Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Мультикультурное образование»»

/ Педагогика
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

 

Тема 1.1. Теоретические основы мультикультурного образования   

Основные вопросы

1.     Актуальность мультикультурного образования в современном мире.

2.     Основные понятия дисциплины.

3.     Место мультикультурного образования в системе наук.

 

Современные преобразования в мире повлияли на развитие российского общества в сторону демократизации, обеспечивающей удовлетворение культурных и духовных потребностей народов России. В настоящее время происходит переосмысление целей и задач образования, повышается роль культурологической составляющей педагогического процесса, стимулирующей воспитание творческой личности способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде. В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается важность обеспечения системой образования «исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры» (2000).

Мозаичность национального состава народов России отражается на мультикультурном характере образовательного пространства, которое является универсальной образовательной средой для социализации детей разных национальностей. Многонациональный состав Республики Башкортостан определяется уникальным союзом русского, татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского и других народов. Реагируя на демократические изменения в обществе, система образования создает определенные условия для воспитания подрастающего поколения в поликультурном образовательном пространстве и ставит перед системой образования задачу по разработке концепций, региональных программ образования, учитывающих социально-экономические, духовно-нравственные, национальные, культурно-исторические особенности региона и детского коллектива.

Одним из основных в нашей работе является понятие «культура». В философском смысле под «культурой» понимается специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и убеждений, в духовных ценностях, а также в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Латино-русский словарь дает следующую трактовку понятия: «cultura – это воспитание, образование, развитие, поклонение, почитание; образ жизни, попечение, забота, занятие, изучение культа, почет, уважение, вероисповедание; одежда, красота, изящество». В современном педагогическом словаре культура выступает «…как содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, обществу».

Рассмотрим понятие «мультикультурное образование» и его генезис. История появления данного понятия связана, прежде всего, с понятием «поликультурализм». Само понятие «поликультурализм» пришло к нам из Канады, где в контексте основного противостояния англофонов и франкофонов появилась проблема «национальных меньшинств», которые составили более четверти населения. В 1971 Канадское правительство официально провозгласило политику мультикультурализма: «Каждое лицо равно перед законом и имеет право на равную защиту и равные блага от закона без дискриминации на основе расы, национальности, этнического происхождения, цветом кожи, религии, пола, возраста, умственной или физической неспособности». Канадское общество изменило в своем восприятии культурной мозаики, роли иммигрантских и недоминирующих групп населения страны. Политика поликультурализма в целом ряде стран дала позитивные результаты для стабильности общества. Именно по этой причине поликультурализм пользуется поддержкой многих правительств, политических партий и международных организаций (ЮНЕСКО, TAСИС).

В социологических словарях понятие «мультикультурализм» представлено как: «…признание и утверждение культурного плюрализма в качестве характеристики многих обществ. Поликультурализм присутствует и стремится защищать культурное многообразие, как, например, языки меньшинств, и в то же время обращает внимание на часто неравные отношения меньшинства с доминирующими культурами»; «…признание культурного плюрализма и содействие ему. В противовес тенденции в современных обществах к культурному объединению и универсализации, мультикультурализм прославляет, а также стремится защитить культурное многообразие, (например, языки меньшинств), одновременно сосредотачиваясь на часто неравных отношениях меньшинства к главенствующим культурам. После десятилетий преследования аспекты местных или иммигрантский культур теперь получают некоторую поддержку со стороны мирового общественного мнения и международного сообщества».

Рассмотрим подходы зарубежных исследователей Н.Глэйзера, М.Линда, Ф.О.Ратке, У.Хаттон, А.Шлезинджера к трактовке понятия «поликультурализм». По мнению М.Линда, «мультикультурализм - это идеология «в целом левых сил», исходящая из того, что Америка является «нацией наций, федерацией национальностей или культур, имеющих общее правительство». Франц Оралф Ратке трактует «поликультурализм как программу, основанную на моральных нормах политической философии и направленную на решение проблемы справедливости и урегулирования конфликтов, программу, возникшую из реакции на кризис национального государства в конце ХХ века». У.Хаттон считает, что «поликультурализм – это американский подход к признанию групп меньшинства во имя обеспечения культурного разнообразия». Артур Шлезинджер-младший представляет мультикультурализм как идеологию, дискурс, сферу политики и практики.

Отечественные исследователи (А.Г.Абсалямова, А.А.Борисов, В.С.Малахов, М.Ю.Мартынова, В.А.Тишков) рассматривают данное понятие как: «…утверждение и признание культурного многообразия национальных этнических групп, реализацию социально-политических прав представителей этих групп, направленных на сохранение их культуры языка традиций в условиях мультикультурного общества»; «…идеологию, «ратующую за примат «культурного разнообразия» над этнокультурной гомогенностью той или иной страны, когда идеалы нации-государства подвергаются сомнению, и соответствующая ей практика»; «…особый способ организации социальной реальности, т.е. способ организации политического действия и инструмент социальной мобилизации»; «…стремление к равноправию различных культур, а также модели их равноправного существования в противовес модели гегемонии одной культуры»; «…концептуальную позицию в сфере политической философии и этики, которые могут воплощаться в правовых нормах, отражаться в характере общественных институтов и в повседневной жизни».

Авторские определения понятия «поликультурализм», данные зарубежными и отечественными исследователями, раскрывают различные аспекты - от социальных до правовых. Большинство исследователей рассматривают данное понятие как утверждение и признание культурного многообразия и соблюдение равноправия различных культур. Разнообразие подходов к содержанию «поликультурализма» свидетельствует о том, что данное понятие имеет гораздо более сложную структуру, а составляющие его элементы находятся в более тесной взаимосвязи с образовательным пространством и окружающим миром в целом.

Тема 1.2. Современные исследования мультикультурного образования

Основные вопросы

1.     Нормативно-правовая база мультикультурного образования

2.     Зарубежные концепции мультикультурного образования

3.     Отечественные концепции мультикультурного образования

Мировое педагогическое сообщество разрабатывает соответствующую образовательную стратегию, которая нашла отражение в международных документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке подчеркивает, что «образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире с другой – привить ему уважение к другим культурам».

Одним из основных принципов дошкольного образования является правовой принцип, который нашел отражение в «Конвенции о правах ребенка» (1989). Данный документ признает ребенка полноценной и полноправной личностью, как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских, политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этнического происхождения. «Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения».

В 1995 г ООН приняла «Декларацию принципов терпимости». «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости – воспитание. «Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других». Конструктивное взаимодействие людей и социальных групп с разными ценностями может быть достигнуто на основе формирования установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, выработки навыков межкультурного взаимодействия, профилактики экстремизма. У людей важно формировать чувство уважения, принятие и правильное понимание к другим национальностям из ближайшего, а затем дальнего окружения. Задачи педагогики толерантности:

-прививать детям чувства альтруизма, открытости и уважения к другим людям, всеобщего единства и солидарности, основанных на гарантированных свободе и безопасности личности, на понимании каждым, что существует множество вариантов человеческого бытия в самых разных социальных и культурных аспектах;

-доводить до сознания детей важность отказа от насилия и мирного решения спорных вопросов;

-воспитание детей в духе искренности и понимания по отношению к другим людям, их культуре и истории, к особенностям их человеческой природы.

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) подчеркивается важность обучения дошкольников в национальных и многонациональных детских садах и обучение детей нерусской национальности языку межнационального общения. И одной из главных проблем выдвигается проблема разработки единого цикла языкового развития детей в рамках гуманитарного воспитания и обучения. Перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ставится задача интернационального воспитания, решение которой осуществляется через «общение детей разных национальностей в пределах детского сада, так и специальное ознакомление с жизнью других народов». Мультикультурная направленность реализуется путем приобщение дошкольника к своей национальной культуре через танцы, песни, сказки, пословицы и поговорки к подведению идеи общности всех людей на планете. Авторы концепции подчеркивают, «…детям полезно давать элементы этнографических и этнопсихологических представлений о разнообразии человеческих рас и национальностей».

Принятие в 1996 году Концепции государственной национальной политики Российской Федерации послужило толчком к обоснованию законодательных документов в РБ. Созданная в республике правовая база предусматривает конкретные механизмы реализации конституционных прав граждан на сохранение и свободное развитие языков, национальны культур. Это законы «Об образовании», «О культуре», «О национально-культурных объединениях»(1998), «О языках народов Республики Башкортостан»(1999). В республике разработаны и активно действуют государственные программы, направленные на сохранение межнационального мира и согласия. Это программы: «Народы Башкортостана», «Сохранение, и изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан»(2000), «Программа по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан»(2000)

Закон «Об Образовании» РБ обеспечивает правовую защиту этнических культур в области образования. В статье 1 отмечается, что система воспитания гарантирует каждому гражданину возможность развития личности, получению образования соответствующего его требованиям и способностям, активного приобщения к культурно-историческому и духовному наследию многонационального народа республики

В системе дошкольного образования РБ вопросы мультикультурного образования нашли отражение в нормативно-правовых документах: Концепция дошкольного образования Республики Башкортостан (2002); Концепция развития башкирского национального образования (1999); Программа развития системы образования г. Уфы на 2005-2010гг (дошкольное образование и воспитание) (2005); Программа развития народного образования в Республике Башкортостан на 2004-2008гг(2003).

В нормативно-правовых документах дошкольного образования республики повышенное внимание уделяется двум направлениям:

- научно-методическое обеспечение педагогического процесса ДОУ;

- подготовка специалистов образования.

Тема 2.1 Влияние национальной культуры на развитие личности

Основные вопросы

  1. Роль народной педагогики в мультикультурном образовании
  2. Факторы формы и методы народного воспитания
  3. Использование музыкальной культуры в мультикультурном образовании
  4. Фольклор в развитие дошкольников

В 20-е годы специальному изучению народно-педагогической культуры, одним из первых в СССР, посвятил свой труд этнограф Г.С.Виноградов. В книге «Народная педагогика» он проанализировал народную педагогику как источник педагогической науки и дал ей определение: народная педагогика – совокупность и взаимодействие народных представлений, взглядов на жизнь, на воспитание и обучение новых поколений, на цели и задачи воспитания и обучения, средства и пути воздействия на подрастающее поколения» Традиционная культура воспитания народа стала предметом изучения этнопедагогики. Этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации

Современные исследователи мультикультурного образования Г.В.Палаткина, О.Д.Мукаева, А.П.Оконешникова также считают, что мультикультурное образование может реально функционировать только на основе этнопедагогики (народной педагогики). О.Д.Мукаева отмечает, что «... без этнопедагогической базы мультикультурное образование оказывается лишенным реального смысла. Именно этнопедагогические факторы являются основой мультикультурного образования»

В настоящее время целый ряд ученых занимаются проблемами этнопедагогики: башкирские (К.Ш.Ахияров, В.И.Баймурзина), русский (З.П.Васильцова), представители народов, населяющих Среднюю Азию и Казахстан (А.Э.Измайлов), татарские (Я.И.Ханбиков, З.Г.Нигматов), украинский (М.И.Стельмахович), чувашский (Г.Н.Волков) и др. Авторы ведут углубленные исследования отдельного народа и убедительно показывают, что обучение с опорой на этническую культуру, изучение в педагогическом процессе этнокультурных ценностей позволяют, по мнению Л.Л.Супруновой, «удовлетворять познавательные потребности детей, создавать ситуацию их духовного комфорта, ощущение социальной защищенности, помогают в нравственном становлении и в гражданском самоопределении» В Республике Башкортостан проблемами этнопедагогики занимаются такие ученые, как К.Ш.Ахияров, Н.М.Ахмерова, Х.Х.Баймурзин, В.И.Баймурзина, С.А.Мухамедьянов и др. В их трудах выявлены прогрессивные традиции народной педагогики, разработаны пути их использования в эстетическом, трудовом, физическом и нравственном воспитании.

Анализ этнопедагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что они: во-первых, носят описательный характер; во-вторых, как правило, посвящены педагогическому опыту одного народа; в-третьих, в них отсутствуют сравнительные этнопедагогические исследования. По мнению И.С.Кона, это приводит к тому, что педагогика разных народов «выглядит «очень похожей, а то и одинаковой» [87, с.18]. Сохранение и развитие этнических культур предполагает наличие в системе образования равных для всех этносов возможностей реализации своих культурных потребностей.

Современные исследователи Н.А.Бердяев, Б.С.Гершунский, А.Б.Родин позволяют раскрыть диалектическую взаимосвязь общечеловеческого, национального и индивидуального. Размышляя над судьбой России и о национальном самосознании русского народа, Н.А.Бердяев пишет: «Совершенное единство (общенациональное, общечеловеческое, космическое или божественное) есть высшая и наиболее полная форма бытия всей множественности индивидуальных существований в мире. Всякая национальность есть богатство единого и братски объединенного человечества» [28, c.84]. Б.С.Гершунский, разрабатывая проблемы философии образования, связывает их с поиском наиболее фундаментальных стратегий и приоритетов, где будет предопределено «…будущее и каждого народа, цивилизации в целом» Образование, по мнению Б.С.Гершунского, напрямую должно быть связано со становлением личности человека и формированием духовных нравственных ценностей всего человеческого общества. А.Б.Родин, отмечая мультикультурный характер социума, пишет: «Тезис о том, что существует много культур, означает в таком случае две вещи. Во-первых, что люди, вообще говоря, живут по-разному и, во-вторых, что многие люди живут похоже. Если бы многие люди жили одинаково, то не было бы множества культур, если бы все люди жили по-разному, если бы у людей не было таких общих вещей, как языки, текcты, обычаи, религии, обряды, кулинарные рецепты и прочее, то нельзя было бы говорить ни о каких культурах вообще» Мультикультурное образование находит свое воплощение в современной системе образования в виде триединства «народ, культура, образование». Современные исследователи подчеркивают роль системы образования в процессе единения народов, влияние менталитета нации на человеческие поступки и развитие мировой истории.

Тема 2.2.  Роль семьи в мультикультурном образовании 

Основные вопросы

1.     Мультикультурная семья – институт воспитания и развития ребенка

  1. Содержание  воспитания в семье в парциональных программах
  2.  Содержание  воспитания в семье в региональных программах
  3. «Язык–культура–религия» -триада компонентов мультикультурного образования

C cоциально-педагогической точки зрения, семья представляет собой соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, которая объединена в совместную деятельность. Она формируется в рамках межличностных отношений и играет исключительно важную роль в формировании личности ребенка как представителя нации и гражданина, а также в приобщении дошкольников к основным культурным ценностям, моделям поведения и жизни в мультикультурном обществе. Содержание, характер образования и воспитания дошкольника зависят от духовного богатства родителей, от моральных, жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителями ответственности перед ребенком. Знание детьми родного языка, семейных традиций, обрядов участие их с ранних лет вместе с родителями в народных праздниках и церемониях приобщает их к народной, затем и мировой культурам. Задача современной семьи – возродить, сохранить и приумножить уникальный педагогический опыт народов, как фактическую сторону исторического процесса, истории народа в целом.

Выдающие педагоги прошлого Г.С. Виноградов, Ф.А. Дистерверг, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Они считали, что семейные традиции являются элементом народной педагогики и обогащают науку о воспитании, и служат ее опорой и основой.

Язык. Родной язык – язык конкретного народа, конкретной нации. Язык неразрывно связан с национальным самосознанием, с национальной самобытностью, с национальной психологией народа и является одним из основных условий существования этноса. Менталитет народа или этноса, уровень его самоуважения и достоинства, проявляется, прежде всего, в отношении к своему языку, который выступает основным и определяющим фактором духовной культуры. Знание родного языка в формировании личности дошкольников неоспоримо. Овладение ребенком своим родным языком, языком государственного общения – реальная необходимость сегодняшнего дня.

Культура. Культура народа представляет собой совокупность разнообразных форм активности. В ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, происходит формирование целостного опыта индивида. Приобщаясь в семье к традиционной культуре, ребенок принимает возрастные нормы поведения, учится эффективным техникам решения трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих людей. Посредством культуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка: в близости с другими людьми за пределами семьи; в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

Религия. Начиная с 1992 года, население Республики Башкортостан официально отмечает религиозные праздники как мусульманские (Курбан-байрам, Ураза-байрам) так и христианские (Рождество). Изучение отношения к религии требует сегодня пересмотра многих устоявшихся в последние годы представлений. От категориального ее отрицания и запрета мы переходим к пониманию нравственных ценностей, заложенных в мировых религиях. В связи с этим изменяются ценностные смысловые отношения к религии не только на уровне общества, но и на уровне семьи и личности. Развивая представления дошкольников о человеке в истории и культуре, мы знакомим с известными сюжетами Библии, Евангелия, Корана.

Сегодня родители должны быть готовыми к многочисленным вопросам, с которыми могут обратиться к ним не только родители, но и дети. Родителей интересует, можно ли водить детей в мечеть, церковь, как использовать религию в домашнем воспитании. Детей же интересуют несколько иные вопросы: зачем люди ходят в мечеть, церковь; почему бабушка крестится или читает молитву перед едой, где живет Аллах (Бог); что делал Аллах (Бог), когда был маленьким и другие. Не просто ответить на любой из этих вопросов. Но родителям, воспитателям приходится делать это, опираясь на знания, полученные из специальной литературы. При ознакомлении детей с религией необходимо опираться на духовные, нравственные ценности религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и в каждом народе.

Просветительская работа с родителями должна быть нацелена на то, что бы семейное воспитание не находилось в противоречии с целью, задачами, содержанием и направленностью мультикультурного образования в детском саду. Семья должна способствовать установлению гуманных отношений между людьми, стимулировать в детях лучшие человеческие чувства, формировать положительные личные качества, навыки и умения. Основная цель – сделать родителей и воспитателей союзниками, делающими общее дело. Воспитатели должны способствовать распространению положительного семейного опыта хотя бы в масштабах группы, детского сада. С этой целью в работе с родителями рекомендуются следующие формы организации: тематические консультации, тренинги, практические семинары, организация совместных занятий, игр, праздников.

В ходе реализации Концепции регионального содержания дошкольного образования мы привлекали родителей к процессу приобщения детей к родной культуре. Были организованы дискуссии, игры: «С миру по нотке», «Когда я слушаю эту музыку...». Чтобы показать значимость народных традиций для становления личности ребенка, родителям был предложен журнал на тему: «Народные традиции семьи: вчера, сегодня, завтра». Особое внимание в этом устном журнале было уделено народным традициям, которые на наш взгляд можно возродить в современных семьях.

На выставке «Моя семья», дети с помощью родителей разместили реликвии своих семей – рукоделия, фотографии. Рассматривая выставку, дети с гордостью рассказывали о тех экспонатах, которые принадлежат их семьям, восхищались коллекциями, поделками, вышивками.

К процессу ознакомления дошкольников к культуре родного народа необходимо привлекать и старше поколение. К.Д. Ушинский называл бабушек и дедушек, вообще пожилых людей, инстинктивно понимающих и знающих по опыту тонкости воспитания, «природными русскими педагогами». Современный психолог А.В. Петровский пишет: «Бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, внуки и правнуки – это исключительный атрибут человеческой семьи. Для этого рекомендуются использовать беседы с бабушками, чтобы они вспомнили и рассказали детям наиболее интересные народные традиции, и выбрать те из них, которые они хотели бы возродить или продолжить. На основании воспоминаний людей старшего поколения были проведены забытые в настоящее время народные праздники: «За талой водой» - башкирский; «Наречение имени»- татарский;. «Веснянка» - украинский; «Бойчечек» весенний паводок)- марийская; «День Охи» - греческий; «Праздник цветочного сока» - узбекская; «Саварни» праздник почитания солнца – чувашская.

Таким образом, ценность мультикультурной семьи заключается в том, что она способствует :всестороннему развитию и воспитанию дошкольника; возрождению национальных и семейных традиций; совершенствованию и развитию нравственных ценностей семьи как духовной общности; обогащению знаний дошкольников, их представлений об исторических корнях и культуре народов в целом; подготовке дошкольника к жизни в мультикультурном мире.

Тема 3.1 Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного и начального образования

Основные вопросы

1.     Теоретические основы регионализации образования

2.     История становления национальных детских садов,

3.     Особенности реализации регионального компонента дошкольного образования.

Рассмотрим теоретические основы регионализации содержания образования в целом. Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов. В этот период процесс регионализации выступил одним из направлений реформирования системы образования в целом по России и в Республике Башкортостан. Во 2-ой статье Закона «Об образовании» подчеркивается необходимость единства федерального, культурного и образовательного пространства и в то же время провозглашается важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Это предоставило возможность субъектам РФ обогатить содержание образования, включая в него материал, отражающий культурное достояние народов, региональные особенности развития культур. Наделение регионов правом выбора образовательной стратегии в соответствии с региональными условиями требует более глубокого научного анализа и выработки научных рекомендаций, способствующих сохранению целостности образовательного пространства.

Понятие «регионализация» приобретает свое значение через соотношение с понятиями «регион» и «регионализм». Каково же содержание данных понятий? Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение: «Регион (от лат. regio – страна, область) – крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая)». «Новый энциклопедический словарь» трактует данное понятие как «…значительная по размерам территория, обладающая некоторой общностью природных условий» Гладкий Ю.Н. рассматривает регион как «… комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и человеческого населения, которые могут рассматриваться в их особых отношениях друг с другом, и составляющие вместе определенную и характерную часть поверхности Земли» Понятие «регионализм» означает «…подход к рассмотрению и решению экономических, политических и других проблем под углом зрения интересов и потребностей того или иного региона». Данное понятие предполагает также учет национальных, экономических и других особенностей, присущих данному региону. Основываясь на содержание определения термина «регион», мы будем использовать его для обозначения территориальных единиц республика, область, округ, край, а термин «региональный» - для определения специфики определенной территории.

Рассмотрим производные от вышеуказанных понятий -«регионализация образования» и «региональное образование». «Регионализация образования - это отказ от унитарного образовательного пространства, скрепленного цепью единых учебных программ, учебников и ученых пособий, инструкций и циркуляров. Это наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной программы развития образовательной стратегии, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями» В данном документе рассматривается проблема регионализации образования как разделение функций управления образованием между Российской Федерацией и регионами. Однако при решении проблем, связанных с регионализацией образования, наиболее значимой стоит задача определения оптимального соотношения федерального и регионального компонентов.

Анализ понятий, связанных с регионализацией образования, показал, что одни авторы понимают регионализацию образования как учет региональных особенностей, направленных на удовлетворение социально-экономических, этногеографических, историко-культурных потребностей данной местности (А.Г.Абсалямова, С.А.Гильманов, В.К.Шаповалов, А.А.Штец). Другие - обращают свои исследования на субъект образования, развивающуюся личность (Л.Е.Курнешова, В.М. Петровичев, А.П. Райцев). В целом, исследовательская деятельность ученых направлена на реализацию одного из основных принципов образовательной политики России – защиту национальных, региональных и культурных традиций в условиях многонационального государства.

В начале 90-х годов начинает формироваться национальная и региональная политика в Республике Башкортостан, цель которой – определение приоритетов, интересов и удовлетворение образовательных запросов личности, этноса, общества и многонационального государства. Активизация национального самосознания народа республики повлияла на усиление этнизации в содержании образования; возрастание роли национальной культуры в процессе социализации личности; возрастание роли родного языка в обучении; переосмысление роли религии в формировании личности. Дошкольные учреждения, реализующие национально-региональный компонент называли «национальными детскими садами».

1 этап: с середины XIX до 1917 года. Данный этап характеризуется тем, что обучение и воспитание детей осуществлялось в семье, в мактабах и в школах, открытых, в основном, при мечетях. Мактабы и медресе, действовавшие на территории башкирских земель, распространенные в дореволюционный период и открывшиеся в основном для религиозного воспитания детей, выполняли роль защитников национального языка, национальной культуры и литературы. Учителя и муллы, обучающие маленьких детей и молодежь, выступали в роли посредников между исламскими ценностями и подрастающим поколением. В работе первой Государственной Думы, учрежденной Манифестом от 17 октября 1905 года, наряду с политическими и экономическими вопросами, обсуждались вопросы образования. Депутат Г.Х.Еникеев внес предложение о том, чтобы «…общеобразовательные начальные школы среди мусульман организовывать в строгом соответствии с бытовыми, этнографическими и религиозными особенностями мусульманского населения, положив в этих школах языком преподавания родной язык» [37, с.153].

2 этап: с 1917 по 1950 годы. Это время активного развития в Башкирии сети детских площадок. Правительство Башкирии в послеоктябрьский период уделяло большое внимание проблемам воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Историческим событием в становлении и развитии национального дошкольного образования стал I Всеобщий съезд деятелей народного просвещения, прошедший 25 декабря 1919 года. В числе насущных вопросов участники съезда рассматривали вопрос о национальных детских учреждениях. Наибольшим достижением того времени явилось то, что дошкольные учреждения открывались на родном языке детей: башкирском, русском, татарском, чувашском. Для руководства мероприятиями по повышению качества педагогических кадров в 1929 году было создано «Бюро ассоциации дошкольных работников» с национальной секцией. Областной методический кабинет БАССР проводил работу на трех языках: русском, башкирском, татарском. Для оказания методической помощи дошкольным учреждениям активную работу проводила дошкольная секция при научно–исследовательском институте педагогики, организованном в г. Уфе в 1932 году.

3 этап: с 1950 по 1990 годы. Этот этап характеризуется развитием общественного дошкольного образования на ярко выраженной идеологической основе. В этот период дошкольное образование накопило ценный опыт интернационального воспитания. Система дошкольного образования республики ограничивала интернациональное воспитание дошкольников в рамках одной страны – СССР. Наряду с увеличением количества детских садов в сельских местностях происходит сокращение национальных детских садов в городах Башкирии. Педагогический процесс в ДОУ всей страны и Республики Башкортостан строился на единой «Программе воспитания и обучения» детей, не предусматривающей национальные традиции воспитания народов, населяющих республику.

Рассмотрение особенностей развития национальных дошкольных учреждений позволило определить ее сущность на разных исторических этапах. Было установлено, что национальные дошкольные образовательные учреждения функционируют и развиваются, как правило, в регионах компактного проживания той или иной этнической группы. Изучение исторического аспекта дошкольного образования Башкортостана свидетельствует о том, что проблемы национального образования волновали отечественных педагогов прошлого. Но проблемная сторона вопроса заключается в том, чтобы наряду с историческим экскурсом обогатить педагогический опыт, заглянуть в будущее многокультурного общества.

4 этап: с 1990 годов до наших дней. Он характеризуется демократической направленностью содержания дошкольного образования. В этот период в системе дошкольного образования республики произошли значительные изменения. Принятие в 1996 году Концепции государственной национальной политики Российской Федерации повлияло на принятие законодательных документов в Республике Башкортостан. Закон «Об Образовании» РБ (1992) обеспечивает правовую защиту этнических культур. В статье I Закона отмечается, что система воспитания гарантирует каждому гражданину возможность развития личности, получение образования соответствующего его требованиям и способностям, активное приобщение к культурно-историческому и духовному наследию многонационального народа республики .

Тема 3.2. Мультикультурная направленность личности

Основные вопросы

1.          Сущность понятия «мультикультурная направленность личности»

2.          Типы направленности личности дошкольника

3.          Личность как субъект нравственной деятельности

4.          Динамику развития этнической идентичности

                   Показателем эффективности реализации мультикультурного образования в ДОУ  является формирование мультикультурной направленности личности. Уточним сущность понятия «мультикультурной направленности личности». Для этого рассмотрим этимологию определений «личность», «направленность личности».

В психологии личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивость психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. С.Л. Рубинштейн в своих трудах утверждает, что формирование личности происходит в деятельности, в которой личность проявляет активность, «побудительную регуляцию», выражает свое отношение к окружающему миру, аспектам культуры. Познавательный компонент усиливает процесс понимания, помогает осмыслить и сопереживать содержание. Рассматривая личность дошкольника как «системное качество», А.Н.Леонтьев считает необходимым развивать эмоционально-оценочный компонент ребенка к предмету познания. Эмоционально-оценочный компонент отражает отношение ребенка к себе в целом, к людям, к окружающему миру и является основой для проявления самоуважения, самосознания (рефлексивности), чувства собственного достоинства, самооценки и уровня притязания. (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, В.С.Мухина). Одним из условий развития мультикультурной направленности личности является рефлексия. В работах Л.С.Выготского, Н.П.Колесник, Л.В.Трубайчук рефлексия рассматривается как условие личностного развития дошкольника, как наиболее значимый компонент образовательной деятельности, определяющий саморазвитие личности. Н.П.Колесник определял рефлексию как механизм изменения личностью «самого себя».

Второе ключевое понятие - «направленность личности». Направленность личности (personality trend) – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. По К.К.Платонову, направленность личности - одна из подструктур личности, являющаяся ее высшим уровнем. Л.И.Божович определяла направленность личности как устойчивую (трансситуативную) устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций.

Выделяют несколько основных психологических вариантов направленности личности детей. «Игровой» тип – для этих детей наиболее важным являются игровые предметы и игровые ситуации. Этим детям свойственно все дела превращать в игру. Тип «реально-бытовой», «реально-практический». Эти дети предпочитают знакомые бытовые предметы, ситуации, практические действия, склонны действовать по определенному образцу. Их мышление конкретно, они лучше воспринимают наглядные примеры, а не отвлеченные рассуждения. Они особенно активны там, где можно практически применить имеющийся у них опыт жизни. Тип «живущий по правилам». Для этих детей важны правила, требования взрослых, социальные нормы. Делать «как надо», «правильно» - это главное. Они хорошо усваивают формальные требования, формально-логические схемы знаний и поведения, что позволяет им хорошо справляться с социальными ролями. Тип «отношенческий». Детям с таким типом направленности личности наиболее близок и дорог мир человеческих отношений, эмоциональных переживаний. Для таких детей свойственно тонкое различие эмоциональных состояний других людей, повышенная чувствительность, напряженность эмоций и интенсивность переживаний внутри себя. Тип «общенческий». Эти дети предпочитают совместное времяпровождение с другими людьми, совместную деятельность, обмен разнообразной информацией. Им интересен мир людей и их социальное взаимодействие. Благодаря коммуникативным способностям они часто обладают обширными сведениями из разных областей жизни, словоохотливы и быстро продвигаются в накоплении всякой информации. Тип «познавательный». Такие дети отличаются от остальных склонностью к умственной, познавательной работе. Они в поисках источников знаний стремятся обобщить узнанное, стараются логически организовать свои знания, подолгу обсуждают и возвращаются к какому-либо заинтересовавшему их предмету, пока не составят четкого представления о нем. Их общение – способ получения какой-то интересной информации.

В связи с гуманизацией образовательного процесса понятие личность стало активно использоваться и в педагогике. В педагогике личность рассматривают как субъект нравственной деятельности, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. В процессе ознакомления дошкольников с культурой других народов исследователи C.А.Козлова и Э.К.Суслова выделяют когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Изучая культуру взаимоотношений старших дошкольников, Н.А.Лялина выделяет нормативно-этический, эмоционально-смысловой и коммуникативно-поведенческий компоненты. Р.Л.Агишева считает, что критериями оценки по ознакомлению дошкольников с культурой Башкортостана являются познавательный компонент (представления краеведческого и культурологического характера), творческо-деятельностный компонент (умения использовать полученные представления в разных видах самостоятельной деятельности игровой, художественно-творческой), мотивационный компонент (наличие собственных желаний, стремление к самопознанию). Решая задачи формирования мультикультурной направленности личности дошкольников, мы выделили компоненты мультикультурной направленности личности (когнитивный, эмоциональный и поведенческий).

Ж.Пиаже, одним из первых проследивший динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа её формирования. На 1 этапе, в возрасте 6-7 лет, ребенок приобретает первые знания (фрагментарные, несистематические) о своей этнической принадлежности. На 2 этапе, в 8-9 лет у ребенка развиваются национальные чувства и идет четкая идентификация с членами своей этнической группы. На 3 этапе, в 10-11 лет, этническая идентичность формируется в полном объеме: ребенок осознает этническую самобытность не только своего народа, но и других

Психолого-педагогические исследования направленности личности ребенка послужили основой для выделения мультикультурной направленности личности, которую мы понимаем как качество личности, способной к восприятию и пониманию иных культур, толерантной к окружающим народам, проявляющей интерес и желание сотрудничать с окружающими детьми независимо от цвета кожи, национальности, расы, религиозной принадлежности.

Тема 4.1 Формирование мультикультурной компетентности  педагогов ОУ

Основные вопросы

1.     Теоретические основы мультикультурной компетентности

2.     Зарубежный опыт подготовки педагогов в работе в мультикультурной группе

3.     Отечественные программы по подготовке педагогов к работе в мультикультурной группе

Появление компетентностного подхода продиктовано вхождением России в европейское образовательное пространство, недостаточностью знаниевого подхода в организации образовательного процесса. Исследователи (А.Г.Бермуса, В.А.Болотов, А.Г.Гогоберидзе), изучавшие природу компетентности, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер. Компетентность определяется как: системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты» (А.Г.Бермуса); следствие саморазвития индивида, его личностного роста, самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта (В.А.Болотов); результат не только образования, но и влияния семьи, социума, культуры; и, что чрезвычайно важно – самого субъекта (А.Г.Гогоберидзе); способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающим своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высоко мотивированное и в подлинном смысле личностно-ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости (В.В.Сериков); способность человека, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия (Дж.Равен).

О.Л.Алексеева, А.Н.Джуринскийо, Г.Д.Дмитриев, Г.В.Палаткина, М.И.Синагатуллин, о мультикультурности как важной составляющей профессионализма, предопределившие содержание и формы подготовки педагогов к реализации идей мультикультурализма.

Заслуживает внимания опыт подготовки педагогов к реализации идей мультикультурного образования зарубежных стран Австралии, США, Финляндии. Например, одним из требований для работы в образовательном учреждении США является «умение работать с различными в культурном отношении людьми и проявлять к ним уважение». По месту работы проводятся тренинги для вновь принятых сотрудников, по окончании которых они зачастую должны дать расписку, что обязуются быть отзывчивыми к многокультурному плюрализму на своем рабочем месте. Данный опыт многонациональных стран заслуживает более внимательного изучения, так как некоторые способы решения проблем мультикультурного образования могут быть использованы в работе ОУ.

Тема 4.2 Организация и управление мультикультурным образованием в ОУ

Основные вопросы

  1. Профессиограмма педагога многонационального ОУ.
  2. Компоненты профессиограммы методиста ОУ.
  3. Толерантность педагога ОУ.
  4. Педагогические условия организации и  управления работы многонационального ДОУ.
  5. Методы и формы работы в многонациональном ОУ

Современное образование требует усиления мультикультурной составляющей педагогов ДОУ. В этой связи определенное значение приобретают выдвинутые А.Г. Абсалямовой, О.И. Воробьевой, Г.Д.Дмитриевым, Т.Б. Менской, Г.В. Палаткиной, теоретические положения о мультикультурности как важной составляющей профессионализма. Исходя из этого положения, педагоги должны уметь работать с представителями разных культур и цивилизаций, правильно понимать человеческие различия, быть толерантными к ним, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе.

Вслед за Е.А. Нечаевой готовность педагога к профессиональной деятельности в мультикультурной группе мы рассматриваем как «интегративное качество личности, характеризующееся высоким уровнем знаний об этой сфере социальной действительности, положительным эмоционально-ценностным отношением к особенностям различных культур, а так же умением взаимодействия с их представителями»

Автор выделила и ряд условий для подготовки педагога к профессиональной деятельности в мультикультурной группе: - социальные: демократическая среда, позитивная общественная жизнь и плюралистические взгляды педагогического коллектива;- организационные: создание специальных ситуаций, направленных на сбор и анализ информации мультикультурного содержания; разработка научно-методического обеспечения управления процессом подготовки педагогов к профессиональной деятельности в мультикультурной группе дошкольников; повышение квалификации педагогических кадров в области мультикультурного образования с учетом наличия или отсутствия профессионального педагогического образования и опыта педагогической деятельности; контроль и анализ работы педагогов в мультикультурной группе дошкольников;- педагогические: мультикультурная направленность педагогического процесса, постепенное систематическое накопление этнопсихологических знаний, создание образовательных программ с учетом специфики полиэтнического региона и соседствующих в нем культур, педагогическая практика в многонациональных группах, научно-исследовательская работа по проблемам мультикультурного общества;- психологические: развитие в сферах индивидуальности и личности педагога значимых для работы в мультикультурной группе дошкольников, свойств и качеств (направленность интеллектуальной деятельности воспитателя на познание общественных отношений, понятий, суждений в условиях мультикультурной среды, этнотолерантность, изучение особенностей национальной психологии и др.) .

Формы работы: лектории по теме «Социализация детей в процессе мультикультурного образования». Тематика лектория включали: «Современные концепции мультикультурного образования дошкольников», «Внедрение мультикультурного образования в работу ДОУ», «Организация мультикультурно-развивающей среды дошкольной группы», «Профессиограмма педагога мультикультурного образования», «Формирование культуры межнационального общения у дошкольников», «Этнопсихологические особенности детской субкультуры», «Традиционные праздники в воспитании детей». Лекторий сопровождался тематическими выставками, подбором литературы по проблеме с использованием интерактивных методов. В ходе лекций были организованы мини-дискуссии по вопросам мультикультурного образования детей. Активно обсуждались следующие вопросы: «Является ли ребенок активным или пассивным участником освоения культурного многообразия?», «В чем актуальность мультикультурного образования?», «Работа с ребенком-иностранцем», «Влияние национальной культуры на развитие личности дошкольника».

Так же была организована система методического сопровождения образовательного процесса, включающая консультации, семинары, круглые столы, педагогические гостиные, тренинги. В ходе проведения консультаций обсуждались возможности использования педагогами идей мультикультурного образования в многонациональной группе дошкольников. Осуществлялся подбор методической литературы и дидактического материала для использования их при планировании работы в мультикультурной группе. Проводился целенаправленный анализ перспективного и календарного планирования с учетом социально-этнической среды дошкольной группы.

Подготовка педагогов к работе в мультикультурной группе дошкольников осуществлялось и через проведение тренингов («Переводчик», «Все мы разные», «Волшебная лавка», «Ни свой, ни чужой»). Мультикультурный тренинг, вслед за С.Л.Суворовой, мы понимаем как практику психологического воздействия в ситуациях общения людей разных национальностей, имеющих целью формирование умений межкультурной коммуникации и опыта поведения в многонациональной (мультикультурной) среде. Данная форма работы позволила с получением информации одновременно обсуждать неясные моменты, тут же закрепить полученные знания, формировать навыки поведения.

В результате проведенной работы воспитателям были предложены следующие практические задания: составить перспективный план работы с учетом мультикультурной группы дошкольников; включить в содержание занятий материалы, отражающие мультикультурный характер дошкольной группы; подготовить и провести консультацию для родителей по мультикультурному образованию в семье; разработать проект мультикультурно-развивающей среды дошкольной группы. Выполнение данных заданий свидетельствовало о мотивационной, теоретической и практической готовности воспитателей к работе в мультикультурной группе дошкольников.

Реализация педагогических условий подготовки педагогов к работе в мультикультурной группе дошкольников позволит повысить их профессиональную компетентность, если будут реализованы условия, предусматривающие специальную организацию дополнительного образования и самообразования педагогов на основе понимания сущности мультикультурной группы дошкольников; если цели, содержание и способы специальной подготовки воспитателей будут отвечать потребностям мультикультурной группы дошкольников в учете особенностей и интересов национальных групп, в оптимизации процессов культурной адаптации, в предупреждении и разрешении межнациональных конфликтов, а также самореализации каждой личности при сохранении этнической идентичности. Объединяющей целью дошкольных образовательных учреждений Республики Башкортостан является подготовка компетентных специалистов в сфере дошкольного образования, способных эффективно решать психолого-педагогические проблемы, связанные с характером и содержанием общения дошкольников, принадлежащих к различным этническим группам.

2.3. ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Тема 1.1 Цели и задачи мультикультурного образования 

Основные вопросы

1.     Актуальность мультикультурного образования в современном мире.

2.     Основные понятия дисциплины.

3.     Место мультикультурного образования в системе наук.

4.     Подходы к изучению мультикультурного образования.

5.     Особенности становления мультикультурного образования.

6.     Место России в мировом сообществе.

7.     Источники изучения мультикультурного образования.

Тезаурус мультикультурализм, мультикультурное образование, воспитательный потенциал, традиционная и современная культура

Контрольные вопросы

1.               Что является предметом изучения дисциплины?

2.               Каковы пути решения цели мультикультурного образования?

3.               Какие задачи решает данная дисциплина?

4.               Раскройте основные методологические подходы к мультикультурному образованию

5.               Что является источником возникновения мультикультурного образования?

ОСНОВНАЯ

  1. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: исследовательские подходы и интерпретации /Под ред. Г.И.Зверевой. –М.: Аспект Прогресс, 2008.
  2. Сыртланова Н.Ш. Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования. Уфа, 2009 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ /Под.ред В.С.Малахова, В.И. Тишкова. М., РАН. - 2002.
  2. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: исследовательские подходы и интерпритации /Под ред. Г.И.Зверевой. –М.: Аспект Прогресс, 2000
  3. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Родин, А. Мультикультурализм и новое просвещение // Неприкосновенный запас. – 2002. – №5. – С. 65-66.
  5. Сигуан М.,  Макки У. Образование и двуязычие. М.: Педагогика. 1990
  6. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях //Педагогика. - 2002. - № 5. - С.41-47
  7. Тишков, В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии.– М.,  2003.

Тема 1.2 Современные исследования мультикультурного образования

Основные вопросы

1.     Нормативно-правовая база мультикультурного образования

2.     Зарубежные концепции мультикультурного образования

3.     Отечественные концепции мультикультурного образования

Тезаурус: этнопедагогика, этнопсихология, социализация в культуре, традиционное воспитание, архетип, национальная идентичность

Контрольные вопросы

1.     Какие задачи мультикультурного образования решаются в нормативно-правовых документах?

2.     Раскройте зарубежные концепции мультикультурного образования

3.     Раскройте отечественные концепции мультикультурного образования

ОСНОВНАЯ

1.     Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009

2.     Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: исследовательские подходы и интерпретации /Под ред. Г.И.Зверевой. – М., 2008.

3.     Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации, 2011.

4.     Сыртланова Н.Ш. Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования. Уфа, 2009 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1.     Декларация прав человека. Права ребенка: Основные международные документы. – М., 1992.

2.     Закон Республики Башкортостан «Об образовании». – Уфа: Президиум Верховн. Совета Респ. Башкортостан, 1992. – 56с.

3.     Закон Республики Башкортостан «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан» //Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республике Башкортостан №12(78). 1998.

4.     Закон Российской Федерации «Об образовании» – СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. – 61с.

5.     Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» //Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республике Башкортостан №8192. 1999.

6.     Конвенция о правах ребенка //Официальные документы в образовании. – 2005. – №18. – С.3-28.

7.     Концепция дошкольного образования Республики Башкортостан. – Уфа, БИРО, 2002. – 9с.

8.     Конституция (Основной закон) Республики Башкортостан – Уфа: Изд. Верховн. Совета Респ. Башкортостан, 1992. – 48с.

9.     Конституция (Основной закон) Российской Федерации. – М.: Маркетинг, 20 Национальная доктрина образования в Российской Федерации //Директор школы. – 200l. – №2. – С.98-105.

10.  Программа по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан. – Уфа, 2000. – 39с.

11.  Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под.ред В.С.Малахова, В.И.Тишкова. М., РАН. - 2002.

12.  Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: исследовательские подходы и интерпритации /Под ред. Г.И.Зверевой. –М.: Аспект Прогресс, 2000

13.  Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: – М., 2003.

Тема 2.1 Влияние национальной культуры на развитие личности

Основные вопросы

1.          Роль народной педагогики в мультикультурном образовании

2.          Факторы формы и методы народного воспитания

3.          Использование музыкальной культуры в мультикультурном образовании

4.          Фольклор в развитие дошкольников

Тезаурус человеческие нравственные ценности, национальная культура, социализация дошкольников в культуре, нравственный потенциал, фольклор, народное воспитание, концепции народного воспитания, многонациональная семья, полинациональная семья, родословная,  авторитарный стиль, семейные консультанты

Контрольные вопросы

  1. Раскройте значение народной педагогики в мультикультурном образовании
  1. В чем заключается целесообразность связи народной педагогики с мультикультурным образованием
  2. Каким образом мультикультурное образование  учитывает эти связи?
  3. Каковы истоки возникновения фольклора?
  4. Приведите образцы современной народной песни и объясните ее особенности с позиции мультикультурного образования.
  5. Сконструировать «Этический кодекс мультикультурной семьи» (описать правила, идей, взгляды, нравственные нормы)
  6. Как отражена идея воспитания в многонациональной семье в парциональных программах дошкольного образования?
  7. Как отражена идея воспитания в многонациональной семье в региональных программах дошкольного образования?
  8. Какова роль языка в воспитании дошкольника в многонациональной семье
  9. Какова роль религии в воспитании дошкольника в многонациональной семье

ОСНОВНАЯ

  1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика. М., 2008
  2. Бабунова Е.С. Профессионально-педагогические аспекты этнокультурного образования. Магнитогорск, 2009
  3. Детство программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович. –СПб., 2010.
  4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. М.А. Васильева и др. -  М.,  2010.
  5. Сыртланова Н.Ш. Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования. Уфа, 2009 
  6. Сыртланова, Н.Ш. Мультикультурная семья – институт воспитания и развития ребенка // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: материалы междунар. научно-практической конф. Москва-Шадринск, 28 ноября 2007 г. – Москва-Шадринск,  2008. – С.373-379 (0,6 п.л.).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. – Уфа, 2000.
  2. Бабунова Е.С. Основы этнопедагогики. Магнитогорск, 2004.
  3. Бабурина Г.Н. Кузина Т,Ф, Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе - М., 2003.
  4. Беловолов В.А., Беловолова С.П. Этнокультурная направленность содержания образования //Педагогическое образование и наука. – 2002. – №4. – С.37-45.
  5. Зиннурова А.С. Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников (на материале башкирского музыкального искусства) Дисс…. канд. пед. наук. – Уфа, 2002.
  6. Мукаева, О.Д. От этнического к поликультурному (мультикультурному) образованию и воспитанию // Сибирский педагогический журнал. – 2004. – № 2. – С. 126-132.
  7. Палаткина, Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 41-47.
  8. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Родное слово //Собр. соч. М., 1958.

Тема3.1 Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного и начального образования

Основные вопросы

1.     Теоретические основы регионализации образования

2.     История становления национальных детских садов,

3.     Особенности реализации регионального компонента дошкольного образования.

Тезаурус компонент образования, региональный компонент образования, региональный компонент в структуре образовательной программы

Контрольные вопросы

  1. Каковы теоретические основы регионализации дошкольного образования?
  2. Раскройте этапы становления национальных детских садов в Республике Башкортостан
  3. Каково содержание регионального компонента дошкольного образования в свете реализации ФГТ?

ОСНОВНАЯ

  1. Сыртланова Н.Ш. Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования. Уфа, 2009 
  2. Успех: Примерная  общеобразовательная программа дошкольного образования М., 2010

3.     Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] Приказ от 23 ноября 2009. № 655 (б.и.)

  1. Сыртланова Н.Ш. Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования. Уфа, 2009 
  2. Шафикова, Г.Р., Азнабаева, Ф.Г. Из опыта работы в сфере гражданского воспитания в детском саду [Текст] / Г. Р. Шафикова, Ф. Г. Азнабаева // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 10. - С. 54-56

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Абсалямова, А.Г. Региональный компонент высшего профессионального образования в Республике Башкортостан // Дошкольное воспитание. – 2005. – №1. – С. 111-117.
  2. Абсалямова, А.Г. Мультикультурное образовательное пространство в организации воспитательного процесса дошкольных учреждений Республики Башкортостан //Вестник Челябинского государственного педагогического университета: – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. – С. 81-85.
  3. Абсалямова, А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. – Уфа, 2006. – 34 с.
  4. Абсалямова, А.Г. Мультикультурная направленность регионального содержания дошкольного образования в Республике Башкортостан // Детский сад от А до Я. – 2006. – №6. – С. 36-45.
  5. Агишева, Р.Л. Поликультурный аспект содержания образования в дошкольных учреждениях Республики Башкортостан: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2001. – 22 с.
  6. Белогуров, А.Ю. Проблема развития этнорегиональных образовательных систем // Педагогика. – 2003. – №1. – С. 98-104.
  7. Беловолов, В.А. Этнокультурная направленность содержания образования [// Педагогическое образование и наука. – 2002. – №4. – С. 37-45.
  8. Райцев, А. «Национально-региональный» или республиканский? // Высшее образование в России. – 2002. – №5. – С. 93-96.
  9. Сабаткоев, Р.Б. Национально-региональный компонент образования или национально-региональное образование? // Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып.4. Образование как фактор государственной безопасности. – М.: Воронеж. 2002. – С. 110- 116.
  10. Словарь современных понятий и терминов / сост. общ. ред. В.А. Макаренко. – М.: Республика, 2002. – 527 с.

Тема 3.2. Мультикультурная направленность личности

Основные вопросы

1.     Сущность понятия «мультикультурная направленность личности»

2.     Типы направленности личности дошкольника

3.     Личность как субъект нравственной деятельности

4.     Динамика развития этнической идентичности

Тезаурус направленность личности, мультикультурная направленность личности

Контрольные вопросы

  1. Дайте характеристику эффективных методов и приемов формирования мультикультурной направленности личности
  2. Проведите анализ современных исследований личности дошкольника как субъекта нравственной деятельности
  3. Что является приоритетным в формирования мультикультурной направленности личности дошкольника?
  4. Сконструируйте проект формирования мультикультурной направленности личности дошкольника

ОСНОВНАЯ

  1. Алексеева, О., Петропавловская, Л. Задания для маленьких патриотов // Ребенок в детском саду. – 2010. - № 2. – с. 23 – 26.
  2. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников – М.,  2008.
  3. Валеев, И.И. Патриотические традиции башкир // Бельские просторы. - 2006. - № 10. - с. 121 - 128.
  4. Воспитание патриотизма в условиях современных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы: Монография / Под общ. ред. С.В. Дармодехина и А.К.  Быкова – М.,  2007. – 328 с.
  5. Дыбина, О. Направленность ребенка на мир семьи в контексте патриотического воспитания // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 2.  – с. 3 – 5.
  6. Сыртланова Н.Ш. Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования. Уфа, 2009 
  7. Хайруллина Ю.А. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях современного ДОУ. Дисс. на соискание квалифик. акдем. степени магистра дошкольного образования. Уфа, 2012

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Волкова Е. Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении //Дошкольное воспитание. – 2002. – №12. – С. 28-32.
  2. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994. –
  3. Протасова, Е. «Калинке» - десять лет //Дошкольное воспитание. – 2001. – №1. – С.89-91.
  4. Протасова Е. Двуязычный детский сад: организация жизнедеятельности // Дошкольное воспитание. – 2003. – №9. – С. 62-66.
  5. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э.К.Сусловой, Л.В.Поздняк. – М.,  2000. – 277 с.

Тема 4.1 Формирование мультикультурной компетентности  педагогов ОУ

Основные вопросы

1.          Теоретические основы мультикультурной компетентности

2.          Зарубежный опыт подготовки педагогов в работе в мультикультурной группе

3.          Отечественные программы по подготовке педагогов к работе в мультикультурной группе

Тезаурус компетентность, мультикультурная компетентность

Контрольные вопросы

1.     Каковы ваши рекомендации по формированию мультикультурной компетентности  педагогов ДОУ

2.     Сформулируйте годовые задачи деятельности ДОУ по формированию мультикультурной компетентности  педагогов ДОУ

3.     Дайте характеристику диагностическим методикам, направленных на выявления мультикультурной направленности личности дошкольника

ОСНОВНАЯ

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  / А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.,  2010
  2. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. – 2005. - №1. – С. 55-67.
  3. Может ли Капитан Америка стать патриотом России // Современное дошкольное образование. – 2010. - №1. – С. 68-72.
  4. Нисская, А.К. С чего начинается Родина? // Современное дошкольное образование. – 2010. - №1. – 36-40.
  5. Шафикова, Г.Р., Азнабаева, Ф.Г. Из опыта работы в сфере гражданского воспитания в детском саду // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 10. - С. 54-56

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Агишева, Р.Л. Я-Башкортостанец. – Уфа, , 2003. – 40 с.
  2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, – 2003, №10, – С. 51-55.
  3. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э.К.Сусловой, Л.В.Поздняк. – М., 2000. – 277 с.
  4. Сигуан, М., Макки, У. Образование и двуязычие. – М., 2005. – 184 с.
  5. Cулейманов, А. О качестве образования плюс воспитания и проблеме кадров // Ватандаш. – 2005. – №1. – С. 3-22.
  6. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. научн.-метод ст. / отв. ред. С.К. Бондырева. М., 2003.
  7. Турченко, В.И. Опыт определения содержания НРК высшего профессионального образования по специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология // Материалы III регионального координационного совещания Научно-методического объединения преподавателей вузов и педколледжей.(Уфа, 28-29 мая. 2004 г) – Уфа 2004. – С. 15-19.
  8. Ушамирская, Г. Функциональный статус интегрированной системы образования в регионе // Альма-матер. Вестник высш. школы. – 2003. – №1. – С. 18-25.
  9. Штец, А.А. Национально-региональный компонент в культурно-ориентированном образовании Школа 2100 // под ред. А.А. Леонтьева Вып.4 – М., 2000. – С. 35-41.

2.4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

Организация самостоятельной работы предполагает

·                 определение перечня тем для самостоятельного изучения дисциплины,

·                 создание учебно-методического комплекса, обеспечивающего возможность самостоятельной работы,

·                 определение графика индивидуальных и групповых консультаций по изучаемым проблемам,

·                 предложение студентам различных форм организации самостоятельной работы, контроля со стороны преподавателя и форм самоконтроля.

Типовые задания для самостоятельной работы формулируются по направлениям профессиональной педагогической деятельности с учетом интересов студентов.

Задания для самостоятельной работы могут быть сформулированы следующим образом:

- составить аннотированный каталог литературы, отражающей подходы к проблемам мультикультурного образования ;

- выявить особенности содержания регионального компонента дошкольног образования в свете реализации идей мультикультурного образования;

- разработать годовой план работы по мультикультурному образованию

Тема 1.1.Цели и задачи мультикультурного образования.

Методические указания к теме. Знания по данной теме являются базовыми и закладывают теоретическую основу мультикультурного образования. При самостоятельном изучении темы студент должен усвоить специфику предмета, ее главную цель, задачи, структуру, на этой основе определить роль и место мультикультурного образования в работе ДОУ.  В ходе изучения данной  темы студент должен ответить на следующие вопросы «Для чего необходимо изучать дисциплину?», «Каковы методологические подходы мультикультурного образования?», «Как влияет решение проблемы дисциплины на современное состояние дошкольного образования

При завершении изучения темы студент должен сформулировать основные понятия по теме

Тема 1.2. Современные исследования в области мультикультурного образования.

Методические указания к теме.  В первую очередь необходимо рассмотреть современные исследования в области мультикультурного образования и определить их возможности использования в собственной практической деятельности, а также специфику подхода каждого из авторов теорий, методов исследования.

Следующим этапом работы должно стать сравнение этих исследований с современным состоянием этих проблем в работе ДОУ. Обратите внимание на методы изучения проблем, на представления об их содержании и детерминантах.

Тема 2.1. Влияние национальной культуры на развитие личности

Методические указания к теме. Для проведения семинара создаются две рабочие группы. Первая выбирает авторские концепции о влиянии национальной культуры на развитие личности педагогов, психологов прошлого (Я.А.Коменский, Ж.Ж. Руссо, А.С. Макаренко и т.п.). Вторая – современнее концепции (К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, З.Ф. Мубинова Н.А. Батурина, Н.Ю.Новицкая и т.п). Проанализируйте их сущность, содержание, принципы методы, формы воспитания. Подготовьте информационную справку.

Алгоритм подготовки информационной справки

1.     Название концепции (системы). Автор

2.     Год рождения концепции (системы)

3.     Цель воспитания в контексте авторской концепции (системы)

4.     Принципы воспитания в контексте авторской концепции (системы)

5.     Содержание воспитания

6.     Методы воспитания в контексте авторской концепции (системы)

7.     Восемь золотых привил для педагогов (по результатам анализа концепции)

Критерии оценки и самооценки

-            содержательность анализа понятия «воспитание»;

-            аргументированность своей позиции;

-            глубина анализа концепции воспитания;

-            четкость критериев анализа, их полнота и оригинальность;

-            соответствие результатов анализа выделенным критериям, полнота, оригинальность;

-            адекватность результатов анализа содержанию концепции, их основным идеям;

-            презентабельность выступления;

-            содержательность и проблемность вопросов для дискуссии;

-            соблюдение требований к информационной справке;

-            удовлетворенность результатами работы.

Тема 2.2. Роль семьи в мультикультурном образовании

Методические указания к теме Данное семинарское занятие проходит в виде деловой игры «Конференция по проблеме воспитания ребенка в мультикультурной семье» для культурологов, социологов, педагогов, психологов, музыкантов, художников, родителей и т.д. (можно свой выбор. Ваше творчество!!!). Каждая группа готовит доклад-сообщение по проблемам воспитания дошкольника в многонациональной семье. Подготовка к выполнению задания заключается в изучении студентами литературы по проблеме, ее понимании и последующей переработки к докладу на конференции. Содержание доклада – взгляд группы специалистов (культурологов, социологов, педагогов, психологов, музыкантов, художников, родителей и т.д.) на рассматриваемую проблему. Представив аудитории доклад, студенты анализируют и формируют 2 вопроса участникам конференции.

Тема 3.1 Региональный компонент дошкольного образования

Методические указания к теме Данная тема позволяет студентам изучить структуру и содержание региональных программ с позиции мультикультурного образования.

Результатом работы по данной теме является составление таблиц.

 

Региональная программа

Задачи мультикультурного образования

Средства реализации мультикультурного образования

Идеи мультикультурного образования

Собственное отношение

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.2. Мультикультурная направленность личности дошкольника

Методические указания к теме.  Для эффективности восприятия данной темы поводится упражнение «Волшебная лавка»

Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считать себя МЛ

Ход игры: Ведущий просит участников представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположение к другим, чувство юмора, чуткость, доверие и т.п. (Качества обсуждались и написаны на доске)

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Вызывается один из участников. Он может выбрать одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы. важны для МЛ, но отмечены как  как «-», т.е. слабо выраженные у данного участника).. Н-р Покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, н-р тот может расплатиться чувством юмора, которого к него в избытке.

Тема 4.1 Формирование мультикультурной компетентности  педагогов ОУ

Методические указания к теме. Данная тема имеет абсолютное прикладное значение и является завершением в формировании мультикультурной компетентности педагогов ОУ.  Для изучения данной темы необходимо обратиться к изучению понятия «компетентность» и ее применение к дисциплине. Студенту необходимо определиться с собственной мультикультурной компетентностью, а также выявить собственную позицию мультикультурной компетентности.

Для повышения эффективности в этой работе обратитесь к имеющимся отечественным и зарубежным исследованиям по подготовке педагогов в работе в многонациональной группе ДОУ.

Результатом работы является разработка рекомендаций по формированию мультикультурной компетентности педагогов ДОУ.

Тема 4.2. Организация и управление мультикультурным образованием в ОУ

Методические указания к теме. Для изучения данной темы студенту необходимо разобраться в понятие «профессиограмма». Выявить компоненты профессиограммы педагога ДОУ. Для выявления толерантной личности провести упражнение   «Черты толерантности»

Цель: закрепить полученные знания о чертах толерантной личности (ТЛ); дать возможность студентам оценить степень своей толерантности

            Инструкция:  сначала поставьте знак «+» напротив трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены. Знак «-»  - напротив трех черт, которые у вас наименее выражены, и  знак «*»  - напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для ТЛ.

Ведущий работает с перечнем черт ТЛ, написанные на доске. Он просит поднять руки тех, кто отметил «*» первое качество. Число отметивших подсчитывается и заносится в соответствующую колонку. Таким  же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наиболее количество баллов, являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

  1. Сравнить представлению ТЛ каждого из членов группы с общегрупповым представлением.
  2. Сравнить представление о себе с позиции ТЛ, созданным группой.

Результатом работы должно стать разработка годовых задачи деятельности ДОУ по мультикультурному образованию

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕКЦИОННЫХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1.1.Цели и задачи мультикультурного образования.

Дидактическая цель данного учебного материала заключается в развитии специальных компетенций студентов в области теоретических основ мультикультурного образования Данная цель реализуется через решение следующих задач:

а) сформировать у студентов системное видение проблемы мультикультурного образования;

б) вооружить студентов ведущими положениями мультикультурного образования;

в) добиться осознания студентами важности реализации идей мультикультурного образования в образовательном процессе ОУ;

Преподаватель, следуя учебной программе и планам семинарских занятий, последовательно добивается глубокого усвоения студентами ведущих положений мультикультурного образования, проверяя уровень осознания отдельных ее разделов с помощью предложения для анализа с позиций теорий, примеров и ситуаций из жизни ребенка.

Критерием оценки уровня усвоения данной темы является уровень усвоения основных понятий и методологических подходов мультикультурного образования

Тема 1.2. Современные исследования в области мультикультурного образования.

Дидактическая цель данного учебного материала заключается в развитии специальных компетенций студентов выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных. Данная цель реализуется через решение следующих дидактических задач:

а) вооружить студентов знаниями о современных исследованиях в области мультикультурного образования;

б) сформировать и развить у студентов способность выделять, анализировать современные исследования мультикультурного образования

Важным в освоении темы является показ практической значимости изучаемого материала, связь с предстоящей профессиональной деятельностью.

Тема 2.1. Влияние национальной культуры на развитие личности

Дидактическая цель данного учебного материала заключается в развитии специальных компетенций студентов, рассматривающих влияние национальной культуры на развитие личности дошкольника в мультикультурной среде. Лекция направлена на решение следующих дидактических задач:

а) вооружить студентов знаниями о национальной культуре;

б) дать представления о видах национальной культуры

Критерием оценки уровня усвоения данной темы является раскрытие ребенка дошкольного возраста как части национальной культуры

Результатом освоения данной темы является анализ концепции педагогов прошлого и современных авторских о влиянии национальной культуры на развитие личности

Тема 2.2. Роль семьи в мультикультурном образовании

Данная тема направлена на развитие общекультурных компетентностей как способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководиться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества. В ходе лекции использовать видеоматериалы по воспитанию дошкольников в многонациональной семье. 

Показателем освоения материала является конструкция «Этического кодекса мультикультурной семьи»

Тема 3.1 Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного  и начального образования

Данная тема позволяет студентам изучить структуру и содержание региональных программ с позиции мультикультурного образования. Следует обратить внимание на нормативно-правовую базу реализации регионального компонента в системе дошкольного образования, рассмотреть этапы становления национального образования в Республике Башкортостан. Выявить особенности реализации регионального компонента дошкольного образования. Проанализировать содержание регионального компонента с позиции мультикультурного образования.

Результатом работы по данной теме является умение анализировать региональные программы с позиции дисциплины.

Тема 3.2. Мультикультурная направленность личности

Дидактическая цель данного учебного материала заключается в развитии специальных компетенций студентов в области построения индивидуальной траектории образовательной деятельности. Данная цель реализуется преподавателем через решение следующих дидактических задач:

а) вооружить студентов знаниями о типах направленности личности;

б) способствовать уяснению студентами системы обучения, опирающиеся на развитие мультикультурной направленности личности;

Преподавателю следует учесть, что данная тема является достаточно сложной для усвоения, следовательно, ей следует уделить наиболее пристальное внимание. Ситуация усугубляется и тем, что данная тема в учебной литературе слабо отражена и от студента требуется большая познавательная активность по осознанию и усвоению теоретических положений.

Критерием оценки уровня усвоения студентами теоретических основ служит степень овладения понятийным аппаратом темы, степень развитости умения системно представить обучение с мультикультурного образования, степень осознания важности реализации принципов мультикультурного образования в дошкольном воспитании.

Тема 4.1 Формирование мультикультурной компетентности  педагогов ОУ

При раскрытии темы целесообразно в ходе лекций следовать следующей логике: а) предложить студентам несколько позиций ученых по определенной проблеме; б) для более глубокого понимания сущности концепции провести анализ конкретной социальной ситуации развития ребенка в русле мультикультурного образования ; в) представить систему понятий, используемых подходом для объяснения мультикультурной компетентности; г) дать сравнительный анализ теорий с позиций современного состояния мультикультурного образования .

Следует уточнить области применения данной парадигмы, её позитивные и негативные аспекты в применении к отдельным ситуациям, декларируемые ценности и требуемые умения для использования в профессиональной деятельности.

Тема 4.2. Организация и управление мультикультурным образованием в ОУ

Дидактическая цель данного учебного материала заключается в развитии специальных компетенций студентов в области организации мультикультурного образования в ДОУ. Данная цель реализуется преподавателем через решение следующих дидактических задач:

а) вооружить студентов знаниями о видах организации и управление многонациональным ДОУ;

б) способствовать уяснению студентами сущности, содержания, методов организации и управление многонациональным ДОУ;

в) развить такие специальные компетенции будущего педагога, как способность объяснять поведение человека с позиций изучаемой парадигмы, выявлять причины поведения, объяснять его с позиций индивидуальных особенностей личности.

Преподавателю следует учесть, что данная тема является достаточно многоаспектной, следовательно, ей следует уделить наиболее пристальное внимание. Ситуация усугубляется и тем, что данная тема в учебной литературе слабо отражена и от студента требуется большая познавательная активность по осознанию и усвоению теоретических положений.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!