Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Уважаемые студенты!
По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова, могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.
Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.
Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru
При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.
Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.
С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru
ТЕМА 1. Коррекционная педагогика и специальная психология в системе наук о человеке.
Предмет и задачи коррекционной педагогики и специальной психологии. Взаимосвязь коррекционной педагогики и специальной психологии с другими отраслями знаний. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.
Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками. Принципы коррекционно-педагогической деятельности. Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.
ТЕМА 2. Классификации и виды отклонений в развитии и поведении детей.
Понятие «норма» и «аномалии» в психическом и личностном развитии ребенка. Закономерности психического развития и особенности детей с психическими и физическими недостатками. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте. Первичный дефект и вторичные нарушения. Структура дефекта. Закономерности, специфичные для отдельных категорий нарушенного развития: умственная отсталость, ЗПР, речевые нарушения, сенсорные нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата, сложный дефект развития.
Проблемы эмоционального развития в детском возрасте. Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков. Природа детской агрессивности.
Причины и условия деформации личностного развития ребенка.
ТЕМА 3. Коррекционно-педагогическая деятельность с детьми с отклонениями в развитии и поведении.
Диагностика отклонений в развитии ребенка. Значение ранней коррекции в развитии ребенка. Дети с различными нарушениями в дошкольном образовательном учреждении и в общеобразовательной школе. Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии и поведении.
Особенности организации коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения. Социально-трудовая реабилитация учащихся специального образовательного учреждения.
ТЕМА 4. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении в РФ.
Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений: виды и функции.
Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности. Нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе. Психолого -медико -педагогическая консультация и ее роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребенка. Государственная система специальной поддержки и социальной защиты детей и подростков.
1.4.1. Темы самостоятельного изучения
№
|
Тема
|
Кол-во час. |
Форма контроля.
|
1 |
История становления и развития специального образования. |
2 |
Защита рефератов |
2 |
Коррекционно-педагогическая деятельность. |
2 |
Схемы общих и специальных методов коррекционной педагогики. |
3 |
Причины и виды нарушений развития.
|
20 |
Презентация мультимедиапроектов. Таблицы причин и видов нарушений. Словарь терминов. Конспекты. |
4 |
Концепции Л.С. Выготского по коррекционной педагогике.
|
2 |
Презентация мультимедиапроектов |
5 |
Семья как субъект коррекционного процесса.
|
10 |
Таблица форм (видов) работы с родителями детей с ОВЗ. Рекомендации по коррекции отклонений в развитии и поведении для родителей. |
6 |
Система помощи детям с нарушениями развития в России.
|
14 |
Схема личностных качеств педагога. Конспекты федеральных, региональных законов об образовании детей с ОВЗ. |
7 |
Профилактика отклонений в развитии и поведении.
|
10 |
Составление конспектов по нарушениям и отклонениям в поведении для бесед с родителями, педагогами. |
|
Всего часов |
60 |
|
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.
Тема: Коррекционная педагогика и специальная психология в системе наук о человеке.
План:
1. Круглый стол по вопросам для обсуждения.
2. Проверка заданий для самостоятельной работы.
Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы.
1. Составьте схемы общих и специальных методов педагогической коррекции.
2. Выпишите основные категории коррекционной педагогики и психологии.
Литература:
Коррекционная педагогика /Под ред. Б. П. Пузанова. – М., 1998
Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М., 1990
Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2 ч. – М., 1966
Специальная педагогика /Под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2000
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
Тема: Классификация и виды отклонений в развитии и поведении.
План:
1. Обсуждение основных вопросов по теме.
2. Проверка заданий для самостоятельной работы.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «норма» и «аномалии» в психическом и личностном развитии ребенка.
2. Закономерности психического развития и особенности детей с психическими и физическими недостатками.
3. Первичный дефект и вторичные нарушения. Структура дефекта.
4. Закономерности, специфичные для отдельных категорий нарушенного развития. Проблемы эмоционального развития в детском возрасте.
5. Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков.
6. Детская агрессивность.
7. Причины и условия деформации личностного развития ребенка.
Задания для самостоятельной работы.
1. Выпишите концепции Л.С.Выготского особо значимые для коррекционной педагогики.
2. Составьте схему причин нарушений развития ребенка.
Литература:
Выготский Л.С. Собр.соч. т.5.М., 1983.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968
Братусь Б. С. Аномалии личности. – М., 1988
Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973
Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.
Тема: Коррекционно-педагогическая деятельность с детьми с отклонениями в развитии и поведении.
План:
1. Круглый стол по вопросам для обсуждения.
2. Проверка заданий для самостоятельной работы.
Вопросы для обсуждения:
1. Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии.
2. Содержание педагогической и психологической характеристики детей с нарушениями в развитии и поведении.
3. Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками с ЗПР.
4. Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками с умственной отсталостью.
5. Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками с нарушениями ЭВС.
6. Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками с сенсорными нарушениями.
7. Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками с нарушениями функций ОДА.
8. Особенности организации коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения.
9. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков.
10.Социально-педагогическая направленность профилактической и коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте таблицу видов (форм) работы с родителями детей с отклонениями в развитии.
2. Выпишите трудности обучения учащихся с нарушениями развития.
3. Составьте рекомендации по коррекции отклоняющегося поведения для педагогов и родителей.
Литература:
1. Алмазов Б. Н., Грищенко Л. А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. – Свердловск, 1987
2. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М., 1993
3. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986
4. Миньковский Г. М. Профилактика правонарушений среди молодежи. – Киев, 1985.
5. Тарас А.Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних. – Минск, 1982
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.
Тема: Государственная система коррекционной поддержки и социальной зашиты детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении в РФ.
План:
1. Круглый стол по вопросам для обсуждения.
2. Проверка заданий для самостоятельной работы.
Вопросы для обсуждения:
1.Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности.
2.Нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе.
3. Психолого-медико-педагогическая консультация и ее роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребенка.
4. Государственная система специальной поддержки и социальной защиты детей и подростков.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте схему личностных качеств педагога.
2. Составить конспект федерального закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) 18.06.1996г. ( гл.1,ст.1, гл 2, ст.7, гл3., ст10, 11,13, 1415, 16, 17, 18, 20,21, 23).
Литература:
Коррекционная педагогика /Под ред. Б. П. Пузанова. – М., 1998
Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М., 1990
Специальная педагогика /Под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2000
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.8.1. Рекомендуемая литература.
Основная литература
Дополнительная литература
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психофизического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1984.
2. Буняев М.Н. Беседы о детской психиатрии. – М., 1992.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4, 5.
4. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм / Под ред. К.С. Лебединской, О.С. Никольской и др. – М., 1981.
5. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия /Сост. В.М. Астапов. – М., 1995.
6. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1997.
7. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.
8. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.
9. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1992.
10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
11. Кондратенко В.Г. Девиантное поведение: социально-психологический и педагогический аспект. – Минск, 1998.
12. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1999.
13. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
14. Лебединская К.С. и др. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Клинико-педагогическая характеристика «трудных» подростков. – М., 1998.
15. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1997.
16. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 // Вестник образования. – 1998. – № 4.
17. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития / Под ред. Л.И. Романовой, Н.А. Цыпиной. – М., 1993.
18. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995.
19. Типовое положение о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении: Психолого-педагогические рекомендации / Научн. ред. Л.И. Шипицина. – СПб., 1999.
20. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – М., 1994.
21. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушениями зрения в начальных классах / Под ред. Л.И. Плаксиной. – Калуга, 1998.
22. Шевченко С.Г. Коррекционно-развиваюшее обучение. Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.
23. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1996.
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Видеодвойка, видеокассеты: « Аномальный ребенок», « Л.С.Выготский», « В стране глухих», и др.
2. Ноутбук, мультимедиапроекты.
1.10. Примерные зачётные тестовые задания.
ВАРИАНТ 1
для студентов____курса факультета_____________________________
Студент (ФИО)………………………………………………………………………………
ДЕ-1: 1. Обучение и воспитание детей с различными отклонениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования – это …………… обучение.
2. Логопедия – это наука:
а) о предупреждении и коррекции речевых расстройств;
б) о функциональных и других видах патологии речи;
в) о лечебных воздействиях;
г) о воспитании и обучении детей с недостатком слуха.
3. Наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения это ……………
4. Возмещение нарушенных или утраченных функций за счет усиления работы сохранных анализаторов это ………..
5.Предметом коррекционной педагогики является:
а) содержание, формы и методы воспитания детей;
б) особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями;
в) воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями;
ДЕ-2: 6. К вариантам психического дизонтогенеза относятся:
а) психическое недоразвитие;
б) дифицитарное развитие;
в) задержанное развитие;
г) диссоциированное развитие;
д) искаженное развитие
е) развитие в сензитивный период.
7.Задержка психического развития – это:
а) временная приостановка в развитии;
б) деменция;
в) индивидуальный вариант психического процесса, характеризующийся незрелостью психических функций;
г) невротическая реакция.
8. К категориям детей с отклонениями в развитии не относятся:
а) дети с нарушением зрения;
б) дети с недостатками умственного развития;
в) дети с физиологической дислалией;
г) педагогически запущенные дети;
д) дети с задержкой психомоторного и речевого развития.
9. Детский церебральный паралич – это:
а) нарушение произвольных движений при заболевании центральной нервной системы;
б) соматическое заболевание;
в) результат патологической активности коры головного мозга.
10. Дефект – это:
а) нарушение;
б) незрелость;
в) аномалия.
ДЕ -3. 11. Чрезмерное усиление отдельных черт характера называется ………… характера.
12. Утрата речи при локальных поражениях коры головного мозга – это:
а) алалия;
б) афазия;
в) афония;
г) алексия
13. Гипердинамический синдром проявляется:
а) в двигательной расторможенности;
б) в нарушении тонкой моторики;
в) в нарушении артикуляционной моторики.
14. Взаимодействие с ребенком с ограниченными возможностями специалистов разного профиля составляет сущность ………… метода в коррекционной педагогике.
15. Амбидекстрия – это:
а) нарушение письменной речи;
б) хорошее владение правой и левой рукой;
в) дальнозоркость.
ДЕ -4. 16. ………… - это система медико-педагогических мер, направленных на включение лиц с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.
17. Направление реабилитационной и коррекционной работы с лицами, имеющими отклонение в развитии, целью которого является предупреждение и преодоление нарушений психического развития – это …………..
18. Мутизм – это:
а) психогенно-обусловленное безречие;
б) судорожное расстройство темпа, ритма и плавности речи;
в) убыстренный темп речи.
19. Задачей работы психолого-медико-педагогических комиссий является:
а) выявление нарушений психофизического развития;
б) определение типа медико-воспитательного учреждения;
в) составление коррекционно-развивающих программ.
20. Аутизм – это:
а) эндогенный психоз, приводящий к нарушению мотивационного компонента мышления;
б) нарушение восприятия;
в) нарушение памяти.
ВАРИАНТ 2
ДЕ-1: 1. Возмещение нарушенных или утраченных функций за счет усиления работы сохранных анализаторов это ………..
2. Наука о воспитании и обучении детей с нарушениями слуха это ……………
3. Обучение и воспитание детей с различными отклонениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования – это …………… обучение.
4. Логопедия – это наука:
а) о предупреждении и коррекции речевых расстройств;
б) о функциональных и других видах патологии речи;
в) о лечебных воздействиях;
г) о воспитании и обучении детей с недостатком слуха.
5.Предметом коррекционной психологии является:
а) содержание, формы и методы воспитания детей;
б) особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями;
в) воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями;
ДЕ-2: 6. К вариантам психического дизонтогенеза не относится:
а) психическое недоразвитие;
б) дифицитарное развитие;
в) задержанное развитие;
г) диссоциированное развитие;
д) искаженное развитие
е) развитие в сензитивный период.
7.Задержка психического развития – это:
а) временная приостановка в развитии;
б) деменция;
в) индивидуальный вариант психического процесса, характеризующийся незрелостью психических функций;
г) невротическая реакция.
8. К категориям детей с отклонениями в развитии относятся:
а) дети с нарушением зрения;
б) дети с недостатками умственного развития;
в) дети с физиологической дислалией;
г) дети с тяжелыми нарушениями речи;
д) дети с задержкой психомоторного и речевого развития.
9. Дефект – это:
а) нарушение;
б) незрелость;
в) аномалия.
10.Детский церебральный паралич – это:
а) нарушение произвольных движений при заболевании центральной нервной системы;
б) соматическое заболевание;
в) результат патологической активности коры головного мозга.
ДЕ -3. 11. Чрезмерное усиление отдельных черт характера называется ………… характера.
12. Утрата речи при локальных поражениях коры головного мозга – это:
а) алалия;
б) афазия;
в) афония;
г) алексия
13.Гипердинамический синдром проявляется:
а) в двигательной расторможенности;
б) в нарушении тонкой моторики;
в) в нарушении артикуляционной моторики.
14. Взаимодействие с ребенком с ограниченными возможностями специалистов разного профиля составляет сущность ………… метода в коррекционной педагогике.
15. Амбидекстрия – это:
а) нарушение письменной речи;
б) хорошее владение правой и левой рукой;
в) дальнозоркость.
ДЕ -4. 16. Задачей работы психолого-медико-педагогических комиссий является:
а) выявление нарушений психофизического развития;
б) определение типа медико-воспитательного учреждения;
в) составление коррекционно-развивающих программ.
17. ………… - это система медико-педагогических мер, направленных на включение лиц с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.
18. Мутизм – это:
а) психогенно-обусловленное безречие;
б) судорожное расстройство темпа, ритма и плавности речи;
в) убыстренный темп речи.
19.Направление реабилитационной и коррекционной работы с лицами, имеющими отклонение в развитии, целью которого является предупреждение и преодоление нарушений психического развития – это …………..
20. Аутизм – это:
а) эндогенный психоз, приводящий к нарушению мотивационногокомпонента мышления;
б) нарушение восприятия;
в) нарушение памяти.
Ключ к заданиям варианта № 2
ДЕ № вопр. |
ДЕ-1 |
ДЕ-2 |
ДЕ-3 |
ДЕ-4 |
1 |
компенсация |
е |
акцентуацией |
а,б |
2 |
сурдопедагогика |
а |
б |
реабилитация |
3 |
интегрированное |
а,б,г,д |
а |
а |
4 |
а |
в |
комплексного |
психокоррекция |
5 |
б |
а |
б |
а |
Критерии оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)
«2» - менее 11 б. «3» - 12-14 б. «4» - 15-17 б. «5» - 18-20 б.
1.11. Примерный перечень вопросов к экзамену.
1. Предмет и задачи коррекционной педагогики.
2. Предмет и задачи специальной психологии.
3. Современные критерии нормального и отклоняющегося развития.
4. Принципы построения системы коррекционно- педагогических учреждений и услуг детям с нарушениями в развитии.
5. Виды психического дизонтогенеза.
6. Теории компенсации дефекта. Выготский Л.С. о дефекте и компенсации.
7. Компенсаторная и коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса , реализуемая в отношении детей с нарушениями в развитии.
8. Понятие органической и функциональной патологии.
9. Понятие, сущность и содержание реабилитационно-педагогической работы с аномальными детьми.
10. Умственная отсталость, формы умственной отсталости.
11. Социально-педагогические и индивидуально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в общество.
12. Олигофрения, степени выраженности. Классификация олигофрений по М.С. Певзнер.
13. Учет клинико-физиологических особенностей и особенностей познавательной деятельности аномальных детей в организации учебного процесса.
14. Дети с задержкой психического развития, общая характеристика.
15. Особенности использования дидактических методов в обучении аномальных детей.
16.Дети с недостатками слуха, классификация.
17. Специфические средства обучения аномальных детей.
18. Особенности самооценки и дружеских отношений детей с недостатками слуха.
19. Содержание образования в специальных коррекционно-образовательных учреждениях различных типов.
20. Дети с недостатками зрения, классификация.
21. Принципы воспитания и специфика их реализации в отношении аномальных детей.
22. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения.
23. Направления воспитания и специфика достижения воспитательных целей в отношении к детям с нарушениями в развитии.
24. Дети с церебральными параличами, формы ДЦП.
25. Методы воспитания и особенности их применения в воспитательном процессе, реализуемом в отношении аномальных детей различных категорий.
26. Психологические особенности детей с ДЦП.
27. Особенности организации деятельности детей с различными нарушениями в развитии.
28. Особенности развития детей с недостатками зрения и слуха.
29. Особенности формирования и развития коллектива аномальных детей.
30. Психологическая характеристика детей с эмоционально-волевыми нарушениями.
31. Семья как специфическая воспитательная система, особенности отношений , модели семейного воспитания детей с различными нарушениями в развитии.
32. Причины и условия девиантного поведения подростков.
33. Общественные организации инвалидов и благотворительные фонды как специфические социально-воспитательные системы.
34. Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков.
35. Социально-педагогическая направленность профилактической и коррекционно-педагогической работы с несовершеннолетними.
36. Проблемы адаптации детей к школе.
37. Дети группы « риска».
38. Причины и коррекция детской агрессивности.
39.Агрессивное поведение педагогов.
40. Психодиагностика нарушений развития у детей.
41.Психологическая служба в специальных коррекционных образовательных учреждениях.
42. Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности.
43. Нормативно-правовая база коррекционно-образовательного процесса.
44. Психолого-медико-педагогическая консультация, ее роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребенка.
45. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков.
1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии).
1.13. Примерная тематика рефератов.
1. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.
2. Влияние эмоционального состояния женщины во время беременности на психическое развитие ребенка.
3. Обучаемость как дифференциально-диагностический и прогностический критерий в оценке психического состояния ребенка.
4. Смена ведущих деятельностей при различных отклонениях в развитии.
5. Особенности готовности к школьному обучению при различных видах отклоняющегося развития.
6. Речевые нарушения как фактор личностно-социального развития детей и подростков.
7. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения.
8. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
9. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
10. Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции.
1.14. Примерная тематика курсовых работ.
1. Сравнительный анализ основных тенденций психического развития при задержке психического развития и умственной отсталости.
2. Возможности и ограничения педагогической диагностики отклоняющегося развития.
3. Психотерапия в контексте психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
4. Современная концепция специальной психологической помощи.
5. Невротические расстройства в контексте отклоняющегося развития.
6. Роль обучения в процессе коррекции отклонений в развитии.
1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.
1. Специальная психология как отрасль знаний и профессиональная деятельность.
2. Проблема нормы и патологии в современной науке.
3. Сущность депривационных феноменов.
1.16. Методика(и) исследования (если есть).
Не предусмотрена.
1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов пот данной дисциплине.
Не предусмотрена.
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины.
Введение этой дисциплины обусловлено как усилением дифференциации детей и подростков в усвоении общего образовании, необходимостью обеспечить учет индивидуальных особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе, так и ростом количества детей и подростков с различными нарушениями развития.
Педагоги всех ступеней общего образования должны быть вооружены элементарными знаниями о причинах и проявлениях дефектов развития и путях коррекции.
Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы студентов.
В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы отечественной специальной психологии и коррекционной педагогики, рассматриваются основные виды интеллектуальных и психофизических нарушений развития, методы их изучения, организация коррекционного процесса.
На практических занятиях студенты систематизируют и закрепляют теоретические знания, изучают нормативные документы и документацию ПМПК.
Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку реферативных сообщений по категориям нарушений, анализируют литературные источники по данным проблемам.
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.
Тема1: Коррекционная педагогика и специальная психология в системе наук о человеке.
Специальная психология, её объект и предмет. Цели специальной психологии:
– изучение общих и специфических закономерностей психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности;
– психологическое обоснование путей и методов коррекционного воздействия и социальной реабилитации лиц с отклонениями в развитии;
– разработка рекомендаций по профилактике отклонений в развитии.
Специальная педагогика как наука об изучении, специальном образовании, воспитании и методах социальной адаптации детей и подростков с нарушениями развития.
Цели специальной педагогики:
– определение категории лиц, нуждающихся в специальном образовании и воспитании;
– создание классификации лиц с нарушением развития для определения целей, содержания и методов коррекционного образования, оказания психологической и медицинской помощи для каждой категории;
– определение общих принципов и методов коррекционного образования и воспитания.
Основные категории специальной психологии и специальной педагогики: дефект, дизонтогенез, аномалия развития, виды и структура дефектов, первичный дефект и вторичные нарушения, коррекция, ее виды; компенсация; социальная реабилитация; социальная адаптация.
Дети с особыми образовательными нуждами, проблемами здоровья и жизнедеятельности. Дети-инвалиды и дети с дефектами.
Отрасли специальной психологии и специальной педагогики.
Значение работ Л.С. Выготского для специальной психологии и коррекционной педагогики.
Единство закономерностей нормального и нарушенного психического развития.
Место специальной психологии и специальной педагогики в системе научных дисциплин. Связь дефектологии с медицинскими, психологическими, педагогическими науками, лингвистикой, общественными науками, правом.
Основные научные теории коррекционной педагогики.
Традиционные, нетрадиционные и современные технологии в специальном образовании. Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии.
2 Тема: Классификация и виды отклонений в развитии и поведении.
3 Тема: Коррекционно-педагогическая деятельность с детьми с отклонениями в развитии и поведении.
Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека.
Понятия недоразвитие, отклонение в развитии, нарушение развития.
Дефект, виды и классификация дефектов развития.
Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза.
Причины нарушений развития. Классификация причин:
– по времени воздействия на организм ребенка (пренатальные, натальные, постнатальные);
– по характеру (эндогенные, экзогенные);
– по происхождению (органические, функциональные). Наследственная патология. Генные и хромосомные нарушения. Социальная депривация.
Первичный (основной) дефект, осложненный дефект. Первичные и вторичные отклонения в развитии. Лица с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Детская инвалидность. Понятие о сложной структуре дефекта. Влияние дефекта на психическое развитие ребенка. Понятия абилитация и реабилитация.
Закономерности психического развития, общие для всех типов аномалий. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.
Краткая характеристика слуховых ощущений и восприятий. Причины и виды нарушений слуха у детей и подростков. Врожденные и приобретенные нарушения слуха. Методы исследования слуха.
Степени нарушений слуха. Значение времени, степени и характера поражения слуха для развития речи и общего развития ребенка.
Первичный дефект и вторичные нарушения развития при поражении слуха у детей.
Глухие дети. Особенности развития ранооглохших и позднооглохших детей, психологические особенности глухих.
Слабослышащие дети, их психофизиологическая характеристика.
Сурдотехнические средства.
Тактильная и жестовая речь.
Специальные дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушением слуха.
Коррекционная работа, общее развитие, физическое оздоровление, психокоррекция дошкольников с дефектами слуха, подготовка их к обучению в школе.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха. Особенности учебно-воспитательного процесса в этих учреждениях.
Деятельность Всероссийского общества глухих (ВОГ).
Особенности устной и письменной речи, учебной деятельности, поведения, общения учащихся со сниженным слухом в условиях общеобразовательной школы. Приемы выявления и изучения этих учащихся, осуществление индивидуального подхода.
Гигиена органов слуха. Профилактика нарушений слуха. Психокоррекция лиц с нарушениями слуха.
Зрительные ощущения и восприятия. Их роль в развитии человека.
Причины и виды нарушений зрения у детей и подростков. Врожденные и приобретенные, органические и функциональные нарушения зрения.
Классификация нарушений зрения. Значение времени, степени и характера патологии зрения для развития ребенка.
Первичные дефекты и вторичные психофизические отклонения при нарушениях зрения у детей.
Особенности развития незрячих детей.
Психолого-педагогическая характеристика частично зрячих детей.
Деятельность общественных организаций по организации помощи лицам с нарушениями зрения (на примере ВОС).
Особенности проявления зрительной патологии у дошкольников и учащихся средней школы. Психологические особенности детей этой категории. Приемы выявления и изучения таких детей, осуществление индивидуального подхода.
Гигиена и охрана органов зрения у детей. Система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений зрения.
Причины и виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич (ДЦП). Особенности психофизического развития детей с ДЦП. Полиомиелит, его последствия.
Система помощи детям данной категории. Основные направления коррекционной работы в специальных учреждениях. Психокоррекция.
Нарушения осанки и другие виды нарушений опорно-двигательного аппарата у учащихся средней школы (сколиоз, кифоз и т.п.), психологические особенности таких учащихся. Профилактика и коррекция.
Значение речевого общения для нормального развития речи и общего развития ребенка.
Билингвизм как причина патологии речевого развития.
Общая характеристика нарушений устной и письменной речи.
Причины и виды нарушений звукопроизношения. Проявление этих нарушений в устной и письменной речи школьников. Методы коррекционной работы, психокоррекция и профилактические мероприятия.
Фонетико-фонематические нарушения речи (ФФН). Причины, влияние на формирование устной и письменной речи
. Типичные ошибки в устной и письменной речи, их влияние на психосоциальное развитие школьников.
Общее недоразвитие речи (ОHP). Особенности развития детей с ОНР. Пути профилактики и коррекции ОНР.
Нарушения письменной речи. Причины, виды, типичные проявления. Методы выявления, основные направления коррекционной работы, профилактика нарушений чтения и письма.
Приемы обследования речи, выявление речевых нарушений.
Логопедическая помощь детям с нарушениями речи. Психокоррекция и коррекция личностного развития детей с нарушениями речи. Роль дошкольной диспансеризации в выявлении дефектов речи у детей. Работа логопедов детских поликлиник по коррекции речевых нарушений и подготовке детей к школьному обучению.
Дошкольные учреждения и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Школьные логопункты. Совместная работа логопеда и учителя по устранению дефектов речи у школьников, преодолению психических отклонений. Индивидуальный подход к учащимся с дефектами речи. Коррекция дефектов и профилактика нарушений детской речи в школе.
Система мероприятий по профилактике нарушений речи.
Причины и виды нарушений общения у детей.
Подходы к определению понятия нарушения общения в отечественной и зарубежной литературе.
Характеристика детей, страдающих ранним детским аутизмом (РДА), пути его преодоления, коррекция недостатков в личностном развитии детей с РДА.
Основные направления коррекционной работы и подготовка к школьному обучению детей с нарушениями общения. Психокоррекци-онная работа и социализация лиц с РДА (Приложение 9).
Дифференциальная диагностика нарушений общения и других отклонений развития.
Причины и виды нарушений интеллектуального развития. Подходы к диагностике и определению нарушений интеллектуального развития в отечественной и зарубежной литературе.
Готовность ребенка к школьному обучению. Неготовность к школе как причина трудностей в обучении и школьной дезадаптации.
Умственная отсталость. Понятие умственная отсталость в отечественной и зарубежной литературе. Причины и классификация умственной отсталости.
Врожденная умственная отсталость – олигофрения. Классификация олигофрении по степени снижения интеллекта (идиоты, имбецилы, дебилы). Характеристика отдельных групп детей-олигофренов (по М.С. Певз-нер), особенности их психики и поведения.
Приобретенная умственная отсталость – деменция. Виды деменции. Психолого-педагогическая характеристика школьников с деменцией. Особенности проявления деменции в детском возрасте.
Отличие олигофрении от деменции.
Коррекционная работа с умственно отсталыми. Учреждения для умственно отсталых детей и подростков.
Задержка психического развития. Дети с трудностями обучения и коррекционная работа с ними в общеобразовательной школе.
Понятие о задержке психического развития (ЗПР) как одном из видов нарушений развития. Причины ЗПР.
Классификация детей, имеющих ЗПР. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика основных групп детей с ЗПР.
Выявление и изучение детей с ЗПР в дошкольном и младшем школьном возрасте; организация коррекционно-воспитательной работы с ними; индивидуальный подход и психокоррекция.
Роль дошкольного воспитания и социальной среды в возникновении, профилактике и преодолении ЗПР у детей.
Проявления неготовности к началу школьного обучения у детей с ЗПР.
Организация обучения детей и подростков с ЗПР. Предупреждение ЗПР.
Пограничные состояния. Дети и подростки группы риска. Предупреждение ЗПР.
Деятельность диагностических, коррекционных классов и классов компенсирующего обучения.
Дифференциальная диагностика умственной отсталости, задержки психического развития, последствий нарушений слуха, речи, поведения, социально-педагогической запущенности.
Причины и виды сложных нарушений развития.
Сенсорные комплексные нарушения развития (слепоглухонемота, слепоглухота). Особенности психического развития детей этих категорий.
Сочетание сенсорного и интеллектуального дефектов, моторных, речевых и интеллектуальных нарушений. Особенности психического развития и поведения детей этих категорий.
Система помощи детям этой группы; специальные учреждения. Коррекционно-развивающая работа с этими детьми. Психокоррекция и социально-психологическое сопровождение.
Распространенность нервно-психических нарушений развития в детской популяции.
Конфликтные переживания детей, их причины, проявления, влияние на поведение и успеваемость. Школьная дезадаптация.
Роль школы в предупреждении и преодолении конфликтных переживаний и ситуаций ребенка. Индивидуальный подход, меры психолого-педагогического воздействия.
Дети с нервно-психическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения и др.) и психогенными расстройствами (психопатии, неврозы и др.), особенности их психофизического развития. Выявление и изучение детей с нервно-психическими нарушениями в школе.
Особенности обучения и воспитания таких детей в начальной и средней школе. Индивидуальный подход. Единство требований и действий семьи и школы.
Профилактика нарушений нервно-психического развития.
Причины патологии поведения детей и подростков. Акцентуации характера. Девиантное и деликвентное поведение.
Основные виды патологии поведения: повышенная агрессивность, аффективные вспышки, клептомания, склонность к бродяжничеству, сексуальные нарушения и др. Негативизм. Психологические особенности подростков с различными видами патологии поведения. Психолого-педагоги-ческая коррекция.
Пути профилактики и коррекции нарушений поведения у детей и подростков с сохранным интеллектом.
Работа с родителями и повышение психолого-педагогической культуры педагогов как направления коррекционной работы.
4 тема: Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении в РФ.
Система консультативно-диагностической помощи детям и подросткам с нарушениями развития.
Цели и организация работы ПМПК.
Основные документы, регламентирующие деятельность ПМПК. Состав, организация работы и документация ПМПК.
Формы и методы изучения детей с нарушениями развития в детских дошкольных учреждениях и школе.
Подготовка и оформление документов (психолого-педагогическая характеристика, письменные работы, рисунки и т.п.) учащихся для ПМПК.
Формы и методы обследования детей в ПМПК. Изучение документации и продуктов деятельности детей. Клиническое, психолого-педагогическое изучение ребенка. Заключение ПМПК о состоянии ребенка. Работа с родителями.
Нарушения психофизического развития, девиантное и делинквентное поведение детей и подростков как социальная проблема.
Забота об экологии как профилактика возникновения отклонений в биологическом развитии.
Роль социально-педагогических факторов в возникновении нарушений психофизического развития и поведения детей и подростков, профилактика этих нарушений.
Медико-психолого-педагогическая пропаганда планирования семьи, забота о здоровье будущих родителей – одно из направлений профилактики нарушений развития. Генетическое консультирование будущих родителей.
Психолого-социальная защита детей и подростков. Психологическое консультирование родителей и детей.
История становления и развития национальных систем специального образования
Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.
Технологии и методы специального образования.
Формы организации специального обучения.
Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.
Основные международные документы и отечественные законодательные акты, определяющие социальный статус детей и инвалидов. Основные права, юридическое обеспечение их соблюдения, организация помощи, образования, воспитания и трудоустройства инвалидов.
Система дифференцированного и интегрированного обучения. Система помощи детям с отклонениями в развитии в России: учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты.
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий)
Агрессивное поведение – враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому человеку. Возникает как импульсивная реакция в условиях конфликта, невозможности удовлетворения потребностей.
Адаптация социальная - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Аутизм - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.
Госпитализм - синдром физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита общения близкими взрослыми, в частности, в результате помещения в детское учреждение закрытого типа.
Деменция - стойкое и необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы.
Депривация - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей.
Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
Коррекционно-воспитательная работа - система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей.
Психокоррекция - направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление нарушений психического развития.
Реабилитация - система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.
Регресс - деградация некоторой функции, ее возврат на более низкий уровень развития.
Сложный дефект - сочетание двух и более дефектов развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составляющих.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения - учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!