Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Международное право»»

/ Общее право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Международное уголовное право

 

Методические рекомендации по освоению темы

 

Международное уголовное право возникло на основе одного из направлений сотрудничества государств – борьба с преступностью – и было значительно дополнено в течение ХХ века новыми нормами. В первую очередь при подготовке по данной теме следует учитывать именно добровольный характер взаимоотношений государств.

Современное международное уголовное право имеет достаточно много договорных источников, предметы регулирования которых полностью или частично совпадают. По этой причине при анализе правового регулирования и решении задач нужно четко представлять, какой именно из договоров имеет приоритет, а для этого можно рекомендовать повторить материал тем

«Нормы, источники и принципы международного права» и «Взаимодействие международного и внутригосударственного права».

При изучении международного уголовного права важно представлять направления, в которых сотрудничают государства, т.е. выяснить, борьба с какими преступлениями является на сегодняшний день наиболее актуальной. Среди этих преступлений можно увидеть и, так называемые, общеуголовные, и преступления международного характера, и международные.

Довольно важную часть международного уголовного права составляет вид сотрудничества, получивший название правовая помощь по уголовным делам. Изучение теоретического материала должно проходить одновременно с приобретением навыков по составлению документов. Этими документами являются ходатайства об оказании правовой помощи и выдаче. Хотя бы одно из ходатайств должно быть составлено в качестве самостоятельной работы при выполнении заданий или решении задач, предложенных ниже.

Особо следует остановиться на правовых основаниях выдачи и оказания правовой помощи. С одной стороны, это международные договоры, но не только договоры о правовой помощи. Ряд многосторонних конвенций предусматривают в качестве направления сотрудничества выдачу, передачу доказательств и т.п. С другой стороны, законодательство РФ позволяет в этой сфере оказывать правовую помощь и выдавать на условиях взаимности. Таким образом, нужно четко представлять, что такое взаимность, какие обязательства на государства накладывает оказание другим субъектом правовой помощи на условиях взаимности.

Рассматривая институт выдачи, следует особое внимание уделить его соотношению с передачей осужденных для отбывания наказания в страну гражданства и передачей для целей международного правосудия. Во-первых, должны быть четко сформулированы критерии отличия. Во-вторых, нужно

 

понимать         причины,         по        которым          РФ       не        ратифицирует Статут Международного уголовного суда.

Сотрудничество государств в борьбе с преступностью осуществляется также и в рамках международных организаций. При изучении данной темы особое внимание следует уделить Интерполу. В отношении этой организации можно рекомендовать ознакомиться с ее Уставом, а также положением о НЦБ в РФ. На сайте организации можно найти дополнительную информацию об основных направлениях ее деятельности.

 

План семинарского занятия

 

1.         Международные  преступления  и      преступления международного характера.

2.         Порядок оказания правовой помощи по уголовным делам.

3.         Экстрадиция и передача преступников.

4.         Международные органы и организации по борьбе с преступностью. Интерпол.

 

Основные термины

 

Апартеид, взаимность, выдача, геноцид, международное уголовное преступление, НЦБ, правовая помощь, преступление международного харак- тера, трансграничные преступления, экоцид, экстрадиция.

 

Контрольные вопросы

 

1.         Что такое международное уголовное право, и на каких принципах оно основывается?

2.         Какие формы международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью можно выделить?

3.         Какие основные направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью можно выделить?

4.         Каковы признаки международных преступлений и преступлений международного характера?

5.         Как      соотносятся     преступления  международного          характера        и трансграничные преступления?

6.         Что такое правовая помощь по уголовным делам?

7.         Чем регулируется оказание правовой помощи по уголовным делам?

8.         Что означает оказание правовой помощи на условиях взаимности?

9.         Каков порядок оказания правовой помощи по уголовным делам?

 

10.       Какие требования предъявляются к оформлению поручения на оказание правовой помощи?

11.       В каком случае можно отказать в оказании правовой помощи по уголовным делам?

12.       Что такое экстрадиция (выдача)? Как соотносятся экстрадиция, передача для целей международного правосудия и передача осужденных в страну гражданства?

13.       Что является основанием для выдачи и условиями выдачи?

14.       Какие основания отказа в выдаче существуют?

15.       Каковы условия и последствия передачи осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в страну своего гражданства?

16.       Как      решается         вопрос о          передаче          для       преследования международными трибуналами?

17.       Какова роль системы ООН в области сотрудничества государств в борьбе с преступностью?

18.       Какова роль Интерпола в борьбе с преступностью?

19.       Чем занимается Европол?

20.       Какова юрисдикция Международного уголовного суда?

21.       Какую структуру имеет Международный уголовный суд? Как он осуществляет свою деятельность?

 

Рекомендованная литература

 

Конвенция относительно рабства 1926 года с изменениями, внесенными Проктолом 1953 года // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 года // Действующее международное  право.  В  3-х   томах.   Составители   Ю.М. Колосов   и   Э.С. Кривчикова. Том 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 года // СПС «Консультант-Плюс».

Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) 1956 года // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители

 

Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года // Международное право в документах. М.: Междунар. отношения, 1982.

Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воз душных судов, 1963 года // Сборник международных договоров СССР. Вып. 44. М.: Междунар. отношения, 1990.

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года // Ведомости ВС СССР. 1971. № 2. Ст. 18.

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года // Действующее международное право. В  3-х  томах.  Составители  Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года // Действующее международное  право.  В  3-х   томах.   Составители   Ю.М. Колосов   и   Э.С. Кривчикова. Том 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Конвенция о психотропных веществах 1971 года // Международное право в документах. - М.: Междунар. отношения, 1982.

Конвенция о предупреждении преступления апартеида и наказании за него 1973 года // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 года // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. - М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года // Международное право в документах. М.: Междунар. отношения, 1982. Международная конвенция по борьбе с захватом заложников 1979 года

// Сборник международных договоров СССР. Вып. 43. М.: Междунар. отношения, 1989.

Конвенция ООН в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1990. № 42.

 

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года // Бюлл. междунар. договоров. 2002. № 1.

Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1988 года // Бюлл. междунар. договоров. 2002. № 1.

Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 года, от 24 февраля 1988 года // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года // Бюлл. междунар. договоров. 2003.

№ 3.

Устав Международного трибунала по бывшей Югославии 1993 года // Действующее   международное   право.   В   3-х    томах.    Составители  Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 1. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Устав Международного трибунала по Руанде 1994 года // Действующее международное  право.  В  3-х   томах.   Составители   Ю.М. Колосов   и   Э.С. Кривчикова. Том 1. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 года // Действующее международное  право.   В   3-х   томах.   Составители   Ю.М. Колосов   и Э.С. Кривчикова. Том 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Римский статут международного уголовного суда 1998 года // Москов. журн. междунар. права. 1999. № 4.

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 2000 года // Бюлл. междунар. договоров. 2003. № 5.

Европейская конвенция о выдаче от 1957 года с Дополнительным протоколом 1975 года и Вторым Дополнительным протоколом 1978 года // Бюлл. междунар. договоров. 2000. № 9.

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года с Дополнительным протоколом 1978 года // Бюлл. междунар. договоров. 2000. № 9.

 

Европейская конвенция о пресечении терроризма от 1977 года // Бюлл. междунар. договоров. 2003. № 3.

Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года // Российский юридический журнал. 1993. № 2.

Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики 1996 года // Бюлл. междунар. договоров. 1996. № 10.

Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 года // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. № 1.

Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров 2000 года // Бюлл. междунар. договоров. 2002. № 7.

Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 года // СПС «Консультант- Плюс».

Договор между РФ и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 года // Бюлл. междунар. договоров. 2003. № 2.

Договор между РФ и Республикой Кореей о взаимной правовой помощи оп уголовным делам 1999 года // Бюлл. междунар. договоров. 2002.

№ 9.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Словении о сотрудничестве в области борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, терроризмом и иными видами преступлений 2001 года // Бюлл. междунар. договоров. 2002. № 8.

Договор между РФ и Литовской Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, 2001 года // Бюлл. междунар. договоров. 2003. № 2.

Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года // Действующее международное право. В  3-х  томах.  Составители  Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Решение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 г. // Действующее международное  право.  В   3-х   томах.   Составители   Ю.М. Колосов   и  Э.С. Кривчикова. Том 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Уголовный кодекс РФ. М.: Норма, 2007.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М.: Норма, 2007.

 

О подразделениях криминальной милиции: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 925 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2001 № 558, от 16.12.2002 №  892,

от  06.02.2003    60,  от  24.06.2003    362,  от  29.05.2006    334)  //  СПС

«Консультант-Плюс».

Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола: утв. Приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 06.10.2006

№ 786/310/470/454/333/971 // Бюлл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 47.

Де Кастро, А. Г. Ф. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления геноцида, преступления против человечности и военные преступления / А. Г. Ф. Де Кастро // Москов. журн. междунар. права. 1999. № 4.

Балан, О.И. Возникновение и развитие международного уголовного правосудия / О.И. Балан // Моск. журн. междунар. права. 2003. № 3.

Бельсон, Я. М. Россия в Интерполе / Я. М. Бельсон. СПб.: Санкт- Петербургский юридический институт МВД России, 1995.

Блищенко, И.П. Международный уголовный суд / И.П. Блищенко, И. В. Фисенко. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.

Бойцов, А. И. Выдача преступников /А. И. Бойцов; Ассоциация Юридический центр. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

Васильев, Ю.Г. Институт выдачи преступников (экстрадиция) как отдельный институт права / Ю.Г. Васильев // Государство и право. 2003. № 3

Васильев, Ю. Г. Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве /Ю. Г. Васильев. науч.-практ. изд. М.: Современная экономика и право, 2003.

Горбунов,  Ю.   С.   К   вопросу   о   классификации   терроризма   / Ю.С. Горбунов // Москов. журн. междунар. права. 1993. № 1.

Демидов, Ю. Н. Уголовная ответственность за нарушение национального и расового равноправия / Ю.Н. Демидов // Государство и право. 1994. № 7.

Евдокимов, В. Б. Международная правовая помощь по гражданским и уголовным делам: На примере стран СНГ /В. Б. Евдокимов, К. Е. Михайленко; Российская академия адвокатуры. М.: Олма-Пресс, 2004.

Колибаб, К. Е. Институт передачи осужденных для отбывания наказания в другое государство / К.Е. Колибаб // Журн. российского права. 1999. № 5/6.

Костенко, Н.И. Судопроизводство Международного уголовного суда – основа международного уголовного процесса / Н.И. Костенко // Государство и право. 2001. № 2.

 

Лосицкая, Л. Применение Конвенций «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» и «О выдаче» / Л. Лосицкая // Российская юстиция. 2000. № 12.

Лукашук, И. И. Выдача обвиняемых и осужденных / И.И. Лукашук // Журн. российского права. 1999. № 2.

Лукашук, И. И. Международный уголовный суд / И.И. Лукашук // Российский юридический журнал. 1999. № 2.

Ляхов, Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения / Е.Г. Ляхов.

М.: Междунар. отношения, 1991.

Марышева, Н.И. Правовая помощь в отношениях между странами СНГ

/ Н.И. Марышева // Москов. журн. междунар. права. 1992. № 4.

Международное уголовное право. Учебное пособие / Под общ. ред.

В.Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1999.

Мезяев, А.Б. Международные договоры об экстрадиции и проблема смертной казни / А.Б. Мезяев // Государство и право. 2003. № 3.

Михайлов, Н. Г. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии: Компетенция, источники права, основные принципы деятельности: Монография /Н. Г. Михайлов. науч. изд. М.: Издательский дом И. И. Шумиловой, 2006.

Наумов, А. В. Преступления против мира и безопасности и преступления международного характера / А.В. Наумов // Государство и право. 1995. № 6.

Панов, В. Л. Международное уголовное право. Учебное пособие / В. Л. Панов. М.: ИНФРА-М, 1997.

Плешаков, A. M. Экологические преступления против мира и безопасности человечества / А.М. Плешаков // Государство и право. 1994. № 7.

Решетов, Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности / Ю.А. Решетов. М.: Междунар. отношения, 1983.

Ровнейко, В. В. Пиратство: его правовые проблемы / В.В. Ровнейко // Москов. журн. междунар. права. 1999. № 2.

Родионов, К. С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра / К.С. Родионов. М.: Междунар. отношения, 1990.

Ромашкин П.С. Преступления против мира и человечества / П.С. Ромашкин. М.: Наука, 1967.

Сафаров, Н.А. Передача лиц международному уголовному суду и институт экстрадиция: трудный компромисс / Н.А. Сафаров //Моск. журн. междунар. права. 2003. № 2.

Сборник международных договоров РФ по оказанию правовой помощи. М.: Спарк, 1996.

 

Прокофьева, Т.В. Некоторые аспекты противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем / Т.В. Прокофьева, А.В. Смагина // Российский судья. 2007. № 1.

Тухмухамедов, Б. Р. Римский Статут Международного уголовного суда: Возможные вопросы конституционности /Б. Р. Тузмухамедов // Московский журнал международного права. 2002. № 2.

Ходырев, А. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью / А. Ходырев // Международное публичное и частное право. 2003. № 3.

Цепилев, В. Европейская Конвенция о пресечении терроризма теперь обязательна и для России / В. Цепилев // Российская юстиция. 2001. № 2.

Черноудова, М.С. Состав преступления геноцида в международном и внутригосударственном праве (на примере законодательства и практики России и Германии) / М.С. Черноудова // Моск. журн. междунар. права. 2003.

№ 3.

Шабас, У. А. Международный уголовный суд: исторический шаг в деле борьбы с безнаказанностью / У.А. Шабас // Москов. журн. междунар. права. 1999. № 4.

 

Задания

 

Задание 1.

 

Проанализируйте положения любого договора о правовой помощи по уголовным делам и ответьте на следующие вопросы:

-           каков объем оказания правовой помощи в данном договоре?

-           каков порядок исполнения поручений об оказании правовой помощи?

-           какие основания отказа в оказании правовой помощи предусмотрены?

 

Задание 2.

 

Подготовьте сообщение о сотрудничестве государств в борьбе с одним из следующих видов преступлений:

-           организация сетей незаконной миграции;

-           хищение автомобилей;

-           легализация доходов, полученных от преступной деятельности.

 

Задание 3.

 

Составьте запрос на выдачу Российской Федерации лица, обвиняемого в совершении одного из особо тяжких преступлений, находящегося сейчас на территории Украины.

 

Задание 4.

 

Приведите примеры преступлений, закрепленных в Уголовном кодексе РФ, выдача за совершение которых не возможна.

 

Задачи

 

Задача 1.

 

В ходе расследования уголовного дела следователю понадобилось допросить свидетеля, который уехал в длительную командировку для проведения научных исследований и в настоящее время находится в Новой Зеландии. Свидетель должен вернуться через 10 месяцев в Россию.

Что в данном случае должен сделать следователь? Задача 2.

При расследовании уголовного дела возникла необходимость проведения экспертизы с целью установления причин смерти лица. Экспертные учреждения РФ из-за отсутствия необходимого оборудования и специалистов не могут провести такую экспертизу.

Возможно ли проведение экспертизы в иностранном государстве? В каком порядке это можно сделать? Если экспертиза будет дорогостоящей, кто должен нести расходы по ее проведению? Можно ли использовать результаты экспертизы, проведенной в иностранном государстве, в качестве доказательств в РФ?

 

Задача 3.

 

Власти иностранного государства обратились к РФ с просьбой допросить свидетеля по уголовному делу, который в настоящее время находится на территории РФ, В ходатайстве об оказании правовой помощи иностранные органы попросили перед началом допроса привести свидетеля к присяге на Библии. Текст присяги на иностранном языке, а также экземпляр Библии были приложены к ходатайству.

Должна ли Россия выполнить эту просьбу иностранного государства? Какое законодательство применяется при оказании правовой помощи?

 

Может ли государство попросить оказать правовую помощь на особых условиях? Если при оказании правовой помощи по просьбе РФ в иностранном государстве свидетеля не предупредят о наступлении уголовной ответственности за дачу ложных показания, можно ли будет использовать это доказательство в РФ?

 

Задача 4.

 

Россия получила запрос из Узбекистана о выдаче гражданина А. Он обвинялся властями Узбекистана в совершении трех краж. В настоящее время гражданин А отбывает наказание в исправительном учреждении в РФ за совершение других преступлений.

Может ли быть осуществлена выдача? Может ли Узбекистан направить повторный запрос после того, как приговор в отношении А будет исполнен?

 

Задача 5.

 

Гражданин Азербайджана Е. был взят под стражу в 2005 году, поскольку в отношении него в РФ находится запрос на выдачу его Азербайджану за дезертирство, совершенное в 1993 году. В течение 6 месяцев гражданин Е. находился под стражей, однако власти Азербайджана не прислали подтверждения своего запроса, и он был освобожден. Спустя еще полгода гражданин Е. снова был арестован на том же основании.

Есть ли основания для выдачи Е.? Может ли РФ отказать в его выдаче Азербайджану? Может ли Е. требовать выплаты компенсации за время, проведенное под стражей?

 

Задача 6.

 

Гражданин России И. совершал кражи на территории РФ, Украины и Беларуси. Властями Украины он был задержан на месте преступления. РФ и Беларусь обратились к властям Украины с запросами на выдачу И.  Запрос РФ пришел 15 июня 2006 года, а запрос Беларуси 18 июня 2006 года.

Как должны поступить власти Украины? Могут ли они отказать в выдаче обоим государствам? Если Украина все-таки решит выдать И., какому государству ей следует отдать предпочтение? Может ли Украина сама осудить И. за все преступления, совершенные на территории трех государств?

 

Задача 7.

 

На территории РФ находится гражданин К., разыскиваемый Международным уголовным судом по обвинению в совершении международных преступлений на территории Боснии во время вооруженного конфликта (убийство мирных жителей, геноцид). На арест К. был выдан ордер Прокурором МУС. К. обратился к РФ с просьбой предоставить ему политическое убежище. Прокурор и Председатель МУС при поддержке западноевропейских государств попросили РФ оказать содействие международному правосудию и передать К. для преследования МУС.

Должна ли РФ передать К. МУС? Может ли РФ отказать в передаче К.? Может ли быть предоставлено политическое убежище К. на территории РФ?

 

Раздел 15. Международное экономическое право

 

Методические рекомендации по освоению темы

 

Изучая вопросы данной темы, следует четко и ясно уяснить, что полученные по ним знания потребуются для изучения некоторых разделов международного частного права, а еще в большей мере они потребуются для изучения вопросов спецкурса «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности», поскольку именно нормы международного экономического права создают юридические основы регламентации частноправовых отношений. Для изучения вопросов темы, для решения задач необходимо опираться на двусторонние торговые договоры, договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Поскольку в стимулировании развития международных экономических отношений большую роль играют различные международные организации, студентам следует внимательно изучить деятельность прежде всего таких организаций как Всемирная торговая организация, Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В унификации международного экономического права существенную роль играет Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Поэтому следует познакомиться с важнейшими документами, принятыми в рамках ЮНСИТРАЛ, поскольку их значение и применение потребуется для решения практических ситуаций по спецкурсу

«Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности».

Изучение вопросов темы и решение по ней заданий в определенной степени базируется на знаниях, полученных при изучении темы «Мирное разрешение международных споров», поскольку при разрешении экономических споров используются те же средства, которые изучаются в указанной теме.

 

План семинарского занятия

 

1.         Понятие и источники международного экономического права.

2.         Новый международный          экономический           порядок.          Принципы международного экономического права.

3.         Государства в международных экономических отношениях.

4.         Виды международных экономических договоров.

5.         Международные экономические организации.

 

Основные термины

 

Бойкот, демпинг, национализация, новый международный экономический порядок, оговорка Кальво, право развития, преференции, протекционизм, транснациональная корпорация, эмбарго.

 

Контрольные вопросы

 

1.         Какое влияние оказывают нормы международного экономического права на внутреннее право государств?

2.         На        каких   принципах      происходит     формирование и          развитие международного экономического права?

3.         Какие  правовые         режимы           предоставляют договаривающиеся государства в торговых договорах?

4.         Какова роль ЮНКТАД в развитии международного экономического права?

5.         В чем проявляется деятельность ЮНСИТРАЛ по кодификации и унификации международного экономического права?

6.         Чем      характеризуется          правосубъектность      государств       в          качестве одного из основных субъектов международного экономического права?

7.         Какой правовой статус имеют МБРР и МВФ в международном праве?

8.         Какова роль ВТО в международных экономических отношениях?

9.         Какой механизм разрешения споров существует в ВТО?

10.       Какую  роль     играют международные           неправительственные организации в развитии международного экономического права?

11.       Являются ли субъектами международного экономического права

ТНК?

12.       Как      соотносятся     международное           экономическое            право   и

международное торговое право?

13.       Что собой представляет международное банковское право?

14.       Могут ли межгосударственные споры по экономическим вопросам рассматриваться в Международном суде ООН?

15.       Какие  мирные            средства          можно  применить       при      разрешении международных экономических споров?

 

Рекомендованная литература

 

Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. // Действующее международное право: В 3 т, / Сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Т. 3. М., 1997. С. 135 – 145.

Соглашение о создании Всемирной торговой организации 1994 г. // Там же. С. 162-173.

 

Европейская энергетическая хартия 1991 г. // Там же. С. 173—180. Договор о создании Экономического союза 1993 г. // Там же. С. 180—189. Соглашение  о          статусе            Экономического          суда     СНГ     1992     г.         //

Бюлл.междунар.договоров. 1994. № 9. С. 4-5.

Положение об Экономическом суде СНГ 1992 г. // Бюлл.междунар.договоров. 1994. № 9. С. 6-8.

Договор о Европейском Союзе 1992 г. // Действующее международное право: В 3 т, / Сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Т. 3. М., 1997. С. 211- 224.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны 1994 г. // Там же. С. 225- 254.

Устав Организации ООН по промышленному развитию (Принят в г. Вене 8 апреля 1979 г. Конференцией ООН по преобразованию Организации ООН по промышленному развитию в специализированное учреждение) // ВВС СССР. 1986. № 5. Ст. 102.

Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инве- стиций, 1985 г. // Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. Сборник нормативных актов и документов. М., 1995. С. 197—276

Вельяминов Г. М. Основы международного экономического права / Г.М. Вельяминов. М., 1994.

Вельяминов Г. М. Порядок урегулирования споров во Всемирной торговой организации / Г.М. Вельяминов // Москов. журн. междунар. права. 1999. № 1.

Кучер   Б.   И.   Международный   экономический   правопорядок   / Б.И. Кучер. Киев, 1988.

Малинин С.А. «О праве ГАТТ» / С.А. Малинин, А.И. Магомедова // Правоведение. 1995. № 1.

Шатров В. П. Международное экономическое право: Учебное пособие / В.П. Шатров. М., 1990.

Шумилов         В.М.    Международное          публичное       экономическое            право.

Учебное пособие / В.М. Шумилов. М.: НИМП, 2001.

 

Задания

 

Задание 1.

 

Приведите примеры региональных международных экономических организаций.

 

Задание 2.

 

Сформулируйте          содержание     принципа        наибольшего благоприятствования. Как он соотносится с принципами общего международного права.

 

Задание 3.

 

Сформулируйте и раскройте содержание принципов международного экономического права.

 

Задание 4.

 

Обоснуйте       участие            и          раскройте        содержание     правового        статуса государства в хозяйственных отношениях, в которые оно вступает:

-           с иностранным государством;

-           с международной организацией;

-           с иностранными физическими и юридическими лицами.

 

Задачи

 

Задача 1.

 

На постсоветском пространстве образовано несколько международных экономических организаций, ставящих своей целью создание общего рынка. РФ участвует и в ЕЭП, и в ЕврАзЭС. Как соотносятся обязательства, принимаемые РФ в соответствии с договорами о создании этих организаций? Есть ли различия между ЕЭП и ЕврАзЭС:

-           по целям создания и деятельности;

-           по принципам деятельности;

-           по способам достижения поставленных целей;

-           по международным договорам, лежащим в основе создания?

Могут ли ЕЭП и ЕврАзЭС стать участниками ВТО по аналогии с ЕС? Задача 2.

Вступление государства в ВТО предполагает выполнение комплекса мероприятий, важное место в которых отводится приведению национального законодательства в соответствие с требованиями и договорами ВТО. Государства должны полностью пересмотреть свое законодательство в области применения тарифных и нетарифных способов регулирования

 

торговли,         таможенных    процедур,        инвестиционного        регулирования, интеллектуальной собственности.

Является ли это вмешательством во внутренние дела государств? Какие изменения были произведены в российском законодательстве в связи со вступлением в ВТО?

 

Задача 3.

 

Государство осуществляет поддержку сельского хозяйства на своей территории путем выделения беспроцентных ссуд для закупки техники производителям. Государство желает вступить в ВТО. Одним из условий вступления государства-участники ВТО поставили отмену субсидирования как противоречащего принципам ВТО и международного экономического права.

Противоречит ли деятельность государства по поддержки национального предпринимательства принципам международного экономического права? Можно ли усмотреть в действиях ВТО и государств- участников вмешательство во внутренние дела государства?

 

Задача 4.

 

Президент Венесуэлы Уго Чавес объявил о проведении национализации нефтедобывающей отрасли на территории государства. Все объекты были переданы в собственность государства.

Могут ли собственники требовать выплаты компенсации? Может ли государство проводить национализацию имущества иностранных лиц? Регулируется ли национализация и порядок ее проведения международным правом?

 

Раздел 16. Международное морское право

 

Методические рекомендации по освоению темы

 

Международное морское право представляет собой систему конвенционных и обычных норм, определяющих правовое положение морских пространств. При изучении данной темы, необходимо обратить внимание на то, что нормы международного морского права определяют права и обязанности государств по использованию государствами морских пространств, особо следует рассмотреть права прибрежных государств и государств, не имеющих доступ к морю.

Изучая международное морское право студент должен проанализировать Конвенцию по морскому праву 1982 г., определить правовые режимы таких пространств как внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море. Необходимо обратить внимание на то, что морские пространства могут иметь смешанный правовой режим, например, территория континентального шельфа подпадает под юрисдикцию государства, однако суверенными правами прибрежное государство на данной территории не обладает.

При изучении правового регулирования морских пространств на международном и национальном уровне, следует учитывать принципы международного морского права и общие принципы международного права. Необходимо проанализировать принцип свободы судоходства, принцип использования мирового океана и другие.

 

План семинарского занятия

 

1.         Комплексный характер и особенности международного морского права.

2.         Конвенционные и обычные источники международного морского права.

3.         Внутренние морские воды: понятие, режим.

4.         Территориальное море: понятие, границы, режим, мирный проход.

5.         Открытое море: понятие, границы, режим, свободы открытого моря, право преследования по горячим следам.

6.         Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, режим.

7.         Континентальный шельф: понятие, границы, правовой режим.

8.         Международные проливы и каналы: понятие, транзитный проход.

9.         Район международного морского дна: понятие, режим разведки и разработки.

 

 

Основные термины

 

Национальность судна, внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море, прибрежное государство, государства, не имеющие выхода к морю, свобода судоходства, преследование по горячим следам, Район.

 

Контрольные вопросы

 

1.         Какие нормы составляют источники международного морского права?

2.         Какие принципы международного морского права сформированы из общих принципов международного права?

3.         Каким образом принципы международного права реализуются в международном морском праве?

4.         Является          ли        принцип          мирного           судоходства     императивным принципом международного права?

5.         Как определить «национальность» судна?

6.         На какие морские пространства распространяются суверенные права государства?

7.         Какие морские пространства составляют внутренние морские воды и территориальное море?

8.         Как      устанавливаются         границы          внутренних     морских           вод      и территориального моря?

9.         Какой статус имеют внутренние морские воды и территориальной

море?

10.       Какой правовой режим применяется к континентальному шельфу и

исключительной экономической зоне?

11.       Какова юрисдикция    прибрежного   государства     в          отношении исключительной экономической зоны и континентального шельфа?

12.       Какую деятельность можно осуществлять в открытом море?

13.       Что представляет собой преследование «по горячим следам»?

14.       Что представляет собой Район?

15.       Какие функции осуществляет Международный орган по морскому

дну?

 

Рекомендованная литература

 

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.; Конвенция о режиме Черноморских  проливов  1936  г.;  Конвенция  относительно    обеспечения

 

свободного плавания по Суэцкому каналу 1988 г.; О континентальном шельфе Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. // Действующее международное право: В 3-х томах. –  М., 1997. – Т. 3. – 824 с.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. М., 1996.

Соглашение об осуществлении часта XI Конвенции ООН по морскому праву от 10.12.82 // Москов. журн. междунар. права. 1995. № 1.

Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения от 19.01.96 // Бюлл. междунар. договоров. 2002. № 12.

Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов от

11.09.98           // Бюлл. междунар. договоров. 2002. № 11.

Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 24 декабря.

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 // Российская газета. 1995. 07 декабря.

Федеральный Закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 // Российская газета. 1998. 06 августа.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. М., «Ось-89», 1999, 144с.

Аббаслы Г.А. Делимитация международных морских пространств с противолежащими и смежными побережьями / Г.А. Аббаслы // Вестник московского университета. Сер. 11. Право. 2003. № 2.

Авраменко И.М. Международное морское право: Учебное пособие.

/И.М. Авраменко. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

Гуцуляк В.Н. Морское право./ В.Н. Гуцуляк. М., «РосКонсульт», 2001. Дьяченко   С.Б.            Проблема        правового        статуса Каспийского    моря/

С.Б. Дьяченко // Москов. журн. междунар. права. 1995. № 3.

Комарова ЛА. Современное международное морское право / Л.А. Комарова. М., 1985.

Лазарев М.И. Морская правоспособность и дееспособность государств

/ М.И. Лазарев // Москов. журн. междунар. права. 2000. № 2.

Мартыненко И.Э. Международно-правовая охрана подводного культурного наследия / И.Э. Мартыненко // Международное публичное и частное право. 2003. № 3(12).

Мировой         океан   и          международное           право.  Открытое        море.

Международные проливы. Архипелажные воды. М., 1988.

 

 

1987.

 

Молодцов С.В. Международное морское право / С.В. Молодцов. М.,

 

Яковлев И.И. Международный орган по морскому дну / И.И. Яковлев.

 

М., 1986.

http://www.sea-law.ru/journal/index.html 

 

Задания

 

Задание 1.

 

Определите правовой статус и порядок отсчета внутренних морских вод и территориального моря РФ со ссылкой на соответствующие нормативные акты.

 

Задание 2.

 

Дайте классификацию следующих морских пространств:

-           исключительная экономическая зона;

-           континентальный шельф;

-           Район морского дна;

-           открытое море;

-           прилежащая зона;

-           внутренние морские воды;

-           территориальное море.

 

Задание 3.

 

Составьте        схему   отсчета            исключительной         экономической            зоны    и континентального шельфа.

 

Задание 4.

 

Определите     юрисдикцию   прибрежного  государства      на следующих пространствах:

-           внутренние морские воды;

-           территориальное море;

-           искусственно созданный остров в исключительной экономической

 

зоне;

 

 

-           искусственно созданный остров в открытом море;

-           континентальный шельф.

 

Задание 5.

 

В         каком   из        указанных       случаев            иностранное    судно   может  быть подвергнуто досмотру:

-           в любом;

-           при наличии доказательства преступной деятельности одного из членов экипажа;

-           если на судне отсутствуют признаки «национальности»;

-           по требованию начальника морского порта;

-           если есть доказательства незаконной транспортировки оружия на данном судне;

-           если один из членов экипажа совершил преступление на территории прибрежного государства.

 

Задание 6.

 

В каком из указанных случаев иностранному судну может быть отказано во входе во внутренние морские воды:

-           если это военное судно;

-           если на судне отсутствуют признаки «национальности»;

-           если судно не прошло регистрацию;

-           если судно терпит крушение;

-           если     на        судне   находятся        лица,   совершившие  международное преступление;

-           если судно занимается пиратством.

 

Задание 7.

 

Определите морские пространства:

-           подпадающие под суверенитет государства;

-           подпадающие под исключительную юрисдикцию государства;

-           являющиеся «общим достоянием человечества»;

-           не подпадающие ни под суверенитет, ни под юрисдикцию ни одного государства.

 

Задачи

 

Задача 1.

 

Во время стоянки в международном порту государства А. с военного судна            государства            Б.         дезертировал   один    из        членов экипажа.          Капитан

 

военного судна направил на берег отряд по поимке дезертира. Исполняя приказ капитана, участники отряда допрашивали местных жителей и заставляли их оказывать им помощь в поисках, применяя насильственные меры. Руководство порта обратилось к капитану судна с просьбой о возмещении ущерба пострадавшим местным жителям и о выходе судна за пределы территории государства А.

В каком случае иностранное военное судно может заходить во внутренние морские воды? Какие действия должен был предпринять капитан иностранного военного судна в случае дезертирства с его корабля? Должен ли капитан судна выполнить просьбу руководства порта? Может ли руководство порта отказать иностранному судну в пребывании в порту?

 

Задача 2.

 

Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции "Об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов" 1952 года "арест" означает задержание судна, осуществляемое в порядке судебного производства для обеспечения морского требования, но не включает задержание судна для исполнения судебного решения. Ссылаясь на нормы данной конвенции, таможенное судно государства А. задержало судно государства Б., находящееся в открытом море.

Правомерны ли действия таможенного судна? В каком случае иностранное судно может быть арестовано? Что представляет собой морское требование? В каких морских пространствах может быть осуществлен арест иностранного судна?

 

Задача 3.

 

Рыболовное     судно,  на        котором           отсутствовали признаки

«национальности», осуществляло промысел в исключительной экономической зоне государства А. Пограничный корабль задержал судно, изъял улов и арестовал членов экипажа. В последующем было выяснено, что рыболовное судно принадлежит государству Б. Членам экипажа были предъявлены следующие обвинения:

-           нарушение государственной границы;

-           незаконный промысел на территории государства А.;

-           шпионаж.

Правительство государства А. обратилось к правительству государства Б. с просьбой о возмещении ущерба.

Правомерны    ли        обвинения,      предъявленные            членам экипажа рыболовного судна? Каким образом может осуществляться промысел в

 

исключительной экономической зоне? Будет ли отличаться решение задачи, если судно принадлежит частному лицу, зарегистрированному в государстве Б.?

 

Задача 4.

 

Проводя патрулирование в территориальном море, пограничный корабль государства А. обнаружив за его пределами иностранный корабль, начало преследование, которое продолжалось в открытом море. Осуществив задержание, командир пограничного отряда приказал провести досмотр судна. В результате досмотра на иностранном корабле была обнаружена партия незаконно перевозимого оружия.

Какие действия должен предпринять командир отряда? Правомерно ли задержание иностранного корабля в открытом море? Не противоречат ли действия пограничного корабля принципу свободы судоходства? В каких случаях судно может быть задержано в открытом море?

 

Задача 5.

 

Государство А., не имеющее выхода к морю, разместило свои военные корабли в порту государства Б. Правительство государства Б. предприняло меры, в соответствии с которыми, корабли государства А. были выдворены за пределы территориального моря. В своем обращении к правительству государства А. правительство государства Б. ссылалось на то, что данные действия не были согласованы с ним и что такие действия противоречат нормам международного морского права и ограничивают суверенитет государства Б.

Что означает принцип свободы судоходства? Каким образом государство, не имеющее выхода к морю может реализовать данный принцип? Правомерны ли действия государства А. и государства Б.?

 

Раздел 17. Международное экологическое право

 

Методические рекомендации по освоению темы

 

При изучении данной темы следует учитывать, что вопросы экологии в современных условиях тесно взаимодействуют с осуществлением и защитой прав человека. Кроме того, вопросы этой темы нельзя рассматривать в отрыве от проблем морского права, космического права, в какой-то мере экономического права.

По вопросам экологии и природной среды заключено большое число двусторонних и многосторонних договоров. При этом следует помнить, что многие их положения применимы не только для регулирования межгосударственных отношений, но и для регламентации отношений, возникающих в пределах одного государства, они служат для совершенствования внутреннего права государств.

Изучение вопросов данной темы должно базироваться прежде всего на анализе положений таких международных актов как: Рамочная Конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Киотский протокол к этой Конвенции 1997 г. , Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Протокол к ней 1985 г., Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1991 г. Кроме того следует проанализировать один из заключенных Российской Федерацией двусторонних договоров о сотрудничестве в области охраны окружающей среды.

 

План семинарского занятия

 

1.         Понятие и источники международного экологического права. Принцип международной экологической безопасности.

2.         Объекты международно-правовой охраны окружающей среды.

3.         Деятельность международных организаций по защите окружающей среды.

4.         Международная ответственность за причинение трансграничного ущерба.

 

Основные термины

 

Гидросфера, кислотные дожди, литосфера, озоновый слой, окружающая среда, парниковый эффект, радиоактивные отходы, трансграничное загрязнение, фауна, флора.

 

Контрольные вопросы

 

1.         Каким образом взаимодействуют состояние окружающей среды и экологические права человека?

2.         Что означает рациональное использование природных ресурсов?

3.         Что означает трансграничное загрязнение?

4.         В         чем      заключается     суть     принципа        свободы           исследований окружающей среды?

5.         Какова роль ЭКОСОС в охране окружающей среды?

6.         В         чем      проявляется     деятельность   МАГАТЭ         в          сфере   охраны окружающей среды?

7.         Какие живые ресурсы являются объектами охраны в морской среде?

8.         Почему            ограничивается           промысел        живых ресурсов          Мирового океана?

9.         Являются         ли        флора  и          фауна  объектами       международного экологического права?

10.       Какие международные организации вносят свой вклад в развитие международного экологического права?

11.       Находятся ли торговые аспекты объектами флоры и фауны под контролем международного экологического права?

12.       Каким образом увязываются вопросы охраны окружающей среды и вопросы климата?

13.       Что такое биологическое разнообразие?

14.       Несут   ли        ответственность          государства     за         несоблюдение обязательств по международному экологическому праву?

15.       Какие нормы преобладают в международном экологическом праве?

 

Рекомендованная литература

 

Рамочная Конвенция ООН об изменении климата // Москов. журн. междунар. права. 1993. № 2.

Конвенция о биологическом разнообразии // Москов. журн. междунар. права. 1994. № 1.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. М., 1996.

Боклан Д.С. Предотвращение трансграничного ущерба от опасных видов деятельности / Д.С. Боклан //Международное публичное и частное право. 2003. № 1(10).

 

Бринчук          М.М.   Охранять         окружающую   среду   или      обеспечивать экологическую безопасность / М.М. Бринчук // Государство и право. 1994.

№8 – 9.

Игнатьева        И.А.     Соотношение  источников     экологического           права: экологическое законодательство и международные договоры / ИА. Игнатьева

//Государство и право. 2001. № 2.

Колбасов О.С. Конференция ООН по окружающей среде и развитию / О.С. Колбасов // Государство и право. 1992. № 11.

Колбасов О.С. Международный экологический суд / О.С. Колбасов

//Советское государство и право. 1991. № 9.

Концепция общего наследия человечества в международном праве // Советское государство и право. 1988. № 6.

Некрасова Г. А. Международно-правовая охрана морской среды Балтийского моря с суши: новые подходы / Г.А. Некрасова // Государство и право. 1995. № 1.

 

Задания

 

Задание 1.

 

Существуют международная и национальные «Красные книги». Определите статус этого документа. Приведите примеры объектов, охраняемых «Красными книгами».

 

Задание 2.

 

Раскройте критерии, по которым животные и растения подпадают под международную охрану.

 

Задание 3.

 

Приведите       примеры          межгосударственных   и          неправительственных организаций, участвующих в охране окружающей среды.

 

Задание 4.

 

Составьте перечень наиболее эффективных международных средств охраны окружающей среды.

 

Задание 5.

 

Одним из основополагающих документов является Декларация Рио-де- Жанейро 1992 г. «Об окружающей среде и развитии». Определите юридическую природу этого документа. Содержатся ли там нормы и принципы международного права.

 

Задачи

 

Задача 1.

 

Международное право запрещает промысел китов. США выдали разрешение на промысел кита артели эскимосов на Аляске. Государство утверждало, что промысел кита поможет сохранить коренной народ, его самобытность и экономический уклад. Промысел эскимосами кита не только позволяет передать традицию охоты из поколения в поколение, но и обеспечить выживание народа.

Нарушены ли нормы международного экологического права? Может ли государство отступать от международного запрета или квот на промысел определенных животных?

 

Задача 2.

 

В результате аварии на химическом предприятии в Китае произошло загрязнении притока реки Амур. Китайские власти не смогли предотвратить попадание вредных выбросов в пограничную реку. В результате был причинен экологический ущерб РФ.

Есть ли обязанность у Китая или его частных лиц возместить причиненный РФ ущерб? Что такое трансграничный ущерб? Какие акты регулируют возмещение трансграничного ущерба?

 

Задача 3.

 

Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата предусматривает установление квот на выброс парниковых газов. Целью принятия Протокола является суммарное снижение выброса парниковых газов на всей планете. Развивающееся государство-участник Протокола не выбирает свою квоту из-за слабого развития промышленности. Канада предложила этому государству уступить ей часть квоты.

Возможно ли уступка или продажа квоты по выбросу парниковых газов другому государству? Каков механизм реализации Киотского протокола? Реализует ли РФ какие-либо мероприятия в рамках Киотского протокола?

 

Задача 4.

 

Амурские тигры занесены в Красную книгу. Охота на них запрещена в любое время года. Один из тигров, выйдя из Тайги, напал на жителя деревни в Приамурье. После очередного нападения власти Амурской области выдали решение на отстрел нескольких особей. Амурские тигры находятся на грани вымирания. Ежегодно государственные органы отслеживают численность популяции, пытаясь создать условия для ее увеличения.

Нарушают ли действия властей Амурской области нормы международного экологического права? В каких случаях допускается отстрел охраняемых диких животных? Необходимо ли согласовывать свои действия с международными органами и организациями?

 

Раздел 18. Международное воздушное право

 

Методические рекомендации по освоению темы

 

При изучении международного воздушного права следует, в первую очередь, обратить внимание на понятие и режим воздушного пространства. Следует учитывать, что воздушное пространство, расположенное над разными с точки зрения режим сухопутными и морскими территориями не всегда следует их режиму. В международном праве достаточно исключений. Также нужно иметь в виду высотную границу воздушного пространства, выше которой уже располагается космическое пространство, имеющее иной правовой режим.

Над воздушным пространством, входящим в государственную территорию, государство имеет полный суверенитет, что в первую очередь отражается на режиме воздушных полетов в этом пространстве. Поэтому главная задача международно-правового регулирования состоит в обеспечении сотрудничества государств в области использования внутригосударственного воздушного пространства.

Рассматривая источники международного воздушного права, нужно обратить внимание, что использование воздушного пространства для полетов регулируется двусторонними договорами, но общие требования к безопасности гражданской авиации – многосторонними договорами и нормами ИКАО.

Изучая виды международных полетов, следует особое внимание уделить вопросам нерегулярных некоммерческих международных полетов, отличиям их осуществления по сравнению с регулярными. Необходимо также учитывать, что международное право требует от государств, предоставивших свою воздушную территорию для полета, обеспечить его безопасность и обслуживание. Нормативы этой безопасности содержатся в приложениях к Чикагской конвенции 1944 года, а также уточняются ИКАО и требуют имплементации государствами.

Международные организации в области гражданской авиации созданы главным образом для того, чтобы осуществлять помощь государствам в сотрудничестве в этой сфере и координировать воздушное движение и использование воздушного пространства. Центральное место при этом отводится Международной организации гражданской авиации – ИКАО. Изучая деятельность этой организации, следует ознакомиться с ее полномочиями в сфере нормативного регулирования. ИКАО не только разрабатывает новые договоры в этой области, но и принимает собственные акты, имеющие особую правовую природу. Для того, чтобы четко представлять роль этой организации, нужно знать, являются ли эти акты

 

обязательными для государств, какие механизмы задействованы для их исполнения.

 

План семинарского занятия

 

1.         Понятие и виды воздушного пространства. Режимы воздушного пространства.

2.         Понятие и виды полетов.

3.         Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

 

Основные термины

 

Высотная  граница      воздушного пространства,  международный полет, регулярный полет, нерегулярные полет, свободы воздуха

 

Контрольные вопросы

 

1.         Что такое международное воздушное право?

2.         Какие специальные принципы международного воздушного права можно назвать?

3.         Каковы основные источники международного воздушного права?

4.         Какие режимы определены международным правом для воздушного пространства?

5.         Каковы            горизонтальные           и          вертикальные  границы          воздушного пространства, находящегося под суверенитетом государства?

6.         Какие виды воздушного пространства существуют?

7.         Что такое полет? Какие признаки имеет международный полет?

8.         На какие виды можно разделить международные полеты?

9.         Что такое «свободы воздуха»?

10.       Какие международные организации в области гражданской авиации существуют?

11.       Какова структура и основные направления деятельности ИКАО?

 

Рекомендованная литература

 

Конвенция      о          международной           гражданской    авиации           1944     г.         // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. М.: БЕК, 1996.

Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна, 1963 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV. М.: Междунар. отношения, 1990.

 

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года // Действующее международное право. В  3-х  томах.  Составители  Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года // Действующее международное  право.  В  3-х   томах.   Составители   Ю.М. Колосов   и   Э.С. Кривчикова. Том 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Протокол, касающийся изменения Конвенции о международной граждан- ской авиации 1984 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 года, от 24 февраля 1988 года // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного про- странства 1991 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Договор по открытому небу 1992 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. М.: БЕК, 1996.

Соглашение о практическом использовании положений статьи 83bis Конвенции о международной гражданской авиации 1994 г. // Действующее международное  право.  В   3-х   томах.   Составители   Ю.М. Колосов   и  Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Решение о Концепции охраны воздушного пространства государств — уча- стников СНГ 1996 г. // Бюлл. междунар. договоров. - 1996. - № 7.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством республики Корея воздушном сообщении от 13 марта 2003г. // СПС «Консультант- Плюс».

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Венгерской республики о воздушном сообщении от 20 декабря 2002 года// СПС

«Консультант-Плюс».

 

Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1084// СЗ РФ. 1999. № 40. Ст. 4861.

Актуальные вопросы международного воздушного права/ под. ред. проф. А.С. Пирадова. М: Международные отношения, 1973.

Афанасьев, В.Г. Международные отношения в области гражданской авиации/ В.Г. Афанасьев. М: Международные отношения, 1983.

Бордунов, В. Д. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов / В.Д. Бордунов, А.И. Котов, Ю.Н. Малеев. М.: Наука, 1989.

Брылов, А. Чикагская конвенция: расследование авиационных происшествий / А. Брылов // Гражданская авиация. 1995. № 3.

Верещагин, А. Н. Международное воздушное право. Проблемы международно-правового    регулирования    воздушных    сообщений     / А.Н. Верещагин. М.: Междунар. отношения, 1966.

Грязнов, В. С. Международные авиаперевозки (правовые вопросы) / В.С. Грязнов. М., 1982.

Даниленко, Г. М. Граница между воздушным и космическим пространством в современном международном праве / Г.М. Даниленко // Советское государство и право. 1984. № 9.

Дежкин, В. Н. Правовое регулирование международных воздушных сообщений / В.Н. Дежкин. М., 1987.

Малеев, Ю. Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики / Ю.Н. Малеев. М.: Международные отношения, 1986.

Малеев, Ю. Н. Обеспечение безопасности международной гражданской авиации как принцип международного воздушного права / Ю.Н. Малеев // Советский ежегодник международного права, 1975. М.: Наука, 1977.

Мезенцев, А. В. Современные международно-правовые вопросы управления воздушным движением / А.В. Мезенцев // Москов. журн. междунар. права. 1997. № 2.

Международное воздушное право: в 2 т. / Под. ред. А.П. Мовчан. М: Наука, 1980 – 1981.

Сапрыкин, Ф.И. Правовой режим воздушного пространства государств участников СНГ /Ф.И. Сапрыкин//Московский журнал международного права. 1996. №4. С. 46-56.

Сапрыкин, Ф.И. Международно-правовые проблемы использования воздушного пространства государств-участников СНГ/ Ф.И. Сапрыкин// Московский журнал международного права. 1993. №4. С.18-22.

 

Задания

 

Задание 1.

 

Выясните признаки международного воздушного полета. Можно ли отнести к этому виду полетов следующие:

-           перелет из Калининграда в Москву;

-           перелет из Туле в Копенгаген;

-           перелет из Анкориджа в Нью-Йорк. Задание 2.

Определите     режим  воздушного     пространства,  находящегося  над исключительной экономической зоной.

 

Задание 3.

 

Определите, регулирует ли международное право полеты на воздушных шарах. Во время полета воздушный шар отнесло на территорию иностранного государства. Нарушено ли его воздушное пространство? Что оно может предпринять в этом случае?

 

Задачи

 

Задача 1.

 

В собственности господина А. находится несколько самолетов. Каждую неделю на одном из них он совершает рейсы из Москвы в Лондон и обратно.

Можно ли сделать вывод, что эти полеты являются международными регулярными? Необходимо ли А. получать разрешения на каждый из этих полетов?

 

Задача 2.

 

1 сентября 1983 года в воздушное пространство СССР вторгся гражданский самолет «Боинг-747». Самолет выполнял рейс из Южной Кореи в США. Он отклонился от своего маршрута, который не должен был проходить через территорию СССР. В районе острова Сахалин самолет был сбит советским истребителем, 269 пассажиров и члены экипажа погибли. СССР утверждал, что самолет залетел на его территорию намеренно, с разведывательной целью.

 

Каков режим воздушного пространства над сухопутной и морской государственной территорией? Может ли государство пресекать незаконное вторжение в свое воздушное пространство, уничтожая самолеты- нарушители? Правильно ли с точки зрения международного права поступил в данной ситуации СССР?

 

Задача 3.

 

15 марта 2001 года трое граждан РФ захватили самолет «Внуковских авиалиний», следовавший рейсом Стамбул – Москва. Они потребовали направить самолет в Медину, а затем после дозаправки вылететь в Афганистан. Самолет совершил посадку в Медине, где после многочасовой стоянки спецподразделение Саудовской Аравии штурмовало самолет, поскольку из переговоров с угонщиками власти сделали вывод о наличии серьезной угрозы жизни членов экипажа. Один из террористов погиб, двое было схвачено. Во время штурма также погибла бортпроводница. Самолет, члены экипажа и пассажиры вскоре были отправлены в РФ. Двое захваченных преступников были помещены в тюрьму Саудовской Аравии.

Какие международные договоры могут быть применимы в данном случае? Предполагают ли они осуждение угонщиков самолета? Где может произойти их осуждение? Обязана ли Саудовская Аравия выдать угонщиков РФ по ее просьбе?

 

Задача 4.

 

Власти государства А получили сообщение, что на борту гражданского самолета, зарегистрированного в государстве Б, совершающего регулярный рейс, часть маршрута которого проходит через территорию государства А, находится человек, подозреваемый в организации терактов в нескольких государствах, объявленный в международный розыск. В тот момент, когда самолет находился в воздушном пространстве государства А, его власти направили экипажу самолета требование немедленно осуществить посадку самолета в одном из аэропортов. Экипаж отказался сделать это, ссылаясь на необходимость выполнять рейс по заранее заданному маршруту и отсутствие объективных причин для его изменения. Власти направили на перехват самолета истребители. В результате экипаж совершил вынужденную посадку, опасаясь того, что самолет будет сбит. В результате проверки экипажа и пассажиров самолета, подозреваемый не был найден.

Можно ли рассматривать действия государства А как нарушение безопасности воздушных полетов? Имеют ли право власти государства требовать посадки самолета, пролетающего через его территорию? Если бы самолет был военным и его полет проходил над территорией государства В, граничащего с А, могло ли оно прибегнуть к подобным действиям?

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!