. с. 10-28

4.     Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие.   – М.: «Теса», Ростов н/Д: МарТ, 2000. с.6-22 

 

Лекция 4.

 

1. Факторы и модели глобализации

2. Факторы и уровни регионализации

 

Литература :

5.     Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. с. 10-28

6.     Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие.   – М.: «Теса», Ростов н/Д: МарТ, 2000. с.6-22 

 

 

Тема 5. Региональная организация России и зарубежных стран: история и современность (4 часа)

 

Лекция 5.

 1. Территориальное устройство общества и государства

2. Современные тенденции развития территориальной организации в мире

 

Литература:

1.     Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. – М., 2005., с.11-27

2.     Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие.   – М.: «Теса», Ростов н/Д: МарТ, 2000. с.88-99

3.     Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. М., 2000. с. 255-265

 

 

Тема 6. Методы  региональных исследований (2 часа)

 

Лекция 6.

1. Региональные научные исследования в России и за рубежом

2. Методы региональных исследований

 

Литература

1.     Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие.   – М.: «Теса», Ростов н/Д: МарТ, 2000. с. 22-36

2.     Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. СПб., 1998. с. 74-102

 

Тема 7. Региональные системы (4 часа)

Лекция 7.

 

1.    Системные характеристики региона.

2.    Региональные системы: структура и принципы формирования

 

Литература:

1.              Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. с. 49-61

2.              Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие.   – М.: «Теса», Ростов н/Д: МарТ, 2000. с.88-99

3.              Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие России. М., 2003, с.36-49

 

Лекция 8.

1.    Классификация региональных систем

2.    Анализ региональных систем

 

Литература:

1.              Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие.   – М.: «Теса», Ростов н/Д: МарТ, 2000. с.88-99

2.              Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие России. М., 2003, с.36-49

3.              Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. М., 2000. с. 255-265

 

 

Тема 9. Региональное развитие (4 часа).

 

Лекция 9.

 

1. Региональное развитие как предмет государственного регулирования

2. Тенденции, противоречия регионального развития Российской Федерации на современном этапе.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. с. 40-42

2.    Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М., 2000. с. 18-23, 41-57, 82-88

 

Лекция 10.

 

1. Дифференциация регионов современной России

2. Концепция регионального развития.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.       Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. с. 40-42

2.       Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие России. М., 2003, с.36-49

 

Тема 10. Региональная политика (6 часов)

 

Лекция 11.

1. Сущность и содержание региональной политики (экзогенный и эндогенный аспект региональной политики).

2.  Эволюция региональной политики.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. с. 32-36

2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. СПб., 1998. с. 74-102

3. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М., 2002.

 

Лекция 12.

1.  Основные направления региональной политики

2. Цели и задачи региональной политики в Российской Федерации и зарубежных странах.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 года «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации»

2. Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. с. 36-40

3. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. СПб., 1998. с. 19-29

 

Лекция 13.

 

1. Структура стратегии развития региона.

2. Структура региональной политики в России.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. СПб., 1998. с. 33-44

2.     Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М., 2000. с. 238-245

 

 

Тема 11. Региональное управление (4 часа)

 

Лекция 14.

1. Федерализм в России

2. Полномочия субъектов Российской Федерации

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. с. 115-194

2.     Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие.   – М.: «Теса», Ростов н/Д: МарТ, 2000. с. 40-78 

3.     Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М., 2002. с. 78-82

 

Лекция 15 .

1.   Система региональных органов власти

2.   Модели регионального управления

 

Литература:

1. Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. с. 210-234

2. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М., 2002. с. 109-118

 

 

Тема 12. Региональная политика в системе государственного регулирования регионального развития (4 часа)

 

Лекция 16.

 

1. Прогнозирование регионального развития

2. Программирование регионального развития                 

 

Литература:

1. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М., 2002. с. 72-77

2. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М., 2000. с. 160-189

 

Лекция 17.

1. Региональная идеология в системе государственного регулирования регионального развития

2. Региональные идеологии субъектов Российской Федерации

 

Литература:

1. Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. с. 194-210

2. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М., 2002. с. 109-118

 

Тема 13. Национальная и региональная безопасность

(2 часа)

Лекция 18.

 

1. Внешнеполитические аспекты национальной и региональной безопасности. 

2.  Внутренние аспекты региональной безопасности.

 

Литература:

1.     Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. с.325-355

2.     Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М., 2002. с.133-151

 

 

5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

Тема2. Регионоведение как учебная и научная дисциплина

 

1.  Факторы формирования отечественной региональной науки

2. Подходы к определению понятия «регион» в зарубежной и отечественной литературе

 

Литература:

1.  Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004, с. 10-22

2.         Доленко Д.В. Территориальная организация общества как объект научного исследования.  //Регионология, 1999, № 2;

 

Тема 3.  Регионализация и глобализация в современном мире (4 часа)

 

1. Глобализация в современном мире

2. Россия и Юг России в процессах глобализации

3. Регионализация в современном мире

4. Процессы регионализация в современной России.

 

 

Литература:

3.  Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004, с. 10-22

4.       Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение.  М., 2000, с. 11-31

 

Доклад:

1. «Центр» и «периферия»: тенденции взаимодействия

 

Литература:

1.       Шинковский М.Ю. Российский регион: становление политического режима в условиях глобализации. Владивосток, 2000.

2.       Колобов О.А., Макарычев А.С. Регионализм в России: проблема определения понятия  // Регионология. 1999. № 2

 

 

Тема 4. Регионообразующие факторы (2 часа).

 

1. Внутренние факторы формирования и функционирования региона

2. Внешние факторы формирования и функционирования региона

 

Литература:

1.     Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004, с.44-49, 68-112

2.     Регионоведение (Юг России: краткий тематический словарь) / Под общ. ред. Ю.Г. Волкова, А.В. Попова. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ.

 

Доклад:

1. Место и роль Юга России в современной  России.

 

Литература:

1.       Юг России на рубеже III тысячелетия: территория, ресурсы, проблемы, приоритеты./ Под ред. А.Г. Дружинина, Ю.С. Колесникова.  Ростов н/Д, 2000; 

2.       Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение.  М., 2000, с.129-132

3.       Салицкий А. Вызовы глобализации и проблемы крупных полупериферийных стран //Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 2, с. 15-19

 

 

 

Тема 5. Региональная организация России зарубежных стран: история и современность (6 часов)

 

1.         История политико-территориального строя России

2.         Территориальное устройство СССР

3.         Преобразования территориального устройства современной России

4.         Особенности германского «кооперативного федерализма»

5.         Территориальная организация Франции, Испании, Италии и т.д

6.Современные тенденции развития территориальной организации в мире

 

Литература:

1.         Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004, с. 49-68

2.         Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение.  М., 2000, с.255-265

 

Доклады:

1. Территориальные структуры России 10-12 веков (Христианизация Руси и изменения в государственном управлении

2. Государственное управление в удельный период (ХII-ХIIIвв.)

3. Государственное управление в русских землях в период ига Золотой Орды и образования единого Русского государства (XIII- нач. XVI вв.)

 

Литература:

1.     Попов Р. Региональный менеджмент: Учебник. –Краснодар: «Сов. Кубань», 2000, с.28-57

2.     Очерки истории государственного управления в России. –Ростов н/Д, СКНЦ ВШ, 1997, с.6-61

 

 

Тема 6. Методы  региональных исследований. (2 часа)

 

1. Общенаучные методы, применяемые в региональных исследованиях

2. Сравнительно-географические методы. Метод таксонирования.

3. Циклический метод, или метод циклов

4. Методы моделирования.

5. Программно-целевой метод.

 

Литература:

1.     Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие.   – М.: «Теса», Ростов н/Д: МарТ, 2000, с. 22-39

2.     Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение.  М., 2000, с.79-86

 

Доклады:

1. Этногенез, пассионарное и этническое поле  

2. Стадии этногенеза по Л.Н.Гумилеву

 

Литература:

1.         Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение.  М., 2000, с.79-86

2.         Гумелев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989

 

 

Тема 7.  Региональные системы (2 часа)

 

1. Регион как система

2. Уровни региональных систем.

3. Внутренняя структура региональных систем

 

Литература:

1.    Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004, с. 22-32

2.    Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие России. М., 2003, с.8-50

 

 

Тема 8. Политико-правовая основа формирования и функционирования регионов Российской Федерации. (2 часа)

 

1. Основы федеративного устройства Российской Федерации

2. Особенности и значение Федеративного договора от 31 марта 1992 года

3. Договоры о разграничении полномочий РФ и субъектов

4. Противоречия российского федерализма

 

Литература:

1.     Конституция Российской Федерации 1993 года

2.     Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004, с.114-164

3.     Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие.   – М.: «Теса», Ростов н/Д: МарТ, 2000, с. 40-79

 

Доклады:

1. Этапы становления федерализма в России

2. Федерализм и демократия в современной России

 

Литература:

1.       Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004, с.114-164

2.       Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие.   – М.: «Теса», Ростов н/Д: МарТ, 2000, с. 40-79

3.       Шинковский М.Ю. Российский регион: становление политического режима в условиях глобализации. Владивосток, 2000, с. 10-63

 

 

Тема 9. Региональное развитие (4 часа).

 

1. Дифференциация регионов России

2. Подходы к региональному развитию

3. Структура концепции регионального развития

4. Прогнозирование и планирование регионального развития в России и за рубежом

 

Литература:

1.    Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004, с. 40-42

2.    Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М., 2000, с. 18-88

3.    Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Основы региональной политики: теоретические основы, задачи и методы реализации.  М., 2000, с. 168-183

 

Доклады:

1. Федеральные округа и реализация региональной политики в Российской Федерации

3.  Региональное развитие в странах Европейского Союза

 

Литература:

1.  Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М., 2000, с. 88-144

2.  Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2000, с. 32-51

3.  Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие России. М., 2003, с. 58-97

 

Тема 10. Региональная политика (4 часа)

 

1. Реляционистский, струкутрно-функциональный и деятельностный подходы к региональной политике

2. Объекты и субъекты региональной политики

3. Цели и задачи региональной политики в высокоразвитых и слаборазвитых странах

4. Цели и задачи региональной политики в Российской Федерации

5. Концепция регионального развития, этапы ее создания

6. Структура региональной политики в России (элементы и их взаимосвязь)

 

Литература:

1.  Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004, с. 32-40

2.  Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М., 2000, с. 144-217

3.  Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М., 2000, с.5-40

4.  Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. СПб., 1998.

 

Доклады:

1. Экономическая политика на Юге России

2. Социальная политика на Юге России

3. Демографическая политика на Юге России

4. Миграционная политика на Юге России

5. Национальная политика на Юге России

 

Литература:

1.     Указ Президента РФ 1996 года «Основные положения региональной политики в Российской Федерации»

2.     Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2002, с. 32-40

3.     Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Основы региональной политики: теоретические основы, задачи и методы реализации.  М., 2000, с. 97-126

 

 

Тема 11. Региональное управление (4 часа).

 

1. Региональная законодательная власть

2. Региональная исполнительная власть

3. Классические модели регионального управления

4. Неклассические модели регионального управления

5. Модели административного поведения

 

Литература:

1.     Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004, с.169-174

2.     Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. – М., 2005, с.176-195

3.     Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие.   – М.: «Теса», Ростов н/Д: МарТ, 2000, с. 341-362 

 

Доклады:

 

1.       Региональная власть современной России: институты, режимы.

2.       Моделирование российской власти.

 

Литература:

1.       Попов А.В. Управление регионами. –Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001

2.       Михайлов А.П. Моделирование российской власти.  // СОЦИС, №5,2000

3.       Барбаков О.М. Регион как объект управления // СОЦИС № 7, 2002 г.

4.       Гельман В.Я. Региональная власть современной России: институты, режимы, практика // Полис. 1998. № 1.

 

 

 

Тема 12. Региональная политика в системе государственного регулирования  регионального развития (2 часа)

 

1. Место региональной политики в системе управления

2. Институциональные механизмы региональной политики

 

Литература:

1.      Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004, с.183-246

2.      Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. – М., 2005, с.308-350

 

Доклады:

1.       Региональная власть современной России: институты, режимы.

2.      Региональные элиты

 

Литература:

1.       Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004, с.237-246

2.       Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. – М., 2005, с.224-238

 

 

Тема 13. Национальная и региональная безопасность (2 часа)

 

1. Понятия национальной и региональной безопасности.

2. Национальная безопасность и национальный интерес.

 

Литература:

1.     Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004, с. 325-353

2.     Регионоведение (Юг России: краткий тематический словарь) / Под общ. ред. Ю.Г. Волкова, А.В. Попова. Ростов н/Д, с. 630-640.

 

Доклады:

1.  Российская Концепция национальной безопасности

2. Социальная и межэтническая напряженность на Юге России как угроза национальной и региональной безопасности.

 

Литература:

1.       Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004, с. 325-353

2.       Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад. / Под ред. В.А. Тишкова. – М., 1999.

3.       Кобринская И. Общая безопасность и безопасные сообщества // Вестник Евразии. 1998. № 1,2 (4-5).

 

 

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

 

Семинарское занятие представляет собой особую форму организации учебного процесса, в ходе которого студент должен приобрести умения получать новые учебные знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями и теоретическими конструктами учебной дисциплины; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

Целью семинарских занятий является приобретение студентами новых знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, развитие у них гуманитарного мышления и интеллектуальных способностей как средства индивидуального освоения учебной дисциплины. Все это требует тщательной подготовки к семинарским занятиям.

При подготовке к семинарским занятиям следует использовать всю рекомендованную литературу, размещенную на бумажных или электронных носителях.

Вначале надо ознакомиться с планом семинарского занятия, затем прочитать тексты рекомендованной литературы и найти информацию, необходимую для письменного ответа на поставленные вопросы.

При подготовке к семинарским занятиям следует уделять внимание усвоению базовых понятий. При этом надо не «заучивать» то или иное понятие, а самостоятельно конструировать его содержание. В процессе этого конструирования вначале надо показать, какую предметную область определяет понятие, а затем охарактеризовать ее черты (признаки, функции и т.п.). Можно использовать следующий алгоритм: «регионализация – это … (выделить смысловой субъект, т. е. ответить на вопрос, что это такое, через другое понятие), которое характеризуется следующими признаками, или имеет следующую структуру, или выполняет следующие функции и т. п. (т. е. выделить смысловые предикаты субъекта): 1)…, 2)…, 3) …  (2 и более предиката)».

Например: «Регионализация – это процесс укрепления границ между территориально-социальными комплексами, проявляющийся: 1. в локализме; 2. в сохранении  культурных различий этносов и других социальных групп, усилении чувства их исключительности; 3. в возникновении самодостаточных социально-экономических и политических образований.

Особое место в структуре семинарского занятия имеют учебные доклады, которые позволяют студентам продемонстрировать знания и умения, связанные с творческой самостоятельностью, и в первую очередь умения читать и понимать учебные и научные тексты, систематизировать и концептуализировать содержащиеся в них знания в соответствии с определенным алгоритмом планом доклада. Готовясь к докладу, надо прочитать рекомендованную литературу и составить простые планы прочитанных текстов, что позволит составить план доклада. На основе доклада затем пишутся рефераты. Обязательным условием подготовки рефератов является использование дополнительной литературы.

 

 

6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Введение в регионоведение» предусматривает выполнение в соответствии с предусмотренным графиком четырех типов учебных заданий:

1.    Задание 1. Составить план-конспект ответа на вопрос.

2.    Задание 2. Дать определение понятий.

3.    Задание 3. Составить структурно-логическую схему.

4.    Задание 4. «Доказать, что …»  или «Сравнить …»

 

Тема 1. Регионоведение как профессия и специальность

 

Задание 1. Составить план-конспект ответа на вопрос «Особенности и специфика специальности «Регионоведение».

Задание 2. Дать определение понятий: регионоведение, профессия, профессионал, профессиональные знания, профессиональные умения, профессиональные навыки, компетенции.

Задание 3. Составить структурно-логическую схему «Компетенции регионоведа»

Задание 4. Доказать, что профессия регионоведа актуальна.

 

 

Тема 2. Регионоведение как учебная и научная дисциплина

 

Задание 1. Составить план-конспект ответа на вопрос «Регионоведение в системе гуманитарных дисциплин» .

Задание 2. Дать определение понятий: регион, район, таксон, пространство, территория, территориальная общность, научный подход, система,  регионалистика.

Задание 3. Составить структурно-логическую схему «Теоретические и практические функции регионоведения».

Задание 4.  Сравнить функции учебной и научной дисциплины.

 

 

Тема 3. Регионализация и глобализация в современном мире

 

Задание 1. Составить план-конспект ответа на вопрос «Процессы регионализации в современной России» .

Задание 2. Дать определение понятий: глобализация, регионализация, регионализм, региональный процесс, региональная проблема.

Задание 3. Составить структурно-логическую схему «Уровни регионализации в современном мире».

Задание 4.  Доказать, что регионализация является объективным процессом развития современной России.

 

 

Тема 4. Регионообразующие факторы (6 часа)

 

Задание 1. Составить план-конспект ответа на вопрос «Пространственная дифференциация современной России» .

Задание 2. Дать определение понятий: фактор регионообразующий, целостность, управляемость, население, динамика населения, расселение, урбанизация.

Задание 3. Составить структурно-логическую схему «Факторы формирования и функционирования регионов» 

Задание 4.  Опишите внутренние и внешние регионообразующие факторы одного из субъектов Южного федерального округа.

 

 

Тема 5.  Региональная организация России и зарубежных стран: история и современность (12 часов)

 

Задание 1. Составить план-конспект ответа на вопрос «Пространственная дифференциация современной России» .

Задание 2. Дать определение понятий: общество, государство, территориальное устройство общества, территориальное строение государства, административно-территориальное деление, политико-территориальное деление.

Задание 3. Составить структурно-логические схемы: «Структура государственного управления при Петре 1»; «Структура государственного и регионального управление в России в XVII веке»;  «Структура государственного и регионального управления в дореволюционной России»; «Структура государственного управления при Александре 1» 

Задание 4.  Написать эссе «Современные тенденции развития территориальной организации в мире»

 

              

Тема 6. Методы региональных исследований (6 часов)

 

Задание 1. Составить план-конспект ответа на вопрос «Методы региональных исследований».

Задание 2. Дать определение понятий: метод исследования, методология исследования, методика исследования, техника исследования.

Задание 3. Составить структурно-логическую схему: «Система методов, применяемых в региональных исследованиях»

 

 

Тема 7. Региональные системы (6 часов)

 

Задание 1. Составить план-конспект ответа на вопрос «Факторы возникновения региональных систем» .

Задание 2. Дать определение понятий: региональная система, структура региональной системы, целостность, управляемость, сбалансированность, комплексность.

Задание 3. Составить структурно-логическую схему «Классификация региональных систем» 

Задание 4.  Докажите, что регион (субъект РФ, федеральный округ, экономический район) обладает свойствами системы.

 

 

Тема 8. Политико-правовая основа формирования и функционирования регионов Российской Федерации (4 часа)

 

Задание 1. Составить план-конспект ответа на вопрос «Основы российского федерализма».

Задание 2. Дать определение понятий: федерализм, федерация, институциональная среда территориальной организации, правовая среда административно-территориального устройства.

Задание 3. Составить структурно-логическую схему «Политико-правовой статус регионов Российской Федерации» 

Задание 4.  Докажите, что процесс укрупнения регионов (не) целесообразен для совершенствования административно-территориального деления современной Российской Федерации.

 

Тема 9. Региональное развитие (8 часов)

 

Задание 1. Составить план-конспект ответа на вопрос «Региональное развития: тенденции и противоречия».

Задание 2. Дать определение понятий: региональное развитие, дифференциация регионов,  политика «выравнивания», проблемный регион, депрессивный регион, отсталый регион, селективная поддержка регионов.

Задание 3. Составить структурно-логическую схему «Концепции регионального развития» 

Задание 4.  Перечислите возможные индикаторы регионального развития подсистемах региона (на примере одного из субъектов ЮФО)

 

 

Тема 10. Региональная политика (8 часов)

 

Задание 1. Составить план-конспект ответа на вопрос «Сущность, основные субъекты и объекты региональной политики».

Задание 2. Дать определение понятий: региональная политика, реляционистский подход к региональной политике, струкутрно-функциональный подход к региональной политике,  деятельностный подход подходы к региональной политике, эндогенный уровень региональной политики, экзогенный уровень региональной политики, миссия региона, концепция регионального развития, стратегия регионального развития.

Задание 3. Составить структурно-логическую схему «Структура региональной политики»

Задание 4.  Сравните цели региональной политики в постиндустриальном мире (на примере Европейского Союза) и цели региональной политики в Российской Федерации.

 

 

Тема 11. Региональное управление (8 часов)

 

Задание 1. Составить план-конспект ответа на вопрос «Модели управления регионом».

Задание 2. Дать определение понятий: субъект Российской Федерации, разделение властей, органы государственной власти, уровни государственной власти, местное самоуправление, модель регионального управления, принцип субсидиарности.

Задание 3. Составить структурно-логическую схему «Система региональной государственной власти в Российской Федерации» 

Задание 4.  Определить модель регионального управления в субъектах ЮФО.

 

 

Тема 12. Региональная политика в системе государственного регулирования регионального развития (6 часов)

 

Задание 1. Составить план-конспект ответа на вопрос «Государственное регулирование регионального развития».

Задание 2. Дать определение понятий: региональная идеология, этнократия, этноцентризм, региональная элита.

Задание 3. Составить структурно-логическую схему «Типы целевых региональных программ» 

Задание 4.  Напишите эссе на тему «Роль планирования регионального развития в России: история и современность»

 

 

Тема 13. Национальная и региональная безопасность (6 часов)

 

Задание 1. Составить план-конспект ответа на вопрос «Региональные конфликты в современной России».

Задание 2. Дать определение понятий: национальная безопасность, региональная безопасность, региональный интерес, региональный конфликт, социальный взрыв, терроризм, сепаратизм, шовинизм, национализм.

Задание 3. Составить структурно-логическую схему «Внешние и внутренние аспекты национальной безопасности».

Задание 4.  Сравните национальную и региональную безопасность

 

 

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы

 

Самостоятельная работа выполняется студентами во внеучебное время.

При решении задач на доказательство можно использовать следующий алгоритм: 1) дать определение того, что надо доказать; 2) выявить, исходя из определения, основные направления поиска доказательства; 3) найти согласно этим направлениям факты доказательства.

При решении задач на сравнении можно использовать такой алгоритм: 1) дать определение того, что сравнивается; 2) выделить, исходя из определения, параметры сравнения; 3) установить общее и различное между сравниваемыми явлениями.

 

 

Тематика контрольных работ

 

Контрольная работа 1. Задания для самостоятельной работы по темам 2-6.

Контрольная работа 2. Задания для самостоятельной работы по темам 7-13.

 


График выполнения заданий для самостоятельной работы

 

 

Темы

Сроки

(месяц)

Формы контроля

1.    Регионоведение как профессия и специальность

Сентябрь

Письмен. раб.

2.    Регионоведение как учебная и научная  дисциплина

Сентябрь

Письмен. раб.

3.    Регионализация и глобализация в современном мире

Сентябрь

Письмен. раб.

4.    Регионообразующие факторы

Сентябрь

Письмен. раб.

5.    Региональная организация России и зарубежных стран: история и современность

Октябрь

Письмен. раб.

6.    Методы  региональных исследований

Октябрь

Письмен. раб.

7.    Региональные системы

Октябрь

Письмен. раб.

8.    Политико-правовая основа формирования и функционирования регионов Российской Федерации.

Ноябрь

Контрольн. раб.

9.    Региональное развитие

Ноябрь

Письмен. раб.

10.Региональная политика

Ноябрь

Письмен. раб.

11.Региональное управление

Декабрь

Письмен. раб.

12.Региональная политика в системе государственного регулирования регионального развития

Декабрь

Письмен. раб.

13.Национальная и региональная безопасность

Декабрь

Контрольн.раб.

 

 

 

8. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

 

 

1.         Проблемные регионы как объекты государственной региональной политики

2.         Направления социальной мобильности в современной России

3.         Региональное сознание

4.         Региональный менталитет

5.         Социальные детерминанты трансформации регионального сознания

6.         Этнические стереотипы и стереотип этноса.

7.         Экономическое поведение региона

8.         Экологическое сознание и региональная экологическая политика

9.         Управление развитием социальной сферы региона

10.     Социальные технологии управления в регионе с социальной напряженностью

11.     Региональные аспекты экологии человека

12.     Региональное развитие и интеграция в современной России

13.     Политико-правовые проблемы центр-периферийного взаимодействия

14.     Этническая маргинальность в полиэтничном пространстве России

15.     Этническое и политическое пространство современной России (конкурирующие формы социального пространства)

16.     Социальная и межэтническая напряженность на Юге России.

17.     Внешнеполитические угрозы национальной и региональной безопасности. 

18.     Внутренние угрозы национальной и региональной безопасности. 

19.     Модели этнокультурной идентичности в современном пространстве Юга России

20.     Мобилизационная модель регионального управления

21.     Социально-политическая стабильность полиэтничного региона

22.     Этническая структура миграционных потоков на Юге России

23.     Современные тенденции развития территориальной организации в мире

 

 

9. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ итоговых ЗНАНИЙ

 

Что такое «регионоведение»?

А) комплексная дисциплина, изучающая закономерности и особенности формирования, функционирования всех систем региона;

Б) дисциплина, изучающая ландшафт территории;

В) дисциплина, изучающая история регионов.

 

Этнический статус – это…

А) численность этноса, уровень смертности, рождаемости, половозрастной состоав этнической группы;

Б) положение этической группы в полиэтничном обществе, определяющее его место в межэтнических отношениях

В) размер территории, занимаемой этносом.

 

«Область» - это…

А) административно-территориальное образование, субъект РФ, имеющий свой устав, соответствующий Конституции РФ и учитывающий ее особенности;

Б) национально-государственное образование, субъект РФ, обладающий всей полнотой государственной власти, кроме полномочий, отнесенных к ведению РФ, имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции РФ

В) административно-территориальное образование, субъект РФ, имеет свой устав соответствующий Конституции РФ и учитывающий ее особенности, в состав которого входят автономные области.

 

Какое из перечисленных государств не имеет федеративного устройства?

А) Франция

Б) Канада

В) Австралия

 

У какого из перечисленных субъектов Российской Федерации на Юге России меньше всего соседей?

А) Краснодарский край

Б) Волгоградская область

В) Республика Калмыкия

 

Сколько границ с другими субъектами РФ имеет Ростовская область?

А) четыре

Б) пять

В) семь

 

В каком субъекте РФ ногайцы не являются государствообразующим этносом?

А) Республика Дагестан

Б) Кабардино-Балкарская Республика

В) Карачаево-Черкесская Республика

 

Как называется столица республики Ингушетии?

А) Магас

Б) Назрань

В) Маздок

 

В каком субъекте Юга России законодательный орган государственной власти имеет название Представительное Собрание?

А) Ставропольский край

Б) Астраханская область

В) Волгоградская область

Как территориально-географически Республика Адыгея относится к Краснодарскому краю?

А) Анклав

Б) Полуанклав

В) Конклав

 

К какому типу этнополитических конфликтов относился карачаево-черкесский конфликт?

А) Этностатусный

Б) Этнотерриториальный

В) Сецессионный

Как называется схематизированное и упрощенное знание о психологических особенностях и поведении представителей какой-либо этнической группы?

А) Менталитет

Б) Архетип

В) Стереотип

Какие полномочия находятся в совместном ведении Федерации и субъектов РФ?

А) денежная эмиссия

Б) ядерная энергетика

В) распоряжение землей, недрами и другими природными ресурсами

К какому уровню власти относится институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах?

А) федеральному

Б) региональному

В) муниципальному

 

Какая отрасль промышленности доминирует в отраслевой структуре промышленности на Юге России?

А) Сельскохозяйственное машиностроение

Б) Топливно-энергетический комплекс

В) Черная и цветная металлургия

 

Что такое «экистика»?

А) Наука об эффективном использовании территории

Б) Философское учение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики

В) Наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов

Какую стадию конфликта называют «латентной»?

А) Стадия обострения межэтнических противоречий

Б) Стадия непосредственного противостояния (в т.ч. вооруженного)

В) Стадия скрытого противостояния

На флаге какого субъекта Юга России изображена гора Эльбрус?

А) Кабардино-Балкарская Республика

Б) Карачаево-Черкесская Республика

В) Республика Северная Осетия - Алания

 

Какое государство является крупнейшим внешнеэкономическим партнером субъектов Юга России?

А) Армения

Б) Грузия

В) Украина

 

На какой срок рассчитана реализация Федеральной целевой программы «Юг России»?

А) до 2006 г.

Б) до 2008 г.

В) до 2010 г.

Какой административно-территориальный статус имела Карачаево-Черкесия в 1957-1990 гг.?

А) Автономная Республика

Б) Автономная область

В) Автономный округ

 

Какой народ в конфессиональном отношении преимущественно придерживается православного христианства?

А) Абазины

Б) Балкарцы

В) Осетины

Какой регион Южного федерального округа является самым многонациональным?

А) Чеченская Республика

Б) Северная Осетия-Алания

В) Дагестан

 

Какое понятие обозначает принцип государственного устройства, позволяющий обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях её территориальной организации на нескольких уровнях?

А) Конфедерализм

Б) Унитаризм

В) Федерализм

К какому виду миграции можно отнести приезд украинцев на временную работу в Ростовскую область?

А) Сезонная

Б) Стационарная

В) Эпизодическая

Какой ученый заложил основы учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях, ввел понятие этногенеза?

А) Н. Надеждин

Б) Л. Гумилев

В) В. Тишков

Каково соотношение понятий «национальная безопасность» и «государственная безопасность»?

А) их значение совпадает

Б) понятие «национальная безопасность» шире

В) понятие «государственная безопасность» шире

Каким органом власти принимается «Концепция национальной безопасности» в РФ?

А) Президентом РФ

Б) Правительством РФ

В) Федеральным Собранием РФ

 

 

 

10. ПИСЬМЕННый ЭКЗАМЕН

 

В ходе экзамена студент должен продемонстрировать:

 

1. В области знаний и умений:

1) эмпирические и теоретические знания;

2) умения концептуализации, систематизации и формализации знаний, а также решения познавательных задач.

 

2. В области логики мышления:

1) умения логично выстраивать письменный текст;

2) умения оперировать базовыми понятиями учебного курса.

 

3. В области культуры русского языка:

1) умения стилистически грамотно оформлять письменный текст;

2) навыки владения лексикой профессиональной деятельности.

Экзамен проводится по билетам.

В каждом билете предусмотрены вопросы и задания, позволяющие выявить знания и умения студентов.

Для проверки эмпирических и теоретических знаний, а также умений их концептуализации и систематизации билет содержит вопрос, письменный ответ на который студент должен дать в соответствии с определенным алгоритмом.

 

Например:  

А) В соответствие с нижеследующим алгоритмом ответьте на вопрос: «Какие существуют модели управления регионом?»

Алгоритм ответа на вопрос

1.     Определение базового понятия.

2.     Раскрытие основных теоретических положений вопроса (с использованием других научных понятий, в том числе из смежных социальных и гуманитарных дисциплин).

3.     Конкретизация основных теоретических положений на примере Юга России (т.е. определите какие модели управления используют региональные власти любых  4-5  субъектов Южного федерального округа).

Б) Докажите, что процесс укрупнения регионов (не) целесообразен для совершенствования административно-территориального деления современной Российской Федерации

Алгоритм выполнения задания на доказательство:

1.    определение того, что надо доказать;

2.    выделение, исходя из определения, основных параметров доказа­тель­ства;

3.    подтверждение наличия этих параметров в реальной действительности конкретными  фактами.

В) Сравните этнос и нацию как тип социальной общности

Алгоритм выполнения задания на сравнение:

1.    определение того, что надо сравнивать;

2.    выделение, исходя из определения, основных параметров сравнения;

3.    выявление общего и различий (по параметрам).

 

 

Вопросы к экзамену:

 

1.    Подходы к определению региона в зарубежной и отечественной литературе

2.    Регион как политико-правовая и социально-экономическая система

3.    Регионы России: типы, иерархия.

4.    Пространственное неравенство. Единицы территориальной структуры

5.    Регионообразующие факторы

6.    Южный федеральный округ как метарегиональное образование.

7.    Регионоведение как учебная дисциплина

8.    Глобализация  в современном мире

9.    Регионализация в современном мире

10.Региональные системы их классификация.

11.Принципы формирования региональных систем в условиях федератив­ного государства

12.Региональное развитие, системная оценка регионального развития

13.Стратегия развития региона.

14.Методология и методы региональных исследований

15.Методы моделирования в региональных исследованиях.

16.Программно-целевой метод в региональных исследования.

17.Региональная политика: основные подходы и уровни

18.Эволюция региональной политики.

19.Цели и задачи региональной политики в современном мире.

20.Виды региональной политики.

21.Структура региональной политики (элементы и их взаимосвязь)

22.Экономическая политика на Юге России

23.Социальная политика на Юге России

24.Демографическая политика на Юге России

25.Миграционная политика на Юге России

26.Национальная политика на Юге России

27.Территориально-политические системы в современном мире.

28.Основы федеративного устройства Российской Федерации

29.Этапы становления федерализма в России

30.Противоречия российского федерализма

31.Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ

32.Принципы организации деятельности региональных органов государственной власти.

33.Законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации: структура и функции.

34. Исполнительный орган  государственной власти субъекта Российской Федерации: структура и функции.

35.Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации

36.Прогнозирование и программирование регионального развития.

37.Региональное управление

38.Классические модели регионального управления

39.Неклассические модели регионального управления

40.Модели управленческого поведения региональной администрации

41.  Региональная идеология

42. Национальная и региональная безопасность

43.Внешнеполитические угрозы национальной и региональной безопасности. 

44.Этнический фактор регионализма: этнические признаки, стадии этногенеза.

45. Этносоциальная  стратификация

46. Региональные конфликты.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!