Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями социально-личностного развития»»

/ Педагогика
Контрольная, 

Оглавление

 

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Раздел 1. Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями социально-личностного развития

Тема 1. Проблема нарушений социально-личностного развития в детском возрасте в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

Первые зарубежные исследования детей с ранним детским аутизмом (Г.Аспергер, Л.Каннер, С.С.Мнухин). Становление и развитие отечественной системы помощи лицам с нарушениями социально-личностного развития (В.М.Башина, В.В.Лебединский, К.С.Лебединская, С.А.Морозов, О.С.Никольская, Г.Е.Сухарева). Система базальной эмоциональной регуляции человека по В.В.Лебединскому. Современное состояние системы помощи аутичным детям. Исследования проблем  невротических нарушений, девиантного поведения, синдрома дефицита внимания, эмоционально-личностных нарушений при психопатиях и эндогенных заболеваниях  детском возрасте в отечественной и зарубежной науке.

Тема 2. Цели, задачи и принципы психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями социально-личностного развития

Концептуальный подход к оказанию психолого-педагогической помощи лицам с нарушениями социально-личностного развития. Цели и задачи. Принципы комплексности, системности, единства диагностики и коррекции, ранней психолого-педагогической помощи, социально-личностного  развития, деятельностного подхода,  психологической коррекции "сверху вниз", гуманистической направленности. Нормативно-правовая база, гарантирующая право аутичных детей на образование.

Раздел II. Нарушения социально-личностного развития в детском возрасте

Тема 3.Причины нарушений социально-личностного развития в детском возрасте 

Биологические (органические и конституциональные) и социальные причины.

Этиология нарушений при раннем детском аутизме. Описание клинико-психологической структуры нарушений при РДА как особой аномалии развития Л.Каннером (1943), Г.Аспергером (1944,1946), С.С.Мнухиным (1947), В.М.Башиной (1974, 1980 и др.), Ван-Кревелином, С.С.Мнухиным, Л.Бендером, Б.Беттельхельмом (1967).

Понятие об искаженном варианте дизонтогенеза. Ядерная симптоматика нарушений в виде сенсо-аффективной гиперстезии и слабости энергетического потенциала при раннем детском аутизме в свете положений отечественной науки (В.В.Лебединский, К.С.Лебединская, О.С.Никольская). Нарушения лимбико-ретикулярной формации на уровне первого "энергетического" блока (А.Р.Лурия) как возможный механизм РДА.

Тема 4. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями социально-личностного развития. Категории лиц с нарушениями социально-личностного развития  

4.1.Особенности лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Особенности поведения, коммуникативно-потребностной и эмоционально-личностной сфер детей: холодность, отрешенность, "уход" в свой внутренний мир. Парадоксальные реакции аутичного ребенка: немотивированные страхи, отсутствие чувства опасности. Нарушения тактильного, визуального, вербального, и социального контактов. Проявления гиперстезии к различным сенсорным раздражителям: температурным, тактильным, звуковым и световым. Повышенная ранимость психики аутичных детей. Восприятие аутичным ребенком человека как сверхсильного раздражителя. Ослабление реакции аутичных детей на близких.

Патологические формы компенсаторной аутостимуляции при РДА. Возникновение стереотипий как потребности аутичного ребенка в опоре на устойчивые формы жизнедеятельности. Виды стереотипий. Особенности приема пищи и самообслуживания. Общая характеристика двигательной сферы. Классификация типов аутистического дизонтогенеза (К.С.Лебединская и О.С.Никольская) четыре категории аутичных детей (отрешенные, отвергающие, конфликтные, тревожные).

Особенности познавательных процессов и нарушения личности при РДА. Общая дефицитарность восприятия аутичных детей. Высокие сенсорные пороги, парадоксальность реакций (страхи) на сенсорные раздражители. Восприятие окружающей сенсорной среды как источника постоянного отрицательного фона ощущений и эмоционального дискомфорта.

Полиморфизм интеллектуальных нарушений при РДА. Дети с синдромами Аспергера, Каннера, Ретта. Операциональные, динамические и мотивационные нарушения мышления при РДА.

Особенности речи аутичных детей как проявление выраженной недостаточности коммуникативной сферы. Мутизм (полный, парциальный). Речевые стереотипиии и эхолалии. Отсутствие личных местоимений, безадресность монологической речи. Особенности интонационной стороны речи. Дифференциация аутичных детей с речевыми расстройствами.

Воображение аутичного ребенка. Особенности продуктивного творчества. Игра как возможность уйти из реального мира. Проявление аутистических фантазий.

Низкие показатели внимания. Особенности слуховой, зрительной, непроизвольной и произвольной памяти.

Проявление специфических особенностей в развитии личностных новообразований с раннего возраста: уклонение от визуального контакта, отсутствие или вялость показателей  "комплекса оживления", нежелание вступать в речевой контакт, отсутствие использования местоимения "я", речевые стереотипии и др.

Личностные особенности: эмоциональная холодность, эгоизм и эгоцентризм, особая отгороженность от окружающего мира людей, вялость социальных контактов, замкнутость и скрытность.

4.2.Особенности лиц с девиантным поведением

Особенности, формы и признаки отклоняющегося поведения. Дезадаптивное  поведение, агрессивное поведение, аутоагрессия, акцентуированное поведение, деструктивное поведение, конфликтное поведение, антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение. 

Типы девиантного поведения В.Д.Менделевичу: делинквентный, аддиктивный, патохарактерологический, психопатологический, тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях.

4.3.Особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) 

Основные проявления нарушений при синдроме СДВГ: двигательная расторможенность, моторная неловкость, непоседливость, повышенная отвлекаемость, трудности в учебе и поведении.

Эмоциональные нарушения при синдроме СДВГ: гипервозбудимость, эмоциональная ранимость, инфантильность, импульсивность, агрессивность, тревожность, навязчивость, эмоциональная неустойчивость.

Особые проблемы детей с синдромом СДВГ (ночной энурез).

Современные исследования детей с СДВГ (Н.Н.Заваденко).

4.4.Особенности эмоциональных нарушений при психопатиях и эндогенных заболеваниях

Эмоциональные расстройства в клинической картине психопатий. Классификация психопатий. Основные критерии психопатий  (П.Б.Ганнушкин). Эмоциональные расстройства конституционального генеза. Акцентуации характера  (К.Леонгард, А.Е.Личко). Дизгармонический вариант дизонтогенеза (В.В.Лебединский).

Эмоциональные нарушения при конституциональных психопатиях (шизоидной, эпилептоидной, циклоидной, психистанической, истерической). Эмоциональные нарушения при органических психопатиях (эксплозивный тип, эйфорический тип). Основные принципы коррекционной работы с детьми данной группы.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения при различных формах шизофрений.

4.5. Особенности эмоциональных нарушений при неврозах

Эмоциональные нарушения социального генеза. Концепция неврозов В.Н.Мясищева. Система отношений человека к окружающему миру и к самому себе. Отношения личности как иерархическая система, определяющая социальное функционирование человека.

Проблема неврозов в детском возрасте (А.И.Захаров, А.С.Спиваковская). Тревожность и беспокойство как факторы, предрасполагающие к неврозу. Преморбидные черты личности ребенка-невротика по А.И.Захарову: сензитивность, наивность, эгоцентризм, импрессивность, противоречивость, неравномерность психического развития, эмоциональная неустойчивость.

Межличностные и внутриличностные конфликты. Психическая  травма как причина детских неврозов. Ситуационные и пролонгированные психические травмы. Конфликты в семье и в школе. Эмоциональное неблагополучие ребенка как результат дисгармонии семейных отношений. Неадекватные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания. Их роль  в возникновении эмоциональных нарушений у детей.

 

Раздел III. Психолого-педагогическое изучение лиц с нарушениями социально-личностного развития

Тема 5. Технологии психолого-педагогического изучения лиц с нарушениями социально-личностного развития

Динамическое наблюдение, параметры наблюдения. Эксперимент. Дополнительные методы исследования (беседа, анализ продуктов деятельности). Этапы процедуры  обследования. Особенности сбора психологического анамнеза. Формулирование предварительного диагноза. Особенности проведения беседы с ребенком. Организация экспериментального исследования. Методики экспериментального исследования эмоционально-личностной сферы.  Анализ экспериментальных данных, составление психологического заключения.

Раздел IV. Технологии коррекционной работы по преодолению нарушений социально-личностного развития

Тема 6. Основные методы психологической коррекции нарушений социально-личностного развития

Теоретические основы коррекционно-педагогической работы. Организационные формы психологической коррекции: индивидуальная, групповая, семейная.

Суггестивный подход в коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте. Гетеросуггестия. Аутосуггестия.

Рациональная психотерапия как способ убедительных рассуждений.

Психоаналитический подход в психологической коррекции эмоциональных расстройств. Катарсис, инсайт, сублимация. Коррекция страхов и агрессии.

Приемы поведенческой психотерапии. Положительное подкрепление как способ достижения желаемых поведенческих реакций. Метод копинг-поведения.

Гуманистический подход в психологической коррекции. Клиент-центрированная психотерапия. Эмпатическое слушание и эмпатическое сопереживание.

Гештальт-терапия. Понимание проблемной ситуации как незавершенного гештальта. Три основных принципа гештальт-терапии.

Телесно-ориентированный подход в психологической коррекции. Снятие мышечного напряжения. Развитие способности к саморегуляции у детей.

Метод холдинг-терапии (Марта Велш) как форма психологической помощи аутичному ребенку. Стадии процедуры холдинга. Организация процедуры и направления работы холдинга. Противопоказания к проведению холдинга (М.М.Либлинг).

Деятельностный подход в психологической коррекции. Формирование способности ребенка к осмысленной деятельности  как залог его успешного психического развития.

Арттерапия как совокупность психокоррекционных методик, основанных на воздействии искусства. Арттерапия в специальном образовании.

6.1. Психолого-педагогическая коррекция средствами искусства

Арттерапия и ее "лечебный" эффект. Реконструирование психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведение переживаний во внешнюю форму через продукт творчества. Виды арттерапии и специфика их терапевтического воздействия. Коллективные и индивидуальные формы работы.

Музыкотерапия и ее варианты: рецептивная, активная, интегративная.

Вокалотерапия. Кинезитерапия (хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика). Изотерапия (техника живописи красками, техника живописи пластилином, техники вышивания, бисероплетения и др). Эстетотерапия. Библиотерапия. 

Технология «Мозарт» с тремя методиками: «Мозарт-терапия», «Мозарт-семейный ресурс», «Мозарт-развитие».

 6.2. Методы игровой психотерапии

Имаготерапия. Образно-ролевая терапия. Метод "драматической психоэлевации" (И.Я.Медведева, И.Л.Шишова). Директивная и недирективная игротерапия. Отечественный подход к игротерапии (А.С.Спиваковская). Игры с песком и водой. Терапия средствами драматического искусства. Психодрама как способ борьбы со страхами. Методика "миросозидания" (Ловенфельд). Сюжетно-ролевые игры. Игры - драматизации. Подвижные игры.

Тема 7. Современные технологии психокоррекционной работы с аутичными детьми

Общая характеристика методов психокоррекционной работы с аутичными детьми. Отечественные и зарубежные направления работы. Оперантный подход (P.Krants O.L.Lovaas,), TEACCH-программы (G.Mesibov, Т.Питерс E.Schopler). Тренинг социальных навыков. Теория социального научения (M.A.Kozlov). Организационный подход доктора Кио Катахара (Япония).

Эмоционально-уровневый подход (К.С.Лебединская, В.В.Лебединский, С.А.Морозов, О.С.Никольская). Личностно-деятельностный подход (Р.К.Ульянова).

Принципы организации психокоррекционной работы. Установление эмоционального контакта и его последующее развитие в работе с ребенком. Подключение к аутостимуляциям ребенка. Организация окружающего пространства. Использование стереотипной, тонизирующей основы для формирования деятельности аутичного ребенка. Осуществление образовательного процесса аутичного ребенка в соответствии с уровнем его развития.

Метод сопровождающего разъяснительного комментария. Сопровождение любой деятельности ребенка комментариями взрослого. Объяснение ребенку событий окружающего мира. Проектирование деятельности ребенка.

Метод совместного рисования ( Е.А.Янушко).

Метод игротерапии. Особенности игры аутичных детей. Стереотипные игры. Сенсорные игры. Терапевтическая роль игры в формировании механизмов экспансии аутичного ребенка. Формирование конструктивных механизмов преодоления препятствия. Использование феномена "качелей". Развитие смыслового контекста игры.

Особенности развития познавательных процессов, навыков самообслуживания и социальной коммуникации аутичных детей. Формирование представлений об окружающем мире. Развитие навыков глобального чтения, счета и письма. Формирование представлений о человеке, о себе как человеке, развитие системы "Я". Развитие навыков сангигиены и самообслуживания. Формирование навыков коммуникации и социальной адаптации.

Психологическая помощь семье аутичного ребенка. Диагностика, консультирование и психокоррекция  взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с ранним детским аутизмом.

Основные понятия:

  • ранний детский аутизм; искаженный вариант дизонтогенеза, аутичные дети;
  • сенсо-аффективная гиперстезия и слабость энергетического потенциала;
  • психолого-педагогическое сопровождение, коррекционно-педагогическая работа
  • отрешенность, "уход" в свой внутренний мир, немотивированные страхи, отсутствие чувства опасности;
  •  тактильный, визуальный, вербальный, и социальный контакты;
  • повышенная ранимость психики аутичных детей;
  • гиперстезия к различным сенсорным раздражителям: температурным, тактильным, звуковым и световым. повышенная ранимость психики аутичных детей.
  • технологии диагностической и коррекционной работы;
  • Холдинг-терапия, поведенческая терапия, игротерапия.

 

1. Тематика рефератов

1.Общая характеристика нарушений при раннем детском аутизме.

2. Эмоциональные нарушения социального генеза.

3.Особенности сенсорной сферы и восприятия при раннем детском аутизме.

3.Роль стереотипий в процессе адаптации аутичного ребенка.

4.Особенности познавательной сферы аутичного ребенка.

5.Характеристика личностных особенностей аутичного ребенка.

6. Роль стереотипий в процессе адаптации аутичного ребенка.

7.Классификация вариантов аутистического дизонтогенеза.

8.Технологии психологического изучения лиц с нарушениями социально-личностного развития.

9. Особенности лиц с девиантным поведением.

10. Формы и методы коррекционной работы с аутичными детьми.

11. Роль игры в коррекционной работе с аутичным ребенком.

12.Эмоциональные нарушения при конституциональных психопатиях

13. Эмоциональные нарушения при органических психопатиях

14. Эмоционально-личностные нарушения при синдроме СДВГ

15. Современные технологии психологической коррекции нарушений социально-личностного развития

 

2. Тематика курсовых проектов (работ)

 

1. Проблема нарушений социально-личностного развития в детском возрасте в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

2. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями социально-личностного развития на разных возрастных этапах

3. Причины нарушений социально-личностного развития в детском возрасте

4. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями социально-личностного развития. Категории лиц  с нарушениями социально-личностного развития

5. Технологии психолого-педагогического изучения лиц с нарушениями социально-личностного развития

 6. Основные методы психологической коррекции нарушений социально-личностного развития

7. Современные технологии психокоррекционной работы с аутичными детьми

8.Психологическое изучение особенностей познавательной сферы аутичного ребенка.

9. Психологическое изучение особенностей речевой и мыслительной деятельности аутичного ребенка.

10. Психологическое изучение личностных особенностей аутичного ребенка (дошкольного, младшего школьного, подросткового)  возраста.

 

3. Тематика ВКР (не предусмотрено)

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины

 

Основная литература

1.Специальная психология: Учеб.пособ./под ред. В.И. Лубовского.-2-е изд.,испр.-М.:Академия,2005.-464с

2.Ткачева В.В. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениям эмоционально-волевой сферы (ранним детским аутизмом) / Психолого-педагогическая диагностика // Под ред. С.Д.Забрамной, И.Ю.Левченко. М., Академия, 2003, С.202-220.

 

Литература дополнительная

1.Баенская Е.Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста. Дефектология, 1999, №1.

2.Баенская Е.Р., Либлинг М.М.. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоциональнго развития. М., 2004

3.Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом / Детский аутизм. Хрестоматия. С-Пб., 1997

4.Веденина М.Ю. Терапевтическая роль игры в формировании механизмов экспансии у аутичного ребенка. Дефектология, 1994

5.Лебединский В.В. Нарушения психического развития  вдетском возрасте.М., 2003

6.Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Работа по развитию речи /  Детский аутизм. Хрестоматия. С-Пб., 1997

7.Либлинг М.М.. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка. Дефектология, 1996, №3.

8.Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу).- М.: Сигналъ, 2002.

9.Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей / Детский аутизм. Хрестоматия. С-Пб., 1997

10.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., "Теревинф", 1997

11.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и др. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. М., Теревинф",  2003,  

12.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг и др.Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение.-М.: Теревинф, 2005- (особый ребенок).-224 с.

13. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки.- Теревинф, 2003. 

14.Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.- Изд.2-е.-М.: Теревинф, 2007, 136 с. 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!