Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Психология конфликта»»

/ Конфликтология
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Тема 1.  История изучения  конфликтов.

Семинар 1. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов.

1.    История философских воззрений на природу конфликта:

    а) предпосылки формирования конфликтологических идей в трудах Аристотеля, Платона, Геродота, Эпикура и др.;

    б) взгляды на конфликт представителей науки средних веков: Фома Аквинский, Никколо Макиавелли, Френсис Бэкон, Томас Гоббс;

    в) новое время: конфликт в трудах Ж-Ж Руссо, А.Смита, И.Канта, Г.Гегеля.

2.    Проблема конфликта в социологической теории:

    a) конфликт в теории социал-дарвинизма и марксистской теории;

    б) проблематика конфликта в социологии Макса Вебера и Эмиля    

        Дюркгейма

    в) функциональная теория конфликта Георга Зиммеля;

    г) структурный функционализм Талкотта Парсонса;

    д) теория «позитивно-функционального конфликта» Льюиса Козера;

    е) конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа;

    ж) вклад Нейла Смелзера в теорию социальных изменений;

     з) общая теория конфликта Кеннета Боулдинга.

3.    Изучение конфликтов в отечественной науке.

 Литература

1.  Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.  Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл.1, с.10-15; Гл.2, с.26-37; Гл.3, с.56-59; Гл.4, с.67-72.

2.  Гостев, А.А. На путях становления отечественной конфликтологии [Текст] /  А.А. Гостев, В.А. Соснин, Е.И. Степанов // Психологический журнал. – 1996. – Т.17. –  № 2. – С.110-128.

3.  Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – Гл.1, с.20-39.

4.  Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта [Текст] / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Прогресс, 1996. – Гл.2, с.44-76.

5.  Конфликтология [Текст] / под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл.1, с.13-20.

6.  Основы  конфликтологии [Текст]: учебное пособие. // под ред. В.Н.Кудрявцева. – М.,1997.

 

    Семинар 2. Психологическая традиция изучения конфликтов.

1.      Конфликты: интрапсихическая интерпретация (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон).

2.      Ситуационные подходы: исследование конфликта как реакция на внешнюю ситуацию:

a.       конфликт как форма агрессивного ответа на внешнюю ситуацию;

b.      исследования М. Дойча: конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию;

c.       М. Шериф: ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов.

3.      Когнитивистские подходы: конфликт как когнитивный феномен (К. Левин, теории баланса, конфликт как когнитивная схема).

4.      Исследования конфликта в работах Т. Шибутани.

5.      Современные тенденции в подходе к конфликтам.

Литература

1.      Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.  Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С.61-67.

2.      Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – Гл.2, С.43-76.

3.      Донцов, А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии [Текст] / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – 1980. – Т.1. – № 6.

4.      Исследование Шерифом межгрупповой конкуренции и межгруппового конфликта // Росс Л. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии [Текст] / Л. Росс, Р. Нисбетт. – М.,1999. – С.87-92.

5.      Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону,1999. – С.489-496.

            

Тема 2. Феноменология конфликтов.

Семинар 1. Основные  категории описания конфликтов.

1.  Понятийная схема социально-психологического анализа конфликтов (Л.А. Петровская, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов).

2.  Сравнительный анализ основных элементов конфликта феноменологического подхода и обыденного сознания.

3.  Структурные элементы конфликта и основные их характеристики  (различные подходы).

4.  Динамика конфликтов:

a.     основные стадии и этапы в развитии конфликта;

b.    особенности динамики различных видов конфликтов.

Литература

1.  Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.  Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С.230-245; 262-279.

2.  Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – Гл.5, С.150-160.

3.  Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта [Текст] / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Прогресс, 1996. – С.84-99.

4.  Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии [Текст]: курс лекций / Д.П. Зеркин. – Ростов-на-Дону, 1998. – С.48-68.

5.  Конфликтология [Текст] / под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл.2, С.28-63.

6.   Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта [Текст] / Л.А. Петровская / Социальная психология. Хрестоматия. – М.,1999.

7.  Фокин, В.А. Динамическая модель конфликта [Текст] / В.А. Фокин // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1996. – № 3. – С. 42-50.

                     

Семинар 2.  Причины возникновения и функции конфликтов.

1.      Объективно-субъективная природа конфликтов.

2.      Социально-психологические причины конфликтов.

3.      Организационно-управленческие причины конфликтов.

4.      Личностные особенности и конфликт.

5.      Двойственный характер функций конфликта.

Литература

1.  Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.  Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 213-225;  251- 258.

2.  Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – Гл.6, С.161-189.          

3.  Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии [Текст]: курс лекций / Д.П. Зеркин. –Ростов-на-Дону, 1998. – С.48-68, 84-109.

4.  Майерс, Д. Дж. Социальная психология [Текст]: перев. с англ. / Д. Дж. Майерс. – СПб.: Питер, 2000. -- С.632-651.

5.  Петровская, Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности [Текст] /  Л.А. Петровская // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1997. – № 4. – С.41-45.

 

Семинар 3. Типология конфликтов

1. Проблема классификации в конфликтологии.

2.Внутриличностные конфликты (мотивационные, когнитивные, ролевые конфликты).

3.Межличностные и внутригрупповые конфликты (К.Левин, М.Дойч, Л. Козер, отечественные исследования).

4.Межгрупповые конфликты (мотивационный, ситуативный, когнитивный подходы).

Литература

1.  Алешина, Ю.Е., Ролевой конфликт работающих женщин [Текст] / Ю.Е. Алешина, Е.В. Лекторская // Вопросы психологии. – 1989. – № 5. – С. 80-88.

2.  Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.  Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С.291-314; 373-384.

3.  Горностай, П.Т. Диагностика и коррекция ролевых конфликтов [Текст] / П.Т. Горностай // Журнал практического психолога. – 1999. – № 1. – С.44-51.

4.  Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – Гл.3, С.77-125.

5.  Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии [Текст]: курс лекций / Д.П. Зеркин. –Ростов-на-Дону, 1998. – С.68-84.

6.  Конфликтология [Текст] / под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 4, гл. 5.

7.  Кроз, М.В. Особенности межорганизационных конфликтов в административно-бюрократической хозяйственной системе [Текст] / М.В. Кроз // Бюллетень клуба конфликтологов, 1991. – Вып. 1. – С.38-42.

8.  Хащенко, В.А. Способы разрешения межличностных конфликтов в экстремальных условиях жизнедеятельности [Текст] / В.А. Хащенко // Психологический журнал. – 1993. – № 3.

 

Семинар 4. Типология конфликтов (продолжение)

1. Социальный конфликты: различные его формы и виды.

2. Политический конфликты.

3. Военный конфликты.

4. Межкультурные конфликты.

Литература

1.  Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.  Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С.373-393.

2.  Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта [Текст] / Р. Дарендорф // Социологические исследования. – 1994. – № 5. – 142-147.

3.  Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта [Текст] / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Прогресс, 1996. – С.213-217.

4.  Иванов, В.Н. Межнациональные конфликты – социо-психологический аспект  [Текст] / В.Н. Иванов // Социологические исследования. –1992. – № 4.

5.  Печак, В. Психологические аспекты войны [Текст] / В. Печак // Иностранная психология. – 1997. – № 8. – С. 6-11.

6.  Шемякина, О.Д. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей: заметки историка о межгрупповой враждебности [Текст] / О.Д. Шемякина // Общественные науки и современность. – 1994. – № 4. – С.104- 114.

7.  Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии [Текст]: курс лекций / Д.П. Зеркин. –Ростов-на-Дону, 1998. – С.138-229.

8.  Конфликтология [Текст] / под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 7-10, С.164- 245.

 

 Тема 3. Методология и методы исследования конфликта

Семинар 1. Методы исследования и диагностики конфликтов

1. Методологические основы исследования конфликтов:

    а) методологические принципы исследования конфликтов;

    б) этапы анализа конфликтов.

2. Применение методов психологии в конфликтологии:   

    а) экспериментальное исследование конфликтов;

    б)эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных          условиях;

    в) опросные методы;

    г) возможности тестов в определении конфликтности человека;

    д) методики и методы межличностных и межгрупповых конфликтов.

Литература

1.      Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.  Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С.123-190. 

2.      Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – Гл.4, с.126-147.

3.      Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии [Текст]: курс лекций / Д.П. Зеркин. –Ростов-на-Дону, 1998. – С.27-38.

4.      Кочарян, А.С. Опросник диагностики личности в конфликте [Текст] / А.С. Кочарян // Вопросы полового воспитания. – Саратов, 1991. – С.126-135.

5.      Полозова, Т.А. О методических принципах исследования внутригруппового конфликта [Текст] / Т.А. Полозова // Новые исследования в психологии. – М., 1981. – № 2. – С. 94-98.

6.      Хасан, Б.И. Методика для изучения конфликтных установок подростков [Текст] / Б.И. Хасан // Журнал практического психолога. – 1996. – № 2. – С. 26-29.                                 

 

Тема  4. Основы прогнозирования и профилактики конфликтов.

1. Особенности и условия прогнозирования и профилактики конфликтов:

а) принципы, этапы и типы прогнозирования конфликтов;

б) виды управляющих воздействий на ранних этапах возникновения социальных противоречий;

в) объективные условия профилактики конфликтов;

г) объективно-субъективные условия профилактики конфликтов;

д) социально-психологические условия профилактики конфликтов.

2. Технологии предупреждения конфликтов:

а)общесоциальный и психологический уровни действия по предупреждению конфликтов;

б) формы предотвращения конфликтов на общесоциальном уровне;     

в) методы  предотвращения конфликтов на психологическом уровне:  

г) предупреждение конфликтов и стресс.

Литература

1.    Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.  Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 с.

2.    Большаков, А.Г. Конфликтология организаций [Текст]: учебное пособие / А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелова. – М.: МЗ Пресс, 2001. – С. 26-39.

3.    Дмитриев, А.В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2001. – С. 201-220.

4.    Конфликтология. [Текст]. Серия “Учебники и учебные пособия”. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 234-260.

5.    Скотт, Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления [Текст] / Дж. Г. Скотт. – Киев: Внешторгиздат, 1991. – С. 95-138.

 

 

Темы рефератов для самостоятельной работы студентов

 

Тема 1.  История изучения конфликтов в отечественной науке

1.    Предпосылки возникновения конфликтологических идей:

а) проблема насилия в религиозных учениях;

б) отражение конфликтов в искусстве и средствах массовой информации;

в) практические знания как источник конфликтологических идей.

2.    История изучения конфликта в отечественной психологии: 

а) отрасли отечественной конфликтологии;

б) роль конфликта и его изучения в развитии российского общества;

в) определение конфликтной компетентности в рамках нового отношения к конфликтам.

Литература

1.    Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.  Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 15-60.

2.    Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! [Текст] / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. –Новосибирск: Наука, 1989. – С. 11-71.

3.    Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – С. 35-42.

4.    Конфликтология [Текст] / под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 11, С. 19-27, 252-280.

5.    Петровская, Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности [Текст] / Л.А. Петровская // Вестник Московского университета. Серия14. Психология. – 1997. – № 4.  С. 41-45.

6.    Социальная конфликтология [Текст]: учебное пособие для студентов выс.учеб.заведений / под ред. А.В. Морозова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 5-19.

7.    Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта [Текст]: учебное пособие / Б.И. Хасан. – СПб.: Питер, 2003. – С. 20-28, 83-94.

 

Тема 2. Теоретические основы изучения конфликта

1.    Роль изучения конфликта в развитии человеческого общества.

2.    Конфликт как тип трудных ситуаций.

3.    Трудные ситуации в жизнедеятельности человека.

4.    Поведение человека в трудных ситуациях:

а) конфликт и депрессия;

б) конфликт и стресс;

в) конфликт и суицид.

5.    Факторы определения ситуации как конфликтной.

6.    Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости.

Литература 

1.    Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.  Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 192-204.

2.    Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – С. 161-189.

3.    Конфликтология [Текст] / под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 7-10, С.77-90.

4.    Социальная конфликтология [Текст]: учебное пособие для студентов выс.учеб.заведений / под ред. А.В. Морозова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 92-122.

 

Тема 3. Особенности феномена конфликта

1.    Содержание понятия конфликта в обыденном сознании.

2.    Категории проблемного поля описания конфликтов.

3.    Конфликт как социально-психологическое явление и способ социального взаимодействия.

4.    Личность в конфликте.

5.    Природа и механизмы конфликтофобии.

Литература

1.    Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – С. 149-160.

2.    Дмитриев, А.В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2001. – С. 53-134.

3.    Социальная конфликтология [Текст]: учебное пособие для студентов выс.учеб.заведений / под ред. А.В. Морозова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 20-51.

4.    Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта [Текст]: учебное пособие / Б.И. Хасан. – СПб.: Питер, 2003. –С. 60-104.

 

Тема 4.   Причины возникновения и функции конфликта

   1. Объективно-субъективная природа конфликтов.

             2. Социально-психологические причины конфликтов.

             3. Организационно-управленческие причины конфликтов.

             4. Личностные особенности и конфликт.

             5. Двойственный характер функций конфликта.

 Литература

1.    Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.  Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С.213-225, 251- 258.

2.    Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – Гл.6, с.161-189.          

3.    Дмитриев, А.В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2001. – С. 73-88.

4.    Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии [Текст]: курс лекций / Д.П. Зеркин. –Ростов-на-Дону, 1998. – С.48-68, 84-109.

5.    Социальная конфликтология [Текст]: учебное пособие для студентов выс.учеб.заведений / под ред. А.В. Морозова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 44-51.

6.    Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта [Текст]: учебное пособие / Б.И. Хасан. – СПб.: Питер, 2003. – С. 67-71.

 

Тема 5. Типология конфликта 

1.    Проблема классификации конфликтов.

2.    Основные виды классификаций конфликтов.

3.    Общая характеристика внутриличностного конфликта.

4.    Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение.

5.    Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов.

6.    Межличностные конфликты и их особенности.

7.    Взаимосвязь межличностных конфликтов с внутриличностными и групповыми.

8.    Межгрупповые  конфликты. 

9.    Общность конфликтов разных видов.

Литература 

1.    Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.  Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 205-207, 291-325.

2.    Братченко, С.Л. Межличностный конфликт как общение [Текст] / С.Л. Братченко // Конфликт в конструктивной психологии. – Красноярск, 1990.

3.    Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – С.77-125.

4.    Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта [Текст] / Р. Дарендорф // Социологические исследования. – 1994. – № 5. –  С. 142-147.

5.    Дмитриев, А.В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2001. – С. 135-179.

6.    Конфликтология [Текст] / под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 4-5, с.93-142.

 

Тема 6.  Специфические и неспецифические методы изучения конфликта

1.    Экспериментальные исследования конфликта.

2.    Изучение специфических форм социального взаимодействия как моделей конфликта.

3.    Опросные методы.

4.    Применение методов психологии в конфликтологии.

5.    Специфические методы изучения конфликтов.

Литература

1.    Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.  Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С.126-148.

2.    Дмитриев, А.В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2001. – С. 42-52.

3.    Конфликтология. [Текст]. Серия “Учебники и учебные пособия”. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 260-267.

 
Тема 7. Технологии предупреждения конфликтов

1.    Опыт прогнозирования конфликтов в различных областях научного знания.

2.    Принципы, этапы и типы прогнозирования конфликтов.

3.    Соотношение понятий «профилактика» и «прогнозирование» конфликтов.  

4.    Организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов и социально-психологические условия профилактики конфликтов.   

5.    Конкретные приемы и способы предотвращения конфликта:

а) изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней;

б) способы и приемы воздействия на поведение оппонента;  

в) психология конструктивной критики;

г) оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов;

д) компетентная оценка результатов деятельности как условие предупреждения конфликтов.

6.    Предупреждение конфликтов и стресс.

Литература 

1.    Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.  Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 с.

2.    Большаков, А.Г. Конфликтология организаций [Текст]: учебное пособие / А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелова. – М.: МЗ Пресс, 2001. – С. 26-39.

3.    Дмитриев, А.В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2001. – С. 201-220.

4.    Конфликтология. [Текст]. Серия “Учебники и учебные пособия”. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 234-260.

5.    Скотт, Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления [Текст] / Дж. Г. Скотт. – Киев: Внешторгиздат, 1991. – С. 95-138.

 

Тема 8.  Конфликтологическая традиция в разрешении конфликтов

1.    Управления конфликтами: основные понятия, становление практики управления конфликтами.

2.    Основные формы, исходы и критерии завершения конфликтов.

3.    Переговоры с привлечением третьей стороны: арбитраж, медиация, посредничество.

Литература

1.    Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.  Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 468-525.

2.    Вершинин, М.С. Конфликтология [Текст]: конспект лекций / М.С. Вершинин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – С. 51-59

3.    Гришина, Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов [Текст] / Н.В. Гришина // Московский психотерапевтический  журнал. – 1992. – № 2. – С. 145-160.

4.    Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – С.284-329.

5.    Дмитриев, А.В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2001. –С. 249-264.

6.    Конфликтология. [Текст]. Серия “Учебники и учебные пособия”. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2000. – С. 268-294.

7.    Конфликтология [Текст] / под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – С. 282-431.

8.    Нелиссен, Д. Посредничество [Текст] / Д. Нелиссен // Социальный конфликт. – 1996. – № 2. – С. 54-72.

 

Тема 9. Психологическая традиция в разрешении конфликтов

1.          Психотерапия, психологическое консультирование, групповая психотерапевтическая работа.

2.          Посредничество психолога в разрешении конфликта: основные принципы психологического посредничества. 

3.          Обучение эффективному поведению в конфликтах и их разрешение.

4.           Переговоры в экстремальных условиях.

Литература

1.    Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.  Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 с.

2.    Большаков, А.Г. Конфликтология организаций [Текст]: учебное пособие / А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелова. – М.: МЗ Пресс, 2001. – 182 с.  

3.    Гришина, Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты [Текст] / Н.В. Гришина. –  СПб.: Изд-во “Сова”, 1993.

4.    Гришина, Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов [Текст] / Н.В. Гришина // Московский психотерапевтический журнал. – 1992. – № 2. – С. 145-160.

5.    Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.

6.    Дмитриев, А.В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2001. – 320 с.

7.  Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С.М. Емельянова. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 368 с.

8.    Козлов, А.С. Регулирование и разрешение конфликтов: стратегии, подходы и индивидуальные стили [Текст] / А.С. Козлов  // Прикладная психология. –1999. – № 5. – С. 1-23.

9.    Конфликтология [Текст] / под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – 448 с.

10.Социальная конфликтология [Текст]: учебное пособие для студентов выс.учеб.заведений / под ред. А.В. Морозова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

11.Хащенко, В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экстремальных условиях жизнедеятельности [Текст] / В.А. Хащенко // Психологический журнал. –1993. – № 3.

 

Вопросы к экзамену

1.      История философских воззрений на природу конфликта: предпосылки формирования конфликтологических идей в трудах   

2.      Аристотеля, Платона, Геродота, Эпикура и др.

3.      Взгляды на конфликт представителей науки средних веков: Фома Аквинский, Никколо Макиавелли, Френсис Бэкон, Томас Гоббс.

4.      История философских воззрений на природу конфликта в новое время: конфликт в трудах Ж-Ж. Руссо, А. Смита, И. Канта, Г. Гегеля.

5.      Проблема конфликта в социологической теории: конфликт в теории социал-дарвинизма и марксистской теории.

6.      Проблематика конфликта в социологии Макса Вебера и Эмиля     Дюркгейма.

7.      Функциональная теория конфликта Георга Зиммеля.

8.      Структурный функционализм Талкотта Парсонса.

9.      Теория «позитивно-функционального конфликта» Льюиса Козера.

10.  Конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа.

11.   Вклад Нейла Смелзера в теорию социальных изменений.

12.   Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга.

13.   Изучение конфликтов в отечественной науке.

14.   Проблема определения понятия конфликта на современном этапе.

15.   Основные функции конфликта.

16.   Двойственный характер функций конфликта.

17.   Структура конфликта (статическая модель).

18.   Динамика конфликта (этапы развития конфликта).

19.   Причины возникновения конфликтов.

20.   Социально-психологические причины конфликтов.

21.   Организационно-управленческие причины конфликтов.

22.   Личностные особенности и конфликт.

23.   Понятийная схема социально-психологического анализа конфликта (подходы Л.А. Петровской, А.Я. Анцупова А.И. Шипилова).

24.   Методологические основы исследования конфликтов.

25.   Методы изучения и диагностики конфликтов.

26.   Проблема классификации  конфликтов.

27.   Внутриличностные конфликты.

28.   Межличностные конфликты.

29.   Конфликты в организациях.

30.   Социальные конфликты.

31.   Политические конфликты.

32.   Межкультурные конфликты.

33.   Военные конфликты.

34.   Общность конфликтов разных видов.

35.   Стратегии поведения в конфликте.

36.   Основы предупреждения конфликтов.

37.  Принципы, этапы и типы прогнозирования конфликтов. Соотношение        понятий «профилактика» и «предупреждение» конфликтов.       

38.   Объективные условия профилактики конфликтов.

39.  Объективно-субъективные условия профилактики конфликтов. 

40.   Социально-психологические условия профилактики конфликтов.   

41.   Конфликтологическая традиция в разрешении конфликтов.

42.   Психологическая традиция в работе с конфликтами психотерапия, психологическое консультирование, групповая психотерапевтическая   работа).

43.   Модель посредничества и модель арбитража в разрешении конфликта: их преимущества и недостатки.

44.   Принципы и условия успешного проведения переговорного процесса при использовании модели посредничества.           

45.   Этапы работы при реализации модели посредничества.

46.   Обучение эффективному поведению в конфликтах.

 

Словарь терминов

Арбитр – третья сторона в конфликте обладает более значительным влиянием на конфликт по сравнению с посредниками.

Внутриличностный конфликт – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.

Вооруженный конфликт – столкновение между различными социальными группами с использованием вооружения (исключая вооруженные силы).

Групповые нормы – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.

Групповые санкции – принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы.

Диагностика конфликта – исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.

Динамика конфликта- ход развития, изменения конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий.

Избегание (уклонение) – один из стилей поведения в конфликте, характеризующийся стремлением выйти из конфликта не уступая, но и не настаивая на своем.

Инцидент – первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во внешнем противодействии, столкновении сторон.

Институционализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.

Интерес – то, что побудило участников конфликта занять свою позицию.

Компромисс – один из стилей поведения в конфликте, характеризующийся готовностью субъекта идти на уступки при условии адекватной позиции и поведения оппонента.

Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.

Конфликтогены – слова, действия или бездействия, способствующие возникновению и развитию конфликта, вызывают возмущение, ярость, злость и другие отрицательные эмоциональные состояния.

Конфликт моральный – конфликт, возникающий на основе нравственного противоречия в социальной сфере или в сознании отдельного индивида и заключающийся в столкновении и противодействии сторон, мнений, оценок, ценностных ориентаций, имеющий выраженный нравственный компонент

Конфронтация – противоботство, противопоставление, столкновение сторон, их интересов и целей.

Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.

Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника – медиатора.

Межличностный конфликт – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Объект конфликта – конкретная материальная (ресурс),,социальная (власть), духовна (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или  пользованию которой стремятся оба оппонента.

Образ конфликтной ситуации – субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.

Оппонент – один из субъектов конфликта, занимающий иную (отличную от других) или противоположную другим позицию, придерживающийся иного мнения, преследующий интересы, отличающиеся от интересов других сторон конфликта.

Переговоры – механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Переговоры часто проводятся с участием 3-й стороны.

Посредник – третья сторона в конфликте, которая обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы, однако окончательное решение принимается участниками самостоятельно.

Предмет конфликта – объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами; основное противоречие, из-за которого возник конфликт.

Приспособление – один из стилей поведения в конфликте, характеризующийся стремлением одного из субъектов конфликта уступить другой стороне в возникшем разногласии с целью сохранения партнерских отношений на будущее.

Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

Соперничество – стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании  другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.

Сотрудничество – кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

Субъект конфликта – индивид или группа, являющиеся носителем определенной степени активности, проявляющейся в конфликтной ситуации и приводящей к конфликту.

Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо конфликтогенный фактор.

Третейский судья – третья сторона в конфликте, наиболее авторитарная по своим полномочиям; поочередно выслушав обе стороны, третейский судья принимает решения, обязательные для оппонентов.

Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Установка конфликтная – предрасположенность, готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом.

Функциональность конфликта – свойство конфликта как системы оказывать многозначное влияние на свои подсистемы и окружающую среду.

 

 

Занятие 1. Технология групповой работы с установками и представлениями о конфликте в обыденном сознании 

Цель: выявить особенности представлений о конфликте в обыденном сознании.

Задачи:

        осознание преобладающего представления о конфликте в обыденном сознании как  деструктивном явлении и преобладания негативных к нему     установок;

        нахождение позитивных сторон конфликта и изменение существующего о нем одностороннего представления.

Форма работы: выполнение индивидуального задания; групповая дискуссия.

Студентам предлагается в течение короткого времени записать свои  ассоциации на слово «конфликт». Затем создается общий перечень всех ассоциаций. Группе студентов предлагается провести количественный и качественный анализ полученных ассоциаций и обсудить результаты анализа с точки зрения преобладания модальности используемых ассоциаций. Следующая форма анализа заключается в выявлении специфики ассоциаций, используемых мужчинами и женщинами.

 

Занятие 2. Особенности  стратегий поведения в конфликте у людей с разным типом гендерной идентичности

Цель: выявление взаимосвязи стратегий поведения с типом гендерной идентичности.

Задачи:

        освоить работу с методикой Томаса, определив собственную стратегию поведения в конфликтной ситуации;

        определить собственную гендерную идентичность по методике С. Бэм;

        соотнести полученные стратегии поведения в конфликте и выявленные типы гендерной идентичности.

Формы работы: психодиагностические процедуры (самодиагностика),                             ролевые игры с видеозаписью и последующим анализом.

Студентам предлагается заполнить опросники Томаса и С. Бэм и обработать полученные результаты, определяя собственные стратегии поведения в конфликте и тип гендерной идентичности.

Затем студентам предлагается составить общую таблицу полученных данных в группе и провести анализ соотношения конкретного вида гендерной идентичности  с выявленными стратегиями поведения в конфликте, обсудить полученные результаты и сделать выводы.

 

Занятие 3. Разбор статической и динамической структуры конфликта.

Цель: выявление особенности структуры и динамики конфликтного взаимодействия.

Задачи:

        выявить структурные компоненты конфликтного взаимодействия;

        установить особенности динамики конфликта.

Формы работы: индивидуальный анализ текстов, описывающих конфликт; групповое обсуждение результатов индивидуальной работы.

Студентам предлагается проанализировать тексты, описывающие конкретную ситуацию конфликтного взаимодействия с точки зрения статической структуры (предмет, объект, стороны конфликта, дополнительные участники и др.) и тот же текст необходимо проанализировать с точки зрения динамической структуры (предконфликтная ситуация, инцидент, эскалация, кульминация, завершение, постконфликтная ситуация). Затем необходимо выявить особенности динамической структуры конфликта с точки зрения наличия или отсутствия всех этапов конфликтного взаимодействия (пропуск или застревание на одной из стадий конфликта, тип конфликта). Обсудить полученные результаты и сделать выводы.

 

Занятие 4. Отработка навыков распознания предъявляемых стратегий поведения в конфликте  (невербальное поведение).

Цель: выявление критериев невербального поведения, характерных для различных стратегий конфликтного взаимодействия.

Задачи:

        выделить паттерны невербального поведения, характерные для  различных стратегий взаимодействия;

        выявить особенности гендерного влияния на структуру невербального репертуара различных стратегий конфликтного взаимодействия.

Формы работы: ролевые игры с видеозаписью, групповая дискуссия.

Студентам предлагается разыграть парные ролевые ситуации конфликтного взаимодействия, подобранные студентами заранее (самостоятельная работа). Полученная видеозапись ролевых ситуаций подвергается дальнейшему детальному анализу. Групповой анализ видеозаписи производится по следующей схеме: определение преобладающих стратегий поведения у субъектов конфликта, описание у них отдельных паттернов невербального поведения (выражение лица, тип и динамика поз, особенности жестов, характер интонации и др.). Затем  предлагается сравнить невербальные паттерны одинаковых стратегий поведение в конфликте женщин и мужчин. Обсудить результаты и сделать выводы.

 

Занятие 5.  Отработка навыков распознания предъявляемых стратегий поведения в конфликте  (вербальное поведение).

Цель: выявление критериев вербального поведения, характерных для различных стратегий конфликтного взаимодействия.

Задачи:

        выделить основные формы вербального поведения, характерные для различных стратегий взаимодействия;

        выявить особенности гендерного влияния на структуру вербального репертуара различных стратегий конфликтного взаимодействия.

Формы работы: ролевые игры с видеозаписью, групповая дискуссия.

Студентам предлагается ряд ситуаций конфликтного характера для проигрывания их с видеозаписью и последующим ее анализом. Групповой анализ видеозаписи производится по следующей схеме: определение основных стратегий поведения у субъектов конфликта, определение преобладающих форм вербальной стороны взаимодействия (оценочные или безоценочные суждения; указания, приказы, советы, перефразирование, отражение чувств и т.д.). Затем  предлагается сравнить вербальные паттерны одинаковых стратегий поведения в конфликте женщин и мужчин. Обсудить результаты и сделать выводы.

 

Занятие 6. Выявление конфликтогенов в ситуации предконфликтного взаимодействия (невербальное поведение)

Цель: выявление паттернов невербального поведения, провоцирующих конфликтное взаимодействие.

Задачи – выделить паттерны невербального поведения, провоцирующие предконфликтное взаимодействие;

Формы работы: ролевые игры с видеозаписью, групповая дискуссия.

С желающими студентами разыгрывалась одна и та же парная ролевая ситуация, в которой одна сторона (постоянный участник) занимала позицию обвинения и должна была максимально затруднить общение партнера, создать предконфликтную ситуацию. На речевом уровне для этого в качестве конфликтогенов использовались оценочно-атрибутивные и чисто оценочные суждения. На невербальном уровне в качестве конфликтогенов использовались средства, разрушающие общение: отсутствие контакта глаз; закрытая поза;  громкая речь; интонации возмущения, обвинения, негодования; монологичность высказываний; увеличение дистанции между партнерами;  разворот корпуса от партнера. Производилась видеозапись каждой ситуации. Затем каждая ситуация анализировалась с точки зрения восприятия степени конфликтности ситуации, а также с точки зрения особенностей ответной реакции другой стороны. Анализировалась невербальная сторона общения.    

 

Занятие 7. Выявление конфликтогенов в ситуации предконфликтного взаимодействия (вербальное поведение)

Цель: выявление особенностей вербального поведения, провоцирующих конфликтное взаимодействие.

Задачи – выделить особенности речевых форм обращения, провоцирующих предконфликтное взаимодействие.

Формы работы: ролевые игры с видеозаписью, групповая дискуссия.

С желающими студентами разыгрывалась одна и та же парная ролевая ситуация, в которой одна сторона (постоянный участник) занимала позицию обвинения и должна была максимально затруднить общение партнера, создать предконфликтную ситуацию. На речевом уровне для этого в качестве конфликтогенов использовались оценочно-атрибутивные и чисто оценочные суждения. На невербальном уровне в качестве конфликтогенов использовались средства, разрушающие общение: отсутствие контакта глаз; закрытая поза;  громкая речь; интонации возмущения, обвинения, негодования; монологичность высказываний; увеличение дистанции между партнерами;  разворот корпуса от партнера. Производилась видеозапись каждой ситуации. Затем каждая ситуация анализировалась с точки зрения восприятия степени конфликтности ситуации, а также с точки зрения особенностей ответной вербальной реакции другой стороны, т.е. анализировалась вербальная сторона общения.     

 

Рекомендуемая литература

 

1.    Алешина, Ю.Е., Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст] /  Ю.Е. Алешина, А.С. Волович // Вопросы психологии. – 1991. – № 4.

2.    Горностай, П.П. Диагностика и коррекция ролевых конфликтов [Текст] / П.Т. Горностай // Журнал практического психолога. – 1999. – № 1. – С.44-51.

3.  Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С.М. Емельянова. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 368 с.

4.    Клементьева, А.Я. Тренинг «Поведение в условиях конфликта» [Текст] / А.Я. Клементьева // Социальный конфликт. – 1997. – № 2. – С.74-97.

5.    Козлов, А.С. Регулирование и разрешение конфликтов: стратегии, подходы и индивидуальные стили [Текст] / А.С. Козлов // Прикладная психология. – 1999. – № 5. – С. 1-23.

6.    Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание [Текст] / В.А. Лабунская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.   

7.    Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта [Текст] / Л.А. Петровская // Социальная психология. Хрестоматия. – М., 1999. – С.116-126.

8.    Скотт, Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления [Текст] / Дж. Г. Скотт. – Киев: Внешторгиздат, 1991. – 190 с.

9.    Социальная конфликтология [Текст]: учебное пособие для студентов выс.учеб.заведений / под ред. А.В. Морозова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

10.Сулимова, Т.С. Конфликт как предмет соц.-психол. анализа [Текст] / Т.С. Сулимова // Прикладная психология. – 1999. – № 3. – С.45-56.

11.Фокин, В.А. Динамическая модель конфликта [Текст] / В.А. Фокин // Вестник Московского университета. Серия14. Психология. – 1996. – № 3. – С. 42-50.

12.Хасан, Б.И. Психотехника конфликта [Текст]: учебное пособие / Б.И. Хасан. – Красноярский ун-т. – 1995-99.

13.Хувик, Р. Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций [Текст] / Р. Хувик // Социальный конфликт. – 1994. – № 2. – С. 72-94.

14.Цой, Л.Н. Конфликтное содержание в коммуникации [Текст] / Л.Н. Цой // Мир психологии. – 2000. – № 2. – С. 26-33.

15.Шибутани, Т. Маргинальный статус и внутренние конфликты [Текст] / Т. Шибутани / Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 1999. – С.489-496.           

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!