Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Педагогика»»

/ Педагогика
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Модуль 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения

Цель модуля: обеспечить овладение студентами знаниями об истории педагогики как области научного знания, ее основными категориями, особенностями возникновения и начального развития воспитания, образования, педагогической мысли.

 

Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания.

Предмет, задачи и структура курса истории образования и педагогиче­ской мысли. Его связь с другими науками. Основные функции, источники историко-педагогической науки. Исторический подход в изучении педагогических явлений.

 

Основная литература:

1. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

4. История педагогики и образования /Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

5. Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

6. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

7. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1.   Историографические и методологические проблемы изучения истории отечественной школы и педагогики /Под ред. Э.Д.Днепрова. – М., 1989.

2.   Кинелев В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. – М., 1998.

3.   Константинов Н.А. История педагогики: Учебное пособие для студен­тов педагогических институтов. ‑ М., 1982.

4.   Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994.

5.   Равкин З.И. Актуальные проблемы историко-педагогических ис­следований. – М., 1993.

6.   Равкин З.И. Есть ли будущее у прошлого?// Воспитание школьни­ков. –1993. – № 5.

 

Тема 2. Воспитание, образование и зарождение педа­гогической мысли в Древнем Мире

Основные факторы, обусловившие происхождение воспитания. Становление системы общественных отношений и генезис воспитания. Основные формы воспитания в условиях первобытнообщинного строя. Отделение умственного образования от трудового и физического и возник­новение организованных форм воспитания и обучения.

Становление педагогических традиций в цивилизациях Древнего Вос­тока. Педагогика Конфуцианства. Ведическая воспитательная система древней Индии. Развитие педагогической мысли в Ближневосточных цивилизациях. Возникновение первых школ и педагогической мысли.

 

Основная литература:

1. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

4. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

5. Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

6. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

7. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – M., 1963.

2. История Древнего Рима. – М., 1981.

3. История Древней Греции. – М., 1986.

4. Кинелев В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. – М., 1998.

5. Константинов Н.А. История педагогики: Учебное пособие для студен­тов педагогических институтов. ‑ М., 1982. 

6. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994.

7. Корнетов Г.Б. Становление воспитания как общественного явле­ния. – М., 1992.

8. Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – Спб., 1997. 

9. Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и средне­векового Востока. – М., 1988.

10. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Писку­нов ‑ М., 1981. 

 

Тема 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в период Средневековья.

Роль Византии в развитии педагогической мысли и образовательной практики христианских цивилизаций. Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии. Становление и сущность христианской педагоги­ческой традиции. Традиции религиозного и светского образования. Педаго­гическая мысль Западной Европы (Августин Аврелий, Фома Аквинский, Пьер Абеляр). Схоластика. Рыцарское воспитание. Возникновение первых университетов.

Истоки гуманистических идей педагогики. Гуманистическая философско-педа­гогическая мысль и образовательные модели в эпоху Возрождения. Человек в системе ценностей возрожденческого гуманизма. Педагогические воззре­ния М. Монтеня, Ф. Рабле, Э. Ротердамского, Т. Мора и др. Образовательные модели в эпохи. Возрождение античных традиций.

 

Семинар 1. Зарождение педагогической мысли в Древнем мире 

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы воспитания в философских учениях Древней Греции (Сократ, Платон. Аристотель)

2. Римские философы и педагоги о воспитании и образовании (Сенека, Цицерон, Плутарх, Квинтилиан)

 

Основная литература:

1. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

4. История педагогики и образования /Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

5. Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

6. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

7. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Писку­нов ‑ М., 1981. 

2.Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Бруно. ЖЗЛ. – Спб.. 1995.

3.Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – M., 1963.

4.История Древнего Рима. – М., 1981.

5.История Древней Греции. – М., 1986.

 

Семинар 2. Педагогическая мысль средневекового Востока.

Вопросы для обсуждения:

1. Отражение господствующей религиозной идеологии и мировоззрения (индуизм, буддизм, ислам) в содержании образования и методах препода­вания школ средневекового Востока.

2.Развитие педагогической мысли средневекового Востока в трудах уче­ных-энциклопедистов Аль-Фараби (880950гг.), Аль-Бируни (973–1048гг.), Ибн-Сины (9801037гг.), Омара Хайяма (1048–1131гг.) и др.

 

Основная литература:

1. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России /Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

4. История педагогики и образования /Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

5. Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

6. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

7. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2т. – М., 1994. – Т.1.

2. Гусева Н.В. Культура. Цивилизация. Образование: Социально-философский анализ оснований развития человека в контексте цивилизации и культуры. – М., 1992.

3. Кинелев В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. – М., 1998.

4. Константинов Н.А. История педагогики: Учебное пособие для студен­тов педагогических институтов. ‑ М., 1982. 

5. Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – Спб., 1997. 

6. Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и средне­векового Востока. – М., 1988.

7. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Писку­нов ‑ М., 1981.

 

Модуль 2. Развитие образования и педагогической мысли в Западной   Европе XVII – начала XXI вв.

Цель модуля: обеспечить овладение студентами знаниями об основных тенденциях развития образования и лучших достижениях выдающихся педагогических мыслителей Западной Европы XVII – начала XXI вв.

 

Тема 4. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени 

Особенности школьного дела и общая направленность педагогических поисков в Западной Европе XVII в. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знаний. Я. А. Коменский и становление педагогической науки. Педагогическая концепция Д. Локка. Цель и задачи воспитания. Со­держание и методы воспитания и образования джентльмена. Проект орга­низации школ для детей трудящихся. Д. Локк и дальнейшее развитие педа­гогической теории и практики.

Нарастание кризиса образования в странах Западной Европе в XVIII в. Французские просветители о проблеме места и роли воспитания в становлении человека (К. А. Гельвеций, Д. Дидро).

Концепция естественного об­щечеловеческого воспитания Ж.-Ж. Руссо.

 

Семинар 3. Развитие теоретических основ образования зарубежными  педагогами XVIIXVIII вв.

Вопросы для обсуждения:

1.Цель воспитания и основополагающие принципы согласно педагогической теории Я.А. Коменского.

2.«Великая дидак­тика» Я.А. Коменского.

3.Воз­растная периодизация развития детей и система школ по Я.А. Коменскому. Со­держание образования и методы обучения. Классно-урочная система.

4.Нравственное воспитание и дисциплина в школе.

5.Требования к учителю.

6.Значение теории Я.А. Коменского для последующего развития педагогики и школы (XVIIXX вв.).

7.Педагогиче­ский роман Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или о воспитании». Периодизация жизни ребенка и особенности воспитания и обучения в каждом из возрастных периодов.

8.Роль труда в воспитании и жизни человека.

9.Проблема семейного и общест­венного воспитания. Внутренние противоречия педагогических взглядов Ж.-Ж.Руссо.

10. Влияние педагогических идей Ж.-Ж.Руссо на развитие концепций свободного воспитания.

 

Основная литература:

1.   Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2.   Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.

3.   История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

4.   История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

5.   Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

6.   Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

7.   Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

 

Дополнительная литература:

1. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. – М., 1980.

2. Зайченко Т.А. Джон Локк. – М., 1973.

3. Коменский Я.А. Великая  дидактика // Я.А.Коменский. Избранные пе­дагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1982. – Т. 1.

4. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1, 2. ‑ М., 1982.

5. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993.

6. Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – Спб., 1997.

7. Локк Д. Соч.: В 3 т. - Т. 1-2 ‑ М., 1985.

8. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М., 1953.

9. Пискунов А.И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Яна Коменского // Я.А.Коменский. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.,1982. – Т.1. – С.724.

10.   Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х т. ‑ М., 1981.

11.   Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М., 2001.

12.   Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Писку­нов ‑ М., 1981.

 

Тема 5. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе конца XVIII – до 90-х гг. XIX в.

Становление массовой школы в странах Запада в конце ХVIII– середины XIX вв. Педагогические идеи и деятельность И.Г.Песталоцци. Идея развивающего обучения. Теория элементарного образования. Вклад Песталоцци в разработку дидактики и методики начального обучения детей. Влияние демократических идей Песталоцци на развитие педагогической теории и школьной практики.

Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Влияние И.Ф. Гербарта на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.

 

Основная литература:

1. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

4. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

5. Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

6. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

7. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротенберг. – М., 1956.

2. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993.

3. Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – СПб., 1997.

4. Очерки по истории школы и педагогики за рубежом. – Ч.II.‑ М., 1989.

5. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М.Кларина. – М., 1981.

6. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Писку­нов ‑ М., 1981.

 

Семинар 4. Педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX в. (до 90-х гг.)

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега. Разработка им проблем развивающего и воспитывающего обучения. Требования к учителю и его подготовке. Влияние идей А. Дистервега на дальнейшее развитие педаго­гики.

2. Педагогические идеи Г.Спенсера

3. Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.)

4. Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.

 

Основная литература:

1. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

4. История педагогики и образования /Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

5. Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

6. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

7. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

 

Дополнительная литература:

1. Василькова Ю.В. Педагогические взгляды Фурье. – М., 1986.

2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротенберг. – М., 1956.

3. Очерки по истории школы и педагогики за рубежом. – Ч.II.‑ М., 1989.

4. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное, физическое. – М.; Спб, 1906.

5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Писку­нов ‑ М., 1981.

 

Семинар 5. Реформаторская педагогика в Западной Европе конца XIX ‑ начала XX вв.

Вопросы для обсуждения: 

1.Исторические, социокультурные и научные предпосылки реформаторской педагогики.

2.Основные течения реформаторской педагогики конца XIX ‑ начала ХХ вв. в Западной Ев­ропе и США: трудовая школа и гражданское воспи­тание (Г. Кершенштейнер), экспериментальная педагогика (В.А. Лай, Э. Мейман), прагматическая педагогика в США (Д. Дьюи) и их последова­тели. Теория свободного воспитания (М. Монтессори). Вальдорфская педагогика.

3.Влияние реформа­торской педагогики на практику массовой школы (Дальтон-план, метод проектов, комплексное обучение и др.).

 

Основная литература:

1.   Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2.   Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.

3.   История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

4.   История педагогики и образования /Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

5.   Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

6.   Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

7.   Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформа­торских школ Европы первой половины XX века. Казань, 1996.

2. Дьюи Дж. Школа и общество /Пер. с анг. ‑ М., 1925.

3. Кершенштейнер Г. Избранные сочинения. /Пер. с нем. ‑ М., 1915.

4. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М.,1994.

5. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с пол. – М., 1990.

6. Лай В. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям при­роды и культуры /Пер. с нем. Е. Пашуканиса. ‑ Пг., 1920.

7. Лай В. Экспериментальная педагогика. ‑ М.; Л., 1927.

8. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к дет­скому воспитанию в домах ребенка / Пер. с итал. – 4-е изд. ‑ М., 1920.

9. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М.,1989. – Ч.II.

10.   Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Писку­нов ‑ М., 1981.

 

Семинар 6. Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в странах Западной Европы и США в ХХ – начале ХХI вв.

Вопросы для обсуждения:

1.Демократизация, гуманизация, дифференциация образования.

2.Реорга­низация школьных систем, пересмотр школь­ных программ, форм и методов обучения.

3.Поиски новых подходов к обуче­нию: программированное обучение, технологизация процесса обучения, использование новейших технических средств, личностно-ориентированный подход к обучению и т.д.

4.Развитие школы и просвещения в крупнейших странах Восточной Азии (Индия, Китай, Япония).

5.Общие тенденции развития мировой педагогической науки и практики воспитания к началу XXI в.

 

Основная литература:

1. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: Современное состоя­ние и тенденции развития: Учеб. пособие для студ. М., 1993.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.

4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

5. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

6. Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

7. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

8. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформа­торских школ Европы первой половины XX века. Казань, 1996.

2. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994.

3. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – Ч.II. ‑ М., 1989.

 

Модуль 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XX в.

Цель модуля: обеспечить овладение студентами знаниями об истории возникновения и особенностях развития отечественного воспитания, образования и педагогической мысли до XIX в.

 

Тема 6. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XIХ в.

Воспитание у восточных славян. Просвещение и воспитание в Киевской Руси. Влияние христианства на развитие образования в педагогической мысли. Возникновение первых школ.

Система семейно-сословного воспитания и развитие образования в Русском государстве. Развитие образования в XVII в. Возникновение греко-латинских и разноязычных школ. Славяно-греко-латинская академия и ее роль в развитии отечественного образования и педагогической мысли.

Просветительные реформы начала ХVШ в. Организация государственных светских школ (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и т.д.). Зарождение и развитие профессионального образования в России. Создание Академии наук и учебных заведений. Частное обучение. Возникновение сословных учебных заведений. Создание Московского университета.

Политика просвещенного абсолютизма в области воспитания и образования. Устав народных училищ 1786г. Деятельность Ф.И.Янковича. «Руководство для учителей на­родных училищ». Учительская семинария.

 

Основная литература:

1. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

4. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гумани­тарных факультетов высших учебных заведений /Сост. С.Ф.Егоров. ‑ М., 2002.

5. История педагогики и образования /Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2005.

6. Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

7. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

8. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1.   Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства (XIVXVII вв.). – М., 1985.

2.   Гусева Н.В. Культура. Цивилизация. Образование: Социально-философский анализ оснований развития человека в контексте цивилизации и культуры. – М., 1992.

3.   Древнерусская педагогика X-XII вв. ‑ Спб., 1997.

4.   Каптерев П.Ф. История русской педагогии. ‑ Пг., 1915.

5.   Кинелев В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. – М., 1998.

6.   Смирнов С. История Московской славяно-греко-латинской ака­демии. – М., 1955.

7.  Терентьева А.В. История отечественного образования. ‑ Спб., 1996.

8.   Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной пе­дагогики. М.,1995.

9.   Шиянов Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева. – М., 2003.

10.  Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хре­стоматия. – М.,1993.

 

Тема 7. Образование и педагогическая мысль России в XIX в. 

Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования, ее противоречивость. Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804 г.).

Устав гимназий и училищ (1828 г.). Наступление периода реакции в области народного образования.

Назревание кризиса системы школьного образования в России. Общественно-пeдагогическое движение 60-х годов XIX в., его содержание, основные формы и течения.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский.

Школьные реформы 60-70 гг. Развитие начальной школы. Классические и реальные гимназии. Новый университетский устав (1863г.).

Ведущие тенденции в образовательном процессе к концу XIX в. Земские начальные школы. Женское образование. Подготовка учителей.

Демократическая педагогика и ее главные представители (В.П.Вах­теров, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптеров).

 

Семинар 7. Педагогическая мысль в России во второй половине XIX в.

Вопросы для обсуждения:

1.Обще­ственно-педагогическое движение 60-х гг. XIX в., его содержание, основ­ные формы и течения.

2.К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России. Идея народности воспитания как основа педагогической системы К.Д. Ушинского. Разработка К.Д. Ушинским вопросов дидак­тики. Труд в жизни человека, его воспитательное и образовательное значение. Учебные книги К.Д. Ушинского. Требования педагога к учителю. К.Д. Ушинский и современность.

3.Идея «свободного воспитания» Л.Н. Толстого и ее реализа­ция в практике работы Яснополянской школы. Л.Н. Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения. Учебные книги Л.Н. Толстого для народной школы.

 

Основная литература:

1.   Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.

2.   История образования и педагогической мысли за рубежом и в России /Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

3.   История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гумани­тарных факультетов высших учебных заведений /Сост. С.Ф.Егоров. ‑ М., 2002.

4.   История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

5.   Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

6.   Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

7.   Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. / Сост. П.А.Лебедев. – М., 1990.

2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А.Лебедев. – М., 1987.

3. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003. 

4. Бондаренко Л.И. Жизнь, педагогическая деятельность и педагоги­ческая система К.Д. Ушинского. – Л., 1973.

5. Гончаров H. Педагогические идеи и практика Л.Н. Толстого // Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 1963.

6. Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. – Екатеринбург, 1998.

7. Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский. ‑ М., 1977.

8. Кларин В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов ХIХ – ХХ вв. / В.М. Кларин, В.М. Петров. – М., 1996.

9. Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – Спб., 1997.

10.   Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – М., 1954.

11.   Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-я половина XIXв. / Под. ред. А.И. Пискунова. – М., 1976.

12.   Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX в. – М., 1963.

13.   Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М., 2001.

14.   Струминский В.Я. Основы и система дидактики К. Д.Ушинского. – М.,1957.

15.   Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1989.

17.Шиянов Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева. – М., 2003.

 

Модуль 4. Основные направления развития российской школы и педагогической мысли в XX – начале XXI вв.

Цель модуля: обеспечить овладение студентами знаниями об истории развития отечественного воспитания, образования и педагогической мысли XX начала XXI в.

 

Тема 8. Воспитание, школа и педагогическая мысль России в первой половине XX вв.

Школьная политика в России в начале XX в. «Дом свободного ребенка» К.Н. Вентцеля. Педагогическая деятельность С.Т. Шац­кого, П.П. Блонского.

Октябрьская революция 1917г. и преобразования в области образования. Концепция единой трудовой школы. Изменения в содержании, организации и методах учебно-воспитательной работы школ.

Советская педагогика 20-х – начала 30-х годов. Комплексные программы и лабораторно-бригадный метод обучения. Практическая и теоретическая педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Детский коллектив как инструмент воспитания и развития личности. А.С.Макаренко о воспитании в труде. Влияние А.С.Макаренко на развитие отечественной и зарубежной педагогической теории и практики.

Введение всеобщего обязательного начального обучения. Советская школа 20-30-х годов и в годы Великой Отечественной войны. Послевоенные реформы в области образования. Введение всеобщего среднего образования.

 

Семинар 8. Отечественная педагогика в XX в.

Вопросы для обсуждения:

1. С.Т. Шацкий и организация опытной работы в области педагогики. «Трудовая школа» П.П. Блонского.

2.Практическая и теоретическая педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Детский коллектив как инструмент воспитания и развития личности. Влияние трудового воспитания на формирование личности. Воспитание в семье.

 

Основная литература:

1.   Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.

2.   История образования и педагогической мысли за рубежом и в Рос­сии – М., 2002.

3.   История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гумани­тарных факультетов высших учебных заведений /Сост. С.Ф. Егоров. ‑ М., 2002.

4.   История педагогики и образования /Под ред. А.И. Пискунова. ‑ М., 2001.

5.   Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002

6.   Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002.

7.   Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1.   Антология педагогической мысли России второй половины XIX – на­чала XX века – М.,1990.

2.   Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С. Макаренко сегодня. – М., 1988.

3.   Вендровская Р.Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты. – М., 1993.

4.   Данильченко М.Г. Блонский П.П. о школе и учителе ‑ М., 1979.

5.   Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.

6.   Карпова Г.Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века. Ростов н/Д, 1994.

7.   Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987.

8.   Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 7 т. – М., 1958. – Т.5.

9.   Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого / Г.А. Малинин, В.А. Фрадкин. – М.,1993.

10.        Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917–1941гг. / Под ред. И.П. Кузина и др. – М., 1980.

11.        Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современ­ность. – М.,1980.

12.        Проблемы истории советской школы и педагогики: Эксперимен­тальное учеб. пособ. / Под ред. З.И. Равкина. – М., 1991.

13.        Пряникова В.Г. История образования и педагогичес­кой мысли: Учебник-справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. – М., 1995.

14.        Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М., 2001.

15.        Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной пе­дагогики. М.,1995.

 

Тема 9. Развитие российской школы и педагогической мысли во второй половине XX – начале XXI в.

Образование в СССР во второй половине XX в. Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны. Разработка теоретических проблем школьного воспитания и развития (Л.С.Выготский, М.А.Данилов, Л.В.Занков); путей совершенствования методов обучения (М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, И.Т.Огородников, Ш.И.Ганелин и др.); проблем содержания образования (В.В.Краевский, И.Я.Лернер); взаимосвязи репродуктивной и творческой познавательной деятельности (М.А.Данилов, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин); проблемы программированного обучения (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л.Н.Ланда, Н.Ф.Талызина); теории и практики проблемного обучения (М.И.Махмутов, В.И.Загвязинский и др.); разработка психологических вопросов повышения эффективности обучения (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Н.Ф.Талызина).

Проблема воспитания гармоничной гуманной личности в педагогике В.А. Сухомлинского.

Кризис советской школы в 70-х – начале 80-х годов. Школьная реформа 1984 г.

Реформы в общеобразовательной школе России в   1990-х гг. Закон РФ «Об образовании». Создание школ нового типа. Создание негосударст­венного образования.

Современная российская школа и основные направления ее развития. Основ­ные задачи отечественного образования.

 

Семинар 9. Отечественная педагогика в конце XX – начале XXI вв. Современная школа и основные направления ее развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Зарождение и развитие педагогики сотрудничества. Педагоги-новаторы (В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, Ш.А.Амо­нашвили и др.).

2.Современная российская школа и основные направления ее развития: гуманизация, гуманитаризация, демократизация, информатизация. Процесс интеграции национальных систем образования. Основные задачи, проблемы и перспективы развития образования в Российской Федерации.

 

Основная литература:

1. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.

2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в Рос­сии – М., 2002.

3. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гумани­тарных факультетов высших учебных заведений / Сост. С.Ф. Егоров. ‑ М., 2002.

4. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. ‑ М., 2001.

5. Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002

6. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002.

7. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1. Борисовский А.М. В.А Сухомлинский – педагог. – М., 1985.

2. Доктрина образования в России /Е.П. Белозерцев и др. – М., 1996.

3. Педагогический поиск. – М., 1988.

4. Проблемы истории советской школы и педагогики: Эксперимен­тальное учеб. пособ. / Под ред. З.И. Равкина. – М., 1991.

5. Пряникова В.Г. История образования и педагогичес­кой мысли: Учебник-справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. – М., 1995.

6. Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М., 2001.

7. Сухомлинский В.А. Избранные педа­гогические сочинения: В 3-х т. – М., 1981.

8. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1973.

9. Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной пе­дагогики. М.,1995.

10.   Шиянов Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева. – М., 2003.

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОИСТОЧНИКИ:

 

Модуль 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения

Тема 2. Воспитание, образование и зарождение педа­гогической мысли в Древнем Мире

Аристотель «Политика»

Марк Фабий Квинтилиан «О воспитании оратора»

Платон «Государство»

Тема 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в период    Средневековья

Т. Кампанелла «Город Солнца»

М. Монтень «Опыты»

Т. Мор «Утопия»

Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Э. Ротердамский «Похвала глупости»

 

Модуль 2. Развитие образования и педагогической мысли в Западной   Европе XVII – начала XXI вв.

Тема 1. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени

Я. А. Коменский «Великая дидактика»

Я. А. Коменский «Законы хорошо организованной школы»

Д. Дидро «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства»

Дж. Локк «Мысли о воспитании»

Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании»

 

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе конца XVIII – до 90-х гг. XIX в.

И. Г Песталоцци «Лебединая песня» (теория элементарного      обучения)

И. Г. Песталоцци «Лингард и Гертруда» (идея народной школы)

И. Ф. Гербарт «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания»

А. Дистервег «Руководство к образованию немецких учителей»

 

Тема 3. Реформаторская педагогика в Западной Европе конца XIX     начала XX вв.

Д. Дьюи «Школа и общество»

Г. Кершенштейнер «Трудовая школа»

В.А. Лай «Школа действия»

 

Модуль 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XX в.

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XIХ в.

«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»

И.И. Бецкой «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»

Н. И. Новиков «О воспитании и наставлении детей (для распростране­ния общеполезных знаний и всеобщего благополучия)»

 

Тема 2. Образование и педагогическая мысль России в XIX в.

Н. И. Пирогов «Вопросы жизни».

К. Д. Ушинский «Человек как предмет воспитания. Педагогическая ан­тропология» (о роли наследственности, общественной среды и воспитания в развитии человека).

К. Д. Ушинский «Труд в его психическом и воспитательном значении».

Л. Н. Толстой «О народном образовании» (принципы и организация народного образования).

 

Модуль 4. Основные направления развития российской школы и педагогической мысли в XX – начале XXI вв.

Тема 1. Воспитание, школа и педагогическая мысль России в первой половине XX вв.

К. Н. Вентцель «Идеальная школа будущего и способы ее осуществле­ния»

П. Ф. Каптерев «Дидактические очерки» (задачи средней школы, педа­гогическое изложение)

П. Ф. Лесгафт «Школьные типы»

П. П. Блонский «Из статьи «Задачи и методы новой народной школы»

С. Т. Шацкий «Из статьи «Изучение жизни и участие в ней»

А. С. Макаренко «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» (воспитание в коллективе)

 

Тема 2. Развития российской школы и педагогической мысли во второй половине XX – начале XXI в.

В. А. Сухомлинский «Из книги «Павлышская средняя школа»

В. А. Сухомлинский «Что значит хороший учитель»

В.В.Давыдов «Развивающее обучение»

И.Я.Лернер «Проблемное обучение»

М.И.Махмутов «Современный урок»

Н.Ф.Талызина «Теоретические проблемы программированного обучения»

Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте, дети!»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В процессе изучения истории образования и педагогической мысли студенты должны осознать, что на всех этапах исторического развития школа и педагогическая мысль отражали потребности общественного прогресса, что развитие научного знания влияло на теорию и практику воспитания. Поэтому содержание этого учебного предмета представляется необходимым ориентировать на раскрытие качественных изменений в развитии школьной практики и педагогической мысли. Следовательно, при освещении тех или иных педагогических концепций, взглядов на воспитание отдельных мыслителей внимание студентов должно обращаться на то новое, что способствовало совершенствованию практики воспитания и обучения, с одной стороны, и развитию педагогической науки – с другой.

 

Модуль 1. . Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения

Основные понятия: предмет, задачи, функции истории педагогики, историзм как научный принцип изучения педагогического наследия, воспитание, его формы и методы, инициация, школа, формы обучения, педагог, семь свободных искусств, приходские, монастырские, соборные, цеховые, гильдейские школы, рыцарская система воспитания, ремесленное ученичество, университет, гуманизация образования.

При изучении педагогических традиций античного мира целесообразно рассмотреть и сравнить два классических образца древнегреческого воспитания ‑ афинское и спартанское. В завершении рассмотрения афинской и спартанской систем воспитания нужно показать, какое развитие и в русле каких педагогических направлений получил их опыт в истории образования. В ходе занятия необходимо показать различные точки зрения античных мыслителей и акцентировать внимание на их вкладе в становление и развитие гуманистической педагогической традиции

Для полноты раскрытия просвещения в эпоху эллинизма необходимо познакомить студентов с существовавшими там особенностями организации образовательного процесса и содержанием специфических «чаш муз», соотнося все это с изученными ранее греческими образцами.

Для лучшего понимания теоретических основ христианской педагогики Средневековья желательно ознакомиться со взглядами видных богословов и деятелей образования, к примеру, таких как Августин Аврелий (354-430 гг.), Альбин Алкуин (ок. 735-804 гг.), Фома Аквинский (1225/26-1274 гг.).

При рассмотрении основных типов средневековых учебных заведений необходимо выявить специфику различных церковных и светских школ.

При изучении вопроса о создании первых университетов следует обратить внимание на организационную структуру классического университета, содержание, формы и методы универ­ситетского образования и вклад этих учебных заведений в дальнейшее развитие европейской науки и культуры.

Эпохе Возрождения следует уделить особое внимание, учитывая тот вклад, который внесла данная эпоха в становление и развитие педагогической науки и практики.

 

Модуль 2. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе XVII-начала XXI вв..

Основные понятия: всестороннее развитие личности, принцип природосообразности, дидактика, дидактические принципы, классно-урочная система, возрастная периодизация, неогуманизм, естественное, общечеловеческое, свободное воспитание, государственная система образования, сословное образование, развивающее и воспитывающее обучение, элементарное образование, классовый характер воспитания, школа труда, педагогика действия, свободное воспитание, экспериментальная педагогика, прагматическая педагогика, индивидуализированное обучение, метод проектов, Вальдорфская школа, демократизация школьных систем, диверсификация и дифференциация образования, интеграция школьного воспитания и образования.

Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытие, то со времени Реформации на первый план выходит гносеология. Среди философов того времени, занимавшихся теорией познания, особого внимания заслуживают Ф.Бэкон (1561-1626 гг.) и Р.Декарт (1596-1650 гг.), давшие толчок развитию естественнонаучных знаний и оказавшие существенное влияние на развитие педагогической науки и практики. В ходе изучения темы следует показать, какие общепедагогические и дидактические принципы и методы, обоснованные известными учеными-педа­гогами, базируются на идеях вышеназванных философов.

Наряду с новым философским осмыслением гносеологических проблем в западноевропейском образовании того периода начинают усиленно разрабатываться теоретические основы процесса обучения. Одним из первых ученых, который внес существенный вклад в становление педагогики как самостоятельной отрасли научного знания, был Вольфганг Ратке (1571-1635 гг.).

При анализе педагогической теории Дж. Локка (1632-1704 гг.) необходимо обратить внимание на цель (главная цель – обеспечение счастья индивида) и принципы (главный – принцип утилитаризма) воспитания, его основные направления (физическое, нравственное, умственное) и способы организации (домашнее воспитание с привлечением квалифицированных и добродетельных педагогов).

Решающий вклад в становление педагогики как науки внес Я.А.Комен­ский (1592-1670 гг.). При изучении его взглядов следует обратить внимание на биографию (раннее сиротство, многочисленные лишения и скитания по Европе в течение жизни, деятельность в качестве теолога и педагога), особенности религиозного (член протестантской общины чешских братьев) и научно-философского (влияние идей Аристотеля, Платона, Х.-Л.Вивеса, Ф.Рабле, М.Монтеня, Ф.Бэкона, В.Ратке) мировоззрения и их проецирование в теорию и практику образования. При анализе классно-урочной системы Коменского желательно выявить ее положительные и отрицательные черты и актуализировать значение для истории образования и наших дней.

При анализе педагогической теории Руссо нужно выяснить, как в условиях свободы меняются позиции воспитанника и наставника и решаются основные учебно-воспитательные задачи. В заключении желательно акцентировать внимание на опытах практической реализации педагогического учения Руссо и его интерпретации в реформаторской педагогике конца XIX – начала ХХ вв.

При изучении вклада И. Ф. Гербарта в развитие системы необходимо акцентировать внимание на идее воспитывающего обучения, в ходе которого должен развиваться многосторонний интерес (эмпирический, умозрительный, эстетический, симпатический, социальный и религиозный). Целесообразно обсудить вопрос: почему многие последователи ученого формально отнеслись к его наследию, используя предложенную им схему ступеней в качестве структуры каждого урока, что недопустимо.

При изучении взглядов И. Г. Песталоцци и Ф. А. В. Дистервега желательно показать их вклад в разработку основ развивающего обучения, развитие педагогических идей Коменского и подчеркнуть значение педагогического наследия этих ученых для теории и практики образования будущего.

Для выявления педагогических предпосылок реформаторской педагогики рассматриваемого периода следует обратиться к анализу ранее изученного материала. Такой экскурс должен показать, что данные предпосылки имеют общую основу и отражают объективно сложившиеся в историческом плане гуманистическую и индивидуалистическую традиции в развитии педагогической теории и практики, в которых человек рассматривается как высшая ценность, признается свобода его личности, ее право на всестороннее развитие сущностных сил и удовлетворение своих запросов и потребностей.

Реформаторская педагогика конца XIX – начала ХХ вв. была представлена различными направлениями. На семинарском занятии нужно постараться выявить их общие и отличительные черты.

 

Модуль 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XX в.

Основные понятия: народная педагогика, книжное учение, мастер грамоты, семейное воспитание, изборник, поучение, братская школа, реформа, государственные школы, начальная, средняя, высшая школа, технические училища, государственная система образования, сословное образование, система народного образования, типы школ, классическое и реальное образование, земская школа, школьный устав, женское образование, народность в воспитании, антропологический принцип, педагогика ненасилия.

Наиболее концентрированное выражение народная педагогическая мысль и воспитательный опыт многих поколений нашли в различных жанрах фольклора, и в первую очередь в произведениях устного народного творчества. На занятии желательно обратиться к воспитательным возможностям старинных колыбельных песен, пестушек, потешек, сказок, загадок, игр, обрядов и т.п. Особое внимание следует уделить педагогическому анализу русских пословиц, поговорок и былин.

Лучшими достижениями педагогической мысли на Руси в XI-XIII вв. традиционно считают «Поучение» князя киевского Владимира Мономаха, «Поучение» епископа Кирилла Туровского, «Слово» и близкое ему по тексту «Моление» Даниила Заточника. При изучении данных произведений следует обратить внимание на их гуманистическую направленность в русле христианской этики и интегрирование внутри себя авторского жизненного опыта с опытом предков и взглядами византийских богословов.

Особую роль в культурной жизни страны, а также в развитии отечественной педагогической теории и практики сыграл «Домострой». Именно этому произведению и следует уделить первостепенное внимание на занятии. Необходимо выявить его отличительные особенности по сравнению с подобными зарубежными произведениями, а также осуществить педагогический анализ соответствующих глав текста (гл. 1, 6, 17-20).

При рассмотрении вопроса о становлении и развитии школьного образования на Руси следует обратить внимание на роль государственных и религиозных деятелей в этом процессе, на использование зарубежного опыта и собственных традиций умственного воспитания, на организационные и методические особенности обучения.

Как и в средневековой Европе, большое влияние на развитие педагогической теории и практики в древнерусском государстве оказывала церковь. При подготовке к занятию желательно познакомиться с опытом монастырского образования на Руси и взглядами видных его представителей (Сергей Радонежский).

Особое внимание при изучении темы необходимо уделить связи педагогического наследия К. Д. Ушинского с современностью и показать необходимость его нового прочтения с позиций сегодняшнего дня.

Необходимо подчеркнуть значение педагогического наследия Л. Н. Толстого в становлении и развитии педагогики свободного воспитания. При подготовке к семинарскому занятию нужно познакомиться с опытом работы Яснополянской школы и проанализировать эволюцию взглядов Толстого по поводу содержательной сути понятий «воспитание» и «образование», их связи между собой и с идеями свободного воспитания.

 

Модуль 4. Основные направления развития российской школы и педагогической мысли в XX – начале XXI вв.

Основные понятия: эволюционная педагогика, свободное воспитание, педология, детский коллектив, ученическое самоуправление, экспериментальные учебно-воспитательные заведения, единая трудовая школа, комплексные программы, лабораторно-бригадный метод обучения, самоуправление учащихся, профессионально-технические училище, проблемное, программированное обучение, оптимизация обучения, педагогика сотрудничества, авторитарное воспитание, поликультурное воспитание, гуманизация воспитания, интернациональное воспитание, интеграция национальных систем образования.

Рассматривая развитие идей и опыта Л.Н. Толстого российскими педагогами изучаемого периода (К. Н. Вентцель, И. И. Гор­бунов-Посадов, О. Кайданова, Н. В. Чехов, С. Т. Шацкий в начале педагогической деятельности и др.), особое внимание следует уделить видному теоретику свободного воспитания К. Н. Вентцелю (1857-1947), сделав акцент на разработанных им принципах Дома свободного ребенка и положениях «Декларации прав ребенка».

Бурное развитие наук о человеке в конце XIX - начале ХХ вв., появление экспериментальных педагогики и психологии, активизация социологических исследований послужили объективным толчком к возникновению новой области научных знаний - педологии. В разработку данной проблематики включились И. А. Сикорский, П. Ф. Лесгафт, В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо и др.

В ходе лекции особое внимание следует уделить критическому анализу полярных друг другу взглядов отечественных био- и социогенетиков. В конце XIX-начале ХХ вв. и на Западе и в России были популярны идеи трудовой школы. Прежде чем непосредственно приступить к рассмотрению соответствующего вопроса желательно совершить небольшой экскурс в прошлое и вкратце показать эволюцию данной идеи в истории образования и педагогической мысли.

Наиболее известными были модели трудовой школы, предложенные Шацким и Блонским.

В ходе занятия первостепенное внимание следует уделить взглядам С. Т. Шацкого (1878-1934 гг.), В. Н. Сороки-Росинского (1882-1960 гг.) и А. С. Макаренко (1888-1939 гг.), внесших наиболее заметный вклад в разработку теоретических и практических аспектов проблемы воспитания в детском коллективе. Желательно также познакомиться с деятельностью созданных и руководимых ими воспитательных учреждений (колония «Бодрая жизнь», школа им. Ф. М. Достоевского, колония им. М. Горького и коммуна им. Ф. Э. Дзержинского).

На семинарском занятии можно провести небольшой диспут по поводу того, актуально ли педагогическое наследие А.С. Макаренко сегодня, сориентировав в итоге студентов на необходимость нового прочтения и переосмысления его работ.

На семинарском занятии нужно охарактеризовать основные идеи педагогики сотрудничества с точки зрения исторической гуманистической преемственности и отражения современных тенденций в отечественном образовании.

На лекции желательно подробнее остановиться на анализе принципов государственной политики в области образования (Ст. 2 Закона РФ «Об образовании»), дав им историко-культурную и сравнительную характеристики.

Преподаватель педагогики должен учитывать, что учебный курс «История образования и педагогической мысли» без преувеличения является уникальной учебной дисциплиной в системе педагогической подготовки будущих учителей. Уникальность эта определяется выраженным гуманитарным характером, непов­торимым ценностным педагогическим потенциалом данного курса, способным реализоваться в процессе не только общефун­кциональной профессиональной подготовки, но и глубокого личностного становления педагога в перспективе как его общественно-профессиональной, так и индивидуально-личностной самоактуализации.

Ценностный потенциал курса истории образования и педагогической мысли имеет три основные составляющие: гносеологическую, мировоззренческую и нравственно-эстетическую.

Гносеологическая (профессионально-познавательная) значи­мость курса обусловлена его последовательным историческим характером. История педагогики и образования рассматривает любые педагогические явления, процессы, понятия, категории, системы, теоретические взгляды и т. п. в развитии, начиная с момента их зарождения. Такой подход позволяет понять самую глубокую сущность и закономерность педагогических понятий, категорий и систем, а также возможные вариативные тенденции их развития. Такую возможность дает реализация принципа историзма, формирующего исторический аспект педагогического мышления студентов.

Мировоззренческая значимость курса истории педагогики и образования обусловлена тем, что он носит интегративный и культурологический характер. В отличие от других педагогических дисциплин он является целостным и комплексным курсом, рассматривает в единстве и с исторической точки зрения широкий круг проблем – развитие общественно-педагогического сознания, народной и профессиональной педагогики, роль воспитания, образования, школы в жизни общества, развитие системы образования, развитие теоретических педагогических воззрений, личность педагога и т.д.

Курс истории образования и педагогической мысли обладает также уникальным нравственно-эстетическим ценностным потенциалом воспитывающего характера. С точки зрения идеалов добра и справедливости, истины и красоты перед студентами раскрываются лучшие исторические примеры гуманистической педагогической деятельности, служения своему делу, творческого отношения к учительской профессии.

Таким образом, данный учебный курс имеет значительный воспитательный и развивающий потенциал, связанный прежде всего с широкими возможностями формирования историко-педагоги­ческого сознания будущего учителя. Он способен не только заложить историко-методологические основы формирования профессионально-педагогических знаний и умений студентов, но и решить целый комплекс воспитательных задач. Подробный анализ воспитательного потенциала курса истории образования и педагогической мысли можно найти в книге «Воспитательный потенциал педагогических дисциплин в формировании личности будущего учителя / И.Э. Ярмакеев, Г.Г. Габдуллин. – Казань: Изд-во Казан. пед. ун-та, 2003. – Гл. 4.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Приступая к изучению данного курса необходимо ознакомиться с его содержанием, целями и задачами (см. Пояснительную записку).

При подготовке к лекционным и семинарским занятиям важно обратить внимание на указания и индивидуальные задания преподавателя. Самостоятельно изучается рекомендуемая литература, проводится работа с литературными фондами и электронными источниками информации.

Для подготовки к лекциям и семинарам, зачету студентам может быть рекомендовано использование «Практикума по истории образования и педагогической мысли» (Авт.-сост. Валиахметова Н.Р. – Казань, 2006).

Баллы за посещение лекций зачисляются только при наличии конспекта. Студентам может быть предложено и самостоятельное составление опорного конспекта.

 

Рекомендации для составления опорного конспекта:

Целями выполнения опорного конспекта являются: развитие умений структурирования, обобщения, систематизации материала, выделения главного в педагогических системах, представления педагогического знания в свернутом виде, графическая культура.

Опорным конспектом выступает источник информации, где в системном, обобщенном, схематичном виде представлена структурированная характеристика рассматриваемого вопроса.

Опорный конспект выполняется студентом самостоятельно по темам лекционных занятий. Опорный конспект выполняется на стандартных листах формата A4 в объеме не более одной страницы.

В оформление опорного конспекта могут быть использованы схемы, таблицы, гравюры, фотографии, текст.

Структура опорного конспекта может варьироваться в зависимости от интересов и возможностей студентов.

В опорном конспекте по теме лекции целесообразно осветить следующие моменты:

Общая характеристика школьного дела, педагогической мысли;

Характеристика различных учебных заведений;

Видные представители педагогической мысли данной эпохи и т.д.

В опорном конспекте по педагогической деятельности педагога целесообразно отразить следующие данные:

Биографические сведения;

Основные труды (работы) педагога;

Понимание педагогом целей, содержания, форм, методов, средств обучения и (или) воспитания;

Характеристика субъектов педагогического процесса (требования к педагогу и (или) ученику);

Актуальность педагогических идей педагога.

Оценка опорного конспекта осуществляется по следующим показателям:

   творческий, нестандартный подход к оформлению, представлению опорного конспекта, освещению теоретического материала;

   степень раскрытия теоретического материала темы опорного конспекта.

При подготовке устных ответов целесообразно восполь­зоваться     следующими рекомендациями:

1.   Внимательно вдумавшись в вопрос, надо составить план ответа на него. Каждый пункт плана лучше всего раскрыть в виде кратких тезисов, отражая в них наиболее существенное в содержании вопроса.

2.   Не следует превращать ответ в чтение подготовленных записей. Ими можно воспользоваться, но лишь для того, чтобы обеспечить связность, логическую последовательность изложения.

3.   Отвечая на вопрос, важно уметь объяснить специфику исторических условий, сложившихся в стране рассматриваемый период. Затем, раскрыв объективную необходимость тех или иных просветительских реформ, показать закономерность последующего мощного развития оригинальной, самобытной зарубежной или российской культуры. Анализируя реформы, необходимо показать и негативные их последствия

4.   Не следует избегать высказывания собственного понимания вопроса. Важно аргументировать свою мысль. В необходимых случаях преподаватель поможет студенту правильно разобраться в вопросе, понять свою ошибку, если она имеет место. Во всяком случае, не сама по себе ошибка в суждениях влечет за собой снижение оценки. Напротив, именно самостоятельность суждений, основанная на знании материала (учебных пособий, перво­источников, журнальных статей, монографий и др.), умение сознательно оперировать им являются главным показателем подготовленности студента по предмету. А осознать ошибку всегда поможет преподаватель. Более того, в определенных случаях студент может остаться при своем мнении, поспорить с преподавателем. Если это мнение основано на знании разных источников, в которых позиции авторов не совпадают, студент может принять точку зрения какого-то одного автора, даже если она противоречит мнению преподавателя.

5.   Независимо от того, включен в вопрос первоисточник или не включен, ответ студента должен широко опираться на истори­ческие материалы, документы, произведения великих педагогов. Незнание этих источников, как правило, ведет к отрицательной оценке ответа.

6.   Работая над литературой, надо иметь в виду следующее: указанные в учебно-методическом пособии названия не исчерпывают всех источников, которые студенту необходимо знать, чтобы всесторонне раскрыть вопрос.

7. Целесообразно студенту регулярно пользоваться педагогической периодикой (журналами «Педагогика», «Народное обра­зование», а также «Учительской газеты», «Первое сентября» и др.), которая окажет ему неоценимую помощь в углублении своих знаний.

Изучение дисциплины предусматривает активную работу студентов с историко-педагогическим материалом (работами педагогов, документами по школе и др.). Для углубленного знакомства с отдельными источниками и обучения работе с ними рекомендуется представить подробный конспект одной из значительных работ известного педагога по схеме: 1. Полное библиографическое описание источника и его структура. 2. Аннотация. 3. Краткая истори­ческая справка: когда, в связи с чем, с какой целью была написана данная работа. 4. Сложный план источника. 5. Краткий анализ каждой крупной части источника с определением своего отношения к высказываемым автором идеям. 6. Заключительный обобщающий вывод. Самостоятельный критический анализ первоисточников призван стимулировать развитие у студентов пе­дагогического мышления, творческого подхода к решению практических задач воспитания.

 

 

Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо использовать литературу (основную и дополнительную), предложенную к теме. Изучая педагогические взгляды Я.А. Коменского, его подходы к проблемам воспитания и образования в целом, важно усвоить демократизм чешского мыслителя в области всенародного образова­ния, благодаря которому его педагогические идеи переросли рамки феодализма того времени и не утратили своей актуальности.

Знакомство с педагогической концепцией Я.А. Коменского рекомендуется начать с осмысления идеи пансофии, всеобщей мудрости и идеи общего образования. Можно с полной уверенностью констатировать, что все работы Я.А. Коменского пронизаны именно этими идеями.

Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости. Каждая ступень представляла собой одновременно и законченный период образования, и в то же время служила подготовкой к дальнейшим ступеням образования.

Не менее полезно будет остановиться на проблеме учителя. Поэтому с особой тщательностью он рассматривает вопросы, связанные с его подготовкой. Надо признать, что требования к учителю и его подготовке, выдвинутые чешским мыслителем в XVII в., не утратили своего значения и в настоящее время.

Чтобы понять дидактику Я.А. Коменского, необходимо уяснить суть принципа природосообразности и его место в ней. Я.А. Коменский был убежден, что в области воспитания действуют законы, общие для природы, и методы школьной работы должны на эти законы опираться, то есть должны быть природосообразны.

После этого можно переходить к рассмотрению так называемого «золотого правила», в котором чешский мыслитель суммировал все свои требования к организации обучения.

Особое внимание следует обратить на изучение предложенной Я.А. Коменским оригинальной дидактической системы, получившей позднее название классно-урочной и сохранившейся во многих своих чертах до настоящего времени.

В заключение нельзя обойти вниманием оригинальный подход Я.А. Коменского к проблеме дисциплины и способах ее формирования.

При подготовке к седьмому семинарскому занятию необходимо учесть, что с середины XIX в. в российской педагогике больше внимания уделяется проблеме взаимосвязи воспитания и свободы человека. К ней обратился основоположник отечественной научной педагогики К.Д. Ушинский. Он признавал существование у каждого человека стремления к свободе (вырабатывается оно при самостоятельной деятельности). Признавая важную роль воспитания, призывал воспитывать его во всех отношениях, одновременно и знать его тоже во всех отношениях.

Его педагогическая антропология представляет собой поиск путей полноценного физического, рационально-эмоционального, волевого и социального развития человека с опорой на данные всего комплекса человекознания. Необходимо выделить, что ядром педагогической концепции К.Д. Ушинского является идея народности, в которой он стремился отразить зависимость воспитания от культурно исторических традиций народа, особенности его национального характера.

При изложении вопроса, связанного со значением труда в воспитании, необходимо выделить такие направления, как:

а) значение труда в жизни людей;

б) характеристика физического и умственного труда;

в) средства, необходимые для привития детям любви к труду.

В понимании русского ученого педагога, труд – главный фактор воспитания, источник нравственного, умственного и физического совершенствования человека, основа человеческого сущест­вования.

Особое место в педагогическом наследии К.Д. Ушинского занимает дидактика. В обучении он видел основное средство воспитания. Основными направлениями выделить: а) критика теорий формального и материального образования; б) сущность процесса обучения; в) воспитывающий характер обучения; в) дидактические принципы; г) содержание образования; д) формы и методы обучения и требования к ним; е) проблема развития активности и самостоятельности детей в процессе обучения.

Итогом рассмотрения педагогической концепции К.Д. Ушинского должен стать вопрос об учителе, требованиях к его личности и подготовке.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!