Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Основы коррекционной педагогики и специальной психологии»»

/ Педагогика
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

 

ТЕМА 1. Коррекционная педагогика и специальная психология в системе наук о человеке.

     Предмет и задачи коррекционной педагогики и специальной психологии. Взаимосвязь коррекционной педагогики и специальной психологии с другими отраслями знаний. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.

     Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности  с детьми и подростками. Принципы коррекционно-педагогической деятельности.  Содержание и основные направления  коррекционно-педагогической деятельности.

 

ТЕМА 2. Классификации и виды отклонений в развитии и поведении детей.

 

     Понятие «норма» и «аномалии» в психическом и личностном развитии ребенка. Закономерности психического развития и особенности детей с психическими и физическими недостатками. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте. Первичный дефект и вторичные нарушения. Структура дефекта.  Закономерности, специфичные для отдельных категорий нарушенного развития: умственная отсталость, ЗПР, речевые нарушения, сенсорные нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата, сложный дефект развития.

     Проблемы эмоционального развития в детском возрасте.  Характерологические  и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков. Природа детской агрессивности.

     Причины и условия деформации личностного развития ребенка.

 

ТЕМА 3. Коррекционно-педагогическая деятельность с детьми с отклонениями в развитии и поведении.

 

    Диагностика отклонений в развитии ребенка. Значение ранней коррекции в развитии ребенка. Дети с различными нарушениями  в дошкольном образовательном учреждении и в общеобразовательной школе. Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии и поведении. 

     Особенности организации коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения. Социально-трудовая реабилитация учащихся специального образовательного учреждения.

 

ТЕМА 4. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении в РФ.

 

     Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений: виды и функции.

     Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности. Нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе. Психолого -медико -педагогическая консультация и ее роль в предупреждении и коррекции отклонений  в развитии и поведении ребенка. Государственная система специальной поддержки и социальной защиты детей и подростков.

 

1.4.1.     Темы самостоятельного изучения

 

 

 

 

Тема

 

 

Кол-во час.

 

Форма контроля.

 

1

История становления и развития специального образования.

2

Защита рефератов

2

Коррекционно-педагогическая деятельность.

2

Схемы общих и специальных методов коррекционной педагогики.

3

Причины и виды нарушений

развития.

 

20

Презентация мультимедиапроектов. Таблицы причин и видов нарушений.

Словарь терминов.

Конспекты.

4

Концепции Л.С. Выготского по коррекционной педагогике.

 

2

Презентация мультимедиапроектов

5

Семья как субъект коррекционного процесса.

 

10

Таблица форм (видов) работы с родителями детей с ОВЗ.

Рекомендации по коррекции отклонений в развитии и поведении для  родителей.

6

Система помощи детям с нарушениями развития в России.

 

14

Схема личностных качеств педагога.

Конспекты федеральных, региональных законов об образовании детей с ОВЗ.

7

Профилактика отклонений в развитии и поведении.

 

10

Составление конспектов по нарушениям и отклонениям в поведении для бесед с родителями, педагогами.

 

Всего часов

60

 

 

 

 

1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

 

Тема: Коррекционная педагогика и специальная психология в системе наук о человеке.

 

План:

1. Круглый стол по вопросам для обсуждения.

2. Проверка заданий для самостоятельной работы.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Предмет и задачи коррекционной педагогики и специальной психологии.
  2. Взаимосвязь коррекционной педагогики и специальной психологии с другими отраслями знаний.
  3. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.
  4. Сущность коррекционно-педагогической деятельности  с детьми и подростками.
  5. Принципы коррекционно-педагогической деятельности. 
  6. Содержание и основные направления  коррекционно-педагогической деятельности.

 

Задания для самостоятельной работы.

1.  Составьте схемы общих и специальных методов педагогической коррекции.

2.  Выпишите основные категории коррекционной педагогики и психологии.

 

Литература:

Коррекционная педагогика /Под ред. Б. П. Пузанова. – М., 1998

Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М., 1990

Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2 ч. – М., 1966

Специальная педагогика /Под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2000

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

 

Тема: Классификация и виды отклонений в развитии и поведении.

 

План:

1. Обсуждение основных вопросов по теме.

2. Проверка заданий для самостоятельной работы.

 

Вопросы для обсуждения:

1.     Понятие «норма» и «аномалии» в психическом и личностном развитии ребенка.

2.     Закономерности психического развития и особенности детей с психическими и физическими недостатками.

3.     Первичный дефект и вторичные нарушения. Структура дефекта.

4.     Закономерности, специфичные для отдельных категорий нарушенного развития.  Проблемы эмоционального развития в детском возрасте.

5.     Характерологические  и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков.

6.     Детская агрессивность.

7.     Причины и условия деформации личностного развития ребенка.

 

Задания для самостоятельной работы.

 

1. Выпишите концепции Л.С.Выготского особо значимые для коррекционной педагогики.

2. Составьте схему причин нарушений развития ребенка.

 

Литература:

 

Выготский Л.С. Собр.соч. т.5.М., 1983.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968

Братусь Б. С. Аномалии личности. – М., 1988

Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973

Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

 

Тема: Коррекционно-педагогическая деятельность с детьми с отклонениями в развитии и поведении.

 

План:

 

1. Круглый стол по вопросам для обсуждения.

2. Проверка заданий для самостоятельной работы.

 

Вопросы для обсуждения:

1.      Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии.

2.     Содержание педагогической и психологической характеристики детей с нарушениями в развитии и поведении.

3.     Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками с ЗПР.

4.     Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками с умственной отсталостью.

5.      Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками с нарушениями ЭВС.

6.     Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками с сенсорными нарушениями.

7.     Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками с нарушениями функций ОДА.

8.     Особенности организации коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения.

9.       Педагогическая коррекция  девиантного   поведения подростков.

 10.Социально-педагогическая направленность профилактической и коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками.

 

Задания для самостоятельной работы:

 

1. Составьте таблицу видов (форм) работы с родителями детей с отклонениями в развитии.

2. Выпишите трудности обучения учащихся с нарушениями развития.

3.    Составьте рекомендации по коррекции отклоняющегося поведения для педагогов и родителей.

Литература:

1.     Алмазов Б. Н., Грищенко Л. А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. – Свердловск, 1987

2.     Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М., 1993

3.     Захаров А. И. Как предупредить  отклонения в поведении ребенка. – М., 1986

4.     Миньковский Г. М. Профилактика правонарушений среди молодежи. – Киев, 1985.

5.     Тарас А.Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних. – Минск, 1982

  1. Коррекционная педагогика /Под ред. Б. П. Пузанова. – М., 1998
  2. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М., 1990
  3. Обучение детей с ЗПР. Пособие для учителя /Под ред. В. И. Лубовского. – Смоленск, 1994
  4. Специальная педагогика /Под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2000

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.

 

Тема: Государственная система коррекционной поддержки и социальной зашиты детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении в РФ.

 

План:

 

1. Круглый стол по вопросам для обсуждения.

2.  Проверка заданий для самостоятельной работы.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности.

2.Нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе.

3. Психолого-медико-педагогическая консультация и ее роль в предупреждении и коррекции отклонений  в развитии и поведении ребенка.

4. Государственная система специальной поддержки и социальной защиты детей и подростков.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте схему личностных качеств педагога.

2. Составить конспект федерального закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) 18.06.1996г. ( гл.1,ст.1, гл 2, ст.7, гл3., ст10, 11,13, 1415, 16, 17, 18, 20,21, 23).

 

Литература:

Коррекционная педагогика /Под ред. Б. П. Пузанова. – М., 1998

Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М., 1990

Специальная педагогика /Под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2000

 

1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература.

 

Основная литература

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии /Выготский Л. С. - СПб.: Союз, 1997. - 220 с.
  2. Бадалян Л.О. Невропатология: учебник для студ. вузов / Бадалян Левон Оганесович. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 400 с.
  3. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. ; под ред. В.А. Сластенина ; Междунар. акад. пед. образования. - 3-е изд., [перераб.]. - М. : Академия, 2004. - 272 с.
  4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков : учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. завед. / Кащенко В. П. - Изд. 4-е, стер. - М.: Академия, 2006. - 304 с.
  5. Лапшин В. А. Основы дефектологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Лапшин В. А., Пузанов Б. П. - М. : Просвещение, 1990. - 143 с.
  6. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 703 с.
  7. Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: учебник для студ.вузов / Ляпидевский С. С. ; под ред.В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
  8. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие / Никуленко Т.Г. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 381 с.
  9. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. Н.М. Назаровой. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 400 с.
  10. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с.
  11. Специальная психология: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В.И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - М.: Академия, 2009. - 560 с.
  12. Степанов В.Г. Психология трудных школьников : учеб. пособие для вузов / Степанов В. Г. - 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Трикста: Академический Проект, 2004. - 560 с.
  13. Усанова О.Н. Специальная психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Усанова О. Н. - СПб. : Питер, 2006. - 400 с.

 

 

Дополнительная литература

1.     Актуальные проблемы диагностики задержки психофизического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1984.

2.     Буняев М.Н. Беседы о детской психиатрии. – М., 1992.

3.     Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4, 5.

4.     Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм / Под ред.               К.С. Лебединской, О.С. Никольской и др. – М., 1981.

5.     Дети с нарушениями развития: Хрестоматия /Сост. В.М. Астапов. –  М., 1995.

6.     Дети с отклонениями в развитии. – М., 1997.

7.     Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.

8.     Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.

9.     Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1992.

10.      Ефименкова Л.Н. Коррекция устной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.

11.      Кондратенко В.Г. Девиантное поведение: социально-психологический и педагогический аспект. – Минск, 1998.

12.      Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1999.

13.      Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

14.      Лебединская К.С. и др. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Клинико-педагогическая характеристика «трудных» подростков. – М., 1998.

15.      Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1997.

16.    О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVIII видов. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 // Вестник образования. – 1998. – № 4.

17.      Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития / Под ред. Л.И. Романовой, Н.А. Цыпиной. – М., 1993.

18.      Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995.

19.      Типовое положение о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении: Психолого-педагогические рекомендации / Научн. ред. Л.И. Шипицина. – СПб., 1999.

20.      Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – М., 1994.

21.      Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушениями зрения в начальных классах / Под ред. Л.И. Плаксиной. – Калуга, 1998.

22.      Шевченко С.Г. Коррекционно-развиваюшее обучение. Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.

23.      Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1996.

 

1.9                Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

1. Видеодвойка, видеокассеты: « Аномальный ребенок», « Л.С.Выготский», « В стране глухих», и др.

2. Ноутбук, мультимедиапроекты.

 

 

1.10. Примерные зачётные тестовые задания.

ВАРИАНТ 1

 

для студентов____курса  факультета_____________________________

 

Студент (ФИО)………………………………………………………………………………

 

ДЕ-1:   1. Обучение и воспитание детей с различными отклонениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования – это …………… обучение.

2. Логопедия – это наука:

а) о предупреждении и коррекции речевых расстройств;

б) о функциональных и других видах патологии речи;

в) о лечебных воздействиях;

г) о воспитании и обучении детей с недостатком слуха.

3. Наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения это ……………

4. Возмещение нарушенных или утраченных функций за счет усиления работы сохранных анализаторов это ………..

5.Предметом коррекционной педагогики является:

а) содержание, формы и методы воспитания детей;

б) особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями;

в) воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями;

ДЕ-2: 6. К вариантам психического дизонтогенеза относятся:

а) психическое недоразвитие;

б) дифицитарное развитие;

в) задержанное развитие;

г) диссоциированное развитие;

д) искаженное развитие

е) развитие в сензитивный период.

7.Задержка психического развития – это:

а) временная приостановка в развитии;

б) деменция;

в) индивидуальный вариант психического процесса, характеризующийся незрелостью психических функций;

г) невротическая реакция.

8. К категориям детей с отклонениями в развитии не относятся:

а) дети с нарушением зрения;

б) дети с недостатками умственного развития;

в) дети с физиологической дислалией;

г) педагогически запущенные дети;

д) дети с задержкой психомоторного и речевого развития.

9. Детский церебральный паралич – это:

а) нарушение  произвольных движений при заболевании центральной нервной системы;

б) соматическое заболевание;

в) результат патологической активности коры головного мозга.

10. Дефект – это:

а) нарушение;

б) незрелость;

в) аномалия.

ДЕ -3. 11. Чрезмерное усиление отдельных черт характера называется ………… характера.

12. Утрата речи при локальных поражениях коры головного мозга – это:

а) алалия;

б) афазия;

в) афония;

г) алексия

13. Гипердинамический синдром проявляется:

а) в двигательной расторможенности;

б) в нарушении тонкой моторики;

в) в нарушении артикуляционной моторики.

14. Взаимодействие с ребенком с ограниченными возможностями специалистов разного профиля составляет сущность ………… метода в коррекционной педагогике.

15. Амбидекстрия – это:

а) нарушение письменной речи;

б) хорошее владение правой и левой рукой;

в) дальнозоркость.

ДЕ -4. 16. ………… - это система медико-педагогических мер, направленных на включение лиц с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

17. Направление реабилитационной и коррекционной работы с лицами, имеющими отклонение в развитии, целью которого является предупреждение и преодоление нарушений психического развития – это …………..

18. Мутизм – это:

а) психогенно-обусловленное безречие;

б) судорожное расстройство темпа, ритма и плавности речи;

в) убыстренный темп речи.

19. Задачей работы психолого-медико-педагогических комиссий является:

а) выявление нарушений психофизического развития;

б) определение типа медико-воспитательного учреждения;

в) составление коррекционно-развивающих программ.

20. Аутизм – это:

а) эндогенный психоз, приводящий к нарушению мотивационного  компонента мышления;

б) нарушение восприятия;

в) нарушение памяти.

ВАРИАНТ 2

 

ДЕ-1: 1. Возмещение нарушенных или утраченных функций за счет усиления работы сохранных анализаторов это ………..

2. Наука о воспитании и обучении детей с нарушениями слуха это ……………

3. Обучение и воспитание детей с различными отклонениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования – это …………… обучение.

4. Логопедия – это наука:

а) о предупреждении и коррекции речевых расстройств;

б) о функциональных и других видах патологии речи;

в) о лечебных воздействиях;

г) о воспитании и обучении детей с недостатком слуха.

5.Предметом коррекционной психологии является:

а) содержание, формы и методы воспитания детей;

б) особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями;

в) воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями;

ДЕ-2: 6. К вариантам психического дизонтогенеза  не относится:

а) психическое недоразвитие;

б) дифицитарное развитие;

в) задержанное развитие;

г) диссоциированное развитие;

д) искаженное развитие

е) развитие в сензитивный период.

7.Задержка психического развития – это:

а) временная приостановка в развитии;

б) деменция;

в) индивидуальный вариант психического процесса, характеризующийся незрелостью психических функций;

г) невротическая реакция.

8. К категориям детей с отклонениями в развитии  относятся:

а) дети с нарушением зрения;

б) дети с недостатками умственного развития;

в) дети с физиологической дислалией;

г) дети с тяжелыми нарушениями речи;

д) дети с задержкой психомоторного и речевого развития.

9. Дефект – это:

а) нарушение;

б) незрелость;

в) аномалия.

10.Детский церебральный паралич – это:

а) нарушение  произвольных движений при заболевании центральной нервной системы;

б) соматическое заболевание;

в) результат патологической активности коры головного мозга.

ДЕ -3. 11. Чрезмерное усиление отдельных черт характера называется ………… характера.

12. Утрата речи при локальных поражениях коры головного мозга – это:

а) алалия;

б) афазия;

в) афония;

г) алексия

13.Гипердинамический синдром проявляется:

а) в двигательной расторможенности;

б) в нарушении тонкой моторики;

в) в нарушении артикуляционной моторики.

14. Взаимодействие с ребенком с ограниченными возможностями специалистов разного профиля составляет сущность ………… метода в коррекционной педагогике.

15. Амбидекстрия – это:

а) нарушение письменной речи;

б) хорошее владение правой и левой рукой;

в) дальнозоркость.

ДЕ -4. 16. Задачей работы психолого-медико-педагогических комиссий является:

а) выявление нарушений психофизического развития;

б) определение типа медико-воспитательного учреждения;

в) составление коррекционно-развивающих программ.

17. ………… - это система медико-педагогических мер, направленных на включение лиц с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

18. Мутизм – это:

а) психогенно-обусловленное безречие;

б) судорожное расстройство темпа, ритма и плавности речи;

в) убыстренный темп речи.

19.Направление реабилитационной и коррекционной работы с лицами, имеющими отклонение в развитии, целью которого является предупреждение и преодоление нарушений психического развития – это …………..

20. Аутизм – это:

а) эндогенный психоз, приводящий к нарушению мотивационногокомпонента мышления;

б) нарушение восприятия;

в) нарушение памяти.

 

Ключ к заданиям варианта № 2

 

 

ДЕ

        № вопр.

ДЕ-1

ДЕ-2

ДЕ-3

ДЕ-4

1

компенсация

е

акцентуацией

а,б

2

сурдопедагогика

а

б

реабилитация

3

интегрированное

а,б,г,д

а

а

4

а

в

комплексного

психокоррекция

5

б

а

б

а

 

Критерии оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)

«2» - менее 11 б.     «3» - 12-14 б.     «4» - 15-17 б.   «5» - 18-20 б.

 

1.11. Примерный перечень вопросов к экзамену.

 

1. Предмет и задачи коррекционной педагогики.

2. Предмет и задачи специальной психологии.

3. Современные критерии нормального и отклоняющегося развития.

4. Принципы построения системы коррекционно- педагогических  учреждений и услуг детям с нарушениями в развитии.

5. Виды психического дизонтогенеза.

6. Теории компенсации дефекта. Выготский Л.С. о дефекте и компенсации.

7. Компенсаторная и коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса , реализуемая в отношении детей с нарушениями в развитии.

8. Понятие органической и функциональной патологии.

9. Понятие, сущность и содержание реабилитационно-педагогической работы с аномальными детьми.

10. Умственная отсталость, формы умственной отсталости.

11. Социально-педагогические и индивидуально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в общество.

12. Олигофрения, степени выраженности. Классификация олигофрений по М.С. Певзнер.

13. Учет клинико-физиологических особенностей и особенностей познавательной деятельности аномальных детей в организации учебного процесса.

14. Дети с задержкой психического развития, общая характеристика.

15. Особенности использования дидактических методов в обучении аномальных детей.

16.Дети с недостатками слуха, классификация.

17. Специфические средства обучения аномальных детей.

18. Особенности самооценки и дружеских отношений детей с недостатками слуха.

19. Содержание образования в специальных коррекционно-образовательных учреждениях различных типов.

20. Дети с недостатками зрения, классификация.

21. Принципы воспитания и специфика их реализации в отношении аномальных детей.

22. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения.

23. Направления воспитания и специфика достижения воспитательных целей в отношении к детям с нарушениями в развитии.

24. Дети с церебральными параличами, формы ДЦП.

25. Методы воспитания и особенности их применения в воспитательном процессе, реализуемом в отношении аномальных детей различных категорий.

26. Психологические особенности детей с ДЦП.

27. Особенности организации деятельности детей с различными нарушениями в развитии.

28. Особенности развития детей с недостатками зрения и слуха.

29. Особенности формирования и развития коллектива аномальных детей.

30. Психологическая характеристика детей с эмоционально-волевыми нарушениями.

31. Семья  как специфическая  воспитательная система, особенности отношений , модели семейного воспитания детей с различными нарушениями в развитии.

32. Причины и условия девиантного поведения подростков.

33. Общественные организации инвалидов и благотворительные фонды как специфические социально-воспитательные системы.

34. Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков.

35. Социально-педагогическая направленность профилактической и коррекционно-педагогической работы с несовершеннолетними.

36. Проблемы адаптации детей к школе.

37. Дети группы « риска».

38. Причины и коррекция детской агрессивности.

39.Агрессивное поведение педагогов.

40. Психодиагностика нарушений развития у детей.

41.Психологическая служба в специальных коррекционных образовательных учреждениях.

42. Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности.

43. Нормативно-правовая база коррекционно-образовательного процесса.

44. Психолого-медико-педагогическая консультация, ее роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребенка.

45. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков.

 

1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии).

 

1.13. Примерная тематика рефератов.

1. Современные  представления   о нормальном и отклоняющемся развитии.

2. Влияние эмоционального состояния женщины во время беременности на психическое развитие ребенка.

3. Обучаемость  как дифференциально-диагностический и прогностический критерий в оценке психического состояния ребенка.

4.  Смена ведущих деятельностей при различных отклонениях в развитии.

5. Особенности готовности к школьному обучению при различных видах отклоняющегося развития.

6. Речевые нарушения как фактор личностно-социального развития детей и подростков.

7. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения.

8. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха.

9. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

10. Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции.

 

1.14. Примерная тематика курсовых работ.

1. Сравнительный анализ основных тенденций психического развития при задержке психического развития и умственной отсталости.

2. Возможности и ограничения  педагогической диагностики отклоняющегося развития.

3. Психотерапия в контексте психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

4. Современная концепция специальной психологической помощи.

5. Невротические расстройства в контексте отклоняющегося развития.

6. Роль обучения в процессе коррекции отклонений в развитии.

 

1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

 

1. Специальная психология как отрасль знаний и профессиональная деятельность.

2.    Проблема нормы и патологии в современной науке.

3.    Сущность депривационных феноменов.

 

1.16.  Методика(и) исследования (если есть).

Не предусмотрена.

 

1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов пот данной дисциплине.

Не предусмотрена.

 

РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины.

Введение  этой дисциплины обусловлено как усилением дифференциации детей и подростков в усвоении общего образовании, необходимостью обеспечить учет индивидуальных особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе, так и ростом количества детей и подростков с различными нарушениями развития.

      Педагоги всех ступеней общего образования должны быть вооружены элементарными знаниями о причинах и проявлениях дефектов развития и путях коррекции.

      Изучение дисциплины осуществляется на лекциях,  практических занятиях и в процессе самостоятельной работы студентов.

     В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы отечественной специальной психологии и коррекционной педагогики, рассматриваются основные виды интеллектуальных и психофизических нарушений развития, методы их изучения, организация коррекционного процесса.

        На практических занятиях студенты систематизируют и закрепляют теоретические знания, изучают нормативные документы и документацию ПМПК.

Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку реферативных сообщений по категориям нарушений, анализируют литературные источники по данным проблемам.

 

РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.

Тема1: Коррекционная педагогика и специальная психология в системе наук о человеке.

Специальная психология, её объект и предмет. Цели специальной психологии:

       изучение общих и специфических закономерностей психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности;

       психологическое обоснование путей и методов коррекционного воздействия и социальной реабилитации лиц с отклонениями в развитии;

       разработка рекомендаций по профилактике отклонений в развитии.

Специальная педагогика как наука об изучении, специальном образовании, воспитании и методах социальной адаптации детей и подростков с нарушениями развития.

Цели специальной педагогики:

       определение категории лиц, нуждающихся в специальном образовании и воспитании;

       создание классификации лиц с нарушением развития для определения целей, содержания и методов коррекционного образования, оказания психологической и медицинской помощи для каждой категории;

       определение общих принципов и методов коррекционного образования и воспитания.

Основные категории специальной психологии и специальной педагогики: дефект, дизонтогенез, аномалия развития, виды и структура дефектов, первичный дефект и вторичные нарушения, коррекция, ее виды; компенсация; социальная реабилитация; социальная адаптация.

Дети с особыми образовательными нуждами, проблемами здоровья и жизнедеятельности. Дети-инвалиды и дети с дефектами.

Отрасли специальной психологии и специальной педагогики.

Значение работ Л.С. Выготского для специальной психологии и коррекционной педагогики.

Единство закономерностей нормального и нарушенного психического развития.

Место специальной психологии и специальной педагогики в системе научных дисциплин. Связь дефектологии с медицинскими, психологическими, педагогическими науками, лингвистикой, общественными науками, правом.

Основные научные теории коррекционной педагогики.

Традиционные, нетрадиционные и современные технологии в специальном образовании. Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии.

 

2 Тема: Классификация и виды отклонений в развитии и поведении.

 

3 Тема: Коррекционно-педагогическая деятельность с детьми с отклонениями в развитии и поведении.

 

Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека.

Понятия недоразвитие, отклонение в развитии, нарушение развития.

Дефект, виды и классификация дефектов развития.

Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза.

 

Причины нарушений развития. Классификация причин:

       по времени воздействия на организм ребенка (пренатальные, натальные, постнатальные);

       по характеру (эндогенные, экзогенные);

       по происхождению (органические, функциональные). Наследственная патология. Генные и хромосомные нарушения. Социальная депривация.

Первичный (основной) дефект, осложненный дефект. Первичные и вторичные отклонения в развитии. Лица с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Детская инвалидность. Понятие о сложной структуре дефекта. Влияние дефекта на психическое развитие ребенка. Понятия абилитация и реабилитация.

Закономерности психического развития, общие для всех типов аномалий. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.

Краткая характеристика слуховых ощущений и восприятий. Причины и виды нарушений слуха у детей и подростков. Врожденные и приобретенные нарушения слуха. Методы исследования слуха.

Степени нарушений слуха. Значение времени, степени и характера поражения слуха для развития речи и общего развития ребенка.

Первичный дефект и вторичные нарушения развития при поражении слуха у детей.

Глухие дети. Особенности развития ранооглохших и позднооглохших детей, психологические особенности глухих.

Слабослышащие дети, их психофизиологическая характеристика.

Сурдотехнические средства.

Тактильная и жестовая речь.

Специальные дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушением слуха.

Коррекционная работа, общее развитие, физическое оздоровление, психокоррекция дошкольников с дефектами слуха, подготовка их к обучению в школе.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха. Особенности учебно-воспитательного процесса в этих учреждениях.

Деятельность Всероссийского общества глухих (ВОГ).

Особенности устной и письменной речи, учебной деятельности, поведения, общения учащихся со сниженным слухом в условиях общеобразовательной школы. Приемы выявления и изучения этих учащихся, осуществление индивидуального подхода.

Гигиена органов слуха. Профилактика нарушений слуха. Психокоррекция лиц с нарушениями слуха.

Зрительные ощущения и восприятия. Их роль в развитии человека.

Причины и виды нарушений зрения у детей и подростков. Врожденные и приобретенные, органические и функциональные нарушения зрения.

Классификация нарушений зрения. Значение времени, степени и характера патологии зрения для развития ребенка.

Первичные дефекты и вторичные психофизические отклонения при нарушениях зрения у детей.

Особенности развития незрячих детей.

Психолого-педагогическая характеристика частично зрячих детей.

Деятельность общественных организаций по организации помощи лицам с нарушениями зрения (на примере ВОС).

Особенности проявления зрительной патологии у дошкольников и учащихся средней школы. Психологические особенности детей этой категории. Приемы выявления и изучения таких детей, осуществление индивидуального подхода.

Гигиена и охрана органов зрения у детей. Система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений зрения.

 

Причины и виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич (ДЦП). Особенности психофизического развития детей с ДЦП. Полиомиелит, его последствия.

Система помощи детям данной категории. Основные направления коррекционной работы в специальных учреждениях. Психокоррекция.

Нарушения осанки и другие виды нарушений опорно-двигательного аппарата у учащихся средней школы (сколиоз, кифоз и т.п.), психологические особенности таких учащихся. Профилактика и коррекция.

Значение речевого общения для нормального развития речи и общего развития ребенка.

 

Билингвизм как причина патологии речевого развития.

Общая характеристика нарушений устной и письменной речи.

Причины и виды нарушений звукопроизношения. Проявление этих нарушений в устной и письменной речи школьников. Методы коррекционной работы, психокоррекция и профилактические мероприятия.

Фонетико-фонематические нарушения речи (ФФН). Причины, влияние на формирование устной и письменной речи

 

. Типичные ошибки в устной и письменной речи, их влияние на психосоциальное развитие школьников.

Общее недоразвитие речи (ОHP). Особенности развития детей с ОНР. Пути профилактики и коррекции ОНР.

Нарушения письменной речи. Причины, виды, типичные проявления. Методы выявления, основные направления коррекционной работы, профилактика нарушений чтения и письма.

Приемы обследования речи, выявление речевых нарушений.

Логопедическая помощь детям с нарушениями речи. Психокоррекция и коррекция личностного развития детей с нарушениями речи. Роль дошкольной диспансеризации в выявлении дефектов речи у детей. Работа логопедов детских поликлиник по коррекции речевых нарушений и подготовке детей к школьному обучению.

Дошкольные учреждения и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Школьные логопункты. Совместная работа логопеда и учителя по устранению дефектов речи у школьников, преодолению психических отклонений. Индивидуальный подход к учащимся с дефектами речи. Коррекция дефектов и профилактика нарушений детской речи в школе.

Система мероприятий по профилактике нарушений речи.

 

Причины и виды нарушений общения у детей.

Подходы к определению понятия нарушения общения в отечественной и зарубежной литературе.

Характеристика детей, страдающих ранним детским аутизмом (РДА), пути его преодоления, коррекция недостатков в личностном развитии детей с РДА.

Основные направления коррекционной работы и подготовка к школьному обучению детей с нарушениями общения. Психокоррекци-онная работа и социализация лиц с РДА (Приложение 9).

Дифференциальная диагностика нарушений общения и других отклонений развития.

Причины и виды нарушений интеллектуального развития. Подходы к диагностике и определению нарушений интеллектуального развития в отечественной и зарубежной литературе.

Готовность ребенка к школьному обучению. Неготовность к школе как причина трудностей в обучении и школьной дезадаптации.

Умственная отсталость. Понятие умственная отсталость в отечественной и зарубежной литературе. Причины и классификация умственной отсталости.

Врожденная умственная отсталость – олигофрения. Классификация олигофрении по степени снижения интеллекта (идиоты, имбецилы, дебилы). Характеристика отдельных групп детей-олигофренов (по М.С. Певз-нер), особенности их психики и поведения.

Приобретенная умственная отсталость – деменция. Виды деменции. Психолого-педагогическая характеристика школьников с деменцией. Особенности проявления деменции в детском возрасте.

Отличие олигофрении от деменции.

Коррекционная работа с умственно отсталыми. Учреждения для умственно отсталых детей и подростков.

Задержка психического развития. Дети с трудностями обучения и коррекционная работа с ними в общеобразовательной школе.

Понятие о задержке психического развития (ЗПР) как одном из видов нарушений развития. Причины ЗПР.

Классификация детей, имеющих ЗПР. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика основных групп детей с ЗПР.

Выявление и изучение детей с ЗПР в дошкольном и младшем школьном возрасте; организация коррекционно-воспитательной работы с ними; индивидуальный подход и психокоррекция.

Роль дошкольного воспитания и социальной среды в возникновении, профилактике и преодолении ЗПР у детей.

Проявления неготовности к началу школьного обучения у детей с ЗПР.

Организация обучения детей и подростков с ЗПР. Предупреждение ЗПР.

Пограничные состояния. Дети и подростки группы риска. Предупреждение ЗПР.

Деятельность диагностических, коррекционных классов и классов компенсирующего обучения.

Дифференциальная диагностика умственной отсталости, задержки психического развития, последствий нарушений слуха, речи, поведения, социально-педагогической запущенности.

Причины и виды сложных нарушений развития.

Сенсорные комплексные нарушения развития (слепоглухонемота, слепоглухота). Особенности психического развития детей этих категорий.

Сочетание сенсорного и интеллектуального дефектов, моторных, речевых и интеллектуальных нарушений. Особенности психического развития и поведения детей этих категорий.

Система помощи детям этой группы; специальные учреждения. Коррекционно-развивающая работа с этими детьми. Психокоррекция и социально-психологическое сопровождение.

 

Распространенность нервно-психических нарушений развития в детской популяции.

Конфликтные переживания детей, их причины, проявления, влияние на поведение и успеваемость. Школьная дезадаптация.

Роль школы в предупреждении и преодолении конфликтных переживаний и ситуаций ребенка. Индивидуальный подход, меры психолого-педагогического воздействия.

Дети с нервно-психическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения и др.) и психогенными расстройствами (психопатии, неврозы и др.), особенности их психофизического развития. Выявление и изучение детей с нервно-психическими нарушениями в школе.

Особенности обучения и воспитания таких детей в начальной и средней школе. Индивидуальный подход. Единство требований и действий семьи и школы.

Профилактика нарушений нервно-психического развития.

 

Причины патологии поведения детей и подростков. Акцентуации характера. Девиантное и деликвентное поведение.

Основные виды патологии поведения: повышенная агрессивность, аффективные вспышки, клептомания, склонность к бродяжничеству, сексуальные нарушения и др. Негативизм. Психологические особенности подростков с различными видами патологии поведения. Психолого-педагоги-ческая коррекция.

Пути профилактики и коррекции нарушений поведения у детей и подростков с сохранным интеллектом.

Работа с родителями и повышение психолого-педагогической культуры педагогов как направления коррекционной работы.

 

4 тема:  Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении в РФ.

 

Система консультативно-диагностической помощи детям и подросткам с нарушениями развития.

Цели и организация работы ПМПК.

Основные документы, регламентирующие деятельность ПМПК. Состав, организация работы и документация ПМПК.

Формы и методы изучения детей с нарушениями развития в детских дошкольных учреждениях и школе.

Подготовка и оформление документов (психолого-педагогическая характеристика, письменные работы, рисунки и т.п.) учащихся для ПМПК.

Формы и методы обследования детей в ПМПК. Изучение документации и продуктов деятельности детей. Клиническое, психолого-педагогическое изучение ребенка. Заключение ПМПК о состоянии ребенка. Работа с родителями.

 

Нарушения психофизического развития, девиантное и делинквентное поведение детей и подростков как социальная проблема.

Забота об экологии как профилактика возникновения отклонений в биологическом развитии.

Роль социально-педагогических факторов в возникновении нарушений психофизического развития и поведения детей и подростков, профилактика этих нарушений.

Медико-психолого-педагогическая пропаганда планирования семьи, забота о здоровье будущих родителей – одно из направлений профилактики нарушений развития. Генетическое консультирование будущих родителей.

Психолого-социальная защита детей и подростков. Психологическое консультирование родителей и детей.

 

История становления и развития национальных систем специального образования

Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.

Технологии и методы специального образования.

Формы организации специального обучения.

Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.

Основные международные документы и отечественные законодательные акты, определяющие социальный статус детей и инвалидов. Основные права, юридическое обеспечение их соблюдения, организация помощи, образования, воспитания и трудоустройства инвалидов.

Система дифференцированного и интегрированного обучения. Система помощи детям с отклонениями в развитии в России: учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты.

 

РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий)

Агрессивное поведение – враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому человеку. Возникает как импульсивная реакция в условиях конфликта, невозможности удовлетворения потребностей.

Адаптация социальная  -  активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Аутизм -  состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Госпитализм  -  синдром физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита общения близкими взрослыми, в частности, в результате помещения в детское учреждение закрытого типа.

Деменция  -  стойкое и необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы.

Депривация  -  психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей.

Дефект  -  физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа  -  система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей.

Психокоррекция  -  направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление  нарушений психического развития.

Реабилитация  - система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Регресс  -  деградация некоторой функции, ее возврат на более низкий уровень развития.

Сложный дефект  -   сочетание двух и более дефектов развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составляющих.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения  -  учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!